Социологический справочник - энтропия социальная. Социальная энтропия

англ. entropy, social; нем. Sozialentropie. Мера отклонения соц. системы либо ее подсистемы от эталонного (нормального, ожидаемого) состояния, когда отклонение проявляется в снижении уровня организации, эффективности функционирования, темпов развития системы.

Отличное определение

Неполное определение ↓

Энтропия социальная

мера отклонения социальной системы либо ее отдельного звена от принятого как эталонное нормальное, ожидаемое) состояния, которое (отклонение) проявляется в снижении уровня организации, эффективности функционирования, темпов развития системы. Э. с. связана с наличием объективной неопределенности в состоянии среды, деятельности людей, ошибками управления, планирования, недостатком или недоиспользованием знаний (информации) в процессе организации (настройки) рассматриваемой системы предприятия, учреждения, отрасли народного хозяйства, общества в целом. Э. с. не просто мера неупорядоченности, расстройства социальных систем, но и мера релевантности (несоответствия) их состояния принятым целевым установкам. Сквозь ее призму можно увидеть, что даже при идеальном внешнем (формальном) порядке система может функционировать неэффективно, а управленческие и другие входящие в нее работники, при всей их внешней загруженности, четкости и исполнительности, могут быть заняты, в сущности, малополезной и даже деструктивной, с точки зрения конечной цели системы, деятельностью («антиработой»). Все дело не в формальной дисциплине (порядке), хотя она, разумеется, необходима, а в соответствии внутреннего состояния системы и каждого ее элемента поставленным интегральным целям. Отсюда следует, что в области рационализации управления общественными процессами открываются принципиально новые резервы, если в основу этой рационализации положить задачу уменьшения энтропии системы. Введение категории энтропии в физику позволило оценить коэффициент полезного действия (КПД) термодинамических систем, который оказался очень низким (2-4%). По аналогии с этим энтропийный подход к управленческим системам социальной природы позволяет обнаружить их удивительно низкий КПД, то есть эффективность, что связано с большим отклонением их реального состояния от оптимума. Э. с. в отличие от энтропии в физике не формально-математическая, а содержательная категория. Это величина, позволяющая оценить функционирование социальной системы: насколько она не достигает или отклоняется от эталонного уровня. Такая оценка проводится социологическим путем прежде всего методами экспертного анализа, историко-социологического исследования, структурно-функционального подхода и др. Другие методы, например, математического моделирования на базе решения скалярных уравнений, здесь менее подходят, так как они позволяют охарактеризовать лишь внешние стороны функционирования социальных систем, их формальную упорядоченность. В данном же случае важно вскрыть внутреннее состояние систем, что требует содержательного анализа целей и функций их отдельных элементов (а это можно сделать, например, экспертным путем). С понятием Э. с. связан новый подход к трудовым процессам и к бюджету времени работников, требующий различать понятия «работа» и «полезная отдача» работников и трудовых коллективов (см. Работа). Это кажется тривиальным, но при организации трудовых процессов нередко одно понятие подменяется другим. С позиций же энтропийного подхода известный призыв «Прибавить в работе!» требует аналитического рассмотрения. Скорее, нужно прибавить в полезной отдаче, а не в работе как таковой, потому что мы работаем вряд ли меньше других народов, но у нас слишком велика доля бесполезного труда и бесполезной продукции (при росте дефицита полезных услуг и продуктов). Обследования показывают, что до 60-70 % рабочего времени управленческих и до 50-60 % трудовых затрат научных и инженерных работников уходят на выполнение малополезных, а подчас и просто бессмысленных процедур, ненужных регламентов и т. д. Энтропия социальных систем «многолика», она проявляется в разбухании управленческих структур, росте бюрократизма, лавинообразных документопотоках, громоздких согласованиях, бесконечных и малосодержательных собраниях, заседаниях, проверках, межведомственных «нестыковках», бесхозяйственности, стихийности. Антиэнтропийные меры во многом сводятся не только к устранению этих негативных проявлений, но и к повышению информационной культуры населения, формированию у всех работников современного мышления, аналитического подхода к жизни, умения различать полезную и бесполезную работу, а также информативные и «пустые» («шумовые») сообщения и документы, нетерпимости к дезинформации и т. д. Первостепенное значение в деле понижения Э. с. имеет проведение мероприятий по информатизации общества. Вооружение социологии энтропийным подходом к социальным процессам позволит ей чутко улавливать появление деформаций в обществе. Однако применение этого подхода требует разработки его методологии и методики, понятийного аппарата, чему служит социальная когнитология-наука, изучающая принципы и механизмы накопления и использования знаний в социальных системах.

Все разнообразие видов и форм социального беспорядка восходит к онтологической универсалии хаоса. Хаос представляет собой отсутствие малейших признаков порядка, то есть состояние рассеянности структур, разрозненности элементов, отсутствие каких-либо форм, соподчиненностей, иерархий.

В античной мифологии хаосом называлось неразличимое в себе, недифференцированное, аморфное первоначало бытия. Согласно тем же древним мифам (греческим), в космосе, природе, социуме, человеке время от времени разыгрываются некие безумные силы, воцаряется локальное или всеобщее дионисийст-во, сущее оказывается во власти хаоса, не знающего ни форм, ни норм, ни границ.

Хаос либо предшествует порядку, либо возникает в результате разрушения существующего порядка. Он несет в себе огромную потенциальную энергию, способную при определенных условиях оформиться в конкретные структуры.

