Ф тютчев слезы людские. Послушайте стихотворение Тютчева Слезы людские

Слёзы людские, о слёзы людские,

Льётесь вы ранней и поздней порой.

Льётесь безвестные, льётесь незримые,

Неистощимые, неисчислимые, -

Льётесь, как льются струи дождевые

В осень глухую, порою ночной.

Ф. И. Тютчев

Это стихотворение написано в 1849 году. Но время не коснулось его: не устарели слова, не устарели мысли и чувства, живущие в них. И завораживает музыка стиха. Совершенство его формы таково, что уже и непонятно, в чём оно заключается, где его секрет, - так всё естественно и просто в этом стихотворении. Настолько просто, что достаточно прочитать его раз, другой и оно остаётся в вашей памяти надолго, если не навсегда.

Эти шесть строчек по своей композиции соответствуют всем музыкальным и поэтическим канонам: тема - её развёртывание - кульминация - завершение.

В начало стихотворения вынесено ключевое слово - слёзы , которое задаёт и тему, и - главное - настроение: оно ведёт нас в область глубоких человеческих переживаний (характер определе-ния людские сразу исключает ассоциации со слезами радости или благодарности ); оно получает тяжёлое звучание: инверсия заставляет нас произнести его с особым ударением, особой силой (срав-ните: «людские слёзы » и «слёзы людские»). К тому же ведь это обращение, которому тоже свойствен-на выделительная интонация. Повтор словосочетания и коротенькое междометие (о слёзы людские ) в пределах одной строки создают явственно ощущаемое нарастание напряжения, волнения.

Потом короткая интонационная передышка на второй строке. Она начинается словом льётесь - этому единственному на всё стихотворение глаголу выпала очень важная роль: он не только означа-ет действие, состояние: его фонетика ведёт главную «музыкальную» тему: подхватывает прозвучав-шие в первой строчке ударные л’о , л’у - и повторяет снова и снова их вариации: л’jо , л’jу . Этого нельзя не услышать - повторенные пять раз льётесь, льётесь . льются словно завораживают, со-здавая почти физическое ощущение, что льются слова и строки самого стихотворения.

Новой интонацией выделены третья и четвёртая строчки: каждая распадается на две симмет-рично построенные части с паузой-цезурой посредине. Эта пауза, выделяющая очень важные оп-ределения, почти сказуемые («льётесь безвестные , льётесь незримые »), заставляет наш слух на-сторожиться, чтобы потом мы могли явственно услышать в следующей строке всплеск отчаяния: неистощúмые , неисчислúмые . Здесь нет «льющихся» звуков, здесь господствуют ст , щ , сч . Ударные гласные здесь высокие и трагические (ú - ú ), и расстояние между ними такое (вместо четырёх ударных на эту строку приходится только два), что получаются они сильными, похожими на пере-бои в ритме сердца.

За этой кульминацией - спокойный, хотя и мрачный завершающий аккорд - развёрнутое срав-нение, переводящее мысль и воображение в другую плоскость, в сферу природы; словно восста-навливается дыхание стиха: снова четырёхударный ритм, нет цезур, снова льётесь . льются . Но эмоциональную окраску определяют гласные совсем другого регистра: мрачные и «тёмные» у , у , у (удивительно сливаются смысл и звучание в так точно найденном определении глухую (осень ).

Это и есть совершенная гармония содержания, смысла и формы, которая и втягивает нас в сопереживание автору, затрагивая не только нашу мысль, но и наши чувства, жизнь нашего сердца («О, память сердца! ты сильней рассудка памяти печальной».).

Только не надо думать, что поэт пересчитывает ударения или выбирает синтаксические конст-рукции. Это мы анализируем, «поверяем» алгеброй гармонию единого и неделимого целого: нам очень важно понять, что такое истинное совершенство, в чём и как оно выражается.

