Как погиб маяковский. Личная жизнь Владимира Маяковского

Гениальные произведения Владимира Маяковского вызывают истинное восхищение у миллионов его почитателей. Он заслуженно относится к числу величайших поэтов-футуристов 20 века. Кроме того, Маяковский проявил себя неординарным драматургом, сатириком, кинорежиссёром, сценаристом, художником, а также редактором нескольких журналов. Его жизнь, многогранное творчество, а также полные любви и переживаний личные отношения и сегодня остаются не до конца разгаданной тайной.

Талантливый поэт родился в небольшом грузинском селе Багдати (Российская империя). Его мать Александра Алексеевна принадлежала к казацкому роду из Кубани, а отец Владимир Константинович работал простым лесничим. У Владимира было два брата – Костя и Саша, которые умерли ещё в детстве, а также две сестры – Оля и Люда.

Маяковский отлично знал грузинский язык и с 1902 года учился в гимназии г. Кутаиси. Уже в молодости его захватили революционные идеи, и, обучаясь в гимназии, он участвовал в революционной демонстрации.

В 1906 году скоропостижно умер отец. Причиной смерти было заражение крови, которое произошло в результате укола пальца обычной иголкой. Это событие настолько потрясло Маяковского, что он в дальнейшем полностью избегал заколок и булавок, опасаясь участи своего отца.


В том же 1906 году Александра Алексеевна с детьми переехала в Москву. Владимир продолжил своё обучение в пятой классической гимназии, где посещал занятия вместе с братом поэта – Александром. Однако со смертью отца финансовое положение семьи значительно ухудшилось. Как следствие, в 1908 году Владимир не смог заплатить за своё обучение, и его исключили из пятого класса гимназии.

Творчество

В Москве молодой парень стал общаться со студентами, увлекающимися революционными идеями. В 1908 году Маяковский решил стать членом РСДРП и часто пропагандировал среди населения. В течении 1908-1909 годов Владимира трижды арестовывали, однако по причине несовершеннолетия и отсутствия улик вынуждены были отпускать на свободу.

Во время расследований Маяковский не мог спокойно находиться в четырёх стенах. Через постоянные скандалы его часто переводили в разные места заключения. В итоге, он оказался в Бутырской тюрьме, где провёл одиннадцать месяцев и принялся за написание стихов.


В 1910 году молодой поэт вышел из заключения и сразу же покинул партию. В следующем году художница Евгения Ланг, с которой Владимир был в дружественных отношениях, порекомендовала ему заняться живописью. Во время обучения в училище живописи, ваяния и зодчества он познакомился с основателями группы футуристов «Гилея» и присоединился к кубофутуристам.

Первым произведением Маяковского, которое было напечатано, стало стихотворение «Ночь» (1912 год). Тогда же молодой поэт впервые публично выступил в артистическом подвале, который носил название «Бродячая собака».

Владимир вместе с членами группы кубофутуристов участвовал в турне по России, где читал лекции и свои стихи. Вскоре появились и положительные отзывы о Маяковском, но он зачастую рассматривался вне футуристов. считал, что среди футуристов Маяковский являлся единственным настоящим поэтом.


Первый сборник молодого поэта «Я» был опубликован в 1913 году и состоял всего из четырёх стихотворений. На этот год приходится также написание бунтарского стихотворения «Нате!», в котором автор бросает вызов всему буржуазному обществу. В следующем году Владимир создал трогательное стихотворение «Послушайте», поразившее читателей своей красочностью и чуткостью.

Привлекала гениального поэта и драматургия. 1914 год ознаменовался созданием трагедии «Владимир Маяковский», представленной публике на сцене петербургского театра «Луна-парк». При этом Владимир выступил её режиссёром, а также исполнителем главной роли. Основным мотивом произведения стал бунт вещей, что и связывало трагедию с творчеством футуристов.

В 1914 году молодой поэт твёрдо решил добровольно записаться в армию, но его политическая неблагонадёжность пугала представителей власти. Он не попал на фронт и в ответ на пренебрежение написал стихотворение «Вам», в котором дал свою оценку царской армии. Кроме того, вскоре появились гениальные произведения Маяковского – «Облако в штанах» и «Война объявлена».

