Сканави 6 издание. Марк иванович сканави - чтобы помнили

Справочник по правописанию и литературной правке. Розенталь Д.Э.

16-е изд. - М.: 2012 - 368с. 5-е изд., испр. М.: 1989. - 320с.

В первых двух разделах справочника содержатся основные правила орфографии и пунктуации с упором на трудные случаи. В третьем разделе приведены сведения и рекомендации нормативного характера, связанные с литературной правкой. Справочник предназначен для издательских работников, в первую очередь редакторов, а также для всех, кто стремится повысить свою грамотность и культуру речи.

Формат: djvu (2012 , 16 -е изд., 368 с.)

Размер: 4 ,6 Мб

Файл:

Формат: pdf

Размер: 22,4 Мб

Файл:

Формат: djvu / zip (1989 , 5-е изд., 320с.)

Размер: 1 ,9 Мб

/ Download файл

Предисловие ............................................. 3

Орфография 5

I. Правописание гласных в корне 5

§ 1. Проверяемые безударные гласные............................................ 5

§ 2. Непроверяемые безударные гласные ...................................... 5

§ 3. Чередующиеся гласные.............................................................. 6

§ 4. Гласные после шипящих............................................................... 7

§ 5. Гласные после ц ............................................................................ ............ 8

§ 6. Буквы 9 - е .................................................................................. ............ 8

§ 7. Буква й ......................................................................................... ............ 9

II. Правописание согласных в корне 9

§ 8. Звонкие и глухие согласные........................................................ ............ 9

§ 9. Двойные согласные в корне и на стыке приставки и корня 10

§ 10. Непроизносимые согласные ...................................................... 11

III. Употребление прописных букв 12

§ 11. Прописные буквы в начале текста............................................ 12

§ 12. Прописные буквы после знаков препинания........................... 12

§ 13. Собственные имена лиц.............................................................. .......... 13

§ 14. Клички животных, наименования видов растений, сортов вин .................. 15

§ 15. Имена действующих лиц в баснях, сказках, пьесах... ............ 16
§ 16. Имена прилагательные и наречия, образованные от индивидуальных названий 16

§ 17. Географические и административно-территориальные названия............... 17

§ 18. Астрономические названия........................................................ 19

§ 19. Названия исторических эпох и событий, геологических периодов...................... 20

§ 20. Названия революционных праздников, народных движений, знаменательных дат. 20

§ 21. Названия, связанные с религией............................................... 21

§ 22. Названия организаций, учреждений, предприятий, иностранных фирм..... 21

§ 23. Названия документов, памятников старины, произведений искусства .......... ....... 24

§ 24. Наименования должностей и званий........................................ .......... 24

§ 25. Названия орденов, медалей, знаков отличия........................... .......... 25

§ 26. Названия литературных произведений и органов печати 26

§ 27. Сложносокращенные слова и аббревиатуры........................... ......... 26

§ 28. Условные имена собственные.................................................... ......... 27

IV. Разделительные ъ и ь 28

§ 29. Употребление ъ ........................................................................... 28

§ 30. Употребление б.......................................................................... ......... 28

V. Правописание приставок 28

§ 31. Приставки на з-........................................................................... ........ 28

§ 32. Приставка с-............................................................................... ........ 29

§ 33. Приставки пре- и при- ............................................................... ........ 29

§ 34. Гласные ы и и после приставок................................................. 29

VI. Гласные после шипящих и ц в суффиксах и окончаниях 30

§ 35. Гласные owe после шипящих ..................................................... 30

§ 36. Гласные после ц ......................................................................... 31

VII. Правописание имен существительных 31

§ 37. Окончания имен существительных........................................... 31

1. Окончания дательного и предложного падежей существи­тельных с основой на и (31). 2. Окончание предложного па­дежа существительных среднего рода на ье- (31). 3. Окон­чания родительного падежа множественного числа сущест­вительных на ье- и бя- (31). 4. Окончание родительного падежа множественного числа существительных на -«я (31). 5. Окончания -ым и -ом в творительном падеже имен собственных (32). 6. Окончания существительных с суффик­сами -ищ, -ушк, -юшк, -ишк (32). 7. Окончания существи­тельных с суффиксом -л- (32)

§ 38. Суффиксы имен существительных........................................... 32

1. Суффиксы -ик и -ек (32). 2. Суффиксы -ец- и -иц- (33). 3. Суффиксы -ичк- и -ечк- (33). 4. Сочетания -инк- и -енк- (33). 5. Суффиксы -оньк- и -еньк- (33). 6. Суффиксы -чик и -щик (33). 7. Суффиксы -ние и -нье (34). 8. Слова с редкими суффиксами (34)

VIII. Правописание имен прилагательных 34

§ 39. Окончания имен прилагательных............................................. ........ 34

§ 40. Суффиксы имен прилагательных............................................ 34

1. Суффиксы -ив, -лив-, -чив- (34). 2. Суффиксы -ое-, -оват-, -овит-, -ев-, -еват-, -евит- (34). 3. Прилагательные на -чий- (35). 4. Суффиксы -ат-, -чат- (35). 5. Конечное ц основы перед суффиксом -чат- (35). 6. Прилагательные на -д-ский, -т-ский, ч-ский, -иц-кий (35). 7. Прилагательные с суффик­ сом -ск- (35). 8. Прилагательные от основ на -«6 и -рь (36). 9. Прилагательные и существительные с сочетаниями чн и шн на стыке корня и суффикса (36). 10. Суффиксы -«-, -енн-, -онн-, -ин-, -ан-, (-ян-) (36) 11. Прилагательные на -инский и -енский (37)

IX. Правописание сложных слов 37

§ 41. Соединительные гласные о и е .................................................. 37

§ 42. Сложные слова без соединительной гласной........................... ........ 38

§ 43. Правописание сложных существительных.............................. 39

1. Слова с элементами -авто-, аэро-, вело-, люто-, агро-, био-, зоо-, кино-, радио-, теле-, фото-, макро-, микро-, нео-, метео-, стерео-, гидро-, электро- и др. (39). 2. Слова типа вертишейка (39). 3. Сложносокращенные слова (39). 4. Слова типа вакуум-аппарат, динамо-машина, кресло-кро­вать (40). 5. Слова типа грамм-атом (40). 6. Слова типа анархо-синдикализм (40). 7. Названия промежуточных

стран света (40). 8. Слова с элементами вице-, лейб-, обер-, унтер-, штаб-, экс- (40). 9. Слова типа любишь-не-любишь (40). 10. Слова типа бой-баба (40). 11. Слова типа альфа-частица (40). 12. Слова типа алма-атинцы (40). 13. Слова типа парт- и профорганизации (41)

