Катенин павел александрович. Катенин, павел александрович

Получил домашнее образование. С 1806 числился на службе в Министерстве народного просвещения. В 1808-1809 посещал салон А. Н. Оленина ; познакомился с К. Н. Батюшковым , Н. И. Гнедичем , А. А. Шаховским . Участвовал в любительских спектаклях.

С 1810 на военной службе. Участник Отечественной войны 1812 и заграничных походов.

С конца 1816 член декабристского Союза спасения; один из руководителей тайной декабристской организации Военное общество. В 1820 по политическим мотивам отстранён от службы, уволен в отставку. В 1822 за публичный скандал во время театрального спектакля по распоряжению императора был выслан из Санкт-Петербурга . Долгие годы провёл в деревне.

Похоронен в селе Бореево Чухломского уезда Костромской губернии. В 1955 прах перенесён в Чухлому .

Творчество

Печататься начал перед Отечественной войной 1812 («Цветник», 1810). Переводил стихотворные произведения Биона, Гесснера, Вергилия, Гёте, Ф. Шиллера, Ариосто, «Романсы о Сиде» Гердера , отдельные песни из «Ада» Данте и Оссиана. В переработке Катенина ставилась трагедия Тома Корнеля «Ариана» (1811). Возглавил одно из течений декабристского романтизма. В 1815 опубликовал баллады «Наташа», «Убийца», «Леший», в 1816 - «Ольга» (вольный перевод баллады Г. А. Бюргера «Ленора»), резко отличающейся по своим художественным принципам от поэзии карамзинистов и В. А. Жуковского и вызвавшие полемику. Ориентация на изображение русского быта, на широкое использование просторечных форм языка сближала Катенина с А. С. Шишковым , но вместе с тем была связана с декабристской идеей борьбы за народность литературы.

В 1810-1820-е годы много писал для театра, в частности переработки Ж. Расина , П. Корнеля , других французских драматургов. Единственная оригинальная трагедия Катенина «Андромаха» была поставлена в 1827. Выступал также как театральный педагог (среди его учеников - В. А. Каратыгин).

Издания

  • П. А. Катенин. Избранные произведения. Вступит. ст., подготовка текста и примеч. Г. В. Ермаковой-Битнер, Москва-Ленинград: Советский писатель, 1965 (Библиотека поэта. Большая серия).

Адреса в Санкт-Петербурге

  • 1822 год - дача «Кирьяново» - Петергофская дорога, 45;
  • осень 1825 - май 1827 года - доходный дом Паульсона - Миллионная улица, 8.

Что ни говори, а забывать советских писателей не стоит. Этот рассказ впервые был опубликован под названием «Жоржик и вещи», с подзаголовком «Из летописей нашего переулка», опубликован в журнале «Чудак», № 2, в январе 1929 года. И, как вы понимаете, с той поры мало что изменилось в людях

Что ни говори, а забывать советских писателей не стоит. Этот рассказ впервые был опубликован под названием «Жоржик и вещи», с подзаголовком «Из летописей нашего переулка», опубликован в журнале «Чудак», № 2, в январе 1929 года. Вошел в одноименные сборники (ГИЗ, М. 1930, и б-ка «Крокодил», изд-во «Правда», М. 1936). И, как вы понимаете, с той поры мало что изменилось в людях

Жоржик и вещи, 1929 г

Жоржик и Шурка вступили в законный брак по страстной взаимной любви в мае месяце. Погода была прекрасная. Торопливо выслушав не слишком длинную поздравительную речь, заведующего столом браков, молодые вышли из загса на улицу.

Теперь куда ж? - спросил долговязый, узкогрудый и смирный Жоржик, искоса взглянув на Шурку.

Она прижалась к нему, большая, красивая, горячая, как печь, щекотнула его ухо веточкой черемухи, вставленной в жидкие волосы, и, страстно раздув нос, шепнула:

- На Сухаревку. Вещи покупать. Куда ж?

Обзаводиться, стало быть, - глупо улыбаясь, сказал он, поправил на макушке люстриновую кепку с пуговкой, и они пошли.

На Сухаревке гулял пыльный ветер. Прозрачные шарфы тошнотворных анилиновых цветов струились над ларьками в сухом, шелковом воздухе. В музыкальном ряду, перебивая друг друга, порнографическими голосами кричали граммофоны.

Кривое солнце ртутно покачивалось в колеблющемся от ветра зеркале. Зловещие ткани и дикой красоты вещи окружили молодых.

На щеках у Шурки выступил разливной румянец. Лоб отсырел. Черемуха выпала из растрепавшихся волос. Глаза стали круглые и пегие. Она схватила Жоржика пылающей рукой за локоть и, закусив толстые потрескавшиеся губы, потащила по рынку.

- Сперва одеяла… - сказала она, задыхаясь, - одеяла сперва…

Оглушенные воплями продавцов, они быстро купили два стеганых, страшно тяжелых, толстых, квадратных одеяла, слишком широких, но недостаточно длинных. Одно - пронзительно-кирпичное, другое - погребально-лиловое.

Калоши теперь, - пробормотала она, обдавая мужа горячим дыханием. На красной подкладке… С буквами… Чтобы не сперли…

Они купили калоши. Две пары. На малиновой подкладке.

Мужские и дамские. С буквами.

Шуркины глаза подернулись сизой пленкой.

Полотенце теперь… с петухами… - почти простонала она, кладя голову на плечо мужа.

Кроме полотенца с петухами, были куплены также четыре пододеяльника, будильник, отрез бумазеи, волнистое зеркало, коврик с тигром, два красивых стула, сплошь утыканных гвоздями с медными шляпками, и несколько мотков шерсти.

Хотели еще купить железную кровать с шарами и кое-что другое, но не хватило денег.

Они пришли домой, нагруженные вещами. Жоржик нес стулья, подбородком поддерживая скатанные одеяла. Мокрый чуб налип на побелевший лоб. Испарина покрывала разрисованные тонким румянцем щеки. Под глазами лежали фиолетовые тени. Полуоткрытый рот обнажал нездоровые зубы.

Придя в холодную комнату, он блаженно скинул кепку и трудно закашлялся. Она бросила вещи на его холостую постель, оглядела комнату и, в припадке девичьей стыдливости, легонько хлопнула его своей большой, грубой ладонью меж лопаток.

Ну, ты, не очень тут у меня кашляй, - притворно сердито крикнула она, - а то, гляди, я из тебя живо чахотку выколочу!.. Определенный факт! - и потерлась тугой щекой об его костлявое плечо.

Вечером пришли гости и был свадебный пир. Гости с уважением осмотрели и потрогали новые вещи, похвалили, чинно выпили две бутылки водки, закусили пирогами, потанцевали под гармонику и вскоре разошлись. Все честь по чести. Даже соседи удивлялись на такую вполне приличную свадьбу, без поножовщины.

По уходе гостей Шурка и Жоржик еще раз полюбовались вещами, затем она аккуратно прикрыла новые стулья газетами, прочее, в том числе и одеяла, уложила в сундук, сверху устроила, буквами вверх, калоши и замкнула на замок.

Среди ночи Шурка проснулась и, мучимая тайными желаниями, разбудила мужа.

