Пунктуационные знаки препинания. Русская пунктуация

На протяжении не одного столетия формировались значения каждого из и вырабатывалось понятие о том, что такое пунктуация. Все неудачные примеры отсеивались, а лучшие варианты прочно закреплялись в художественной прозе.

Что такое пунктуация, и каковы ее основные правила?

С этим понятием в школьную пору встречались все. Но может ли кто-то сегодня четко ответить на вопрос о том, что такое пунктуация? Для обычного человека достаточно знать, что это правила расстановки Рассмотрим основные из них, чтобы как освежить в памяти школьные уроки, так и пополнить багаж знаний.

Всех учили в школе, что точка, поставленная в конце предложения, выражает собой законченность мысли. Но бывают и исключения. К примеру, рассмотрим следующее предложение: «Он заметил в руках у друга конверт. Белый. Прямоугольный. Непонятный».

Если судить по структуре, то это одно предложение, и все точки (кроме последней) можно заменить запятыми. Почему же автор решил поставить здесь точки? Но если выразится точнее, то точка ставится не только там, где заканчивается мысль предложения, а еще и в том случае, когда автор считает, что он сказал все, что хотел. Несмотря на это, по нормативам точка ставится одна, в конце предложения. Если автор ставит точки в середине предложения, то это просто его вольность. При цитировании, однако, искажать текст нельзя, что бы ни показала проверка пунктуации. Рассмотрим другие правила.

Многоточие и правила пунктуации

Некий антоним точки - многоточие. Этот знак препинания ставится, если предложение не окончено или оборвано. В этом случае можно придумать собственное продолжение недосказанного. «Как бы объяснить вам попонятнее, мадам…»

У этого есть еще одно значение, когда не все сказано и, возможно, подумав, автор добавит еще кое-что. «В департаменте… но лучше не называть, в каком департаменте». (Н. В. Гоголь)

Оба значения многоточия - незаконченность и неуверенность могут использоваться и вместе, и по отдельности. Еще многоточием обозначают пропуски текста в предложениях.

Вопросительный и восклицательный знаки

Если остановиться на то правила пунктуации подсказывают, что он тоже совершенно противоположен по значению точке, но немного по-другому. Если точка сообщает об окончании мысли, то вопросительный знак еще и требует ответа. В русском языке в соответствии с этим знаком препинания имеет определенную интонацию и вопросительные слова. Например, как в следующем случае: "Что с ней происходит? Как она думает? Как она чувствует? Хочет ли она испытать меня, или действительно не может простить? Не может она сказать всего, что думает и чувствует, или не хочет? Смягчилась ли она, или озлобилась?"

Если автор в конце предложения ставит не точку, а восклицательный знак, то это говорит о том, что данное высказывание его очень волнует. Поэтому использование восклицательного знака, как утверждают правила пунктуации, кардинально отличается от использования точки, многоточия и вопросительного знака: «Прощай, мое счастье, мое короткое счастье!»

Запятая

Ставя запятую в предложении, автор говорит о том, что оно еще не завершено, и будет продолжение. Запятая противопоставлена и точке, и многоточию, ведь предложение и не закончено, и намеренно не прерывалось. При помощи запятых связываются в единое целое части предложения, придуманные автором. Так что этот знак препинания не столько отделяет или выделяет, сколько объединяет слова в тексте по смыслу.

К тому же пунктуация при обращении невозможна без запятых, например: "Ну что вы, барин, ваш цилиндр ничуть не забавен".

Точка с запятой

Следующий знак препинания, который мы рассмотрим - это точка с запятой. Она в какой-то мере является синонимом и точки, и запятой, а в другой мере противоположна каждой из них. Использование точки с запятой говорит о том, что автор закончил основную часть своей мысли, и читателю есть над чем подумать, но это еще не финал, и будет продолжение. Вот каким образом использует точку с запятой русский поэт А. С. Пушкин:

Королевич зарыдал
И пошёл к пустому месту,
На прекрасную невесту
Посмотреть ещё хоть раз.
Вот идёт; и поднялась
Перед ним гора крутая;
Вкруг неё страна пустая;
Под горою тёмный вход.

Также точку с запятой часто используют вместо запятой, если части предложения, которые она соединяет, слишком большие и сложные по своей структуре.

Такие примеры сплошь и рядом всплывают в текстах мировых классиков: "В говорят, нравственность была превыше всего; но, учитывая то, сколько детей было у королевы Виктории, нам кажется, что кто-то лукавит".

Двоеточие

Этот знак автор использует в тех случаях, когда собирается пояснить сделанное ранее сообщение. В частности, перед несколькими однородными членами предложения после обобщающего слова: "В музее был представлен весь утренний наряд королевы: вуаль, туфли и халат". Когда предложение не содержит союзов, то перед второй его частью рекомендуется поставить двоеточие в том случае, если она дополняет первую его часть или что-либо поясняет. Также двоеточие используется перед прямой речью после слов автора. Например: Наконец я ей сказал: «Хочешь, пойдём прогуляться на вал?»

Какой из знаков создает самые большие трудности?

Тире - самый многозначный знак препинания. Его употребляют в том случае, когда в предложении пропущены слова или оно не полное, то есть когда пропущен глагол-связка "есть", "быть" и тому подобное. К примеру: «Сказка - жанр фольклора, в котором задействованы волшебные персонажи, и происходят волшебные события», - или: "Лотос - цветок редкой красоты", - или: "Тире - знак препинания". То есть здесь этот знак препинания стоит между подлежащим и сказуемым, которые выражены существительными. Тире ставится перед обобщающим словом, которое резюмирует предшествующее перечисление путем употребления однородных членов. "Лотос, шафран, роза - это все цветы, которые считались священными и очень почитались в древних культурах во всех уголках нашей планеты". Еще этот знак препинания ставится, если подлежащее-существительное стоит в именительном падеже, а сказуемое-глагол употреблено в неопределенной форме: "Настоящий героизм - пойти и сказать правду в глаза человеку".