§ 44. Правописание сложных прилагательных.................................. 41

1. Сложные прилагательные, выражающие подчинительные отношения (41). 2. Слитное написание сложных прилага­тельных, употребляемых в роли терминов (42). 3. Сложные прилагательные, одна из частей которых самостоятельно не употребляется (43). 4. Прилагательные, образованные от сложных существительных с дефисным написанием (43). 5. Прилагательные, образованные от сочетания имени и фа­милии, имени и отчества или двух фамилий (43). 6. Оюжные прилагательные, выражающие сочинительные отношения (44). 7. Сложные прилагательные, части которых указывают на неоднородные признаки (44). 8. Сложные прилагатель­ные, обозначающие качество с дополнительным оттенком (45). 9. Сложные прилагательные, обозначающие оттенки цветов (45). 10. Дефисное написание сложных прилага­тельных, употребляемых в роли терминов (45). 11. Слож­ные прилагательные в составе географических или адми­нистративных названий (46). 12. Сложные прилагательные типа литературно-художественный (47). 13. Словосоче­тания, состоящие из наречия и прилагательного или при­частия (47)

X. Правописание имен числительных 48

§ 45. Числительные количественные, порядковые, дробные ... 48

§ 46. Числительное пол- ...................................................................... ......... 49

XI. Правописание местоимений 50

§ 47. Отрицательные местоимения ................................................... 50

XII. Правописание глаголов 51

§ 48. Личные окончания глаголов...................................................... 51

§ 49. Употребление буквы б в глагольных формах.......................... 52

§ 50. Суффиксы глаголов ................................................................ 52

XIII. Правописание причастий 53

§ 51. Гласные в суффиксах причастий............................................... 53

§ 52. Правописание «« и « в причастиях и отглагольных прила­
гательных........................................................................................ 53

XIV. Правописание наречий 56

§ 53. Гласные на конце наречий.......................................................... ........ 56

§ 54. Наречия на шипящую. . .................................................. ........ 56

§ 55. Отрицательные наречия........................................................... ......... 56

§ 56. Слитное написание наречий .................................................... 57

1. Наречия типа донельзя, навсегда (57). 2. Наречия типа вдвое, по двое (57). 3. Наречия типа задолго, помногу (57). 4. Наречия типа вплотную (57). 5. Наречия типа впросак, начеку (57). 6. Наречия типа вовремя, навырез, вразрядку, в рассрочку (58). 7. Наречия типа вверх, вконец, навеки (59)

§ 57. Дефисное написание наречий..................................................... 59

1. Наречия типа по-видимому, по-дружески, по-волчьи (59).

2. Наречия типа во-первых (59). 3. Наречия типа все-таки
(60). 4. Наречия типа едва-едва, мало-помалу, не сегодня-
завтра, с бухты-барахты
(60). 5. Технический термин на-
гора
(60)

§ 58. Раздельное написание наречных сочетаний............................. 60

1. Сочетания типа бок о бок (60). 2. Сочетания типа честь честью (60). 3. Сочетания типа без ведома, в старину, до отказа, на лету, под стать, с разбегу, на днях (60). 4. Соче­тания типа за границу, на память, под мышкой, в сердцах (61). 5. Сочетания предлога ее существительным, начинаю­щимся с гласной буквы (61)

XV. Правописание предлогов 61

§ 59. Сложные предлоги..................................................................... 61

§ 60. Слитное и раздельное написание предлогов и предложных сочетаний 61

XVI. Правописание союзов 62

§ 61. Слитное написание союзов....................................................... 62

1. Союз чтобы (62). 2. Союзы тоже и также (62). 3. Союзы причем и притом (62). 4. Союз зато, наречия зачем, затем, отчего, оттого, почему, потому, посему, поэтому, почем (63). 5. Союз итак (64)

§ 62. Раздельное написание союзов.................................................. 64

XVII. Правописание частиц 64

§ 63. Раздельное написание частиц.................................................... ......... 64

§ 64. Дефисное написание частиц..................................................... 64

Правописание не и ни 65

§ 65. Правописание не с именами существительными...................... 65

1. Слова типа невежда (65). 2. Слова типа неприятель (65). 3. Слова типа неспециалист (65). 4. Частица не при противопоставлении (66). 5. Частица не при существительном в вопросительном предложении (66)

§ 66. Правописание не с именами прилагательными........................ 66

1. Слова типа небрежный (66). 2. Слова типа небольшой (66). 3. Частица не при противопоставлении (66). 4. Части­ца не с относительными прилагательными (66). 5. Напи­сание частицы не при противопоставлении, выраженном союзом а или но (67). 6. Написание не с прилагательными, имеющими при себе пояснительные слова (67). 7. Написание не с краткими прилагательными (68). 8. Написание не со словами готов, должен, рад и т.п. (68). 9. Отрицание не при сравнительной степени прилагательных (69). 10. При­лагательные типа несравнимый (69). И. Частица не при прилагательном в вопросительном предложении (70)

§ 67. Правописание не с именами числительными............................ 70

§ 68. Правописание не с местоимениями........................................... ......... 70

§ 69. Правописание не с глаголами.................................................... ......... 70

§ 70. Правописание не с причастиями............................................... 72

§ 71. Правописание не с наречиями................................................... 73

§ 72. Правописание ни ...................................................................... 75

XVIII. Правописание междометий и звукоподражательных слов 77

§ 73. Дефисное написание междометий и звукоподражаний. . 77

XIX. Правописание иностранных слов 77

§ 74. Транскрипция иностранных слов........................................... ........ 77

XX. Знаки препинания в конце предложения и при перерыве речи

§ 75. Точка.....................................................................................

§ 76. Вопросительный знак...................................................................

§ 77. Восклицательный знак..................................................................

§ 78. Многоточие.................................................................................

XXI. Тире между членами предложения

§ 79. Тире между подлежащим и сказуемым........................................

1. Подлежащее и сказуемое - существительное в имени­тельном падеже (81). 2. Подлежащее и сказуемое неопре­деленная форма глагола (или существительное и неопреде­ленная форма глагола) (82). 3. Тире перед словами это, вот, значит и др. (82). 4. Сказуемое- имя числительное (82). 5. Сказуемое - предикативное наречие на о (83). 6. Ска­зуемое -идиоматический оборот (83). 7. Подлежащее-слово это (83). 8. Подлежащее - личное местоимение (83). 9. Сказуемое - вопросительное местоимение (83). 10. Сказуемое - имя прилагательное, местоименное при­лагательное, предложно-надежное сочетание (83). 11. Тире в сносках (83)

§ 80. Тире в неполном предложении................................................... 84

1-2. Тире в эллиптических предложениях (84). 3. Тире в неполном предложении, образующем часть сложного пред­ложения (84). 4. Тире в однотипно построенных частях сложного предложения (84)

§ 81. Интонационное тире.................................................................... 85

§ 82. Соединительное тире................................................................... 85

1. Тире для обозначения пределов пространственных, временных, количественных (85) 2. Тире между собственными именами, образующими названия учений, научных учреждений и т. д. (85)
XXII. Знаки препинания в предложениях с однородными членами 85

§ 83. Однородные члены, не соединенные союзами.............................

1. Запятая между однородными членами (85). 2. Точка с за пятой между однородными членами (86). 3. Тире между од нородными членами (86)

§ 84. Однородные и неоднородные определения................................ ........ 87

§ 85. Однородные и неоднородные приложения.................................. .........

§ 86. Однородные члены, соединенные неповторяющимися союзами.....................................................................................

