Кто такие самозванцы на руси? Причины появления и особенности самозванства на Руси. Появление самозванцев на Руси

До XVII века Россия не знала самозванцев, имеющих виды на царский трон. Во-первых, для самозванчества царистского толка необходим определенный уровень развития феодальных отношений и государства. Во-вторых, история самозванчества в России тесно связана с династическими кризисами , время от времени сотрясавшими царский трон. Первый такой кризис относится к рубежу XVI и XVII веков, когда пресеклась династия Рюриковичей и на престоле оказались «боярские цари» - Борис Годунов и Василий Шуйский. Именно тогда появляются первые лжецари и рождаются массовые движения в их поддержку. И позднее нарушения традиционного порядка престолонаследия (например, появление на троне малолетних детей или же воцарение женщин) обогащали историю самозванчества новыми именами и событиями. В-третьих, история самозванчества представляет собой цепь конкретных воплощений народных утопических легенд о «возвращающихся царях-избавителях». Первая из них возникла, вероятно, еще при Иване Грозном, показавшем себя «несправедливым» и «неблагочестивым», а значит, и «неправедным». Героем легенды стал разбойник Кудеяр, бывший якобы на самом деле царевичем Юрием, сыном Василия III от первой жены - Соломонии Сабуровой.

В литературе устоялось мнение, будто народ поддерживал самозванцев главным образом потому, что те обещали ему освобождение от крепостного-гнета, сытую жизнь и повышение социального статуса. При этом допускается возможность того, что трудящиеся (по крайней мере, их часть) могли идти за самозванцами, не веря в их царское происхождение, а просто используя их в своих целях. Подразумевается, что «толпе» все равно, кто взойдет с ее помощью на престол, - главное, чтобы новый царь был «мужицким», «хорошим», чтобы он защищал интересы народа.

Однако данная точка зрения далеко не бесспорна. Не секрет, что наряду с такими самозванцами, как Е. Пугачев, увлекавшими за собой тысячи людей, в России были и другие, которые в лучшем случае могли похвастаться несколькими десятками сторонников. Чем объяснить такую вот избирательную «глухоту»?

Скорее всего, одни самозванцы лучше играли свою роль, их поступки в большей степени соответствовали народным ожиданиям, а другие претенденты на престол не соблюдали общепринятых «правил игры» или же чаще их нарушали.

«Праведным» в глазах народа выглядел тот монарх, который был, во-первых, «благочестивым», во-вторых, «справедливым», в-третьих, «законным».

«Законность» правителя определялась Богоизбранностью - обладанием харизмой (личной благодатью), которая доказывалась наличием «царских знаков» на теле. Именно с их помощью (креста, звезды, месяца, «орла», то есть царского герба) многочисленные самозванцы в XVII-XVIII веках доказывали свое право на престол и обеспечивали себе поддержку в народе.


Емельян Пугачев в августе 1773 года обратился за поддержкой к яицким казакам. Когда те узнали, что перед ними «император Петр III», то потребовали доказательств (излишних, если бы им был нужен просто человек; играющий роль императора). Источник сообщает: «Караваев говорил ему, Емельке: «Ты де называешь себя государем, а у государей де бывают на теле царские знаки», то Емелька... разодрав у рубашки ворот, сказал: «На вот, коли вы не верите, што я государь, так смотрите - вот вам царский знак». И показал сперва под грудями... от бывших после болезни ран знаки, а потом такое же пятно и на левом виске. Оные казаки Шигаев, Караваев, Зарубин, Мясников, посмотря те знаки, сказали: «Ну теперь верим и за государя тебя признаем».

Помимо «царских знаков» имелись и другие отличительные признаки «законного» претендента на престол - поддержка самозванца «всем миром», а также удачливость претендента, свидетельствующая оегоБогоизбранности.

Крепость Оса сдалась Пугачеву без боя после того, как старик - отставной гвардеец, знавший когда-то настоящего Петра III, «опознал» его в Пугачеве и сообщил обо всем гарнизону. Пугачевского полковника И. Н. Белобородова убедили в подлинности «царя» гвардейский унтер-офицер М. Т. Голев и солдат Тюмин.

