Оружие второй мировой войны бронепоезда. Бронепоезда красной армии

Старшее поколение россиян хорошо помнит слова из популярной когда-то песни: «Мы мирные люди, но наш бронепоезд стоит на запасном пути». В ней броневой состав - не просто боевая единица, а символ военной мощи государства. Стоит ли удивляться, что и в наши дни это слово не теряет популярности, и им названа даже одна весьма известная типография. Бронепоезд железнодорожный - это эпоха в истории, и память о ней неизгладима. Откуда же пришли к нам эти крепости на колёсах?

Первые опыты использования бронепоездов

Идея использовать железнодорожный состав в качестве подвижной артиллерийской батареи появилась во Франции в 1826 году, когда по миру разнеслась весть о создании в Англии первой железной дороги. Но никто к ней серьёзно не отнёсся, и первый бронепоезд железнодорожный вступил в бой лишь в 1848 году, когда австрийской армии пришлось защищать свою столицу от венгров.

Однако этот опыт, хотя и успешный, не имел продолжения, и в полной мере идея была реализована уже за океаном во время гражданской войны в США (1861-1865). Её инициатором стал американский генерал русского происхождения Иван Васильевич Турчанинов, больше известный под своим американским именем Джон Бэзил Турчин.

Установив на железнодорожные платформы орудия и основательно блиндировав (прикрыв) их мешками с песком, он неожиданно атаковал расположенные вблизи железнодорожных путей позиции враждебной ему армии северян. Эффект был столь ошеломляющ, что использование артиллерийских платформ вошло в постоянную практику, а впоследствии, когда бронепоезд железнодорожный был принят на вооружение многих они стали его неотъемлемой частью.

Дальнейшее развитие нового вида вооружения

В Европе идея обшить железнодорожные вагоны броневыми листами, а внутри разместить артиллерийские и пулемётные расчёты пришла в голову французскому инженеру Мужену. Но проблема состояла в том, что узкоколейные железнодорожные пути тех лет были непригодны для движения по ним тяжёлых составов, и их применение было возможно лишь при наличии специально построенной колеи, что затрудняло реализацию проекта.

В привычном для нас виде бронепоезд которого к тому времени насчитывала уже почти полвека, был использован в англо-бурской войне 1899-1902 гг. Буры широко применяли тактику партизанской войны, внезапно атакуя поезда с боеприпасами и продовольствием и нарушая тем самым снабжение частей противника. В этих условиях бронированные крепости на колёсах оказались весьма эффективным средством защиты коммуникаций английской армии. С тех пор бронепоезд железнодорожный, вооружение которого постоянно совершенствовалось, стал непременным участником всех войн и крупных военных конфликтов.

Высочайший указ

В годы, предшествовавшие практически все европейские армии имели на своём вооружении бронепоезда, а с началом военных действий началось их повсеместное интенсивное производство. В 1913 году император Николай I высочайше повелел начать выпуск подвижных бронированных составов на основании технических разработок, выполненных российскими инженерами К. Б. Кромом и М. В. Колобовым. Через два года в разгар войны пять таких поездов поступили на вооружение сформированных к тому времени железнодорожных частей, а вскоре к ним добавились ещё два.

Бронепоезда Гражданской войны

Общеизвестно, что бронепоезд железнодорожный стал одним из символов Гражданской войны. Это не случайно, так как именно в этот период он приобрёл особое значение в виду острой борьбы за контроль над путями снабжения фронта. Закованные в броню и ощетинившиеся пушками составы находились на вооружении практически у всех воюющих сторон. Но столь интенсивное применение сделало вскоре очевидными и их главные недостатки.

Ввиду своей громоздкости бронепоезда являлись удобной мишенью для артиллерии противника, а с развитием военной техники - и для авиации. Кроме того, их подвижность всецело зависела от состояния железнодорожных путей, так что для полной остановки поезда было достаточно их разрушить спереди и сзади состава.

В связи с этим каждый бронепоезд железнодорожный, применение которого неизбежно провоцировало неприятеля на принятие подобных мер, укомплектовывался платформой с запасными рельсами, шпалами и необходимым крепежом, а в состав команды включались рабочие-путейцы. Сохранились любопытные данные: ремонтным бригадам практически вручную удавалось восстанавливать до сорока метров пути в течение часа. Такая производительность труда позволяла возобновить движение состава с минимальными задержками.

Бронепоезда на вооружении Красной армии

В Красной армии бронепоезда нашли столь же широкое применение, как и у их противников. В начале военных действий это были в основном составы, оставшиеся после Первой мировой войны, но поскольку для нужд фронта их недоставало, было начато производство так называемых «суррогатных» моделей, которые представляли собой обычные пассажирские или товарные поезда с навешенными на них броневыми листами и укомплектованные орудиями. Создание такого бронепоезда не требовало дополнительных чертежей и занимало крайне мало времени. Лишь в 1919 году удалось наладить выпуск настоящих боевых составов. К концу Гражданской войны на вооружении Красной армии их уже имелось сто двадцать единиц.

По окончании войны многие из них были вновь переоборудованы для мирных целей, что привело к значительному сокращению подвижного парка железнодорожных войск. Однако в тридцатые годы продолжились работы по их выпуску, но уже с учётом изменившихся требований. В частности, большое распространение получили отдельные бронеплощадки и броневагоны, а также бронедрезины. В период Великой Отечественной войны они часто оборудовались зенитными орудиями и пулемётами и предназначались для защиты эшелонов от воздушных атак противника.

Составляющие бронепоезда

Из чего же состоял классический бронепоезд железнодорожный? Фото, представленные в статье, демонстрируют довольно мощные конструкции. Прежде всего, такой состав снабжался локомотивом, функцию которого выполнял обшитый бронёй паровоз, а впоследствии тепловоз. Кроме того, обязательным было наличие нескольких бронированных вагонов или платформ с размещённым на них вооружением. Это могли быть артиллерийские системы, усиленные пулемётными расчётами, а позже и ракетные установки. Очень часто бронепоезд железнодорожный имел в своём составе десантные платформы, на которых размещалась живая сила для переброски её в район военных действий.

Несмотря на своё название, бронепоезда не всегда были защищены исключительно бронёй. Иногда использовалось блиндирование вагонов, то есть обеспечение их защиты с помощью плотно уложенных мешков с песком и листового железа. Подобным же образом изготавливались защитные брустверы для орудийных и десантных платформ. В период Второй мировой войны в состав немецких бронепоездов включались также платформы с танками, задачей которых была поддержка десанта.

Особенности бронепоездов в сороковые годы

Тогда же появился специально разработанный тип бронепоездов, специально предназначенных для защиты важных стратегических объектов (мостов, заводов, складов вооружения и т. д.), находящихся в удалении от линии фронта, но в зоне досягаемости вражеской авиации. Их особенность заключалась в конструкции, оптимизированной для отражения воздушных атак. Они состояли из бронированного локомотива и бронеплатформ с различным зенитным вооружением. Броневагоны в них, как правило, отсутствовали.

В начале сороковых годов в Советской армии имелся дивизион бронепоездов и батальон, на вооружении которого находились бронированные дрезины. С началом войны их число значительно увеличилось, и в него вошли железнодорожные зенитные батареи, также размещённые на поездах. Их задача, как и в прежние годы, сводилась в основном к защите коммуникаций и обеспечению бесперебойного следования эшелонов. Известно, что в те годы на железных дорогах действовало более двухсот бронепоездов.

