Подчинительная связь примеры в сложных. Что такое подчинительная связь в сложном виде предложений

Сложные предложения позволяют передавать объемные сообщения о нескольких ситуациях или явлениях, делают речь более выразительной и информативной. Чаще всего сложные предложения употребляются в художественных произведениях, публицистических статьях, научных трудах, текстах официально-делового стиля.

Что такое сложное предложение?

Сложное предложение - предложение, которое состоит из двух и более грамматических основ, представляет собой интонационно оформленное смысловое единство, выражающее определенное значение. В зависимости от соотношения частей, выделяют сложные предложения с сочинительной подчинительной и бессоюзной связью.

Сложные предложения с сочинительной связью

Сложносочиненные предложения - союзные предложения, которые состоят из равноправных частей, соединенных сочинительной связью. Части сложносочиненных предложений объединяются в одно целое при помощи сочинительных, противительных или разделительных союзов. На письме между частями сложносочиненного предложения перед союзом ставится запятая.

Примеры сложносочиненных предложений : Мальчик тряхнул дерево, и спелые яблоки посыпались на землю. Катя пошла в институт, а Саша остался дома. То ли кто-то меня позвал, то ли показалось.

Сложные предложения с подчинительной связью

Сложноподчиненные предложения - союзные предложения, состоящие из неравноправных частей, которые соединяются подчинительной связью. В сложноподчиненных предложениях выделяют главную часть и зависимую (придаточную). Части СПП соединяются между собой при помощи союзов и союзных слов. На письме между частями сложноподчиненного предложения перед союзом (союзным словом) ставится запятая.

Примеры сложноподчиненных предложений: Он сорвал цветок, чтобы подарить маме. Присутствующим было интересно, откуда приехал Иван Петрович. Миша зашел в магазин, о котором рассказывал его друг.

Обычно от главного предложения к придаточному можно поставить вопрос. Примеры : Я пришел домой, (когда?) когда все уже сели ужинать. Мы узнали о том, (о чем?) что случилось вчера.

Сложные предложения с бессоюзной связью

Бессоюзные сложные предложения - предложения, части которых соединяются только при помощи интонации, без использования союзов и союзных слов.

ТОП-3 статьи которые читают вместе с этой

Примеры сложных предложений с бессоюзной связью между частями : Заиграла музыка, гости пустились в пляс. Утром будет мороз - никуда не поедем. Таня обернулась: к стене жался крохотный котенок.

Между частями бессоюзных сложных предложений могут ставиться запятая, тире, двоеточие или точка с запятой (в зависимости от того, какое значение выражают части БСП).

Сложные предложения с разными видами связи

Смешанные сложные предложения могут включать несколько предложений, соединенных между собой сочинительной, подчинительной и бессоюзной связью. На письме в смешанных сложных предложениях соблюдается пунктуация, характерная для сложноподчиненных, сложносочиненных и бессоюзных предложений.

Примеры: Витя решил: если учитель попросит ответить на вопрос, придется сознаться, что не готовился к уроку. Справа висела картина, на которой был изображен цветущий сад, а слева стоял столик с резными ножками. Погода ухудшилась: поднялся сильный ветер и начался дождь, но в палатке было тепло и сухо.

Если сложные предложения в составе смешанного предложения образуют логико-синтаксические блоки, между такими блоками ставится точка с запятой. Пример : На крыльце воробей клевал зерна, которые случайно рассыпала бабушка; в это время вышел папа, и птица поспешно улетела.

Средняя оценка: 4.7 . Всего получено оценок: 463.

Бессоюзная и союзная сочинительная связь являются одним из способов построения Без них речь бедна, ведь они дают больше информации и способны содержать в своем составе от двух и более предложений, повествующих о разных событиях.

Сложные предложения и их виды

В зависимости от количества частей сложные конструкции делятся на двух- и многочленные. В любом из вариантов элементы соединяются либо союзной связью (которая, в свою очередь, обеспечивается соответствующей частью речи), либо бессоюзной.

