Конная кавалерия в годы вов. Миф о бесполезной кавалерии

Амурская военная флотилия

Знамя флотилии

Общие данные

Численный состав

Техника (по состоянию на 1910 г.):

  • Техника надводная - 33 ед..

Техника (по состоянию на 1945 г.):

  • Техника надводная - 126 ед..

Техника (по состоянию на 1997 г.):

  • Техника надводная - 82 ед..

Военные конфликты

Орден Красного Знамени

История флотилии

Первое формирование

Русские землепроходцы впервые появились на Амуре в середине XVII в. Это были отдельные отряды казаков, собиравшие дань с коренного населения. И только в середине XIX века, вследствие продуктивной деятельности генерал-губернатора Восточной Сибири Н.Н.Муравьева-Амурского, экономическая жизнь на одних из самых дальних регионах России существенно оживилась. Так, в 1850-1855 гг. гидрографическими описаниями реки занялась Амурская экспедиция под командованием капитана 1 ранга Г.И.Невельского (несколько офицеров и 60 матросов).

Н.Н.Муравьев-Амурский

Весна 1852 года ознаменовалась началом парового судоходства на Амуре, когда в его воды вышел пароход «Аргунь», построенный на Шилкинском заводе. 14 мая Н.Н.Муравьев-Амурский на 77 судах отправился из Нерчинска в первую военную экспедицию. На караване судов перевозилось большое количество материалов, инструментов, боезапас и запас продовольствия на два года. С этой экспедиции началось массовое освоение Дальнего Востока. В 1854 году второй караван доставил сотню лошадей и всевозможные запасы на два года вперед.

Весной 1857 года переселение казаков стало намного интенсивнее, так как в Николаевске-на-Амуре собрали и спустили на воду два парохода Сибирской флотилии «Амур» и «Лена». К концу года на Амуре насчитывалось уже 17 казачьих станиц, в которых разместились три конные сотни и два армейских батальона с дивизионом полевой артиллерии. Число населения обоих полов составило 1850 человек, но уже в 1858 году возросло до 2350, а станиц - до 32. Тогда же сформировался конный полк и переселение пеших казаков в станицу Хабаровку (ныне город Хабаровск).

Стремление создать Амурскую речную флотилию впервые появилось в 1885 году, но из-за экономических соображений решение не свершилось. В 1897 году, несмотря ни на что, начала свою деятельность немногочисленная Амуро-Уссурийская казачья флотилия . На ряду с этим пароходы Амуро-Уссурийской казачьей флотилии , а также Министерства путей сообщения: «Селенга», «Сунгари», «Газимур», «Амазор», «Хулок» и другие пришлось вооружить легкой артиллерией и пулеметами. Для этого начальник Владивостокского порта выделил 10 - 4-фунтовых пушек образца 1867 г., а так же 3 - 47-мм орудий Hotchkiss . В 1900 году создание речной флотилии рассматривалось в межведомственной комиссии, работавшей по инициативе Военного министерства.

Русско-японская война

Во время Русско-японской войны 1904-1905 гг. срочная потребность обороны реки возросла, так как Китайско-Восточная железная дорога (далее для удобства будет использоваться аббревиатура КВЖД) не справлялась с перевозкой необходимых грузов и большая часть их переправлялась по рекам Амурского бассейна. Из-за неподготовленности канонерских лодок, строившихся в Сормово, пришлось воспользоваться колесными пароходами и винтовыми катерами Военного ведомства и Корпуса пограничной стражи, а также баржами Амурского общества пароходства и торговли и Министерства путей сообщения, поспешно снабдить их артиллерией и этими плавучими батареями укрепить несколько важных стратегических пунктов по Амуру. Кроме того, с Балтийского флота по железной дороге дополнительно перевезли миноноски и спустили их на воду в поселке Кокуй.

После окончания неудачной для Российской империи войны (В 1905 г. Портсмутский мирный договор отрезал от центра России южноуссурийский театр, наложив запрет на пользование КВЖД в стратегических целях.) значение развития путей сообщения Амурского бассейна, как единственной на Дальнем Востоке линии сообщения возросло до небывалых масштабов. Специально для развития этого региона на верфях были заложены 4 мореходные канонерские лодки типа «Гиляк» для защиты низовьев Амура. Но из-за чрезмерного веса осадка судов оказалась слишком велика для рек, и их было решено оставить на Балтике. Но взамен их, в Сормово были заложены восемь более мощных башенных канонерских лодок типа «Шквал» . Среди речных кораблей мира они имели самое мощное артиллерийское вооружение и противоснарядное бронирование. Кроме того, в состав флотилии вошли 10 посыльных судов, а по существу - артиллерийских бронекатеров типа «Штык». Приказом Морского ведомства от 28 ноября 1908 была сформирована Амурская речная флотилия . Базой флотилии был назначен город Хабаровск. К лету 1910 года корабельный и судовой состав флотилии был укомплектован полностью.

Второе формирование

Революция и Гражданская война

канонерская лодка «Орочанин» и посыльное судно «Пика»

В декабре 1917 г. ,без всяких сопротивлений, флотилия подняла красные флаги, вступив в состав Рабоче-крестьянского Красного флота (РККФ) . В июле-сентябре 1918 г. флотилия принимала участие в борьбе с японскими интервентами, белогвардейцами, чехословацкими воинскими частями. 7 сентября 1918 г. находившиеся на приколе в Хабаровске основные силы флотилии были захвачены японцами и вошли в состав японской флотилия на реке Амур, а канонерская лодка «Орочанин» , посыльное судно «Пика» вместе с 20 гражданскими пароходами и 16 баржами ушли в верховья реки Зеи, где были затоплены экипажами в конце сентября 1918 г. во избежание захвата. Амурская флотилия как соединение перестало существовать. Белая армия пыталась создать свою флотилию на реке Амур, но этому воспрепятствовали японские интервенты. В 1919 часть кораблей была взорвана во избежание захвата красными партизанами, оставшиеся на плаву суда были сформированы в только что образованную Амурскую флотилию Народно-революционной армии Дальневосточной Республики. Из-за захвата Хабаровска в 1920 году, некоторое время штаб находился в Благовещенске.

К лету 1921 года после ремонта ввели в строй шесть канонерских лодок , пять вооруженных пароходов, шесть катеров, шесть тральщиков, около 20 вспомогательных судов. С апреля 1921 года флотилия подчинялась штабу Морских сил ДВР. Она взаимодействовала с сухопутными войсками на реках Амур и Уссури, обороняла минно-артиллерийскую позицию в районе Хабаровска. С ноября 1922 года по сентябрь 1926 года входила в состав Морских сил Дальнего Востока как Амурская речная военная флотилия . В мае 1925 г. дипломатическим путём удалось получить от Японии уведенные ею речные корабли. 6 сентября 1926 года, после упразднения Морских сил Дальнего Востока, непосредственно подчинена начальнику Военно-Морских Сил РККА. 29 сентября 1927 года переименована в Дальневосточную военную флотилию.