В 1772 году волжские казаки, поддавшись на уговоры самозванца Богомолова, тоже называвшего себя «Петром III», арестовали офицеров. Но бунт умер, не успев родиться. Сын казацкого старшины Савельев бросился на Богомолова и начал его бить, называя самозванцем. Казаки оробели и позволили арестовать лжеимператора.

В народном представлении «законный» претендент на престол должен быть всегда удачлив. Донские казаки, рассуждая об успехах Пугачева, говорили, «что если б это был Пугач, то он не мог бы так долго противиться войскам царским». Аналогично рассуждали жители Сибири, для которых истинность Пуга­чева - «Петра III» доказывалась, помимо прочего, тем, что «его команды рассыпались уже везде», покорив многие города.

Наконец, в народном сознании хранился определенный план действий, который предписывался каждому самозванцу. Суть его заключалась в вооруженной борьбе с «изменниками» и походах на Москву (в XVIII веке- сначала на Москву, а затем на Петербург). Действовать как-то иначе значило разоблачить себя. Ведь «законный» царь для того и «объявлялся» народу, чтобы с его помощью вернуть себе власть.

Исходя из этого, ясен перелом, который произошел в сознании Пугачева летом 1773 года после встречи с яицкими казаками. До этого времени он хотел лишь увести казаков за пределы Российского госу­дарства, на «вольные земли». На мой взгляд, Пугачев был просто вынужден принять новый план действий. Так, после поражения под Казанью (июль 1774 года) яицкие казаки обращались к Пугачеву, решившему идти по Волге к Дону, с такими словами:

«Ваше величество! Помилуйте, долго ли нам так странствовать и проливать человеческую кровь? Время вам итти в Москву и принять престол!»

Теперь поговорим о таком признаке «праведного» царя, как «благочестивость», которая заключалась прежде всего в строгом соответствии образа жизни предписаниям «царского чина». Истинный государь должен был выполнять все установления православия, строго соблюдать национальные обычаи и традиции двора.

Для признания в народе какого-либо претендента на царский трон в качестве «благочестивого», а значит, «истинного» государя требовалось, ко всему прочему, чтобы он жаловал и одаривал своих сторонников, чтобы его сопровождала свита из знати (настоящей или созданной самим самозванцем). Например, «царевич Петр», один из предводителей крестьянской войны начала XVII века, по происхождению казак, создал при себе «думу» из бояр и дворян и «неизменно ставил во главе армии или отдельных отрядов титулованных лиц». Пугачева также сопровождала свита из «генералов» и «графов».

Кроме того, самозванец, чтобы не порождать кривотолков, должен был избегать панибратства с простыми людьми, соблюдать определенную дистанцию в отношениях с ними. Ввиду этого женитьба Пугачева - «Петра III» на простой казачке вызвала сомнения в том, что он император, даже у его жены.

История крестьянской войны 1773-1775 годов позволяет добавить еще один штрих к фольклорному портрету «благочестивого» (сиречь «истинного») царя. Среди причин, породивших у сподвижников Пугачева сомнения в его императорском происхождении, была и его неграмотность. «Настоящий» государь должен был подписывать свои указы собственноручно, а Пугачев этого не делал. И хотя он предупредил своего секретаря А. Дубровского, что тот будет сразу же повешен, если проговорится, тай­ну сохранить оказалось невозможно. В результате, «слухи о том, что Пугачев не знает грамоты, ибо не подписывает сам своих указов, и потому является самозванцем, послужили основанием к организации заговора, завершившегося несколькими неделями спустяарестом Пугачева и выдачей его властям».

Отмеченные выше особенности напрямую относятся и к самозваным пророкам и мессиям. Оба типа самозванчества (царистской и религиозной окраски) по сути своей - явления одного порядка. Родство их видится уже в том, что человек, принявший имя какого-либо пророка или самого Христа, теряет свободу жизненного выбора. Он обречен играть свою роль так, как это предписано массовым сознанием, делать то, что от него ожидают. Претензии такого лица на получение им свыше каких-либо полномочий могли быть признаны окружающими только в том случае, если его облик и поведение соответствовали агиографическим канонам, нормам «жития святых».