1-3. Однородные члены, связанные одиночными соеди­нительными и разделительными союзами (90). 4. Однород­ные члены, связанные противительными союзами (90) § 87. Однородные члены,

Соединенные повторяющимися союзами § 88. Однородные члены, соединенные парными союзами. . .

§ 89. Обобщающие слова при однородных членах..............................

1. Однородные члены с предшествующим обобщающим словом (93). 2. Однородные члены с последующим обобща юш.им словом (94). 3. Однородные члены после обобщающе­го слова, не заканчивающие предложения (95). 4. Обоб­щающее слово и однородные члены в середине предложения (95). 5. Точка с запятой между однородными членами при наличии обобщающего слова (95)

XXIII. Знаки препинания при повторяющихся словах

§ 90. Запятая при повторяющихся словах............................................

§ 91. Дефисное написание повторяющихся слов.................................

XXIV. Знаки препинания в предложениях с обособленными членами

§ 92. Обособленные определения.........................................................

1. Распространенное определение, стоящее после опреде­ляемого существительного (98). 2. Определение в сочетании с неопределенным местоимением (99). 3. Определительные, указательные и притяжательные местоимения в сочетании с причастным оборотом (99). 4. Два одиночных определения (99). 5. Одиночное определение (100). 6. Определение с обстоятельственным оттенком значения (100). 7. Опре­деление в отрыве от определяемого существительного (100). 8. Определение при личном местоимении (101). 9. Несо­гласованные определения, выраженные косвенными паде­жами существительных (101). 10. Несогласованные опре­деления, выраженные сравнительной степенью прилага­тельных (102). 11. Несогласованные определения, выра­женные неопределенной формой глагола (102).

§ 93. Обособленные приложения.........................................................

1. Распространенное приложение при нарицательном суще­ствительном (103). 2. Одиночное (нераспространенное) приложение (103). 3. Приложение при собственном имени (105). 4. Собственные имена лиц или кличка животного в роли приложения (105). 5. Приложения, присоединяемые союзами (106). 6. Приложение при личном местоимении (106). 7. Приложение, относящееся к отсутствующему определяемому слову (106). 8. Употребление тире при обособленном приложении (106)

§ 94. Обособленные обстоятельства....................................................

1. Деепричастный оборот (108). 2. Два одиночных деепри­частия (ПО). 3. Одиночное деепричастие (111). 4. Обстоя­тельства, выраженные именами существительными (111). 5. Обстоятельства, выраженные наречиями (112)

§ 95. Обособленные дополнения.........................................................

XXV. Знаки препинания в предложениях с уточняющими, пояснительными н присоединительными членами предложения

§ 96. Уточняющие члены предложения................................................

1. Уточняющие обстоятельства (114). 2. Уточняющие опре­деления (114). 3. Определения, конкретизирующие значение местоимений этот, тот, такой (114). 4. Слова вернее, точнее, скорее в роли вводных слов (115)

§ 97. Пояснительные члены предложения............................................

1. Конструкции со словами а именно, то есть (115). 2. Кон­струкции с пояснительным союзом или (116)

§ 98. Присоединительные члены предложения.....................................

1. Конструкции со словами даже, особенно, например, в частности, в том числе, да и, и притом и др. (116). 2. Бес­союзные присоединительные конструкции (117). 3. Знаки при присоединительной конструкции (117)

XXVI. Знаки препинания при словах, грамматически не связанных с членами предложения

§ 99. Вводные слова и словосочетания.................................................

1. Разряды вводных слов по значению (117). 2. Разграниче­ние вводных слов и членов предложения (119). 3. Пунктуа­ция при словах наконец, в конце концов, однако, конечно, значит, вообще, главным образом, во всяком случае (121). 4. Запятая при встрече двух вводных слов (123). 5. Вводные слова в составе обособленных оборотов (123). 6. Вводные слова после сочинительного союза (124). 7. Вводные слова после присоединительного союза (124)

§ 100. Вводные и вставные предложения.......................................... 124

§ 101. Обращение................................................................................ 126

§ 102. Междометие.............................................................................. 127

§ 103. Утвердительные, отрицательные и вопросительно-восклицательные слова. 129

XXVII. Знаки препинания в сложносочиненном предложении 130

§ 104. Запятая в сложносочиненном предложении........................... 130

§ 105. Точка с запятой в сложносочиненном предложении ... 132

§ 106. Тире в сложносочиненном предложении................................ 132

XXVIII. Знаки препинания в сложноподчиненном предложении 133

§ 107. Запятая между главным и придаточным предложением 133

§ 108. Запятая при сложных подчинительных союзах...................... ...... 134

§ 109. Пунктуация в сложноподчиненном предложении с несколькими придаточными..135

§ 110. Запятая на стыке двух союзов................................................. ...... 136

§ 111. Тире в сложноподчиненном предложении............................. ...... 137

§ 112. Двоеточие в сложноподчиненном предложении..................... 138

§ 113. Запятая и тире в сложноподчиненном предложении и в

периоде ................................................................................ 138

XXIX. Пунктуация при оборотах, ие являющихся придаточными предложениями 139

§ 114. Цельные по смыслу выражения.............................................. 139

1. Обороты типа сделать как следует, ночевать где придется, идти куда глаза глядят и т. п. (139). 2. Сочетания не то что, не то чтобы н т. п. (139). 3. Сочетания (не) больше чем, (не) раньше чем и т. п. (140). 4. Сочетания неизвестно кто, непо­ нятно где, все равно какой и т. п. (140). 5. Сочетания кто угодно, где попало и т. п. (140). 6. Обороты типа есть чем заняться, найду куда обратиться и т. п. (140). 7. Сочетание только и... что (141)

§ 115. Сравнительный оборот.......................................................... 141

1.Обороты с союзами словно, точно, будто и др. (141).

2.Обороты с союзом как (142). 3. Отсутствие запятой при оборотах с союзом как (143)

XXX. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении 145

§ 116. Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении 145

§ 117. Двоеточие в бессоюзном сложном предложении .... 146

§ 118. Тире в бессоюзном сложном предложении............................ ...... 148

XXXI. Знаки препинания при прямой речи 151

§ 119. Прямая речь после авторских слов........................................ ...... 151

§ 123. Знаки препинания при диалоге................................................ ...... 155

XXXII. Знаки препинания при цитатах 156

§ 124. Кавычки при цитатах................................................................ 156

§ 125. Многоточие при цитатах.......................................................... 157

§ 126. Прописные и строчные буквы в цитатах................................ 157

XXXIII. Употребление кавычек 158

§ 128. Слова, употребляемые в необычном, условном, ироническом значении... 158

§ 129. Названия литературных произведений, органов печати, предприятий и т. д. . 159

§ 130. Названия орденов и медалей.................................................... 160

§ 131. Названия фабричных марок машин, производственных изделий и т. д .. 160

§ 132. Названия сортов растений....................................................... 161

XXXIV. Сочетания знаков препинания 161

§ 133. Занятая и тире........................................................................... 161

§ 134. Вопросительный и восклицательный знаки........................... ...... 162

§ 135. Кавычки и другие знаки.......................................................... ...... 162