К категории хаоса восходят такие понятия, как энтропия, аномия, катастрофа, катаклизм, социальный взрыв, обозначающие различные грани и аспекты распада социальных структур, когда в атмосфере тотальной деструкции исчезает очевидная логика происходящих событий, когда в катаклизмах вздыбившегося мира начинает сталкиваться все со всем, а людям начинает представляться, будто разрушается сама субстанция цивилизации и наступает "конец света".

Хаос - не аномальное, а вполне закономерное, естественное состояние, типичное для всех социальных систем. Он периодически настигает систему. И эта неизбежность делает его скорее правилом, чем исключением в социальной жизни индивидов и сообществ.

Н. Макиавелли в своей "Истории Флоренции" писал о том, что логика беспрерывных превращений заставляет государство периодически переходить от состояния порядка к беспорядку, а затем назад. При этом всегда обнаруживается предел подъема, выше которого невозможно подняться, и предел упадка-беспорядка, ниже которого опускаться уже некуда. В этих критических точках движение государства и общества радикально меняет свое направление на противоположное и устремляется либо вверх к добру и благу, либо вниз ко злу.

Социальная энтропия

Согласно второму началу термодинамики или закону возрастания энтропии, все самопроизвольные процессы во Вселенной однонаправлены и сопровождаются разрушением упорядоченных структур, рассеиванием энергии в пространстве.

Энтропия, как динамика нарастания беспорядка, является универсальным процессом, затрагивающим все системы, от самой малой до максимально гигантской, каковой является вся Вселенная. "Мы, - писал основатель кибернетики Норберт Винер, - погружены в жизнь, где все в целом подчиняется второму закону термодинамики: беспорядок увеличивается, а порядок уменьшается... В мире, где энтропия в целом стремится к возрастанию, существуют местные и временные островки уменьшающейся энтропии, и наличие этих островков дает возможность некоторым из нас доказывать наличие прогресса".

Закону возрастания энтропии подчинено неорганическое, косное вещество планеты. Живое же вещество обладает антиэнтропийными свойствами. Несмотря на то что в автономных системах энтропия постоянно накапливается, организм постоянными ритмическими усилиями от нее избавляется, обмениваясь со средой, веществом и энергией.

В основе любого происходящего изменения скрыты распад и хаос, которые не имеют ни причин, ни целей, обеспечивая лишь непрерывное движение. В этом движении возможны различные направления, выбор которых диктуется случайностями.

Социальная энтропия - это динамика распада объективных и субъективных нормативно-ценностных структур, сопровождающаяся ослаблением или полной атрофией их социализирующих и регулятивных функций.

Энтропия в качестве возможности всегда присутствует в любой из социальных систем. Но активные, целенаправленные цивилизующие усилия индивидов, общностей, социума и его институтов не позволяют этой возможности переходить в действительность в полном объеме. Лишь в отдельные исторические моменты, при стечении целого ряда особых обстоятельств энтропийный процесс может охватить всю социальную систему.

Так, в условиях пребывания социальной системы в исторически конкретной "зоне бифуркации" любой малый сигнал, самая незначительная случайность способны привести всю систему в совершенно новое состояние.

В подобных условиях начинается обвальное, лавинообразное разрушение существующих социокультурных структур - религиозных и воспитательных институтов, семейных связей, моральных и правовых норм. Распадаются практические и духовные "скрепы", связывавшие людей на протяжении веков в разномасштабные общности. Ослабевают и утрачивают свою нормативно-регулятивную силу правовые императивы, и растет число людей, выпадающих из поля их действия. Нежелание соблюдать нравственно-правовые нормы оставляет индивидов без внутренних гарантий от опасности расчеловечивания. В результате они оказываются беззащитны как перед силами внешнего социального зла, так и перед злом, присущим их собственной природе.

На фоне энтропии ключевых цивилизационных структур возникает характерный феномен перераспределения практической энергии масс, которая может устремиться в русло негативистски ориентированной политической активности. Люмпенизированные слои оказываются в таких условиях наиболее приспособленными к активности подобного рода. Их руками совершаются наиболее чудовищные разрушения и кровопролития.

Главным орудием осуществления социальной энтропии является принцип тотального отрицания, воцаряющийся в большинстве охваченных кризисом сфер практической и духовной жизни. Под его воздействием происходит смена мировоззренческих доминант в общественном сознании, в результате которой появляется все больше людей, видящих в разрушении увертюру к грядущему созиданию.

Среди различных определений энтропии, с моей точки зрения, самое лучшее дано Зоммерфельдом, который сравнил ее с директором, направляющим работу. Можно дополнить это сравнение и указать, что для закрытой системы энтропия – это мера той энергии, которую мы не можем использовать для работы. Я не имею возможности вдаваться в подробное определение энтропии и рекомендую желающим более подробно ознакомиться с этим вопросом посетить вебсайт http://www.panspermia.com/seconlaw.htm .

Если мы обратимся к доходам отдельной семьи и вычтем из них расходы на образование и прожиточный минимум в данной стране, то можно найти по этим данным энтропию общества. Расходы на образование следует исключить, поскольку они для семьи «мертвый капитал». Если это расходы на образование детей, то семья уже никогда не вернет эти расходы. Они вложены в детей и в их, детей, будущие семьи. Если ж глава семьи тратит доходы на свое образование, то есть шансы, что он вернет эти расходы путем увеличения будущих доходов. Вот эти будущие доходы будут приняты во внимание уже при расчете будущей энтропии.

Прожиточный минимум в данной стране – это порог, который семья должна перескочить, чтобы можно было говорить об энтропии. Энтропия – это мера свободы. Ни о какой свободе не может быть речи, если доходы семьи ниже прожиточного минимума. Отсчет меры свободы следует вести от нулевого уровня, а не от какой-то отрицательной величины, называемой прожиточный минимум.

