Тема любовной лирики в творчестве некрасова. Новаторство любовной лирики Н.А

1. Любовная лирика Н. А. Некрасова
2. Образы лирических героев Некрасова.

4. Рассвет и закат любви и отношение к ним лирического героя.

Обиды, размолвки, раскаянье - вновь наслаждение,
-Все это глубокой любви порожденье.

«Тирукурал»

Принято считать, что главными темами творчества Некрасова являются проблемы общественного характера, такие, как нелегкая судьба русского народа и гражданское предназначение поэта. Но это не означает, что Некрасов совершенно не уделяет внимания вопросам человеческих взаимоотношений. Любовная лирика довольно часто замечается в произведениях Н. А. Некрасова.

Объект внимания поэта - Любовная лирика с ее размолвками, взаимным непониманием, ссорами и взаимными упреками. Обращаясь к этой теме, поэт остается верен правде жизни.

В стихотворении «Мы с тобой бестолковые люди...» Некрасов стремится показать нам светлое начало даже в неприятных событиях. Ссора между близкими людьми не столь страшна, если за ней следует «возвращенье любви и участья».

В Любовная лирика Некрасова имеет два характера: характер лирического героя и характер лирической героини. Его лирическая героиня - это личность незаурядная, сильная, наделенная живым умом; это подруга и единомышленница, способная оказать поддержку в тяжелую минуту, отыскать выход из сложной ситуации («Ты всегда хороша несравненно...»). Образ лирического героя наиболее полно раскрывается в стихотворении «Застенчивость». В нем отражено одно из сложных душевных состояний, которое испытывает смущенный или угнетенный человек. Лирический герой Некрасова умен и наблюдателен, однако жизнь не оправдала его надежд, и он потерял веру в будущее.

Герой мучительно пытается осознать, каковы же причины его «бесталанной долюшки слезной», его «сознанья бессилья обидного», и находит такой ответ: «Придавила меня бедность грозная». Некрасов психологически верно показывает переживания человека, готового перевернуть мир ради любимой, но при встрече с ней словно чувствующего на ногах «гири железные».

Окружающая действительность сурова не только по отношению к зарождающейся любви, но и к любви разделенной. В стихотворении «Тяжелый год - сломил меня недуг...» мир воспринимается через следующие категории: беда - счастье, борьба, «жизнь без счастья», враг - друг, любимая. Возлюбленная была самым надежным оплотом, но все-таки и она «не пощадила». Причина этого не столько в ней самой и ее характере, сколько в объективных обстоятельствах, в конкретных жизненных условиях: «Истерзана, озлоблена борьбой... / Страдалица! Стоишь передо мной...».

В любви, по мнению Некрасова, нет места неподвижности и однообразию. Например, его стихотворение «Да, наша жизнь текла мятежно...» захватывает силой чувства, переживаниями, связанными с различными этапами любви, самой формой выражения своих чувств. Самые первые строки свидетельствуют о напряженности, динамизме любовных отношений, их зависимости от влияния окружающей обстановки: «Да, наша жизнь текла мятежно, / Полна тревог, полна утрат». Влюбленные расстаются на некоторое время; их жизнь в разлуке представляется автору как долгое, но терпеливое ожидание новой встречи:

Но с той поры, как все кругом меня пустынно, Отдаться не могу с любовью ничему, И жизнь скучна, и время, длинно, И холоден я к делу своему.

Постепенно воспоминания героя рисуют ему начало любви. Для него становится очевидно, что развитие чувства неразрывно связано с усилением сомнений.

Огромное значение в союзе двух сердец принадлежит доверию, вере. Не случайно слово «вера» или производные от него так часто повторяются в тексте:

Как ты хотела вери ть мне,
И как и верила, и колебалась снова,
И как поверила вполне!

Поэт открывает в преходящих, изменчивых формах земного бытия вечные, незыблемые ценности, и одна из них - любовь, созидающая, покоряющая вершины, способная каждый день сделать счастливым.