В зависимости от того, какие виды отношений присутствуют, сложные образования создают следующие группы:

  • Сложное предложение с бессоюзной и союзной сочинительной связью: Небо резко потемнело, послышался отдаленный раскат, и стена дождя накрыла землю, прибивая пыль и смывая городской смог.
  • Конструкции, сочетающие элементы с подчинительной связью, например: Дом, в который мы вошли, вызывал гнетущее состояние, но в данной ситуации нам выбирать не приходилось .
  • Сложные предложения с подчинительными и бессоюзными типами связей: Как он ни спешил, но его помощь запоздала: раненых забрала другая машина.
  • В многочленных конструкциях может использоваться одновременно подчинительная, бессоюзная и союзная сочинительная связь. В следующий раз, когда раздался звонок телефона, мама ответила на него, но услышала лишь голос робота, сообщавшего о том, что у нее просрочен кредит.

Важно уметь различать сложные предложения и конструкции, осложненные, например, однородными сказуемыми. Как правило, в первом случае в синтаксической лексической единице находится несколько грамматических основ, тогда как во второй будет одно подлежащее и несколько сказуемых.

Бессоюзные конструкции

В данном виде лексических конструкций могут объединяться 2 простых предложения или более, которые соединены между собой интонацией и смыслом. Они могут связываться друг с другом следующими отношениями:

  • Предложения связаны перечислением. Вечер постепенно угасал, ночь опустилась на землю, луна стала править миром.
  • Конструкции, в которых элементы делятся на несколько частей, две из которых представляют собой противополагаемые фрагменты. Погода была как на заказ: небо очистилось от облаков, солнце сияло ярко, легкий ветерок обдувал лицо, создавая легкую прохладу. В данной бессоюзной конструкции второй фрагмент, состоящий из 3-х простых предложений, связанных перечислительной интонацией, объясняет первую его часть.
  • Бинарное соединение простых элементов в многочленную сложную конструкцию, в которых части объединены в смысловые группы: Луна поднялась над грядой, мы не сразу заметили это: дымка скрадывала ее сияние.

Бессоюзная, как и союзная сочинительная связь, в цельном соединении отделяет отдельные предложения друг от друга знаками препинания.

Запятые в бессоюзных многочленных конструкциях

В сложных соединениях их части разделяются запятыми, точкой с запятой, тире и двоеточиями. Запятая и точка с запятой применяются при перечислительных отношениях:

  1. Части небольшие по размеру и связаны одни с другими по смыслу. После грозы наступила тишина, за ней последовал легкий шепот дождя.
  2. Когда части слишком распространены и не связаны единым смыслом, ставится точка с запятой. Ромашки и маки покрыли всю поляну; где-то внизу стрекотали кузнечики.

Бессоюзные конструкции чаще всего применяются для передачи большого количества информации, которая не всегда связана по смыслу.

Разделительные знаки в бессоюзных соединениях

Эти знаки применяются при следующих видах отношений между элементами синтаксической конструкции:

  • Тире - когда вторая часть резко противопоставлена первой, например: Мы знали о его страхах - никто не знал о готовности умереть. (В подобной конструкции с бессоюзной, как и союзной сочинительной связью между частями, хочется поставить союз «но»).
  • Когда в первой части повествуется об условии или времени, то между ней и вторым фрагментом ставится так же тире. Закукарекал петух - пора вставать. В подобных предложениях по смыслу подходят союзы «если» или «когда».
  • Этот же знак ставится, если вторая часть содержит в себе вывод о том, о чем говорилось в первой. Не было сил возражать - он молча согласился . В таких союзных конструкциях обычно вставляется «поэтому».
  • Когда вторая часть предложения сравнивается и определяется тем, о чем повествуется в первой. Он произносит речь - вдыхает в людей надежду. В данных конструкциях можно добавить «будто» или «словно».
  • В предложениях с пояснительной связью и обоснованием причины употребляется двоеточие. Скажу вам по существу: нельзя подводить друзей.

Предложения с бессоюзной, как и союзной сочинительной связью между частями, разделяются знаками в зависимости от их смыслового соотношения.