Показанная в моей работе на фигуре I-1 зависимость энтропии общества от его сплоченности имеет общий характер. Это как бы закон социологии. Максимум энтропии, имеет место при сплоченности общества пятьдесят процентов. У нас сегодня нет представления какова энтропия в действительности и как быстро она изменяется. Для ликвидации этого пробела попробуем определить действительную энтропию общества и ее изменение с годами, а также по странам на основании статистических данных публикуемых каждой страной. Это большая работа, для выполнения которой необходимы дружные услилия специалистов во многих странах.

Для вычисления энтропии следует воспользоваться данными о доходах населения. Обычно эти данные имеются в каждой стране и их представляет налоговое управление. Не имеет значения в какой валюте измеряется этот доход, поскольку, как мы увидим ниже, нас интересуют относительные величины.

Из данных о доходах следует вычислить две величины, из которых одна – это средний доход на душу населения. Обозначим эту величину как Дср. (Эта величина, как правило, тоже фигурирует в статистических данных каждой страны.)

Другая величина, которую обозначим как Я, – дисперсия доходов населения. Дисперсию доходов, я полагаю, никто и никогда не вычислял. Вместо дисперсии сегодня пользуются так называемыми «кривыми Лоренца». В книгах по социологии мне не приходилось сталкиваться даже с упоминанием кривых Лоренца. Мне они знакомы лишь из учебников экономики. В качестве примера я приведу здесь кривую Лоренца заимствованную из книги П.Самуэльсона «Экономика».

Кривая Лоренца показывает какая часть населения имеет свою долю от общих доходов страны и в конечном итоге, каково неравенство среди населения.

Понятия «энтропия» и «дисперсия» заменят нам кривую Лоренца.

Энтропия Э вычисляется как логорифм отношения двух величин, а именно:

Вопрос о том, каким логарифмом пользоваться, натуральным или десятичным, я считаю непринципиальным. С моей точки зрения предпочтительно пользоваться десятичным, однако, в теоретических работах отдается предпочтение натуральному.

Не следует полагать, что указанный мной метод вычисления энтропии точен и универсален. Я не знаю как в разных странах вычисляют доходы. Разница в определении доходов может внести ошибку в расчеты. Мой метод не учитывает «скрытые доходы», которые в некоторых странах могут быть значительными. Я приведу в качестве примера скрытых доходов разного рода льготы предостовляемые только олигархии в виде специальных лечебниц, магазинов, мест отдыха и развлечений. Такие льготы широко практикуются в социалистическом обществе.

Итак, сделанное здесь предложение может быть принято только как первый шаг.

ОТНОСИТЕЛЬНАЯ ЭНТРОПИЯ

После того как энтропия общества Э вычислена, ее можно принять в качестве меры для построения графика энтропия-сплоченность в относительных по отношению к Э величинах. Относительное измерение более удобно если мы захотим сравнивать между собой различные общества, начиная от первобытных и кончая самыми современными. В качестве меры для вычисления относительной энтропии следует использовать минимальный прожиточный минимум.

мера отклонения социальной системы либо ее отдельного звена от принятого как эталонное нормальное, ожидаемое) состояния, которое (отклонение) проявляется в снижении уровня организации, эффективности функционирования, темпов развития системы. Э. с. связана с наличием объективной неопределенности в состоянии среды, деятельности людей, ошибками управления, планирования, недостатком или недоиспользованием знаний (информации) в процессе организации (настройки) рассматриваемой системы предприятия, учреждения, отрасли народного хозяйства, общества в целом. Э. с. не просто мера неупорядоченности, расстройства социальных систем, но и мера релевантности (несоответствия) их состояния принятым целевым установкам. Сквозь ее призму можно увидеть, что даже при идеальном внешнем (формальном) порядке система может функционировать неэффективно, а управленческие и другие входящие в нее работники, при всей их внешней загруженности, четкости и исполнительности, могут быть заняты, в сущности, малополезной и даже деструктивной, с точки зрения конечной цели системы, деятельностью («антиработой»). Все дело не в формальной дисциплине (порядке), хотя она, разумеется, необходима, а в соответствии внутреннего состояния системы и каждого ее элемента поставленным интегральным целям. Отсюда следует, что в области рационализации управления общественными процессами открываются принципиально новые резервы, если в основу этой рационализации положить задачу уменьшения энтропии системы. Введение категории энтропии в физику позволило оценить коэффициент полезного действия (КПД) термодинамических систем, который оказался очень низким (2-4%). По аналогии с этим энтропийный подход к управленческим системам социальной природы позволяет обнаружить их удивительно низкий КПД, то есть эффективность, что связано с большим отклонением их реального состояния от оптимума. Э. с. в отличие от энтропии в физике не формально-математическая, а содержательная категория. Это величина, позволяющая оценить функционирование социальной системы: насколько она не достигает или отклоняется от эталонного уровня. Такая оценка проводится социологическим путем прежде всего методами экспертного анализа, историко-социологического исследования, структурно-функционального подхода и др. Другие методы, например, математического моделирования на базе решения скалярных уравнений, здесь менее подходят, так как они позволяют охарактеризовать лишь внешние стороны функционирования социальных систем, их формальную упорядоченность. В данном же случае важно вскрыть внутреннее состояние систем, что требует содержательного анализа целей и функций их отдельных элементов (а это можно сделать, например, экспертным путем). С понятием Э. с. связан новый подход к трудовым процессам и к бюджету времени работников, требующий различать понятия «работа» и «полезная отдача» работников и трудовых коллективов (см. Работа). Это кажется тривиальным, но при организации трудовых процессов нередко одно понятие подменяется другим. С позиций же энтропийного подхода известный призыв «Прибавить в работе!» требует аналитического рассмотрения. Скорее, нужно прибавить в полезной отдаче, а не в работе как таковой, потому что мы работаем вряд ли меньше других народов, но у нас слишком велика доля бесполезного труда и бесполезной продукции (при росте дефицита полезных услуг и продуктов). Обследования показывают, что до 60-70 % рабочего времени управленческих и до 50-60 % трудовых затрат научных и инженерных работников уходят на выполнение малополезных, а подчас и просто бессмысленных процедур, ненужных регламентов и т. д. Энтропия социальных систем «многолика», она проявляется в разбухании управленческих структур, росте бюрократизма, лавинообразных документопотоках, громоздких согласованиях, бесконечных и малосодержательных собраниях, заседаниях, проверках, межведомственных «нестыковках», бесхозяйственности, стихийности. Антиэнтропийные меры во многом сводятся не только к устранению этих негативных проявлений, но и к повышению информационной культуры населения, формированию у всех работников современного мышления, аналитического подхода к жизни, умения различать полезную и бесполезную работу, а также информативные и «пустые» («шумовые») сообщения и документы, нетерпимости к дезинформации и т. д. Первостепенное значение в деле понижения Э. с. имеет проведение мероприятий по информатизации общества. Вооружение социологии энтропийным подходом к социальным процессам позволит ей чутко улавливать появление деформаций в обществе. Однако применение этого подхода требует разработки его методологии и методики, понятийного аппарата, чему служит социальная когнитология-наука, изучающая принципы и механизмы накопления и использования знаний в социальных системах.

