Предмет и методы отечественной истории. Предмет, методология и задачи Отечественной истории как науки

Предметом Метод Общенаучные исторические Специальные

Понятие об общественно-экономических формациях, классах и государстве.

Общественно-экономических формаций, фиксируя основные ступени исторического процесса, раскрывает магистральную линию развития человечества, показывает то, что при всем великом многообразии путей исторического развития отдельных стран и народов в истории имеется известная повторяемость, правильность, закономерность. Итак, общественно-экономическая формация - это определенный тип общества, цельная социальная система, функционирующая и развивающаяся по своим специфическим законам на основе данного способа производства. Экономическим скелетом общественно-экономической формации являются исторически определенные производственные отношения. Но она включает в себя и другие общественные явления и отношения, облекающие этот скелет плотью и кровью. Поэтому возникает необходимость разобраться в сложной структуре общественно-экономической формации. Также важнейшая категория исторического материализма, обозначающая определенную ступень прогрессивного развития человеческого общества, а именно такую совокупность обществ. явлений, в основе к-рой лежит определяющий данную формацию способ производства материальных благ и к-рой свойственны собственные, присущие только ей типы политич., юридич. и др. организаций и учреждений, свои идеологич. отношения.

Цивилизованная теория развития человеческого общества: ее теоретики.

Как неопровержимо свидетельствуют факты, было время, когда людей на Земле не существовало - они когда-то появились на ней. И вместе с ними неизбежно появилось и человеческое общество. Люди всегда живут только в составе отдельных конкретных обществ - социально-исторических организмов, которые все вместе образуют человеческое общество в целом. Вне системы общественных отношений люди существовать не могут. Это было подмечено уже давно. Еще Аристотель, живший в IV в. до н.э., называл человека политическим животным, то есть живущим в государстве (политии), в обществе. Эта мысль получила развитие в труде шотландского мыслителя А.Фергюсона "Очерк истории гражданского общества" (1767). Он утверждал, что человек изначально, по своей природе, есть существо социальное. "Человечество, - писал он, - следует рассматривать в группах, в которых оно всегда существовало. История отдельного человека - лишь единичное проявление чувств и мыслей, приобретенных им в связи с его родом, и каждое исследование, относящееся к этому предмету, должно исходить из целых обществ, а не отдельных людей". Мнения о том, что люди всегда жили обществами, отстаивал и его современник - Вольтер. В своей “Философии истории” (1765) он писал: “Основания для общества существовали всегда, стало быть и общество существовало всегда.”

Но если человек и общество возникли, то правомерен вопрос о том, куда они уходят своими корнями. Естественен ответ, что истоки человека и общества нужно искать в животном мире. Однако между обществом, в котором мы живем сейчас, и миром животных существует слишком уж большое различие. Огромные города, многоэтажные дома, фабрики и заводы, железные дороги, автомобили, самолеты, театры, музеи, книги, журналы, газеты - ничего похожего в животном мире нет. От животного мира отличается не только современное, но вообще любое “цивилизованное”, как принято говорить, общество.

В действительности, однако, родство животных и человека несомненно. К такому выводу некоторые ученые пришли еще в XVIII в. А в следующем - XIX в. - идея происхождения человека от животных получила широкое распространение. Она была, как известно, глубоко обоснована в труде великого английского естествоиспытателя Ч.Дарвина "Происхождение человека и половой отбор" (1871). В нем вполне убедительно было показано, что далекими предками человека были человекообразные обезьяны (антропоиды).

Первобытнообщинный строй на территории нашей страны. Периодизация истории первобытного общества.

Первобытно-общинный строй – отправная точка в истории человечества. Это самая дли-тельная по времени общественно-экономическая формация, она существовала у всех народов на ранней стации развития.

В истории первобытного строя выделяется несколько этапов по степени развития производи-тельных сип, общественной организации, а также форм хозяйства и движения от более низкой ступени к более высокой – от каменного века к бронзовому, от бронзового – к железному. Важным этапом в истории первобытного человека стала первая экономическая революция (неолитическая), когда произошел переход от присваивающего хозяйства к производящему. По мере углубления общественного разделения труда и роста его производительности в первобытном обществе усилился обмен, возник прибавочный продукт, что стало основой появления частной собственности и имущественного неравенства. На смену первобытному строю приходят классовые общества.

Разложение первобытного строя и переход к классовому обществу.

Важнейшей предпосылкой и условием разложения первобытнообщинного строя было появление регулярного прибавочного продукта. Регулярность получения прибавочного продукта, пусть даже самого минимального, создала реальные возможности для общественного разделения труда, парцеллизации производства, эксплуатации человека человеком, словом, для тех явлений, которые в конечном счете привели к возникновению классового общества.

Скифы и их культура.

Ски́фы (греч. Σκύθαι) - греческое название всех народов, проживавших на территории Восточной Европы и (Средней) Азии в эпоху античности и времена Великого переселения народов. Но скифская культура оказала самое большое влияние на культуру славян. Ее следы мы находим повсюду - в мифах, в изобразительном искусстве, в языке. Скифы-праславяне жили в лесостепном Приднепровье, где задолго до нашей эры складывались первые славянские мифы. Они соседствовали с греками из греческих колоний, обогащали свою культуру общением с греческой культурой, торговали с греками. Такую картину дают археологические раскопки северного Причерноморья.

