Критерии оценки аналитического задания. Плеяда

Шекспир и музыка Шекспир в кино Шекспир в литературоведении

История появления сонетной формы в России начинается в 18 веке. Первым сонетом на русском языке был перевод французского сонета Жака де Барро, сделанный Тредиаковским в 1735 году. 18 век был господством классицизма и французской поэзии, поэтому неудивительно, что сонеты Шекспира не оказывали влияния на русскую литературу того времени, хотя другие его произведения были хорошо известны русскому читателю. В целом же наша литература больше подверглась французскому влиянию, чем английскому.

В России сонет как литературный жанр пережил два пика своей популярности - исследователи называют «золотой» и «серебряный» века. Признанными мастерами сонетной поэзии в «золотом» веке были: И.И.Дмитриев - «Сонет» (1796), В.А.Жуковский - «За нежный поцелуй ты требуешь сонета...»(1806), А.А.Дельвиг - «Н.М.Языкову» (1822), Баратынский, Ржевский с его сонетом-фокусом, и конечно же, Александр Пушкин. Хотя Пушкин написал всего три стихотворения в сонетной форме (в течение 1830 года): «Мадонна», «Поэту», «Сонет о сонете», его авторитетность в литературном мире позволила сонету надолго приобрести популярность. Отдельного внимания заслуживает пушкинское стихотворение «Сонет»:

Это стихотворение Пушкин написал по образцам классического канона. В одной из строк упоминается и Шекспир - «Его любил творец Макбета».Это лишний раз указывает на то, что Шекспир в России воспринимался только как создатель бессмертных трагедий.
В середине ХIХ века появляется первые переводы сонетов Шекспира. В первые годы после революции в русской поэзии звучат имена тех поэтов, которые сформировались еще в начале ХХ века и уже многое сделали в литературе. Прежде всего, в поэзии того времени появляются попытки осмысления революционных событий, появляются стихи о других переломных исторических событиях, о великой французской революции, или же намеренно отстраненные темы. И 14 строк сонета вбирают в себя все эти размышления. Сонет не только не исчезает из русской литературы, но и переживает свое второе рождение. Конечно же, не все поэты признавали за сонетом право остаться в «новом, свободном» мире. Противниками всяческих традиций, установленных правил в поэзии были футуристы, которые стремились разрушить сложившуюся жанровую систему. Широко известен манифест Владимира Маяковского «Три удара под тремя криками»:

  1. Снять мороженицу всяческих канонов, делающих лед из вдохновения.
  2. Сломать старый язык, бессильный догнать скач жизни.
  3. Сбросить старых великих с парохода современности.

Но символисты возродили грандиозный пласт античной культуры, и благодаря им сонет остался популярным. Валерий Брюсов считал сонет образцом, идеальной формой поэтического произведения вообще. Раздел «Сонеты» заключал первую послереволюционную книгу Валерия Брюсова «Последние мечты». Брюсов обращался к сонету во все периоды своего творчества, которое оказало влияние на многих поэтов. Также он известен как поэт-переводчик сонетов Шекспира.

В 1920 году Вячеслав Иванов, для которого сонет был привычной строфической формой, заканчивает один из своих лучших циклов «Зимние сонеты», а в 1924 году уже в Италии пишет цикл «Римские сонеты». Одним из известнейших сонетистов остается Константин Бальмонт. Он включает сонеты почти в каждую свою книгу, публикует венки сонетов «Перстень», «Змей», «Золотой обруч», «Основа». Игорь Северянин в 1934 году издает дну из своих последних книг «Медальоны. Сонеты и вариации о поэтах, писателях и композиторах.». В 1919 году в Одессе выходит отдельной книгой цикл сонетов Леонида Гроссмана «Плеяда». Леонид Гроссман - крупный литературовед, автор статьи «Поэтика русского сонета», который в наши дни не теряет свою ценность. В 20-е годы не появилось заметной книги сонетов, которая стала бы литературным событием. Однако, нельзя не отметить заслуги такого поэта, как Дмитрий Олерон, сейчас почти забытого переводчика и сонетиста, который умер в 1918 году на каторге в Сибири. Усилиями друзей в 1922 году была напечатана его небольшая книга «Олимпийские сонеты». Олерон переводил Плавта, Шенье, Верлене, находясь в каторжной тюрьме. В сонетной форме пишет и Анна Ахматова, ее сонеты - сочетание лаконичности и необыкновенной легкости. Также и другие поэты пробуют свое мастерство в сонетной форме: П.Радимов, С.Шервинский, Р.Ивнев, Э.Багрицкий, Л.Мартынов, П.Васильев, И.Сельвинский и др.

В 30-годы поэты почти забывают сонет, который оказывается не в моде. Это происходит из-за влияния широко распространившихся неклассических размеров, например, стихов Владимира Маяковского с его рваными ритмами и «лесенкой», а также творчество Николая Асеева, Марины Цветаевой, Бориса Пастернака. И потому, что в литературе была установка на социальный эпос и публицистику в поэзии, которые отвергали лирико-философское начало сонета. В эти годы сонет почти не встречается даже у тех поэтов, которые раньше охотно к нему обращались. Возможно, это говорит о том, что интерес к сонету не только определяет эпохи упадка или расцвета поэзии, но и говорит о различных художественных и стилевых исканиях. В конце 30-х годов в советской поэзии снова начинает преобладать классический метрический репертуар. Поэты все чаще и чаще пишут сонеты. Их можно встретить в конце 30-х - начале 40-х годов у Анны Ахматовой, Николая Рыленкова, Вадима Шефнера и других поэтов.

В годы Великой Отечественной войны также было опубликовано сравнительно много сонетов. Александр Лебедев, погибший в первый год войны, выпускает в 1940 году книгу сонетов «Лирика моря». В 1943 году, находясь в эвакуации, в Свердловске издает свою последнюю поэтическую книгу «Будет так» поэт Юрий Верховский. Ее большую часть составил патриотический цикл «Сонеты». Татьяна Гнедич, Михаил Дудин, Вадим Шефнер - запечатлевают ужасы войны в сонетной форме. Наверно, непросвещенный читатель считает сонеты принадлежностью любовной лирики и романтики. Но на самом деле сонет - это не более чем жанр, в котором можно выразить любое чувство. В 1942 году в редакцию газету Западного фронта приносит свои «Сонеты гнева» лейтенант Георгий Суворов. Интересно, что в одном из своих сонетов гнева он выражает свое отношение к этому жанру:

Георгий Суворов погиб, а его цикл увидел свет лишь через тридцать лет после написания и стал свидетельством несмолкавшего голоса
поэзии даже во время войны.

