Онр и другие. Типичные проявления ОНР

Общее недоразвитие речи у детей – нарушение смысловой и звуковой (или фонетической) стороны речевой системы. Нередко оно наблюдается при таких патологиях, как алалия (в каждом случае), дизартрии и ринолаллии (иногда). При нарушениях интеллекта, слуха, задержке речевого развития детей, имеющих сниженный слух, олигофрении ОНР может выступать в качестве вторичного дефекта. Это очень важно принимать во внимание!

Как проявляется ОНР

В основном общее недоразвитие речи проявляется однообразно. Симптомы следующие:

Позднее начало речи: ребенок говорит первые слова в 3-4, а то и в 5 лет;
- речь недостаточно фонетически оформлена и аграмматична;
- ребенок понимает, что ему говорят, но не может правильно высказать собственные мысли;
- речь у детей с ОНР практически непонятна окружающим.

Кроме того, логопеды знают еще несколько симптомов проявления ОНР. Поэтому постарайтесь посещать его своевременно, чтобы как можно раньше выявить данное заболевание и скорректировать речь ребенка.

Причины ОНР

Следует сказать, что звукопроизношение, фонематический слух, грамматический строй и лексика детей с ОНР нарушены сильно. Причиной заболевания могут быть:

Токсикоз, интоксикации, инфекции у матери во время беременности;
- патология натального периода;
- травмы мозга и заболевания ЦНС в первые годы жизни;
- неблагоприятные условия обучения и воспитания;
- психическая депривация (отсутствие или лишь ограничение возможности удовлетворения жизненных потребностей);
- поражение мозга ребенка, возникшее во время беременности, родов, первого года жизни.
- некоторые другие факторы.

Выражено недоразвитие речи у детей может быть по-разному.

В зависимости от степени несформированности речи различают 4 степени ее недоразвития.

Первая степень

Дети данного уровня не разговаривают. Свои мысли и желания они выражают с помощью мимики, жестов, лепетных слов, разные предметы могут обозначать одним и тем же лепетным словом (например, «биби» - это у них , и пароход, и машина). Для них характерно использование однословных предложений, неправильное составление их конструкций, непостоянство в произношении звуков, сокращение сложных слов до 2-3 слоговых (например, слово «кровать» они могут говорить как «ават»). От детей с умственной отсталостью, которые имеют то же состояние речи, дети с ОНР первой степени отличаются тем, что имеют пассивный словарь, значительно превышающий активный. Как правило, у детей-олигофренов подобной разницы не наблюдается.

Вторая степень

К особенностям детей с ОНР второй степени относится то, что, помимо говорения лепетных слов и показывания жестов, они умеют пользоваться общеупотребительными словами. Однако речь ребенка по-прежнему бедна. Рассказ по картинкам строится примитивно, хотя и лучше, чем у детей с ОНР 1 степени. Ребенок практически не употребляет и не понимает те слова, которыми редко пользуется в быту. Не различает падеж, форму чисел и род. При произнесении слов допускает много ошибок, практически не употребляет частиц и союзов.

Третья степень

Данный уровень характерен появлением развернутой фразовой речи, хотя и не совсем правильной. Дети с общим недоразвитием речи третьей степени разговаривают с окружающими только в присутствии тех , которые могут дать соответствующие пояснения, «расшифровать» их слова. Свободное же общение затруднено. Дети с ОНР данного уровня пытаются избегать трудных для них выражений и слов, испытывают большие трудности при составлении правильных предложений, допускают ошибки при построении сложносочиненных предложений и словообразований. Могут составлять предложения по картинке.

Четвертая степень

У детей имеются лишь небольшие недостатки дифференциации звуков ([Р - Р"]). Они не способны удержать в памяти фонематический образ, а потому нередко переставляют звуки и слоги в словах, в каждом повторяют определенный слог, сокращают гласные при стечении. В некоторых случаях могут опускать слоги и добавлять звуки. Имеют небольшие сложности в речевом контакте и спонтанном проговаривании.

Общее недоразвитие речи любой степени корректируется. Поэтому очень важно своевременно обращаться к логопеду и читать различную педагогическую и психологическую литературу, в которой широко освящен вопрос образования словарного запаса и развития детей с ОНР.

Состояние общего недоразвития речи (ОНР) характеризуется нарушением всех сторон формирования речевых навыков. Основная его отличительна черта — наличие проблем как со звуковой стороной (произношением), так и с лексической и грамматической.
При этом дети с общим недоразвитием речи не имеют нарушений слуха и интеллекта.

Отличительные признаки ОНР:

  1. Наличие проблем как с произношением звуков, так и с навыками связной экспрессивной речи, овладением правилами грамматического строя и бедным активным словарем.
  2. Слух не нарушен. Обязательна проверка специалиста.
  3. Первичный интеллект в норме. То есть ребенок при рождении не имеет диагноза «умственная отсталость» и т. п. Однако стоит иметь в виду, что длительное не корректирующееся ОНР может привести и к отставанию в психическом развитии.

Говорить о наличии у ребенка общего недоразвития речи можно только после 3-4 лет. До этого времени дети развиваются по-разному и «имеют право» на некоторые отклонения от средних норм. У каждого свой темп формироваться речи. Но после 3-х стоит уже обратиться внимание на то, как говорит ребенок. Вполне возможно, ему необходима помощь логопеда.

Проявление ОНР у детей выражает по-разному исходя их глубины нарушений.

Общее недоразвитие речи 1 уровня

Нарушение такой степени означает практически полное отсутствие речи у ребенка. Проблемы заметны, что называется «невооруженным глазом».

В чем проявляется:

  1. Активный словарь ребенка очень беден. Для общения он использует в основном лепетные слова, первые слоги слов, звукоподражания. При этом он вовсе не прочь пообщаться, но на «своем» языке. Кошка - это «мяу», «би-би» — может означать и машину, и поезд, и сам процесс езды.
  2. Широко используются жесты и мимика. Они всегда уместны, несут конкретную смысловую нагрузку и, в общем, помогают ребенку в общении.
  3. Простых предложений либо просто нет в речи ребенка, либо могут состоять из двух аморфных слов, объединенных по смыслу. «Мяу би-би» во время игры будет означать, что кошка поехала на машине. «Гав ди» — это и собака идет, и собака бежит.
  4. При этом пассивный словарь заметно превышает активный. Ребенок понимает обращенную речь в значительно большем объеме, чем может сказать сам.
  5. Сложные слова (состоящие из нескольких слогов) сокращаются. Например, автобус звучит как «абас» или «атобу». Это говорит о несформированности фонематического слуха, то есть ребенок плохо различает отдельные звуки.

Общее недоразвитие речи 2 уровня

Основным ярким отличием от 1 уровня становится постоянное присутствие в речи ребенка определенного количества общеупотребительных слов, хоть пока и не очень правильно произнесенных. При этом заметны зачатки формирования грамматической связи между словами, хотя еще непостоянные.

