Сумрак тихий сумрак сонный. Анализ стихотворения Тютчева Тени сизые смесились…

Ф. И. Тютчев - один из величайших наших философских лириков. Его поэзия, как дивная музыка, волнует и наполняет душу любовью к миру. Нашей темой станет произведение, которое вначале называлось «Сумерки». Теперь его название звучит так: «Тени сизые смесились…» Оно до слез взволновало Л. Толстого, и писатель назвал его «истинным произведением искусства».

Образ ночи в творчестве поэта

Лирические миниатюры Федора Ивановича проникают в потаенные уголки сердца и души. Его поэтические произведения направляют ум на глубокое восприятие всего, что происходит, и позволяют осмыслить свое внутреннее состояние. По Тютчеву, мир - это древний девственный хаос, не поддающаяся контролю стихия.

Все, что мы видим вокруг, - лишь ее зыбкое порождение. Потому поэт часто обращает свой взор на тьму ночи. Только ночью «мыслящий тростник» остается наедине с собой и предстает пред вечным миром. В ночном мраке он ощущает себя особенно малым и беспомощным и остро переживает свое существование как трагедию.

Тютчева также привлекают состояния, которые находятся на грани перехода от дня к ночной мгле. Один из примеров - стихотворение «Тени сизые смесились…». В нем воспет сумрак. Пришел вечер, освободивший от дневных мелочных забот, и в покое полумрака наступает момент, когда человек сливается душой с природой и приобщается к вечности. Вот он, этот момент: «тени сизые смесились…» и «все во мне, и я во всем».

История создания стихотворения

Произведение написано в 1835 году. В это время Ф. И. Тютчев переживал любовную драму. Он уже девять лет был счастливо женат на бесконечно очаровательной Элеоноре Петерсон, имел от нее трех дочерей. Жена обожала Федора Ивановича.

На его скромное жалованье она в Мюнхене умудрялась прилично вести дом, в котором было уютно и гостеприимно.

Но в 1833 году на балу Федор Иванович встретил красавицу, которая покорила его блеском ума. Сначала он испытал тягу к ней как духовно близкому человеку. Но их отношения углубились. Милая и простодушная жена, узнав о связи мужа, пыталась, как могла, сохранить семью.

Былеще один страшный момент в 1835 году. Сам поэт находился в Петербурге, а семья отправилась морем к его новому месту службы. Пароход потерпел крушение. Элеонора вела себя чрезвычайно мужественно, и все были спасены. Но эта драма сказалась на хрупком здоровье Элеоноры. Она слегла и не вставала с постели. В обстановке мучительной раздвоенности, жалости и сочувствия к жене и неумолимой тяге к другой женщине у поэта родились строки «тени сизые смесились…».

Можно предположить, что, когда детей уводили спать, а в доме стихали их веселые голоса и жена оставляла его в одиночестве, то, не зажигая свечей, Федор Иванович сидел в сгущающемся сумраке и тягостно размышлял. Его терзала невыразимая тоска, и он просил, чтобы полумрак влился вглубь его души и дал, наконец, ей покоя.

Тема, идея

Вечерняя жизнь, которая объединяет Человека и Мироздание, стала основной темой произведения «Тени сизые смесились…». Лирический герой погружен в невыносимые раздумья, выливающиеся в мучительную тоску. Депрессию лирического героя немного снимает наблюдение за спокойствием, которое его окружает: звуки уснули, дневные цвета не режут глаз, слышен полет мотылька. Он ищет выход из одиночества, пытаясь объединиться с окружающим миром, и завершает свои наблюдения утверждением, что все растворилось в нем: будто достигнута долгожданная гармония. Сумрак, «сонный» и «тихий», загадочным образом наделяется целительной силой. Он может утишить страдания и переполнить чувства мглой, забвением себя.

Образы

В произведении «Тени сизые смесились…», анализ которого мы уже начали, противопоставляются образы материального и духовного миров.

Материальное выявлено в цвете, который поблекнул или потонул в сумраке, в звуке - уснул, то есть почти затих, жизнь и движенье отошли на задний план, и слышен только далекий гул, а незримый полет мотылька отзывается в душе тихим эхом.

Духовное проявляет себя иначе. Бессмертная душа открывается через чувства, которые лирический герой просит наполнить самозабвеньем в дремлющем мире, дарующем упоительный покой.

