Процесс изменений. Человек как субъект профессиональной деятельности

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ

1. Что такое деятельность?

Деятельность – это процесс сознательного и целесообразного изменения человеком мира и самого себя.

3. Как связаны деятельность и потребности?

Деятельность человека осуществляется ради удовлетворения его потребностей.

Потребность - это переживаемая и осознаваемая человеком нужда в том, что необходимо для поддержания его организма и развития личности. Существует три вида потребностей: естественные, социальные и идеальные.

4. Что такое мотив деятельности? Чем мотив отличается от цели? Какова роль мотивов в деятельности человека?

Мотив - это то, почему действует человек, а цель – это то, ради чего действует человек. Одна и та же деятельность может быть вызвана различными мотивами. Например, ученики читают, т. е. они выполняют одну и ту же деятельность. Но один ученик может читать, испытывая потребность в знаниях. Другой - из-за желания порадовать родителей. Третьим движет желание получить хорошую оценку. Четвёртый хочет самоутвердиться. В то же время один и тот же мотив может вести к разным видам деятельности. Например, стремясь самоутвердиться в своём коллективе, школьник может проявить себя в учебной, спортивной, общественной деятельности.

5. Дайте определение потребности. Назовите основные группы потребностей человека и приведите конкретные примеры.

Потребность - это переживаемая и осознаваемая человеком нужда в том, что необходимо для поддержания его организма и развития личности.

В современной науке применяются различные классификации потребностей. В самом общем виде их можно объединить в три группы: естественные, социальные и идеальные.

Естественные потребности. По-другому их могут называть врождёнными, биологическими, физиологическими, органическими, природными. Это потребности человека во всём том, что необходимо для его существования, развития и воспроизводства. К естественным относятся, например, потребности человека в пище, воздухе, воде, жилище, одежде, сне, отдыхе и т. п.

Социальные потребности. Они определяются принадлежностью человека к обществу. Социальными считаются потребности человека в трудовой деятельности, созидании, творчестве, социальной активности, общении с другими людьми, признании, достижениях, т. е. во всём том, что является продуктом общественной жизни.

Идеальные потребности. По-другому их называют духовными или культурными. Это потребности человека во всём том, что необходимо для его духовного развития. К идеальным относятся, например, потребности в самовыражении, в создании и освоении культурных ценностей, потребности познания человеком окружающего мира и своего места в нём, смысла своего существования.

6. Что можно отнести к результатам (продуктам) деятельности человека?

К продуктам деятельности человека относятся материальные и духовные блага, формы общения людей, общественные условия и отношения, а также способности, умения, знания самого человека.

7. Назовите виды деятельности человека. Раскройте на конкретных примерах их многообразие.

Исходя из различных оснований, выделяют различные виды деятельности.

В зависимости от особенностей отношения человека к окружающему миру деятельность подразделяют на практическую и духовную. Практическая деятельность направлена на преобразование реальных объектов природы и общества. Духовная деятельность связана с изменением сознания людей.

Когда деятельность человека соотносят с ходом истории, с общественным прогрессом, то выделяют прогрессивную или реакционную направленность деятельности, а также созидательную или разрушительную. Опираясь на изученный в курсе истории материал, вы можете привести примеры событий, в которых проявлялись эти виды деятельности.

В зависимости от соответствия деятельности существующим общекультурным ценностям, социальным нормам определяют законную и незаконную, моральную и аморальную деятельность.

В связи с социальными формами объединения людей в целях осуществления деятельности выделяют коллективную, массовую, индивидуальную деятельность.

В зависимости от наличия или отсутствия новизны целей, результатов деятельности, способов её осуществления различают однообразную, шаблонную, монотонную деятельность, которая выполняется строго по правилам, инструкциям, новое в такой деятельности сведено к минимуму, а чаще всего отсутствует полностью, и деятельность инновационную, изобретательскую, творческую.

В зависимости от общественных сфер, в которых деятельность протекает, различают экономическую, политическую, социальную деятельность и др. Кроме того, в каждой сфере жизни общества выделяют свойственные ей определённые виды человеческой деятельности. Например, экономической сфере свойственны производственная и потребительская деятельность. Для политической характерны государственная, военная, международная деятельность. Для духовной сферы жизни общества - научная, образовательная, досуговая.

