Люди изменившие свою жизнь после 35 лет. Что делать подростку, дабы к лучшему? Домохозяйка, ставшая гражданским активистом

У нас есть два голоса: одним мы разговариваем с людьми, и это наш внешний голос, другой голос, который звучит внутри нас и это наш внутренний голос делают свое дело – он перестает принадлежать вам, вы даже внутри себя говорите штампами, голосами других людей, иногда это даже не знакомые вам персонажи, люди из фильмов или с телевидения.

Ответьте на следующие вопросы:

1. Каков тон вашего внутреннего голоса? Если проанализировать по времени то, что вы слышите, то, сколько в процентах, времени вы слышите критикующий, неодобрительный, жесткий голос? Сколько времени, в процентном соотношении, вы слышите одобряющий, поддерживающий голос, который помогает вам справляться с вашими делами?

2. Сравните полученный результат. Посмотрите, что вы слышите большую часть времени у себя в голове? Любовь и поддержку или отрицание и насмешку? Перевод в цифры и измерение в процентном соотношении, поможет вам быстро определить, с каким голосом внутри вас вы имеете дело.

3. Послушайте высказывания внутри вас. Этот голос принадлежит вам или он похож на голос кого-то из важных вам людей? Прислушайтесь к тону и манере высказываться. Кому, если не вам, может принадлежать данный голос?

4. Что на самом деле вы хотите слышать внутри себя? Какой тон голоса и какое содержание вы бы хотели слушать? Представьте, что вы будете внутренним «голосом» ваших детей – что бы вы хотели, чтобы они слышали от вашего внутреннего голоса?

5. Вы уже проходили упражнение на определение своей глубинной ценности. Подумайте, насколько ваш внутренний голос соответствует вашей корневой ценности? Померьте в процентном соотношении совпадение вашей ценности с внутренним голосом? Как вы думаете, ваш внутренний голос ведет вас по жизни, в соответствии с вашей глубинной ценностью или напротив, уводит вас от важных для вас вещей? Куда ведет вас ваш внутренний голос? Вам нравится тот жизненный маршрут, которым вы движетесь?

Проделав данное домашнее задание, посмотрите на ответы, которые вы получили. Подведите итого проведенному анализу – насколько ваш внутренний голос еще принадлежит вам. Это очень важно, так как у каждой из нас есть и внутренний и внешний голоса, которыми мы рассказываем сами себе истории про то, какие мы есть. Чем чаще мы внутри себя слышим голос, который говорит нам, например, что вы не очень хорошая жена или мать, то тем глубже эти истории проникают в ваше подсознание. Обратив внимание на нескончаемый внутренний разговор, вы начинаете сами определять, что вы хотите слушать и какой вы будете. Внушения от постоянно повторяемого диалога могут быть как разрушающими для вас, так и ведущие вас к вашим целям и к жизни, которую вы хотите прожить.

Но мало кто из женщин обращает внимание на качество мыслей, проносящихся в голове. Так как ваш внутренний голос рассказывает вам вашу историю все время, вы редко даже осознаете то, что вам «рассказывают» что-то, что потом оказывает огромное влияние на всю вашу жизнь. Все эти истории внушают вам образ того, какая вы. Проще говоря, мы регулярно, в день изо дня, занимаемся самогипнозом.

Как бороться с внутренним критиком, который постоянно оценивает нас, пугает и указывает на промахи, сковывая наши действия? Публикуем отрывки из книги Дэнни Грегори «Заставь его замолчать» , в которой автор рассказывает о власти внутреннего голоса, его ложных принципах и правилах и тех ошибках, которые мы совершаем в борьбе с ним.

Мы постоянно слышим внутри себя голос, который нам что-то говорит. Он каждый раз раздается в голове, когда мы хотим изменить жизнь - предложить идею на работе, решиться на переезд или перемену в отношениях. Он предостерегает, пугает, указывает нам на ошибки и всегда знает, что думают о нас другие. Дэнни Грегори в книге «Заставь его замолчать» называет этот голос обезьяной: он надоедлив, противен и вреден. Грегори рассказывает, почему голос действует на нас деструктивно и как заставить его замолчать.