Два этих противоположных начала объединяет образ сумрака. Инверсиями эпитетов поэт показывает значимость для него сумрака. Он, тихий, сонный, а также благовонный, как сладостный ладан, дарящий удовольствие, несет неподвижность.

Лирический герой

Сложен его внутренний мир, который не стоит полностью соотносить с личностью поэта.

Он отражает не только личные черты автора, но его современников, людей его класса, которые способны понять своеобразное мироощущение поэта. Переходные состояния природы волнуют поэта: как зима становится весной, лето - осенью, вечер - ночью. Эта динамика, за которой наблюдает находящийся в тягостных переживаниях лирический герой, отражена в произведении «Тени сизые смесились…». Тютчев показывает это время как час невыразимой тоски и желание его героя понять природу, раствориться в ней. Но ему присуще трагическое одиночество. Он, тонко понимая мир природы и любви, хочет глубоко постичь свою судьбу в этом мире. Но от себя уйти ему не дано. В этом состоит глубокое противоречие между личным, индивидуальным, и реальностями жизни.

Ритм и размер

Произведение «Тени сизые смесились…» Тютчев написал хореем с перекрестной рифмой. Оно состоит из шестнадцати строф, разделенных по смыслу на две части.

Композиция

Если в стихотворении «Тени сизые смесились» анализу подвергнуть композицию по строфам, то можно сделать вывод, что она делится пополам - первые восемь строф посвящены картине ночной жизни.

Эпитет «сизый» важен для поэта. Он, как художник на палитре, смешивает краски: черную, белую, голубую, серую - и получает зыбкую сизую грань перехода от дня к ночи. В это время звук уснул и движение жизни отдается где-то далеким гулом. Мучительное спокойствие вдруг заканчивается эмоциональным всплеском, который подчеркнут восклицательным знаком. Весь мир неожиданно вместился в душу, и лирический герой в нем растворился.

Во втором восьмистишии он обращается со страстной мольбой к сумраку: дать ему «самозабвенье» и уничтожение, что передает сильнейшее стремление лирического героя обрести гармонию, слиться с природой, уйти от себя. На эту пламенную жажду указывает знак восклицания и тщательно подобранные глаголы.

Поэтические средства

В заключении анализа стихотворения «Тени сизые смесились…» мы рассмотрим эпитеты. В первой части они создают образ реальных сумерек на исходе дня: сизые тени, зыбкий сумрак, дальний гул, незримый полет мотылька, невыразимая тоска. Их инверсия усиливает впечатление, что приближается ночь. Кроме того, олицетворение «звук уснул» и словосочетание «поблекнул цвет» показывают наступление ночной тишины. Аллитерации со свистящим, многократно повторяющимся «с» создают чувство, что с читателем шепотом делятся тайной.

Вторая часть, обращение к сумраку, наполнена глаголами в повелительном наклонении, которые демонстрируют то, к чему стремится душа, - к покою и самозабвению.

В заключение следует сказать, что стихотворение Тютчева «Тени сизые смесились…» - один из образцов философско-романтической лирики поэта. В нем душевное настроение лирического героя угадывается по сопоставлению с явлениями природы. Это придает стихотворению символический смысл.

Данное стихотворение написано Тютчевым в связи с болезнью любимой супруги Элеоноры, которая весьма обострилась после путешествия в Турин, где вся семья в 1835году попала в кораблекрушение. Жена, которой никак не становилось лучше, пустой дом, в котором стали проходить одинокие вечера поэта, мысли связанные с собственным самобичеванием, по поводу идеи путешествия, все это отразилось в строках данного произведения. Сам стих был написан в 1836г., изначально назывался «Сумерки», переходное время в состоянии суток - так часто интересовавшая тема поэта, как и форма (две строфы).