Сложносочиненные конструкции

В предложениях подобного типа используется сочинительная связь, осуществляемая при помощи сочинительных союзов. При этом между их частями могут быть:

  • Соединительные отношения, связанные между собой союзами и, да или, частицами также, тоже и ни…ни . Ни птицы не щебечут, ни комар не пискнет, ни цикады не трещат.
  • При разделительных отношениях используются союзы что и, или, частицы то ли…то ли, не то… не то и другие. То ли ветер приносит непонятный звук, то он сам к нам приближается.
  • Предложения, как с бессоюзной, так и союзной сочинительной связью с сопоставительными отношениями указывают на тождественность событий, но во втором случае с применением союзов а именно и то есть. Все были ему рады, то есть именно это он прочел на их лицах.
  • Пояснительным отношениям свойственно использовать союзы да, но, а, частицы зато, а потому и другие. За окном буйствовала вьюга, зато возле камина в гостиной тепло.

Зачастую именно союзы и частицы поясняют, что связывает простые предложения в единую сложносочиненную конструкцию.

Сложные предложения со смешанными видами связи

Конструкции, где одновременно присутствует бессоюзная и союзная сочинительная связь, встречаются довольно часто. В них могут выделяться отдельные блоки, в каждом из которых - несколько простых предложений. Внутри блоков одни элементы соединяются с другими по смыслу и разделяются знаками препинания при помощи союзов или без них. В сложном предложении с бессоюзной и союзной сочинительной связью гранью между ними являются разделительные знаки, хотя отдельные блоки по смыслу могут быть не связаны.

Подчинительная связь

Подчине́ние , или подчинительная связь - отношение синтаксического неравноправия между словами в словосочетании и предложении, а также между предикативными частями сложного предложения.

В такой свя́зи один из компонентов (слов либо предложений) выступает как главный , другой - как зависимый .

Лингвистическому понятию «подчинение» предшествует более древнее понятие - «гипотаксис ».

Особенности подчинительной связи

Для разграничения сочинительной и подчинительной связи А. М. Пешковским был предложен критерий обратимости. Подчинение характеризуется необратимыми отношениями между частями связи: одна часть не может быть поставлена на место другой без ущерба для общего содержания. Однако этот критерий не считается определяющим.

Существенное отличие подчинительной связи (по С. О. Карцевскому) в том, что она функционально близка к диалогическому единству информативного (вопросо-ответного) типа , во-первых, и преимущественно имеет местоименный характер средств выражения , во-вторых .

Подчинение в словосочетании и простом предложении

Виды подчинительной связи в словосочетании и предложении:

  • согласование
  • примыкание

Подчинение в сложном предложении

Подчинительная связь между простыми предложениями в составе сложного предложения производится при помощи подчинительных союзов или союзных (относительных) слов. Сложное предложение с такой связью называется сложноподчинённым. Независимая часть в нём называется главной частью, а зависимая - придаточной .

Виды подчинительной связи в сложноподчинённом предложении:

  • союзное подчинение
    - подчинение предложений при помощи союзов .
    Я не хочу, чтоб свет узнал мою таинственную повесть (Лермонтов).
  • относительное подчинение
    - подчинение предложений при помощи союзных (относительных) слов.
    Настала минута, когда я понял всю цену этих слов (Гончаров).
  • косвенно-вопросительное подчинение (вопросительно-относительное, относительно-вопросительное)
    - подчинение при помощи вопросительно-относительных местоимений и наречий, связывающих придаточную часть с главной, в которой поясняемый придаточной частью член предложения выражен глаголом или именем существительным со значением высказывания, восприятия, мыслительной деятельности, чувства, внутреннего состояния.
    Сначала я не мог отдать себе отчета, что именно эmo было (Короленко).
  • последовательное подчинение (включение)
    - подчинение, при котором первая придаточная часть относится к главной части, вторая придаточная - к первой придаточной, третья придаточная - ко, второй придаточной и т. д.
    Надеюсь, что эта книга достаточно определённо говорит о том, что я не стеснялся писать правду, когда хотел этого (Горький).
  • взаимное подчинение
    - обоюдная зависимость предикативных частей сложноподчиненного предложения, в котором не выделяются главное и придаточное предложения; отношения между частями выражаются лексико-синтаксическими средствами.
    Не успел Чичиков осмотреться, как уже был схвачен под руку губернатором (Гоголь).
  • параллельное подчинение (соподчинение)

