Не с наречиями раздельно примеры слов. Как пишется "не" с наречиями: примеры

(Не)далеко есть чудный лес,

Полный тайн и чудес.

В нём (не)плохо погуляться

(Не)надолго затеряться.

Это стихотворение поможет нам обозначить проблему: слитное и раздельное написание не с наречиями.

Наречия

Существуют в русском языке слова, которые используются для обозначения признака действия, предмета или признака признака. Они называются наречиями. Ниже даны примеры не слитно и раздельно с наречиями. Например, с :

  • смотрит весело, невесело;
  • встретили радостно, нерадостно;
  • слушаю внимательно, невнимательно.

с наречиями меры и степени:

  • очень, не очень сильно;
  • чересчур (не чересчур) слабо;
  • с лихвой (не с лихвой) хватает.

с наречиями времени:

  • давно (недавно) вышел;
  • напишу завтра (не завтра);
  • соберёмся вечером (не вечером).

с наречиями места:

  • здесь (не здесь) соберёмся;
  • далеко (недалеко) был;
  • изнутри (не изнутри) посмотрел.

Перед вами примеры не слитно и раздельно с наречиями: неплохо, недалеко - вовсе не плохо, совсем не далеко. От чего же это зависит? Это мы можем узнать из правил, регулирующих это правописание.

Слитно пишутся наречия, которые могут быть заменены синонимами

Синонимы - это слова, способные заменить друг друга в предложении. В случае такой возможности не с наречием пишется слитно:

  • Вы вчера выступили неплохо (хорошо)
  • На репетицию приходите в клуб «Гудзон», тут недалеко (близко).
  • Он негромко (тихо) начал петь.

Если сложно заменить синонимом, можно использовать выражение:

  • Это будет нескоро (через продолжительное время).
  • Концерт продолжался недолго (короткое время).
  • Мальчик отвечал неуверенно (без уверенности).

Слитно с «не» пишутся наречия, которые без «не» не употребляются

Ещё примеры слов которые с не пишутся слитно: неряшливо, негодующе, ненавидяще.

Слитное написание в этом случае объясняется тем, что слово без не употреблено быть не может. Например:

  • К своим обязанностям мой заместитель отнёсся небрежно.
  • Он как-то нелепо взмахнул руками.
  • Выглядел конферансье невзрачно, на первый взгляд.

Слитно с «не» пишутся отрицательные наречия

Слитное и раздельное написание не с наречиями часто зависит от части речи. Например, всегда надо писать слитно с не отрицательные местоимения:

  • Нашему коллективу негде проводить репетиции.
  • Стремиться к чему-то большему было уже незачем.
  • Город был чужой, знакомых нет, сходить даже некуда.

Наречия пишутся раздельно, если есть противопоставление

Если вы задумываетесь, и есть примеры не слитно и раздельно с наречиями одними и теми же, нужно обязательно обращать внимание на то, есть или нет противопоставление в предложении. Оно может быть выражено противительным союзом «а», может только подразумеваться и никак не выражаться. При существовании противопоставления наречие с «не» пишется раздельно.

  • Я должен был тогда поступить не честно, а человечно.
  • Вопреки его ожиданиям, встреча прошла не скучно, а весело.
  • Дети вели себя не тихо - шумели.

При наличии некоторых слов наречия пишутся раздельно с «не»

Наречие надо писать раздельно с «не», если к нему относится какое-либо из следующих слов: совсем, ничуть, нисколько, никогда, вовсе, далеко. Хотя без этого слова оно будет написано слитно.

Примеры «не» слитно и раздельно с наречиями

раздельно

Его предположение оказалось далеко не верно.

Его предположение оказалось неверно.

На улице оказалось вовсе не холодно.

На улице оказалось вовсе холодно.

Он рассказывал нисколько не смешно.

Он рассказывал несмешно.

Я чувствовал сам, что пошутил ничуть не умно.

Я чувствовал сам, что пошутил неумно.

С некоторыми наречиями «не» пишутся раздельно всегда

Нужно сказать, что «не» пишется раздельно почти со всеми наречиями, кроме заканчивающихся на -о и -е, тех, которые без не не употребляются, и отрицательных.

Если знать, как пишется не с наречиями, примеры которых даны в таблице, то все остальные нужно просто писать раздельно:

  • не по-товарищески;
  • не сразу;
  • не везде;
  • не всегда;
  • не замужем.

Исключения: недаром, недосуг, нехотя, неспроста, невдалеке.

Тест «Наречия с НЕ»

Нужно указать номер предложения, в котором наречие с «не» пишутся указанным образом.

1. раздельно

1) Это выглядело (не)плохо
2) С заданием класс справился(не)плохо, а просто отлично.

3) У меня получилось (не)много криво.

4) Я подошёл к нему (не)заметно.

1) Маме моё поведение отнюдь (не)понятно было.

