Самый сложный звук. Как научить ребёнка «рычать

Звуку [р] всегда уделялось особое внимание. Пожалуй, именно с ним возникает больше опасений и проблем.

Чтобы произнести этот звук, мышцы артикуляционного аппарата ребёнка должны обладать определённой силой, и сам малыш должен достаточно ловко владеть и управлять ими. Эти навыки развиваются с возрастом, с опытом, поэтому нормой является не произносить [р] до 5 лет. До этого возраста дети часто пропускают или заменяют непослушный звук на [л], [й], [в].

Родителям стоит забеспокоиться, если малыш уже начал «рычать», но звук звучит непривычно, «не по-русски» (картавость, носовое [р] и др.), или заменяется на неправильные звуки. В этом случае помощь логопеда требуется до достижения ребёнком пятилетия.

Правильное произношение

Можно самостоятельно проверить, правильно ли ваш ребёнок произносит звук [р]. Попросите ребёнка порычать и убедитесь в том, что:

  • рот лишь наполовину открыт;
  • между зубами есть щель;
  • язык распластан «лепёшкой», его кончик поднят к альвеолам (бугоркам за зубами), середина языка приподнята, но между ней и нёбом есть свободное пространство; боковые края прижаты к верхним коренным зубам;
  • голосовые связки участвуют в образовании звука;
  • воздух выбрасывается из легких с силой, заставляя кончик языка вибрировать.

Почему это происходит и как помочь ребёнку

Так как для правильного произношения звука [р] требуется слаженная работа нескольких частей артикуляционного аппарата, в том числе точные движения разных частей языка, то и причин нарушения достаточно много.

Недостаточно длинная «уздечка» — подъязычная связка, мешающая языку подняться вверх. Это нарушение традиционно исправляется подрезанием «уздечки». Оперативного вмешательства можно избежать, занимаясь специальными упражнениями, растягивающими «уздечку» и развивающими мышцы языка.

В дополнение можно делать массаж: ухватив большим и указательным пальцами «уздечку» в самом низу, медленно проводить пальцы к кончику языка, слегка потягивая «уздечку». За один подход упражнение следует повторить несколько раз. Делается оно 4-5 раз в неделю.

Слабые мышцы языка. Этот недостаток легко исправляется с помощью артикуляционной гимнастики.

Недостаточное владение языком , неумение делать целенаправленные движения. Здесь также помогает специальная гимнастика.

Слабые лёгкие , не умеющие выдавливать воздух с достаточной силой. Такому ребёнку можно купить свисток или дудочку. Можно предложить игры, где требуется сильно дуть: например, задувать ватные шарики в ворота.

Нарушения фонематического слуха. Это нарушение достаточно серьёзное и требует кропотливой работы. На помощь опять приходят упражнения и игры.

Очевидно, что в этих ситуациях лучшим решением будет обращение к специалисту – логопеду. Но если очевидных нарушений нет, если ребёнок не страдает задержкой речевого развития, то в силах родителей помочь ребёнку с произнесением этого сложного звука.

Корректировка

Ребёнку будет легче понять, как правильно произносить [р], если он прочувствует это собственным артикуляционным аппаратом. Помогите ему, используя его или свои пальцы.

Попросите малыша открыть рот на полтора-два пальца и поднять язык к нёбу, максимально натянув «уздечку». Затем большим и указательным пальцами прижмите боковые края языка к нёбу. Следите за тем, чтобы пальцы не касались середины языка и «уздечки». Следующей задачей ребёнка является выдувание воздуха с максимально возможной силой, при этом надо работать и голосовыми связками.

Если всё сделать правильно, то язык станет толстым, и вы услышите звук, похожий на [тж] или сразу на [тр] ([др]).

