Летчик дважды герой советского союза николай скоморохов. Летчик ас николай скоморохов

Скоморохов Николай Михайлович

Получив боевое крещение в 1942 г. мл. сержантом, Скоморохов прошел всю войну, закончил ее майором, Героем, вскоре ставшим дважды, одержал 46 личных побед, не потерял в бою ни одного своего самолета, не получил ни одного ранения… Фатальна его гибель в 1994 г. в автокатастрофе на 38-м километре Горьковского шоссе, напротив ворот ВВА, которую он возглавлял много лет.

Николай Михайлович родился 19 мая 1920 г. на Волге, в селе Лапоть (ныне село Белогорское) Саратовской губернии. Ему едва минуло 10 лет, когда в поисках заработка семья переехала в Астрахань. Здесь он закончил ФЗУ, работал на заводе имени III Интернационала. Когда в вечерней школе он получил семиклассное образование, его приняли в библиотечный техникум, а вскоре и в Астраханский аэроклуб. Здесь в декабре 1940 г. юноша был призван в армию и получил направление в Батайскую военную авиационную школу. Сразу после окончания летной школы мл. сержант Скоморохов был направлен в 164-й иап, вооруженный самолетами ЛаГГ-3.

Первые боевые вылеты он совершил над Черноморским побережьем Кавказа, когда полк базировался на Адлерском аэродроме. Здесь он едва не погиб, когда его истребитель отсекли от группы своих самолетов и зажали «шмитты». Лишь исключительная природная одаренность Скоморохова как пилота позволила ему тогда уйти от преследователей. Наиболее ярко выраженной была его способность пространственной ориентации, основанная на особой устойчивости вестибулярного аппарата и оптимальной вазомоторной реакции организма в критических условиях.

Свою первую победу Скоморохов одержал в январе 1943 г., сбив «раму» над горами севернее Лазаревской. В марте до перевооружения на Ла-5 сбил на «лагге» 3 самолета - ФВ-189, Ю-87 и Ме-109. Как ас он был признан 14 июня 1943 г, после боя над своим аэродромом - Нижней Дуванкой, когда, как в пропагандистском фильме, поднялся в воздух прямо с партсобрания, где обсуждали его кандидатуру в партию. Используя невысокую облачность, он с ведомым В. Шевыриным сбил 2 ФВ-190 и в мокрой от боя гимнастерке менее чем через час вновь предстал перед импровизированным президиумом.

В боях на Курской дуге Скоморохову довелось сбить 2 Ме-109. Один из них в критической, смертельно опасной ситуации, когда ему удалось запустить заглохший в воздухе двигатель и расправиться с уже предвкушавшим легкую добычу противником. В конце августа забытому в сержантах летчику было наконец присвоено звание мл. лейтенанта.

Среди тех, кто оказал на него, как на истребителя, наибольшее влияние Скоморохов всегда называл командира 31-го иап Г. Онуфриенко. Отважный воздушный боец, сильный пилотировщик, тактически грамотный и гуманный командир, обаятельный «сталинский сокол» Герой Советского Союза Г. Онуфриенко вызывал восхищение большинства общавшихся с ним людей. В скромном и застенчивом, немного нескладном парне он разглядел будущего аса, воспринял его как равного, по возможности опекал его на земле и в воздухе.

В боях над Днепром и в Запорожье Скоморохов продолжил список сбитых им «мессеров» и «фоккеров», одержал свою тринадцатую победу.

В начале 1944 г. из лучших летчиков 295-й над была создана «эскадрилья охотников», заместителем командира Н. Краснова был назначен Н. Скоморохов. В эскадрилью вошли такие асы, как В. Кирилюк, О. Смирнов, А. Володин. Эскадрилья базировалась на одном аэродроме с 31-м иап, тесно взаимодействуя в воздухе с его летчиками. За 3 месяца своего существования эскадрилья уничтожила в воздушных боях несколько десятков самолетов противника, но была расформирована, поскольку полки, давшие туда лучших бойцов, понесли в боях тяжелые потери, и командиры настояли на возвращении своих «орлов». Скоморохов был переведен на должность комэска первой эскадрильи в 31-й иап, которым командовал Онуфриенко.

В Ясско-Кишиневской операции ст. лейтенант Скоморохов сбил несколько Ме-109. В конце августа ему было поручено сопровождать Ли-2, где летел маршал Жуков. У Скоморохова уже был опыт сопровождения: ранее он сопровождал самолет Василевского и даже решительно обстрелял «як», сделавший попытку приблизиться к нему. Жуков высказал неудовольствие внешним видом пообносившихся асов, попенял на отсутствие плана прикрытия…

В конце 1944 г. Скоморохов участвует в освобождении Румынии и Болгарии. В ноябре в небе Югославии его пара во время патрулирования была вызвана в район Апатина, где на виду тысяч бойцов сухопутных войск летчик атаковал группу истребителей-бомбардировщиков и в течение 10 секунд сбил 2 из них, смешав строй и сорвав бомбометание. За этот бой он был награжден орденом Александра Невского.

Особенно успешными были его бои в Венгрии, где интенсивность воздушных схваток может быть сравнима с напряженностью боев на Кубани, Курской дуге, над Днепром. В декабре 1944 г. в бою над Секешфехерваром, в долгой изматывающей дуэли с Ме-109, пилотируемым немецким асом, на высоте более 9000 метров в третьей лобовой атаке он сбил «мессер», его летчик спасся с парашютом и был пленен. Через несколько дней в первом же боевом вылете на первом в дивизии Ла-7 Скоморохов и его ведомый И. Филиппов, последовательно атаковав 3 группы «фокке-вульфов», сбили 5 из них…

10 апреля уже в бою над австрийскими Альпами ас атаковал несколько плотных групп ФВ-190, 2-х «фоккеров» Скоморохов «свалил» в первой же атаке в течение секунд: первого - с ходу сзади - сверху, второго - резко изменив траекторию полета, снизу. Продолжая атаковать истребителей-бомбардировщиков, летчик сбил еще один самолет. Хотя господство советской авиации в воздухе было безусловным, бои велись исключительно упорные и кровопролитные. Погиб ведомый Скоморохова мл. лейтенант Филиппов. Он сам с трудом сумел посадить свою машину, получившую повреждения от огня зениток и ставшую в конце пробега на попа. Последний «фоккер» был сбит Скомороховым в районе Брно, в Чехословакии, в ходе «провозного» полета, когда, продемонстрировав молодым летчикам мастерскую атаку, он провел затем «практическое занятие», выведя новичка на дистанцию эффективного огня…

Майор Скоморохов совершил 605 боевых вылетов, более чем в 130 воздушных боях лично сбил 46 и в группе 8 самолетов противника.

