На каком этапе собрания объявляется минута молчания. Сценарий торжественной линейки «Минута молчания

Все сегментные единицы фонетической системы, звуки, традиционно разделяются на гласные и согласные. Это деление является универсальным для всех языков. В зависимости от роли, которую играют гласные и согласные в фонетической системе того или иного языка, все языки мира делятся на вокальные (итал., исп, япон.), консонантные (русск.) и смешанные (нем.) языки.

Согласные звуки отличаются от гласных особенностями артикуляции, акустическими характеристиками и функционально.

Артикуляционное различие: гласные образуются без наличия преграды, воздушная струя достаточно свободно проходит через ротовую или носовую полость. При образовании согласных обязательно наличие того или иного вида преграды, поэтому В.А. Богородицкий называл гласные «ртораскрывателями», а согласные - «ртосмыкателями». При образовании согласных, как отмечал И.А. Бодуэн де Куртенэ, напряжение возникает только в одной части произносительного аппарата, оно локализовано; при произношении гласных - напряжение присутствует на протяжении всего звука, т.е. гласным свойственна нелокализованная артикуляция.

Акустическое различие: гласные образуются с помощью тона голоса (гармонические, периодические колебания), а при образовании согласных обязательно наличие шума (негармонических колебаний).

Функциональное различие: гласные - слогообразующие звуки, согласные редко образуют слог, в основном они примыкают к гласному. Кроме того, согласные являются информационно нагруженными единицами, именно они передают лексическое значение слова (прътъкъл, звъкъвъй); гласные считаются информационно избыточными, они в большей степени связаны с грамматическим значением слова.

Однако четкой оппозиции между этими группами звуков нет. Так, например, сонорные согласные ранее были полугласными, переходными звуками, глайдами, поэтому они тоже могут быть слогообразующими. Сонорный J, занимающий серединное положение между согласными и гласными, в слабой позиции является полугласным звуком.

Гласные

При образовании гласных важным является горизонтальное и вертикальное положение языка, участие губ, объем и форма ротовой полости. В зависимости от подъема языка и нижней челюсти по вертикали гласные в русском языке делятся на три группы: верхнего (И, Ы, У), среднего (Е, О), нижнего (А) подъема. По сте- пени продвижения языка по горизонтали различают гласные переднего ряда (И, Е), среднего, или смешанного (Ы, А) и заднего ряда (О, У). Активное участие губ свойственно лабиализованным гласным (О, У). Остальные гласные - нелабиализованные (А, И, Ы, Е).

Находящиеся в безударных позициях гласные неверхнего подъема редуцируются и меняют свои артикуляционные характеристики. Так, гласный [Л] первого предударного слога после твердых согласных характеризуется как звук средне-нижнего подъема средне-заднего ряда; гласный второй степени редукции, выступающий в других безударных слогах, характеризуется как гласный среднего ряда среднего подъема - [ъ]. В положении после мягких согласных в первом предударном слоге выступает гласный переднего ряда верхнего подъема - [ие], а в других безударных слогах - гласный средне-верхнего подъема переднего ряда - [ь].

Гласные звуки, как более простые по артикуляции, усваиваются детьми сравнительно рано и легко. Недостатки произношения их редки. Поэтому мы даем описание нормальных артикуляций всех гласных, что поможет воспитателю в случае надобности исправить тот или иной дефект. Методика же дана только для более часто наблюдающихся случаев.

Нормальная артикуляция гласных звуков

Губы свободно раздвинуты. Расстояние между верхними и нижними резцами - приблизительно с большой палец ребенка, поставленный ребром. Широкий язык плашмя лежит на дне рта, кончиком почти касаясь нижних зубов.
Артикуляция звука о . Зубы слегка округло выдвинуты вперед. Расстояние между резцами меньше, чем при а (ширина указательного пальца ребенка). Язык широкий, несколько оттянут назад, задняя часть его немного приподнята.
Артикуляция звука у . Губы значительно выдвинуты вперед, образуют небольшое овальное отверстие. Расстояние между зубами небольшое. Язык еще более, чем при о , оттянут назад, кончик его далеко отодвинут от нижних резцов, а задняя часть языка значительно поднята.
Артикуляция звука э . Губы слегка раскрыты и растянуты в стороны. Вертикальное расстояние между зубами несколько меньше, чем при а . Язык широкий, кончик языка касается нижних зубов, а средняя часть заметно выгнута вверх.
Артикуляция звука и . Губы раскрыты в форме легкой улыбки и прижаты к зубам. Расстояние между резцами маленькое. Широкий язык круто выгорблен к середине нёба, образуя с ним щель; кончик языка упирается в нижние резцы.
Артикуляция звука ы . Губы свободно раскрыты в соответствии с раскрытием рта. Расстояние между резцами почти такое же, как при и . Кончик языка значительно оттянут назад, а весь язык, особенно его задняя часть, поднят к нёбу (но не касается его).
Мягкое нёбо при произношении всех гласных поднято.

Устранение недостатков произношения звуков и, ы

Звук и иногда произносится почти как э или е (эгла - игла, пела - пила); звук ы уподобляется звуку и . Дети на слух различают гласные и и э (е) на таком примерно речевом материале: петь - пить, бел - бил, пил - пел, села - сила, дитя - дети, тени - тина.
Для слуховой дифференцировки ы - и : был - бил, пил - пыль, Дима - дым, выл - вил, лыжи - лижи, мыло - мила, мышка - миска, пила - пыль.
и .
«Лошадки». Дети в упряжке бегают и ржут: ииии.. .иии...
и и э (е) . Воспитатель поправляет.
Стишки, потешки, в которых часто перемежаются звуки и, э (е) :
У Кирюшки петушок
Петь умеет хорошо.
Ну, а как? А вот так:
«Ки-рюш-ка!»
Он с Кирюшкиной ладошки
Ест и зернышки и крошки.
Он немножко поклюет
И «спасибо» запоет.
Ну, а как? А вот так:
«Ки-рюш-ка!»
Убежит Кирюшка в сад,
Петушок зовет назад.
Ну, а как? А вот так:
«Ки-рюш-ка».
Это стихотворение можно инсценировать: рассказчик - все дети, спрашивает же воспитатель или один из ребят.
Игры и тексты для обучения звуку ы .
«Телефон». Дети передают друг другу поочередно звуки и-ы .
Стишки, потешки, в тексте которых часто встречается звук ы рядом с и :

Чище мойся - воды не бойся.

Серый зайка умывается,
Видно в гости собирается.
Вымыл носик, Вымыл хвостик,
Вымыл ухо, Вытер сухо.

Не жалела мама мыла,
Мама Милу мылом мыла.

У пней, погляди-ка,
Растет земляника.
За каждой корягой
По тысяче ягод:
Которые - спелы,
Которые - белы,
Которые - сладки,
Которые - гадки.

Полезна игра в «Театр». По фотографиям-открыткам детских головок или куклам отгадываются звуки.