Целый цикл сонетов, посвященный всем, кто работал в тылу, написал в 1945 году Владимир Семакин. Вспоминая об этом, он говорил:
«бумаги тогда не хватало, вот и писал сонеты. Место занимает мало, а много можно сказать.».

Новым этапом развития интереса к сонету было опубликование сонетов Шекспира в переводе Самуила Маршака. В 1948 году эти переводы были удостоены Государственной премии. Сонеты сразу получили широкое признание и сделались популярными у читателей. После появления переводов Маршака в советской поэзии все чаще пишут сонеты английской или шекспировской рифмой. Среди этих поэтов можно назвать Валентина Берестова, Ирину Снегову, Илью Сельвинского и др.

В послевоенные пятидесятые годы сонетов пишется не слишком много. Некоторым поэтом оказался чужд не только из-зи их ориентации на разговорный, раскованный стих, но и потому, что для них оказывалась неприемлемой любая строфическая нормативность. Мы не встретим сонетной формы у А.Твардовского, Н.Тихонова, Н.Заболоцкого.
В конце 50-х начале 60-х годов постепенно начинается новое возрождение сонета. К нему вновь возвращаются поэты старших поколений, появляется сонет в сборниках молодых поэтов - С.Городецкого, И.Сельвинского, Л.Мартынова, Н.Рыленкова и других. Выходят книги Н.Матвеевой, «Венок совентов» П.Антокольского, который также написал замечательное стихотворение «Шекспир».
В конце 60-х-70-х годах к сонету обращаются такие поэты как Е.Виконкуров, А.Взнесенский, А.Преловский, В.Цибин. Распространению сонета и его популярности у читателей способствуют новые переводы и издания книг выдающихся сонетистов: Шекспира (перевод в 1977 году всех сонетов харьковским лингвистом А.М.Финкелем), Петрарки, Ронсара, Камоэнса, Ж.-М.Эредиа.

В современной поэзии сонет соседствует со свободным стихом - верлибром. Такие разные по форме, они однако показывают внутренние законы искусства слова, который требует от поэта точности и ясности. Сонет в русской поэзии не редкость. История русского сонета насчитывает два с половиной века. Хотя эта форма не была популярной у всех поэтов, лучшие ее образцы складываются в прекрасную книгу русской лирики.
В нашем тревожном и трагическом веке сонет по-прежнему остается инструментом поэта, желающего выразить любовь, восхищение, тревогу. Сонет будет существовать всегда потому, что является совершенно особенной частицей мировой поэзии.
Эта легкая лаконичная форма, эти вечные четырнадцать строк, выражающие внутренний мир поэта, навсегда остались в русской литературе. И хотя нельзя отрицать влияние шекспировской манеры написания сонетов на развитие этого поэтического жанра в России, он сохранил свою самобытность, тематическое разнообразие, глубину мысли и чувств.

Критерии оценки аналитического задания распространяются как на работы, в которых анализируется прозаическое произведение, так и на работы, посвящённые анализу поэзии.

С целью снижения субъективности при оценивании работ предлагается ориентироваться на ту шкалу оценок, которая прилагается к каждому критерию. Она соответствует привычной для российского учителя четырёхбалльной системе : первая оценка – условная «двойка», вторая – условная «тройка», третья – условная «четвёрка», четвёртая – условная «пятерка». Баллы, находящиеся между оценками, соответствуют условным «плюсам» и «минусам» в традиционной школьной системе.

Пример использования шкалы . При оценивании работы по первому критерию ученик в целом понимает текст, толкует его адекватно, делает верные наблюдения, но часть смыслов упускает, не все яркие моменты подчеркивает. Работа по этому критерию в целом выглядит как «четвёрка с минусом». В системе оценок по критерию «четвёрке» соответствует 20 баллов, «тройке» – 10 баллов. Соответственно, оценка выбирается проверяющим по шкале “в районе” 15 баллов. Такое «сужение» зоны выбора и введение пограничных оценок-«зарубок», ориентированных на привычную модель оценивания, поможет избежать излишних расхождений в таком субъективном процессе, как оценивание письменных текстов.

Оценка за работу выставляется сначала в виде последовательности цифр – оценок по каждому критерию (ученик должен видеть, сколько баллов по каждому критерию он набрал), а затем в виде итоговой суммы баллов. Это позволит на этапе показа работ и апелляции сфокусироваться на обсуждении реальных плюсов и минусов работы.

Критерии:

1. Понимание произведения как «сложно построенного смысла» (Ю.М. Лотман), последовательное и адекватное раскрытие этого смысла в динамике, в «лабиринте сцеплений», через конкретные наблюдения, сделанные по тексту.

Максимально 30 баллов. Шкала оценок: 0 – 10 – 20 – 30

2. Композиционная стройность работы и её стилистическая однородность. Точность формулировок, уместность цитат и отсылок к тексту произведения.

Максимально 15 баллов. Шкала оценок: 0 – 5 – 10 – 15

3. Владение теоретико-литературным понятийным аппаратом и умение использовать термины корректно, точно и только в тех случаях, когда это необходимо, без искусственного усложнения текста работы.

4. Историко-литературная эрудиция, отсутствие фактических ошибок, уместность использования фонового материала из области культуры и литературы.

Максимально 5 баллов. Шкала оценок: 0 – 3 – 7 – 10

5. Общая языковая и речевая грамотность (отсутствие языковых, речевых, грамматических ошибок). Примечание 1 : сплошная проверка работы по привычным школьным критериям грамотности с полным подсчетом ошибок не предусматривается. Примечание 2 : при наличии в работе речевых, грамматических, а также орфографических и пунктуационных ошибок, затрудняющих чтение и понимание текста, обращающих на себя внимание и отвлекающих от чтения (в среднем более трёх ошибок на страницу текста), работа по этому критерию получает ноль баллов.