Пусть ребёнок запомнит, как надо ставить язык. Для этого надо регулярно проделывать это упражнение. Постепенно следует начинать пробовать произносить [р] без помощи пальцев. Иногда для этого требуется, чтобы ребёнок просто поднёс руку ко рту. Это связано с недостатком уверенности в собственных силах, которая увеличивается от одного только ожидания помощи.

Если не удается добиться результата этим способом, можно прибегнуть к другим. Для корректировки звуков существуют специальные артикуляционные упражнения. Они направлены на усиление артикуляционного аппарата и улучшение работы с ним.

С помощью упражнений сначала учатся произносить отдельный звук [р], затем в игровой форме автоматизируют его в слогах, после чего переходят к словам. Для этого существуют различные игры, скороговорки, стихи.

Когда удастся справиться с [р],переходят к его мягкому варианту. Здесь обучение происходит при помощи подражания: долгий [р] соединяют с гласными [и], [я], [е], [ё], [ю] и произносят слоги, растянув губы как бы в улыбке.

Избегайте ошибок

Как уже упоминалось, [р] – сложный звук. Если ребёнок научится вибрировать не языком, как этого требует норма, а мягким нёебом или «язычком», звук получится неправильным. У ребёнка выработается стереотип произношения, нарушить который будет сложно.

По той же причине не учите ребёнка произносить [р], подражая вам. Велика вероятность того, что он начнет использовать неправильные части артикуляционного аппарата.

Если уж вы решите самостоятельно делать упражнения и научить вашего малыша «рычать», не торопите его. Некоторым детям требуется достаточно много времени для того, чтобы произнести правильный звук. Но если за месяц занятий вам не удалось продвинуться, или звук выходит неверный, обращайтесь к логопеду.

  • Вряд ли вы будете походить на вашего любимого исполнителя. Каждый человек имеет свой собственный набор аккордов и будет производить собственные, уникальные вокальные партии. Если вы будете пытаться походить на кого-то, то вы лишь навредите себе.
  • Гроул должен напрягать и тренировать ваши голосовые связки, но больно быть не должно. Рекомендуется избегать повреждений ваших связок.
  • Гроул в стиле блэк-метал может навредить вашим связкам если увеличить звук слишком сильно или во время долгого пения. Имейте это ввиду и старайтесь избегать подобных ситуаций.
  • Всегда разминайтесь более 10 минут прежде, чем приступить к практике.
  • Ешьте здоровую пищу (чтобы избежать изжоги), не пейте молоко и газировку или, как минимум, не пейте их перед и во время пения.
  • Возьмите в привычку пить теплый чай с медом. А ещё это вкусно:)
  • Держите ваше тело и горло полностью расслабленными. Вообразите звук у себя в голове и изобразите его с помощью голосовых связок. Не пытайтесь заставить делать их делать то, что они не могут.
  • Если вы не практиковались долгое время, ваши навыки заметно упадут. Если вы возобновили пение, не стоит бросаться в это дело сломя голову, так как ваша выносливость упала. Хотя вы научитесь намного быстрее, чем в первый раз. Здесь как в тренажерном зале: когда вы надолго перестаете поднимать веса, вы не сможете сразу поднять вашу старую норму, однако придете к ней быстрее, чем в первый раз.
  • Записывайте себя, чтобы найти правильный звук, тон, высоту и стиль. Рекомендуется записать, прослушать, а затем прослушать еще раз через несколько часов, тогда ваш мозг сможет выловить даже самые незначительные ошибки.
  • Не забывайте пить теплую воду во время занятий и шоу.
  • Не практикуйтесь более 10-15 минут на ранних этапах. Ваши голосовые связки должны приспособиться к злоупотреблению и в конечном итоге вы будите звучать лучше.
  • Гроул не должен быть громким. Если вы не можете исполнять гроул на низких частотах, то вы либо делаете что-то неправильно, либо вам нужно больше практики,чтобы достичь лучшего контроля звука.
  • Не пейте алкоголь и не курите. Некоторые говорят, что это помогает, но это лишь пошатнет ваше здоровье и никак не поможет в пении.
  • Гроул в стиле дэт-метал не должен причинять боль вашим голосовым связкам. Так что если это больно для вас, то пересмотрите свою технику, хотя мышечная боль вокруг горла и шеи не всегда плохо. Когда вы начинаете тренироваться, вы используете те мышцы, которые до этого не работали так активно. Если мышцы вокруг горла и шеи устали, отдохните до тех пор, пока усталость не пройдет. Это как в тренажерном зале: вы используете свои мышцы более интенсивно, чем в обычной жизни и необходимо подождать, пока они восстановятся, прежде чем продолжить занятие.
  • Такой стиль вокала трудно объяснить на словах, в отличие от простого пения, потому, что это очень личное, и отчасти даже нельзя говорить об этом (своего рода табу). В любом случае, это лишь базовые рекомендации, которые помогут понять годитесь ли вы для гроула или нет.

