Ненасильственное сопротивление. Отказ выходить из дома

Символических протестов. Некоторые считают ненасильственными средствами борьбы также блокирование транспортных коммуникаций и повреждение или уничтожение имущества (смотри, например, статью Экологический терроризм).

В двадцатом столетии ненасильственное сопротивление стало активно использоваться как в социально-политической борьбе, так и при гражданском (невоенном) сопротивлении иностранному агрессору (например, в случае оккупации Норвегии нацистской Германией в 1940 г. и в случае оккупации армиями стран Варшавского договора Чехословакии в 1968 г.). C 1966 по 1999 год ненасильственное гражданское сопротивление сыграло решающую роль в 50 из 67 случаях перехода от авторитаризма к демократии .

Ненасильственное сопротивление является противоположностью одновременно и пассивному приятию социальной несправедливости, угнетения, и вооруженной борьбе с ними. Как показывает исторический опыт, социально-политическая практика ненасильственного сопротивления получает развитие при наличии гражданского общества .

Особенность ненасильственного сопротивления и разрешения конфликтов заключается в том, что при этом делается попытка аппелировать к разуму и чувствам противостоящей стороны, заставить ее признать правоту и моральное превосходство участников сопротивления. При противостоянии внешней агрессии предполагается, что применение ненасильственного сопротивления должно деморализовать солдат противника, заставить их усомниться в правоте действий своего государства.

Ненасильственная тактика позволяет вести такую борьбу, которая хотя и основывается на возмущении несправедливостью, насилием, не возбуждает, тем не менее, в борцах злобу и ненависть. В случаях внутринациональных конфликтов очевидно, что непримиримость, ненависть, сохранение взаимной отчужденности не способствуют их решению, так как при любом исходе борьбы, людям представляющим противоборствующие стороны, предстоит жить вместе. Благодаря последовательному применению ненасилия в таких конфликтах сохраняется правопорядок и защищается человеческое достоинство.

Сторонники нормативного подхода к ненасилию настаивают на принципиальном характере ненасилия. Они убеждены в том, что в каждом случае ненасильственного сопротивления оно должно воодушевляться не только непосредственной целью, но и высокими помыслами, религиозными воззрениями, этическими принципами. Они полагают, что техника ненасильственной борьбы может быть реализована с наибольшей последовательностью, если люди исповедуют соответствующие принципы, а не просто выбирают наиболее эффективную тактику из возможных из соображений благоразумия, практичности. Идеологами ненасильственной борьбы как выполнения религиозно-нравственного долга, связанного с духовным самосовершенствованием, были Махатма Ганди , лидер борьбы (сатьяграхи) против дискриминации индусов в Южной Африке , а затем борьбы против британского колониального господства в Индии , и Мартин Лютер Кинг , лидер Движения за гражданские права чернокожих в США . Сторонники такого подхода также озабочены тем, что ненасильственная борьба может применяться как эффективное средство для достижения и недостойных целей. Частные, эгоистические интересы, защищаемые средствами ненасильственной борьбы, способны разрушительно воздействовать на общественный организм, быть источником новой несправедливости.

Сторонники прагматического подхода утверждают, что принцип ненасилия остается всего лишь благим пожеланием, если не проработаны технические возможности его применения в широкомасштабных акциях, если эти акции проводятся без соответствующего стратегического и тактического руководства.

См. также

Примечания

Ссылки

  • Раздел «Ненасилие» в библиотеке Я. Г. Кротова
  • М.Стефан, Э.Ченовет Почему гражданское сопротивление - работает? Стратегическая логика ненасильственного конфликта
  • В. Мейерс Ненасилие и его насильственные последствия
  • М. Ауер Странная война
  • Томас Мертон Ненасильственное сопротивление фашизму
  • Д. МакРейнольдс Философия ненасилия (англ.)
  • Джин Шарп «198 методов ненасильственных действий»

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Ненасильственное сопротивление" в других словарях:

    СОПРОТИВЛЕНИЕ НЕНАСИЛЬСТВЕННОЕ - – один из видов социального противодействия, заключающийся в ограничении или полном блокировании действий противоположной стороны, наносящих ущерб сопротивляющемуся, однако исключающий какие л. ответные насильственные действия в отношении нее.… …

    Этический принцип, согласно которому границы морали (нравственности) совпадают с отрицанием насилия; постнасильственная стадия борьбы с социальной несправедливостью. Термин Н. (аналогично нем. Gewaltlosigkeit, англ. nonviolence) является калькой… … Философская энциклопедия

    - (1869 1948), один из лидеров индийского национально освободительного движения, его идеолог. По образованию юрист. В 1893 1914 жил в Южной Африке. Испытал сильное влияние Л. Н. Толстого. В 1915 вернулся в Индию и вскоре возглавил партию Индийский… … Энциклопедический словарь

    Нельсон Холилала Мандела коса Nelson Rolihlahla Mandela … Википедия

    Чёрно белый флаг анархо пацифистов. Анархо пацифизм (также пацифистский анархизм или анархический пацифизм) это направление внутри анархического движения, которое отверг … Википедия

    ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ КОНФЛИКТНОЕ - – один из видов социального взаимодействия, заключающийся в противодействии конфликтующих сторон и проходящий на фоне выраженных негативных эмоций, переживаемых ими по отношению друг к другу. Сутью В. к. выступает противодействие. Оно может… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

    Общественное отношение, в ходе которого одни индивиды (группы людей) с помощью внешнего принуждения, представляющего угрозу жизни вплоть до ее разрушения, подчиняют себе других, их способности, производительные силы, собственность; узурпация… … Философская энциклопедия

    Сатьяграха (санскр. सत्याग्रह, satyāgraha IAST, «стремление к истине», «упорство в истине»), в Индии в период английского колониального господства тактика ненасильственной борьбы за независимость в двух формах: несотрудничества и… … Википедия

Антивоенные демонстранты украшают цветами оружие военных, блокирующих подступы к Пентагону. Арлингтон, США, 1967 год

Одно из первых общественных чувств, появившихся у человека, было чувство справедливости. Это очень важное чувство для коллективного животного: оно помогает группе выжить, стратегически дальновидно распределяя блага и риски между ее членами.