Первая строфа представляет собой описание приходящей ночи, видоизменение всего и вся уловимого ухом и взором человеческим. Отмечаем, что для того, чтобы показать уход дня поэт использует глаголы прошедшего времени. Удивительно состояние окружающего мира, описанного поэтом, он уже еле различает предметы, все мутнее выглядят их грани, но в тоже время сумрак этот зыбкий, словно боится быть спугнутым кем-то или чем-то. Из выразительных средств автор использует метафоры: цвет поблекнул, звук уснул, жизнь разрешилась в сумрак и гул; эпитеты- незримый полет, невыразимая тоска. Жизнь, наполненная до этого радостью совместных вечеров с возлюбленной, сейчас растворилась, превратилась лишь в отзвуки, воспоминания, отсюда и нахлынувшая тоска, которой охвачен лирический герой. Ему кажется, что он сам растворился во всей этой ночи, то есть для него жизнь в некотором роде тоже утратила прежний смысл, что подчеркивают идущие подряд предложения с риторическими восклицаниями и многоточиями.

Во второй строфе тоска, мучающая лирического героя, перерастает в процесс самоуничижения, он упивается тишиной, ведь именно она способна заглушить все его чувства и переживания. Выразительные средства это строфы это: эпитеты- тихий сумрак, сонный сумрак; метафорический эпитет –дремлющий мир; метафора –сумрак лейся в душу, залей чувства мглой самозабвения, смешай с миром. Лирический герой жаждет забыться, отстраниться от бренности этого мира, словно сам он медленно превращается в незримую пелену, тем самым сливаясь с этим безмолвным, сонным едва различимым мирозданием. Как яростно звучат желания лирического героя: переполни, смешай; выраженные через риторические восклицания, на фоне использования аллитераций со звуком «ш», «с», ассонансов с «о», рисующих картину спокойствия и дремоты.

Композиционно стихотворение оформлено в кольцо, потому как слово из первой строфы «смесились», видоизменено используется в последней строке «смешались», это так же говорит нам и о том, что сумерки уже отступили, дав полную власть ночи.

Анализ стихотворения Тени сизые смесились... Тютчева

Стихотворение Тютчева « тени сизые смесились », было написано в 1836 году в трудный период писателя жизни, и поэтому можно сразу заметить негативное отражение мыслей поэта, и выявить основную мысль произведения, которая заключается в тяжелых душевных переживаниях Фёдора Тютчева. Это объясняется наличием образа ночи и тишины, которая символизируется с покоем и душевным равновесием, в котором автор так нуждается. Можно заметить, как лирическому герою так хочется покоя, который обретает вокруг природа, может показаться, как герой просто умоляет засыпающий мир, утолить его страдания. И с уверенностью можно сказать, что основная тема стихотворения является жажда покоя и умиротворения в трудных жизненных переживаниях.

В первых строфах читателям открывается вечернее время дня, точнее сумерки, время дня когда смешиваются два главных периода всего времени ночь и день, это может нам показать о промежуточном состоянии души между двумя противоположными началами дня и ночи. Вторые строфы повествуют нам уже об окончании перехода между противоборствующими сторонами и становиться ясно, что одна из них просто мирно отступает, словно устала от постоянной борьбы и ночь заполняет все вокруг, просачиваясь в самые дальние уголки человеческой души. В последних строфах мы можем почувствовать, как в душе главного героя царствует ночь и тоска, и он жаждет покой, который обретает вокруг природа, он чувствует его хладное дуновение, но не может коснуться и остудить раскаленные камни в своей душе. С одной стороны может показаться, что душа, нашла гармонию с окружающим миром « Все во мне, и я во всем », все ушло куда то в дальний гул но в тоже время, у героя не получается отрешиться от самого земного, отрешиться от земных проблем, от той сомой ночи царствующей вокруг. И последствием этого становиться невыразимая мука, которая перестаёт в мольбы о помощи.

Кратко, по плану

Картинка к стихотворению Тени сизые смесились...

Популярные темы анализов

  • Анализ стихотворения Есенина Голубая кофта синие глаза

    Под конец своей жизни Есенин начал писать маленькие стихотворения. Насчитывается больше десятка таких маленьких произведений, одним из них является стихотворение «Голубая кофта…».

  • Анализ стихотворения Фета Горячий ключ

    У многих писателей и художников проходит прямая параллель между творчеством и внутренними переживаниями, их произведения являются, по сути, отражением собственных потрясений происходящих в их душах. В истории русской литературы

  • Анализ стихотворения Бунина Мать

    Стихотворение «Мать», как и другие у Бунина, красивое и особенное. Поэт поздно уехал от родителей, тогда ему было 17 лет. Он был душевно привязан к матери и сравнивал с ней всех представителей прекрасного пола, которые ему попадались.

