Многозначные примеры на сложение и вычитание. Вычислительные приемы для многозначных чисел

37. Сложение и вычитание многозначных чисел

1) Пишу выражение

2) Складываю единицы: 8+5=13; 13 - это 1 дес. и 3 ед.,

3 ед. пишу под единицами, 1 дес. запоминаю.

3) Складываю десятки: 6+9=15; еще 1 дес. будет 16 дес. Это 1 сот. 6 дес.; 6 дес. пишу под десятками, 1 сот. запоминаю.

4) Складываю сотни: 3+2=5, еще 1 сот. и будет 6 сотен.

Под сотнями пишу 6.

5) Читаю ответ..

37. Сложение и вычитание многозначных чисел.

После того как усвоено письменное сложение трехзначных чисел, сложение многозначных чисел не представляет для детей большой трудности. Однако необходимо проделать значительное количество упражнений, чтобы добиться безошибочного выполнения их.

Организуя упражнения, нужно предусмотреть различные варианты примеров на сложение: примеры без перехода и с переходом через разряд, примеры с одинаковым и разным количеством цифр в слагаемых, примеры, в которых первое слагаемое больше второго и наоборот, примеры без нулей и с нулями в слагаемых. Разнообразие примеров нужно не только для предупреждения ошибок, но и для формирования понятия сложения: применяя в разнообразных случаях сложения один и тот же способ решения, ученик начинает глубже понимать основной принцип сложения - его поразрядность.

Среди различных вариантов примеров большое место должно занимать сложение нескольких слагаемых. Подписывая слагаемые одно под другим, ученик вынужден анализировать структуру чисел, определять разрядное значение каждой цифры, приводить в соответствие одноименные разряды. Все это обогащает навык сложения. При суммировании разрядных чисел получаются суммы, выходящие за пределы таблицы сложения. Благодаря этому при сложении нескольких слагаемых закрепляются навыки устного сложения.

Приступая к объяснению сложения многозначных чисел, нужно прежде всего распространить имеющийся у детей навык сложения трехзначных чисел на любые числа, показав учащимся, что если 8 единиц да 5 единиц составляют 13 единиц, то 8 тысяч да 5 тысяч составляют 13 тысяч, 8 миллионов да 5 миллионов составляют 13 миллионов и т.д.

Когда дается объяснение и проводятся первые упражнения, учитель, а вслед за ним и ученики называют разряды чисел и подробно поясняют каждую операцию а в дальнейшем, когда переходят к упражнениям, направленным на автоматизацию навыка, от учеников требуют только краткие пояснения.(в речевых школах, мне кажется все время развернутые объяснения)

При формировании навыков письменного сложения многозначных чисел применяют переместительный и сочетательный законы сложения. Переместительный закон сложения уже известен детям; теперь ученики должны усвоить его точную формулировку, используя для проверки сложения, для "рациональной записи сложения нескольких слагаемых (столбиком), для облегчения и ускорения устных вычислений.

Сочетательный закон сложения полезно рассмотреть в плане его практического применения. Учащимся дается для сложения несколько слагаемых и предлагается отыскать наиболее рациональный способ решения. В своих поисках ученики приходят к выводу о возможности группировки слагаемых, заменяя сложение нескольких слагаемых их суммой.

В основу формирования навыков письменного вычитания многозначных чисел можно положить следующую систему упражнений:

1. Решение примеров, в которых цифры уменьшаемого больше соответствующих цифр вычитаемого.

2. Решение примеров, в которых вычитаемое наряду со значащими цифрами содержит и нули.

3. Решение примеров, в которых некоторые цифры уменьшаемого меньше соответствующих цифр вычитаемого.

4. Решение примеров с одним и несколькими нулями в уменьшаемом.

В каждой из ступеней различают примеры по числу цифр в уменьшаемом и вычитаемом, по числу переходов через разряд, по числу нулей в уменьшаемом и их расположению среди значащих цифр; так, могут быть примеры с двумя, тремя, четырьмя и более нулями подряд; нули могут перемежаться со значащими цифрами; между нулями может встречаться единица (400100 - 66724).

Разнообразие случаев вычитания при единстве принципа их решения сильнее подчеркивает этот принцип - строгую поразрядность вычитания.

В начале изучения этой темы нужно распространить знакомый детям прием вычитания единиц, десятков и сотен на высшие разрядные единицы, показав, что если 8 единиц без 2 единиц составляют 6 единиц, то и 8 тысяч без 2 тысяч составляют 6 тысяч, 8 миллионов без 2 миллионов - 6 миллионов, 8 сотен тысяч без 2 сотен тысяч - 6 сотен тысяч и т. д. К этому сводится в конце концов процесс письменного вычитания многозначных чисел.

В процессе объяснения вычитания полезно сформулировать правило письменного выполнения этого действия.

Это правило играет роль средства в борьбе за четкие, правильные и упорядоченные записи, за безошибочное вычисление.

При решении первых примеров ученики подробно объясняют каждую операцию, но при переходе к упражнениям, направленным на автоматизацию навыка, объяснения даются в краткой форме.

При объяснении нужно подробно и обстоятельно раскрыть процесс занимания единицы высшего разряда и раздробления ее в единицы низшего разряда, при этом особое внимание нужно уделить примерам, в которых встречаются нули. Операции с нулем нужно повторить на отдельных примерах: 5 - 0 = 5, потому что если от числа ничего не отнять, то и останется то же число. Вычитать из нуля нельзя, потому что нуль меньше всякого числа (разумеется, натурального).

Когда уменьшаемое выражено единицей с несколькими нулями (1000, 10000, 1 000000) и т. д., то на классных счетах нужно показать, что тысяча - это 9 сотен 9 десятков и 10 единиц, 10000 - это 9 тысяч 9 сотен 9 десятков и 10 единиц.

Хорошим наглядным пособием в таких случаях может служить пучок из тысячи палочек, состоящий из 10 сотенных пучков, каждый из которых в свою очередь состоит из 10 десятков, а в каждом десятке по 10 палочек-единиц. Чтобы вычесть из 1000 палочек, например, 32 палочки, «тысячный» пучок развязывается, причем он распадается на 10 сотен; 9 сотен оставляют, а одна сотня развязывается и распадается на 10 десятков и т. д. Ученики видят, как из тысячи без изменения ее величины получили 9 сотен 9 десятков и 10. единиц. После этого отнимают 32 палочки. Затем проводится параллель между вычитанием на палочках и письменным вычитанием на классной доске.

Конструкт урока математики

Программа: Образовательная система «Гармония» Учебник: «Математика» 3 класс Н. Б. Истомина.

Тема урока: «Вычитание многозначных чисел».

Цель: формирование навыков письменного вычисления многозначных чисел.