Приемы индивидуальных занятий в трудных случаях

Для устранения замены и звуком э (е) пользуются такими приемами:
1) делают гимнастику языка - поднимание и опускание средней части спинки языка;
2) то же повторяют с соответствующим произнесением при слегка оскаленных зубах, поочередно: эиэиэи... , затем и-и-и-..., пи-би-ки-ги .
Если ы произносится как и (рил - рыл, сипал - сыпал), кончик языка отодвигают от передних зубов, а среднюю часть спинки языка опускают (шпателем) несколько ниже.
В случае вообще неотчетливого произнесения гласных (мало раскрывается рот, ребенок говорит сквозь зубы, не вполне правильно лежит язык, недостаточно растягиваются, выпячиваются, поднимаются и раскрываются губы) после гимнастики языка, губ произносят отдельно каждый звук и потом комбинации их (слитно на одном выдохе): аоуэиы, иоуаэы , потом бабобу-бэбибю и т. п.

Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»

.
Содержание:

Артикуляция – произношение звуков при правильной работе голосо-речевого аппарата. При правильной артикуляции звуки четко расчленяются и легко различаются. Если вы хотите говорить красиво, и чтобы ваша речь была четкой и ясной, следует достичь правильного произношения отдельных букв: согласных и гласных. Артикуляция подчеркивает звуки при слов.

Артикуляция как феномен

Если рассмотреть артикуляцию как феномен, то она имеет свою недостатки и преимущества.

Преимущества:

Артикуляция способствует совершенствованию нашей речи, помогает понять, как звучат слова на самом деле. Играет важную роль при чтении литературы и поэзии.

Недостатки:

Артикуляция не столь сильно помогает понять смысл прочитанного текста и подчеркнуть из него необходимую информацию, так как замедляет процесс чтения.

Изучаем речевой аппарат

Профиль артикуляционных органов

Зубы, нёба и язык – органы, участвующие в образовании внятных звуков. Сзади твердого нёба слизистая оболочка образует изгиб – мягкое нёбо. Зевом называется пространство между корнем языка и мягким нёбом.

За зевом расположена полость глотки, которая разделяется на гортань и пищевод, или по-другому на горло. Основанием гортани служит перстневидный хрящ, расположенный на первом кольце дыхательного горла. Он неподвижен, но к нему присоединяются мышцы, которые управляют движением других хрящей. На узкой части перстневидного хряща лежит щитовидный хрящ. Он является подвижным. Между голосовыми связками остается щель. Два черпаловидных хряща находятся на обеих сторонах задней расширенной части.

Черпаловидные хрящи могут смыкаться и размыкаться, а щитовидный – подниматься и опускаться. Поэтому голосовые связки натягиваются и расслабляются. Высота тона зависит от длины и напряжения этих связок. У мужчин голос ниже, чем у женщин, так как у них связки длиннее.

После гортани расположены: горло, бронхи и легкие. Бронхи, войдя в легкие, делятся на альвеолы. Легкие ограничены диафрагмой – мышечной перегородкой, которая отделяет грудную область от брюшной.

Правильное произношение слов

Если у человека отсутствуют какие-либо дефекты слуха, то его артикуляция будет правильной. То есть он в полном объеме слышит речь человека и окружающие его звуки.

Артикуляция будет правильной только в том случае, когда у человека нет патологий слуха, и он слышит в полной мере все звуки окружающего мира и человеческую речь. Она закладывается еще в раннем детстве. Ребенок слышит произнесенные окружающими звуки и повторяет за людьми. В том случае, если у человека есть проблемы со слухом, его артикуляция может быть затруднительна.

Причинами неправильной артикуляции могут быть:

1) Если у человека упадок сил или он устал
2) Человек робкий от природы
3) Он излишне самоуверен
4) Человек находится в болезненном состоянии
5) Он равнодушен к окружающим его людям

Таким образом, если вы хотите улучшить свою артикуляцию – устраните перечисленные причины.

Учимся произносить гласные звуки

При артикуляции гласных звуков, наш выдох должен быть нежным и бесшумным.

Сначала научимся широко открывать нашу гортань. Закроем для этого губы, зажмем нос пальцами и произнесем несколько раз звук «М ». При правильном выполнении, вы ясно почувствуете расширение гортани, ощутите поднятие нёба. Вам захочется зевнуть.

Произношение гласного звука «А » — широко открываем гортань, нёбная занавеска приподнята, рот образует большое кольцо, а нижние зубы закрываем губой. Выдох должен быть очень теплый.

Звук «У » произносится следующим образом: складываем губы в трубочку и выдыхаем воздух через узкое кольцо губ.

Артикуляция звука «О » — как и при произнесении звука «У » сложите рот в кольцо, но намного шире. Воздух будет выходить широкой и теплой струей.

Звук «Ы » — раскрываем губы, зубы немножко раздвигаем, нижнюю челюсть выталкиваем вперед. Выдыхаемый воздух должен проходить через отверстие между зубами, что даст неприятный призвук.

Произношение звука «И » — ваш кончик мизинца – это расстояние между зубами. Выдыхайте воздух прямо в отверстие между ними. Следите, чтобы он не ударялся в верхние зубы – это приведет к свисту.

Звук «Э » — раскройте губы горизонтально, расстояние между вашими зубами – примерно безымянный палец, гортань широко открыта, нёбная занавеска поднята. Выдох направьте в середину зубов. При этом воздух не должен распространяться по полости рта.

После отработки каждого звука в отдельности, попробуем произнести их вместе:

А – А – У – У

А – А – О – О

А – А – Ы – Ы

А – А – И – И

А – А – Э – Э

Следите за плавностью движения диафрагмы (не выдыхайте резкими толчками) и за точностью открытия рта и раскрывания зубов. Обратите в привычку правильное перемещение диафрагмы. Через каждое занятие увеличивайте скорость. Вам требуется довести до непосредственной легкости движение и диафрагмы.

Желательно тренироваться перед зеркалом — так вы проследите за работой голосовых органов

Произношение согласных

Как и гласные, согласные звуки должны произноситься на правильном выдохе. Согласный звук следует артикулировать сильней и ярче, чем в разговорной речи. При сильном выдохе воздух не должен задевать связок, а при слабом – слаться по полостям рта.

Звук «Б » образуется при размыкании губ. Крепко сомкните губы и выдохом выбросьте их наружу. При это не используйте гласные звуки.

Артикуляция звука «П » — он также образуется при размыкании губ. Вам следует закрыть рот, затем наберите воздух нижним дыханием, подведите его к губам и прорвите их воздушным потоком.

Произношение согласного звука «Т » начинается с помощью языка. Следите, чтобы воздух не задевал связок и был направлен только на язык. Иначе образуется хриплый звук. Звук «Т » требует значительной и упорной работы. Но так ваш язык станет сильным и упругим.

Для скорочтецов

Стоит учесть, когда мы читаем какой-нибудь информационный текст, тщательно артикулируя каждую букву, мы тратим гораздо больше времени, чем при обычном чтении, создавая в голове визуальные образы. Этот момент важен для тех, кто хочет использовать скорочтение: подавляйте артикуляцию, когда это вам потребуется.