Можно добиться, куря по несколько пачек в день и запивая большим количеством алкоголя. Мнение не выдерживает никакой критики, если учесть, что любое травмирование связок, как , так и (в том табачный дым и ОРВИ), равнозначно запрету работы с голосом.

Не копируйте своих кумиров. Как нет двух одинаковых , так не будет одинаковых рыков. Попытка подстроиться под кого-то может только навредить, поскольку голосовой аппарат в неестественном для него режиме, испытывает чрезмерные нагрузки. Ищите свой собственный тембр, отличный от всех остальных.

Гроул – это не крик на низких частотах. Пытаясь добиться рычащего звука таким образом, вы только надорвете связки – они не рассчитаны на такую нагрузку, тем более рык зависит не от тех , которые вы напрягаете. Ваша – разработать ложные связки.

Гортань в момент гроула должна работать как при отрыжке. Воспроизведите те же ощущения, как при отрыгивании, запомните их. Затем напрягите мышцы живота, словно поднимаете что-то тяжелое. Не прибегая к помощи основных связок, тихо произнесите звук «и». Держите гортань в том же состоянии, что на предыдущем упражнении, прибавьте к нему положение зевка. С первого раза у вас не получится, поэтому повторяйте, пока не добьетесь результатов. Не увеличивайте громкость. После первой повторите упражнение на гласную «у». Следите, чтобы зев был открыт, диафрагма активно выталкивала воздух из легких, а мышцы живота ее поддерживали. Эта позиция вам должна быть знакома, если вы занимались оперным вокалом: требования к положению голосового аппарата совпадают, поскольку оно является оптимальным и требует от связок наименьшего напряжения.

Видео по теме

Обратите внимание

В первые месяцы занятий возможны болевые ощущения в области гортани. Это связано с неправильным положением голосового аппарата в момент звукоизвлечения. Обратитесь к педагогу по экстремальным видам вокала и спросите его совета по устранению причины. Если вы не исправите дефекты сейчас, впоследствии голос не прослужит вам долго.

Источники:

  • как правильно петь гроулом

Вокальная техника гроулинг (мелодичное произношение рычащих звуков) довольно распространена в современном мире и научиться ей хочет достаточно много музыкантов. Обращаясь за помощью к профессионалам, они и не подозревают, что овладеть данной техникой можно самостоятельно, выполняя некоторые простые задания (тренировки). Практические советы о том, как научиться гроулингу, представлены в данной статье.

Инструкция

Первое, что следует знать при самостоятельном обучении гроулингу – это то, что вы должны иметь абсолютно здоровое . Если вы на момент обучения охрипли или имеете любое другое заболевание гортани, о гроуле следует забыть до полного выздоровления.

Сожмите горло в определенной точке так, чтобы проходящий поток воздуха создавал необходимую вибрацию, а, следовательно, выходил звук.

Направляйте поток воздуха через ложные связки, расположение которых чуть выше основных, извлекая изо рта указанные звуки.

