Анализ стихотворения Тютчева Тени сизые смесились…. Стихотворение «Тени сизые смесились…» Ф.И

  • Ознакомление с особенностями философской лирики Ф.И. Тютчева через организацию ассоциативно-семантического анализа стихотворения «Тени сизые смесились…».
  • Развитие воображения, ассоциативного мышления.
  • Создание условий для социализации обучающихся через организацию работы в парах, группе.

Тип урока: урок применения знаний и умений.

Оборудование и материалы: текст стихотворения «Тени сизые смесились», Толковый словарь В. Даля.

Оформление доски: тема, структура урока, алгоритм анализа поэтического текста .

Структура урока:

I. Организационный момент.
II. Актуализация опорных знаний.
III. Сообщение темы, цели, задач урока.
IV. Применение знаний и умений в новых условиях.

анализа стихотворения.
2. Формулирование особенностей поэтики Тютчева.

V. Подведение итогов урока.
VI. Сообщение домашнего задания.

Ход урока

I. Организационный момент

Проверка готовности обучающихся к уроку.

Учитель: Из воспоминаний пианиста Александра Гольденвейзера, навестившего в декабре 1899 года занемогшего Л.Н. Толстого: «Заговорили о Тютчеве. На днях Льву Николаевичу попалось в «Новом времени» его стихотворение «Сумерки». Он достал по этому поводу их все и читал больной. Лев Николаевич сказал мне: «Я всегда говорил, что произведение искусства или так хорошо, что меры для определения его достоинств нет – это истинное искусство; или же оно совсем скверно. Вот я счастлив, что нашел истинное произведение искусства. Я не могу читать его без слез. Я его запомнил. Постойте, я вам сейчас скажу его». Лев Николаевич начал прерывающимся голосом: «Тени сизые смесились…» Я умирать буду, не забуду того впечатления, которое произвел на меня в этот раз Лев Николаевич. Он лежал на спине, судорожно сжимая пальцами край одеяла и тщетно стараясь удержать душившие его слезы. Несколько раз он прерывал чтение и начинал сызнова. Но наконец, когда он произнес конец первой строфы: «Все во мне и я во всем…», – голос его оборвался».

II. Актуализация знаний

Мы продолжаем разговор о творчестве последнего русского романтика, творившего в эпоху реализма – о творчестве Ф. И. Тютчева.

  1. Вспомним, в чем особенность лирики как рода литературы?
  2. Какова задача рода?
  3. Что является предметом изображения в лирическом произведении?
  4. Кто повествует в лирическом произведении?
  5. Каково основное событие переживания в лирическом произведении?
  6. В чем заключается задача читателя лирического произведения?

III. Сообщение темы, цели и задач урока

Предметом нашего внимания станет стихотворение, которое Лев Николаевич Толстой назвал «истинным произведением искусства».

Тема урока: «Анализ стихотворения Ф.И. Тютчева «Тени сизые смесились…».

Цель урока: при чтении и интерпретации стихотворения «Тени сизые смесились…», написанного поэтом в 1835 г., мы используем уже известный нам алгоритм ассоциативно-семантического анализа.

Сегодня, читая лирическое произведение и размышляя над его художественными образами, композиционной организацией стиха, мы, во-первых, постараемся увидеть мастерство художника в изображении мира (определим некоторые особенности поэтики Ф.И. Тютчева), во-вторых, через осмысление авторского замысла попробуем понять отношение автора к миру, человеку.

IV. Применение знаний и умений в новых условиях

1. Организация ассоциативно-семантического анализа стихотворения.

У.: Удивительна творческая судьба Тютчева. Поэт, пребывая более 20 лет за пределами России на дипломатической службе, постоянно находясь в иноязычной среде, изъясняясь и в семье, и в обществе преимущественно на французском, сумел не только сохранить любовь к родному языку, но и создать подлинные шедевры русского поэтического искусства. Таким шедевром является и стихотворение «Тени сизые смесились…».

