Если на земле черные дыры. Черная дыра - что это и что будет, если в нее попасть? Каких только нет черных дыр

Одним из главных стратегических направлений развития ПАО «НК «Роснефть» является освоение углеводородных ресурсов континентального шельфа. Сегодня, когда основные крупные месторождения нефти и газа на суше практически открыты и освоены, когда стремительными темпами идет развитие технологий и добыча сланцевой нефти, неоспоримым является факт того, что будущее мировой нефтедобычи находится на континентальном шельфе Мирового океана. Российский шельф имеет самую большую в мире площадь - свыше 6 млн. км, а «Роснефть» является крупнейшим держателем лицензий на участки континентального шельфа и, ежегодно наращивая объемы, активно выполняет полный комплекс геологоразведочных работ в акватории арктических, дальневосточных и южных морей Российской Федерации.

Сегодня Компания является крупнейшим недропользователем на российском шельфе: на 01 января 2018 года ПАО «НК «Роснефть» владеет 55 лицензиями на участки в акваториях арктических, дальневосточных и южных морей России. Ресурсы углеводородов по этим участкам на 01.07.2018 оцениваются в 41,7 миллиардов тонн нефтяного эквивалента. Также Компания реализует проект в Черном море у берегов Республики Абхазия, ведет разведку и добычу углеводородов на шельфе Вьетнама и Египта, участвует в проектах на шельфе Норвегии, Мозамбика и Венесуэлы.

Основные регионы местоположения лицензионных участков ПАО «НК «Роснефть» в Российской Федерации:

По состоянию на 01.01.2018 на 45 лицензионных участках, расположенных на шельфе РФ и внутренних морях России Компания проводит работы по геологическому изучению недр. 10 лицензий выданы на разведку и добычу нефти и газа, в том числе по 7 участкам ведется добыча УВС. Лицензионные обязательства выполняются в полном объеме.

Основными проектами нефтегазодобычи на континентальном шельфе Российской Федерации у ПАО «НК «Роснефть» сегодня являются «Сахалин-1 » , и Одопту-море «Северный купол » и Лебединское месторождение .

Выдающимися достижениями в реализации проектов нефтегазодобычи на шельфе в 2014-2017 годах стали:

  • введение в эксплуатацию платформы «Беркут», которая позволила начать разработку месторождения Аркутун-Даги в рамках проекта «Сахалин-1»;
  • начало добычи на Северной оконечности месторождения Чайво путем бурения с берега буровой установкой «Ястреб» пяти горизонтальных наклонно-направленных скважин с длиной по стволу 10-11 тыс. м;
  • бурение самых протяженных скважин в мире на месторождении Чайво проекта «Сахалин-1».

По итогам 2017 года добыча нефти и газа на шельфовых месторождениях Компании превысила 8 млн т н.э.

Стратегическим направлением развития шельфовых проектов ПАО «НК «Роснефть» является освоение континентального шельфа Арктических морей. По своему совокупному нефтегазовому потенциалу осадочные бассейны российского арктического шельфа сравнимы с крупнейшими нефтегазоносными регионами мира. По оценкам специалистов, к 2050 году Арктический шельф будет обеспечивать от 20 до 30 процентов всей российской нефтедобычи.

История стратегического международного партнерства на шельфе началась в 1995 г. с освоения шельфовых участков Охотского моря — проектов «Сахалин-1» в сотрудничестве с компаниями ExxonMobil, ONGC и Sodeco, «Сахалин-3» (Венинский блок) — в сотрудничестве с Sinopec и Западно-Камчатский участок — в сотрудничестве с KNOC. В результате проведенной обширной программы геологоразведочных работ были открыты газоконденсатное Северо-Венинское месторождение, нефтегазоконденсатные Кайганско-Васюканское море и Ново-Венинское месторождения.

Второй этап международного сотрудничества на шельфе РФ начался в 2011 году, когда российская компания подписала Соглашение о стратегическом сотрудничестве с ExxonMobil по лицензионным участкам на шельфе Карского и Черного морей.

В феврале 2013 года ПАО «НК «Роснефть» и ExxonMobil расширили стратегическое сотрудничество, дополнительно включив в Соглашение семь лицензионных участков в Арктике общей площадью около 600 тыс. кв. км в Чукотском море, море Лаптевых и Карском море, а в июне компании объявили о завершении нескольких этапов работ, включая создание совместных предприятий по реализации проектов в Карском и Черном морях, согласование основ осуществления деятельности совместных предприятий в рамках семи дополнительных лицензий в российской арктической зоне.

Кроме того, ПАО «НК «Роснефть» и Statoil заключили соглашение, предусматривающее освоение лицензионных участков на российском шельфе в Баренцевом и Охотском морях. Также ПАО «НК «Роснефть» и Eni S.p.A. подписали соглашение о сотрудничестве по проектам на шельфе Баренцева и Черного морей.

С целью укрепления позиций и подтверждения статуса стратегического оператора шельфовых проектов в Арктике ПАО «НК «Роснефть» в декабре 2012 года инициировало подписание четырехсторонней Декларации с ключевыми партнерами (ExxonMobil, Eni, Statoil). Декларация закрепляет существующие обязательства в рамках международных соглашений, конвенций, деклараций, а также унифицирует сложившуюся практику компаний в области охраны окружающей среды и сохранения биологического разнообразия.