Слышишь, Жоржик… Ну, Жоржик-жа!.. - зашептала она, жарко дыша ему в ключицу. - Проснись! Зря, знаешь, канареечное одеяло не взяли. Канареечное куда интереснее было.

Определенный факт. Канареечное надо было брать. И калоши тоже не па той подкладке взяли. Не угадали… На серой подкладке надо было брать. Куда интереснее, как на красной. И кровать с шарами бы… Не рассчитали…

Утром, снарядив и отправив мужа на работу, Шурка, дрожа от нетерпения, побежала в кухню делиться своими брачными впечатлениями с домашними хозяйками. Поговорив для приличия минут пять о слабом здоровье своего супруга, Шурка повела домашних хозяек к себе в комнату, открыла сундук и показала вещи. Вынув одеяла, она со свистом вздохнула:

Зря все же канареечное не взяли… Не угадали канареечное купить. Эх!.. Не сообразили… И часы с боем… Не сообразили.

И глаза ее стали круглые и пегие.

Все хозяйки очень хвалили вещи, а жена профессора, сердобольная старушка, кроме того, прибавила:

- Все это прекрасно, но только супруг у вас, Шура, весьма нехорошо кашляет. Нам через стену все слышно. Вы бы на это обратили внимание. А то, знаете…

- Ничего, не подохнет, - нарочито грубо огрызнулась Шурка. - А коли подохнет, туда ему и дорога. Нового сыщу.

Но сердце ее вдруг пронизал острый холод.

Кормить буду. Каклетами. Пускай жрет! - тихо сказала она и страшно надулась.

Супруги насилу дождались следующей получки. Не теряя времени, они отправились на Сухаревку и купили канареечное одеяло. Кроме канареечного одеяла, были приобретены многие другие необходимые в хозяйстве прекрасные вещи: часы с боем, два отреза бобрика, скрипучая тумбочка в стиле модерн для цветов, мужские и дамские калоши на серой подкладке, шесть метров ватина, непревзойденной красоты большая гипсовая собака-копилка, испещренная черными и золотыми кляксами, байковый платок и кованый сундук лягушачьей расцветки с музыкальным замком.

Придя домой, Шурка аккуратно уложила новые вещи в новый сундук. Музыкальный замок сыграл хроматическую гамму.

Ночью она проснулась и, положив жаркую щеку на потный, холодный лоб мужа, тихонько сказала:

Жоржик! Ты спишь? Перестань дрыхнуть! Жоржик-жа! Слышишь?.. Там было одно голубенькое. Зря не взяли. Интересное одеяло, безусловно. Вроде атласное.

Не сообразили, - тревожно прошептал Жоржик спросонья.

Как-то в середине лета Шурка пришла на кухню чрезвычайно веселая.

- Мой-то, - сказала она, разжигая примус. - в отпуск уходит. Всем дали по две недели, а ему - как слабогрудому - полтора месяца, не сойти мне с этого места! С компенсацией. Железную кровать с шарами сейчас пойдем покупать. Определенно.

- Я бы вам посоветовала поместить его лучше в хороший санаторий, многозначительно заметила профессорская старушка, подставляя под кран решето с дымящейся картошкой. - А то, знаете, поздно будет.

Ровно ничего с ним не произойдет! - нарочито грубо крикнула Шурка, тыкая в стороны булкообразными локтями. - Я ему тут устрою лучше всякой санатории. Нажарю каклет - пускай жрет, сколько хочет!

Но в душе у нее опять похолодело.

К вечеру они привезли с Сухаревой тачку, нагруженную вещами. Шурка шла за тачкой и как зачарованная рассматривала свое воспаленное лицо, круто отраженное в красивых никелевых шарах новой железной кровати. Жоржик, тяжело дыша, едва поспевал за ней, острым подбородком прижимая к груди небесно-голубое одеяло. Изредка он кашлял. По вдавленному его виску ползла темная капля пота.

Ночью она проснулась. Ей не давали спать разные мысли.

Жоржик, Жоржик-жа, - быстро зашептала она, - там еще одно осталось, бурдовое… Слышь… зря не взяли… Ох, до чего же оно было интересное!.. Все бурдовое-бурдовое, а подкладка не бурдовая, а в розочку. Интересное одеяло…

В последний раз Жоржика видели утром в будний день, поздней осенью. Он косолапо шел по нашему переулку, уткнув длинный, прозрачный, как бы парафиновый нос в наставленный воротник потертой кожаной куртки.

Острые колени его выдавались вперед, и широкий клеш мотался вокруг длинных и костлявых ног. Кепочка сидела на затылке. Чуб висел поперек лба, сырой и темный.

Он шел покачиваясь, осторожно обходя лужу, боясь промочить худые ботинки, и на бледных его губах играла слабая, виноватая, счастливая и какая-то ужасно милая улыбка.

Затем он слег. Приходил участковый врач. Шурка бегала получать из страхкассы пособие. На Сухаревку пришлось идти одной. Она принесла бордовое одеяло и спрятала его в сундук.

Вскоре Жоржику стало хуже. Выпал первый снег, сырой ноябрьский снег. Воздух туманно посинел. Профессорша пошепталась с мужем, и вскоре пришел знакомый доктор. Он осмотрел больного и вышел на кухню мыть руки сулемовым мылом. Шурка стояла заплаканная, вся в чаду, опухшая от слез и жарила на примусе большие черные котлеты с луком.

Вы с ума сошли! - всплеснула руками профессорша. - Что вы делаете? Вы его убиваете. Разве ему можно есть котлеты, да еще с луком?

Можно, - сказал доктор сухо, стряхивая в раковину воду с белых своих пальцев.

Что ему от каклет сделается? - тревожно закричала Шурка, утирая рукавом лицо. - Вот и товарищ доктер подтверждает.

Вечером приходил санитар в ситцевом халате и дезинфицировал общую уборную. В коридоре зловеще запахло карболкой.

Ночью Шурка проснулась. Неизъяснимая тоска сосала ей сердце.

Жоржик! - сказала она нетерпеливым шепотом. - Жоржик! Ну, Жоржик-жа! Проснися! Проснися, я тебе говорю!

Жоржик-жа-а-а!..

Жоржик не отвечал. Он был уже совсем холодный. Тогда она спрыгнула на пол и, топая босыми ногами, выбежала в коридор. Был третий час ночи, но в квартире никто не спал. Шурка подбежала к профессорской двери и упала.

Готов! Готов! - кричала она, холодея от ужаса. - Готов! Истинный бог, готов! Кончился. Жо-о-ор-жы-ы-ык, ой, гражданочка!..

Синие зимние звезды, ломаемые морозом, трещали и фосфорились за черными окнами.

Утром кот Мурзик подошел к открытой Шуркиной двери, остановился на пороге, заглянул в комнату, и вдруг вся шерсть его стала дыбом. Он зашипел и попятился назад. А Шурка сидела посреди кухни на прожженном, сальном табурете и, обливаясь слезами, злобно, по-детски обиженно говорила домашним хозяйкам:

Говорила ему: на, жри каклеты! Не хотел. Вон их сколько осталось! Куды ж мне их теперь девать?.. И на кого же ты меня покинул, нехороший ты какой Жор-жы-ы-ык! От меня ушел, и меня с собою не хотел взять, и каклег моих не хотел жрать… Жор-жы-ы-ык!

И она зарыдала.

