Расы человека, их происхождение и единство. Происхождение человеческих рас

Более столетия различные экспедиции антропологов работают в различных уголках земного шара, изучая многообразие форм человечества. Изучены племена в самых труднодоступных районах (в тропических лесах, пустынях, на высокогорье, островах), и в результате современное человечество в морфологическом и физиологическом отношениях исследовано, пожалуй, лучше, чем любой другой биологический вид. Исследования выявили исключительное разнообразие физических и генотипических особенностей человеческих популяций и их тонкую приспособленность к условиям жизни. Исследования показали также, что, хотя современное человечество принадлежит к одному единому виду Homo sapiens, этот вид является полиморфным, так как образует несколько различных внутривидовых групп, давно получивших название расы.

Раса (фр. race - "род", "порода", "племя") - это исторически сложившаяся внутривидовая группировка, состоящая из популяций Человека разумного, характеризующихся сходством морфофизиологических и психических свойств. Каждая раса отличается совокупностью наследственно обусловленных признаков. Среди них: цвет кожи, глаз, волос, особенности черепа и мягких частей лица, размеры тела, рост и др.

Внешние особенности строения тела человека были основными критериями подразделения человечества на расы. Современное человечество разделяют на три основные расы: негроидную, монголоидную и европеоидную.

Негроидная раса характеризуется темным цветом кожи, курчавыми, спирально закрученными волосами (на голове и теле), широким и мало выступающим носом, толстыми губами. К негроидной расе относятся негры Западной Африки, бушмены, пигмеи-негритосы, готтентоты, меланезийцы и аборигены Австралии. В негроидной расе выделяют две крупные ветви - африканскую и австралийскую. Группы австралийской ветви характеризуются, в отличие от африканской, волнистым типом волос.

Монголоидная раса отличается смуглой или светлой кожей, прямыми и достаточно жесткими волосами, уплощенной формой лица, заметными скулами, выступающими вперед губами, узкой глазной щелью, сильным развитием складки верхнего века и наличием эпикантуса, или "монгольской складки". Эпикантус - кожная складка в области угла глаза человека, прикрывающая слезный бугорок; особенно сильно развит у детей и женщин и встречается чаще у женщин, чем у мужчин. К монголоидной группе относится все коренное население Азии (за исключением Индии) и Америки. Как особая ветвь в монголоидной расе выделяются американоиды, т.е. коренное население Америки (от северных эскимосов до индейцев Огненной Земли). Они отличаются от азиатских монголоидов двумя признаками - значительным выступанием носа и отсутствием эпикантуса, что приближает их к европеоидам.

Европеоидная раса характеризуется светлой или смуглой кожей, прямыми или волнистыми мягкими волосами, узким выступающим носом, светлым (голубым) цветом глаз, тонкими губами, узкой и широкой головой. Европеоиды населяют Европу, Кавказ, юго-западную Азию, север Африки, Индию и входят в состав населения Америки.

Внутри каждой из рас выделяют малые расы, или подрасы (антропологические типы). Например, в европеоидной выделяются атланто-балтийская, индо-средиземноморская, среднеевропейская, балкано-кавказская и беломорско-балтийская. Внутри монголоидной - североазиатская, арктическая, дальневосточная, южноазиатская и американская. Также выделяется несколько подрас и внутри негроидной расы. Согласно концепции, не учитывающей происхождение, большие расы делятся на 22 малые, часть из которых являются переходными. Само существование переходных рас свидетельствует о динамизме расовых признаков. Переходные малые расы совмещают в себе не только морфологические признаки, но и генетические характеристики больших. Социальные факторы и особенности окружающей среды обусловили различия между расами и их подрасами в связи с расселением человека по земному шару.

Расовые особенности наследственны, но в настоящее время они не имеют существенного значения для жизнедеятельности человека. Поэтому сейчас представители различных рас часто проживают на одной и той же территории. Но в далеком прошлом, когда еще действие социальных факторов было невелико, безусловно, многие признаки, характерные для той или иной расы, явились приспособлением к определенным физико-географическим и климатическим условиям внешней среды и были выработаны под действием естественного отбора.