Образование Древнерусского государства. Основные черты феодального строя.

Образование государства у восточных славян явилось закономерным итогом длительного процесса разложения родоплеменного строя и перехода к классовому обществу. Датой образования Древнерусского государства условно считается 882 г., когда князь Олег, захвативший после смерти Рюрика власть в Новгороде (некоторые летописцы называют его воеводой Рюрика), предпринял поход на Киев. Убив княживших там Аскольда и Дира, он впервые объединил северные и южные земли в составе единого государства. Так как столица была перенесена из Новгорода в Киев, это государство часто называют Киевская Русь. Для феодального строя характерно: 1) сельское хозяйство; 2)земельное хозяйство; 3) крестьянство; 4)натуральное хозяйство.

11.Норманская теория образования Древнерусского государства и ее критики.

Направление в историографии, развивающее концепцию того, что народ-племя русь происходит из Скандинавии периода экспансии викингов, которых в Западной Европе называли норманнами.Сторонники норманизма относят норманнов (варягов скандинавского происхождения) к основателям первых государств восточных славян - Новгородской, а затем Киевской Руси. Фактически это следование историографической концепции Повести временных лет (начало XII века), дополненное идентификацией летописных варягов как скандинавов-норманнов. Вокруг этнической идентификации разгорелись основные споры, временами усиленные политической идеологизацией.

Авторами ее были приглашенные в XVIII в. в Россию немецкие ученые Г.Байер, Г.Миллер и А.Шлецер. Авторы этой теории подчеркивали полное отсутствие предпосылок для образования государства у восточных славян. Научная несостоятельность норманнской теории очевидна, так как определяющим в процессе образования государства является наличие внутренних предпосылок, а не действия отдельных, пусть даже и выдающихся, личностей. Если варяжская легенда не вымысел (так считает большинство историков), рассказ о призвании варягов свидетельствует лишь о норманнском происхождении княжеской династии. Версия об иноземном происхождении власти была довольно типична для Средневековья.

Литература и устное народное творчество в Киевской Руси.

Новгородская земля.

Новгородская земля была одним из центров образования Русского государства. Именно в Новгородской земле начала княжить династия Рюриковичей, и возникло государственное образование, так называемая Новгородская Русь, от которого принято начинать историю русской государственности.В составе Киевской Руси (882-1136) После 882 года центр русской земли постепенно смещается в Киев, однако Новгородская земля сохраняет свою автономию. В X веке Ладога подверглась нападению норвежского ярла Эрика. В 980 году новгородский князь Владимир Святославич (Креститель) во главе варяжской дружины свергает киевского князя Ярополка, в 1015-1019 годах новгородский князь Ярослав Владимирович Мудрый свергает киевского князя Святополка Окаянного.В 1020 и в 1067 году Новгородская земля подверглась нападению полоцких Изяславичей. В это время наместник - сын киевского князя - обладал ещё большими полномочиями. В 1088 году на княжение в Новгород Всеволод Ярославич прислал малолетнего внука Мстислава (сына Владимира Мономаха). В это время появляется институт посадников - соправителей князя, которых избирала новгородская община.Во втором десятилетии XII века Владимир Мономах предпринял ряд мер по усилению позиций центральной власти в Новгородской земле. В 1117 году без учёта мнения новгородской общины на новгородский престол был посажен князь Всеволод Мстиславич. Некоторые бояре выступили против подобного решения князя, в связи с чем они были вызваны в Киев и брошены в тюрьму.После смерти Мстислава Великого в 1132 году и углубления тенденций раздробленности новгородский князь лишился поддержки центральной власти. В 1134 году Всеволод был изгнан из города. Вернувшись в Новгород, он вынужден был заключить «ряд» с новгородцами, ограничивающий его полномочия. 28 мая 1136 года в связи с недовольством новгородцев действиями князя Всеволод был заключён под стражу, а вслед за тем изгнан из Новгорода. Новгородская земля граничила с Владимиро-Суздальской землёй на юго-востоке, со Смоленской - на юге и с Полоцкой - на юго-западе. Новгородские владения простирались далеко на восток и север, вплоть до Урала и Северного Ледовитого океана. Рад крепостей охранял подступы к Новгороду. На Волхове была расположена Ладога, защищавшая торговый путь к Балтийскому морю. Крупнейшим новгородским пригородом являлся Псков.

Образование монгольского государства. Общественный и политический строй древних монголов.

В начале XIII в. в степях Центральной Азии сложилось сильное Монгольское государство, с образованием которого началась полоса монгольских завоеваний. Это повлекло за собой последствия, имевшие всемирно-историческое значение. Затронув все страны Азии и многие страны Европы, монгольские завоевания оставили глубокий след в их последующей истории, так же как и в истории самого монгольского народа. Хурал провозгласил Темучина великим ханом Монголии, дав ему имя Чингис-хана (Значение этого имени или титула до сих пор не выяснено.). Великого хана с тех пор стали также именовать каан. До того времени монголы титуловали так китайского императора. Так завершился процесс образования Монгольского государства.