Другие новости по теме:

  • АРХИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ по истории системы образования и педагогики
  • Ассоциация темнокожих социальных работников и смежных специалистов
  • ИССЛЕДОВАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ВЕГЕТАТИВНОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ
  • Что такое - социальная энтропия.

    Использование понятия энтропии в применении к социальным явлениям известно давно, - вероятно, с тех пор, когда это понятие было введено в термодинамику. С тех пор прошло много лет, и постепенно человечество приходило к пониманию доминирующей роли информационных процессов в природе и обществе.

    Ч
    еловечество начало развиваться, опираясь на «парадигму силы». Её символ: F = ma. Но бурное развитие происходило с использованием «парадигмы энергии». Её символ: E = mc 2 . Парадигма энергии уже содержала в себе в явном виде «парадигму информации» - с - скорость света, но смены энергетической парадигмы на парадигму информационную ещё не произошло. В 1948 году Клод Шеннон предложил миру формулу информационной энтропии:

    Понятие информационной энтропии-негэнтропии в их единстве является, на мой взгляд, фундаментальным в миропонимании. Однако ясности в определении этого понятия вообще, и в применении его к социальным явлениям в частности, нет. Попытка применения информационного подхода к философской проблематике дана на сайте: /

    С его помощью в настоящей статье даётся определение понятия «социальной энтропии».

    Например, в альманахе «Вопросы истории народного хозяйства и экономической мысли» «ИСТОКИ» (Т.1. 1989г.) в статье А. И. Пономарёва можно прочесть: «Среди фундаментальных законов природы особенно велико значение законов сохранения количества движения, энергии и т. д. А также роста энтропии , суть которого заключается в том, что любая система, предоставленная самой себе, дезорганизуется, в ней возрастает беспорядок, хаос, происходят потери энергии, и в конце концов наступает распад. В природе и обществе, однако, существуют и обратные процессы - упорядочения, становления, системообразования, накопления, повышения иерархических уровней энергии в результате разумной деятельности человечества, стремящегося к одухотворению и преображению мира». И дальше: «Вместе с тем экстенсивная экономика, застойные процессы общественной жизни способствовали росту экономической и социальной энтропии » (С. 2 27). В небольшой по объёму статье Пономарёв четыре раза употребляет слова «социальная энтропия».

    Недавно (2004 г.) Г. Сатаров выступая в СМИ с результатами исследования явлений коррупции в России, сказал, что коррупция приводит к росту социальной энтропии.

    Так что же это такое - социальная энтропия?

    Ч

    тобы достичь какой-то ясности в решении этого вопроса, наверное, следует отказаться от рассмотрения термодинамической энтропии, а остановиться на рассмотрении информационной энтропии-негэнтропии в их единстве - в социуме. Для начала рассмотрения надо обратиться к математическим формулам, соответствующим этим понятиям и интерпретировать их, как это предлагается «информационным подходом» («Новая философия»).

    Как видно из сравнения математических формул энтропии и негэнтропии, их символьный состав идентичен, а сами формулы отличаются только знаками. Однако содержание формул “информационный подход” предлагает истолковывать по-разному.

    В формуле энтропии множество i- тых событий (n над знаком суммы) - это все события в окружающем мире, по отношению к которым система-субъект (в нашем случае - конкретный человек) не осуществлял непосредственного управляющего (или силового) воздействия. Взаимоотношения человека и природной среды, рассматриваемые по энтропийной схеме, характеризуются активным внешним началом, когда окружающая среда воздействует на человека, и пассивным поведением человека по отношению к окружающей среде, когда человек на окружающую среду не воздействует, но «созерцает».

    Воздействие внешней среды, проявляемое в различных видах - свет, звук, тепло, запах, гравитация, непосредственное механическое соприкосновение (воздействие воздушных и жидкостных масс в том числе) - человек воспринимает. При длительном опыте восприятия у него вырабатываются модели восприятия. Модели непосредственного «личного» восприятия дополняются моделями восприятия принятыми в том обществе, в котором человек существует как в социуме.