Практический старт широкомасштабным работам по освоению арктического и дальневосточного шельфа ПАО «НК «Роснефть» дала в августе 2012 года, когда специалисты Компании приступили к полевым работам в Карском, Печорском и Охотском морях. Начиная с 2012 года, Компания ежегодно наращивает объемы геологоразведочных работ. В полевой сезон 2017 года ПАО «НК «Роснефть» с опережением сроков лицензионных обязательств выполнило беспрецедентный объем 2D-сейсморазведочных работ. Всего на 11 лицензионных участках было проведено 46 348 пог. км 2D-сейсморазведочных работ (с учетом переходящих объемов 2016 г. по участку Восточно-Сибирский-1), в том числе 36 598 пог. км на 10 участках арктического шельфа и 9 750 пог. км на шельфе Дальнего Востока.

Для уточнения геологического строения перспективных структур и планирования поискового бурения на выбранных структурах на восьми лицензионных участках арктического и дальневосточного шельфа в 2017 году выполнено 5 822 кв. км 3D-сейсморазведочных работ, в том числе на арктическом шельфе - 3 671 кв. км и на шельфе Охотского и Японского морей - 2 151 кв. км. Компания пробурила 8 поисково-разведочных скважин, в Охотском, Каспийском, Азовском и Карском морях. В результате проведенных геологоразведочных работ исследованиями охвачено около 1 млн кв. км арктического шельфа, что составляет четвертую часть перспективных акваторий, уточнено строение более 130 локальных перспективных структур, в том числе выявлено более 10 новых объектов и подготовлено к поисково-разведочному бурению 11 структур.

Одним из главных событий 2017-2018гг. стало открытие месторождения на Хатангском участке в акватории моря Лаптевых. 3 апреля 2017 года Президентом Российской Федерации В.В. Путиным был дан старт бурению скважины «Центрально-Ольгинская-1». Значимость проекта «Роснефти» была подчеркнута Президентом России в ходе телемоста на старте бурения: «Фактически, начинается работа по целой нефтегазоносной провинции, которая, даже по предварительным данным, содержит миллионы тонн условного топлива. Это сложная, высокотехнологичная операция, так называемое горизонтальное бурение. Это только первая скважина. Впереди огромная работа. И я хочу пожелать Вам удачи и выразить надежду на успех этого начинания» - заявил Президент.

В процессе бурения скважины «Центрально-Ольгинская-1» с берега полуострова Хара-Тумус на шельфе моря Лаптевых (Хатангский залив) с первого объекта бурения нижнепермского возраста осуществлен отбор керна, который показал признаки насыщения нефтью с преобладанием лёгких маслянистых фракций. Позднее, по результатам рассмотрения был подтвержден факт открытия месторождения на Хатангском участке в акватории моря Лаптевых с извлекаемыми запасами (по категориям С1+С2) более 80 млн тонн нефти.

Важнейшим принципом реализации шельфовых проектов ПАО «НК «Роснефть» является безусловное следование требованиям российского природоохранного законодательства и международных соглашений на всех этапах работ, с соблюдением всех норм экологической и промышленной безопасности. В период проведения морских операций осуществлялось постоянное наблюдение за морскими животными.

Выявление и предупреждение экологических рисков являются обязательной частью любого проекта ПАО «НК «Роснефть» в области разведки и добычи. В Компании разработаны стандарты экологической безопасности, основополагающим направлением которых является применение технологий снижающих негативное воздействие на окружающую среду.

Начиная с 2012 года Компания проводит изучение гидрометеорологических, ледовых, инженерно-геологических и экологических условий на лицензионных участках в Арктике. В 2017 г. Компанией при участии специалистов ООО «Арктический научный центр» (АНЦ) организованы комплексные научно-исследовательские экспедиции, в ходе которых проведены исследования в морях Арктики (Карское, Лаптевых, Чукотское).

Особое внимание в программах экспедиционных исследований уделялось комплексному изучению ледовой обстановки, в том числе физико-механических свойств ровного льда, торосов, айсбергов и продуцирующих ледников. Дополнительно в ходе экспедиций выполнялись попутные судовые метеорологические наблюдения, исследования белых медведей, а также мониторинг морских млекопитающих и птиц. В исследованиях принимали участие ведущие российские научные организации.

В ходе 18-й по счёту арктической научно-исследовательской экспедиции, «Кара-лето-2017», впервые в российской Арктике был отбуксирован айсберг весом 1,1 млн тонн в условиях ледового поля. Экспедиционные работы выполнялись в акваториях Баренцева и Карского морей. Успешно проведены 18 экспериментов по физическому воздействию на айсберги, включая использование буксировочных средств, гребных винтов и водяной пушки.

Экспедицией проведена профилактика ранее установленного в Карском море гидрометеорологического оборудования - автоматических метеорологических и притопленных автономных буйковых станций. Специалисты также получили пятилетнюю серию непрерывных наблюдений за параметрами гидрометеорологического режима по Восточно-Приновоземельским лицензионным участкам, исследования на акватории которых начались в 2012 году.