Некрасов рассматривает самые разные этапы любовного чувства, иногда объединяя их в одном произведении, как, например, в стихотворении «Давно отвергнутый тобой...». Сначала лирический герой выглядит отчаявшимся, находящимся на грани самоубийства; однако вскоре он снова обретает счастье взаимной любви, а с ней и возвращается и ощущение полноты и радости бытия. Но в конце концов любовь уходит, и все вокруг теряет свое очарование. Возвышенные чувства никак не защищены от грубого вторжения враждебного мира, и непредсказуемость судьбы порождает ощущение трагизма человеческой жизни.

В лирической миниатюре «Прости», своей формой напоминающей заклинание (из-за повтора слова «не помни»), мы можем проследить связь любви с конкретными жизненными событиями:

Прости! Не помни дней паденья.,
Тоски, унынья, озлобленья., -
Не помни бурь, не помни слез,
Не помни ревности угроз!

Герой с благодарностью вспоминает о былом счастье, ему горько расставаться с прошлым. Он хочет, чтобы дни взаимного счастья оставались светлыми и в памяти его возлюбленной. По мнению автора, чувство признательности к ушедшей любви помогает преодолеть болезненность разрыва. Тот, кто любил, должен оставаться внимательным и терпеливым; он не имеет права покидать те вершины, на которые его возвела любовь. Благородство сердца проявляется и в начале любовных отношений и на закате чувства. Поэтому последние строки стихотворения «Прости» звучат как напутствие:

Но дни, когда любви светило
Над нами ласково всходило
И бодро мы свершали путь, -
Благослови и не забудь!

«Любви светило» воспринимается как живое существо: некогда оно «ласково всходило», согревало сердца героев, вселяя в них надежду на возможность преодоления все жизненных невзгод.

Прочитав даже немногие из стихотворений Некрасова, нельзя не согласиться с утверждением, что поэт обогатил русскую литературу новыми поэтическими открытиями, по-своему осмыслив вечную тему любви и взаимоотношений двух любящих людей.

О любовной лирике Некрасова долгое время не писали, находя её не специфичной для этого поэта. Когда же о ней находили возможным говорить, то представляли её либо созданной в пушкинских традициях, либо весьма однообразной, воспроизводящей сходные мотивы. Между тем любовная лирика Некрасова является столь же новаторской, как и всё его творчество, и при этом разнохарактерной в различные периоды творчества.

Стихи 30-х годов созданы в выспренно-романтическом духе и изображают, например, полет от «бедствий жизни бурной» беспорочной души «юной девы в край лазурный», где она должна встретиться с другой душой, ей родственной. Лирическая пьеса 1847 года «Ты всегда хороша несравненно... », посвященная женщине, с которой поэт был близок до встречи с А. Я. Панаевой, написана уже в реалистической манере и представляет собою портрет той, с которой лирический герой делит «настоящее горе». Но при этом стихотворение исполнено неподдельного восхищения героиней, оно всё пронизано светом, противопоставлением «темному морю» жизни, признательностью за поддержку, исходящую от подруги, любованием её жизнерадостной весёлостью, молодостью, умом, добротой и нежностью. И сам поэт платит ей своей ласковостью, называя её голову «головкой», а глаза — «глазками».

Особое место в любовной лирике Н. А. Некрасова занял панаевский цикл, связанный с именем умной, талантливой и красивой А. Я. Панаевой, ставшей в 1848 году женой поэта. Рядом с лирическим героем оказывается теперь образ своеобразной героини, отличающейся сильным характером, огненной горячностью, волей и независимостью. Стихи показывают, что взаимоотношения любящих сразу меняются, становятся напряженными и нелегкими. Впервые возникает тот «поединок роковой», который предварит в чем-то родственный денисьевский цикл Ф. И. Тютчева и окажет на него своё художественное воздействие. И у одного, и у другого поэта отраженный в их циклах любовный союз был недозволенным в глазах общественного мнения, преследуемым «толпой», что отзовётся в особом мотиве этих стихов и определит их драматическую напряженность. Перипетии запечатленных в стихах Некрасова чувств прихотливы, сложны, непредсказуемы, сами переживания мятежны и мучительны, они подстать характерам любящих. Бросается в глаза, что герой и героиня некрасовской лирики — новые люди, наделенные современными взглядами, причастные к творческому труду.