Явление самозванничества возникло на Руси в Смутное время, в период междуцарствования; продолжилось в XVIII веке, в эпоху дворцовых переворотов; и тихонько отрыгнулось уже в наши дни, когда Россия осталась совсем без царя в голове.

История российского самозванства зело велика и обширна. Одних только «Петров Третьих» в русской истории насчитывается около четырех десятков... «Царевичей Алексей Петровичей» - семь штук, пять Лжедмитриев, а также четверо Лжеивашек... Поди, разберись... Давайте разбираться.

Осиновик


C. В. Иванов "В смутное время"
Один из первой череды русских самозванцев , называвший себя сыном царевича Ивана Ивановича, внуком Ивана Грозного. Кем он был на самом деле, история умалчивает, однако известно, что объявился он в Астрахани в 1607 году. Во главе волжских и донских казаков выступил на Москву, поддерживаемый своими «братьями» - лжецаревичами Иваном-Августом и Лаврентием. В процессе похода братаны поспорили, кто из них «самый настоящий», и во время этих разборок Осиновик был убит. Иван-Август и Лаврентий были повешены чуть позже еще одним претендентом на престол - Лжедмитрием Вторым. Все они получили летописное прозвище «мужицкие царевичи».

Лжедмитрии


Царевич Дмитрий. Картина М. В. Нестерова
Царевич Димитрий был младшим сыном Ивана Грозного. В 1591 году он вместе со своей матерью Марией Нагой находился в Угличе. По одной из версий он был зарезан людьми, подосланными Борисом Годуновым, будущим царем, желавшим избавиться от потенциального соперника. По версии «следственной комиссии», которую возглавлял еще один будущий царь, Василий Шуйский, 9-летний царевич сам напоролся на нож во время игры. И так, как говорится в известном анекдоте, восемь раз.


Крыльцо в Угличе, рядом с которым был зарезан царевич Димитрий.

Со смертью царевича Димитрия наступило то самое «Смутное время», когда Русь едва не перестала существовать как самостоятельное государство. Первый Лжедмитрий появился в 1603 году в Польше. Считается, что на самом деле это был беглый монах Чудова монастыря Григорий Отрепьев.

Лжедмитрий I, портрет начала XVII в
Во главе польского войска он вошел в Москву и взошел на российский престол. Его признала даже «мать», вдовствующая царица Мария Нагая, а также тот самый «председатель следственной комиссии», Василий Шуйский. 17 мая 1606 года, после года царствования был убит боярами.

К. Ф. Лебедев Вступление войск Лжедмитрия I в Москву
Однако почти сразу же после его смерти объявился второй Лжедмитрий, вошедший в историю под именем «Тушинский вор» и выдававший себя за спасшегося Лжедмитрия Первого, а спустя шесть лет, - Лжедмитрий III , известный как «Псковский вор». Оба они до Москвы так и не добрались.

Лжеивашки


Бегство Марины Мнишек с сыном Иваном
Под этим собирательным именем известно множество «лжедетей» Лжедмитрия и Марии Мнишек, польской аристократки, жены первого, а затем и второго Лжедмитриев, коронованной как русская царица. Кстати, именно Мнишек впервые привезла в Россию вилку, чем шокировала русское боярство и духовенство: раз царь с царицей едят не руками, а какой-то рогатиной, значит, они - порождение дьявола.
Настоящий сын Мнишек и Лжедмитрия II , трёхлетний Иван (Ивашка Ворёнок) был повешен около Серпуховских ворот в Москве, но так как петля из-за его малого веса не затянулась, он провисел в ней несколько часов, пока не умер от холода. (Это по поводу слез одного ребенка и нынешнего нашего псевдо-национального праздника).

Тимофей Анкудинов

Вологодский чиновник, сбежавший из города с казенными деньгами и вскоре превратившийся в международного авантюриста, выдавал себя за никогда не существовавшего сына царя Василия Шуйского. С 1644 по 1653 годы колесил по Европе в поисках материальной и политической помощи, которую время от времени получал у европейских монархов, сраженных его напористостью и наглостью. Четвертован в Москве.