в послевоенный период

В послевоенные годы значение бронепоездов снизилось за счёт бурного развития бронетанковой техники. До 1953 года они применялись главным образом на Украине, в ходе боевых действий против УПА, часто осуществлявшей нападения на различные железнодорожные объекты. Однако в 1958 году Совет Министров СССР издал постановление о прекращении дальнейшего развития этого рода войск, и к концу пятидесятых годов бронепоезда были полностью сняты с вооружения.

Лишь в семидесятые годы, в связи с обострением отношений с Китаем, посчитали целесообразным снабдить Забайкальский и Дальневосточный военные округа пятью бронепоездами, непрерывно курсировавшими вдоль государственной границы. Они же впоследствии использовались для урегулирования конфликтов в Баку (1990) и Нагорном Карабахе (1987-1988), после чего были направлены на базу постоянного пребывания.

Ракетная база на рельсах

Современный бронепоезд железнодорожный мало напоминает своих предшественников, заслуживших славу в годы минувших войн. В наши дни это состав, оснащённый боевыми ракетными комплексами, способными поразить атомными боеголовками любые намеченные цели и в кратчайшее время сменить место своей дислокации.

Несмотря на то что это принципиально новая техническая конструкция, за ней, тем не менее, сохранилось привычное название - бронепоезд. Железнодорожный состав, являющийся по существу ракетной базой, благодаря своей мобильности представляет значительную трудность для его обнаружения даже с помощью спутников.

За годы Гражданской войны Красной Армией был накоплен огромный опыт использования бронированных подвижных железнодорожных составов-бронепоездов. Они применялись как для огневой поддержки войск, так и для ведения самостоятельных, иногда весьма дерзких, боевых действий в полосе железной дороги. При этом широко использовались такие качества бронепоездов, как быстрота передвижения и маневренность, сила огня, мощная броневая защита и возможность применения бронепоезда в качестве тяговой силы для транспортирования 15 вагонов с грузом особой важности. В октябре 1920 года в составе броневых сил Красной Армии имелось 103 бронепоезда.

По окончании Гражданской войны число бронепоездов было резко сокращено, а передача их в конце 1923 года в ведение Главного артиллерийского управления не способствовала дальнейшему совершенствованию, так как это ведомство рассматривало бронепоезда лишь как артиллерию на железнодорожных платформах.

В годы Великой Отечественной войны бронепоезда обычно действовали в составе дивизионов. Например, бронепоезд "Козьма Минин", наряду с однотипным бронепоездом "Илья Муромец", входил в состав 31-го Отдельного Особого Горьковского дивизиона бронепоездов. Для обеспечения боевой деятельности дивизиону были приданы черный паровоз С-179, бронедрезина БД-39, два бронеавтомобиля БА-20, три мотоцикла и десять автомашин. Личный состав дивизиона вместе с приданной десантно-минометной ротой составлял 335 человек.

Бронепоезда использовались Красной Армией в течение всей Второй мировой и Великой Отечественной войны. Кроме поддержки стрелковых частей, действовавших в полосе железной дороги, они применялись для поражения войск противника в районе важных железнодорожных станций, для защиты побережья и борьбы с артиллерией. Исключительно важную роль в защите железнодорожных станций от ударов авиации противника сыграли зенитные бронепоезда, вооруженные 25-мм и 37-мм зенитными пушками и 12,7-мм зенитными пулеметами ДШК.

Успешное использование бронепоездов в первые месяцы войны способствовало развертыванию их строительства в вагонных депо ряда городов. При этом конструкция и вооружение бронепоездов в значительной степени представляли собой импровизацию и зависели от наличия броневой стали, вооружения и технологических возможностей депо. Значительная часть состоявших к началу Великой Отечественной войны на вооружении Красной Армии бронепоездов была изготовлена на Брянской базе бронепоездов.

По состоянию на 22 июня 1941 года Красная Армия имела 53 бронепоезда (из них 34 относились к классу легких), в составе которых было 53 бронепаровоза, 106 артиллерийских бронеплощадок, 28 бронеплощадок ПВО и более 160 бронеавтомобилей, приспособленных для движения по железной дороге. Имелось также 9 бронедрезин и несколько моторных броневых вагонов. Кроме Красной Армии бронепоездами располагали и оперативные войска НКВД. Они имели 25 бронепаровозов, 32 артиллерийские бронеплощадки, 36 моторных броневых вагонов и 7 бронеавтомобилей.

Наиболее распространенным типом бронепоездов во второй половине Великой Отечественной войны стал разработанный в 1942 году так называемый бронепоезд образца 1943 года - БП-43.

Как правило, бронепоезд БП-43 состоял из бронепаровоза ПР-43, размещенного в середине состава, 4 артиллерийских бронеплощадок ПЛ-43 (по 2 бронеплощадки по обеим сторонам бронепаровоза), 2 бронеплощадок с зенитным вооружением ПВО-4 (по обоим концам бронепоезда) и 2 – 4 контрольных платформ, на которых перевозились необходимые для ремонта железнодорожного полотна материалы. Обычно в состав бронепоезда входили 1 - 2 бронеавтомобиля БА-20 или БА-64, приспособленных для движения по железной дороге.

Для Красной Армии в годы войны был изготовлен 21 бронепоезд БП-43. Значительное количество бронепоездов этого типа получили и войска НКВД.

"Тяжелые" бронепоезда вооружались 107-мм пушками с дальностью стрельбы до 15 км. Бронирование (до 100 мм) обеспечивало защиту жизненно важных узлов от бронебойных снарядов калибром 75 мм.

На одной заправке топливом и водой бронепоезд мог преодолеть до 120 км с максимальной скоростью 45 км/ч. В качестве топлива использовались уголь (10 т) или мазут (6 т). Масса боевой части бронепоезда не превышала 400 т.

Экипаж боевой части состоял из командования, взвода управления, взводов броневагонов с башенными расчетами и отделениями бортовых пулеметов, взвода ПВО, взвода тяги и движения и взвода железнодорожных бронеавтомобилей, в котором имелось 2 легких бронеавтомобиля БА-20жд и 3 средних бронеавтомобиля БА-10жд, приспособленных для движения по железнодорожному пути. Они применялись для ведения разведки на удалении 10-15 км и в составе охранения (дозора) на марше. Кроме того, на платформах прикрытия мог расположиться десант в составе до трех стрелковых взводов.

Бронепоезд времен Второй мировой войны "Козьма Минин"

Наиболее удачную конструкцию имел бронепоезд "Козьма Минин", построенный в феврале 1942 года в вагонном депо города Горький (ныне Нижний Новгород).

В боевую часть этого бронепоезда входили: бронепаровоз, 2 крытые бронеплощадки, 2 открытые артиллерийские бронеплощадки и 4 двухосные контрольные платформы. Каждая крытая бронеплощадка была вооружена двумя 76,2-мм пушками, установленными в башнях от танков Т-34. Кроме спаренных с этими пушками 7,62-мм пулеметами ДТ бронеплощадки имели по четыре 7,62-мм станковых пулемета "Максим" в шаровых опорах в бортах. Открытые артиллерийские площадки были разделены по длине на три отсека. В переднем и заднем отсеках были установлены 37-мм зенитные пушки, а в центральном отсеке находилась пусковая установка реактивных снарядов М-8. Толщина боковой брони бронеплощадок составляла 45 мм, крытые бронеплощадки имели верхнюю броню толщиной 20 мм. Защищенный броней толщиной 30-45 мм бронепаровоз использовался в качестве тяги только в боевых условиях. В походе и на маневрах использовался обычный паровоз. На тендере бронепаровоза была оборудована командирская рубка, соединенная с будкой машиниста бронированной дверью. Из этой рубки командир бронепоезда управлял действиями бронеплощадок с помощью телефонной связи. Для внешней связи в его распоряжении имелась радиостанция дальнего действия РСМ. Благодаря наличию четырех длинноствольных 76,2-мм пушек Ф-32 бронепоезд мог обеспечить высокую концентрацию артиллерийского огня и вести прицельную стрельбу на дальность до 12 км, а пусковые установки М-8 позволяли ему успешно поражать живую силу и технику противника.

