Способы целеполагания в педагогической деятельности. Целеполагание в педагогической деятельности
1.Понятие о цели образования.2. Виды целей, их иерархия.
3. Логика целеполагания.
4. Обучение учеников целеполаганию.
5. Приемы привлечения учащихся к
целеполаганию, организации и анализу
процесса и результатов обучения.
Литература
Педагогика. /Под ред. Л.П.Крившенко. – М.,2004, с. 353-359.
Харламов И.Ф. Педагогика. – Минск, 2002, с.4865 (о целях воспитания).
4. Шамова Т.И., Давыденко Т.М., Шибанова Г.Н.
Управление образовательными системами. – М.,
2002., с.
27-37.
6. Хуторской А.В. Проблемы и технологии
образовательного целеполагания. // Интернетжурнал "Эйдос". - 2006. - 22 августа.
http://www.eidos.ru/journal/2006/0822-1.htm.
1.Понятие о цели образования.
Цель – это образ конечногорезультата.
Цель образования - осознанное
представление о том, какими должны
стать люди в результате
образования.Целеполагание в педагогике сознательный процесс выявления и
постановки целей и задач
педагогической деятельности.
Факторы, влияющие на формирование целей образования
- Уровень экономического развитияобщества.
- Уровень культуры.
- Уровень науки и педагогической науки.
- Идеология и политика государства.
- Потребности и возможности общества.
- Потребности и возможности учителей,
учеников, родителей и др.Цель современного образования -
воспитание ответственного,
инициативного и компетентного
гражданина своей Родины.
2 Виды целей, их иерархия.
1. Государственные цели, общественный заказ. Этоцели-ценности, которые отражают представление общества
о человеке и гражданине страны.
2. Цели-стандарты, они отражаются в образовательных
программах и стандартах.
3. Цели обучения по отдельному предмету или
воспитания детей определенного возраста.
4. Оперативные цели- цели отдельной темы, урока или
внеурочного мероприятия.
5. Цели индивидуальных достижений определяют,
каков должен быть уровень способностей, образованности,
личностных качеств у каждого ребенка.
3. Логика целеполагания.
Ориентируясь на педагогические запросыобщества, потребности ребенка и его
родителей, собственные возможности,
педагог организует целеполагание.
Источниками целеполагания являются:
- педагогический запрос общества;
ребенок;
- педагог.
Этапы целеполагания
1-й - анализ (исследование)воспитательной (образовательной)
ситуации;
2-й - диагностика актуального уровня
воспитанности, обученности;
3-й- прогнозирование желаемого
результата;
4-й- планирование деятельности по
достижению цели (получению результата).
10.
Цели и задачи педагогическогопроцесса в учреждениях образования
объединяют обычно в три группы:
цели, задачи обучения; цели, задачи
воспитания; цели, задачи развития.
11. Цели и задачи педагогического процесса
цели, задачи обучения (овладениеучащимися системой знаний, основами
научного мировоззрения, практическими
умениями и навыками);
цели, задачи воспитания (формирование
положительного отношения к знаниям,
процессу учения, отношений к миру и себе,
приобретение опыта поведения,
нравственных качеств и др.);
цели, задачи развития (познавательной и
эмоциональной сферы, способностей и др.).
12.
Цели и задачи должныопределяться
исходным уровнем развития
личности, коллектива;
обязательно выражать то, что
необходимо изменить в личности,
быть диагностичными (их результаты
можно проверить);
конкретными,
достижимыми за планируемый срок.
13. 4. Обучение обучающихся целеполаганию.
Особое место в обучении занимаетметодика обучения обучающихся
целеполаганию.
14.
Целеполаганию надо обучать, так какотсутствие необходимых умений и
навыков по постановке и принятию
цели, учебной задачи могут быть
причиной отрицательных
образовательных результатов.
15. Условия выполнения учеником процедуры целеполагания:
наличие познавательного стремления ученика;определение предмета своей цели; (что
конкретно хочет ученик развить, каким качеством
овладеть и т.п.)
вербальное (словесное) формулирование цели;
предвидение и прогнозирование того, как будет
достигаться цель;
наличие средств для достижения цели;
соотношение получаемых результатов с целью;
корректирование поставленной цели.