Максимально 5 баллов. Шкала оценок: 0 – 1 – 3 – 5

Итого: максимальный балл – 70 баллов

N.B. Направления для анализа, предложенные школьникам, носят рекомендательный характер; их назначение лишь в том, чтобы направить внимание на существенные особенности проблематики и поэтики текста. Если ученик выбрал собственный путь анализа – он имел на это право, и оценивать надо работу в целом, а не наличие в ней исключительно размышлений по предложенным направлениям.

Творческое задание

Второй тур заключительного этапа – творческий. Он должен выявить творческие способности школьника, умение создавать разные по жанру и стилю тексты, готовность решать нестандартные (с точки зрения школьного обучения) филологические задачи, выступать в роли редактора, журналиста, писателя, рецензента, популярного блогера, комментатора, учёного и в других ролях, требующих филологической подготовки, широкого литературного и культурного кругозора, языкового чутья и художественного вкуса. Задания этого тура разнообразны и варьируются год от года. Для муниципального этапа 2015/2016 учебного года предлагаем в качестве примера творческого задания следующее:

Класс

песенник Ундины, офорт, капуцины, гомункулы, сын турчанки, арабески, Рустем, Дамаянти.

Светит месяц, дол сребрится,

Мертвый с девицею мчится...

В дворцовой келье песенник Ундины

Вычерчивал таинственный офорт,

Где ужас лунным призраком простёрт

Над башнями готической руины.

Он видел мир, где бродят капуцины,

Гомункулы родятся из реторт,

И вьётся ураган бесовских орд

У виселиц заклятой котловины.

Но сын турчанки полюбил Восток,

Реченья мудрых в арабесках строк,

Слова любви в персидском фолианте

И вкрадчивые шелесты поэм,

Где брачной лаской тешится Рустем

И в пламени блуждает Дамаянти.

Класс

Прочитайте сонет Леонида Гроссмана. Определите, кому он посвящён. По каким элементам текста вы пришли к своему ответу? Составьте комментарии к следующим историко-культурным реалиям: на обликах Петра и Дон-Жуана, напев Бахчисарайского фонтана и чумный пир, Дельвиг, пропасти земли, Вильгельм, страсть кавалергардского шуана, Киприда, Монтень.

Пришли мне Essais de Montaigne -

четыре синих книги на длинных моих полках.

Н.Н. Пушкиной, 1835.

Был полдень жизни. Тени залегли

На обликах Петра и Дон-Жуана.

Напев Бахчисарайского фонтана

И чумный пир, смолкая, отошли.

Скончался Дельвиг. В пропасти земли

Ушёл Вильгельм из невского тумана,

И страсть кавалергардского шуана

Уже смутила сердце Натали.

Но он, ещё не чувствуя обиды,

Устав на буйных празднествах Киприды,

Был тих и прост. В покое зрелых сил,

Не веря в страсть, заздравных чаш не пеня,

Он терпкое вино сомненья пил

Из синих книжек мудрого Монтеня.

Класс

Прочитайте сонет Леонида Гроссмана. Определите, кому он посвящён. По каким элементам текста вы пришли к своему ответу. Составьте комментарии к следующим историко-культурным реалиям: Чингисхан, пуншевые стаканы, чесменские ветераны, вожатый партизанов, доломан, легкоконных, герой Бриенский, парадной кистью написал Кипренский.

Я тем же пламенем, как Чингисхан, горю.

В хмельной толпе отчаянных рубак,

Под звонкий говор пуншевых стаканов,

Ты зажигал чесменских ветеранов

Своим стихом, курчавый весельчак!

Поэт, стратег, сатирик и казак,

По льду болот вожатый партизанов,

Ты целым вихрем пестрых доломанов

Бросал свои полки в огонь атак.

По лагерям, в манежах эскадронных,

Средь топота дивизий легкоконных,

Кидаясь в бой, стреляя и рубя,

Везде носился ты, герой Бриенский,

Победным витязем! Таким тебя

Парадной кистью написал Кипренский.

Пришли ко мне Essais de Montaigne – четыре синих книги на длинных моих полках. Н.Н.Пушкиной.1835

Был полдень жизни.Тени залегли
На обликах Петра и Дон Жуана,
Напев Бахчисарайского фонтана
И чумный пир,смолкая,отошли.

Скончался Дельвиг.В пропасти земли
Ушел Вильгельм из невского тумана,
И страсть кавалергардского шуана
Уже смутила сердце Натали.

Но он еще не чувствуя обиды,
Устав на буйных праздненствах Киприды,
Был тих и прост.В покое зрелых сил,

Не веря в страсть,заздравных чаш не пеня,
Он терпкое вино сомненья пил
Из синих книжек мудрого Монтеня.



Зенеида Волконская


Волшебница! Коль сладко пела ты
Про дивную страну очарованья,
Про жаркую отчизну красоты...
Веневитинов. Кн. Волконской
Она вошла в московские салоны,
Чтоб в городе шатровых куполов
Пропеть под мерный гул колоколов
Палящие Петрарковы канцоны.

И полюбила темные иконы,
Кириллицу, славянский часослов,
Чтоб вспоминать о них среди балов
В толпе конгрессов Вены и Вероны.

Но снова Древний Рим пред ней возник,
И позабыла в дыме базилик
О бедных храмах с нищими в приделах,

Когда горящий пурпуром прелат
Пред нею пел в торжественных капеллах
Терцины католических кантат.


(Княгиня Зинаи́да Волко́нская (1789—1862) — хозяйка литературного салона, писательница, поэтесса, певица и композитор.)

Импровизатор

У стен Феррары, в зарослях Кремоны,
В Бергамо, где родился Арлекин,
Под шелест чернокрылых пелерин,
В тени гербов, где корчатся грифоны, —

Везде он брел, преображая в звоны
Мгновенных строф и беглых каватин
Надменный клекот Дантовских терцин
И томный плач Петрарковой канцоны.

Поэт — бродяга, страстный и скупой,
Он перед чинной северной толпой
Под стон смычков почуял близость бога,

И заструил средь лавров и мечей
В огнях Александрийского чертога
Зловещий блеск Египетских ночей.

Ганнибал

Плененный принц забыл сераль султанов,
Босфор и Абиссинские дворцы,
Когда ввезли московские гонцы
Его в столицу гневных Иоаннов.