Бронепоезд времен Второй мировой войны "Илья Муромец"

Бронепоезд "Илья Муромец" был построен в 1942 году в Муроме. Он был защищен броней толщиной 45 мм и за всю войну не получил ни одной пробоины. Бронепоезд прошел путь от Мурома до Франкфурта-на-Одере. За время войны он уничтожил 7 самолетов, 14 орудий и минометных батарей, 36 огневых точек противника, 875 солдат и офицеров. За боевые заслуги 31-й отдельный особый Горьковский дивизион бронепоездов, в который входили бронепоезда "Илья Муромец" и "Козьма Минин", был награжден орденом Александра Невского. В 1971 году в Муроме был поставлен на вечную стоянку бронепаровоз "Ильи Муромца".

Бронепоезда Томской железной дороги

В начале декабря 1941 года по заданию Государственного Комитета Обороны на Томской железной дороге началось формирование трех дивизионов бронепоездов. Силами работников депо было построено 11 бронепоездов: "Железнодорожник Кузбасса", "Советская Сибирь", "Победа", "Лунинец" (назван в честь машиниста Николая Александровича Лунина) и другие.

В июльские дни 1942 года на участке Елец - Касторная бронепоезд №704 "Лунинец" принял первый бой. Перед командиром бронепоезда стояла задача: высадить в тылу фашистов в районе станции Тербуны с важной стратегической высотой десант пехоты и поддержать его огнем. Гитлеровцы, не ожидавшие стремительного броска к себе в тыл, оставили высоту. Бронепоезд атаковали 11 фашистских самолетов. Зенитчики стойко обороняли стальную крепость. При отражении налета было сбито 2 бомбардировщика.

8 сентября 1942 года бронепоезд набирал воду на станции, когда налетели 18 немецких самолетов. Впереди бомбами разрушило путь. Машинист П. А. Хурсик с шестнадцатью работниками восстановили путь. У реверса в это время находился машинист М.Ф. Щипачев. Маневрируя на небольшом отрезке уцелевшего пути, он спас поезд от фашистских бомб.

На участок обороны 13-й армии Центрального фронта 27 апреля 1943 года были переброшены бронепоезда №663 "Железнодорожник Алтая" и №704 "Лунинец" 49-го отдельного дивизиона. 6 июля 1943 года в районе Понырей бронепоезда 49-го дивизиона вступили в бой, поддерживая полки 81-й и 307-й стрелковых дивизий. При активной огневой поддержке бронепоездов "Лунинец" и "Железнодорожник Алтая" армейским соединениям удалось остановить отчаянное наступление врага. Гитлеровское командование разработало специальную операцию по уничтожению бронепоездов, в которой главная роль отводилась авиации. Когда "Лунинец" и "Железнодорожник Алтая" вышли на выбранные позиции для очередного огневого удара по врагу, над бронепоездами появились 36 самолетов противника. Им удалось разбить пути, лишив бронепоезд "Железнодорожник Алтая" возможности отхода. Но экипажи стальных крепостей вели огонь из всех зенитных средств. Фашисты потеряли несколько самолетов. Экипажи бронепоездов и железнодорожники-путейцы трудились всю ночь. Они поднимали бронеплощадки, укладывали рельсы. Утром 49-й ОДБП вновь вышел на боевое задание.

9 июля 1943 года бронепоезд "Лунинец" снова открыл огонь по врагу. На юго-западной окраине поселка Поныри, в районе вокзала, он отразил десятки атак фашистов. Вместе с воинами 4-й гвардейской воздушно-десантной дивизии экипаж бронепоезда выполнил приказ командующего Центральным фронтом генерала армии К.К. Рокоссовского: "Понырей не сдавать!" Сутки экипаж бронепоезда не выходил из боя. Командующий бронетанковыми войсками 13-й армии генерал М.А. Королев через командира бронепоезда капитана Б.В. Шелохова объявил благодарность всему личному составу. В ходе боев в районе Понырей бойцы 49-го дивизиона уничтожили более 800 фашистских солдат и офицеров.

После разгрома гитлеровских армий на Курской дуге боевой путь бронепоезда лежал на Украину. 13 февраля 1944 года 49-й ОДБП под командованием капитана Д.М. Шевченко приказом Верховного Главнокомандующего был удостоен почетного звания "Шепетовский". В боях за Шепетовку экипажи бронепоездов произвели 56 огневых налетов, отразили 15 вражеских атак. Бронепоезда участвовали в освобождении Ченстохова, Петркува, Радома. Боевой путь дивизион закончил в Нижней Силезии, в городе Оппельне.

Бронепоезд "Балтиец"

3 июля 1941 года на митинге в Лениград-Балтийском электродепо было принято решение построить своими силами бронепоезд, использовав для этого паровоз Оп-7599 и 2 четырехосные платформы грузоподъемностью 60 тонн. Стальной прокат для обшивки паровоза поставил Ижорский завод.

Бронепоезд был вооружен шестью 76-мм орудиями, двумя 120-мм минометами и 16 пулеметами, в том числе 4 крупнокалиберными. Название бронепоезду – "Балтиец" - дали сами рабочие. Команда бронепоезда была сформирована из добровольцев-железнодорожников электродепо и кадровых артиллеристов.

С осени 1941 года бронепоезд "Балтиец" стоял на защите рубежей Ленинграда. Он мог вести огонь с пятнадцати огневых позиций в различных секторах фронта: с позиции Мяглово-Горы - по Мге; из Угольной гавани - по Сосновой Поляне и Стрельне; из Предпортовой – по Урицку, Красному Селу, Вороньей Горе; с позиций Левашово, Белоостров, Осельки, Васкелово – в район за Лемболово – Орехово.

Бронепоезд "Народный мститель"

Бронепоезд "Народный мститель" был построен железнодорожниками Ленинград-Варшавского узла. Вооружение бронепоезда составляли две зенитные 76-мм пушки, два танковых 76-мм орудия, 12 пулеметов "Максим".

Боевой путь "Народный мститель" начал 7 ноября 1941 года. На Варшавском вокзале во время митинга железнодорожники вручили команде бронепоезда, на 85% состоявшей из железнодорожников-добровольцев, красное знамя. За время своей службы бронепоезд участвовал во многих операциях по защите Ленинграда, громил врага в районах Пушкина, Александровки, Урицка, Павловска.

Бронепоезда в Сталинградской битве

В августе 1942 года, когда фашисты вплотную приблизились к Сталинграду, важную роль в обороне города призваны были сыграть бронепоезда.

В числе первых бронепоездов, прибывших под Сталинград, был бронепоезд №73 войск НКВД. В сентябре 1942 года бронепоезд не выходил из боев. 2 сентября из штаба 10-й стрелковой дивизии войск НКВД предупредили, что к станции Садовая движется большая группа танков. Бронепоезд встретил их во всеоружии. В отместку противник обрушил на поезд авиацию, стал преследовать его артиллерийским и минометным огнем. Сгорели все четыре контрольные платформы и бронемашина БА-20. Но на другой же день бронепоезд произвел внезапный удар по скоплению войск захватчиков северо-западнее станции Садовая. Уничтожено было три танка, рассеяна пехота. К вечеру экипаж еще дважды совершал огневые налеты в районе станции Опытная.