Межвоенный период

бронекатер пр.1124 смешанной компоновки (одна башня танка Т-34, одна установка «Катюша»)

После всех бед, навалившихся одновременно, флотилия пришла в плачевное состояние. Большая часть кораблей стояло в затонах без двигателей (во время Первой Мировой Войны дорогостоящие дизельные двигатели были перевезены на основные театры боевых действий) или уничтожены, оставшиеся корабли были в достаточно запущенном состоянии. Но начиная с первой половины 1920-х потрепанная флотилия начала с огромным энтузиазмом возвращаться к жизни. Корабли, оставшиеся от Российской Империи ремонтировали, модернизировали и перевооружали. В 1927 году с Черного и Балтийского морей пришло несколько бронекатеров. Итого после начала второй жизни флот насчитывал: 7 канонерских лодок типа «Шквал» , 5 канонерок типов «Бурят» и «Вогул» и 7 бронекатеров типов «Партизан», «Копьё», «К» и «Н».

В 1929 году флотилия принимала участие в боях с китайскими милитаристами в ходе конфликта на КВЖД. Сразу после захвата КВЖД китайскими войсками, начались обстрелы советских светофоров и ближайших населенных пунктов. В октябре 1929 г. началась активная фаза, и Амурская флотилия наступала по Сунгари до города Фуцзинь. 11 октября 1929 года у Лахасусу (Тунцзян) в устье Сунгари произошло полномасштабное артиллерийское сражение основных сил речных флотилий, закончившееся полным разгромом противника - Сунгарийской флотилии. 20 мая 1930 за слаженные и продуктивные действия по разгрому "белокитайцев" флотилия была награждена орденом Красного Знамени и стала называться Дальневосточной Краснознаменной военной флотилией.

С 1935 по 1941 год Амурская Краснознаменная военная флотилия пополнилась современными речными кораблями новой постройки. В список нововведений входили: монитор «Активный» , большие бронекатера пр.1124 с двумя башнями танка или двумя установками «Катюша» и малые бронекатера пр.1125. Так же в 1941 году корабельный состав пополнился 8 канонерскими лодками из бывших пассажирских пароходов, минными заградителями и остальными боевыми судами.

Великая отечественная война

По существу, Амурская военная флотилия не принимала участие во Второй мировой войне , но сделала огромный вклад в победу над японской Квантунской армией и вооруженными силами марионеточных государств, созданных Японией на территории Маньчжурии и Северной Кореи. Вся флотилия , в составе 126 боевых кораблей, 68 самолетов и 12,5 тысяч личного состава (флотилия противника состояла из 26 боевых кораблей, трех полков пехоты с 50 десантными мотоботами и 60 моторными лодками), в период с 9 августа– 2 сентября 1945 г. проводила особо важную для победы Маньчжурьскую операцию. Главной целью было обеспечить безопасный переход сухопутных сил через реки Амур и Уссури, содействовать наступлению войск фронта на сунгарийском на­правлении. Помимо прочего, она должна бы­ла не допустить форсирования против­ником этих рек и обеспечивать свои коммуникации; по мере нашего продви­жения вдоль Сунгари осуществлять пе­реправу личного состава и техники; уничтожать переправы и подавлять точки сопротив­ления врага на прибрежных участках, а также его корабли.

высадка десанта с монитора «Дальневосточный комсомо­лец»

В ночь на 9 августа 1945 г. началось форсирование крупных водных преград. Заблаговременно корабельная и полевая артиллерия провела артиллерий­скую подготовку. Наступление в полосе 15-й армии началось с действий передо­вых и разведывательных отрядов по за­хвату островов на Амуре. 9 августа 2-я бригада кораблей выса­дила десант на подступах к узлу сопро­тивления Фуюань (устье Уссури) и под­держала его артиллерийским огнем. 10 августа форсирование Амура осу­ществлялось одновременно на всем его протяжении от устья Уссури до его вер­ховьев. Корабли флотилии высадкой штурмовых групп и огнем оказывали помощь войскам в захвате опорных пунктов противника на противоположном берегу. Уп­равление боем за высадку и на берегу осуществляло командование 2-й брига­ды кораблей и 630-го стрелкового полка с монитора «Дальневосточный комсомо­лец». Район десантирования прикрывался истребителями. К 16 часам войска овладели городом.

Перед кораблями флотилии была по­ставлена новая задача - в кратчайший срок перебросить на захваченные плац­дармы силы вторых эшелонов. Для это­го оборудовали три крупные (Ленинская, Сахалянская, Константиновская) и пара малых переправ. Результативная их работа достигалась путем согласованных действий органов военных соообщений фронта, флотилии и военно-транспортной службы Нижне-Амурского бассейна. На каждой переправе создавалась военная комендатура, занимающаяся вопросами организации. За короткий срок через Амур были переправлены десятки тысяч людей, огромное количество боевой тех­ники и различного военного имущества. В ходе Сахалянской операции войска 2-й Краснознаменной армии, 101-го укрепленного района и Зее-Бурейская бригада речных кораблей, форсировав Амур, за два дня в упорных боях овла­дели тремя плацдармами на его правом берегу (Сахалян, Айгунь и Цикэ). Раз­вивая наступление на цицикарском на­правлении, войска овладели позициями чжаланьтуньского узла сопротивления, уничтожили бронированные соединения врага. 18 августа был очищен от против­ника г. Суньу. Моряки Сретенского отдельного диви­зиона успешно действовали в верхнем течении Амура. Совместно со стрелко­выми частями и пограничниками они овладели крупным узлом сопротивления врага - Мохэ. Экипажи бронекатеров Ханкайского отдельного отряда разгро­мили пограничные гарнизоны, коменда­туры, заставы и уничтожили важные ог­невые точки на северном побережье озе­ра Ханко. В результате согласованных действий войск 2-го Дальневосточного фронта, кораблей Амурской флотилии и погра­ничных частей все побережье Амура в течение трех дней было освобождено от японцев. Захваченный врасплох против­ник не сумел организованно использо­вать речную флотилию для противодей­ствия форсированию рек и развитию на­ступления вдоль Сунгари. Вот как говорил об этой операции маршал СССР К.А.Мерецков:

Через десять лет после победоносного окончания войны, в августе 1955 года флотилия переформирована в Краснознамённую Амурскую военно-речную флотилию Тихоокеанского флота. С 1961 года на реке Амур существовала бригада строящихся и ремонтирующихся кораблей, затем дивизия речных кораблей ТОФ. Указом президента РФ (В.В.Путин) от 7 июня 1998 г. Амурская пограничная речная флотилия расформирована из-за недофинансирования. Соединение было решено разделить на отдельные бригады пограничных сторожевых кораблей и катеров.

Организационный состав

Первое формирование

Штаб

Штаб первого формирования находился в городе Хабаровск.