На что обратить внимание:

  1. Ребенок всегда использует одно и то же слово, обозначающее конкретный предмет или действие в искаженном виде. К примеру, яблоко всегда будет звучать как «лябако» в любом контексте.
  2. Активный словарь довольно беден. Ребенок не знает слов, обозначающих признаки предмета (форму, отдельные его части).
  3. Нет навыка объединения предметов в группы (ложка, тарелка, кастрюля - это посуда). Предметы, близкие по каким-либо признакам, могут называться одним словом.
  4. Звукопроизношение тоже сильно отстает. Ребенок плохо произносит многие звуки.
  5. Характерным признаком ОНР 2 уровня становится появление в речи зачатков грамматического изменения произносимых слов в зависимости от числа. Однако ребенок справляется только с простыми словами и в том случае, если окончание находится под ударением (идет - идУт). Причем этот процесс нестойкий и проявляется не всегда.
  6. Простые предложения активно используются в речи, но слова в них не согласованы между собой. Например, «папа питя» — папа пришел, «гуяй гокам» — гулял на горке и т. д.
  7. Предлоги в речи могут быть пропущены совсем или использоваться неправильно.
  8. Связный рассказ - по картинке или с помощью вопросов взрослого - уже получается, в отличие от состояния при 1 уровне ОНР, однако он очень ограничен. В основном ребенок использует двусложные несогласованные предложения из подлежащего и сказуемого. «Гуяй гокам. Видей сег. Ипий сегика.» (Гулял на горке, видел снег, лепил снеговика).
  9. Нарушена слоговая структура многосложных слов. Как правило, слоги не только искажаются из-за неправильного произношения, но и переставляются местами, и просто выбрасываются. (Ботинки — «бокити», человек — «тевек»).

Общее недоразвитие речи 3 уровня

Данная стадия характеризуется в основном отставанием в плане грамматического и фонематического развития речи. Экспрессивная речь довольно активна, ребенок строит развернутые фразы и использует большой словарный запас.

Проблемные точки:

  1. Общение с окружающими в основном в присутствии родителей, которые выступают в качестве помощников-переводчиков.
  2. Неустойчивое произношение звуков, которые ребенок научился произносить отдельно. В самостоятельной речи они все равно звучат пока нечетко.
  3. Сложные для произнесения звуки заменяются другими. Труднее даются свистящие, шипящие, сонорные и аффрикаты. Один звук может заменять сразу несколько. Например, мягкий «с» нередко выступает в разных ролях («сянки» — санки, «сюба» — «шуба», «сяяпина» — «царапина»).
  4. Активный словарный запас заметно расширяется. Однако ребенку пока не известна малоупотребительная лексика. Заметно, что в своей речи он использует в основном слова бытового значения, которые часто слышит вокруг.
  5. Грамматическая связь слов в предложениях, что называется, оставляет желать лучшего, но при этом ребенок уверенно подступается к построению сложносочиненных и сложноподчиненных конструкций. («Папа писёл и пйинесйа Мисе падаик, как Мися хаасе себя вей» — Папа пришел и принес Мише подарок, ТАК как Миша хорошо себя вел. Как мы видим, сложная конструкция уже «просится с языка», однако грамматическое согласование слов пока не дается).
  6. Из таких, не правильно оформленных предложений, ребенок уже может составить рассказ. Предложения будут пока еще описывать лишь конкретную последовательность действий, однако проблемы с построением фраз уже нет.
  7. Характерной чертой становится непостоянство грамматических ошибок. То есть в одном случае ребенок может правильно согласовать слова между собой, а в другом - употребить неправильную форму.
  8. Имеются сложности в правильном согласовании имен существительных с числительными. Например, «три кошкАМ» — три кошки, «много воробьи» — много воробьев.
  9. Отставание в формировании фонематических способностей проявляются в ошибках при произнесении «трудных» слов («гинасты» — гимнасты), в наличии проблем при анализе и синтезе (ребенок затрудняется подобрать слова, начинающиеся на конкретную букву). Это, помимо прочего, задерживает готовность ребенка к успешной учебе.

Общее недоразвитие речи 4 уровня

Этот уровень ОНР характеризуется лишь отдельными сложностями и ошибками. Однако, складываясь в общую картину, эти нарушения мешают ребенку овладевать навыками чтения и письма. Поэтому важно не упустить данное состояние и обратиться к логопеду, чтобы скорректировать ошибки.

Характерные признаки:

  1. Проблема неправильного звукопроизношения отсутствует, звуки «поставлены», однако речь несколько невнятна, невыразительна и отличается нечеткой артикуляцией.
  2. Периодически встречаются нарушения слоговой структуры слова, элизии (пропуск слогов - например, «моток» вместо «молоток»), замене одного звука другим, перестановке их местами.
  3. Еще характерная ошибка - неправильное использование слов, означающих признак предмета. Ребенок не очень четко понимает значение таких слов. Например, «дом длинный» вместо «высокий», «мальчик короткий» вместо «низкий» и т. д.).
  4. Затруднения вызывает также образование новых слов при помощи суффиксов. («зайцевый» вместо «заячий», «платенько» вместо «платьице»).
  5. Аграмматизмы встречаются, но не очень часто. В основном сложности могут вызывать согласования имен существительных с прилагательными («пишу синИМ ручкОМ») или при употреблении существительных во множественном числе именительного или родительного падежа («В зоопарке видели медведЕВ, птицЕВ»).

Важно отметить, что все нарушения, отличающие ОНР 4 уровня, встречаются у детей не часто. При этом, если ребенку предложить два варианта ответа, он выберет правильный, то есть присутствует критичность к речи, а формирование грамматического строя приближается к необходимым нормам.

Введение

В рамках данной работы, считаю необходимым изучить особенности речи детей c ОНР 3 уровня и методики, направленные на её коррекцию, что определяет цель исследования.

Задачи направлены на рассмотрение:

  • специфики общего недоразвития речи 3 уровня;
  • методик, корректирующих речевое нарушение, в аспекте изучаемого дефекта.
  1. Специфика ОНР 3 уровня

Впервые термин ОНР был введён в 50-60 годах XX века Р.Е. Левиной. Ей же были выделены три уровня речевого развития, которые отражают типичное состояние компонентов языка у детей с ОНР :

Первый уровень речевого развития характеризуется отсутствием речи (т.н. «безречевые дети»). Такие дети пользуются «лепетными» словами, звукоподражаниями, сопровождают «высказывания» мимикой и жестами. Например, «би-би» может означать самолет, самосвал, пароход.

Второй уровень речевого развития. Кроме жестов и «лепетных» слов появляются хотя и искаженные, но достаточно постоянные общеупотребительные слова. Например, «лябока» вместо «яблоко». Произносительные возможности детей значительно отстают от возрастной нормы. Нарушена слоговая структура. Например, наиболее типично сокращение количества слогов: «тевики» вместо «снеговики» .

Третий уровень речевого развития характеризуется наличием развернутой фразовой речи с элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития. Свободное общение затруднено. Дети этого уровня вступают в контакты с окружающими только в присутствии знакомых (родителей, воспитателей), вносящих соответствующие пояснения в их речь. Например, «мамой ездиля асьпак, а потом ходиля де летька, там звяна. Потом асьпальки небили. потом посьли пак» вместо «С мамой ездила в зоопарк, а потом ходили, где клетка - там обезьяна. Потом в зоопарке не были. Потом пошли в парк» .

У детей с ОНР 3 уровня время появления первых слов не имеет резкого отличия от нормы. Однако сроки, в течение которых дети продолжают пользоваться отдельными словами, не объединяя их в двухсловное аморфное предложение, сугубо индивидуальны. Полное отсутствие фразовой речи может иметь место и в возрасте двух – трех лет, и в четырех – шести летнем возрасте .

Яркой особенностью дизонтогенеза речи выступает стойкое и длительное по времени отсутствие речевого подражания новым для ребенка словам. В этом случае ребенок повторяет только первоначально приобретенные им слова, отказываясь от тех, которых нет в его активном лексиконе .