После войны Скоморохов окончил Военную академию имени М. В. Фрунзе. Командовал авиационными частями и соединениями. Летал на разных типах боевых реактивных самолетов. В 1958 г. он закончил Военную академию Генштаба. В 39 лет стал генералом. В 1973 г. был назначен начальником ВВА. Защитил диссертацию доктора военных наук. В 1981 г. Скоморохову было присвоено звание маршала авиации. Заслуженный военный летчик СССР. Автор книг: «Служение Отчизне» (Саратов, 1977), «Боем живет истребитель» (М., 1981), «Резерв высоты» (М., 1993), в соавторстве с В.Чернецким «Тактика в боевых примерах» (М., 1985). Трагически погиб в автокатастрофе 16 октября 1994 г.

Дважды Герои Советского Союза (22.2.45; 18.8.45). Награжден орденом Ленина, 5 орденами Красного Знамени, орденом Александра Невского, 2 орденами Отечественной войны 1-й ст., орденами Красной Звезды, «За службу Родине в ВС СССР» 3-й ст., иностранными орденами, медалями.


| |

(19. 5. 1920 - 14. 10. 1994)

Н иколай Михайлович Скоморохов , капитан, командир эскадрильи 31-го истребительного авиационного Нижне-Днестровского ордена Богдана Хмельницкого 2-й степени полка, родился 19 мая 1920 года в с. Белогорское Красноармейского (бывш. Золотовского) района Саратовской области в семье крестьянина. Русский. До 1935 года учился в средней школе, затем окончил школу ФЗУ, работал слесарем и токарем на Одвом из астраханских заводов. С 1939 года учился в техникуме и аэроклубе. В декабре 1940 года добровольно ушел в Красную Армию. В марте 1942 года окончил Батайскую военную авиационную школу пилотов. С ноября 1942 года до победы над Германией в Великой Отечественной войне в составе 5 и 17-й воздушных армий на Закавказском, Северо-Кавказском, Юго-Западном и 3-м Украинском фронтах. Принимал, участие в обороне и освобождении Кавказа, освобождении Украины, Молдавии, Румынии, Болгарии, Югославии, Венгрии, Чехословакии, разгроме врага на территории Австрии. Награжден четырьмя орденами Красного Знамени- (1943, 1944 - 2, 1945), орденами Александра Невского (1944), Отечественной войны 1-й степени (1944), Красной Звезды (1955), медалями "За боевые заслуги" (1950), "За оборону Кавказа", "За взятие Будапешта", "За взятие Вены", "За освобождение Белграда", "За безупречную службу" 1-й степени и четырьмя другими медалями, а также венгерским орденом Красного Знамени (1955), югославским орденом "Партизанская звезда" 1-й степени (1945), болгарскими медалями "Отечественная война" и "20 лет Болгарской Народной армии".

З вание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда" Николаю Михайловичу Скоморохову присвоено 23 февраля 1945 года за 483 боевых вылета, во время которых он сбил лично 25 и в составе группы 8 самолетов противника.

В торой медали "Золотая Звезда" удостоен 18 августа 1945 года за 520 боевых вылетов и 35 лично сбитых самолетов противника.

Бронзовый бюст Н. М. Скоморохову установлен в родном селе в 1953 году.

В сего во время Великой Отечественной войны Н.М. Скоморохов совершил 605 боевых вылетов, провел более 130 воздушных боев, сбил лично 46 фашистских самолетов и 8 самолетов в группе, а также уничтожил на земле 3 бомбардировщика противника. Невероятно, но сам Скоморохов ни разу не был ранен, его самолет не горел, не был сбит, за всю войну не получил ни одной пробоины.

В послевоенные годы Н.М. Скоморохов окончил Военную академию имени М. В. Фрунзе и Военную академию Генерального штаба. В советские времена был депутат Верховного Совета СССР. В 1981 году Н.М. Скоморохову присвоили звание Маршала Авиации.

В оевать Николай Скоморохов начал в ноябре 1942 года в предгорьях Кавказа, когда наступление немецко-фашистских войск в этом районе полностью выдохлось. На сухопутном фронте наступило временное затишье, но в воздухе бои не прекращались. Над пиками гор почти ежедневно разыгрывались горячие схватки. В одной из них молодой летчик одержал свою первую победу.

Было это в канун Нового года. Немецкий двухмоторный самолет-разведчик "фокке-вульф-189" (прозванный "рамой") барражировал над расположением советских войск. Экипаж "фоккера" корректировал огонь своей артиллерии по одной из наших батарей. Командир полка майор Микитченко приказал лейтенанту Скоморохову уничтожить корректировщика. Разность в скоростях нашего истребителя и "рамы" была огромной, и Скоморохову не без труда удалось сблизиться. Забравшись на высоту, он атаковал фашиста сверху сзади и выпустил длинную пушечную очередь. По расчетам летчика разведчик должен был быть сбит. Но когда Скоморохов сделал боевой разворот, увидел, что "рама" летит ему навстречу как ни в чем не бывало и зло хлещет в направлении нашего "ястребка" из всех пулеметов. Последовала стремительная лобовая атака. На этот раз снаряды Скоморохова достигли цели: "рама" загорелась и, оставляя за собой дымный траурный шлейф, рухнула в горное ущелье...

С каждым боевым вылетом росло летное мастерство Николая Скоморохова , закалялась его воля. Вскоре он был назначен командиром звена, стал летать в качестве ведущего группы. Первое же задание во главе четверки Ла-5 Скоморохов выполнил блестяще. Вот что записано об этом боевом вылете в личном деле героя:

"4.12.1943 г. Выполнял задание на сопровождение группы Ил-2. В районе цели штурмовики были атакованы восемью самолетами Ме-109. Несмотря на численное превосходство противника, Скоморохов смело вступил в бой. Дерзкими атаками, с большим риском для жизни, он расстроил боевые порядки вражеских истребителей, сорвал их замысел и дал возможность "ильюшиным" полностью выполнить боевое задание. В воздушной схватке Скоморохов лично сбил двух "мессеров", принудив остальных покинуть поле боя. Летчики 951-го штурмового авиационного полка, вернувшись на аэродром, устроили старшему лейтенанту Скоморохову торжественную встречу".

О сенью 1944 года война переместилась на территорию Венгрии. Капитан Скоморохов в то время командовал эскадрильей "ла-пятых". Он" провел в венгерском небе десятки воздушных боев, одержал ряд блестящих побед. В боях под Будапештом Скоморохов истребил целую группу фашистских асов, в том числе заместителя командира и командира так называемой Бриллиантовой эскадры - лучшей в германских ВВС. Многие воздушные бои, проведенные Скомороховым в тот период, можно по праву отнести к лучшим образцам советского летного искусства. Классическим примером в этом отношении является воздушный поединок, который произошел 21 декабря 1944 года.