Выразительное чтение стихотворения «Тени сизые смесились…» учителем.

Чтение стихотворения учениками «про себя».

У.: Какие образы вызывают в нас разнонаправленные, противоположные эмоции?

О.: Мы наблюдаем противостояние двух образов «жизнь-сумрак».

У.: Выстроим лексические цепочки, соотносимые с каждым из предложенных вами ключевых образов (коллективная работа).

У.: В чем же «событие переживания» лирического героя?

О.: Перед нами момент перехода мира природы из одного состояния в другое – момент погружения мира, живого, полного звуков, цвета, движения в «сумрак тихий», в «сумрак сонный», когда блекнут краски, замирают звуки, становятся незримыми, невидимыми предметы. «Событие переживания» лирического героя – это кратковременный момент («сумрак зыбкий»), он вызывает у лирического героя ощущение «тоски невыразимой» и желание раствориться в этом сумраке.

У.: О чем это стихотворение?

О.: Это стихотворение о том времени суток, когда день постепенно переходит в ночь («Жизнь, движенье разрешились// В сумрак зыбкий, в дальний гул...»), все затихает, погружается в сумрак, дремоту, сон.

У.: Действительно, образы «жизнь» и «сумрак» вроде бы противопоставлены. «Жизнь» и «сумрак» – образы из мира природы, их противостояние понятно нам как две стороны одного явления. Но обратите внимание, «сумрак зыбкий» – жизнь не замерла, а лишь затаилась, задремала, ушла куда-то в «дальний гул». Попробуем рассмотреть в стихотворении нечто большее, чем то, что очевидно.

Вспомним о философских воззрениях Ф.И. Тютчева.

О.: Тютчеву был дан титул «поэт природы», и он имеет право так именоваться. Но не потому, что превосходит других поэтов числом написанных «пейзажей в стихах», а потому что само восприятие природы у Тютчева особенное: Человек и Природа у Тютчева таинственно соотносятся как микрокосмос – Человек и макрокосмос – Вселенная.

У.: «Слиянность, неразделимость двух миров – природного и человеческого – и есть одна из основных примет поэтики Ф.И. Тютчева и его философии» . Если мы посмотрим на стихотворение с точки зрения мировоззрения поэта, то, обнаружим другую образную пару более важную и характерную для Тютчева, где противопоставлены не природные образы, а образы из мира природы и человека.

Вчитайтесь в текст стихотворения, попробуйте выявить лексические полюса, ключевые образы из мира природы и человека, противоположные по эмоциональному звучанию, назовите их, обосновывая свою точку зрения (коллективная работа, запись учителем на доске предложенных вариантов и коллективный выбор наиболее обоснованной точки зрения).

Вывод: Противопоставлены два образа – «материальный мир» и «духовный мир».

У.: Выпишем лексические ряды, соотносимые по смыслу с каждым из названных нами полюсов. Лексические цепочки помогут нам прояснить первоначальное эмоциональное впечатление и выявят новые оттенки и грани противопоставленных образов (коллективная работа).

У.: Какие ассоциации вызывают в нашем сознании образы, выделенные нами в стихотворении?

Задание: Выстроим ассоциативные образные цепочки, идущие от каждого лексического образа и соотнесенных с образами лексических рядов, располагая материал в таблице (работа в микрогруппах с последующим представлением результатов работы).

Материальный мир Духовный мир
Лексическая цепочка Ассоциации Лексическая цепочка Ассоциации
цвет поблекнул угасает, растворяется душа бессмертие,
Вселенная,
сущность,
божественная суть
звук уснул затихает, исчезает чувства душа, любовь
жизнь, движенье разрешились превратились в нечто иное самозабвенье упоение
мотылька полет незримый//Слышен… как такового мотылька уже нет, остался отзвук, эхо мир дремлющий покой,
неподвижность
уничтожение исчезновение,
незаметный уход
сумрак тихий
сумрак сонный
благовонный ладан,
удовольствие,
сладость

О.: Чтобы показать, что материальный мир конечен, смертен, а духовный мир (картина мироздания) – бесконечен, вечен.