В следующем году состоялась судьбоносная встреча Владимира Владимировича Маяковского с семьёй Брик. Отныне его жизнь представляла единое целое с Лилей и Осипом. С 1915 по 1917 год благодаря протекции М. Горького поэт служил в автомобильной школе. И хотя он, будучи солдатом, не имел права печататься, Осип Брик пришёл ему на помощь. Он приобрёл две поэмы Владимира и вскоре опубликовал их.

Одновременно с этим Маяковский окунулся в мир сатиры и в 1915 году напечатал в «Новом Сатириконе» цикл произведений «Гимны». Вскоре появляются два крупные сборники произведений – «Простое как мычание» (1916 год) и «Революция. Поэтохроника» (1917 год).

Октябрьскую революцию великий поэт встретил в штабе восстания в Смольном. Он сразу же стал сотрудничать с новой властью и участвовал в первых собраниях деятелей культуры. Отметим, что Маяковский возглавлял отряд солдат, который арестовал генерала П. Секретева, руководившего автомобильной школой, хотя ранее из его рук получил медаль «За усердие».

1917‑1918 годы были отмечены выходом нескольких произведений Маяковского, посвящённых революционным событиям (например, «Ода революции», «Наш марш»). На первую годовщину революции была презентована пьеса «Мистерия-буфф».


Увлекался Маяковский и киномастерством. В 1919 году в свет вышло три киноленты, в которых Владимир выступил актёром, сценаристом и режиссёром. Тогда же поэт начал сотрудничать с РОСТА и трудился над агитационно-сатирическими плакатами. Параллельно Маяковский работал в газете «Искусство коммуны».

Кроме того, в 1918 году поэт создал группу «Комфут», направление которой можно охарактеризовать как коммунистический футуризм. Но уже в 1923 году Владимир организовывает другую группу – «Левый фронт искусств», а также соответствующий журнал «ЛЕФ».

На это время приходится создание нескольких ярких и запоминающихся произведений гениального поэта: «Про это» (1923 год), «Севастополь – Ялта» (1924 год), «Владимир Ильич Ленин» (1924 год). Подчеркнём, что во время чтения последней поэмы в Большом театре присутствовал сам . После выступления Маяковского последовали овации, которые длились 20 минут. В целом, именно годы гражданской войны оказались для Владимира лучшим временем, о чём он упомянул в поэме «Хорошо!» (1927 год).


Не менее важным и насыщенным был для Маяковского период частых путешествий. В течении 1922-1924 годов он посетил Францию, Латвию и Германию, которым посвятил несколько произведений. В 1925 году Владимир отправился в Америку, побывав в Мехико, Гаване и многих городах США.

Начало 20-х годов было отмечено бурной полемикой между Владимиром Маяковским и . Последний на то время примкнул к имажистам – непримиримым противникам футуристов. Кроме того, Маяковский являлся поэтом революции и города, а Есенин в своём творчестве превозносил деревню.

Однако Владимир не мог не признать безусловный талант своего оппонента, хотя и критиковал его за консерватизм и пристрастие к алкоголю. В некотором смысле они были родственными душами – вспыльчивыми, ранимым, в постоянных поисках и отчаянии. Их объединяла даже тема самоубийства, присутствовавшая в творчестве обоих поэтов.


В течение 1926-1927 годов Маяковский создал 9 киносценариев. Кроме того, в 1927 году поэт возобновил деятельность журнала ЛЕФ. Но спустя год он покинул журнал и соответствующую организацию, окончательно разочаровавшись в них. В 1929 году Владимир основывает группу «РЕФ», но в следующем году выходит из неё и становится членом «РАПП».

Под конец 20-х годов Маяковский снова обращается к драматургии. Он готовит две пьесы: «Клоп» (1928 год) и «Баня» (1929 год), предназначенные специально для театральной сцены Мейерхольда. В них продумано сочетается сатирическая подача действительности 20-х годов со взглядом в будущее.

Мейерхольд сравнивал талант Маяковского с гениальностью Мольера, но критики встретили его новые работы разгромными комментариями. В «Клопе» они отыскали лишь художественные недостатки, однако к «Бане» выдвигались даже обвинения идейного характера. Во многих газетах были размещены крайне оскорбительные статьи, а некоторые из них имели заголовки «Долой маяковщину!»