В тот день капитан Скоморохов в паре с младшим лейтенантом Филипповым вылетел на "свободную охоту". В районе озера Веленце, где наши наземные войска прорвали оборонительную линию "Маргарита" с целью окружения будапештской группировки противника, летчики встретили восемь самолетов "фокке-вульф-190". Это был новый немецкий истребитель с мощным мотором, бронированной кабиной, вооруженный двумя пушками и двумя пулеметами. Максимальная скорость его составляла 625 километров в час. "Фоккеры" шли с подвешенными бомбами, намереваясь нанести удар по нашим механизированным соединениям, прорвавшимся глубоко в расположение противника.

Филиппов, прикрой! - скомандовал Скоморохов своему ведомому и, набрав высоту, помчался на фашистских истребителей. Свой удар он направил по ведущему. Гитлеровец заметил опасность, пытался вывернуться из-под удара, но было уже поздно: блеснув огнем, ударили пушки "лавочкина". Длинный язык пламени лизнул фонарь кабины, и "фоккер" штопором пошел к земле.

Боевым разворотом Скоморохов вывел свой самолет из пикирования и заметил, как в район боя подошли еще две группы "фокке-вульфов". Считая свое превосходство подавляющим, фашисты шля самоуверенно. На самом деле, что могли сделать два наших "ястребка" с тридцатью вражескими истребителями?

Атакую левую группу "фоккеров"! Филиппов, прикрой! Я Скоморохов , прием, прием! - передал по радио Скоморохов и устремился на врага снизу.

Сегодняшний бой с превосходящим противником, представлявшийся со стороны довольно рискованным, он вел спокойно, уверенно, считая его обычным.

Через секунду в наушниках Филиппова раздался треск двух пушечных очередей и в следующее мгновенье за его крылом пронесся к земле еще один объятый пламенем "фоккер". И тут же на немецком языке в эфире прозвучала тревожная фраза:

В воздухе Скоморокхофф!..

Это предупреждение было передано трижды.

Двадцать восемь "фоккеров" сразу же рассыпались в разные стороны. Сбросив бомбы на свои войска, гитлеровцы удирали из-под удара наших летчиков. Но бегство удалось не всем. Один стервятник с переворотом пошел к земле и взорвался от пушечной очереди младшего лейтенанта Филиппова. Взмыв свечой, Филиппов догнал еще одного "фоккера" и уничтожил его точным ударом вдоль фюзеляжа. В это время Скоморохов пошел в третью атаку. Теперь один, без Филиппова, так как опасаться было уже нечего - фашисты удирали. Используя преимущество Ла-5ФН в скорости, капитан настиг гитлеровца, отставшего от группы. Немецкий летчик метнулся вверх, но не спасся: через секунду он уже летел вниз, прошитый короткой пушечной очередью Произошло, казалось, невероятное: тридцать вражеских самолетов потерпели поражение от двух советских истребителей, потеряв при этом пять своих машин...

В боевых действиях Скоморохова было много нового, оригинального. Он был рьяным поборником новых боевых порядков истребителей основу которых составляло не звено из трех самолетов, а пара и звено из четырех машин. Его эскадрилья первой в полку перешла к боевым порядкам, эшелонированным по высоте и рассредоточенным по фронту. Знаменитое правило: "истребитель обороняется только нападением" -было законом в боевой работе советского аса и его питомцев.


---
Источники:
1) Люди бессмертного подвига. Москва "ПЛ" т.2 1975 г.
2) Румянцев.Н.М. "Люди легендарного подвига". Саратов. 1968 г.

Пожелтевшее фото –

Эскадрилья моя.

Только что из полета

Возвратились друзья.

Грозовая эпоха

Дышит в лица бедой.

Молодой Скоморохов.

Кожедуб молодой...

Вновь ракета взовьется,

И из огненных трасс.

Может быть, не вернется

Нынче кто-то из нас,

Будет спать этот кто-то

Под фанерной звездой,

А на стареньком фото

Он такой молодой!..

Полчаса передышки

Шлемофоны в траве.

Лейтенанты-мальчишки

Соколиных кровей!..

О погибших - ни вздоха,

Только складки у губ...

Молодой Скоморохов,

Молодой Кожедуб...

Что так грустно молчишь ты,

Седовласый мой друг?

Лейтенанты-мальчишки

В сердце ожили вдруг.

Годы в огненной дымке

Встали горной грядой.

А на стареньком снимке

Ты - такой молодой!..

Скоморохов Николай Михайлович, маршал авиации, дважды Герой Советского Союза. Родился 19 мая 1920 г. в с. Лапоть Саратовской области 2 . Участник Великой Отече­ственной войны с 29 ноября 1942 г. по 9 мая 1945 г.

Был пилотом, командиром звена и командиром эскад­рильи. Участвовал в боях на Закавказском, Северо-Кавказ­ском, Юго-Западном и 3-м Украинском фронтах в 295-й истребительной авиационной дивизии, принимал участие в обороне и освобождении Кавказа, Украины, Молдавии, Румынии, Болгарии, Югославии, Венгрии, Чехословакии и Австрии.

В 1949 г. окончил Военную академию им. М.В. Фрунзе, а в 1958 г. - Военную академию Генерального Штаба. Ко­ мандовал полком, дивизией, корпусом и 17-й Воздушной армией. С 1973 по 1988 г. был начальником Военно-воздуш­ ной академии им. Ю.А. Гагарина. С 1988 г. советник Груп­ пы генеральных инспекторов МО СССР. С 1992 по 1994 г. - председатель Российского комитета ветеранов войны. Н.М. Скоморохов стоял у истоков создания Международно­го общественного фонда «Победа-45», являясь его первым президентом. Участник Парада Победы в Москве 24 июня 1945 г. 9 мая 1985 г. на Параде в честь 40-летия Победы ему было доверено пронести Знамя Победы по Красной площади.

Other drugs are used to treat diabetes. You may have heard about Viagra manufacturer coupon It is also known as Sildenafil. Although erectile malfunction is more common in men over sixty, men of any age can develop erectile problems. Sexual dysfunction can influence the quality of existence. Low libido isn"t the same as impotency, but numerous similar aspects that stifle an erection can also dampen your libido. While the medication is credited with improving nausea, it may also kill the mood in bedroom. If you have disappointment getting an erection, it"s considerable to see a certified physician before taking any sort of drugs.