Кого преследует голос

Обезьяна - страшный противник.

Она более изворотлива, чем вы, и у нее полно времени. Она на месте круглосуточно: ждет, наблюдает, не начнете ли вы что-то делать (или хотя бы задумаетесь о том, чтобы что-то сделать), к тому же вы волей-неволей всюду берете ее с собой. Она может использовать против вас все, что вы знаете, нажимать на все кнопки, тянуть за все рычаги - и она безжалостна. У нее есть ключи от архива, и она знает код сейфа, спрятанного у вас в голове. Пусть это не лишает вас надежды. Но и недооценивать ее не стоит.

Чаще всего ее жертвы - творческие люди. Они часто сомневаются в себе, стремятся к новым горизонтам, поэтому становятся наиболее уязвимы. Каждая новая идея - это повод для обезьяны включить голос на полную мощность, потому что она терпеть не может риск и перемены.

Однако обезьяна не ограничивается творчеством. Она преследует нас даже в быту: когда мы думаем, что подарить, куда пойти, что надеть, она тут как тут. Новое нельзя контролировать, поэтому обезьяна так боится, что события пойдут не по ее сценарию.

Читайте также

Выслушайте свою обезьяну

Заткнуть свою обезьяну - своего рода избавление от некой привычки, после которого вы начинаете по-другому видеть мир. Не позволяйте обезьяне убедить вас, что «либо всё, либо ничего». Она любит впадать в крайности и придумывать правила.

Читайте также

Заставьте обезьяну защищаться. Но на этот раз попросите своего внутреннего адвоката допросить ее с пристрастием, растоптать ее доводы, один за другим. Вы должны действовать спокойно. Пусть говорит обезьяна, не перебивайте ее, просто поддакивайте.

К примеру, на работе вы хотите предложить начальнику хорошую идею.

Обезьяна говорит:

«Твоему начальнику она не понравится. Может, он вышвырнет тебя с работы».

Ладно, продолжим эту мысль. Что тогда?

Ничего себе, и все это всего лишь из-за одной новой идеи? Правда? Это должна быть очень мощная идея.

Садитесь за работу. Прямо сейчас

Мне кажется, что вы тратите слишком много времени на защиту от обезьяньей критики, а борьба с ней помогает лишь частично и на время. Все равно вы с обезьяной стоите лицом к лицу, схватив друг друга за горло.

Вместо этого мы будем использовать совершенно другую стратегию. Секрет ее очень прост и понятен, но у меня ушли годы, чтобы сформулировать его: забудьте про обезьяну и принимайтесь за работу.

Я беру ручку и, не задумываясь, начинаю рисовать. Я не пытаюсь понять, что я рисую. Не думаю, все ли в порядке с пропорциями, интересную ли тему я выбрал. Не размышляю о том, не затек ли мой зад, не просачиваются ли чернила сквозь бумагу.

Я сажусь за клавиатуру и начинаю писать. Что угодно, первые же слова, которые напечатают мои пальцы. Скоро слова потекут свободно и на экране один за другим начнут появляться абзацы. Я не перечитываю их, не правлю, даже не исправляю опечатки. Я просто слушаю чечетку, которую отбивают мои пальцы на пластиковых кнопках. Мои пальцы говорят, они поют, громче и громче, хор десяти - и голос обезьяны затихает.

Попробуйте.

Привычка против обезьяны

Обезьяна борется против перемен, поэтому создайте новую реальность, пусть перемены сопровождают вас постоянно. Установите жесткий режим. Заведите свои ритуалы. Будьте непреклонны в том, что касается самодисциплины. Двигайтесь вперед, к привычке работать творчески.

Что бы ни случилось, всегда садитесь за работу в одно и то же время. Всегда держите под рукой все необходимое для работы. Обустройте уютное рабочее место. Уберите все препятствия.

Заведите будильник. Обезьяна ленива. Просыпайтесь раньше нее. Работайте с утра до вечера. Одно движение - одна задача; на остановки и разговоры нет времени.