Прижмите сильно язык к небу.

Подбородок опустите вниз. Должно ощущаться напряжение нижней челюсти.

Сделайте губы трубочкой и выдохните. При этом должен получиться своего рода рык.

Произносите по указанной выше схеме – «у».

Мне как-то рассказали историю.
О, я её сначала своими словами описала, а щас погуглила и нашла! Так что часть пересказ, а конец - цитата.

Шли люди по деревне ночью. А деревня была густонаселённой и в каждом дворе собаки. И эти собаки из всех дворов, из-под заборов облаивали этих прохожих на все лады. И ещё бродячие и те, кто могли выбраться из своих ворот. А с ними женщины и дети. И были им от этого очень некомфортно. И вот один из них остановился и сказал всем остальным, чтоб шли вперед, а он справится.
Все ушли, а он несколько раз быстро вдохнул, пригнулся и, разгибаясь, издал горловой рык. Такой, что у всех людей в этой компании мурашки по коже и волосы на загривке дыбом встали, даже у тех, у кого их не было. А мужчины ещё и причинное место руками закрыли, сами того не осознавая. Собаки заткнулись и свалили. Дальше вся компания уже шла в тишине. И ни одного зверя до самого привала не встретили.

Когда его спросили, чойта было. Вот что он рассказал:

"- Крупные кошки рычат на вдохе, это меня недавно просветила родственница жены, биолог с большим стажем, - начал Сергей.

Как так? - не понял народ.

Устройство дыхательного аппарата такое. У нас совсем по-другому, поэтому мы звуки издаем на выдохе. Отсюда принципиальная разница в изменении тона к концу. У нас повышается, а у них понижается, потому что объем легких увеличивается и резонансная частота уменьшается.

Да? И что?

Ну, ничего, в общем-то. Но любая живность рык льва или тигра отлично различает на слух за километры. А по тембру прекрасно определяет объем легких и, соответственно, примерный вес. Мы тоже различаем. Память предков. Сами ведь почувствовали?

Народ нестройно согласился и поежился.

Народ снова поежился и почувствовал необходимость хлопнуть еще по рюмашке.

У них, кстати, объем легких относительно веса гораздо меньше, чем у нас. Поэтому собаки и испарились в момент. До сих пор, наверное, сидят по конурам, а самые сообразительные - на деревьях. Потому что получили четкое указание, что по деревне идет голодный котяра весом килограммов в двести пятьдесят-триста".

Я до сих пор остро завидую такому умению. Тоже хочу так уметь рычать. Тренируюсь, но рычать на вдохе не получается, только скрипеть.


А мне очень надо!

1. Я бы рычала на тех, кто по ночам во дворе орёт.
2. На тех кто мусор не убирает.
3. В общественном транспорте иногда, когда много народу.
4. В магазине на кассиров, которые требуют 82 рубля мелочи при покупке в 282 рубля.
5. На чиновников ещё некоторых бы порычала.
6. На собак, которые гавкают ночами, спать Настеньке мешают

Со временем бы нашлось ещё много поводов поприменять. Но - не получается у меня. Я в печали.

Сама по себе музыка является неизменным спутником человека вот уже многие тысячелетия. Возраст первых найденных инструментов (флейт из костей животных) - десятки тысяч лет. Вероятно, тяга к мелодии, пробуждающим эмоции звукам и упорядоченному ритму заложена в человеке на генетическом уровне. Впрочем, как и во многих других высокоразвитых животных. Сегодня мы с вами нырнём глубже в океан музыки: узнаем, что такое гроулинг. Кто впервые начал петь в такой манере? Можно ли ей научиться? Чем отличается скриминг и гроулинг? Ответы на эти вопросы также содержатся в этой публикации.