Есть такие люди, которые умеют «отключать» артикуляцию при чтении . Возможно, у этих людей неплохо развито воображение. Вы сами иногда читаете с минимальной артикуляцией речи. Например, при чтении интересной книги с описаниями действующих героев и происходящими с ними событиями, вы заостряете внимание на звучании слов. Одновременно вы читаете и рисуете в своем воображении картины, будто бы смотрите кино. Концентрируясь на создании таких образов, вы читаете гораздо быстрей.

При таком подходе вы акцентируетесь на визуальных образах и смещаете акцент с аудиальных.

Другой текст

Прежде всего, почувствуйте свое восприятие текста без использования артикуляции. Во время чтения вместо того, чтобы проговаривать про себя читаемый текст, попробуйте проговаривать хорошо вам известный порядок слов.

1. Считаем цифры

Удобным вариантом будет счет про себя цифр от 1 до 20. Поскольку их название содержит одно слово. Это не будет мешать вам проговаривать и воспринимать текст.

2. Проговариваем фразы

Неплохо помогают различные , пословицы, стихи и песни. Они затрудняют произношения читаемого вами текста.

Если вы уже стали лучше понимать текст, подавляя артикуляцию этими способами, то переходите к следующим упражнениям.

Препятствие для артикуляции

Эти упражнения направлены на развитие и закрепление навыка безартикуляционного чтения. Они воздействуют на сам голосо-речевой аппарат. А поскольку это физически неудобно, организму затруднительно будет использовать артикуляцию.

1. «Тише!»

Прислоните палец к губам, словно показывая жест «тише». Теперь, во время чтения контролируйте ваши губы и язык, чтобы они были неподвижны. Скользите по тексту с одной скоростью, а затем ускоряйтесь.

2. Карандашик в зубах

Зажмите карандаш зубами для усложнения предыдущего упражнения. Старайтесь, чтобы губы и язык не двигались. Если нужно – контролируйте язык, чтобы он не прислонялся к карандашу. Либо прижмите язык к зубам.

Примечание : чередуйте эти упражнения – так вы не будете привыкать к ним, делая все на автомате.

Музыка

1. В ритм мелодии

Это упражнение подойдет не для всех. Объясняется это особенностями каждого человека: одни не обращают внимание на музыку, другим она может просто мешать.

Слушайте спокойную музыку во время чтения. Следите за развитием мелодии. Для усиления эффекта вы также можете настукивать ритм музыки или напевать мелодию про себя.

Девушка одновременно занимается чтением на английском языке и слушает шведский

Но не увлекайтесь чтением «молча». Помните: у артикуляции есть и положительные стороны.

Русский язык очень красивый и многогранный, но огромную роль играют не только слова,
но и само произношение - как человек говорит, насколько правильно и точно выражать свои мысли.

Сегодня начинаем небольшую серию замечательных уроков по развитию техники речи.

Урок первый — Артикуляция, в котором мы узнаем, как добиться отчетливой и красивой речи и натренировать артикуляционный аппарат.

Практические упражнения

Расслабление челюсти.

Сжимаем левую руку в кулак, подставляем кулак под челюсть и пытаемся открыть рот. После нескольких неудачных попыток убираем кулак и челюсть падает вниз.

Указательными и большими пальцами обеих рук поднимаем и опускаем челюсть, двигаем ее взад и вперед без помощи челюстных мышц.

Разминка для губ.

Покусываем верхнюю губу. Покусываем нижнюю губу. Покусываем обе губы.

С силой втягиваем губы в себя, расслабляя «делаем» улыбку и показываем зубы, вытягиваем губы трубочкой вперед. Делаем в двух темпах, быстро и медленно.

Верхняя губа наверх, нижняя свободна. Нижняя губа вниз, верхняя свободна. Главное сохранить неподвижность всего лица. Верхняя губа наверх, нижняя вниз.

Делаем «сброс». Расслабляем губы и изображаем работающий двигатель трактора.

Вытягиваем губы трубочкой вперед и расплываемся в улыбке, но не показываем. Делаем в двух темпах, быстро и медленно.

Делаем «сброс». Расслабляем губы и изображаем работающий двигатель трактора.

Разминка языка.

Аккуратно покусываем кончик языка. Аккуратно покусываем середину языка. Достаем языком до подбородка и аккуратно покусываем корень языка.

«Чистим» зубы языком. Важно чистить зубы везде, и снизу и сверху и в труднодоступных местах. Язык должен быть очень активен.

Язык бьется попеременно то об одну, то о другую внутреннюю сторону щеки.

Делаем упражнение «болталка». Очень быстро высовываем и прячем язык назад.

Садимся, кладем руки на колени, корпус опускаем вперед, высовываем язык и активно трясем головой.

Практические упражнения для развития артикуляции смотрим в видео, а ниже, как всегда, немного теории (для особо любознательных:)

Артикуляция - это образование звуков с помощью речевого аппарата. Чтобы речь была ясной, четкой, красивой, надо добиться правильного произношения каждой согласной и гласной в отдельности.

Для начала в общих чертах ознакомимся с устройством речевого аппарата. Полость рта спереди и с боков ограничена зубами, сверху нёбом, снизу - языком. Эти органы речевого аппарата и участвуют в образовании членораздельных звуков.

Сзади твердого нёба слизистая оболочка формирует складку - мягкое нёбо. Его бока срастаются со стенками глотки, а нижняя часть остается свободной и переходит в язычок.
Пространство между мягким нёбом и корнем языка называется зевом. За зевом идет полость глотки, разделяющаяся на пищевод и гортань или верхнюю часть дыхательного горла.
На первом кольце дыхательного горла лежит перстневидный хрящ, который как бы служит основанием гортани и остается неподвижным, но к нему прикрепляются мышцы, управляющие движением других хрящей.
На узкой, обращенной вперед части перстневидного хряща лежит подвижный щитовидный хрящ.
По обе стороны задней расширенной части находятся два меленьких черпаловидных хряща.
Голосовые связки натянуты между щитовидным и черпаловидными хрящами таким образом, что между связками остается голосовая щель.

Щитовидный хрящ может подниматься и опускаться, а черпаловидные - смыкаться и раздвигаться. Благодаря этому голосовые связки натягиваются и расслабляются.
Высота тона зависит от напряжения и длины голосовых связок (у женщин голос выше, так как у них связки короче, чем у мужчин).
За гортанью следует дыхательное горло или трахея, бронхи и легкие. Бронхи, войдя в легкие, делятся на веточки, заканчивающиеся пузырьками - альвеолами.
Легкие представляют собой два полуконуса, лежащие в грудной полости.
Легкие ограничены снизу диафрагмой - мышечным колоколом, отделяющую грудную полость от брюшной.


Артикуляция гласных звуков

Когда мы произносим гласные звуки, выдох должен быть совершенно беззвучным и теплым.

Артикуляция звука У - рот складываем трубочкой. Воздух выдыхаем в узкое кольцо губ.

Звук Ы - губы раскрываем, зубы раздвигаем на расстояние мизинца, нижняя челюсть немного впереди (неправильный прикус), выдыхаемый воздух не должен стлаться по стенкам гортани (это даст неприятный призвук), а выходить в середину отверстия между зубами.