Обезьяна каждый день срабатывает, как пистолет в Овер-сюр-Уаз, прерывая карьеры творческих людей. Она душит идеи, ставит преграды на пути к новым горизонтам. Нельзя знать заранее, какое влияние окажет на мир ваша работа. Не позволяйте обезьяне решать за вас.

Добрый день, Светлана Евгеньевна,
Меня зовут Петр, но я не хочу, чтобы мое имя где то каким то образом высветилось на сайте.
Я являюсь посетителем сайта Вашего. Впервые я на него попал когда уже не мог мириться со своим внутренним голосом, который меня сильно мучил и в поисках хоть какой то помощи начал бродить по сайтам и наткнулся на этот сайт, прочел пару статей, нашел их очень полезными. Стал применять кое что, на какое то время голос внутренний затих, но потом опять, даже я бы сказал с еще более сильнейшим абсурдом он начал в голове сверлить у меня приводя уже просто абсолютно какие то несуразные доводы, что я аж сдавался ему.
Например, он (мерзкий внутренний голос, именно мерзкий, так как он почему то только мне боль причиняет, все опровергает для меня полезное, все под сомнение ставит до ужаса просто... хотелось бы чтобы он конечно наоборот мне как то помогал) , допустим я начинаю повторять аффирмации (но, он не дает мне, я практически его слышу, как он говорит - ОТКУДА ТЫ ЗНАЕШЬ? вот эта фраза возникает на все мои положительные мысли и она не дает мне мыслить так как я хочу.. Допустим - Я обоятелен, я уверенный в себе, я произвожу на людей благоприятное впечатление, Ничего со мной не может случиться и тут вступает тут же голос ОТКУДА ТЫ ЗНАЕШЬ??? . НО если, я по привычке забудусь и начинаю негативно мыслить, там представлять как на меня наедут и прочее, голос сука, тварь молчит почему то, но как только начинаю о положительном ТО ТУТ же начинаются опровержения... злость берет..
И еще такие доводы может давать - ТЫ ЖЕ ЭТОГО НЕ МОЖЕШЬ ПРОВЕРИТЬ или (если я говорю себе буду делать все что говорят врачи и все (врачи то бишь Психологи), но тут же вторая фраза ТЫ ДУРАК ЗНАЧИТ, РАЗ БУДЕШ ТУПО СЛЕДОВАТЬ ТАКИМ РЕКОММЕНДАЦИЯМ, МОЖЕТ ЭТО ВСЕ ЛОЖЬ, ЗНАЧИТ ТЫ ДУРАК! А если я какие то техники психологов реально на своей "шкуре" опробовал и все получилось, то тут же голос в голове ЭТО ВСЕ ИЛЛИЗИЯ!
Но если только о чем то плохом думаю, то голоса как не бывало...
Говорят, что нужно думать о чем ТО приятном в случае возникновения диалога или переключать внимание на что то другое (заняться делом), но если так делать то значит я отступаю и не борюсь, то есть не мыслю положительно (так как там голос) то есть не пытаюсь убедить себя в положительном (так как там голос), не молюсь Богу (так как там тоже голос) и так далее, от всего отступаю стараясь отвлечься, но я хочу победить его и думать о положительном, а не переключаться и ставить себе запрет думать о положительном, тут вот тупик какой то..
Прошу Вас дайте мне какой нибудь хороший совет в помощь.
Благодарю Вас заранее.
С уважением,
Дмитрий