И понятиями «честно» и «нечестно» дети до семи лет оперируют куда лучше, чем понятиями «хорошо» и «плохо». Ибо последние в целом являются абстракцией, в то время как справедливость, соответствующая моменту, интуитивно понятна всем, ибо ее принципы кроваво ковались миллионами лет эволюции. Именно поэтому такая простая и понятная вещь, как право сильного, на самом деле совершенно не работает, если мы говорим о людях.

Демонстранты, лежащие в краске, протестуют против саммита НАТО в Лиссабоне. 2010 год

Вот сильный крокодил вполне себе безмятежно закусывает слабым крокодилом, не испытывая никаких неудобств. В человеческом же обществе сплошь и рядом сильный, пытавшийся оттяпать голову ковылявшему мимо слабаку, становился объектом группового недовольства и нередко получал булыжником по тыкве от возмущенной общественности. Многими булыжниками.

Этологических механизмов, которые защищают слабейших и обеспечивают приятные бонусы сильнейшим, опекающим слабых, у нас очень много. И чем сложнее и развитее общество, тем сложнее и интереснее эти механизмы. И тем лучше они работают. В конце концов умение быть униженным и оскорбленным превратилось в мощнейшую силу.

Шествие против принятия законов о ювенальной юстиции. Москва, 2012 год

В судах мы выясняем истину, потрясая своими ущербами. Огромная часть нашего искусства - это рассказы о том, как нам плохо и обидно. Больше половины наших песен - это художественно оформленный плач. Немалая часть людей даже придумала себе униженных, оскорбленных и невинно убиенных богов, которые учили своих последователей терпеть, страдать - и выигрывать. Блаженны страждущие, ибо они утешатся. Неудивительно, что даже в геополитике, консервативнейшей из всех сфер человеческой деятельности, драматическое поражение постепенно стало превращаться в победу, сначала моральную, а потом и куда более реальную.


Лицензия на убийство

Томас Гоббс

Как мы говорили, механизмы сочувствия к потерпевшим мы вынесли еще с доразумных времен, с течением эпох они только оттачивались. Остались какие-­то совсем дремучие осколки совсем примитивных мифов о том, как сильные герои мучат слабых, но в целом народное мифотворчество еще тысячи лет назад выковало образ героя, который сражается с могучими и жестокими противниками, защищая слабых. Древнейшие же герои, которые обижали детей и кроличков, обычно превращались в комических и в целом отрицательных персонажей - трикстеров - и добром не кончали.

Даже когда речь шла о царствах и завоеваниях, приходилось соблюдать правила. Ни на одной стеле мы не найдем честного рассказа о том, как Бухурушап Волосатый вытоптал своими боевыми слонами деревушку, в которой жили тридцать тихих и тощих рыбацких семейств, а заодно еще пнул кроличка. Там всюду будут фигурировать полчища злоумышлявших врагов. И да, конечно, это был лев.


Конечно, какое-то время спасали боги. На них многое можно было свалить. Если эти зачумленные рыбаки не просто варили свою уху, но еще молились неправильным богам, то они, конечно, заслуживали смерти. В Ветхом завете эта коллизия прекрасно описана в истории царя Саула: царь не послушал пророка и отказался казнить беззащитных пленных амаликитян, за что и получил от Яхве люлей. Потому что воля Бога, конечно, выше любой этики. Бунт против законного властителя, пусть даже этот властитель ежедневно вечеряет детским мясом, тоже рассматривался как вызов Богу, и потому бунтовщика можно было спокойно разорвать на кусочки боевыми слонами, не опасаясь народного недопонимания. Но как только боги начали сдавать позиции, все стало гораздо сложнее. Уже в XVII веке появляются, например, работы философа Томаса Гоббса, в которых содержится мысль о том, что любой народ обязан восстать против своего суверена, если суверен слишком его притесняет.

Мысль эта была чрезвычайно созвучна каскаду революций, катившихся по Европе, и очень хорошо накладывалась на сознание постхристианской цивилизации. Напудренные головы маркизов летели в корзины под дружное улюлюканье людей, искренне считавших, что все происходящее на подмостках гильотины справедливо, ибо там наказывают тех, кто обижал слабых.


Принцип неучастия

Индийское восстание 1857 года

Кошмарненькое послевкусие, оставленное Французской революцией, породило новую идею. «Власть несправедливую и бесчестную свергать можно и нужно, но браться за оружие - это последний шаг, которого нужно как можно дольше избегать». Полнее всего она была сформулирована в работах американского мыслителя Генри Торо. В 1849 году он опубликовал программное эссе «Гражданское неповиновение», где и сформулировал «принцип неучастия» - идею индивидуального ненасильственного сопротивления общественному злу.

Костюмированная акция возле офиса «Аэрофлота» в защиту арестованных лидеров профсоюза пилотов. Москва, 2014 год

Конечно, какое-то время работа Торо казалась наивной и идеалистической. Но чем больше человечество смеялось над ней, тем серьезнее оно над ней задумывалось. А потом в 1857 году началось восстание наемников-сипаев в Индии. Справедливости ради отметим, что хороши там были все. И британцы, и индийцы проявляли адскую жестокость друг к другу. Англичане предавали сипаев казни «дьявольский ветер», привязывая их к жерлам пушек; сипаи в ответ вырезали жен и детей британцев самыми неаппетитными способами.