Можно и нужно ставить тире, если и подлежащее, и сказуемое выражены глаголами в неопределенной форме: "Правильно и без ошибок писать - уважать того, кто будет читать ваше письмо".

А как же кавычки и скобки?

Кавычки чаще всего используются при Ими отделяются слова автора от прямой речи или цитаты. Также этим способом выделяют отдельные слова, которые не подходят по стилистике речи или не очень точно подобраны. Смотрите сами: "Глава партии сообщил о том, что государство «стонет» под угнетением преступников и «продажных правителей»!" Кавычками можно подчеркнуть непрямое значение слов или проявленную иронию: "Эти «спасители Отечества» без особого труда доведут нашу страну до беды!"

Скобками выделяют высказывания, которые несут в себе не основную, а второстепенную информацию: "Роза (посаженная мною) будет напоминать вам о тех счастливых временах". Таким образом, пунктуация в предложении зависит не только от строгих правил, но и в какой-то степени от желания и намерения автора.

Необычные знаки препинания

Иногда писатели используют и необычные например, парную запятую, которой выделяется определенная часть предложения. По такому же принципу можно использовать и тире. В своем значении парная запятая и тире здесь выступают в качестве скобок. И если запятыми можно выделить конструкцию предложения, то при помощи тире обозначают часть предложения, которая по смыслу совсем выбивается из общего текста. Проверка пунктуации в этом случае поможет не ошибиться и верно интерпретировать значение текста в целом.

Если говорить о знаках препинания вообще (не только в предложении), то на это место может претендовать и знак параграф (§), который чаще используют в заголовках, рамки и выделенные элементы в заголовках, подпунктах и названиях в тексте. Принимая во внимание все вышеизложенные правила, можно понять, что проверка орфографии и пунктуации - это то, на что нельзя жалеть времени при написании любого текста. Это просто показатель вашей образованности. Надеемся, в статье мы ответили на вопрос о том, что такое пунктуация.

Все, что напечатано в этой книге, как и все вообще, что печатается и пишется, - это текст. Тексты состоят из букв. Но для понимания текстов одних букв недостаточно. Чтобы буквы (и образованные из них слова) не слились в сплошное, непроглядное пятно, текст нужно расчленить и установить связи между его элементами и частями. Для этого используются поля, интервалы между строками, отступы, заглавные (прописные) буквы и другие средства. Все эти способы и приемы организации текста так привычны для нас, что мы их просто не замечаем, а значит, и не можем по достоинству оценить.

Цепочки букв в строках разделяются на отдельные звенья-слова при помощи пробелов . Не будь этих разделителей, нам при чтении пришлось бы все время спотыкаться в поисках границ между словами. В подобном тексте мы чувствовали бы себя, как в густом, темном лесу, где деревья стоят стеной, где нет ни дорог, ни тропинок и уверенно может идти только хорошо знающий его человек. Именно такими - без пробелов! - были тексты в Древней Руси. Правда, и писали тогда старательно, крупными четкими буквами (уставом), и письменный язык был другим - с цепочками коротких предложений, и текстов было сравнительно немного. И все же их чтение было медленным и трудным. Чтобы облегчить его, нужно было прежде всего отметить границы предложений и отдельных их частей. Так появилась точка - первый и основной знак членения текста, а вместе с ней и пробел как место для точки. С развитием в XIV в. скорописи, быстрого слитного письма, когда чтение вновь осложнилось, пробелом стали разделять также и слова. Тексты просветлели, как прореженный лес. В них можно было дальше видеть, их стало легче читать, а значит, быстрее добираться до цели - полного и точного понимания.

Но жизнь шла вперед, все более глубоким становилось познание мира. Сложнее становился письменный язык, особенно синтаксис и его основная единица - предложение, которое должно было отражать всю глубину, все повороты и оттенки мысли. Двух знаков - пробела и точки - для руководства чтением теперь оказалось недостаточно. Разделенные пустыми пробелами, тексты стали распадаться на отдельные слова. В таком текстовом «лесу» было светло и просторно, но не было указателей движения и надежных ориентиров. Они стали необходимы, и их создали.

На основе точки возникли такие знаки, как запятая, точка с запятой, двоеточие и многоточие . Вошли в употребление вопросительный и восклицательный знаки, тире, скобки и кавычки . В начале предложения стала обязательной заглавная буква , в начале абзаца - красная строка .

Так постепенно к концу XVIII в. сложился основной состав небуквенных знаков русского письма и печати для организации - членения и связи - целого текста и его частей. Эти знаки принято называть знаками препинания или - от латинского названия точки «пунктум» - знаками пунктуации . Каждый из них имеет свою историю. Не сразу получили они современную форму и привычные нам названия. Трудом многих поколений пишущих и читающих, печатников, типографов, писателей, педагогов и ученых для каждого знака были выработаны и определены его функции, условия и правила употребления, связи и отношения с другими знаками.