Он ожил в царстве пудры и кафтанов,
Где славили придворные певцы
Лучистые бурбонские венцы
И герцогскую пышность Орлеанов.

Но африканской пылкостью томим,
Из праздного Парижа Ибрагим
Стремился к водам северных каналов,

Чтоб там средь верфей, свай, секир и пик
К стопам Петра склонить свой черный лик
И царственное имя Ганнибалов.

Вынашиваю мысли для очередной работы по курсу Evolution of Russian Poetic Form. На этот раз писать велено о сонете. Так что сегоднящний вечер был посвящен выбору того одного, который следует разобрать на пяти страницах. К концу дня сама собою организовалась интересная подборка "сонетов с Пушкиным" (есть сонеты с кодой, а у меня - с Пушкиным. Звучит странно: как будто Пушкин не великий поэт, а аппендикс какой). Первый сонет довольно серьезный, но его исключить не могу, поскольку написан он Вячеславом Ивановым, с которым жизнь моя связана если не навсегда, то надолго. Второй сонет - открытие дня: нашла случайно, листая сборник "Русский сонет". Третий взят из "Двадцати сонетов к Марии Стюарт", а четвертый говорит сам за себя. Итак, прошу любить и жаловать...

Вячеслав Иванов

День пурпур царственный дает вершине снежной
На миг: да возвестит божественный восход!
На миг сзывает он из синевы безбрежной
Златистых облаков вечерний хоровод

На миг растит зима цветок снежинки нежной,
И зиждет радуга кристально-яркий свод,
И метеор браздит полнощный небосвод,
И молний пламенник взгорается, мятежный...

И ты, поэт, на миг земле печальной дан!
Но миру дольнему тобою мир явленный
Мы зрели, вечностью мгновенной осиян,-

О, Пушкин! чистый ключ, огнем запечатленный
Мечей, ревнующих к сынам юдольных стран!-
И плачем вечно мы в тоске неутоленной...

Леонид Гроссман

Был полдень жизни. Тени залегли
На обликах Петра и Дон-Жуана,
Напев Бахчисарайского фонтана
И чумный пир, смолкая, отошли.

Скончался Дельвиг. В пропасти земли
Ушел Вильгельм из невского тумана,
И страсть кавалергардского шуана
Уже смутила сердце Натали.

Но он, еще не чувствуя обиды,
Устав на буйных празднествах Киприды,
Был тих и прост. В покое зрелых сил,

Не веря в страсть, заздравных чаш не пеня,
Он терпкое вино сомненья пил
Из синих книжек мудрого Монтеня.

Иосиф Бродский

Я вас любил. Любовь еще (возможно,
что просто боль) сверлит мои мозги.
Все разлетелось к черту на куски.
Я застрелиться пробовал, но сложно
с оружием. И далее: виски:
в который вдарить? Портила не дрожь, но
задумчивость. Черт! Все не по-людски!
Я вас любил так сильно, безнадежно,
как дай вам Бог другими - но не даст!
Он, будучи на многое горазд,
не сотворит - по Пармениду - дважды
сей жар в крови, ширококостный хруст,
чтоб пломбы в пасти плавились от жажды
коснуться - «бюст» зачеркиваю - уст!

PS: Сам Пушкин сонетов написал всего три, т.е. меньше, чем в настоящей подборке.

Размер: px

Начинать показ со страницы:

Транскрипт

1 Леонид ГРОССМАН Плеяда Цикл сонетов Из одесской "Плеяды" Когда вспоминают имена поэтов плеяды одесского "Юго-Запада", пожалуй, реже всех называют имя Леонида Петровича Гроссмана. Вернее, помнят о нем как о высокообразованном литературоведе, тончайшем психологе, чьи романы переиздаются и сегодня ("Записки д"аршиака", "Бархатный диктатор", "Рулетенбург" "Исповедь одного еврея"), и практически не вспоминают чеканные строфы последователя пушкинского классицизма. Л.П. Гроссман родился 120 лет назад в Одессе, 24 января 1888 года, в семье врача. Окончил юридический и филологический факультеты Новороссийского университета. В 1921 году переехал в Москву, где преподавал в Литературном институте. Но в Одессе он написал и опубликовал за свой счет цикл сонетов "Плеяда" в несуществующем издательстве "Фиаметта" в 1919 году. Более того, переиздал в 1922 году в издательстве "Костры", где публиковалась Марина Цветаева. Думаю, нашим читателям будет небезынтересно познакомиться со стихами Леонида Гроссмана, посвященными поэтам пушкинской плеяды. Евгений ГОЛУБОВСКИЙ 260

2 Русский сонет Суровый Дант не презирал сонетов. Пушкин Раскрыл нам Дельвиг таинства сонета, Чей трудный шифр был Тредьяковским дан, И принял Пушкин кованый чекан Для строгих дум о подвигах поэта. С тех пор игра кватранта и терцета Манит певцов гиперборейских стран, И стих Ронсара вьется, как аркан, У Каролины Павловой и Фета. Его размерам царственность придав, Венок сплетает пышный Вячеслав Строфой, чей лад торжественно-роскошен. Бальмонт и Брюсов чтут канон его, И хищный облик тезки своего* Обводит им Максимильян Волошин. Веневитинов Без мысли гений не творит. В тиши архивов, в говоре кружков, За колоннадой мраморной гостиной, Где восхищались Северной Коринной Князь Вяземский и юный Хомяков, Один поэт, не ведавший венков, Но в тишине любимый Мнемозиной, Питал свой стих премудростью змеиной, Кормя мечту добычею веков. * Робеспьера. 261

3 Быть может, первый пламенник Софии, Он в срубленных часовенках России От эллинских лампад затеплить мог. Но рано он сошел в ладью Харона, Успев сплести в цветущий диалог Бред Шеллинга с виденьями Платона. Гнедич О, песнь волшебная Омира! Торжественный, как некий иерей, Циклоп в жабо среди актрис и фатов, В пыли кулис и в залах меценатов, Скандировал классический хорей. А ночью гнев героев и царей Тревожил сонный мир его пенатов, Вздымая гул воинственных раскатов Над пеной фиолетовых морей. Суда неслись в пучинах глубодонных, И тучей щитоносцев меднобронных Срывался в дол Скамандра ратный шквал. А он, внимая бранноносным строям, Железные гекзаметры ковал, Как латы шлемоблещущим героям. Языков И мы кистями винограда Разукрашаем жизни крест Как виночерпий льет бурлящей влаги По звонким чашам пенистый поток, 262

