Экзаменационная работа русскому языку 2 вариант. Экзаменационная работа огэ по русскому языку распределение

Распределение заданий по частям работы Части работы Количество заданий Максимальный первичный балл Типы заданий Часть 1 1 7 Задание с развернутым ответом Часть 2 13 13 Задания с кратким ответом Часть 3 1 9 Задание с развернутым ответом 10 Практическая грамотность и фактическая точность речи Части 1 и 3 Итого 15 39

Таблица перевода баллов ОГЭ 2017 5 - 34– 39 4 - 25– 33 3 - 15– 24 2 - 0– 14

Три части работы связаны общетематической направленностью 1 текст (для сжатого изложения) 2 текст (для теста и сочинения) обобщённо-отвлечённый характер живой, жизненный материал рассуждение разные функциональносмысловые типы речи и их сочетания

Тексты на ОГЭ Публицистический стиль Нравственные проблемы Художественный стиль Внутренний мир человека Авторское понимание действительности выражается скрыто (имплицитно), всей совокупностью текстовых, композиционных и языковых средств

Требования к сжатому изложению Сжатое изложение требует умений выделять в тексте микротемы определять в них главное отсекать второстепенное связно и достаточно кратко передать полученную информацию

Умения, необходимые ученику Мобилизация памяти и внимания школьника Структурированное восприятие содержания текста (выделение микротем, определение главного, существенного и т. д.) Владение приемами активного слушания Выполнение информационной обработки текста на репродуктивном и продуктивном уровнях Общеучебные действия (выделение главного в тексте, составление плана, выявление опорных слов, сжатие информации, её преобразование в графическую, табличную, тезисную форму и т. д.)

Важная информация обычно содержится В первом предложении абзаца В главной части сложного предложения Задание: прочитайте предложение и подчеркните в нем главную информацию. Многие вещества биологического происхождения, основой которых является вода, имеют жидкокристаллическую структуру. Запись должна выглядеть так: Многие вещества биологического происхождения, основой которых является вода, имеют жидкокристаллическую структуру.

Приемы компрессии Исключение: исключение повторов; исключение одного или нескольких из синонимов; исключение уточняющих и поясняющих конструкций; исключение фрагмента предложения, содержащего второстепенную, несущественную информацию; – исключение одного или нескольких предложений, содержащих второстепенную, несущественную информацию. – – Обобщение: – замена однородных членов обобщающим наименованием; – замена фрагмента предложения синонимичным выражением; – замена предложения или его части определительным или отрицательным местоимением с обобщающим значением. Упрощение: – – – слияние нескольких предложений в одно; замена предложения или его части указательным местоимением; замена сложноподчинённого предложения простым; замена фрагмента предложения синонимичным выражением; замена прямой речи косвенной.

Задания Подберите наиболее краткие синонимические средства Замените придаточное предложение словосочетанием существительных с предлогом Определите, какие приемы компрессии использованы в данном фрагменте текста Сократите текст, используя разные приемы компрессии

Правила построения абзаца В одном абзаце излагается только одна тема. Расположение предложений внутри абзаца подчиняется схеме: зачин, развитие мысли, концовка. Самое главное предложение абзаца (предложение, в котором выражена его тема или главная мысль) обычно помещается в начале или конце абзаца. Развитие мысли в абзаце осуществляется одним из следующих способов: детализация, приведение примеров, сопоставление или противопоставление, аналогия, объяснение, обоснование тезиса.

Распределение заданий 2 -14 по содержательным разделам Части работы Количество заданий Максимальный первичный балл Речь. Чтение. Адекватное понимание 1 1 Синтаксис 4 4 Орфография 2 2 Пунктуация 5 5 Выразительность русской речи 1 1

Сочинение 15. 1 на лингвистическую тему 15. 2 на осмысление текста 15. 3 на морально-этическую тему

Задание 15. 1 Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания Константина Георгиевича Паустовского: «Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, чего нельзя было бы передать русским словом» . Аргументируя свой ответ, приведите два примера из прочитанного текста. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами К. Г. Паустовского. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Работа, написанная без опоры на прочитанный текст(не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Что требуется от ученика? истолковать смысл высказывания автора, прокомментировать его слова; найти в исходном тексте 2 примера языковых средств, упомянутых (или подразумеваемых) в цитате и определить их роль в тексте; аргументировать в сочинении свой ответ найденными примерами из прочитанного текста; логично выстроить всю работу и грамотно её написать.

Алгоритм работы с текстом Выделяем в нём слова, связанные с лингвистикой Определяем, какие языковые средства следует искать в тексте Находим в тексте Пример 1 и Пример 2 и определяем их роль

Композиция сочинения Вступление. Рассуждение о смысле высказывания Первый пример и его роль в тексте Второй пример и его роль в тексте Вывод

Речевые клише Автора цитаты мы можем назвать поразному: лингвист, учёный, языковед, автор высказывания, филолог. Его деятельность также можно передать различными словами: утверждает, считает, пишет, рассуждает. Кроме существительного высказывание, можно использовать слова цитата, мысль, утверждение, суждение, мнение, слова. Оценка высказывания может быть передана словами понятно, справедливо, верно, неоспоримо, бесспорно.