Роковой 1930 год начался для величайшего поэта с многочисленных обвинений коллег. Маяковскому заявили, что он не является истинным «пролетарским писателем», а всего лишь «попутчик». Но, несмотря на критику, весной того года Владимир решил подвести итоги своей деятельности, для чего организовал выставку под названием «20 лет работы».

Выставка отображала все многогранные достижения Маяковского, но принесла сплошные разочарования. Её не посетили ни бывшие коллеги поэта по ЛЕФу, ни высшее партийное руководство. Это был жестокий удар, после которого в душе поэта осталась глубокая рана.

Смерть

В 1930 году Владимир много болел и даже опасался потерять голос, что положило бы конец его выступлениям на сцене. Личная жизнь поэта превратилась в безуспешную борьбу за счастье. Он был очень одинок, ведь Брики – его неизменная поддержка и утешение, уехали за границу.

Нападки со всех сторон легли на Маяковского тяжёлым моральным грузом, и ранимая душа поэта не выдержала. 14 апреля Владимир Маяковский выстрелил себе в грудь, что и стало причиной его смерти.


Могила Владимира Маяковского

После кончины Маяковского его произведения попали под негласный запрет и почти не публиковались. В 1936 году Лиля Брик написала письмо самому И. Сталину с просьбой посодействовать в сохранении памяти о великом поэте. В своей резолюции Сталин высоко оценил достижения умершего и дал разрешение на публикацию произведений Маяковского и создание музея.

Личная жизнь

Любовью всей жизни Маяковского была Лиля Брик, встреча с которой состоялась в 1915 году. Молодой поэт на то время встречался с её сестрой – Эльзой Триоле, и однажды девушка привела Владимира в квартиру Бриков. Там Маяковский впервые прочитал поэму «Облако в штанах», а потом торжественно посвятил её Лиле. Как не удивительно, но прообразом героини этой поэмы была скульптор Мария Денисова, в которую поэт влюбился в 1914 году.


В скором времени между Владимиром и Лилей вспыхнул роман, при этом Осип Брик закрыл глаза на увлечение своей жены. Лиля стала музой Маяковского, именно ей он посвящал практически все свои стихи о любви. Безграничную глубину своих чувств к Брик он выразил в следующих произведениях: «Флейта-позвоночник», «Человек», «Ко всему», «Лиличка!» и др.

Влюблённые вместе участвовали в съёмках киноленты «Закованная фильмой» (1918 год). Более того, с 1918 года Брики и великий поэт стали жить вместе, что вполне вписывалось в существующую на то время брачно-любовную концепцию. Они несколько раз меняли место проживания, но каждый раз селились вместе. Зачастую Маяковский даже содержал семью Бриков, а со всех поездок за границу обязательно привозил Лиле роскошные подарки (например, автомобиль «Рено»).


Несмотря на безграничную привязанность поэта к Лиличке, в его жизни были и другие возлюбленные, даже родившие ему детей. В 1920 году Маяковский имел близкие отношения с художницей Лилей Лавинской, которая подарила ему сына Глеба-Никиту (1921-1986).

1926 год отметился ещё одной судьбоносной встречей. Владимир познакомился с Элли Джонс – эмигранткой из России, которая родила ему дочь Елену-Патрисию (1926-2016). Также мимолётные отношения связывали поэта с Софьей Шамардиной и Натальей Брюханенко.


Кроме того, в Париже выдающийся поэт встретился с эмигранткой Татьяной Яковлевой. Вспыхнувшие между ними чувства постепенно крепли и обещали превратиться во что-то серьёзное и продолжительное. Маяковский хотел, чтобы Яковлева приехала в Москву, но она отказалась. Тогда в 1929 году Владимир решил поехать к Татьяне, однако проблемы с получением визы стали для него непреодолимой преградой.

Последней любовью Владимира Маяковского была молодая и замужняя актриса Вероника Полонская. Поэт требовал от 21-летней девушки бросить мужа, но Вероника не решалась на столь серьёзные изменения в жизни, ведь 36-летний Маяковский казался ей противоречивым, импульсивным и непостоянным.