Обоснованные наукой, утвержденные и закрепленные государством («Правила русской орфографии и пунктуации», 1956 г. ), правила пунктуации едины и обязательны для всех. Именно поэтому их изучают в школе. Владея ими, пишущий может выразить все, даже самые тонкие, оттенки смысла, читающий же сумеет правильно понять его. Пунктуация служит взаимопониманию, и это очень важно. Ведь от правильного понимания текстов (от текста государственного закона до текста частного письма) зависит очень многое: работа учреждений, отношения между людьми, их поведение, настроение, здоровье, а иногда даже и жизнь. Как же пунктуация служит этой высокой цели? Как «работают» знаки пунктуации?

Оказывается, они выполняют в тексте две важные операции - разделения и выделения. Знаки-разделители работают в одиночку, знаки-выделители - парами. Одиночные знаки пунктуации разделяют целое на части, отделяют эти части друг от друга и отмечают границу между ними. Парные, или двойные, знаки пунктуации выделяют ту или иную самостоятельную часть из целого и отмечают ее границы с двух сторон.

Но граница границе рознь: есть границы между членами предложения и есть границы абзацев; есть границы открытые и замкнутые. Разные границы - разные и знаки границ. Каждый знак говорит нам, какие смысловые части он разделяет или выделяет, в какое смысловое целое они входят, в каких смысловых отношениях находятся и т. д. Так, красная строка разделяет текст на абзацы, отмечает их границы и обозначает конец одного смыслового единства и переход к другому. Точка указывает конец предложения и вместе с тем обозначает его смысловую законченность (в отличие от многоточия - знака незаконченности или обрыва). На границе частей сложного предложения или на границе членов предложения различаются запятая - знак их равноправия по смыслу (одновременности, однородности и т. п.) - и такие знаки смыслового неравноправия, как двоеточие и тире . Кавычки выделяют все, что пишущий считает нужным обозначить как «чужое» (чужая речь, цитаты и др.), а скобки - все, что пишущий отводит на второй план и что читающий должен осмыслить как второстепенное, как вставку. Разные знаки - разные и смыслы.

Но разных смыслов больше, чем знаков, которые могут их выразить. Поэтому некоторые знаки пунктуации вынуждены брать на себя несколько смысловых нагрузок. Тире , например, отмечает границы резкого противопоставления, быстрой смены событий, перехода от перечисления к обобщению и многое другое. Нагружено разными смыслами и многоточие. Такие знаки пунктуации подобны многозначным словам.

Другие знаки, подобно словам-синонимам, имеют одинаковый смысл, а различаются лишь силой его выражения и условиями употребления. Пример пунктуационных синонимов - запятая и точка с запятой. Разделяя однородные члены или однородные части в сложных предложениях, они имеют одинаковый смысл (однородность), но различаются силой и «весом». Точка с запятой - это «усиленная запятая». Она разделяет единицы большего объема (более распространенные) и более далекие по смыслу, чем те, которые разделяются запятой. Именно поэтому, разделяя предложения, точка с запятой оказывается синонимом точки. Точка с запятой - это «ослабленная точка» (недаром когда-то её называли полуточием). Получается трехчленный усилительный синонимический ряд: запятая - точка с запятой - точка. Есть и другие такие ряды.

Разделяя и выделяя единицы текста, знаки пунктуации одновременно еще и связывают их. Они позволяют пишущему выразить, а читающему - правильно понять, как единицы текста связаны друг с другом, каков характер, направление и границы смысловых связей. Так, знаки-разделители указывают на смысловые отношения между разделяемыми частями и, значит, связывают их в единое смысловое целое («однородные члены перед обобщающим словом», «бессоюзное предложение с причинно-следственной связью» и т. п.). Разделяя одни единицы, знаки пунктуации помогают объединению и сплочению других. Так объединяются предложения в составе абзаца, простые предложения в составе сложных и т. д.

Итак, знаки пунктуации - это знаки границ смыслового членения текста и связи его частей. Чтобы правильно пользоваться ими, нужно овладеть правилами пунктуации. Правила пунктуации - это правила употребления знаков в зависимости от смысла, который нужно обозначить, и тех синтаксических условий, которые складываются в тексте на его границах. Смысл, условия на границе и знаки пунктуации - три составные части любой пунктуационной задачи. Читающему даны знаки пунктуации и условия. По этим двум данным, пользуясь правилами пунктуации, он находит искомое - смысл. Пишущему даны смысл и условия. По этим двум данным, пользуясь правилами пунктуации, он находит искомое - знаки пунктуации. Правила пунктуации позволяют пишущему ответить на два вопроса: нужен ли на данной границе знак, и если нужен, то какой? Отвечая на первый вопрос, мы делаем выбор между знаком пунктуации и пустым пробелом. Отвечая на второй вопрос, мы делаем выбор между разными знаками. Одни правила приказывают: «Ставь такой-то знак!» Другие запрещают: «Никаких знаков». Третьи рекомендуют: «Выбирай из нескольких возможных».

На этом же языке с нами говорит и орфография. Но она гораздо более жестка. Она не допускает выбора. Орфография говорит: «Проверь и пиши такую-то букву». Или: «Если не проверяется, запомни! Если забыл, справься в орфографическом словаре!» Пунктуационного же словаря нет, он невозможен и не нужен. Подобно правилам дорожного движения, правила пунктуации не могут описать каждый конкретный случай. Они предусматривают типичные условия, которые могут сложиться в бесчисленном множестве случаев, в бесчисленном множестве текстов, и позволяют пишущим находить единственно возможное или лучшее из возможных решений.

Пуктуация (позднелат. punctuatio, от лат. punctum - точка) – это

Со­брание правил постановки знаков препи­нания;

Расстановка знаков препи­нания в тексте;

То же, что знаки препи­нания.