Лже-Петры-Первые


Из-за того, что царь Петр Первый проводил весьма непопулярную в народе про-европейскую политику, по стране поползли слухи, что «царь-то ненастоящий», якобы его подменили каким-то немцем. Во всех концах Русского царства стали возникать полусумасшедшие бродяги, выдававшие себя за настоящего царя.
Самым первым из многочисленных Лжепетров был некто Терентий Чумаков из Смоленска, который под видом царя Петра Алексеича «пошёл де с Москвы тайно розсматривать земли своей и хто де что про них говорит». В мае 1690 года умер под пытками в Смоленске.
Еще один «Петр Первый» - московский купец Тимофей Кобылкин. Его случай, что называется, из серии «и смех, и грех». Кобылкин поехал торговать в Псков, но был ограблен разбойниками. Домой добирался пешком, а в придорожных трактирах представлялся Петром Алексеевым, первым капитаном Преображенского полка. Допился он в этих трактирах по дороге домой до такой степени, что стал рассылать угрожающие депеши местным воеводам. Странно, что на этот сюжет еще не сняли фильму какую-нибудь увлекательную... Домой он все-таки вернулся, но тут же был арестован, отвезен во Псков и после пыток обезглавлен.

Царевич Алексей


Пётр I допрашивает царевича Алексея в Петергофе. Н. Н. Ге
Царевич Алексей Петрович , старший сын Петра Первого, как известно, был приговорен к смерти по приказу отца по обвинению в государственной измене. (Вот пишешь про них и думаешь, какая же мразь нами управляет всегда...). Естественно, поползли слухи о том, что царевич спасся, и тут же появились псевдо-царевичи. История знает, как минимум, о семи таких «наследниках». Несмотря на то, что все они были либо сумасшедшими, либо пьяницами, либо просто нищими бродягами, все были казнены.

Петр III


Петр Третий
Этот российский император после полугодового царствования был свергнут своей женой, Екатериной Второй, а впоследствии по-тихому умерщвлен. Конечно же, народ не поверил в его смерть. А раз убили, значит, хороший был царь, добрый...
Петры Третьи начали появляться на Руси, как грибы после дождя. Самый известный из них, конечно же, - Емельян Пугачев. Однако самым первым «Петром» был Гаврила Кремнев, беглый солдат, провозгласивший себя «императором» в 1765 году в Воронежской губернии. Уже через месяц его воинство, состоявшее из крестьян и таких же беглых солдат, насчитывало полторы тысячи человек, а население и духовенство встречало самозванца, шедшего на Москву, с иконами, хоругвями и колокольным звоном.
При первой же стычке с регулярной армией войско разбежалось, а «солдатский император» был пленен. Екатерина отнеслась к нему почти душевно (Пугачевщина была еще за горами): «Сие преступление произошло без всякого с разумом и смыслом соображения, а единственно от пьянства и невежества... Попам указать, что поститься надобно не только в еде, но и в питие».
Гаврилу Кремнева, не в пример прочим «государям», не казнили, а выжгли на лбу буквы «БС» (беглец и самозванец) и сослали на вечную каторгу.

Княжна Тараканова


К. Д. Флавицкий. «Княжна Тараканова»
Если вы смотрели фильм «Царская охота» , где главных героев этой трагедии - княжну Елизавету Тараканову, графа Алексея Орлова и императрицу Екатерину Вторую играли Анна Самохина, Николай Еременко и Светлана Крючкова, то вы все уже знаете... Если же нет...
Международная авантюристка княжна Тараканова, выдававшая себя за дочь императрицы Елизаветы Петровны и Алексея Разумовского, именовала себя не иначе как принцессой Елизаветой Владимирской и считала, что она более достойна российского престола, нежели «немка» Екатерина. Некоторые европейские государства были не прочь оказать ей поддержку, поэтому российская императрица повелела своему фавориту графу Алексею Орлову, очаровать самозванку, а затем выкрасть ее из Европы и привезти в Россию, что тот и проделал с легкостью неимоверной.
Тараканова, будучи уже беременной от Орлова, была заключена в Петропавловскую крепость, где и скончалась.

Анастасия


Княжна Анастасия
Назовите это имя любому иностранцу, и он тут же вам скажет, что так звали одну из дочерей Николая Второго, которая чудесным образом спаслась от большевистской казни в Екатеринбурге.
На протяжении всего XX века в Европе появлялась одна «Анастасия» за другой, претендовавшие на царское наследство. В итоге их общее число превысило три десятка.