    «Социумные» модели, будучи интегрированной суммой огромного множества индивидуальных моделей восприятия, среди которых находятся и сложные модели верований, философского восприятия, научного восприятия, восприятия человеческой практики, несут огромную информационную ёмкость, которую принято называть культурой.

    Энтропия культуры в строгом смысле неисчислима, несмотря на то, что формула энтропии, казалось бы, позволяет определить её информационную ёмкость. (При попытке измерить информационную ёмкость культуры должен наблюдаться парадокс известный из физики элементарных частиц - определяя границы пространства и времени культуры, получают характеристику не культуры, а цивилизации). Поэтому, когда говорят о культуре употребляют качественные понятия: культура «богатая», «высокая», «самобытная».

    Энтропия социумной культуры воспринимается отдельным человеком в качественных понятиях и категориях эстетики и этики, рождая информационные поля. Самой высокой степени обобщения информационные поля каждого конкретного человека это поля - «добра-зла», «красоты-безобразия», «великого-низменного» и др. Эти информационные поля обладают «полевым» типом действия, то есть «склоняют» человека к поступкам, которые могут быть оценены как добрые-злые, красивые-безобразные, великие-низменные и т. д. Как говорил Лейбниц, «Всегда существует преобладающее основание, которое направляет волю в её выборе, и для сохранения свободы достаточно, чтобы это основание склоняло, но не принуждало» .

    Такая наиболее общая упорядоченность культурных событий, воспринимаемых отдельным человеком, рождает неуловимые пространственно-временные отношения. То есть, пространство и время в культурном опыте человека не структурированы. Это означает, что время может быть разнонаправленным, а пространство необратимым и множества измерений, число которых соответствует числу событий. Соответственно связь между любыми временными и пространственными «точками» событий может быть в индивидуальном информационном центре, (точнее в его энтропийной части - в «сердце») мгновенной. (В энтропии «работает» кантовское понимание пространства и времени, а не понимание, предлагаемое Бертраном Расселом, а ещё раньше другими философами, например, Д. Локком). Это обстоятельство «деформирует» восприятие культуры в той части, которая хранит историю злых и добрых деяний человека и природы. Культура незаслуженно воспринимается как по преимуществу «доброе начало», поскольку, если, допустим, попытаться измерить «добро» в прошлом времени-пространстве культуры по показателям величины рождений и смертей людей, то качественное сравнение покажет, что эти величины равны, - то есть мир полон «добра» в такой же степени, как и «зла». (В таком сравнении не учитывается отдельно «естественная смерть» или «насильственная»). Дело в том, что индивидуальное время взрослого развитого человека и его индивидуальное пространство действительно дают основания для деформации информационного поля «добра-зла» опорой на свой индивидуальный опыт жизни, который убедительно доказывает факт: «мир добр, так как я существую здесь и сейчас». Это убедительное свидетельство - существование вот в это время человека (а ещё и до этого времени) - возможно только потому, что человек пребывает не только в состоянии энтропийного взаимодействия с внешней средой, но и в негэнтропийном взаимодействии с ней, то есть он этой средой управляет .

    Но до перехода к негэнтропийным отношениям восприятие внешних воздействий происходит «чувственно». Поэтому, возвращаясь к анализу формулы энтропии, мы можем построить схему энтропийных отношений внешней среды с человеком:

    внешнее воздействие - log p i . - инф. поле («зло-добро») .

    Такая схема позволяет сказать, что внешнее воздействие «возбуждает» информационный центр человека, точнее, ту его часть, которая ведает восприятием энтропии. Первая «нормальная» реакция человеческой психики на энтропийное воздействие – агрессия или бегство. Предположительно в ведении энтропийной части психики находятся те события, которые оказываются «редкими», то есть такие события, совершение которых в индивидуальном информационном пространстве-времени происходит с низкой степенью вероятности (предположительно от нуля до 0,37). Безусловно редкими событиями бывают «величественные» природные явления, абсолютно добрые, красивые, благородные люди, «чудесные» явления, явления совершенной красоты и др. Безусловно редкими бывают события абсолютного зла.

    Формула негэнтропии содержит те же символы, что и формула энтропии, но смысл их связи другой, о чём говорит и положительный знак перед формулой. Негэнтропия (или «количество информации») отрицает энтропию в полном соответствии с требованиями математических знаков, стоящих перед формулами («плюс» и «минус»). Это «отрицание» понимается «информационным подходом» как выбор из множества альтернатив , и концентрация внимания на выбранном событии с целью достижения такой управляемости этого события, которая позволяет перевести его из разряда «редких» в разряд либо регулярно повторяющихся, либо в разряд постоянных.

    Концентрация внимания (сосредоточение усилий) на выбранном событии происходит благодаря первичному «возбуждению», полученному в «работе» энтропийной схемы (см. схему). Возбуждение действует в энтропийном длящемся времени, которое не течёт (поэтому множитель log p i в формуле энтропии можно интерпретировать как «время»). Это длящееся время «срабатывается» логической цепью ряда последовательных информационных актов негэнтропийного свойства. Тогда информационный акт вида:

    модель - реальность - ответ (ДА или НЕТ) , -

    считается i -тым событием в формуле негэнтропии, а символ n , стоящий над знаком суммы обозначает последовательный класс событий - информационных актов, - приводящий в конце логической цепи к однозначному ответу ДА (или НЕТ), который система-субъект - в нашем случае человек - ожидает получить от внешней среды.