Кроме того, в ходе экспедиции впервые была применена технология оперативного дистанционного сопровождения. Для этих целей был организован Береговой операционный центр на базе «Арктического научного центра» Компании, оборудованный необходимыми вычислительными мощностями. В режиме реального времени в центр поступала вся информация с ледокола и объектов инфраструктуры Компании, установленных ранее в Баренцевом и Карском морях.

Комплекс выполненных в ходе экспедиции мероприятий позволил специалистам «Роснефти» получить уникальный опыт и компетенции, необходимые для обеспечения безопасности проведения геологоразведочных работ на шельфе арктических морей.

С летнего сезона 2016 г. продолжается проведение круглогодичного мониторинга природно-климатических условий на акватории Хатангского залива, целью которого является сбор первичных данных и разработка методики пересчета прочностных свойств морского льда в различные периоды его образования.

Особое внимание Компанией уделяется сохранению окружающей среды и экологического разнообразия Арктического региона.

Завершены работы по камеральной обработке данных о белых медведях на территории ФГБУ «Заповедник «Остров Врангеля» в рамках исследования чукотско-аляскинской популяции белого медведя (подведены итоги работы фотоловушек, установленных в рамках полевых работ, проведено картографирование берлог по итогам анализа фондовых данных заповедника).

Завершена разработка методики наблюдения за морскими млекопитающим в ходе выполнения ГРР на шельфе арктических морей с учетом специфики акватории. Разработанная методика включает типовые формы отчетности и руководство для наблюдателей по организации наблюдений за морской фауной, формировании отчетности, регистрации гидрометеорологических условий и способам минимизации негативного воздействия при выполнении работ.

Завершены работы по разработке методики картографирования донных сообществ с использованием классических гидробиологических и дистанционных геофизических методов. Разработанная методика была апробирована в ходе экологических исследований на лицензионном участке «Северо-Карский». Разработанная методика позволяет получить качественно более детальный уровень информации за более короткий срок и, соответственно, снизить экономические затраты на выполнение необходимого комплекса природоохранных мероприятий.

Для успешной реализации проектов на шельфе Арктики ПАО «НК «Роснефть» провела оценку потребности в судах обеспечения и сопровождения буровых работ на лицензионных участках Компании. Определены основные типы судов и морских сооружений, необходимых для реализации шельфовых проектов Компании. К каждому типу разработаны функциональные требования. Благодаря запуску проектов в Арктике, ПАО «НК «Роснефть» формирует якорный заказ для отечественной промышленности и заинтересована в локализации новых технологий и современных производств. Большую часть заказов на строительство буровых платформ, труб и другого оборудования планируется разместить на российских предприятиях.

Весной 2014 года ПАО «НК «Роснефть» опубликовала перечень оборудования и техники, которые требуются на различных этапах освоения морских нефтегазовых месторождений. Таким образом, компания уже анонсировала российским производителям заказы на более чем 20 наименований судов и авиатехники, запрос на российское нефтепромысловое и буровое оборудование — еще около 30 позиций. Только в Архангельской и Мурманской областях, а также в Ямало-Ненецком автономном округе в выполнении заказов ПАО «НК «Роснефть» будет задействовано более 100 предприятий. «В рамках реализации шельфовых проектов предполагается обеспечить локализацию до 70% оборудования. Таким образом, освоение шельфа сформирует от 300 до 400 тысяч высококвалифицированных мест в различных отраслях российской экономики. Это будет способствовать развитию инноваций и разработке высокотехнологичной продукции», — отмечал на Международном инвестиционном форуме в Сочи Глава ПАО «НК «Роснефть» Игорь Сечин.

С целью освоения Арктического шельфа «Роснефть» ведет активную работу по созданию уникальной производственной базы морской техники. Одним из направлений работ по решению этой задачи станет создание на базе ОАО «Дальневосточный центр судостроения и судоремонта» промышленного и судостроительного кластера на Дальнем Востоке России, ядром которого будет новая верфь — судостроительной комплекс «Звезда» в городе Большой Камень.

Судостроительный комплекс «Звезда» создан на базе Дальневосточного завода «Звезда» Консорциумом АО «Роснефтегаз», ПАО «НК «Роснефть» и АО «Газпромбанк». Проект комплекса предполагает строительство тяжелого достроечного стапеля, сухого дока и производственных цехов полного цикла Судостроительный комплекс «Звезда» будет выпускать крупнотоннажные суда, элементы морских платформ, суда ледового класса, специальные суда и другие виды морской техники.

В сентябре 2017 на ООО «ССК «Звезда» состоялась церемония закладки четырёх многофункциональных судов-снабженцев усиленного ледового класса. Суда будут сданы в эксплуатацию в 2019-2020 г.г. и будут обеспечивать морские буровые работы на Арктических лицензионных участках компании. Оператором судов выступит ООО «Роснефтефлот».

В октябре 2017 года АО «Роснефтефлот», дочернее общество НК «Роснефть», заключило с ООО «ССК «Звезда» договоры на строительство десяти арктических танкеров-челноков дедвейтом 42 тысячи тонн каждый. Танкеры усиленного ледового класса ARC7 предназначаются для работы во льдах толщиной до 1,8 м при температуре атмосферного воздуха до минус 45 градусов. Реализация проекта будет способствовать развитию судостроительного и промышленного кластера и локализации производства судового оборудования на Дальнем Востоке России, обеспечению возможности выполнения проектирования на территории Российской Федерации арктических танкеров-челноков, формированию оптимального портфеля заказов для загрузки судостроительного комплекса «Звезда».