Самая известная из лже-Анастасий — Анна Андерсон
Самая известная из лже-Анастасий - Анна Андерсон, утверждавшая, что ее, раненую, вытащил из подвала, где была расстреляна царская семья, один из солдат, за которого она впоследствии вышла замуж. Она даже написала книгу «Я, Анастасия», в которой рассказала историю своего спасения и дальнейшей жизни. Однако экспертиза ДНК, проведенная после ее смерти в 1984 году, доказала, что она не принадлежит царской семье.

Алексей Брумель


Современный авантюрист и городской сумасшедший, выходец из села Толбузино Амурской области, сначала называвший себя регентом дома Романовых, потом предлагавший объявить царём либо Ельцина, либо Солженицына, а впоследствии, 23 февраля 1992 года, провозгласивший самого себя императором всероссийским Алексеем Первым

Санкт-Петербургский государственный

архитектурно-строительный университет

Кафедра истории

Дисциплина: Отечественная история

Реферат

САМОЗВАНЦЫ НА РУСИ В СМУТНОЕ ВРЕМЯ

Студентка группы 2 ПЗ 1

Н. Э. Медушевская

Руководитель:

канд. ист. наук, доцент

В. Н. Роденков

Введение…………………………………………………………………. 3

1. Конец династии Рюриковичей……………………………………… 4

2. Борис Годунов……………………………………………………….. 5

3. Боярская смута и Лжедмитрий I…………………………………… 7

4. Василий Шуйский и Тушинский вор………………………........... 18

Заключение………………………………………………………….......21

Список литературы…………………………………………………….. 22

ВВЕДЕНИЕ

История России полна тайн и загадок. Одна из них ­- тайна Смутного времени. Лихолетье. Междуцарствие. Так назвал это время Василий Осипович Ключевский. В начале XVII века Русское государство вступило в полосу экономического упадка, внутренних раздоров и военных неудач. Настало Смутное время, ввергшее народ в пучину бедствий. Государство переживало глубочайший кризис всех сфер жизни. Оно стояло на грани распада. Первая в истории Российского государства гражданская война. Внутренний конфликт подорвал силы огромной державы.

Огромное количество вопросов оставляют за собой события смутного времени и далеко не на все из них можно дать однозначный ответ. Кто убил царевича Дмитрия? Кто покровительствовал Григорию Отрепьеву? Почему не имела продолжения династия Годуновых, ведь Борис был далеко не самым худшим русским царем?

Мне особенно интересна роль самозванцев в игре, которую начали бояре. Какие настроения преобладали в народе и правящем классе. И что же в конечном итоге заставило объединиться русский народ и выступить против интервентов.

Я попытаюсь максимально раскрыть предложенную мною тему, а так же сделать выводы по изученному материалу.

КОНЕЦ ДИНАСТИИ РЮРИКОВИЧЕЙ

Перед смертью Иван Грозный доводит до отчаянья, практически губит страну, а затем и династию, убивая сына Ивана. Престол же он завещает слабоумному и хилому сыну Федору, при котором назначает правительственный комитет во главе с Борисом Годуновым (братом жены Федора Ирины), который умно и осторожно ведет все государственные дела, приобретая колоссальный опыт управления страной. Наступает время отдыха от страха и опричнины. Младший сын Грозного царевич Дмитрий – слабый болезненный мальчик, страдает жестокой эпилепсией. Он вместе с матерью Марией Нагой отправлен в удельное княжество со столицей в Угличе. В мальчике рано проявляется жестокий характер, что не мало пугает бояр, которые боятся повторения такого же правления, как и при отце Дмитрия. Чтобы контролировать юного царского отпрыска Борис Годунов прислал в Углич дьяка Михаила Битяговского, наделенного большими полномочиями. Фактически царевич Дмитрий и его мать лишились почти всех привилегий, которыми они обладали в качестве удельных владык. Дьяк контролировал все доходы, поступавшие в удельную казну. В полдень 15 мая 1591 Царевич Дмитрий погиб в резиденции в Угличе. Смерть Дмитрия сопровождалась бурными событиями. В Угличе произошло народное восстание. Смерть Дмитрия вызвала многочисленные толки в народе. Была создана комиссия по расследованию смерти Дмитрия во главе с боярином Василием Шуйским. Следствие прошло суматошно в течении 10 дней. Существует две версии смерти Дмитрия: насильственная и та, что он сам заколол себя ножом в приступе эпилепсии, когда играл в тычку. Нынешние исследования говорят о том, что Борис был не причастен к смерти царевича. Тем не менее, до сих пор смерть царевича Дмитрия остается под покровом тайны. Многое известного вызывает сомнения у историков.