Стихотворение «Когда огонь в твоей крови... » (1848) интересно как своеобразный договор о тех новых отношениях, которые, по Некрасову, должны быть установлены между любящими, которые вступают в союз. Прежде всего, это любовь-страсть, горящая огнём и потому заслуживающая определения «действительной любви». Вместе с тем это союз единомышленников, обладающих передовыми убеждениями, в том числе и убеждением в равенстве мужчины и женщины. Без этих начал единение немыслимо. Третья строфа, говорящая об этом, пронизана решимостью и — в последних стихах — иронией. Разумеется, это не призыв к подруге стать покорной, а категорическое отрицание рабского состояния женщины. «Если страсть... слаба и убежденье не глубоко», то женщина попадает в положение рабыни (Некрасов усиливает это слово эпитетом «вечной»). Такой исход абсолютно неприемлем. Союз должен быть свободным, «по сердцу». Понятие «свобода» резко противостоит здесь рабству. «Насильственное бремя» прежних «постыдных» уз должно быть отринуто и забыто. Об этом говорится во второй строфе.

Но если эти условия приняты, женщина обретает равные права с мужчиной, глубоко осознанные ею, высокое человеческое достоинство, а значит — и подлинную свободу, и настоящую веру. И тогда никакая клевета, никакая молва толпы не могут быть страшными. Они становятся бессильными перед твердыней, созданной обоими. Эпитет «разумные» (права) в первом шестистишии содержит в себе зерно и прообраз той этики «разумного эгоизма», которую вскоре сформулирует Н. Г. Чернышевский.

В стихотворении «Я не люблю иронии твоей... » (1850) лирический герой с его напряженным чувством ощущает себя на своеобразном рубеже: с одной стороны, он сохраняет властную страсть к своей возлюбленной и хочет сберечь своё чувство нетленным, а оттого намерен освободить его от всего наносного, лишнего, в том числе и иронии своей подруги, в которой так явственно проявляется самобытный характер этой женщины, но которая задевает ранимое сердце героя.

Лирический герой признается, что ещё ревнивые тревоги кипят в нём «мятежно». Он хочет с надеждой глядеть в будущее. Но, с другой стороны, знаменательно, что на третий год супружества уже ощутим «остаток чувства» и на горизонте уже брезжит «развязка неизбежная». Поэт ощущает пограничность возникшей ситуации, кризис отношений. Он обостренно чувствует, что тревожная развязка недалека и осознает в её и своём сердце «тайный холод и тоску», которые не скрыть внешним «кипением» и видимой полнотой жажды. Увы! Она «последняя». Вот отчего так настойчиво звучит анафорическое «пока...пока», а в последнем пятистишии возникает яркое сравнение остывающей страсти с осенней бурливой рекой, которая катит ещё бушующие, но уже холодные волны.

Лирическое признание «Мы с тобой бестолковые люди... » (1851) красноречиво говорит о неповторимом новаторстве Некрасова в сфере любовной лирики. Верный правде жизни, поэт обнажает «прозу в любви», о которой сказано в заключительном четверостишии. Эта проза передаётся откровенным упоминанием ссор, размолвок, вспышек, резкостей, взаимных мучений. Но поразительно, что поэт намерен и эти горькие минуты обратить в свою противоположность, взять, как некую дань, и с прозы «долю счастья». Некрасов побуждает и нас видеть неприметный просвет во мгле и полосе мрака. Ведь за ссорой и «полно», и «нежно» наступает «возвращенье любви и участья». Стихотворение подтверждает, что союз любящих в лирическом романе Некрасова оказался истинно свободным, освобожденным от покорной рабской зависимости. Поэт зовёт подругу к полному и откровенному проявлению своих чувств, выражению своих мыслей и мнений: «Говори же, когда ты сердита, // Всё, что душу волнует и мучит!» В произведении этом раскрыта подлинная «диалектика чувств»: их столкновение, развитие, переход одного переживания в другое, ему противоставленное.