14 сентября оказался последним днем в боевой судьбе бронепоезда №73. В шесть утра налетело 40 вражеских самолетов. Из-за прямых попаданий в бронеплощадки взорвались собственные боеприпасы. Клубы дыма заволокли бронепоезд. Экипаж снял уцелевшее вооружение и спустился к Волге. Изуродованный остов бронепоезда №73 остался лежать у подножия Мамаева Кургана. Но вскоре под таким же номером на фронт отправилась новая крепость на колесах. Создали ее в Перми бывшие бойцы бронепоезда №73. Они же и составили новый экипаж.

На Сталинградский фронт были направлены бронепоезда 28-го дивизиона. На станции Арчеда 23 июля фашистские самолеты трижды бомбили наши воинские эшелоны. Бронепоезд №677 принял здесь свое боевое крещение: вел огонь из зениток, отражая воздушную атаку. В результате налета был разрушен вокзал и полотно железной дороги. Силами солдат бронепоезда и железнодорожников был восстановлен путь. 25 июля 677-му выделили боевой участок Калач-на-Дону – Кривомузгинекая – Карповская – Сталинград. Была поставлена задача – поддерживать огнем из пушек и пулеметов наши войска, не допустить прорыва фашистов через Дон, вести борьбу с десантами противника.

5 августа бронепоезд №677 был переброшен в 64-ю армию в район Абганерово-Плодовитое. Немецкие танки прорывались в глубину нашей обороны, но тут же отбрасывались назад. Разъезд "47-й километр" неоднократно переходил из рук в руки. Стальная крепость разрушала дзоты, подавляла минометные и артиллерийские батареи.

9 августа войска Сталинградского фронта нанесли контрудар по прорвавшейся вражеской группировке. В этот день бронепоезд №677 сопровождал огнем орудий наступление 38-й стрелковой дивизии вместе с 133-й танковой бригадой. В течение дня экипаж отбил одиннадцать воздушных атак, восстанавливая полотно железной дороги, изрытое глубокими воронками от авиабомб. К вечеру бронепоезд вышел за выходной семафор станции Тингута. Достигнув огневого рубежа, он всей мощью огня обрушился на врага. Фашистские бомбардировщики засыпали его фугасными и зажигательными бомбами. Бронепоезд получил свыше шестисот вмятин и пробоин от осколков авиационных бомб.

На участке Сталинград-Сарепта в сентябре 1942 года находился бронепоезд №708. Путейцы станции Бекетовская обслуживали 11-километровый участок, по которому этот бронепоезд отправлялся на боевые задания. Участок ежедневно обстреливали и бомбили фашисты. Только на протяжении трех километров было около 150 повреждений рельсов не считая разрушений насыпи, шпал, креплений. Чтобы все это исправить, путейцам приходилось работать в основном по ночам.

В сентябре 1942 года бронепоезд №1 59-го отдельного дивизиона получил приказание отбыть под Сталинград, на участок Арчеда - Иловля - Котлубань. Под Сталинградом дивизион был подчинен 22-й механизированной бригаде 4-й танковой армии. Задачей дивизиона было не допустить переправы немецких войск через реку Дон в районе устья реки Иловля, прикрывать станцию Иловля от налетов немецкой авиации, обеспечить сохранность моста через реку.

15 сентября поезд №1 прибыл на станцию Лог, а затем в Иловлю, где впоследствии и была его основная стоянка, которая ежедневно подвергалась бомбардировкам. Неоднократно, в ночное время, поезд №1 покидал Иловлю, выезжал на разъезд Тишкино (ближе к Сталинграду), откуда обстреливал позиции немцев на правом берегу реки Дон.

Действовавший севернее Сталинграда 40-й отдельный дивизион контролировал участок Иловля - Котлубань. В него входил бронепоезд "Киров", построенный в Омске, и "Североказахстанец", вышедший из стен Петропавловского депо. На этом участке противник захватил господствующие высоты и держал под контролем все продвигавшиеся рядом эшелоны. Бронепоезда поочередно выходили на удобные позиции для огневых налетов на врага. 23 августа на рассвете "Киров" вышел на стрельбу прямой наводкой по высоте. Завязалась артиллерийская дуэль, из строя было выведено три вражеских орудия, но и бронепоезд получил немалый урон.

На участке Иловля - Котлубань, когда захватчики перешли в наступление, бронепоезда отражали атаки танков и артиллерии. Но от ударов вражеских снарядов две бронеплощадки "Кирова" сошли с рельсов. Две другие продолжали встречать огнем живую силу и технику гитлеровцев. К вечеру железнодорожная колея оказалась разрушенной. Всю ночь ее восстанавливали бойцы "Кирова". Однако после технической проверки пришлось уйти на ремонт в Саратов.

Во второй половине октября 1942 года под Сталинград прибыл 39-й ОДБП. База его находилась на станции Филоново, а бронепоезда расположились на станции Арчеда. 19 ноября после начала нашего общего наступления под Сталинградом бронепоезда выезжали на станции Лог и Иловля для поддержки советских атакующих частей и защиты их от воздушных налетов. 26 января 1943 года зенитчиками дивизиона был сбит один "Юнкерс", а несколько других, задымив, убрались восвояси.

Сегодня само слово «бронепоезд» является анахронизмом. Однако бронепоезда были предтечами моторного периода войны с бронеавтомобилями и танками. Они заняли заслуженное место в военной истории и достойны внимания как отдельная область военной техники.

История бронепоездов началась, когда удачно соединились паровоз, артиллерия и вагон. Во время Гражданской войны в Северной Америке идея установить артиллерию на железнодорожные платформы осенила одного из северян. Сперва пушки не закреплялись, и свободно катались после каждого выстрела.

Дебют железнодорожной артиллерии в Старом свете пришёлся на 1871 год, время франко-прусской войны. Во время осады Парижа один из прусских военных предложил оснастить железнодорожные платформы пушками. Получившаяся в итоге батарея имела возможность вести обстрел города в движении, с различных участков. Некоторое время спустя французы взяли идею врага на вооружение. В 1884 году в цехах заводов Сен-Шамон строились специальные броневагоны, спроектированные инженером Муженом.

На рубеже столетий, в ходе англо-бурской войны 1899–1910 года, железнодорожная артиллерия использовалась весьма широко. Буры вели активную партизанскую войну, а ответом англичан послужило создание подвижных и хорошо вооружённых «гарнизонов на колёсах». На платформах из древесины или металла из подручных средств оборудовались блиндажи. Порой защиту поездам обеспечивали только связки канатов.

Британский бронепоезд периода англо-бурской войны.
Источник: http://boris-mavlyutov.livejournal.com/

Первая мировая война придала серьёзный импульс боевому применению защищённых ЖД-составов. Российская империя здесь не была исключением. На её территории наиболее развитой сетью железных дорог располагали западные губернии. Именно поэтому бронепоезда активнее всего использовались на Юго-Западном фронте (ЮЗФ) – первый из них появился там в самом начале войны. Конструкция состава была безыскусна, однако он успешно действовал в районе 8-й армии генерала А. А. Брусилова.


Бронепоезд 5-го Сибирского железнодорожного батальона с командой. Фото из журнала «Нива» за 1916 год

Накануне начала кампании 1915 года Управление военных сообщений ЮЗФ направило в железнодорожные батальоны запрос: необходимы ли им бронепоезда? Командование оных отнеслось к этой идее сдержанно – ведь главной задачей железнодорожных батальонов было не участие в боевых действиях, а обслуживание путей в ближнем тылу. Впрочем, армейское командование быстро смекнуло, сколь полезны могут быть бронепоезда в условиях современной войны. В марте 1915 года в Перемышле, Львове и Станиславе началось сооружение составов. Успешному завершению этих работ помешало «Великое отступление» русской армии. Единственный законченный в Перемышле блиндированный поезд по сути являлся отремонтированным австро-венгерским составом.