Здравствуйте! Мы все говорим с собой т.е. в норме внутренний диалог, и сомневаться в природе человека. Сомнения помогают в неопределенных ситуациях от поспешных действий. На каком то этапе нужно поблагодарить их - отпустить - спасибо вы все разложли по полочкам, теперь я буду действовать сам. Такой способ помогает людям сомневающимся. Аффирмации также обычно эффективны. Но вы говорите много работаете над собой - на какое-то время помогает и затем хуже. Если самому себе помочь затруднительно - нужно обратиться к психологу . У нас с вами в таком режиме нет возможности обсудить - как давно слышится голос, начиная с какого возраста, не мешает ли в работе - насколько трудоспособны в этот момент, после каких событий это возникло. Психолог поговорит с вами о вашем детстве, скорее всего понадобится како-то время чтобы разобраться в причинах происходящего. Хочу вам сказать что борьба с собой не тот путь по которому надо идти. Ну разве легко жить в состоянии борьбы? Нет очень тяжело. Надо полюбить себя - даже с недостатками, подружиться с собой, ведь с другими мы дружим, а собой воюем. Напишите список - за что же вы так не любите себя, за что так казните? Подумайте - заслуживает ли это такой кары, из тюрьмы и то возвращаются! Простите себя, что так долго обижали, мучили себя. Теперь напишите список за что любите себя, за что любят и ценят вас окружающие. Человеку действительно легче представляется грустный исход событий чем блистательный и отличный. Очень хорошая книга, может вы и читали, Лилиан Ту "внутренний фен-шуй", помогает сделать сознание спокойным. - а это ссылка на статью этого сайта "Когда я полюбил себя" Леоновой Н.В. стихи Чарли Чаплина об отношениях с собой. Это верный путь. Всего вам доброго.

Хороший ответ 7 Плохой ответ 0

В психологии внутренний диалог - это одна из форм мышления, процесс общения человека с самим собой. Он становится результатом взаимодействия разных эго-состояний: «ребенка», «взрослого» и «родителя». Внутренний голос часто критикует нас, дает советы, апеллирует к здравому смыслу. Но прав ли он? T&P узнали у нескольких человек из разных областей, как звучат их внутренние голоса, и попросили психолога это прокомментировать.

Внутренний диалог не имеет ничего общего с шизофренией. Голоса в голове есть у всех: это мы сами (наша личность, характер, опыт) говорим с собой, ведь наше Я состоит из нескольких частей, а психика устроена весьма сложно. Мышление и рефлексия невозможны без внутреннего диалога. Не всегда, впрочем, он оформлен как беседа, и не всегда часть реплик как бы произносят голоса других людей - как правило, родных близких. «Голос в голове» также может звучать как собственный, а может «принадлежать» совсем постороннему человеку: классику литературы, любимому певцу.

С точки зрения психологии внутренний диалог представляет проблему, только если он так активно развивается, что начинает мешать человеку в повседневной жизни: отвлекает его, сбивает с мысли. Но чаще этот молчаливый разговор «с самим собой» становится материалом для анализа, полем для поиска больных мест и испытательным полигоном для развития редкой и ценной способности - понимать и поддерживать себя самого.

Роман

социолог, маркетолог

Мне сложно выделить какие-то характеристики внутреннего голоса: оттенки, тембр, интонации. Я понимаю, что это мой голос, но слышу его совсем по-другому, не так, как остальные: он более гулкий, низкий, грубоватый. Обычно во внутреннем диалоге я представляю себе действующую ролевую модель какой-то ситуации, скрытую прямую речь. Например, - что бы я сказал той или иной публике (притом, что публика может быть очень разной: от случайных прохожих до клиентов моей компании). Мне их нужно убедить, донести до них свою мысль. Обычно я также проигрываю интонации, эмоции и экспрессию.

В то же время, как таковой дискуссии нет: есть внутренний монолог с размышлениями вроде: «А что, если?». Бывает ли, что я сам называю себя идиотом? Бывает. Но это не осуждение, а, скорее, нечто среднее между досадой и констатацией факта.

Если мне нужно стороннее мнение, я меняю призму: например, стараюсь вообразить, что сказал бы один из классиков социологии. По звучанию голоса классиков ничем не отличаются от моего: я вспоминаю именно логику и «оптику». Ярко чужие голоса я различаю только во сне, и они точно моделируются реальными аналогами.

Анастасия

специалист препресса

В моем случае внутренний голос звучит как мой собственный. В основном, он говорит: «Настя, перестань», «Настя, не тупи» и «Насть, ты дура!». Этот голос появляется нечасто: когда я чувствую себя несобранной, когда собственные действия вызывают у меня недовольство. Голос не сердитый - скорее, раздраженный.

Я ни разу не слышала в мыслях ни маминого, ни бабушкиного, ни чьего-либо еще голоса: только свой. Он может меня ругать, но в определенных рамках: без унижений. Этот голос, скорее, как мой тренер: нажимает на кнопки, которые побуждают меня к действию.