2) Оправдания звучали вовсе (не) уверенно.

3) Моим родителям это далеко (не)приемлемо.

4) Каникулы прошли (не)заметно.

3. раздельно

1) Таня жила от меня (не)далеко.

2)В доме было (не)привычно тихо.

3) Задание выполнить (не)легко.

4) Справиться со всем этим было (не)легко, а очень легко.

1) Ты (не)удачно пошутил.

2) Вопреки ожиданиям в доме было (не)бедненько, а вполне себе ничего.

3)Дело продвигалось отнюдь (не) легко.

4) Нисколько (не)жестоко, если помнить о том, как он себя вёл.

5. раздельно

1) Ответ (не)приятно удивил меня.

2) Справиться с этим будет (не)тяжело, но долго.

3) Неужели тебе это нисколько (не)привлекательно?

4) Отсутствовал папа (не)долго.

1) Он (не)лепо потоптался и ушёл.

2) После дождика было нисколько (не)свежо, только влажно.

3) В этом месте в прошлом году было (не)мелко, а глубоко.

4) Если напрямик то ничуть (не) далеко.

7. раздельно

1) Малыш в своей шубе, (не)уклюже переваливаясь, потопал по дорожке.

2)Выглядел он (не)взрачно, но забавно.

3) Тут вовсе (не)глубоко, можно вброд перейти.

4) (Не)вежливо так себя вести.

1) Ты повёл себя (не)по-товарищески.

2) Солнце высушило сено (не)досуха.

3) Ребята разместились (не)подалеку.

4) Сегодня вовсе (не) жарко.

9. раздельно

1) Я за лето (не) вероятно похудела.

3) Медведя здесь можно встретить отнюдь (не)часто.

4) Сходить в монастырь будет (не) близко, но интересно.

10. раздельно

1) Читал он (не)громко, но удивительно выразительно.

2) Алексей (не)принужденно развалился в кресле.

3) Выполнить твою просьбу будет нисколько (не)легко.

4) (Не)ожиданно налетела гроза.

Ответы

1.2) С заданием класс справился(не)плохо, а просто отлично.

2.4) Каникулы прошли (не)заметно.

3.4) Справиться со всем этим было (не)легко, а очень легко.

4.1) Ты (не)удачно пошутил.

5.3) Неужели тебе это нисколько (не)привлекательно?

6.1) Он (не)лепо потоптался и ушёл.

7.3) Тут вовсе (не)глубоко, можно вброд перейти.

8.3) Ребята разместились (не)подалеку.

9.3) Медведя здесь можно встретить отнюдь (не)часто.

10.3) Выполнить твою просьбу будет нисколько (не)легко.

Вспомните, как пишутся с не существительные и прилагательные.

    Неряшливость, неряшливый.
    Неискренность, неискренний.
    Не вежливость, а грубость.
    Не вежливый, а грубый.

Прочитайте правило о написании не с наречиями. Что в нём нового по сравнению с правилом о написании не с существительными и прилагательными? Объясните орфограммы в примерах.

Применяя данное правило, рассуждайте так:

(Не)брежно . Пишу слитно, так как слово без не- не употребляется.

(Не)аккуратно написал. Пииту неаккуратно слитно, так как это слово можно заменить близким по смыслу выражением - без прилежания. В этом слове не- - приставка.

(Не)далеко, а близко находится. Пишу не далеко раздельно, так как есть противопоставление с союзом а .

Этот музей вовсе (не)далеко от нас. Пишу не далеко раздельно, так как слово вовсе усиливает утверждение.

241. Объясните, как образованы данные наречия. Почему не в них пишется слитно? Подберите к данным словам наречия-антонимы.

Невесело ← весело; невежливо, необдуманно, немного, невд..леке, неустойчиво, недружелюбно, неясно, несер..ёзно, неискренне, неравнодушно, несправедливо, небрежно, немало, неграмотно, некрасиво.

242. Проанализируйте данные наречия. Запишите наречия с не в таблицу.

Сделать (не)а(к, кк)уратно, (не)опрятно, (не)умело. Пришить пуговицу (не)кре..ко. Пр..шить (не)кре..ко, а слабо. Посмотреть (не)доверчиво, (не)довольно, (не)дружелюбно. Взглянуть (не)доверчиво, а с подозрением. Говорить нисколько (не)весело, совсем (не)громко, далеко (не)ласково. Произнести (не)громко, а тихо. Излагать мысли (не)последовательно, (не)связно. Взлететь (не)высоко. Взлететь (не)высоко, а низко. Взлететь совсем (не)высоко. Вырыть вовсе (не)глубоко. (Не)широко приоткрыть глаза. Выполнить (не)брежно. Поступить (не)лепо. Высказываться (не)годующе. Ничуть (не)радостно.