К концу XII - началу XIII в. монголы занимали обширную территорию от Байкала и Амура на востоке до верховьев Иртыша и Енисея на западе, от Великой Китайской стены на юге до границ Южной Сибири на севере. Крупнейшими племенными союзами монголов, сыгравшими наиболее важную роль в последующих событиях, были татары, тайчжиуты, кераиты, найманы и меркиты. Некоторые из монгольских племён («лесные племена») жили в лесистых районах северной части страны, тогда как другая, большая, часть племён и их объединений («степные племена») жила в степях.

Образование великорусской народности.

В XIV - XV вв. происходило складывание на основе древнерусской народности трех братских народностей: великорусской (русской), украинской и белорусской. Территориальным ядром сложения великорусской народности явились Владимиро-Суздальская и Новгородская земли. Ее этнической основой были жившие издревле на этих землях племена кривичей, вятичей и новгородских славян. В состав великорусской народности вошли и неславянские племена мери и муромы, жившие в междуречье Оки и Волги и полностью растворившиеся среди славянских племен. С объединением вокруг Москвы Северо-Восточной Руси и Новгородско-Псковскои земли, а также части земель Смоленского и Черниговского княжеств происходило формирование на основе племенных языковых диалектов русского языка, развитие на основе местных культурных традиций и особенностей культуры великорусской народности. Важную роль в сплочении и росте национального самосознания великорусской народности сыграла освободительная борьба против татаро-монгольских и других захватчиков.

Предмет и метод отечественной истории.

История (от греч. Historia – рассказ о прошедшем, обузнанном) рассматривается в двух значениях: во-первых, как процесс развития природы и человечества, и во-вторых, как система наук, изучающих прошлое природы и общества. История России – научная дисциплина, изучающая процессы развития нашего Отечества, его многонационального народа, формирования основных государственных и общественных институтов. Предметом истории является изучение человеческого общества в нашей стране. Метод – это способ изучения исторических закономерностей через их конкретные проявления – исторические факты, способ извлечения из них новых знаний. Наиболее часто в исторической науке используются 3 группы методов: общенаучные,собственно исторические, специальные (заимствованные из других наук). Общенаучные методы – это методы эмпирического исследования (наблюдение, измерение, эксперимент); методы теоретического исследования (идеализация, формализация, моделирование, индукция, дедукция, мысленный эксперимент, системный подход, математические методы, исторический, логический, классификации и типологизации и т.д.). Собственно исторические методы исследования можно условно разделить на две группы: 1) методы, основывающиеся на различных вариантах исследования процессов во времени хронологический, хронологически-проблемный, синхронистический, метод периодизации; 2) методы, основанные на выявлении закономерностей исторического процесса: сравнительно-исторический, ретроспективный (метод исторического моделирования), структурно-системный. Специальные методы: математические методы анализа процессов, метод статистики, социологических исследований и социальной психологии.

Предметом изучения

Объектом изучения

1)

2) практическо-политическая

3) мировоззренческая

4) воспитательная

Крымская война 1853 – 1856гг.: причины, ход, итоги.

Причины Крымской войны.

Во время правления Николая Первого, а это почти три десятка лет, государство Российское достигло огромной мощи, как в экономическом, так и в политическом развитии. Николай начал осознавать то, что неплохо было бы продолжать расширять территориальные границы Российской империи. Как настоящий военный Николай I не мог довольствоваться только тем, что имелось. Это и стало основной причиной Крымской войны 1853-1856 гг.

Зоркий глаз императора был устремлен на Восток, помимо этого в его планы входило усилить влияние на Балканах, причиной тому было проживание там православных людей. Однако ослабление Турции не очень устраивало такие государства как Францию и Англию. И они решают объявить России войну в 1854 году. А до этого, в 1853 году – войну России объявляет Турция.

Отечественная история: предмет, объект, цель, задачи, функции

Предметом изучения Отечественной истории являются закономерности политического и социально-экономического развития Российского государства и общества как части мирового процесса истории человечества.

Объектом изучения является история человеческого общества и человеческой деятельности в совокупности и взаимосвязи их основных сфер: экономики, социальных отношений, внутренней и внешней политики, культуры.

Цель курса Отечественной истории: изучение основных этапов истории России, ее места и роли в мировом историческом процессе.

Задачами Отечественной истории являются: изучение и обобщение опыта прошлого, выявление закономерностей развития государственных и правовых институтов, изучение тенденций развития государства и права с целью возможного прогноза развития.

Функции исторического знания:

1) познавательная, интеллектуально-развивающая – исходит из познания исторического процесса как социальной отрасли научного знания, выявления главных тенденций общественного развития истории и как итог – теоретического обобщения исторических фактов;

2) практическо-политическая – выявляя закономерности развития общества, помогает разработать научно обоснованный политический курс. Вместе с тем знание истории способствует формированию оптимального варианта политики по руководству массами;

3) мировоззренческая – при изучении истории в значительной степени определяет формирование научного мировоззрения. Это происходит потому, что история, опираясь на различные источники, дает документально точные данные о событиях прошлого. Люди обращаются к прошлому для того, чтобы лучше понять современную жизнь, заложенные в ней тенденции. Таким образом, знание истории вооружает людей пониманием исторической перспективы.