В «панаевский цикл» вошла и маленькая лирическая трилогия о письмах, составившая его внутренний подраздел. Наиболее примечательно по построению первое из этих стихотворений — «О письма женщины, нам милой! » (1852). Оно имеет двухчастную структуру и состоит из двух неравных строф. Первая часть (шестнадцатистрочная строфа) носит обобщающий характер и говорит о таком восприятии женских писем, которое может быть знакомо или интересно многим. Оттого поэт использует местоимения множественного числа «нам», «вы» и соответствующие им формы глаголов «послушайте», «скажите», «отдайте», «не читайте». Впрочем, и единственное число употребляется так, что оно касается разных лиц («начнешь»). Строфа эта является горьким выводом из накопленного опыта, она несколько наставительна и дидактична. Тем не менее, она ярко эмоциональна: она начата с междометия «о» и восклицания, которое поддержано восклицанием срединного, восьмого стиха, а закончено выразительным многоточием, заключающим смысловую недосказанность. Строфа эта и внутренне драматична: в ней сталкиваются такие контрастные понятия, как «восторг» и «зло», «страсть — благоразумье», «усмешка» и «злоба». Но все эти антонимичные слова и стоящие за ними переживания объединены одним доминирующим чувством грусти: эпитету «унылой» (в начале строфы) вторит словосочетание «мучительной тоской» (в её конце).

Вторая часть (десятистишие) носит иной, нежели первая, конкретный характер: она заключает в себе частный случай и касается интимных подробностей из жизни лирического героя и в известной мере — самого автора. Поэтому на смену местоимениям множественного числа приходят «ты» и «моём», «я» и «мне». Есть и другое отличие этой второй строфы от первой. Если стихотворение начато было восторгом и о восторгах, то заканчивается оно скорбными мотивами «могилы юности» и «поблекших цветов». Во второй строфе также заметны контрасты (от писем «проку мало», а они «мне милы»), противоречивость переживаний подчеркивается противительным «но» (гляжу на письма «строго», но бросить «не могу»; в них правды «мало», но они всё-таки «милы»). Но в целом стихи второй строфы объединены скорбным настроением. Это своеобразная эпитафия, прощающаяся не только с юностью, но и с поздней любовью; это предощущение угасания страсти и затухания прежнего чувства. На этот раз размолвка любящих проявляется в том, что вдруг осознаётся неискренность писем и их детский «лепет». И всё-таки поэт говорит о письмах любви, которая так тесно связывает прошлое, настоящее и будущее. Поэтому мысль о времени («мне время доказало») становится в этом стихотворении одной из определяющих.

Своеобразным продолжением этих строф станут незаконченные стихотворения «Письма » и «Горящие письма ». В них уже вихрем ворвутся темы рока и безумия.

Лирическая миниатюра «Прости » (1856) обращена к А. Я. Панаевой и вызвана намерением найти примирение с нею после размолвки, когда поэт окажется рядом с нею за границей. Самые разные чувства одушевляют это стихотворение. Здесь и просьба о прощении за прежние обиды (восклицанием «Прости!» начато послание), и заклинание о забвении (троекратно повторяется слово «не помни», которое в двух стихах становится анафорой), и исповедь (отсюда такая обнаженная правда отношений, переданная в перечислении однородных членов: не помни «тоски, унынья, озлобленья», «бурь», «слёз», «ревности угроз»), и возвышение переживаемой любви (сравнение её с ласковым светилом), и призыв к памяти о самом прекрасном, и благословение. И всё это умещено в лаконичные восемь строк четырехстопного ямба! Две строфы, казалось бы, симметричны: обе они говорят о прошедших днях, содержат по четыре стиха, заканчиваются восклицаниями. Но они и принципиально различны по содержанию и эстетической окрашенности: в первой строфе говорится о «паденье» и о низменном; во втором четверостишии — о восходе, бодром свершении пути и возвышенном.