Через три дня возле нашего дома остановилась площадка, запряженная серой лошадью в белой сетке.

Парадные двери открыли настежь. Всю квартиру прохватил ледяной, свежий сквозняк. Пахнуло острым духом сосны, и Жоржика унесли.

Когда по Жоржику справляли поминки, Шурка была потрясающе весела. Она, не закусывая, выпила полстакана хлебного вина, раскраснелась, слезы полились по ее упругим щекам, и она, притопнув ногой, закричала с надрывом:

Эй, кто там! Входи веселиться, кто хошь. Всех пущу, только Жоржика одного не пущу! Не схотел он каклет моих жрать, не схотел…

И она ничком упала на кованый сундук лягушачьей раскраски и стала биться головой о музыкальный его замок.

Потом в квартире стало по-прежнему чинно и прилично.

Шурка опять поступила в прислуги. Много мужчин приходило к ней в течение зимы свататься, но она всем отказывала. Она ждала тихого и нежного, а эти все были нахальные и льстились на большое приданое.

К концу зимы она сильно похудела, стала носить черное шерстяное платье и сделалась еще интереснее.

У нас во дворе работал в гараже один шофер - Ваня. Был он тих, нежен и задумчив. Он сох от любви к Шурке. В мае месяце она влюбилась в него тоже.

Погода была прекрасная. Терпеливо выслушав не слишком длинную поздравительную речь заведующего столом браков, молодые вышли из загса на улицу.

Теперь куда ж? - застенчиво спросил долговязый и смирный Ваня, искоса взглянув на Шурку.

Она прижалась к нему, щекотнула его ухо веточкой одуряющей черемухи, вставленной в жидкие волосы, и, раздув ноздри, шепнула:

- На Сухаревку. Вещи покупать. Куда ж?..

И глаза ее вдруг стали круглые и пегие. опубликовано . Если у вас возникли вопросы по этой теме, задайте их специалистам и читателям нашего проекта

@ Валентин Катаев, 1928 год

Писатель и театрал, род. в 1792 г., ум. 23 мая 1853 г. Первоначальное образование получил дома, служил сначала по министерству народного просвещения; в 1810 г. перешел портупей-прапорщиком в Преображенский полк и принимал участие в Отечественной войне 1812 г, Окою этого же времени начал и свою литературную деятельность.

Первые его стихотворения печатались в "Цветнике" Беницкого, "Сыне Отечества", "Вестнике Европы" и других изданиях того времени.

Все они написаны довольно хорошо, но не представляют ничего особенно выдающегося ни по форме, ни по содержанию; к числу достоинств Катенина нужно отнести его уменье согласовать форму с содержанием.

В некоторых своих стихотворениях он подражая Виргилию, Гесснеру, Оссиану, но несколько эпических стихотворений написаны им совершенно самостоятельно на темы, взятые из древнерусской жизни. Таковы его поэмы "Мстислав Мстиславич" "Старая быль", "Певец Услад" и др. Катенин особенно увлекался театром, проходил с актерами их роли, руководил ими, переводил и писал пьесы для бенефисов, и т. д. В 1811 году был поставлен его перевод комедии Корнеля "Ариадна", в 1816 г. перевод трагедии Расина "Эсфирь", в 1819 г. им написан драматический отрывок "Пир Иоанна Безземельного", в 1821 г. вышла его переделка комедии "Сплетни" ("Le mechant" Грессе), в 1822 г. - перевод "Сида" Корнеля.

В этом же году за шиканье актрисе Семеновой Катенин по настоянию нерасположенного к нему генерал-губернатора гр. Милорадовича был выслан на родину в костромскую губернию.

Здесь он перевел комедию Мариво "Les fausses confidences", напечатанную в 1827 г. под заглавием "Обман в пользу любви" и написал оригинальную трагедию в пяти действиях "Андромаха", в которой признавал большие достоинства даже Пушкин.

Последний, впрочем, вообще высоко ставил Катенина, считал его лучшим из современных "Шлегелей", не исключая даже А. Бестужева (Марлинского).

С таким же уважением относился к Катенину и Грибоедов, написавший вместе с ним комедию "Студент", где осмеяны Жуковский и другие романтики;

Грибоедов советовался с Катениным относительно "Горя от ума". Как в стихотворных, так и в драматических произведениях своих, Катенин, однако, является классиком, "неромантиком". Он переводит главным образом Корнеля, Расина, читает Делавиня, в котором находил "нечто расиновское", сам старается им подражать, смеется над романтизмом, над новою мещанскою комедией.

В своем стихотворении "Тень Шекспира", он не без злой иронии рассказывает, что теперь "на зрелищах Кесарь не смеет явиться", что "нет Андромахи на них, согнан Ахилл и Орест", что их заменили "торговли советник, юнкер, секретарь, гусарские майоры", которые "ищут с закладами денег, крадут ложки в карман", одним словом, что каждый находит теперь в театре "себя и знакомых". Приверженность к классицизму не мешала, однако, Катенину ценить по достоинству таких писателей, как Пушкин.

Катенин был в восторге от "Евгения Онегина" и "Графа Нулина", считал первое произведение лучшим из всего, написанного Пушкиным.

Вопреки своим современникам, как критик с действительно художественным чутьем, Катенин в "Руслане и Людмиле" видел "не больше, как сказку, лишенную колорита времени, местности и народности". В сущности, как это можно видеть из его критической статьи "Размышления и разборы", в которой он дает определение поэзии вообще и разбирает поэзию еврейскую, греческую, латинскую и новоевропейскую, Катенин мало отличался от писателей якобы враждебного ему романтического направления.

Также как и его мнимые враги, Катенин требует от произведения "правдоподобия" и "натуры"; стремясь к реализму, он употреблял народные слова и выражения, постоянно, по замечанию одного критика "обнаруживал особенное предрасположение к народности". Катенин был таким образом врагом лишь того романтизма, "родителем которого на Руси был Жуковский, поэтический дядька чертей и ведьм немецких и английских". Катенин ценил Пушкина, любил Байрона, но не понимал Шекспира, которого ставил ниже французских классиков.

В 1838 г. он вышел в отставку и снова поселился в своей деревне и занимался литературой до самой своей смерти.

Сочинения П. А. Катенина, СПб. 1833 г., ч. І и II; Е. Петухов, "П. А. Катенин", (биографический очерк в "Историческом Вестнике", 1888 г., № 9); "К истории русского театра"; Письма П. А. Катенина к A. M. Колосовой" ("Русск. Старина", 1893 г., №№ 3-4). В. Боцяновский. {Половцов} Катенин, Павел Александрович - писатель (1792-1853); родился в родовом селе Костромской губ., первоначальное образование получил дома, поступил на службу в министерство народного просвещения, в 1810 г. перешел портупей-прапорщиком в Преображенский полк, сражался при Бородине, Люцене, Бауцене, Лейпциге.

В 1822 г. за шиканье артистке Семеновой был выслан петербургским генерал-губернатором гр. Милорадовичем на родину, где и пробыл десять лет. Через два года после возвращения в Петербург был переведен в Эриванский полк на Кавказ и в 1836 году назначен комендантом крепости Кизляр.

Прослужив два года, он вышел в отставку и поселился в своей деревне.