8. Как связаны деятельность и сознание?

Любой чувственный образ предмета, любое ощущение или представление, обладая определённым значением и смыслом, становятся частью сознания. С другой стороны, ряд ощущений, переживаний человека находится за рамками сознания. Они приводят к малоосознанным, импульсивным действиям, о которых говорилось ранее, а это влияет на деятельность человека, порой искажая её результаты.

Деятельность, в свою очередь, способствует изменениям в сознании человека, его развитию. Сознание формируется деятельностью, чтобы в то же время влиять на эту деятельность, определять и регулировать её. Практически осуществляя свои творческие замыслы, родившиеся в сознании, люди преображают природу, общество и самих себя. В этом смысле сознание человека не только отражает объективный мир, но и творит его. Впитав в себя исторический опыт, знания и методы мышления, получив определённые умения и навыки, человек осваивает действительность. При этом он ставит цели, создаёт проекты будущих орудий, осознанно регулирует свою деятельность.

ЗАДАНИЯ

1. На Камчатке, известной своими действующими вулканами, внедряются в жизнь специальные технологии по переработке вулканического сырья. Начало этим работам было положено специальным решением губернатора. Специалисты определили, что производство силикатов из вулканической породы очень прибыльное дело, не требующее значительных капиталовложений. По их расчётам, работа одного завода может приносить 40 млн рублей в областной бюджет и 50 млн рублей в госбюджет. Рассмотрите эти сведения с позиций изученной темы: определите, какие виды деятельности людей проявились в описанных событиях, назовите в каждом случае субъекты и объекты деятельности, проследите на данном примере связь сознания и деятельности.

Вид деятельности - труд, материальная деятельность, субъекты - работники, специалисты, объекты - вулканическое сырье, прибыль дела. Связь сознания и деятельности - сначала мы сознаем событие, делаем отчет о нем (расчеты прибыльности), потом уже начинаем действовать (внедрять технологии).

2. Определите, к практической или духовной деятельности относятся: а) познавательная деятельность; б) социальные реформы; в) производство товаров первой необходимости.

а) познавательная деятельность относится к духовной деятельности, т.к. познание направлено на получение знаний, а знания идеальны, их нельзя увидеть или потрогать;

б) социальные реформы будут относится к практической деятельности, т.к. данный вид деятельности направлен на преобразование общества;

в) производство товаров первой необходимости будет относится к практической деятельности, т.к. объектом в данном случае будет природа, а результатом – материальные блага.

3. Назовите действия, из которых состоит деятельность врача, земледельца, учёного.

Врач в первую очередь работает с людьми: принимает, по результатам анализов делает заключение, если есть необходимость, - лечит. Земледелец: изучает почву, для того, чтобы знать, что на ней будет расти и необходимо ли её удобрять, обрабатывает, сажает на ней всё, что необходимо, ухаживает за растениями, собирает урожай. Ученый: занимается наукой, собирает и испытывает материалы в какой-либо научной сфере, изучает их свойства, пытается улучшить и открыть что-то новое, проводит опыты и т.д.

4. А. Н. Леонтьев написал: «Деятельность богаче, истиннее, чем предваряющее её сознание». Поясните эту мысль.

Сознание позволяет человеку мыслить, но не всякая мысль приводит к действию, значит деятельность богаче и истеннее.

21-04-2011, 08:38

Описание

К одним людям ясное зрение возвращается очень быстро, стоит им только заглянуть внутрь себя, увидеть, кто они такие, и принять решение о том, что им нужно делать, чтобы быть счастливыми. В качестве замечательного примера можно привести случай с женщиной, которая всегда ставила чувства других людей выше собственных и вследствие этого долгие годы страдала дальнозоркостью. Она увидела, что главным источником несчастий в ее жизни был брак, и решила уйти от мужа. Она дала себе слово развестись и сдержала его. Через неделю ее зрение нормализовалось.