Сложности в отношениях с молодой возлюбленной подтолкнули Маяковского к роковому шагу. Она была последней, кого Владимир видел перед смертью и слёзно просил её не идти на запланированную репетицию. Не успела закрыться за девушкой дверь, как прозвучал роковой выстрел. Полонская не решилась прийти на похороны, ведь родственники поэта считали её виновницей в смерти родного человека.

Неоспоримым остается факт: выстрел в коммунальной квартире, где находилась рабочая комната Владимира Маяковского, прозвучал 85 лет назад 14 апреля 1930 года в 10 часов 17 минут. Пуля попала в сердце. Прибывшая "Скорая помощь" констатировала смерть. Сразу же возникла версия о самоубийстве. Тем более что рядом с поэтом была найдена предсмертная записка:

"Всем. В том, что умираю, не вините никого и, пожалуйста, не сплетничайте. Покойник этого ужасно не любил. Мама, сестры и товарищи, простите это не способ (другим не советую), но у меня выходов нет"

Завещание не выполнили

Без сплетен все-таки не обошлось. Романтическая версия смерти поэта стала по горячим следам одной из самых популярных. Судачили, что ему отказала его последняя возлюбленная, а также что он страдал от венерического заболевания. Чтобы опровергнуть совсем уже абсурдную нездоровую версию, пришлось даже проводить повторное вскрытие. Но никаких венерических заболеваний у Маяковского не обнаружили. В личной жизни волнения действительно были, но, скорее, приятного свойства: Маяковский был увлечен 22-летней артисткой МХАТ Вероникой Полонской. И, судя по всему, барышня отвечала взаимностью, хотя и не соглашалась оставить мужа, как того требовал поэт. Она была последней, кто видел Маяковского живым — она вышла из комнаты за несколько мгновений до выстрела, спешила на репетицию.

Самоубийство ли?

Услышав выстрел, Полонская тут же вернулась. Главный противник версии самоубийства журналист Валентин Скорятин утверждает, что Маяковский был влюблен и строил планы, значит, не мог решиться на такой отчаянный шаг. В качестве других доказательств своей версии Скорятин приводит первые показания молодой актрисы: "Тогда никто из присутствовавших не слышал, чтобы Полонская говорила о револьвере в руках поэта, когда она выбегала из комнаты". По версии журналиста, впоследствии ее принудили изменить показания. Кроме того, Скорятин приводит разные показания о местоположении тела: первоначально свидетели утверждали, что тело поэта лежало "ногами к двери", те, кто пришел позже — что "головой к двери". Из чего журналист делает вывод, что тело двигали, и двигали не случайно — а чтобы отвести подозрение, что выстрел был произведен кем-то иным, внезапно появившимся в дверях. В качестве основного подозреваемого Скорятин рассматривает начальника секретного отдела ГПУ Агранова. Именно он прибыл на место преступления вслед за молодой актрисой. Исследователь смерти Маяковского предполагает, что Агранов мог прятаться в подсобной комнате, а потом выйти через черный ход.

Журналист Скорятин не верил и в подлинность завещания, считал его подделкой. По версии Скорятина, Маяковского убили. За что? За все более проступавшее разочарование в советском строе, делает вывод журналист. По его словам, "все чаще в его "партийные книжки" врывались ноты трагического разочарования, и все натужней он воспевал реальность. Зато крепло сатирическое обличение "дряни".

© Sputnik / РИА Новости

Последние экспертизы и новые тайны

С распадом Советского Союза версия о том, что Маяковский был убит, зазвучала с новой силой. Одновременно выяснилось, что экспертиза рубашки, которая была на Маяковском в момент смерти, ни разу толком не проводилась. До 1950-х годов рубашка хранилась сначала у супруги поэта Лили Брик, затем — в музее Маяковского. Результаты исследования, проведенного экспертами Федерального центра судебных экспертиз Минюста Российской Федерации были опубликованы уже в новом веке. Главный вывод —характер следов и отсутствие признаков самообороны характерны для выстрела, произведенного собственной рукой. Инсценировать самоубийство можно, признали эксперты, можно срежиссировать отдельные следы. Но невозможно учесть все, в том числе единичные капли крови, обнаруженные на рубашке и характерные для следов, которые оставляет рука, обрызганная кровью, при движении вниз.