4 Так он кропил ковер узорных строк Рубиновыми брызгами малаги. Но в час молитв виденья древней саги Вели его на дремлющий Восток, Где сквозь миражи, пальмы и песок Влачились пастухи, жрецы и маги. Тяжелым вретищем библейской тьмы Трагическая муза затянула Блудящие огни в чаду корчмы И в буйный звон застольного разгула Вдохнула громозвучные псалмы Сампсонов гнев и скорбь царя Саула. Козлов И ночь моя полна Сияной Гвардейский щеголь, ветреник салонов, Танцор и сноб, средь бальной суеты Он обновил проклятьем слепоты Тернистый путь Гомеров и Мильтонов. Когда веленьем жертвенных законов Пред ним померкли книжные листы, В безмолвную пустыню темноты Повеял легкий лет вечерних звонов. Под тяжким покрывалом черных дней Изведал он, что в скорби жизнь звучней, И загорелся поздними строками, Всем зовам близкий, всем лучам чужой, Ночной балладник с мертвыми зрачками, Ослепший бард с прозревшею душой. 263

5 Денис Давыдов Я тем же пламенем, как Чингисхан, горю. В хмельной толпе отчаянных рубак, Под звонкий говор пуншевых стаканов, Ты зажигал чесменских ветеранов Своим стихом, курчавый весельчак! Поэт, стратег, сатирик и казак, По льду болот вожатый партизанов, Ты целым вихрем пестрых доломанов Бросал свои полки в огонь атак. По лагерям, в манежах эскадронных, Средь топота дивизий легкоконных, Кидаясь в бой, стреляя и рубя, Везде носился ты, герой Бриенский, Победным витязем! Таким тебя Парадной кистью написал Кипренский. Василий Пушкин Мои мебели и драгоценная моя библиотека все сгорело. Письмо Вяземскому, 14 дек Когда он с мерным пафосом играл Альцеста, Дон-Жуана иль Панкраса, На комика московского Парнаса Партер друзей насмешливо взирал. Но он не падал духом. Театрал, Библиофил и модник Арзамаса, Он томы Плавта, Бомарше и Тасса По-прежнему прилежно собирал. 264

6 Король куплета, мастер эпиграммы, Он испытал ожог военной драмы В морозные и пламенные дни, Когда средь буйных искр и дымных взлетов Пожар лизал сафьяны переплетов На томиках Мольера и Парни. Жуковский Светит месяц, дол сребрится, Мертвый с девицею мчится... В дворцовой келье песенник Ундины Вычерчивал таинственный офорт, Где ужас лунным призраком простерт Над башнями готической руины. Он видел мир, где бродят капуцины, Гомункулы родятся из реторт, И вьется ураган бесовских орд У виселиц заклятой котловины. Но сын турчанки полюбил Восток, Реченья мудрых в арабесках строк, Слова любви в персидском фолианте И вкрадчивые шелесты поэм, Где брачной лаской тешится Рустем И в пламени блуждает Дамаянти. Боратынский Болящий дух врачует песнопенье... Остановись, прохожий! Здесь лежит Один из тех, кто рано жизнь оплакав, Брел вдоль цветущих кущ и зрелых злаков, Унынием, как трауром, повит. 265

7 Он в этот мир вступил, как в темный скит. В своих угрюмых вкусах одинаков, Любил он черепа масонских знаков И бледных ангелов надгробных плит. Но благосклонной Музой одаренный, Он горечь дум струил в свой стих граненый, Как едкий пепел в стройный мавзолей. О путник, загорись молитвой жаркой, Чтоб он обласкан был печальной Паркой Средь асфоделей Орковых полей. Зенеида Волконская Волшебница! Коль сладко пела ты Про дивную страну очарованья, Про жаркую отчизну красоты... Веневитинов. Кн. Волконской Она вошла в московские салоны, Чтоб в городе шатровых куполов Пропеть под мерный гул колоколов Палящие Петрарковы канцоны. И полюбила темные иконы, Кирилицу, славянский часослов, Чтоб вспоминать о них среди балов В толпе конгрессов Вены и Вероны. Но снова Древний Рим пред ней возник, И позабыла в дыме базилик О бедных храмах с нищими в приделах, Когда горящий пурпуром прелат Пред нею пел в торжественных капеллах Терцины католических кантат. 266

8 Батюшков О розы юные, слезами омоченны Его строфа, певуче равномерна, Струясь вином, звенела, как фиал, Когда нубийский раб в хрусталь вливал Из полных урн душистый ток фалерна. Но грусть певца, темна и суеверна, В сетях Эрота чуяла провал, Пока он пел харит без покрывал И в роще нимфу, легкую, как серна. И вот сбылось! Унылый сибарит, Смирительной рубашкою повит, Прорезал воплем звоны тамбурина И смолк, изнемогая в жгучих снах, Безумный, как поющая в волнах Офелия в венке из розмарина. Вяземский К ней как-то Вяземский подсел И душу ей занять успел. "Евгений Онегин" В ограде Александровых колонн, Блистающих на лаковых паркетах, Проходит скептик в кружевных манжетах, В уме слагая колкий фельетон. Он беззаботно мечет фараон Острот в стихах и дерзостей в газетах И жалит в эпиграммах и памфлетах Язвительней, чем едкий Кребильон. 267

9 Фехтуя раз "Московским телеграфом", Он кинул стих, блеснувший эпиграфом Над первою онегинской главой, И сам шутя приблизился к роману, Когда развлек грустящую Татьяну Своей беседы пестрою канвой. Кюхельбекер Один из вещих гулов я Рыданий плача мирового... Осмеянный шумливою гурьбою Веселых школяров, ты как в бреду Скитался в императорском саду, Мечтатель с героическою судьбою! Тебе Париж раскрыл в хмельном чаду Виденья толп, расплавленных борьбою, И призрак плахи встал перед тобою В один декабрьский день на невском льду. За то в глухих песчаниках Сибири Ты угашал молитвами псалтири Отвагу неумелого борца. И оживая в звонах эолийских, Ты чуял огнезарный лик Творца В лучистой клинописи звезд азийских. Дельвиг В смиренную хижину любят слетаться Камены Баронский герб в наследственном кольце Не пробудил воинственных усилий В потомке праздном рыцарских фамилий, Ленивом и задумчивом певце. 268