Примечания

Ссылки

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Подчинительная связь" в других словарях:

    Связь между двумя синтаксически неравноправными словами в словосочетании и предложениие одно из них выступает как главное, другое как зависимое. Новый учебник, выполнение плана, правильно ответить. см. согласование, управление, примыкание; В… …

    Связь, служащая для выражения взаимосвязи элементов словосочетания и предложения. Связь подчинительная см. подчинение. Связь сочинительная см. сочинение … Словарь лингвистических терминов

    Связь слов, служащая для выражения взаимозависимости элементов словосочетания и предложения. Подчинительная связь. Сочинительная связъ … Словарь лингвистических терминов

    Связь, возникающая между компонентами сложного предложения. Содержание 1 Описание 2 Типы синтаксической связи 3 Примечания … Википедия

    Подчинительная связь, формально выраженная зависимость одного синтаксического элемента (слова, предложения) от другого. На основе П. образуются синтаксические единицы 2 типов словосочетания и сложноподчинённые предложения. Слово (в… … Большая советская энциклопедия

    Эта статья или раздел описывает некоторое лингвистическое явление применительно лишь к русскому языку. Вы можете помочь Википедии, добавив информацию об этом явлении в других языках и в типологическом освещении … Википедия

    Подчинение, или подчинительная связь отношение синтаксического неравноправия между словами в словосочетании и предложении, а также между предикативными частями сложного предложения. В такой связи один из компонентов (слов либо предложений)… … Википедия

    - (СПП) это вид сложного предложения, для которого характерно деление на две основные части: главную и придаточную. Подчинительная связь в таком предложении обуславливается зависимостью одной части от другой, то есть главная часть предполагает… … Википедия аудиокнига


Готовимся к ОГЭ по русскому языку

Учебный тренажёр и проверочный тест

по теме : «Запятая, разделяющая части сложного предложения, связанные сочинительной или подчинительной связью»

Алфимова Татьяна Александровна, учитель русского языка и литературы

МКОУ «Курбакинская СОШ»


Дорогой друг!

В этом году тебе предстоит сдавать ОГЭ по русскому языку.

Подготовиться к нему тебе поможет данный образовательный ресурс. Его первый уровень представляет собой теоретический материал, который необходимо знать при выполнении задания 12. Второй уровень - тренажёр, с помощью которого ты можешь усовершенствовать свои умения и навыки по данной теме.

Третий уровень – проверочный тест по теме, за который ты получишь отметку.

Надеюсь, что эти занятия помогут тебе успешно подготовиться к ОГЭ по русскому языку.

Желаю удачи!

Перейти к тесту

Перейти к тренажёру


  • Сложносочинённое предложение (ССП )- это такое предложение, в котором простые предложения равноправны по отношению друг к другу и соединены сочинительными союзами . Между ними можно поставить точку. Простые предложения в составе ССП отделяются друг от друга только запятой. На реке было холодно, но рыба хорошо клевала. Сложноподчинённое предложениие(СПП) - это такое предложение, в котором простые предложения связываются подчинительными союзами или союзными слова и состоят из главного предложения и придаточного (придаточное подчиняется главному). Предложения отделяются друг от друга запятой. Я чувствую, что кто-то берёт меня за руку Бессоюзное сложное предложение (БСП) – это такое предложение, в котором его части связаны по смыслу и интонации ( без помощи каких бы то ни было союзов и союзных слов). Части БСП могут быть отделены друг от друга не только запятой , но и точкой с запятой , двоеточием и тире. Я чувствую : кто-то берёт меня за руку


  • Совет 1. В поисках запятой, разделяющей части ССП, ориентируйтесь в первую очередь на сочинительные союзы . Помните, что союз ЖЕ стоит после первого слова второго предложения . Союзы тоже, также внутри второго предложения.
  • [ Берёзы распустились], [ дубы же стояли обнажёнными].