16.
Очень важно научить детейпринимать и ставить учебные
задачи.
Учебная задача состоит в том, что
ученик должен осознать, чему
научится на этом уроке.
17. Процесс принятия учебных задач включает ряд условий:
включать всех обучающихся вформулировку цели деятельности;
- обеспечить понимание, зачем и для
чего это нужно;
- наметить план, как ее достичь, что
для этого надо делать;
- выделить предполагаемые трудности;
- оценить, достигнута ли цель;
- определить, что еще надо сделать,
чтобы цель была достигнута полностью.
18.
В целеполагании необходимоучитывать цели самого ребенка, его
желания научиться ставить цели
деятельности.
19. 5.Приемы привлечения обучаюшихся к целеполаганию
Существует ряд приемов привлечения детей кцелеполаганию. Для этого необходимо
разработать задания и предлагать их выполнить.
Определите собственные цели занятия;
определите важность изучаемого материала;
ответьте себе, удалось ли вам научиться (чемулибо);
оцените свою работу;
определите свои трудности во время выполнения
работы;
-определите для себя, чему бы вы хотели
научиться на этом уроке (занятии) и т.п.
20.
Процесс целеполагания – этоколлективное действие, в котором
каждый обучающийся – находит свой
смысл учения, легче осознает
значение каждого урока (занятия)
для собственного образования и
развития.
21. Проверьте себя
Что такое цель образование?Что такое целеполагание?
Назовите виды целей в образовании.
Обоснуйте, почему необходимо обучать
школьников целеполаганию.
Назовите условия, которые необходимы
при обучении школьников целеполаганию.
Приведите примеры, как привлекать
школьников к целеполаганию.
«Логические основы компьютера» - Объем. Высказывание. Логические выражения и таблицы истинности. Логические функции. Компьютер. Оперативная память. Логическое умножение (конъюнкция). Логическое равенство. Чем отличается полный сумматор от полусумматора? Таблица истинности логических функций двух аргументов. Логические законы и правила преобразования.
«Логика высказываний» - Будем обозначать высказывания прописными буквами. Идею о возможности математизации логики высказал ещё в ХVII в. немецкий логик Готфрид Вильгельм Лейбниц. Но идея Лейбница оказалась неподтвержденной, так как до сих пор не найден способ свести человеческое мышление к некоторому математическому исчислению.
«Законы логики» - Воспользуемся распределительным законом: Х? (Y V Z) = X ? Y V X ? Z (или вынесем общий множитель за скобку). Домашняя работа. Применим правило дистрибутивности ((A?B) +(A?C) = A?(B+C)). О. Моргана. Закрепление изученного №1 Упростите выражение: F = ¬ (A&B) v ¬ (BvC). Как составить расписание.
«Логика» - Отношение исчислений к семантике выражается понятиями семантической пригодности и семантической полноты исчисления. Правила вывода подразделяются на два класса. Исчислением называется совокупность правил вывода, позволяющих считать некоторые формулы выводимыми. Такие точные языки имеют две стороны: синтаксис и семантику.
«Законы алгебры логики» - Законы Моргана: А +В=А * В А * В=А + В. - Для логического сложения: A + (A* B) = A; 3. Сочетательный (ассоциативный) закон. - для логического сложения: А + B = B + A - для логического умножения: A*B = B*A. 1. Закон двойного отрицания. Докажите справедливость первого закона Моргана, используя таблицы истинности.
«Логика в школе» - Немного логики. Условие Какая из дробей больше: 29/73 или 291/731? Медведева Ольга. Можно ли так жить? Условие Представьте следующие рациональные числа в виде десятичных дробей: а)1/7 ; б)2/7. Укажите наибольшее возможное значение такой дроби.
Целеобразование и целеполагание – неотъемлемая часть профессиональной деятельности педагога, его аналитических, прогностических, проектировочных способностей и умений.
Педагог формулирует конкретные цели и задачи обучения и воспитания на микросоциальном, межличностном и личностном уровнях. Цели и задачи педагогического процесса в учреждениях образования объединяют обычно в три группы: цели и задачи обучения, цели и задачи воспитания, цели и задачи развития.