4) воспитательная – состоит в том, что знание истории активно формирует гражданские качества личности, позволяет разобраться в достоинствах и недостатках современной общественной системы.

Образование древнерусского государства. Дискуссии о возникновении государственности у восточных славян.

Как написано в знаменитой на весь мир «Повести временных лет», Рюрика с братьями призвали на княжение в Новгород в862 году. Эта дата для многих стала началом отсчета государственности Древней Руси. Варяжские князья сели на престолы в Новгороде (Рюрик), Изборске (Трувор), в Белозере (Синеус). Уже через некоторое ремя Рюрику удалось соединить воедино представленные земли под единой властью.

Олег, князь из Новгорода, в 882 году захватил Киев для объединения важнейших групп земель, а затем присоединил и остальные территории. Именно с того периода земли восточных славян объединились в большое государство. Иными словами, формирование древнерусского государства относится к 9 веку, по мнению большинства ученых.

Предметом изучения истории как науки является в первую очередь выявление и исследование законов, закономерностей, тенденций развития человечества на протяжении всего периода его существования. Предмет курса «отечественная история» значительно уже предмета исторической науки и отличается кругом проблем, хронологическими рамками.

В курсе изучению подлежат, прежде всего, социально-политические процессы, а также внутренняя и внешняя политика, история становления и смена политических режимов, история общественно-политических движений и партий; процессы модернизации, реформы и революции, деятельности выдающихся исторических личностей нашего Отечества.

История Отечества- часть всемирной истории, поэтому в учебном курсе история России рассматривается во взаимосвязи и взаимовлиянии с историей других стран и народов. Это особенно важно, так как наша народность, государственность, цивилизация формировалась под воздействием востока и Запада.

Метод

(способ исследования) показывает как происходит познание, на какой методологической основе, на каких научных принципах. Метод – это путь исследования, способ построения и обоснования знаний. Более двух тысячелетий назад возникли два основных подхода в исторической мысли, которые существуют и поныне: это идеалистическое и материалистическое понимание истории.

Представители идеалистической концепции в истории считают, что дух и сознание первичны и более важны, чем материя и природа. Тем самым они утверждают, что человеческая душа и разум определяют тепы и характер исторического развития, а другие процессы, в том числе и в экономике, вторичны, производны от духа. Таким образом идеалисты делают вывод, что в основе исторического прочеса находится духовное нравственное совершенствование людей, а человеческое общество развивает сам человек, в то время как способности человеку даны Богом.

Сторонники материалистической концепции утверждали и утверждают противоположное: так как материальная жизнь первична по отношению к сознанию людей, то именно экономические структуры, процессы и явления в обществе определяют все духовное развитие и другие отношения между людьми. Для западной исторической науки более характерен идеалистический подход, для отечественно – материалистический. Современная историческая наука основана на диалектико –материалистическом методе, который рассматривает общественное развитие как естественно – исторический процесс, который определяется объективными закономерностями и вместе с тем находится под воздействием субъективного фактора посредством деятельности масс, классов, политических партий, вождей, лидеров.

Существуют также специально – исторические методы исследования:

Хронологический – предусматривает изложение исторического материала в хронологической последовательности;

Синхронный – предполагает одновременное изучение событий, происходящих в обществе;

Дихронный – метод периодизации;

Историческое моделирование;

Статистический метод.

Если в школе на первый план выдвигается задача

познакомить учащихся с историческими фактами и событиями, то в вузовском – выявить сущность исторических явлений, дать им научное объяснение.

Усиление борьбы европейских держав за Турцию
Общая активизация колониальной политики капиталистических держав Запада, связанная с утверждением промышленного капитализма, затронула и Османскую империю, во многом определив ее развитие в XIX в. Здесь острее, чем в Китае и других странах Азии, проявлялось соперничество великих европейских держав. Кроме того, все более важным фактором...

Вступление
В 1996 году Клинтон отпраздновал свое 50-летие. Он был пока единственным президентом США, родившимся после второй мировой войны. Заняв Белый дом в 46 лет, Клинтон стал вторым по возрасту избранным главой государства после 43-летнего Джона Кеннеди, а после победы на вторых выборах он стал самым молодым в истории дважды президентом. Клинт...

Политика «Малого Октября»
«Малый Октябрь» - название политического курса властей Казахстана в 1926-1927 годах, направленное на подавление местных национальных элит и усиление административного и экономического контроля над жизнью республики. Ф.И. Голощекин. Укрепление тоталитарной системы в Казахстане связано с именем Ф. Голощекина, избранного осенью 1925г. рук...

