Кого часто называют отцом атомной бомбы. Что сказал Роберт Оппенгеймер? Обучение в Европе

Роберт Оппенгеймер широко известен как научный руководитель Манхэттенского проекта, в рамках которого в годы Второй мировой войны разрабатывались первые образцы ядерного оружия, из-за чего его часто называют «отцом атомной бомбы».

Сегодня мы решили проиллюстрировать вам биографию знаменитого ученого.

«Если сияние тысячи солнц вспыхнуло бы в небе, это было бы подобно блеску Всемогущего… Я стал Смертью, уничтожителем Миров»

Джулиус Роберт Оппенгеймер родился в семье Джулиуса Оппенгеймера, богатого импортёра тканей, и художницы Эллы Фридман. Родители его были евреями, иммигрировавшими в 1888 г. из Германии в Америку.


Ученый Роберт Оппенгеймер в детстве

Начальное образование мальчик получает в Подготовительной школе им. Алкуина, а в 1911 г. поступает в Школу общества этической культуры. Здесь он в короткий срок получает среднее образование, особый интерес проявляя к минералогии.


Роберт Оппенгеймер, 1931 год

В 1922 г. Роберт поступает в Гарвардский колледж на курс химии, но позже займётся также и изучением литературы, истории, математики и теоретической и экспериментальной физики. Из университета он выпускается в 1925 г.


Фото молодого Оппенгеймера

Поступив в Колледж Христа в Кембриджском университете, он трудится в Кавендишской лаборатории, где вскоре получает предложение поступить на работу к известному британскому физику Дж. Дж. Томсону — при условии, что Оппенгеймер закончит базовый учебный курс лаборатории.


Роберт Оппенгеймер (с трубкой)

С 1926 г. Роберт учится в Гёттингенском университете, где его научным руководителем становится Макс Борн. В те времена этот университет был одним из ведущих высших учебных заведений в области теоретической физики, и именно здесь Оппенгеймер знакомится с рядом выдающихся людей, чьи имена вскоре станут известны всему миру: Энрико Ферми и Вольфгангом Паули.


Оппенгеймер , Энрико Ферми и Эрнест Лоуренс

Его диссертация под названием «Приближение Борна-Оппенгеймера» вносит значительный вклад в изучение природы молекул. Наконец, в 1927 г. он выпускается из университета, получив учёную степень доктора философии.


Прическа молодого Оппенгеймера

В 1927 г. Национальным исследовательским советом США Оппенгеймеру присуждается членство в исследовательских группах Гарвардского университета, а также Калифорнийского института технологий. В 1928 г. он читает лекции в Лейденском университете, после чего отправляется в Цюрих, где, вместе со своим институтским товарищем, Вольфгангом Паули, трудится над вопросами квантовой механики и непрерывного спектра.


Роберт Оппенгеймер . «Отец» американской атомной бомбы

В 1929 г. Оппенгеймер принимает предложение стать доцентом Калифорнийского университета г. Беркли, где и проработает последующие двадцать лет.


Разрушителем миров называл себя Роберт Оппенгеймер

С 1934 г., продолжая свои труды в области физики, он также принимает активное участие в политической жизни страны. Оппенгеймер перечисляет часть своей заработной платы в помощь немецким физикам, стремящимся убежать из нацистской Германии, и выказывает поддержку социальным реформам, которые впоследствии будут названы «коммунистическими потугами».


Альберт Эйнштейн и Роберт Оппенгеймер

В 1936 г. Оппенгеймер получает должность штатного профессора в Национальной лаборатории им. Лоуренса в Беркли. Однако при этом продолжение его полноценного преподавания в Калифорнийском технологическом университете становится невозможным. В конечном итоге, стороны приходят к соглашению, что свою должность в университете Оппенгеймер освободит через шесть учебных недель, что соответствовало одному семестру.


Слева направо: Роберт Оппенгеймер , Энрико Ферми, Эрнест Лоуренс

В 1942 г. Оппенгеймер принимает участие в Манхэттенском проекте вместе с исследовательской группой, занимавшейся во время Второй мировой войны разработкой атомных бомб.


Генерал Лесли Гровс (военный глава «Манхэттенского проекта») и Роберт Оппенгеймер (научный глава)

В 1947 г. Оппенгеймера единогласно избирают главой Генерального консультативного комитета Комиссии по атомной энергии США. На этой должности он активно ходатайствует о строгом соблюдении международных правил применения оружия и поддержке фундаментальных научных проектов.