Зна­ки препинания указывают на границы самостоятель­ных, законченных предложений, служат для отделения частей сложного предложения, для выделения некото­рых членов предложения. Одновременно знаки препи­нания выполняют функцию передачи определенных смысловых оттенков.

Например:

Какие сегодня новости? (= вопрос, «что произошло?»). - Какие сегодня ново­сти? (= утверждение, «произошло что-то удиви­тельное»)

Пришел первый раненый боец (= «один из бойцов»). – Пришел первый раненый боец (Пан.) (= «первый пришедший, раненый был боец»).

Пунктуация как система знаков препинания и пра­вил их употребления - необходимый компонент письменной формы речи. Пунктуация имеет обязательный и обществен­ный характер; значение и употребление знаков препинания определяется нормой, одинаковой для пишущего и читающе­го. Текст, написанный без знаков препинания (и без пропис­ных букв!), читается в три-пять раз медленнее, чем текст грамотно оформленный. С помощью пунктуации передается членение текста, его целенаправленность, структура и основ­ные особенности интонации.

Например:

Далеко над морем блеснула молния и послышались глу­хие раскаты грома.

- Как душно перед грозой! - сказал фон Корен. - Бьюсь об заклад, что ты уже был у Лаевского и плакал у него на груди.

- Зачем я к нему пойду? - ответил доктор, смутив­шись. - Вот ещё! (Ч.)

В основе русской пунктуации лежат два принципа:

- синтаксический;

- смысловой.

Правиль­ная расстановка знаков препинания помогает пишущему точнее выразить свои мысли и чувства, а читаю­щему - верно их воспринять.

Значение правил пунктуации и умение их верно применять является практически необходимым навы­ком. Как говорил А.П. Чехов, знаки препинания служат «нотами при чтении».

Принципы русской пунктуации - это основы современных пунктуационных правил, определяющих опти­мальное использование знаков препинания. Надо помнить, что назначение знаков препинания - помогать отразить на письме звучащую речь таким образом, чтобы ее можно было понять, воспроизвести однозначно, без вариантов. Задача очень сложная. Знаки препинания отражают смысловое и структурное членение речи, а также ее ритмико-интонационное строение.

Вряд ли можно построить все правила на одном принци­пе - смысловом, формальном или интонационном.

Напри­мер, стремление отразить все структурные компоненты ин­тонации очень осложнило бы пунктуацию, так как пришлось бы отмечать знаками все паузы.

Например:

Мой отец \\ был бедный крестьянин;

Над лесом \\ взошла луна;

Дед попросил Ваню \\ нарубить и принести дров и т. д.

Отсутствие знаков в таких положениях не затрудняет чтение текстов, воспроизведение их интонации. Не отражается знаками препинания с полной последовательностью и формальное строение предложения.

Например:

однородные сочинительные ряды при одиночном и: Приметы связаны со всем: с цветом неба, с росой и тумана­ми, с криком птиц и яркостью звёздного света (Пауст.)

Современная пунктуация опирается и на смысл, и на структуру, и на ритмико-интонационное членение высказыва­ния в их взаимодействии.

Знаки препинания - это графические (пись­менные) знаки, нужные для того, чтобы расчленить текст на предложения, передать на письме особенности строения предложений и их интонацию. Знаки препинания употреб­ляются по правилам, которые необходимо для того, чтобы пи­шущий и читающий одинаково понимали смысл и строение текста.

Русские знаки препинания включают:

1) точку, вопросительный знак, восклицательный знак - это знаки конца предложения;

2) запятую, тире, двоеточие, точку с запятой - это знаки разделения частей предложения;

3) скобки, кавычки («двойные» знаки), которые выделяют отдельные слова или части предложения, для этого же упо­требляются запятая и тире как парные знаки; если выделяе­мая конструкция стоит в абсолютном начале или в конце предложения, то употребляется одна запятая или тире: Я в деревне скучал, как щенок взаперти (Т.);Кроме рек, в Мещорском крае много каналов (Пауст.); «Эй, а ты. куда, ма-маша?» - «А туда ж, - домой, сынок» (Тв.);

4) многоточие; будучи знаком «смысловым», оно может ставиться в конце предложения для указания на особую зна­чимость сказанного или в середине для передачи сбивчивой, затрудненной либо взволнованной речи: Что такое ужин? Проза. Вот луна, звёзды... (Остр.); «Отец, не кричи. Я тоже скажу... ну, да! Ты прав... Но твоя правда узка нам...» - «Ну да! Вы... вы! Как же... вы образовались... а я дурак! А вы...» (М. Г.)

Особое, сложное значение передают сочетания знаков пре­пинания. Так, употребление вместе вопросительного и вос­клицательного знаков оформляет риторический вопрос (т. е. усиленное утверждение или отрицание) с эмоциональной окраской.

Например:

Кто же из нас не думал там о войне?! Конечно, все думали (Сим.);

Негодяй и вор, одним словом. И за такого человека выходить замуж? Жить с ним?! (Ч.)

Соединение разных значений может достигаться сочетани­ем запятой и тире как единым знаком препинания (чаще они могут ставиться рядом, каждый по своему правилу: на­пример, тире в бессоюзном сложном предложении после запя­той, не передающей обособление).