Речевые клише. Вступление Автор пишет о. . . В высказывании. . . говорится о. . . Действительно. . . Как отмечает. . . Бесспорно мнение автора о том, что. . . Я полностью согласен с. . . Не могу не согласиться с. . . Я поддерживаю мнение. . . Попробуем разобраться в смысле этого высказывания. Попробую доказать эту мысль примерами из текста.

Речевые клише. Основная часть Прекрасным подтверждением этой мысли является текст… Чтобы подтвердить сказанное, обратимся к предложению № … Проиллюстрировать названное языковое явление можно на примере предложения. . Пример можно найти в предложении № … Рассмотрим предложение. . . В нём использовано такое лексическое (грамматическое) явление, как. . . Справедливость этого вывода можно доказать на примере … предложения, в котором автор использует… Рассмотрим в качестве примера предложение №… Это подтверждает наш вывод о том, что…

Речевые клише. Заключение Таким образом, итак, в заключение, как видим… Итак, можно увидеть, что… Нам удалось доказать, что. . . В результате рассуждения мы пришли к выводу о том, что… Эти примеры из текста стали убедительным доказательством того, что…

Как использовать клише Выбирайте из списка предложенных конструкций те, которые наиболее точно передают вашу мысль или мысль автора исходного текста. Правильно включайте информацию исходного текста в готовые речевые формулы, при необходимости изменяйте их (не забывая о требованиях грамматики и культуры речи). Продумывайте логические переходы от одной мысли к другой. Каждый абзац сочинения должен представлять относительно законченное целое.

Правило шести шагов Шаг 2. Выделяю в нём слова, связанные с лингвистикой Шаг 3. Перечитываю текст Шаг 4. Пишу вступление Шаг 5. Пишу основную часть Шаг 6. Пишу заключение

Задание 15. 2 Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл предложения текста: «Просто чудо совершил этот святой человек» . Приведите в сочинении два аргумента из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование

Вступление. Мое понимание высказывания Чудом мы называем что-то поразительное, удивляющее нас своей необычностью. Почему же поступок доктора назван чудом, а сам Пирогов святым человеком? Для ответа на эти вопросы обратимся к тексту А. И. Куприна.

Первый пример из текста Для Мерцалова, находящегося на грани отчаяния, чудом кажется уже то, что незнакомый человек не остался равнодушным, как многие окружающие, а пришёл на помощь нуждающимся людям.

Второй пример из текста Святыми мы называем людей, которые, не думая о себе, несут в мир добро, творят чудеса. Именно таким изображён доктор Пирогов, не пожалевший ни своего времени, ни денег для бедняков. Не случайно Мерцалов хочет знать имя человека, за которого его дети будут молиться, а Гриша сравнивает доктора с ангелом.

Заключение Итак, А. И. Куприн показывает, что добро может творить настоящие чудеса, изменить к лучшему жизнь окружающих нас людей.

Задание 15. 3 Как Вы понимаете значение слова ЧЕЛОВЕЧНОСТЬ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинениерассуждение на тему: «Что такое человечность» , взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один примераргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Способы толкования значения слова 1. Перечисление основных признаков, составляющих понятие. Доброта – это душевное расположение к людям, стремление делать добро другим. 2. Перечисление синонимов. Человечность – это внимательность, чуткость, гуманность. 3. Указание на типичные качества характера, поступки людей, в которых проявляется понятие. Человечность – это готовность помогать людям, не обижать их словом и делом, понимать и прощать чужие слабости.

Вступление. Толкование значения слова Слово «человечность» обозначает одно из важнейших качеств человека: стремление помочь тому, кто оказался в беде, не обижать окружающих словом или делом, уважать человеческое достоинство.

Страница 2 из 3

Вариант 2

1. В каком слове звуков больше, чем букв?
А) вчера;
Б) пятью;
В) змея;
Г) иногда.

2. Какое слово состоит из приставки, корня, двух суффиксов и окончания?

А) Приуралье;
Б) запоздалый;
В) застенчивый;
Г) пренебрегать

3. Какое из перечисленных слов имеет значение «очень важный для настоящего момента»?
А) принципиальный;
Б) влиятельный;
В) актуальный;
Г) грандиозный.

4. В каком слове ударение падает на первый слог?
А) занявший;
Б) начать;
В) конченный;
Г) досуг.

5. В каком предложении есть деепричастие?
А) Вдруг мимо меня, погоняемый мальчишками, промчался табун.
Б) Благодаря моему находчивому другу мне удалось защитить свою честь.
В) Тот, что жизнью живёт настоящей, кто к поэзии с детства привык, свято верует в животворящий, полный разума русский язык.
Г) В такие минуты безмерно радуешься, увидев клочок голубого неба.

6. В какой строке во всех случаях пропущена буква и?
А) Пр_следование, бл_стеть, обожа_мый, за синеющ_м лесом;
Б) пр_большой, зап_рали, оглуша_мый, перед замёрзш_м озером;
В) пр_задуматься, огурч_к, он дыш_т, над виднеющ_мся лесом;
Г) пр_возмочь, подв_ргать, вид_мый, побывать в оранжер_е.