Джулиус Роберт Оппенгеймер

Ещё до начала Второй мировой войны, ФБР, и Дж. Эдгар Хувер лично, устанавливает за Оппенгеймером слежку, подозревая его в тесных связях с Коммунистической группой.

В 1949 г., перед Комиссией по расследованию антиамериканской деятельности, учёный признаёт, что в 1930-х г. г. действительно принимал активное участие в Коммунистической партии. Вследствие этого, в последующие четыре года он будет объявлен неблагонадёжным.


Профессор Роберт Оппенгеймер

В конце своей жизни Оппенгеймер сотрудничает с Бертраном Расселом, Альбертом Эйнштейном и Джозефом Ротблатом, совместными усилиями открывая в 1960 г. Всемирную академию искусств и науки.


Роберт Оппенгеймер, Эльза Эйнштейн, Альберт Эйнштейн, Маргарита Коненкова, приемная дочь Эйнштейна, Маргот

Оппенгеймер был заядлым курильщиком ещё с юности; в конце 1965 года у него обнаружили рак гортани и, после безрезультатной операции, в конце 1966 года он одвергсярадио- и химиотерапии. Лечение не дало эффекта; 15 февраля 1967 года Оппенгеймер впал в кому и 18 февраля умер в своём доме в Принстоне (Нью-Джерси) в возрасте 62 лет.


В его честь названы одноимённые лунный кратер и астероид № 67085.

Интересные факты

Физик-теоретик Франсуа Фергюсон, друг Оппенгеймера, вспоминал, как, однажды, тот оставил на столе своего научного руководителя Патрика Блэкетта яблоко, облитое вредными химическими веществами.

Известнейший физик-теоретик, Оппенгеймер имел серьёзные проблемы с психикой, был заядлым курильщиком и часто, за своей работой, забывал поесть.

(Нет, Linkin Park всё-таки познакомили поклонников мазафаки с фамилией этого великого физика.)

Потрясающая, убийственно монотонная, "гипнотическая" композиция "Radiance", с которой, собственно, и началось моё знакомство с Oppenheimer Analysis.

Текст песни полностью состоит из прославленной цитаты "отца атомной бомбы" Роберта Оппенгеймера, слов из Бхагавад-гиты, которые он якобы произнес по итогам "Тринити", первого в истории испытания ядерного устройства (оно так и называлось - Gadget, "Устройство"), проведённого 16 июля 1945 года в пустыне Аламогордо, штат Нью-Мексико. (Что характерно , альбом Oppenheimer Analysis называется "New Mexico".)

If the radiance of a thousand[s] suns
Were to burst into the sky
That would be like the splendor of the Mighty One.
I am become Death,
Destroyer of Worlds.

Если бы тысячи солнц
[Одновременно] зажглись в небе,
Это было бы сравнимо с сиянием Могущественного [Существа].
Я есть Смерть,
Разрушитель Миров.

(Популярная цитата: в 2006 году Iron Maiden записали песенку "Brighter Than A Thousand Suns", а Linkin Park в своих извечных потугах казаться интеллектуальными, назвали свой прошлогодний альбом: "A Thousand Suns".)
Уильям Лоренс , научный журналист, спустя буквально несколько часов после взрыва взял интервью у Оппенгеймера, в котором, как считается, тот и произнёс эти слова. Впервые они, именно в таком виде, появились в журнале Time от 8 ноября 1948 года; только вместо "destroyer" было: "shatterer".

В своём интервью 1965 года Оппенгеймер вспоминает испытание "Тринити" и повторяет последние слова своей цитаты. (Аудиозапись этого интервью Linkin Park как раз и наложили на звуки сэмплированного флатуса, см. второй трек с их последнего альбома.)
Если это можно назвать "сценой", то это очень сильная, эмоциональная сцена (хотелось бы сказать: "в духе нуара", но не скажу):

После взрыва он не произнес строки из Бхагавад-гиты, а только вспомнил их. "Полагаю, мы все их вспомнили, так или иначе" .
Младший брат Роберта Оппенгеймера Фрэнк также присутствовал при испытании "Устройства"; впоследствии он говорил : "Мне бы хотелось вспомнить, что сказал мой брат, но я не могу. Но думаю, мы просто сказали: "Сработало". Думаю, это мы и сказали, оба" .
А какое место Бхагавад-гиты цитировал Оппенгеймер?
Это два разных стиха (12 и 32) из одиннадцатой главы ("беседы").