Например:

Над лесом небо прояснилось, - бледное солнце пролилось на серые колоколь­ни Белоомута (Пауст.) - грамматическая однородность, пе­речисление передается запятой, а с помощью тире подчерки­вается значение следствия-результата; ср.: Ты, брат, - это батальон. Полк. Дивизия (Тв.) - тире употреблено между подлежащим и сказуемым (перед частицей-связкой это), а за­пятыми выделено обращение

Варианты употребления знаков препинания предус­мотрены пунктуационными правилами. Если допускается по­становка разных знаков, то обычно один из них является ос­новным, т. е. ему предоставляется преимущество. Так, встав­ные конструкции выделяются, как правило, скобками.

Например:

Через несколько дней мы четверо (не считая всевидящих и везде­сущих мальчишек) так сдружились, что почти всюду ходи­ли вчетвером (Пауст.)

Допускается выделение вставной кон­струкции с помощью двух тире.

Например:

А в середине мая была гроза и такой ливень, что по улице - она была не ровная, а по­катая - бурно катилась целая река жёлтой воды (С.-Ц.)

Для скобок данное употребление является основным, а для ти­ре - одним из многих и второстепенным.

Варианты употребления знаков препинания предусмотре­ны правилами оформления бессоюзных сложных предложе­ний.

Например:

при пояснении или мотивации вместо ос­новного знака двоеточия употребляется тире: Разлука приз­рачна - мы будем вместе скоро (Ахм.).

При обособлении определений и приложений наряду с запятыми могут быть употреблены тире: Море - седое, зимнее, невыразимо угрю­мое - ревело и неслось за тонкими бортами, как Ниагара (Пауст.); Цветная осень - вечер года - мне улыбается светло (Марш.).

Возможно выделение обособленных опреде­лений и приложений двумя знаками - запятой и тире одно­временно: Долетел спокойный мужественный гудок, - оке­анский, в три тона (Пауст.)

Варианты постановки знаков допускаются и некоторыми другими правилами: в частности, запятой и точки с запятой в бессоюзном сложном предложе­нии, запятой и восклицательного знака при обращении, вос­клицательного знака и вопросительного с восклицательным при риторическом вопросе и др.

В некоторых случаях проявляется вариантность в возмож­ности употребления или неупотребления знаков препинания.

Например, оборот с предлогами кроме, наряду с и др. («обо­собленное дополнение») может быть не выделен, если употреб­лен со значением включения; непоследовательно выделяются вводные слова: действительно, в самом деле, прежде всего, преимущественно и др. (они могут выделяться вместе с при­соединяемым существительным).

Необязательные (факультативные) знаки препинания - это знаки, постановка которых четко не определена правилами пунктуации. Их употребление связано с передачей на письме паузы, которая или отражает пропуск сло­ва (в месте пропуска ставится тире).

Например:

Нет, товарищ, не забудь на войне жестокой: у войны короткий путь, у любви - да­лёкий (Тв.);

Есть захотелось, пояс - потуже, в руки вин­товку и на фронт (М.), или подчеркивает отсутствие грамма­тической связи между стоящими рядом словоформами, не со­ставляющими словосочетания (в этом месте ставится тире) В этом крике - жажда бури (М. Г.);

За городом - поле. В полях - деревеньки. В деревнях - крестьяне (М.).

По вопросу об основах русской пуктуации выделились три основных направления:

Логическое,

Синтаксическое,

Интонаци­онное.

Теоретиком логического, или смыслового, направления был Ф.И. Буслаев, сформулировавший назначение пунктуации следующим образом: «Так как посредством языка одно лицо передает свои мысли и чувствования дру­гому, то и знаки препинания имеют двоя­кое назначение:

1) способствуют ясности в изложении мыслей, отделяя одно пред­ложение от другого или одну часть его от другой,

1) выражают ощущения лица говорящего и его отношение к слушающе­му».

В современной русистике смысловое пони­мание основ русской пуктуации нашло выражение в работах С.И. Абакумова и А.Б. Шапиро. Первый из них счи­тал основным значением пунктуации указание на расчленение речи на части, имеющие значение для выражения мыс­ли при письме. А.Б. Шапиро видел основную роль пунктуации в обозначении тех смы­словых отношений и оттенков, которые, бу­дучи важны для понимания письменного текста, не могут быть выражены лекси­ческими и синтаксическими средствами.

Синтаксическое направление в теории пунктуации, получившее широкое рас­пространение в практике её преподава­ния, исходит из того, что знаки препи­нания призваны в первую очередь делать наглядным синтаксический строй речи, выделять отдельные предложения и их части. Виднейший представитель этого направления Я.К. Грот считал, что посредством основных знаков пре­пинания даётся «указание большей или меньшей связи между предложениями, а отчасти и между членами предложений», которое служит «для облегчения читателю понимания писаной речи».

Представители интонационной теории пунктуации полагают, что знаки пре­пинания служат для обозначения ритми­ки и мелодики фразы, иначе фразовой интонации (Л.В. Щерба), что они в огромном большинстве случаев отража­ют не грамматическое, а декламационно-психологическое расчленение речи (А.М. Пешковский) и нужны «для передачи мелодии речи, темпа ее и пауз» (Л.А. Булаховский).

Несмотря на расхождения во взглядах представителей разных направлений, об­щим у них является признание коммуни­кативной функции пунктуации как важного сред­ства оформления письменной речи: зна­ки препинания указывают на её смысловое членение. Вместе с тем в значительной степени русская пунктуация строится на синтаксиче­ской основе, как это показывают форму­лировки большинства пунктуационных правил. В ряде случаев русская пунктуация связана также с интонацией. Всё это придаёт русской пунктуационной системе большую гиб­кость: наряду с обязательными правила­ми она содержит указания, не имеющие строго нормативного характера и допус­кающие пунктуационные варианты, свя­занные не только со смысловой стороной письменного текста, но и с его стилисти­ческими особенностями (Д.Э. Розенталь).