Любовный роман с Панаевой будет завершен в 1863 году, когда произойдёт окончательный разрыв с нею. Но эхо «панаевского цикла» будет не раз ещё отдаваться в лирике Некрасова, в частности в драматических «Трех элегиях » (1874). Скорбные стихи, обращенные к Зине (Ф. А. Викторовой), с которой Некрасов обвенчается за несколько месяцев до своей смерти, проникнуты безмерной благодарностью за её самоотверженное служение больному другу.

В трёх лирических обращениях с одинаковым названием «Зине » нарисован не только измученный болями умирающий поэт, но и страдающая молодая женщина, наделенная добротой, чуткостью и отзывчивостью («В сердце твоём // Стоны мои отзываются»). Мы отчётливо видим то нежные, то плачущие украдкой, то любящие, то утомленные очи Зины, о труде, надломленности и судьбе которой думает прощающийся с нею великий человек.

Заблуждаются те, кто утверждает, что у Н.А. Некрасова не может быть стихов, наполненных накалом страстей, вызывающих эмоции радости и слез. Для большинства он поэт-гражданин, из-под пера которого вышло произведение « «. Конечно, в первую очередь, он поэт, пишущий о нуждах народа и скорбящий о его судьбах. Но есть в творчестве Некрасова и любовная лирика, которая открывает его с неожиданной, точнее, непривычной стороны. Присутствуют в собрании поэта такие стихи, которые берут за душу, отражают личные переживания, раскрывают тайные порывы души. Такие стихи есть отражение либо переживаний в момент тяжелых испытаний, либо восторга от нахлынувшего чувства.

В 1856 году в творчестве Некрасова появляются оригинальные ноты: он начинает писать о любви по-новому. Безумной, страстной, всепоглощающей любовью стала для поэта Авдотья Панаева, которой он посвятил цикл стихов. Произведения, написанные для любимой и о ней, не имеют аналогов для сравнения. Их отношения не были невинными или простыми: Панаева была замужем. Только по прошествии некоторого времени они смогли соединить свои судьбы. До Некрасова поэты предпочитали изображать любовь только как прекрасное чувство, идеализируя его. Некрасов тоже поэтизирует это чувство, но его «панаевский цикл» может сравниться только со стихами тютчевского «денисьевского цикла». Поэт был страстно влюблен, и его чувства нашли отражение в стихах.

«Я не люблю иронии твоей» образец высокоинтеллектуальной поэзии, где герои знают и понимают предопределение своей любви и грустят по этой причине. Два «так горячо любящих сердца» недавно объединились и, хотя герой признает, что «пока еще кипят» в его душе «мятежно ревнивые тревоги и мечты»,он уже тревожится о возможной развязке. От иронии возлюбленной он страдает, в сердце царит «тайный холод и тоска…». Сложен характер героини в этом стихотворении, что явилось совершенно новым приемом в лирических произведениях. В заключительных строках стихотворения яркое сравнение остывающих чувств с осенней рекой подчеркивает неизбежность разлуки.

Отношения между возлюбленными меняются, возникают ссоры и размолвки (стихотворение «Да, наша жизнь текла мятежно…» ). Николай Алексеевич Некрасов не воспевал идеальную любовь без ссор и взаимных претензий, и проза и поэзия отношений у него тесно переплетаются. «Мы с тобой бестолковые люди…» ,написанное в 1851 году подтверждает это предположение. Он призывает к откровенности в чувствах: «Говори же, когда ты, сердита, Все что душу волнует и мучит!». И в тоже время старается приобщить к поэтике отношений «прозу»:

Если проза в любви неизбежна,

Так возьмем и с нее долю счастья:

После ссоры так полно, так нежно

Возвращенье любви и участья .

Но разлука неизбежна. После очередной ссоры с Панаевой Некрасов пишет лирическую миниатюру «Прости» , желая получить прощение. Стихотворение буквально пропитано эмоциональностью. Чувствуется, как глубоко переживает эту размолвку поэт. Потому каждая строка стихотворения заканчивается восклицательным знаком. Его можно назвать своеобразной исповедью поэта, в которой он просит прощения за причиненные обиды, вспоминает о счастливых мгновениях любви, умоляет любимую забыть «тоски, унынья, озлобленья», «ревности угроз» , призывает к воспоминаниям о светлых и радостных событиях.

