Дубровский один на с медведем. Какие ключевые эпизоды "дубровского"

Пушкин «Дубровский», глава 1 – краткое содержание

Богатый и знатный помещик Кирила Петрович Троекуров имеет большой вес в губернии. Все соседи трепещут перед этим своевольным и избалованным человеком. Исключение составляет лишь мелкопоместный дворянин Андрей Гаврилович Дубровский. Кирила Петрович уважает Андрея Гавриловича за прямой, нетерпеливый и решительный характер и даже одно время поговаривает, что отдаст свою дочь Машу за воспитывающегося в Петербурге сына Дубровского, Владимира.

Раз, во время большой охоты с участием многих соседей Троекуров с гордостью показывает всем свою огромную псарню, где псы живут в роскошных конурах. Дубровский, ходя по ней, замечает: хорошо, если бы и крестьяне Троекурова жили как эти собаки. Псарь Парамошка в ответ замечает: даже иному бедному дворянину не худо бы променять свою усадьбу на здешнюю конурку.

Поняв, что это – насмешка на его счёт, Дубровский тут же уезжает домой и вскоре присылает Троекурову письмо с требованием отдать ему Парамошку для расправы. Кирила Петрович усматривает в таком посягновении на своих людей страшную дерзость. Его прежняя дружба с Дубровским прекращается. Троекуров посылает своих крестьян рубить дрова в роще Дубровского. Андрей Гаврилович ловит двоих таких воров и сечёт их прутьями.

Разгневанный Троекуров сговаривается с заседателем Шабашкиным при помощи судебной тяжбы отнять у Дубровского его деревню Кистенёвку и крестьян. Троекуров знает, что документы на право Дубровского владеть деревней сгорели при пожаре. Пользуясь этим, Шабашкин заводит на Андрея Гавриловича дело и вызывает его в суд.

Пушкин «Дубровский», глава 2 – краткое содержание

В присутствии Троекурова и Дубровского секретарь уездного суда зачитывает решение, где объявляется, что право Дубровского владеть Кистенёвкой ничем не подтверждено. Суд постановляет поэтому отдать эту деревню Троекурову, из рода которого она и перешла прежде к Дубровским. Андрей Гаврилович потрясён настолько, что у него начинает мутиться в голове. Он устраивает скандал в суде. Дубровского с трудом выводят из заседания, уездный лекарь оказывает ему некоторую помощь.

Пушкин «Дубровский», глава 3 – краткое содержание

Дубровский возвращается домой тяжело больным. Няня Егоровна видя, что дела старика плохи, посылает письменное извещение об этом его сыну, Владимиру, который служит в Петербурге в одном из гвардейских полков. Няня сообщает и о том, что суд отдал Кистенёвку Троекурову.

Владимир Дубровский похож на отца гордым и неукротимым характером. С детства воспитываясь в столице, он 12 лет не был дома. Получив письмо, Владимир берёт отпуск и едет в Кистенёвку. С большой радостью его встречают крестьяне и больной родитель.

Пушкин «Дубровский», глава 4 – краткое содержание

Троекуров, между тем, чувствует нечто вроде угрызений совести за свой поступок с Дубровским. Велев запрячь дрожки, он едет к Андрею Гавриловичу. Троекуров думает помириться с ним и отказаться от посягательств на его достояние.

Увидев из окна подъезжающего Троекурова, Андрей Гаврилович приходит в сильное волнение. С ним делается удар. Когда вошедший слуга извещает о прибытии Кирилы Петровича, Владимир Дубровский приказывает сказать, чтобы он убирался. Троекуров уезжает в страшной ярости. Сразу после этого Андрей Гаврилович умирает.

Кинофильм по повести А. С. Пушкина «Дубровский», 1936

Пушкин «Дубровский», глава 5 – краткое содержание

В Кистенёвке совершаются похороны старшего Дубровского. По их окончании Владимир идёт прогуляться в лес. Вернувшись, он видит у своего дома заседателя Шабашкина и исправника: они приехали исполнить судебный приговор и забрать деревню в собственность Троекурова. Крестьяне Дубровских враждебно ропщут на чиновников, грозят даже броситься на них. Расправу предотвращает лишь властное слово Владимира.

Боясь по ночи ехать назад, приезжие просят, чтобы Дубровский разрешил им переночевать в его доме. Владимир сухо позволяет.

Пушкин «Дубровский», глава 6 – краткое содержание

Походив по дому, Дубровский идёт к комнате, где спят подвыпившие приказные, и встречает возле неё кузнеца Архипа с топором. Понимая, что крестьяне горой стоят за него, Владимир решается на отчаянный поступок. Он собирает несколько человек, приказывает им запереть комнату приказных на ключ, обложить её сеном и поджечь.

Пламя быстро охватывает весь дом. Попытки чиновников выбраться оказываются тщетными, они погибают в огне. Дубровский с несколькими самыми отважными крестьянами уезжает на лошадях в лес.