  • Анализ стихотворения Есенина Мы теперь уходим понемногу

    Стихотворение « Мы теперь уходим понемногу », было написано Сергеем Есениным в конце его жизни и творчества о чем и говорит сам поэт в этом печальным стихотворении, которое не прочтешь без чувства печали и страдания к судьбе молодого

Стихотворение «Тени сизые смесились…» было написано Ф.И. Тютчевым в 30-е годы. В начале мая 1836 г. поэт послал его Гагарину. Впервые оно было напечатано в журнале «Русский архив» за 1879 год и в сборнике «Новонайденные стихотворения Ф.И. Тютчева» под названием «Сумерки». Известно, что это произведение очень любил Л.Н. . Вот как вспоминает об этом А.Б. Гольденвейзер: «На столике у него лежал том Тютчева…Заговорили о Тютчеве. На днях Льву Николаевичу попалось в «Новом времени» его стихотворение «Сумерки». Он достал по этому поводу их все и читал больной. Лев Николаевич сказал мне: «Я всегда говорю, что произведение искусства или так хорошо, что меры для определения его достоинств нет – это истинное искусство. Или же оно совсем скверно. Вот я счастлив, что нашел истинное произведение искусства. Я не могу читать без слез. Я его запомнил. Постойте, я вам сейчас его скажу»…Лев Николаевич прочел тютчевское «Сумерки» тихим, прерывающимся голосом, почти шепотом, задыхаясь и обливаясь слезами. Он менее всего «декламировал», но и не произносил стихи как прозу; чтение было мерным, и ритм стиха, несмотря на прерывистость, ясно ощущался» .
Мы можем отнести это произведение к философской и пейзажной лирике, жанр его – лирический фрагмент. Стиль – романтический. Основная тема – вечерняя и ночная жизнь природы и человеческой души.
Первая строфа рисует картину погружения мира в сумерки. Жизнь с ее суетой и активностью, яркостью дневных красок, громогласием звуков, определенностью здесь как будто замирает, разрешаясь в неподвижность, в «сумрак зыбкий», в тишину. Все становится неопределенным, незримым, мир лишается четкости своих очертаний. Мир покрывает тишина, и лишь полет мотылька нарушает этот покой. Время здесь как будто вливается в душу лирического героя, который видит свое отражение во всем окружающем – в жизни и природе:

Тени сизые смесились,
Цвет поблекнул, звук уснул -
Жизнь, движенье разрешились
В сумрак зыбкий, в дальний гул…
Мотылька полет незримый
Слышен в воздухе ночном…
Час тоски невыразимой!..
Всё во мне, и я во всем!..

Исследователи отмечали здесь оксюморонность созданной поэтом картины. «Незримый» полет мотылька у Тютчева «слышен». Это противоречие символически передает разъединенность героя с окружающим миром. По Тютчеву, именно развитый индивидуализм не дает человеку ощутить себя частью природы. Чувства лирического героя противоречивы. Ночное время для него – «час тоски невыразимой». Но вместе с тем он жаждет полностью слиться с природой и временем. Только так он может открыть для себя истину, проникнуть в самую суть явлений.
Вторая строфа начинается спокойной, умиротворяющей интонацией. Лирический герой обращается к «сумраку», видя в нем спасение для своей измученной души:

Сумрак тихий, сумрак сонный,
Лейся в глубь моей души,
Тихий, томный, благовонный,
Все залей и утиши.

Затем тон стихотворения резко меняются. Интонации лирического героя становятся энергичными и напористыми:

Чувства – мглой самозабвенья
Переполни через край!..
Дай вкусить уничтоженья,
С миром дремлющим смешай!