Литературную деятельность К. начал около 1810 г. Первые его стихотворения - переводы и подражания Вергилию, Oссиану, Гесснеру - печатались в "Цветнике" Беницкого и других изданиях.

Около этого же времени он начал работать для театра.

В 1811 г. был поставлен его перевод трагедии Корнеля "Ариадна", в 1816 г. перевод трагедии Расина "Эсфирь"; в 1819 г. им написан драматически отрывок "Пир Иоанна Безземельного", в 1821 г. вышла его переделка "Сплетни" ("Le mechant" Грессе), в 1822 г. напечатан перевод "Сида" Корнеля.

В вынужденном деревенском уединении Катенин перевел комедию Мариво "Les fausses confidences", напечатанную в 1827 г. под заглавием "Обман в пользу любви", и написал трагедию в 5 д. "Андромаха", которой как сам автор, так и Пушкин придавали большое значение.

Драматические произведения К. были результатом того увлечения театром, которое заставило К. живо интересоваться всеми мелочами театральной жизни, участвовать в распределении ролей, проходить с актерами эти роли, учить их декламации и т. д. Сюжеты для своих эпических и лирических стихотворений К. брал из древнерусской жизни ("Старая быль", "Милуша", "Певец Услад" и др.). Как оригинальные, так и переводные произведения К. не представляют ничего выдающегося.

Гораздо более К. был известен как критик.

Знакомый с несколькими новыми языками, зная латинский язык, К. имел возможность изучить в совершенстве иностранных - древних и новых - классиков.

Пушкин, близкий друг К., считал его лучшим из тогдашних критиков и ставил его гораздо выше А. Бестужева (Марлинского).

Грибоедов отдавал на его суд свое знаменитое "Горе от ума". Причиной такого отношения были, конечно, не только образованность К., но и его критическое чутье и вкус, давшие ему возможность верно оценить "Евгения Онегина" и "Руслана и Людмилу". К. считался да и сам себя считал классиком, "неромантиком". Классицизм его выражался в том, что он выше всего ставил Корнеля и Расина, а также ценил писателей вроде Казимира Делавиня, в котором находил "нечто расиновское". В сущности, по своим воззрениям он мало отличался от писателей якобы враждебного ему романтического направления.

Это видно из его статьи "Размышления и разборы", заключающей в себе его соображения о поэзии вообще, а также очерки поэзии еврейской, греческой, латинской и новоевропейской.

Здесь Катенин, как и его мнимые противники, требует от художественного произведения реализма, верного изображения действительной жизни. Разбирая современные ему комедии, К. жалуется на отсутствие в них "правдоподобия" и "натуры". Ему самому приходилось выслушивать от современных критиков, с одной стороны, упреки, с другой - похвалы за "предрасположение к народности", за стремление к простоте и естественности.

К. был врагом только того романтизма, "родителем которого на Руси" был Жуковский, "поэтический дядька чертей и ведьм немецких и английских". Шекспира К. не понимал и ставил гораздо ниже франц. классиков.

Ср. "Соч. Катенина, писанные в стихах" (ч. I и II, СПб., 1832); E. Петухов, "П. А. Катенин" (биографический очерк в "Историч.

Вестнике", 1888 г., № 9); "К истории русского театра.

Письма П. А. Катенина к А. М. Колосовой" ("Рус. старина", 1893 г., №№ 3-4). В. Боцяновский. {Брокгауз} Катенин, Павел Александрович (11.12.1792-23.5.1853). - Отставной полковник л.-гв. Преображенского полка. Род. в с. Шаево Кологривского уезда Костромской губ. Отец - генерал-лейтенант Александр Фед. Катенин, мать - Дарья Андр. Парпура.

В службу вступил в деп. Мин. народного просвещения - 4.7.1806, коллегии-юнкер - 31.12.1806, тит. сов. - 31.12.1808, портупей-прапорщик л.-гв. Преображенского полка - 12.3.1810, прапорщик - 1.2.1811, участник Отечественной войны 1812 (Бородино) и заграничных походов (Люцен, Бауцен, Кульм, Лейпциг, Париж), полковник - 5.7.1820, уволен в отставку - 14.9.1820. За демонстративную обструкцию актрисе Семеновой на представлении "Поликсены" выслан из Петербурга с запрещением въезда в обе столицы - 20.10.1822. В 1822-1832 жил в своем имении Шаево, хотя в авг. 1825 получил разрешение на въезд в Петербург.

Член Союза спасения (с 1816), один из организаторов Военного общества (1818). Высоч. повелено оставить без внимания.

Определен в Эриванский карабинерный полк - 8.8.1833, комендант крепости Кизляр - 24.7.1836, уволен от службы с чином генерал-майора - 20.11.1838. Поэт, критик, драматург, член Российской академии - 7.1.1833, почетный член отделения русского языка и словесности Академии наук - 21.11.1841. Был похоронен в д. Бареево, в советское время прах перенесен на городское кладбище г. Чухломы.

ЦГАОР. ф. 48, оп. 1, д. 28, 243. Катенин, Павел Александрович генерал-майор, писатель для театра и критик, почетный член И. А. Н.; р. 11 дек. 1792 г.; † 1853 г. 23 мая. {Половцов} Катенин, Павел Александрович - русский поэт, драматург и критик.

Служил в министерстве народного просвещения, участвовал в войнах с Наполеоном 1812-1814. В 1817 - член тайного общества.

В 1820 вынужден покинуть военную службу, а в 1822 выслан в деревню в Костромскую губ., где живет три года без права выезда, а потом семь лет добровольно.

Вернувшись в Петербург, через два года уехал на военную службу на Кавказ, в 1838 подал в отставку, конец жизни провел в имении, слывя среди соседей безбожником и вольнодумцем.

К. - центральная фигура лит-ой группы 10-х-20-х гг. прошлого столетия, к-рое Тынянов вряд ли точно и полно назвал "младшими архаистами" (Грибоедов, Кюхельбекер).

Обуржуазившаяся часть среднего дворянства отказывается от придворно-официального стиля классицизма, разрабатывает идеи индивидуализма, культивирует интимистское искусство.

Однако перерастание буржуазных тенденций в осознанный либерализм и даже революционность (декабризм) естественно породило тягу к иному - пафосно-монументальному, гражданственному стилю (Плехановым отмечена сходная эволюция французского буржуазного искусства XVIII в. от сентиментализма к революционному классицизму).

Эта тяга и проявилась в деятельности Рылеева и "младших архаистов", опиравшихся на пафосную поэзию классицизма, но трансформировавших и деформировавших ее принципы своим новым либерально-буржуазным (хотя и очень сильно окрашенным в дворянские цвета) содержанием.

Разгром 14 декабря 1825 обусловил неудачу и затухание этой тенденции и изолированность К. в литературе.

Непосредственно политический либерализм К. сказался в трех его произведениях.

Он перевел одну из песен Великой французской революции "Отечество наше страдает", ставшую одной из любимых песен декабристского подполья.

Зашифрованно либерализм К. выражен в "Элегии" и "Старой были", направленной против Пушкина за примирение последнего с царизмом.

Однако вся литературная деятельность К., богатая смелым и талантливым экспериментаторством и новаторством, питается сходными с поэзией Пушкина социальными корнями.

Борясь против приглаженной эстетской манерности, интимизма карамзинистов, К. разрабатывал "большие формы" (трагедия, эпос), жадно отыскивая соответствующий лексический строй, метры и строфику.