    Пространство-время класса негэнтропийных событий неразрывно. Каждый момент времени изменяется «точка» пространства. При этом каждый информационный акт, совершающийся «сейчас» в точке пространства «здесь», в следующем акте служит моделью, которая проецируется на изменившуюся реальность. Поэтому прошлое время в негэнтропии поглощено в модели настоящего (это обстоятельство служит основанием считать, что время в негэнтропии необратимо и всегда направлено от прошлого в будущее; в циклически повторяющихся событиях это утверждение, наверное, должно быть подвергнуто сомнению). В негэнтропийной схеме событий важным оказывается множитель p i - вероятность реализации модели , поскольку он отражает степень «достижения цели». Тогда когда цель достигается без помех соответствующими цели усилиями, множитель log p i в формуле негэнтропии («количества информации») имеет нулевое значение (ему соответствует минимальное удовлетворение, «скука»), поскольку в этом случае вероятность реализации модели становится равной единице.

    В случае, когда на пути реализации модели (в пространстве действия) оказывается препятствие, логический процесс прерывается «недоумением». В этот момент возникает энтропийная схема отношений (воздействие на log p i) и система «возбуждается». Следует изменение стандартной модели в направлении, как правило, применения «сверхусилий». Такой «мгновенный возврат» к энтропийной схеме отношений может смениться длительным обращением в пространство-время энтропии прошлого и иного опыта, когда применение сверхусилий не приводит к достижению цели, а поиск адекватных моделей действия в пространстве-времени «иного» (обращение за советом) оказался безрезультатным. Тогда время негэнтропийного процесса останавливается (с неуправляемым теперь уже пространством), и информационный процесс переходит в область энтропии - в область «сомнений и тяжких раздумий…».

    Негэнтропийные процессы всегда имеют чётко очерченные границы пространства времени действия, так как за пределами этих границ вероятности реализации моделей оказываются недопустимо низкими, то есть негэнтропия обращается в энтропию.

    Действия людей в негэнтропийной (цивилизованной) деятельности детерминированы. Здесь свобода выбора сменяется необходимостью -- следованию социальным моделям в профессиональной деятельности или «логикой событий», когда каждое следующее действие определяется предыдущим.

    Необходимо ещё заметить, что негэнтропийные процессы протекают не только в «действительной» жизни, но и в «чисто» информационной области - в сфере информационного конструирования различных моделей. В этом случае информационные модели большой сложности - гипотезы, теории проецируются на информационную же реальность, в качестве которой выступает информационное пространство-время (разум) других сведущих и не сведущих людей. Но конечная проверка сложных информационных моделей на соответствие их действительности происходит при взаимодействии с этой самой действительностью, которая может быть управляема только в том случае, когда информационная модель адекватна возможностям действительности. В этом случае наблюдается соответствие теоретической модели человеческой практике в ограниченном пространстве времени. При изменении масштабов пространства времени применения теоретической модели, она перестаёт «работать», что означает переход информационной негэнтропии теории в информационную энтропию предзнания.

    Таким образом, можно утверждать, что использование только одного понятия - энтропии или негэнтропии - для объяснения каких-либо явлений совершенно не конструктивно. Объяснение всякого явления должно быть дано с позиции единства энтропии-негэнтропии в их противоположности.

    Единство энтропии-негэнтропии заключено в том, что энтропия представляет собой множество и разнообразие негэнтропийных систем и их информационных проявлений. Энтропия, даже локальная (как, например, реальная экономика) наполнена огромным множеством систем самой разной степени сложности, т. е. самой разной информационной ёмкости, что позволяет большей сложности «поглощать» системы меньшей сложности и строить конструкции с большими пространственно-временными характеристиками времени жизни. Таким образом, энтропия - источник жизни; она же и её «уничтожитель», потребитель. Можно считать, что величина энтропии определяется числом различных проявлений. И в этом смысле, в смысле множественности и разнообразия, энтропия тем больше несёт в себе жизненных возможностей, чем больше множественность и разнообразие. Но максимального значения при той же сложности, энтропия достигает, когда вероятность исхода какого-либо события по признакам ДБРА-ЗЛА равна 0,5 (для какой размерности пространства-времени пока следует поставить вопрос).

    Единство энтропии-негэнтропии заключается в том, что континуум энтропии как неразличимая множественность рождает негэнтропийные системы в «точках бифуркации», которые после рождения развиваются в системы с индивидуальными свойствами, наполняя энтропию флуктуациями, противоречащими действию второго начала термодинамики. Рождение, развитие и распад негэнтропийных систем не меняет величину общей энтропии мира, которая остаётся неисчерпаемым источником возникновения новых негэнтропийных систем.

    Возможно, следует повторить вкратце и противоположности.

    Если энтропия это множественный набор всех и всяких событий, рассматриваемых как возможность альтернатив с равновероятными исходами по показателям «добра» и «зла» в неопределённом пространстве-времени; то негэнтропия - это сделанный выбор, содержащий множественный набор моделей адекватных действительности, при помощи которых система реализует цель «жить» в достаточно определённом и ограниченном пространстве-времени бытия.

    Энтропия по отношению к негэнтропийным системам является активным «размывающим» началом. А энтропийные отношения негэнтропийной системы с внешней средой характеризуются, случайностью, пассивностью, «созерцательностью».

    Негэнтропийные системы в активной фазе «переворачивают» отношения с внешней средой, которая на какой-то момент оказывается пассивной, в ответ на действия адекватных моделей. Неадекватность моделей, приводящая к ответу НЕТ в активном действии, рождает отрицательную негэнтропию , которая по математическому закону обращения знаков (вместо «плюса» получается «минус») должна быть интерпретирована как энтропия .