Краснознаменная Амурская флотилия в боях против Японии в 1945 году. August 9th, 2011

Краснознаменная Амурская флотилия в боях против Японии в 1945 году. Сунгарийский поход.
Часть первая.
КАФ в годы Великой Отчественной войны.Подготовка к войне с Японией.



После разгрома фашисткой Германии Япония осталась единственным государством Оси, продолжавшим военные действия. Не смотря на резкое ухудшение международной обстановки, она твердо стояла за продолжение войны, рассчитывая упорной обороной добиться выгодного для себя мира. Для ведения затяжной войны Япония располагала достаточно крупными силами. И расчеты японского командования оправдывались. Операции американо-английских вооруженных сил на подступах к Японии развивались крайне медленно. Такое развитие операций не предвещало скорого окончания войны с Японией, и это заставило союзников обратится за помощью к Советскому Союзу.
Советский Союз вступил в войну с Японией согласно решению Крымской конференции глав правительств СССР, США и Великобритании, проходившей в феврале 1945 г. На Потсдамской конференции глав государств, состоявшейся в июле 1945 г., правительства Соединенных Штатов и Англии подтвердили свою заинтересованность во вступлении нашей страны в войну с Японией.
Советским Вооруженным Силам предстояло вести боевые действия преимущественно на территории Маньчжурии и Кореи, а также на Сахалине и Курильских островах, т.е. на фронте, превышающем 6 тысяч км. Вдоль границы СССР противник имел 21 укрепленный район
Несмотря на то, что Япония втянулась в затяжную войну против Китая и вела на широком фронте военные действия против американских вооруженных сил, она постоянно усиливала Квантунскую армию. Если в июне 1941г. численность ее не превышала 300 тыс. человек, то на 1 января 1942г. она составляла 1 100 тыс. человек (примерно 35% всей японской армии), т.е. возросла за полгода в 4 раза. Приграничные реки в период Великой Отечественной войны неоднократно становились местом провокаций.
За годы войны Амурская флотилия послала на фронт 9542 моряка, сражавшихся на различных флотах и фронтах. В период с 25 февраля по 2 марта 1945г. Военный совет Краснознаменной Амурской флотилии провел двустороннюю оперативную игру на тему «Содействие наземным войскам в наступательной операции вдоль водного рубежа с форсированием укрепленного водного рубежа и уничтожением флотилии противника», которая была подготовкой к советско-японской войне.


Корабли КАФ в Осиповском затоне (середина 40х)
К началу войны с Японией Амурская флотилия имела в своем составе четыре бригады речных кораблей, Сретенский отдельный дивизион речных кораблей, Ханкайский и Уссурийский отдельные отряды бронекатеров. На 1 июля 1945 г. в составе флотилии числилось: восемь мониторов, 11 канонерских лодок (три специальной постройки, и восемь колесных из числа мобилизованных судов), 52 бронекатера, 12 колесных речных тральщиков, 36 катерных тральщиков, семь минных катеров типа Я-5 с НУРС, один минный заградитель, один сетевой заградитель, пять плавучих зенитных батарей (в том числе три самоходных), 15 полуглиссеров, три сторожевых катера, три плавучие базы и один штабной корабль. Однако из числа указанных выше кораблей часть находилась в капитальном ремонте. Например, из восьми мониторов — два («Киров» и «Дзержинский»), из пяти канонерских лодок специальной постройки - две («Красное Знамя» и «Бурят»). С началом военных действий в оперативное подчинение флотилии перешли все сторожевые катера пограничной охраны на реках Амур и Уссури. Также в составе флотилии имелось около 70 самолётов.


минный катер типа Я-5 с НУРС на Зее


Канлодка"Красная звезда" после модернизации.1945 год.


Пограничнй катер на Амуре.Конец 30-х

Первая бригада имела в своем составе мониторы Ленин, Красный Восток и Сунн-Ят-Сен; 1-й дивизион тщ (четыре колесных речных тральщика), 1-й отряд бка (катера пp.1124 N- 11, 12, 14, 23), 5-й отряд бка (катера пp.1124 № 20 и 47, катера типа Тревога № 91 и 92), 1-й и 2-й отряды катщ (по шесть катерных тральщиков), 1 отряд мка (семь минных катеров), самоходную плавбатарею N- 1234 и несамоходную плавбатарею N" 1231.
Вторая бригада имела в своем составе мониторы Свердлов и Дальневосточный комсомолец, 2-й дивизион тщ (четыре колесных речных тральщика), 2-й отряд бка (катера пр. 1124 N"-" 13, 21, 22, 24), 3-й отряд БКА (катера пp. 1124 № 51-54), 3-й отряд катщ (шесть катерных тральщиков), самоходную плавбатарею № 1232, несамоходную плавбатарею № 1230.


Монитор "Сердлов" 1945 год

Третья бригада имела в своем составе 1-й дивизион канонерских лодок (Пролетарий и Монгол), 3-й дивизион канонерских лодок (колесные канонерские лодки № 30, 31, 36 и 37), 4-й отряд бка (катера пp.1125 № 31-34), 4-й и 7-й отряд катщ (по шесть катерных тральщиков), самоходную плавбатарею № 1233, колесный минный заградитель Сильный.


Бронекатер Пр.1125 на Амуре.Начало 40-х.
Зее-Бурейская бригада кораблей имела в своем составе 2-й дивизион канонерских лодок (монитор Активный и канонерская лодка Красная Звезда, колесные канонерские лодки N" 32-35), 3-й дивизион тщ (три речных тральщика), 1-й дивизион бка (катера пp. 1124 № 41-46, 55 и 56), 2-й дивизион бка (катера пр. 1124 № 61-64 и катера типа К № 71, 73, 74, 74), 5-й отряд катщ (шесть катерных тральщиков), 2-й отряд глиссеров (5 ед.), 3-й отряд глиссеров (4 ед.).