Заслуженный военный летчик СССР, доктор военных наук, профессор. Автор более 140 научных трудов. Им на писаны и изданы документально-автобиографические пове сти «Боем живет истребитель» (М., 1975; М., 1981; Прага, 1985); «Служение Отчизне» (Саратов, 1977); романы «Ре зерв высоты» (М., 1987; М., 1994; Киев, 1987); «Предел риска» (М., 1991; Киев, 1995).

За мужество и героизм, проявленные в годы войны, за образцовое выполнение воинского долга Н.М. Скоморохов дважды удостоен звания «Герой Советского Союза», на­гражден орденом Ленина, пятью орденами Красного Зна мени, орденом Александра Невского, двумя орденами Оте­ чественной войны 1-й степени, орденами Красной Звезды, Октябрьской революции, «За службу Родине в Вооружен­ ных Силах СССР II и III степени, многими медалями и ино странными орденами - Боевого Красного Знамени (Венгрия), «Партизанской Звезды 1-й степени» (СФРЮ, Югославия), Красного Знамени (Народная Республика Болгария), «За бое­ вые заслуги» (Народная Республика Монголия) и медалями.

Трагически погиб в автомобильной катастрофе 14 ок­ тября 1994 года.

Конец 1944 г. В небе над Будапештом ожесточенный бой. В смертельной схватке - два самолета. Старшему лейтенанту Николаю Скоморохову достался серьезный противник. Силы почти равны. Но русский летчик оказался сильнее. Он сбил «Мессершмитта». Если бы не случай, так никогда и не узнал бы Н. Скоморохов, кем был сбитый им немецкий ас.

Через две недели в череде других - еще бой, такой же упорный и тяжелый. Похожий почерк: мгновенная реакция, же­лезная выдержка, ювелирное мастерство. Но и в этом бою Николай Скоморохов вышел победителем. Немецкий летчик выпрыгнул с парашютом из горящего самолета, его взяли в плен. И тут выяснилось: оказывается, сбит заместитель командира «Бриллиантовой эскадры» - гордости фашистских Люфтваффе! 3 . Летчики из ее состава в начале войны считали себя хозяевами воздушного океана. Они летали на современных машинах, в со­вершенстве владели техникой пилотирования и представляли собой серьезную опасность в небе.

Немец оказался опытным асом, на счету которого было 56 сбитых английских, французских, русских самолетов. Произо­шедшее он считал лишь нелепым случаем. Но когда узнал, что сбил его Скоморохов, сник и рассказал, что две недели тому назад тот же Скоморохов сбил командира «Бриллиантовой эс­кадры», и досадовал - как же так?! - их не предупредили! К этому времени слава о русском летчике была такова, что когда он поднимался в воздух, в шлемофонах немецких летчиков звучало грозное предупреждение: «Ахтунг! Ахтунг! В воздухе Скоморох!» И если была возможность, немцы предпочитали не ввязываться в заведомо неравный бой 4 .

В 1975 г. Владимир Высоцкий написал песню «О погиб­шем летчике» 5 и посвятил ее Н.М. Скоморохову и его погибше­му другу. Высоцкий не воевал (в начале войны ему было всего 3 года). Но воевали его отец, Семен Владимирович, и дядя, Алексей Владимирович. Оба они дружили семьями со Скомороховыми и часто собирались вместе, вспоминали боевое военное прошлое. На одной из таких встреч речь шла о том, как летчики «Бриллиантовой эскадры» сбили тезку Н.М. Скоморохова, капи­тана Николая Горбунова. Впечатления от услышанного, боль от потери друга, чувство вины, что не защитил, что остался в живых (сам Скоморохов в этом бою не участвовал), вдохновили Влади­мира Высоцкого на создание запоминающегося образа летчика, который не может смириться с гибелью друга.

... Он кричал напоследок

в самолете сгорая:

«Ты живи! Ты дотянешь!» -

доносилось сквозь гул.

Мы летали под Богом

возле самого рая, -

Он поднялся чуть выше и сел там,

ну а я - до земли дотянул.

Он уснул - не проснулся,

Он запел - не допел.

Так что я вот вернулся,

Глядите - вернулся, -

Ну а он - не успел.

Кто-то скупо и четко

Отсчитал нам часы

Нашей жизни короткой,

Как бетон полосы, -

И на ней - кто разбился,

Кто - взлетел навсегда …

Ну а я приземлился,

А я приземлился, -

Вот какая беда...

23 февраля 1945 г. Н.М. Скоморохов был удостоен высшей правительственной награды, ему присвоили звание «Герой Со­ветского Союза».

Из наградного листа:

«Представляется к правительственной награде - зва­нию «Герой Советского Союза» за 25 лично сбитых самоле­ тов противника. Все сбитые самолеты подтверждены.

На фронтах Отечественной войны находился с 29.11.42 года. За этот период имеет на своем личном счету 483 боевых вылета с налетом 467 часов 29 минут. Около 200 боевых вылетов произведены в сложных метеоуслови­ ях. Произвел 104 воздушных боя, в которых лично сбил 25 са­молетов противника, из них: 3 ФВ-189 6 , 10 ЖЕ-109 7 , 7 ФВ- 190 8 , 3 Ю-87 9 , 2 Ю-88 10 . Кроме этого в групповых боях сбито 8 самолетов противника, штурмовыми действиями уничто­жил: 3 самолета противника, 9 автомашин, 13 повозок с боеприпасами, 1 склад с горючим, 7 ж.д. вагонов, унич­тожил и рассеял до 150 фашистских солдат и офицеров.

В воздушных боях смел и храбр. Отличный стрелок - сбивает самолеты противника с одно-двух очередей [...]

4.12.43 года выполнял задание на сопровождение ИЛ- 2 11 . В районе цели штурмовики были атакованы 8-ю самоле­ тами противника МЕ-109.

Несмотря на численное превосходство противника капитан Скоморохов смело вступил с ними в бой. В этом бою показал исключительные образцы храбрости и своим мастерством не дал возможности истребителям против­ ника атаковать наших штурмовиков. Все штурмовики воз­ вратились благополучно на свой аэродром. В этом воздуш­ ном бою тов. Скоморохов сбил 2 самолета противника. По приходу на свой аэродром летчиками 951 ШАП 12 капитану Скоморохову, за отличное прикрытие штурмовиков и прояв­ ленное мужество в бою, была устроена торжественная встреча» 13 .