[Лицо её было бледно ], [слегка раскрытые губы тоже побледнели ]

  • Совет 2. Помните о том, что сочинительные союзы могут связывать не только простые предложения в составе ССП, но и однородные члены. Запятая между однородными членами не имеет никакого отношения к ССП.
  • Совет 3 . Внимательно читайте задание ! Обратите внимание, сколько цифр вас просят указать - одну или несколько. Поэтому тщательно проверяйте каждую запятую!

Инструкция по работе с учебным тренажёром

  • Каждое задание имеет 4 варианта ответа. Ты должен выбрать один правильный.

2. Если ты выбрал правильный ответ, появится «плюс».

3. Если ты выбрал неверный ответ, появится «минус».

4. Переход к следующему заданию осуществляется по кнопке внизу.

Желаю удачи!


  • Среди предложений 4–10 найдите сложное предложение с

(4)Илья был длинным и тощим, его руки и ноги вечно торчали из коротких рукавов и штанин. (5)Всегда одетый хуже других, тоже плохо одетых ребят, он постоянно паясничал и насмешничал, делал представление из своей бедности, и это был высокий способ её преодоления.

(6)Санино положение было хуже. (7)Всё вызывало у одноклассников зависть и отвращение: курточка на молнии, девичьи ресницы, раздражающая миловидность лица и полотняные салфетки, в которые был завёрнут домашний бутерброд. (8)К тому же он учился играть на пианино. (9)И не было никакого умиления, а только одни злые насмешки.

(10)Соединил Илью и Саню Миха, когда появился в пятом классе, вызвав общий восторг: он был идеальной мишенью для всякого неленивого – классическим рыжим.


2. сочинительной связью.

Входя в класс, (1) Илья сунул котёнка подвернувшемуся Сане, (2) и тот спрятал его в свой портфель. На последней перемене главные враги рода человеческого, (3) Мурыгин и Мутюкин, (4) котёнка немного поискали, (5) но вскоре забыли .


3 . цифру, обозначающую запятую между частями сложного предложения, связанными сочинительной связью.

Маше сулили чин академика, (1) Ляле – покорительницы сильного пола и создательницы счастливой семьи, (2) а я просто была их подругой. Мне ничего не сулили.

Я гордилась Лялиной красотой и Машиными талантами более громко, (3) чем собственными достоинствами, (4) именно потому, (5) что эти достоинства были всё-таки не моими: в нескромности меня обвинить не могли.


4. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры сочинительной связью.

Я просто хотел узнать, (1) почему она воет. Ей плохо, (2) да?

Ты прав, (3) (4) (5) и всё будет в порядке.


5. Среди предложений 6–14 найдите сложное предложение с бессоюзной и союзной подчинительной связью между частями. Напишите номер этого предложения.

(6)Почему же она воет?

(7)Откуда я знаю. (8)Она каждый день воет. (9)До пяти часов. (10)В пять перестаёт. (11)Мой папа говорит: если не умеешь ухаживать, не заводи собак...

(12)Взглянув на часы и махнув рукой Юре, Валерка в прихожей торопливо намотал шарф, надел пальто. (13)Выбежав на улицу, перевёл дух и нашёл на фасаде дома Юркины окна. (14)Три окна на девятом этаже над квартирой Хлопотовых были неуютно темны.


6. Среди предложений 35–40 найдите сложное предложение с союзной сочинительной и подчинительной связью между частями. Укажите номер этого предложения.

(35)Я сижу на камне и вспоминаю, как в школе сорок пять минут урока были длиннее двух веков. (36)Государства возникали и рушились, и нам казалось, что время до нас бежало с удивительной быстротой и теперь только пошло своим нормальным ходом. (37)Впереди у каждого из нас была целая человеческая жизнь, из которой мы прожили по четырнадцать, пятнадцать лет.