Однако в Москве правил законный царь и династический вопрос никого не занимал. Но 6 января 1598г. умирает царь Федор и династия Калиты пресекается. Имя Дмитрия вновь появилось на устах, а в момент смерти Дмитрия никто из современников не подозревал, что десять лет спустя «убиенному младенцу» суждено будет стать героем народных утопий.

БОРИС ГОДУНОВ

После смерти Федора Борис рассчитывал, что власть перейдет к царице Ирине (сестре Годунова) и из ее рук он сможет управлять государством как и прежде. Но перед смертью Федор наказал жене принять иноческий образ, что полностью разрушило планы Бориса. Борьба за власть раскалывает боярскую думу, и чтобы выиграть в ней, Борису приходится приложить немало хитрости. Бояре не желают видеть в Годунове единоличного правителя и пытаются навязать свои условия. Тот в свою очередь даже не думает ограничивать свою возможную власть и всем видом показывает народу, что править не желает. Действие происходит в стенах Новодевичьего монастыря. В это время Боярская дума предпринимает попытку венчать на царствие Симеона Бекбулатовича. (здесь можно провести параллели с правлением Ивана Грозного). В ответ на это Борис объявляет о том, что стране угрожает вторжение Крымской Орды и возглавляет выступление. Боярам пришлось подчиниться. Народ бьет поклоны Годунову и он соглашается на престол, мол более не может противиться воле народа.

Борис Годунов был избран на престол Земским собором в 1598 году. Он оставался в глазах бояр худородным выскочкой. Борис Годунов взошел на трон в несчастливое время. Борис происходил из татарского рода: его предок Мурза Чет выехал из Золотой орды и принял крещение, но это было давно и, с тех пор, Годуновы совсем обрусели. Годунов был очень богат; говорили, что он на свой счет мог вооружить 100000 войска. Он очень умно правил государством: не было ни казней, ни жестокостей, русская земля отдохнула от царствования Ивана Грозного; правитель строил города, увеличивал войско, торговлю, промыслы.

Весной в 1601 году десять недель подряд шли проливные дожди, а в конце лета мороз повредил хлеб и остальные посадки. На следующий год поля засеяли гнилым хлебом, который так и не взошел. Россию поразил голод, такой, какого никогда еще не бывало. Бедствия, обрушившиеся на страну при Годунове, придали особую прелесть воспоминаниям о благоденствии России при «хорошем» царе Иване Васильевиче. Правительство пыталось бороться с голодом. Недоброжелатели Бориса считали, что раздача милостыни лишь усилила голод в Москве, куда потянулся люд со всей округи. Современники имели основание упрекать богатых землевладельцев в том, что они спекулировали хлебом и обогащались за счет голодающего народа. Но не спекуляции были причиной бедствия. Суровый климат, скудность почв, феодальная система земледелия делали невозможным создание таких запасов зерна, которые могли бы обеспечить страну продовольствием в условиях трехлетнего неурожая.

Беда дала выход давно созревшему народному гневу. Голодные холопы, которым господа отказывали в пропитании, составляли вооруженные отряды и нападали на помещиков, грабили проезжих на дорогах. К ним присоединялись крестьяне и прочий голодный люд. Осенью 1603 года правительственные войска разгромили большой отряд «разбойников» в окрестностях столицы. Их предводитель Хлопко-Косолап был взят в плен и повешен. Волнения 1603 года послужили прологом к гражданской войне, начавшейся после появления на исторической сцене Лжедмитрия I.

ЛЖЕДМИТРИЙ I

Закрепощение крестьян и ухудшение их положения в конце XVI века, резкие формы борьбы Ивана Грозного с боярством, политика церкви, окружившей престол ореолом святости, природные катаклизмы, - вот некоторые факторы, благоприятствовавшие широкому распространению в народе легенды о пришествии царя-спасителя.