Основной единицей пунктуации являетсяпунктограмма (от лат. рunctum - точка и греч. gramma - письменный знак, запись) - закономерно воспроиз­водимый в письменной речи знак препи­нания, соответствующий правилам пунктуации, напр, тире между подлежащим и сказуемым, точка в кон­це предложения, двоеточие в бессоюзном сложном предложении, двоеточие и ти­ре в предложении с обобщающим словом при однородных членах, запятые при обособлении второстепенных членов (оп­ределений, приложений, обстоятельств и т.д.), скобки при вставных конструк­циях и т.п. Перечень пунктограмм соответствует перечню частных правил пунктуации. По степени обобщённости отражаемого правила пунктограммы бывают разных типов, например, запятая при однородных членах с со­единительными союзами или вообще при однородных членах. В понятие пунктограммы вклю­чается и отсутствие знака в том или ином месте предложения, если это отсутствие значимо, т.е. регламентировано прави­лами, например, отсутствие запятой между частями сложносочинённого предложения с общим членом, отсутствие запятой меж­ду двумя придаточными, соединёнными союзом и. Термины «пунктограмма» и «знак препи­нания» не тождественны: первый вклю­чает наименование оформляемой знаком синтаксической единицы, второй лишь указывает на элемент графической си­стемы языка.

Термин «пунктограмма» возник в 70-е гг. 20 в. по аналогии с термином орфограмма. Бытует как «рабочий» термин в среде мето­дистов школы, используется в методиче­ской и дидактической литературе, адресован­ной учителям, употребляется в сочета­ниях типа: пунктограммы, изучаемые в 8-м классе; перечень пунктограмм, изучаемых в 4-м классе; пунктограммы, связанные с выделением структурных частей предложения. Однако в самой школьной практике термин не закрепился (вместо него употребляется сочета­ние «пунктуационные правила»), не ре­гистрируется и лингвистическими сло­варями, в т.ч. терминологическими.

В художественном тексте знаки препинания прежде всего выполняют общую функцию русской пунктуации, т. е. осу­ществляют грамматическое и смысловое членение текста. Од­на из общих задач пунктуации - участие в передаче на пись­ме интонации предложения. Для художественного текста эта задача очень важна. Чтение («воспроизводство») его требует особенно выразительной интонации. По этому поводу писа­тель К. Г. Паустовский высказался образно и очень точно: «Знаки препинания - это как нотные знаки». Поэтому автор художественного текста - прозаик, поэт и, особенно, драма­тург - должен учитывать необходимость правильного «проч­тения» знаков.

Особенной смысловой емкостью и выразительностью обла­дают двоеточие и тире, которые авторы порой упо­требляют одно вместо другого, желая усилить какой-либо от­тенок смысла.

Например:

Тёркин знал, что в этой схватке он слабей: не те харчи (Тв.) - двоеточие в соответствии с правилом передает значение мотивации, причины;

Пускай толпа растопчет мой венец: венец певца, венец терновый (Л.) - двоеточие употреблено вместо «правильного» тире и подчеркивает пояснительное значение

Тире нередко употребляют вместо запятой для переда­чи (и чтения) паузы; эта особенность интонации привлекает внимание, усиливает значение следствия, противопоставле­ния.

Например:

Послушайте! Ведь если звёзды зажигают - значит - это кому-нибудь нужно? (М.);

Знаете что, скрипка? Мы ужасно похожи: я вот тоже ору - а доказать ничего не умею! (М.)

Наконец, тире используется как чисто «автор­ский» знак препинания, который обозначает и заставляет вос­произвести паузу (по общим правилам, никакого знака в этом месте быть не должно). Так подчеркивается значительность сказанного, в особенности части высказывания после тире.

Например:

За­кона - нет. Есть - команда. Налево кругом марш! И - ступай! (М. Г.)

Многообразные функции выполняет в художественном тексте многоточие; в основном они относятся к изобра­зительности, выразительности речи. Чаще всего этот знак препинания оформляет речь взволнованную или затрудненную. Он употребляется и тогда, когда говорящий останавлива­ется, подбирая слово (или слова).

Например:

Тебе нужно согласиться, что с этим рабочим ты вела себя... довольно бестолково (М. Г.)

Многоточие также может указывать на то, что в речи сообщается о неожиданных поворотах событий.

Например:

Спор громче, громче; вдруг Евгений Хватает длинный нож, и вмиг Повержен Ленский; страшно тени Сгустились; нестерпимый крик Раздался... хижина качнулась... И Таня в ужасе проснулась... (П.)

С помощью многоточия оформляется прерванное высказы­вание, а также передается косноязычная речь.

Например:

Да какое вы имеете право? Да как вы смеете? Да вот я... Я служу в Пе­тербурге. Я, я, я... (Г.)

Например:

Я сам всё знаю! Я - видел небо... (М. Г.) - здесь тире пере­дает паузу, с помощью которой говорящий подчеркивает зна­чительность сказанного, а также собственную «значитель­ность»;

Огонь пулемётный площадь остриг. Набережные - пусты (М.)

Авторские знаки препинания не являются произвольны­ми и «пустыми», они передают какой-либо добавочный смысл. Чаще всего в качестве авторских знаков используются тире и многоточие. Тире обычно подчеркивает противопостав­ление и выделение второй (после знака) части.

Например:

Рождённый ползать - летать не может!.. (М. Г.);

А уснуть захочу пос­ле долгих погонь, я к тебе прилечу - мотыльком на огонь (Рожд.);

Снова сунутся? Ну что же, в обороне нынче - я... (Тв.);

Разве ты можешь супротив закону идти? А ты - по­шёл! (М. Г.)