Протестант перед танками на проспекте Вечного Спокойствия в Пекине. 1989 год

И так как именно с этим периодом совпал серь­езнейший рост роли прессы, выяснилось, что общественное мнение как-то очень склонно сочувствовать тем, кто пострадал больше. Когда в британских лордов, совершавших оздоровительное турне по Альпам, начинали плевать местные мальчишки, а хозяева гостиниц перестали находить для них свободные комнаты, стало понятно, что для победы нужно не только победить, но и как следует пострадать. И английские газеты запестрели описаниями зверств темнокожих дьяволов - описаниями, которые раньше как-то не очень одобрялись, ибо воспринимались подрывающими боевой дух нации. С тех пор, пожалуй, у британцев и вошло в обычай больше всего гордиться своими поражениями, воспевать самые трагические страницы своей истории и ставить памятники в честь разгромов своей армии и потопления своих кораблей.

Они первыми поняли, что именно такие вещи воспламеняют патриотизм сильнее, чем победные реляции, бравые марши и пышные монументы в честь одержанных побед.

Собрание активистов «белоленточного движения» перед Кремлем. Москва, май 2012 года

Размышления Генри Торо


1

Истинный патриот не может быть равнодушен к злу, которое совершается в его стране.

2

Если ты понимаешь, что какой-то закон преступен и несправедлив, ты не должен его выполнять.

3

Никаких «закон суров, но это закон» для патриота нет, ибо патриот общественное благо и справедливость ценит выше заданных программ.

4

Патриот должен быть готов пострадать за свои убеждения. Но без насилия, ибо насилие превращает его в реального преступника и, таким образом, унижает идею, которую он отстаивает.

5

Патриот должен публично заявить, что он считает данный закон злом, и категорически отказаться его выполнять. Да, его могут оштрафовать. Посадить в тюрьму. Даже убить. Но его страдание за правду неизбежно привлечет к идее сочувствие в обществе, и на место каждого погибшего борца за истину встанут десять его последователей… Всех, словом, не пересажаете.


Непротивленцы в России


И вот идеи Торо поползли по миру. В России ими глубоко проникся Лев Толстой, породивший целое движение «непротивленцев»*.

* - Примечание Phacochoerus"a Фунтика:
« Нужно понимать, что непротивленцев одинаково презирали и цепные псы царского режима, и дьяволы со взрывательными машинками в преступных руках. Страдать русский народ, может, и привык, но страдание с фигой в кармане было на тот момент слишком свежей для него мыслью »


Полиция использует перцовый спрей против студентов Университета Дэвиса. США, 2011 год

Толстой, правда, предпочитал рассуждать о непротивлении злу насилием на частном уровне человеческих взаимоотношений, но его последователи смотрели на вещи шире. Идеи Торо в переосмыслении Толстого стали особо популярны среди интеллигенции, но нашли определенный отклик и у трудового народа. Студенты выражали свой протест сходками, писатели - текстами, рабочие - забастовками.

Студентки пикетируют Министерство образования РФ. Москва, 2013 год

Имперская администрация среагировала на все это самым идиотским способом - насилием. Студентов ссылали в солдаты, писателей отправляли в места отдаленные, рабочих и крестьян секли, а с появлением Столыпина и вешали. Власти в упор не умели отличать террористов от несогласных и вгрызались всем в глотки скопом. В результате естественной механической логики недовольных становилось все больше, ибо трудно благостно взирать на мир, если твоего младшего сына выгнали из гимназии за непочтительное шмыганье носом рядом с портретом его величества, а старшего повесили за то, что он ухаживал за девушкой, собиравшейся кинуть бомбу в генерал-губернатора.

Кровавое воскресенье. 1905 год

Апофеозом этого безумия стало, конечно, Кровавое воскресенье, когда власти не придумали ничего умнее, чем начать стрелять в народ, тащившийся к царю на поклон с иконами и робкой петицией. Сотня тел, легших в те дни на мостовые Питера, стала идеальным моральным оправданием для воронки насилия, захватившей десятилетия.

Как умучить власть по-хорошему

В ставшей руководством мирных протестантов книге «Политика ненасильственных действий» Джина Шарпа, выпущенной в 1973 году, содержится 198 способов троллить власть и подгрызать ее основание. Но в целом все рекомендации можно сократить до 30 основных.


1. Публичные выступления. 2. Письма протеста или поддержки. 3. Создание лозунгов, карикатур и символов, тиражирование их. 4. Раздача листовок, памфлетов, развешивание плакатов, нанесение надписей на стенах и мостовых. 5. Публикации в прессе, написание книг. 6. Сатирические награждения защитников власти. 7. Пикетирование. 8. Проведение самостоятельных опросов и референдумов. 9. Ношение символов. 10. Публичные молитвы. 11. «Преследование по пятам» официальных лиц. 12. Марши, парады, демонстрациии, автоколонны, символические похороны свободы, экономики, прав и т. д. 13. Проведение встреч и семинаров. 14. Молчание при контакте с официальными лицами. 15. Отказ от наград и титулов. 16. Отказ от общения с активными сотрудниками режима. 17. Бойкот товаров. 18. Бойкот праздничных общественных мероприятий. 19. Приостановление членства в общественных организациях. 20. Забастовки. 21. Отказ выходить из дома. 22 Эмиграция в знак протеста. 23. Массовый отказ от уплаты налогов, арендной платы, услуг ЖКХ, банковских кредитов. 24. Массовое снятие банковских вкладов. 25. Отказ от службы в армии, от выполнения долга присяжного. 26. Отказ принять назначение официальных лиц, неисполнение их распоряжений. 27. Голодовка. 28. Блокировка дорог. 29. Блокировка входов в правительственные знания. 30. Демонстративное самоубийство.


Как Махатма принца обидел

Махатма Ганди

Куда более успешно «принцип неучастия» сработал в Индии, где его главным проповедником стал Махатма Ганди.

Индийцы любили восставать против англичан, и каждый раз это было кровавое и безнадежное дело. Причем еще и не добавлявшее мировых симпатий угнетенным народам Индии, потому что портреты маленьких дочек скромного английского миссионера, лежащих на залитой кровью веранде, увитой бугенвиллеями и окруженной угрюмыми бородачами в тюрбанах, были весьма суровым аргументом в пользу креста белого человека.