Другим ясное зрение возвращают не столько внешние действия, сколько идеи - и в таких случаях процесс напоминает пробуждение от сна. Одной близорукой женщине казалось, что неблагоприятные обстоятельства жизни загнали ее в безвыходное положение, но внезапно она осознала, что единственным виновником такой ситуации было ее собственное «я» - ее мысли.

Она поняла, что не нужно пытаться стать свободной, потому что она и так была свободной, - ей нужно было просто позволить себе жить как свободный человек. Она сказала себе: «Я свободна», - и ее зрение восстановилось.

У большинства людей процесс изменения происходит не так быстро и зависит от перемен, которые им следует совершить в жизни.

Одной дальнозоркой женщине удалось достичь ясного зрения за два часа, но это состояние продлилось всего один час. За это время она успела увидеть изменения, которые необходимо было внести в жизнь, но оказалась к этому не готова. Для того чтобы освободиться от дискомфорта, ей требовалось вносить изменения постепенно и гармонично. К ней вернулась дальнозоркость, которую она испытывала в течение 23 из 26 лет своей жизни, но она запомнила, как чувствовала себя в течение того часа. Она перестала заниматься своим зрением и вместо этого за следующие четыре с небольшим года изменила взаимоотношения с людьми, переехала в другой дом и сменила работу.

С каждой переменой и устранением очередного источника конфликтов или напряжения ее состояние улучшалось, пока наконец ясное зрение не вернулось к ней снова - на этот раз навсегда!

Процесс восстановления ясности часто (хотя не всегда) включает три этапа визуальных изменений. Эти этапы могут длиться часы, недели, месяцы или даже годы, в зависимости от индивидуальной чувствительности человека. У большинства людей это занимает несколько недель или месяцев.

Сообщения тех, кто находится на пути к ясности, чаще включают описания первого и третьего этапов - через второй проходят далеко не все.

Первый этап - цвета

Первый этап обычно воспринимается как изменение в восприятии цветов спектра. Они приобретают яркость, словно кто-то убрал установленную перед глазами человека серую пленку. На этом этапе детали пока еще остаются неясными, но цвета уже воспринимаются так, как следует. Это свидетельствует об удалении, по крайней мере, одного из фильтров восприятия, об освобождении от какого-то ложного восприятия или какой-то идеи, которая мешала вести полноценную жизнь. В этот момент вещи уже начинают приобретать новый смысл.

Со мной это случилось накануне операции, когда мне сказали, что я могу ее не пережить. Я прошел через этапы эмоциональных переживаний, знакомые каждому, кто оказывался на грани смерти. Поначалу перспектива умереть казалась нереальной, словно это происходило не со мной. Сознание отчаянно искало выход из положения, но безуспешно. В конце концов мне пришлось принять возможность смерти. Мне пришлось принять неприемлемое.

Когда я наконец осознал, что случилось, мое тело содрогнулось. Произошел сильный выброс энергии, который привел к исчезновению серой пленки - хотя до этого момента я даже не подозревал о ее существовании. Результатом стало не только усиление яркости цветов, но и повышение интенсивности всех физических ощущений. Мне стало ясно, как, по иронии судьбы, страх смерти мешал мне чувствовать себя живым. Принятие возможности смерти открыло для меня возможность жить по-настоящему.

Этот процесс подействовал на меня гораздо сильнее, чем на большинство людей, улучшающих зрение. Как правило, они не испытывают той интенсивной дрожи, которую испытал я. Они просто осознают, что цвета стали ярче, даже не зная, когда произошло это изменение. Однако в тех редких случаях, когда процесс высвобождения энергии происходит так же интенсивно, очень полезно осознавать, что это позитивный процесс, который ведет к перерождению и к тому способу бытия, который способствует полной самореализации. Это позволяет людям отнестись к процессу с большим доверием. Им очень полезно напоминать себе слово «принимать» и то, что оно для них значит.

Когда цвета воспринимаются ярче, это следует рассматривать как сигнал того, что процесс улучшения зрения начался, даже несмотря на то, что детали пока не становятся четче.