вовсе не
далеко не
ничуть не
нисколько не
никогда не
отнюдь не

243. Спишите сначала примеры пословиц, где не- - приставка, затем примеры, где не - частица. В каких предложениях эти слова являются наречиями? В каких предложениях нужны знаки препинания - запятые?

1. Что (не)складно, то и (не)ладно. 2. Ласковое слово (не)трудно а споро. 3. Легко ск..зать (не)легко доказать. 4. Умное слово (не)тяж..ло а легко. 5. Летела пташка высоко, села (не)д..лёко.

244. Спишите, обозначая условия выбора слитного и раздельного написания не с наречиями. Назовите виды орфограмм на месте пропусков в приставках.

1. Погода вскоре (не)ул..вимо изменилась. 2. (Не)сколько увесистых к..мней, сорвавшись с крутизны, пок..тились вниз. 3. (Не)равно одна из выл..зок, с отлуч(?)кой от логова на целый день и ночь, чуть было (не)кон(?)чилась для волков (не)ожида(н, нн)ой бедой. 4. (Не)угомо(н, нн)ые волчата (не)столько отдыхали, сколько бегали вокруг, пр..нюхиваясь и пр..сматриваясь ко всему, что пр..влекало их любопытство. 5. (Не)подалёку от волков с волчатами, (не)много в стороне, в тамарисковых рощах, паслись сайгаки. Их было (не)мало.

(По Ч. Айтматову)

245. Спишите, подчеркните слова с приставкой не- как члены предложения. Какой частью речи является каждое из них? Какие звуки произносятся на месте выделенных букв?

1. Зимн..е солнце (не)ласково. (Не)ласково ветретил лес ребятишек. 2. (Не)заметно прош..л в лесу день. После чистк.. пятно на пл..ще (не)заметно. 3. Серёжа прыгнул вверх (не)высоко. Молод..нькое деревцо (не)высоко. 4. Возр..жение (не)уб..дительно. Коля оправдывался (не)уб..дительно. 5. Пор..жение было (не)избежно.

возражение
поражение

246. К какому стилю относится текст? Какое не существующее в языке слово использовано в вопросе Димы? Каким словом его заменил командир?

Слушай, - ш..потом сказал Димка, хотя кругом (н..)кого (не)было, - ты (не)ходи туда прямо... лучше вокруг бегай. Как бы (не)заметили.

Предупр..дили ране(н, нн)ого командира.

Что же,- сказал он, - буд..те только осторожней, ребята. А если (не)помож..т, (н..)чего тогда (не)подела..шь... (Не)хотелось бы, правда, так (не)лепо проп..дать...

А если лепо?

Нет такого слова, Димка. А если не задаром, тогда можно.

(По А. Гайдару)

247. Заполните по образцу таблицу «Не с существительными, прилагательными и наречиями на и » своими примерами, обозначая в них условия выбора слитного или раздельного написания не . Составьте два сложных предложения.

248. Озаглавьте текст. Какова его основная мысль? Разделите его на абзацы, спишите. Подчеркните наречия, образованные приставочным способом. Какие языковые средства для связи предложений здесь использованы?

С годами люди всё сильнее пр..выкали к тому, что почта всегда к их услугам. Для быстроты горо..ские разнос(ч, щ)ики писем - почтальоны - начали ездить не только на лошадях, но и на велосипедах. И лишь одно ост..валось (не)удобным. Каждое письмо обязательно следовало взвесить, высчитать, на какое ра..стояние его пр..дётся ве..ти, и уж только потом узнать по специальным книгам, сколько взять денег за пересылку. Затем выписать квитанцию. И вот более ста лет назад люди изобрели почтовую марку, почтовый к..нверт и штемпель. О нет, пр..думать такое было вовсе (не)просто. Удобство же получилось огромное. Именно с этого врем..ни переписка стала делом обычн..м. Почти все государства сразу подхватили оба эти открытия. В нашей стране первая почтовая марка была выпущ..на в конце 1857 года.

(По А. Шейкину)

почтальон
квитанция
штемпель [тэ]
конверт [в"]

249. Организуйте диалог на тему «Почему люди стали меньше писать друг другу письма?» Поговорите о том, что пришло им на смену, как теперь общаются между собой. Обсудите плюсы и минусы такого общения. Работайте в группе.

Наречия в русском языке незаменимы. Они значительно обогащают и украшают нашу жизнь. Без наречий не обходились великие писатели и поэты. В наши дни люди все так же часто употребляют эту часть речи. Но если правила написания наречий достаточно просты, то употребление вместе с отрицательной частицей "не" может вызвать некоторые трудности. Так как все же правильно писать: слитно или раздельно? Как пишется "не" с наречиями? Правила написания с "не" достаточно легки и могут помочь разобраться в этом.

В каких случаях "не" с наречиями пишется слитно?