У.: Какой образ сближает два противоположных мира?

О.: «Сумрак зыбкий» – та субстанция, которая в сознании лирического героя сближает эти два противоположных мира и делает возможным проникновение лирического героя в мир духовный. «Все во мне и я во всем!..». Здесь выражено растворение лирического героя «во всем».

У.: Почему же для лирического героя происходящее – «час тоски невыразимой»? В чем причина этой тоски, такой дисгармонии?

О.: Осознание собственного растворения «во всем», ощущение утраты своей индивидуальности вызывает у лирического героя чувство отчаяние и тоски. «Час тоски невыразимой!..» – в этом слышится неприятие картины мироустройства. Модель исчезновения материального мира вызывает страх перед конечностью земного существования.

У.: Но на этом стихотворение не заканчивается. Во второй строфе продолжает жить только духовный мир. И побеждает желание лирического героя познать, что же находиться за гранью, заглянуть за пределы материального мира, слиться со Вселенной.

Как это желание выражено в стихотворении?

О.: «Сумрак тихий, сумрак сонный, // Лейся в глубь моей души», «Все залей и утиши», «Чувства мглой самозабвенья// Переполни через край!..», «С миром дремлющим смешай…»

У.: Тоска по единству человеческой души и природы оборачивается страстным восклицанием: «Дай вкусить уничтоженья».

В чем необычность выражения «вкусить уничтоженья»?

О.: Вкушают обычно удовольствие, сладость. Значит в этом «уничтожении» для лирического героя есть удовольствие. «Уничтожение» мы можем здесь понимать как желанное слияние с миром духовным.

У.: Для того, чтобы точнее сформулировать авторскую позицию анализ образной системы стихотворения мы дополним обращением и композиции стихотворения, художественным деталям, второстепенным элементам текста (работа в микрогруппах с последующей публичной защитой результатов исследований).

Задания для микрогрупп:

  1. Какова композиционная организация стихотворения? Насколько композиция поддерживает ключевые образы, выделенные нами?
  2. Какие художественные средства способствуют созданию ключевых образов, уточнению и расширению их значений?
  3. Почему «тени сизые», а не серые, не темные? Каково значение глагола «смесились»?
  4. В чем особенность звуковой организации стиха и как этот художественный прием помогает в создании образной системы?
  5. Какой поэтический смысл передан повелительным наклонением глаголов во 2 строфе?
  6. Как автор использует ритмический рисунок для усиления эмоционального напряжения? В чем особенности синтаксической организации стихотворения?

У.: Действительно, композиция стихотворения поддерживает ключевые образы, выделены нами. Первая строфа стихотворения – изображение «материального мира», при этом взгляд лирического героя направлен «вокруг себя». Вторая строфа, где взгляд лирического героя обращен «внутрь себя» – «духовный мир».

Первая строфа вызывает негативные эмоции у лирического героя, что подтверждает анализ художественных средств и приемов, выполненный нами.

Во второй строфе мы слышим мотив смирения с картиной мироздания и приятие картины мироустройства.

Ф.И. Тютчев – православный человек. Для него духовные принципы, провозглашенные Иисусом Христом – единственная система ценностей, в которой любовь, добро, сострадание являются сутью человеческого бытия, а «совершенный человек» воплощает в себе полноту Божественного. Стремление к совершенству – для Тютчева смысл земной жизни .

Каково «событие переживания», выраженное в стихотворении?

О.: Ощущение слияния с Макрокосмосом – это осознание лирическим героем единства человеческой души и Вселенной, осмысления себя частицей божественного мира.

1. Формулирование особенностей поэтики Тютчева.