Второй этап - избирательное зрение

Следующим этапом после усиления ясности цветов может стать этап избирательного зрения. Особенности избирательного зрения у многих людей проявляются по-разному, но общий характер процесса остается одинаковым.

Примечание. Важно упомянуть о том, что одни люди проходят через этот этап, а другие нет. Собственно говоря, второй этап наблюдается относительно редко, но когда он все-таки имеет место, человек должен проявить способность понять, что с ним происходит в контексте улучшения зрения. Отсутствие данного этапа не означает, что процесс идет не так, как следует, а говорит лишь о том, что он идет по-другому.

На втором этапе некоторые замечают, что при взгляде на людей и предметы с определенного расстояния они видят предметы лучше, чем людей. Это результат избирательного процесса в сознании, а не проблем со зрением. Некоторые осознают, что не могут чего-то ясно разглядеть в людях. То, на что они избегают смотреть, обычно является не чем-то плохим, а чем-то хорошим.

Например, одна близорукая женщина, с которой мне довелось работать, отличалась чрезмерной стеснительностью в школьные годы. Ей казалось, что все вокруг осуждали ее и образ жизни, который она вела. С той поры у женщины остался страх перед людьми, перед тем, что могут подумать другие, когда узнают ее ближе. Она не позволяла себе увидеть, что в действительности люди были на ее стороне, что они не осуждали ее, а, скорее, наслаждались и восхищались ее способом бытия.

Этап избирательного зрения может использоваться в качестве указателя внутреннего пути к улучшению зрения. Представьте, что вы смотрите телевизор, на экране которого большая часть изображения размыта, но некоторые детали выглядят четкими. Вы можете направить внимание на ясные части картинки. Точно так же, когда вы входите в комнату, полную людей, вам может показаться, что почти все они выглядят расплывчатыми, но среди них наверняка есть один человек или группа людей, которых вы видите яснее остальных. Это покажет, с кем вы в данный момент «связаны». Подойдите к этому человеку или группе людей и посмотрите, в чем природа взаимной связи.

Через какое-то время фокус ясного восприятия может переместиться, и тогда вы перейдете в следующее место, куда направит вас выбор ясности.
Сознание, ваше высшее «я», освещает вам путь к гармонии и ясности. В конце концов, кто делает определенные части картины более ясными? Это ваш дух привлекает внимание к тому, что воспринимается яснее всего. Вам предоставляется возможность взаимодействия с другим уровнем сознания.

Внезапно это становится не просто процессом улучшения зрения, а процессом развития взаимоотношений с глубинной частью вашего «я».

Одна парижская художница, страдавшая близорукостью, большую часть своей жизни потратила на то, чтобы стать принятой, но не замечала, когда ее действительно принимали. Когда ее зрение начало улучшаться, она заметила, что видит яснее каждый раз, когда находится в определенной части города. Это было место, которое она считала «своим» - которое ей подходило и где ей не нужно было стараться быть принятой. Кроме того, ей захотелось изменить стиль одежды. Она перестала одеваться для других людей, т. е. так, чтобы к ней относились серьезно, и начала руководствоваться соображениями удобства и своими эстетическими предпочтениям. После того как она стала принимать себя такой, какой была на самом деле, ее зрение улучшилось. Заметные изменения произошли и в ее творчестве. Прежде она преимущественно писала лица с выразительными глазами. Теперь она стала замечать другие особенности лиц, а со временем начала писать тела целиком.

Процесс избирательного зрения показывает, что размытость не является отражением того, что у вас что-то не в порядке с глазами, это, скорее, отражение чего-то, что происходит с вашим сознанием. Когда проблема будет решена, ясным снова станет не только зрение, но и сознание.

Третий этап - осознание ясности

Третий этап связан с осознанием ясности и появлением уверенности в том, что вы способны стабилизировать свой способ бытия. Процесс изменений будет завершен, и улучшенное зрение подтвердит, что теперь вы верны своему истинному «я». Разумеется, вы знали это и раньше, но визуальная обратная связь укрепит эту уверенность.