  • Есть слова, которые раздельно с "не" не употребляются. Например, неряшливо, нелепо, неизбежно. Это достаточно легко проверить: если убрать "не", то слово теряет свое значение и смысл.
  • Также "не" пишется слитно с наречием, если оно образовано от местоимения: негде, неоткуда, некуда, нечем, незачем.
  • Вместе с отыменными наречиями (невзначай, некстати, нехотя невтерпеж, невдалеке). К примеру, невдалеке виднелись облака; говорить невпопад.

Когда "не" пишется раздельно?

  • Если есть противопоставление с союзом а. К примеру, не жарко, а холодно; не красиво, а просто ужасно; не много, а очень мало. Стоит учесть, что не всегда для противопоставления требуется союз "а", оно часто может подразумеваться и выражаться другими союзами или не выражаться вовсе.
  • Если есть пояснительное слово с "не" перед наречием, служащее для усиления отрицания (совсем не близко осталось пройти). Пояснительными словами являются: "ничуть не", "совсем не", "далеко не", "нисколько не" и так далее.
  • Если вы видите наречие, которое пишется через дефис, то отрицательную частицу следует писать отдельно. Например, на улице погода не по-зимнему разыгралась.
  • Если наречие стоит в сравнительной степени. (он не слабее других; она говорит не хуже остальных)
  • Раздельно со словами: не здесь, не совсем, не так, не сегодня, не иначе, не надо, не жалко и так далее. То есть с предикативными, обстоятельственными наречиями "не" пишется раздельно.
  • "Не" пишется раздельно еще с наречными выражениями, такими как не в меру, не к добру, не к месту.

Как пишется "не" с наречиями, оканчивающимися на -о и -е?

Пишется слитно в том случае, если эта часть речи не служит для отрицания, а выражает определение понятия. Например, жить неплохо (хорошо), вспомнить неожиданно (резко, вдруг). Проверить слитное написание можно так же, как с прилагательными, которые пишутся вместе с "не", подобрав к словам синонимичное слово. Однако не стоит забывать, что эти же наречия пишутся уже раздельно с "не", если есть противопоставление. Если синонимичное слово подобрать нельзя, то "не" с наречием пишется раздельно (например, не наивно).

Как пишется "не" с наречиями в зависимости от контекста

Не во всех случаях отрицательная частица пишется с наречием на -о или -е слитно, если можно подобрать синоним и нет противопоставления. Тут еще играет роль контекст. Акцент делается либо на отрицание, либо на утверждение. Можно сказать "было недалеко" (близко) или же "было не далеко" (отрицание того, что было далеко). В первом случае акцент ставится на утверждении, а во втором - на отрицании. Это как раз тот случай, когда вы решаете, слитно или раздельно употребить "не" с наречиями. Как писать? Решить можно только по контексту или в зависимости от того, какой оттенок вы хотите придать своему предложению.

Проверим себя

Как не пишется с наречиями, данными в предложениях?

  1. Очень (не) ясно, будут ли в скором времени результаты.
  2. Мне (не) втерпеж захотелось уйти отсюда.
  3. (Не) зачем тебе смотреть на этот фильм.
  4. Вчера было (не) прохладно, а скорее просто тепло и безветренно.
  5. Совсем (не) забыто все то, через что мы прошли.
  6. (Не) совсем легко далось мне приготовление пирога.
  7. Мне было (не) жалко прощаться со всеми картинами.
  8. Мне (не) легче от полученных знаний.
  9. Все еще (не) понятно, как "не" пишется с наречиями.
  10. (Не) к добру был тот сон.
  11. Встретили они нас (не) по-товарищески.
  12. Давай закончим (не) сегодня.
  13. (Не) вмоготу сидеть на одном месте на уроке.
  14. (Не) надо мне помогать.
  15. (Не) вероятно интересно было гулять по парку.
  16. Сказанное (не) громко слышится громче всего.
  17. (Не) по-старому я наконец-то оделась.
  18. Ничуть (не) ужасно.
  19. (Не) взначай задела бокал.
  20. (Не) случайно вы начали вдруг себя так вести.

Проверка:
  1. Неясно.
  2. Невтерпеж.
  3. Незачем.
  4. Не прохладно.
  5. Не забыто.
  6. Не совсем.
  7. Не жалко.
  8. Не легче.
  9. Непонятно.
  10. Не к добру.
  11. Не по-товарищески.
  12. Не сегодня.
  13. Невмоготу.
  14. Не надо.
  15. Невероятно.
  16. Негромко.
  17. Не по-старому.
  18. Не ужасно.
  19. Невзначай.
  20. Не случайно.

1. Самое простое и актуальное для любой части речи (не только для наречия) правило: «не» слитно со словом, которое без «не» не употребляется. Например: неизбежно, нелепо, недоумевающе, непременно (в русском языке не существует слов «избежно», «лепо, «доумевающе», «пременно»).
Я непременно дождусь тебя после уроков.
Мальчик недоумевающе посмотрел на отца.