В начале XVII века Россия претерпела первую в своей истории гражданскую войну. Многие, кто пережил Смуту, винили во всех несчастьях проклятых самозванцев,выдававших себя за потомков Ивана Грозного, «законных» наследников престола. В них историки прошлого видели польских ставленников, служивших орудием иноземного вмешательства. Но на самом деле почву для самозванства подготовили не соседи России, а политические и социальные недуги, подтачивающие русское общество изнутри. Недовольны были не только низы общества, но и верхи. Обладая огромными земельными богатствами и опираясь на древние обычаи, знать, противилась самодержавным поползновениям монархии и претендовала на то, чтобы делить власть с царем.

Первый самозванец объявился в Литве в 1603 году. Власти в Москве тотчас начали следствие и установили, что под именем царевича скрывается беглый монах Чудова монастыря Гришка Отрепьев. В Москве находились мать чернеца, его дед и родной дядя. Гришка Отрепьев, в миру Юрий Богданович Отрепьев, родился около 1582 года в семье стрелецкого сотника. Он рано остался сиротой - в пьяной драке его отца зарезали в немецкой слободе. Юрий был некрасив, рыжеват, неловок, с грустно-задумчивым выражением лица, но в то же время он был человеком редких способностей, с бойким умом и пылким темпераментом, усваивал, шутя, то, на что другие тратили полжизни. Будучи сиротой он не мог преуспеть в государственной службе, вместо этого он поступил слугою на двор к Федору Никитичу Романову, а после к князю Черкасскому. В 1600 году Романовы составили заговор против Годунова. Федор Романов, двоюродный брат покойного царя Федора Ивановича, метил в русские цари. Однако заговор был раскрыт, Романовых обвинили в покушение на государя. Федор Романов был насильно пострижен в монахи под именем Филарета, шестилетнего сына Михаила, и супругу, которую тоже постригли, и всех родных сослали в разные места. Отрепьеву, как участнику заговора, грозили пытка и виселица. Спасаясь, он бежал из столицы и постригся в монахи. Но вскоре Гришка вернулся в Москву и стал монахом кремлевского Чудова монастыря, а уже через год его взял к себе в келью архимандрит, затем Григорий оказался у патриарха Иова, который в своих грамотах писал, будто взял Отрепьева на патриарший двор «для книжного письма». На самом деле Иов приблизил способного инока не только из-за хорошего почерка. Его ум и литературное дарование доставили ему высокое положение при патриаршем дворе. На царскую думу патриарх являлся с целым штатом писцов и помощников, среди них был и Отрепьев. Сам же Отрепьев везде разузнавал все, что можно о царевиче Дмитрии, и стал в шутку говорить другим монахам: «Знаете ли, что я буду царем в Москве». Об этих словах донесли Иову. Патриарх повелел заточить вольнодумца на Белоозере, но родственники уведомили его об этом, и он в начале 1602 года вместе с двумя другими монахами - Варлаамом и Мисаилом - бежал за рубеж.

Самозванство - это распространенное историческое явление, которое характеризуется незаконным присвоением имени или личности другого человека с целью обмана и получению определенных благ. Чтобы подлинно понять смысл данного термина, необходимо обратиться к историческим событиям.

Происхождение термина

Этимологически «самозванство» - это термин, который можно дословно раскрыть как «позвать себя на царство». Это объясняет характер кражи личностей не просто известных людей, а представителей монарших кровей. Активно термин использовался вплоть до 30-х годов XX века. В последующие этапы он фигурирует лишь в исторических произведениях. Можно сказать, что на сегодняшний день лингвисты относят термин «самозванство» к историзмам.

Самозванство на Руси

Характеризуется периодическим появлением в обществе личностей, которые выдавали себя за правителей, чтобы дестабилизировать внутреннюю ситуацию в государстве. Классическим веком самозванства принято считать начало 17-го столетия, когда российское государство переживало так называемые Смутные времена. Официальное пресечение династии Рюриковичей в 1598 году дало почву для появления личностей, которые выдавали себя за спасшихся потомков Ивана Грозного. Самозванство в годы Смуты характеризуется появлением лживых государей, которые признавали себя настоящим царевичем Дмитрием, сыном Ивана IV.