Из первого перевода Бхагавад-гиты на русский , 1788 год.:

Великолепие и поражающее сияние сего могущественного существа может уподоблено быть солнцу, вдруг на небеса взошедшему с сиянием в тысячу крат большим обыкновенного (стр. 136-137).
<...>
Я есмь время, истребитель рода человеческого, приспевшее и пришедшее сюда похитить вдруг всех сих стоящих пред нами (стр. 141).


Из "Бхагавад-гиты как она есть" (перевод на русский английского перевода с санскрита):

Если бы на небе разом взошли сотни тысяч солнц, их свет мог бы сравниться с сиянием, исходившим от Верховного Господа в Его вселенской форме. (11:12)
<...>
Верховный Господь сказал: Я — время, великий разрушитель миров. (11:32)


Из английского перевода 1890-го года :

The glory and amazing splendor of this mighty Being may be likened to the radiance shed by a thousand suns rising together into the heavens.
<...>
I am Time matured, come hither for the destruction of these creatures.


Из английского перевода 1942-го года :

If the splendour of a thousand suns were to blaze out at once (simultaneously) in the sky, that would be the splendour of that mighty Being (great soul). (11:12)
<...>
I am the mighty world-destroying Time, now engaged in destroying the worlds. Even without thee, none of the warriors arrayed in the hostile armies shall live. (11:32)


После испытания первой атомной бомбы в Нью-Мексико в июле 1945 года Оппенгеймер вспоминал, что в тот момент ему пришли в голову эти слова

- Robert Oppenheimer
Context: There must be no barriers to freedom of inquiry … There is no place for dogma in science. The scientist is free, and must be free to ask any question, to doubt any assertion, to seek for any evidence, to correct any errors. Our political life is also predicated on openness. We know that the only way to avoid error is to detect it and that the only way to detect it is to be free to inquire. And we know that as long as men are free to ask what they must, free to say what they think, free to think what they will, freedom can never be lost, and science can never regress. As quoted in "J. Robert Oppenheimer" by L. Barnett, in Life, Vol. 7, No. 9, International Edition (24 October 1949), p. 58; sometimes a partial version (the final sentence) is misattributed to Marcel Proust.

- Robert Oppenheimer
Context: Despite the vision and farseeing wisdom of our wartime heads of state, the physicists have felt the peculiarly intimate responsibility for suggesting, for supporting, and in the end, in large measure, for achieving the realization of atomic weapons. Nor can we forget that these weapons, as they were in fact used, dramatized so mercilessly the inhumanity and evil of modern war. In some sort of crude sense which no vulgarity, no humor, no overstatement can quite extinguish, the physicists have known sin; and this is a knowledge which they cannot lose. Physics in the Contemporary World, Arthur D. Little Memorial Lecture at M.I.T. (25 November 1947)

- Robert Oppenheimer
Context: Everyone wants rather to be pleasing to women and that desire is not altogether, though it is very largely, a manifestation of vanity. But one cannot aim to be pleasing to women any more than one can aim to have taste, or beauty of expression, or happiness; for these things are not specific aims which one may learn to attain; they are descriptions of the adequacy of one"s living. To try to be happy is to try to build a machine with no other specification than that it shall run noiselessly. Letter to his brother Frank (14 October 1929), published in Robert Oppenheimer: Letters and Recollections (1995) edited by Alice Kimball Smith, p. 136

- Robert Oppenheimer
Context: We do not believe any group of men adequate enough or wise enough to operate without scrutiny or without criticism. We know that the only way to avoid error is to detect it, that the only way to detect it is to be free to enquire. We know that the wages of secrecy are corruption. We know that in secrecy error, undetected, will flourish and subvert. "Encouragement of Science" (Address at Science Talent Institute, 6 Mar 1950), Bulletin of the Atomic Scientists, v.7, #1 (Jan 1951) p. 6-8