Первые слова аномальной детской речи принято классифицировать следующим образом (рис.1).

Важную роль в психическом развитии ребенка, в процессе которого происходит становление познавательной деятельности, способности к понятийному мышлению играет речевая функция. В настоящее время дошкольники с недостатками речи составляют едва ли не самую многочисленную группу детей с нарушениями развития. Особое место среди речевых расстройств занимает общее недоразвитие речи.

Теоретическое обоснование проблемы общего недоразвития речи впервые было дано, в результате многоаспектных исследований, проведенных Р. Е. Левиной и коллективом научных сотрудников НИИ дефектологии, ныне НИИ коррекционной педагогики (Г. М. Жаренковой, Г. А. Каше, Н.А. Никашиной, Л.Ф. Спировой, Т.Б. Филичевой, Н. А. Чевелевой и др.).

Под термином «общее недоразвитие речи» (ОНР) принято понимать различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к ее звуковой и смысловой стороне при нормальном слухе и интеллекте. С точки зрения психолого – педагогического подхода, следует различать три уровня речевого недоразвития

Важную роль в психическом развитии ребенка, в процессе которого происходит становление познавательной деятельности, способности к понятийному мышлению играет речевая функция. В настоящее время дошкольники с недостатками речи составляют едва ли не самую многочисленную группу детей с нарушениями развития. Особое место среди речевых расстройств занимает общее недоразвитие речи.

Теоретическое обоснование проблемы общего недоразвития речи впервые было дано, в результате многоаспектных исследований, проведенных Р. Е. Левиной и коллективом научных сотрудников НИИ дефектологии, ныне НИИ коррекционной педагогики (Г. М. Жаренковой, Г. А. Каше, Н.А. Никашиной, Л.Ф. Спировой, Т.Б. Филичевой, Н. А. Чевелевой и др.).

Под термином «общее недоразвитие речи» (ОНР) принято понимать различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к ее звуковой и смысловой стороне при нормальном слухе и интеллекте. С точки зрения психолого – педагогического подхода, следует различать три уровня речевого недоразвития

Важную роль в психическом развитии ребенка, в процессе которого происходит становление познавательной деятельности, способности к понятийному мышлению играет речевая функция. В настоящее время дошкольники с недостатками речи составляют едва ли не самую многочисленную группу детей с нарушениями развития. Особое место среди речевых расстройств занимает общее недоразвитие речи.

Теоретическое обоснование проблемы общего недоразвития речи впервые было дано, в результате многоаспектных исследований, проведенных Р. Е. Левиной и коллективом научных сотрудников НИИ дефектологии, ныне НИИ коррекционной педагогики (Г. М. Жаренковой, Г. А. Каше, Н.А. Никашиной, Л.Ф. Спировой, Т.Б. Филичевой, Н. А. Чевелевой и др.).

Под термином «общее недоразвитие речи» (ОНР) принято понимать различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к ее звуковой и смысловой стороне при нормальном слухе и интеллекте. С точки зрения психолого – педагогического подхода, следует различать три уровня речевого недоразвития

Важную роль в психическом развитии ребенка, в процессе которого происходит становление познавательной деятельности, способности к понятийному мышлению играет речевая функция. В настоящее время дошкольники с недостатками речи составляют едва ли не самую многочисленную группу детей с нарушениями развития. Особое место среди речевых расстройств занимает общее недоразвитие речи.

Теоретическое обоснование проблемы общего недоразвития речи впервые было дано, в результате многоаспектных исследований, проведенных Р. Е. Левиной и коллективом научных сотрудников НИИ дефектологии, ныне НИИ коррекционной педагогики (Г. М. Жаренковой, Г. А. Каше, Н.А. Никашиной, Л.Ф. Спировой, Т.Б. Филичевой, Н. А. Чевелевой и др.).

Под термином «общее недоразвитие речи» (ОНР) принято понимать различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к ее звуковой и смысловой стороне при нормальном слухе и интеллекте. С точки зрения психолого – педагогического подхода, следует различать три уровня речевого недоразвития

Рис.1. Первые слова аномальной детской речи

Чем меньше слов в лексиконе у ребенка, тем больше слов правильно произносимых. Чем больше слов, тем больший процент составляют слова искаженные.

Для дизонтогенеза речи нередко характерно расширение номинативного словаря до 50 и более единиц при почти полном отсутствии словесных комбинаций. Однако наиболее частыми случаями являются такие, когда усвоение первых синтаксических построений начинается при наличии в активной речи до 30 слов, в более старшем возрасте, чем это имеет место в норме.

Таким образом, несвоевременное появление активного речевого подражания, выраженную слоговую элизию и несвоевременное овладение первыми словесными комбинациями, т.е. умением, пусть аграмматично и косноязычно, объединять слова между собой, следует считать ведущими признаками дизонтогенеза речи на ранних его этапах.

Безусловно, рано или поздно в жизни детей c недоразвитием речи наступает момент, когда они начинают связывать уже приобретаемые слова друг c другом. Однако слова, соединяемые в предложения, как правило, не имеют никакой грамматической связи между собой .

Существительные и их фрагменты используются преимущественно в именительном падеже, а глаголы и их фрагменты в инфинитиве и повелительном наклонении или без флексий в изъявительном наклонении. Из-за дефектов произношения, аграмматизма и укорочения длины слов высказывания детей непонятны окружающим.

При нарушениях развития речи глагольный словарь ничтожно мал по отношению к довольно обширному предметному словарю. В то же время этот словарный запас всегда недостаточен для календарного возраста детей, что дает основание ставить вопрос о введении в практическую логопедию понятий относительного (по отношению к этапу речевого развития) и абсолютного (по отношению к возрасту) словарного запаса .

Уже на самых ранних этапах усвоения родного языка у детей с нарушениями развития речи 3 уровня обнаруживается острый дефицит в тех элементах языка, которые являются носителями не лексических, а грамматических значений, что связано с дефектом функции общения и преобладанием механизма имитации услышанных слов. Дети с ОНР иногда используют в одном предложении до 3-5 и более аморфных неизменяемых слов-корней. Такое явление, по мнению А.Н. Гвоздева, не имеет места при нормальном развитии детской речи .

Возраст, в котором дети начинают замечать «технику» оформления слов в предложениях, что связано с процессами членения (анализа) слов в языковом сознании ребенка, может быть самым различным: и в 3, и в 5 лет, и в более поздний период.

Несмотря на то, что в некоторых условиях синтаксического построения дети грамматически правильно оформляют концы слов и им доступно их изменение, в других аналогичных синтаксических построениях на месте правильной формы слова, которую следовало бы ожидать, ребенок продуцирует некорректные формы слов или их фрагменты: «кататя аизах и коньки» (кататься на лыжах и коньках).

Если при нормальном развитии речи однажды воспроизведенная форма быстро «захватывает» ряды слов и дает большое количество случаев образований форм слов по аналогии, то при нарушениях речевого развития дети не способны использовать «подсказывающий» образец слов. А поэтому в грамматическом оформлении одних и тех же синтаксических построений имеются непредвиденные колебания.

Характерной особенностью дизонтогенеза речи является факт длительного сосуществования предложений грамматически правильно и неправильно оформленных .

Дети с нарушенным развитием речи длительно и стойко используют формы слов независимо от того значения, которое необходимо выразить в связи с используемой синтаксической конструкцией. В случаях тяжелого недоразвития речи дети длительно не усваивают синтаксического значения падежа: «ест каша», «сидит тульчику» (сидит на стульчике). В менее тяжелых случаях указанное явление имеет место в единичных случаях.