§ 136. Скобки и другие знаки............................................................. 163

§ 137. Многоточие и другие знаки..................................................... 164

§ 138. Последовательность знаков при сноске................................. ...... 164

Литературная правка

XXXV. Выбор слова 165

§ 139. Смысловой и стилистический отбор лексических средств 165

§ 140. Устранение канцеляризмов и штампов................................... 170

§ 141. Плеоназм и тавтология............................................................ ...... 173

§ 142. Благозвучие речи..................................................................... 174

§ 143. Использование фразеологических средств............................. ..... 175

XXXVI. Формы имен существительных 178

§ 144. Колебания в роде имен существительных............................. 178

1. Слова, имеющие параллельные формы мужского и жен­ского рода (178). 2. Слова, употребляемые в форме муж­ского рода (180). 3. Слова, употребляемые в форме жен­ского рода (181). 4. Слова, употребляемые в форме сред­него рода (181). 5. Слова, образованные при помощи суф­фиксов (182)

§ 145. Дифференциация значений в зависимости от родовых окончаний......................182

§ 146. Род названий лиц женского пола по профессии, должности и т. д.................................. 183

1. Слова без парных образований (183). 2. Парные образо­вания, принятые в нейтральных стилях речи (184). 3. Пар­ные образования, используемые в разговорной речи (184)

§ 147. Род несклоняемых существительных.................................... 185

1.Слова, обозначающие неодушевленные предметы (185).

2.Субстантивированные слова (186). 3. Слова, обозначаю­щие лиц (186). 4. Слова, обозначающие животных, птиц и т. д. (186). 5. Географические названия (187). 6. Названия органов печати (187). 7. Аббревиатуры (187)

§ 148. Особенности склонения некоторых слов и словосочетаний 188 1. Слова типа домишко (188). 2. Слова типа домище (188).

3. Сложные слова тина полчаса (188). 4. Сложносоставные слова типа плащ-палатка, вагон-ресторан (188). 5. Сочетание Москва-река (188). 6. Сложные географические
названия типа Орехово-Зуево, Гусь-Хрустальный (189). 7. Сочетания типа пятое марта (189)

§ 149. Склонение некоторых имен и фамилий................................... 189

1. Имена типа Левко, Гаврило (189). 2. Сочетания типа

Жюль Верн (189). 3. Имена и фамилии типа Карел Чапек. (189). 4. Фамилии, оканчивающиеся на согласный звук (189). 5. Несклоняемые фамилии на -аго, -ых и др. (190). 6. Нерусские фамилии, оканчивающиеся на гласный звук (190). 7. Украинские фамилии на -ко (191). 8. Корейские, вьетнамские, бирманские фамилии (191). 9. Двойные фами­лии (191). 10. Нерусские фамилии, относящиеся к двум лицам (191). 11. Сочетания типа два Петрова (192). 12. Женские отчества (192)

§ 150. Окончания родительного падежа единственного числа -а(-я) ----- у(-ю) ..192

§ 151. Формы винительного падежа существительных одушевленных и неодушевленных................................................ 193

§ 152. Окончания предложного падежа единственного числа существительных мужского рода ----- у ............. 195

§ 153. Окончания именительного падежа множественного числа существительных мужского рода -ы(-и) ----- а(-я) .... 196

§ J 54. Окончания родительного падежа множественного числа 199

§ 155. Окончания творительного падежа множественного числа -ями ----- (ь)ми ....................................................... 200

§ 156. Употребление единственного числа в значении множественного....................................................................... 201

§ 157. Употребление отвлеченных, вещественных и собственных имен существительных во множественном числе........ 201

§ 158. Варианты суффиксов имен существительных........................ 202

1. Слова типа воробышек - воробушек (202). 2. Слова типа березняк - березник (202). 3. Слова типа бессмыс­ленность - бессмыслица (202)

XXXVII. Формы имен прилагательных 203

§ 159. Полная и краткая форма качественных прилагательных 203

§ 160. Вариантные формы кратких прилагательных........................ 205

1. Формы типа родствен, свойствен (205). 2. Формы типа определен, откровенен (205). 3. Формы типа светел, смугл (206)
§ 161. Формы степеней сравнения имен прилагательных.... 206
§ 162. Употребление притяжательных прилагательных.... 207
1. Прилагательные типа отцов, дядин (207). 2. Прилагательные типа отцовский, материнский (208). 3. Прилагательные типа слоновый, змеиный (208). 4. Прилагательные типа лисий (208).
§ 163. Синонимическое использование прилагательных и косвенных падежей существительных...................... 208

XXXVIII. Формы имен числительных 210

§ 164. Сочетания числительных с существительными...................... 210

1. Формы восьмью - восемью, пятьюдесятью - пятиде- сятью, с тремястами рублями - с тремястами рублей, тысячей - тысячью (210). 2. Формы составных числитель­ных (211). 3. Сочетания типа 22 суток (211). 4. Формы обоил: - обеих (212). 5. Счетное слово пара (212). 6. Со­четания типа два и более (212). 7. Сочетания предлога по с числительными (212). 8. Сочетания типа 33,5 процента (213). 9. Числительные полтора н полтораста (213)

§ 165. Употребление собирательных числительных......................... 213

§ 166. Числительные в составе сложных слов................................... 214

1. Слова с элементом дву- и двух- (214). 2. Числительное пол- (215). 3. Сложные слова тина 2500-летие (215)

XXXIX. Употребление местоимений 216

§ 167. Личные местоимения............................................................... 216

1. Местоимение и контекст (216). 2. Пропуск местоимения-подлежащего при глаголе-сказуемом (216). 3. Плеонасти­ческое повторение личного местоимения в роли подлежа­щего (217). 4. Формы у нее - у ней (217). 5. Начальное « у местоимений 3-го лица (217)

§ 168. Возвратные и притяжательные местоимения......................... 218

1. Местоимение себя (218). 2. Местоимение свой (218)

§ 169. Определительные местоимения............................................... 219

1. Всякий - каждый - любой (219). 2. Сам - самый (220)

§ 170. Неопределенные местоимения.............................................. 220

XL. Употребление форм глагола 221

§ 171. Образование некоторых личных форм................................... 221

1. Недостаточные глаголы типа победить (221). 2. Личные формы глаголов типа выздороветь (222). 3. Гла­голы зиждиться, зыбиться, стелить, чтить (222) ^.Изоби­лующие глаголы типа полоскать, двигать (222). 5. Неко­торые формы повелительного наклонения (223)

§ 172. Варианты видовых форм...................................................... 224

1. Глаголы типа заведовать - заведывать (224). 2. Глаголы типа обусловливать - обуславливать (224). 3. Глаголы типа популяризовать - популяризировать (225). 4. Гла­голы брезговать, видать, коптеть, лазать, мерять, мучать, подымать, прочесть, свистать, слыхать, стариться (225). 5. Глаголы движения (226). 6. Сочетание глаголов движе­ния с названиями видов транспорта (227). 7. Формы типа мок - мокнул (227)

§ 173. Возвратные и невозвратные формы....................................... 227