В контексте технологического подхода цель – это норма, предписывающее представление о результате или образ желаемого результата. Известный ученый-педагог М.В. Кларин охарактеризовал возможные (типичные) способы постановки задач, встречающиеся в школьной практике. Коротко их охарактеризуем.
1 .Определение задач через изучаемое содержание. Указывается та область знаний, которая изучается на уроке (например, изучить содержание глав произведения или изучить правило русского языка). Этот способ не позволяет в дальнейшем судить о том, насколько эти задачи решены.
2. Определение задач через деятельность учителя (познакомить учащихся с …, объяснить …, продемонстрировать…). Это по сути планирование учителем собственной деятельности и оно также не предусматривается указание на результаты обучения.
3. Постановка задач через внутренние процессы личностного развития ученика (формировать умение наблюдать, анализировать или развивать интерес к …). Такой способ возможен для постановки задач в процессе изучения крупной темы, раздела учебной программы, т.е. на цикл уроков. Однако в таких задачах нет конкретности.
4. Постановка задач через учебную деятельность ученика (например, анализ содержания произведения, выполнение упражнений на шведской стенке и т.п.). Также не указываются результаты обучения.
5. Наиболее технологично формулировать задачи обучения как ожидаемые (промежуточные) результаты обучения , выраженные в действиях ученика, которые сам учитель или другой эксперт может надежно опознать.
В любом случае цель и задачи урока должны быть четко и лаконично сформулированы. Они должны по возможности отражать предполагаемые изменения в знаниях учащихся, в их отношениях к миру и себе, в практических умениях и навыках. Эффективность урока в целом оценивается в первую очередь по тому факту, насколько решены задачи урока. Нельзя определять задачи урока общими фразами и выражениями типа «научить читать».
Практическую работу по целеполаганию учитель начинает с определения главной дидактической цели урока. Для ее постановки необходимо осуществить анализ содержания учебного материала всей темы и распределить его изучение по урокам. Дидактическая цель зависит от типа урока. Если урок вводный, то возможная цель формулируется: «Дать общее представление о …»; если урок изучения новых знаний – «Изучить…»; если урок закрепления знаний, формирования умений и навыков – «Закрепить …знания, сформировать… умения, … навыки»; если урок обобщения и систематизации знаний - «Обобщить знания, привести их в систему»; если урок проверки, оценки и коррекции знаний, умений и навыков – «Определить уровень усвоения знаний, умений, навыков и их применения».
Главная дидактическая цель урока предполагает постановку и решение обучающих, воспитывающих и развивающих задач. Задачи обучения включают овладение учащимися системой знаний, основами научного мировоззрения, практическими умениями и навыками.Задачи воспитания способствуют формированию положительного отношения к знаниям, процессу учения, познанию в целом; отношений к миру и себе, выражающихся в идеях, взглядах, убеждениях, качествах, оценках, самооценках личности; приобретению опыта поведения.Задачи развития содействуют: формированию общеучебных и специальных умений, совершенствованию мыслительных операций; развитию эмоциональной сферы, монологической речи учащихся, вопросно-ответной формы, диалога, коммуникативной культуры, осуществлению самоконтроля и самооценки, а в целом – становлению и развитию личности.
В процессе целеполагания учитель может начинать формулирование целей и задач с глаголов, характеризующих и содержание учебного материала, и деятельность учителя, и деятельность ученика. Например, задачи обучения могут формулироваться так: «обеспечить понимание содержания учебного материала учащимися; уровень его усвоения; применение знаний на практике в стандартной, нестандартной или творческой ситуации; обобщить…, систематизировать…, продолжить формирование…», задачи воспитания - «создать условия для…; способствовать раскрытию, … способностей; возбудить интерес…»; задачи развития «содействовать развитию …, помочь…и т.п.».
В процессе целеполагания следует также учесть номенклатуру начала формулировок учебных целей и задач, предложенную в образовательных стандартах, утвержденных Министерством образования РБ. В образовательных стандартах цели изучения учебной дисциплины разрабатываются как иерархия требований к базовому, повышенному и углубленному уровням подготовки учащихся и задаются как планируемые результаты обучения.