7. В какой строке во всех словах нужно писать ь?
А) Нареж_те, наотмаш_, пят_сот, в волч_ей стае;
Б) береч_, фонар_щик, роскош_, девят_сот;
В) не переч_те, шалаш_, восем_надцать, заяч_я капуста;
Г) съеш_, фарш_, вскач_, сем_надцать, лебяж_и перья.

8. В каком слове после шипящей пропущена буква о?
А) ш_пот;
Б) ж_лудь;
В) ч_порный;
Г) ч_тный.

9. В каком слове пропущены две буквы нн?
А) огурцы собра__ы;
Б) жаре__ое мясо;
В) кваше__ая капуста;
Г) замороже__ая рыба.

10. В каком словосочетании тип связи примыкание?
А) отправляется дальше;
Б) отправляется в дорогу;
В) вернуться из школы;
Г) бумага для записей.

11. В каком предложении нужно поставить тире?
А) Волга самая большая река в Европе.
Б) Снег словно сахар.
В) В саду растут разные деревья груши сливы яблони.
Г) Но час настал и ты ушла из дому.

12. В каком предложении знаки препинания расставлены верно?
А) Ни смех, ни говор твой весёлый не прогоняли тёмных дум.
Б) Медведи продолжали идти гуськом, не прибавляя шагу, и не изменяя направления своего пути.
В) Иногда мёртвой змеёй проплывает жердь, или бревно.
Г) Звёзды начали мёркнуть и небо стало заволакиваться тучами.

13. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые?

Мы (1) по его мнению (2) заблудились (3) и он (4) к великому огорчению (5)совсем растерялся и не знал, что предпринять.

А) 1, 3
Б) 2, 3, 4
В) 4,5
Г) 1,2,3,4,5.

14. В каком предложении нужно поставить только одну запятую?
А) Высоко в горы вполз уж и лёг там в сыром ущелье свернувшись в узел и глядя в море.
Б) Струйки дыма вьющиеся в ночном воздухе поднимались над морем.
В) Солнце спрятавшись за узкое сизое облако золотит края его.
Г) Он стремглав сбежал с лестницы и выскочил на улицу.

15. В каком из предложений с прямой речью допущена ошибка при расстановке знаков препинания?
А) «А как вас величать?» - спросила помещица.
Б) «Право, останьтесь, Павел Иванович! – сказал Манилов, когда они вышли на крыльцо. – Посмотрите, какие тучи».
В) «Ну хорошо, хорошо!» - засмеялась Айгуль: «Уговор дороже денег».
Г) «Да, - сказал Айваз, - я могу начать работу прямо сейчас».

(1) Я давно заметил одно печальное обстоятельство: нынешнее оскудение природы отнюдь не повысило в людях ответственности за доверенный им мир, не сделало их добрее, бережнее к меньшим братьям и к зелёной жизни. (2) Никого не смущает, что ромашки попали в число подлежащих охране, то есть исчезающих растений. (3) Это наша-то русская ромашка, ещё недавно крывшая бело-золотым ковром поляны и луга! (4) Но, попав в природу, люди по-прежнему собирают их в букеты, плетут ромашковые венки, а по весне обрывают ландыши и ночные фиалки, а ведь с ними дело обстоит ещё хуже нежели с ромашками. (5) И хоть бы кто задумался: а что останется нашим детям, не говоря уже о внуках? (6)Поля без ромашек, леса без благоуханных ландышей – пустой, лишённый всякой красоты и аромата, голый мир.

(7) Нет, похоже, все озабочены одним: побольше урвать сегодня, пока ещё цветут какие-то цветочки, что-то летает в небе, что-то плавает в воде. (8) Слепая браконьерская жадность владеет душами.

(Ю.Нагибин)

16. Определите часть речи слова исчезающих в предложении 2.

17. Из предложений 5-8 выпишите вводное слово.

18. Из предложений 6-8 выпишите слово, в котором правописание определятся правилом: «В кратком причастии пишется одна буква н».

19. Напишите, какое средство выразительности используется автором в 3-ем предложении?

20. Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором. Сформулируйте позицию автора. Напишите, согласны или не согласны вы с точкой зрения автора. Объясните, почему. Свой ответ аргументируйте, приводя примеры.

От ночного тумана. Смотрю как просыпает…ся небо.

Солнце л…ниво ощупыва…т макушки берёз светит…ся в сучьях листвен…иц что высоко стоят над лесом. П…утина серебрит…ся узорным п..тном.

(Не)ж..лая разрушать волшебное тв..рение обхожу его стороной но все (таки) волшебные п..утинки садятся на лицо пр..липают к одежде. Надо мне выбрат..ся к току на вырубке, возле опушки берёзовой рощи. Там ловлю я птиц смотрю как живет лес пишу свои заметки.

На светло (голубом) сентябр..ском небе берёзы пл..няют светлой и солнечной окраской вершин.

Даже (от) сюда видно как сухо тепло в берёзовой роще, словно г..рит она сп..койным ж..лтым плам..нем, и жаль что скоро под студен..ыми ветрами сникнут потухнут к..стры берёз угасн..т игра тёплых тонов. Ведь облетев берёзы раств..ряют..ся в лесу будто говорят Вот, мы всё отдали.

(По Н. Никонову.)

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ.