2. Если наречие с «не» можно заменить синонимичным словом без «не» - мы также должны написать исходное слово слитно. Например: нетрудно (=легко, значит, пишем слитно), небыстро (= медленно, значит, пишем слитно).
Мне нетрудно будет помочь тебе с математикой.
Анна Павловна шла небыстро, иногда даже останавливалась.

3. «Не» пишется слитно с отрицательными наречиями: незачем, некуда, неоткуда, нечем и др.
Вам незачем было беспокоиться, со мной все хорошо.
Извините, но мне нечем заплатить вам.

Раздельное написание «не» с наречиями

1. Как и имя прилагательное, наречие пишется раздельно с частицей «не», если в предложении имеется или подразумевается противопоставление с союзами «а», «но». Например: не богато, а бедно; не быстро, а медленно.
Марк и Люси жили не богато, а скорее скромно (очевидное противопоставление).
Мне показалось, будто он не случайно завел этот разговор (противопоставление в этом примере скрытое: автор имеет ввиду, что разговор был заведен не случайно, а специально).
Необходимо обратить внимание, что союзы «а», «но», «да» не всегда свидетельствуют о наличии противопоставления в предложении. Например: говорить негромко, но понятно (наречия «негромко» и «понятно» - не антонимы, они не противопоставлены друг другу по смыслу, значит, мы пишем «не» слитно)

2. «Не» пишется раздельно с наречием при наличии следующих сочетаний: далеко не, вовсе не, отнюдь не, вовсе не.
Прочитанная книга показалась Артему вовсе не интересной.
Лариса выполнила домашнее задание отнюдь не плохо.

3. С наречиями меры и степени, а также с обстоятельственными наречиями «не» тоже пишется раздельно (не очень, не полностью, не совсем и др.).
Погода была не очень солнечная.
Я не совсем уверен в своем решении.
Я встречусь с , но не сегодня («не сегодня» - обстоятельственное наречие).

4. Раздельного написания частица «не» требует и в сравнительной степени.
В этом платье она выглядела не хуже других гостей.
Я думаю, что от этой станции идти будет ближе, чем от следующей.

5. Пишется раздельно и «не» с наречиями, в составе которых есть : по-братски, по-старому и т. д.
Ты поступил не по-дружески.
Все шло не по-моему.

6. И наконец, частица «не» пишется раздельно с отыменными наречиями (произошедшими от имени существительного/прилагательного).
Задание оказалось мне не под силу.
Я понимал, что не к добру связался с ними.

Источники:

  • сайт Грамота.ру
  • сайт Академик.ру

Грамотность письменной речи - один из основных признаков культурного человека. Однако в русском языке существуют ситуации, которые действительно трудны с точки зрения поиска правильного варианта написания. К ним относится, например, правописание местоимений.

Отрицательная частица «не» достаточно часто вызывает вопросы о правомерности слитного или раздельного написания. Какие правила действуют в случае использования ее с местоимениями?

Общие правила написания «не» с местоимениями

В большинстве случаев правила русского языка требуют, чтобы написание частицы «не» с местоимениями осуществлялось . Так, например, будет писаться эта частица в словосочетаниях «не я»,«не мы», «не каждый», «не наш» и других. Это правило, однако, как и большинство правил , имеет ряд исключений.

Исключения из правил

В целом можно сказать, что исключения раздельного написания частицы «не» с местоимениями составляют группу отрицательных местоимений. Примерами таких выражений могут служить местоимения «нечего», «некто», «нечто» и подобные. В таких случаях «не» из отдельно стоящей частицы становится полноценной частью слова, занимая в нем положение приставки. При этом частица «не» в таких словах чаще всего находится под ударением.

При этом важно подчеркнуть, исключение распространяется только на ситуации, в которых эти отрицательные местоимения употреблены без предлога. Употребление предлога при использовании таких слов возвращает элементу «не» статус частицы, требующей раздельного написания. При этом предлог в таких случаях ставится между частицей и основным словом: в результате образуется конструкция, состоящая из трех элементов. Так, примером такого словоупотребления являются сочетания «не у кого», «не с чем» и подобные. При этом преимущественная на частицу «не» в таких случаях сохраняется.

Особый случай составляет употребление словосочетаний «не кто иной, как» (другой вариант его употребления - «не кто другой, как») и «не что иное, как» (вариант - «не что другое, как»). В этих ситуациях, несмотря на отсутствие предлога между частицей «не» и местоимением, с которым она употребляется, в русском языке предусмотрено ее раздельное написание. Примечательно, что этот случай представляет собой исключение и из правила о постановке ударения на частницу «не»: логическое ударение в таком словосочетании падает на местоимение.

При этом, однако, важно помнить, что приведенное правило распространяется исключительно на употребление данной конструкции в приведенном виде. Хотя бы небольшое ее изменение, например замена слова после местоимения или союза «как» на иной союз, отменяет действие требования о раздельном написании частицы «не» с местоимением.