По мере улучшения зрения вы, возможно, начнете яснее видеть то, что располагается вокруг предмета, на который вы смотрите, т. е. точка, на которой вы фокусируете взгляд, пока еще не будет видна так ясно, как область вокруг нее. Это явление называется эксцентрической фиксацией. При дальнейшем улучшении зрения вы заметите, что ясно видимая область перемещается все ближе и ближе к точке, на которую вы смотрите, - пока она не станет самой ясной точкой в поле зрения. Это называется центральной фиксацией и является признаком нормального зрения. Вместе с процессом изменения внешнего зрения вы заметите соответствующий процесс в вашем сознании; мышление тоже станет более ясным и сфокусированным.

На данном этапе вы исследуете собственное сознание, освободитесь от искажающих фильтров, которые мешали восприятиям, и жизнь станет приносить вам больше пользы. Кроме того, вы узнаете, что достигли мастерского уровня управления сознанием, и в результате получите возможность исследовать новое измерение жизни. Если когда-либо в будущем уровень зрения снова упадет, знайте, что это сигнал о необходимости решить возникшую в сознании проблему. После ее ликвидации вы опять вернетесь к естественному состоянию ясности.

По мере того как в вашей жизни будут происходить перемены, которые сопутствуют изменениям в зрении, многие вещи станут приобретать новый смысл. Некоторые идеи и жизненные позиции, которых вы придерживались - возможно, даже защищали, - больше не будут иметь для вас никакого смысла. Они были результатами не столько ясных восприятий, сколько искажений с целью самозащиты. Откажитесь от старых идей и позиций в пользу тех, что приведут к большей гармонии и ясности. Старые ценности и убеждения были отражением того, кем вы себя считали, а не того, кем являетесь сейчас.

Вход в новую парадигму ознаменуется изменением вашей вибрации. Возможно, вы откажетесь не только от идей и позиций, но и от людей и уроков жизненного опыта. Это освободит место для других убеждений, которые будут больше соответствовать вашей новой вибрации. Вы посмотрите на жизнь другими глазами.

Люди тоже заметят, как вы изменились. Некоторые не поймут, в чем дело, и обеспокоятся, потому что будут стараться увидеть в вас того, кем вы были прежде, а не того, кто вы есть на самом деле. Если это случится, вы сможете объяснить им, что проходите через процесс трансформации личности и что замеченные ими изменения идут вам на пользу. Скажите людям, что теперь вы стали лучше понимать самого себя и стараетесь заставить жизнь приносить вам больше пользы.

Каждый, кто готов поощрять такие изменения, может оказаться для вас ценным помощником в этом процессе. С такими людьми можно будет поговорить о том, что происходит и что является для вас истинным. Каждый, кто не желает никаких изменений, предпочитая цепляться за ваш прежний образ, может попытаться свести на нет результаты процесса, через который вы проходите. Знайте, что этих людей не нужно ни в чем убеждать. Просто делайте то, что кажется вам правильным. После завершения процесса они смогут увидеть многие вещи в новом свете.

Несмотря на количество людей, которые улучшили свое зрение, и на количество организаций, плодотворно работающих в сфере улучшения зрения, остается много таких, кто не верит в эффективность процесса улучшения. Эти люди могут даже постараться убедить вас в его неэффективности, «ради вашего собственного блага» и в качестве выражения любви к вам. В результате вы можете оказаться в неловком положении, когда вам придется защищать хрупкую новую реальность, которую вы только начали взращивать. Будет лучше, если вы просто объясните людям, что приводите свою жизнь в порядок, чтобы обрести внутреннюю ясность. Результаты этого процесса вы сможете продемонстрировать позже, если им это будет интересно.
Поверьте в избранный путь к ясности и доверьтесь себе такому, какой вы есть на самом деле.

1. Профессионализм. Становление профессионала.

2. Уровни и этапы развития профессионализма

3. Особенности мотивации к профессиональной деятельности

4. Профессиональные способности.

5. Самореализация в профессиональной деятельности.

6. Проблема работоспособности. Профессиональная надежность субъекта труда.