Озаглавьте текст. Докажите, что это текст. Тема текста. Основная мысль текста. Стиль текста (докажите своё мнение). Тип текста (докажите своё мнение). Расставьте недостающие знаки препинания. Вставьте, где нужно, пропущенные буквы. Произведите фонетический разбор слова облетев. Выпишите из текста примеры эпитетов, олицетворений. Выпишите из текста антонимы к слову горит. Подберите к последнему предложению синтаксический синоним. Выпишите из текста слова, соответствующие схеме: Произведите морфологический разбор слова (я) смотрю. Определите способ связи между следующими предложениями текста: 1 и 2, 2 и 3, 3 и 4, 4 и 5. Выпишите из текста примеры, которыми можно проиллюстрировать следующие пунктуационные правила: обособление обстоятельств; запятая между однородными членами предложения. Найдите в тексте сложноподчинённые предложения с придаточными изъяснительными и графически обозначьте их.

КОМПЛЕКСНЫЙ АНАЛИЗ ТЕКСТА.

ВАРИАНТ 4.

В любом названи.. места скрывает..ся тайна. И чем др..внее поселок улица или река, тем тайна глубже. Каждый из нас об..зательно с самого детства пытался найти ключи к этим тайнам. Мы без труда решили задачи, если нашу деревню называют Сосновка Осиновка Дубровка Берёзовка. Тут всё ясно, да (же) если сегодня лесом и (не) пахн..т возле деревн.. . Но вот уже чуть сл..жнее задача. Село Орлово. Я родился в этом селе и конечно где (то) лет в десять зад..ваясь вопросами к миру решил что в наших местах в..дилось много орлов. Отец с которым под..лился своим открытием сказал что (н..)когда селом правил барин Орлов. С возр..стом инт..рес к такого рода и..следованиям (не) проп..дает. Я с жадн..стью читал и ра..спрашивал обо всём что к..салось села. Я обн..ружил что (н..) какой барин Орлов нашим селом (не) правил что село всегда было вольным. Почему городок назывался Орловым так и (не) уд..лось док..паться.

Иногда (не) надо много усилий, что (бы) док..пат..ся до смысла названий. Но за годы поездок у меня в зап..сной книжк.. ск..пилось много люб..пытных названий.

(По В. Пескову.)

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ.

1. Озаглавьте текст.

2. Докажите, что это текст.

3. Тема текста.

4. Основная мысль текста.

5. Стиль текста (докажите своё мнение).

6. Тип текста (докажите своё мнение).

7. Расставьте недостающие знаки препинания. Вставьте, где нужно, пропущенные буквы.

8. Запишите ряд однокоренных слов к собственным наименованиям.

9. Произведите фонетический разбор слова конечно.

10. Найдите в тексте 2-3 многозначных слова. В каких значениях они употреблены? Подберите примеры словосочетаний, где эти слова выступают в других значениях.

11. Выпишите из текста 2-3 примера слов, соответствующих схемам:

12. Произведите морфологический разбор слова Орлово.

13. Определите способ связи между следующими предложениями текста: 1 и 2; 2 и 3.

14. Выпишите из текста выделенное предложение и сделайте его синтаксический разбор.

15. Найдите в тексте сложноподчинённые предложения с придаточными изъяснительными и определительными и графически обозначьте их.

16. Выпишите из текста предложения, которыми можно проиллюстрировать следующие пунктуационные правила: запятая между однородными членами предложения; обособление обстоятельств.

Экзаменационная работа по русскому языку

ученика (цы) 9 класса « » МОУ гимназии № 7 ______________________________________________________

КОМПЛЕКСНЫЙ АНАЛИЗ ТЕКСТА.

ВАРИАНТ 2.

Учился я хорошо с францу..ским же у меня (не) ладилось (из) за произн..шения. Я ле..ко запом..нал слова но произн..шение с головой выд..вало моё ангарское происх..ждение и Лидия Михайловна учительница францу..ского бес..ильно морщилась и закрывала глаза.

Нет пр..дется с тобой зан..мат..ся отдельно сказала она.

Так нач..лись для меня мучительные дни. Я покрывался потом краснел и задыхался а Лидия Михайловна (без) передышки заст..вляла меня м..золить бедный мой язык. Постепен..о я стал довольно снос..но выговаривать францу..ские слова и они уже (не) обрывались у моих ног тяж..лыми булыжниками а позв..нивая пытались куда-то лететь.

Наверное уже можно было пр..кратить эти занятия на дому но я (не) решался сказать об этом Лиди.. Михайловн.. а она видимо (не) сч..тала нашу програм..у выполнен..ой. И я продолжал т..нуть свою францу..скую лямку. Впрочем лямку ли? Как (то) (не) вольно и (не) заметно я почу..ствовал вкус к языку и в свободные минуты без всякого пр..нуждения лез в словарик загляд..вая в дальние тексты учебника. Наказание пр..вращалось в уд..вольствие.

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ.