Трофейный бронепоезд австро-венгерской армии, захваченный русскими частями в крепости Перемышль. Весна 1915 года.
Источник: http://topwar.ru/

Всего к весне 1915 года на ЮЗФ находилось 2 бронепоезда, но и они действовали достаточно успешно. Начальник Управления военных сообщений Ставки генерал С. А. Ронжин в разгар летней кампании докладывал: «Неожиданный и удачный набег бронепоезда, действовавшего быстро и внезапно, наносит большое опустошение в рядах противника» .


Артиллерийский и пулемётный вагон (с наблюдательной башней) бронепоезда 9-го железнодорожного батальона. Юго-Западный фронт, 1915 год. Любопытная деталь: наружная обшивка пулемётного вагона выполнена из досок
Источник: http://topwar.ru/

Бронепоезда тогда представляли собой защищённый бронёй паровоз и от двух до четырёх броневагонов. Они были вооружены парой артиллерийских орудий и пулемётами, количество которых варьировалось от 6 до 24. Снаружи составы обшивались обычной сталью толщиной до 20 мм, достаточной для защиты от огня винтовок и поражения осколками снарядов. Обивка древесиной или пробкой изнутри была призвана обеспечить звукоизоляцию. Связь командира блиндированного поезда с командой поддерживалась с помощью рупора, использовалась и световая сигнализация. Специальные трубопроводы, идущие от паровозов, позволяли отапливать вагоны в студёное время года. Ну, а в состав команды бронепоезда входили, как правило, 3–5 офицеров и более полусотни нижних чинов. Впрочем, история сохранила и авангардные проекты боевых ЖД-составов – например, моторный вагон «Заамурец». Детище военного инженера полковника Бутузова из Управления военных сообщений ЮЗФ, эта машина создавалась в 1916 году в Одессе. Конструкция «Заамурца» была уникальна и заключалась в автономном броневагоне, приводящемся в движение автомобильными двигателями и вооружённом двумя 57-мм пушками Норденфельда наряду с 12 пулемётами. «Заамурцу» было суждено участвовать в боях на исходе Первой мировой войны, в хаосе Гражданской войны в России путь мотоброневагона лежал от Чёрного моря до Транссибирской магистрали и Дальнего Востока.


Мотоброневагон «Заамурец», захваченный чехословацкими войсками в Симбирске. Июль 1918 года
Источник: http://foto-history.livejournal.com/

Тактика ведения боя российскими бронепоездами в 1914–1917 годах сводилась к «огневому налёту»: по предварительно разведанному пути состав выдвигался на позицию и открывал огонь по обнаруженным целям. Продолжительность налёта была невелика – ведь противник сразу же начинал обстреливать бронепоезд в ответ. Их действия являлись успешными скорее в начале войны, пока не наступила стабилизация фронта и железнодорожное полотно на его протяжённости оставалось сохранным. За период Первой мировой войны в России всего были построены 14 бронепоездов различной конструкции, мотоброневагон и 3 бронедрезины. Для сравнения: Австро-Венгрия смогла создать только 11 единиц, кайзеровская Германия – и того меньше. Количественное превосходство России нивелировало несколько факторов: на бронепоездах стояло в основном трофейное вооружение, они не имели постоянных команд.

Превращение «империалистической войны» в Гражданскую ознаменовало эпоху расцвета бронепоездов. Темп их создания возрос на несколько порядков уже в конце 1917 года и являлся приоритетом в ущерб качеству конструкции. Зачастую обычные вагоны обшивались листами металла или оснащались импровизированными позициями из брёвен и мешков с песком. Всего за 1918–1922 годы промышленные мощности Советской России позволили изготовить 68 составов. Помимо постройки новых бронепоездов велась модернизация старых и ремонт трофейных.


В Рабоче-крестьянской Красной армии команды бронепоездов комплектовались путём специального отбора. С 1922 года критерии для назначения в бронепоездную часть были таковы: крепкое телосложение при небольшом росте, хороший слух и отличное зрение, крепкие нервы и твёрдость характера. Это объяснялось суровыми условиями службы на бронепоездах. Убедительной иллюстрацией тому может служить эпизод боя 8 июля 1918 года у моста через реку Шешму, описанный командиром бронепоезда «Свобода или смерть» А. В. Полупановым:

В бронеплощадках кромешный ад. Люди задыхаются от пороховых газов и жары, двое пулемётчиков потеряли сознание. Накалились стволы пулемётов, кипит в кожухах вода, в отводных трубках сухая горячая резина. Воды нет!..
В это время раздаётся звонок машиниста: вода в тендере кончается. Что делать?.. Бронепоезд подходит вплотную к реке.

Вторые номера и резерв на вылазку за водой!

Не с гранатами и винтовками, а с вёдрами, котелками и чайниками под свист пуль прыгают бойцы вниз… Есть вода! С новой силой разгорелось сражение. Противник стал отходить в степь .


«Революционный поезд» 10-го железнодорожного батальона (бывший Морской бригады особого назначения). Начало 1918 года


Бронепоездом называли бронированный железнодорожный состав, который предназначался для ведения боевых действий в полосе железной дороги. Широкое распространение такие поезда получили в войнах первой половины XX века. В СССР же они стояли на вооружении вплоть до 70-х годов, чтобы вновь «воскреснуть» в Чеченской компании.

Бронепоезда стали ответом Российской Империи на развитие танкостроения в период ПМВ, впрочем Строили их не только в РИ. А положила начало Бронепонездостроению конечно-же США, времен гражданской войны.

Артиллерийская блиндированная платформа 1880..

Броневагон для Южной Африки 1919 год.

Впервые пушки были поставлены на железнодорожные платформы во время Гражданской в США (1861−1865), в 1861 году в армии Северных штатов командиром 19-го Иллинойсского волонтёрского полка, полковником И. В. Турчаниновым (Джон Бэзил Турчин).

Артиллерия была быстро доставлена к расположившимся лагерем у линии железной дороги войскам Южных штатов и произвела внезапное опустошение в их стане. Этот удачный опыт потом неоднократно использовался.

В 1864 году на платформы были установлены уже 13-дюймовые мортиры, стрелявшие при осаде Питтсбурга снарядами массой примерно 100 кг с дальностью стрельбы до 4,5 км.

В Европе подобное использование железнодорожных платформ имело место в 1871 году при осаде Парижа прусской армией во время франко-прусской войны 1870−1871 гг.: удалось обстреливать укрепления города с разных сторон.

Британские войска в Египте 1880-е

1899. Южная африка.

К началу Первой Мировой войны несколько бронепоездов простейшей конструкции имелось на вооружении армий большинства европейских государств. После начала Первой мировой войны, создание новых бронепоездов было начато в Германии, Австро-Венгрии, России, Франции, Италии. На фронтах применяли и отдельные подвижные единицы - броневые дрезины.

типовой бронепоезд Кавказской Армии, 1915 год. Согласно проекта состоял из двух бронеплощадок и полу-бронированного паровоза. Вооружение - две горных пушки 76,2 мм образца 1904 года и 8 пулеметов, команда - 4 офицера и 70 стрелков, толщина брони 12−16 мм. Всего было построено четыре поезда этого типа.

В России «бум бронепоездов» пришёлся на Гражданскую войну. Это было вызвано её спецификой, такой, как фактическое отсутствие чётких линий фронтов, большое количество иррегулярных войск и острая борьба за железные дороги как основное средство для быстрой переброски войск, боеприпасов, хлеба.