Иван

киносценарист

То, что я слышу мысленно, не оформлено как голос, однако я опознаю эту личность по строю мыслей: она похожа на мою мать. И даже точнее: это «внутренний редактор», который объясняет, как сделать так, чтобы понравилось матери. Для меня как для потомственного киношника это нелестное название, поскольку в советские годы для творческого человека (режиссера, писателя, драматурга) редактор - это туповатый ставленник режима, не очень образованный работник цензуры, упивающийся собственной властью. Неприятно осознавать, что подобный тип в тебе цензурирует мысли и подрезает крылья творчеству во всех областях.

Многие свои комментарии «внутренний редактор» дает по делу. Однако вопрос заключается в цели этого «дела». Он, если резюмировать, говорит: «Будь как все и не высовывайся». Он кормит внутреннего труса. «Нужно быть отличником», потому что это избавляет от проблем. Это всем нравится. Он мешает понять, чего хочу я сам, нашептывает, что комфорт - это хорошо, а остальное потом. Этот редактор на самом деле не дает мне быть взрослым в хорошем смысле этого слова. Не в смысле унылости и отсутствия пространства игры, а в смысле зрелости личности.

Я слышу внутренний голос, в основном, в ситуациях, которые напоминают мне о детстве, или когда необходимо прямое проявление творческой составляющей и фантазии. Иногда я поддаюсь «редактору», а иногда нет. Самое главное - вовремя распознать его вмешательство. Потому что он хорошо маскируется, прикрываясь псевдологичными умозаключениями, которые на самом деле не имеют смысла. Если я его опознал, то пытаюсь понять, в чем проблема, чего хочу я сам и где правда на самом деле. Когда этот голос, например, мешает мне в творчестве, я стараюсь остановиться и выйти в пространство «полной пустоты», начав все с начала. Сложность заключается в том, что «редактора» бывает сложно отличить от простого здравого смысла. Чтобы сделать это, нужно послушать интуицию, отойти от смысла слов и понятий. Часто это помогает.

Ирина

переводчик

Мой внутренний диалог оформлен как голоса бабушки и подруги Маши. Это люди, которых я считала близкими и важными: у бабушки я жила в детстве, а Маша оказалась рядом в сложное для меня время. Бабушкин голос говорит, что у меня кривые руки и что я неумеха. А голос Маши повторяет разные вещи: что я снова связалась не с теми людьми, веду неправильный образ жизни и занимаюсь не тем, чем нужно. Они обе всегда осуждают меня. При этом голоса появляются в разные моменты: когда у меня что-то не получается - «говорит» бабушка, а когда у меня все получается и мне хорошо - Маша.

Я реагирую на появление этих голосов агрессивно: стараюсь заставить их умолкнуть, мысленно спорю с ними. Я говорю им в ответ, что лучше знаю, что и как делать со своей жизнью. Чаще всего у меня получается переспорить внутренний голос. Но если нет, я чувствую себя провинившейся, и мне плохо.

Кира

редактор прозы

Мысленно я иногда слышу голос матери, который осуждает меня и обесценивает мои достижения, сомневается во мне. Этот голос всегда бывает мною недоволен и говорит: «Да ты что! Ты в своем уме? Займись лучше прибыльным делом: ты должна зарабатывать». Или: «Ты должна жить, как все». Или: «У тебя ничего не получится: ты никто». Он появляется, если мне предстоит совершить смелый шаг или пойти на риск. В таких ситуациях внутренний голос как бы пытается за счет манипуляции («мама расстроена») склонить меня к максимально безопасному и максимально непримечательному образу действий. Чтобы он был доволен, я должна быть незаметной, старательной, и всем нравиться.

Также я слышу и свой собственный голос: он называет меня не по имени, а прозвищем, которое придумали мои друзья. Обычно он звучит немного раздраженно, но дружелюбно, и говорит: «Так. Прекрати», «Ну что ты, детка» или «Все, давай». Он побуждает меня сосредоточиться или начать действовать.