И.П. Подласый предлагает следующий алгоритм (требования) перевода общей цели урока в задачи, представляющие собой конкретные шаги по достижению цели:
разбить общую цель урока на составные части;
каждая часть цели формулируется как отдельная задача;
задачи не перекрывают друг друга;
задачи не повторяются;
задачи учителя трансформируются в задачи учеников;
задачи поставлены однозначно;
задачи сформулированы кратко.
Не менее сложной является для учителя проблема согласования целей и задач своей деятельности с целями и задачами ученика. Цели и задачи урока, проектируемые учителем, должны быть такими, «как будто ученик их сам себе поставил, понятны ему, очевидны в своем значении, с интересом и охотой усвояемы» (С.И. Гессен). Вопрос о том, как цель, поставленная учителем, «присваивается» учениками и становится их собственной целью, еще очень далек от разрешения.
В младшем школьном возрасте цели должны носить жизненно-практический характер. В старшем – сообразовываться с наклонностями отдельных учеников, быть индивидуализируемыми. Чтобы ученик сформулировал и присвоил себе цель, его необходимо столкнуть с ситуацией, в которой он обнаружит дефицит своих знаний и умений. Ученик не может хорошо учиться, если он не осознал и не принял цели и задачи деятельности на уроке как свои собственные, а затем не реализовал их.
Так как цель, задачи, средства их решения и результат являются общими для учителя и для учащегося, то формулировки могут предусматривать вариант совместной деятельности учителя и учащегося. Например, учитель говорит: «На данном уроке мы с вами попытаемся ответить на вопрос… разобраться в проблеме… или попробуем обобщить, систематизировать… будем учиться или научимся самостоятельно исследовать…» и т.п.
Согласование целей в том и заключается, что учитель умеет переводить учебные и воспитательные цели в цели деятельности ученика. Умение согласования целей и задач субъектов деятельности на уроке является одним из критериев педагогического мастерства.
Вместе с тем, даже самая совершенная система целей и задач обучения мало поможет практике, если учитель не будет иметь правильного представления о путях достижения этих целей через деятельность учащихся, последовательность выполнения ими отдельных действий.
СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………........3-4
1. Значение и логика целеполагания в обучении, воспитании и педагогической деятельности……………………………………………………………………....5-8
2. Факторы развития личности……………………………………………………..9-11
3. Реализация реальных целей в обучении, воспитании и педагогической деятель-ности…………………………………………………………………………………12-13
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..15
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ………………………………..16
3
Введение
Цель педагогического взаимодействия является системообразующим элементом воспитательной технологии. От нее зависят остальные элементы: содержание, методы, приемы и средства достижения воспитательного эффекта. Цель как науч-ное понятие есть предвосхищение в сознании субъекта результата, на достижение которого направлена его деятельность. Вследствие этого в педагогической лите-ратуре цель воспитания рассматривается как мысленное, заранее определяемое представление о результате педагогического взаимодействия, о качествах и сос-тоянии личности, которые предполагается сформировать.
Определение целей воспитания имеет большое практическое значение. Педаго-гический процесс - это всегда целенаправленный процесс. Без ясного представле-ния о цели нельзя достичь эффективности применяемой педагогической техноло-гии. Все это предопределило сущность понятия целеполагания в воспитательной технологии, под которым подразумевается процесс выявления и постановки целей и задач педагогической (воспитательной) деятельности.
В преподавательской технологии цели могут быть разного масштаба и состав-лять некоторую иерархию. Высшая ступень - государственные цели, общественный заказ. Можно сказать, что это цели-ценности, которые отражают представление общества о человеке и гражданине страны. Они разрабатываются специалистами, принимаются правительством, фиксируются в законах и других документах. Следующая ступень - цели-стандарты, цели отдельных образовательных систем и этапов образования, которые отражаются в образовательных программах и стан-дартах. Более низкая ступень - цели воспитания людей определенного возраста.