Гармоничность этого стихотворения поражает тем больше, что по сути оно трагическое. Ведь не о слезах оно - слёзы только знак, только метонимическое обозначение человеческих страданий. Это о них - безвестные, незримые , неисчислимые . За каждым прилагательным - вечный вопрос: почему? зачем? доколе? («Доколе матери тужить?» - как спросит Цветаева). Страдание объединя-ет и уравнивает всех: оно ведомо старым и молодым, добрым и злым, правым и виноватым. И перед каждым встают эти вечные вопросы, и каждый (в меру своего серьёзного отношения к жизни) ищет ответа на них.

Совершенно удивительным для современного человека было отношение к страданию у Тютче-ва. В молодости ещё он написал стихотворение «Осенний вечер», которое кончается так:

И на всём

Та кроткая улыбка увяданья,

Что в существе разумном мы зовём

Божественной стыдливостью страданья.

Страдание настолько лично, глубоко, настолько значимо для человека, что страшно к нему при-коснуться. И даже назвать его. «В разлуке есть высокое значенье», - писал Тютчев. Это «высокое значенье» было скрыто для него и в страдании. Он и нас заставляет думать о нём, даже не произ-нося это слово - страдание . Потому, наверное, что если существует «божественная стыдливость страдания», то есть и «божественная стыдливость» сострадания. Это она определяет весь строй стихотворения, которое мы читаем.

Слёзы - вы - традиционный приём олицетворения - обращения к неодушевлённому предмету - играет в этом стихотворении особую роль. Мы и не замечаем, что обращаются не к нам, что нам ничего не объясняют, не советуют, нас не учат. Нам позволяют просто быть рядом, слышать внутренний монолог, и наша воля - услышать, почувствовать, проснуться - или нет. И такая сдер-жанность сильнее самых громких слов.

Последние две строки словно дань тому дождливому осеннему вечеру, в который и родилось это стихотворение. Мысль о единстве человека и природы не может утешить - закон для них один: осень - страдания - увядание. Но ведь ни дождь, ни осень не вечны. Природа возрождается. Будем учиться по-тютчевски понимать её «душу», её «язык».

О поэзии Ф. И. Тютчева

Первые опыты Тютчева являются. попытками удержать монументальные формы «догматической поэмы» и «философского послания». Но монументальные формы XVIII века разлагались давно, и уже державинская поэзия есть разложение их. И Тютчев находит… выход в художественной форме фрагмента . Все современные критики от-мечают краткость его стихотворений: «Все эти стихотворения очень коротки, а меж-ду тем ни к одному из них решительно нечего прибавить» (Некрасов); «Самые ко-роткие стихотворения г. Тютчева почти всегда самые удачные» (Тургенев). Эта фраг-ментарность сказывается и в том, что стихотворения Тютчева как бы «написаны на случай». Фрагмент узаконяет как бы внелитературные моменты; «отрывок», «запис-ка» - литературно не признаны, но зато и свободны. Вместе с тем «фрагмент» у Тютчева закончен. У него поразительная планомерность построения. Каждый образ усилен тем, что сперва дан противоположный, что он выступает вторым членом анти-тезы.

Фрагментарность, малая форма, сужающая поле зрения, необычайно усиляет все стилистические её особенности. И прежде всего, словарный, лексический колорит.

Слово важно в поэзии (да и в жизни) не только своим значением. Иногда мы даже как бы забываем значение слова, вслушиваясь в его лексическую окраску. по-мимо значения действуют в поэзии различные лексические строи; архаизмы вводят в высокий лексический строй.

Тютчев вырабатывает особый язык, изысканно архаистический. Нет сомнения, что архаизм был осознанной принадлежностью его стиля.

На фоне Пушкина Тютчев был архаистом не только по своим литературным тра-дициям, но и по языку, причём нужно принимать во внимание густоту и силу его лексической окраски на небольшом пространстве его форм.

С необычайной свободой Тютчев использует варваризмы в высоком стиле, несмот-ря на то что употребление варваризмов в стихе было традиционно ироническое:

Иным достался от природы

Инстинкт пророчески-слепой.