1. Глаголы типа белеть - белеться (227). 2. Глаголы типа грозить - грозиться (227). 3. Глаголы кружить - кру­ житься, плескать - плескаться н др. (227). 4. Двузнач­ность конструкций с глаголами на -ся (228)

§ 174. Формы причастий..................................................................... 228

§ 175. Формы деепричастий............................................................... 229

XLI. Строй простого предложения 229

§ 176. Типы предложения.................................................................. 229

1. Конструкции типа я предлагаю - предлагаю (229). 2. Конструкции типа просят не курить - запрещается курить (229). 3. Конструкции типа я хочу - мне хочется (230). 4. Обороты действительный, страдательный и безличный (230). 5. Предложения со «смещенной» конструкцией (230)

§ 177. Формы сказуемого.................................................................. 230

1. Разговорные формы сказуемого (230). 2. «Расщепление» сказуемого (231). 3. Именительный и творительный падеж в составном сказуемом (231)

XLII. Порядок слов в предложении 232

§ 178. Место подлежащего н сказуемого......................................... 233

§ 179. Место определения в предложении....................................... 234

1. Согласованное определение (234). 2. Несколько согласо­ванных определений (235). 3. Несогласованное определе­ние (236)

§ 180. Место дополнения в предложении......................................... 236

1. Прямой и обратный порядок слов (236). 2. Местоположение нескольких дополнений (237). 3. Конструкция типа Мать любит дочь (237)

§ 181. Место обстоятельства в предложении................................... 237

§ 182. Местоположение вводных слов, обращений, частиц, предлогов......................................................... 239

XLIII. Согласование сказуемого с подлежащим 240

§ 183. Сказуемое при подлежащем, имеющем в своем составе собирательное существительное........... 240

1. Конструкции типа большинство голосовало (240). 2. Конструкции типа большинство населения голосовало (241). 3. Условия постановки сказуемого во множественном числе (241)

§ 184. Сказуемое при подлежащем - количественно-именном сочетании (счетном обороте) ................. 242

1. Значение совместного и раздельного действия (242).

2.Значение нерасчлененного и расчлененного целого (242).

3.Обозначение меры веса, пространства и т. д. (243). 4. Со­четание со словами лет, месяцев и т. д. (243). 5. Сочетания с числительными два, три, четыре (243). 6. Составные числи­тельные, оканчивающиеся на один (243). 7. Сказуемые при словах тысяча, миллион, миллиард (244). 8. Сочетания со словами все, эти, только и др. (244). 9. Подлежащее - чи­слительное без существительного (244). 10. Значение при­близительного количества (244). 11. Сочетания со словом несколько (245). 12. Сочетания со словами много, мало и т. п. (245). 13. Сочетания со словами типа тройка (246). 14. Сочетания со словами типа масса, уйма (246). 15. Слова типа полчаса (246).

§ 185. Согласование сказуемого с подлежащим, имеющим при себе приложение...................................................... 246

1. Грамматическое согласование и согласование по смыслу (246). 2. Сочетание родового и видового понятий (246).

3.Сочетание нарицательного и собственного имени (246).

4.Согласование с подлежащим при наличии уточняющих слов, присоединительных конструкций и т. п. (247). 5. Ска­зуемое при словах типа кафе-столовая (247).

§ 186. Сказуемое при подлежащем типа брат с сестрой .... 248 § 187. Сказуемое при подлежащем - местоимении вопроситель­ном, относительном, неопределенном, отрицательном. . 249 В подлежащем: 1. Вопросительное местоимение (249) ^.От­носительное местоимение кто (250); 3. Относительное место­имение что (250); 4. Неопределенное местоимение (250) § 188. Сказуемое при подлежащем - несклоняемом существи­тельном, сложносокращенном слове, нерасчленимой группе слов........................................................................................... 251

В подлежащем: 1. Субстантивированное слово (251); 2. За­имствованное несклоняемое слово (251); 3. Русская аббре­виатура (251); 4. Иноязычная аббревиатура (252); 5. Ус­ловное название (252); 6. Нерасчленимая группа слов (252); 7. Прозвище лица (253) § 189. Согласование связки с именной частью сказуемого. . . 253 § 190. Согласование сказуемого с однородными подлежащими 254 1. Влияние порядка главных членов предложения (254). 2. Роль союзов (254). 3. Смысловая близость однородных под­лежащих (256). 4. Расположение подлежащих в порядке градации (256). 5. Влияние лексического значения сказуе­мого (256). 6. Личные местоимения в составе подлежащих (257)

XLIV. Согласование определений н приложений 257

§ 191. Определение при существительном общего рода.... 257

§ 192. Определение при существительном, имеющем при себе приложение.......................................... 258

§ 193. Определение при существительном, зависящем от числительных два, три, четыре ............................ 259

§ 194. Два определения при одном существительном...................... 261

§ 195. Определение при существительных - однородных членах 263 1. Определение в форме единственного числа (263). 2. Опре­деление в форме множественного числа (264). 3. Опреде­ление при существительных с повторяющимся предлогом (264). 4. Определение при существительных в форме мно­жественного числа (264). 5. Определение при сочетании типа брат с сестрой (264)

§ 196. Согласование приложений....................................................... 265

1. Прозвища и условные названия (265). 2. Сочетания типа ракета-носитель (265). 3. Сочетания типа по имени, извест­ ный как, будь то, слова-вставки (265). 4. Сочетания типа витрина-стенд (265)

§ 197. Приложения - географические названия............................. 265

XLV. Управление 268

§ 198. Беспредложное и предложное управление............................ 268

1. Варианты беспредложных и предложных конструкций (268). 2. Конструкции со слабым управлением (269). 3. Обороты со словами кроме, вместо и др. (269).

§ 199. Выбор предлога.............................. :.................................... 270

1. Сочетания в адрес - по адресу, с помощью - при помо­ щи, с целью - в целях и т. п. (270). 2. Предлоги с изъяс­нительным значением (о, про, насчет и др.) (272). 3. Предлоги с пространственным значением (у, при, около и др.) (272). 4. Предлоги с временным значением (274). 5. Предлоги с причинным значением (благодаря, ввиду, вследствие и др.) (275). 6. Предлоги по - о при гла­голах, обозначающих душевное переживание (276). 7. Оты­менные предлоги в отношении - по отношению и др. (276). 8. Новые предлоги в деле, в области, в части, за счет, по линии (276). 9. Сочетания типа в введении - во введении (277)

§ 200. Выбор падежной формы......................................................... 277

1. Стилистические варианты падежных форм (277). 2. Соче­тания в отсутствие, в 20-х годах и др. (278). 3. Предлоги исключая, между, сообразно (278). 4. Конструкции с двой­ной зависимостью (279)

§ 201. Падеж дополнения при переходных глаголах с отрицанием 279 1. Родительный падеж (279).2. Винительный па­деж (280). 3. Факультативное употребление обоих падежей (282). 4. Дополнение при глаголе с приставкой недо- (282). 5. Отрицание не не при глаголе-сказуемом (282). 6. Падеж дополнения в предложениях со с м е щ е н-н о й конструкцией (282)