Вспомните название и автора произведения, из которого взят отрывок. Основная мысль текста. Стиль текста (докажите своё мнение). Тип текста (докажите своё мнение). Составьте план текста. Расставьте недостающие знаки препинания, вставьте, где нужно, пропущенные буквы. Произведите фонетический разбор слова легко. Выпишите из текста примеры метафор. Найдите в тексте 2-3 примера многозначных слова. В каких значениях они употреблены? Подберите примеры словосочетаний, где эти слова выступают в других значениях. Выпишите из текста примеры слов, соответствующие схемам: Произведите морфологический разбор слова (в) удовольствие. Определите способ связи между следующими предложениями текста: 1 и 2; 2 и 3; 3 и 4; 4 и 5; 5 и 6. Какова роль в тексте вводных слов? Найдите в тексте сложносочиненные предложения и подчеркните в них грамматические основы. Выпишите из текста 2-ое предложение и сделайте его синтаксический разбор. Составьте схему предложения с прямой речью.

Экзаменационная работа по русскому языку за курс 10 класса. Вариант № 1.
Часть 1.

1) килОметр 2) кладОвая 3) отобралА 4) без инструктажА
2. В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?

2) вд..хновлять, об..днённый, эл..мент
3) ст..листический, педаг.гический, зан..маться
4) сат..рический, бл..гословение, ок..заться
3. Какая морфологическая характеристика является правильной по отношению к слову дороги,

Сменяются поколения, но каждому из них дороги эти сокровища.
1) существительное
2) причастие
3) прилагательное
4) наречие

2) отметина, возмужавший, разломав, пересказавший
3) свинцовый, навеки, загрузивший, овражек
4) ползунок, отставка, выпадая, орешник
.
5. Лексическое значение какого слова сформулировано неправильно?
1) советник - название некоторых должностных лиц
2) советчик - тот, кто дает советы
3) стекольный - состоящий или сделанный из стекла; застекленный
4) стеклянный - невыразительный, безжизненный взгляд
6. В каком предложении слово гордыня употреблено неправильно?
1) Душа его, наполненная гордыней, устала от борьбы и самоутверждения.
2) Радость от успеха незаметно для него самого переросла в гордыню, слава вскружила голову.
3) Непомерная гордыня обуяла этого человека.
4) Новый видеоплеер - гордыня Николая.
1) пара туфель 2) несколько полотенец 3) страннейшая ситуация 4) около пятиста километров
8. Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы).
1) В стихотворении Блока «Скифы» прослеживаются традиции литературы XIX века.
2) Одним из основоположников натуральной школы стал В.Г. Белинский, внёсший существенный
вклад в создание теории реализма.
3) Мемуары знакомят нас с эпохой и дают полное представление о том или ином писателе.
4) Музыка может не только выразить нежность и радость, также и тревогу, печаль.

Мы давно забыли (1) что слова «секунда» и «минута» (2) западноевропейского происхождения (3) и
считаем их русскими.
1) 1, 2 2) 1,2,3 3) 3 4) 1,3


(1) Горький написал свою пьесу не о босяках. (2) Мир ночлежки при всей кажущейся натуральности
быта всё­таки очень условен. (3) Физиологией там и не пахнет. (4) Пьеса Максима Горького отразила
действительность в форме философской, не бытовой драмы. (5) Вот, кстати, главная причина её столь
долгой жизни в театре на разных сценах мира. (6) Вслед за другими московскими театрами
“Современник” разрушает сложившуюся в 30­х годах школьную концепцию “утешительства” Луки и
резкого противопоставления его Сатину. (7) Странник Лука в исполнении Игоря Кваши – идейный и
нравственный центр спектакля. (8) От него исходят прямые нити в нашу современность. (9) Герой
Кваши воплощает традицию народной нравственности, закреплённую в устойчивых идеалах и обычаях
поведения перед лицом человеческого несчастья, подлости, разложения. (10) Можно без
преувеличения сказать, что за Лукой – Россия, он её кровная, неотторжимая часть. (11) Те, кто “на
дне”, из России выпали. (12) В этом духовный смысл драмы. (13) Сохранить в себе человеческое,
несмотря ни на что выстоять в жестоких обстоятельствах – вот чему, в сущности, учит Лука не
столько словами, сколько самим фактом своего существования. (14) Быть человеком – самой трудное
дело на свете. (15) Его успех в равной мере зависит и от внешней жизни, и от внешней жизни, и от нас
самих. (16) Центральные образы спектакля несут эту простую и вечную мысль, но каждый из них
делает это по­своему.
(По Е. Сидорову)
В 1. Определите стиль и тип речи. Укажите номер правильного ответа.
1. разговорный стиль; повествование
2. художественный стиль; повествование
3. научный стиль; рассуждение
4. публицистический стиль; рассуждение и повествование
В 2. Среди предложений 5­8 найдите предложение, которое связано с предыдущим с помощью
местоимения. Укажите его номер.
В 3. Укажите способ образования прилагательного человеческое.
В 4. Из предложения 1 выпишите подчинительное словосочетание со связью согласование.
В 5. Среди предложений 1–8 найдите простое безличное предложение. Укажите его номер.
В 6. Среди предложений 3­8 найдите простое предложение с необособленным определением,
выраженным причастным оборотом.
В 7. Среди предложений 11­16 найдите сложносочиненное предложение. Укажите его номер.
В 8. Среди предложений 4­9 найдите простое предложение с составным именным сказуемым. Укажите
номер этого предложения.
В 9. Среди предложений 1­9 найдите простое предложение с вводным словом. Укажите номер этого
предложения.