Отечественная история

Конспект лекций

Содеражние

Тема 1. Введение в учебный курс «Отечественная история» Закономерности и этапы исторического развития.. 5

1. Предмет Отечественной истории. Функции исторического знания, источники изучения истории, историография. 5

2. Общая периодизация всемирной истории. 10

3. Проблема места и роли России в мировой истории. 11

Тема 2. Киевская Русь в контексте европейской истории средневековья (IX-XIII вв.) 18

1. Киевская Русь. Основные характеристики. Этапы развития. 18

2. Развитие русских земель в период середины XII ─ начала XV вв. Удельная Русь. 30

3. Борьба Руси с иноземными захватчиками. 35

Тема 3. Образование Российского государства. Становление самодержавия 37

1. Становление Московского централизованного государства. 37

1439 г. ─ Флорентийская уния, подчинившая Римскому Папе все православные приходы, кроме северо - восточных. 41

2. Московское царство. Реформы «Избранной Рады». 41

3. Причины и последствия опричнины (1565-1572 гг.) 43

Тема 4. Россия в начале Нового времени. «Смутное время» Московского государства.. 46

1. Возникновение капиталистического уклада. 46

2. Причины, основные этапы, последствия «Смутного времени». 47

3. Московское государство в годы правления первых Романовых. 51

Тема 5. Век Просвещения. Российская империя в XVIII в. 64

1. «Петровская революция» и ее значение. 64

2. XVIII век в европейской и мировой истории. Век Просвещения. 71

3.Просвещенный абсолютизм в России. 75

Тема 6. Российская империя на пути к индустриальному обществу в XIX в. Особенности промышленного переворота в России.. 81

1.Место и роль XIX века в мировой и российской истории: основные тенденции развития 81

2. Правление Александра I ─ время упущенных возможностей?. 86

3. Политическая реакция и бюрократическое реформаторство при Николае I 88

4. Реформы 60 - 70-х гг. XIX в. в контексте общемирового развития. 90

5. Общественная мысль и общественные движения в XIX веке. 95

6. Внешняя политика России в XIX веке. 101



Тема 7. Социально-экономическая модернизация и эволюция государственной власти в России в начале ХХ века.. 105

1. Начало капиталистической индустриализации её особенности. 105

2. Аграрная реформа П.А. Столыпина. 106

3. Причины, основные этапы, итоги первой российской революции. 108

4. Политические партии России начала ХХ века. Опыт думского парламентаризма. 110

Тема 8. Революционный кризис в России 1917 г. 111

1. Причины революции. 111

2. Итоги Февральской революции. Крушение монархии. 112

3. Режим двоевластия. Кризисы Временного правительства. 113

Тема 9. Советская Россия: практика выживания.. 115

1. Первые преобразования Советской власти. 115

2. Гражданская война в России: причины, этапы, противоборствующие силы, последствия 116

3. Советское государство. Модели социалистического строительства. 118

Тема 10. Истоки, основные этапы, последствия кризиса международных отношений первой половины ХХ века.. 125

1. Генезис военно-политического кризиса первой половины XX века. 125

2. Российская империя и 1-я мировая война: мировой баланс сил и национальные интересы 126

3. Версальско-Вашингтонская система мирного урегулирования и её противоречия. 129

4. Советская Россия в системе международных отношений в 1920 – 30-е гг. 132

5. Вторая Мировая война как продолжение кризиса. 134

6. Великая Отечественная война: триумф и трагедия. 135

Тема 11. Советский Союз в послевоенный период. Научно-техническая революция и ее влияние на ход общественного развития.. 138

1. Возникновение и эволюция холодной войны как сложного геополитического процесса 138

2. НТР ее социально-экономические последствия. 139

3. НТР: СССР и современная Россия. 140

4. Оттепель в СССР: (1953-1964 гг.) 141

5. Годы «развитого социализма» или период застоя? (1964 – 1985) 143

6. Перестройка (1985 –1991) 144

7. Распад СССР. 145

7. Распад СССР. 146

Тема 12. Современная Россия.. 147

1. Последствия распада СССР. 147

2.Причины смены общественной модели. 147

3. Складывание новой политической системы СССР. 150

4. Внешнеполитическая концепция Российской Федерации. 151

Заключение к курсу.. 152

Приложение.. 154

Планы семинарских занятий. 154


Тема 1. Введение в учебный курс «Отечественная история» Закономерности и этапы исторического развития

План

1. Предмет Отечественной истории. Функции исторического знания, источники изучения истории, историография.

2. Общая периодизация всемирной истории

3. Проблема места и роли России в мировой истории.

Предмет Отечественной истории. Функции исторического знания, источники изучения истории, историография

Любая наука имеет объект и предмет изучения. История – гуманитарная наука, поэтому объектом изучения является человеческое общество. В настоящее время имеется около 30 определений исторической науки.


«История существует сама по себе, и ей безразлично, одобряем мы ее или не одобряем ».

Марк Фабий Квинтилианн

«История – сокровищница наших деяний, свидетельница прошлого, поучение для настоящего и предостережение для будущего ».

Сервантес С.

«История дает государям примеры правления, подданным – повиновения, воинам – мужество, судиям – правосудия, младым – старых разум ».

М.В. Ломоносов

«…История в некотором смысле есть священная книга народов: главная, необходимая; зерцало их бытия и деятельности; скрижаль откровений и правил; завет предков к потомству; дополнение, изъяснение настоящего и пример будущего ».

Карамзин Н.М.

«Замеченное предпочтение государя (Николая I - В.К.) иностранцам оскорбляет народную гордость, а оскорбленная народная гордость не прощается: она производить ненависть, может произвести и мятежи. Кого тогда обвинять? Государь Русский (правитель, президент - В.К.). Помни Куликовскую битву, помни Минина и Пожарского, помни 1812 год!».

