Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Белгородский государственный технологический университет им. В.Г.Шухова

Новость, которая вызвала живейшую дискуссию в соцсетях. Точнее, не новость, а позиция поистине знакового человека, чуть не ставшего героиней громкого коррупционного дела, но в последней момент удачно соскочившего. Да-да, я о ректоре САФУ...

Если помните, Елену Владимировну Кудряшову в своё время обвиняли чуть ли не в антироссийской деятельности, причём не местные говоруны, а федеральные телеканалы . Мол, в коридорах и аудиториях своего университета, да под «крышей» Алексея Кудрина, либерализм развела, НАТОвских агентов пригрела, сепаратизмом балуется. Конечно, чересчур. Впрочем, наши наблюдатели никогда не сомневались в том, что основной грех на Кудряшовой лежит экономический, политика же вторична.

Тем не менее, непотопляемая дама решила перевести стрелки на… школьных учителей. Мол, именно они учат детишек не любить малую родину, совращают неокрепшие души сладкоголосыми россказнями о прелестях столичной жизни. Примерно, вот так : – Мы анализировали ситуацию в Архангельской области и увидели, что до сих пор, гласно или негласно, в школах остается показатель качества образования, который мотивирует учителей настраивать своих выпускников на поступление в вузы Москвы и Санкт-Петербурга. То есть, руководители школ абсолютно не мотивированы, чтобы их выпускники оставались в вузах собственного региона. Эта ситуацию нужно менять, ведь в российской провинции много достойных вузов.

С чего бы вдруг завела Кудряшова этот разговор с массой подводным камней на селекторном совещании ректоров вузов Северо-Западного Федерального? Наверное, готовилась объяснить, почему нет ожидаемого ажиотажа при поступлении в её Северный Арктический, куда вбуханы миллиарды государственных денег. Как всё просто – учителя рассказывают детишкам про весёлое столичное житьё-бытьё… они и шуруют в Москву-Питер мимо Архангельска. Слишком просто…

В Москву и Питер рвались всегда, так было и так будет, Архангельску здесь нет смыла конкурировать. Но вот статистика – молодые жители юга области, собирающиеся в путь-дорогу за образованием, чаще выбирают Ярославль или Вологду, чем Архангельск. Потому что южнее, климат мягче. Что мы можем этому противопоставить? Только высокие заработки, более широкий список востребованных региональной экономикой специалистов, как и было во времена социализма. Деньги как замена тёплому лету, такие примеры в мировой экономике есть… Аляска в США. Пока же наша молодёжь что-то не падка на призрачные арктические перспективы, которыми её периодически потчуют с трибун форумов и с экрана телевизоров. Аналогичная хрень, кстати, происходит и в Мурманске.

Ещё такая мысль. Речь ведь, как я понимаю, идёт о будущих студентах, а не потенциальных землекопах или водителях общественного транспорта. Денег у их родителей не так много, особенно в районах, чтобы оплачивать столичное обучение. Получается, что школы области виноваты лишь в том, что дают своим ученикам настолько изрядное образование, что отток в столицу взволновал самого ректора крупнейшего в регионе вуза. Так этим гордиться надо… по-моему.

Есть у САФУ и внутренние проблемы. Как то, слишком кучерявая жизнь руководящего состава универа на фоне зарплат основного преподавательского состава – уезжают не только отдельные профессора, но, как рассказывают коллеги из других изданий, исчезают целые научные школы.

А над всей Архангельской областью нависла проблема старения населения – пенсионеры уже составляют 37 % от общего числа жителей. Прибавьте сюда учащуюся молодёжь, начиная с ясельных групп…

…но в этом разве только Кудряшова виновата?

Леонид Черток

Руководитель вуза отметила, что тема зарплаты выигрышна для прессы, поскольку главным лейтмотивом становится тезис о том, что «денег всегда мало», а «руководитель всегда получает больше, чем работники».

Это стереотип, - подчеркнула Елена Кудряшова.

Она пояснила, что ректоры не сами назначают себе зарплату, с ними заключает трудовой договор учредитель - минобрнауки РФ. Зарплата рассчитывается по методикам министерства и руководитель вуза не может заработать выше того, что ему назначено сверху.

Зарплата проректоров также рассчитывается по рекомендуемой методике. В зависимости от сферы ответственности уровень оплаты труда проректора может составлять определённый процент от ректорской. Елена Кудряшова назвала примерные цифры - 75 и 80 процентов.

Это не блажь университета

Ректор также пояснила как начисляется зарплата профессорско-преподавательскому составу.

Это не блажь университета. В российской системе высшего профессионального образования введена система «эффективный контракт». Существует некий необходимый уровень компетенций и функций, который должен выполнять человек, занимающий ту или иную позицию: ассистент, старший преподаватель, доцент, профессор. И есть минимум, который гарантируется каждому, независимо от того, может человек ещё сверх этого что-то делать или нет, - рассказала ректор.