В рамках XXI Петербургского международного экономического форума при поддержке ПАО «НК «Роснефть» Судостроительный комплекс «Звезда» подписал с французской инжиниринговой компанией Gaztransport & Technigaz (GTT) меморандум о взаимопонимании по вопросу проектирования и строительства грузовых систем для судов-газовозов СПГ (сжиженного природного газа).

Документ предусматривает развитие уникальных для Российской Федерации технологий строительства судов-газовозов. Строительство газовозов является одним из приоритетных направлений производственной программы судоверфи «Звезда».

В рамках сотрудничества стороны намерены также оценить возможности строительства на судоверфи систем хранения СПГ, соответствующих стандартам GTT и выбрать наиболее подходящую технологию создания таких систем.

Кроме того, меморандум предусматривает подготовку кадров, отвечающих за реализацию данного проекта, а также поставки необходимых материалов.

Суда-газовозы могут быть востребованы при реализации ряда проектов по освоению шельфовых месторождений, а также для транспортировки добытого на территории Российской Федерации природного газа.

24 марта 2014 года «Роснефть» и Siemens AG заключили Соглашение о сотрудничестве, которое подразумевает помимо прочего оценку потенциала совместной деятельности в сфере инновационных решений для судостроения. В 2017 году на XXI Петербургском международном экономическом форуме было подписано соглашение продлевающее условия предыдущих договоренностей до 2020 года. Речь идет о возможности реализации концепции «цифровой» верфи, а также проектов по созданию подводных энергосистем и плавучих комплексов для добычи, хранения и отгрузки нефти (FPSO).


Западная Арктика

Общая информация

На континентальном шельфе морей Западной Арктики ПАО «НК «Роснефть» владеет лицензиями на 19 лицензионных участков. Это:

  • 7 участков в Баренцевом море — Федынский, Центрально-Баренцевский, Персеевский, Альбановский, Варнекский, Западно-Приновоземельский и, Гусиноземельский;
  • 8 участков в Печорском море — Русский, Южно-Русский, Южно-Приновоземельский, Западно-Матвеевский, Северо-Поморские-1, 2, Поморский и Медынско-Варандейский;
  • 4 участка в Карском море — Восточно-Приновоземельские-1, 2, 3 и, Северо-Карский.


в морях Западной Арктики

Суммарные извлекаемые ресурсы нефти и газа участков по результатам аудита, выполненного компанией ДеГольер и МакНоттон по состоянию на 31.12.2017 г., оцениваются в 16,3 млрд. т.н.э.

На территории участков открыто пять месторождений (Победа в Карском море, Северо-Гуляевское, Медынское-море, Варандей-море и Поморское в Печорском море). Суммарные извлекаемые запасы категорий С1+С2 указанных месторождений в доле ПАО «НК «Роснефть»
на 01.01. 2018 года составляют:

  • нефть+конденсат - 203,3 млн. т.
  • газ - 359,5 млрд. м3

За 2017 год Компания выполнила около 8,5 тыс. пог. км 2D сейсморазведки, и более 3,6 тыс. кв. км. 3D сейсморазведки, провела инженерно-геологические изыскания на 3 площадках для бурения поисковых и разведочных скважин, в Печорском море организовала инженерно-геофизическую экспедицию. С целью мониторинга экологического состояния выполнено обследование устьев раннее пробуренных скважин в акваториях Печорского, Баренцева, и Карского морей.

В 2014 году на лицензионном участке Восточно-Приновоземельский-1 на 74° северной широты в кратчайшие сроки короткого летнего полевого сезона пробурена самая северная арктическая скважина Университетская-1 в акватории Карского моря, подтвердившая наличие залежей углеводородов в перспективном нефтегазоносном регионе. По результатам бурения скважины Университетская-1 открыто нефтегазовое месторождение «Победа».

На лицензионных участках шельфа морей Западной Арктики ПАО «НК «Роснефть» выполняет лицензионные обязательства с опережением установленных сроков и существенным превышением объемов работ по лицензиям.


Восточная Арктика

Общая информация

На континентальном шельфе морей Восточной Арктики ПАО «НК «Роснефть» владеет лицензиями на 9 участков, которые были получены в 2013-2015 годах. Это:

  • 5 участков в море Лаптевых — Усть-Оленекский, Усть-Ленский, Анисинско-Новосибирский, Хатангский и Притаймырский;
  • 1 участок в Восточно-Сибирском море — Восточно-Сибирский-1;
  • 3 участка в Чукотском море — Северо-Врангелевские-1,2 и Южно-Чукотский.

Извлекаемые ресурсы углеводородов на участках шельфа морей Восточной Арктики по результатам аудита, выполненного компанией ДеГольер и МакНоттон по состоянию на 31.12.2017 г., составляют более 13,7 млрд. т н.э., без учета ресурсов участков Восточно-Сибирский-1 и Хатангский, оцениваемых ПАО «НК «Роснефть» в объеме 4,6 млрд. т н.э.