У.: И.С. Аксаков, известный публицист, поэт, общественный деятель 19 века так писал о поэзии Тютчева: «У него не то, что мыслящая поэзия, а поэтическая мысль; не чувство рассуждающее, мыслящее, а мысль чувствующая и живая».

В чем же особенность поэтики Тютчева? (коллективная работа, запись в рабочие тетради выводов)

  1. Особенность художественного мира поэта – философская наполненность его произведений.
  2. Для выражения мира человеческой души Тютчев использует образы из мира природы.
  3. Человек изображается поэтом не на фоне природы, а «внутри» нее, как ее неотъемлемая часть. Обращение к миру природы помогает поэту передать переживания лирического героя, внутренний мир которого неотделим от мира природы.
  4. Поэт побуждает читателя самого «дорисовать» то, что едва намечено в поэтическом образе и угадывается по характерным признакам предметов или явлений.

V. Подведение итогов

1. Беседа:

1. Каков художественный принцип Ф.И. Тютчева.
2. В чем специфика поэтики Ф.И. Тютчева.

2. На следующем уроке мы обратимся к лирике позднего периода творчества поэта и проследим эволюцию образов и настроений.

VI. Сообщение домашнего задания.

Анализ стихотворения Ф.И. Тютчева («Тихой ночью, поздним летом…», «Святая ночь на небосклон взошла…», «Осенний вечер» – по выбору).

Список литературы

  1. Каганович С.Л.
Обучение анализу поэтического текста: методическое пособие для учителей-словесников. [Текст]/ С.Л. Каганович. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2006. – 112 с.
  • Роговер Е.С.
  • Русская литература второй половины XIX века: учебное пособие. [Текст]/ Е.С. Роговер. – С-Пб., Москва: САГА: ФОРУМ, 2004.– 352 с.

    Лирические произведения Федора Ивановича Тютчева полны глубины и душевности, для них характерна насыщенная эмоциональная окраска и образность. Не стало исключением и стихотворение «Тени сизые смесились», в котором отразились сильные душевные переживания поэта. Предлагаем ознакомиться с кратким анализом «Тени сизые смесились» по плану, который будет полезен ученикам 11 класса при подготовке к уроку по литературе.

    Краткий анализ

    История создания – Стих написан в 1836 году, в тяжелый период жизни Тютчева, когда его любимая жена находилась при смерти.

    Тема стихотворения – Ночная жизнь природы, описанная сквозь призму переживаний человеческой души.

    Композиция – Композиция кольцевая, состоит из двух частей: в первой части автор описывает наступление ночи и свои душевные переживания, во второй - наслаждается умиротворяющей ночной тишиной.

    Жанр – Философская и пейзажная лирика.

    Стихотворный размер – Четырехстопный хорей, с использованием перекрестной рифмовкой.

    Метафоры - «мгла самозабвенья ».

    Эпитеты – «незримый», «невыразимой», «сонный ».

    Олицетворения – «звук уснул ».

    История создания

    Стихотворение было написано в 1836 году, и первоначально называлось «Сумерки». Это произведение стало отражением душевных мук, выпавших на долю Федора Ивановича и всего его семейства.

    Дело в том, что в 1835 году Тютчевы отправились в Турин, где по дороге попали их ожидало серьезное испытание - кораблекрушение. Лишь чудом все члены семейства остались живы, однако это происшествие существенно подорвало и без того хрупкое здоровье супруги Федора Ивановича, Элеоноры. Женщина месяцами не вставала с постели, отказывалась разговаривать даже с самыми близкими людьми.

    Днем жизнь поэта и дипломата была наполнена повседневной суетой, но с наступлением ночи его начинали одолевать гнетущие мысли: Тютчев самозабвенно бичевал себя за то, что настоял на злополучной поездке, и тем самым разрушил собственное счастье. В одну из таких ночей и был написан лирический стих, который поначалу автор назвал «Сумерки».

    Впервые произведение было напечатано в 1879 году в литературном журнале «Русский архив».