Но не только в своём лексическом колорите, а и по стилю Тютчев отправляется от XVIII века (преимущественно в державинском преломлении). Тютчев охотно пользуется перифразой.

Металл содрогнулся, тобой оживлён.

Высокий дуб, перунами сраженный.

День, земнородных оживленье.

Последняя перифраза наиболее характерна, ибо кроме того она и сложное прила-гательное, что также является архаистическим средством стиля.

Найдя на Западе форму фрагмента, найдя тематический материал «оттенков» натурфилософии, новую литературную «мифологию». Тютчев разложил монумен-тальную форму XVIII века. Пушкин на малом материале создаёт (или стремится создать) монументальные формы. Тютчев - предельное разложение монументаль-ных форм ; и одновременно Тютчев - необычайное усиление монументального сти-ля. Его лирика приучает к монументальному стилю в малых формах.

(Ю. Н. Тынянов . Вопрос о Тютчеве)

1)История создания. Лирическое произведение «Слезы людские, о, слезы людские…» написано Фёдором Ивановичем в осенний дождливый вечер 1849 года, когда он возвращался домой.

2)Тема. Тема стихотворения - это слезы людские, страдание русского и, вообще, любого народа.

3)Жанр. Стихотворение написано в форме афоризма, так как автор в шести строках смог передать нам глубокий смысл.

4)Основная мысль.

Основной идеей стихотворения является неистощимость и неисчерпаемость людских страданий.

5)Композиция. Композиционно состоит из одной строфы-шестистишия. Я поделил стихотворение

на три смысловые части. В первых двух стихах говорится, что слёзы льются всегда: и ранние, и поздней порой. В вторых двух стихах Тютчев дает характеристику слезам, используя яркие эпитеты. В заключительных стихах используется сравнение слез с дождевыми струями.

6)Анализ образов. Основной и единственный образ в стихотворении - это слезы людские, но не о слезах это стихотворение, а о людских страданиях. Именно страдания уравнивают и объединяют всех: и детей, и взрослых; и хороших, и плохих. Каждый в той или иной мере чувствовал страдания в своей жизни. И автор знает, что людским страданиям нет конца, как и струям дождя, которые, хотя и могут прекратиться на некоторое время, но всё равно вернутся вновь.

7)Рифма, размер, синтаксис. Стихотворение написано необычным для Тютчева размером, трехсложным размером – дактилем. Рифмовка у этого стихотворения смешанная. Стихотворение состоит из 27 слов и это подчеркивает меткость и целостность мысли автора.

8)Изобразительные средства. Стихотворение очень удивительно тем, что Тютчев использовал здесь множество интересных литературных приемов. В первом же стихе используется инверсия «слезы людские», которая заставляет нас произнести данное словосочетание с большей силой и значимостью. Также «слезы людские» должно быть выделено интонационно, так как это обращение. Повтор словосочетания и частица «о» создают возвышенный образ слез. Таким образом, первый стих должен сильно интонационно отличаться от второго. Эпитеты третьего и четвертого стиха «безвестные», «незримые», «неистощимый», «неисчислимый» ознаменовывают кульминационную часть стихотворения. После этой кульминации следует размеренный, хотя и мрачный финал, которым является развернутое сравнение «льётесь, как сольются струи дождевые». Стихотворение наполнено мрачность, унылостью и сопереживанием к людям.

9)Моё мнение. Я считаю, что данное стихотворение является глубоким афоризмом, значение которого не каждому понятно. Я восхищаюсь философским гением Тютчева, так как он, практически не сталкиваясь в своей жизни с обычным людом, смог так прочувствоваться их страданием и даже смог сочувствовать им.

Эффективная подготовка к ЕГЭ (все предметы) -

Великие о стихах:

Поэзия — как живопись: иное произведение пленит тебя больше, если ты будешь рассматривать его вблизи, а иное — если отойдешь подальше.

Небольшие жеманные стихотворения раздражают нервы больше, нежели скрип немазаных колес.