Н.М. Скоморохов чувствовал себя в воздухе легко и уве­ренно, боевой самолет «Лавочкин» был послушен в его руках. Уникальная острота зрения, умение мгновенно и точно оцени­вать обстановку боя, удивительная способность пространствен­ной ориентации, необыкновенное хладнокровие: чем опаснее была ситуация, тем спокойнее и собраннее он становился. Он вырабо­тал свойственный только ему стиль управления самолетом в бою, элементом которого было использование приема «скольжения»: когда прямолинейное движение машины сводилось к минимуму. Его самолет постоянно смещался то чуть вправо, то чуть влево, т.е. если он и попадал в прицел противника, то лишь на мгнове­ние, а удержать его в прицеле было практически невозможно. Именно этим можно объяснить тот факт, что Н.М. Скоморохов не имел ни одной пробоины от самолетов противника. Виртуоз­ное владение машиной давало ему преимущество и уверенность в боях с превосходящими силами противника.

А еще боевые друзья помнят его самое ценное, на их взгляд, качество - это заботу о ведомых. Будучи сам необычай­но одаренным летчиком, отважным и смелым, он умел ценить чужой талант, самоотверженность и верность долгу. Летчики знали - с ним надежно, он исповедовал принцип: «Сам погибай, но товарища выручай». Об этом его качестве, о том, как он заботился и оберегал своих ведомых, ходили легенды. В боях, насколько известно, он не потерял ни одного ведомого.

18 августа 1945 г. Н.М. Скоморохову было присвоено зва­ние Героя Советского Союза во второй раз.

Из наградного листа:

«... Представляется к высшей Правительственной на­граде «Дважды Герой Советского Союза» за 35 лично сби­ тых самолетов противника. Все сбитые 35 самолетов про­ тивника подтверждены.

На фронте Отечественной войны участвует с 29.11.1942 года. За этот период на своем личном счету имеет 520 боевых вылетов, с налетом 509 часов 09 минут. Около 250 боевых вылетов произвел в сложных метеоусло­ виях. Провел 119 воздушных боев, в которых лично сбил 35 самолетов противника, из них - 15 МЕ-109, 10 ФВ-190, 3 Ф-189 14 , 2 Ю-52 15 , 3 Ю-87 и 2 Ю-88.

Кроме этого в групповых воздушных боях сбил 8 само­ летов противника. Штурмовыми действиями уничтожил 3 самолета противника, 11 автомашин, 17 повозок с боепри­ пасами, 1 склад с горючим и 7 ж.д. вагонов.

Капитан Скоморохов один из лучших воздушных бой­цов 17 ВА 16 . В воздушных боях смел и храбр. Умело и гра­ мотно руководит воздушным боем, мастерски используя радиосвязь.

16.1.45 года в паре вылетал на охоту в район Тата 17 . В районе Таряй 18 встретил 16 Ю-52 и 38 МЕ-109. Смело и дерзко атаковал группу самолетов противника и лично сбил 2 Ю-52 и 1 МЕ-109.

22.1.45 года, будучи ведущим группы 6 Ла-5 19 сопро­ вождал 12 ИЛ-2 в район Секешфехервар 20 . При возвраще­ нии с задания и подходе к своему аэродрому 4 МЕ-109 стре­мились атаковать группу ИЛ-2. Отбивая атаки МЕ-109 от штурмовиков, капитан Скоморохов лично сбил 1 МЕ-109, который упал 2 км. западнее Шукарр 21 .

Работая командиром авиаэскадрилии, умело и грамот­ но воспитывает подчиненный летный состав, передавая им свой личный опыт, полученный в Отечественной войне. Требовательный к себе и к подчиненным. Пользуется исклю­ чительным авторитетом среди всего личного состава пол­ ка. Дисциплинирован, тактичен. В боевой работе не знает усталости...» 22 .

За годы Великой Отечественной войны Н.М. Скоморохов совершил 605 боевых вылетов, из них свыше 100 - разведыва­тельных, участвовал в более 130 воздушных боях; сбил 54 вра­жеских самолета, из них - 46 лично и 8 - в группе, а также уничтожил на земле 3 бомбардировщика противника 23 .

Сам Н.М. Скоморохов ни разу не был ранен, его самолет ни разу не горел, не был сбит! За всю войну - ни одной пробо­ины от самолетов противника, только зенитки иногда доставали!

Его называли «самым удачливым» летчиком Великой Оте­чественной войны. Но это не просто везение. Это талант лет­чика, подлинное летное мастерство, ювелирное владение про­фессией.

Символично, что фотографию встречи Н.М. Скоморохова с родителями в 1945 г. в родной деревне Лапоть под Саратовом, помещенную во многих газетах и журналах того времени, можно было увидеть на плакатах, украсивших улицы Москвы к празднованию Дня Великой Победы в мае 2003 г. 24

Примечания

1 Текст песни «Старое фото» был написан И. Пуппо, корреспондентом газеты «Днепр вечерний», на музыку И. Калишенко к встрече ветеранов 17-й воздушной армии в 1980-е годы в канун праздника - Дня Воздушного Флота СССР в г. Днепропетровске.

2 Ныне село Белогорское Красноармейского района Саратовской области.

3 Сразу с приходом А.Гитлера к власти развернулось энергичное стро­ительство военной авиации, и в 1935 г. было объявлено о создании ВВС Германии - Люфтваффе. В 1939 г. Люфтваффе представляли собой самостоятельный род войск и состояли из воздушных сил глав­ного командования, войсковой авиации (главным образом разведыва­тельной) и ВВС ВМФ. Оперативным авиационным объединением был воздушный флот. Накануне войны Люфтваффе имели в строевых авиачастях 4333 самолета, из них 1235 бомбардировщиков, 340 пики­рующих бомбардировщиков и 790 истребителей.

4 Впервые подробно этот бой описал А.В. Высоцкий в своей статье, опубликованной в газете «Красная звезда» в 1966 году. См.: Высоцкий А.В. Бриллиантовая двойка//Красная Звезда. 1966. 11 янв.

5 В.В. Высоцкий написал в 1975 г. песню «О погибшем летчике» к спектаклю «Звезды для лейтенанта». Цит. по: Высоцкий В. Сочине­ния. В 2-х т. 1 т. / Предисл. С. Высоцкого; Подгот. текста и коммент. А.Крылова. М, 1991. С. 472.

6 ФВ-189 - Fоске-Wulf Fw189 Uhи (Германия, 1938). Разведчик. Самолет представлял собой цельнометаллический низкоплан. Использовал­ся в качестве тактического разведчика. В боевой обстановке показал себя с лучшей стороны. Активно применялся Люфтваффе, венгер­скими и словацкими военно-воздушными силами на советско-гер­манском фронте в 1942-1945 гг., а также в Финляндии и Северной Африке. Иногда применялся как ночной штурмовик и ночной истребитель. Позднее был дооборудован радаром и стрелковой установкой.