Артикуляция звука И - расстояние между зубами - кончик мизинца, верхняя челюсть над нижней (правильный прикус). Во время выдоха следим, чтоб воздух шел прямо в отверстие между зубами, не ударяясь в верхние зубы, иначе будет свист.

Звук О - рот в кольцо, более широкое, чем на У. Воздух выходит теплой, широкой струёй.

Прежде чем приступить к артикуляции звуков А и Э, следует научиться широко открывать гортань. Для этого плотно закроем губы, зажмем пальцами нос и произнесем несколько раз звук М (м-м-м).
Ясно ощущается поднятие нёбной занавески, расширение гортани и если обхватить горло рукой, то чувствуется выпирание зева вперед.
Проделывайте эту гимнастику в течении двух недель по двадцать раз каждый день, затем постарайтесь зевнуть по-настоящему, сохраняя тоже положение.

Звук Э - губы раскрываем горизонтально, расстояние между зубами - большой палец, гортань открыта широко, нёбная занавеска приподнята. Выдох направляем в середину зубов, воздух не должен стелиться по полости рта. Артикуляция звука А - гортань открыта широко, нёбная занавеска поднята, рот - большое кольцо, нижние зубы закрыты губой. Выдох очень теплый.

Когда усвоена артикуляция гласных звуков в отдельности, начинаем сочетать звуки:

У - У - Ы - Ы

У - У - И - И

У - У - О - О

У - У - Э - Э

У - У - А - А

Следим за равномерностью, плавностью движения диафрагмы (нельзя выдыхать толчками) и за точностью открытия рта и разжимания зубов. Нужно обратить в привычку правильное движение диафрагмы.
С каждым днем делайте упражнение быстрее и быстрее. Требуется довести подвижность губ и диафрагмы до непринужденной легкости.



Артикуляция согласных звуков

Согласные звуки, также как и гласные, должны быть поставлены на правильном выдохе. Уже одно это поможет исправить легкие дефекты речи.
Надо ясно представлять, какие части речевого аппарата (язык, зубы, губы) участвуют в артикуляции и какой силы поток воздуха нужен для произношения согласной.
Согласный звук надо произносить ярче и сильней, чем в разговорной речи.

Механизм вбирания воздуха при произношении гласных, остается таким же и для согласных. При выдыхании следите, чтоб воздух не задевал связок (при сильном выдохе) и не стлался по полости рта (при слабом выдохе).

Звук П - образуется при размыкании губ. Закройте рот, возьмите воздух, пользуясь нижним дыханием, подведите его к сомкнутым губам и разорвите их силой воздушного потока.

Артикуляция звука Б - звук также образуется при размыкании губ. Крепко сомкните губы и сильным выдохом выбросьте их наружу. Не примешивайте какой-либо гласный звук.

Звук Т - образуется с помощью языка. Внимательно следите, чтобы воздух был направлен только на язык, не задевая связок, в противном случае это даст неприятный сиплый призвук. Над звуком Т нужно работать долго и упорно. Это уничтожает вялость языка, развивает его упругость, силу.

Звук Д - также образуется движением языка. Кончик языка, упираясь в то же место, где образуется Т, как бы приклеивается к нёбу. Потоком воздуха язык отрывается вниз.

Звук Х - образуется при сближении задней спинки языка с мягким нёбом. Если произносить звук Х на сильном выдохе, он будет резкий, неприятный. Если же с легким выдохом провести его через гортань, получится тихий, мягкий звук.

Звук К - происходит при смыкании тех же органов речи, у маленького языка. С помощью сильного короткого выдоха воздух моментально выбрасывается из гортани.

Звук Г - также происходит при смыкании задней спинки языка с мягким нёбом, но ниже. Подражая грудному ребенку, произнесите "аг-г-гу". Вы ясно ощутите то место, откуда исходит звук. При произнесении звука Г следите, чтобы звук был чистый, без примеси К или Х.

Артикуляция звука Н - язык сильно прижимаем к нёбу. Кончик языка упирается в верхние зубы, которые слегка открыты. Губы образуют горизонтальную щель. Легкую струю воздуха направляйте на кончик языка, но не в нос. Зажмите пальцами ноздри и зафиксируйте положение речевого аппарата на звуке Н. Затем произносите Н с открытым носом, не усиливая и не ослабляя звука, иначе Н будет с примесью гнусавости.

Звук М - произносите М, зажав ноздри. Ясно чувствуется расширение гортани, слабая струя воздуха направляется в губы, слегка разрывая их. Зафиксируйте положение рта и направление воздуха, и затем произнесите М с открытым носом, не ослабляя губ и не усиливая звука, чтобы звук не стал гнусавым.

Звуки В и Ф - происходят при одинаковом положении рта. Верхняя губа приподнята, верхние зубы обнажены, нижняя губа соприкасается с верхними зубами.

При артикуляции звука Ф сильный поток воздуха, подаваемый движением диафрагмы, стремится проникнуть в узкое отверстие между верхними зубами и нижней губой.

При звуке В нижняя губа слегка прижимается к зубам. Выдыхаемый воздух процеживается, напоминая звук виолончели. По чистоте произношения, звук В - один из самых трудных. Вначале струя воздуха должна быть незначительна, чтобы к В не примешался звук Ф и В не потерял звучность.

Артикуляция звука Л - вначале язык подтянут к нёбу, а кончик упирается в верхние зубы там же, где образуется Т. Сильный поток воздуха, попадая на переднюю часть языка, образует звук. Гортань при этом открывается. Проделайте несколько раз, не отнимая языка. Когда место образование языка ясно ощутите, произнесите Л с отрывом языка.

Звук Р - получается от быстрого колебания или вибрации передней части языка. Если кончик языка мало подвижен, толст, сильно произнесите несколько раз звук Д и сразу же звук Р. Получится: д-ррр.

Звук Ч - губы мягко раскрыты. Нижняя губа не прижимается к зубам. Расстояние между зубами очень узкое, передняя часть языка приближается к зубной части нёба. Для произнесения чистого Ч большое значение имеет сила выдоха. Сильным коротким движением диафрагмы дайте наибольшее количество воздуха, не затягивая выдоха. При длительном выдохе Ч звучит как Щ.

Звук Ц - язык артикулирует к верхним зубам. Нижняя губа не прижата к зубам. Иначе будет шепелявость. Сильный и короткий выдох, направлен на нижнюю губу и подбородок. При длительном выдохе Ц превратится в С.

Чтобы Ц и Ч были короткими, надо сразу после выбрасывания звука закрыть рот.

Звук С - язык легко приподнят к зубам. Раскрытые губы, нижняя губа слегка отстает от нижних зубов, чтобы не было шепелявости. Протяжный и сильный выдох, поток воздуха направлен на подбородок. Следите, чтобы кончик языка не был между зубами.

Звук Ш - зубы обнажены, губы раскрыты, расстояние между зубами незначительное. Язык свободен, нигде не прижат, артикулирует к зубной части нёба. Струя воздуха направлена на нижние зубы, отчего они ощущают холод. Если нижняя губа прижата к зубам, или нижняя челюсть будет впереди верхней, это вызовет шепелявость.