    Тема

    Центральная тема - ночная жизнь, объединяющая человека и мироздание. Лирический герой страдает от мучительных раздумий, душевных терзаний, которые выливаются в тяжелую депрессию.

    Однако тоска героя несколько ослабевает при созерцании ночной природы. Яркие цвета уже не режут глаз, утихают звуки, мир погружается в сон.

    В попытке спастись от одиночества лирический герой стремится объединиться с окружающей его действительностью, раствориться в ней и, таким образом, избавиться от своих душевных мук.

    Композиция

    Сюжет стихотворения композиционно делится на две части, по одной строфе в каждой. В первой части автор рисует картину наступления ночи, созвучной его переживаниям, не дающим спокойно уснуть.

    Во второй строфе лирический герой, страдающий от тоски, буквально упивается ночной тишиной, которая способна излечить его израненную душу.

    Композиционно структура стихотворения представляет кольцо, поскольку слово из первой части « смесились » дублируется во второй строфе в видоизмененное слово « смешались ». Это указывает на вступление ночи в свои права.

    Жанр

    Произведение написано в жанре пейзажной и философской лирики, поскольку наряду с описание ночной природы автор предается философским рассуждениям.

    Стихотворный размер – четырехстопный хорей, с использованием перекрестной рифмовкой.

    Средства выразительности

    Для придания особой выразительности произведению автор использует различные художественные средства: эпитеты (« незримый», «невыразимой », « сонный »), метафоры (« мгла самозабвенья »), олицетворения (« звук уснул »).

    Начать анализ знаменитого стихотворения «Тени сизые смесились…», автором которого является Тютчев Федор Иванович нужно начинать с того, как именно у поэта зародилась мысль создать данное стихотворение.

    И так, дело было в то время, когда Федор Иванович находился в самом рассвете своей карьеры, но тем не менее жизнь его была омрачена болезнью его любимой жены. Дело в том, что его жена попала в кораблекрушение, и эта ситуация очень негативно отразилась на ней, она месяцами не поднималась со своей постели, не с кем не разговаривала, и практически ни чего не ела.

    Конечно Федор Иванович очень переживал за свою жену и испытывал душевные страдания. И если днем, в ежедневной суете он не так остро чувствовал это, то в ночное время, которое издавна считалось любимым временем поэтов, так как именно ночью многих посещала муза, то для Федора Ивановича это время стало временем острого ощущения печали, грусти и душевной боли.

    Именно ночь стала для него не переносимым испытанием, которое он сравнивает с темнотой ночи, но верит, что как день сменяет ночь, так и его переживания будут когда-то закончены и они смогут вернуться к полноценной жизни. Многим было не понятно, почему же автор так сильно винил именно себя, а дело все в том, что именно он был инициатором этой поездки, поэтому он и винил исключительно себя, не зная, что же сделать, чтобы помочь своей жене. Он готов был на многое, чтобы поменяться с ней местами, но понимал, что это просто не возможно.

    Именно все вышеперечисленные эмоции и страдания, автор вложил в данное стихотворение, наполнив его всеми своими эмоциями, переживаниями и мыслями. И надо сказать, ему удалось создать произведение, которое пришлось по душе многим, ведь у каждого в жизни бывают такие моменты, когда просто не знаешь как же быть дальше, и как правило ночью все чувства ощущаются острее и сильнее.

    Однако нельзя не сказать, что на этом черная полоса в жизни поэта не закончилась, его жена умирает и оставляет завещание, согласно которому поэт обязан вновь жениться. Однако думать об этом автор пока не может. Но, время идет и уже через год в его доме появляется новая женщина, которая смогла помочь Федору Ивановичу пережить все и вернуть его к жизни, а так же в прямом смысле спасти его от самоубийства и безумия.