Написание частицы «не» с местоимениями может представлять собою настоящую проблему - ведь русский язык славится своей неоднозначностью в таких вопросах. Тем не менее, если знать несколько простых правил, это может оказаться не таким уж сложным.

Местоимение - особая часть речи в русском языке, которая обыкновенно употребляется вместо обозначения предмета или существа, а также его свойств и других признаков. При этом местоимение характеризуется собственными правилами правописания, включая случаи написания с частицей «не».

Правила написания частицы «не» с местоимениями

Общее частицы «не» в случае ее употребления с местоимением гласит, что в этой ситуации их следует писать раздельно. При этом такой способ употребления касается самых различных типов местоимений. В частности тех, которые обозначают предмет, существо, признак предмета и другие понятия. Например, таким образом употребляется частица «не» в следующих случаях: «не тот», «не ты», «не каждый» и так далее.

Особые случаи употребления частицы «не» с местоимениями

Отдельную ситуацию представляют случаи употребления частицы «не» в отрицательных местоимениях. Они могут обозначать отсутствие предмета, существа, признака предмета или другого объекта. Например, к группе подобных отрицательных местоимений относятся такие как «некого», «нечего». Кроме того, отрицательные местоимения могут также обозначать неопределенность рассматриваемого объекта, к ним относятся такие местоимения, как «нечто» или «некто». Примечательно, что в большинстве подобных местоимений частица «не» будет находиться под ударением. Если же вам встретилась ситуация, когда в отрицательном частица находится в безударном положении, в большинстве случаев речь идет о другой частице - «ни».

Во всех приведенных и подобных им примерах следует писать частицу «не» слитно с местоимением. Однако это правило касается только тех ситуаций, когда отрицательное местоимение употребляется без предлога. Если же ситуация, в которой употребляется отрицательное местоимение, требует присутствия предлога между частицей «не» и основным словом, их следует писать раздельно. Например, раздельное написание требуется в примерах «не с кем», «не у кого» и подобных.

Наконец, особая ситуация употребления частицы «не» связана со словосочетанием «не кто иной, как». В этом случае, очевидно, присутствует употребление отрицательного местоимения с частницей «не» без предлога, однако оно является исключением из правил и требует раздельного написания частицы и местоимения. То же правило применимо для некоторых вариаций этого словосочетания, а именно: «не кто другой, как», «не что иное, как», «не что другое, как». Однако это правило распространяется только на приведенные варианты словосочетаний, в других комбинациях действуют обычные правила написания частицы «не».

Видео по теме

Источники:

  • Правописание «не» с местоимениями

Untitled Document

Тема : "Правописание НЕ с наречиями на - О, -Е".

Форма урока - семинар, защита проектов.

Метод - доминанта : проблемно - поисковый, диалогический, творческий.

Технология : информационно-коммуникативная.

Введение

При подготовке к уроку ребята разбиваются на группы для решения проблемных вопросов, проведения индивидуальных исследований:

  1. Как графически оформить основное правило, алгоритм для успешного запоминания и освоения материала?
  2. Как использовать основное правило, алгоритм в практической работе?

В соответствии с проблемными вопросами были сформулированы дидактические цели:

  1. Формирование компетентности в сфере самостоятельной познавательной деятельности, навыков самостоятельной работы с большими объемами информации.
  2. Формирование умения составлять алгоритмы действия при решении орфографической задачи.
  3. Формирование критического и творческого мышления, навыков работы в команде.

Для достижения целей были поставлены методические задачи:

  1. Сопоставлять правила написания НЕ с известными частями речи (существительными, прилагательными).
  2. Создавать алгоритмы действия для решения орфографической задачи слитного и раздельного написания НЕ с наречиями на -о, -е.
  3. Уметь применять алгоритмы действия для решения данной орфографической задачи.
  4. Проявлять творчество при составлении упражнений.

Этапы подготовки к уроку:

  • В начале работы с учащимися класса был проведен "мозговой штурм" и сформулированы темы исследований учеников.
  • Затем сформированы группы для проведения исследований ("Теоретики", "Ученые", "Исследователи", "Практики", "Историки", "Игроки", "Логики", "Экзамена-торы").
  • На третьем этапе - обсуждение плана работы учащихся индивидуально и в группах, возможные источники информации.
  • Далее последовала самостоятельная работа учащихся по обсуждению зада-ния каждого в группе и самостоятельная работа групп по выполнению заданий.
  • На последнем этапе - подготовка школьниками презентации по отчету о проделанной работе.
  • На уроке - защита полученных результатов и выводов.