Участник голодовки нелегалов в Бельгии. 2009 год

Джон Леннон и Йоко Оно во время семидневной акции «Не встанем с постели во имя мира». Отель «Хилтон», Амстердам, 1969 год

Мохандас Ганди, будучи человеком начитанным, был хорошо знаком с идеями Торо и Толстого и счел, что для Индии они подойдут как нельзя лучше. Начатое им движение ненасильственного сопротивления, сатьяграха, надо признать, тоже не было особо успешным. Да, индийцы охотно отказались пользоваться английскими товарами, разорив таким образом множество британских фабрикантов. Они не платили налоги и гордо шли за это в тюрьму. В 1921 году они не вышли встречать принца Уэльского, приехавшего улучшать дружеские отношения между странами, и ошеломленный принц вынужден был ехать по абсолютно пустым улицам Бомбея, Калькутты и Аллахабада. Местное начальство как-то не догадалось забить улицы врачами, учителями и сотрудниками ЖЭКов, так что вышел пренеприятнейший конфуз.

Арест участников Соляного похода в Бомбее. 1930 год

Апофеозом сатьяграхи Ганди стал, конечно, Соляной поход 1930 года - массовые ненасильственные выступления индийцев против британских монополий. Вот как описывает этот поход в своей работе «Искусство сатьяграхи» С. В. Девяткин, научный директор Новгородского межрегионального института общественных наук: «События в округе Дхаршана являются выразительным примером того, что действия сатьяграхов не были вынужденными, но диктовались свободным выбором принять страдания ради своего дела. Жители округа собирались занять соляные варницы, принадлежавшие англичанам. Полиция заблокировала вход. В руках у полицейских были «латхи» - длинные деревянные палки с металлическими набалдашниками. Демонстранты построились в колонну на дороге перед входом в варницы. Первая шеренга двинулась вперед, на полицейский кордон. Сближение. На головы и плечи людей обрушились латхи. Все сбиты с ног. В крови и пыли их оттаскивают к перевязочному пунк­ту, развернувшемуся неподалеку. На место упавших подходит вторая шеренга. Удары дубинок в голову, грудь, живот. Никто из демонстрантов не пытается сопротивляться, не отвечает даже угрозой, не пытается уклониться от ударов. Они молча принимают их на себя, пока в состоянии стоять на ногах. И эта группа сбита. Подходит третья. Присутствуют корреспонденты: некоторые не в силах выносить подобного зрелища и отворачиваются. Шеренга за шеренгой индийцы молча пытаются пройти в ворота. Град ударов. Люди даже не поднимают рук - естественный рефлекс, чтобы защититься. Они идут и идут на место упавших, пока все участники демонстрации не прошли палочную «обработку». Наверное, европейцам эта бойня чем-то напоминала театр абсурда».

Участники несанкционированного мотопробега в знак протеста против действий полиции. Москва, 14 июня 2011 года

И все же сатьяграха не стала успешным проектом. Ганди не мог контролировать людей, откликнувшихся на его призыв, а люди не всегда могли контролировать себя. Сплошь и рядом они рвались в бой - калечили солдат, убивали полицейских, жгли магазины и разрушали дома. Взамен их вешали. Круговорот насилия так и остался неразорванным, Ганди отказался от сатьяграхи, объявив ее преждевременной. Вскоре Британия, повинуясь глобальным геополитическим изменениям, сама ушла из Индии, как и из большинства своих колоний. А Ганди был убит фанатиками.


Мартин Лютер - король

Но где блистательно сработали идеи Торо - это, конечно, в деле борьбы с сегрегацией в южных штатах США. Эти идеи последовательно и неуклонно проводил в жизнь лидер американских чернокожих - священник Мартин Лютер Кинг. Чернокожие мятежники ненавидели его чуть ли не больше, чем белокожие расисты, но Мартин Лютер упрямо и твердолобо шел по выбранному пути. Он понимал, что двенадцать процентов цветного населения, даже вооружившись до зубов и преисполнившись готовностью умереть за свободу, ничего не смогут добиться силой. Стало быть, надо демонстрировать полное и окончательное бессилие.

Пусть собратья презрительно обзывают его «дядей Томом» и «хорошим негром». Он будет идти по пути непротивления злу насилием. Он будет призывать сестер и братьев неуклонно настаивать на своих правах и терпеть последствия не защищаясь. Подставлять головы под дубины, сердце - под свинец, а шею - под петлю. И пусть весь мир глядит на хижины в огне, на белые капюшоны куклуксклановцев, на повешенных подростков, на студентов, забитых до смерти, на фотографии маленькой девочки, чье белое платье испачкано кровью и нечистотами - так местные защитники расовой чистоты воспитывали ребенка, который просто хотел пойти учиться в школу…

Протестующие и армия во время Марша мира. Вашингон, 1972 год

Сидячие забастовки и демонстрации были единственным оружием сторонников Кинга. И они оказались действенным оружием. Можно арестовать десять чернокожих за то, что они посмели сесть на места для белых. Можно арестовать тысячу. Но ты не можешь арестовать сотни тысяч людей, половина из которых - это белые, стоящие рядом с протестующими и держащие плакаты в их поддержку. Один за другим сегрегационные законы отменялись в южных штатах.

Палестинский протестант во время антиизраильской акции. Палестина, 2010 год

Мартин Лютер взывал к совести, а совесть, что бы там ни думали граждане, ее лишенные, - это очень мощный аппарат воздействия. В чем-то он хуже плети. Его речи-­проповеди приходили слушать сотни тысяч людей - и черных, и белых. Он получил Нобелевскую премию мира. Он стал символом при жизни. И когда в 1968 году позвоночник Мартина Лютера Кинга пронзила пуля из снайперской винтовки расиста Джеймса Эрла Рэя, на землю Кинг падал победителем. Отныне расистская риторика и соответствующие взгляды в США подавляющим большинством людей воспринимались однозначной мерзостью. Сегрегационные законы были полностью отменены в считаные месяцы после гибели Кинга.