По её словам, кого-то этот минимум устраивает, но если преподаватель хочет получать больше, сверх этого минимума нужно предпринять дополнительные усилия, показать свою эффективность.

Это как в бизнесе, - сравнила Елена Кудряшова. - Ты должен опубликовать какое-то количество статей, и не просто в абы каких изданиях, а в изданиях международных с высоким индексом цитирования. Ты должен проводить научную работу: но можешь довольствоваться тем, чем занимаешься, а можешь заявиться на актуальное направление и получишь средства по гранту в виде хоздоговора от предприятия. И таких показателей много. И каждый из них даёт плюс. И в результате получается вилка по заработной плате. Но эта вилка объясняется тем, что зарплату человек получает не потому, что человек такой хороший, а всё-таки имея гарантированный минимум он остальное должен доказать и предъявить результат, - сообщила Елена Кудряшова.

Ректор также отметила, что новая система стимулирует молодых преподавателей.

Ирония ситуации заключается в том, что некоторые молодые и амбициозные реально получают сейчас больше, потому что они этого хотят: в грантовую деятельность включаются, в конкурсы, пишут, публикуются, проекты организуют, - резюмировала руководитель вуза.

Леонид Шестаков с 1 февраля стал проректором по административной работе. В его ведении будет кадровая работа, юридическое управление, аппарат ректора.

Борис Филиппов сохранил пост проректора по научной работе. Борис Юрьевич своими основными задачами видит повышение числа цитируемых статей сотрудников университета и изменение структуры преподавания в аспирантуре, что в перспективе должно вывести её на «принципиально иной уровень».

Алексей Коршунов , прежде возглавлявший Институт строительства и архитектуры, стал проректором по учебно-методической работе.

Освободившийся пост директора Института строительства и архитектуры занял Сергей Аксёнов , доцент кафедры инженерной геологии, оснований и фундаментов.

Наталья Кукаренко , стоявшая во главе Института социально-гуманитарных и политических наук, заняла пост проректора по стратегическому развитию и внешним связям. Наталья Николаевна будет отвечать за показатели программы развития вуза, деятельность Интеллектуального центра, Издательского дома и внешние взаимодействия, Управления международного сотрудничества.

Сергей Сорокин , возглавлявший Управление социальной и воспитательной работы, назначен проректором по социальным вопросам и воспитательной работе.

Руководящую должность в профильном управлении займёт Елена Доценко .

Своими основными задачами Сергей Сорокин видит поддержание здорового психологического климата в университете, разработку кодекса корпоративной культуры, продолжение социальных программ и привлечение студентов к университетской деятельности.

Илья Иванкин сменил пост директора Института нефти и газа на должность проректора по информационным технологиям и инфраструктурному развитию. Илья Игоревич сконцентрируется на обеспечении условий для максимально комфортной работы в стенах университета и внедрении информационных технологий.

Бывший проректор по международному сотрудничеству Марина Калинина заняла пост советника ректора по международному сотрудничеству.

По словам Елены Кудряшовой, перед Мариной Рудольфовной стоит задача создания на базе университета Центра международного сотрудничества в Арктике — стратегического и геополитического образования, которое должно наладить отношения с Министерством иностранных дел РФ, Госкомиссией по вопросам развития Арктики и рядом других организаций. Цель центра — стать базовой российской структурой по развитию науки и образования в Арктическом регионе.

Ещё одним важным направлением её работы станет налаживание взаимодействия среди российских участников сетевого Университета Арктики.

Наталья Чичерина , до недавнего времени исполняющая обязанности ректора, стала советником Елены Кудряшовой по педагогическому образованию. Её задачей станет создание Центра инновационного педагогического образования, который будет координировать работу институтов по присвоению квалификации «Педагог» всем обучающимся в независимости от специальности.

Кроме того, целями центра также станут создание системы подготовки/переподготовки, повышения квалификации работающих учителей, восстановление диссертационного совета по педагогике и создание поэтапной системы подготовки будущих абитуриентов и студентов САФУ, сообщили в пресс-службе университета.

Последние материалы раздела:

Интересные факты о физике
Интересные факты о физике

Какая наука богата на интересные факты? Физика! 7 класс - это время, когда школьники начинают изучать её. Чтобы серьезный предмет не казался таким...

Дмитрий конюхов путешественник биография
Дмитрий конюхов путешественник биография

Личное дело Федор Филиппович Конюхов (64 года) родился на берегу Азовского моря в селе Чкалово Запорожской области Украины. Его родители были...

Ход войны Русско японская 1904 1905 карта военных действий
Ход войны Русско японская 1904 1905 карта военных действий

Одним из крупнейших военных конфликтов начала XX века является русско-японская война 1904-1905 гг. Ее результатом была первая, в новейшей истории,...