(38)Я воюю уже третий год. (39)Неужто и прежде годы были такие длинные?.. (40)Возвращаюсь в дом, укрываюсь с головой и, подрожав под шинелью, засыпаю.


7 . сочинительной связью.

«Одетую» мной книгу Житкова «Что я видел» Татьяна Львовна признала образцовой, (1) и я, (2) уединившись в библиотечных кулисах, (3) множил, (4) вдохновлённый похвалой, (5) свои образцы.

Благоговейная тишина, (6) запахи книг оказывали на меня магическое действие. На моём счету числилось пока что ничтожно мало прочитанного, (7) зато всякий раз именно в этой тишине книжные герои оживали в моём воображении!


8. Среди предложений 15–19 найдите бессоюзное сложное предложение . Укажите номер этого предложения.

(15)Нечем, говорит, чинить то, что требуется, потому давайте колокола снимать.

(16)Встревает тут Федосья, баба из Пýстыни: (17)«У Пожалостиных в доме старухи по медным доскам ходят. (18)Что-то на тех досках нацарапано – не пойму. (19)Эти доски и пригодятся».


9. Среди предложений 11–16 найдите сложное предложение с бессоюзной связью между частями. Укажите номер этого предложения

(11)Одно только воспоминание об этом нестерпимо мучило Динку, она видела перед собой знакомые глаза и хорошо знала: эти умные глаза читают в её душе... (12)И обманывать их бесполезно. (13)Да и как можно обманывать друга?

(14)Конечно, много мелких выкручиваний, много детского вранья лежит на совести прежней Динки. (15)Но ведь всё это было другое. (16)А Динка росла, и жизнь ставила задачи всё труднее, серьёзнее.


10. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Укажите цифру, обозначающую запятую между частями сложного предложения, связанными сочинительной связью.

Только сама игрушка выглядела грязной и потрёпанной, (1) а в некоторых местах была порезана, (2) и оттуда торчала вата. Медвежонок по-прежнему настойчиво указывал на меня лапой.

Я решил съездить на дачу, (3) которая была практически заброшена, (4) и отыскать на чердаках-подвалах медвежонка среди барахла. Перерыв там всё вверх дном, (5) я в самом дальнем углу в пыльном мешке из-под картошки нашёл игрушку.


Как ты оцениваешь свою работу

на тренажёре?

Знания отличные! Перехожу к тесту!

Было много ошибок, необходимо поработать с правилом.


Инструкция по работе с тестом

  • Проверочный тест состоит из 10 заданий. Каждое задание имеет 4 варианта ответа, один из которых - правильный.

2. Прежде чем нажимать переключатель хорошо подумай, потому что, ответив, ты перейдёшь к следующему вопросу и не сможешь внести изменения в свой ответ.

3. Чтобы узнать свой результат, нажми на кнопку «Результат». Ты увидишь общее число верных ответов, отметку за тест и таблицу результатов по каждому вопросу.

4. Ты можешь просмотреть свои ошибки, нажав на соответствующую кнопку. Переход от слайда к слайду в режиме просмотра ошибок важно производить по кнопкам в нижнем правом углу слайда.

5. Если хочешь повторить тест, то обнули результат (кнопка «Сброс результатов») и нажми на кнопку «Повторить тест».


  • В приведённом ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Укажите цифру, обозначающую запятую между частями сложного предложения, связанными сочинительной связью.

Нет, (1) она не изменилась. Почти не изменилась. Во всяком случае, (2) она не хуже, (3) но и не лучше прежнего. Немного выросла по сравнению с прошлым годом, (4) но во всём остальном особенных перемен в ней нет.


2. Среди предложений 16–20 найдите сложное предложение с бессоюзной и союзной сочинительной и подчинительной связью между частями. Укажите номер этого предложения.