10 С улыбкой на рассеянном лице Он брел тропой, где шествовал Виргилий, И розы Феокритовых идиллий Выращивал в Лицейском Мудреце. Пусть позабыты строфы антологий, И бледный очерк их и стих нестрогий, Но память нам преданье донесла Об этой жизни краткой и безбурной, О первых музах Царского Села И плаче Пушкина над ранней урной. Пушкин Пришли мне Essais de Montagne четыре синих книги на длинных моих полках. Н.Н. Пушкиной, 1835 Был полдень жизни. Тени залегли На обликах Петра и Дон-Жуана. Напев Бахчисарайского фонтана И чумный пир, смолкая, отошли. Скончался Дельвиг. В пропасти земли Ушел Вильгельм из невского тумана, И страсть кавалергардского шуана Уже смутила сердце Натали. Но он, еще не чувствуя обиды, Устав на буйных празднествах Киприды, Был тих и прост. В покое зрелых сил, Не веря в страсть, заздравных чаш не пеня, Он терпкое вино сомненья пил Из синих книжек мудрого Монтеня. 269

11 Плеяда Проходят мерной поступью поэты: Вот Батюшков, певец ахейских жен, Василий Пушкин, книжник-селадон, И Кюхельбекер, выходец из Леты. Языков мечет строфы, как ракеты, Давыдов их стремит, как эскадрон, Медлительно роняет их барон И Вяземский их точит, как стилеты. Жуковский, Веневитинов, Козлов Несут Волконской дань цветущих слов И дышит Гнедич древним дифирамбом. Ждет Боратынский смертного костра, И всех животворит гремучим ямбом Ваятель Командора и Петра. 270


Монетки в море Мы монетки кидали в море, Но сюда мы, увы, не вернулись. Мы с тобою любили двое, Но не вместе в любви захлебнулись. Нашу лодку разбили волны, И любовь потонула в пучине, Мы с тобою любили

Aleksander Olszewski I rok II stopnia Filologia rosyjska UW kwiecień 2013 Другу Знал бы ты, Друг, как сегодня мне хочется плакать! И мужики тоже плачут, чего тут скрывать! Серые дни, ненавистная мерзкая

ГУК «Областная библиотека для слепых им. Н. Островского», 1995. Анна Дмитриевна Абрамова родилась 28 января 1945 года в деревне Вечна Перемышльского района Калужской области в крестьянской семье. Инвалид

Контрольная работа к зачёту 1 Литература первой половины ХIХ века Задание А 1 Вариант 2 Часть 1 Творчество М.Ю.Лермонтова принадлежит эпохе 1) вторая половина ХVIII века 2) первая половина ХIХ века 3)

УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ! Приближается празднование Дня Победы! В ДОУ будет проходить фестиваль песен военных лет «Споемте друзья» Повторите вместе с детьми слова песен. «Катюша» Расцветали яблони и груши, Поплыли

МыслиVслух Мысли вслух СТИХИ И ПЕСНИ 16+ Новокузнецк Издательство «Союз писателей» 2017 Издательство «Союз писателей», 2017 МыслиVслух Мысли вслух СТИХИ И ПЕСНИ Новокузнецк Издательство «Союз писателей»

Как горят рукописи Знаешь, как горят рукописи? Это очень красивое зрелище. Пламя тихо листает страницы И навсегда отправляет в убежище забытья. Смотри. Сначала немеют краски. Мгновение белым по черному.

УДК 821.161.1-1 ББК 84(2Рос=Рус)6-5 Д30 Оформление Владимира Щербакова Макет вкладки Елены Ененко В книге использованы фотографии: Наталья Логинова / Russian Look; Владимир Вяткин, Маршани / РИА Новости

ДИКИЕ ЯГОДЫ (первая книга) Стихи Евгении Худяковой пронизаны духовностью и таинственностью. Они многогранны, лиричны и светлы. Характер автора, душевное её состояние, весь её внутренний мир, ощутимы в

«Нам не дано предугадать, как слово наше отзовется» (тема поэта и поэзии в творчестве М. И. Цветаевой) Поэтов путь: жжя а не согревая, Рвя, а не взращивая взрыв и взлом, Твоя стезя, гривастая кривая, Не

Вита Пунская Мистерия духа Мистерия духа Песнь Господня Ты это снег, целующий прохожих, Ты это дождь, танцующий в полях, Ты это сон, на волшебство похожий, Ты это крыльев лебединых взмах. Ты это искра

Лучшие переводы стихотворений Роберта Бёрнса учащихся 8-х классов Жуков Павел, 8а класс В горах моё сердце, не здесь и не тут В Горной стране, оленя преследуя, В погоне за диким оленем, косулей Моё сердце

В центре лирики Лермонтова - романтический герой, ищущий свободы и стремящийся к идеальному миру, миру истинных чувств. Окружающий мир враждебен и чужд, герой воспринимает это мир как преграду на пути

«Поэтам больней, чем прохожим» Галина ЛАРСКАЯ - 06 мая 2017 Body Ранние стихи И тише, тише, ниже, ниже Плакучих вод, дремучих трав Сойду к земле печальный нищий, К обрыву, где витает прах. Перед последним

// Тема любви в поэзии А. А. Блока и С. А. Есенина Творческий путь как А.А.Блока, так и С.А.Есенина был сложным и трудным, исполненным резких противоречий, но в конечном счете прямым и неуклонным. Я думаю,

Иутинская Галина Ивановна преподаватель русского языка и литературы Областное государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Костромской колледж бытового сервиса» г. Кострома КОНСПЕКТ

ХАРКІВСЬКИЙ ПРИВАТНИЙ ЛІЦЕЙ «ПРОФЕСІОНАЛ» ХАРКІВСЬКОЇ ОБЛАСТІ ПОЭЗИЯ - МУЗЫКА СЛОВ (Праздник поэзии для учащихся старших классов) Учитель Чебослаева В.Ф. 2. ПРАЗДНИК ПОЭЗИИ Вступительное слово учителя:

12 1913г. СТАРООБРЯДЧЕСКАЯ МЫСЛЬ. 1115-1117 Есть цветок, божественный цветок верьте!... На востоке безграничного океана, далеко от суши и всего, что живет на суше, из-под воды выглядывает старый камень.