Я думаю, особенностью любовной лирики Некрасова является, присутствие в произведениях двух героев: влюбленного и его избранницы. Такой прием говорит об уважении поэта к женщине, о его стремлении создать образ настоящей женщины с ее достоинствами и недостатками. Любовная лирика Некрасова пропитана глубоким лиризмом, оригинальностью. Поэт достоверно раскрывает особенности отношений между мужчиной и женщиной, показывает значимость любви в их жизни.

Материал подготовила Довгомеля Лариса Геннадьевна

1. Новаторство Некрасова.
2. «Панаевский цикл» стихотворений.
3. Тема семьи в любовной лирике.

То сердце не научится любить, Которое устало ненавидеть.
Н. А. Некрасов

Любовная лирика Н. А. Некрасова не так широко известна, как гражданская, но и здесь поэт выступает новатором. Чему были посвящены любовные стихи до него? Они воспевали счастливую или неразделенную любовь. Некрасов же писал о ней приземленно, введя в лирику бытовое понимание любви, взаимоотношения со всех их сторон, со всеми нюансами. До Некрасова никто не писал о ссорах и бытовых мелочах в любви, о женских слезах и женском коварстве.

О слезы женские, с придачей
Нервических, тяжелых драм!
Вы долго были мне задачей,
Я долго слепо верил вам
И много вынес мук мятежных.
Теперь я знаю наконец:
Не слабости созданий нежных, —
Вы их могущества венец.
Вернее закаленной стали
Вы поражаете сердца.
Не знаю, сколько в вас печали,
Но деспотизму нет конца!

Поэт пишет о женщинах, которые не гнушаются злоупотреблять слезами для того, чтобы получить желаемое. Любовь он называет близорукой, делая вывод, что эту женщину не стоило любить, потому что с ней мужчина делается рабом. О письмах бывшей любимой поэт говорит, что от них нужно избавляться или никогда не читать, иначе

Начнешь с усмешкою ленивой,
Как бред невинный и пустой,
А кончишь злобою ревнивой
Или мучительной тоской...

«В них мало правды, — пишет поэт, — но они милы как цветы с могилы юности». Самые интимные стихи о любви содержит так называемый панаевский цикл — под таким названием литературоведы объединили двенадцать стихотворений, посвященных А. Я. Панаевой. Эта русская писательница около пятнадцати лет была гражданской женой Некрасова. Взаимная любовь принесла им обоим и счастье, и переживания. Это был роман не просто между мужчиной и женщиной, а между писателями, сотрудниками, соавторами — для того времени это были необычные отношения. Стихотворный роман, по мнению исследователя творчества Некрасова Н. Н. Скатова, был порождением романа жизненного: «...Роман был произведен не только литературный, но и жизненный, житейский». Эти отношения сопровождались сложными коллизиями, ведь Авдотья Яковлевна была законной женой И. И. Панаева, и после ее ухода к Некрасову все трое продолжали жить фактически под одной крышей. Красавица, умная, образованная женщина, она тянулась больше к Некрасову, чем к легковесному Панаеву. Николай Алексеевич называл ее своей второй музой.

Не знаю я тесней союза
Сходней желаний и страстей —
С тобой, моя вторая Муза...

Для поэта союз с Панаевой был «свободным, по сердцу союзом». В стихотворении 1847 года он призывает любимую к этому союзу, не пугаясь молвы и клеветы: нужно освободиться от «постыдных уз», «когда горит в твоей крови огонь действительной любви». О том, что пришлось пережить Авдотье Яковлевне до встречи с поэтом, Некрасов писал:

Тяжелый крест достался ей на долю:
Страдай, молчи, притворствуй и не плачь;
Кому и страсть, и молодость, и волю —
Все отдала — тот стал ее палач!