Экзаменационная работа по русскому языку за курс 10 класса. Вариант № 2.
Часть 1.
1. В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?
1) квАртал 2) прОстыня 3) местностЕй 4) оцененА
2. В каком ряду во всех словах пропущена буква А?
1) отр…cль, сокр..щать, р…скошный
2) предст…влять, предназн..чение, дек…рация
3) пригл…шать, уг…сать, выр…сти
4) д..роженька, ф..нтазия, л…боратория
3. Какая морфологическая характеристика является правильной по отношению к слову изысканны,
употреблённому в данном предложении?
Выработанные рукой многих поколений узоры всегда были просты, изысканны и точны.
1) наречие
2) прилагательное
3) причастие
4) местоимение
4. В каком ряду каждое слово состоит из приставки, корня, одного суффикса и окончания?
1) разморозивший, роскошный, замасливая, помешивали

3) искривлённый, приготовляя, припрятанный, заглохнувший
4) раскраска, предвечерний, заземление, подстриженный

1) менеджер - наёмный управляющий предприятием; специалист по вопросам организации
управления в производстве и других областях
2) диктат - требование, указание, навязанное для безусловного выполнения
3) эмигрировать - въехать в страну на постоянное место жительства
4) буклет - печатное издание на одном листе, складывающемся тетрадкой или ширмочкой

6. В каком предложении слово каменистый употреблено неправильно?
1) На извилистую горную дорогу обрушилась каменистая глыба.
2) Эта местность известна своей каменистой почвой.
3) Долина реки прямая, в нижней части открытая и каменистая.
4) Земля на этом участке каменистая, трудная для обработки.
1) удостоен награды 2) доказательство о моей правоте 3) рад встрече 4) обвинен в
предательстве
8. Укажите грамматически правильное продолжение предложения.
Окончив училище,
1) нас направили на стройку
2) мне был присвоен третий разряд
3) многие из нас остались работать в родном городе
4) все преподаватели советовали мне продолжать учебу

9. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых должны стоять запятые?
Собравшись в большие стаи (1) белки (2) время от времени (3) отправляются искать новые места
обитания.
1) 1 2) 2 3) 2,3 4) 1,3
Часть 2. Прочтите текст, выполните задания В1 – В 9.
(1) В то время как вся русская молодёжь читала, читает и знает наизусть стихи Некрасова,
литературная критика последних лет большинством голосов отказывала ему не только в тех
достоинствах, какие признавались за ним публикою, но и в десятой доле тех, которые та же критика
находила в изобилии у Тютчева и Майкова. (2) Нечего и говорить, что главною причиною такой
критической оценки было то, что Некрасов был не только поэт, но и издатель “Современника”. (3)
Некрасов имеет полное право на звание мыслителя. (4) Мало того, это – мыслитель глубокий и
честный. (5) В основе его лежит гуманное отношение к своей родине. (6) Я бы назвал Некрасова
народным потом, если бы прозвание это не было замарано эстетиками, прилагавшими его ко всякой
нечистоте. (7) Народным поэтом я назвал бы Некрасова потому, что герой его песен один – русский
крестьянин. (8) Но он говорит о нём, конечно, как человек развитой. (9) Как говорил Добролюбов, он
не “поёт” его, а думает о нём, о его бедах и горе, не ограничивается объективным изображением
страдания, но мыслит о нём. (10) Мысли свои, глубокие и светлые, он передаёт в прекрасных
свободных стихах. (11) В них без натяжки укладывается народная речь. (12) по предмету своему, по
своему герою стихотворения Некрасова не имеют равных во всей русской литературе.
(По В. Зайцеву)
В 1. Из предложений 11­12 выпишите слово с двумя корнями.
В 2. Среди предложений 1–8 найдите сложноподчинённое предложение с придаточным условия.

В 3. Из предложения 11 выпишите подчинительное словосочетание со связью согласование.
В 4. Среди предложений 7 – 11 найдите предложение с однородными обособленными определениями.
Укажите номер этого предложения.
В 5. Среди предложений 5–11 найдите предложение с вводным словом. Укажите номер этого
предложения.
В 6. Из предложения 11 выпишите слово, которое состоит из приставки, корня, одного суффикса и
окончания.
В 7. Из предложения 5 выпишите местоимения.
В 8. Укажите способ образования слова мыслитель
В 9. Укажите, какое средство используется для связи предложений 10 и 11. Напишите номер
правильного ответа.
1. союз
2. лексический повтор
3. антонимы
4. местоимение.