7 Так в документе. Очевидно, опечатка, имеется в виду МЕ-109. МЕ-109 Messerschmitt Bf 109 (Германия, 1935). Истребитель. Представлял со­бой свободно несущий моноплан с низкорасположенным крылом.
Основной и самый массовый истребитель Люфтваффе во время вто­рой мировой войны. На начальном этапе войны был лучшим истре­бителем в мире. Участвовал во всех боевых операциях, на всех фрон­тах как дневной и ночной истребитель, истребитель-бомбардировщик и тактический разведчик. К концу войны в борьбе с истребителями союзников сдал позиции, но в руках опытного летчика оставался
грозным оружием.

8 ФВ-190 Focke-Wulf Fw 190 (Германия, 1939). Многоцелевой истреби­тель. Один из лучших истребителей второй мировой войны. Первое боевое применение - в районе Ла-Манша в сентябре 1941 г. С лета 1942 г. широко использовался в ПВО Германии. На советско-герман­ском фронте впервые в большом количестве появился весной 1943 г. Далее применялся на всех европейских театрах военных действий в разных модификациях.

9 Ю-87 Junkers Ju-87 Stuka (Германия, 1935), пикирующий бомбардировщик. Впервые применен в Испании в 1937 г. Стандартный пикиру­ющий бомбардировщик Люфтваффе. Участвовал во всех европей­ских военных кампаниях второй мировой войны в ВВС стран-союзниц Германии, как дневной пикирующий бомбардировщик, ночной бом­бардировщик, штурмовик и буксировщик планеров.

10 Ю-88 Junkers Ju-88 (Германия, 1936). Бомбардировщик. Один из лучших фронтовых бомбардировщиков второй мировой войны. Со­здавался как скоростной бомбардировщик. Впоследствии использовался в качестве разведчика, торпедоносца, пикирующего бомбарди­ровщика, тяжелого штурмовика - истребителя танков, дневного и ночного тяжелого истребителя и др. В строевые части Люфтваффе стал поступать с августа 1939 г. Первое боевое применение получил в Польше в сентябре 1939 г. Далее активно использовался во всех военных конфликтах. В конце войны широко применялся в качестве ночного истребителя в системе ПВО Германии.

11 Ил-2 (СССР, 1939). Штурмовик. Первый в мировой практике брони­рованный штурмовик с бронекоробкой под двигатель и кабину. Один из основных боевых самолетов советских ВВС в годы второй мировой войны. Одноместный вариант Ил-2 быстро доказал, что он является высокоэффективным оружием. Однако потери в течение 1941-1942 гг. из-за отсутствия истребителей сопровождения оказались очень вели­ки. В феврале 1942 г. было решено вернуться к двухместному вари­анту Ил-2 в соответствии с первоначальной концепцией Ильюшина. Показал высокую боевую эффективность при непосредственной под­держке войск на поле боя. На последнем году войны самолеты Ил-2 использовались польскими и чехословацкими подразделениями, ле­тавшими совместно с советскими.

12 ШАП - Штурмовой авиационный полк.

13 ЦАМО. Ф. 33. Оп. 793756. Д. 60. Л. 269-270.

14 Так в документе. (Очевидно - опечатка, имеется в виду ФВ-190.)

15 Ю-52 Junkers Ju 52 (Германия, 1930). Транспортный самолет. Широко применялся во многих странах на разных авиалиниях в качестве пас­сажирского и грузового самолета. Первый многомоторный бомбардировщик. Использовался в Люфтваффе и ВВС других стран во мно­жестве модификаций на различных театрах боевых действий, начиная с гражданской войны в Испании. Активно применялся для снабжения окруженной под Сталинградом группировки Паулюса.

16 ВА - Воздушная Армия.

17 Тата - город на северо-западе Венгрии.

18 Таряй - населенный пункт в Венгрии.

19 Ла-5 - (СССР, 1942). Истребитель. Впервые принял участие в боевых действиях во время Сталинградской битвы. По своим летно-техническим данным оказался примерно равным своему основному против­нику - Вf 109 Fu и G. Один из основных советских истребителей второй мировой войны.

20 Секешфехервар - город в Венгрии.

21 Шуккар - населенный пункт в Венгрии.

22 ЦАМО. Ф. 33. Оп. 793756. Д. 60. Л. 271, 272.

23 Бодрихин Н.Г. Советские асы. Очерки о советских летчиках. М., 1988.
С. 195-197.

24 Использованы фотографии из семейного архива Князевых.


Получив боевое крещение в 1942 году младшим сержантом, Скоморохов прошёл всю войну, закончил её майором, Героем, вскоре ставшим дважды, одержал 46 личных побед, не потерял в бою ни...

Получив боевое крещение в 1942 году младшим сержантом, Скоморохов прошёл всю войну, закончил её майором, Героем, вскоре ставшим дважды, одержал 46 личных побед, не потерял в бою ни одного своего самолёта, не получил ни одного ранения… Фатальна его гибель в 1994 году в автокатастрофе на 38-м километре Горьковского шоссе, напротив ворот Военно — Воздушной академии, которую он возглавлял много лет.

Николай Михайлович родился 19 мая 1920 года на Волге, в селе Лапоть (ныне село Белогорское) Саратовской губернии. Ему едва минуло 10 лет, когда в поисках заработка семья переехала в Астрахань. Здесь он закончил ФЗУ, работал на заводе имени III Интернационала. Когда в вечерней школе он получил 7-классное образование, его приняли в библиотечный техникум, а вскоре и в Астраханский аэроклуб. Здесь в декабре 1940 года юноша был призван в армию и получил направление в Батайскую военную авиационную школу. Сразу после окончания лётной школы младший сержант Скоморохов был направлен в 164-й ИАП, вооружённый самолётами ЛаГГ-3.

Николай Скоморохов на фронт попал только в ноябре 1942 года, когда шли ожесточённые сражения на Волге у Сталинграда и в горах Кавказа. Первые боевые вылеты он совершил над Черноморским побережьем Кавказа, когда 164-й истребительный авиаполк (295-я истребительная авиационная дивизия под командованием Героя Советского Союза Николая Баланова), базировался на Адлерском аэродроме.

На боевые операции посылались опытные лётчики, а ему, новичку, чаще всего приходилось в паре с кем — то совершать разведывательные полёты. И хотя они были тоже ответственными боевыми заданиями, Николаю хотелось настоящего дела. В одном из вылетов он едва не погиб, когда его истребитель отсекли от группы своих самолётов и зажали «Мессеры». Лишь исключительная природная одарённость Скоморохова как пилота позволила ему тогда уйти от преследователей. Наиболее ярко выраженной была его способность пространственной ориентации, основанная на особой устойчивости вестибулярного аппарата и оптимальной вазомоторной реакции организма в критических условиях.