    Анализ стихотворения Тени сизые смесились… по плану

    Возможно вам будет интересно

    • Анализ стихотворения Зимнее утро Майкова

      Стихотворение поэт написал 1839 году, когда ему было 18 лет. Майков нередко использовал сельские мотивы и пейзажную лирику в своем творчестве. В ранний период он придерживался реалистического направления, что и объясняет его взгляды в поэзии

    • Анализ стихотворений Маяковского

      Лирике Маяковского, вообще, свойственны сильные ощущения, чувство любви, ненависти, яркие сравнения, много восклицаний.

    • Анализ стихотворения Рубцова Родная деревня 5 класс

      Стихотворение Николая Рубцова с первых же строк пересказывает биографию поэта. Никольское-это село, где вырос Рубцов. После того, как повзрослел, поэт осознал, что малая родина-замечательное место. Во многих своих работах, стоит сказать

    • Анализ стихотворения Сонеты солнца Бальмонта

      Стихотворение является частью одноименного сборника, который содержит существенное количество сонетов и, главное, сонетов весьма оригинальных. Как известно, есть такой критерий оценки искусства как наличие чего-либо качественно нового

    • Анализ стихотворения романса Прекрасный день, счастливый день Дельвиг

      Романс «Прекрасный день, счастливый день…» был написан Антоном Антоновичем Дельвиг в 1823 году, он был прекрасным русским поэтом и издателем. Главная мысль всего романса звучит в первых же строчках

    Анализ стихотворения «Тени сизые смесились…»

    Тени сизые смесились,

    Цвет поблекнул, звук уснул -

    Жизнь, движенье разрешились

    Мотылька полет незримый

    Слышен в воздухе ночном…

    Час тоски невыразимой!..

    Всё во мне, и я во всем!..

    Сумрак тихий, сумрак сонный,

    Лейся в глубь моей души,

    Тихий, томный, благовонный,

    Все залей и утиши.

    Чувства - мглой самозабвенья

    Переполни через край!..

    Дай вкусить уничтоженья,

    С миром дремлющим смешай!

    Одним из шедевров характеризуемой лирики является стихотворение «Тени сизые смесились…». Первоначально оно называлось «Сумерки». Этот ранний заголовок подчеркивает, что в начале произведение мыслилось как пейзажная зарисовка особой, переходной поры суток, где поэт пытается уловить почти неразличимое.

    Композиция стихотворения - две строфы - традиционная для Тютчева. Первая строфа - картина наступающей ночи, вторая - страстный монолог-обращение лирического героя к «сумраку».

    Изображаемое время суток - сумерки (уже не вечер, но еще и не ночь) не случайно выбрано поэтом: его неизменно волнуют именно промежуточные состояния в жизни природы и человека.

    В первой строфе картина сумерек, наступающей ночи дана через восприятие лирического героя. Уловлена сама эта зыбкая грань перехода, когда окружающий мир растворяется в темноте, исчезает из зрительного восприятия человека:

    Тени сизые смесились,

    Цвет поблекнул…

    Сизый - самый смешанный цвет: «черный с просинью и белесоватым, голубоватым отливом, серо-синий с голубой игрою» (В.Даль)Благой Д.Д. Мир как красота. О «Вечерних огнях» - 50-61с.Смысловая острота эпитета усиленна внутри-строчным созвучием: «сизые смесились». В одном только этом эпитете - сизый - как в зерне, содержится всё стихотворение с его темой космического смешения, слияние всего со всем.

    …звук уснул -

    Жизнь, движенье разрешились

    В сумрак зыбкий, в дальний гул…

    Звук, неизменный спутник движения, жизни, уснул. В мире так тихо, что «мотылька полет незримый слышен в воздухе ночном».

    Слова «жизнь» и «сумрак» находятся в сильной позиции начала строки, они как бы противопоставлены. Но только «как бы», потому что сумрак зыбкий - жизнь не замерла, а лишь затаилась, задремала, ушла куда-то в глубину («дальний угол»).