Монитор "Активный"
Сретенский отдельный отряд речных кораблей имел в своем составе 1-й отряд бка (катера пр.1124 № 16-19) 2-й отряд бка (катера типа Н N" 81 и 84, катера типа Пика № 93 и 94), отряд глиссеров (АР 41 и 42).
Уссурийский отдельный отряд бронекатеров имел в своем составе катера пр. 1125 N" 26-29.
Ханкайский отдельный отряд бронекатеров имел в своем составе катера пp .1124 № 15, 25, 65 и 66.
В охрану рейдов Главной базы входили три сторожевых катера и боносетевой заградитель ЗБС-1.
Амурская речная флотилия располагала девятью отдельными дивизионами зенитной артиллерии, на вооружении которых состояло 76-мм орудий — 28, 40-мм зенитных автоматов «Бофорс» - 18 и 20-мм зенитных автоматов «Эрликон» - 24. Кроме этого флотилия располагала собственными ВВС в составе истребительного полка, отдельных эскадрильи и отряда. Всего имелось ЛаГГ-3 - 27, Як-3 - 10, Ил-2 - 8, И-153-бис - 13, И-16 - 7, СБ - 1, По-2 -3, МБР-2 - 3, Як-7у - 2, С-2 - 1 .
При этом, несмотря на заблаговременную подготовку к войне с Японией и наличие подготовленного резерва в виде двух европейских флотилий, Амурская флотилия была укомплектована офицерским составом только на 91,6%, а старшинским и рядовым - на 88,7%. Ситуацию нивелировало нахождение в ремонте четырех сравнительно крупных кораблей, а также хорошая специальная подготовка личного состава. Последнее отчасти объясняется тем, что в годы Великой Отечественной войны, даже в сравнении с Тихоокеанским флотом, Амурская флотилия находилась в постоянной готовности к отражению агрессии, а потому ее личный состав старались не растаскивать. Старшинский и большая часть рядового состава к тому времени прослужили по 6—8 лет, а большая часть офицеров пришли на флотилию 10-15 лет назад.
Главным командованием советских войск на Дальнем Востоке на Краснознаменную Амурскую флотилию была возложена весьма сложная и ответственная задача — обеспечить форсирование р. Амур войсками 2-го Дальневосточного фронта и содействовать их наступлению в Сунгарийской и Сахалянской операциях.
Следует заметить, что р. Амур — крупнейшая водная коммуникация Дальнего Востока, судоходная почти на всем ее протяжении (более 2800 км). Полноводны и ее притоки — Сунгари и Уссури. На важнейших направлениях вдоль государственной границы СССР с Северо-Восточным Китаем, пролегающей преимущественно по Амуру и Уссури, противник создал сильные укрепленные районы. Главные из них были: Сахалянский (напротив Благовещенска), Сунгарийский (прикрывающий вход в р. Сунгари) и Фуцзинский (в 70 км от устья Сунгари, защищавший подступы к Харбину). Укрепленные районы состояли из связанных ходами сообщения узлов сопротивления и опорных пунктов, основу которых составляли доты, дзоты, железобетонные сооружения. Краснознаменная Амурская флотилия (командующий контр-адмирал Н. В. Антонов) к началу военных действий имела в своем составе до 150 боевых кораблей и катеров и значительно превосходила по боевому составу и вооружению Сунгарийскую речную военную флотилию японцев.



План:

    Введение
  • 1 История Амурской военной флотилии
    • 1.1 Становление флотилии
    • 1.2 1895-1917 годы
    • 1.3 Амурская военная флотилия в годы Революции, Гражданской войны и интервенции
    • 1.4 Межвоенный период
    • 1.5 Амурская военная флотилия перед войной и в годы Второй мировой войны
    • 1.6 Послевоенный период
  • 2 Состав флотилии
    • 2.1 В 1910 году
    • 2.2 В мае-июне 1920 года
    • 2.3 Осенью 1921 года
    • 2.4 В октябре 1929 года
    • 2.5 В начале августа 1945 года
    • 2.6 В начале 1950-х годов
    • 2.7 В 1969 году
    • 2.8 В середине 1980-х годов
    • 2.9 В 1997 году
  • 3 Командующие флотилией
  • 4 Галерея
  • Примечания

Введение

Дивизион пограничных кораблей, 2010

Дивизион пограничных кораблей, 2005

Амурская флотилия (Амурская речная флотилия ) - несколько раз создававшееся соединение военных кораблей на реке Амур.


1. История Амурской военной флотилии

1.1. Становление флотилии

Первые русские боевые суда появились на реке Амур летом 1644 года - это были струги казачьего головы В. Д. Пояркова, который с небольшим отрядом в 85 человек совершил сплав по реке и после зимовки в низовьях Амура вернулся через Охотское море в Якутский острог.
Второй экспедиции под руководством атамана Е. П. Хабарова, которая вышла на Амур в 1650 году также на стругах, удалось на время создать русские поселения по Амуру, но после неудачных военных действий с цинским Китаем в 1689 г. по условиям неравноправного Нерчинского мира русские были вынуждены оставить Амур на 160 лет.

10 июля 1850 года в результате экспедиции капитан-лейтенанта Г. И. Невельского (впоследствии преобразованной в Амурскую экспедицию) низовья Амура стали вновь доступны для России, и 18 мая 1854 года построенный на реке Шилке пароход «Аргунь» Сибирской военной флотилии вышел в Амур и впервые осуществил сплав до низовьев, став первым кораблем Военно-Морского Флота России в верхнем и среднем течении этой реки.
Почти одновременно, в 1855 году в низовьях Амура совершила плавание винтовая шхуна «Восток» той же флотилии и паровой баркас «Надежда» Амурской экспедиции.
Ко времени заключения Айгунского трактата в 1858 г. и чуть позже (к 1863 г.) Россия имела на реках Амур и Уссури пару деревянных канонерских лодок и пароходы «Сунгача» и «Уссури» для плаваний по рекам Уссури, Сунгача и озеру Ханка. Все эти корабли организационно входили в состав Сибирской флотилии Морского ведомства.

Тем не менее, постоянного соединения Военно-Морского Флота на Амуре не существовало еще около 60 лет, несмотря даже на обострения в отношениях с Китаем в 1860 и 1880 гг.
По Амуру и его притокам с 1860-х гг. ходили частные и казённые пароходы, часть из которых принадлежала Военному ведомству и могла вооружаться: «Зея», «Онон», «Ингода», «Чита», «Константин», «Генерал Корсаков». На Амуре также находились невооруженные пароходы Сибирской флотилии «Шилка», «Амур», «Лена», «Сунгача», «Уссури», «Буксир», «Польза», «Успех», винтовые баркасы и баржи.
Пароходы, в основном, занимались хозяйственными перевозками и снабжением.
К концу XIX века по Амуру и притокам ходили 160 паровых судов и 261 баржа.


1.2. 1895-1917 годы

Первое соединение появилось в 1895-1897 гг., хотя оно и не было военно-морским.
Для обороны линии границы, обслуживания казачьих станиц, расположенных на берегах Амура, Уссури и Шилки, была создана Амурско-Уссурийская казачья флотилия .
Состояла она первоначально из пароходов «Атаман» (флагман), «Казак Уссурийский», парового катера «Дозорный», барж «Лена» и «Булава». В экипажах числились забайкальские, амурские, уссурийские казаки.
Старший командир (должность, приравненная по статусу к должности командира отдельной казачьей сотни) до 1901 г. - Д. А. Лухманов.
Флотилия базировалась на реке Иман и подчинялась Приамурским казачьим войскам и довольно успешно защищала русских подданных от нападений китайских хунхузов, осуществляла перевозку грузов и пассажиров до 1917 года.