За 2017 год Компания выполнила более 28,1 тыс. пог. км сейсморазведочных работы 2D (с учетом переходящих объемов 2016 г. по участку Восточно-Сибирский-1), организовала геологическую экспедицию на Восточном Таймыре.

В декабре 2015 года «Роснефтью» была получена лицензия на разработку Хатангского участка, расположенного в Хатангском заливе в юго-западной части моря Лаптевых на севере Красноярского края. В кратчайшие сроки, продиктованные жесткими климатическими ограничениями, была проведена мобилизация и подготовка бурового оборудования. 3 апреля 2017 года по команде Президента Российской Федерации Владимира Путина Роснефть приступила к бурению самой северной на шельфе Восточной Арктики поисковой скважины Центрально-Ольгинская-1. В процессе бурения скважины «Центрально-Ольгинская-1» с берега полуострова Хара-Тумус на шельфе моря Лаптевых (Хатангский залив) с первого объекта бурения нижнепермского возраста осуществлен отбор керна, который показал признаки насыщения нефтью с преобладанием лёгких маслянистых фракций. Позднее, по результатам рассмотрения был подтвержден факт открытия месторождения на Хатангском участке в акватории моря Лаптевых с извлекаемыми запасами (по категориям С1+С2) более 80 млн тонн нефти.

Лицензионные участки ПАО «НК «Роснефть»
в морях Восточной Арктики


Дальний Восток России

Общая информация

На континентальном шельфе Охотского и Японского морей в Дальневосточном федеральном округе ПАО «НК «Роснефть» является участником проекта «Сахалин-1» по разработке на условиях СРП месторождений Чайво, Одопту-море, Аркутун-Даги и вместе с дочерними предприятиями владеет еще 17-ю лицензиями на участки, а именно:

  • 12 участков на шельфе острова Сахалин — Северный купол месторождения Одопту-море, Северная оконечность месторождения Чайво, Лебединское нефтегазоконденсатное месторождение, месторождение Кайганско-Васюканское море, Дерюгинский, Астрахановское море — Некрасовский, Северо-Венинское газоконденсатное месторождение, Восточно-Прибрежный, Амур-Лиманский, Восточно-Кайганское месторождение, Центрально-Татарский, Богатинский;
  • 5 участков на примагаданском шельфе — Магадан-1,2,3, Лисянский, Кашеваровский.

Извлекаемые ресурсы углеводородов на участках шельфа Охотского моря по результатам аудита, выполненного компанией ДеГольер и МакНоттон по состоянию на 31.12.2017 г., составляют более 3,5 млрд т н.э., без учета ресурсов участков Амур-Лиманский, Богатинский и Центрально-Татарский, оцениваемых ПАО «НК «Роснефть» в объеме 651 млн. т н.э

На территории участков открыто 8 месторождений (Лебединское, Одопту море Северный купол, Чайво, Аркутун-Даги, Одопту-море, Кайганско-Васюканское, Северо-Венинское, Восточно-Кайганское).

106,7 млн. т нефти и конденсата и 181,1 млрд. м3 газа.

Карта лицензионных участков ПАО «НК «Роснефть»
в Охотском море

В проведении Компанией геологоразведочных работ на шельфе Охотского моря можно выделить два временных периода: первый с 1996 по 2011 год и второй с 2012 года по 2015 год. В течение первого периода геологоразведочные работы проводились в основном на участках шельфа у острова Сахалин по проектам «Сахалин-1», «Сахалин-3» (Венинский блок), «Сахалин-4» и «Сахалин-5», Лебединский и на Западно-Камчатском участке на севере Охотского моря. За это время было выполнено более 24,5 тыс. пог. км сейсморазведочных работ 2Д, более 14,2 тыс. кв. км сейсморазведочных работ 3Д, около 0,7 тыс. пог. км электроразведочных работ, пробурено 19 поисково-разведочных скважин и открыто 3 месторождения — Кайганско-Васюканское море в 2006 году, Ново-Венинское и Северо-Венинское в 2009 году.

Во время второго периода с 2012 по 2017 год ПАО «НК «Роснефть» получила новые лицензии на 5 участков континентального шельфа в северной части Охотского моря (Магадан-1,2,3, Кашеваровский, Лисянский) и 3 участка у острова Сахалин (Восточно-Прибрежный, Амур-Лиманский, Дерюгинский). В 2016 году была получена лицензия на Центрально-Татарский участок на шельфе Японского моря.

В этот период ПАО «НК «Роснефть» существенно увеличила объемы сейсморазведочных работ на лицензионных участках. За 6 лет было выполнено свыше 26 тыс. пог. км сейсморазведочных работ 2Д, более 5,7 тыс. кв. км сейсморазведочных работ 3Д, более 1,7 тыс. пог. км электроразведочных работ, проведены инженерно-геологические изыскания на 4-х площадках перспективных площадей для определения точек бурения поисковых скважин, пробурено 5 поисково-разведочных скважины. Основной объем геологоразведочных работ выполнен на лицензионных участках примагаданского шельфа с опережением сроков установленных обязательствами по лицензиям.