Один из первых он ввел в драму пятистопный белый ямб, в эпос - октавы и терцины, смену метров в одном и том же произведении (в стихотворении 1819 "Мстислав Мстиславич" метр меняется 12 раз). Борясь с приглаженной балладой Жуковского за русскую тематику и народную лексику баллады, К. выражал свойственную декабристам тенденцию буржуазного патриотизма (в своих балладах "Ольга", "Убийца" и др. К. является непосредственным и во многом блестящим предшественником Пушкина).

Поэзию К. высоко ценили Грибоедов, Кюхельбекер и во многом резко расходящийся с К. Пушкин.

К 30-м гг. К. сошел с литературной арены. Библиография: I. Сочин. и перев. в стихах П. Катенина, 2 чч., СПб., 1832; Княжна Милуша, СПб., 1834; Письма П. А. Катенина к Н. И. Бахтину со вступительной статьей A. A. Чебышева, "Русская старина", 1909-1911, и отдельн. изд. II. Петухов Е., П. А. Катенин, "Исторический вестник", 1888, IX; Бертенсон С., П. А. Катенин, СПб., 1909; Пиксанов Н. К., Заметки о Катенине, "Пушкин и его современники", вып. XII, СПб., 1909; Розанов И. Н., Пушкинская плеяда, М., 1923; Тынянов Ю., Архаисты и новаторы, Л., 1929. Беллетристическое изображение Катенина: Писемский А. Ф., Люди сороковых годов (Катенин выведен под именем Коптева);

Тынянов Ю., Смерть Вазир-Мухтара, Л., 1929. III. Мезьер А. В., Русская словесность с XI по XIX ст. включительно, ч. 2, СПб., 1902; Венгеров С. А., Источники словаря русских писателей, т. III, П., 1914. Г. Лелевич. {Лит. энц.}

Отец его принадлежал к древнему роду служилых дворян, мать была полугреческого происхождения. Домашнее образование Катенин получил отменное - он блестяще владел французским, немецким, итальянским и латинским языками, читал по-гречески и по-английски. Врожденная редкая память позволила ему без усилий ориентироваться в калейдоскопе мировой истории и литературы.


Катенин (Павел Александрович) - писатель (1792 - 1853), родился в родовом селе Костромской губернии, первоначальное образование получил дома, поступил на службу в министерство народного просвещения, в 1810 г. перешел портупей-прапорщиком в преображенский полк, сражался при Бородине, Люцене, Бауцене, Лейпциге. В 1822 г., за шиканье артистке Семеновой, был выслан петербургским генерал-губернатором графом Милорадовичем на родину, где и пробыл десять лет. Через два года после возвращения в Петербург, был переведен в эриванский полк, на Кавказ, и в 1836 году назначен комендантом крепости Кизляр. Прослужив два года, он вышел в отставку и поселился в своей деревне. Литературную деятельность Катенин начал около 1810 г. Первые его стихотворения-переводы и подражания Виргилию, Оссиану, Гесснеру - печатались в "Цветнике" Беницкого и других изданиях. Около этого же времени, он начал работать для театра. В 1811 г. был поставлен его перевод трагедии Корнеля "Ариадна", в 1816 г. перевод трагедии Расина "Эсеир"; в 1819 г. им написан драматический отрывок "Пир Иоанна Безземельного", в 1821 г. вышла его переделка "Сплетни" ("Le mechant", Грессе), в 1822 г. напечатан перевод "Сида", Корнеля. В вынужденном деревенском уединении, Катенин перевел комедию Мариво "Les fausses confidences", напечатанную в 1827 г. под заглавием "Обман в пользу любви", и написал трагедию в 5 действиях "Андромаха", которой как сам автор, так и Пушкин придавали большое значение. Драматические произведения Катенина были результатом того увлечения театром, которое заставило Катенина живо интересоваться всеми мелочами театральной жизни, участвовать в распределении ролей, проходить с актерами эти роли, учить их декламации, и т. д. Сюжеты для своих эпических и лирических стихотворений Катенин брал из древнерусской жизни ("Старая быль", "Милуша", "Певец Услад" и другие). Как оригинальные, так и переводные произведения Катенина не представляют ничего выдающегося. Гораздо более Катенин был известен как критик. Знакомый с несколькими новыми языками, зная латинский язык, Катенин имел возможность изучить в совершенстве иностранных - древних и новых - классиков. Пушкин, близкий друг Катенина, считал его лучшим из тогдашних критиков и ставил его гораздо выше А. Бестужева (Марлинского) . Грибоедов отдавал на его суд свое знаменитое "Горе от ума". Причиной такого отношения были, конечно, не только образованность Катенина, но и его критическое чутье и вкус, давшие ему возможность верно оценить "Евгения Онегина" и "Руслана и Людмилу". Катенин считался, да и сам себя считал классиком, "не-романтиком". Классицизм его выражался в том, что он выше всего ставил Корнеля и Расина, а также ценил писателей в роде Казимира Делавиня, в котором находил "нечто расиновское". В сущности, по своим воззрениям он мало отличался от писателей якобы враждебного ему романтического направления. Это видно из его статьи "Размышления и разборы", заключающей в себе его соображения о поэзии вообще, а также очерки поэзии еврейской, греческой, латинской и новоевропейской. Здесь Катенин, как и его мнимые противники, требует от художественного произведения реализма, верного изображения действительной жизни. Разбирая современные ему комедии, Катенин жалуется на отсутствие в них "правдоподобия" и "натуры". Ему самому приходилось выслушивать от современных критиков с одной стороны упреки, с другой - похвалы за "предрасположение к народности", за стремление к простоте и естественности. Катенин был врагом только того романтизма, "родителем которого на Руси" был Жуковский, "поэтический дядька чертей и ведьм немецких и английских". Шекспира Катенин не понимал и ставил гораздо ниже французских классиков. Ср. "Сочинения Катенина, писанные в стихах" (часть I и II, Санкт-Петербург, 1832); Е. Петухов, "П.А. Катенин" (биографический очерк, в "Историческом Вестнике", 1888,); "К истории русского театра. Письма П.А. Катенина к А.М. Колосовой" ("Русская Старина", 1893,). В. Боцяновский.