Ненасилие сегодня

Выступление группы Pussy Riot в храме Христа Спасителя. Москва, 2012 год

В странах, по тем или иным причинам не вышедших из тинейджерского возраста, насилие по-прежнему является наиболее быстрым и наиболее недальновидным способом решения проблем (хотя и здесь ситуация потихоньку меняется).

Свадьба «майдановцев» Богдана и Юлии в захваченной мэрии. Киев, 2014 год


Сегодняшнее же развитое, взрослое общество нетерпимо к насилию настолько, что принцип ненасильственного сопротивления в таких странах превратился в абсолютное оружие покруче атомной бомбы. Симпатии всегда будут на стороне слабого и больше пострадавшего, сколь бы блистательно ни был неправ этот пострадавший изначально. Что, впрочем, естественно для повзрослевшего общества.

Умение терпеть и не давать сдачи слабому - это совершенно взрослая добродетель.

Гражданское сопротивление и этика ненасилия

Гражданское сопротивление является одной из форм политического соперничества. Этика ненасилия является совокупностью принципов, которые запрещают применение насилия. Участники некоторых успешных гражданских движений сопротивления, таких, как борьба за независимость Индии и движение за гражданские права в США, проповедовали этику ненасилия. Однако само по себе использование гражданского сопротивления не означает, что от его участников требуется неукоснительно придерживаться ненасильственных действий. На самом деле, вполне вероятно, что для большинства участников гражданского сопротивления на протяжении всей его истории этика ненасилия не была движущим мотивом. Скорее, они выбрали гражданское сопротивление потому, что для них это был единственный и наиболее эффективный способ вести борьбу.

Взгляд на власть: монолит или плюрализм Во многих обществах, превалирующим является представление о власти как о чем-то монолитном (рис. 1), в том смысле, что обычные люди якобы зависит от доброй воли, решений и поддержки правительства и других учреждений. Власть рассматривается как нечто, находящееся в руках тех нескольких человек, которые, находясь на вершине командной пирамиды, располагает наибольшими полномочиями и потенциалом для применения насилия. Монолит власти воспринимается как самовоспроизводящийся, прочный и не поддающийся изменению.

Гражданское сопротивление основано на другой предпосылке, отражающей плюралистической взгляд на власть (рис. 2), который рассматривает правительства и другие властные системы как во многом зависящие от повиновения или сотрудничества людей. С плюралистической точки зрения, власть основывается на ее легализации многими слоями общества и их участии в ней. Она находится в постоянном движении, и ее прочность всегда зависит от пополнения ее истоков, достигаемого сотрудничеством многих учреждений и людей.

Таким образом, движения гражданского сопротивления развивают свои стратегии, исходя из того, что люди, которые организовывают широкую коалицию рядовых граждан с целью воспрепятствовать действиям государства, могут нейтрализовать или обратить его вспять.

Действие и бездействие

Участники гражданского сопротивления использовали сотни различных тактик на протяжении всей его истории. Эти тактические подходы могут быть разделены на две категории. Бездействие - это тактика, при которой люди перестают делать то, что при нормальной ситуации от них ожидается или требуется. Среди примеров такой тактики - рабочие забастовки, отказ платить налоги, потребительские бойкоты. Тактика действия - это когда люди начинают делать то, что они обычно не делают или что делать запрещено. Примерами этой тактики являются протесты, массовые демонстрации, сидячие забастовки, и другие формы гражданского неповиновения. Стратегическое чередование этих двух тактических подходов затрудняет противнику поддержание статус-кво. Это также может вдохновить людей из многих слоев общества к участию в сопротивлении, так как спектр применяемых тактик может включать разнообразные акции: с высоким и низким риском, общественные и частные, совместные или децентрализованные.

Единство, планирование и ненасильственная дисциплина Три ключевых принципа успешного гражданского сопротивления - это единство, планирование и ненасильственная дисциплина. Единство достигается мобилизацией разнообразных слоев общества - которые изначально могут иметь различные жалобы - вокруг ряда достижимых целей. Планирование является стратегическим чередованием кампаний и тактик, основанном на тщательном анализе условий и возможностей для действия.

Оно также включает в себя готовность к возможным неудачам и разработке на этот случай резервных планов. Ненасильственная дисциплина предполагает стратегическую приверженность к использованию исключительно ненасильственной тактики, потому что насилие ограничивает гражданское участие, вредит легитимности движения, уменьшает международную поддержку и снижает шансы на перемену лояльности.

Романтик вс, 29/06/2014 - 23:57

17.06.2014 в Уфе прошел митинг гражданского сопротивления "В огне брода нет" с участием общественного движения "Суть времени", организации "Родительское всероссийское сопротивления", КПРФ, Союза советских офицеров, НОД.

Для уфимской ячейки "Суть времени" - это был первый митинг, который был организован достаточно спонтанно.

Мероприятие посетили СМИ, взявшие у организаторов интервью:

Началось мероприятие с демонстрации антибандеровской выставки, которая показывает основные этапы становления бандерофашизма. Выставка призвана пробудить в гражданах воительность по отношению к фашизму, показать зло таким, какое оно есть, и убедить тех, кто считает, что фашизму нужно противодействовать, вступить в Гражданское сопротивление.

Активисты "Родительского всероссийского сопротивления" информировали граждан о том, как можно помочь материально детским домам Новороссии, оказавшимся на грани гуманитарной катастрофы.

Тем временем отдельные граждане выражали свою позицию по отношению к действиям власти в России в сложившейся ситуации.

Через полчаса после начала пикета начался митинг.

Вступительное слово от представителя "Суть времени".

Выступали представители "Сути времени", "Родительского всероссийского сопротивления" и гражданского сопротивления "В огне брода нет".

Выступили представители КПРФ и Союза советских офицеров Башкортостана, которые очень четко высказались, как должна действовать власть в нынешней ситуации.

Выступление представителя КПРФ на митинге.

Выступили представители НОД.

Выступления часто делились на 2 составляющие.
1) Отношение к политике действующей власти РФ.
2) Отношение к гражданскому действию.