Свой боевой счёт Николай открыл в январе 1943 года одном из вылетов над горами севернее Лазаревской. Над линией фронта Скоморохов обнаружил разведчик FW-189 и атаковал его сверху. Казалось, длинная очередь изрешетила «Раму». Но когда Николай развернулся, чтобы проследить за падением вражеской машины, то с удивлением заметил, что она держится в воздухе и даже маневрирует, уклоняясь от очередной атаки. Поединок длился несколько минут. Наконец Скоморохов, нацелив свой ЛаГГ-3 в лоб противнику, расстрелял его. Как ему тогда показалось, он нашёл ключ к победе.



Но… шли дни, росло число боевых вылетов, а количество сбитых вражеских самолётов оставалось прежним — один. Уже несколько воздушных боёв закончились для него безуспешно. Пришлось, в нелётные дни, засесть за учёбу — вникать в схемы и физические рассчёты, глубже познавать теорию стрельбы. И это принесло ему успех. Число побед стало быстро рости.

В марте 1943 года, до перевооружения на новые истребители Ла-5, он сбил на «ЛаГГе» 3 вражеских самолёта — FW-189, Ju-87 и Ме-109. Как ас он был признан 14 июня 1943 года, после боя над своим аэродромом — Нижней Дуванкой, когда, как в пропагандистском фильме, поднялся в воздух прямо с партсобрания, где обсуждали его кандидатуру в партию. Используя невысокую облачность, он с ведомым В. Шевыриным сбил 2 FW-190 и в мокрой от боя гимнастёрке менее чем через час вновь предстал перед импровизированным президиумом.


В боях на Курской дуге Скоморохову довелось сбить 2 Ме-109. Один из них в критической, смертельно опасной ситуации, когда ему удалось запустить заглохший в воздухе двигатель и расправиться с уже предвкушавшим лёгкую добычу противником. В конце августа забытому в сержантах лётчику было наконец присвоено звание младшего лейтенанта.

Среди тех, кто оказал на него, как на истребителя, наибольшее влияние Скоморохов всегда называл командира 31-го ИАП Г. Д. Онуфриенко. Отважный воздушный боец, сильный пилотировщик, тактически грамотный и гуманный командир, обаятельный «сталинский сокол» Герой Советского Союза Григорий Онуфриенко вызывал восхищение большинства общавшихся с ним людей. В скромном и застенчивом, немного нескладном парне он разглядел будущего аса, воспринял его как равного, по возможности опекал его на земле и в воздухе.


Старший лейтенант Николай Скоморохов в кабине своего «Лавочкина».

Вскоре Николай был назначен командиром звена, стал летать в качестве ведущего группы. Первое же задание во главе четвёрки Ла-5 Скоморохов выполнил блестяще. Вот что записано об этом боевом вылете в личном деле героя:

«4.12.1943 года. Выполнял задание на сопровождение группы Ил-2. В районе цели штурмовики были атакованы 8 самолётами Ме-109. Несмотря на численное превосходство противника, Скоморохов смело вступил в бой. Дерзкими атаками, с большим риском для жизни, он расстроил боевые порядки вражеских истребителей, сорвал их замысел и дал возможность «Ильюшиным» полностью выполнить боевое задание. В воздушной схватке Скоморохов лично сбил 2-х «Мессеров», принудив остальных покинуть поле боя. Лётчики 951-го штурмового авиационного полка, вернувшись на аэродром, устроили старшему лейтенанту Скоморохову торжественную встречу».

(19. 5. 1920 - 14. 10. 1994)

Н иколай Михайлович Скоморохов , капитан, командир эскадрильи 31-го истребительного авиационного Нижне-Днестровского ордена Богдана Хмельницкого 2-й степени полка, родился 19 мая 1920 года в с. Белогорское Красноармейского (бывш. Золотовского) района Саратовской области в семье крестьянина. Русский. До 1935 года учился в средней школе, затем окончил школу ФЗУ, работал слесарем и токарем на Одвом из астраханских заводов. С 1939 года учился в техникуме и аэроклубе. В декабре 1940 года добровольно ушел в Красную Армию. В марте 1942 года окончил Батайскую военную авиационную школу пилотов. С ноября 1942 года до победы над Германией в Великой Отечественной войне в составе 5 и 17-й воздушных армий на Закавказском, Северо-Кавказском, Юго-Западном и 3-м Украинском фронтах. Принимал, участие в обороне и освобождении Кавказа, освобождении Украины, Молдавии, Румынии, Болгарии, Югославии, Венгрии, Чехословакии, разгроме врага на территории Австрии. Награжден четырьмя орденами Красного Знамени- (1943, 1944 - 2, 1945), орденами Александра Невского (1944), Отечественной войны 1-й степени (1944), Красной Звезды (1955), медалями "За боевые заслуги" (1950), "За оборону Кавказа", "За взятие Будапешта", "За взятие Вены", "За освобождение Белграда", "За безупречную службу" 1-й степени и четырьмя другими медалями, а также венгерским орденом Красного Знамени (1955), югославским орденом "Партизанская звезда" 1-й степени (1945), болгарскими медалями "Отечественная война" и "20 лет Болгарской Народной армии".

З вание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда" Николаю Михайловичу Скоморохову присвоено 23 февраля 1945 года за 483 боевых вылета, во время которых он сбил лично 25 и в составе группы 8 самолетов противника.

В торой медали "Золотая Звезда" удостоен 18 августа 1945 года за 520 боевых вылетов и 35 лично сбитых самолетов противника.

Бронзовый бюст Н. М. Скоморохову установлен в родном селе в 1953 году.

В сего во время Великой Отечественной войны Н.М. Скоморохов совершил 605 боевых вылетов, провел более 130 воздушных боев, сбил лично 46 фашистских самолетов и 8 самолетов в группе, а также уничтожил на земле 3 бомбардировщика противника. Невероятно, но сам Скоморохов ни разу не был ранен, его самолет не горел, не был сбит, за всю войну не получил ни одной пробоины.

В послевоенные годы Н.М. Скоморохов окончил Военную академию имени М. В. Фрунзе и Военную академию Генерального штаба. В советские времена был депутат Верховного Совета СССР. В 1981 году Н.М. Скоморохову присвоили звание Маршала Авиации.

В оевать Николай Скоморохов начал в ноябре 1942 года в предгорьях Кавказа, когда наступление немецко-фашистских войск в этом районе полностью выдохлось. На сухопутном фронте наступило временное затишье, но в воздухе бои не прекращались. Над пиками гор почти ежедневно разыгрывались горячие схватки. В одной из них молодой летчик одержал свою первую победу.