Северная оконечность месторождения Чайво

Общая информация

В 2011 году ПАО «НК «Роснефть» получила лицензию на геологическое изучение, разведку и добычу углеводородов на лицензионном участке «Северная оконечность месторождения Чайво», который расположен в пределах мелководной части северо-восточного шельфа острова Сахалин. Начальные запасы нефти и конденсата на месторождении — свыше 15 млн тонн; газа — около 13 млрд кубометров.

В мае 2014 года «Роснефть» приступила к реализации масштабного проекта по бурению первой эксплуатационной скважины на лицензионном участке, включающем Северную оконечность месторождения Чайво, а с сентября 2014 года начала ввод участка в эксплуатацию. Модель разработки месторождения подразумевает применение инновационных технологий бурения горизонтальных скважин и разработки месторождения с берега. Работы производятся с помощью уникальной буровой установки «Ястреб».

В конце 2014 года завершено строительство и начата добыча с двух скважин. В 2015 году пробурена и введена в эксплуатацию третья эксплуатационная скважина, начато бурение четвертой добывающей скважины. В 2016 году с ускорением графика введены в эксплуатацию четвертая и пятая нефтяные скважины с глубиной по стволу 10496 м и 11163 м соответственно.

Скважины северной оконечности месторождения Чайво являются уникальными по сложности конструкции с большим отходом от вертикали. На скважинах применены инновационные высокотехнологичные системы заканчивания с устройствами контроля притока для ограничения прорывов газа и обеспечения максимальной накопленной добычи.

Фактическая добыча нефти за 2017 год составила - 1,4 млн. тонн. Суммарный объем поставленного потребителям газа за 2017 году составил - 200,411 млн. м3.

В апреле 2017 года ПАО «НК «Роснефть» добыло пять миллионов тонн нефти на северной оконечности месторождения Чайво с начала разработки месторождения.

Нефть, добываемая на месторождении, относится в марке SOKOL, обладает превосходным качеством. В нефти очень низкое содержание серы — 0,25% и плотность — 0,825-0,826 кг на кубометр (36,8 градусов API). Вся добываемая нефть отгружается нефтеналивными танкерами с терминала «Де-Кастри» в Хабаровском крае в страны Азиатско-Тихоокеанского региона. Попутный нефтяной газ реализуется на внутреннем рынке потребителям Дальнего Востока.

«Лебединское месторождение»

Добыча нефти на месторождении Лебединское (шельф Охотского моря) ведется с 2014 года. Оператор - ООО «РН-Сахалинморнефтегаз». Добыча ведется четырьмя эксплуатационными скважинами. Добываемая на Лебединском месторождении нефть по качеству близка к нефти марки «Сокол».

Фактическая добыча нефти на месторождении за 2017 год составила - 332,3 тыс. тонн; газа - около 25 млн м3.

В 2017 году Компания проводила работы по изменению границ Лебединского участка по площади, в результате которых была увеличена ресурсная база месторождения. Кроме того, в рамках повышения надежности производственных операций введен в эксплуатацию нефтепровод «Лебединское - Одопту-море».

«Месторождение Одопту-море (Северный купол)»

Месторождение Одопту-море (Северный купол) - первое шельфовое месторождение России, добыча нефти на котором началась в 1998 году. Оператором по добыче нефти и газа на месторождении является ООО «РН-Сахалинморнефтегаз».

Добыча нефти ведется из горизонтальных скважин с побережья островной части. Пробурено 40 эксплуатационных скважин со значительным отходом от вертикали (до 5-8 км). Действующий фонд скважин по состоянию на 01.01.2018 - 28 нефтяных добывающих и 7 нагнетательных.

Фактическая добыча нефти за 2017 год составила - 371 тыс. тонн; газа - 128 млн м3.


Южный регион

Общая информация

ПАО «НК «Роснефть» владеет лицензиями на 7 участков в российских акваториях Черного, Каспийского и Азовского морей: Темрюкско-Ахтарский участок и месторождение Новое в Азовском море, Северо-Каспийский участок и месторождение Западно-Ракушечное в Каспийском море, Туапсинский прогиб, Западно-Черноморская площадь и Южно-Черноморский участок на шельфе Черного моря. Кроме того, Компания имеет лицензию на Гудаутский участок в Абхазском секторе Черного моря.

Ресурсный потенциал участков оценивается в 2,7 млрд. т (нефть+конденсат) и 59 млрд. куб. м (газ).

Извлекаемые запасы в доле ПАО «НК «Роснефть» составляют:

  • нефть+конденсат - 7,2 млн. т.
  • газ - 1,7 млрд. м3

В 2017 году Компанией завершены инженерно-геологические изыскания на 1 площадке, с целью снижения геологических рисков по наличию элементов нефтегазовых систем (нефтегазоматеринским породам, породам-коллекторам и покрышкам) на лицензионных участках дна Черного моря организована полевая геологическая экспедиция на прилегающей суше.

Основными инвестиционными проектами ПАО «НК «Роснефть» на шельфе южных морей России являются проекты по освоению лицензионных участков в Черного моря. Эти участки обладают огромным ресурсным потенциалом, однако поиски и разведка скоплений нефти и газа в их недрах участков требуют значительных инвестиций в связи с большими глубинами дна моря (до 2,2 км) и необходимостью использования специальной техники, устойчивой к воздействию морской воды с высоким содержанием сероводорода.