Например, темная окраска кожи и волос у жителей экваториальных районов Земли возникла как защита от обжигающего действия ультрафиолетовых лучей солнца. У негров Африки сформировалась высокая удлиненная черепная коробка, которая обогревается меньше, чем круглая и низкая. Курчавые волосы, создающие вокруг головы воздухоносный слой, развились как защита от перегрева при действии жарких солнечных лучей; толстые губы, широкий нос и удлиненные пропорции тела при малом весе появились как способы увеличения поверхности тела, полезного для теплорегуляции (теплоотдачи) в жарком климате. Тип с более широкими относительно объема пропорциями тела развился в условиях климата со значительными отрицательными температурами. Плоское лицо монголоидов с мало выступающим носом оказалось полезным в условиях резко континентального климата и сильного ветра, к тому же гладкая обтекаемая поверхность меньше подвержена обморожению.

Многие морфологические признаки рас служат доказательством, что в расообразовании природная среда, ее абиотические и биотические факторы имели большое влияние. Как и у всего живого мира, у человека в период его становления внешние условия вызывали изменчивость и появление различных приспособительных свойств, а естественный отбор сохранял наиболее удачные варианты приспособленности. Адаптивные свойства у расы проявились не только во внешнем облике, но и в физиологии человека, например в составе крови, особенностях жироотложения, активности обменных процессов.

Эти различия возникали в связи с расселением людей в новых местообитаниях. Считается, что Человек разумный сформировался у восточных берегов Средиземного моря и в северо-восточной Африке. Из этих районов первые кроманьонцы расселились в Южную Европу, по Южной и Восточной Азии вплоть до Австралии. Через северо-восточную оконечность Азии пришли в Америку - вначале на запад Северной Америки, откуда спустились в Южную Америку.

Расы начали формироваться в процессе заселения человеком разных территорий Земли около 40-70 тыс. лет назад, т. е. еще на стадии раннего кроманьонца. Тогда многие расовые признаки имели большое адаптивное значение и закреплялись естественным отбором в условиях определенной географической среды. Однако с развитием социальных отношений (общение, речь, совместная охота и др.), усилением действия социальных факторов влияние среды, как и давление естественного отбора, перестало быть для человека формообразующей силой. Несмотря на появление многочисленных расовых различий в морфологических и физиологических признаках, репродуктивной изоляции между расами людей не произошло. По интеллектуальному потенциалу и умственным способностям расы также не имеют особых различий.

Активное перемещение по планете и возникающие при этом совместные поселения многих людей на одних и тех же территориях показали, что обособленность человеческих рас, их морфологические, физиологические и психические отличия в результате смешанных браков уменьшаются и даже теряются. Это служит убедительным подтверждением единства вида Человек разумный и доказательством биологической равнозначности всех человеческих рас. Расовые различия касаются лишь признаков морфологии и физиологии, но они являются вариациями единой наследственности человека как вида.

Несмотря на многообразие рас современного человека, все они являются представителями одного единого вида. Наличие плодовитых браков между людьми разных рас подтверждает их генетическую неизолированность, что свидетельствует о целостности вида. Единство вида Человек разумный обеспечивается общностью происхождения, неограниченной способностью к скрещиванию людей различных рас и этнических групп, а также одинаковым уровнем их общего физического и умственного развития.

антропогенез предок человеческий раса

Проблема происхождения человеческих рас, их история издавна интересовали людей. Простым обывателям было любопытно, чем можно объяснить такую разницу во индивидуумов, проживающих в разных частях света. Ученые же, естественно, пытались найти научное объяснение этому факту. О наиболее популярных гипотезах происхождения человеческих рас будет рассказано в этой статье.

Что такое расы

Для начала дадим определение этим единицам. Под расами вида Homo Sapiens принято понимать относительно обособленные группы - его систематические подразделения. Их представители отличаются определенным набором внешних признаков, а также ареалом обитания. Расы относительно стабильны во времени, хотя в условиях глобализации и сопутствующей ей миграции населения их характеристики могут претерпевать определенные изменения. Происхождение и биология человеческих рас таковы, что генетически у каждой из них присутствуют определенные аутосомные компоненты. Это подтверждено научными исследованиями.

Человеческие расы: их родство и происхождение. Основные расы

Они всем хорошо известны: это европеоидная, негроидная (негро-австралоидная, экваториальная) и монголоидная. Это так называемые большие, или Однако ими список не исчерпывается. Кроме них, существуют и так называемые смешанные расы, в которых присутствуют признаки нескольких основных. Аутосомных компонентов, характерных для основных рас, у них обычно несколько.

Европеоидная раса характеризуется относительно светлой кожей по сравнению с двумя другими. Впрочем, у людей, проживающих на Ближнем Востоке и в Южной Европе, она достаточно темная. У ее представителей прямые или волнистые волосы, светлые или темные глазами. Разрез глаз горизонтальный, волосяной покров чаще умеренный. Нос заметно выступает, лоб прямой или несколько наклонный.