§ 202. Управление при синонимических словах............................... 282

§ 203. Различные предложно-падежные формы при одном управляющем слове........................................................................ 283

1. Дополнения при глаголах бросить, жертвовать, заслу­ жить, наблюдать и др. (283). 2. Конструкции типа выпить воду - выпить воды (288). 3. Конструкции типа искать место - искать места (288). 4. Родительный временного пользования (288). 5. Конструкции тина обязан кому чем (288). б. Конструкции тина изменник родины - изменник родине (288). 7. Конструкции типа близкий чему -близ­кий к чему (289)

§ 204. Нанизывание одинаковых форм........................................... 290

I. Нанизывание родительных падежей (290). 2. Нанизыва­ние других надежей (290). 3. Стечение падежных форм с одинаковыми предлогами (290). 4. Стечение инфинитивов (290). 5. Родительный субъекта и родительный о б ъ е к-т а (290)

§ 205. Управление при однородных членах предложения. . . 291

XLV1. Предложения с однородными членами 291

§ 206. Союзы при однородных членах.............................................. 291

§ 207. Предлоги при однородных членах....................................... 292

§ 208. Ошибки в сочетаниях однородных членов............................ 293

1. Несопоставимость понятий (293). 2. Лексическая несочетаемость (294). 3. Несочетаемость видовых и родовых по­нятий (294). 4. Скрещивающиеся понятия (294).

5.Неясность при разных рядах однородных членов (294).

6.Неправильное попарное соединение однородных членов (294). 7. Морфологическая несочетаемость (294). 8. Ошибки при использовании сопоставительных союзов (295). 9. На­рушение связи между однородными членами и обобщаю­щим словом (295). 10. Неоднородные синтаксические кон­струкции (296)

XLVII. Сложное предложение 296

§ 209. Союзы и союзные слова......................................................... 296

1. Стилистическая окраска союзов (296). 2. Союзы пока и пока не (297). 3. Союзные слова который и какой (297)

§ 210. Ошибки в сложных предложениях......................................... 298

1. Разнотипность частей сложного предложения (298). 2. Смещение конструкции (298). 3. Неправильное употребле­ние союзов и союзных слов (299). 4. Неправильный поря­док слов (300). 5. Смешение прямой речи и косвенной (300)

XLV1II. Параллельные синтаксические конструкции 301

§ 211. Причастные обороты.............................................................. 301

1. Отсутствие у причастий форм будущего времени и сосла­гательного наклонения (301). 2. Причастный оборот обо­собленный и необособленный (301). 3. Значение времени, вида и залога у причастий (301). 4. Согласование причастий (302). 5. Порядок слов в причастном обороте (303). 6. Поя­снительные слова при причастии (303). 7. Замена прида­точного определительного предложения причастным оборотом (303)

§ 212. Деепричастные обороты.......................................................... 304

1. Нормативное употребление деепричастных оборотов (304). 2. Место деепричастного оборота в предложении (305). 3. Синонимика деепричастного оборота и других конструкций (305)

§ 213. Конструкции с отглагольными существительными. . . 306 1. Сфера использования отглагольных существительных (306). 2. Недостатки конструкций с отглагольными сущест­вительными (306). 3. Приемы правки (307)

О том, как читать книги в форматах pdf , djvu - см. раздел "Программы; архиваторы; форматы pdf, djvu и др. "

14 января 2012 года исполнилось 100 лет со дня рождения уникального педагога, известного математика, автора самого востребованного задачника для поступающих в вузы, одного из основателей учебного телевидения, участника Великой Отечественной войны, кандидата физико-математических наук, заведующего кафедрой высшей математики МИСИ с 1958 по 1965 год Марка Ивановича Сканави.

"Первым экзаменом была письменная математика. Во время экзамена ко мне подошел один из экзаменаторов, очень интеллигентного вида мужчина и, бросив беглый взгляд на мою работу, шепнул: "В ответе численная ошибка", - и тут же отошел. Я бросился проверять и, действительно, обнаружил небольшую арифметическую ошибку. Я был удивлен неожиданным выражением симпатии со стороны совершенно незнакомого человека. Вновь увидел я его на устном экзамене по математике. Он явно подстроил, чтобы я попал к нему, и первым делом сообщил, что я получил за письменный экзамен четверку.

Его звали Марк Иванович Сканави. Он был, видимо, нерусского происхождения, но и не еврей. Часть экзамена Сканави проболтал, рассказывая, что был репетитором моего одноклассника и вообще всячески проявляя симпатию. И тут я опять получил обнадеживающую четверку, но обратил внимание на странное и тревожное обстоятельство. В экзаменационной ведомости со списком абитуриентов против моего имени стояла галочка. Но я был не одинок. Такие же галочки стояли решительно против всех еврейских фамилий, равно как и против одной русской. Я не понял значения этих зловещих галочек. Но Сканави должен был знать. Он-таки знал, но решил восстать, поплатившись за это.

Мы стояли в очереди для подачи документов, как вдруг кто-то окликнул меня. Это был Сканави! Оказалось, что он преподавал и в ВЭЗИ. Сканави поразил меня тем, что помнил каждую деталь моего экзамена по математике. Он вообще отличался совершенно феноменальной памятью. Сканави постарался успокоить меня, сказав, что, может быть, это и к лучшему, что я поступаю в ВЭЗИ. Я с ним сталкивался в ВЭЗИ несколько раз. Сканави продержался после этого в МИФИ лишь несколько месяцев. Его оттуда выгнали за явное нежелание подчиняться системе тайных инструкций во время экзаменов."

Михаил Агурский, "Пепел Клааса"

" Талантливый педагог, математик, поэт
В МИСИ Марк Иванович пришел на должность старшего преподавателя кафедры высшей математики в 1953 году. За его плечами был Ленинградский университет, работа учителем математики в школе и преподавателем в московских вузах, война.

Перу Марка Ивановича принадлежат книги по элементарной математике, математическому анализу, научные труды, работы по методике преподавания математики в школе и в вузе и, наконец, знаменитый «Сборник задач для поступающих в вузы». Идея разработать принципиально новый задачник пришла Марку Ивановичу в голову в середине 60-х. Огромный опыт, полученный им при проведении конкурсных экзаменов, позволил унифицировать требования к набору экзаменационных задач и примеров. В сборнике они были условно разбиты на три группы по степеням сложности, и конкурсные комиссии различных вузов, используя задания из сборника, могли составлять экзаменационные билеты«по своему вкусу», в соответствии со своими требованиями к уровню подготовки абитуриентов. При этом не стоило опасаться, что такой порядок может в каком-то смысле раскрыть «экзаменационные секреты», поскольку сборник содержал более четырех тысяч задач. Если абитуриент был так хорошо подготовлен, что мог решить любую подборку задач из данного сборника, он мог чувствовать себя вполне готовым к экзамену.

Будучи инициатором создания и научным редактором сборника, Марк Иванович сформировал замечательный авторский коллектив, который впоследствии частично менялся, но имя М.И. Сканави как научного редактора в составе редакционной коллегии оставалось всегда. Под этим именем сборник впервые появился и приобрел небывалую популярность. Теперь это называется «брендом».