Планируемый результат:

    Личностный: принятие социальной роли ученика, осознание личностного смысла учения и интерес к изучению нового материала;

    Метапредметный: проявляют познавательный интерес; демонстрируют умения осознанно строить речевое высказывание в устной форме; осуществляют мыслительные операции (анализа, синтеза, сравнения);

    Предметный: демонстрируют знание алгоритма письменного вычитания многозначных чисел

Задачи:

    Воспитательная: воспитывать учебно-познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой учебной задачи; умение работать самостоятельно;

    Развивающая: развивать познавательные, общеучебные УУД (умение осознанно строить речевое высказывание в устной форме), логические УУД (операции анализа, синтеза, сравнения), коммуникативные УУД (владение диалогической речью), познавательный интерес; регулятивные (умение высказывать своё предположение, осуществлять познавательную и личностную рефлексию, принимать и сохранять учебную задачу и активно включаться в деятельность, направленную на её решение в сотрудничестве с учителем и одноклассниками;адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности и искать способы их преодоления;)

    Образовательная: познакомить с алгоритмом письменного вычисления многозначных чисел, повторить алгоритм письменного сложения многозначных чисел, совершенствовать вычислительные навыки устного вычитания и сложения в пределах 20.

Принципы обучения и воспитания:

Принципы обучения: научности, доступности, последовательности, систематичности, наглядности, деятельности, диалогизации;

Принципы воспитания :формирование личностного стиля взаимоотношений с педагогом, создание положительного эмоционального подъёма.

Методы обучения и воспитания:

Методы обучения:

Словесные- рассказ, беседа, работа с книгой

Наглядные- демонстрационные

Практические- упражнения

    По уровню включения в продуктивную деятельность : частично-поисковый, проблемное изложение изучаемого.

    Методы получения новых знаний: объяснение, беседа, демонстрация.

    создание проблемной ситуации.

    формирование готовности к восприятию, стимулирование занимательным содержанием.

Методы воспитания :методы развития познавательного интереса, поощрение, стимулирование занимательным содержанием.

Формы организации деятельности обучающихся: фронтальная, индивидуальная, парная.

Оснащение :

Оборудование:

Демонстрационные: алгоритм

Индивидуальные: тетрадь, учебник, ручка.

Информационные источники:

1. Федеральный государственный общеобразовательный стандарт начального общего образования: текст с изм. и доп. на 2011 г. / М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: просвещение, 2011. – 33 с. – (Стандарты второго поколения)

2. УМК «Гармония» Программа курса математики для 1 – 4 классов: http://sikachi.ippk.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=201:-qq-&catid=97:2011-03-09-22-47-38&Itemid=58

3. Н.Б. Истомина «Математика» 3 класс учебник для четырехлетней начальной школы. «Ассоциация 21 век», Смоленск, 2003.

Тип урока: урок освоения новых знаний и способов действий (изучения нового материала).

Структура урок:

1. Мотивация к учебной деятельности .

2. Актуализация опорных знаний и способов действий. Выявление проблемы.

3. Решение проблемы.

4. Первичное закрепление.

5.

6.

7. Рефлексия учебной деятельности.

Оформление учебного кабинета, доски:

Классная работа.

Информация о домашнем задании.

№529 (б, г, е)


Этапы урока, задачи работы.

Методы и приемы обучения и воспитания.

Деятельность учителя, обучающихся.

Планируемый результат с учетом формируемых УУД.

1.Мотивация к учебной деятельности.

Задача: смотивировать учащихся на предстоящую деятельность.

По источнику изложения учебного материала:

Словесный (беседа).

Ребята, сегодня у нас не обычный урок, а урок путешествие. Знаете ли вы сказку « Алиса в стране чудес?» (варианты детей). Сегодня мы отправимся вместе с Алисой в страну Чудес и будем помогать ей преодолевать трудности. А вот какие испытания нас ждут, вы сейчас узнаете.

Чтобы попасть в Страну Чудес вместе с Алисой нам необходимо открыть дверь, но она закрыта на замок.

Давайте с вами вспомним разряды и классы чисел, это поможет нам на протяжении всего урока.

Личностные УУД:

2.Актуализация опорных знаний и способов действий. Выявление проблемы.

Задача : актуализировать полученные знания: разряды и классы чисел; формулирование темы, цели урока.

По источнику изложения учебного материала: Словесный (беседа), наглядный (демонстрация).

Методы развития психических функций, творческих способностей, личностных качеств: создание проблемной ситуации.

Методы развития познавательного интереса:

беседа, повторение.

Сейчас я задам вам несколько вопросов, ваша задача по поднятой руке, дать ответ.

Есть числа однозначные. А ещё какие? (Двузначные, трёхзначные)

А как называются числа больше трёхзначных? (Четырехзначные, пятизначные, шестизначные, многозначные …)

На какие классы разбили разряды? (Класс единиц, класс тысяч)

Сколько разрядов в каждом классе? (3)

Назовите их по порядку. (Единицы 1–го класса: разряд единиц, десятков, сотен, единицы 2–го класса: ед.тыс, дес.тыс, сотни тыс...)

Как называются единицы 2–го разряда? (Десятки)

Как называются единицы 4–го разряда? (Единицы тысяч)

Что значит нуль в записи числа? (Отсутствуют единицы данного разряда)

Таким образом, мы с вами повторили разряды и классы многозначных чисел, и мы помогли Алисе открыли замок. Теперь перед нами открывается великолепный сад. Но это не просто сад. Это лабиринт.

Для того, чтобы его пройти, необходимо вспомнить, как выполняется сложение многозначных чисел. Откройте тетради, запишите сегодняшнюю дату, сегодня 24 апреля. Классная работа.

Найдите значение суммы.

56023+4281

К доске пойдет Саша, и найдет значение этого выражения с полным проговариванием, а все остальные внимательно слушают и дополняют или исправляют

56023

4281

60304

Пред вами выражение.

Складываю в разряде ед. к 3+1=4. Пишу 4 в разряде ед. под чертой.

Складываю в разряде дес., сотен, тысяч……

Ответ 60304.

Молодец, присаживайся.

Таким образом, мы с вами повторили сложение многозначных чисел. Но, лабиринт оказался длинным и запутанным, чтобы помочь Алисе, нам нужно решить ещё одно выражение. Посмотрите внимательно на доску.

69759

32418

Ребята, а вы умеете решать такие выражения? (нет)

Совершенно верно, нужно знать алгоритм. Как вы считаете, какая тема нашего урока? (Вычитание многозначных чисел)

Совершенно верно. Давайте поставим перед собой цель. Чему мы должны научится? (учится письменно вычитать многозначные числа, используя алгоритм).

Как вы считаете, а что для этого нужно знать? (алгоритм)

Давайте с вами составим алгоритм решения. Он перед вами в разбросанном виде. Вам нужно составить его по порядку.

1. Прочитайте выражение. (из шестидесяти девяти тысяч семисот пятидесяти девяти вычесть тридцать две тысячи четыреста восемнадцать)

2.Запишу вычитаемое 32418 под уменьшаемым 69759, так, чтобы соответствующие разряды находились друг под другом.

3. Вычитаю в разряде единиц. Из 9 вычитаем 8, получается 1. Пишу единицу в разряде единиц под чертой.

Вычитаю в разряде десятков, сотен, единиц тысяч, дес. Тысяч.

4. Читаю ответ: 37341

Таким образом, мы составили с вами алгоритм вычитания многозначных чисел, решили выражение и помогли Алисе выйти из лабиринта.

Личностные УУД:

Демонстрируют мотивацию к обучению и целенаправленной деятельности;

Познавательные УУД:

3.Решение проблемы.