У монголоидов косой разрез глаз, верхнее веко заметно развито. Внутренний угол глаз прикрыт характерной складкой - эпикантусом. Предположительно, она помогала защищать глаза степняков от пыли. Цвет кожи - от смуглого до светлого. Волосы черного цвета, жесткие, прямые. Нос выступает незначительно, и лицо выглядит более плоским, чем у европеоидов. Волосяной покров у монголоидов развит слабо.

Представители негроидной расы имеют пышные курчавые волосы, наиболее темный цвет кожи среди всех основных рас, содержащей большое количество пигмента эумеланина. Предполагается, что эти признаки сформировались для защиты от палящего солнца экваториальной области. Носы негроидов чаще всего широкие и несколько сплюснутые. Нижняя часть лица - выступающая.

Происходят же все расы, как и все человечество, согласно исследованиям, от первочеловека - пра-Адама, обитавшего на территории африканского континента 180-200 тысяч лет назад. Родство и единство происхождения человеческих рас, таким образом, для ученых очевидно.

Промежуточные расы

В рамках основных выделяют так называемые малые расы. Они представлены на схеме ниже. Малые расы (они же - промежуточные), или, как их еще называют, антропологические типы, имеют ряд сходных признаков. На схеме также можно увидеть промежуточные расы, сочетающие в себе признаки нескольких основных: уральскую, южносибирскую, эфиопскую, южноиндийскую, полинезийскую и айнскую.

Время возникновения рас

Ученые полагают, что расы возникли относительно недавно. Согласно одной из теорий, сперва, около 80 тысяч лет назад, разделились негроидная и европеоидо-монголоидная ветвь. Позже, примерно через 40 тысяч лет, последняя распалась на европеоидную и монголоидную. Окончательная дифференциация их на (малые расы) и распространение последних происходили позже, уже в эпоху неолита. Ученые, в разное время исследовавшие происхождение человека и человеческих рас, полагают, что их формирование продолжалось и после расселения. Так, характерные признаки обитателей австралийского материка, относящихся к большой экваториальной расе, сформировались гораздо позже. Исследователи считают, что во времена расселения они имели расово нейтральные характеристики.

Единого мнения по поводу того, каково происхождение человека и человеческих рас, как происходило их расселение, нет. Поэтому ниже рассмотрим две теории, касающиеся этой проблемы: моноцентрическую и полицентрическую.

Моноцентрическая теория

Согласно ей, расы появились в процессе расселения людей из области их возникновения. При этом, вероятно, происходило скрещивание неоантропов с палеантропами (неандертальцами) в процессе вытеснения последних. Этот процесс - довольно поздний, происходил он около 35-30 тысяч лет назад.

Полицентрическая теория

Согласно этой теории происхождения человеческих рас, эволюция человека происходила параллельно, в нескольких так называемых филетических линиях. Они, согласно определению, представляют собой непрерывную череду сменяющих друг друга популяций (видов), каждая из которых - потомок предыдущей и одновременно предок следующей единицы. Полицентрическая теория гласит, что промежуточные расы имели отличительные признаки уже в древности. Эти группы сформировались на границе расселения основных и продолжали существовать параллельно им.

Промежуточные теории

Они допускают расхождение филетических групп на разных этапах эволюции человечества - палеоантропов, неоантропов. Одна из таких теорий, согласно которой вначале образовались экваториальная и монголоидо-европеоидная ветви, была кратко описана выше.

Современное расселение

Что касается расселения представителей больших и малых рас, то оно значительно меняется со временем. Так, индейцы - представители американской ветви монголоидной расы, которую некоторые ученые даже выделяли в отдельную, четвертую («красную»), ныне находятся в меньшинстве на своих исконных территориях. То же можно сказать и о малой австралийской расе. Ее представители в Австралии значительно уступают в численности не только европеоидам, но и многочисленным мигрантам и их потомкам, принадлежащим к монголоидным расам (в основном дальневосточной).

Европеоиды же с началом Эпохи Великих Открытий (середина 15 века) начали активно осваивать и заселять новые территории, и в настоящее время встречаются во всех частях земного шара, на всех континентах. На территории современной Европы встречаются представители всех антропологических групп европеоидной расы, но лидирует пока среднеевропейский тип. Вообще же, расовый состав современной Европы вследствие миграций и межрасовых браков, так же как и в США, является чрезвычайно пестрым и разнообразным.