Материалы патологии детской речи обнаруживают, что на пути к овладению правильной грамматической формой слова ребенок производит перебор вариантов сочетаний лексических и грамматических языковых единиц. При этом выбираемая грамматическая форма слова чаще всего находится в прямой зависимости от общего уровня сформированности лексико-грамматического и синтаксического строя речи .

Дети с нарушениями развития речи обладают пониженной способностью, как воспринимать различия в физических характеристиках элементов языка, так и различать значения, которые заключены в лексико-грамматических единицах языка, что, в свою очередь, ограничивает их комбинаторские возможности и способности, необходимые для творческого использования конструктивных элементов родного языка в процессе построения речевого высказывания.

Анализируя особенности связной речи дошкольников c ОНР 3 уровня, можно выяснить, что чаще всего речь этих детей не соответствует возрастной норме. Даже те звуки, которые они умеют правильно произносить, в самостоятельной речи звучат недостаточно четко.

Например: «Ева и Сясик игали. Масик бёщиль пальку летьку, щабака щётлить. Щабака бизит воду, то дощаль пальку.» (Лева и Шарик играли. Мальчик бросил палку в речку, собака смотрит. Собака бежит к воде, чтобы достать палку) .

Для этих детей характерным является недифференцированное произнесение звуков (в основном, это свистящие, шипящие, аффикаты и соноры), когда один звук заменяет одновременно два или несколько звуков данной фонетической группы.

Особенностью звукопроизношения этих детей являются недостаточное озвончение звуков [ б ] , [ д ] , [ г ] в словах, замены и смещения звуков [ к ] , [ г ] , [ х ] , [ д ] , [ л’ ] , [ й ] , которые в норме формируются рано («вок гом» - вот дом; «тот тусяй молято» - кот кушал молоко; «моля любка» - моя юбка).

Фонематическое недоразвитие у детей описываемой категории проявляется в основном в несформированности процессов дифференциации звуков, отличающихся наиболее тонкими акустико-артикуляционными признаками, а иногда захватывает и более широкий звуковой фон. Это задерживает овладение звуковым анализом и синтезом.

Диагностическим показателем является нарушение слоговой структуры наиболее сложных слов, а также сокращение количества слогов («вототик титит вотот» - водопроводчик чинит водопровод; «ватитек» - воротничок) .

Множество ошибок наблюдается при передаче звуконаполняемости слов: перестановке и замены звуков и слогов, сокращения при стечении согласных в слове («вототик» - вместо «животик», «вленок» - «львёнок», «кадовода» - «сковорода», «вок» - «волк» и т.п.). Типичными являются также персеверации слогов («хихист» - «хоккеист», «ваваяпотик» - «водопроводчик»); антиципации («астобус» - «автобус», «лилисидист» - велосипедист); добавление лишних звуков и слогов («ломонт» - «лимон»). Бытовой словарь детей с общим недоразвитием речи 3 уровня в количественном отношении значительно беднее, чем у их сверстников с нормальной речью. С наибольшей очевидностью это выступает при изучении активного словаря. Целый ряд слов дети не могут назвать по картинкам, хотя имеют их в пассиве (ступеньки, форточка, обложка, страница).

Преобладающим типом лексических ошибок является неправильное употребление слов в речевом контексте. Не зная названий многих частей предмета, дети заменяют их названием самого предмета (стена-дом) или действия; они также заменяют слова, близкие по ситуации и внешним признакам (раскрашивает-пишет).

В словаре детей мало обобщающих понятий; почти нет антонимов, мало синонимов. Так, характеризуя величину предмета, дети используют только два понятия: большой и маленький, которыми заменяют слова длинный, короткий, высокий, низкий, толстый, тонкий, широкий, узкий. Это обусловливает частые случаи нарушения лексической сочетаемости.

Анализ высказываний детей с общим недоразвитием речи выявляет картину выраженного аграмматизма. Характерными для подавляющего большинства являются ошибки при изменении окончаний существительных по числам и родам («много окнех, яблоком, кроватев»; «перы», «ведры», «крылы», «гнезды» и т.п.); при согласовании числительных с существительными («пять мячев, ягодом», «два руки» и т.п.); прилагательных с существительными в роде и падеже («я рисую краском ручкам»).

Часто встречаются ошибки в употреблении предлогов: опускание («я идаю батиком» - «я играю с братиком»; «книге лезит тае»- «книга лежит на столе»); замена («нига упая и тая» - «книга упала со стола»); недоговаривание («полезя а забор» - «полезла на забор»; «полься а уисю» - «пошла на улицу») .

Подводя итог вышеописанному, можно сделать следующие выводы, дети с ОНР 3 уровня имеют недостаточный словарный запас; допускают в речи лексические ошибки, плохо согласовывают слова в роде, падеже; с трудом овладевают связной речью; их звукопроизношение отстает от возрастной нормы. При ОНР III уровня речевого развития ребенок не может спонтанно стать на онтогенетический путь развития речи, свойственный нормальным детям. Коррекция речи для них длительный процесс, одной из главных задач которого является научить их связно и последовательно, грамматически и фонетически правильно излагать свои мысли, рассказывать о событиях из окружающей жизни. Это имеет большое значение для обучения в школе, общения с взрослыми и детьми, формирования личностных качеств.

  1. Методики, направленные на коррекцию ОНР 3 уровня

Коррекционная работа, c детьми, имеющими ОНР 3 уровня должна строиться как в рамках специализированной помощи, так и дома. В связи c этим разрабатываются методики, которые могут быть использованы родителями и методики, рекомендованные логопедам .

Так, для домашних заданий могут быть рекомендован следующий комплекс упражнений, применяемый в аспекте той или иной лексической темы.

Лексическая тема «Осень. Деревья»

  1. Выучить слова: осень, небо, дождь, ветер, дерево, листья, береза, сосна, ель, дуб, клен, рябина, высокий, низкий, зеленый, красный, желтый, разноцветные, старый, молодой, хмурое, пасмурное, дует, падает, льют, моросит, срывает.
  2. Игра «Один – много». Дерево-деревья, ветка-ветки, дождь-дожди, ветер-ветра, лист-листья, береза-березы, сосна-сосны, дуб-дубы, клен-клены, рябина-рябины, туча-тучи.
  3. Повтори рассказ-описание об осени. Наступила осень. Небо стало пасмурным и серым. Дует сильный ветер. Идут холодные дожди. Листья на деревьях желтые, красные, зеленые. Пожелтела трава. Птицы улетели на юг.
  4. Игра «Чей листочек?». У березы-березовый, у дуба-дубовый, у клена-кленовый, у рябины-рябиновый.
  5. Выучить стихотворение.

Вдруг закрыли небо тучи, Разведет повсюду слякоть.

Начал капать дождь колючий. Грязь и лужи на дороге,

Долго дождик будет плакать, Поднимай повыше ноги.

Лексическая тема «Овощи»

  1. Выучить слова: овощи, картофель, капуста, помидор, свекла, репа, редис, лук, чеснок, кабачок, огурец, вкусный, полезный, сочный, душистый, мягкий, крепкий, гладкий, шершавый, красный, желтый, зеленый, оранжевый, коричневый, длинный - короткий, толстый-тонкий, гладкий-шершавый, растут, убирать, сажать, готовить, варить, жарить, солить, резать.
  2. Игра «Назови ласково». Помидор-помидорчик, огурец-огурчик, морковь-морковка, лук-лучок, репа-репка, редис-редиска.
  3. Игра «Доскажи словечко». Сравнить по форме. Огурец овальный, а помидор …. Морковка треугольная, а лук …. Свекла круглая, а кабачок ….