Бронепоездные части находились в составе практически всех воюющих сторон. Помимо Красной Армии, были они и в составе белогвардейской Добровольческой Армии (позднее в Вооружённых силах Юга России (ВСЮР)) генерала Деникина, чехословацкого корпуса (б/п «Orlik»), армии УНР (б/п «Слава Украины», «Сечевик») и др.

Широкое боевое применение бронепоездов во время Гражданской войны наглядно показало их главную слабость. Бронепоезд являлся большой, громоздкой мишенью, уязвимой для артиллерийского (а позднее - и воздушного) удара. Кроме того, он опасно зависел от железнодорожной линии. Для его обездвижения было достаточно разрушить полотно спереди и сзади.

Поэтому для восстановления разрушенных путей бронепоезда имели в своём составе платформы с путевыми материалами: рельсами, шпалами, креплениями. Темп восстановления пути солдатами бронепоездов был довольно высок: в среднем 40 м/ч пути и примерно 1 м/ч моста на небольших реках. Поэтому разрушение путей лишь на небольшое время задерживало движение бронепоездов.

Часть бронепоездов достались РККА от Русской Императорской армии, при этом было развёрнуто и серийное производство новых. Кроме того, вплоть до 1919 года сохранялось массовое изготовление «суррогатных» бронепоездов, собираемых из подручных материалов из обычных пассажирских вагонов в отсутствие всяких чертежей; такой «бронепоезд» мог быть собран буквально за сутки.

К концу Гражданской войны в ведении Центрального совета броневых частей (Центробронь) РККА находилось 122 полноценных бронепоезда.

К 1928 году количество бронепоездов было сокращено до 34.

Тем не менее, РККА в межвоенный период не отказалась от планов по дальнейшему техническому развитию бронепоездов. Во время Великой Отечественной войны бронепоезда и железнодорожная артиллерия (к бронепоездам не относилась) оставалась на вооружении. Был построен ряд новых бронепоездов, развёрнуты железнодорожные батареи ПВО.

Бронепоездные части сыграли определённую роль в Великой Отечественной войне, в первую очередь, в охране железнодорожных коммуникаций оперативного тыла

Кроме Красной Армии бронепоездами располагали и оперативные войска НКВД. Они имели 25 бронепаровозов, 32 артиллерийские бронеплощадки, 36 моторных броневых вагонов и 7 бронеавтомобилей.

Советский БЕПО №695 типа БП-35 (ПР-35 + 2 x ПЛ-37) всместе с БА-20жд и БА-10жд

На начало Великой Отечественной самым массовым отечественным бронепоездом был БП-35. Он имел в своем составе две артиллерийские площадки ПЛ-37 (незадолго до этого на них заменили устаревшие ПЛ-35) и одну зенитную СПУ-БП со счетверенными «Максимами». В целом, это был неплохой бронепоезд. Однако опыт реальной войны вскоре показал все его достоинства и недостатки. Пушки и пулеметы были вполне неплохой ударной силой, а вот ПВО и бронирование оказались недостаточными.

Катастрофическое начало войны, огромные потери в боевой технике и вооружении, невозможность их быстрого пополнения из-за эвакуации предприятий заставили командование армии и руководство промышленности искать выход из столь легкой ситуации.

Разбитый Бронепоезд «За Родину»

Уже в июне-июле 1941 года на просторах Советского Союза, на паровозостроительных и ремонтных заводах, мастерских, закипает работа по строительству импровизированных бронепоездов. В ход идет все, что попадается под руку: любые железные листы, вагоны, паровозы, оружие чуть ли не из музеев. Чем ближе противник, тем выше темпы строительства.

Только за вторую половину 41-го года было создано сразу четыре (!) новых типа бронепоездов, артиллерийских и зенитных. Все они выпускались в различном количестве, а «рекордсменом» в этом плане стал зенитный бронепоезд образца 41-го – их было сделано более сотни.

Блиндированный поезд:

Трофейный советский броневагон на службе вермахта.

Изготовление «Бронепоезда»:

Каждый бронепоезд состоял из боевой части и базы. Боевая часть предназначалась для ведения непосредственных боевых действий и включала в себя бронепаровоз, две бронеплощадки и 2-4 контрольные платформы, которые присоединялись к бронепоезду спереди и сзади, служили для перевозки материалов для ремонта железнодорожного полотна (рельсы, шпалы и т.д.) и для защиты от минно-взрывных заграждений.

База бронепоезда обеспечивала ему достаточно высокую автономность действий и состояла из вагона для начальствующего состава, вагона-канцелярии, вагона-клуба, вагона-кухни и нескольких вагонов для размещения личного состава бронепоезда.

Успешное использование бронепоездов в первые месяцы войны способствовало развертыванию их строительства в вагонных депо ряда городов.

При этом конструкция и вооружение бронепоездов в значительной степени представляли собой импровизацию и зависели от наличия броневой стали, вооружения и технологических возможностей депо.

Начиная с конца 41 года начался серийный выпуск типового бронепоезда:

ОБ-3 Выпускали во время войны по упрощенной схеме Типа ВР-35, Однако бронирование было улучшено.Сделано их было около сотни,Свою роль в ВМВ они сыграли и к концу 1946 года были разобраны

А настоящий венец отечественного строительства бронепоездов пошел в войска только в 1943 году, когда возможности промышленности уже позволяли сделать упор на более перспективную технику, такую как танки. Бронепоезд БП-43 стали в некоторой мере «гибридом» классического бронепоезда и танка.

Бронепоезд «Салават Юлаев» типа БП-43

Начиная с 1943 года производство Мотобронеплатформ поставили на поток:

Самый везучий Бронепоезд:

Бронепоезд был построен в 1942 году в Муроме. Он был защищен броней толщиной 45 миллиметров и за всю войну не получил ни одной пробоины. Бронепоезд прошел путь от Мурома до Франкфурта-на-Одере. За время войны он уничтожил 7 самолетов, 14 орудий и минометных батарей, 36 огневых точек противника, 875 солдат и офицеров. За боевые заслуги 31-ый отдельный особый Горьковский дивизион бронепоездов, в который входили бронепоезда «Илья Муромец» и «Козьма Минин», был награжден орденом Александра Невского. В 1971 году в Муроме был поставлен на вечную стоянку бронепаровоз «Илья Муромца».

Польские бронепоезда:

И бронедрезины:

Немецкие:

В 30-х годах германское военное командование считало приоритетным разработку авиации и танков, а проектирование новых бронепоездов оказалось ненужным. Лишь накануне начала Второй мировой войны в июле-августе 1939 года произошёл сдвиг, и было принято решение о создании семи новых бронепоездов. Однако, времени на создание настоящих бронепоездов не хватило. Тогда был найден компромисс: использовать «поезда защиты линий» и чехословацкие трофейные бронепоезда.

Однако, эффективность этих бронепоездов была весьма невысокой — неудачное расположение 75-мм орудий (которые были установлены не в башнях, а в казематах) существенно ограничивало их сектора обстрела. Но, несмотря на недостатки, эти бронепоезда эксплуатировали вплоть до 1944 года, кроме разобранного в 1940 году бронепоезда № 5 (который неоднократно модернизировался и ремонтировался).

С 1943 по 1944 год в распоряжении вермахта имелось около 70 бронепоездов разнообразной комплектации, основная часть находилась на восточном фронте (около 30 тяжёлых и 10 разведывательных бронепоездов), оставшиеся несли боевое дежурство на территории Балкан, Франции, Италии и Норвегии. С последующим отступлением германской армии с территории СССР бронепоезда стали активно использоваться в качестве средств мобильной обороны.