    Сумрак, тени, тишина - это условие, в которых пробуждаются скрытые душевные силы человека. Его мысли сливаются с «дальним гулом», на смену исчезнувшему, растворившемуся миру приходит иная реальность. Человек остается один на один со всем миром, вбирает его в себя и сам сливается с ним: «Все во мне, и я во всем». Однако странным образом эта причастность к «жизни божеско-всемирной» не вызывает ликования, а определяется как «час тоски не выразимой». В чем же причина этой тоски?

    Вся вторая строфа - страстная мольба, нарастающий призыв, обращенный к «сумраку» (в данном случае синониму природы, жизни): лейся, залей, переполни через край и, наконец, смешай.

    «Единственная, более энергичное чувство, которое я испытываю, - это невозможность уйти от самого себя» Бухштаб Б.Я. А.А. Фет: очерк жизни и творчества - 16с.(из письма Тютчева жене) Во второй строфе лирический герой отказывается от собственного «я», что присутствовало в конце первой строфы («Все во мне, и я во всем»). Его страстное стремление - раствориться в окружающем мире, слиться с ним, стереть грань меж «я» и «не-я»:

    Дай вкусить уничтоженья,

    С миром дремлющим смешай!

    Композиционное кольцо стихотворения замыкается: совместились первые и последние строки, глаголы смесились и смешай. Слиться с миром природы, раствориться в нем - для человека это редкая возможность «уйти от самого себя». Однако противоречие сознательно-индивидуального («я») и бессознательно-стихийного («жизнь») остается для Тютчева не разрешимым. (Точнее, проблема эта решалась многократно и по-разному.)

    Стихотворение «Тени сизые смесились…» было написано Ф.И. Тютчевым в 30-е годы. В начале мая 1836 г. поэт послал его Гагарину. Впервые оно было напечатано в журнале «Русский архив» за 1879 год и в сборнике «Новонайденные стихотворения Ф.И. Тютчева» под названием «Сумерки». Известно, что это произведение очень любил Л.Н. . Вот как вспоминает об этом А.Б. Гольденвейзер: «На столике у него лежал том Тютчева…Заговорили о Тютчеве. На днях Льву Николаевичу попалось в «Новом времени» его стихотворение «Сумерки». Он достал по этому поводу их все и читал больной. Лев Николаевич сказал мне: «Я всегда говорю, что произведение искусства или так хорошо, что меры для определения его достоинств нет – это истинное искусство. Или же оно совсем скверно. Вот я счастлив, что нашел истинное произведение искусства. Я не могу читать без слез. Я его запомнил. Постойте, я вам сейчас его скажу»…Лев Николаевич прочел тютчевское «Сумерки» тихим, прерывающимся голосом, почти шепотом, задыхаясь и обливаясь слезами. Он менее всего «декламировал», но и не произносил стихи как прозу; чтение было мерным, и ритм стиха, несмотря на прерывистость, ясно ощущался» .
    Мы можем отнести это произведение к философской и пейзажной лирике, жанр его – лирический фрагмент. Стиль – романтический. Основная тема – вечерняя и ночная жизнь природы и человеческой души.
    Первая строфа рисует картину погружения мира в сумерки. Жизнь с ее суетой и активностью, яркостью дневных красок, громогласием звуков, определенностью здесь как будто замирает, разрешаясь в неподвижность, в «сумрак зыбкий», в тишину. Все становится неопределенным, незримым, мир лишается четкости своих очертаний. Мир покрывает тишина, и лишь полет мотылька нарушает этот покой. Время здесь как будто вливается в душу лирического героя, который видит свое отражение во всем окружающем – в жизни и природе:

    Тени сизые смесились,
    Цвет поблекнул, звук уснул -
    Жизнь, движенье разрешились
    В сумрак зыбкий, в дальний гул…
    Мотылька полет незримый
    Слышен в воздухе ночном…
    Час тоски невыразимой!..
    Всё во мне, и я во всем!..