    Ряд негэнтропийных событий вида «модель - реальность - ответ ДА (или НЕТ)», совершающихся в «чисто» информационной области (например, в сознании человека) можно интерпретировать как потенциальную энергию. Поскольку по отношению к действительности жизни «чисто» информационные процессы - энтропийные или негэнтропийные - являются энтропией, то можно считать, что потенциальная энергия «прячется» во всеобщей энтропии. (Например, сознание по отношению к бытию в его активной форме является энтропией, несмотря на то, что оно может содержать весьма устойчивые «рабочие» модели, но которые «здесь и теперь» пока не применяются. Эта потенциальная энергия переходит в реальную энергию действия через «волю». А само сознание человека погружено до момента действия в самое общее ощущение «вселенной» той или другой размерности).

    Ряд негэнтропийных событий или информационных актов, совершающихся в действительной жизни, можно интерпретировать как реальную энергию, переводящую безразличную энтропию внешней среды в организованную жизнь.

    Социальная энтропия - (отрицательная негэнтропия?).

    Для выяснения вопроса о том, что люди вкладывают в содержание понятия социальная энтропия , придётся начать с довольно длинной цитаты из Н. Бердяева.

    «Когда в массах человеческих слишком распространяется жадность к «жизни», тогда цель перестаёт полагаться в высшей духовной культуре, которая всегда аристократична, всегда в качествах, а не в количествах. Цель начинают полагать в самой «жизни», в её практике, в её силе и счастье. Культура перестаёт быть самоценной, и потому умирает воля к культуре. Нет более воли к гениальности, не рождаются более гении. Не хотят уже незаинтересованного созерцания, познания и творчества. Культура не может оставаться на высоте, она неизбежно должна спускаться вниз, должна падать. Она бессильна удержать свою высшую качественность. Начало количественное должно её одолеть. Происходит социальная энтропия , рассеяние творческой энергии культуры» . (Н, Бердяев. «Воля к жизни и воля к культуре»).

    Последняя строка в цитате указывает на то, что понятие социальной энтропии связывается Бердяевым с термодинамическим смыслом энтропии, который улавливался им интуитивно без математического и практического анализа.

    Однако интуитивная верность использования понятия энтропии не добавляет ясности в рассмотрение вопросов, возникающих из практики человеческих отношений, которые объясняются совсем в других терминах. И уж коли речь идёт о социальной энтропии, то, вероятно, следует как-то сблизить социологические понятия с понятием энтропии.

    Следует заметить, что это высказывание Бердяева в чём-то не согласуется с высказыванием Г. Сатарова, который рост социальной энтропии связывает с разгулом коррупции в современной России. В высказывании Г. Сатарова не улавливается связь с термодинамическим смыслом понятия энтропии. Эта связь может быть прослежена скорее с информационным смыслом понятия энтропии, поскольку коррупция изменяет характеристики управляемости тех или иных государственных структур, которые без «смазки» отказываются приходить в действие. Управляемость же - свойство кибернетических систем, - то есть управляемость принадлежит информационной области рассмотрения.

    Поэтому в этой работе предлагается «социум» рассматривать как систему, в которой значение придаётся управляемости одних людей со стороны других людей, и тому, как при эффективном или неэффективном управлении людьми друг другом общество достигает благополучия - роста информационной ёмкости, - или оказывается подверженным социальным напряжениям, что можно понимать как рост социальной энтропии. (Выражение «рост социальной энтропии» простое, но за ним стоит довольно сложный процесс, который будет рассмотрен дальше).

    Экономические основания жизни людей.

    Условием жизни всех людей в современном обществе с развитой рыночной экономикой являются:

    потребление материальной и информационной негэнтропии - вещей, энергии и смыслов;

    производство материальной и информационной негэнтропии - вещей, энергии и смыслов - из энтропии «сырья» в специализированных преобразовательных центрах (в качестве которых могут выступать отдельные люди);

    обмен произведёнными негэнтропиями в специализированных центрах обмена - в элементах рыночной структуры.

    Потребление.

    Потребление начинается с приобретения негэнтропии в специализированных центрах - на рынке. Приобретение возможно лишь путём обмена информационной негэнтропии - денег - на необходимую негэнтропию вещей, энергии и смыслов. С этого момента уже можно негэнтропию вещей, энергии и смысла называть товарами, услугами, информацией , как это принято в экономике.

    Употребляя понятие негэнтропии вместо экономических терминов, можно, во-первых «привыкнуть» к универсальному языку, а во-вторых, можно обнаружить неполноту экономических понятий, которые используются при экономическом анализе. Издержки, возникающие из этой неполноты, экономисты перекладывают на социологов, оставляя им необходимость объяснения острых социальных конфликтов, истоки которых могли бы содержаться в их формулах.

    Например, «производственная функция», представляющая собой (по словам В. Леонтьева) «описание количественной взаимосвязи между затратами ресурсов и выпуском продукции в ходе определённого производственного процесса» , содержит в качестве переменных количественные определения «факторов производства». При этом предполагается какой-то стабильный процесс, не содержащий в себе возможность «отказа», «сбоя». Аналогично может быть построена «функция полезности», показывающая степень удовлетворения потребителя количеством и разнообразием товаров, услуг, информации на рынке.

    «Информационный подход» предлагает при рассмотрении потребления использовать уравнение баланса энтропий-негэнтропий объёма рынка в виде энтропий-негэнтропий «предложения» и «спроса».

    При этом в качестве показателя «множества событий» - n - в формуле энтропии-негэнтропии «предложения» используется всё множество и разнообразие товаров, услуг, информации. Каждый вид товара, услуги, информации представляет собой негэнтропию определённого пространственно-временного размера, функционирование которой в пределах этих пространственно-временных измерений безупречно. Последнее означает, что информационная «модель» товара, услуги, информации в каждом информационном акте реализуется с вероятностью равной единице. (Это в свою очередь значит, что если на рынке предлагается покупателю определённый товар, то покупатель может быть уверен, что он приобретёт именно то, что он желал с сохранением качества товара в соответствующем пространстве-времени).