Боксёрское восстание 1900 г., во время которого боксёрские и хунхузские шайки обстреливали русские суда на реке, показало необходимость фактического владения водами Амура и его притоков. Кроме того, подавление этого восстания вылилось для России в настоящую войну с регулярными китайскими войсками, в ходе которой русские войска обороняли КВЖД, Харбин и заняли Маньчжурию. В ходе этих боевых действий военное командование приняло ряд срочных мер: были вооружены полевой артиллерией пароходы Управления водных путей «Хилок», «Третий», «Газимур», «Амазар», «Селенга» и «Сунгари». Пароходы подчинялись армейскому командованию. Их экипажам, а также казакам Амурско-Уссурийской флотилии, под огнём китайцев приходилось сопровождать гражданские пароходы по Амуру, а также прорываться в Харбин по Сунгари.

Во время во время русско-японской войны 1904-1905 гг. на Амуре находились 6 вооруженных пароходов («Селенга», «Хилок» Военного ведомства, «Третий», «Шестой», «Восемьнадцатый», «Аскольд» Пограничной стражи), пограничные катера «Артур» и «Часовой», 7 152-мм двухорудийных плавучих несамоходных батарей Сибирской флотилии («Беркут», «Орел», «Лунгин», «Чибис», «Гриф», «Сокол», «Крахаль»), 17 устаревших миноносок (№ 3, № 6, № 7, № 9, № 18, № 47, № 48, № 61, № 64, № 91, № 92, № 93, № 95, № 96, № 97, № 98, № 126) и полуподводная миноноска (торпедный катер) «Кета» Сибирской флотилии. Базируясь, в основном в Николаевске, эти корабли осуществляли воинские перевозки, осуществляли противодесантную оборону устья Амура и залива Де-Кастри, хотя непосредственного участия в боевых действиях не принимали (кроме «Кеты»).

Еще до русско-японской войны, в 1903 году, Морское ведомство принимает решение о создании постоянной военно-морской флотилии на Амуре и постройке для нее специальных военных судов. Незадолго до окончания боевых действий, 2 апреля 1905 года был образован Отдельный отряд судов Сибирской флотилии , включавший в себя все военные корабли на реке Амур.

По окончании неудачной для России войны значение военных кораблей на Амуре ещё более возросло. Для Отдельного отряда были заложены 4 мореходные канонерские лодки типа «Гиляк» для защиты устья Амура и 10 речных канонерских лодок с малым углублением для защиты его верховья («Бурят», «Орочанин», «Монгол», «Вогул», «Сибиряк», «Корел», «Киргиз», «Калмык», «Зырянин» и «Вотяк»). Речные канонерские лодки строились на Сормовского заводе, перевозились по железной дороге и собирались в 1907-1909 гг. в Сретенске. Лодки оказались довольно мощными артиллерийскими кораблями, способными оперировать в сложных условиях Амура и Уссури. По окончании постройки лодок завод стал строить пароходы и баржи для частных заказчиков.

Приказом по Морскому ведомству от 28 ноября 1908 г. все амурские суда, причисленные к Сибирской флотилии, были объединены в Амурскую речную флотилию с оперативным подчинением ее командующему войсками Приамурского военного округа. В состав флотилии были назначены более сильные башенные канонерские лодки, построенные в 1907-1909 гг. Балтийским судостроительным заводом и собранные к 1910 г. в поселке Кокуй Читинской губернии («Шквал», «Смерч», «Вихрь», «Тайфун», «Шторм», «Гроза», «Вьюга» и «Ураган»). Эти речные канонерские лодки являлись самими мощными и совершенными речными кораблями в мире для своего времени. Кроме того, в состав флотилии были включены бронированные посыльные суда типа «Копьё» - первые в мире бронекатера (хотя этого термина тогда еще не существовало).

Базировалась флотилия в Осиповском затоне под Хабаровском. Основным недостатком была слабость системы базирования. Судостроительная база у флотилии отсутствовала, так как мастерские в Кокуе (будущий Сретенский завод) обеспечивали только сборку построенных в европейской части России кораблей, а также строительство небольших паровых гражданских судов. Судоремонтная база существовала в виде кустарных портовых мастерских в том же Осиповском затоне.

Существование флотилии сильно помогло в 1910 при пересмотре договора с Китаем о судоходстве по Амуру и его притокам. Однако начавшаяся первая мировая война вынудила произвести частичное разоружение главных боевых кораблей флотилии - с них были сняты и отправлены на Балтику и Черное море остро дефицитные дизели, 152- и 120-мм орудия. Большинство кораблей передано в Хабаровский порт на хранение.


1.3. Амурская военная флотилия в годы Революции, Гражданской войны и интервенции

В декабре 1917 г. флотилия подняла красные флаги, войдя в состав флота Российской Советской Республики. В июле-сентябре 1918 г. флотилия принимала участие в борьбе с японскими интервентами, белогвардейцами, чехословацкими воинскими частями. 7 сентября 1918 г. находившиеся на приколе в Хабаровске основные силы флотилии были захвачены японцами и вошли в состав японской флотилии на р. Амур, а канонерская лодка «Орочанин», посыльное судно «Пика» вместе с 20 гражданскими пароходами и 16 баржами ушли в верховья Зеи, где были уничтожены экипажами в конце сентября 1918 г. во избежание захвата. Амурская флотилия как соединение перестало существовать. Белые пытались создать свою флотилию на Амуре, но этому активно воспрепятствовали японцы. В конце 1919 г. - начале 1920 г. японцы частично взорвали корабли флотилии, остальные 17 февраля 1920 г. были захвачены в Хабаровске красными партизанами. Некоторые канонерки были введены в строй, включены в состав организованной 8 мая 1920 г. Амурской флотилии Народно-революционной армии Дальневосточной Республики (с 19.04.1921 г. - Амурская флотилия Морских сил ДВР ) и принимали участие в гражданской войне до октября 1922 г. Первоначально они базировались в Хабаровске, но после его захвата в мае 1920 г. японцами - в Благовещенске, а с октября 1920 г. - снова в Хабаровске. Однако перед уходом из Хабаровска в октябре 1920 г. японцы увели на Сахалин 4 канонерские лодки, посыльное судно и несколько вспомогательных судов. Большинство канонерок бывшей Амурской флотилии весь 1920 г. продолжали находиться в разрушенном и полузатопленном состоянии в Хабаровске. 22-23 декабря 1921 г. они были захвачены там Белоповстанческой армией Приамурского края, а в 14 февраля 1922 г. - снова красными частями НРА ДВР. Боеспособные же силы флотилии (красной) к лету 1921 г. после ремонта состояли из шести канонерских лодок, пяти вооружённых пароходов, шести катеров, шести тральщиков и до 20 вспомогательных судов. С апреля 1921 г. флотилия подчинялась штабу Морских сил ДВР. Флотилия взаимодействовала с сухопутными войсками на реках Амур и Уссури, обороняла минно-артиллерийскую позицию в районе Хабаровска. С 9.01.1922 г. называлась Народно-революционным флотом ДВР . Последней операцией флотилии в период гражданской войны стал поход отряда кораблей в составе Северной группы сухопутных и морских сил в сентябре-октябре 1922 г. с целью освобождения низовьев Амура от японцев и прояпонских властей. Вскоре после занятия НРА ДВР Владивостока, 7 ноября 1922 г. НРФ ДВР был вновь разделен на Морской отряд, в состав которого вошли захваченные красными во Владивостоке остатки Сибирской флотилии, и Амурскую флотилию НРФ ДВР . Но через несколько дней Дальневосточная Республика объявила о своем присоединении к РСФСР, и, соответственно, флотилия стала 17.11.1922 г. называться Амурской речной военной флотилией Морских сил Дальнего Востока РСФСР. В мае 1925 г. дипломатическим путем удалось получить от Японии уведенные ею речные корабли.