Результаты исследований, творчества группы оформили в виде буклета (Приложение3), где представили
графически оформленное основное правило в виде обобщающей таблицы:

  • "НЕ с существительными, прилагательными, наречиями на -о, -е" - "Теоретики";
  • "Примечание", куда занесена дополнительная информация по правилу - "Ученые";
  • алгоритм для решения орфографической задачи - "Логики";
  • примеры оформления орфограммы (НЕ с наречиями на -о, -е) - "Исследователи";
  • толкование "трудных" слов для запоминания - "Историки";
  • текст, составленный учащимися, где предлагается использовать основное правило, алгоритм в практической работе - "Практики".

Также ребятами были составлены задания к игре "Третий лишний" - "Игроки" (Приложение1 в конце страницы), контрольные тесты для самостоятельного отслеживания результатов усвоения материала - "Экзаменаторы" (Приложение2 в конце страницы).
Деятельность учащихся учитель оценивает, исходя из результатов опроса по теоретическому материалу, наблюдения за деятельностью и результатами каждого ученика, ана-лиза графических схем, алгоритмов, анализа итоговых творческих заданий, тестов.

Ход урока.

I. Исходя из темы урока, ребята совместно с учителем формулируют цели урока:

  • Познакомиться с правилами написания НЕ с наречиями на -О, -Е.
  • Научиться обозначать новую орфограмму.
  • Научиться выбирать правильное написание наречий.

II. Знакомство с новым материалом.

Представление, защита полученных результатов и выводов (весь материал представлен в презентации и в буклете для каждого ученика).

1. Выводы "теоретиков":

Наречия на -О, -Е образуются от качественных прилагательных:

  • Неуклюже - неуклюж ий
  • Нелепо - нелеп ый
  • Громко - громк ий

Правописание НЕ с существительными, прилагательными, наречиями на -О, -Е

2. Выводы "ученых" : познакомимся с дополнительной теоретической информацией по правилу.

Примечание.

Всегда раздельно пишем НЕ с наречиями:

  • если есть слова, усиливающие отрицание (отнюдь не…, вовсе не…, далеко не…, ничуть не…, нисколько не…): нисколько не жалко;
  • если наречие в сравнительной или превосходной степени: говорил не м едленнее (ср.ст.);
  • если наречие пишется через дефис: поступил не по-т оварищески;
  • если наречие не оканчивается на -О, -Е: вникал не с разу (не на -О, -Е);

3. Выводы "логиков" : для решения орфографической задачи можно пользоваться алгоритмом.

Алгоритм

4. Выводы "исследователей" : предлагаем использовать данный алгоритм и на примере предложения применить правило написания НЕ с наречиями.

"И навестим поля пустые, леса, (не)давно столь густые, и берег, милый для меня." (А.С.Пушкин)

Ребята демонстрируют правильное графическое объяснение орфограммы.

Объясните написание наречий:

  • Нег ромко (тихо) произнес
  • Нев зрачно (не употр.) оделся
  • Вовсе не глубоко нырнул
  • Поступил не по -товарищески
  • Вытер не д осуха (не на -о, -е)
  • Прочитал не меньше (ср.ст.)
  • Не медленно , а быстро

5. Выводы "историков" : Предлагаем познакомиться с "трудными" словами для запоминания и активного использования в речи.

Невероятно:

1. Неправдоподобно.
Н: Невероятно умный.
2. Очень большой, значительный, чрезвычайный.
Н: Невероятно сильный.

Непритворно:

непритворный - лишенный притворства, искренний.
Н: Непритворно удивленный.

Неподалеку:

недалеко, поблизости.
Н: Поселиться неподалеку от реки.

Неподдельно:

подлинно, естественно, искренно.
Н: Неподдельно радостный.

нелепый - не оправдываемый здравым смыслом, странный, несуразный.
Н: Нелепо отвечает.

Невзрачно:

непривлекательно по внешности, некрасиво.
Н: Невзрачно одетый.

Надо запомнить ! Чтобы узнать, какой морфемой является НЕ (приставкой или частью корня), надо подобрать однокоренные слова.
Например:

Неподалеку (даль, дальний) (НЕ - приставка)
Невероятно (вероятность, вероятный) (НЕ - приставка)
Непритворно (притвориться, притворяться) (НЕ - приставка)
Неподдельно (подделать, дело) (НЕ - приставка)
Нелепо (нелепый, нелепость) (НЕ - часть корня)
Невзрачно (невзрачный, невзрачность) (НЕ - часть корня)

III. Закрепление материала.

6. Выводы "игроков": игра проводится по рядам (кто быстрее найдет в каждом ряду третье лишнее слово)

Игра "Третий лишний"
1. Нев ежливо (грубо).
2. Нео жиданно (не употр.)
3. Нед алеко (близко)
4. Неж арко (холодно)

7. Выводы "практиков": ребятами был составлен текст, где встречается изучаемая на уроке орфограмма. Учащиеся предлагают сформулировать тему и основную мысль текста, озаглавить текст, использовать правила, алгоритм в практической работе и решить орфографические задачи.