Монголоиды по-прежнему лидируют в странах Азии, экваториальная раса - в Африке, Новой Гвинее, Меланезии.

Изменения рас во времени

Естественно, что малые расы со временем могли претерпевать определенные изменения. При этом вопрос о том, насколько на их стабильность влияла изоляция, остается открытым. Так, к примеру, облик живших обособленно австралийцев практически не изменился за несколько десятков тысячелетий.

Вместе с тем, отсутствие значительных изменений характерно и для эфиопской и дальневосточной рас. На протяжении как минимум пяти тысяч лет остается постоянным облик обитателей Египта. Дискуссии о расовом происхождении его жителей ведутся много лет. Сторонники «черной теории» основываются на исследовании египетских мумий, а также сохранившихся произведений искусства, которые показали, что жители Древнего Египта имели выраженные внешние признаки экваториальной расы.

Сторонники же «белой теории» основываются на облике современных египтян и считают, что представители нации являются потомками древнесемистких народов, которые обитали на этой территории до распространения экваториальной расы.

Вместе с тем некоторые образовались намного позднее. Так, например, окончательное формирование южносибирской расы происходило в XIV-XVI вв., несмотря на татаро-монгольское нашествие и подтвержденное археологически проникновение монголоидов в области, населенные европеоидами, еще в VII-VI вв. до нашей эры.

В наше же время, благодаря глобализации и интенсивной миграции, происходит активная метисация, смешение как внутри основных рас, так и между ними. Так, например, в Сингапуре количество таких браков сегодня составляет более 20 %. В результате смешения на свет появляются люди, имеющие различные комбинации признаков, в том числе и такие, которые ранее были чрезвычайно редки. Например, сочетание светлого цвета глаз и темной кожи - уже не редкость на островах Кабо-Верде.

В целом этот процесс носит положительный характер, так как благодаря ему различные расовые группы приобретают полезные доминантные признаки, ранее им не свойственные, и избегают накопления рецессивных, влекущего за собой различные генетические нарушения и болезни.

Вместо заключения

В статье было кратко рассказано о человеческих расах, их происхождении. Единство, общность всех представителей Homo Sapiens подтверждены многолетними исследованиями.

Очевидно, что различия в уровне развития тех или иных групп людей вызваны прежде всего особенностями условий их существования. Поэтому столь популярная в прошлом в западных странах расовая теория является морально устаревшей. На интеллектуальные и прочие способности представителей различных рас не влияет их происхождение, внешность и цвет кожи. И благодаря глобализации, когда люди разных рас вследствие переселения были поставлены в равные условия, эта точка зрения была подтверждена.

Класс: 11

Раздел: Происхождение человека (7 урок).

Тема. Человеческие расы, их происхождение и единство.

Цель урока: раскрыть биологические особенности человеческих рас, проанализировать причин их возникновения.

Задачи урока:

познавательная: формирование понятия о единстве происхождения и биологической равноценности человеческих рас, выработка у учащихся правильного подхода к оценке расизма, нацизма, социального дарвинизма и т.п.;

коррекционно-развивающая: способствовать развитию умений и навыков групповой и индивидуальной работы; умений анализировать, сравнивать, делать выводы; формирование общеучебных умений: сравнивать и обобщать, работа с текстом, демонстрационным мультимедийным материалом;

воспитывающая: развитие коммуникативных качеств: умение работать в группе, обоснованно излагать свое мнение, уважительно относиться к мнению товарищей; развитие чувства прекрасного, воспитание бережного отношения к живому.

Методы: проблемный, частично-поисковый, рефлексивный.

Материалы и оборудование: персональный компьютер, мультимедиапроектор, экран, презентация к уроку , задания , папка по проекту , демонстрационный материал: учебники, справочники, литература о происхождении человека, вопросы для обсуждения в группах, калькулятор, географическая карта «Природные зоны».

Ключевые понятия и термины: человеческие расы, нация, рассизм.

Межпредметные связи: экология, литература, искусство, русский язык, география.

Ресурсы Internet :

1. http://images.yandex.ru

2. http://www.ecosystema.ru

3. http://search.icq.com

4. http://bufodo.apus.ru/index2.html

5. htm://www.nerungri.edu.ru

Литература:

1. Журнал «Биология» (приложение кгаз. «Первое сентября»), № 42, 2004 год

2. Электронное издание «Биология. 6 – 11 класс. Лабораторный практикум.

3. Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия [Электронный ресурс]. Кирилл и Мефодий, с изменениями и дополнениями., 1996, 1997, 1999, 2000, 2001.

4. Мифы наpодов миpа - М.: Советская энциклопедия. 1992 - Т. 1. - 671 с.

5. Н.Н.Воронцов,А.Н.Сухорукова «Эволюция органического мира».М.П.1991г.

6. А.Н.Мельниченко «Происхождение и развитие человека».М.П.1988г.

7. Ю.И.Семёнов «Как возникло человечество».М. «Наука»1986г.

8. Э.А.Киселёва «Книга для чтения по дарвинизму».М.П.1980г.

9. Журналы «Биология в школе».

10. Забылин М. Русский наpод, его обычаи, обpяды, пpедания, суевеpия и поэзия. - М. 1980 - 607 с.

ХОД УРОКА

Этапы урока

Деятельность учителя

Предполагаемая деятельность учеников

Методический комментарий

I этап. Мотивационно-целевой.

Организационный момент

Приветствие:

«Здравствуйте, ребята!

Садитесь. Давайте улыбнемся друг другу, и начнём наш урок с хорошим настроением».

Приветствуют учителя

Здоровьесберегающий фактор.

Снять психологическое напряжение, создать благоприятную психологическую атмосферу, настроить на совместную работу.

Рефлексия

Раздает заранее приготовленные листки бумаги.

«Ребята, как вы себя чувствуете? Пожалуйста, оцените своё состояние, свою работоспособность сейчас, на данный момент, по 10-ти бальной шкале».

Оценивают своё состояние, настроение. Делают записи

Привлечение внимания учащихся.

Самооценка своего состояния.

Актуализация знаний, фиксация затруднений деятельности

Вы, наверное, не раз слышали фразу: «Все люди – братья и сестры». Согласны ли вы с этим высказыванием? (Ответы: да.)

Но если эта фраза верна, мы можем предположить, что все, кто находится в этом классе – родственники. С этим вы тоже согласны? (Ответы: нет.)

А я утверждаю, что все, находящиеся здесь, действительно являются братьями и сестрами, и предлагаю вам математическое доказательство этого.

- У вас есть родители. И у ваших родителей тоже есть родители. Итак, в каждом предыдущем поколении количество ваших предков увеличивается в 2 раза. Вы с этим согласны? (Ответ: да.)

- Давайте нарисуем схему. (Рисует схему на доске.)

Теперь легко вычислить, что примерно 80 поколений назад число ваших предков превышало 6 млрд человек, а это сегодняшняя численность населения нашей планеты.

В каком возрасте люди обычно заводят детей? Давайте остановимся на возрасте 25 лет. Умножив 25 на 80, получим 2000, т.е. 2 тыс. лет назад на Земле жили 6 млрд ваших предков. При этом учтите, что численность населения планеты была тогда во много раз меньше. Как вы думаете, чем объясняется тот факт, что количество ваших предков в то время должно было во много раз превышать численность населения планеты? (Ответы учеников.)

Теперь вы можете ответить и на вопрос, есть ли доля правды во фразе «все люди братья и сестры»?

А вот 28 поколений назад число ваших предков, в соответствии со схемой, составило бы 314 217 728 человек. И жили эти ваши предки 750 лет назад (25ґ28=750).

Сегодня на территории России проживает 147 млн человек, а в то время – во много раз меньше. Так родственники мы или нет? Сразу же уточню, что не очень близкие.

Я думаю, у вас появился повод задуматься над тем, как относиться друг к другу. Ну а теперь давайте вспомним, какой же раздел биологии мы сейчас изучаем. (Ответы: «Происхождение человека».)

На доске появляется тема проекта.

Создание проблемной ситуации, лежащей в зоне ближайшего развития учащихся.

Формирование интереса к проблеме.

Проговаривание гипотезы, плана проекта, основополагающего, проблемных и учебных вопросов.

Сегодня мы подошли к седьмому этапу нашего проекта «Человеческие расы, их происхождение и единство».

Записывают тему урока.

Выявление субъективного опыта учащихся, показать его недостаточность для познания нового материала.

Выход на постановку субъективных целей

Задайте вопросы по теме урока, на которые мы должны ответить в конце.

Формулируют вопросы. Ученики с помощью учителя формулируют

Реализация принципа вариативности.

Личная заинтересованность каждого, значимость мнения каждого ученика.

Выход на цель урока

Следовательно задачи урока: выяснить причины возникновения рас, изучить биологические особенности рас, доказать единство происхождения и биологическую равноценность человеческих рас.