Впрочем, один вопрос так и остался неразгаданным, кто и зачем подменил пистолет в деле о самоубийстве Маяковского. О подмене стало известно также в наше время. К экспертам обратились сотрудники Государственного музея Маяковского с просьбой исследовать "Браунинг", который был передан вместе с пулями и гильзой из Президентского архива, из материалов следственного дела Владимира Маяковского. При этом, в самих материалах, в частности, в протоколе осмотра фигурирует револьвер системы "Маузер". Экспертиза показала, что стрелял именно "Маузер". Так кто же подменил вещдок? Одну из правдоподобных гипотез выдвинул судмедэксперт Александр Маслов. Он напомнил о допросе в НКГБ Михаила Зощенко и замечании писателя о том, "что револьвер, из которого застрелился Маяковский, был ему подарен известным чекистом Аграновым". Уж не сам ли Агранов подменил оружие, приложив к делу браунинг Маяковского, делает вывод криминалист. У Маяковского, согласно документам было два пистолета — системы "Браунинг" и системы "Байярд".

© Sputnik / РИА Новости

Почему

Вопрос "почему" также остается без ответа. Часть исследователей симпатизируют романтической версии, часть видят причину трагедии в творческих терзаниях — накануне публика и пресса довольно холодно приняла его новую пьесу "Баня", постановку "Клоп" также ожидал очевидно холодный прием, коллеги и власть проигнорировали его выставку. В общем, были поводы для расстройства. Но что стало последней каплей, ответ на этот вопрос криминалисты дать не в состоянии.

Из «Заключения» экспертов:

«1. Повреждение на рубашке В.В.Маяковского является входным огнестрельным, образованным при выстреле с дистанции «боковой упор» в направлении спереди назад и несколько справа налево почти в горизонтальной плоскости.

2. Судя по особенностям повреждения, было применено короткоствольное оружие (например, пистолет) и использован маломощный патрон.

3. Небольшие размеры пропитанного кровью участка, расположенного вокруг входного огнестрельного повреждения, свидетельствуют об образовании его вследствие одномоментного выброса крови из раны, а отсутствие вертикальных потеков крови указывает на то, что сразу после получения ранения В.В.Маяковский находился в горизонтальном положении, лежа на спине.

4. Форма и малые размеры помарок крови, расположенных ниже повреждения, и особенность их расположения по дуге свидетельствуют о том, что они возникли в результате падения мелких капель крови с небольшой высоты на рубашку в процессе перемещения вниз правой руки, обрызганной кровью, или же с оружия, находившегося в той же руке».

Можно ли так тщательно сымитировать самоубийство? Да, в экспертной практике встречаются случаи инсценировки одного, двух, реже пяти признаков. Но весь комплекс признаков фальсифицировать невозможно. Установлено, что капли крови - не следы кровотечения из раны: они падали с небольшой высоты с руки или оружия. Даже если допустить, что чекист Агранов (а он действительно знал свое дело) был убийцей и нанес капли крови после выстрела, скажем, из пипетки, хотя по восстановленному хронометражу событий у него на это просто не было времени, необходимо было достичь полного совпадения локализации капель крови и расположения следов сурьмы. Но реакция на сурьму была открыта лишь в 1987 году. Именно сопоставление расположения сурьмы и капель крови стало вершиной этого исследования.

Автограф смерти

Пришлось поработать и специалистам лаборатории судебно-почерковедческих экспертиз, ведь многие, даже очень чуткие люди, сомневались в подлинности предсмертного письма поэта, выполненного карандашом почти без знаков препинания:

«Всем. В том, что умираю, не вините никого и, пожалуйста, не сплетничайте. Покойник этого ужасно не любил. Мама, сестры и товарищи, простите это не способ (другим не советую), но у меня выходов нет. Лиля - люби меня. Моя семья это Лиля Брик, мама, сестры и Вероника Витольдовна Полонская...
Любовная лодка\разбилась о быт.\Я с жизнью в расчете\И не к чему перечень\Взаимных\бед\И обид. Счастливо оставаться.\ Владимир\Маяковский. 12.IV.30 г.»

Из «Заключения» экспертов:

«Представленное письмо от имени Маяковского выполнено самим Маяковским в необычных условиях, наиболее вероятной причиной которых является психофизиологическое состояние, вызванное волнением».