Звук Щ - положение рта - как и при Ш, но передняя часть языка артикулирует ближе к зубной части нёба. Требуется очень протяжный и сильный выдох.

Звук З - положение рта - как при С. Звук З питается небольшим количеством воздуха. Воздушная струя еле ощутимо падает вниз. Кончик языка приводится в легкое колебание. Если язык перестанет вибрировать, к звуку З может присоединиться С. Поэтому, чтобы звук З был чистым, нужно произнести его коротко и тотчас же закрыть рот.

Звук Ж - зубы обнажены, губы мягко раскрыты, расстояние между зубами небольшое, язык приподнят, но не соприкасается с нёбом и зубами. Количество выдыхаемого воздуха незначительно, ощущается его колебание на языке.

Согласные звуки Т, Д, П, Б, К и Г образуются коротким движением воздуха. Эти звуки нельзя протянуть, не прибавив к ним какой-либо гласной.

В звуках Х, Л, Р, Ж, Ш, Щ, Н, М, В, Ф, З, С, кроме силы, есть и продолжительность звучания. Эти звуки вырабатываются как на нижнем, так и на верхнем дыхании.

Звуки Ч и Ц, если их протянуть, обращаются в Щ и С. Для легкости и четкости произношения звуков Ц и Ч следует их повторять как можно чаще, соединяя со звуками:

П-Ч, Т-Ч, К-Ч, Ф-Ч, С-Ч, Х-Ч, Ш-Ч, Ц-Ч, Ч-Ч.

П-Ц, Т-Ц, К-Ц, Ф-Ц, С-Ц, Х-Ц, Ш-Ц, Ц-Ц, Ч-Ц

После того, как усвоены все твердые согласные, приступаем к работе над мягкими согласными. Некоторые согласные звуки произносятся только твердо (Ц, Ш, Ж), другие только мягко (Щ, Ч).
Все остальные - мягко или твердо, все зависит от гласной, которая следует за ними. Когда произносим мягкие согласные столб воздуха, который их питает, гораздо слабее.

Особое внимание надо обратить на ДЬ и ТЬ , так как к ДЬ зачастую примешивается звук З, а к ТЬ - звук Ц. Нужно более шире открывать рот. Кончик языка направлен к передней части нёба.

ЛЬ - размягченный язык, отодвигается вглубь рта, его кончик соприкасается с нёбом. Поток воздуха не стремится к кончику языка, а стелется по его бокам.

РЬ - язык вибрирует ниже, чем при твердом Р, ближе к верхним зубам. Иногда бывает, что язык плохо колеблется. В таком случае тренируйте: д-рь, д-рь-д-рь… Затем переходите к чистому РЬ. Следите, чтобы вместо РЬ не появлялось РИ.
avernus.ru

Небольшой мастер-класс от преподавателя курсов Искусство речи в Санкт-Петербургской школе телевидения Юлии Вяловой.


Удачи и успехов Вам!!!

МБОУ Пролетарская СОШ № 6 , ОДО «Василёк »

Доклад на тему: «Правильная артикуляция звуков русского языка»

Учитель – логопед Новикова Ирина Алексондровна

Что такое артикуляция и зачем она нужна?

Артикуляция – это работа речевого аппарата для правильного создания звука. При правильной артикуляции происходит четкое расчленение звуков, которые мы можем различать.

Артикуляция в первую очередь является правильным и отчетливым произношением звуков. И основная роль здесь отводится не голосовым связкам, а органам произношения, которые бывают активными (язык и губы) и пассивными (зубы, десны, мягкое и твердое небо).

Произношение слов является довольно сложной системой, к составным частям которой относятся органы дыхания, голосовые связки, полость рта и носа, язык, губы и прочее. Действия этой системы скоординированные между собой и, что не мало важно без приложения усилий говорящего человека.

Все звуки речи делятся на гласные и согласные. Различаются они артикуляционно и акустически.

Артикуляция гласных звуков.

Гласные – тоновые звуки, они образуются в результате колебания голосовых связок в момент прохождения через гортань струи воздуха. Эти колебания периодические, они создают тон, музыкальный звук. При образовании гласных звуков воздушная струя проходит через рот свободно, не встречая никаких препятствий. Для гласных характерна слабая струя воздуха. При образовании гласных мускульное напряжение почти в равной мере распространяется по всей ротовой полости.

Классификация гласных звуков основывается на трех признаках:

·участию губ

·степени подъема языка по вертикали по отношению к небу

·степени продвинутости языка вперед или отодвинутости назад по гортани

В современном русском языке шесть гласных звуков: [а], [о], [у], [э], [и], [ы]. В зависимости от движения языка в горизонтальном направлении (вперед-назад) гласные подразделяются на:

1) гласные переднего ряда [и], [э] (при их произнесении язык продвигается вперед, а его кончик упирается в нижние зубы);

2) гласные среднего ряда [ы], [а] (при их произнесении язык несколько отодвигается назад);

3) гласные заднего ряда [у], [о] (при их произнесении язык отодвигается назад в большей степени).

В зависимости от степени подъема языка к нёбу, т. е. движения языка по вертикали, различаются:

1) гласные верхнего подъема [и], [ы], [у] (при их образовании язык поднят к нёбу в наибольшей мере);

2) гласные среднего подъема [э], [о] (при их образовании язык поднимается к нёбу менее высоко);

3) гласные нижнего подъема, к которым относится только [а] (при его образовании язык не приподнят или приподнят в минимальной степени, нижняя челюсть опущена и широко раскрыт рот).

КЛАССИФИКАЦИЯ ГЛАСНЫХ

Участие губ

Неогубленные

Сгубленные

Ряд

Передний

Средний

Задний

Подъем

Верхний

Средний

Нижний

Артикуляция согласных звуков.

Согласные звуки (37 шт.) - это звуки речи, при произнесении которых воздушная струя встречаетразличные преграды, они состоят из шума или из голоса и шума. Шум – это не периодический звук, он возникает в результате преодоления воздушной струей различных препятствий.

Для преодоления преграды при произнесении согласных необходима более сильная воздушная струя.

При образовании согласных мускульное напряжение сосредоточено в том месте, где возникает преграда.

В характеристику согласных звуков входят следующие основные признаки:
1. Место образования
Данный признак зависит от того, какой активный орган совершает основную работу и с каким пассивным органом он смыкается или сближается (губно-зубные, переднеязычные и т. д. звуки).
2. Способ образования.
Это характеристика препятствия в полости рта на пути воздушной струи и способа его преодоления (щелевые, смычные и дрожащие согласные).
3. По уровню шума (по степени его интенсивности)
По этому признаку все согласные делятся на сонорные и шумные.
4. Глухие и звонкие.
Определяются по отсутствию или наличию при их произношении голоса (тона).
5. Твердые и мягкие.
Отличаются характерной для каждой из этих групп артикуляцией.

При образовании звуков преграду могут создавать либо сдвинутые губы, либо губа и зубы, либо язык при взаимодействии с зубами или нёбом.

Тот орган, который перемещается для образования преграды, является активным. Это или нижняя губа, или какая-либо часть языка (задняя, средняя, передняя). А тот орган, который остается неподвижным при производстве звука, является пассивным. Это или верхняя губа, или верхние зубы, или какая-нибудь часть нёба (задняя, средняя, передняя).