(Из письма главного воспитателя цесаревича Александра Николаевича поэта В.А. Жуковского М.М. Сперанскому о роли воспитания историей).

«Изучая дедов, узнаем внуков, т.е. изучая предков, узнаем самих себя. Без знания истории мы должны признать себя случайностями, не знающими, как и зачем мы пришли в мир, как и для чего в нем живем, как и к чему должны стремиться ».

В.О. Ключевский.

«Определяя задачи и направления своей деятельности, каждый из нас должен быть хоть немного историком, чтобы стать сознательно и добросовестно действующим гражданином ».

В.О.Ключевский. (Из публичной лекции, прочитанной накануне 1905 г.)

«…уничтожая прошлое, уничтожается не только история, но и будущее народа ».

Валентин Пикуль

Исторический источник – это памятник эпохи, в котором содержится информация о ней. Исторические источники обычно подразделяются на три большие группы (см. таблицу).

Исторические источники
письменные источники: хроники (летописи); судебники, указы и постановления; воспоминания современников; газеты и журналы; сочинения историков изучаемого периода; произведения художественной литературы, труды по литературоведению, философии и т.п. вещественные источники : предметы быта, орудия труда, остатки жилых, общественных, культовых зданий. Такие источники являются основными для археологии , историки же рассматривают их как вспомогательные. аудио и кино-фото материалы Появившиеся лишь в конце XIX - начале XX века, они часто содержат ценную информацию о политических событиях, исторических личностях, но в целом для исторической науки также носят вспомогательный характер.

Исторические факты не содержатся в источниках в «готовом» виде. Их следует оттуда извлечь, используя различные методы исторических исследований (см. таблицу).

Методы исторических исследований
Историко-генетический метод означает выявление причинно-следственных связей и закономерностей исторического процесса. Этот метод используется всегда, когда историк стремится воссоздать прошлое человечества в его становлении и развитии. Историко-типологический метод предусматривает выделение типов и этапов исторического развития на основе тщательного изучения разнообразного фактического материала, а также отнесение того или иного конкретного общества, формы собственности, общественно-политической концепции и т. п. к определенному типу общества, к той или иной форме собственности, типу идеологии. Историко-сравнительный метод нацелен на выявление общего и особенного и предполагает сопоставление однородных явлений: различных государств, революций, форм собственности и т. п. Невозможно понять историю той или иной страны, не сравнивая ее с историей других стран. Историко-системный метод – это анализ исторического явления как единой системы, со всеми имеющимися внутренними и внешними взаимосвязями. Он применяется, прежде всего, в ходе анализа сложных исторических объектов, таких как конкретное государство на том или ином этапе его развития или же на всем протяжении его существования, конкретная цивилизация.

Осмысление исторических фактов, полученных в ходе анализа источников, невозможно без использования той или иной методологии , исходя из принципов которой осуществляется осмысление всемирно-исторического процесса. Методология истории имеет несколько аспектов.

Прежде всего, методология дает ответ на вопрос, что в человеческом обществе (или вне его) является первичным . Существует несколько вариантов ответа на этот вопрос.

Первая по времени возникновения концепция - религиозная. Причиной всего происходящего в человеческом обществе является Бог.

Теория географического детерминизма предлагает искать основу развития человеческих сообществ в особенностях окружающей природной среды, которая создает благоприятные или не благоприятные условия для прогресса.

Согласно идеалистическому пониманию истории ее творят сознание и воля человека – и прежде всего, лидеры государств, полководцы, первосвященники. Материалистическое понимание истории предполагает, что состояние общества и его развитие определяются экономикой, а именно производственными отношениями, важнейшими из которых являются отношения собственности. Социальная структура общества, его политическое устройство и общественное сознание соответствуют господствующим отношениям собственности.

В соответствии с позитивистским пониманием истории нет такого фактора, который всегда выступал бы в качестве определяющего. Поэтому выявить ведущую группу общественных явлений – дело конкретного исторического исследования.

Вторая крупная методологическая проблема – это вопрос о структуре и направленности исторического процесса. Варианты ответа на этот вопрос образуют современные способы осмысления всемирной истории .

Стадиальный подход предполагает единство всемирно-исторического процесса. В человеческой истории выделяются те или иные универсальные для каждого народа стадии. К числу наиболее известных и распространенных вариантов этого подхода относятся теория общественно-экономических формаций и теория постиндустриального общества .

Согласно теории формаций (К. Маркс, Ф. Энгельс), история человечества представляет собой последовательную смену пяти общественно-экономических формаций: первобытнообщинной, рабовладельческой, феодальной, капиталистической и коммунистической. Причиной их смены является противоречие между производительными силами и производственными отношениями, а средства – в классовой борьбе и социальной революции.

Теория постиндустриального общества представляет собой дальнейшее развитие теорий «индустриального общества» Р. Арона и «стадий экономического роста» У. Ростоу. Ее наиболее известные представители - Д. Белл, Г. Канн, З. Бжезинский (США), Ж.Ж. Серван-Шрейбер и А. Турен (Франция). Всемирная история делится на доиндустриальное (аграрное или традиционное) общество, основанное на ручном труде, индустриальное , в котором продукты труда производятся машинами, и постиндустриальное, где на смену машинам придут автоматы. В основу периодизации положена смена технологий. Само постиндустриальное общество понимается разными авторами далеко не одинаково. По мнению Д. Белла, одного из создателей данной теории, оно будет характеризоваться переходом от производства товаров к экономике обслуживания, широким развитием теоретических знаний, информатики, моделирования, компьютеризации. Управление обществом будут осуществлять профессионалы–технократы и «большие ученые».