Ночное время суток для героя – «уничтоженье» ясности, четкости, гармонии дум и чувств. Но вместе с тем он жаждет приобщиться к этому Хаосу, полностью слиться с ночным миром и обрести желанную гармонию, преодолев собственное одиночество и индивидуализм. Таким образом, мироощущение лирического героя – романтическое.
Композиционно произведение делится на две части (построфно). Первая часть – это тихая и гармоничная картина ночной жизни. Однако заканчивается она мучительным восклицанием: «Час тоски невыразимой! Всё во мне, и я во всем!..». Во второй части лирический герой передает свою жажду обретения желанной гармонии со временем через «самозабвенье» и уничтоженье. Ночной мрак способен исцелить и утешить измученную душу, но способен и испугать, обнажить все дремлющие доселе чувства. Заканчивается вторая строфа также энергичным, решительным восклицанием: «Дай вкусить уничтоженья, С миром дремлющим смешай!». Таким образом, в основе композиции лежит противопоставление двух сторон ночной стихии: умиротворяющей и пугающей. Начинается и заканчивается стихотворение темой замирания мира: «Тени сизые смесились…» – «С миром дремлющим смешай!». В этом плане мы можем говорить о кольцевой композиции.
Стихотворение написано четырехстопным хореем, восьмистишиями, рифмовка – перекрестная. Поэт использует разнообразные средства художественной выразительности: эпитеты («полет незримый», «час тоски невыразимой», «сумрак сонный»), метафоры («звук уснул», «Сумрак тихий, сумрак сонный», «Лейся в глубь моей души», «дай вкусить уничтоженья»), аллитерацию («Тени сизые смесились»).
Произведение мы можем рассматривать в контексте всего творчества поэта. Оно развивает традиционные для Тютчева темы и мотивы: дня и ночи, Хаоса и Космоса, человека и природы. «Тени сизые смесились…» перекликается с такими стихотворениями поэта, как «День и ночь», «День вечереет, ночь близка…», «Святая ночь на небосклон взошла…».

МАОУ «СПШ № 33»

(10-11 класс)

Подготовила и провела учитель

русского языка и литературы

Криводерева Л.В.

Старый Оскол

2012

Тема. Философская лирика Ф.И. Тютчева. Обучение анализу философской лирики на примере стихотворения "Тени сизые смесились..."

Цель урока. Знакомство с особенностями философской лирики Тютчева. Освоение навыков анализа философской лирики. Познание мира человека

Оборудование. Портрет, сборники стихотворений Тютчева, памятки разбора лирического стихотворения

Тип урока. Урок освоения новых знаний с элементами развития речи

Метод. Коллективная работа учителя с классом

Ход урока

    Организационный момент

    Сообщение темы и цели урока

Ребята, сегодня на уроке мы продолжим знакомство с творчеством Ф.И.Тютчева, особенностями философской лирики поэта и на примере стихотворения "Тени сизые смесились..." познакомимся с некоторыми элементами анализа лирического произведения.

Запишите тему урока

III . Работа на уроке
L . Слово учителя

Поэзия Ф.И.Тютчева относится к непреходящим ценностям литературы прошлого, которые и в наши дни обогащают духовную культуру каждого человека. Творчество Тютчева привлекало внимание многих выдающихся писателей, мыслителей, учёных, но до сих пор оно осталось недостаточно изученным и понятым.

На память приходят слова И.С.Аксакова, одного из его горячих поклонников, он писал: "Трудно принять историческую точку зрения на Тютчева, трудно отнести его творчество к одной определённой эпохе в развитии русской литературы. Для него настала история. Возрастающий для нас смысл его поэзии внушает нам как бы особую, внеисторическую точку зрения на него".

Каждый должен будет выработать свою точку зрения на творчество Тютчева в контексте эпохи. Но нельзя его поэзию представить без лирики природы.

2. Вопрос на восприятие ранее изученного

Учитель. Ребята, в чем, по вашему мнению, особенность изображения природы у Тютчева

Тютчев воспринимает природу как живое, одухотворённое существо и, пытаясь проникнуть в её тайны, обращается к человеку, ибо в его жизни есть аналогии окружающего мира

3. Начальное знакомство с особенностями философской лирики Тютчева Учитель. Человек инструмент для постижения природы. Но!! И природа служит Тютчеву инструментом постижения человека. Использование метафор типа "душевная буря " было присуще поэзии, но Тютчев возвёл метафору в метод , наполнив художественный приём философским содержанием

С произведениями такого метода мы и познакомимся на наших уроках и увидим, как Тютчеву удаётся через природу передать чувства и переживания человека, т.е. его душевного мира.