О другом нововведении М.И. Сканави написал его друг и соавтор, известный математик Б.А. Кордемский: «Марк Иванович увлеченно отдавался теории и практике создания новой формы обучения готовящихся к поступлению в вузы… Он блестяще материализовал свою идею, «поставив на крепкие ноги» телевизионные физико-математические подготовительные курсы. Сколько при этом было «борьбы за правое дело», энергии, творческой выдумки...».

Следует отметить, что в то время не было ничего похожего на интернет и прочие виды мобильного общения, а Марк Иванович сумел организовать обратную связь с более чем десятью тысячами корреспондентов.
Ежедневно на телевидение приходило несколько сотен писем от слушателей телевизионных курсов, и ни одно из них не оставалось без ответа. Наталья Сканави, профессор кафедры строительных материалов, жена младшего сына М.И. Сканави От имени учеников и близких Вопреки традициям чтения лекций и общепринятым постулатам педагогики Марк Иванович начинал лекцию с какой нибудь занимательной истории, загадки, анекдота или шутливого замечания. Он завоевывал аудиторию мгновенно, поражая нас своей уникальной памятью - после первых занятий он знал весь поток по именам. Он обладал даром психолога и физиогномиста. Несмотря на энциклопедический запас знаний, Сканави был исключительно тактичен и доброжелателен с самоуверенными юнцами, не показывая своего интеллектуального превосходства. Любимым его занятием было испытать студента на сообразительность своими собственными тестами. Выпускник МИСИ 1960 года, сотрудник строительной фирмы «Черус» А.В. Рустанович вспоминает: «Вот такую задачку я получил, провожая его на Сретенский бульвар, где он жил: «Почему, когда спокойно идешь по грязной проселочной дороге, сапоги в конце пути оказываются грязными доверху, хотя грязи было не выше щиколотки?».

А вот слова благодарности в адрес Марка Ивановича, сказанные народным артистом России Г.В. Хазановым, в 70-х годах учившимся в МИСИ: «Я очень признателен сейчас за то, что дали мне возможность выразить свою благодарность этому человеку, сыгравшему огромную роль в моей жизни и судьбе. К сожалению, я так и не успел этого сделать при его жизни».

Из воспоминаний жены старшего сына Марка Ивановича, кинокритика Н.А. Зархи: «Умный и ироничный, необычайно скромный, органично, не напоказ честный, бесконечно любознательный, открытый всему новому в мире, технике и науке, в профессии, искусстве и литературе, которые он любил, пожалуй, с не меньшей силой, чем родную математику, он был порядочен и бескорыстен, как истинный интеллигент, обладал врожденным иммунитетом к подлости, природной брезгливостью, отторгавшей хамство и предательство, цинизм и пошлость… У него был столь важный для педагога дар живого общения. По институту и за его пределами ходили его острые импровизации, серьезные и шутливые афоризмы, лингвистические экспромты и так называемые «рассказворды».

Марк Иванович по современным меркам прожил короткую, но яркую жизнь - всего 60 лет. Сумел оставить о себе добрую память среди тысяч друзей, учеников, тех, кто играл с ним в студенческих театрах МГУ и МИСИ, кому довелось читать его пьесы, стихи, слушать его игру на виолончели.

В конце дней своих, размышляя о прожитой жизни, он писал:

« Ни слова. Не ропщи на то, что над тобой
Проекция косы с рождения нависла,
На то, что жизнь прошла без видимого смысла…
Ты многое любил - движенье, звуки, числа,
Снег в солнечном лесу, слепяще голубой,
А летом радуги цветное коромысло…»

Материалы собирала Наталия Казановская, выпускница МИСИ 1960 года
Газета "Строительные кадры" №2, январь 2012г.

"Сборник задач по математике для поступающих во втузы."

Егерев В.К., Кордемский Б.А., Зайцев В.В. и др. Под ред. М.И. Сканави Учебное пособие.

6-е, переработанное изд., М.: Высшая школа, 1992г.

Книга написана в соответствии с программой для поступающих в вузы. Настоящее издание существенно переработано и дополнено, при этом сохранены почти весь массив задач пятого и шестого (стереотипного) изданий, теоретические сведения справочного характера и примеры решения задач с объяснением применяемых методов. Сохранено также разделение задач на три группы (А, Б, В) по их возрастающей трудности (умение решать задачи из группы А - минимально необходимый уровень подготовки учащихся к вступительным экзаменам во втузы).

Существенной переработке подверглось расположение задач в каждой главе внутри разделов А, Б и В. Теперь задачи сгруппированы по типам, методам решения и заново пронумерованы. Кроме того, в каждом из разделов А, Б и В к наиболее типичным задачам даны полные решения или указания, помещенные в конце книги. Тем самым "Сборник" приобрел новое качество - он становится дополнительным к школьным учебникам пособием для самообучения в процессе подготовки к вступительным экзаменам по математике во втузы.

Примечание: Первая половина книги - задачи по разделам (краткая теоретическая часть, решение примеров, задачи). Вторая половина книги - Решения, указания, ответы (все довольно кратко, сжато).

Книга 1. Алгебра (527стр.)

Формат: djvu / zip

Размер: 5 ,97 Мб

ifolder.ru

Книга 2. Геометрия (367стр.)

Формат: djvu / zip

Размер: 4 ,3 Мб

/ Download файл

Задачи разделены на три группы (А, Б, В) по их возрастающей трудности.

Содержание:

Книга 1. Алгебра.

Глава 1. Тождественные преобразования алгебраических выражений. А (1.001 - 1.157); Б (1.158 - 1.319); В (1.320 - 1.360)

Глава 2. Алгебраические уравнения. А (2.001 - 2.135); Б (2.136 - 2.255); В (2.256 - 2.370)

Глава 3. Применение уравнений к решению задач. А (3.001 - 3.170); Б (3.171 - 3.310); В (3.311 - 3.380)

Глава 4. Тождественные преобразования тригонометрических выражений. А (4.001 - 4.185); Б (4.186 - 4.395); В (4.396 - 4.500)

Глава 5. Тригонометрические уравнения. А (5.001 - 5.175); Б (5.176 - 5.405); В (5.406 - 5.500)

Глава 6. Прогрессии. А (6.001 - 6.035); Б (6.036 - 6.068); В (6.069 - 6.090)

Глава 7. Логарифмы. Показательные и логарифмические уравнения. А (7.001 - 7.167); Б (7.168 - 7.314); В (7.315 - 7.360)

Глава 8. Неравенства. А (8.001 - 8.094); Б (8.095 - 8.215); В (8.216 - 8.300)

Глава 9. Комбинаторика и бином Ньютона. А (9.001 - 9.029); Б (9.030 - 9.074); В (9.075 - 9.090)

Глава 10. Дополнительные задачи по алгебре. (10.001 - 10.395)

Глава 11. Начала математического анализа. (11.001 - 11.275)

Книга 2. Геометрия.