Было это в канун Нового года. Немецкий двухмоторный самолет-разведчик "фокке-вульф-189" (прозванный "рамой") барражировал над расположением советских войск. Экипаж "фоккера" корректировал огонь своей артиллерии по одной из наших батарей. Командир полка майор Микитченко приказал лейтенанту Скоморохову уничтожить корректировщика. Разность в скоростях нашего истребителя и "рамы" была огромной, и Скоморохову не без труда удалось сблизиться. Забравшись на высоту, он атаковал фашиста сверху сзади и выпустил длинную пушечную очередь. По расчетам летчика разведчик должен был быть сбит. Но когда Скоморохов сделал боевой разворот, увидел, что "рама" летит ему навстречу как ни в чем не бывало и зло хлещет в направлении нашего "ястребка" из всех пулеметов. Последовала стремительная лобовая атака. На этот раз снаряды Скоморохова достигли цели: "рама" загорелась и, оставляя за собой дымный траурный шлейф, рухнула в горное ущелье...

С каждым боевым вылетом росло летное мастерство Николая Скоморохова , закалялась его воля. Вскоре он был назначен командиром звена, стал летать в качестве ведущего группы. Первое же задание во главе четверки Ла-5 Скоморохов выполнил блестяще. Вот что записано об этом боевом вылете в личном деле героя:

"4.12.1943 г. Выполнял задание на сопровождение группы Ил-2. В районе цели штурмовики были атакованы восемью самолетами Ме-109. Несмотря на численное превосходство противника, Скоморохов смело вступил в бой. Дерзкими атаками, с большим риском для жизни, он расстроил боевые порядки вражеских истребителей, сорвал их замысел и дал возможность "ильюшиным" полностью выполнить боевое задание. В воздушной схватке Скоморохов лично сбил двух "мессеров", принудив остальных покинуть поле боя. Летчики 951-го штурмового авиационного полка, вернувшись на аэродром, устроили старшему лейтенанту Скоморохову торжественную встречу".

О сенью 1944 года война переместилась на территорию Венгрии. Капитан Скоморохов в то время командовал эскадрильей "ла-пятых". Он" провел в венгерском небе десятки воздушных боев, одержал ряд блестящих побед. В боях под Будапештом Скоморохов истребил целую группу фашистских асов, в том числе заместителя командира и командира так называемой Бриллиантовой эскадры - лучшей в германских ВВС. Многие воздушные бои, проведенные Скомороховым в тот период, можно по праву отнести к лучшим образцам советского летного искусства. Классическим примером в этом отношении является воздушный поединок, который произошел 21 декабря 1944 года.

В тот день капитан Скоморохов в паре с младшим лейтенантом Филипповым вылетел на "свободную охоту". В районе озера Веленце, где наши наземные войска прорвали оборонительную линию "Маргарита" с целью окружения будапештской группировки противника, летчики встретили восемь самолетов "фокке-вульф-190". Это был новый немецкий истребитель с мощным мотором, бронированной кабиной, вооруженный двумя пушками и двумя пулеметами. Максимальная скорость его составляла 625 километров в час. "Фоккеры" шли с подвешенными бомбами, намереваясь нанести удар по нашим механизированным соединениям, прорвавшимся глубоко в расположение противника.

Филиппов, прикрой! - скомандовал Скоморохов своему ведомому и, набрав высоту, помчался на фашистских истребителей. Свой удар он направил по ведущему. Гитлеровец заметил опасность, пытался вывернуться из-под удара, но было уже поздно: блеснув огнем, ударили пушки "лавочкина". Длинный язык пламени лизнул фонарь кабины, и "фоккер" штопором пошел к земле.

Боевым разворотом Скоморохов вывел свой самолет из пикирования и заметил, как в район боя подошли еще две группы "фокке-вульфов". Считая свое превосходство подавляющим, фашисты шля самоуверенно. На самом деле, что могли сделать два наших "ястребка" с тридцатью вражескими истребителями?

Атакую левую группу "фоккеров"! Филиппов, прикрой! Я Скоморохов , прием, прием! - передал по радио Скоморохов и устремился на врага снизу.

Сегодняшний бой с превосходящим противником, представлявшийся со стороны довольно рискованным, он вел спокойно, уверенно, считая его обычным.

Через секунду в наушниках Филиппова раздался треск двух пушечных очередей и в следующее мгновенье за его крылом пронесся к земле еще один объятый пламенем "фоккер". И тут же на немецком языке в эфире прозвучала тревожная фраза:

В воздухе Скоморокхофф!..

Это предупреждение было передано трижды.

Двадцать восемь "фоккеров" сразу же рассыпались в разные стороны. Сбросив бомбы на свои войска, гитлеровцы удирали из-под удара наших летчиков. Но бегство удалось не всем. Один стервятник с переворотом пошел к земле и взорвался от пушечной очереди младшего лейтенанта Филиппова. Взмыв свечой, Филиппов догнал еще одного "фоккера" и уничтожил его точным ударом вдоль фюзеляжа. В это время Скоморохов пошел в третью атаку. Теперь один, без Филиппова, так как опасаться было уже нечего - фашисты удирали. Используя преимущество Ла-5ФН в скорости, капитан настиг гитлеровца, отставшего от группы. Немецкий летчик метнулся вверх, но не спасся: через секунду он уже летел вниз, прошитый короткой пушечной очередью Произошло, казалось, невероятное: тридцать вражеских самолетов потерпели поражение от двух советских истребителей, потеряв при этом пять своих машин...

В боевых действиях Скоморохова было много нового, оригинального. Он был рьяным поборником новых боевых порядков истребителей основу которых составляло не звено из трех самолетов, а пара и звено из четырех машин. Его эскадрилья первой в полку перешла к боевым порядкам, эшелонированным по высоте и рассредоточенным по фронту. Знаменитое правило: "истребитель обороняется только нападением" -было законом в боевой работе советского аса и его питомцев.


---
Источники:
1) Люди бессмертного подвига. Москва "ПЛ" т.2 1975 г.
2) Румянцев.Н.М. "Люди легендарного подвига". Саратов. 1968 г.

Последние материалы раздела:

«Морские» идиомы на английском языке
«Морские» идиомы на английском языке

“Попридержи коней!” – редкий случай, когда английская идиома переводится на русский слово в слово. Английские идиомы – это интересная,...

Генрих Мореплаватель: биография и интересные факты
Генрих Мореплаватель: биография и интересные факты

Португальский принц Энрике Мореплаватель совершил множество географических открытий, хотя сам выходил в море всего три раза. Он положил начало...

Последнее восстание интеллектуалов Франция 1968 год волнения студентов
Последнее восстание интеллектуалов Франция 1968 год волнения студентов

Любой революции предшествует идеологическая аргументация и подготовка. «Майская революция» 1968 года, бесспорно, не является исключением. Почему к...