Сценарий тематического мероприятия, посвященного Дню Победы для детей старшего дошкольного возраста Цель: - Формировать у детей чувство патриотизма, воспитывать любовь к Родине; - Знакомить детей с образцами

МКДОУ детский сад «Аленький цветочек» п. Полотняный Завод «День народного единства» Досуговое мероприятие для детей старшего дошкольного возраста (от 5 до 7 лет) 4 НОЯБРЯ ДЕНЬ НАРОДНОГО ЕДИНСТВА 1 Подготовили

Мотивы поэмы А. С. Пушкина «Медный всадник» в поэзии Серебряного века Выполнила: Родионова Анна, гимназия 184 Научный руководитель: Алешина Г.Н. Что такое мотив? Совокупность представлений и идей Может

Ссылка на материал: https://ficbook.net/readfic/6537333 Alia geminos Направленность: Джен Автор: Septi Riddl (https://ficbook.net/authors/1575660) Фэндом: Пушкин Александр «Евгений Онегин», Лермонтов Михаил

1 Пусть солнце, мир, любовь и дети Вам будут радостью большой! Живите в мире и согласьи До вашей свадьбы золотой! Пусть солнце светит только вам, Для вас растут цветы, Весь мир и солнце вам к ногам - Семьею

// Мотивы лирики М.Цветаевой Жизнь посылает некоторым поэтам такую судьбу, которая с первых же шагов сознательного бытия ставит их в самые благоприятные условия развития природного дара. Такой (яркой и

МОУ «СОШ с. Грачев Куст Перелюбского муниципального района Саратовской области» Предложения односоставные и двусоставные Урок в 8 классе на методическую неделю составила учитель русского языка и литературы

1 Желтеет за окном. Скользят лучи косые. Хочу тебе сказать я тихие стихи. Мать воду родника нам в ведрах приносила. Мои стихи теперь, как та вода, тихи. Пусть так теперь звучат стихов моих признанья, Как

УДК 821.222.1-1 ББК 84(0)3-5 О-57 О-57 Омар Хайям. Мой закон: быть веселым и вечно хмельным / Омар Хайям. Москва: Издательство «Э», 2016. 320 с. (Народная поэзия). ISBN 978-5-699-68336-9 Четверостишия

Оксана Лысак Родилась 28 марта 1990 года в г. Шебекино. Затем семья переехала в с. Красная Поляна Шебекинского района. В 2005 году Оксана, окончив с отличием 9 класс общеобразовательной школы, поступила

ФАМИЛИЯ ИМЯ ОТЧЕСТВО Название Издательство «Центро-Букс» Челябинск, 2015 УДК 82-1 ББК 84(2Рос-Рус)1 Л 49 НАЗВАНИЕ РАЗДЕЛА Фамилия Имя Отчество. Название. Челябинск: Издательство "Центро-Букс", 2015. 200

История создания романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин» Поэт и его герой Рисунки Пушкина Пушкин писал роман более семи лет (1823-1830) и публиковал его отдельными главами: первая глава романа появилась отдельной

Эпитафии маме -601- Ты нас покинула, родная, Настал разлуки скорбный час, Но всё по-прежнему живая, Ты в нашем сердце среди нас -602- Вы, листочки, не шумите, нашу маму не будите. -603- Безвременно ушла

Evžen Oněgin (Евгений Онегин) Александр Сергеевич Пушкин Пушкин работал над Евгением Онегиным более семи лет с 1823 по 1831 год. Сам Пушкин определил жанр как роман в стихах. Важнейшее отличие романа в

Стихи о любви СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК ЛИРИКА Издательство АСТ Москва УДК 821.161.1-1 ББК 84(2Рос=Рус)6-5 С 32 С32 Серебряный век. Лирика / Москва: Издательство АСТ, 2017. 256 с.: ил. (Стихи о любви). ISBN 978-5-17-105273-7

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа 37 города Смоленска Моя семья в годы Великой Отечественной войны В память о моём деде Герое Советского Союза 2014 год

Ольга Сергеевна Галюк Автобиография Я родилась в городе Якутске, а детство и юность прошли в Нижнеколымском районе села Колымское. Навсегда в памяти остались широкие просторы Колымы, весенние миражи, ночное

Стихи о борьбе с огнем Пожарник вот профессия, Достойная наград, Вы люди с большим сердцем, Вам каждый будет рад. Работа у вас сложная, Но все же, тем не менее, Вы герои настоящие, И это наше мнение! На

Тема любви в поэзии А. А. Ахматовой В ХIХ веке было много женщин, писавших стихи, часто даже стихи хорошие: это и Каролина Павлова, и Евдокия Растопчина, и Мирра Лохвицкая. Однако великая духовная энергия

Фамилия Имя Отчество Название Типография «Ультрадрук» Киев, 2016 УДК 82-1 ББК 84(2Рос-Рус)1 Л 49 Название раздела Фамилия Имя Отчество. Название. Киев: типография «Ультрадрук», 2016. 200 с. Ваша аннотация

Анна КОРЖАВИНА ИДУ В ВОЛШЕБСТВО Стихи Ночь. Скрип пера. Все слова твои святы! Утром игра, Утром расплата. Там, где мечты, Там же и бездны Все, что не ты, Неинтересно. Нам удалось Не разминуться Медленно

«Прохожий, остановись» Вводный урок по знакомству с жизнью и творчеством Марины Цветаевой в форме веб-квеста Предмет: литература Класс: 11А Провела: Яурова А.Ф., учитель первой квалификационной категории

Сценарий торжественной линейки, посвящѐнной памяти героя- афганца П.Свищѐва Автор заместитель директора по ВР Алфимова И.В. (Во время построения классов звучит аудиозапись группы «Голубые береты») 1Ведущий:

«Евгений Онегин» Александр Сергеевич Пушкин C.О.Борисова 8-й класс 1 Александр Сергеевич Пушкин 1799-1837 величайший национальный русский поэт, драматург и прозаик. 2 «И даль свободного романа Я сквозь