Писатель и театрал, род. в 1792 г., ум. 23 мая 1853 г. Первоначальное образование получил дома, служил сначала по министерству народного просвещения; в 1810 г. перешел портупей-прапорщиком в Преображенский полк и принимал участие в Отечественной войне 1812 г, Окою этого же времени начал и свою литературную деятельность. Первые его стихотворения печатались в "Цветнике" Беницкого, "Сыне Отечества", "Вестнике Европы" и других изданиях того времени. Все они написаны довольно хорошо, но не представляют ничего особенно выдающегося ни по форме, ни по содержанию; к числу достоинств Катенина нужно отнести его уменье согласовать форму с содержанием. В некоторых своих стихотворениях он подражая Виргилию, Гесснеру, Оссиану, но несколько эпических стихотворений написаны им совершенно самостоятельно на темы, взятые из древнерусской жизни. Таковы его поэмы "Мстислав Мстиславич" "Старая быль", "Певец Услад" и др. Катенин особенно увлекался театром, проходил с актерами их роли, руководил ими, переводил и писал пьесы для бенефисов, и т. д. В 1811 году был поставлен его перевод комедии Корнеля "Ариадна", в 1816 г. перевод трагедии Расина "Эсфирь", в 1819 г. им написан драматический отрывок "Пир Иоанна Безземельного", в 1821 г. вышла его переделка комедии "Сплетни" ("Le méchant" Грессе), в 1822 г. - перевод "Сида" Корнеля. В этом же году за шиканье актрисе Семеновой Катенин по настоянию нерасположенного к нему генерал-губернатора гр. Милорадовича был выслан на родину в костромскую губернию. Здесь он перевел комедию Мариво "Les fausses confidences", напечатанную в 1827 г. под заглавием "Обман в пользу любви" и написал оригинальную трагедию в пяти действиях "Андромаха", в которой признавал большие достоинства даже Пушкин. Последний, впрочем, вообще высоко ставил Катенина, считал его лучшим из современных "Шлегелей", не исключая даже А. Бестужева (Марлинского). С таким же уважением относился к Катенину и Грибоедов, написавший вместе с ним комедию "Студент", где осмеяны Жуковский и другие романтики; Грибоедов советовался с Катениным относительно "Горя от ума". Как в стихотворных, так и в драматических произведениях своих, Катенин, однако, является классиком, "неромантиком". Он переводит главным образом Корнеля, Расина, читает Делавиня, в котором находил "нечто расиновское", сам старается им подражать, смеется над романтизмом, над новою мещанскою комедией. В своем стихотворении "Тень Шекспира", он не без злой иронии рассказывает, что теперь "на зрелищах Кесарь не смеет явиться", что "нет Андромахи на них, согнан Ахилл и Орест", что их заменили "торговли советник, юнкер, секретарь, гусарские майоры", которые "ищут с закладами денег, крадут ложки в карман", одним словом, что каждый находит теперь в театре "себя и знакомых". Приверженность к классицизму не мешала, однако, Катенину ценить по достоинству таких писателей, как Пушкин. Катенин был в восторге от "Евгения Онегина" и "Графа Нулина", считал первое произведение лучшим из всего, написанного Пушкиным. Вопреки своим современникам, как критик с действительно художественным чутьем, Катенин в "Руслане и Людмиле" видел "не больше, как сказку, лишенную колорита времени, местности и народности". В сущности, как это можно видеть из его критической статьи "Размышления и разборы", в которой он дает определение поэзии вообще и разбирает поэзию еврейскую, греческую, латинскую и новоевропейскую, Катенин мало отличался от писателей якобы враждебного ему романтического направления. Также как и его мнимые враги, Катенин требует от произведения "правдоподобия" и "натуры"; стремясь к реализму, он употреблял народные слова и выражения, постоянно, по замечанию одного критика "обнаруживал особенное предрасположение к народности". Катенин был таким образом врагом лишь того романтизма, "родителем которого на Руси был Жуковский, поэтический дядька чертей и ведьм немецких и английских". Катенин ценил Пушкина, любил Байрона, но не понимал Шекспира, которого ставил ниже французских классиков. В ссылке Катенин пробыл десять лет; вскоре после возвращения в Петербург переведен был в Эриванский полк; в 1836 г. его назначили комендантом крепости Кизляр. В 1838 г. он вышел в отставку и снова поселился в своей деревне и занимался литературой до самой своей смерти.

Сочинения П. А. Катенина, СПб. 1833 г., ч. І и II; Е. Петухов, "П. А. Катенин", (биографический очерк в "Историческом Вестнике", 1888 г., № 9); "К истории русского театра"; Письма П. А. Катенина к A. M. Колосовой" ("Русск. Старина", 1893 г., №№ 3-4).

В. Боцяновский.

{Половцов}

Катенин, Павел Александрович

Писатель (1792-1853); родился в родовом селе Костромской губ., первоначальное образование получил дома, поступил на службу в министерство народного просвещения, в 1810 г. перешел портупей-прапорщиком в Преображенский полк, сражался при Бородине, Люцене, Бауцене, Лейпциге. В 1822 г. за шиканье артистке Семеновой был выслан петербургским генерал-губернатором гр. Милорадовичем на родину, где и пробыл десять лет. Через два года после возвращения в Петербург был переведен в Эриванский полк на Кавказ и в 1836 году назначен комендантом крепости Кизляр. Прослужив два года, он вышел в отставку и поселился в своей деревне. Литературную деятельность К. начал около 1810 г. Первые его стихотворения - переводы и подражания Вергилию, Oссиану, Гесснеру - печатались в "Цветнике" Беницкого и других изданиях. Около этого же времени он начал работать для театра. В 1811 г. был поставлен его перевод трагедии Корнеля "Ариадна", в 1816 г. перевод трагедии Расина "Эсфирь"; в 1819 г. им написан драматически отрывок "Пир Иоанна Безземельного", в 1821 г. вышла его переделка "Сплетни" ("Le méchant" Грессе), в 1822 г. напечатан перевод "Сида" Корнеля. В вынужденном деревенском уединении Катенин перевел комедию Мариво "Les fausses confidences", напечатанную в 1827 г. под заглавием "Обман в пользу любви", и написал трагедию в 5 д. "Андромаха", которой как сам автор, так и Пушкин придавали большое значение. Драматические произведения К. были результатом того увлечения театром, которое заставило К. живо интересоваться всеми мелочами театральной жизни, участвовать в распределении ролей, проходить с актерами эти роли, учить их декламации и т. д. Сюжеты для своих эпических и лирических стихотворений К. брал из древнерусской жизни ("Старая быль", "Милуша", "Певец Услад" и др.). Как оригинальные, так и переводные произведения К. не представляют ничего выдающегося. Гораздо более К. был известен как критик. Знакомый с несколькими новыми языками, зная латинский язык, К. имел возможность изучить в совершенстве иностранных - древних и новых - классиков. Пушкин, близкий друг К., считал его лучшим из тогдашних критиков и ставил его гораздо выше А. Бестужева (Марлинского). Грибоедов отдавал на его суд свое знаменитое "Горе от ума". Причиной такого отношения были, конечно, не только образованность К., но и его критическое чутье и вкус, давшие ему возможность верно оценить "Евгения Онегина" и "Руслана и Людмилу". К. считался да и сам себя считал классиком, "неромантиком". Классицизм его выражался в том, что он выше всего ставил Корнеля и Расина, а также ценил писателей вроде Казимира Делавиня, в котором находил "нечто расиновское". В сущности, по своим воззрениям он мало отличался от писателей якобы враждебного ему романтического направления. Это видно из его статьи "Размышления и разборы", заключающей в себе его соображения о поэзии вообще, а также очерки поэзии еврейской, греческой, латинской и новоевропейской. Здесь Катенин, как и его мнимые противники, требует от художественного произведения реализма, верного изображения действительной жизни. Разбирая современные ему комедии, К. жалуется на отсутствие в них "правдоподобия" и "натуры". Ему самому приходилось выслушивать от современных критиков, с одной стороны, упреки, с другой - похвалы за "предрасположение к народности", за стремление к простоте и естественности. К. был врагом только того романтизма, "родителем которого на Руси" был Жуковский, "поэтический дядька чертей и ведьм немецких и английских". Шекспира К. не понимал и ставил гораздо ниже франц. классиков. Ср. "Соч. Катенина, писанные в стихах" (ч. I и II, СПб., 1832); E. Петухов, "П. А. Катенин" (биографический очерк в "Историч. Вестнике", 1888 г., № 9); "К истории русского театра. Письма П. А. Катенина к А. М. Колосовой" ("Рус. старина", 1893 г., №№ 3-4).