Илья Шабшин

психолог-консультант, ведущий специалист «Психологического центра на Волхонке»

Вся эта подборка говорит о том, о чем психологи хорошо знают: у большинства из нас очень силен внутренний критик. Мы общаемся сами с собой в основном на языке негатива и грубых слова, методом кнута, и навыков самоподдержки у нас практически нет.

В комментарии Романа мне понравился прием, который я бы даже назвал психотехникой: «Если мне нужно стороннее мнение, я стараюсь вообразить, что сказал бы один из классиков социологии». Этот прием могут использовать люди разных профессий. В восточных практиках даже существует понятие «внутреннего учителя» - глубинного мудрого внутреннего знания, к которому можно обращаться, когда тебе трудно. У профессионала за плечами обычно есть та или иная школа или авторитетные фигуры. Представить себе одну из них и спросить, что бы сказал или сделал он, - это продуктивный подход.

Наглядная иллюстрация к общей теме - это комментарий Анастасии. Голос, который звучит, как собственный, и говорит: «Настя, ты дура! Не тупи. Перестань», - это, конечно, по Эрику Берну, Критикующий Родитель. Особенно плохо, что голос появляется, когда она чувствует себя «несобранной», если собственные действия вызывают недовольство, - то есть, когда, по идее, человека как раз надо поддержать. А голос вместо этого утаптывает в землю… И хотя Анастасия пишет, что он действует без унижений, это небольшое утешение. Может, как «тренер» он нажимает не на те кнопки, и побуждать себя к действиям стоит не пинками, не упреками, не оскорблениями? Но, повторюсь, такое взаимодействие с собой - это, к сожалению, типично.

Побудить себя к действию можно, сначала убрав страхи, сказав себе: «Настя, все в порядке. Ничего страшного, мы сейчас разберемся». Или: «Вот, смотри: получилось хорошо». «Да ты молодец, ты справишься!». «А вспомни, как тогда ты здорово все сделала?». Такой метод подойдет любому человеку, который склонен себя критиковать.

В тексте Ивана важен последний абзац: здесь описывается психологический алгоритм борьбы с внутренним критиком. Пункт первый: «Распознать вмешательство». Такая проблема возникает часто: нечто негативное маскируется, прикрываясь полезными утверждениями, проникает человеку в душу и наводит там свои порядки. Дальше включается аналитик, пытаясь понять, в чем проблема. По Эрику Берну, это взрослая часть психики, рациональная. У Ивана даже есть авторские приемы: «выйти в пространство полной пустоты», «послушать интуицию», «отойти от смысла слов и все понять». Отлично, так и нужно! На основе общих правил и общего понимания о том, что происходит, необходимо находить свой подход к происходящему. Как психолог я аплодирую Ивану: он хорошо научился говорить с собой. Ну, а то, с чем он борется, - классика: внутренний редактор - это все тот же критик.

«В школе нас обучают извлекать квадратные корни и проводить химические реакции, но вот нормально общаться с самим собой не учат нигде»

У Ивана есть и еще одно интересное наблюдение: «Нужно не высовываться и быть отличником». То же самое отмечает и Кира. Ее внутренний голос также говорит, что она должна быть незаметной и всем нравиться. Но этот голос вводит свою, альтернативную логику, поскольку, можно либо быть самым лучшим, либо не высовываться. Однако такие утверждения взяты не из реальности: все это внутренние программы, психологические установки из разных источников.

Установка «не высовываться» (как и большинство других) берется из воспитания: в детском и подростковом возрасте человек делает выводы о том, как ему жить, дает себе инструкции на основе того, что слышит от родителей, воспитателей, учителей.

В этой связи печально выглядит пример Ирины. Близкие и важные люди - бабушка и подруга - говорят ей: «У тебя кривые руки, и ты неумеха», «ты неправильно живешь». Возникает замкнутый круг: бабушка осуждает ее, когда что-то не получается, а подруга - когда все хорошо. Тотальная критика! Ни когда хорошо, ни когда плохо, нет никакой поддержки и утешения. Всегда минус, всегда негатив: или ты неумеха, или с тобой еще что-нибудь не так.