1.4. Межвоенный период

После интервенции и гражданской войны флотилия находилась в плачевном состоянии, потеряв более половины боевого состава, но в середине 1920-х гг. начала восстанавливаться с большим энтузиазмом путем ремонтов, модернизаций и перевооружений, доставшихся в наследство от Российской империи речных кораблей, а также переброской по железной дороге из Балтийского и Черного морей нескольких бронекатеров. В основном, это удалось сделать к 1927-1935 гг., когда в составе флотилии имелись мониторы «Сун-Ят-Сен», «Ленин», «Киров», «Дальневосточный комсомолец», «Дзержинский», «Свердлов», «Красный Восток» (бывшие речные канонерские лодки типа «Шквал», которые по нескольку раз меняли названия), канонерские лодки «Бурят», «Монгол», «Красная Звезда», «Красное Знамя» и «Пролетарий» (бывшие канонерки типов «Бурят» и «Вогул»), а также 7 бронекатеров типов «Партизан», «Копьё», «К» и «Н».

С 6 сентября 1926 в связи с упразднением Морских сил Дальнего Востока флотилия непосредственно подчинялась начальнику Военно-Морских Сил РККА. С 29 сентября 1927 по 27 июня 1931 называлась Дальневосточной военной флотилией , как и весь будущий Тихоокеанский флот.

В 1929 принимала участие в боях с китайскими милитаристами в ходе «Конфликта на КВЖД». В июле 1929 г., сразу после захвата чанкайшистами КВЖД, начались обстрелы советских пароходов и прибрежных населенных пунктов на Амуре и его притоках. В октябре 1929 г., к началу активной фазы боевых действий, Дальневосточная военная флотилия имела в боевом составе 4 монитора во главе с «Лениным», 4 канонерские лодки, плавбазу гидроавиации, 3 бронекатера и несколько других судов. Им противостояла китайская Сунгарийская флотилия из одной мореходной канонерки, 3 речных канонерских лодок, 5 вооруженных пароходов, плавучей батареи и вооруженного транспорта и др. судов. До конца октября Амурская флотилия наступала по Сунгари до города Фуцзинь. В первый и последний раз за всю историю русских и советских военно-речных флотилий 11 октября 1929 года у г. Лахасусу (Тунцзян) в устье Сунгари произошло полномасштабное артиллерийское сражение основных сил речных флотилий, закончившееся полным разгромом противника - Сунгарийской флотилии. В бою уничтожены три канонерские лодки, два вооруженных парохода и плавбатарея, остальные добиты через две недели флотской гидроавиацией. 20 мая 1930 г. за отличные действия по разгрому «белокитайцев» (как их тогда называли) флотилия была награждена орденом Красного Знамени и стала называться Дальневосточной Краснознаменной военной флотилией .

В 1930-х гг. в ходе масштабной кампании по освоению Дальнего Востока существенно улучшилась база флотилии. В Хабаровске в 1932 г. открылся судостроительный завод «Осиповский затон» (впоследствии ССЗ им. С. М. Кирова, ССЗ № 368, Хабаровский ССЗ). С 1934 г. интересы Речфлота обслуживал Сретенский судостроительный завод, созданный в Кокуе на базе небольших гражданских верфей и филиалов заводов. Для Военно-Морского Флота и пограничников этот завод строил вспомогательные суда и катера. Но крупнейшим судостроительным предприятием на Амуре стал судостроительный завод № 199 им. Ленинского Комсомола (ныне Амурский судостроительный завод) в г. Комсомольск-на-Амуре, строивший корабли с 1935 г. Ремонтные базы действовали в Хабаровске и Комсомольске.


1.5. Амурская военная флотилия перед войной и в годы Второй мировой войны

С 27.06.1931 г. флотилия называлась Амурской Краснознаменной военной флотилией . В предвоенные годы, с 1935-1937 гг. стала активно пополняться специальными речными военными кораблями новой постройки. В их число вошел один из первенцев советской мониторной программы - монитор «Активный» (1935 г.), большие «амурские» бронекатера проекта 1124 с двумя танковыми башнями (или установками типа «Катюша») и малые «днепровские» бронекатера проекта 1125 с одной танковой башней. Первых к 1945 году насчитывалось 31 ед., вторых - 42 ед. Кроме того, к 1941 г. флотилия пополнилась восемью канонерским лодками, переоборудованными из речных пароходов, а также минным и боно-сетевым заградителями, речными тральщиками, минными катерами, плавучими зенитными батареями и другими необходимыми судами.

Ко времени зенита своей военной мощи в 1945 году флотилия состояла из 1-й, 2-й и 3-й бригад речных кораблей с базированием в Хабаровске (каждая бригада состояла отряда 2-3 мониторов или двух дивизионов по 2-4 канонерских лодок, двух отрядов бронекатеров по 4 ед., дивизиона из 4 тральщиков, одного-двух отрядов катерных тральщиков и отдельные корабли), а также Зее-Бурейской бригады речных кораблей с базированием на Благовещенск (1 монитор, 5 канонерских лодок, два дивизиона бронекатеров, всего 16 БКА, дивизион из 3 тральщиков, отряд катерных тральщиков, два отряда глиссеров), Сретенского отдельного отряда речных кораблей (8 бронекатеров в двух отрядах и два глиссера), Уссурийского отдельного отряда из 3 бронекатеров с базированием в Имане, Ханкайского отдельного отряда из 4 бронекатеров и Охраны рейдов главной базы флотилии. Амурская речная флотилия располагала девятью отдельными дивизионами зенитной артиллерии, на вооружении которых состояло 76-мм орудий - 28, 40-мм зенитных автоматов «Бофорс» - 18 и 20-мм зенитных автоматов «Эрликон» - 24. Кроме этого флотилия располагала собственными ВВС в составе истребительного полка, отдельных эскадрильи и отряда. Всего имелось ЛаГГ-3 - 27, Як-3 - 10, Ил-2 - 8, И-153-бис - 13, И-16 - 7, СБ - 1, По-2 − 3, МБР-2 - 3, Як-7 - 2, Су-2 - 1. При этом, несмотря на заблаговременную подготовку к войне с Японией и наличие подготовленного резерва в виде двух европейских флотилий, Амурская флотилия была укомплектована офицерским составом только на 91,6 %, а старшинским и рядовым - на 88,7 %. Ситуацию нивелировало нахождение в ремонте четырех сравнительно крупных кораблей, а также хорошая специальная подготовка личного состава. Последнее отчасти объясняется тем, что в годы Великой Отечественной войны, даже в сравнении с Тихоокеанским флотом, Амурская флотилия находилась в постоянной готовности к отражению агрессии, а потому её личный состав старались не «растаскивать». Старшинский и большая часть рядового состава к тому времени прослужили по 6-8 лет, а большая часть офицеров пришли на флотилию 10-15 лет назад.