Сравнить на ощупь. Огурец шершавый, а кабачок …. Картофель твердый, а помидор ….

  1. Игра «Что лишнее?». Огурец, кабачок, капуста, морковка (по цвету). Капуста, помидор, лук, огурец (по форме). Репа, чеснок, яблоко, огурец (фрукт).
  2. Составить рассказ-описание по образцу. Овощ выбираете любой. Это огурец. Это овощ. Огурец растет в огороде. Он овальный, зеленый, шершавый, сочный. Огурцы солят в банках.
  3. Отгадай загадки. Одну выучить наизусть.

Я важный и сочный. У меня красные щечки (помидор)

За кудрявый хохолок лису из норки поволок.

На ощупь – гладкая, на вкус – как сахар сладкая (морковь)

На грядке длинный и зеленый, а в банке желтый и соленый (огурец)

Уродилась я на славу, голова бела, кудрява.

Кто любит щи – меня в них ищи (капуста)

Сочинить свою загадку. Родители записывают в тетрадь.

Лексическая тема «Одежда»

  1. Выучить слова: шорты, футболка, майка, трусы, носки, брюки, кофта, свитер, платье, юбка, куртка, шарф, варежки, перчатки, пальто, шуба, одежда, теплая, зимняя, летняя, одевать, снимать, стирать, гладить, складывать, убирать.
  2. Игра «Одень гномика». Трусы – трусики, носки – носочки, брюки – брючки, кофта – кофточка, юбка – юбочка, шарф – шарфик.
  3. Игра «Купим одежду для девочки», «Купим одежду для мальчика». Назвать, что одевают девочки, а что мальчики.
  4. Составить рассказ – описание об одежде.

Например: Это детская куртка. Она теплая, красная. У куртки есть капюшон, рукава, карманы, замок. Ее одевают в прохладную погоду.

  1. Выучить стихотворение.

Я рубашку сшила мишке, Надо к ним карман пришить

Я сошью ему штанишки. И конфетку положить…

Так в рамках темы «Ягоды», можно закрепить название ягод, научиться составлять предложения; развивать у детей внимание, память, мышление; воспитывать бережное отношение к природе.

Реализация этих целей возможна в ходе:

Игры «Что с чем рядом?»

На доске – 5-6 картинок. Логопед спрашивает: «Что рядом с малиной (клубникой, смородиной, крыжовником, ежевикой)? Дети отвечают: «Рядом с малиной клубника и смородина и т.д.

Игры «Составление предложение».

На доске – три картинки с изображением ягод. Логопед задает детям вопрос: «Что ты съешь сам, что отдашь другу, а что положишь в корзинку?» Дети отвечают.

Физминутки.

Мы с друзьями в лес пойдем,

Ягоды, грибы найдём,

Их в корзинки соберём

И домой мы принесём

Мы кричим в лесу: «АУ»!

Эхо там живёт в бору.

Дети импровизируют движения в такт стихотворению.

Игры «Подбери слово».

Логопед спрашивает детей: «ЧТО можно делать с ягодами?» (Искать, собирать, сушить, пробовать, варить, мыть, есть, класть и т.д.)

Составления рассказа «Ягоды».

Шиповник-это ягода. Она растёт в лесу на кустах. Кусты колючие, у них шипы. Шиповник красный, внутри у него - маленькие косточки. Шиповник очень полезный, в нём много витаминов.

Дети хором произносят рассказ. Затем логопед предлагает детям различные вариации пересказов , а именно:

1.«Расскажи самому себе». Пересказ шепотом небольшого (из 3-5 предложений) текста перед зеркалом (каждый ребенок рассказывает, глядя в свое зеркальце).

2.Пересказ в диалогических парах. Дети поворачиваются друг к другу и поочередно пересказывают текст.

3.Пересказ по кругу. Дети садятся, образовав два круга, и начинается общение образовавшихся диалогических пар. Далее дети внутреннего круга передвигаются в одном направлении, и образовавшиеся пары вновь делятся своими пересказами.

4.Пересказ группе детей. Дети работают в группах, подобранных в соответствии с уровнем сформированности рассказывания. Каждый ребенок рассказывает свой кусок текста. Далее каждый выполняет пересказ для группы. Очень важно, чтобы начиная пересказ, наиболее продвинутый в речевом развитии ребенок обеспечил застенчивому время для адаптации.

В качестве методик в работе c детьми, также можно использовать:

  • игры-драматизации на сюжет пересказываемого произведения;
  • упражнения в моделировании пересказываемого сюжета (с помощью картинного панно, наглядной схемы);
  • рисование на тему пересказываемого произведения с последующим составлением рассказов по выполненным рисункам;
  • игра-упражнение «Узнай, что это?» (узнавание предмета по указанным его деталям, отдельным составным элементам);
  • составление описания предмета по собственному рисунку;
  • использование игровых ситуаций при составлении описательных рассказов.

Заключение

В ходе работы было выяснено, что в логопедии под понятием «общее недоразвитие речи» понимаются различные сложные речевые расстройства, при которых нарушено формирование всех компонентов речевой системы, а именно звуковой стороны (фонетики) и смысловой стороны (лексики и грамматики). Различают 3 уровня речевого недоразвития.

Дети с ОНР 3 уровня имеют недостаточный словарный запас; допускают в речи лексические ошибки, плохо согласовывают слова в роде, падеже; с трудом овладевают связной речью; их звукопроизношение отстает от возрастной нормы. Следовательно, помимо множества недостатков в развитии связной речи, у детей c ОНР 3 уровня страдают все компоненты речевой функциональной системы: фонетико-фонематические, лексико-грамматические, семантические.

Дети с общим недоразвитием речи требуют целенаправленной коррекционной работы. Успешная работа по преодолению ОНР 3 уровня у детей, возможна только в синтезе усилий логопедов и родителей. Для комплексной коррекции сегодня, разрабатываются, различные картотеки с упражнениями, которые помогают работать c детьми, как специалистам, так и родителям.

Список использованной литературы

  1. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. – М.: Просвещение, 1961. – 285 с.
  2. Глухов В.П. Формирование связной монологической речи у детей с ОНР в процессе обучения их пересказу // Дефектология, 2002. - № 1. - С. 69 -76.
  3. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. - Екатеринбург: АРТ ЛТД, 2010. – 236 с.
  4. Основы теории и практики логопедии / Под ред. Левиной Р.Е. - М.: Академия, 2007. – 361 с.
  5. Проблемы речевого развития дошкольников и младших школьников./ Под ред. А.М. Шахнаровича. - М.: Академия, 2010. – 256 с.
  6. Схема логопедического обследования ребенка с общим недоразвитием речи (от 4 до 7 лет) / Сост. Н.В. Серебрякова, Л.С. Соломаха // Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения. - СПб.: Детство – пресс, 2007. – 224 с.
  7. Трауготт Н.Н. Как помочь детям, которые плохо говорят. - СПб.: Нева, 2005. – 315 с.
  8. Филичева Т.Б., Туманова Т.В. Дети с общим недоразвитием речи: воспитание и обучение. - М.: Гном и Д, 2007. – 247 с.
  9. Цейтлин С.Н. Речевые ошибки и их предупреждение. - СПб.: Питер, 2009. – 361 с.
  10. Шашкина Г.Р. Логопедическая работа с дошкольниками. - М.: Академия, 2008. – 298 с.