1. Профессионализация - это формирование специфических видов трудовой активности человека на основе развития совокупности профессионально ориентированных его характеристик (психологических, физиологических, поведенческих, рабочих), обеспечивающих функцию регуляции становления и совершенствования субъекта труда. Профессионал - это специалист в определенной области трудовой деятельности, достигший требуемого уровня мастерства для эффективного выполнения предписанных задач.

В психологии профессиональной деятельности, профессионал - это субъект труда на определенном, высоком уровне развития. Уровень профессионала означает, что профессионально важные для конкретной деятельности индивидуально-психологические особенности, во-первых, соответствуют требованиям этой деятельности (с точки зрения возможностей их реализации), во-вторых, представляют относительно устойчивую (для определенных условий) и пластичную структуру и, в-третьих, обеспечивают формирование и реализацию операционной (предметно-ориентированной) сферы психики человека, которая и определяет необходимый уровень эффективности труда.

2. Выделяют четыре этапа профессионализации:
1) поиск и выбор профессии;
2) освоение профессии;
3) социальная и профессиональная адаптация;
4) выполнение профессиональной деятельности.

На каждом из этих этапов происходит смена ведущих механизмов детерминации деятельности, меняются ее цели. Если на начальных этапах субъект ставит перед собой цель освоить профессию и приспособиться к ее требованиям, то на последующих он может стремиться изменить ее содержание и условия. Профессиональное развитие является неотъемлемой частью профессионализации человека. Начинается оно на стадии освоения профессии и продолжается на последующих этапах. Более того, оно не заканчивается на стадии самостоятельного выполнения деятельности, а продолжается вплоть до полного отхода человека от дел, приобретая специфическую форму и содержание. Таким образом, профессиональное развитие - довольно сложный процесс. В процессе профессионального развития человек не только совершенствует свои знания, умения и навыки, развивает профессиональные способности, но может испытывать и отрицательное воздействие этого процесса. Такое воздействие приводит к появлению разного рода деформаций и состояний, снижающих не только профессиональные успехи, но и негативно проявляющихся в «непрофессиональной» жизни. В этой связи можно говорить о восходящей (прогрессивной) и нисходящей (регрессивной) стадиях профессионального развития.



3. Прогрессивная стадия профессионального развития прежде всего связана с формированием мотивов профессиональной деятельности и структуры профессиональных способностей, знаний, умений и навыков. Профессиональная мотивация представляет собой систему внутренних побуждений, которые вызывают трудовую активность человека, направляют ее на достижение профессиональных целей и регулируют структуру и функции деятельности. Существует большое количество разнообразных классификаций мотивов трудовой деятельности. В качестве примера можно привести широко известную классификацию потребностей, предложенную американским психологом А. Маслоу. Как мы помним, он выделяет пять уровней потребностей:

1) физиологические потребности (голод, жажда, сексуальность и т. д.);

2) потребности в безопасности (защита от страданий, неудобств);

3) потребности в социальных связях (сопереживание, общение, любовь, дружба и т. д.);

4) потребность в самоуважении (признание, уважение, одобрение);

Потребность в самоактуализации (потребность в понимании и осмыслении собственного пути, реализации своих возможностей и способностей).

В профессиональной деятельности удовлетворяются все потребности, но способы их удовлетворения могут быть различными. Потребности более низкого уровня удовлетворяются косвенным путем через получение необходимых материальных средств. Получая заработную плату, человек может купить продукты, одежду, приобрести жилище, оплатить медицинские услуги или сделать сбережения, удовлетворяя тем самым физиологические потребности и обеспечивая себе физическую и социальную безопасность в будущем. Что касается высших потребностей, то их удовлетворение в труде происходит непосредственно.