Самое ценное в жизни и в стихах — то, что сорвалось.

Марина Цветаева

Среди всех искусств поэзия больше других подвергается искушению заменить свою собственную своеобразную красоту украденными блестками.

Гумбольдт В.

Стихи удаются, если созданы при душевной ясности.

Сочинение стихов ближе к богослужению, чем обычно полагают.

Когда б вы знали, из какого сора Растут стихи, не ведая стыда... Как одуванчик у забора, Как лопухи и лебеда.

А. А. Ахматова

Не в одних стихах поэзия: она разлита везде, она вокруг нас. Взгляните на эти деревья, на это небо — отовсюду веет красотой и жизнью, а где красота и жизнь, там и поэзия.

И. С. Тургенев

У многих людей сочинение стихов — это болезнь роста ума.

Г. Лихтенберг

Прекрасный стих подобен смычку, проводимому по звучным фибрам нашего существа. Не свои — наши мысли заставляет поэт петь внутри нас. Повествуя нам о женщине, которую он любит, он восхитительно пробуждает у нас в душе нашу любовь и нашу скорбь. Он кудесник. Понимая его, мы становимся поэтами, как он.

Там, где льются изящные стихи, не остается места суесловию.

Мурасаки Сикибу

Обращаюсь к русскому стихосложению. Думаю, что со временем мы обратимся к белому стиху. Рифм в русском языке слишком мало. Одна вызывает другую. Пламень неминуемо тащит за собою камень. Из-за чувства выглядывает непременно искусство. Кому не надоели любовь и кровь, трудный и чудный, верный и лицемерный, и проч.

Александр Сергеевич Пушкин

- …Хороши ваши стихи, скажите сами?
– Чудовищны! – вдруг смело и откровенно произнес Иван.
– Не пишите больше! – попросил пришедший умоляюще.
– Обещаю и клянусь! – торжественно произнес Иван…

Михаил Афанасьевич Булгаков. "Мастер и Маргарита"

Мы все пишем стихи; поэты отличаются от остальных лишь тем, что пишут их словами.

Джон Фаулз. "Любовница французского лейтенанта"

Всякое стихотворение — это покрывало, растянутое на остриях нескольких слов. Эти слова светятся, как звёзды, из-за них и существует стихотворение.

Александр Александрович Блок

Поэты древности в отличие от современных редко создавали больше дюжины стихотворений в течение своей долгой жизни. Оно и понятно: все они были отменными магами и не любили растрачивать себя на пустяки. Поэтому за каждым поэтическим произведением тех времен непременно скрывается целая Вселенная, наполненная чудесами - нередко опасными для того, кто неосторожно разбудит задремавшие строки.

Макс Фрай. "Болтливый мертвец"

Одному из своих неуклюжих бегемотов-стихов я приделал такой райский хвостик:…

Маяковский! Ваши стихи не греют, не волнуют, не заражают!
- Мои стихи не печка, не море и не чума!

Владимир Владимирович Маяковский

Стихи - это наша внутренняя музыка, облеченная в слова, пронизанная тонкими струнами смыслов и мечтаний, а посему - гоните критиков. Они - лишь жалкие прихлебалы поэзии. Что может сказать критик о глубинах вашей души? Не пускайте туда его пошлые ощупывающие ручки. Пусть стихи будут казаться ему нелепым мычанием, хаотическим нагромождением слов. Для нас - это песня свободы от нудного рассудка, славная песня, звучащая на белоснежных склонах нашей удивительной души.

Борис Кригер. "Тысяча жизней"

Стихи - это трепет сердца, волнение души и слёзы. А слёзы есть не что иное, как чистая поэзия, отвергнувшая слово.