С каждым днем все больше родителей обращаются к логопедам за помощью в борьбе с дефектами разговорной речи своих детей, чаще всего причина заключается в общем недоразвитии речи (ОНР). ОНР подразделяется на несколько уровней по характеристикам патологий. Чаще всего встречается общее недоразвитие речи 2 уровня (ОНР 2 уровня).

ОНР – нарушение речи, которое относится к педагогическо-психологической классификации. Такие дети имеют полностью нормальный слух и интеллектуальные способности, однако происходит явное нарушение в речевой системе. К детям с ОНР относят и полностью молчаливого ребенка, и малышей, которым свойственно лепетное произношение слов, а также детей, которые имеют понятную фразовую речь, но фонетическое направление слова слабо развито.

Проявление различных речевых дефектов имеет весьма стандартные проявления. У таких детей первые слова формируются примерно к трем-четырем годам, в редких случаях к пяти. Для речи свойственно аграмматичное звучание и неправильное фонетическое оформление. Таких детей очень сложно понять, хотя зачастую, они прекрасно понимают заданные им вопросы.

В связи с тем, что у такого ребенка происходит развитие комплексов, с психологической точки зрения, устранять такого рода дефекты необходимо при первых проявлениях.

Данные речевые дефекты отрицательно сказываются на сенсорных, интеллектуальных и волевых сторонах характера ребенка. Такие дети не могут полностью концентрировать свое внимание на конкретном предмете, а также подвергается воздействию их нормальная способность к запоминанию. Они не могут запомнить полученные инструкции, а также последовательные задания.

Коррекционная работа с детьми с ОНР нацелена на развитие анализа, сравнения и обобщения. Соматическая ослабленность подкрепляется дефектами в двигательной активности, что проявляется нарушением координации, пониженной скорости движения и недостаточной ловкости.

Основные особенности ОНР 2 уровня

Главным отличием ОНР 2 степени от ОНР 1 степени является использование в общении ребенком не только характерного лепета, жестов и совсем простых словоформ, но и элементарных слов, которые используются в обиходе. Однако все фразы могут быть искажены, поэтому не каждый сможет уловить точную формулировку, например, «матик» чаще всего означает слово «мальчик», но можно подумать и о «мячике».

При постановке ударения положительный результат наблюдается только в тех словах, в которых ударение падает на последний слог. Все остальные попытки построить грамотную речь терпят неудачу.

Чаще всего от такого малыша можно услышать простое перечисление предметов, которые находятся вокруг него, а также он может объяснить свои простые действия. Если его попросить составить рассказ по картинке, то удастся это осуществить лишь с помощью наводящих вопросов. В конечном итоге получится простой ответ, который состоит из двух-трех слов, однако построение предложения будет в более правильной форме, чем у ребенка с первым уровнем ОНР.

На этом уровне развития у детей наблюдается употребление личных местоимений, а также простых предлогов и союзов. Дети с ОНР второго уровня способны рассказать небольшой рассказ о себе, своей семье или о друзьях. Однако в произношении будет слышно неправильное употребление некоторых слов. При незнании правильного названия предмета или действия ребенок будет пытаться заменить его объяснением.

Если малыш не сможет заменить слово синонимом, то он обратится к помощи жестов.

На заданные вопросы такие дети отвечают существительным в именительном падеже, то есть при вопросе «С кем ты сегодня ходил по магазинам?» можно услышать короткое «Мама или папа».

ОНР 2 степени проявляется также отсутствием распознания среднего рода, а также незначительным количеством прилагательных.

При ОНР 2 уровня малыш пытается найти правильную грамматическую форму, поэтому может пробовать подобрать правильную структуру слова несколько раз: «Не было…была…дождь…дождя».

При таком уровне дети чаще всего способны различить единственную и множественную форму существительных, времена глаголов. При позднем начале речи характерна замена согласных: мягких на твердые – «моль» — «мол».

Обычно диагноз ОНР 2 уровня не ставят детям младше 4 лет.

Дети со вторым уровнем ОНР к школьному периоду обладают почти сформированной простой речью, бедным словарным запасом и аграмматизмом в произношении.

Характеристика ОНР 2 степени:

  • происходит расширение словарного запаса не только благодаря новым существительным и простым глаголам, но и из-за использования прилагательных и наречий;
  • обогащение речи наблюдается благодаря внедрению измененных форм слова, так, например, ребенок осуществляет попытки в изменении слова по родам, падежам, но в большинстве случаев произношение звучит неверно;
  • в общении дети используют простые фразы;
  • происходит расширение не только пассивного, но и активного словаря, благодаря чему ребенок понимает больше информации;
  • звуки и многие слова все еще звучат неправильно и резко.

Основные грамматические ошибки, которые осуществляют дети:

  • Неверное использование окончаний при склонении слова по падежам, например, «ил у бабука» — «был у бабушки».
  • Отсутствие разницы между единственным и множественным числом, например, «пицца ела» — «птицы ели».
  • Отсутствие практики в изменении существительного при смене количества предметов, например, «ти ига» — «три книги».
  • Неправильное применение предлогов в разговоре либо их полное отсутствие, например «папа одил магазин» — «папа ходил в магазин» или замена одного предлога на другой «мама ела из куни» — «мама пела в кухне».

Коррекционная работа

Посещение логопеда необходимо произвести, если к трем-четырем годам у малыша не происходит формирование речи. В таком случае диагностика, подробная характеристика и коррекция ОНР формируется не одним специалистом.

С помощью невропатолога определяется причина. При необходимости проведения лечения или назначения витаминов, специалист может назначить специальные препараты, которые окажут стимулирующее действие на речевые центры и нервную систему ребенка. Чаще всего рекомендуется пройти МРТ головного мозга. В некоторых случаях врачу будет достаточно проведения беседы с родителями.

После того, как была проведена консультация с невропатологом, необходимо посетить логопеда. Чаще всего специалист определяет ребенка в специальную группу, но при определенных обстоятельствах могут использоваться индивидуальные занятия.

Главной целью коррекционной работы является развитие активной речи, улучшение ее понимания, а также формирование фраз и их верное звукопроизношение. В качестве подкрепления некоторые логопеды обращаются к родителям с просьбой о проведении дополнительных занятий в кругу семьи, ведь два-три занятия в неделю может быть недостаточно.

В качестве примера можно привести простое упражнение, в котором ребенку необходимо произносить определенные слова нараспев, а родители после этого должны ответить ему таким же способом. Это упражнение не только поможет избавиться от речевых дефектов, но и сблизит семью.

Основные направления коррекционной работы:

  • улучшение произношения трудных слов для ребенка в протяжной манере, для лучшего звучания всех букв и звуков;
  • необходимость в распределении слов на группы, которые объединяются в зависимости от тематики, например, при демонстрации картинки с домашними животными ребенок должен четко назвать всех. Такой подход помогает детям осуществлять систематизацию;
  • сравнительные формы разных форм, которые принадлежат одной части речи, например, мы гуляли: по парку, по полю, по саду и так далее;
  • такой же подход с глаголом, например, мама рисовала — мама рисует -мама нарисует;
  • отработка понимания разницы между единственным и множественным числом;
  • улучшение восприятия разницы между глухими и звонкими звуками.