Участвуют в определении общей цели урока.

II этап. Организационно-деятельностный.

Организует деятельность в парах:

Вопросы для групп.

1 вариант.

Что такое раса?

(Раса – это совокупность людей, обладающих генетико-физиологической общностью, происхождением, которое связано с ареалом.)

2 вариант.

Вспомните понятие вид. Дайте полное определение.

3 вариант

Вспомните понятие популяция. Дайте полное определение.

Работа в парах с текстом учебника, словарями.

Первичное закрепление во внешней речи и промежуточная рефлексия

Воспроизведение информации, составление единого целого из отдельных блоков

Организует выступление от каждой группы. Обмен информацией и выводами.

Исходя из этих определений, объясните причины возникновения различных рас. (Ответы учащихся.)

Используя критерии вида, попробуйте доказать биологическую равноценность рас и единство их происхождения. (Ответы учащихся.)

Давайте обобщим полученные знания.

Современное человечество представлено... (Ответ: единым биологическим видом.)

Единственный вид – Homo sapiens – состоит из... (Ответ: рас, которые обладают одинаковым уровнем физиологического и психологического совершенства.)

Участвуют в обсуждении, составлении схем.

Результаты работы выводятся на экран в виде схем (шаблоны схем приготовлены учителем заранее), фиксируются всеми учащимися в тетрадях с целью обобщения субъективного опыта

Организация самостоятельной деятельности учащихся по приобретению новых знаний

Отдельнымчеловеческимгруппам пришлосьжитьвразличныхприродныхусловиях:

Они испытывалинасебе разное влияниесолнечногосвета,влажностивоздуха,температуры окружающейсреды,пищиит.д.

Используйте учебники, рисунки, дополнительную литературу.

1. Дайте характеристику природным условиям:

1 гр. пустыня

2 гр. степь или тундра

3 гр. леса умеренного климата

2. Какие, по вашему мнению, морфологические признаки могли сформироваться у человека в данных природных условиях?

3. Полученные данные записывайте в таблицу – отчет.

Работа в парах с текстом учебника, словарями, ресурсами Internet .

Развитие общеучебных навыков, коммуникативных качеств. Реализация принципа субъективности.

Закрепление во внешней речи и промежуточная рефлексия

Организует обсуждение внутри группы.

Обсуждают, оформляют результат работы.

Развитие умения работать в группе, делать отчет, выступать, доказывать свою точку зрения.

Оценка качества работы в группе

Организует обсуждение внутри группы.

На экране с помощью проектора размещает схемы-шаблоны для групп.

Обсуждают, оформляют результат работы.

Развитие умения работать в группе.

III этап. Рефлексивно-оценочный.

Рефлексия деятельности

Вернемся к началу урока. На все ли вопросы мы ответили?

Каковы причины возникновения рас?

Каковы биологические особенности рас?

Какие можно выделить доказательства единства происхождения человеческих рас.

Итак, можно сделать вывод : Современное человечество представляет собой единый биологический вид, расы которогообъединены одинаковым уровнем физического и психического развития.

Проводят рефлексию своей деятельности

Реализация деятельностного подхода: Как использовать полученные знания в жизни? Какие проблемы возникли во время работы в группе?

Как Вы думаете, одинаковые ли понятия «раса» и «нация».

Раса и нация два разных понятия.

В нации людей объединяет общность языка, территории, экономического уклада.

Раса представляет собой совокупность людей, обладающих генетико-физиологической общностью, происхождение которой связано с определённым ареалом.

Вид человека разумного – самый многочисленный на нашей планете, насчитывает миллиарды особей и включает большое количество рас и популяций.

Что такое расизм? (антинаучное учение о расах, основой которого является утверждение физической и психической неполноценности «низших» и превосходства «высших» рас)

Основатель расизма граф де Гобино пытался осветить эволюцию человека, как борьбу между высшими и низшими расами. Ему принадлежит идея о вымышленной «арийской» расе, которую активно поддерживал Адольф Гитлер.

- Имеют ли право на существование термины«высшая раса» и «низшая раса»?