«Человек создан быть опорой другому, потому что ему самому нужна опора», — убежден Некрасов. Такой же принцип он считал главным в семейных отношениях. Стихотворение «Мы с тобой бестолковые люди...» было впервые опубликовано в 1851 году. В нем говорится о том, что «проза в любви неизбежна», но после ссоры слаще примирение. Ссоры вспыхивают легко, и в такой момент в пылу с языка может сорваться «неразумное, резкое слово». Лирический герой предлагает любимой:

Говори же, когда ты сердита,
Все, что душу волнует и мучит!
Будем, друг мой, сердиться открыто:
Легче мир — и скорее наскучит.

В этом небольшом стихотворении мы видим будни семьи, быт влюбленной пары, не всегда мирный, но это обычное явление, ведь у людей разные характеры, и нужно идти навстречу друг другу, чтобы сохранить любовь. Поэт говорит о том, что любовь помогает людям выжить. У него необычный для своего времени взгляд на отношения между мужчиной и женщиной.

...Как странно я люблю!
Я счастия тебе желаю и молю,
Но мысль, что и тебя гнетет тоска разлуки,
Души моей смягчает муки...

Его возлюбленная — это не бесплотный романтический идеал, а земная женщина, личность со сложным характером, имеющая свое мнение, свой взгляд на вещи. Она — «подруга трудных, трудных дней», «подруга темной участи», опора героя в жизни, его поддержка, единомышленница. Снова и снова он переживает историю начала их отношений:

Покорствуя, переживаю вновь
И первое движенье страсти,
Так бурно взволновавшей кровь,
И долгую борьбу с самим собою,
И не убитую борьбою,
Но с каждым днем сильней кипевшую любовь.
Как долго ты была сурова,
Как ты хотела верить мне,
И как и верила, и колебалась снова,
И как поверила вполне!
Счастливый день! Его я отличаю
В семье обыкновенных дней;
С него я жизнь мою считаю,
Я праздную его в душе моей!)

Влюбленная пара растет духовно в процессе нравственных поисков. Это отношения двух интеллектуалов. В этих отношениях нет однообразия, закостенелости. Некрасов пишет о личном, выражая в своих стихах мудрость и опыт семейной жизни.

Я не люблю иронии твоей.
Оставь ее отжившим и не жившим,
А нам с тобой, так горячо любившим,
Еще остаток чувства сохранившим, —
Нам рано предаваться ей!

Это была его роковая страсть. В 1856 году он пытается расстаться с Панаевой, сопровождая эту попытку стихотворением «Прости! Не помни дней паденья...», где завещает ей помнить только мгновения счастливой любви, забывая дни «тоски, унынья, озлобленья».

Стихотворение «Давно — отвергнутый тобою...» (1855) показывает нам три этапа любви, воспоминания о которых связаны с одним местом, обрывом у реки. Первый — когда отвергнутый герой хочет броситься в волны, не мысля жизни без любимой. Второй — когда влюбленные вместе и счастливы, а любимая благословляет волны, отвергшие героя в минуты его отчаяния. Третий этап связан с закатом любви. Через много лет герой потерял любовь и снова вернулся к волнам, которые уже не отталкивают его, а манят. Поэт поражает нас глубиной выражения своего чувства в стихотворении, где смешаны биографическое, поэтическое и психологическое в изображении динамики любви. О напряженном течении любви также говорит стихотворение «Да, наша жизнь текла мятежно...». Жизнь была наполнена тревогами и утратами, даже временное расставание любящих было неизбежным, но оно принесло опустошение в душу героя:

Но с той поры как все кругом меня пустынно!
Отдаться не могу с любовью ничему,
И жизнь скучна, и время длинно,
И холоден я к делу своему.

Любовь и вера — это истинные ценности, которыми дорожит герой. Но он понимает также, что женщина имеет право сама решать свою судьбу, она заслуживает счастья. Такое изображение героев, как и появление в любовной лирике темы семьи, было необычно новым для того времени. Любовь у Некрасова настоящая, земная, а не возвышенно-романтическая. Он показывает читателю прозу любви, сложные отношения любящих друг друга людей, становясь в этой теме чистым лириком.