На лицензионных участках Черного моря ПАО «НК «Роснефть» самостоятельно и совместно с партнерами выполнила большой объем геологоразведочных работ, а именно:

  • 6 040 пог. км сейсморазведочных работ 2Д;
  • 13 780 кв. км сейсморазведочных работ 3Д.

В результате геологоразведочных работ выявлено несколько десятков перспективных структур и на наиболее крупных из них проведено 6 инженерно-геологических изысканий для выбора местоположения точек бурения скважин.

Карта лицензионных участков ПАО «НК «Роснефть»
в Южном регионе

На Темрюкско-Ахтарском лицензионном участке в Азовском море ПАО «НК «Роснефть» совместно с компанией «Лукойл» осуществляет ведет геологоразведочные работы с 2003 года. С даты получения лицензии по настоящее время на участке выполнено 2649 пог. км сейсморазведочных работ 2Д, 1356 пог. км электроразведочных работ, пробурено 3 поисковых скважины в 2007, 2009 и 2015 годах. По результатам проведенных работ открыто месторождение Новое с извлекаемыми запасами 2,4 млн. т нефти и 0,9 млрд. куб. м газа. В 2013 году была получена лицензия на разработку месторождения Новое.

Добыча на месторождении Новое начата в сентябре 2016 года из расконсервированной скважины Новая-1. По итогам 2017 года добыто 37,7 тыс. тонн нефти (19,2 тыс. тонн нефти в доле Компании). Ведется подготовка к бурению второй эксплуатационной скважины.

В 2007 году ПАО «НК «Роснефть» приобрела долю в проекте по освоению лицензионного участка Северо-Каспийская площадь. На участке к настоящему времени выполнены следующие виды геологоразведочных работ: более 5 тыс. пог. км сейсморазведки 2Д, свыше 100 кв. км сейсморазведки 3Д и 882 пог. км электроразведки. На перспективных структурах проведены инженерно-геологические изыскания и пробурены 3 поисковые скважины (в 2008, 2010, и 2014 годах). В результате бурения поисковой скважины на Западно-Ракушечной структуре открыто одноименное нефтяное месторождение с извлекаемыми запасами по категории С1+С2 11 млн. т нефти и 0,6 млрд. куб. м газа. Лицензия на разработку Западно-Ракушечного месторождения получена в 2013 году.

В марте 2018 года «Роснефть» завершила бурение первой сверхглубоководной поисково-оценочной скважины «Мария-1» на лицензионном участке «Западно-Черноморская площадь» на шельфе Черного моря. Глубина моря в точке бурения составляет 2109 метров, фактическая глубина скважины — 5265 метров. Бурение проводилось с помощью полупогружной буровой установки Scarabeo-9. В результате работ обнаружена уникальная карбонатная структура мощностью более 300 метров, представляющая собой трещиноватый коллектор, который с высокой вероятностью содержит углеводороды. Компания намерена провести геологическую обработку полученных материалов и продолжить поисково-разведочные работы на лицензионных участках.

К такому понятию, как черная дыра, всего десятилетие назад ученые относились с осторожностью, полагая, что это не более чем одна из теорий, выдвинутых астрофизиками. С той поры многое изменилось, и теперь существование черных дыр уже никем не оспаривается.

Что такое черная дыра

Когда звезда умирает, с ней происходят удивительные превращения. Из-за дефицита водорода, постепенно выгорающего, стареющая звезда прибавляет в размерах, что впоследствии приводит к её взрыву. После того, как это происходит, остывшая звезда подвергается мощному воздействию гравитации и становится небольшим, по меркам космоса, телом, но с мощнейшим гравитационным полем, втягивающим в себя все, что окажется в зоне доступности.

Эти очень «прожорливые» космические объекты способны с нескрываемым аппетитом поглотить и космические корабли, и лучи света, и звездную пыль, да и не очень крупные звезды, типа нашего , если они окажутся неподалеку.

Любопытен тот факт, что черная дыра является практически невидимой – у земных астрономов пока нет приборов и иных инструментов, чтобы увидеть её. О присутствии черной дыры ученые судят лишь по внешним проявлениям, наблюдая, как этот космический пылесос жадно всасывает в себя очередную звезду. При этом черная дыра ведет себя, как кровожадный хищник: затягивая жертву, заставляет ее разлететься на клочья. А в последней стадии исчезающий объект начинает излучать прощальный свет, прежде чем стать невидимым. Причем, эти прощальные лучи – рентгеновские, что и дало возможность ученым увидеть удивительный процесс.

Как много черных дыр во Вселенной

Астрофизики утверждают, что это явление во Вселенной распространено. Такие пожиратели звезд и материи присутствуют в каждой Галактике. Поэтому если и существуют другие цивилизации, кроме земной, то никто не может чувствовать себя в безопасности, а потому не лишне заранее думать об освоении не только других планет, но и иных звездных систем.