На двух последних уровнях цели в преподавательской технологии принято формулировать в терминах поведения, описывая планируемые действия воспиту-емых. В связи с этим различают собственно педагогические задачи и функцио-нальные педагогические задачи. Первые из них - это задачи на изменение человека- перевод его из одного состояния воспитанности, в другое, как правило, более высокого уровня. Вторые рассматриваются, как задачи развития конкретных ка-честв личности. В истории человеческого общества глобальные цели обучения из-
4
менялись и изменяются в соответствии с философскими концепциями, психолого-педагогическими теориями, с требованиями общества к образованию. Например, в США в 20-е годы XX века выработана и, с незначительными изменениями, про-должает реализовываться концепция адаптации личности к жизни, согласно кото-рой школа должна воспитать эффективного работника, ответственного гражданина, разумного потребителя и доброго семьянина. Гуманистическая, либеральная педагогика Западной Европы провозглашает целью воспитания формирование ав-тономной личности с критическим мышлением и самостоятельным поведением, реализующей свои потребности, в том числе высшую потребность в самоактуали-зации, развитии внутреннего «Я». При этом различные направления зарубежной педагогики довольно недоверчиво относятся к наличию обязательных для всех целей воспитания. Крайним выражением этой позиции является взгляд, по кото-рому школа вообще не должна ставить целей формирования личности. Ее задача - давать информацию и обеспечить право выбора направления саморазвития (экзи-стенциализм) человека, его общественного и личностного самоопределения.
В отечественной педагогике с 20-х по 90-е годы прошедшего столетия целью обучения было формирование всесторонне и гармонично развитой личности. Она исходила из педагогических традиций Древней Греции, Европы эпохи Возрожде-ния, западных и русских утопистов, французских просветителей. Учение о всесто-роннем развитии личности как о цели воспитания разрабатывалось основателями марксизма, которые считали, что именно всесторонне развитая личность - цель исторического процесса. Всестороннее развитие личности как цель воспитания и сейчас прямо или косвенно утверждается многими странами и международным сообществом, о чем говорят и документы ЮНЕСКО.
Целью данной работы является освещение вопросов целеполагания в тематическом планировании в обучении.
Задачи контрольной работы:
1. Раскрыть понятие сущности целеполагания.
2. Рассмотреть значение и логики целеполагания в обучении.
3. Реализация реальных целей в обучении, воспитании и педагогической деятель-ности.
5
1. Значение........
16
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1.Борытко Н. М. В пространстве воспитательной деятельности: Монография / Науч. ред. Н. К. Сергеев - Волгоград: Перемена, 2001.
2.Дошкольная педагогика С.А. Козлова, Т.А. Куликова, 5-е изд. Москва 2004
3. Ильина, Т.В. Педагогическое целеполагание в образовательных учреждениях./ Т.В. Ильина. Ярославль, 2005.
Цель - это осознанное, выраженное в словах предвосхищение будущего результата педагогической деятельности. Цель также понимают и как формальное описание конечного состояния, задаваемого любой системе.
В педагогической литературе встречаются различные определения цели:
а) цель - это элемент воспитательного процесса; системообразующий фактор;
б) цель (через целеполагание) - это этап управленческой деятельности (самоуправления) педагога и воспитанника;
в) цель - это критерий эффективности системы, процесса и управления воспитанием в целом;
г) цель - это то, к чему стремится педагог и в целом образовательное учреждение.
Целеполагание представляют неотъемлемую часть профессиональной деятельности педагога. Они имеет в виду структуру, иерархию и классификации целей педагогической деятельности. В педагогической науке целеполагание характеризуют как трехкомпонентное образование, которое включает в себя: а) обоснование и выдвижение целей; б) определение путей их достижения; в) проектирование ожидаемого результата.
Условно выделяют следующие типы целеполагания:
1) свободное
2) жесткое
3) интегрированное (сочетающее элементы первых двух).
При свободном целеполагании участники взаимодействия вырабатывают, конструируют свои собственные цели, составляют план действий в процессе интеллектуального общения и совместного поиска; свободное целеполагание дает многообразие целей по содержанию для личности и для группы. Эти цели отражают индивидуальные потребности и возможности каждого, ориентируются на индивидуальное саморазвитие.
При жестком - цели и программы действий школьникам задаются извне, идет лишь конкретизация заданий и их распределение в процессе взаимодействия. При жестком целеполагании цели однотипны, но для одних они могут оказаться заниженными, для других - недоступными, хотя внешне могут объединять участников совместной деятельности.