Задача: найти решение поставленной проблемы, учится выполнять письменные действия вычитания с многозначными числами с использованием алгоритма.

По источнику изложения учебного материала: Словесный (беседа, работа с книгой, упражнения, художественное слово), наглядный (демонстрация).

Методы развития познавательного интереса: формирование готовности к восприятию, стимулирование занимательным содержанием.

Методы закрепления и повторения изученного материала: беседа.

«Вот это да! – подумала Алиса. Очень скоро показался невдалеке дом Очумелого Зайца: трубы на нем были в виде заячьих ушей, а крыша покрыта заячьим мехом. Возле дома под деревом был накрыт к чаю стол; Шляпа и Заяц пили чай.

Мест нет! Мест нет! – дружно закричали Заяц и Шляпа, как только заметили Алису.

Места сколько хочешь! – возмутилась Алиса. И она уселась в свободное кресло на другом конце стола.

Не мешало бы тебе постричься, – неожиданно сказал Шляпа.

Делать замечания незнакомым людям – очень грубо! – наставительно сказала Алиса. – Так меня учили!

Шляпа сделал большие глаза – видимо, это замечание его сильно удивило. (Хорошенько подумав, его можно понять!) Однако в ответ он сказал вот что: как из 26511 вычесть 5211?

«Вот это совсем другой разговор! – подумала Алиса. – Загадки-то я люблю! Поиграем!»

Кажется, сейчас отгадаю, – сказала она вслух.

Ребята, давайте поможем Алисе.

К доске пойдет ….

Как из 26511 вычесть 5211?

Итак, с помощью чего будем решать? (с помощью алгоритма)

Куда записываем ответ? (в разряде ед. под чертой)

Читаем ответ полностью. (из 26511- 5211=21300)

Молодцы. Но Шляпа усложнил Алисе задание.

Из 37418 вычесть 5579.

Давайте так же по алгоритму будем решать.

Какой следующий пункт? (записываем так, чтобы соответствующие разряды были друг под другом)

Можем мы из 8 вычесть 9? (нет)

У нас возникла проблема. Что же нам делать?

А поможет нам в этом учебник. Откройте его на странице 157. Прочитайте задание под № 529.

Давайте прочитаем рассуждения Маши, как она нашла значение этого выражения.

Давайте по цепочке прочитаем по 1 пункту рассуждений Маши.

Чтобы Шляпа и Заяц отпустили Алису, нам необходимо найти значение выражения.

Теперь давайте с помощью такого же рассуждения решим выражение, вы рассуждаете, я записываю на доске, вы в тетради. Не забывай ставить точки.

84072

63894

Итак, смотрим на алгоритм и рассуждаем.

Как запишем?(столбиком, так, чтобы соответствующие разряды были друг под другом.)

С какого разряда начинаем сложение? (с разряда единиц)

В каком разряде выполняешь действие?

    Читаю выражение

    Запишу….

    Вычитаю в разряде единиц Из 2 ед. я не могу вычесть 4 ед. Беру из разряда десятков 1 дес. Чтобы об этом не забыть, ставлю точку над разрядом десятков. Это 10 единиц да еще 2 ед=12. Теперь я могу из 12 вычесть 4. Получается 8. Пишу 8 ед в разряде единиц.

    В разряде дес. теперь уже не 7 ед, а 6. Из 6 я не могу вычесть 9. Беру из разряда сотен. В разряде сотен нет ед. поэтому занимаю в разряде ед. тыс. Из 17 вычесть 9 получается 8. Пишу 8 в разряде дес. Под чертой.

    Вычитаю из разряда сотен. Т.к. мы занимали, в разряде сотен не 10 ед, а 9. Из 9 вычитаю 8 получается 1. Пишу единицу в разряде сотен под чертой.

    В разряде ед тысяч теперь не 4 ед., а 3. Из 3 вычесть 3 получается 0. Пишу 0 в разряде ед. тыс. под чертой.

    Вычитаю из разряда дес. Тыс. Из 8 вычесть 6 получается 2. Записваю 2 в разряде дес.тыс. под чертой.

    Из 84072 вычесть 63894 получается 20178.

В нескольких шагах от нее на ветке какого-то дерева сидел Чеширский Кот. Кот тоже заметил Алису и только улыбнулся.«На вид он не злой», – подумала Алиса. И правда, вид у Кота был добродушный; но только уж очень длинные и когти и зубов полон рот – все это внушало почтение.

Чеширский Мурлыка… – заговорила Алиса несмело – она не знала, понравится ли ему такое обращение. Кот в ответ улыбнулся еще шире.

«Значит, не сердится», – подумала Алиса и продолжала:

Скажите, пожалуйста, куда мне отсюда идти?

Это во многом зависит от того, куда ты хочешь прийти, – ответил Кот.

Да мне почти все равно, – начала Алиса.

Тогда все равно, куда идти, – сказал Кот.

Лишь бы попасть куда-нибудь, – пояснила Алиса.

Не беспокойся, куда-нибудь ты обязательно попадешь, – сказал Кот, – конечно, если не остановишься на полпути.

Физминутка.

Звучит песня Чеширского кота. Выполняем движения.

Познавательные УУД:

Демонстрируют умение на основе анализа объектов делать выводы; умение оформлять свои мысли в устной форме.

Р егулятивные УУД:

Коммуникативные УУД:

Демонстрируют умение слушать и понимать других; умение оформлять свои мысли в устной форме.

4. Первичное закрепление.

Задача: усвоение нового способа действия вычисления по алгоритму.

По источнику изложения учебного материала:

поощрение.

Ребята, вот мы и оказались во дворце у Королевы. Она очень злая и любит давать задания. Поэтому прежде, чем мы встретимся с Королевой, нам нужно закрепить свои вычислительные навыки, т.е. выполнять вычисления многозначных чисел с использованием алгоритма.

Решаем номер 529 , под буквами а, в, д. Решаем столбиком с проговариванием.

Под буквой а, у доски решает Артем, все остальные в тетради, но слушайте внимательно, дополняйте или исправляйте Артема.

Как будем записывать выражение? (столбиком, так, чтобы соответствующие разряды были друг под другом)

С чего начинаем вычисление? (из разряда ед)

Что нужно поставить над разрядом, чтобы не забыть, что мы заняли? (точку)

Что пишем над нулем? (цифру 9)

Прочитай ответ полностью.

Первый вариант решает под буквой в и комментирует свое решение второму варианту, т.е. соседу по парте. После того, как вы решите и объясните своему соседу как вы решали, второй вариант объясняет свое решение первому варианту под буквой д.

Кому не понятно, что будем делать? Приступайте, затем проверим.

Проверяем.

84072-63894=20178

43009-58329=378680

653481-233694=419787

Таким образом, мы с вами закрепили наши умения, я вижу, что у вас получается решать по алгоритму. Думаю, теперь, вы готовы приступить к выполнению задания, которое поручила Королева.

Познавательные УУД:

Демонстрируют умение на основе анализа объектов делать выводы; умение оформлять свои мысли в устной форме.

Р егулятивные УУД:

Демонстрируют умение высказывать своё предположение;

Коммуникативные УУД:

Демонстрируют умение слушать и понимать других; умение оформлять свои мысли в устной форме

5. Организация самостоятельной работы.