Русская литература XIX века: 10 кл.: Практикум: Учебное пособие для учащихся общеобразовательных учреждений /Авт.-сост. Г.И. Беленький, Э.А. Красновский, С.А. Леонов и др.; Под ред. Ю.И. Лыссого. - М.: Просвещение, 1997

«Слезы людские, о слезы людские…» (1849)

«Однажды, в осенний дождливый вечер, возвратясь домой на извозчичьих дрожках, почти весь промокший, он сказал встретившей его дочери: «Я сочинил несколько стихов» и, пока его раздевали, продиктовал ей следующее прелестное стихотворение:

Слезы людские, о слезы людские,

Льётесь вы ранней и поздней порой,

Льётесь безвестные, льётесь незримые,

Неистощимые, неисчислимые,

Льётесь, как льются струи дождевые,

В осень глухую, порою ночной…»

Задание № 1

«Здесь почти нагляден для нас тот истинно поэтический процесс, которым внешнее ощущение капель частого осеннего дождя, лившего на поэта, пройдя сквозь его душу, претворяется в ощущение слёз и облекается в звуки, которые, сколько словами, столько же самой музыкальностью своей, производят в нас и впечатление дождливой осени, и образ плачущего людского горя… И всё это в шести строчках!»

И.С. Аксаков. Фёдор Иванович Тютчев. Биографический очерк. 1874

«Проблема «отчуждённой» личности и в силу этого страдающей в 40-х гг. перерастает у него в проблему «маленького» человека, обиженного и ущемлённого жизнью. В эти годы Тютчев осознавал и художественно пережил то, что страдающей в современной действительности оказывается не только отдельная личность, но и целая категория людей. Вначале в его стихах она не получила социального обозначения. Она предстала в его сознании как группа людей плачущих и как художественный образ слёз… Объективно стихотворение «Слезы людские, о слезы людские…» развивает тему униженных и оскорбленных, бедных людей, «маленького» человека».

В.Н. Касаткина. Поэзия Ф.И. Тютчева. 1978

К.В. Пигарев охарактеризовал стихотворение как «согретое подлинным гуманизмом», что «оно является одним из лучших произведений русской реалистической поэзии». «И хотя оно лишено какого-либо конкретного намёка на современную поэту действительность, читатель имел основание относить его прежде всего к придавленному нищетой и бесправием русскому народу. Тем самым стихотворение «Слезы людские, о слезы людские…» становилось в один ряд со стихотворением такой открыто общественной направленности, как «Русской женщине».

Примерно так же, как Касаткина и Пигарев, воспринимает стихотворение и Петрова, в котором выразилось, по её мнению, «очень определённое ощущение современной поэту жизни. Ощущение это было безрадостным». В то же время исследовательница склонна увидеть и обобщённо-философский смысл стихотворения, трагическое осмысление человеческого бытия. «Осенний дождь заставил поэта почувствовать бесконечность и беспросветность человеческих страданий. Совершенная образная структура стихотворения с характерными для Тютчева смысловыми и звуковыми повторами, единая стиховая «вязь» строк делают пугающе ощутимыми эти «безвестные», «неисчислимые» слеза - символ горестного удела человека»

И.В. Петрова. Мир, общество, человек в лирике Тютчева. 1988

Сопоставьте восприятие стихотворения «Слезы людские, о слезы людские…» разными исследователями творчества Тютчева. Какая оценка содержания стихотворения, мыслей и чувств поэта показалась вам ближе и почему?

Чем объясняется различие в подходах к стихотворению, проявившееся в приведённых высказываниях?

В чём видите вы основную тему раздумий поэта и основную тональность?

Задание № 2

«Художественное обаяние этих строк заключается в полном соответствии их словесного и метрико-ритмического строя лирическому содержанию стихотворения. Оно написано четырёхстопным дактилем, который является, если можно так сказать, самым грустным из стихотворных размеров. Интонация неизбежной грусти достигается усиленными повторами слов и созвучий, в частности введением дополнительной внутренней рифмы в четвёртом стихе: «…льётесь незримые, неистощимые, неисчислимые».