В. Боцяновский.

{Брокгауз}

Катенин, Павел Александрович

(11.12.1792-23.5.1853). - Отставной полковник л.-гв. Преображенского полка.

Род. в с. Шаево Кологривского уезда Костромской губ. Отец - генерал-лейтенант Александр Фед. Катенин, мать - Дарья Андр. Парпура. В службу вступил в деп. Мин. народного просвещения - 4.7.1806, коллегии-юнкер - 31.12.1806, тит. сов. - 31.12.1808, портупей-прапорщик л.-гв. Преображенского полка - 12.3.1810, прапорщик - 1.2.1811, участник Отечественной войны 1812 (Бородино) и заграничных походов (Люцен, Бауцен, Кульм, Лейпциг, Париж), полковник - 5.7.1820, уволен в отставку - 14.9.1820. За демонстративную обструкцию актрисе Семеновой на представлении "Поликсены" выслан из Петербурга с запрещением въезда в обе столицы - 20.10.1822. В 1822-1832 жил в своем имении Шаево, хотя в авг. 1825 получил разрешение на въезд в Петербург.

Член Союза спасения (с 1816), один из организаторов Военного общества (1818). Высоч. повелено оставить без внимания.

Определен в Эриванский карабинерный полк - 8.8.1833, комендант крепости Кизляр - 24.7.1836, уволен от службы с чином генерал-майора - 20.11.1838. Поэт, критик, драматург, член Российской академии - 7.1.1833, почетный член отделения русского языка и словесности Академии наук - 21.11.1841. Был похоронен в д. Бареево, в советское время прах перенесен на городское кладбище г. Чухломы.

ЦГАОР. ф. 48, оп. 1, д. 28, 243.

Катенин, Павел Александрович

генерал-майор, писатель для театра и критик, почетный член И. А. Н.; р. 11 дек. 1792 г.; † 1853 г. 23 мая.

{Половцов}

Катенин, Павел Александрович

Русский поэт, драматург и критик. Служил в министерстве народного просвещения, участвовал в войнах с Наполеоном 1812-1814. В 1817 - член тайного общества. В 1820 вынужден покинуть военную службу, а в 1822 выслан в деревню в Костромскую губ., где живет три года без права выезда, а потом семь лет добровольно. Вернувшись в Петербург, через два года уехал на военную службу на Кавказ, в 1838 подал в отставку, конец жизни провел в имении, слывя среди соседей безбожником и вольнодумцем.

К. - центральная фигура лит-ой группы 10-х-20-х гг. прошлого столетия, к-рое Тынянов вряд ли точно и полно назвал "младшими архаистами" (Грибоедов, Кюхельбекер). Обуржуазившаяся часть среднего дворянства отказывается от придворно-официального стиля классицизма, разрабатывает идеи индивидуализма, культивирует интимистское искусство. Однако перерастание буржуазных тенденций в осознанный либерализм и даже революционность (декабризм) естественно породило тягу к иному - пафосно-монументальному, гражданственному стилю (Плехановым отмечена сходная эволюция французского буржуазного искусства XVIII в. от сентиментализма к революционному классицизму). Эта тяга и проявилась в деятельности Рылеева и "младших архаистов", опиравшихся на пафосную поэзию классицизма, но трансформировавших и деформировавших ее принципы своим новым либерально-буржуазным (хотя и очень сильно окрашенным в дворянские цвета) содержанием. Разгром 14 декабря 1825 обусловил неудачу и затухание этой тенденции и изолированность К. в литературе.

Непосредственно политический либерализм К. сказался в трех его произведениях. Он перевел одну из песен Великой французской революции "Отечество наше страдает", ставшую одной из любимых песен декабристского подполья. Зашифрованно либерализм К. выражен в "Элегии" и "Старой были", направленной против Пушкина за примирение последнего с царизмом. Однако вся литературная деятельность К., богатая смелым и талантливым экспериментаторством и новаторством, питается сходными с поэзией Пушкина социальными корнями. Борясь против приглаженной эстетской манерности, интимизма карамзинистов, К. разрабатывал "большие формы" (трагедия, эпос), жадно отыскивая соответствующий лексический строй, метры и строфику. Один из первых он ввел в драму пятистопный белый ямб, в эпос - октавы и терцины, смену метров в одном и том же произведении (в стихотворении 1819 "Мстислав Мстиславич" метр меняется 12 раз). Борясь с приглаженной балладой Жуковского за русскую тематику и народную лексику баллады, К. выражал свойственную декабристам тенденцию буржуазного патриотизма (в своих балладах "Ольга", "Убийца" и др. К. является непосредственным и во многом блестящим предшественником Пушкина). Поэзию К. высоко ценили Грибоедов, Кюхельбекер и во многом резко расходящийся с К. Пушкин. К 30-м гг. К. сошел с литературной арены.

Библиография: I. Сочин. и перев. в стихах П. Катенина, 2 чч., СПб., 1832; Княжна Милуша, СПб., 1834; Письма П. А. Катенина к Н. И. Бахтину со вступительной статьей A. A. Чебышева, "Русская старина", 1909-1911, и отдельн. изд.

II. Петухов Е., П. А. Катенин, "Исторический вестник", 1888, IX; Бертенсон С., П. А. Катенин, СПб., 1909; Пиксанов Н. К., Заметки о Катенине, "Пушкин и его современники", вып. XII, СПб., 1909; Розанов И. Н., Пушкинская плеяда, М., 1923; Тынянов Ю., Архаисты и новаторы, Л., 1929. Беллетристическое изображение Катенина: Писемский А. Ф., Люди сороковых годов (Катенин выведен под именем Коптева); Тынянов Ю., Смерть Вазир-Мухтара, Л., 1929.

III. Мезьер А. В., Русская словесность с XI по XIX ст. включительно, ч. 2, СПб., 1902; Венгеров С. А., Источники словаря русских писателей, т. III, П., 1914.

Г. Лелевич.

  • - Kитаевед-политолог. Род. в с. Большая Алексеевка Херсонского у. Херсонской губ. Чл. РСДРП с мая 1917. Организатор комсомола в Херсонской губ., предс. губкома Союза рабочей молодежи...

    Биобиблиографический словарь востоковедов - жертв политического террора в советский период

  • - арт. оперы. По окончании Тифлис. кадетского корпуса в 1887-93 служил офицером в Мингрельском полку. Пению обучался в Тифлис. муз. уч-ще, где познакомился с Ф. Шаляпиным. В 1893 дебютировал в Тифлис. опере...
  • - рисовальщик моск. синод. типогр....