Задача: закрепить знания и умения выполнять вычисления с помощью алгоритма.

По источнику изложения учебного материала: Словесный (беседа), наглядный (демонстрация), практические (упражнения)

Методы эмоционального стимулирования: поощрение.

Метод контроля .

Ребята, Алиса очень хочет попасть домой. Чтобы Королева помогла ей. Нам с вами нужно показать ей, что мы умеем выполнять вычисления многозначных чисел в столбик, с использованием алгоритма.

Для этого откройте тетради на печатной основе, на странице 55, номер 97. Первый вариант вычисляет под буквами а, в. Поднимите руки те, кто сидят на первом варианте. Хорошо.

Второй вариант, поднимите руки. Вы выполняете под буквами д,ж.

Затем на странице 56, № 98. Первый вариант под буквой а. Второй вариант под буквой б.

Приступайте к заданию.

Проверка!

Познавательные УУД:

Демонстрируют умение на основе анализа объектов делать выводы;

Р егулятивные УУД:

Демонстрируют умения принимать и сохранять учебную задачу.

6.Информация о домашнем задании.

Задача:

сообщить учащимся о домашнем задании.

По источнику изложения учебного материала: Словесный (беседа).

Метод контроля.

Чтобы закрепить ваши знания дома вам нужно будет под номером 529 решить выражения под буквами б, г, е.

Познавательные УУД:

Демонстрируют умение извлекать информацию из текста;

7.Рефлексия учебной деятельности.

Задача: самооценка результатов деятельности.

По источнику изложения учебного материала: Словесный (беседа). По дидактическим целям: методы проверки и оценки знаний, умений и навыков.

Вот мы с вами и помогли Алисе побывать в Стране Чудес. Но мы не просто помогали ей, мы получили новые знания.

Что нового вы узнали сегодня на уроке?

Что вам понравилось?

Какие сложности возникали?

Чему научились?

Я вижу, что вам урок понравился. Всем спасибо за работу, всем отличного настроения на целый день.

Сегодня на уроке активно работали ….., хорошо знают алгоритм.

Урок окончен.

Регулятивные УУД:

Демонстрируют умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию;

Коммуникативные УУД:

Демонстрируют умение оформлять свои мысли в устной форме.

Урок 1.
Устные и письменные приёмы вычислений.

I. Организация урока.

II. Устный счёт.

Посмотрите, что можно о них сказать? (Мы видим суммы, разности. Можно их разделить на три группы:

3) поразрядное вычисление).

В числе 35840 сколько единиц каждого класса? (840 единиц 1-го класса, 35 единиц 2-го класса. Многозначное число записывают, читают по классам, начиная с высшего).

А какие разряды в каждом классе?

(А ещё это число можно представить в виде суммы разрядных слагаемых).

2. № 293. “Вычислить наиболее лёгким способом”. 3. Стр. 69, № 1, 2, 3.

III. Актуализация знаний. Формулирование темы урока. Постановка учебных задач.

Объясните, что означают записи в рамках на полях.

2. Что можете сказать о данных записях?

(Сложение и вычитание чисел… можно сформулировать тему урока).

Итак, тема урока “Устные и письменные приёмы сложения и вычитания”.

Давайте вспомним правила сложения и вычитания 3-хзначных чисел. Кто хочет работать у доски?

План на слайде:

1. Пишу единицы под единицами, десятки под десятками, сотни под сотнями.

2. Складываю единицы.

3. Складываю десятки.

4. Складываю сотни.

5. Называю результат.

(Алгоритм вычисления: к 546 нужно прибавить 283.)

Что можете сказать о других суммах?

Давайте попробуем выполнить сложение по такому же плану.

Сделайте вывод.

Как вы думаете, сможем ли мы вычислить сумму трёх 4-х значных чисел по такому же плану?

Давайте выполним вычисление. А теперь сравните эти записи.

(На каждой строчке написана сумма цифр каждого столбика).

Домашнее задание:

1) № 312 - посмотрите внимательно. Нет ли у вас других рекомендаций по оформлению выражений в столбик? (Я хочу применить в отношении третьего выражения переместительное свойство сложения). Вычислите и сделайте проверку.

2) Выполнить выборочно из "Комплекса для самостоятельных индивидуальных работ".

V. Закрепление изученного.

1. № 295 - у доски с комментированием. Вычислите, записывая решение столбиком, и проверьте сложение вычитанием, а вычитание сложением.

2. Тест № 7 (стр. 34-35 - 1 вариант, 36-37 - 2 вариант. В.Н. Рудницкая. Тесты по математике).

VI. Физкультминутка.

1. Устные упражнения: ребус на странице 62.

2. Решение задачи № 296 - самостоятельно.

3. Составление задачи по выражению- № 298 - работа в группах.

IX. Домашнее задание: № 297 - решить задачу, № 299 - проверьте, верны ли равенства.

Урок 2.
Вычитание с заниманием единицы через несколько разрядов (вида 30007-648)
или Приём письменного вычитания для случаев вида 7000-345, 37007-18032.

I. Организация урока. Психологический настрой. “Солнышко”.

II. Устный счёт.

№ 308 - Чем похожи эти многоугольники? Найдите периметр каждого многоугольника. Ответы показываем сигнальными карточками.

Посмотрите на записи на доске. Что можете о них сказать?

(Можем сформулировать тему, лишнее выражение убирается.)

IV. Актуализация знаний. Подготовительные упражнения.

1. У каждого ученика счётные палочки.

Возьмите на руки 10 палочек, что можно сказать? (У меня 10 палочек - это 1 десяток)

На слайде рисунок, где изображены счётные палочки, связанные по 10, их всего 10.

А что скажете, глядя на рисунок? (Палочек 100 - это 10 десятков)

Какой же можно сделать вывод? (10 единиц одного разряда составляют единицу следующего, высшего разряда. Единица одного разряда распадается на 10 единиц предшествующего, низшего разряда)

2. В числе 10 000 сколько всего единиц? Сколько единиц каждого разряда? Как можно по-другому представить это число? (9 тыс. 1 тыс.; 9 тыс. 9 сот. 9 дес. 10 ед.)

3. Вычислите, запишите ответ на ваших досках и покажите.

1 дес.- 1 400 - 1

1 сот. - 1 дес. 5 000 - 1

1 тыс. - 1 сот. 40 000 - 1

(Рассуждение ученика: Чтобы из 1 дес. вычесть единицу, заменим 1 дес. десятью единицами и вычтем 1 из 10, получится 9. Чтобы из 1 сот. вычесть 1 дес., заменим 1 сот. 10 дес. и вычтем 1 дес. из 10, останется 9 дес., или 90).

4. № 300 “Заполни пропуски”. (Правильные ответы на слайде, дети сверяют).

V. Изучение нового материала.

(Возвращаемся к выражениям на доске).

Можно ли из 0 единиц вычесть 6 единиц?

Берём 1 сотню. Почему приходится занимать сотню, а не десяток? (Отдельных десятков нет).