Таким образом, можно выделить следующие группы звуков:

Губно-губные звуки [п], [п’], [б], [б’], [м], [м’];

Губно-зубные звуки [ф], [ф’], [в], [в’];

Язычные, переднеязычные, зубные звуки [т], [т’], [с], [с’], [з], [з’], [ц], [л], [л"], [н], [н’];

Язычные, переднеязычные, нёбные звуки [ш], [ш’:], [ж], [ж’:], [р], [р’] [ч’];

Язычный, среднеязычный, средненёбный звук [j]; - язычные, заднеязычные, задненёбные звуки [к], [к’], [г], [г’], [х], [х’].

ГУБНЫЕ П, ПЬ, Б, БЬ, М, МЬ

Губные звуки, или двугубные: п, пь, б, бь, м, мь. При произнесении этих звуков происходит смычка, образованная верхней и нижней губами.

Звук и буква П

Обозначение цветом: синий.
Характеристика: звук [П] - твердый глухой согласный.
Особенности артикуляции: губы сомкнуты и размыкаются под напором выдыхаемого воздуха. Кончик языка немного отходит от нижних зубов. Язык плоский. Голосовые связки отдыхают, горло не дрожит (нет голоса).

Звук П"


Обозначение цветом: зеленый.
Характеристика: звук [П"] - мягкий глухой согласный.
Особенности артикуляции: губы сомкнуты и размыкаются под напором выдыхаемого воздуха. Кончик языка прижат к нижним зубам, спинка языка выгнута. Голосовые связки отдыхают, горло не дрожит (нет голоса).

Звук и буква Б

Обозначение цветом: синий.
Характеристика: звук [Б] - твердый звонкий согласный.
Особенности артикуляции: губы сомкнуты и размыкаются под напором выдыхаемого воздуха. Кончик языка немного отходит от нижних зубов. Язык плоский. Голосовые связки работают, горло дрожит (есть голос).

Звук Б"

Обозначение цветом: зеленый.
Характеристика: звук [Б"] - мягкий звонкий согласный.
Особенности артикуляции: губы сомкнуты и размыкаются под напором выдыхаемого воздуха. Кончик языка прижат к нижним зубам, спинка языка выгнута. Голосовые связки работают, горло дрожит (есть голос).

Звук и буква М

Обозначение цветом: синий.
Характеристика: звук [М] - твердый звонкий согласный.
Особенности артикуляции: губы сомкнуты и не размыкаются, воздух выходит через нос. Кончик языка немного отходит от нижних зубов. Язык плоский. Голосовые связки работают, горло дрожит (есть голос).

Звук М"

Обозначение цветом: зеленый.
Характеристика: звук [М"] - мягкий звонкий согласный.
Особенности артикуляции: губы сомкнуты и не размыкаются, воздух выходит через нос. Кончик языка прижат к нижним зубам, спинка языка выгнута. Голосовые связки работают, горло дрожит (есть голос).

ЯЗЫЧНО-ЗУБНЫЕ С, СЬ, З, ЗЬ, Ц, Т, ТЬ, Д, ДЬ, Н, НЬ, Л, ЛЬ

Язычно-зубные: с, сь, з, зь, ц, т, ть, д, дь, н, нь, л, ль. При этих звуках передний край или кончик языка артикулирует
относительно передних зубов (резцов).

Звук и буква С

Обозначение цветом: синий.
Характеристика: звук [С] - твердый глухой согласный.
Особенности артикуляции: Зубы сближены, губы немного растянуты. Кончик языка упирается в нижние зубы, спинка языка выгнута. Голосовые связки отдыхают, горло не дрожит (нет голоса).

Звук С"

Обозначение цветом: зеленый.
Характеристика: звук [С"] - мягкий глухой согласный.
Особенности артикуляции: Зубы сближены, губы растянуты в улыбке. Кончик языка упирается в нижние зубы, спинка языка выгнута. Голосовые связки отдыхают, горло не дрожит (нет голоса).

Звук и буква З

Обозначение цветом: синий.
Характеристика: звук [З] - твердый звонкий согласный.
Особенности артикуляции: Зубы сближены, губы немного растянуты. Кончик языка упирается в нижние зубы, спинка языка выгнута. Голосовые связки работают, горло дрожит (есть голос).

Звук З"

Обозначение цветом: зеленый.
Характеристика: звук [З"] - мягкий звонкий согласный.
Особенности артикуляции: Зубы сближены, губы растянуты в улыбке. Кончик языка упирается в нижние зубы, спинка языка выгнута. Голосовые связки работают, горло дрожит (есть голос).

Звук и буква Ц

Обозначение цветом: синий.
Характеристика: звук [Ц] - всегда твердый глухой согласный.
Особенности артикуляции: Вначале спинка языка круто выгнута и касается бугорков за верхними зубами, кончик языка упирается в нижние зубы. Затем спинка языка опускается до положения занимаемого при произнесении звука [С], а кончик языка остается на месте. Голосовые связки отдыхают, горло не дрожит (нет голоса).

Звук и буква Т

Обозначение цветом: синий.
Характеристика: звук [Т] - твердый глухой согласный.
Особенности артикуляции: Кончик языка прижат к верхним зубам, спинка языка опущена. Под напором выдыхаемого воздуха язык отрывается от зубов. Голосовые связки отдыхают, горло не дрожит (нет голоса).

Звук Т"

Обозначение цветом: зеленый.
Характеристика: звук [Т"] - мягкий глухой согласный.
Особенности артикуляции: Кончик языка упирается в нижние зубы, спинка языка выгнута крутой горкой и прижимается передней частью к бугоркам за верхними зубами. Под напором выдыхаемого воздуха передняя часть языка отрывается от бугорков. Голосовые связки отдыхают, горло не дрожит (нет голоса).

Звук и буква Д

Обозначение цветом: синий.
Характеристика: звук [Д] - твердый звонкий согласный.
Особенности артикуляции: Кончик языка прижат к верхним зубам, спинка языка опущена. Под напором выдыхаемого воздуха язык отрывается от зубов. Голосовые связки работают, горло дрожит (есть голос).

Звук Д"

Обозначение цветом: зеленый.
Характеристика: звук [Д"] - мягкий звонкий согласный.
Особенности артикуляции: Кончик языка упирается в нижние зубы, спинка языка выгнута крутой горкой и прижимается передней частью к бугоркам за верхними зубами. Под напором выдыхаемого воздуха передняя часть языка отрывается от бугорков. Голосовые связки работают, горло дрожит (есть голос).

Звук и буква Н

Обозначение цветом: синий.
Характеристика: звук [Н] - твердый звонкий согласный.
Особенности артикуляции: Кончик языка прижат к верхним зубам, спинка языка опущена. Выдыхаемый воздух проходит через нос. Голосовые связки работают, горло дрожит (есть голос).