Цивилизационный подход к осмыслению всемирной истории имеет глубокие корни как на западе (Дж. Вико, О. Шпенглер, А. Тойнби и др.), так и в России (Н.А. Данилевский, П.А. Сорокин, Л.Н. Гумилев, Л.И. Семенникова и др.). Единство всемирно-исторического процесса отрицается. История человечества представлена как сосуществование, взаимодействие и смена самостоятельных цивилизаций , каждая из которых проходит в своем развитии периоды зарождения, становления, расцвета, упадка и гибели . Подход утверждает многообразие форм общественного развития, идея конечной цели отсутствует. Прогресс как поступательное развитие человечества может признаваться или отрицаться, но мысль о повторяемости замкнутых циклов так или иначе присутствует во всех работах сторонников данной парадигмы. Цивилизационный подход так же, как и стадиальный, далеко не является единым.

Английский историк и социолог А. Тойнби , изучая всемирную историю, постарался определить число самостоятельных цивилизаций, обладающих неповторимыми, только им присущими свойствами.

Существует и такой вариант цивилизационного подхода, когда выделяют только две цивилизации: восточную и западную . Этого взгляда придерживался В. Ф. Гегель, его развивал немецкий социолог и философ М. Вебер. В настоящее время этот вариант цивилизационного подхода используют в качестве методологии многие историки, в том числе, отечественные.

Представляется закономерной попытка объединить стадиальный и цивилизационный подходы. К числу таких синтезных способов интерпретации истории относятся концепции А.С. Панарина и И. Валлерстайна – Ф. Броделя.

Отечественный философ и политолог А.С. Панарин полагает, что в истории человечества взаимодействуют Восток и Запад, причем фазы восточной и западной гегемонии поочередно сменяют друг друга, обеспечивая прогресс. Концепция основана на подтверждаемой историческим материалом закономерности чередование лидерства различных групп цивилизаций и свободна от европоцентризма. Но в ней отсутствует качественная характеристика выделяемых периодов (мировых циклов) и не показано, чем каждая новая фаза мирового цикла отличается от аналогичной, уже имевшей место в прошлом.

Мир-системный анализ И. Валлерстайна (США) и Ф. Броделя (Франция) исходит из того, что мир представляет собой единую систему, сущность и основное содержание которой составляют отношения между центром (Север - ведущие в экономическом отношении страны) и периферией (Юг - все остальное человечество). Центр как более сильный в экономическом, политическом и военном отношении эксплуатирует периферию, что и обеспечивает его процветание. Периферия неоднородна. В периоды наибольшей стабильности мировой системы относительно более развитые страны периферии частично приобщаются к доходам Центра. В периоды дестабилизации эта зона резко сокращается.

Типы мировых систем бывают разные . Примерно в 1500 году произошла смена мир-империи , основанной на политическом властвовании, мир-экономикой , и в настоящее время мы живем в мировой системе, определяемой И. Валлерстайном как капиталистическая мир-экономика . Смена мировых систем сопровождается глубоким кризисом и максимально возможной дестабилизацией. В конце XX – начале XXI века человечество переживает этап, находящийся непосредственно перед периодом хаоса, из которого должна возникнуть новая мировая система. Однако глобальная структура мира не изменится: центр (Север) и периферия (Юг) не поменяются местами. Мир-системный анализ представляет собой детально проработанную, но страдает европоцентризмом, основываясь на предположении о вечном лидерстве стран запада.

Синтезный подход выявляет некоторые типы цивилизационного развития (Запад и Восток или Север и Юг) и представляет историю человечества как смену определенных стадий, каждая из которых характеризуется своеобразной формой взаимодействия цивилизационных типов. Таким образом, все подходы и концепции имеют свои достоинства и недостатки. Их анализ позволяет сделать вывод о том, что в настоящее время земная цивилизация развивается, в общем и целом, прогрессивно.

Основные этапы развития Российского государства

Функции исторической науки

Формационный и цивилизационный подходы к развитию истории

Предмет и методы исторической науки

Лекция 1

Тема : Теория и методология исторической науки

Основные вопросы:

4. Основные источники по «Истории Отечества». Вспомогательные исторические дисциплины

История (греч. historia) - рассказ о прошлых событиях, повествование о том, что известно. Таково первоначальное значение интересующего нас термина. С течением времени содержание этого понятия расширилось. Изучение основ современного состояния исторической науки - составная часть гуманитарного образования студентов. Ее предметом является упорядоченное изучение деятельности и действий людей, всей совокупности отношений в человеческом обществе. «Содержанием истории как отдельной науки, специальной отрасли научного знания служит исторический процесс, то есть ход, условия и успехи человеческого общежития или жизнь человечества в ее развитии и результатах».