Не вызвала сомнений и датировка - именно 12 апреля, за два дня до смерти - «непосредственно перед самоубийством признаки необычности были бы выражены более ярко». Так что тайна решения уйти из жизни кроется не в 14-м дне апреля, а в 12-м.

«Ваше слово, товарищ маузер»

Сравнительно недавно дело «О самоубийстве В.В.Маяковского» было передано из Президентского архива в Музей поэта вместе с роковым браунингом, пулей и гильзой. Но в протоколе осмотра места происшествия, подписанного следователем и врачом-экспертом, говорится, что он застрелился из «револьвера системы маузер, калибр 7,65, № 312045». По удостоверению у поэта было два пистолета - браунинг и байярд. И хотя «Красная газета» писала о выстреле из нагана, очевидец В.А.Катанян упоминает маузер, а Н.Денисовский, спустя годы, браунинг, все-таки трудно представить, чтобы следователь-профессионал мог спутать браунинг с маузером.
Сотрудники Музея В.В.Маяковского обратились в Российский федеральный центр судебных экспертиз с просьбой провести исследование переданного им из Президентского архива пистолета браунинг № 268979, пули и гильзы и установить, из этого ли оружия стрелял в себя поэт?

Химический анализ налета в канале ствола браунинга позволил сделать вывод, что «из оружия после последней чистки выстрел не производился». Но пуля, извлеченная когда-то из тела Маяковского, действительно «является частью 7,65 мм патрона браунинга образца 1900 года». Так в чем же дело? Экспертиза показала: «Калибр пули, количество следов, ширина, угол наклона и правосторонняя направленность следов свидетельствуют, что пуля была выстрелена из пистолета маузер модели 1914 г.».

Результаты экспериментальной стрельбы окончательно подтвердили, что «пуля 7,65 мм патрона браунинга была выстрелена не из пистолета браунинг № 268979, а из маузера калибра 7,65 мм».

Все-таки - маузер. Кто же подменил оружие? В 1944 году сотрудник НКГБ, «беседуя» с опальным писателем М.М.Зощенко, спросил, считает ли он ясной причину смерти Маяковского, на что писатель достойно ответил: «Она и дальше остается загадочной. Любопытно, что револьвер, из которого застрелился Маяковский, был ему подарен известным чекистом Аграновым».

Уж не сам ли Агранов, к которому стекались все материалы следствия, подменил оружие, приложив к делу браунинг Маяковского? Зачем? О «подарке» знали многие, к тому же маузер не был зарегистрирован за Маяковским, что могло сильно аукнуться самому Агранову (кстати, позже его расстреляли, но за что?). Впрочем, это из области догадок. Лучше отнесемся с уважением к последней просьбе поэта: «...пожалуйста, не сплетничайте. Покойник этого ужасно не любил»

При жизни Маяковский имел много романов, хотя в официальном браке никогда не состоял. Среди его возлюбленных было немало русских эмигранток – Татьяна Яковлева, Элли Джонс. Самым серьезным увлечением в жизни Маяковского был романом с Лилей Брик. Несмотря на то, что она была замужем, отношения между ними сохранялись долгие годы. Более того, долгий отрезок своей жизни поэт жил в одном доме с семьей Брик. Этот любовный треугольник существовал несколько лет, пока Маяковский не встретил молодую актрису Веронику Полонскую, которой на тот момент исполнился 21 год. Ни разница в возрасте в 15 лет, ни наличие официального супруга не могли помешать этой связи.Известно, что поэт планировал с ней совместную жизнь и всячески настаивал на разводе. Эта история стала причиной официальной версии самоубийства. В день смерти Маяковский получил отказ от Вероники, что спровоцировало, как утверждают многие историки, серьезное нервное потрясение, которое привело к таким трагическим событиям. Во всяком случае, семья Маяковского, включая мать и сестер, считали, что вина за его смерть лежит именно на Полонской.