(16)Мальчишки – их было человек пять – зазвали Лёвку после уроков на задний двор, окружили, о чём-то заспорили, и вдруг Медведь, главный силач класса, охватил Лёвку за шею, опрокинул его рывком навзничь, остальные с криками «ого-го!» набросились, Лёвка сопротивлялся, бил ногами, но его, конечно, смяли, скрутили, кто-то сел ему на грудь. (17)И вдруг раздался громкий треск, будто взорвалась хлопушка или лопнула автомобильная шина. (18)Тут все пятеро кинулись в стороны, Лёвка поднялся на ноги, а в руке он держал пугач, который стрелял особыми пистонами. (19)Шулепа вышел из этой истории победителем, а нападавшие были посрамлены и впоследствии всячески старались помириться и подружиться с ним.

(20)Так Лёвка из человека, которого собирались на весь свет опозорить, превратился в героя


3. подчинительной связью.

Когда у него, (1) у Веньки, (2) будет собственный сын, (3) он ни за что не станет покупать ему никаких пиджаков. Он внимательно изучит, (4) в чём будут ходить друзья сына, (5) и купит ему точь-в-точь такую же чёрную джинсовку...


4. . В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Укажите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными сочинительной связью.

Я просто хотел узнать, (1) почему она воет. Ей плохо, (2) да?

Ты прав, (3) ей плохо. Янка привыкла днём гулять, (4) а я на работе. Вот приедет моя жена, (5) и всё будет в порядке.


5. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Укажите цифру, обозначающую запятую между частями сложного предложения, связанными сочинительной связью.

3а всю войну только в госпитале я спал на простынях, (1) но тогда они не радовали. Я ложусь на свою царскую кровать, (2) пахнущую сеном и свежим бельём, (3) и проваливаюсь, (4) как в пух.


6. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными сочинительной связью.

Приблизившись, (1) я приостановился и хотел было незаметно проскочить, (2) но мать, (3) завидев меня и сразу засветясь ласковой улыбкой, (4) помахала рукой, (5) и я, (6) хоть мне и было ужасно стыдно перед товарищами, (7) подошёл к ней.


7. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Укажите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.

Извиняться тебе перед ней придётся, (1) и так, (2) чтобы это отложилось в садовой твоей голове надолго. Мы сейчас идём к ней, (3) ты извиняешься и даришь ей цветы, (4) а иначе миру между нами не бывать.

Миром с дедом внук дорожил, (5) и поэтому он понял, (6) что не миновать ему ни извинения, ( 7 ) ни цветов.


8 . В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите все цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.

В те дни, (1) о которых я рассказываю, (2) он дразнил меня непонятным прозвищем Кнабель. Впрочем, (3) Лёшкины дразнилки были беззлобные, (4) а по-настоящему злился он, (5) если к нему лезли под руку во время важной работы. Поэтому я не стал соваться и разглядывать пугач, (6) а смирно присел на укрытую суконным одеялом койку.


9. В приведённом ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями сложного предложения, связанными сочинительной связью.

Он сидел всё в одном и том же месте, (1) около ножки кровати, (2) и, (3) когда кто-нибудь наклонялся над ним, (4) он с грозным бессилием выставлял вперёд зазубренную клешню.


10. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Укажите цифры , обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.

Спасибо, (1) – сказал Назаров, (2) – но я не за этим приехал. У меня болен отец. Мы приехали в Москву, (3) но в Москве я знаю только Вас, (4) и я хотел спросить, (5) можем ли мы остановиться у Вас на неделю?

Нет, (6) нет, (7) – поспешно сказала Сергеева. – Это неудобно, (8) потому что у меня совсем маленькая квартира.


Подведём итоги

Верных ответов

Отметка

Просмотр ошибок


Используемые материалы

Открытый Банк заданий ГИА. http://opengia.ru/subjects/russian-9/topics/5.

Шаблон учебного тренажёра –

Захарова Т.А., Байдакова Т.Б. - http://www.it- .ru/profil.aspx?cat_no=692&d_no=48111&all=1&page=3

Как уже было отмечено выше, под подчинительной связью принято понимать несимметричные отношения между частями сложного предложения, когда одно предложение зависит от другого и является его неотъемлемой частью. Первое предложение обычно называют главным, второе - подчинительным.