Солнце (не)смело взошло на небо. Но к полудню оно стало припекать (не) по-летнему жарко. Неожиданно мы решили искупаться в пруду. Идти по мосту к берегу было отнюдь (не) легко. Но мы (не) унывали, ведь впереди предстояла встреча с новыми друзьями. Новый день мы провели (не) грустно, а весело.

Солнце нес мело (робко) взошло на небо. Но к полудню оно стало припекать не по-л етнему жарко. Нео жиданно (не употр.) мы решили искупаться в пруду. Идти по мосту к берегу было отнюдь не легко. Но мы не унывали (глаг.), ведь впереди предстояла встреча с новыми друзьями. Новый день мы провели не г рустно , а весело.

7. Выводы "экзаменаторов" : ученики составили контрольный тест для самостоятельного отслеживания результатов усвоения материала. Проверка осуществляется на уроке.

Тест.

I Вариант.

  1. Он понял задание (не)сразу.

II Вариант.

  1. Жадно и (не)торопливо, желая охватить и сжать в своих объятиях все видимое, де-вушка посмотрела на ясное небо.
  2. Старые письма по почте идут (не) тише, чем новые.
  3. Природа (не)слышно живет вокруг нас.
  4. Высокие стебельки травы стояли (не)подвижно, как очарованные.

8. Выводы "игроков" : ребята предлагают к известным фразеологическим оборотам подобрать наречия с НЕ

Аукцион.

  1. Как с луны свалился - неожиданно.
  2. Как кошка с собакой - недружно.
  3. Идти своей дорогой - поступать независимо.
  4. Идти на поводу - действовать несамостоятельно.
  5. Играть с огнем - поступать неосмотрительно.

IV. Домашнее задание.

Составьте предложения с парами слов. Укажите условия написания НЕ с наречиями.
Не ярко-неярко.
Не долго-недолго.
Не ясно-неясно.
Не хорошо-нехорошо.
Не разумно-неразумно.
Не справедливо- несправедливо.

Подготовьте задания к аукциону. Подберите такие фразеологические обороты, которые можно заменить наречиями с НЕ (желающие).


Приложение 1.

Игра "Третий лишний".

I
1. Написал (не)брежно
2. Спросил (не)вежливо
3. Поступил (не)лепо
II
1. Ответил (не)верно
2. Прибил (не)крепко
3. Остановился (не)ожиданно
III
1. Говорил (не)быстро, а медленно
2. Выглядел отнюдь (не)красиво
3. Где-то (не)далеко прошумел
IV
1. (Не) по-летнему холодный
2. Горели (не)ярче прежнего
3. Греет (не)жарко

Приложение 2.

Тест.

I Вариант.

  1. Он долгие часы лежал (не)подвижно, как раненый зверь.
  2. Мы сваливать (не)вправе вину свою на жизнь.
  3. Солнце грело (не)жарко, а ласково.
  4. Знакомство его далеко (не)приятное.
  5. Пришлось (не)ожиданно познакомиться с ней.
  6. (Не)обыкновенно суровы зимы в Якутии.
  7. Он понял задание (не)сразу.
  8. Ученик выглядел (не)хуже всех.
  9. Вглядываясь в окружающий нас мир, мы делаем (не)необыкновенно интересные открытия.
  10. Надо только помнить, что если мы будем (не)бережно относиться к этому миру, то погибнем сами.

II Вариант.

  1. Жадно и (не)торопливо, желая охватить и сжать в своих объятиях все видимое, девушка посмотрела на ясное небо.
  2. Справа от нас, (не)далеко, а где-то близко, журчал ручеек.
  3. День выдался (не)по-зимнему теплый.
  4. На свете чудеса рассеяны повсюду, да (не)везде их всякий примечал.
  5. Калитку отворив чуть-чуть, выходит девушка (не)смело.
  6. Новые знакомства в лесу происходят (не)редко.
  7. Идти по незнакомой дороге было отнюдь (не)страшно.

Последние материалы раздела:

Технологии дистанционного обучения Системы и технологии дистанционного обучения
Технологии дистанционного обучения Системы и технологии дистанционного обучения

Педагогические технологии дистанционного обучения Введение. Дистанционная форма обучения (ДО) все увереннее заявляет о себе, особенно в высшем...

Российский национальный исследовательский медицинский университет им
Российский национальный исследовательский медицинский университет им

Правила приема на обучение по образовательным программам высшего образования – программам бакалавриата, программам специалитета в ФГБОУ ВО РНИМУ...

Электронный парамагнитный резонанс Электронный парамагнитный резонанс
Электронный парамагнитный резонанс Электронный парамагнитный резонанс

По спектрам ЭПР можно определить валентность парамагнитного иона, симметрию его окружения, что в сочетании с данными рентгеновского структурного...