Ночная встреча Явление первое Какая ночь! Какая тишина!.. В горах как будто только мы да звёзды. Усталые стада легли на отдых. День для труда, а ночь для сна дана. Спят овцы. Спит усталый Вифлеем. Мы -

«О, я хочу безумно жить!» (по лирике А. А. Блока) О, я хочу безумно жить! Все сущее увековечить, Безличное очеловечить, Несбывшееся воплотить! А. Блок Блок! Без него я не могу представить нашу большую

ПРАВОСЛАВНЫЙ ИНСТИТУТ СВЯТОГО ИОАННА БОГОСЛОВА II ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ «В НАЧАЛЕ БЫЛО СЛОВО» Школьный тур, 31 октября 14 г. Дата проведения октября 14г. ЗАДАНИЯ ПО ЛИТЕРАТУРЕ. 9 класс, I вариант Полное

Не гаснет памяти свеча 5 мая 2017 года в актовом зале АРИПК состоялась встреча в литературно-музыкальной гостиной «Не гаснет памяти свеча». Участниками встречи были сотрудники АРИПК. Погружение в тему

Www.a4format.ru Блок А.А. Собрание сочинений. В 8 т. Т. 3. М. Л.: Государственное издательство художественной литературы, 1960. А.А. Блок Кармен (1914) Л. А. Д. Как океан меняет цвет, Когда в нагроможденной

ПЛАТЬЕ Младшая сестра: - Проснись, проснись моя сестра, Уж солнце над домами встало. И, расскажи о чём во сне С улыбкой радостной шептала. О, снилось мне: я - на балу! О нём давно уже мечтала. Была я в

Межрегиональная олимпиада школьников «Высшая проба» 2015-2016 учебный год МАТЕРИАЛЫ ЗАДАНИЙ ОТБОРОЧНОГО И ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОГО ЭТАПОВ ОЛИМПИАДЫ, ОТВЕТЫ НА ЗАДАНИЯ ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОГО ЭТАПА ПЕРВЫЙ (ОТБОРОЧНЫЙ) ЭТАП

Наша жизнь* 9 июня 2017 года (отрывок из повести) Валентин Серов. "Пушкин в парке". 1899 г. Тишина в осеннем парке. Минуты сосредоточения. Вот-вот творческое напряжение разрядится и стихи свободно потекут!...

Задания 1 тур 10 класс Задание 1. Многие образы, созданные русскими писателями, получали прямо противоположные оценки в критике. Знаете ли вы, кому принадлежат эти суждения? Как объяснить разницу в трактовках

МКДОУ «Пролетарский детский сад» 2014 г. Под звуки марша «День победы» Д. Тухманова в зал входят дети, садятся на места. Вед. Сегодня, ребята, вся наша страна отмечает самый славный праздник День победы.

Под музыку «Девчата» выходим в зал Сценарий (визитка) Взгляни, полна народу зала, Музыка уж греметь устала, Толпа волненьем занята, Кругом и шум, и теснота Друзья Бальмонта и Гайдара Явились мы сюда недаром!

Одна из вечных тем в литературе тема любви проходит через все творчество В. Маяковского. «Любовь это сердце всего. Если оно прекратит работу всё остальное отмирает, делается лишним, ненужным. Но если сердце

Сценарий торжественного открытия Дня науки Звучат фанфары - Опять апрель на белом свете, На школьной радостной планете. Природа снова оживает: Звенит, поет, благоухает. - И снова чудо в нашем зале: Каких

Ревела буря, дождь шумел; Во мраке молнии летали, И бесперерывно гром гремел, И ветры в дебрях бушевали Ко славе страстию дыша, В стране суровой и угрюмой На диком бреге Иртыша Сидел Ермак, объятый думой.

Анализ стихотворения к елене бальмонт >>> Анализ стихотворения к елене бальмонт Анализ стихотворения к елене бальмонт Музыка нашей поэзии в ноты свои любовно занесет его звучное имя. Но и то, что он умеет,

Образно-поэтический язык запаха в лирике К.Бальмонта Выполнила: ученица 10 класса Боровинская Юлия Руководитель: учитель русского языка и литературы Минаева Галина Викторовна Актуальность данной работы

ГБОУ Школа 1125 имени Я.Н. Федоренко Сценарий музыкально-литературной композиции «Ратные поля России» Разработали сценарий и оформление: Грошева Т.Н., Козлова Т.Ф., Полякова И.В., Семенова Н.П. Москва

В колыбели ноября уснула осень, Невзначай укрывшись пледом снежным Ничего не скажешь и не спросишь, У меня отняв тепла надежду. Обними, укутай замерзаю Завари мне чай, только покрепче. Что там дальше будет,

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида 14 «Березка» Сценарий праздника «Мамочке любимой» Волжск 2013 Выполнила: музыкальный руководитель Отмахова О.Л. Ведущая:

2014/2015 Санкт-Петербургская олимпиада по русскому языку и литературе для детей с ограниченными возможностями здоровья 11-12 классы Фамилия, имя Школа Класс Учитель Задание 1. Определите и запишите номера

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА "Эй, славяне!"

Муниципальное бюджетное учреждение «Средняя общеобразовательная школа 3 МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА "Эй, славяне!" Цели и задачи праздника 1. Создание благоприятных условий для творческого развития детей в

Последние материалы раздела:

Реферат: Школьный тур олимпиады по литературе Задания
Реферат: Школьный тур олимпиады по литературе Задания

Посвящается Я. П. Полонскому У широкой степной дороги, называемой большим шляхом, ночевала отара овец. Стерегли ее два пастуха. Один, старик лет...

Самые длинные романы в истории литературы Самое длинное литературное произведение в мире
Самые длинные романы в истории литературы Самое длинное литературное произведение в мире

Книга длинной в 1856 метровЗадаваясь вопросом, какая книга самая длинная, мы подразумеваем в первую очередь длину слова, а не физическую длину....

Кир II Великий - основатель Персидской империи
Кир II Великий - основатель Персидской империи

Основателем Персидской державы признается Кир II, которого за его деяния называют также Киром Великим. Приход к власти Кир II происходил из...