Оппозиционные организации "Суть времени", КПРФ, Союз советских офицеров по первой составляющей расходились с позицией НОД.

Однако все мы были едины в том, что необходимо активное гражданское действие по противодействию неофашизму. Многие опасались, что противоречия по первому пункту смогут внести раскол в наши ряды и по второму пункту. Но этого не произошло.

В конце митинга была зачитана резолюция, которая была принята (с поправками) большинством собравшихся.

"Мы, граждане России, жители Уфы и Башкирии, заявляем следующее.
Хунта, пришедшая к власти на Украине - это фашисты.
Донецкая народная республика (ДНР) и Луганская народная республика (ЛНР) - это передний край борьбы с фашизмом
Мы готовы реализовать следующие шаги в борьбе с фашизмом:
1) Если будет принят закон о добровольческих воинских формированиях, то мы готовы оказать массированную ополченческую поддержку ДНР и ЛНР.
2) Мы создадим точки сбора гуманитарной помощи, организуем сбор этой помощи - и отправку в Новороссию.
3) После вступления соответствующего закона в силу мы организуем народные дружины для противодействия попыткам нашей 5й колонны устроить майдан в России.
4) Мы окажем всяческую информационную и аналитическую поддержку сопротивлению ДНР и ЛНР.
5) Мы организуем законное широкое противодействие в форме уличных акций попыткам майдана в России.

Враг будет разбит! Победа будет за нами!"

После зачитывания резолюции митинговая часть собрания была завершена.
В митинге участвовало не менее 40 граждан.
Далее граждане имели возможность пообщаться с представителями организаций и посмотреть выставку.

На добром слове мы все разошлись, готовые к дальнейшему сотрудничеству по вопросам гражданского сопротивления.

ПС. Приносим извинения всем гражданам, в особенно выступавшим представителям от организаций, особенно "Союзу советских офицеров Башкортостана" за недостаточное фото- и видеообеспечение.
К сожалению, нет фото и видео всех выступающих.
Но в следующий раз, на следующем собрании, будет и полное видео выступлений, а ключевые моменты будут запечатлены на фото.
С уважением, оргкомитет мероприятия.

http://eotufa.livejournal.com/8063.html

Выставка вызвала ранее невиданный интерес граждан, несмотря на то, что движение пешеходов было очень интенсивным, и все спешили.

Большинство граждан, к сожалению, проходили мимо, взяв в руки информационные материалы.
К сожалению, мало кто понимал, что нужно не только знать, но и что-то делать.

К сожалению, большинство прохожих было подвержено патернализму. Многие надеются, что без их гражданского участия, власть сама решит все вопросы. Хотя то же большинство пассивно одобряет наши действия.
Наибольшую готовность нам помочь высказали люди среднего возраста.
В частности, готовность помочь в формировании в рамках закона народных дружин:

Были единицы, поддерживающие бандеровцев. Но тут важно понимать, что если эти единицы будут активны и объединятся, они будут представлять серьезную опасность.
Поэтому большинству нельзя быть пассивными. Эта пассивность, патернализм, привела на Украине к тому, к чему привела...

Из СМИ нашу выставку посетили корреспонденты "Башкирского спутникового телевидения".

Параллельно с нашим мероприятием проходил пасхальный автопробег:

Ближе к концу мероприятия наш активист выступил перед собравшимися.


Некоторым гражданам не понравились наши обвинения в адрес некоторых коллаборационистов.
Речь, конечно же, касается деятельности башкирского националиста Заки Валидова, нацистского преступника, которого сейчас пытаются реабилитировать.
Что ж, по-видимо придется проводить с гражданами отдельный ликбез.

Тем, кто желает присоединиться к Гражданскому сопротивлению, предлагаем подписываться оставлять свои контакте на сайте http://vognebroda.net/
Мы с вами обязательно свяжемся.

Пикет продлился почти 3 часа.
В мероприятии участвовали 14 активистов Сути времени, Гражданского сопротивления и сподвижников.
С выставкой познакомились свыше 30 прохожих.
Свыше 700 гражданам были предоставлены информационные материалы.

Новость в ЖЖ уфимской ячейки: http://eotufa.livejournal.com/6822.html

Возле активиста собралось много людей

Кто-то читает на ходу.

Но многие очень вдумчиво и сосредоточенно знакомятся с материалами выставки.

Всё под контролем

Выставка заставляет задуматься

Выставка в очередной раз вызвала большой интерес у горожан. Многие люди выражали организаторам благодарность. Когда пришло время заканчивать пикет и активисты начали разбирать выставку смотревшие её люди даже возмутились, почему разбираются стенды. Но ничего не поделаешь, согласованное время подошло к концу. Возможность посмотреть выставку будет в следующие выходные, когда иркутская "Суть времени" планирует провести выставку в следующий раз.

Вступайте в ряды Гражданского сопротивления "В огне брода нет! "

До встречи в СССР!

Антибандеровский пикет-выставка 5 апреля в Иркутске

Ермаков Михаил вс, 06/04/2014 - 18:40

5 апреля 2014 года в Иркутске на Сквере им. Кирова прошёл антибандеровский пикет-выставка, организованный иркутской ячейкой "Сути времени". На пикете демонстрировались плакаты с информацией о бандеровцах, их зверствах в период Великой отечественной войны, их современных последователях и наличии их в текущем украинском процессе. Также активисты "Сути времени" раздавали прохожим листовки с информацией о зверствах бандеровцев. Всего за пикет было распространено 300 листовок.
Сегодня, когда идёт информационная война, в рамках которой россиян пытаются убедить в том, что на Украине произошла мирная народная революция, что никаких бандеровцев на Украине нет, да и вообще, бандеровцы это герои Украины, боровшиеся за её независимость, особо актуальным представляется напоминание гражданам о том реальном зле, которое творили бандеровцы, а также объяснение того, что бандеровцы действуют на Украине и сейчас. Горожане с большим интересом знакомились с информацией, а после внимательно слушали разъяснения активистов.