В манере общения детей со взрослыми и со своими сверстниками существует огромная разница. И если при разговоре со взрослым человеком малыш может чувствовать себя зажато, то при беседе с ребенком он будет более спокоен и открыт, особенно если у них будут совпадать интересы.

Однако, при достаточно большом развитии дефекта в начале коррекционной работы применяются индивидуальные занятия, которые со временем перетекают в групповые, тем самым медленно подготавливая ребенка ко входу в социум.

В некоторых случаях развитие 2 степени ОНР наблюдается у детей, которые не посещают детский сад, что объясняется нехваткой общения. В таких случаях рекомендуется записать малыша в различные кружки, в которых не только увеличится его круг общения, но и начнет развиваться художественное восприятие окружающего мира, что повлечет за собой усовершенствование речи.

Прогноз

Точно спрогнозировать нарушение в развитии речи у детей практически невозможно. Чаще всего это зависит от того, что стало причиной развития заболевания и степени его развития.

Именно поэтому при непонятном лепете или полном отсутствии речи в три года необходимо обратиться к невропатологу. Ведь при наличии расстройств со стороны нервной системы даже каждодневные занятия с логопедом могут не дать желаемый результат, потому что малышу будет необходима медикаментозная терапия.

При своевременном принятии всех необходимых мер ребенок начнет говорить. Но нередко такие дети не способны обучаться в обычной школе, поэтому родителям придется выбирать между домашним обучением или специальной школой, которая создана для детей с нарушением речи.

Самое главное – помнить, что малышу важна поддержка в процессе коррекционной работы, которую он должен получать от каждого члена семьи. Это поможет не только избавиться от назревающих комплексов, но и ускорить процесс устранения дефектов, ведь малыш будет видеть одобрение со стороны близких людей, а значит, начнет стремиться к лучшему результату.

Современный мир перенасыщен информацией, средствами общения, к книгам открыт широкий доступ, создано множество образовательных и развлекательных детских каналов. Казалось бы, в такой среде речь у детей должна развиваться без каких-либо трудностей, и кабинеты логопедов уйдут в прошлое. Однако это не так. Плохая экология, во многом культурная деградация, пониженная степень психологической защиты - все это отражается на развитии речи малыша. Некоторым детям логопед ставит диагноз "общее недоразвитие речи (ОНР) 3 уровня", характеристика которого указывает на то, что ребенку требуются дополнительные занятия. Полноценное развитие каждого малыша прежде всего зависит от старания его родителей. Они обязаны вовремя обращаться за помощью к специалистам, заметив какие-то отклонения в формировании личности своего чада.

Характеристика ОНР

ОНР наблюдается у детей с нормальным уровнем развития интеллекта, соответствующим их возрасту, при этом не имеющих каких-либо физиологических проблем со слуховым аппаратом. О такой группе пациентов логопеды говорят, что они не владеют фонематическим слухом, не различают отдельные звуки, поэтому в искаженном виде понимают смысл. Малыш слышит слова не так, как они произносятся на самом деле.

У детей с ОНР 3 уровня (характеристика представлена ниже) искажены такие речевые навыки, как словообразование, звукообразование, смысловая нагрузка слова, а также грамматический строй. При разговоре старшие дети могут допускать ошибки, присущие боле раннему возрасту. У таких детей темпы развития речи и психики не соответствуют друг другу. При этом малыши с ОНР ничем не отличаются от своих сверстников по развитию: они эмоциональны, активны, играют с удовольствием, понимают речь окружающих.

Типичные проявления ОНР

Типичными проявлениями общего недоразвития речи считаются следующие показатели:

  • разговор малопонятен и неразборчив;
  • фразы строятся грамматически неправильно;
  • речевое взаимодействие имеет низкую активность, слова воспринимаются с отставанием при их самостоятельном использовании;
  • первое произношение первых слов и простых фраз в позднем возрасте (вместо 1,5-2 лет в 3-5 лет).

При общем развитии психики:

  • новые слова плохо запоминаются и произносятся, память неразвита;
  • последовательность действий нарушена, простые инструкции выполняются с большим трудом;
  • внимание рассеяно, нет навыков, чтобы сосредоточиться;
  • логическое словесное обобщение затруднено, нет навыков анализа, сравнения предметов, разделения их по признакам и свойствам.

Развитие мелкой и крупной моторики:

  • мелкие движения выполняются с неточностями и ошибками;
  • у ребенка движения замедлены, есть склонность к застыванию в каком-то одном положении;
  • координация движений нарушена;
  • ритмика неразвита;
  • при выполнении двигательных заданий просматривается дезориентация во времени и пространстве.

Характеристика ОНР 3 уровня, как, впрочем, и остальных уровней, содержит в себе перечисленные проявления в той или иной степени.

Причины ОНР

Специалисты не находят в функционировании нервной системы и головного мозга детей с ОНР грубых патологий. Чаще всего источниками речевого отставания считаются социальные либо физиологические причины. Это могут быть:

  • перенесенные при беременности либо наследственные заболевания матери;
  • в период вынашивания малыша у матери были нервные перегрузки;
  • вредные привычки при беременности (алкоголь, курение);
  • получение каких-либо травм при родовспоможении;
  • очень ранняя или слишком поздняя беременность;
  • инфекции, сложные заболевания у малыша в грудном возрасте;
  • возможны травмы головы у ребенка;
  • неблагополучие в семье, где малыш переживает ранние стрессы;
  • нет эмоционального контакта между малышом и родителями;
  • в доме неблагоприятная моральная обстановка;
  • скандальные, конфликтные ситуации;
  • недостаток общения и внимания;
  • заброшенность малыша, грубая речь у взрослых.

Классификация. ОНР 1 уровня

Общее недоразвитие речи классифицируется по четырем уровням, каждый из которых имеет свои особенности. ОНР 1 уровня во многом отличается от ОНР 3 уровня. Характеристика речи при патологии 1 уровня: лепет, звукоподражание, куски маленьких фраз, части слов. Малыши нечетко произносят звуки, активно помогают мимикой и жестом - все это можно назвать навыками младенцев.

Дети активно проявляют интерес к окружающему миру, общению, но при этом разрыв между активным и пассивным словарным запасом намного больше нормы. Также к характеристикам речи можно отнести следующее:

  • произношение звуков смазано;
  • преобладают односложные, иногда двусложные слова;
  • длинные слова сокращаются до слогов;
  • слова-действия заменяются словами-предметами;
  • разные действия и разные предметы могут обозначаться одним словом;
  • разные по своему значению слова, но созвучные могут путаться;
  • в редких случаях речь отсутствует совсем.

Уровень 2

ОНР 2, 3 уровня характеристики имеет в чем-то схожие, но есть и существенные отличия. На 2 уровне происходит повышение развития речи. Усваивается большее количество общих слов, используются простейшие фразы, словарный запас постоянно пополняется новыми, чаще искаженными словами. Дети уже осваивают в простых словах грамматические формы, чаще с ударными окончаниями, различают множественное, единственное число. К особенностям 2 уровня относятся следующие:

  • звуки произносятся с большим трудом, часто заменяются более простыми (звонкие - глухими, шипящие - свистящими, твердые - мягкими);
  • грамматические формы осваиваются спонтанно, не связываются со смыслом;
  • речевое самовыражение бедное, словарный запас скуден;
  • разные предметы и действия обозначаются одним словом, если они как-то схожи (сходство в назначении или внешне);
  • незнание свойств предметов, их названий (размера, формы, цвета);
  • прилагательные и существительные не согласованы; замена или отсутствие в речи предлогов;
  • невозможность слаженно отвечать без наводящих вопросов;
  • окончания употребляются беспорядочно, заменяются одно другим.