Экзаменационная работа по русскому языку за курс 10 класса. Вариант № 3.
Часть 1.
1) нАверх 2) сОзыв 3) отрОчество 4) клялАсь
2. В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная в корне слова:
1. ав…ация, ур...нить, разл…вать;
2. по…вление, пов…литься, ум….лкать;
3.
4. потр…сение, прик…сновение, ф…нтазия.
зв…ните, д…ликатный, ч…ртёж;
3. Какая морфологическая характеристика является правильной по отношению к слову сохранены,
употреблённому в данном предложении?
Однако по­прежнему жив дух Театра, сохранены его традиции, непоколебимые принципы добра и
торжества справедливости.
1) прилагательное
2) глагол
3) причастие
4) наречие
4. В каком ряду каждое слово состоит из приставки, корня, одного суффикса и окончания?
1) проткнули, запекая, внушение, размазанный
2) походка, отцветший, вытяжка, заварка


5. Лексическое значение какого слова сформулировано неверно?
1) биография - описание жизни кого­либо
2) вернисаж - торжественное открытие выставки
3) аэробус - двухпалубный самолёт для перевозки большого количества людей
4) мантия - головной убор
6. В каком предложении слово одеть употреблено неправильно?
1) Ослепительный снег одел все горы и преобразил их.
2) Мы долго рассуждали, как потеплее одеться завтра.
3) Хочу одеть новое пальто и показать вам его.
4) Старик приютил юношу, одел и обул его, помог найти работу.
7. Укажите ошибку в управлении.
1) плата за телефон 2) вопреки распоряжения 3) описывает встречу 4) сойти с поезда

Пользуясь советами специалистов,
1) вы можете отремонтировать свою квартиру самостоятельно.

2) требуется внимательное отношение к этим рекомендациям.
3) у меня возникло собственное решение проблемы.
4) всё станет простым и понятным.
9. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых должны стоять запятые?
а) К несчастью (1) Пелагеи (2) никто в деревне не остался равнодушен.
б) Тающий снег (3) к несчастью (4) затопил все погреба с провизией.
1) 1,3,4 2) 2,3 3) 3 4) 3,4
Часть 2. Прочтите текст, выполните задания В1 – В 9.
(1) Пушкин именно в детстве своём и в семье своей прошёл великую литературную школу, большого
смысла которая, впрочем, не имела бы, если бы тогда же и там же, то есть дома, не была пройдена
другая школа: русской жизни, русского языка и соответственно русского миросозерцания. (2)
Учителя у Пушкина с детства были великолепные. (3) У Пушкина была бабушка по матери, Мария
Алексеевна Ганнибал, человек чисто русского облика, языка и ума. (4) К тому же всё, что могла
говорить и внушать она, обретало насыщенный контекст в самой жизни, ибо летом семья всегда
перебиралась в её имение Захарово. (5) Именно бабка первоначально научила будущего поэта
русскому чтению и русскому письму. (6) Французскому обучали его образованные французы, но и
русскому учили не невежды. (7) Вплоть до Лицея мальчику Пушкину, наряду с Законом Божиим,
преподавал русскую словесность священник Мариинского института Александр Иванович Беликов,
не только известный проповедник, но и литератор­переводчик. (8) Связи Пушкина с миром народной
жизни были с детства многообразны и сложны, как был сложен и сам этот мир. (9) Няня Арина
Родионовна недаром стала одним из самых знаменитых образов пушкинского окружения, сделалась
как бы символом всех русских нянь. (10) Позднее Пушкин напишет: “Изучение старинных песен,
сказок необходимо для совершенного знания свойств русского языка”. (11) Очень многие описания
русских народных нравов и обычаев не были бы у Пушкина так живы и хороши, если б он не был с
детства пропитан рассказами о народной жизни.
(По Н. Скатову)
В 1. Укажите номер предложения, в котором заключена главная мысль этого текста.
В 2. Укажите, какое средство используется для связи предложений 3 и 4. Напишите номер
правильного ответа.
1. союз
2. лексический повтор
3. местоимение
В 3. Укажите способ образования слова ПЕРЕВОДЧИК.
В 4. Укажите, какой тип подчинительной связи использован в словосочетании научила поэта.
В 5. Из предложения 8 выпишите все краткие прилагательные.
В 6. Среди предложений 8­11 найдите СПП с придаточным условия. Напишите номер этого
предложения.
В 7. Из предложения 9 выпишите наречие.
В 8. Из предложения 4 выпишите слова, с помощью которых придаточные предложения

присоединяются к главному.
В 9. Среди предложений 1­3 найдите предложение с вводным словом. Напишите номер этого
предложения.
Экзаменационная работа по русскому языку за курс 10 класса. Вариант № 4.
Часть 1.
1. В каком слове ударение указано верно?
1) цЕмент; 2) брАла; 3) чЕрпать; 4) кедрОвый
2. В каком ряду во всех словах пропущена чередующаяся гласная в корне слова:
1) анал..гичный, р..довой, фраз..ологизм
2) предст…влять, предназн..чение, дек…рация;
3) зв…ните, д…ликатный, ч…ртёж;
4) р…внина; ск…чок; к…снуться; з…ревать
3. Какая морфологическая характеристика является правильной по отношению к слову полностью,
употреблённому в данном предложении?
Когда бурные потоки талых вод смывают большие количества грязи, дозу хлора приходится
увеличивать, а полностью улетучиться он не успевает.
1) числительное 3) частица
2) существительное 4) наречие
4. В каком ряду каждое слово состоит из приставки, корня, одного суффикса и окончания?
1) прицепной, перегрузка, разрушение, привезший
2) порошковый, раскручивая, изнуряющий, иссякнет
3) отделка, перепечатанный, припрятанный, разнимая
4) закваска, заботливый, выговаривая, заказной
.
5. Лексическое значение какого слова сформулировано неверно?
1) диктат - требование, указание, навязанное для безусловного выполнения
2) эмигрировать - въехать в страну на постоянное место жительства
3) вернисаж - торжественное открытие выставки
4) аэробус - двухпалубный самолёт для перевозки большого количества людей
6. В каком предложении слово представить (представлять) употреблено неверно?
1) За большие заслуги перед государством артиста представили к правительственной награде.
2) Этот дом представляет собой историческую ценность.
3) На совещании нам представили нового сотрудника.
4) Русский язык - это громаднейшее богатство, которое представляет нам необычайные
возможности.
7. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