При интегрированном целеполагании цели группы могут быть заданы извне педагогом, руководителем группы, но способы их достижения, распределение действий осуществляются в процессе совместного поиска с учетом интересов и потребностей детей.
Целеполагание имеет следующие этапы:
1) Установить иерархию целей 1-й и 2-й ступеней воспитания (то есть от целей в социально-педагогическом и общепедагогическом смысле), определить стратегические, тактические и оперативные цели, затем перевести их с теоретического уровня на технологический. Если речь об учебном предмете, определяются общие цели обучения по конкретному предмету, по отдельным разделам и темам данной учебной дисциплины. С учетом индивидуальных особенностей школьников ставится ряд подцелей по их индивидуальному развитию. Глобальные воспитательные цели также конкретизируются в задачах воспитательной работы с учетом возраста учащихся, уровня их воспитанности, конкретных условий воспитательной работы, индивидуальных особенностей воспитуемых.
2) следует иметь в виду содержательную и организационную стороны деятельности. Это может быть цель и физического, и интеллектуального, и духовного и т.д. развития; формирование воли, творческих способностей, готовности к саморазвитию. Необходимо определить и перспективы целей дальних, средних и близких, установить их логическую последовательность и преемственную взаимосвязь.
3) анализ целей с точки зрения их технологичности и диагностичности. Иначе говоря, цели тогда будут диагностичными, когда сформулированы точные параметры деятельности; имеется мера для суждения о том, в какой степени идет продвижение к цели; есть образец-эталон как образец желаемого предвосхищаемого результата. Диагностичные цели технологичны и позволяют точно определить, достигнута ли конкретная цель.
4) Диагностика условий предстоящей учебно-воспитательной деятельности по достижению цели.
5) Определение средств достижения цели: а) идеальных - знаний, умений и навыков обучаемых, общеучебных умений, методов и приемов обучения; б) материальных - носителей информации: учебников, книг, аудиовизуальных и других учебно-технических и электронных средств, оборудования и т.п.; в) организация учебно-воспитательного процесса на всех его этапах.
6) Определение алгоритма деятельности по достижению цели: точных предписаний, шагов и действий, ведущих к достижению цели.
7) Поскольку педагогический процесс - двусторонний, то следует помнить, что у воспитуемых также формируется или осуществляется своя цель, иногда преднамеренная и осознанная, иногда недостаточно осмысленная, притом благоприятная или нежелательная для субъекта воспитания. Педагог, прогнозируя свои действия по достижению основной цели, должен корректировать их так, чтобы соцели взаимодействовали, а не конфликтовали. И в любом случае главную свою цель на каждом этапе учебно-воспитательного процесса педагог видит в том, чтобы создать самые благоприятные условия для воспитуемых, чтобы максимально полно раскрылись все их потенциальные возможности самодеятельности и саморазвития.
От того, как осуществляется целеполагание, зависит характер совместной деятельности педагогов и учащихся, тип их взаимодействия (сотрудничество или подавление), формируется позиция детей и взрослых, которая проявляется в дальнейшей работе. Целеполагание может быть успешным, если оно осуществляется с учетом следующих требований.
1) Диагностичность, т.е. выдвижение, обоснование и корректировка целей на основе постоянного изучения потребностей и возможностей участников педагогического процесса, а также условий воспитательной работы.
2) Реальность, т.е. выдвижение и обоснование целей с учетом возможностей конкретной ситуации. Необходимо соотнести желаемую цель, проектируемые результаты с реальными условиями.
3) Преемственность, которая означает: а) осуществление связей между всеми целями и задачами в воспитательном процессе (частных и общих, индивидуальных и групповых и т.д.). б) Выдвижение и обоснование целей на каждом этапе педагогической деятельности.
4) Идентификация целей, которая достигается через включенность в процесс целеполагания всех участников деятельности.
5) Направленность на результат, «замер» результатов достижения цели, что возможно, если четко, конкретно определены цели воспитания.
Исследование показывает, что если целеполагающая деятельность организована и пронизывает весь педагогический процесс, то у детей вырабатывается потребность в самостоятельном целеполагании на уровне групповой и индивидуальной деятельности. Школьники приобретают такие важнейшие качества, как целеустремленность, ответственность, деловитость, у них развиваются прогностические умения.