Глава 1. Задачи по планиметрии. А (1.001 - 1.190); Б (1.191 - 1.360); В (1.361 - 1.425)

Глава 2. Задачи по стереометрии. А (2.001 - 2.105); Б (2.06 - 2.195); В (2.196 - 2.235)

Глава 3. Задачи по геометрии с применением тригонометрии. А (3.001 - 3.130); Б (3.131 - 3.390); В (3.391 - 3.465)

Глава 4. Дополнительные задачи по геометрии. (4.001 - 4.130)

Глава 5. Применение координат и векторов к решению задач. (5.001 - 5.130)

Приложения.

Варианты заданий для самопроверки (30 вариантов, с решениями или указаниями).

Варианты билетов для вступительных письменных экзаменов (35 вариантов, с решениями или указаниями).

Сборник задач по математике для поступающих во втузы. Под ред. Сканави М.И.

6-е изд. - М.: 2013. - 608 с.

Сборник составлен в соответствии с программой по математике для поступающих во втузы. Он состоит из двух частей: "Арифметика, алгебра, геометрия" (часть I); "Алгебра, геометрия (дополнительные задачи). Начала анализа. Координаты и векторы" (часть II). Все задачи части I разбиты на три группы по уровню сложности. В каждой главе приведены сведения справочного характера и примеры решения задач. Ко всем задачам даны ответы.
Пособие адресовано учащимся старших классов, абитуриентам и учителям математики.

Формат: djvu (2013, 608с.)

Размер: 13 Мб

Смотреть, скачать: drive.google ; Rghost

Формат: pdf (2013, 608с.)

Размер: 3 1,5 Мб

Смотреть, скачать: drive.google

Книга 1. Алгебра (1992, 527стр.)

Формат: djvu / zip

Размер: 5 ,97 Мб

/ Download файл

Книга 2. Геометрия (1992, 367стр.)

Формат: djvu / zip

Размер: 4 ,3 Мб

/ Download файл

ОГЛАВЛЕНИЕ
Предисловие 3
ЧАСТЬ I. Арифметика, алгебра, геометрия
Глава 1. Арифметические действия 5 6 491
Глава 2. Тождественные преобразования алгебраических выражений И 15 491
Глава 3. Тождественные преобразования тригонометрических выражений 45 52 498
Глава 4. Прогрессии 86 88 503
Глава 5. Комбинаторика и бином Ньютона 95 97 504
Глава 6. Алгебраические уравнения 104 109 505
Глава 7. Логарифмы. Показательные и логарифмические уравнения 131 138 511
Глава 8. Тригонометрические уравнения 157 163 515
Глава 9. Неравенства 189 198 528
Глава 10. Задачи по планиметрии 215 224 533
Глава 11. Задачи но стереометрии 252 257 540
Глава 12. Задачи по геометрии с применением тригонометрии 274 279 544
Глава 13. Применение уравнений к решению задач 314 320 559
ЧАСТЬ II.
Алгебра, геометрия (дополнительные задачи). Начала анализа. Координаты и векторы
Глава 14. Дополнительные задачи по алгебре 374 377 565
Глава 15. Начала математического анализа 399 405 578
Глава 16. Дополнительные задачи по геометрии 422 428 585
Глава 17. Применение координат и векторов к решению задач 437 445 586
Глава 18. Комплексные числа 454 460 588
Варианты заданий для самопроверки 472 596
Приложение 598

Сборник составлен в соответствии с программой по математике для поступающих во ВТУЗы. Он состоит из двух частей: "Арифметика, алгебра, геометрия" (часть I); "Алгебра, геометрия (дополнительные задачи). Начала анализа. Координаты и векторы" (часть II). Все задачи части I разбиты на три группы по уровню сложности. В каждой главе приведены сведения справочного характера и примеры решения задач. Ко всем задачам даны ответы.
Пособие адресовано учащимся старших классов, абитуриентам и учителям математики.

Примеры.
Расстояние между городами А и В равно 195 км. Из А в В и из В в А одновременно выезжают два поезда и встречаются через 3 ч. Затем они продолжают свой путь. Поезд из А прибыл в В на 13\14 раньше, чем другой прибыл в А. Определить скорости поездов.

Образующая конуса равна 2 см и составляет с плоскостью основания угол 30°. Найти объем описанной около конуса пирамиды, основанием которой служит ромб с тупым углом 150°.

Для перевозки 60 т груза из одного места в другое требуется некоторое количество машин. Так как на каждую машину грузили на 0,5 т меньше, то дополнительно потребовалось 4 машины. Сколько машин было затребовано первоначально?

Пассажир проехал на поезде 120 км и, пробыв на станции 40 мин, вернулся с обратным поездом, проходящим в час на 6 км больше, чем первый. Общая продолжительность поездки составила 8 ч. Сколько километров в минуту проезжает каждый поезд?

ОГЛАВЛЕНИЕ
Предисловие 3
ЧАСТЬ I. Арифметика, алгебра, геометрия
Глава 1. Арифметические действия 5 6 491
Глава 2. Тождественные преобразования алгебраических выражений И 15 491
Глава 3. Тождественные преобразования тригонометрических выражений 45 52 498
Глава 4. Прогрессии 86 88 503
Глава 5. Комбинаторика и бином Ньютона 95 97 504
Глава 6. Алгебраические уравнения 104 109 505
Глава 7. Логарифмы. Показательные и логарифмические уравнения 131 138 511
Глава 8. Тригонометрические уравнения 157 163 515
Глава 9. Неравенства 189 198 528
Глава 10. Задачи по планиметрии 215 224 533
Глава 11. Задачи но стереометрии 252 257 540
Глава 12. Задачи по геометрии с применением тригонометрии 274 279 544
Глава 13. Применение уравнений к решению задач 314 320 559
ЧАСТЬ II. Алгебра, геометрия (дополнительные задачи). Начала анализа. Координаты и векторы
Глава 14. Дополнительные задачи по алгебре 374 377 565
Глава 15. Начала математического анализа 399 405 578
Глава 16. Дополнительные задачи по геометрии 422 428 585
Глава 17. Применение координат и векторов к решению задач 437 445 586
Глава 18. Комплексные числа 454 460 588
Варианты заданий для самопроверки 472 596
Приложение 598.

Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Сборник задач по математике для поступающих во ВТУЗы, Сканави М.И., 2013 - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

Скачать файл № 1 - pdf
Скачать файл № 2 - djvu
Ниже можно купить эту книгу по лучшей цене со скидкой с доставкой по всей России.

Последние материалы раздела:

Все, что нужно знать о бактериях
Все, что нужно знать о бактериях

Бактерии представляют собой одноклеточные безъядерные микроорганизмы, относящиеся к классу прокариотов. На сегодняшний день существует более 10...

Кислотные свойства аминокислот
Кислотные свойства аминокислот

Cвойства аминокислот можно разделить на две группы: химические и физические.Химические свойства аминокислотВ зависимости от соединений,...

Экспедиции XVIII века Самые выдающиеся географические открытия 18 19 веков
Экспедиции XVIII века Самые выдающиеся географические открытия 18 19 веков

Географические открытия русских путешественников XVIII-XIX вв. Восемнадцатый век. Российская империя широко и вольно разворачивает плечи и...