- Robert Oppenheimer
Context: I believe that through discipline, though not through discipline alone, we can achieve serenity, and a certain small but precious measure of the freedom from the accidents of incarnation, and charity, and that detachment which preserves the world which it renounces. I believe that through discipline we can learn to preserve what is essential to our happiness in more and more adverse circumstances, and to abandon with simplicity what would else have seemed to us indispensable; that we come a little to see the world without the gross distortion of personal desire, and in seeing it so, accept more easily our earthly privation and its earthly horror - But because I believe that the reward of discipline is greater than its immediate objective, I would not have you think that discipline without objective is possible: in its nature discipline involves the subjection of the soul to some perhaps minor end; and that end must be real, if the discipline is not to be factitious. Therefore I think that all things which evoke discipline: study, and our duties to men and to the commonwealth, war, and personal hardship, and even the need for subsistence, ought to be greeted by us with profound gratitude, for only through them can we attain to the least detachment; and only so can we know peace. Letter to his brother Frank (12 March 1932), published in Robert Oppenheimer: Letters and Recollections (1995) edited by Alice Kimball Smith, p. 155

- Robert Oppenheimer
Context: It is with appreciation and gratefulness that I accept from you this scroll for the Los Alamos Laboratory, and for the men and women whose work and whose hearts have made it. It is our hope that in years to come we may look at the scroll and all that it signifies, with pride. Today that pride must be tempered by a profound concern. If atomic bombs are to be added as new weapons to the arsenals of a warring world, or to the arsenals of the nations preparing for war, then the time will come when mankind will curse the names of Los Alamos and Hiroshima. The people of this world must unite or they will perish. This war that has ravaged so much of the earth, has written these words. The atomic bomb has spelled them out for all men to understand. Other men have spoken them in other times, and of other wars, of other weapons. They have not prevailed. There are some misled by a false sense of human history, who hold that they will not prevail today. It is not for us to believe that. By our minds we are committed, committed to a world united, before the common peril, in law and in humanity. Acceptance Speech, Army-Navy "Excellence" Award (16 November 1945)

Джулиус Роберт Оппенгеймер, американский физик и создатель атомной бомбы, родился в Нью-Йорке 22 апреля 1904 года. В 1925 году окончил Гарвардский университет. Ряд фундаментальных трудов и открытий позволили Оппенгеймеру выдвинуться в число ведущих физиков-ядерщиков того времени.

С 1939 года он привлекается к работам по созданию ядерного оружия, а с 1943-го возглавляет проект по созданию американской атомной бомбы («Манхэттенский про-ект»). В 1946—1952 годах Роберт Оппенгеймер возглавлял генеральный консультативный комитет Комиссии по атомной энергии.

Создание атомного оружия — это, пожалуй, одно из трагических событий в истории науки, когда фантастические по своей смелости и значению открытия обернулись созданием оружия, способного уничтожить всю человеческую цивилизацию. Aтомная бомба была впервые испытана в Нью-Мексико в июле 1945 года; позже Оппенгеймер вспоминал, что в тот момент ему пришли в голову слова из Бхагавадгиты:

Если сияние тысячи солнц вспыхнуло бы в небе, это было бы подобно блеску Всемогущего - Я стал Смертью, уничтожителем Миров.

6 августа 1945 г. состоялось первое боевое применение ядерного оружия: бомбардировщик B-29 американской армейской авиации сбросил ядерную бомбу Little Boy (“Малыш”) на японский город Хиросима. Три дня спустя, 9 августа 1945, атомная бомба «Fat Man» («Толстяк») была сброшена на город Нагасаки. Это было последнее применение ядерного оружия в истории человечества.

В своей речи перед коллегами, произнесённой 3 ноября 1945 года в Лос-Аламосе, на «родине» атомной бомбы, Оппенгеймер, с одной стороны, говорил о том, что создание ядерного оружия было «органически необходимо», а с другой — предупреждал об опасностях, которое оно несёт человечеству.

Сегодня я хотел бы говорить с вами… как ваш коллега-ученый и человек, так же, как и вы, озабоченный той неприятной ситуацией, в которой мы оказались.

…Если посмотреть на нынешнее положение в науке, то следует задуматься о том, чем руководствовались люди, приходившие сюда работать…

Прежде всего была огромная тревога, что враг может разработать это оружие раньше нас, и сильное чувство, по крайней мере, поначалу, что без ядерного оружия победу одержать будет очень трудно или она отодвинется на невозможно, неимоверно долгое время.