Зачастую несколько бронепоездов держали отдельные участки фронта, притом в самый критический момент.

Неоднократно им успешно удавалось удерживать оборону, противостоя не только пехотным, но и танковым частям (февраль 1943 года, оборона линии Дебальцево - Штеровка).

На севере против войск СССР действовали тяжёлые бронепоезда, а на юге против партизан действовали разведывательные и дрезинные составы. Но дальнейшее удержание фронта путём использования бронепоездов как «пожарных команд» не представлялось более возможным.

Так же, как и Вермахт, вышеупомянутый департамент не мог более возмещать потери и осуществлять ремонт.

В начале февраля 1945 года из оставшихся действующих тяжёлых бронепоездов была сформирована последняя оперативная группа (под командованием полковника фон Тюркхейма), основной задачей которой было удержание Берлинского направления.

В состав группы вошли 4 бронепоезда и последний новый образец, модернизированный состав «Берлин», который был вооружён башнями от танков «Пантера».

После ВМВ:

До 1953 года бронепоезда несли службу на Западной Украине по патрулированию железнодорожных магистралей в связи с частым нападением отрядов УПА на объекты железных дорог. Постановлением Совета Министров СССР от 4 февраля 1958 года дальнейшая разработка железнодорожных артиллерийских систем была прекращена. К концу пятидесятых годов на вооружении СССР не осталось ни одного бронепоезда.

В конце 1970-х годов в связи с напряженными отношениями СССР и КНР на Харьковском заводе тяжёлого машиностроения были созданы 4 (по другим сведениям, 5) бронепоезда БП-1, после улучшения советско-китайских отношений эти бронепоезда были переведены в резерв. Там они находились до начала 1990 года.

Бронепоезда в Чечне:

Традиция использовать бронированные передвижные железнодорожные составы в СССР идет еще со времен Гражданской войны. В те времена они использовались для боевой поддержки военных соединений и в отдельных тактических самостоятельных операциях. При этом у бронепоездов ценились скорость перемещения и мобильность, огневая мощь и крепкая броня. Бронепоезда Великой Отечественной войны часто применялись как тяговая сила для транспортировки составов с важными грузами.

Осенью 1920 года в составе большевистской армии насчитывалось более 100 бронепоездов. Но к 1924 году количество их было намного меньше, так как военное управление артиллерии, на чей баланс поезда были переданы, не считало их действенным оружием и относилось как к обыкновенным орудиям на платформах.

составы в ВОВ

Бронепоезда в комплектовались в дивизионные подразделения. Например, бронепоезда «Кузьма Минин» и «Илья Муромец» находились в составе 31-го самостоятельного Горьковского дивизиона бронированных поездов. Также в состав соединения входили: паровоз черного цвета С-179, бронированная дрезина БД-39, пара броневиков БА-20, три мотоцикла и с десяток автомобилей и десантно-минометная рота. Всего в дивизионе было около 340 человек.

Бронепоезда во время Великой Отечественной войны использовались от самого начала до Победы. Помимо того что они поддерживали пехотные части, которые вели боевые действия вдоль железной дороги, наносили поражение неприятелю на железнодорожных станциях, охраняли побережье и вели контрбатарейный огонь по вражеской артиллерии.

Эти поезда настолько успешно применялись в начальные месяцы войны, что их производство было начато в нескольких городах сразу. Конструкции бронепоездов здорово различались. Это зависело от мощности строительного предприятия, изготавливающего этот боевой транспорт, от наличия бронированной стали и комплекта вооружения. К началу войны основная часть поездов была произведена Брянским заводом поездов. На этом заводе изготавливались не только артиллерийские бронированные железнодорожные платформы, но и поезда, оснащенные средствами противовоздушной обороны.

Зенитные бронепоезда ПВО в Великой Отечественной войне внесли значительный вклад в охрану железнодорожных станций от атак вражеских самолетов, сбивая их разнокалиберными зенитными орудиями и пулеметами ДШК.

Бронепоезда Великой Отечественной. Сколько было изготовлено?

На 22 июня 1941 года русская армия насчитывала 34 легких и 19 тяжелых бронепоездов, которые имели 53 бронированных паровоза, более 100 артиллерийских площадок, около 30 платформ ПВО и 160 бронированных автомашин, предназначенных для передвижения по железнодорожным путям. Также в наличии имелось девять бронедрезин и несколько бронированных моторных вагонов.

Помимо армии, бронепоездами владели и войска НКВД. В их подчинении находилось 23 бронепоезда, 32 орудийные платформы, 7 бронемашин и более 30 бронированных вагонов.

Основные бронепоезда Красной Армии

Самым известным типом бронепоезда в годы Великой Отечественной войны стал спроектированный в 42-м году бронированный поезд БП-43.

В состав этого поезда входил бронепаровоз ПР-43, который размещался в середине соединения, две артиллерийские площадки в голове бронепоезда и столько же в конце, две зенитные платформы и 2-3 площадки, перевозившие боеприпасы, ремонтные материалы для поезда и железнодорожного полотна. Также бронепоезд имел пару броневиков БА-20 или БА-64, адаптированных передвигаться по железным путям.

Для армии было сделано 21 бронепоезд этого типа и почти столько же для НКВД.

Технические данные бронированных механизмов

Бронепоезда Великой Отечественной, «тяжелые» модели, оснащались 107-мм орудиями, которые могли бить на расстояние до 15 километров. Бронированные листы, толщиной до 10 см, обеспечивали защиту от попадания артиллерийских снарядов, чей калибр достигал 75 мм.

Одной заправки воды, мазута и угля хватало бронепоезду, чтобы на скорости 45 км/ч проехать порядка 120 километров. Одна заправка - 10 тонн угля и 6 тонн мазута. Снаряженная масса бронепоезда достигала 400 тонн.

В боевую команду входили: командование, взвод управления, два взвода артиллерийских башенных орудийных и бортовых пулеметных расчетов, взвод зенитчиков, отряд, отвечающий за движение и тягу бронепоезда, и взвод экипажа броневиков, который располагал в своем составе 2-5 машинами, передвигающимися по рельсам.

Бронепоезда Великой Отечественной. Немецкие модели

Перед операцией «Барбаросса» немецким командованием планировалось ввести несколько бронепоездов, приспособленных к русской железнодорожной колее. Их было немного, Генеральным штабом Германии им отводилась малозначительная роль в ведении боевых действий. Например, до 1942 года они охраняли в тылу ж/д линии от партизан. И уже намного позднее, изучив успешную тактику применения подобных механизмов советскими войсками, немцы стали использовать бронепоезда в боевых сражениях.

Всего германская армия на Восточном фронте имела около 12 бронепоездов и пару десятков бронированных дрезин. Были случаи, когда немцы пользовались трофейными советскими поездами.

Оснащение немецких бронированных составов

Германские бронепоезда №№26-28 обладали тремя танковыми или артиллерийскими платформами и двумя пехотными вагонами, №№ 29-31 имели в составе две танковые площадки и одну пехотную платформу. С конца 1943 года к бронепоездам стали цеплять площадку с системой ПВО. Паровозы таких составов имели только бронированную кабину.

Как показали боевые действия, немецкие бронепоезда были не только технически отсталыми и примитивными, но и огневая мощь их была очень слаба. Поэтому командование германскими войсками держало их в тылу для борьбы с партизанскими формированиями.

Боевая мощь советских бронепоездов серьезно помогала армии в победе над гитлеровской Германией. Однако сам механизм, какой бы высокий технологический уровень он ни занимал, ничего не может сделать без команды, управляющей им. Так, машинисты бронепоездов во время Великой Отечественной войны также внесли свой вклад в общую победу. Чтобы доказать это достаточно вспомнить один эпизод из войны.