Аналогично может употребляться многоточие, но чаще всего оно передает речь сбивчивую, взволнованную или за­трудненную, «корявую».

Например:

Жили и лучше... да! Я... бывало.., проснусь утром и, лёжа в постели, кофе пью... кофе! - со сливками... да! (М. Г.)

Например:

Луг - болото - поле - поле, над речонкой ивы. Сладко дышится на воле! Все цветы красивы! (Бальм.)

Пунктуация (от лат. punctum - точка ) - это раздел русского языка, который изучает расстановку знаков препинания , а также сама система знаков препинания. Пунктуация в русском языке служит для того, чтобы максимально точно передавать на письме то, что хотел выразить автор. Правила пунктуации созданы для того, чтобы регулировать интонационный строй речи, а также синтаксические и смысловые отношения в языке.

Все мы помним о величии и могуществе нашего языка. Имеется ввиду не только его лексическое богатство, но и его гибкость. Это относится и к пунктуации - здесь имеются как строгие правила, так и указания, которые зависят от ситуации, особенностей стилистики и смысла текста.

Пунктуация в русской речи достигается с помощью расстановки знаков препинания. Знаки препинания - это графические символы, необходимые для того, чтобы передать интонацию и смысл предложения, а также расставить определенные акценты в речи.

В русском языке существуют следующие знаки препинания :

1) Знаки конца предложения : точка, вопросительный знак и восклицательный знак;

2) Знаки разделения частей предложения : запятая, тире, двоеточик и точка с запятой;

3) Знаки, выделяющие отдельные части предложения : кавычки и скобки.

Я пришел домой поздно. Почему до сих пор горит свет в спальне? Так и есть, она ждала меня! «Снова дела на работе?» - спросила она устало. В квартире пахло лекарствами (наверное, выпила настойку валерианы, чтобы не переживать), поэтому я постарался успокоить ее и поскорее лечь спать. Перед глазами пронеслись все события этого дня: скандал на работе; выговор от начальника, который несправедливо обвинил меня в случившемся; прогулки по ночному городу в раздумьях.

Знаки препинания могут повторяться и совмещаться. Например, употребление вопросительного и восклицательного знака одновременно говорит о том, что перед нами риторический вопрос (вопрос, не требующий ответа или ответ на который и так все знают):

Кто же знал, что все случится именно так?!

Доколе?!

Также могут сочетаться запятая с тире . Это сочетание позволяет соединять разные значения:

Подул прохладный ветер, в лесу стемнело, - наступал летний деревенский вечер.

Такое сочетание знаков препинания может еще объясняться употреблением разных конструкций, например, обращения в предложении с тире между подлежащим и сказуемым:

Ты, брат, - самый дорогой человек, который остался у меня на земле.

Несмотря на то, что в русском языке бывают случаи, когда нет строгих правил по употреблению тех или иных знаков препинания, даже в таких случаях существуют определенные рекомендации. Например, а таких случаях есть основной знак препинания , то есть, таковой, которому отдается преимущество. Например, основным знаком препинания при использовании вставных конструкций являются скобки:

После вчерашнего ливня мы все (кроме Анны, у которой оказался дождевик), заболели простудой.

При этом допускается выделение вставной конструкции с помощью тире (второстепенного знака препинания в этом случае):

Он задумчиво присел на лавку - она была мокрой после дождя - и задумался о том, что произошло сегодня.

Все правила расстановки знаков препинания и правила пунктуации мы рассмотрим подробнее в последующих статьях.

Что такое Пунктуация?


Пунктуация – это (позднелат. punctuatio, от лат. punctum - точка)

1. Собрание правил постановки знаков препинания. Русская пунктуация.

2. Расстановка знаков препинания в тексте. Ошибочная пунктуация. Особенности пунктуации в произведениях М. Горького.

3. То же, что знаки препинания. Пунктуационные знаки.

В истории русской пунктуации, по вопросу о ее основах и назначении, выделились три основных направления: логическое, синтаксическое и интонационное.

Теоретиком логического, или смыслового, направления был Ф.И. Буслаев. Исходя из положения, что “для большей ясности и определительности в изложении мыслей на письме принято отделять слова и целые предложения знаками препинания (т. е. знаками остановки)”, Буслаев сформулировал свое понимание назначения пунктуации:

“Так как посредством языка одно лицо передает свои мысли и чувствования другому, то и знаки препинания имеют двоякое назначение; 1) способствуют ясности в изложении мыслей, отделяя одно предложение от другого или одну часть его от другой, и 2) выражают ощущения лица говорящего и его отношение к слушающему. Первому требованию удовлетворяют: запятая (,), точка с запятой (;), двоеточие (:) и точка (.); второму - знаки: восклицательный (!) и вопросительный (?), многоточие (...) и тире (-) К логической (разделительной) функции первой группы знаков препинания Буслаев добавляет функцию стилистическую: основные правила их употребления “определяются риторическим разбором речи периодической и отрывистой В нашу эпоху смысловое понимание основ русской пунктуации (к ней близка немецкая пунктуация, но расходится с нею французская и английская пунктуация) нашло свое выражение в работах С. И. Абакумова и А. Б. Шапиро. Первый из них отмечает, что “основное назначение пунктуации заключается в том, чтобы указывать расчленение речи на части, имеющие значение для выражения мысли при письме Хотя, как указывает дальше С. И. Абакумов, “употребление большинства знаков препинания в русском письме регулируется по преимуществу грамматическими (синтаксическими) правилами”, он, однако, считает, что “в основе правил все же лежит смысл высказывания