Эта тревога немного уменьшилась, когда стало ясно, что война будет выиграна в любом случае. Кем-то, как мне кажется, руководило любопытство, и это вполне понятно; других привлекал дух приключений, и это тоже абсолютно правильно.

У третьих были политические аргументы: «Мы знаем, что ядерное оружие в принципе возможно, и несправедливо, если оно останется неоправданной возможностью. Мир должен знать, что можно сделать в этой сфере, и должен сделать это»…

И наконец (и это тоже вполне справедливо), было чувство, что кроме Соединённых Штатов в мире нет другого места, где задания по разработке ядерного оружия с большей вероятностью были бы решены и было бы меньше шансов на поражение.

Уверен, что все доводы, приводимые этими людьми, правда, и в тот или иной момент жизни я и сам все это говорил.

Но если говорить о непосредственной причине — мы сделали эту работу потому, что она была органически необходима…

Если вы учёный, вы верите, что открывать принципы мироустройства - благо, выяснять свойства реальности — благо, и благо обратить на пользу всего человечества величайшую силу из всех возможных, чтобы контролировать мир и руководить им в соответствии с человеческими идеалами и ценностями.

…Нельзя быть учёным, если не верить, что познавать новое — это хорошо. Нельзя и невозможно быть учёным, если не считать высшей ценностью возможность делиться своими знаниями с каждым, кого они заинтересуют.

Невозможно быть учёным, если не думать, что знания о мире и сила, которую они дают, — это неотъемлемое достояние цивилизации, и что вы используете их, чтобы помочь распространению знаний, и готовы принять все последствия.

…Думаю, будет справедливо сказать, что атомное оружие — угроза каждому человеку, и в этом смысле это общая проблема, такая же общая, как проблема разгрома нацистов, стоявшая перед союзническими войсками.

Думаю, для того, чтобы справиться с этой проблемой, необходимо полное ощущение общей ответственности. Не думаю, что люди начнут принимать участие в решении проблемы, если они не осознают способности сделать свой вклад.

Думаю, это область, в которой осуществление совместной ответственности имеет определённые и бесспорные преимущества. Это новая область, где сами по себе новизна и специфические характеристики технических операций дают возможность установить общность интересов, которую можно практически считать экспериментальным образцом международного сотрудничества.

Я говорю об этом как об экспериментальном образце, поскольку полностью очевидно: контроль за ядерным оружием не может быть единственной конечной целью подобной операции. Единственной конечной целью может быть объединённый мир, где нет места войне…
Подобной цели нелегко достичь, и хочу разъяснить, какую это обещает огромную смену настроений. Есть вещи, которые мы ценим очень высоко и вполне справедливо; я бы сказал, что слово «демократия» среди них не на последнем месте. Много есть мест в мире, где нет демократии.

Но есть и другие ценности. И когда я говорю о новом настроении в международных отношениях, я имею в виду, что даже при всей важности этих дорогих нам вещей, за которые американцы готовы отдать жизни, — при всей важности этих вещей мы осознаем, что есть что-то более глубокое. А именно: общая связь с другими людьми во всем мире.

…Мы не только учёные, мы ещё и люди. Мы не можем забыть о том, что зависим от таких же людей, как мы… Это самые сильные связи в мире, более сильные, чем те, которые связывают нас друг с другом. Самые глубокие связи — те, которые связывают нас с такими же людьми, как мы.

Одним из первых опасность атомного оружия осознал знаменитый датский физик Нильс Бор, обратившийся к правительствам стран и народам с воззванием о запрещении применения ядерной энергии в военных целях. Однако в условиях разгоравшейся мировой войны его голос не был услышан. Слишком уж заманчивым был «приз» в «ядерной гонке»: правители и военные получали мощнейшее оружие, обеспечивавшее превосходство над любым противником, а физики, по выражению ещё одного гениального учёного, Энрико Ферми, — «великолепную физику».

Это был очень совестливый человек и после применения созданной им ядерной бомбы, он призывал ученых всего мира больше не создавать оружие разрушительной силы. Оппенгеймер вошел в историю как «отец атомной бомбы» и как открыватель черных дыр Вселенной.


С раннего детства Оппенгеймера на полном серьезе называли вундеркиндом. Он очень рано научился и , уже до поступления в интересовался множеством наук: искусством, историей, литературой, математикой и т. д. Его были евреями, выходцами из Германии, обосновавшимися в Нью-Йорке в 1888 году.