Музыка

В последние десятилетия среди музыкальных направлений появилось огромное количество новых жанров. Не все они стали популярны. Но большинство из них объединяет такая черта, как неформальность. Её можно считать яркой приметой времени. Достаточно сложная для восприятия, но относительно мягкая классическая инструментальная музыка больше не является основой и мейнстримом современной культуры. Теперь метал и их разновидности. В этих направлениях существует довольно много различных стилей вокала. Один из них - гроулинг. Что это такое? Каковы его отличия от иных похожих стилей пения? Можно ли ему научиться?

Определение

Гроул, или гроулинг, - это один из приёмов пения, который осуществляется с «расщеплением» голосовых связок, в результате чего получается своеобразное «рычание». Само собой, используют его лишь в тех стилях музыки, где такой вокальный эффект уместен. К примеру, в грайндкоре, дэткоре, блэк- и дум-метале. И хоть этот способ использования своего голоса известен давно, особую популярность он получил в последние годы. Гроулинг - это техника, к которой ради эксперимента прибегают многие рок- и метал-группы. Правда, не всегда удачно. Проще говоря, это грубое и агрессивное «рычание», которое любят далеко не все поклонники тяжёлых стилей музыки. С тем, что это такое, мы разобрались. Теперь же кратко расскажем историю появления этого вокального приёма.

История

Впервые подобным стилем пения своих поклонников обрадовала группа Hellhammer в 1982 году. Позже нечто подобное можно было встретить в ряде американских коллективов, выступающих в жанре готик-, дум- и дэт-метал. В двух последних всё чаще можно встретить своеобразный коктейль из грубого мужского гроулинга и чистого высокого женского вокала. Такое сочетание наиболее популярно. Хотя гроулинг - это приём, который в наше время можно услышать и в женском исполнении. Правда, довольно редко, в силу особенностей анатомии речевого аппарата. Поэтому женщины чаще используют другой «агрессивный» способ пения под названием «скриминг».

Если говорить о таких разновидностях метала, как блэк- и дэт-метал, то порой встречаются виртуозы, которые используют своеобразное сочетание скриминга и гроулинга. Также этот стиль часто используют как дополнение к иным агрессивным и экстремальным приёмам пения и игры на музыкальных инструментах. Тяжёлый, низкий, рычащий бас, за которым иногда сложно разобрать слова, - именно это и есть гроулинг. Как научиться ему, мы рассмотрим чуть ниже. Но сначала для правильного понимания предмета более подробно разберём технику гроулинга.

Техника

Если говорить о научном определении, то гроулинг можно назвать диафрагмальным басом. Такой вокальный приём в своей основе содержит извлечение звуков на опоре от диафрагмы во время сильного выдоха и дальнейший процесс расщепления голосовых связок. Именно сочетание всего этого и создаёт эффект грубого и страшного рычания. И кстати, довольно часто путают гроулинг и скриминг. Разница между ними, безусловно, есть. Так, скриминг - это очень высокий хрипящий вопль, в технике которого также используется метод расщепления голосовых связок. Но очень часто вокалисты используют его неправильно. В итоге получается обычный высокий визгливый крик. Ну а что такое гроулинг, мы уже знаем.

Безопасность

Также нельзя забывать и о том, что у всех, кто начинает практиковать скриминг, первое время наблюдается боль в горле. И порой очень сильная. Правда, со временем болезненные ощущения проходят. Главное - наладить технику исполнения. Но, если дискомфорт остаётся спустя долгое время, это верный признак того, что вы поёте неправильно. Также нужно следить за дыханием - при неправильной его постановке обязательно будет возникать сильное головокружение в результате А что касается негативного влияния этой вокальной техники на голос в целом, то доказательств этого факта нет, поскольку при правильном скриминге связки практически не участвуют в генерации звука.

Гроулинг: как научиться?

Научиться этому вокальному приёму могут практически все. И для этого вовсе необязательно от природы иметь низкий и грубый голос. Но, само собой, если таковой имеется, то гроулить с его помощью будет гораздо проще. И звук получится более насыщенным и сочным. Также на период занятий нужно исключить из рациона холодное питьё, равно как и слишком горячее.