Совет:не стоит списывать всё как есть.
В стихотворениях Некрасова выражены подлинная драматичность переживаний, сложные и мучительные отношения героя и героини. В любовной лирике герой винит себя в наступлении охлаждения, мучительно кается в разрыве отношений, трагически переживает страдания любимой женщины. Такая моральная высота чувств, напряженный драматизм переживаний явились новой страницей в русской лирике. Чернышевский писал Некрасову, что его стихотворения о любви «буквально заставляют меня рыдать».

Все творчество Некрасова проникнуто совершенно особым, полным благоговения и восхищения отношением к женщине. Женские образы в его любовной поэзии - сильные, решительные, более цельные и уравновешенные по сравнению с их вечно колеблющимися, сомневающимися и страдающими от собственной слабости воздыхателями. Герой любовной лирики поэта склонен к мнительности, подозрениям и самоанализу:

Верь: постыдный порыв подозренья

Без того ему много принес

Полных муки тревог сожаленья

И раскаянья позднего слез.

Героиня лирики Некрасова - удивительно мудрая женщина, способная переносить удары судьбы, прощать своего мятущегося, ревнивого возлюбленного и понимать «его грустный недуг». Он часто впадает в пессимистические настроения, предается унынию и озлоблению, она всегда выступает в роли утешительницы и друга, приходит на помощь в трудную минуту и учит мудрому смирению перед неизбежным:
Ты всегда хороша несравненно,
Но когда я уныл и угрюм,
Оживляется так вдохновенно
Твой веселый, насмешливый ум.

Любовь рассеивает грустные мысли, вселяет в душу лирического героя надежду, помогает ему «без обычного страха» смотреть «в темное море» будущего.

Своеобразие лирики Некрасова в том, что в ней разрушается лирическая замкнутость, преодолевается лирический эгоцентризм: любовные стихи открыты для героини, которая входит в стихотворение со всем богатством и сложностью своего внутреннего мира. В лирическом цикле Некрасов создает характер героини, характер новый, в разных проявлениях, самоотверженный и ревнивый. Почти все произведения интимной лирики Некрасова заканчиваются многоточиями - значит, ситуация не разрешена, не исчерпана, продолжение следует. Высокий взлет человечности - в драматическом диалоге стихотворения «Тяжелый крест достался ей на долю…». Чернышевский называл это стихотворение лучшим лирическим произведением. Стихотворение - одно из самых трагических у поэта, стихотворение высокого строя, который определен удивительным единством основного образа - образа креста. Образ креста соответствует высоте страдания и окончательного разговора перед лицом надвигающейся смерти. В первой строке - «Тяжелый крест достался ей на долю…» - отвлеченное обозначение тягот, слегка обновленный житейский оборот « нести крест ».

Любовную лирику Некрасова отличает сюжет, конкретность, которых раньше не было в любовной поэзии, с ее непременной отвлеченностью от «низменных» бытовых тем и нарочитой восторженностью в описании мира человеческих чувств. Героиня любовной лирики Некрасова погружена в житейскую действительность, наделена вполне определенными, земными чертами, мы узнаем подробности о ее жизни. Герою Некрасов уделяет гораздо меньше внимания, чем героине, герой не так конкретен и ярок, поэт говорит только о его чувствах, но не о нем самом, кто он, откуда - неизвестно.

Поэт отказался от восторженн

Последние материалы раздела:

Длины световых волн. Длина волны. Красный цвет – нижняя граница видимого спектра Видимое излучение диапазон длин волн в метрах
Длины световых волн. Длина волны. Красный цвет – нижняя граница видимого спектра Видимое излучение диапазон длин волн в метрах

Соответствует какое-либо монохроматическое излучение . Такие оттенки, как розовый , бежевый или пурпурный образуются только в результате смешения...

Николай Некрасов — Дедушка: Стих
Николай Некрасов — Дедушка: Стих

Николай Алексеевич НекрасовГод написания: 1870Жанр произведения: поэмаГлавные герои: мальчик Саша и его дед-декабрист Очень коротко основную...

Практические и графические работы по черчению б) Простые разрезы
Практические и графические работы по черчению б) Простые разрезы

Рис. 99. Задания к графической работе № 4 3) Есть ли отверстия в детали? Если есть, какую геометрическую форму отверстие имеет? 4) Найдите на...