В 1945 г. принимала участие в войне с Японией, находясь в оперативном подчинении 2-го Дальневосточного фронта - в Маньчжурской наступательной операции 9 - 20 августа 1945 г. Амурская флотилия обеспечивала продвижение советских войск вдоль Амура и Сунгари, высаживала десанты в тыл японским войскам, участвовала в занятии маньчжурских городов Сахалян, Айгунь, Фуцзинь, Цзямусы и Харбин, обстреливала японские укрепленные сектора, захватила в Харбине корабли Сунгарийской речной флотилии Даманьчжоу-Диго.


1.6. Послевоенный период

После войны флотилия пополнилась трофеями, среди которых наиболее ценными стали четыре канонерских лодки японской постройки, ранее принадлежавших маньчжурской Сунгарийской флотилии. Кроме того в строй вступили 40 новых, более защищенных и с лучшим вооружением, бронекатеров проекта 191М, которые поистине могли считаться «речными танками». Наконец для устья Амура в 1942-1946 гг. были построены три мощных монитора проекта 1190 (типа «Хасан»), которые короткое время состояли и в Амурской флотилии. Тем не менее, с начала 1950-х гг. в СССР начинается упадок речных флотилий. Для них не строятся новые корабли. Не последнюю роль сыграло и образование в 1949 году первоначально дружественной Китайской Народной Республики. К 1955-1958 гг. все имеющиеся речные военные флотилии были расформированы, а входившие в их состав корабли и катера пошли на слом. Это было крайне недальновидно, так как бронекатера не требуют для своего сохранения больших затрат - их легко хранить на берегу в законсервированном виде, как некогда хранилось огромное количество танков, артиллерии и автомобилей. Амурская флотилия была расформирована в августе 1955 года Вместо нее создана Краснознаменная Амурская военно-речная база Тихоокеанского флота .

С началом 1960-х годов отношения СССР и Китая стали резко ухудшаться. Беззащитность реки Амур стала настолько очевидной, что военное руководство страны было вынуждено срочно возрождать военно-речные силы. В 1961 году создана Амурская бригада (впоследствии дивизия ) речных кораблей ТОФ . Для нее пришлось строить новые корабли: основу речных сил составили артиллерийские катера проекта 1204, которых в 1966-1967 гг. построили 118 ед., а также 11 малых артиллерийских кораблей проекта 1208, построенных в 1975-1985 гг. Первые должны были стать заменой прежних бронекатеров, вторые - речных мониторов. Однако, по мнению специалистов и военных, полноценной замены не получилось: если бронекатера пр. 191М создавались именно для войны как «речные танки», то новые артиллерийские катера скорее представляют собой патрульные катера мирного времени с противопульной защитой. МАКи пр. 1208 по разным причинам получились также не очень удачными. Кроме того, специально для пограничников в 1979-1984 гг. построили одиннадцать пограничных сторожевых кораблей проекта 1248 (на основе МАК пр. 1208), а для штабных и управленческих целей - в те же годы восемь ПСКР проекта 1249. Справедливости ради, надо отметить, что зарубежные аналоги советских речных кораблей проектов 191М, 1204, 1208 либо значительно им уступают, либо отсутствуют совсем.

С этим корабельным составом бывшая Амурская флотилия приняла на себя напряжение советско-китайских пограничных конфликтов, пик которых пришелся на 1969 год, и с ним же вступила в 1990-е годы. Снова начались реорганизации… Указом президента РФ от 7 февраля 1995 г. создана Амурская пограничная речная флотилия в составе пограничных войск Российской Федерации . Однако вскоре указом президента РФ от 7 июня 1998 г. Амурская пограничная речная флотилия расформирована . Из-за недофинансирования соединение разделено на отдельные бригады пограничных сторожевых кораблей и катеров .


2. Состав флотилии

2.1. В 1910 году

  • 8 речных канонерских лодок типа «Шквал» («Ураган», «Вьюга», «Гроза», «Шторм», «Смерч», «Шквал», «Вихрь», «Тайфун»)
  • 3 речные канонерские лодки типа «Бурят» («Бурят», «Монгол», «Орочанин»)
  • 7 речных канонерских лодок типа «Вогул» («Вогул», «Вотяк», «Калмык», «Киргиз», «Корел», «Сибиряк», «Зырянин»)
  • посыльные суда «Копьё», «Пика», «Хилок», «Селенга»
  • пароход «Сильный»

2.2. В мае-июне 1920 года

  • 3 вооружённых парохода («Карл Маркс», «Марк Варягин», «Труд»)
  • 2 катера

2.3. Осенью 1921 года

  • 2 монитора («Шторм», «Ураган»)
  • 3 канонерские лодки («Сибиряк», «Вогул», «Калмык»)
  • 5 вооружённых пароходов («Ерофей Хабаров», «Марк Варягин», «Москва», «Павел Журавлев», «Труд»)
  • 4 бронекатера («Барс», «Тигр», «Дарчи», «Хивин»)
  • 5 вооружённых катеров («Дело рабочей руки», «Альбатрос», «Кондор», «Кречет», «Сокол», «Стрела»)
  • 2 плавучие батареи
  • минный заградитель «Муравьев-Амурский»
  • 4 тральщика («Бурея», «Зея», «Желтуга», «Иногда», «Онон»)
  • плавбаза дивизиона катеров «Иртыш»
  • буксиры «Нерчинск» и «Фейерверкер» .

2.4. В октябре 1929 года

  • 4 монитора («Свердлов», «Ленин», «Красный Восток», «Сунь Ят-Сен»)
  • 4 канонерские лодки («Беднота», «Красное знамя», «Пролетарий», «Бурят»)
  • 3 бронекатера («Копьё», «Пика», «Барс»)
  • 1 минный заградитель («Сильный»)
  • группа тральщиков
  • десантный батальон
  • авиаотряд (14 гидросамолетов МР-1 и плавбаза гидроавиации «Амур») .