Горожане знакомятся с выставкой


Выставка интересна и молодёжи, и людям среднего возраста, и старшему поколению


Активисты "Сути времени" ведут агитацию


Посетители выставки внимательно слушают активистов "Сути времени"


У милиции всё под контролем


Баннеры рассказывают о зверствах бандеровцев

Организаторы пикета-выставки надеются подобным мероприятием пробудить сознание граждан. Сейчас на Украине, в непосредственной близости от России, оформляются фашистские силы жизненно необходимо помнить свою историю, различать, что есть хорошо, а что плохо. И самое главное, нельзя пребывать в расслабленном, безучастном состоянии. Уже сейчас необходимо организовываться и мобилизовываться, чтобы защитить свою страну. Поэтому "Суть времени" организует Гражданское сопротивление и призывает всех, кто понимает опасность и готов сделать всё возможное для её отражения, вступать в его ряды.

Записаться в Гражданское сопротивление фашизму можно здесь: http://vognebroda.net/
В пикете-выставке в Иркутске приняли участие активные граждане, вступившие в Гражданское сопротивление. Они раздавали листовки и общались с людьми. Такие же активисты Гражданского сопротивления в этот день провели одиночные пикеты в Братске.


Активистка Гражданского сопротивления раздаёт листовки в Братске


Активисты Гражданского сопротивления в Братске

Надеемся, что таких активных граждан с каждым днём будет всё больше. Только вместе можно одержать победу.

ВНИМАНИЕ! Информация от "Юр.фронта"

Gagarin12 птн, 04/04/2014 - 18:37

Подписаны федеральные законы об участии граждан

в охране общественного порядка.

Рабочая группа «Юридический фронт» информирует о следующем.

02 апреля 2014 года Президентом РФ В.В.Путиным были подписаны Федеральный закон № 44-фз «Об участии граждан в охране общественного порядка» и Федеральный закон № 70-фз «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам участия граждан в охране общественного порядка» .

Оба нормативных акта расширили возможности граждан по участию в деятельности по охране общественного порядка. До настоящего момента порядок создания и функционирования подобных объединений и народных дружин регулировались лишь законодательством ряда субъектов РФ.

ФЗ № 44-фз «Об участии граждан в охране общественного порядка» устанавливает:


1. Принципы и основные формы участия граждан в охране общественного порядка (содействие органам внутренних дел (полиции) и иным правоохранительным органам, участие граждан в поиске лиц, пропавших без вести, участие граждан в деятельности общественных объединений правоохранительной направленности);


2. Особенности создания и деятельности общественных объединений правоохранительной направленности, целью которых является участие в охране общественного порядка;


3. Порядок и особенности создания и деятельности народных дружин, а также правовой статус народных дружинников.

Основными формами объединения граждан для защиты общественного порядка являются:

1. Общественное объединение правоохранительной направленности - не имеющее членства общественное объединение, сформированное по инициативе граждан для участия в охране общественного порядка;

Решение о создании объединения должно быть принято гражданами на общем собрании по месту жительства, нахождения собственности, работы или учебы с уведомлением органов местного самоуправления соответствующего муниципального образования, а также территориального органа МВД России.

2. Народная дружина - основанное на членстве общественное объединение, участвующее в охране общественного порядка во взаимодействии с органами внутренних дел (полицией) и иными правоохранительными органами, органами государственной власти и органами местного самоуправления;

Дружины создаются по инициативе граждан Российской Федерации, изъявивших желание участвовать в охране общественного порядка, в форме общественной организации с уведомлением органов местного самоуправления соответствующего муниципального образования и территориального органа МВД России.

Границы территории, на которой может быть создана народная дружина, устанавливаются представительным органом соответствующего муниципального образования (Собраниями депутатов города или района). При этом на одной территории, как правило, может быть создана только одна народная дружина.

Основными направлениями деятельности общественных объединений правоохранительной направленности и народных дружин являются содействие органам полиции и иным правоохранительным органам в охране общественного порядка, участие в предупреждении и пресечении правонарушений на территории по месту создания народной дружины, распространение правовых знаний, разъяснение норм поведения в общественных местах. При этом, народные дружины осуществляют еще одно важное направление - участие в охране общественного порядка в случаях возникновения чрезвычайных ситуаций.

Создание народных дружин при политических партиях, религиозных объединениях, а также создание и деятельность политических партий и религиозных объединений в народных дружинах запрещены.


Порядок создания, реорганизации и (или) ликвидации общественных объединений правоохранительной направленности и народных дружин определяется Федеральным законом от 19 мая 1995 года № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» с учетом положений нового Федерального закона.

Следует также обратить внимание, что в городах федерального значения Москве и Санкт Петербурге, в случае, если региональными законами не будет установлена необходимость уведомления органов местного самоуправления внутригородских муниципальных образований, гражданам о создании указанных объединений необходимо будет уведомлять Мэрии этих городов (в настоящий момент соответствующие Законы в Москве и Санкт-Петербурге еще не приняты - прим. «Юр.фронт»).

Руководство народной дружиной осуществляет командир, избранный из членов народной дружины по согласованию с органом местного самоуправления и территориальным органом МВД России.

Общественные объединения правоохранительной направленности и народные дружины будут иметь право осуществлять охрану общественного порядка только после включения их в специальный региональный реестр, ведение которого будет осуществляться Главным Управлением МВД России по субъекту РФ. Порядок формирования и ведения регионального реестра в ближайшее время будет определен Приказом МВД России.


Указанными Федеральными законами также урегулированы статус, права и обязанности участников общественных объединений правоохранительной направленности и народных дружин, ограничения для участия в них, полномочия органов государственной власти и местного самоуправления по вопросам содействия гражданам в их участии в охране общественного порядка. Оба Федеральных закона вступят в силу со 2 июля 2014 года.

Рабочей группой «Юридический фронт» в ближайшее время будет подготовлена специальная Памятка для граждан по созданию общественных объединений правоохранительной направленности и народных дружин.