Лжедмитрий I, в народе Гришка Отрепьев, стал первым известным самозванцем в России, а также единственным, кому удалось сесть на российский престол. Почти целый год ему удавалось оставаться вполне легитимным правителем. Впоследствии же люди начали замечать странность действий царя: вёл себя он «не по-царски». Усугубила ситуацию свадьба Лжедмитрия с польской княжной Мариной Мнишек, которая была католичкой по вероисповеданию, а, следовательно, не могла занять российский престол. Совокупность фактов привела к тому, что в мае 1906 года «лживый царь» был жестоко убит благодаря заговору боярства.

В дальнейшем были предприняты еще две известные попытки назвать себя царем Дмитрием, однако эти Лжедмитрии не имели такого успеха, как первый самозванец.

Самозванцы в эпоху Екатерины II

С установлением династии Романовых феномен самозванства на время прекратил своё существование. Однако после гибели Петра III на престол взошла его жена Екатерина II, которая не была законной наследницей российского трона. Этот факт обусловил появление самозванца Емельяна Пугачева, который выдавал себя за спасшегося мужа императрицы. Как и в Смуту, обычный народ поверил самозванцу и восстал против официальной власти. Это была настоящая крестьянская война, которая все-таки закончилась поражением и смертью самозванца. Образ Емельяна Пугачева был использован в известном произведении русской литературы "Капитанская дочка". Александр Сергеевич Пушкин во всех красках описал кровавую крестьянскую войну под предводительством самозванца.

Пугачев был не единственным персонажем, с которым пришлось столкнуться императрице Екатерине II. В историографии фигурирует такая личность, как княжна Тараканова, которая якобы являлась дочкой покойной Елизаветы I, законной представительницей династии Романовых. Существует разные версии по вопросу о том, была ли она действительно самозванкой или нет. Судьба девушки закончилась печально, она погибла в темнице.

Причины популярности самозванства в России

Многие исследователи российской культуры и истории отмечают, что существует непосредственная связь между появлением самозванцев и национальным характером жителей России. Историки-культурологи заявляют о наличии стремления русского населения к обожествлению власти в лице царя, посланника Бога. Монархия в России исторически складывалась на протяжении веков, что в результате укоренило чувство подчинения и зависимости народа от власти, данной свыше. В глазах обычного населения правитель выглядел неприкосновенной и божественной фигурой, которая спасет государство от любых невзгод. Пресечение же династии казалось разрушением всего мироустройства России, поэтому появления «законных» наследников воспринималось населением положительно. Таким образом, самозванство - это особенность русского характера.

Самозванство в мировой истории

Самозванство - это не только российский феномен, он присущ и истории других стран мира. Например, в истории Франции фигурирует самозванец, который выдавал себя за Людовика XVII. Его кормилица и министр юстиции признали в нём подлинного монарха, однако общество и суд не поверили ему и выслали из Франции. Интересный факт, что самозванство данного исторического персонажа стоит под вопросом, а его предки до сих пор настаивают на признании Людовика XVII истинным представителем династии Бурбонов.

Случаи самозванства характерны также для истории Португалии, Англии, Шотландии, Персии, Македонии и многих других государств. Как мы видим, поддельные монархи появлялись не только в России, но и за рубежом.

Последние материалы раздела:

Слои атмосферы по порядку от поверхности земли
Слои атмосферы по порядку от поверхности земли

Космос наполнен энергией. Энергия наполняет пространство неравномерно. Есть места её концентрации и разряжения. Так можно оценить плотность....

Берестяная трубочка — Михаил Пришвин
Берестяная трубочка — Михаил Пришвин

Жанр: рассказГлавные герои: рассказчик - авторЛюди все меньше времени и внимания уделяют природе, а краткое содержание рассказа «Берестяная...

Кто такой Клод Шеннон и чем он знаменит?
Кто такой Клод Шеннон и чем он знаменит?

Клод Элвуд Шеннон – ведущий американский учёный в сфере математики, инженерии, криптоаналитики. Он приобрёл мировую известность, благодаря своим...