Отец владел преуспевающим бизнесом, мать была известной художницей. Родители всегда поощряли тягу сына к знаниям и у них дома имелась огромная библиотека. Роберта устроили в лучшую школу Нью-Йорка, где преподаватели сразу отметили у мальчика одаренность. Он учился легко, быстро выучил греческий язык, затем стал изучать санскрит - древнейший литературный индийский язык. Мальчик очень активно интересовался медициной и математикой.


В 1922 году юноша поступил в один из самых престижных вузов США - Гарвардский университет. Спустя уже 3 года он получил с отличием. Далее Роберт был направлен на стажировку в Европу к известному английскому физику Эрнесту Резерфорду. Именно там он начал заниматься исследованиями атомных явлений. Далее еще совсем молодой Оппенгеймер вместе с профессором Гёттингенского университета, физиком и математиком Максом Борном разработал часть квантовой теории. Сегодня это известно как «метод Борна-Оппенгеймера».

Преподавательская деятельность и атомная бомба

Когда Оппенгеймеру исполнилось 25 лет, он вернулся в США, опубликовал научную работу и вместе с тем стал доктором наук. Он стал известен в научном мире Европы и Америки. Несколько американских университетов сразу же предложили ему лучшие условия для научной деятельности и преподавания. Роберт выбрал Калифорнийский технологический в Пасадене для преподавания в весеннем семестре, а Беркли - для осенне-зимнего сезона. В последнем он к тому же преподавал квантовую механику. К сожалению студенты плохо понимали его теории и поэтому преподавательская деятельность приносила мало удовольствия Оппенгеймеру.


В 1939 году фашистская Германия сумела расщепить атомное ядро. Некоторые именитые ученые и в том числе Оппенгеймер догадались, что речь идет про получение управляемой , являющейся ключом к получению разрушительного оружия. Знаменитый Эйнштейн, Оппенгеймер и другие ученые написали США Франклину Рузвельту, где и высказали свои наблюдения и опасения. Сигнал был получен и США тут же принялась разрабатывать собственную атомную бомбу по «Манхэттенскому проекту». Оппенгеймер стал научным руководителем всего процесса.

«Толстяк» и «Малыш»

В 1945 году атомная бомба была готова. Сразу же возник вопрос: с этим оружием? Ведь фашистская Германия уже была в руинах, Япония тоже не представляла никакой опасности. Новый президент Америки Гарри Трумэн собрал всех ученых, чтобы обсудить данный вопрос. В итоге было решено сбросить атомную бомбу на один из военных объектов Японии. Оппенгеймер обдумал это и согласился.


Перед этим ее испытали в Алмагордо, штат Нью-Мексико. Взрыв был произведен 16 июля 1945 года. Разрушительная сила бомбы была такова, что многих это даже повергло в ужас. Однако военная машина уже была запущена. 6 августа на Хиросиму сбросили урановую бомбу «Малыш», а 9 августа на Нагасаки сбросили плутониевую бомбу «Толстяк».


Так как Оппенгеймер был женат на коммунистке и сам однажды поддерживал коммунистические взгляды, его признали неблагонадежным. Из-за этого на дальнейшей карьере был поставлен крест, доступ к секретной информации для него был полностью перекрыт. Роберт Оппенгеймер чувствовал себя изгнанником, много нервничал и . В 1966 году его здоровье резко ухудшилось, а спустя год он скончался от рака горла в собственном доме в Принстоне.

Последние материалы раздела:

Презентация земля, ее развитие как планеты Презентация на тему возникновения земли
Презентация земля, ее развитие как планеты Презентация на тему возникновения земли

Слайд 2 В одной галактике насчитывается около 100 миллиардов звезд, а всего в нашей Вселенной, предполагают учёные, существует 100 млрд...

Скачать Тесты по психологии на андроид v
Скачать Тесты по психологии на андроид v

– приложение на андроид с развлекательным характером. С его помощью пользователь узнает свои стороны личности, а также познакомится ос страхами и...

Вузы курска Курские высшие учебные заведения государственные
Вузы курска Курские высшие учебные заведения государственные

Какую профессию можно получить, поступив в высшие учебные заведения нашего города. На этой неделе во всех школах региона прозвенит последний...