Но Ирина молодец, она ведет себя как боец: заставляет голоса умолкнуть или спорит с ними. Так и надо действовать: власть критика, кем бы он ни был, нужно ослаблять. Ирина говорит, что чаще всего голоса получает переспорить, - по этой фразе можно предположить, что соперник сильный. И в этом плане я бы предложил ей попробовать другие способы: во-первых (поскольку она слышит это как голос), представить себе, что он исходит из радио, и она поворачивает ручку громкости в сторону минимума, так что голос затихает, его становится хуже слышно. Тогда, вероятно, его власть ослабеет, и его станет легче переспорить, - или даже просто отмахнуться от него. Ведь такая внутренняя борьба создает довольно большое напряжение. Тем более, Ирина пишет в конце, что чувствует себя провинившейся, если не получается переспорить.

Негативные представления глубоко проникают в нашу психику на ранних этапах ее развития, особенно легко - в детстве, когда они исходят от больших авторитетных фигур, с которыми, по сути, спорить невозможно. Ребенок маленький, а вокруг него - огромные, важные, сильные хозяева этого мира - взрослые, от которых зависит его жизнь. Тут особенно не поспоришь.

В подростковом возрасте мы также решаем сложные задачи: хочется показать себе и другим, что ты уже взрослый, а не маленький, хотя на самом деле в глубине души понимаешь, что это не совсем так. Многие подростки становятся ранимыми, хотя внешне выглядят колючими. В это время утверждения о себе, о своей внешности, о том, кто ты и какой, западают в душу и позже становятся недовольными внутренними голосами, которые ругают и критикуют. Мы разговариваем с собой так плохо, так гадко, как никогда не стали бы говорить с другими людьми. Другу ты ни за что не скажешь ничего подобного, - а в твоей голове твои голоса по отношению к тебе запросто себе это позволяют.

Чтобы корректировать их, прежде всего, нужно осознать: «Не всегда то, что звучит в моей голове, - это дельные мысли. Там могут оказаться мнения и суждения, просто усвоенные когда-то. Они мне не помогают, мне это не полезно, и ни к чему хорошему их советы не ведут». Нужно научиться их распознавать и разобраться с ними: опровергнуть, приглушить или другим способом убрать из себя внутреннего критика, заменив его на внутреннего друга, оказывающего поддержку, особенно, когда плохо или трудно.

В школе нас обучают извлекать квадратные корни и проводить химические реакции, но вот нормально общаться с самим собой не учат нигде. А нужно культивировать в себе вместо самокритики здоровую самоподдержку. Конечно, рисовать вокруг собственной головы нимб святости не нужно. Нужно, когда сложно, уметь себя подбодрить, поддержать, похвалить, напомнить себе об успехах, достижениях и сильных сторонах. Не унижать себя как личность. Говорить себе: «В конкретной области, в конкретный момент я могу сделать ошибку. Но к моему человеческому достоинству это не имеет отношения. Мое достоинство, мое положительное отношение к себе как к человеку - это незыблемый фундамент. А ошибки - это нормально и даже хорошо: я извлеку из них урок, буду развиваться и двигаться дальше».

Иконки: Justin Alexander from the Noun Project

Чаще всего люди начинают прислушиваться к себе в моменты великих потрясений, потерь или больших неудач. Когда не остается времени и сил на то, чтобы как-то решить сложившуюся ситуацию, человек, наконец, обращается внутрь себя, к своим внутренним ресурсам, к своему внутреннему голосу, к себе настоящему. Но ведь можно и не ждать так называемого толчка. Можно и даже нужно слушать и слышать свой внутренний, сначала едва-едва прорывающийся наружу голосок, чтобы прожить жизнь, в которой ничего не хотелось бы потом менять.