Звук Н"

Обозначение цветом: зеленый.
Характеристика: звук [Н"] - мягкий звонкий согласный.
Особенности артикуляции: Кончик языка упирается в нижние зубы, спинка языка выгнута крутой горкой и прижимается передней частью к бугоркам за верхними зубами. Выдыхаемый воздух проходит через нос. Голосовые связки работают, горло дрожит (есть голос).

Звук и буква Л

Обозначение цветом: синий.
Характеристика: звук [Л] - твердый звонкий согласный.
Особенности артикуляции: Кончик языка упирается в верхние зубы или бугорки за верхними зубами, средняя часть спинки языка опущена, задняя часть спинки языка поднята, боковые края языка опущены. Форма языка напоминает седло. Выдыхаемый воздух проходит по бокам языка. Голосовые связки работают, горло дрожит (есть голос).

Звук Л"

Обозначение цветом: зеленый.
Характеристика: звук [Л"] - мягкий звонкий согласный.
Особенности артикуляции: Губы растянуты в улыбке. Передняя часть языка касается бугорков за верхними зубами, средняя часть спинки языка приподнята, задняя часть спинки языка опущена, боковые края языка опущены. Язык напряжен. Выдыхаемый воздух проходит по бокам языка. Голосовые связки работают, горло дрожит (есть голос).

ЯЗЫЧНО-АЛЬВЕОЛЯРНЫЕ Р, РЬ

Язычно-альвеолярные: р, рь. Эти звуки получаются в результате вибрации переднего края языка у альвеол.

Звук и буква Р

Обозначение цветом: синий.
Характеристика: звук [Р] - твердый звонкий согласный.
Особенности артикуляции: Кончик языка касается бугорков за верхними зубами, боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам. Форма языка напоминает ложечку. Под напором выдыхаемого воздуха кончик языка дрожит. Голосовые связки работают, горло дрожит (есть голос).

Звук Р"

Обозначение цветом: зеленый.
Характеристика: звук [Р"] - мягкий звонкий согласный.
Особенности артикуляции: Губы немного растянуты. Передняя часть языка касается бугорков за верхними зубами или верхних зубов, боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам. Спинка языка приподнята. Язык напряжен. Под напором выдыхаемого воздуха кончик языка дрожит. Голосовые связки работают, горло дрожит (есть голос).

ЯЗЫЧНО-ПЕРЕДНЕНЁБНЫЕ: Ш, Ж, Ч, Щ

Язычно-передненёбные: ш, ж, ч, щ. При произнесении этих звуков язык передним краем или передней спинкой образует смычку или сужение в передней части нёба, за альвеолами. Произнесению этих звуков способствует легкое выдвижение и округление поэтому они могут быть названы лабиализованными.

Звук и буква Ш

Обозначение цветом: синий.
Характеристика: звук [Ш] - всегда твердый глухой согласный.
Особенности артикуляции: Губы выдвинуты вперед и округлены. Кончик языка поднят к верхней части нёба, но не касается его, боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам. Спинка языка поднята. Форма языка напоминает чашечку. Голосовые связки отдыхают, горло не дрожит (нет голоса).

Звук и буква Ж

Обозначение цветом: синий.
Характеристика: звук [Ж] - всегда твердый звонкий согласный.
Особенности артикуляции: Губы выдвинуты вперед и округлены. Кончик языка поднят к верхней части нёба, но не касается его, боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам. Спинка языка поднята. Форма языка напоминает чашечку. Голосовые связки работают, горло дрожит (есть голос).

Звук и буква Ч

Обозначение цветом: зеленый.
Характеристика: звук [Ч] - всегда мягкий глухой согласный.
Особенности артикуляции: Губы выдвинуты вперед и округлены. Кончик языка касается неба за бугорками, боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам. Спинка языка поднята. Под напором выдыхаемого воздуха кончик языка отрывается от нёба. Голосовые связки отдыхают, горло не дрожит (нет голоса).

Звук и буква Щ

Обозначение цветом: зеленый.
Характеристика: звук [Щ] - всегда мягкий глухой согласный.
Особенности артикуляции: Губы слегка выдвинуты вперед и округлены. Кончик языка поднят к бугоркам за верхними зубами, боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам. Спинка языка поднята. Язык напряжен. Голосовые связки отдыхают, горло не дрожит (нет голоса).

ЯЗЫЧНО-ЗАДНЕНЁБНЫЕ: К, КЬ, Г, ГЬ, Х, ХЬ, Й

Язычно-задненёбные: к, кь, г, гь, х, хь, й. Они получаются в результате смыкания или сближения задней спинки языка с задней частью нёба.

Звук и буква К




Обозначение цветом: синий.
Характеристика: звук [К] - твердый глухой согласный.
Особенности артикуляции: кончик языка немного отходит от нижних зубов, спинка языка выгнута крутой горкой и касается нёба. Под напором выдыхаемого воздуха спинка языка отрывается от нёба. Голосовые связки отдыхают, горло не дрожит (нет голоса).

Звук К"

Обозначение цветом: зеленый.
Характеристика: звук [К"] - мягкий глухой согласный.
Особенности артикуляции: кончик языка прижат к нижним зубам, спинка языка выгнута крутой горкой и касается нёба. Под напором выдыхаемого воздуха спинка языка отрывается от нёба. Голосовые связки отдыхают, горло не дрожит (нет голоса).

Звук и буква Г



Обозначение цветом: синий.
Характеристика: звук [Г] - твердый звонкий согласный.
Особенности артикуляции: кончик языка немного отходит от нижних зубов, спинка языка выгнута крутой горкой и касается нёба. Под напором выдыхаемого воздуха спинка языка отрывается от нёба. Голосовые связки работают, горло дрожит (есть голос).

Звук Г"



Обозначение цветом: зеленый.
Характеристика: звук [Г"] - мягкий звонкий согласный.
Особенности артикуляции: кончик языка прижат к нижним зубам, спинка языка выгнута крутой горкой и касается нёба. Под напором выдыхаемого воздуха спинка языка отрывается от нёба. Голосовые связки работают, горло дрожит (есть голос).

Звук и буква Х



Обозначение цветом: синий.
Характеристика: звук [Х] - твердый глухой согласный.
Особенности артикуляции: кончик языка немного отходит от нижних зубов, спинка языка выгнута крутой горкой. Голосовые связки отдыхают, горло не дрожит (нет голоса).

Звук и буква Х"



Обозначение цветом: зеленый.
Характеристика: звук [Х"] - мягкий глухой согласный.
Особенности артикуляции: кончик языка прижат к нижним зубам, спинка языка выгнута крутой горкой. Голосовые связки отдыхают, горло не дрожит (нет голоса).

Звук и буква Й



Обозначение цветом: зеленый.
Характеристика: звук [Й] - всегда мягкий звонкий согласный.
Особенности артикуляции: губы растянуты в улыбке, зубы видны, кончик языка прижат к нижним зубам, спинка языка выгнута крутой горкой. Голосовые связки работают, горло дрожит (есть голос).