В 1944 году под Ковелем на Украине встретились два бронепоезда: советский «Илья Муромец» и немецкий «Адольф Гитлер». Машинисты русского бронепоезда, умело используя складки местности, смогли поставить состав так, что немцы его не видели и стреляли наугад. В то же время наши артиллеристы немецкий поезд видели достаточно хорошо. После непродолжительной артдуэли германский бронепоезд был уничтожен, что в то время было очень символически и предрекала скорую гибель всем фашистам. Наш состав не получил ни одного попадания. Это произошло благодаря умелым действиям машинистов бронепоезда. Ведь в военной науке известно, что грубая сила еще не гарантирует победу в сражении. Необходимо еще маневренность и умелость ведения боевых действий.

Бронепоезда и Сталинградская битва

Весной 1942 года германская армия вплотную подошли к реке Волге и к городу Сталинграду. Все возможные силы были брошены на его защиту. В обороне Сталинграда бронепоезда великой отечественной играют очень заметную роль.

Одним из самых первых бронированных составов, прибывших к городу, был бронепоезд НКВД под №73. В течение всего сентября он не выходил из боев. Немцы пытались его уничтожить авиацией, артиллерией и минометами, были разбиты четыре платформы, однако бронепоезд выдержал и смог не только отбиться, но и нанести мощный ответный удар по скоплению вражеских войск.

14 сентября на бронированый состав, находящийся возле Мамаевого Кургана, налетели вражеские самолеты, которых было около 40 штук. Из-за попадания авиабомбы в платформу с боеприпасами произошел мощный взрыв, уничтоживший большую часть бронепоезда. Выжившая команда сняла все доступное вооружение с поезда и отошла к реке. Немного позже другой бронепоезд под таким же номером появился на фронте - создали его в Перми бывшие солдаты 73-го бронепоезда. Они же и стали его новым экипажем.

5 августа на Сталинградский фронт также прибыл бронепоезд №677, который был переподчинен 64-й армии. Он держал возле села Плодовитое. На этом месте «стальная крепость» смогла отразить многочисленные немецкие танковые атаки. Благодаря ему пункт «47-й километр» остался за русскими войсками. Чуть позже, поддерживая контратаку 38-й стрелецкой дивизии, бронепоезд оказался под огнем бомбардировщиков, которые закидали его зажигательными бомбами. Ему пришлось после боя отойти в тыл на ремонт, так как получил более 600 пробоин и вмятин.

Также в битве под Сталинградом принимали участие бронепоезда №№ 1, 708, 40-й дивизион и знаменитая «стальная крепость» «Киров».

В первые годы войны немцы удивлялись мощности и конструкции наших бронепоездов. Они долго не верили, что их построили русские. Думали, что поезда завезены из Америки. Но на самом деле все бронепоезда в Великой Отечественной войне 1941-1945 строились в Советском Союзе. К моменту вторжения немцев история создания подвижных «крепостей» в Союзе насчитывала не одно десятилетие. В Гражданскую войну бронепоезда активно использовались разными сторонами. Их маневренность, защита и вооружение постоянно улучшались. Поэтому гитлеровцев и удивляло умелое применение этого вида вооружения в сражениях с ними.

Мы же упомянем о самых знаменитых бронепоездах во время ВОВ.

Бронепоезд «Кузьма Минин»

Этот бронированный состав получился самой удачной конструкцией. Построили его зимой 1942 года в Горьком (Нижний Новгород).

В состав бронепоезда входили: обшитый бронированными листами паровоз, две артиллерийские платформы, две крытые площадки, имевшие на вооружении две танковые 76-мм пушки и спаренные с ними пулеметы. Также впереди и сзади бронепоезда были установлены зенитные платформы, а в центре - площадка с пусковой реактивной установкой М-8. Толщина фронтальный брони была 45 мм, а верхней - 20 мм.

Орудия поезда могли вести огонь на дальность до 12 км, уничтожая технику противника, а пулеметы и пусковая установка поражали живую силу неприятеля.

Мощь бронепоезда Великой Отечественной, фото которого расположено ниже, поражает воображение. Это действительно "стальная крепость на рельсах"

Бронированный поезд «Илья Муромец»

Построили «Илью Муромца» в 1942 году в городе Муроме. Защиту его составляли 45-мм листы. За весь период войны он не получил ни одного серьезного повреждения. Его боевой путь проходил по всем стратегически важным точкам ВОв и закончился он во Франкфурте-на-Одре. На счету этого бронепоезда Великой Отечественной насчитывается 7 вражеских самолетов, 14 артиллерийских и минометных батарей, более 35 опорных пунктов, около 1000 германских солдат и офицеров.

За отвагу и боевые заслуги бронепоезда «Илья Муромец» и «Кузьма Минин», входившие в состав 31-го отдельного подразделения, были награждены орденом А. Невского. В 1971 году «Илья Муромец» в г. Муроме был установлен на пожизненную стоянку.

Вышеназванные боевые поезда были не единственными в своем роде. Истории известны также и другие бронированные составы, сыгравшие важную роль в ВОВ. Это касается и бронепоезда «Балтиец», построенного на Ижорском заводе. Он имел 6 танковых орудий, 2 120-мм миномета и 16 пулеметов. Он активно участвовал в обороне Ленинграда, прикрывая подходы к городу сразу с 15-ти огневых точек.

Также во время битвы под Ленинградом отличился бронепоезд «Народный мститель», сооруженный в этом же городе. На его вооружении стояли две пушки ПВО и два танковых орудия, а еще 12 пулеметов «Максим».

Бронированные составы после войны

Бронепоезда Великой Отечественной, фото которых представлены в этой статье, являются героями своего времени. Они сделали огромный вклад в победу нашего народа над фашистской Германией. Однако к концу войны стало понятно, что улучшенная артиллерия сможет теперь уничтожать подобные механизмы, как легкую бронированную технику. К тому же доктрина современного ведения боевых действий подразумевала большую маневренность и тактическую мобильность воинских соединений, а бронепоезда сильно привязаны к ж/д путям, что серьезно снижает их мобильность.

Такими же темпами, как и артиллерия, развивалась и авиация, для которых уничтожение бронепоезда не стало чем-то сложным, а бронированных составом уже не могли обеспечить надежную защиту. До 1958 года кое-как разработка и проектирование подобных механизмов еще продолжалось. Но далее они были сняты с вооружения.

Между тем опыт и знание по монтированию боевых орудий на поезда не ушел в забытье. В конце 80-хх годов на боевое дежурство по охране целостности государства стали БЖРК (ракетный комплекс на ж/д платформе). По внешнему виду они не отличаются от гражданских поездов, но внутри у них установлены системы запуска стратегических ракет. Некоторые из них имели ядерные боеголовки.

Так «внуки» продолжили славное дело своих «дедов» по охране нашей Родины.

Последние материалы раздела:

Презентация земля, ее развитие как планеты Презентация на тему возникновения земли
Презентация земля, ее развитие как планеты Презентация на тему возникновения земли

Слайд 2 В одной галактике насчитывается около 100 миллиардов звезд, а всего в нашей Вселенной, предполагают учёные, существует 100 млрд...

Скачать Тесты по психологии на андроид v
Скачать Тесты по психологии на андроид v

– приложение на андроид с развлекательным характером. С его помощью пользователь узнает свои стороны личности, а также познакомится ос страхами и...

Вузы курска Курские высшие учебные заведения государственные
Вузы курска Курские высшие учебные заведения государственные

Какую профессию можно получить, поступив в высшие учебные заведения нашего города. На этой неделе во всех школах региона прозвенит последний...