Формирование мотивации профессиональной деятельности осуществляется в двух направлениях: в превращении общих мотивов человека в профессиональные и в изменении системы профессиональных мотивов в связи с изменением уровня профессионализации. Реализация первого направления заключается в том, что в ходе профессионального развития потребности человека находят свой предмет в профессиональной деятельности. Мотивация человека наполняется профессиональным содержанием. Человек оценивает профессию с точки зрения возможности удовлетворения в ней все большего числа своих потребностей. Чем больше возможностей предоставляет профессия для удовлетворения потребностей и интересов человека, тем выше его включенность в профессиональную деятельность. Наивысшей эффективности в трудовой деятельности человек достигает тогда, когда профессия приобретает для него смысл. Смысл определяется личностной значимостью профессии для человека, пристрастным личностно опосредованным отношением к труду. Для достижения успехов в профессиональной деятельности человек должен уметь «видеть» все новые смыслы профессии. Отсутствие такой способности приводит к потере интереса к работе и при малейших трудностях - к падению эффективности деятельности и удовлетворенности трудом.

Другое направление формирования мотивов субъекта связано с изменением мотивации на разных этапах профессионального становления. Традиционно в психологии выделяют две группы мотивов трудовой деятельности: внутренние мотивы, связанные с самим процессом труда, и внешние мотивы, находящиеся вне его содержания. В первом случае процесс труда доставляет человеку удовольствие и радость, активизирует приобретение новых знаний и навыков, развитие профессиональных способностей. Во втором случае в качестве мотивов выступают значимые для человека факторы, например материальная выгода, социальное признание и т. д. На различных этапах профессионального развития разные мотивы оказываются доминирующими, обеспечивая наибольшую включенность субъекта в освоение и выполнение деятельности. Результаты исследований показывают, что в процессе овладения профессией возрастает роль внутренней мотивации, связанной с самоутверждением себя как профессионала. Вместе с тем смена доминирующей мотивации является глубоко индивидуальным процессом и зависит от личностных особенностей, условий труда или обучения, организации деятельности.

Познание человеком окружающего мира - неотъемлемая часть его жизни. Результатом этого процесса являются знания, понятия, представления, концептуальные модели. Познание, включенное в реальную профессиональную деятельность и подчиненное ее целям, называется практическим, или профессиональным, познанием. В ходе профессионального познания происходит отражение производственной ситуации, которая, в широком смысле слова, представляет собой систему объективных и субъективных факторов, детерминирующих деятельность. К числу таких факторов относятся параметры внешней среды, влияющие на выполнение деятельности (условия труда, характер производственных заданий, состояние оборудования и т. д.), а также личностные особенности индивида, познавательные и двигательные способности. Результатом отражения является формирование индивидуальной основы профессиональной деятельности (ИОПД) (Поваренков Ю. П.). В экспериментальных исследованиях, проведенных на материале различных видов профессиональной деятельности, было установлено, что производственная ситуация отражается человеком на двух уровнях. На первом уровне (познавательном) человек использует всю информацию, которая известна ему о ситуации, понятна и доступна. На втором уровне (регулятивном) человек сосредоточивает свое внимание только на той информации, которую он будет непосредственно использовать в деятельности. Поэтому регулятивная структура ИОПД по своему количественному составу меньше познавательной. Анализ динамики обеих структур ИОПД позволил выделить ряд ее закономерностей в процессе профессионального развития. На начальных этапах профессионального становления развитие обеих структур совпадает, наблюдается значительный рост их количественного состава. Затем, начиная с определенного этапа профессионализации, их динамика перестает совпадать. Познавательная структура продолжает увеличиваться, а регулятивная - уменьшается.

4. В психологической литературе под профессионально важными качествами (ПВК) (Шадриков В.Д.) принято понимать любые качества субъекта, включенные в процесс деятельности и обеспечивающие эффективность ее выполнения по параметрам производительности, качества труда и надежности. С этой точки зрения профессионально важными качествами могут выступать свойства нервной системы, свойства психических процессов, личностные особенности, характеристики направленности, знания и убеждения.

Профессиональные способности - это свойства психических процессов (восприятия, памяти, внимания, мышления, воображения) и психомоторные функции (координация движений, сенсомоторная координация и т. д.), обеспечивающие эффективность деятельности.