Вспомнить про «внутреннего ребенка»

Всех с детства учат, как нужно жить, как правильно выйти замуж или искать жену, как и где учиться, как строить карьеру и как важно получить высокий статус в обществе. Но почему-то никто не учит, что у каждого понимание этого «правильно» свое. Внутри каждого человека с детства сидит затюканный этими правилами и рекомендациями маленький ребенок, который боится сказать что-то либо говорит, просто его не слышат. Важно вспомнить о нем, этом живущем внутри и грезящем, возможно, о чем-то несбыточном малыше и дать ему прорваться наружу. Он подскажет, чего бы хотелось ему и что, соответственно, сделает счастливым его взрослого обладателя. Если самостоятельно с помощью медитативных техник или настойчивых просьб выйти вызволить его на свет не удастся, можно обратиться за помощью к профессионалам – психологам или психотерапевтам, которые разбудят ту часть человека, которая отвечает за творчество.

Медитировать

Уметь уходить в себя также важно для возможности понять себя и услышать внутреннее Я или внутренний голос. Умение быть наедине с собой можно и нужно развивать. Многие люди не представляют жизнь без фонового сопровождения в виде разговоров, работающего вхолостую телевизора или магнитофона, радио или каких-то других шумовых эффектов. А ведь пробиться сквозь все эти преграды достаточно сложно, потому внутренний голос и глохнет, не успев донести истинные желания. Нужно уметь отвлекаться от всего, а потому важно овладеть самыми простыми медитативными техниками: просто сидеть или лежать в тишине, стараясь прогнать все мысли из головы и пытаясь воспринять истину. Продвинутые умельцы медитации могут задавать вопрос: «Чего я сейчас хочу?» и пытаться понять те образы и мысли, которые рождаются в это время в голове.

Разбирать сны

Если медитация пока недоступна, а все мыслительные процессы никак не прекращаются в утомленном мозгу, можно обратиться к подсознанию, которое также старается донести до каждого голос внутреннего Я. Проще всего понять, что творится в подсознании, через трактовку снов. Причем не обязательно читать сонники или вспоминать о толковании снов великого и ужасного З.Фрейда, который во всем видел сексуальную подоплеку, важно понять, что образы из снов значат конкретно для вас. Если возникает проблема с запоминанием снов, можно положить прямо у подушки листок с ручкой и едва проснувшись, записать хоть пару строк о том, что сейчас происходило в своей собственной реальности. Потом будет легче восстановить всю цепочку.

Вести дневник

Чтобы понять, что делает человека счастливым, нужно отслеживать свои эмоции и анализировать их появление. Можно завести дневник, в который не обязательно записывать поминутно прожитый день, а подмечать лишь то, что рождало наиболее сильные эмоции (и положительные, и отрицательные) в течение дня. Это позволит лучше понять себя, подмечать смену настроения и ее причины, услышать свой внутренний голос и, возможно, начать менять жизнь или свое отношение к ней.

Любить себя

Одно из самых важных умений для того, чтобы слышать свой внутренний голос, - это любовь к себе, которая включает доверие к себе и принятие себя. Очень важно адекватно относиться к себе, делать себе комплименты, принимать их от других с благодарностью, а не попыткой оправдаться или отказаться от них. Самокритика, безусловно, важное и нужное качество, но в разумных пределах. Хвалить себя тоже нужно уметь, причем за каждую мелочь, будь то потерянный в конце недели ненавистный килограмм или написание очередной главы будущего бестселлера. Доверие к себе – это, конечно, не слепое потакание своим сиюминутным желаниям, хотя иногда и это оправдано, а умение принять себя, свои мысли и свои чувства, даже если со стороны они кажутся нелогичными и неправильными. Жизнь дается только раз, так зачем проводить ее «правильно» для других, если можно провести ее «правильно» для себя?

Последние материалы раздела:

Все, что нужно знать о бактериях
Все, что нужно знать о бактериях

Бактерии представляют собой одноклеточные безъядерные микроорганизмы, относящиеся к классу прокариотов. На сегодняшний день существует более 10...

Кислотные свойства аминокислот
Кислотные свойства аминокислот

Cвойства аминокислот можно разделить на две группы: химические и физические.Химические свойства аминокислотВ зависимости от соединений,...

Экспедиции XVIII века Самые выдающиеся географические открытия 18 19 веков
Экспедиции XVIII века Самые выдающиеся географические открытия 18 19 веков

Географические открытия русских путешественников XVIII-XIX вв. Восемнадцатый век. Российская империя широко и вольно разворачивает плечи и...