А. Б. Шапиро находит, что “основная роль пунктуации - обозначение тех смысловых отношений и оттенков, которые, будучи важны для понимания письменного текста, не могут быть выражены лексическими и синтаксическими средствами

Синтаксическое направление в теории пунктуации, получившее широкое распространение в практике ее преподавания, исходит из того, что знаки препинания призваны в первую очередь делать наглядным синтаксический строй речи, выделять отдельные предложения и их части. Один из виднейших представителей этого направления Я. К. Грот считал, что посредством основных знаков препинания (точки, точки с запятой, двоеточия и запятой) дается “указание большей или меньшей связи между предложениями, а отчасти и между членами предложений”, которое служит “для облегчения читателю понимания писаной речиОтносительно вопросительного и восклицательного знаков Грот указывает, что они служат “для показания тона речи Представители интонационной теории полагают, что знаки препинания служат “для обозначения ритмики и мелодики фразы, иначе фразовой интонации” (Л.В.Щерба), что они отражают “в огромном большинстве случаев не грамматическое, а декламационно-психологическое расчленение речи” (А. М. П е ш к о в с к и и), что они нужны “для передачи мелодии речи, темпа ее и пауз” (Л. А. Булаховский).

Несмотря на значительное расхождение взглядов представителей разных направлений, общим у них отмечается признание коммуникативной функции пунктуации, являющейся важным средством оформления письменной речи. Знаки препинания указывают на смысловое членение речи. Так, точка обозначает законченность предложения в понимании пишущего;

постановка запятых между однородными членами предложения показывает синтаксическое равноправие элементов предложения, выражающих равноправные понятия, и т. д.

В значительной степени наша пунктуационная система строится на синтаксической основе (ср. формулировки большей части пунктуационных правил). Это отнюдь не означает, что пунктуация копирует структуру предложения, подчиняясь ей: последняя сама обусловлена смыслом высказывания, поэтому исходным моментом для строения предложения и для выбора знаков препинания является смысловая сторона речи. Ср. случаи постановки знака препинания, не связанные с синтаксическими правилами, например постановку так называемого интонационного тире:

1) Ходить долго - не мог; 2) Ходить - долго не моё. Этот пример показывает, что наша пунктуация связана также с интонацией. Однако и в этом случае нет прямой зависимости первой от второй: обе служат средствами выражения грамматико-семантических отношений. между элементами высказывания (интонация выполняет эту функцию в устной речи, а пунктуация - в речи письменной). Нередко наблюдается несовпадение пунктуации и интонации (ритмомелодики). Так, в предложении Розовое женское платье мелькнуло в темной зелени (Тургенев) пауза между составом подлежащего и составом сказуемого (после слова платье) не обозначается на письме никаким знаком препинания. С другой стороны, в предложении Под мышкой мальчик нес какой-то узел и, повернув к пристани, стал спускаться по узкой и крутой тропинке (Лермонтов) после союза и пауза не делается, но в соответствии с существующим правилом здесь ставится запятая (попутно можно отметить, что пауза в этом предложении делается перед союзом и, но пунктуационным знаком она не отмечается).

Указывая на членение речи, знаки препинания вместе с тем служат средством выявления различных смысловых оттенков, присущих отдельным частям письменного текста. Так, постановка вопросительного знака в конце предложения указывает не только на членение речи, но и на вопросительный характер предложения, на особый его тип по цели высказывания; восклицательный знак одновременно указывает на законченность предложения и на эмоциональный его характер и т. д. В некоторых случаях знаки препинания являются основным или единственным средством выявления смысловых отношений, которые не могут быть выражены в письменном тексте грамматическими и лексическими средствами. Ср. постановку запятой, тире и двоеточия в одном и том же бессоюзном сложном предложении: Молодежь ушла, на вечере стало скучно (указывается последовательность явлений); Молодежь ушла - на вечере стало скучно (во второй части указывается следствие, результат действия, обозначенного в первой части);

Молодежь ушла: на вечере стало скучно (выявляются причинно-следственные отношения с указанием причины во второй части). Ср. также постановку или, отсутствие запятых в предложениях, в которых вводные слова и члены предложения лексически совпадают: Врач, может быть, у себя в кабинете.- Врач может быть у себя в кабинете. Соответствующая пунктуация дает возможность понять роль определений, предшествующих определяемому существительному: клубы густого, черного дыма (определения однородны) - клубы густого черного дыма (определения неоднородны).

Русская пунктуационная система обладает большой гибкостью: наряду с обязательными правилами она содержит указания, не имеющие строго нормативного характера и допускающие различные пунктуационные варианты, связанные не только со смысловыми оттенками, но и со стилистическими особенностями письменного текста.

Последние материалы раздела:

Интересные факты о физике
Интересные факты о физике

Какая наука богата на интересные факты? Физика! 7 класс - это время, когда школьники начинают изучать её. Чтобы серьезный предмет не казался таким...

Дмитрий конюхов путешественник биография
Дмитрий конюхов путешественник биография

Личное дело Федор Филиппович Конюхов (64 года) родился на берегу Азовского моря в селе Чкалово Запорожской области Украины. Его родители были...

Ход войны Русско японская 1904 1905 карта военных действий
Ход войны Русско японская 1904 1905 карта военных действий

Одним из крупнейших военных конфликтов начала XX века является русско-японская война 1904-1905 гг. Ее результатом была первая, в новейшей истории,...