Сегодня, в эпоху интеграции человечества, глобализации экономики, наблюдается процесс стирания межнациональных границ. Возникает очень большое число межнациональных браков. Можно даже сказать, что такое понятие, как нация, начинает терять смысл. Более того, возникает множество браков между представителями разных рас, что, в свою очередь, сказывается на сглаживании границ между расами. В наше время в таких областях человеческой деятельности, как спорт, искусство, наука, экономика и политика, на равных участвуют представители разных рас. Все вместе это лишний раз доказывает беспочвенность концепций нацизма и расизма, и именно поэтому всем нам необходимо до конца осознать, что мы все равны, равноценны, обладаем одинаковыми правами и свободами. Ну а возвращаясь к началу урока, мы можем сказать, что все мы – братья и сестры. Поэтому относиться друг к другу нужно с большим уважением и пониманием. А национальность и расовая принадлежность значения не имеют.

Участвуют в обсуждении

Развитие общеучебных навыков, коммуникативных качеств. Реализация принципа субъективности.

Рефлексия своего личного участия в работе

Выставляют оценку в своём листе.

Совпали ли значения листка рефлексии (в начале и в конце урока)

Домашнее задание

Подобрать информацию

1. «Человек как житель биосферы»

и о происхождении человека.

2. Подготовиться к зачету.

Записывают домашнее задание.

Возможность выбора исследовательского или творческого задания.

Путь развития всего человечества был единым -- через труд, через организацию и развитие общества. Когда люди достигли определенной приспособленности к прямой походке и трудовой деятельности, эволюция их физического склада замедлилась и свелась к эволюции мелких второстепенных признаков. По этой причине в настоящее время на Земле обитает один вид человека. На принадлежность к одному виду указывает единство строения у всех людей мозга, стопы, руки, т. е. ведущих признаков, обусловленных человеческим путем развития, а также легкая скрещиваемость и плодовитость потомства.

Человечество образует несколько групп, давно - получивших название рас. Европейские народы принадлежат к европеоидной расе. Некоторые народы Азии и Америки относятся к монголоидной расе (монголы, буряты, китайцы и др.). Большинство африканских народов составляют негроидную расу. Все расы стоят на одном биологическом уровне. Различия между ними заключаются в особенностях цвета кожи, волос, глаз и т. п. Такие различия возникли когда-то у разных групп людей, живших в разнообразных природных условиях. Например, темная пигментация кожи могла возникнуть как защитное приспособление организма против ярких лучей солнца в африканских странах. С развитием социальных отношений обособленность человеческих рас и морфологическое отличие между ними уменьшаются в результате смешанных браков.

В буржуазных странах получила распространение так называемая расовая теория. Сущность ее состоит в утверждении, что человеческие расы якобы неравноценны: одни -- высшие, другие -- низшие. Расисты считают, что причина экономической и культурной отсталости некоторых народов заключается в их «расовой биологической неполноценности».

Расисты не признают единства происхождения рас. По их мнению, европеоидная раса произошла от неандертальца, монголоидная -- от синантропа, а негроидная ведет начало от австралопитека; между тем хорошо известно, что неандерталец был распространен во всем Старом Свете.

Ложная теория о делении рас на «высшие» и «низшие» направлена к оправданию империалистических войн, колониальной политики и, расовой дискриминации.

Не расовые отличия, а колониальная политика империалистических стран, угнетение одних народов другими -- вот причина отсталости некоторых народов в экономическом и культурном отношении. Наилучшим доказательством этого положения является расцвет экономики и культуры всех национальностей (свыше 100) в СССР, после Великой Октябрьской социалистической революции.

Освобождение многих стран Азии, Африки и Латинской Америки от колониальной зависимости и угнетения, происшедшее за последние годы, показывает, как быстро идут народы этих стран по пути цивилизации и развития своей экономики.

Человеческие расы, их происхождение и единство

Урок в рамках конкурса «Толерантность» (10-й класс)

Цели урока: формирование знаний о биологических особенностях человеческих рас, анализ причин их возникновения, формирование понятия о единстве происхождения и биологической равноценности человеческих рас, выработка у учащихся правильного подхода к оценке расизма, нацизма, социального дарвинизма и т.п.

Оборудование: таблица «Человеческие расы».

Ход урока

Вы, наверное, не раз слышали фразу: «Все люди – братья и сестры». Согласны ли вы с этим высказыванием? (Ответы: да.)

Но если эта фраза верна, мы можем предположить, что все, кто находится в этом классе – родственники. С этим вы тоже согласны? (Ответы: нет.)

А я утверждаю, что все, находящиеся здесь, действительно являются братьями и сестрами, и предлагаю вам математическое доказательство этого.

У вас есть родители. И у ваших родителей тоже есть родители. Итак, в каждом предыдущем поколении количество ваших предков увеличивается в 2 раза. Вы с этим согласны? (Ответ: да.)