    Большая биографическая энциклопедия

  • - выдающийся военный педагог. Окончив в 1858 г. блестяще Михайловскую Артиллерийскую Академию, А. в силу призвания перешел в военно-учебное ведомство на должность репетитора по химии и артиллерии сначала в...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - священник и законоучитель при мещанских училищах в Москве, ум. 12-го июля 1883 года. Окончив курс в московской духовной семинарии в 1846 г., Ансеров, как один из лучших воспитанников, предназначался для продолжения...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - тайн. сов., чрезвычайн. посланник при португальском дворе; р. 1838 г., † 21 марта 1885 г. 3 апр. в Париже...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - поэт, критик, драмат. и переводч., р. 11 дек. 1792 в Кологрив. у., Костр. г., в двор. семье, отст. ген.-м., † 23 мая 1853...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - писатель и театрал, род. в 1792 г., ум. 23 мая 1853 г. Первоначальное образование получил дома, служил сначала по министерству народного просвещения...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - военн. писат., р. 11 дек. 1792, генер.-маиор, † 23 мая 1853...

    Большая биографическая энциклопедия

  • Большая биографическая энциклопедия

  • - Ансеров, Павел Александрович, священник и законоучитель при мещанских училищах в Москве. Его проповеди, проникнутые глубокой силой христианского чувства и убеждения, обратили на него внимание митрополита Филарета...

    Биографический словарь

  • - великий князь, младший сын императора Александра II , родился 21 сентября 1860 года, с 1893 года - генерал-майор. Состоял в супружестве с 4 июня 1889 года с греческой королевной Александрой Георгиевной...

    Биографический словарь

  • - великий князь, младший сын императора Александра II, род. 21 сент. 1860 г., с 1893 г. генерал-майор. Состоял в супружестве с 4 июня 1889 г. с греческой королевной Александрой Георгиевной...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - русский писатель и театральный деятель. Участник Отечественной войны 1812. Один из руководителей Военного общества ‒ тайной декабристской организации. В 1820 по политическим мотивам отстранён от службы...
  • - советский партийный деятель, историк, доктор экономических наук. Член Коммунистической партии с мая 1917. Родился в Херсонской губернии. Участник Гражданской войны 1918-20...

    Большая Советская энциклопедия

  • - русский поэт, переводчик, критик, театральный деятель, почетный член Петербургской АН. Член "Союза спасения". Гражданская поэзия 10-20-х гг. в духе декабристского романтизма. Трагедия "Андромаха" ...

    Большой энциклопедический словарь

"Катенин, Павел Александрович" в книгах

Афанасьев Павел Александрович

Из книги Туляки – Герои Советского Союза автора Аполлонова А. М.

Афанасьев Павел Александрович Родился в 1922 году в селе Крутицы Плавского (ныне Киреевского) района Тульской области в семье крестьянина. С 1939 по 1941 год работал бригадиром колхоза, заведовал избой-читальней села Крутицы. В ряды Советской Армии призван в феврале 1941 года.

ТУЛУБ Павел Александрович

автора Фокин Павел Евгеньевич

ТУЛУБ Павел Александрович 13(?).2.1862 – 16.3.1923Поэт. Публикации в газете «Киевская мысль». Стихотворные сборники «Среди природы» (М., 1900), «Памяти Н. В. Гоголя. Стихи» (Киев, 1909).«В Киеве моей юности… хуже всего обстояло дело с той областью культурной жизни, к которой меня

ФЛОРЕНСКИЙ Павел Александрович

Из книги Серебряный век. Портретная галерея культурных героев рубежа XIX–XX веков. Том 3. С-Я автора Фокин Павел Евгеньевич

ФЛОРЕНСКИЙ Павел Александрович отец Павел;9(21).1.1882 – 8.12.1937Математик, поэт, фольклорист, теолог, священник (с 1911). Сочинения «Космологические антиномии Канта» (Сергиев Посад, 1909), «Общечеловеческие корни идеализма» (Сергиев Посад, 1909), «О Духовной Истине. Опыт православной

Павел Александрович

Из книги Падение царского режима. Том 7 автора Щеголев Павел Елисеевич

Павел Александрович ПАВЕЛ АЛЕКСАНДРОВИЧ (1860-1918), ген.-адъют., ген.-от-кав., по гв. кав., 5-й сын Алекс. II и дядя Ник. II. Женат первым браком 1889-1891 на греч. принц. Ал-дре Георг. (доч. греч. короля Георга I и Ольги Конст.), от этого брака дети: Дмитрий Павл. и Мария Павл. младш., первым

Павел Александрович Катенин (1792–1853)

Из книги автора

Павел Александрович Катенин (1792–1853) Сын помещика, генерала. Служил на военной службе, в кампанию 1812–1814 гг. участвовал в ряде сражений, отличился под Бородиным и Лейпцигом. Когда с ним по окончании лицея познакомился Пушкин, был капитаном лейб-гвардии Преображенского

Лысов Павел Александрович

Из книги автора

Лысов Павел Александрович Биография ЛЫСОВ Павел АлександровичДата рождения: 17.04.1959 г.Место рождения: Магаданская областьОбразование: Хабаровский политехнический институт (окончил 1983 г.), Высшая комсомольская школа при ЦК ВЛКСМ (окончил 1988 г.), спецкурс

Павел Александрович Флоренский

Из книги Афоризмы автора Ермишин Олег

Павел Александрович Флоренский (1882-1937 гг.) религиозный философ, ученый Вглядись в явление – и увидишь, что оно есть шелуха другого, глубже его лежащего.Самая видимость чуда уже была чудесна.Трижды преступна хищническая цивилизация, не ведающая ни жалости, ни любви к

Аргунов Павел Александрович

БСЭ

Арский Павел Александрович

Из книги Большая Советская Энциклопедия (АР) автора БСЭ

Баранов Павел Александрович

Из книги Большая Советская Энциклопедия (БА) автора Из книги История русской литературы XIX века. Часть 1. 1800-1830-е годы автора Лебедев Юрий Владимирович

Катенин Павел Александрович (1792-1853) Одним из первых поэтов раннего декабризма, вступивших в полемику с Жуковским, был Павел Александрович Катенин. Он родился в бедной дворянской семье в Кологривском уезде Костромской губернии, получил хорошее домашнее образование, знал 7

ФЛОРЕНСКИЙ Павел Александрович, отец Павел 9(21).I.1882, Евлах, Азербайджан, бывшая Елизаветопольская губерния - 8.XII.1937, в заключении

Из книги 99 имен Серебряного века автора Безелянский Юрий Николаевич

ФЛОРЕНСКИЙ Павел Александрович, отец Павел 9(21).I.1882, Евлах, Азербайджан, бывшая Елизаветопольская губерния - 8.XII.1937, в заключении В одной из ранних своих работ «Гамлет» Павел Флоренский отмечал, что «Гамлет безволен в отношении для другого и не безволен в себе и для себя».

Последние материалы раздела:

«Морские» идиомы на английском языке
«Морские» идиомы на английском языке

“Попридержи коней!” – редкий случай, когда английская идиома переводится на русский слово в слово. Английские идиомы – это интересная,...

Генрих Мореплаватель: биография и интересные факты
Генрих Мореплаватель: биография и интересные факты

Португальский принц Энрике Мореплаватель совершил множество географических открытий, хотя сам выходил в море всего три раза. Он положил начало...

Последнее восстание интеллектуалов Франция 1968 год волнения студентов
Последнее восстание интеллектуалов Франция 1968 год волнения студентов

Любой революции предшествует идеологическая аргументация и подготовка. «Майская революция» 1968 года, бесспорно, не является исключением. Почему к...