Сколько в сотне десятков? Если возьмём 1 десяток из 10, то сколько останется десятков? (9). Запомним это. Заменим 1 десяток единицами. Сколько в 1 десятке единиц? Таким образом, число 600 мы заменили числом 5 сот. 9 дес. 10 ед. (Далее дети продолжают объяснение сами. В первую пору делают даже так:

(Остальные два примера решают вместе с учителем с объяснением)

VI. Закрепление изученного.

№ 302 - комментируя у доски с подробным пояснением преобразований единиц решают 2 примера.

№ 303 - под руководством учителя. Действия сразу записываются в столбик.

VII. Физкультминутка.

Решение задач: № 304, 306 - вызываю к доске. Решение с полным анализом.

IX. Домашнее задание: № 302 - остальные 4 примера, № 305.

X. Итоги урока.

Урок 3.
Нахождение неизвестного уменьшаемого, неизвестного вычитаемого.

1. Организационный момент.

Учитель проверяет готовность детей к уроку и настраивает их на работу.

Сядьте поудобнее, закройте глаза и внимательно слушайте то, что я буду говорить, а последнее слово мы будем повторять вместе.

На уроке наши глаза внимательно смотрят и всё …(видят). Уши внимательно слушают и всё…(слышат). Голова хорошо…(думает). На уроке вас ожидает много интересных заданий. Вы готовы? Тогда мы начинаем. Откройте глаза.

II. Мобилизующий этап. Формулирование темы и цели урока.

Головоломка: Посмотрите внимательно на запись. Что вы заметили? (В выражениях есть одинаковое число, значение разности в первом выражении и уменьшаемое во втором выражении одно и то же число. Значит, сначала мы находим неизвестное уменьшаемое во втором выражении, к разности прибавим вычитаемое. 40+120=160, 160-120=40. В первом выражении известны уменьшаемое и значение разности, сможем найти неизвестное вычитаемое, из уменьшаемого вычтем значение разности 380-160=220.)

На слайде таблица.

Уменьшаемое 42 60 846
Вычитаемое 45 537 542
Разность 36 85 28 362 140 834

Что вы можете сказать об этой таблице? Сформулируйте к ней задание. (Заполнить таблицу: найти неизвестное уменьшаемое и неизвестное вычитаемое).

Давайте вспомним как связаны между собой числа при вычитании. (Стр.105, “Связь между числами при вычитании”).

А где ещё встречается неизвестное уменьшаемое и неизвестное вычитаемое? (В уравнениях).

Опираясь на последний ответ, сформулируйте тему сегодняшнего урока. (Тема сегодняшнего урока “Нахождение неизвестного уменьшаемого и неизвестного вычитаемого”.)

Отталкиваясь от темы, поставьте перед собой цель и задачи: чему мы будем учиться на уроке? Для формулирования цели используйте опорные слова:

Познакомиться…

Совершенствовать…

Закреплять…

2. Устный счёт.

1. Сформулируйте задание к этим числам:

2. Числа 1000, 38000, 1254200 увеличьте на 2000. уменьшите в 100 раз.

3) 37+85+115 827+406+594

49+275+51 499+697+303

Что вы можете сказать об этих выражениях? (Можно вычислить удобным способом.)

4) Математический диктант.

III. Изучение нового материала.

х-34=16 75-х=63 х-34=48:3 75-х=9х7

Посмотрите на эти записи, что вы можете о них сказать? (Это уравнения. Неизвестно уменьшаемое и неизвестно вычитаемое. Их можно разделить на 2 группы, так как это простые и сложные уравнения. В сложных уравнениях значение разности выражено частным чисел 48 и 3, произведением чисел 9 и 7.)

На индивидуальной доске для обратной связи самостоятельно решите простые уравнения и покажите их.

Решение у доски: (записываю уравнение: х-34=48:3, значение разности выражено частным чисел 48 и 3.Чтобы привести данное уравнение к простой записи вычислим 48:3=16. Получилось простое уравнение, выполняем решение как обычно, обязательно делая проверку. Х-34=16, чтобы найти неизвестное уменьшаемое к разности прибавим вычитаемое, х=16+34, х=50. Выполняем проверку: 50-34=48:3, 16=16) и т.д.

А теперь сделаем вывод, как находить неизвестное уменьшаемое и неизвестное

вычитаемое в сложном уравнении. (Приводим сложное уравнение к простой записи. Получилось простое уравнение, выполняем решение как обычно. Если к разности прибавить вычитаемое, то получится уменьшаемое. Если из уменьшаемого вычесть разность, то получится вычитаемое.)

IV. Закрепление.

- №318 – выполняется с комментированием и записью на доске.

Решите уравнения по вариантам: 1 вариант -на нахождение неизвестного уменьшаемого, 2 вариант -на нахождение неизвестного вычитаемого, 3 вариант - на нахождение неизвестного слагаемого. х+320=80х7 х-180=240:3 400-х=275+25

х-50=90+40 637-х=219 х-439=254 х+90=210-50

V. Физминутка.

VI. Работа над пройденным материалом.

1) Работа над задачей № 321.

Чтение задачи и работа по усвоению содержания. Решается самостоятельно. Для слабоуспевающих детей предложить выполнить схему или рисунок и составить программу решения.

2) №322. Как найти часть от целого числа? (Делением)

Как найти целое число, если известна его часть? (Умножением)

Выполнить самостоятельно.

3) Самостоятельная работа. стр.65. № 323.

VII. Итог урока. Обобщение изученного на уроке материала и домашнее задание.

Как найти неизвестное уменьшаемое и неизвестное вычитаемое в сложных уравнениях? Д\З стр.65. № 320.

Урок 5.
Нахождение суммы нескольких слагаемых.

I. Организационный момент.

Ребята, давайте улыбнёмся друг другу! Я рада видеть ваши улыбки и думаю, что сегодняшний урок принесёт нам всем радость общения. Успехов вам!

II. Устный счёт.

1) Проверка домашнего задания: с. 65, № 320.

2) Индивидуальная работа в парах.

С. 6, “Магический квадрат”.

С. 6, сравни площади фигур.

Реши уравнение:

42+х=150:3 а-16=12х3

III. Формулирование темы урока. Постановка учебных задач.

Посмотрите на запись. Что можно сказать?

43217 + 19864 72787 + 5130

52438 + 5243 + 85371 20367 + 14215 + 4362

(Мы видим примеры на сложение. К ним можно придумать задания.)

Придумайте задания. (Разделить на группы. Примеры на сложение двух слагаемых и примеры на сложение трёх слагаемых.)

Что мы умеем? (Находить сумму двух слагаемых.)

Итак, тему урока можно определить? (Нахождение суммы нескольких слагаемых.)

Отталкиваясь от темы урока, поставьте перед собой цель и задачи: чему мы будем учиться на уроке?

IV. Актуализация знаний.

Вычислите удобным способом.

Вывод: при сложении нескольких чисел их можно переставлять и объединять в группы любым способом.

V. Изучение нового материала.

Вернёмся к записи. Решите примеры на сложение двух слагаемых. Первый пример решим с подробным объяснением у доски. Второй пример решите самостоятельно. (Взаимопроверка)

Как можно использовать этот способ при письменном сложении нескольких (трёх) слагаемых?

(Учащиеся могут предложить сначала вычислить сумму двух первых слагаемых и затем к полученной сумме прибавить третье слагаемое.)