Скопление черных дыр

Дело в том, что нужно бдительно отслеживать не только черные дыры, уже известные астрономам на сегодняшний день, но и наблюдать за процессами, в результате которых такие же черные дыры могут появиться гораздо ближе к Земле. Пока ближайшая из них, как утверждают ученые, в нашей Галактике присутствует — ее назвали Стрельцом. А утешаться приходится тем, что этот самый беспощадный Стрелец находится далеко от нашей планеты, хотя и относится к рангу сверхмассивных.

Земле и Солнцу пока черная дыра не угрожает

Наша планетная система пока может чувствовать себя в относительной безопасности от черных дыр, если, конечно, в результате конфликтов не взорвет себя сама. Намек, понятно, на конфликты, разгоревшиеся на Земле. Что же касается Стрельца, то он поджидает свои новые жертвы на расстоянии более 20 тысяч световых лет от нас. Поэтому за его деятельностью можно пока наблюдать с пытливостью ученых, исследующих активность паука, плетущего свои сети, но ничем не угрожающего нам. Пока ничто не говорит о том, что черная дыра может в ближайшие века появиться в нашей Галактике.

Что дальше, за черной дырой?

Этот вопрос будоражит воображение многих ученых. Ведь эти объекты Вселенной находятся как бы за гранью времени и пространства. Есть даже теория, что черные дыры – это всего лишь своеобразный переход, вроде подземного под широкой автомагистралью, который позволяет перебраться в неведомую часть Вселенной. Но скептики считают это не более чем поводом для написания романов писателями-фантастами. Впрочем, других, более основательных версий пока не существует, а потому писатели вовсю использует сюжеты с черными дырами в своих произведениях.

В результате гравитационного коллапса превратилась в черную дыру . После этого черная дыра начинает засасывать газ с поверхности горячей звезды. Второй тип - это гораздо более массивные черные дыры в центрах галактик. Их масса превышает массу Солнца в миллиарды раз. Опять же, падая на такие черные дыры , вещество разогревается и испускает характерное излучение, которое со временем доходит до Земли , его-то мы и можем обнаружить...

https://www.сайт/journal/15099

Разработать теоретически приемлемую машину времени без побочных эффектов в виде неизбежной смерти. Отправная точка ученых - черные дыры . Считается, что черные дыры втягивают все вокруг себя, в том числе свет, и назад не выпускают. Но в действительности... не больше атома, но они имеют такую огромную плотность, что несколько километров такой струны были бы тяжелее Земли . Предположение Готта основывается на идеализированном понятии космических струн. Для того, что бы их можно было использовать в...

https://www.сайт/journal/116378

Поведение и называется сингулярностью, то есть областью, в которой не работает не только физика, но и математика. Путешествие черной дыры В какой-то мере исследование сингулярностей можно считать физичным и в рамках ОТО, особенно в свете недавних результатов о конечной... обыкновенной Вселенной сингулярность может существовать, лишь закрытая от нас горизонтом, то есть в виде черной дыры . Так вот, недавно в ходе численного анализа разных сценариев гравитационного коллапса было установлено, что...

https://www.сайт/journal/14981

Черные дыры, белые карлики...
Белые дыры, черные карлицы.
Плавают в ванной бумажны кораблики
С размытыми строчками звездной кириллицы.

Нас интригуют тайны Третьей Планеты
И мозг Головы Профессора Доуэля,
Миры, что иным солнцем согреты
И...

https://www.сайт/poetry/158924

Частицы могут иногда создавать крохотные сверхплотные образования, из которых теоретически могут зарождаться нестабильные или стабильные нераспадающиеся черные дыры . Конечно, в космических лучах, приходящих из регионов крупнейших галактических катаклизмов и непрерывно бомбардирующих нашу Землю , можно найти частицы и с гораздо большими энергиями, чем в каком-либо рукотворном ускорителе, но тонкость тут в том...

https://www.сайт/journal/133645

Черная дыра сознания

Захватило как можно больше проходящих мимо нас событий. Мы пытаемся их ухватить, чтоб пропустить через эту черную дыру , она наполняется информацией, она её перерабатывает в нужные ей знания. И проявляет себя, заставляя нас работать... проявляется в тех событиях, которые формируются на земле для людей, в событиях межзвездного масштаба всё с той же целью сбора информации и образования связей с иными черными дырами . Возможно, что в черных дырах , обнаруженных в галактиках, сосредоточены такие центры. ...

Последние материалы раздела:

Чудеса Космоса: интересные факты о планетах Солнечной системы
Чудеса Космоса: интересные факты о планетах Солнечной системы

ПЛАНЕТЫ В древние времена люди знали только пять планет: Меркурий, Венера, Марс, Юпитер и Сатурн, только их можно увидеть невооруженным глазом....

Реферат: Школьный тур олимпиады по литературе Задания
Реферат: Школьный тур олимпиады по литературе Задания

Посвящается Я. П. Полонскому У широкой степной дороги, называемой большим шляхом, ночевала отара овец. Стерегли ее два пастуха. Один, старик лет...

Самые длинные романы в истории литературы Самое длинное литературное произведение в мире
Самые длинные романы в истории литературы Самое длинное литературное произведение в мире

Книга длинной в 1856 метровЗадаваясь вопросом, какая книга самая длинная, мы подразумеваем в первую очередь длину слова, а не физическую длину....