Маяковский оставил предсмертную записку следующего содержания:
«ВСЕМ

В том что умираю не вините никого и пожалуйста не сплетничайте. Покойник этого ужасно не любил.
Мама сестры и товарищи простите – это не способ (другим не советую) но у меня выходов нет.
Лиля – люби меня.
Товарищ правительство, моя семья – это Лиля Брик, мама, сестры и Вероника Витольдовна Полонская. –
Если ты устроишь им сносную жизнь – спасибо.
Начатые стихи отдайте Брикам они разберутся.
Как говорят – «инцидент исперчен», любовная лодка разбилась о быт
Я с жизнью в расчете и не к чему перечень взаимных болей, бед и обид.
Счастливо оставаться

ВЛАДИМИР МАЯКОВСКИЙ.

Роковой выстрел, который услышала, выходя из комнаты на Лубянке, последняя привязанность поэта - Вероника Полонская, прозвучал 14 апреля 1930 года…

Смерть Маяковского на тридцать седьмом году жизни вызвала множество вопросов у современников. Почему добровольно ушёл из жизни гений, любимый народом и советской властью «певец революции»?

В том, что произошло именно самоубийство, сомнений нет. Результаты экспертизы, проведённой криминалистами спустя 60 лет после гибели поэта, подтвердили, что Маяковский застрелился сам. установила подлинность написанного двумя днями ранее. Сам факт, что записка была составлена заранее, говорит в пользу обдуманности этого поступка.

Когда тремя годами ранее ушёл из жизни Есенин, Маяковский пишет: «В этой жизни помереть не трудно.
Сделать жизнь значительно трудней». Этими строками он ставит горькую оценку бегству от реальности с помощью самоубийства. О своей же смерти он пишет: «…это не способ...но у меня выходов нет».

Мы никогда не узнаем точного ответа на вопрос, что так сильно надломило поэта. Но добровольную смерть Маяковского можно отчасти объяснить событиями, предшествующими его кончине. Отчасти выбор поэта раскрывает его творчество. Знаменитые строки из поэмы «Человек», написанной в 1917 году: «А сердце рвётся к выстрелу, а горло бредит бритвою…», - говорят сами за себя.

Вообще, поэзия Маяковского - зеркало его нервной противоречивой натуры. Его стихи полны либо почти подростковым восторгом и энтузиазмом, либо желчью и горечью разочарования. Таким Владимира Маяковского описывали и современники. Та же главный свидетель самоубийства поэта, в своих воспоминаниях пишет: «Вообще у него всегда были крайности. Я не помню Маяковского... спокойным…».

Причин подвести последнюю черту у поэта было множество. Замужняя Лиля Брик, главная любовь и муза Маяковского, всю жизнь приближалась и отдалялась от него, но никогда не принадлежала ему всецело. Задолго до трагедии поэт уже дважды заигрывал со своей судьбой, и причиной тому была всеобъемлющая страсть к этой женщине. Но тогда Маяковский, смерть которого до сих пор волнует умы, остался жив - оружие дало осечку.

Начавшиеся серьёзные проблемы со здоровьем из-за переутомления и тяжелого гриппа, оглушительный провал пьесы «Баня» в марте 1930 года, расставание с которую поэт просил стать своей женой… Все эти жизненные коллизии, действительно, удар за ударом будто готовили смерть Маяковского. Стоя на коленях перед Вероникой Полонской, уговаривая её остаться с ним, поэт цеплялся за отношения с ней, как за спасительную соломинку. Но актриса была не готова к такому решительному шагу, как развод со своим мужем… Когда за ней закрылась дверь, револьвер с единственной пулей в обойме поставил точку в жизни одного из величайших поэтов.

Последние материалы раздела:

Чудеса Космоса: интересные факты о планетах Солнечной системы
Чудеса Космоса: интересные факты о планетах Солнечной системы

ПЛАНЕТЫ В древние времена люди знали только пять планет: Меркурий, Венера, Марс, Юпитер и Сатурн, только их можно увидеть невооруженным глазом....

Реферат: Школьный тур олимпиады по литературе Задания
Реферат: Школьный тур олимпиады по литературе Задания

Посвящается Я. П. Полонскому У широкой степной дороги, называемой большим шляхом, ночевала отара овец. Стерегли ее два пастуха. Один, старик лет...

Самые длинные романы в истории литературы Самое длинное литературное произведение в мире
Самые длинные романы в истории литературы Самое длинное литературное произведение в мире

Книга длинной в 1856 метровЗадаваясь вопросом, какая книга самая длинная, мы подразумеваем в первую очередь длину слова, а не физическую длину....