1) молодые бухгалтеры 2) ихней работой 3) в течение тридцати пяти минут
4) дамских туфель
8. Выберите грамматически правильное продолжение предложения.
Составляя предложение,
1) мне было сделано замечание.
2) обдумывается его структура.
3) учитывайте как лексическое, так и грамматическое значение слов.
4) должен учитываться стиль речи.
9. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны
стоять запятые?
Маша просидела в углу до самого обеда (1) внимательно глядя на старшую сестру и (2) вслушиваясь в
(3) произносимые ею (4) слова.
1) 1 2) 1, 2, 3, 4 3) 3,4 4) 2, 4
Часть 2. Прочтите текст, выполните задания В1 – В 9.
(1) Прямой противоположностью Ольге в романе “Обломов” выглядит квартирная хозяйка, а затем и
жена Ильи Ильича Агафья Пшеницына, как будто без остатка растворившаяся в круговороте
будничных забот о еде, шитье, стирке, глаженье. (2) Подчёркнуто духовному облику Ильинской, в
чертах которой отражалось “присутствие говорящей мысли”, богатство внутренней жизни, контрастен
внешний портрет Пшеницыной с ее “полными, округлыми локтями”. (3) Просто, не подозревая о
высоком общественном назначении этого чувства и стоящих на его пути преградах, полюбила Агафья
Матвеевна Обломова. (4) Самоотверженная, проникнутая материнским началом любовь ее овеяна в
романе глубоким авторским сочувствием. (5) В этой рядовой женщине пробудилась живая душа,
открылся человеческий смысл и свет в ее почти автоматическом существовании. (6) Образ скромной
чиновницы Агафьи Пшеницыной стал большим завоеванием Гончарова и русской прозы в целом, так
как отвечал основному творческому принципу художника показать и в “простом” современнике
“самого человека”.
(По В. Недзвецкому)
В 1. Назовите часть речи, к которой принадлежит слово подозревая (в предложении 3)
В 2. Из предложения 1 выпишите причастие.
В 3. Из предложения 3 выпишите все местоимения.
В 4. Укажите, какой тип подчинительной связи использован в словосочетании овеяна сочувствием.
В 5. Укажите, к какой части речи принадлежит слово контрастен (предложение 2) .
1. краткое причастие
2. краткое прилагательное
3. наречие
4. глагол
В 6. Выпишите из предложения 6 все слова с нулевым окончанием.
В 7. Укажите способ образования слова общественном (предложение 3) .
В 8. Среди предложений 2­6 найдите сложноподчинённое предложение с придаточным причины.
Напишите номер этого предложения.

В 9. Среди предложений 1­5 найдите предложение с деепричастным оборотом. Напишите номер этого
предложения.
КЛЮЧИ
Вариант 1
№ Отве
т
3
4
т
3
4
1
2
3
3
4
2
4
4
4
3
4
2
1
4
1
№ Отве
2
3
1
4
2
5
3
6
4
7
5
8
6
9
7
8
9
№ Ответ
Вариант 3
В1 4
№ Ответ
В2 8
В3 суффиксальный
В1 1
В4 Свою пьесу
В2 3
В5 3
В3 Суффиксальный
В6 6
В4 Управление
В7 16
В5 Многообразны, сложны,
В8
В6 11
В9 5
В7 Недаром
В8 Что, ибо
В9 1
сложен
Вариа
нт 2
№ Ответ
Вариант 4
№ Ответ
В1 Стихотворения
В2 6
В3 Народная речь
В1 Деепричастие
В4 10
В2 Растворившаяся
В5 8
В3 Этого, его
В6 Нечистоте
В4 Управление
В7 Его, своей
В5 2
В8 Суффиксальный
В6 Образ, стал, отвечал
В9 4
В7 Суффиксальный
В8 6
В9 3
№ Отве
№ Отве
т
4
3
т
2
3
4
4
3
4
1
1
2
2
3
4
1
2
3
1
1
2
3
4
5
6
7
8
9
1
2
3
4
5
6
7
8
9

Последние материалы раздела:

Интересные факты о физике
Интересные факты о физике

Какая наука богата на интересные факты? Физика! 7 класс - это время, когда школьники начинают изучать её. Чтобы серьезный предмет не казался таким...

Дмитрий конюхов путешественник биография
Дмитрий конюхов путешественник биография

Личное дело Федор Филиппович Конюхов (64 года) родился на берегу Азовского моря в селе Чкалово Запорожской области Украины. Его родители были...

Ход войны Русско японская 1904 1905 карта военных действий
Ход войны Русско японская 1904 1905 карта военных действий

Одним из крупнейших военных конфликтов начала XX века является русско-японская война 1904-1905 гг. Ее результатом была первая, в новейшей истории,...