2.5. В начале августа 1945 года

126 кораблей в боевом составе, в том числе:

  • 8 мониторов («Сун Ят-Сен», «Ленин», «Дальневосточный комсомолец», «Свердлов», «Красный Восток», «Активный», «Киров» (в ремонте), «Дзержинский» (в ремонте))
  • 13 канонерских лодок (из них 5 специальной постройки - «Монгол», «Красная Звезда», «Пролетарий», «Красное Знамя» (в ремонте), «Бурят» (в ремонте), а также КЛ-30, КЛ-31, КЛ-32, КЛ-33, КЛ-34, КЛ-35, КЛ-36 и КЛ-37)
  • от 52 (к началу войны) до 82 (к осени) бронекатеров (из них 31 проекта 1124 - БК-11..15, БК-20, БК-22..25, БК-41..48, БК-51..56, БК-61..66, 42 проекта 1125 - БК-16…19, БК-26..29, БК-31..38, БК-85..90, БК-104..111, БК-141..152, «Тревога», «Партизан», БК-93, БК-94, БК-71, БК-73, БК-75, БК-81, БК-84)
  • минный заградитель «Сильный»
  • боно-сетевой заградитель ЗБС-1
  • 15 речных тральщиков (РТЩ-1…4, 50..59 и РТЩ-64)
  • 36 катеров-тральщиков
  • 7 минных катеров
  • 45-й отдельный истребительный авиаполк
  • 10-й отдельный авиаотряд (всего 68 самолетов), личный состав 12,5 тыс. чел .

2.6. В начале 1950-х годов

  • 3 морских монитора («Хасан», «Перекоп», «Сиваш») (в 1955 г.)
  • 8 речных мониторов «Сучан» (быв. «Сун Ят-Сен»), «Ленин», «Киров», «Дальневосточный комсомолец», «Дзержинский», «Свердлов», «Красный Восток», «Активный») (до 1952-1953 гг.)
  • 7 речных канонерских лодок («Бурят», «Красная Звезда», «Красное Знамя», КЛ-55, КЛ-56, КЛ-57, КЛ-58) (до 1951-1953 гг.)
  • 40 бронекатеров проекта 191М
  • некоторое количество бронекатеров проектов 1124 и 1125.

2.7. В 1969 году

  • артиллерийские катера проекта 1204
  • речные тральщики
  • десантные катера и др. суда.

2.8. В середине 1980-х годов

  • 11 малых артиллерийских кораблей проекта 1208 (МАК-1..11)
  • несколько десятков артиллерийских катеров проекта 1204 (АК-201 и др.)
  • 11 пограничных сторожевых кораблей проекта 1248
  • 8 пограничных сторожевых (штабных) кораблей проекта 1249 (ПСКР-52..59)
  • погранкатера проектов 1496, 1415 и др.
  • десантно-штурмовые катера на воздушной подушке проекта 1205
  • десантно-высадочные катера на воздушной подушке проекта 12061
  • речные тральщики, базовые суда снабжения и др.

2.9. В 1997 году

  • 10 ПСКР пр. 1208 («Вихрь», «Вьюга», «Гроза», «Смерч», «Тайфун», «Ураган», «Шквал», «Шторм», «60 лет ВЧК», «Имени 60-лет погранвойск»)
  • 6 ПСКР пр. 1248 (ПСКР-481..486)
  • 8 ПСКР пр. 1249 (ПСКР-52..59)
  • 31 пограничный сторожевой катер пр. 1204 (П-340..344, П-346..351, П-355..363, П-365..368, П-370..372, П-374..377)
  • 2 пограничных сторожевых катера пр. 1496
  • 4 пограничных сторожевых катера пр. 1415
  • 13 десантно-штурмовых катеров (Д-419, 421, 425, 428, 429, 433, 434, 437, 438, 442, 446, 447, 448)
  • 8 десантно-высадочных катеров пр. 12061 (Д-142, 143, 259, 285, 323, 447, 453, 458)
  • танкеры, разъездные катера и др., не считая судов армейских соединений, МВД, Рыбоохраны и т. д.

3. Командующие флотилией

  • 1905-1910 - капитан 1 ранга А. А. Кононов
  • 1910-1913 - контр-адмирал К. В. Бергель
  • 1913-1917 - вице-адмирал А. А. Баженов
  • декабрь 1917 - сентябрь 1918 - капитан 1 ранга Г. Г. Огильви
  • май 1920 - июнь 1921 - В. Я. Канюк
  • июнь - август 1921 - В. А. Подерни (врид)
  • август - октябрь1921 - Н. В. Третьяков
  • октябрь 1921 - январь 1922 - Н. П. Орлов
  • ноябрь 1922 - январь 1923 - Е. М. Воейков
  • январь - декабрь 1923 - П. А. Тучков
  • декабрь 1923 - апрель 1926 - С. А. Хвицкий
  • май - сентябрь 1926 - В. В. Селитренников
  • сентябрь 1926 - ноябрь 1930 - Я. И. Озолин
  • ноябрь 1930 - октябрь 1933 - Д. П. Исаков
  • октябрь 1933 - январь 1938 - флагман 1 ранга И. Н. Кадацкий-Руднев
  • февраль 1938 - февраль 1939 - флагман 2 ранга Ф. С. Октябрьский
  • февраль - июль 1939 - капитан 1 ранга Д. Д. Рогачёв
  • июль 1939 - июль 1940 - флагман 2 ранга (с 06.1940 - контр-адмирал) А. Г. Головко
  • июль - август 1940 - капитан 2 ранга М. И. Фёдоров
  • август 1940 - июнь 1943 - контр-адмирал П. С. Абанькин
  • июнь 1943 - март 1944 - вице-адмирал Ф. С. Октябрьский
  • март - сентябрь 1944 - контр-адмирал (с 07.1944 - вице-адмирал) П. С. Абанькин
  • сентябрь 1944 - июль 1945 - вице-адмирал Ф. С. Седельников
  • июль 1945 - октябрь 1948 - контр-адмирал Н. В. Антонов
  • октябрь 1948 - январь 1949 - капитан 1 ранга А. И. Цыбульский
  • январь 1949 - февраль 1951 - вице-адмирал В. Г. Фадеев
  • февраль 1951 - ноябрь 1953 - контр-адмирал Г. Г. Олейник
  • январь 1954 - сентябрь 1955 - контр-адмирал А. А. Ураган

Последние материалы раздела:

Ол взмш при мгу: отделение математики Заочные математические школы для школьников
Ол взмш при мгу: отделение математики Заочные математические школы для школьников

Для учащихся 6-х классов: · математика, русский язык (курс из 2-х предметов) - охватывает материал 5-6 классов. Для учащихся 7–11 классов...

Интересные факты о физике
Интересные факты о физике

Какая наука богата на интересные факты? Физика! 7 класс - это время, когда школьники начинают изучать её. Чтобы серьезный предмет не казался таким...

Дмитрий конюхов путешественник биография
Дмитрий конюхов путешественник биография

Личное дело Федор Филиппович Конюхов (64 года) родился на берегу Азовского моря в селе Чкалово Запорожской области Украины. Его родители были...