Уровень 3

Характеристика детей с ОНР 3 уровня выглядит так: общие речевые навыки отстают, но уже присутствует построение фраз и развернутая речь. Детям доступны уже основы грамматического построения, простые формы употребляются правильно, используются многие части речи, более сложные предложения. Жизненных впечатлений в этом возрасте уже достаточно, словарный запас увеличивается, предметы, их свойства и действия называются правильно. Малыши способны составлять несложные рассказы, но все-таки испытывают свободу общения. ОНР 3 уровня характеристику речи имеет следующую:

  • в целом нет активного словарного запаса, выражена бедность лексики, недостаточно используются прилагательные, наречия;
  • глаголы применяются неумело, прилагательные с существительными согласовываются с ошибками, поэтому грамматический строй неустойчив;
  • при построении сложных фраз союзы употребляются неверно;
  • нет знаний подвидов птиц, животных, предметов;
  • вместо профессий называются действия;
  • вместо отдельной части предмета называется весь предмет.

Примерная характеристика на дошкольника

Характеристика на дошкольника с 3 уровнем ОНР выглядит следующим образом:

Артикуляция : анатомия органов без аномалии. Саливация повышена. Точность движений и объем страдают, ребенок не способен долго удерживать органы артикуляции в определенном положении, нарушена переключаемость движения. При артикуляционных упражнениях повышается тонус языка.

Речь : общее звучание маловыразительно, слабо-модулированный тихий голос, дыхание свободно, ритм и темп речи нормальный.

Звукопроизношение: существуют нарушения произношения сонорных звуков. Шипящие поставлены. Происходит автоматизация звуков на уровне слов. Контроль за произношением звуков, свободная речь контролируема.

Фонематическое восприятие, синтез и звуковой анализ : представления фонематические формируются с запозданием, уровень недостаточен. На слух ребенок выделяет заданный звук из слогового, звукового ряда, а также ряда слов. В слове место звука не определяется. Не сформированы навыки звукового и буквенного анализа, а также синтеза.

Слоговая структура : Слова, имеющие сложную слоговую структуру, произносятся с трудом.

Если поставлен диагноз "общее недоразвитие речи (ОНР) 3 уровня", характеристика (5 лет - возраст, когда многие родители уже готовят деток к школе, посещают специалистов) должна включать в себя все вышеперечисленные пункты. Детям в этом возрасте должно уделяться предельное внимание. Проблемы с речью поможет разрешит логопед.

Речь при ОНР 3 уровня

Характеристика речи детей с ОНР 3 уровня:

Пассивный, активный словарь : бедность, неточность запаса. Ребенок не владеет названием слов, которые выходят за рамки ежедневного общения: не может назвать части тела, название животных, профессий, действий, с которыми они связаны. Есть трудности при подборе однокоренных слов, антонимов, синонимов. Пассивный словарный запас намного выше активного.

Грамматический строй : логопедическая характеристика ребенка с ОНР 3 уровня указывает на то, что при образовании слов, их согласовании с другими частями речи наблюдаются аграмматизмы. Ребенок ошибается при подборе множественного числа существительного. Наблюдаются нарушения при образовании слов, которые выходят из рамок повседневной речи. Словообразовательные навыки с трудом переносятся на новую речь. Используются в изложении в основном простые предложения.

Связная речь : прослеживаются трудности в развернутых высказываниях, языковом оформлении. Последовательность в рассказе нарушена, есть смысловые пропуски в сюжетной линии. В тексте нарушаются временные и причинно-следственные связи.

Дети дошкольного возраста с ОНР 3 уровня характеристику в 7 лет получают от логопеда, который проводит с ними занятия. Если результаты занятий с логопедом не приносят должного результата, необходимо обратитЬся за консультацией к неврологу.

Уровень 4

Выше была приведена примерная характеристика ОНР 3 уровня, 4-й несколько отличается. Основные параметры: словарный запас у ребенка заметно повышен, хотя есть провалы в лексике и грамматике. Новый материал усваивается с трудом, заторможенное обучение письму и чтению. Дети правильно употребляют простые предлоги, длинные слова не сокращают, но все-таки часто наблюдается выпадение из слова каких-то звуков.

Сложности речи:

  • вялая артикуляция, речь нечеткая;
  • повествование тусклое, не образное, дети изъясняются простыми предложениями;
  • в самостоятельном рассказе логика нарушается;
  • выражения подбираются с трудом;
  • притяжательные и уменьшительно-ласкательные слова искажены;
  • свойства предметов заменяются приблизительными по смыслу;
  • названия предметов подменяются словами с похожими свойствами.

Помощь психолога

Характеристика детей с ОНР 3 уровня указывает на необходимость занятий не только с логопедом, но и с психологом. Исправить недостатки помогут комплексные меры. Из-за речевого нарушения такие дети имеют проблемы с концентрацией внимания, им трудно сосредоточиться на задании. Работоспособность при этом снижается.

Во время логопедической коррекции необходимо подключать психолога. В его задачу входит повышение мотивации к обучению и занятиям. Специалист должен провести психологическое воздействие, которое будет направлено на развитие концентрации внимания. Рекомендуется проводить занятия не с одним, а с небольшой группой малышей. Важно учитывать самооценку ребенка, заниженная тормозит развитие. Поэтому специалист должен помочь детям с ОНР поверить в свои силы и успех.

Комплексное коррекционное воздействие

Педагогический подход к исправлению ОНР - процесс непростой, здесь требуется структурное, специальное выполнение поставленных задач. Наиболее эффективно проводится работа в специализированных учреждениях, где работают квалифицированные педагоги. Если, кроме ОНР, установлен диагноз «дизартрия», терапия строится с учетом всех патологий. К коррекционному воздействию может добавляться медикаментозное лечение. Здесь участие должен принимать невролог. Специальные учреждения, центры своей целью ставят исправление недостатков развития интеллектуальных функций и коррекцию недостатков коммуникативных навыков.

Первое, что хочется сказать родителям: не стоит отчаиваться, если ребенок страдает ОНР. Не нужно конфликтовать с педагогами, специалистами, если они ставят диагноз "ОНР 3 уровня". Это лишь поможет вовремя принять меры. Занятия с малышом помогут быстрее скорректировать его речь, разобраться с патологиями. Чем скорее вы вникнете в суть проблемы, начнете действовать совместно со специалистами, тем быстрее процесс восстановления повернет в нужно русло.

Лечение может быть длительным, и от родителей во многом зависит его исход. Наберитесь терпения и помогите своему малышу войти в мир с уверенной, развитой речью.

Последние материалы раздела:

Николай Некрасов — Дедушка: Стих
Николай Некрасов — Дедушка: Стих

Николай Алексеевич НекрасовГод написания: 1870Жанр произведения: поэмаГлавные герои: мальчик Саша и его дед-декабрист Очень коротко основную...

Практические и графические работы по черчению б) Простые разрезы
Практические и графические работы по черчению б) Простые разрезы

Рис. 99. Задания к графической работе № 4 3) Есть ли отверстия в детали? Если есть, какую геометрическую форму отверстие имеет? 4) Найдите на...

Третичное образование Третичное образование
Третичное образование Третичное образование

Чешская система образования развивалась на протяжении длительного периода. Обязательное образование было введено с 1774 года. На сегодняшний день в...