Вот как описывал И.С.Тургенев творческий метод Ф.И.Тютчева: "Каждое его стихотворение начиналось мыслию, но мыслию, которая, как огненная точка, вспыхивала под влиянием Глубокова чувства или сильного впечатления: вследствие этого...мысль г.Тютчева никогда не является читателю нагою и отвлечённую, но всегда сливается с образом, взятым из мира души или природы, проникается им, и сама его проникает нераздельно и неразрывно".

Давайте запишем эти слова в тетрадь, они являются ключевыми в этом методе и будут эпиграфом к нашему уроку.

4. Знакомство с основными моментами философских понятий поэта

Учитель. (Краткая запись в тетради).

    Постижение мира человека путём сопоставления его с миром природы
    нашло своё специфическое выражение в поэзии Тютчевских стихов
    философского характера

    Причем особенность поэтики Ф.Тютчева заключается в вариантности
    оценки: то, что в одном тексте выступает как отрицательное, каком-либо
    другом может получить противоположную оценку.

    Исходя из этого, стихотворения Тютчева можно читать как единое целое.
    Примером являются стихотворения "Проблеск" (1825), "Видение" (1829),
    "Тени сизые смесились...", условно они отнесены к "ночным
    стихотворениям" поэта.

    Человек, по мысли поэта, есть место встречи двух бездн, он граница между
    двумя мирами, он - соединение и объединение этих двух миров - бездн
    (внутреннего и внешнего).

    Истина у него постигается в противопоставлении, в противоборстве.

Поэтому очень многие стихотворения философского характера имеют двухчастную композицию с чётким разделением содержания по строкам.

Рассмотрим стихотворение "Тени сизые смесились..." (неписано в 1836 году), где более отчётливо можно увидеть эту особенность лирики Тютчева

5. Анализ стихотворения "Тени сизые смесились..."

1) Чтение стихотворения (учителем или учеником)

Тени сизые смесились,

Цвет поблекнул, звук уснул -

Жизнь, движенья разрешились

В сумрак зыбкий, в дальний гул...

Мотылька полёт незримый

Слышен в воздухе ночном...

Час тоски невыразимой!..

Всё во мне, и я во всём!..

Сумрак тихий, сумрак сонный, Сейся в глубь моей души,

Тихий, темный, благовонный,

Всё залей и утиши.

Чувства - мглой самозабвенья Переполни через край!..

Дай вкусить уничтоженья,

С миром дремлющим смешай! (1835 год)

Ф.И.Тютчев

2) Какое настроение вызывает стихотворение?

Желание покоя, отречения от дневного мира, грусти, одиночества...
(По ходу анализа делайте запись рабочего материала).

Учитель Стихотворение состоит из двух строф.

3) Анализ I части

а) Какой образ возникает перед нами в первой строфе?

Образ реальных сумерек на реальном исходе дня.

б) Выпишите ключевые образы, создающие мир сумерек.

    тени сизые

    сумрак зыбкий

    гул дальний

    полёт незримый

    тоска невыразимая

Какой художественный приём использовал автор для создания образа сумерек?

Эпитеты

в) Работа с эпитетами

Нет, их нельзя заменить. Они лучше передают сумерки: точные, единственно возможные

Рассмотрим каждый из них:

    Тени, действительно, "сизые" (что это значит?) - они переливаются
    множеством оттенков, поэтому сумрак "зыбкий"

    О чём говорит "гул дальний"? (об уходе дневной жизни, внешней
    жизни). Точнее не выразить

Проанализируем значение глагола "смесились" ("смесились" -
устаревшая форма глагола "смешиваться")

    не столько механически, сколько слияние
    Учитель Сумерки - это слияние чего? в какое время?

    Слияние дня и ночи на исходе реального дня.

г) Анализ других художественных средств.

Учитель Помимо эпитетов, какое художественное средство помогает услышать приближение ночи, тишины, т.е растворение реалий дневного мира?

    олицетворение "звук уснул"

    многосмысловые слова "цвет поблекнул" - т.е. наступление вечера, закат.
    "Мотылька полёт незримый" - темно очень тихо, слышен полёт

д) Анализ звукового оформления

Учитель. Какое значение имеет звуковое оформление

Аллитерация на свистящее "с"

сизые, сместились, звук уснул, сумрак, час, слышен, тоски, всё во всём

Создание какого-то неясного, сказанного шёпотом, но вполне ощутимого
откровения

Шепотом делятся чем-то откровенным.