Давайте нарисуем схему. (Рисует схему на доске.)

Теперь легко вычислить, что примерно 80 поколений назад число ваших предков превышало 6 млрд человек, а это сегодняшняя численность населения нашей планеты. В каком возрасте люди обычно заводят детей? Давайте остановимся на возрасте 25 лет. Умножив 25 на 80, получим 2000, т.е. 2 тыс. лет назад на Земле жили 6 млрд ваших предков. При этом учтите, что численность населения планеты была тогда во много раз меньше. Как вы думаете, чем объясняется тот факт, что количество ваших предков в то время должно было во много раз превышать численность населения планеты? (Ответы учеников.) Теперь вы можете ответить и на вопрос, есть ли доля правды во фразе «все люди братья и сестры»?

А вот 28 поколений назад число ваших предков, в соответствии со схемой, составило бы 314 217 728 человек. И жили эти ваши предки 750 лет назад (25ґ28=750). Сегодня на территории России проживает 147 млн человек, а в то время – во много раз меньше. Так родственники мы или нет? Сразу же уточню, что не очень близкие.

Я думаю, у вас появился повод задуматься над тем, как относиться друг к другу. Ну а теперь давайте вспомним, какой же раздел биологии мы сейчас изучаем. (Ответы: «Происхождение человека».)

Тема сегодняшнего урока: «Человеческие расы, их происхождение и единство».

(Ученики с помощью учителя формулируют задачи урока: выяснить причины возникновения рас, изучить биологические особенности рас, доказать единство происхождения и биологическую равноценность человеческих рас.)

Раса – это совокупность людей, обладающих генетико-физиологической общностью, происхождением, которое связано с ареалом. Вспомните такие понятия, как вид и популяция. Давайте дадим их полные определения. (Ответы учащихся.)

Исходя из этих определений, объясните причины возникновения различных рас. (Ответы учащихся.)

Используя критерии вида, попробуйте доказать биологическую равноценность рас и единство их происхождения. (Ответы учащихся.)

Давайте обобщим полученные знания.

Современное человечество представлено… (Ответ: единым биологическим видом.)

Единственный вид – Homo sapiens – состоит из… (Ответ: рас, которые обладают одинаковым уровнем физиологического и психологического совершенства.)

Самостоятельная работа

(Класс делится на 4 группы, каждая группа изучает «свою расу».)

Используя учебник, изучите биологические особенности рас и заполните таблицу.

Нация – это совокупность людей, объединенных общностью языка, территории и экономического уклада.

(Краткие сообщения учащихся по темам: расоведение, социал-дарвинизм, расизм и нацизм. В ходе сообщений раскрывается суть этих учений. Ученики высказывают свое мнение по поводу сообщений. Сообщения сопровождаются комментариями учителя.)

Сегодня, в эпоху интеграции человечества, глобализации экономики, наблюдается процесс стирания межнациональных границ. Возникает очень большое число межнациональных браков. Можно даже сказать, что такое понятие, как нация, начинает терять смысл. Более того, возникает множество браков между представителями разных рас, что, в свою очередь, сказывается на сглаживании границ между расами. В наше время в таких областях человеческой деятельности, как спорт, искусство, наука, экономика и политика, на равных участвуют представители разных рас. Все вместе это лишний раз доказывает беспочвенность концепций нацизма и расизма, и именно поэтому всем нам необходимо до конца осознать, что мы все равны, равноценны, обладаем одинаковыми правами и свободами. Ну а возвращаясь к началу урока, мы можем сказать, что все мы – братья и сестры. Поэтому относиться друг к другу нужно с большим уважением и пониманием. А национальность и расовая принадлежность значения не имеют.

Последние материалы раздела:

Технологии дистанционного обучения Системы и технологии дистанционного обучения
Технологии дистанционного обучения Системы и технологии дистанционного обучения

Педагогические технологии дистанционного обучения Введение. Дистанционная форма обучения (ДО) все увереннее заявляет о себе, особенно в высшем...

Российский национальный исследовательский медицинский университет им
Российский национальный исследовательский медицинский университет им

Правила приема на обучение по образовательным программам высшего образования – программам бакалавриата, программам специалитета в ФГБОУ ВО РНИМУ...

Электронный парамагнитный резонанс Электронный парамагнитный резонанс
Электронный парамагнитный резонанс Электронный парамагнитный резонанс

По спектрам ЭПР можно определить валентность парамагнитного иона, симметрию его окружения, что в сочетании с данными рентгеновского структурного...