Основным вопросом формирования профессиональных способностей является вопрос о том, как из общих способностей развиваются способности профессиональные. Ответом на этот вопрос является концепция функциональных и операционных механизмов, обеспечивающих развитие любой психической функции, предложенная видным отечественным психологом Б. Г. Ананьевым. Под функциональными механизмами понимается та нейрофизиологическая основа, которая закладывается генетически и составляет природную основу человека. Так, для процессов восприятия такой основой будет состояние нервной системы человека и его органов чувств. Операционные механизмы надстраиваются над функциональными в процессе обучения, воспитания и накопления индивидуального опыта. Для каждой психической функции (памяти, восприятия, мышления) формируются свои операционные механизмы. Для процессов восприятия это будет система измерительных, соизмерительных, корректирующих и других перцептивных действий. Операционные механизмы являются более подвижными, и именно они в первую очередь подвергаются изменениям в процессе профессионализации. Спецификой этого процесса является переход операционных механизмов в оперативные, что представляет собой их перестройку в соответствии с требованиями деятельности. Проще говоря, общие способности наполняются профессиональным содержанием и таким образом превращаются в профессиональные. Например, в профессиональной деятельности водителя автотранспорта, часового мастера, токаря и хирурга важна координация движений обеих рук. Функциональным механизмом данного качества является развитие нервной системы и состояние двигательного аппарата человека. Операциональным механизмом является система движений, их четкость и точность. Однако сами по себе эти характеристики еще не являются профессиональной способностью. Отличная координация двигательных действий у хирурга не гарантирует, что он будет так же точен и ловок при переключении скоростей, а водителя с его хорошо развитой профессиональной способностью никто не поставит за операционный стол. Профессиональные способности начинают появляться только тогда, когда сенсомоторная деятельность наполнится профессионально-технологическим содержанием, и это содержание будет различным для хирурга, водителя или часового мастера.

Таким образом, общий для всех специалистов психологический механизм реализуется затем в различных профессиональных способностях. При этом общие сенсомоторные способности получают свое дальнейшее специфическое развитие в зависимости от того, какое место в структуре профессиональной деятельности они занимают. Исследования показывают, что на разных этапах профессионализации доминирующими являются разные группы качеств. При этом наблюдается гетерохронность развития общих и профессиональных способностей. Это значит, что они формируются в разное время. В частности, при овладении профессией токаря на первых этапах профессионализации ведущими по уровню развития являются: кратковременная образная память, память на движения, невербальный интеллект. Наименьший уровень развития относительно других имеют сенсомоторная координация, техническое мышление, координация движений обеих рук. На второй стадии профессионализации развитие исследуемых характеристик имеет равномерный характер, а на третьем этапе сенсомоторная координация, техническое мышление, координация движений обеих рук, т. е. собственно профессиональные качества, играющие главную роль в освоении деятельности, приобретают ведущее значение. Соотношение общих и специальных способностей в структуре ПВК будет зависеть от специфики профессиональной деятельности. Чем в большей степени ее выполнение зависит от специальных способностей, тем раньше эти способности будут проявляться при освоении профессии.

Анализ данных, полученных на разных профессиях, позволил выделить четыре этапа в формировании профессиональных способностей при овладении профессией:

1) вхождение в деятельность;

2) первичная профессионализация;

3)стабилизация;

Последние материалы раздела:

Чудеса Космоса: интересные факты о планетах Солнечной системы
Чудеса Космоса: интересные факты о планетах Солнечной системы

ПЛАНЕТЫ В древние времена люди знали только пять планет: Меркурий, Венера, Марс, Юпитер и Сатурн, только их можно увидеть невооруженным глазом....

Реферат: Школьный тур олимпиады по литературе Задания
Реферат: Школьный тур олимпиады по литературе Задания

Посвящается Я. П. Полонскому У широкой степной дороги, называемой большим шляхом, ночевала отара овец. Стерегли ее два пастуха. Один, старик лет...

Самые длинные романы в истории литературы Самое длинное литературное произведение в мире
Самые длинные романы в истории литературы Самое длинное литературное произведение в мире

Книга длинной в 1856 метровЗадаваясь вопросом, какая книга самая длинная, мы подразумеваем в первую очередь длину слова, а не физическую длину....