    Исследователи отмечали здесь оксюморонность созданной поэтом картины. «Незримый» полет мотылька у Тютчева «слышен». Это противоречие символически передает разъединенность героя с окружающим миром. По Тютчеву, именно развитый индивидуализм не дает человеку ощутить себя частью природы. Чувства лирического героя противоречивы. Ночное время для него – «час тоски невыразимой». Но вместе с тем он жаждет полностью слиться с природой и временем. Только так он может открыть для себя истину, проникнуть в самую суть явлений.
    Вторая строфа начинается спокойной, умиротворяющей интонацией. Лирический герой обращается к «сумраку», видя в нем спасение для своей измученной души:

    Сумрак тихий, сумрак сонный,
    Лейся в глубь моей души,
    Тихий, томный, благовонный,
    Все залей и утиши.

    Затем тон стихотворения резко меняются. Интонации лирического героя становятся энергичными и напористыми:

    Чувства – мглой самозабвенья
    Переполни через край!..
    Дай вкусить уничтоженья,
    С миром дремлющим смешай!

    Ночное время суток для героя – «уничтоженье» ясности, четкости, гармонии дум и чувств. Но вместе с тем он жаждет приобщиться к этому Хаосу, полностью слиться с ночным миром и обрести желанную гармонию, преодолев собственное одиночество и индивидуализм. Таким образом, мироощущение лирического героя – романтическое.
    Композиционно произведение делится на две части (построфно). Первая часть – это тихая и гармоничная картина ночной жизни. Однако заканчивается она мучительным восклицанием: «Час тоски невыразимой! Всё во мне, и я во всем!..». Во второй части лирический герой передает свою жажду обретения желанной гармонии со временем через «самозабвенье» и уничтоженье. Ночной мрак способен исцелить и утешить измученную душу, но способен и испугать, обнажить все дремлющие доселе чувства. Заканчивается вторая строфа также энергичным, решительным восклицанием: «Дай вкусить уничтоженья, С миром дремлющим смешай!». Таким образом, в основе композиции лежит противопоставление двух сторон ночной стихии: умиротворяющей и пугающей. Начинается и заканчивается стихотворение темой замирания мира: «Тени сизые смесились…» – «С миром дремлющим смешай!». В этом плане мы можем говорить о кольцевой композиции.
    Стихотворение написано четырехстопным хореем, восьмистишиями, рифмовка – перекрестная. Поэт использует разнообразные средства художественной выразительности: эпитеты («полет незримый», «час тоски невыразимой», «сумрак сонный»), метафоры («звук уснул», «Сумрак тихий, сумрак сонный», «Лейся в глубь моей души», «дай вкусить уничтоженья»), аллитерацию («Тени сизые смесились»).
    Произведение мы можем рассматривать в контексте всего творчества поэта. Оно развивает традиционные для Тютчева темы и мотивы: дня и ночи, Хаоса и Космоса, человека и природы. «Тени сизые смесились…» перекликается с такими стихотворениями поэта, как «День и ночь», «День вечереет, ночь близка…», «Святая ночь на небосклон взошла…».

    Последние материалы раздела:

    Чудеса Космоса: интересные факты о планетах Солнечной системы
    Чудеса Космоса: интересные факты о планетах Солнечной системы

    ПЛАНЕТЫ В древние времена люди знали только пять планет: Меркурий, Венера, Марс, Юпитер и Сатурн, только их можно увидеть невооруженным глазом....

    Реферат: Школьный тур олимпиады по литературе Задания
    Реферат: Школьный тур олимпиады по литературе Задания

    Посвящается Я. П. Полонскому У широкой степной дороги, называемой большим шляхом, ночевала отара овец. Стерегли ее два пастуха. Один, старик лет...

    Самые длинные романы в истории литературы Самое длинное литературное произведение в мире
    Самые длинные романы в истории литературы Самое длинное литературное произведение в мире

    Книга длинной в 1856 метровЗадаваясь вопросом, какая книга самая длинная, мы подразумеваем в первую очередь длину слова, а не физическую длину....