Вспомним алгоритм сложения двух слагаемых. (Мы подписали их одно под другим так, чтобы единицы одного числа стояли под единицами другого, десятки под десятками и т.д. и складывали сначала единицы, потом десятки и т.д. – по разрядам.)

Можно ли этот способ использовать при сложении трёх и более слагаемых?

Какое из трёх слагаемых удобнее записать первым? Вторым? Третьим?

На доске появляется запись:

Вычислите сумму трёх слагаемых. (Ученики с подробным объяснением решают у доски.)

VI. Закрепление.

С.66, № 331. Решают с подробным объяснением, работа в паре.

VII. физминутка.

VIII. Работа над пройденным материалом.

С.66, № 325 (задача), выполняется под руководством учителя. Сопровождается составлением чертежа-схемы и программы решения.

С.66, № 328, реши задачи, составив уравнения – работа в паре. Взаимопроверка работ.

С.66, № 327, самостоятельно. Взаимопроверка работ.

С.66, № 330, самостоятельно. Проверка осуществляется фронтально.

IX. Итог урока. Обобщение изученного на уроке материала.

Как письменно сложить несколько слагаемых?

Д/з. с.66, № 326.

Урок 6.
Сложение и вычитание величин.

I. Организационный момент.

Всем, всем добрый день!
Прочь с дороги наша лень!
Не мешай трудиться,
Не мешай учиться!

II. Устный счет.

1) Проверка д/з: с. 66, № 326 с. 69, №4.

2) Фронтальная работа: с. 67, №337, сколько треугольников? Четырехугольников? Найдите площадь и периметр треугольника АСД.

3) Индивидуальная работа в парах. Запиши цифрами число: 6 тысяч 325 единиц. 7 миллионов 254 тысячи 48 единиц. 15 миллионов 2 тысячи 320 единиц. 214 миллионов 56 единиц.

III. Актуализация знаний. Формирование темы урока. Постановка учебных задач.

Послушайте задачи. Решения запишем на доске.

1). Мама купила в магазине 8 кг яблок, а груш на 300 г. больше. Сколько килограммов груш купила мама? (8 кг + 300 г).

2). Туристы проехали автобусом 1 ч.30 мин., а пешком прошли на 25 минут меньше. Сколько времени они прошли пешком? (1 час. 30 мин. – 25 мин.).

3). Швея сшила два халата, расходуя на первый халат 2 м 45 см, а на второй халат 3 м 15 см. Сколько всего ткани она расходовала? (2 м 45 см + 3 м 15 см).

Посмотрите за запись, что можете сказать? (Сложение и вычитание величин).

Сформулируем тему урока. (“Сложение и вычитание величин”).

Отталкиваясь от темы, поставьте перед собой цель и задачи: чему мы будем учиться на уроке?

IV. Изучение нового материала.

1) Вернемся к записи. Найдите значения этих выражений. (Запись ведется на доске и в тетрадях с комментированием).

2) Усложняем задание.

Что нужно сделать, чтобы найти значения этих выражений?

1 час.20 мин + 55 мин. 12 ц.36 кг – 7 ц.78 кг. (Варианты ответов)

Составляется алгоритм решения:

  1. Заменю крупные единицы мелкими.
  2. Выполню действие.
  3. Заменю мелкие единицы крупными.

1 час.20 мин. + 55 мин. = 2 час.15 мин.

1 час.20 мин. = 80 мин.

135 мин. = 2 час.15 мин.

12 ц. 36 кг – 7 ц 78 кг = 4 ц 58 кг.

12 ц 36 кг = 1236 кг

7 ц 78 кг = 778 кг

1236 – 778 = 458

458 кг = 4ц 58 кг

Вывод: при письменных вычислениях значения величин выражают в одних и тех же единицах измерения и выполняют действия с ними так же, как с числами.

3) Работа с параграфом на с. 67.

V. Закрепление.

1) С.67, №332 – самостоятельно с взаимопроверкой.

2) С.67, №333 – работа в парах самостоятельно.

VI. Физминутка.

VII. Работа над пройденным материалом.

1) № 335 – решение задачи имеет предварительное составление программы решения и краткое условие. Обратить внимание детей на то, что все величины приводятся к единой наименьшей единице.

1 час. 27 мин. = 87 мин.

1 час. 38 мин. = 98 мин.

87 + 98 = 185 (мин) – два фильма.

210 – 185 = 25 (мин) – остается на кассете.

25 мин 23 мин. Ответ: записать мультфильмы можно.

Тест №8 , с. 40-41 (В. Н. Рудницка “Тесты по математике” к учебнику М.И. Моро и другие “Математика. В 2-х частях. 4 класс”).

VIII. Подведение итогов урока.

Д/з. с.67, № 334, 336.

Урок 8.
Контрольная работа по теме “Письменные приёмы сложения и вычитания”

1 вариант (по несколько вариантов)

1. Выполни действия.

2. Туристы пролетели на самолёте 9 750 км. В поезде они проехали на 8 260 км меньше. Своё путешествие туристы закончили, проплыв на плоту 380 км. Какова длина всего пути туристов?

Литература

1. Э.В. Гордеев. Родничок. Математика. Сборник дополнительных заданий по математике для начальной школы. 1-4 классы. Издательство “Арктоус”, 1997. Пособие ориентировано на развитие мышления, творческих способностей младших школьников, их интереса к математике. Может быть использовано учителем на уроках, а также родителями занятий с детьми.

2. Н.Г. Уткина, А.М. Пышкало. Сборник упражнений и проверочных работ по математике. 1-3 классы. Москва “Просвещение”, 1973.

3. О.Б. Глушкова, В.А. Черепенко, Математика. Справочник школьника. 1-4. -М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2006. Cтр. 209-223.

4. В.Н. Рудницкая. Тесты по математике. К учебнику М.И. Моро и др. “Математика. В 2-х частях. 4 класс”. Изд-во “ЭКЗАМЕН”, Москва, 2008.

Цель: создание условий для закрепления знакомой учебной информации,

применения её в знакомой учебной ситуациях.

Задачи:

Образовательные: закреплять приём сложения многозначных чисел;закрепить умения читать и писать трёхзначные числа;закреплять вычислительные навыки и умения решать задачи.

Развивающие: развивать познавательные процессы учащихся (память, мышление, внимание, воображение, восприятие); формировать математические действия (обобщение, классификация); развивать интеллект и творческое начало детей.

Воспитательные: формировать познавательные потребности; воспитывать у детей инте-рес к учебному материалу, желание учиться; воспитывать культуру межличностных отно-шений, воспитывать самостоятельность и критическое мышление.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Сложение и вычитание многозначных чисел»

Цель: создание условий для закрепления знакомой учебной информации,

применения её в знакомой учебной ситуациях.

Задачи:

Образовательные: закреплять приём сложения многозначных чисел;закрепить умения читать и писать трёхзначные числа;закреплять вычислительные навыки и умения решать задачи.

Развивающие: развивать познавательные процессы учащихся (память, мышление, внимание, воображение, восприятие); формировать математические действия (обобщение, классификация); развивать интеллект и творческое начало детей.