Для того чтобы человек произносил различные звуки правильно, его органы артикуляции, губы, язык, мягкое нёбо, нижняя челюсть, должны быть достаточно подвижными. В процессе того, как ребенок учится говорить, сила, точность движений этих органов постепенно развиваются, а сама речь становится более внятной, дифференцированной. Ускорить этот процесс можно только постоянными тренировками органов речи. Именно на это и направлен ряд специальных упражнений для укрепления и развития подвижности языка, губ, щек, уздечки. Артикуляционная гимнастика для дошкольников преследует цель научить ребенка говорить правильно .

Неправильно произносить ребенок может любой звук, но чаще всего это относится к звуку Л,Р, свистящим и шипящим.

Как правило нарушается произношение трудных по артикуляции звуков. Нарушения звукопроизношения у детей могут проявляться либо в отсутствии тех или иных звуков, либо в искажениях, либо в заменах.

Отсутствие звука в речи может выражаться в его выпадении в начале слова (например, вместо рыба ребёнок говорит « ыба », в середине слова (пароход – « паоход ») и в конце слова (шар – « ша »).

Искажение звука выражается в том, что вместо правильного произноситься звук, которого нет в фонетической системе русского языка. Например: велярный и увулярный р (картавость), когда при произношении звука вибрирует тонкий край мягкого нёба или маленький язычок (увуля) вместо кончика языка; межзубные с, з, ц, ш, ж, щ, ч , когда при произнесении звука кончик языка вываливается между резцами; боковое произнесение звуков с, з, ц, ш, ж, щ, ч , когда при произнесении звука провисает край языка и звук приобретает хлюпающий оттенок; двугубный л , когда звук произноситься с помощью губ и похож на звучание английского звука w и др.

Замены звука другим звуком, имеющимся в фонетической системе русского языка. Замены звуков могут быть следующими:

Замены звуков, одинаковых по способу образования и различающихся по месту артикуляции, например замена взрывных заднеязычных к и г взрывными переднеязычными т и д тулак » вместо кулак и т.п.);

Замена звуков одинаковых по месту образования и различающихся по способу образования, например замена щелевого переднеязычного звука с переднеязычным взрывным т тумка » вместо сумка ит.п.);

Замены звуков, одинаковых по способу образования и различающихся по участию органов артикуляции, например щелевой переднеязычный с щелевым губно-зубным ф фамки » вместо санки и т.п.);

Замена звуков одинаковых по способу и месту образования, но различающихся по участию голоса, например звонких звуков глухими (« пулка » вместо булка и т.п.);

Замена звуков одинаковых по способу образования и по активному органу артикуляции, но различающихся по признаку твёрдости и мягкости, например твёрдый мягким или мягкий твёрдым (« сюп » вместо суп и т.п.).

Недостатки произношения свистящих и шипящих звуков называются сигматизмом, звука Р – ротацизм, звука Л – ламбдацизм, замена свистящих звуков шипящими или другими звуками русского языка называется парасигматизмом, звука Р – параротацизм, звука Л – параламбдацизм.

Системное выполнение ряда не сложных упражнений помогает ребенку быстрее, а самое главное – правильно, освоить правильную артикуляцию звуков. Это в дальнейшем помогает избежать сложностей в общем развитии речи ребенка.

Если ребенок уже научился произносить правильно звуки в отдельных словах, но в устной речи искажает или пропускает их, то, в таком случае звуки необходимо автоматизировать. Одним из способов автоматизации являются чистоговорки.

Чистоговорка – это ритмичная, зарифмованная фраза, содержащая сочетание звуков, слогов, слов и используемая для улучшения произношения звуков .

Они наполнены изучаемым звуком максимально, дефектно произносимые звуки по возможности исключены. Такие чистоговорки дети повторяют и заучивают охотнее. Ребенок их может повторять за взрослым, проговаривать после заучивания. Чтобы ребенку было интересно автоматизировать звуки, одни и те же чистоговорки можно произносить по-разному: тихо, громко, медленно, быстро.

Зачем нам чистоговорки?

Эти упражнения способствуют улучшению дикции детей и взрослых, помогают приучить органы артикуляции к быстрой смене положения при произнесении трудных сочетаний звуков, помогают устранить нечеткое произношение (то, что называется «каша во рту»).

Рекомендации к проведению упражнений:

1. Произносите чистоговорки сначала медленно, четко

артикулируя каждый звук.

2. Постепенно увеличивайте темп, не снижая при этом качество

произношения.

3. Можно проговаривать стихи сначала шепотом, стараясь

активно работать губами и языком. А затем – громко, с

такой же активностью органов артикуляции .

Чистоговорки со звуками Р, Р’

Ро- ро- ро --- Рома уронил ведро.

Ру- ру- ру --- Веру за руку беру.

Ирь- ирь- ирь --- у Ирины снегирь.

Ерь- ерь- ерь --- открыл Ярик дверь.

Чистоговорки со звуками Л, Л’

Ла- ла, ла – ла, ла- ла --- салат ела Алла.

..Лы-лы-лы --- у Милы пазлы.

Ле-ле-ле --- ели с Леной мы суфле.

Ли-ли-ли --- У Леонида корабли.

Чистоговорки со звуками С, С’

Са-са-са --- на санках Сашиных лиса.

Со-со-со- --- дали Соне колесо.

.Ес-ес-ес --- собирался Сеня в лес.

Яс-яс-яс --- Ярослав пустился в пляс.

Чистоговорки со звуками З, З’

За-за-за --- у Захара коза.

Зу-зу-зу --- зонтик Зое привезу.

Из-из-из --- это Зиночкин каприз.

Ез-ез-ез --- стоит Зоя у берез.

Чистоговорки со звуком Ш

Ша-ша-ша --- наша Маша хороша.

Шу-шу-шу --- кушал Миша кашу.

Ше-ше-ше --- сшили шапку Даше.

Ша-ша-ша --- у Ксюши нет карандаша.

Чистоговорки со звуком Ж

Жа-жа-жа --- У Снежаны два ежа.

Жу-жу-жу --- я с Сережей дружу.

Жи-жи-жи --- Женю за руку держи.

Потешки.

Петушок, петушок, отдай Маше гребешок!

Мы кормим нашу Машу. Маша, Маша, кушай кашу.

Тише, мыши, тише, мыши! Кот пришел на нашу крышу.

Чистоговорки способны развивать не только произношение, но и другие стороны речи ребенка: фонематический слух, словарь, грамматику, связную речь, чувство ритма. в дальнейшем это поможет ребенку легче освоить учебную программу в школе.

Последние материалы раздела:

Практические и графические работы по черчению б) Простые разрезы
Практические и графические работы по черчению б) Простые разрезы

Рис. 99. Задания к графической работе № 4 3) Есть ли отверстия в детали? Если есть, какую геометрическую форму отверстие имеет? 4) Найдите на...

Третичное образование Третичное образование
Третичное образование Третичное образование

Чешская система образования развивалась на протяжении длительного периода. Обязательное образование было введено с 1774 года. На сегодняшний день в...

Презентация земля, ее развитие как планеты Презентация на тему возникновения земли
Презентация земля, ее развитие как планеты Презентация на тему возникновения земли

Слайд 2 В одной галактике насчитывается около 100 миллиардов звезд, а всего в нашей Вселенной, предполагают учёные, существует 100 млрд...