Корни исторических знаний уходят в глубокую древность. Необходимость запоминать события, факты и передавать следующим поколениям уроки жизни возникла с формированием сознания человека. Родиной исторической науки принято считать Древнюю Грецию. «Отцом истории» называют одного из первых представителей научного знания - Геродота (481 - 425 гг. до н.э.), изложившего в своем труде «История» не только собранные им сведения об историческом прошлом различных народов, но и географическую, этнографическую, политическую информацию об Ойкумене (совокупности областей Земли, заселенных, по представлениям древних эллинов, людьми). Но Геродот лишь механически описал все, что было ему известно; его книгу нельзя назвать критической, в которой сопоставлялись бы источники информации, рассматривались различные точки зрения на то или иное событие. Лишь с течением времени сформировалась специальная отрасль исторической науки -источниковедение , занимающаяся классификацией и изучением различных видов исторических источников. Именно на основе их всестороннего изучения мы можем судить о тех или иных сторонах развития человеческого общества.

История как наука многогранна. Она включает :

1. Изучение процесса развития всего человеческого общества (всемирная история);

2. Исследование отдельных стран, регионов, континентов (история Европы, история Азии и Африки и т.д.);

3. Изучение различных направлений исторического процесса, жизни и деятельности человеческого общества (история экономики, искусства, науки и техники и др.);


4. Отрасль знания, находящуюся на стыке нескольких дисциплин -философию истории, которая призвана выяснять общие закономерности, основные принципы, тенденции в развитии человеческого общества. В советское время, при господстве марксистского понимания исторического процесса, существовала однозначная трактовка различных событий и явлений, на Западе же философии истории в ХХ веке уделялось особое внимание. Многие труды зарубежных мыслителей в этой области стали теперь общедоступными.

Научное познание исторических процессов обеспечивается использованием определенных подходов, методов исследования. Метод (от греч. method- путь к чему-либо) есть способ построения и обоснования какой-либо системы знаний. Исходя из многомерности подходов к исследованию исторических событий, можно выделить некоторые основные методы исследования истории.

1. Теологический метод. Он рассматривает историю как проявление божественной воли, когда все исторические процессы совершаются по божьему предначертанию. Такой религиозно-фаталистический подход был характерен для историков прошлого, когда в большинстве стран религия занимала господствующее положение.

2. Субъективно-идеалистический метод. Этот метод исследования истории основан на абсолютизации активной роли субъекта-личности в различных областях деятельности. По представлениям субъективных идеалистов исторический процесс совершается по воле выдающихся личностей, монархов, полководцев, мыслителей, дающих животворную идею. Бесспорно, роль личности в историческом процессе велика, но ее значение определяется так или иначе тем взаимодействием, которое имеется между личностью и народными массами, между полководцем и воинами, между руководителем и подчиненными и т.д. Если личность может выразить потребности общества, стать во главе общественного прогресса, тогда она вносит созидательный вклад в историю. Имена таких выдающихся людей хорошо известны. Бесспорно также и то, что абсолютизация роли личности, его воли будет давать искаженные толкования историческому процессу без учета роли народных масс.

3. Диалектико-материалистический метод. Краеугольным камнем диалектического материализма является учение о материальной природе мира, согласно которому в основе исторического процесса лежат материальные факторы, а в основе человеческого бытия лежит общественное производство. Диалектический взгляд на мир опирается на общие законы, благодаря которым осуществляются процессы изменения природы и общества. Познание таких общих законов диалектики и их применение в общественной практике и есть использование диалектико-материалистического метода в историческом процессе, иначе называемое историческим материализмом.

В настоящее время основными принципами в изучении истории являются принципы всесторонности (объективности) и историзма.

Рассмотрение истории с позиций всесторонности (объективности) означает прежде всего:

1) изучение объективных закономерностей, которые определяют процессы общественного развития;

2) опору на факты в их истинном содержании, не искажая их и не подгоняя под заранее заданные схемы;

3) рассмотрение каждого явления в его многократности и противоречивости, изучение всех фактов в их совокупности положительных и отрицательных, независимо от того, нравятся они нам или нет, подтверждают существующее мнение или идут вразрез с ним. Принцип историзма предполагает рассмотрение фактов и исторических событий в соответствии с конкретно-исторической обстановкой, в их взаимной связи и обусловленности, с учетом соответствующей данному периоду времени, экономической, политической, социальной ситуации в стране и в мировом сообществе.

Последние материалы раздела:

Экспедиции XVIII века Самые выдающиеся географические открытия 18 19 веков
Экспедиции XVIII века Самые выдающиеся географические открытия 18 19 веков

Географические открытия русских путешественников XVIII-XIX вв. Восемнадцатый век. Российская империя широко и вольно разворачивает плечи и...

Система управления временем Б
Система управления временем Б

Бюджетный дефицит и государственный долг. Финансирование бюджетного дефицита. Управление государственным долгом.В тот момент, когда управление...

Чудеса Космоса: интересные факты о планетах Солнечной системы
Чудеса Космоса: интересные факты о планетах Солнечной системы

ПЛАНЕТЫ В древние времена люди знали только пять планет: Меркурий, Венера, Марс, Юпитер и Сатурн, только их можно увидеть невооруженным глазом....