Рабочая группа «Юридический фронт»

Комсомольск-на-Амуре: Пикет в поддержку Марш братства и гражданского сопротивления 15 марта

alexurcher сб, 15/03/2014 - 11:30


В поддержку Марша братства и гражданского сопротивления в Москве провели пикет на площади им.Ленина 15 марта с 15-00 до 16-00. Сделали одиночное пикетирование, в котором участвовало 6 человек. Люди либо проходили мимо, присматриваясь, либо подходили и выясняли причину, по которой встали тут. Была положительная реакция, то есть ловили сплошной позитив. Ласковое уже весеннее солнце и вежливые люди - что ещё надо людям, поглощённым тревожными событиями на Украине...

Пресс-релиз: Марш братства и гражданского сопротивления 15 марта в Москве

12.03.2014 - 17:09

МАРШ БРАТСТВА И ГРАЖДАНСКОГО СОПРОТИВЛЕНИЯ
в центре Москвы согласован с властями города

Получено согласование заявки на проведение Марша братства и гражданского сопротивления 15 марта 2014 года в Москве. Марш пройдет от станции метро Трубная до площади Революции, где состоится митинг. Сбор на ул. Цветной бульвар около Трубной площади с 13.00. Начало движения в 14.00. Организатор марша - движение “Суть времени”.

Несколько недель назад движением “Суть времени” для формирования рядов гражданского сопротивления против фашизма был запущен сайт vognebroda.net. На текущий момент на сайте записались около 27 тысяч человек и эта цифра неуклонно растет.

На прошлой неделе были обнародованы официальные результаты социологического опроса АКСИО-5 (), проведенного Агентством по культурно-социальным исследованиям обществ, посвященного отношению российских граждан к событиям, происходящим на Украине. Результаты опроса показали, что большинство граждан расценивают события на Украине как классическую “цветную” революцию (33,5% опрошенных) или как “вооруженный мятеж бандеровцев и неонацистов” (24,2% опрошенных). Также подавляющая часть жителей Российской Федерации уверены в том, что все эти процессы направлены против России, а Украина является лишь средством поставленной цели. Но самое главное - треть наших граждан готова бороться за свою Родину до конца, в том числе и с оружием в руках.

На протяжении всей свой истории люди боролись против своих угнетателей и почти всегда это означало обращение "к топору".
Однако в 20 веке человек по имени Мохандас Карамчанда Ганди предложил другой путь борьбы за свободу и достоинство - ненасильственное сопротивление ("Сатьяграха"). Эта стратегия была обоснована не прагматическими соображениями (бесперспективность вооруженного противостояния колониальной армии), а проистекала из религиозно-нравственных убеждений великого индуса. Основная идея — в стремлении воздействовать на благоразумие и советь противника через: 1) отказ от насилия (ахимса); 2) готовность переносить боль и страдания. В соответствии с теорией Ганди, насилие рано или поздно приводит к увеличению насилия, ненасилие же прерывает спираль зла и делает возможным превратить врага в единомышленника. Ганди рассматривает сатьяграху не как оружие слабых, а напротив, как оружие сильнейших духом.
Махатма Ганди с внучками в 1947 г.:

Тактика ненасильственной борьбы за освобождение Индия от английского колониального господства в двух формах: несотрудничества и гражданского неповиновения.
Акция началась 1 августа 1920 г. Движение развёртывалось как массовое нарушение запретов властных органов. Английские ткани торжественно сжигались на площадях. Магазины, которые продолжали торговать английскими товарами, пикетировались. Чиновники-индийцы подавали заявления об отставке. Отряды «волонтёров» пытались без применения силы пройти туда, куда их не пускала полиция, избивая и арестовывая. Тюрьмы были переполнены, но движение не прекращалось.
На пике выступления кампанию ненасильственного сопротивления остановил сам Махатма. 4 февраля 1922 г. в деревне Чаури-Чаура участники мирного митинга, проводившегося в рамках кампании несотрудничества, были обстреляны полицией. Возмущённая толпа заперла полицейских в здании и сожгла их. Погиб 21 полицейский вместе с офицером. Ганди расценил этот инцидент как показатель того, что массы не созрели для ненасильственных действий, и настоял на немедленном прекращении борьбы, вопреки мнению большинства соратников. Несмотря на это, английские власти уже 10 марта арестовали Ганди и осудили его за подстрекательство к антиправительственным действиям на 6 лет тюрьмы.
В итоге Индия добилась независимости всё же мирным путём, но только 25 лет спустя, а самого Ганди убили в 1948-м индуистские экстремисты.
С тех пор идеи Махатмы Ганди обрели миллионы сторонников по всему миру и, как говорится, не только живут, но и побеждают. В статье Википедии Ненасильственное сопротивление утверждается, что с 1966 по 1999 год ненасильственное гражданское сопротивление сыграло решающую роль в 50 из 67 случаях перехода от авторитаризма к демократии.
Опыт ненасильственной борьбы за свободу и права человека внимательно изучается и обобщается, а арсенал средств мирного сопротивления непрерывно расширяется. В частности, книга Джина Шарпа перечисляет "198 методов ненасильственных действий". А ведь она была написана задолго до появления Интернета и соцсетей!

Последние материалы раздела:

Реферат: Школьный тур олимпиады по литературе Задания
Реферат: Школьный тур олимпиады по литературе Задания

Посвящается Я. П. Полонскому У широкой степной дороги, называемой большим шляхом, ночевала отара овец. Стерегли ее два пастуха. Один, старик лет...

Самые длинные романы в истории литературы Самое длинное литературное произведение в мире
Самые длинные романы в истории литературы Самое длинное литературное произведение в мире

Книга длинной в 1856 метровЗадаваясь вопросом, какая книга самая длинная, мы подразумеваем в первую очередь длину слова, а не физическую длину....

Кир II Великий - основатель Персидской империи
Кир II Великий - основатель Персидской империи

Основателем Персидской державы признается Кир II, которого за его деяния называют также Киром Великим. Приход к власти Кир II происходил из...