Воспитательные: формировать познавательные потребности; воспитывать у детей инте-рес к учебному материалу, желание учиться; воспитывать культуру межличностных отно-шений, воспитывать самостоятельность и критическое мышление.

Тип урока: закрепление полученных знаний.

Формы организации познавательной деятельности: фронтальная работа, работа в группах, самостоятельная работа.

Используемые методы: объяснительно – иллюстративный, репродуктивный, проблемная ситуация.

Формы реализации методов: деятельность по алгоритму, воспроизведение действий по применению знаний

на практике.

Принципы обучения: наглядность, научность, доступность, активность, связь теории с практикой, комплексное решение задач образования, воспитание и развитие.

Конечный результат и система контроля: Надеюсь, что урок пройдёт в доброжела-тельной рабочей обстановке. Игровая форма урока настроит детей на успешность в дальнейшем.

1. Организационный момент .

Итак, друзья, внимание -

Вновь прозвенел звонок.

Садитесь поудобнее -

Начнём сейчас урок.

2.Объявление темы и целей урока.

Как вы думаете, где вам сейчас узнать тему урока.

Я могу! Я хочу! Для чего мне это надо! Могу ли я сам помочь себе закрепить эти знания!

Посмотрите на материал в учебники и скажите, чтобы выполнить задания, на что больше всего вы должны обратить внимание, что должны вспомнить?

У вас есть план урока, у каждого этапа поставьте цифру очередности.

1.Повторение. Математическая разминка.

Планируемый результат: чтение, запись многозначных чисел, умение определять разряды и классы. Умение выполнять устные приемы вычисления.

2.Блиц-турнир.

3.Работа в парах.

Умение «+» и «_» многозначные числа

4.Физминутка.

5.Решение задачи.

6.Экспресс опрос

Планируемый результат: применять знания «+» и «-» многозначных чисел при решении уравнений.

7.Итог.Оценивание своей работы.

3. Математическая разминка. (Устный счет)

а) На доске записаны многозначные числа.

А1. Необходимо числа расставить в порядке возрастания.

98, 4295, 3 846 , 20 000, 34 295, 45 348, 1 309 400, 923 527, 500 004

(98, 3846, 4 295, 20 000, 34 295, 45 348, 500 004, 923 527, 1 309 400)

Назовите семизначное число.

Назовите число, которое стоит после числа 20 000.

Назовите число, в котором 295 единиц первого класса.

Назовите число, в котором 3 единицы класса тысяч.

Назовите соседей числа 923 527.

Назовите чётные числа.

Что нужно сделать, чтобы легче прочитать многозначное число?

(Его надо разбить на классы, начиная, справа налево. А затем прочитать слева направо, называя количество единиц и название класса.)

Перевернув цифры, мы получим слово. (Вселенная)

Что такое Вселенная? (Космическое пространство, и всё, что его заполняет)

б) Числа записаны в виде суммы разрядных слагаемых. Необходимо определить, какие это числа, и мы узнаем диаметры некоторых планет Вселенной.

А2. 6 000+700+90=6790 км - диаметр Марса

10 000+2 000 +100=12 100 км - диаметр Венеры

10 000+2 000+700+40+2= 12 742 км - диаметр Земли

50 000+4 000= 54 000 км - диаметр Урана

Диаметр, какой планеты больше?

Диаметр, какой планеты меньше?

Сколько задач на сравнение можно составить? (12 , так как каждую из 4-х планет можно сравнить с 3-мя другими: 4 х 3 = 12)

7, 0, 2, 4.

Составьте из этих цифр самое большое четырёхзначное число, чтобы цифры не повторялись. Запишите (7 420)

Увеличьте число на 5, 10, 100, 1000

2 в. Составьте из этих цифр самое маленькое четырёхзначное число, чтобы цифры не повторялись. (2 047)

Уменьшите число на 5, 10, 100, 1000

Что можете сказать о разрядах вновь полученных чисел?

4. БЛИЦ-ТУРНИР.

Учитель читает задачи, дети записывают ответы в тетради в каждой клеточки.

Собачка, когда она стоит на двух лапках весит 3 кг. Сколько она будет весить, если встанет на все лапы? (3)

За один час часы делают 2 удара, сколько ударов сделают часы за 4 часа?(8)

В семье трое дочерей и у каждой есть брат, сколько детей в семье?(4)

Горело четыре свечи, 2 погасли, сколько осталось?(4)

На веревке завязали 6 узлов. Между узлами 1 метр. Сколько метров между крайними узлами?(6)

Брату 8 лет, сестре 15 лет. На сколько лет сестра будет старше брата через 10 лет?(7)

Дети читают ответы. Получилось интересное число. Дети читают число.(384 467)

Это число в км обозначает расстояние от Земли до Луны.

Сколько всего сотен в полученном числе?

Сколько отдельных десятков?

Что обозначает цифра 8? Цифра 4?

Сколько всего разрядов?

Сколько единиц 1 разряда? 5 разряда?

Как одним словам назвать числа?

5.Самостоятельная работа. Работа в парах.

Каждый проверит сам себя. Задание дано по вариантам.

А3. Вычислить сумму и разность чисел.

6.Физминутка.

Поднимает руки класс - это "раз"

Повернулась голова - это "два"

"Руки вниз, вперёд смотри - это "три".

Руки в стороны пошире развернули на "четыре"

С силой их к плечам прижать - это "пять"

Всем ребятам надо сесть - это "шесть".

А4. 7.Решение задачи. Выберите для себя задачу, подходящую под нашу тему.

8.Экспресс опрос.

*Чтобы найти 1слагаемое,надо от суммы отнять 2слагоемое +

*Чтобы найти 2множитель, надо произведение разделить на 1множитель+

*Чтобы найти уменьшаемое, надо разность разделить на вычитаемое.-

*Чтобы найти вычитаемое, надо от уменьшаемого отнять разность+

*Чтобы найти делитель, надо от частного отнять делимое -

*Чтобы найти делимое, надо частное умножить на делитель.+

* Слагаемое, это сумма минус другое слагаемое +

*Уменьшаемое, это разность плюс вычитаемое +

*Вычитаемое, это уменьшаемое минус разность.+

А5. 9.Решение уравнения.

А6. 10. Итог.Релаксация.

Работа в парах . Умение «+» и «-» многозначные числа

Блиц-турнир. Планируемый результат: развитие смекалки, умение получать многозначное число.

Повторение. Математическая разминка. Планируемый результат: чтение, запись многозначных чисел, умение определять разряды и классы.

Физминутка. Планируемый результат: умение проводить отдых, переключаться на другую работу.

Решение задачи. Планируемый результат: применять знания «+» и «-» многозначных чисел при решении задач

Итог. Оценивание своей работы. Планируемый результат: умение оценивать свою работу на уроке.

Экспресс опрос Планируемый результат: применять знания «+» и «-» многозначных чисел при решении уравнений

__________________________________________________________________

Рабочая карточка на уроке

А1.Прочитайте числа

98, 4 295, 3 846, 20 000, 34 295, 45 348, 1 309 400, 923 527, 500 004

1.Расставьте их в порядке возрастания.

2.Поставьте к числу соответственно букву, прочитайте, какое слово получилось.