Кирилл Пигарев. Ф.И. Тютчев и его время. 1978

Прав ли, по-вашему, автор, считая четырёхстопный дактиль самым грустным из стихотворных размеров? Докажите правильность этого утверждения или опровергните его на примеры разбора текста «Слезы людские, о слезы людские…» или другого тютчевского стихотворения, написанного этим размером.

«Слезы людские, о слезы людские…» Фёдор Тютчев

Слезы людские, о слезы людские,
Льетесь вы ранней и поздней порой…
Льетесь безвестные, льетесь незримые,
Неистощимые, неисчислимые,-
Льетесь, как льются струи дождевые
В осень глухую, порою ночной.

Анализ стихотворения Тютчева «Слезы людские, о слезы людские…»

Знаменитая тютчевская миниатюра «Слезы людские, о слезы людские…» написана в конце 1840-х годов. Историю ее создания рассказал литератор и один из лидеров славянофильского движения в Российской империи Иван Сергеевич Аксаков. С Федором Ивановичем его связывали дружеские отношения. В частности, в 1866 году Аксаков женился на дочери поэта – фрейлине Анне Федоровне, в браке с которой прожил до самой смерти. Кроме того, его перу принадлежит очерк «Биография Ф. И. Тютчева», написанный в 1874 году. По словам Ивана Сергеевича, в один из дождливых осенних вечеров Тютчев вернулся домой на «извозчичьих дрожках, почти весь промокший». Вышедшей ему навстречу дочери он сказал, что по дороге сочинил несколько стихотворений. Пока его раздевали, поэт продиктовал проникновенную миниатюру «Слезы людские, о слезы людские…», состоящую всего из шести строк.

В лирике Тютчева не встречается изображение социальных низов, так как Федор Иванович редко с ними сталкивался и практически ничего об их быте не знал в отличие от того же Некрасова, общепризнанного «певца народного горя». Тем не менее, это совсем не значит, что поэт равнодушно относился к страданиям простого русского народа. Достаточно хотя бы взглянуть на стихотворение «Слезы людские, о слезы людские…». Конечно, здесь напрямую ничего не говорится о Российской империи и тяжелой доле большей части населяющих ее людей, но боль за родную страну затаилась между строк. Важную роль в тексте играет анафора – четыре раза в шести строках поэт повторяет глагол «льетесь», в пятый раз он употребляет его словоформу – «льются». Для усиления эмоционального воздействия на читателей используются красочные эпитеты, которыми характеризуются слезы, — «безвестные», «незримые», «неистощимые», «неисчислимые». В финале появляется сравнение несколько банальное, но от этого не менее точное, — слезы поэт сопоставляет с дождевыми струями, льющимися осенней ночью. Получается, безысходность людского горя словно погружается в «тоскливое рыдание самой природы» над своими сынами. Стихотворение «Слезы людские, о слезы людские…» — по сути, представляет собой то, каким Тютчев увидел мир во время сильного осеннего дождя, как воспринял его. Миниатюра проникнута гуманизмом, сочувствием к несчастьям всех людей на земле, а не только к тяжелой жизни простого народа в Российской империи эпохи правления Николая I.

Последние материалы раздела:

Чудеса Космоса: интересные факты о планетах Солнечной системы
Чудеса Космоса: интересные факты о планетах Солнечной системы

ПЛАНЕТЫ В древние времена люди знали только пять планет: Меркурий, Венера, Марс, Юпитер и Сатурн, только их можно увидеть невооруженным глазом....

Реферат: Школьный тур олимпиады по литературе Задания
Реферат: Школьный тур олимпиады по литературе Задания

Посвящается Я. П. Полонскому У широкой степной дороги, называемой большим шляхом, ночевала отара овец. Стерегли ее два пастуха. Один, старик лет...

Самые длинные романы в истории литературы Самое длинное литературное произведение в мире
Самые длинные романы в истории литературы Самое длинное литературное произведение в мире

Книга длинной в 1856 метровЗадаваясь вопросом, какая книга самая длинная, мы подразумеваем в первую очередь длину слова, а не физическую длину....