    Негэнтропийной частью рынка является то наличное количество товаров, услуг, информации, которое «обычно» реализуется в соответствующий период времени. Это состояние «сейчас», выраженное числом сделок «купли-продажи». А всё наличное количество товаров, которое не реализовалось «здесь-сейчас», будет составлять энтропию рынка.

    Энтропийными частями рыночного предложения являются прошлые и будущие (ожидаемые) состояния, содержащие в своём составе прошлые количества и прошлые виды, и будущие количества и будущие виды товаров, услуг, информации. (Учитывая неразрывность понятия пространства-времени, в энтропию рынка следует вводить также возможность пространственного его изменения - «сужения» или «расширения»).

    «Спрос» как противоположная часть уравнения точно также состоит из негэнтропии потребляемых товаров «здесь-сейчас» и энтропии товаров, услуг, информации потреблённых в прошлом, и ожидаемым объёмом будущего приобретения.

    Потребление как количество товаров, услуг, информации, перешедшее от продавца к потребителю, может быть выражено в универсальной специфической информационной негэнтропии - в виде денег. Тогда, когда негэнтропии товаров, услуг, информации абсолютны (условно), то есть декларируемо-ожидаемого качества, появляется возможность составить «уравнение обмена» известное в экономике:

    Это уравнение представляет собой, по сути, уравнение обмена общественной энергии жизни, поскольку оно содержит сумму информационных актов обмена товара на деньги при определённой скорости оборота денег (V). (Надо заметить, что это уравнение почти идентично известной из физики формуле E = m c 2).

    Производство.

    Производство, как считают экономисты, может быть выражено «производственной функцией»:

    y = f(x 1 , x 2 , x 3, …x n ) ,

    «Где определённый вид функции f(x 1 , x 2 , x 3, …x n ) задаётся существующим состоянием технологии. Идентификация всех переменных, входящих в уравнение, и определение их размерностей представляет собой качественную сторону этого чёткого описания экономически важных аспектов производства…; без этих подробностей данная формула с эмпирической точки зрения бессмысленна» .(В. Леонтьев. «Экономические эссе». С. 73).

    Необходимая подробность в описании всех факторов производства рассматривается на соответствующем уровне управления. Начинать можно с индивидуального рабочего места, которое может быть описано формулой негэнтропии, в которой число событий (n ) представляет ряд последовательных технологических операций, с соответствующими вероятностями их реализаций в заданном пространстве-времени. При абсолютной негэнтропии, то есть при абсолютно точном следовании реального рабочего процесса его информационному описанию (технологической карте), подробность может быть описана в качественных единицах негэнтропии - деталь, изделие. Затем “деталь”, “изделие” входит в виде i -того «события» в следующий уровень производства, где происходит сборка готового изделия из n -ного числа деталей. Этот процесс описывается своей, на уровень выше, формулой негэнтропии, “поглотившей” в себе факторы производства, действовавшие на элементарном рабочем месте. Её размерности пространства-времени уже другие. Единичное производство поставляет свою негэнтропию в виде множества идентичных или различных изделий на рынок, где они выступают в виде i -тых товаров из n -ного числа всех видов.

    Преимущества в описании функций производства-потребления в виде количеств информации заключаются в том, что они в этом случае внутренне содержат психическую реакцию человека (консумента рынка) на возможный «сбой» в описанных процессах в виде социальная сеть «Народное вече» Исторический аналог...

  • Что такое социальная философия? Научный анализ общества «как оно есть» или проповедь о том

    Автореферат диссертации

    Интеграции и дезинтеграции, «порядка» и «хаоса», энтропии и негэнтропии. Понятия энтропии и негэнтропии, как известно, широко... людей. Примечания к разделу 4 Излишне говорить, что такое социально -философское понимание объекта отличается от...

  • Ориентация - ислам или Назад в будущее Мистерия Октября Ислам - сакральная оппозиция мировой системе Авраамизм против «естественной религии» Шура (Исламский совет) как инструмент единства уммы Что такое «таухид»? Вера в «переселение душ» и

    Документ

    ... СОЦИАЛЬНЫЕ ФАКТОРЫ ЭНТРОПИИ Трагедия исламской уммы сегодня состоит в том, что ... , который четко знает что такое цивилизация, что такое цивилизационный проект, - ... профессиональным революционерам. Кому нужен такой социальный мессия, который «управляет», ...

  • Глава 1 что такое экспертная система?

    Обзор

    Система (техническая или социальная ), требующая принятия решения, ... 5. Что такое метакласс и в чем польза применения такой конструкции? 6. Что понимается... р(с ~ Ci)x I(с ~ Сi)] бит. Энтропия U(M) соответствует среднему количеству информации, которое...

  • Последние материалы раздела:

    Интересные факты о физике
    Интересные факты о физике

    Какая наука богата на интересные факты? Физика! 7 класс - это время, когда школьники начинают изучать её. Чтобы серьезный предмет не казался таким...

    Дмитрий конюхов путешественник биография
    Дмитрий конюхов путешественник биография

    Личное дело Федор Филиппович Конюхов (64 года) родился на берегу Азовского моря в селе Чкалово Запорожской области Украины. Его родители были...

    Ход войны Русско японская 1904 1905 карта военных действий
    Ход войны Русско японская 1904 1905 карта военных действий

    Одним из крупнейших военных конфликтов начала XX века является русско-японская война 1904-1905 гг. Ее результатом была первая, в новейшей истории,...