Части сложного предложения с подчинительной связью могут быть соединены как союзным, так и бессоюзным способом.

В том случае, когда части сложного предложения соединены бессоюзным способом, обычно используется инверсия, которая и указывает на подчинение одного предложения другому.

При союзном способе соединения частей сложного предложения используются следующие соединительные звенья:

Союзы могут состоять из одного слова (that, because, though и т.д.), из нескольких (in order that, providing that, for al that, so far as и т.д.) или же быть парными (as...as, such...as и т.д.). Некоторые союзы могут быть использованы в комбинации с частицами (even if, even though, even when, just as и т.д.)

В английском языке существует несколько видов подчинительной связи. К ним можно отнести следующие: подлежащная, предикативная, дополнительная, обстоятельственная (времени, места и направления, причины, цели, условия, уступки, следствия, сравнения), атрибутивная, аппозитивная. Приведем примеры.

1. Предложения с подлежащной связью (subject clauses)

Например:

That you may meet him at he party is quite possible.

What I need now is someone to do the job.

2. Предложения с предикативной связью (predicative clauses)

Например:

His only desire was that his family shouldn"t interefere with his plans.

The question was why no one had heard the shot.

3. Предложения с дополнительной связью (object clauses)

Например:

I thought (that) they were joking

We were sorry (that) we had missed Father by a few minutes.

  • 4. Предложения с обстоятельственной связью (adverbial clauses)
  • а) времени (of time)

Например:

When they reached the village, Jane got out of the taxi and looked about her

б) места и направления (of place and direction)

Например:

They stopped where the road turned to the river

в) причины (of cause)

Например:

He was glad to talk to her because it set her at ease.

г) цели (of purpose)

Например:

He spoke loudly and clearly so that all could hear him.

д) условия (of condition)

Например:

If we start off now, we"ll arrive there by dinner time.

е) уступки (of concession)

Например:

Although it was very late, she kept the dinner warm on the stove.

ж) следствия (of consequence)

Например:

He was so embarrassed that he could hardly understand her.

з) сравнения (of comparison)

Например:

He now took better care of his old father than he had ever done it before.

1. Предложения с атрибутивной связью (attributive clauses)

Например:

I know a man who can help us.

6. Предложения с аппозитивной связью (attributive clauses)

Например:

I had the impression that she was badly ill.

Несмотря на то, что подчинительная связь предполагает подчинение одного предложения другому, сложное предложение может состоять из двух и более предложений. В данном случае оно может образовывать целую иерархию предложений с различными видами подчинительной связи.

Например:

I see

Структуру данного предложения можно представить следующим образом:

Сложное предложение может иметь несколько подчинительных предложений, связанных между собой различными видами подчинительной связи. Рассмотрим следующее предложение:

All she saw was that she might go to prison for a robbery she had commited years ago.

Связь подчинительных предложений и их отношения к главному можно представить при помощи следующей схемы:

Данная схема сложного предложения дает нам возможность четко представить отношения между главным предложением и подчинительными.

Таким образом, подводя итог вышесказанному, стоит отметить, что сложносочиненное и сложноподчиненное предложение являются сложными синтаксическими структурами, которые могут включать в себя более двух предложений и обнаруживать различные виды синтаксической связи между ними.

Последние материалы раздела:

Интересные факты о физике
Интересные факты о физике

Какая наука богата на интересные факты? Физика! 7 класс - это время, когда школьники начинают изучать её. Чтобы серьезный предмет не казался таким...

Дмитрий конюхов путешественник биография
Дмитрий конюхов путешественник биография

Личное дело Федор Филиппович Конюхов (64 года) родился на берегу Азовского моря в селе Чкалово Запорожской области Украины. Его родители были...

Ход войны Русско японская 1904 1905 карта военных действий
Ход войны Русско японская 1904 1905 карта военных действий

Одним из крупнейших военных конфликтов начала XX века является русско-японская война 1904-1905 гг. Ее результатом была первая, в новейшей истории,...