е) Учитель. На фоне сумерек как показано бытие (присутствие, жизнь)
человека? В каких строчках?

- "Жизнь, движенье разрешились

в сумрак зыбкий, в дальний гул..."

Учитель . Каким становится бытие человека?

- "зыбким, тоскливым"

ж) Учитель. Для лучшего понимания связи человека с сумерками
проанализируем значение глагола "разрешились"

Разрешиться можно от бремени. Мы знаем, что у Тютчева сквозь одно значение часто "мерцает" другое

Как вы понимаете в этом стихе значение слова разрешиться -превратиться в сумрак, в дальний гул

Учитель.

Так возникает ощущение начала драмы

з) Учитель. А чем символичен образ "полёта незримого мотылька?"
Обратите внимание особое на слово "незримый".

Незримый, но существует, где такое можно найти? - Внутри чего-то.

В данном случае - в сумерках, в её внутреннеё реальности.

Он является кульминационным в создании образа сумерек, его внутренней сущности: с одной стороны слух в сумерках утончается так, что трепет крыльев мотылька; с другой - такая тишь говорит о глубоком одиночестве человеческой души.

Найдите строки, подтверждающие эту мысль

- "Час тоски невыразимой!.."

и) Прокомментируем последний стих первой строфы.

    "Всё во мне, и я во всём!.."
    Учитель . Что значит "я во всём!"?

    во всём мире, т.е. Вселенной

к) Сделаем вывод анализа первой строфы

ощущение, состояние?

Хотел показать одиночество, забвение, желание слиться с темнотой. Т.е.
показать душу в сумерках.

4) Анализ II части

Для полного понимания смысла данного стихотворения, проанализируем II

часть

Вторая строфа носит характер прямого обращения к сумраку

Учитель. Какие слова помогают понять это?

Вся глагольная лексика в повелительном наклонении: "лейся", "залей",
"утиши", "переполни", "дай".

Учитель. Как во второй строфе развивается поэтический образ сумрака? О
чём его просят?

- "лейся", "залей", "утеши" - сумрак обретает текучую природу

Учитель. Почему же человек просит об этом, к чему стремится его душа?

Человеческая душа стремится к покою, тишине.

Учитель. Призыв звучит не просто "сумраку литься", но "всё" залить. На что
указывает местоимение "всё", что под ним подразумевается?

Всё - это мир, Вселенная, а значит мир Вселенной равнозначен миру души.

Учитель. Сделайте вывод: чего ждёт лирический герой?

Покоя, тишины - самозабвения

Учитель. Как заклинанье звучит трагически торжественное

"Дай вкусить уничтоженье..." Что может вызвать уничтоженье?

Ужас, страх

В чём необычность этого стиха? Что, обычно, желают вкусить?

Вкушают, обычно, блаженство

    Опять возникает тютчевская "вибрация" смыслов: оказывается есть не
    только ужас уничтожения, но и сладость.

    Так в чём же особенность композиции стихотворения?

Какую роль играет последняя строчка, подводя итог всему размышлению?

- "С миром дремлющим смешай!"

Последняя строчка лишь одним словом "смешай" замыкает магическое кольцо стихотворению: сначала тени сизые смесились, а теперь и "я", уничтожаясь, смешивается с ними.

Происходит смешание души сумерек с душой лирического героя.

IV . Подведение итогов.

Вывод. Итак, мы видим соединение внешнего и внутреннего мира -всеобъемлющий мир "сумеречного" состояния Вселенной. Связь мира человека и мира природы

Учитель . Наследие великого русского поэта неисчерпаемо, охватить его полностью на нескольких уроках школьного анализа невозможно. Все наши попытки - есть лишь подступы к его постижению, лишь прикосновение к тайне

V . Выставление отметок

VI . Домашнее задание. Дать письменный анализ стихотворения Тютчева
"Тени сизые смесились..." (Можно взять другое произведение Ф.И.Тютчева)

Лирические произведения Федора Ивановича Тютчева полны глубины и душевности, для них характерна насыщенная эмоциональная окраска и образность. Не стало исключением и стихотворение «Тени сизые смесились», в котором отразились сильные душевные переживания поэта. Предлагаем ознакомиться с кратким анализом «Тени сизые смесились» по плану, который будет полезен ученикам 11 класса при подготовке к уроку по литературе.