И важно помнить - несмотря на то что можно отыскать массу роликов и статей с заголовком «Гроулинг для начинающих», действительно хорошую и безопасную для связок технику можно получить лишь на практических занятиях с тем человеком, который уже обладает этим умением. Но всё же мы рассмотрим одну из наиболее популярных методик:

  1. Для начала следует научиться технике обычного вибрирующего вокала. Подойдёт для этого стиль как обычного, так и прогрессивного рока или одной из разновидностей метала. На этом этапе наиболее важно научиться контролировать дыхание, соблюдать баланс между напряжением голосовых связок и диафрагмы. Если пытаться «рычать» именно связками, то ничем хорошим это точно не закончится. Для выталкивания воздуха нужно использовать по большей части диафрагму. А сами связки следует оставлять расслабленными.
  2. Перед тренировкой и после неё желательно пить что-то тёплое. Также делать это можно и между песнями. И лучше избегать алкоголя и молока.
  3. Всегда нужно «разогреваться». Не стоит пытаться гроулить без вокальной и отчасти даже общей разминки. Можно использовать для этой цели артикуляционную гимнастику, дыхательную методику Стрельниковой или упражнения других разработанных для вокалистов систем.
  4. Глубоко вздохните, а затем вытолкните из лёгких часть воздуха, напрягая миндалины и горло. Делать это нужно одновременно, но без сильного напряжения. Следует пытаться издавать гортанный и высокий звук, постепенно снижая тональность, возвращаясь к обычному стилю пения, а затем - наоборот.
  5. Представьте, будто от диафрагмы сквозь грудь и нёбо проходит мощный столб воздуха. При этом гортань нужно держать открытой и расслабленной. Подобная техника значительно улучшит уже наработанные навыки гроулинга и придаст им мелодичности.
  6. Воздух нужно толкать животом. В идеале гроулинг - это когда вся сила пения должна исходить исключительно от диафрагмы. Точно так же происходит и у оперных певцов. В этом помогает прямая спина и расслабленные мышцы вокруг позвоночного столба. Затем глубоко вдохните и мощно выдохните, издавая рычание с открытыми голосовыми связками.

Заключение

И самое главное - не стоит печалиться, если гроулить не получается. Это умение приходит со временем. Необходимо тщательно тренироваться. К тому же каждый певец использует свой стиль. Его нужно просто найти. Хорошим подспорьем будет также прослушивание профессионального гроулинга во время тренировок - так как нашему телу знакома своеобразная эмпатия, то организм будет пытаться принять то же положение, которое свойственно поющему «рядом». Это вместе с прямым сравнением звуков и их перениманием может сильно облегчить задачу. Итак, теперь мы знаем, как научиться этой технике и что для этого нужно. Кроме того, мы ответили на вопрос, чем отличаются друг от друга скрим и гроулинг.

Последние материалы раздела:

Кир II Великий - основатель Персидской империи
Кир II Великий - основатель Персидской империи

Основателем Персидской державы признается Кир II, которого за его деяния называют также Киром Великим. Приход к власти Кир II происходил из...

Длины световых волн. Длина волны. Красный цвет – нижняя граница видимого спектра Видимое излучение диапазон длин волн в метрах
Длины световых волн. Длина волны. Красный цвет – нижняя граница видимого спектра Видимое излучение диапазон длин волн в метрах

Соответствует какое-либо монохроматическое излучение . Такие оттенки, как розовый , бежевый или пурпурный образуются только в результате смешения...

Николай Некрасов — Дедушка: Стих
Николай Некрасов — Дедушка: Стих

Николай Алексеевич НекрасовГод написания: 1870Жанр произведения: поэмаГлавные герои: мальчик Саша и его дед-декабрист Очень коротко основную...