4295

20 000

45348

34 295

1309400

923527

500004

*А2.запишите суммы, укажите их значение

6 000+700+90 (км) диаметр Марса

10 000+2 000 +100 (км) диаметр Венеры

10 000+2 000+700+40+2 (км) диаметр Земли

50 000+4 000 (км) диаметр Урана

*А3. Вычислить сумму и разность чисел.

92882 и 456994 11588 и 12896 8316 и 6974 91924 и 57574

А4. Выберите задачу.

А5. Решите уравнение.

Задача 1

Максимальная глубина океана 11 022 м. Вычисли разницу между глубиной океана и самой высокой точкой на Земле, если высота самой высокой горы в мире (Эверест) равна 8 848 м над уровнем моря.

    Решение:
  • 1) 11022 - 8848 = 2174
  • Ответ: 2174

Задача 2

Сорное растение василек дает 6680 семян в год, а такое растение, как ржаной костер на 5260 меньше, полевой осот на 12 920 больше, чем василек. Сколько семян в год дают вместе эти растения?

    Решение:
  • 1) 6680 - 5260 = 1420
  • 2) 6680 + 12920 = 19600
  • 3) 6680 + 1420 + 19600 = 27700
  • Ответ: 27700 семян.

Задача 3

Насколько километров река Вятка короче реки Волга, если Вятка 1314км, а Волга 3530 км?

    Решение:
  • 1) 3530 - 1314 = 2216
  • Ответ: 2216 км.

Задача 4

Столица республики Мари Эл – город Йошкар-Ола основан в 1584 году, а город Киров в 1374 году. Какой город и на сколько лет старше?

    Решение:
  • 1) 1584 - 1374 = 210
  • Ответ: на 210 лет.


Задача 5

Центр Кировской области – город Киров. Ранее этот город именовался – Вятка и первые упоминания об этом городе встречаются в летописях в 1374 году. Сколько лет исполнится городу Кирову в 2013 году?

    Решение:
  • 1) 2013 - 1374 = 639
  • Ответ: 639 лет.

Задача 6

Магазин тканей продавал по 75 метров ситца в день в течение 5 дней, после этого продал еще 350 метров. Сколько метров ситца нужно еще продать магазину, если всего завезли 1000 метров?
    Решение:
  • 1) 75 * 5 = 375
  • 2) 375 + 350 = 725
  • 3) 1000 - 725 = 275
  • Ответ: 275 метров.

Задача 7

В течение 3 дней выставку посетило 1700 студентов. В первый день 462 студента, во второй на 147 студентов больше. Сколько студентов посетило выставку в третий день?

    Решение:
  • 1) 462 + 147 = 609
  • 2) 462 + 609 = 1071
  • 3) 1700 - 1071 = 629
  • Ответ: 629 студентов.

Задача 8

Билеты на концерт продавали 3 дня: в первый день продали 327 билетов, во второй на 39 билетов больше чем в первый, в третий день было продано 593 билета. Сколько в зале будет незанятых мест, если вместительность зала 1550 мест?

    Решение:
  • 1) 327 + 39 = 366
  • 2) 366 + 593 = 959
  • 3) 959 + 327 = 1286
  • 4) 1550 - 1286 = 264
  • Ответ: 264 места.


Задача 9

В первый месяц в типографии израсходовали 1540 кг бумаги, во второй на 350кг больше. Сколько осталось бумаги, если сначала в типографии ее было 6000 кг?

    Решение:
  • 1) 1540 + 350 = 1890
  • 2) 1890 + 1540 = 3430
  • 3) 6000 - 3430 = 2570
  • Ответ: 2570 кг.

Задача 10

Расстояние от Новгорода до Москвы, если ехать по шоссе 510 километров, от Новгорода до Санкт-Петербурга на 330 км меньше. Вычисли расстояние от Москвы до Санкт-Петербурга.

    Решение:
  • 1) 510 - 330 = 180
  • 2) 510 + 180 = 690
  • Ответ: 690 км.

Задача 11

У Вани в коллекции 297 марок, а у его брата Саши на 148 марок больше. Сколько марок у Саши и у Вани вместе?

    Решение:
  • 1) 297 + 148 = 445
  • 2) 297 + 445 = 742
  • Ответ: 742 марки.

Задача 12

Предпринимателю нужно купить: муки на 563 рубля, молока на 392 рубля, сахара на 638 рублей. Достаточно ли ему будет 1900 рублей?

    Решение:
  • 1) 563 + 392 = 955
  • 2) 955 + 638 = 1593
  • 3) 1900 > 1593
  • Ответ: Достаточно.

Задача 13

Строители в течении года должны были сдать 16000 квартир. Было сдано 7 домов, в которых по 196 и 4 дома по 240 квартир в каждом. Сколько осталось квартир сдать строителям?

    Решение:
  • 1) 7 * 196 = 1372
  • 2) 4 * 240 = 960
  • 3) 1372 + 960 = 2332
  • 4) 16000 - 2332 = 13668
  • Ответ: 13668 квартир.

Задача 14

В первые два часа самолет летел со скоростью 724 км/ч, а в последующие 3 со скоростью 648 км/ч. Сколько еще километров осталось пролететь самолету, если всего он должен пролететь 5224 километра?

    Решение:
  • 1) 724 * 2 = 1448
  • 2) 3 * 648 = 1944
  • 3) 1944 + 1448 = 3392
  • 4) 5224 - 3392 = 1832
  • Ответ: 1832 км.

Задача 15

В овощном складе было одинаковое количество свеклы и картофеля. После того, как в один магазин увезли 220 ц. картофеля еще осталось 142 ц. Свеклы увезли на 125 ц больше чем картофеля. Сколько центнеров свеклы осталось на овощной базе?

    Решение:
  • 1) 220 + 142 = 362
  • 2) 220 + 125 = 345
  • 3) 362 - 345 = 17
  • Ответ: 17 центнеров.

Задача 16

На оптовом складе было 3 тонны сахарного песка. Сколько сахарного песка осталось на складе после того, как в один магазин отправили 1286 кг, а в другой на 483 кг меньше.

    Решение:
  • 1) 1286 - 483 = 803
  • 2) 1286 + 803 = 2089
  • 3) 3000 - 2089 = 911
  • Ответ: 911 кг.

Задача 17

Для строительства дома было закуплено со склада 128 ящиков стекла. После этого 1048 ящиков осталось на складе. Какое количество ящиков было до покупки?

    Решение:
  • 1) 1048 + 128 = 1176
  • Ответ: 1176 ящиков.


Последние материалы раздела:

Интересные факты о физике
Интересные факты о физике

Какая наука богата на интересные факты? Физика! 7 класс - это время, когда школьники начинают изучать её. Чтобы серьезный предмет не казался таким...

Дмитрий конюхов путешественник биография
Дмитрий конюхов путешественник биография

Личное дело Федор Филиппович Конюхов (64 года) родился на берегу Азовского моря в селе Чкалово Запорожской области Украины. Его родители были...

Ход войны Русско японская 1904 1905 карта военных действий
Ход войны Русско японская 1904 1905 карта военных действий

Одним из крупнейших военных конфликтов начала XX века является русско-японская война 1904-1905 гг. Ее результатом была первая, в новейшей истории,...