Краткий анализ

История создания – Стих написан в 1836 году, в тяжелый период жизни Тютчева, когда его любимая жена находилась при смерти.

Тема стихотворения – Ночная жизнь природы, описанная сквозь призму переживаний человеческой души.

Композиция – Композиция кольцевая, состоит из двух частей: в первой части автор описывает наступление ночи и свои душевные переживания, во второй - наслаждается умиротворяющей ночной тишиной.

Жанр – Философская и пейзажная лирика.

Стихотворный размер – Четырехстопный хорей, с использованием перекрестной рифмовкой.

Метафоры - «мгла самозабвенья ».

Эпитеты – «незримый», «невыразимой», «сонный ».

Олицетворения – «звук уснул ».

История создания

Стихотворение было написано в 1836 году, и первоначально называлось «Сумерки». Это произведение стало отражением душевных мук, выпавших на долю Федора Ивановича и всего его семейства.

Дело в том, что в 1835 году Тютчевы отправились в Турин, где по дороге попали их ожидало серьезное испытание - кораблекрушение. Лишь чудом все члены семейства остались живы, однако это происшествие существенно подорвало и без того хрупкое здоровье супруги Федора Ивановича, Элеоноры. Женщина месяцами не вставала с постели, отказывалась разговаривать даже с самыми близкими людьми.

Днем жизнь поэта и дипломата была наполнена повседневной суетой, но с наступлением ночи его начинали одолевать гнетущие мысли: Тютчев самозабвенно бичевал себя за то, что настоял на злополучной поездке, и тем самым разрушил собственное счастье. В одну из таких ночей и был написан лирический стих, который поначалу автор назвал «Сумерки».

Впервые произведение было напечатано в 1879 году в литературном журнале «Русский архив».

Тема

Центральная тема - ночная жизнь, объединяющая человека и мироздание. Лирический герой страдает от мучительных раздумий, душевных терзаний, которые выливаются в тяжелую депрессию.

Однако тоска героя несколько ослабевает при созерцании ночной природы. Яркие цвета уже не режут глаз, утихают звуки, мир погружается в сон.

В попытке спастись от одиночества лирический герой стремится объединиться с окружающей его действительностью, раствориться в ней и, таким образом, избавиться от своих душевных мук.

Композиция

Сюжет стихотворения композиционно делится на две части, по одной строфе в каждой. В первой части автор рисует картину наступления ночи, созвучной его переживаниям, не дающим спокойно уснуть.

Во второй строфе лирический герой, страдающий от тоски, буквально упивается ночной тишиной, которая способна излечить его израненную душу.

Композиционно структура стихотворения представляет кольцо, поскольку слово из первой части « смесились » дублируется во второй строфе в видоизмененное слово « смешались ». Это указывает на вступление ночи в свои права.

Жанр

Произведение написано в жанре пейзажной и философской лирики, поскольку наряду с описание ночной природы автор предается философским рассуждениям.

Стихотворный размер – четырехстопный хорей, с использованием перекрестной рифмовкой.

Средства выразительности

Для придания особой выразительности произведению автор использует различные художественные средства: эпитеты (« незримый», «невыразимой », « сонный »), метафоры (« мгла самозабвенья »), олицетворения (« звук уснул »).

Последние материалы раздела:

Чудеса Космоса: интересные факты о планетах Солнечной системы
Чудеса Космоса: интересные факты о планетах Солнечной системы

ПЛАНЕТЫ В древние времена люди знали только пять планет: Меркурий, Венера, Марс, Юпитер и Сатурн, только их можно увидеть невооруженным глазом....

Реферат: Школьный тур олимпиады по литературе Задания
Реферат: Школьный тур олимпиады по литературе Задания

Посвящается Я. П. Полонскому У широкой степной дороги, называемой большим шляхом, ночевала отара овец. Стерегли ее два пастуха. Один, старик лет...

Самые длинные романы в истории литературы Самое длинное литературное произведение в мире
Самые длинные романы в истории литературы Самое длинное литературное произведение в мире

Книга длинной в 1856 метровЗадаваясь вопросом, какая книга самая длинная, мы подразумеваем в первую очередь длину слова, а не физическую длину....