Пушкин «Дубровский», глава 7 – краткое содержание

Весть о кистенёвском пожаре гремит по всему околотку. На пропавшего Дубровского падает сильнейшее подозрение. Вскоре становится известным, что он возглавил разбойничью шайку, которая наводит ужас на всю округу. Её участники и сам главарь, впрочем, отличаются великодушием, не обижают слабых, а грабят в основном помещичьи дома. Ко всеобщему удивлению шайка Дубровского не трогает владений Троекурова.

Пушкин «Дубровский», глава 8 – краткое содержание

Вместе с Троекуровым живут 17-летняя дочь, Маша, девушка очень красивая и умная, а также сын Саша, которого падкий на женщин Кирила Петрович прижил с машиной гувернанткой-француженкой. Подросшему Саше требуется воспитатель. На это место приглашают некоего француза Дефоржа, иностранца, который не знает русского языка.

Кирила Петрович любит тешиться грубой забавой: по его приказу слуги неожиданно вталкивают кого-нибудь из гостей в комнату, где сидит на цепи ранее пойманный во время охоты голодный медведь. Жертва этой «шутки» может найти спасение от зверя, лишь забившись в тесный угол.

Троекуров проделывает эту потеху и с Дефоржем. Но француз, ничуть не испугавшись, достаёт из кармана маленький пистолет и убивает медведя. Этот случай производит впечатление на весь дом. Кирила Петрович проникается уважением к Дефоржу, а Маша начинает по-женски заглядываться на него.

А. С. Пушкин. «Дубровский». Аудиокнига

Пушкин «Дубровский», глава 9 – краткое содержание

На храмовый праздник в село Троекурова съезжается много гостей. После церковной службы начинается роскошный пир. За столом все наперебой рассказывают о новых подвигах банды Дубровского. Присутствующий исправник читает список его внешних примет, но он оказывается таким общим и неопределённым, что Троекуров замечает: под это описание подходит даже Дефорж. На обед приезжает и Антон Пафнутьич Спицын, сосед-помещик, который некогда в угоду Троекурову свидетельствовал против Дубровского-старшего во время памятного судебного разбирательства.

Пушкин «Дубровский», глава 10 – краткое содержание

Боясь, что Дубровский-сын наведается к нему в поместье посчитаться за отца, Антон Спицын теперь постоянно возит все свои денежные сбережения с собой – в привязанной под рубашкой кожаной сумке. Он не чувствует себя безопасно даже у Троекурова. Когда гости после угощения начинают готовиться ко сну, Спицын просится почивать в одной комнате с Дефоржем. Зная, как тот обошёлся с медведем, Антон Пафнутьич уверен: француз - человек смелый и не растеряется даже в случае ночного нападения разбойников.

Спицын и гувернёр засыпают друг рядом с другом. Утром Антон Пафнутьич внезапно просыпается, чувствуя, что кто-то снимает у него с груди сумку с деньгами. Продрав глаза, он видит Дефоржа с наведённым на него пистолетом. На чистом русском языке «француз» приказывает ему молчать и говорит: «Я Дубровский».

Пушкин «Дубровский», глава 11 – краткое содержание

В главе 11 А. С. Пушкин объясняет, как Дубровский сумел выдать себя за француза.

Настоящего Дефоржа он встретил на одной окрестной почтовой станции, где тот ждал перемены лошадей. Дубровский разговорился с ним. Он узнал, что Дефорж (по профессии не учитель, а кондитер) едет к богатому Троекурову, надеясь подзаработать у него. Дубровский предложил немедленно выдать Дефоржу гораздо большую сумму в обмен на его документы и обещание немедленно вернуться в Париж. Француз с готовностью согласился. Так Дубровский и оказался под чужим именем в поместье Кирилы Петровича.

На следующий день после ограбления Спицына гости спокойно разъехались от Троекурова. Молча уехал, ни о чём не рассказав, и запуганный Дубровским Антон Пафнутьич.

Пушкин «Дубровский», глава 12 – краткое содержание

Сильно увлечённая смелым Дефоржем Маша Троекурова просит, чтобы он давал ей уроки музыки. Во время одного из них Дефорж суёт ей записку с приглашением на свидание вечером к беседке у ручья.

Маша в темноте прокрадывается к беседке. «Дефорж» признаётся ей, что он на самом деле – Дубровский. Он рассказывает, что, организовав свою шайку, первым делом хотел сжечь поместье Троекурова, но когда ходил близ барского дома, намечая план, увидел её – и влюбился. Именно ради Маши Дубровский щадил владения Троекурова, именно ради неё он вступил в сделку со случайно подвернувшимся французом. Но теперь он узнал, что ограбленный Спицын донёс на него полиции. Дубровскому больше нельзя оставаться у Троекуровых. Уходя, Владимир просит Машу обращаться к нему в случае, когда ей потребуется помощь.

Вернувшись к дому, Маша видит близ него отца и вооружённого исправника. Они с тревогой спрашивают, не видела ли она Дефоржа. Троекуров уже знает, что это не француз, а Дубровский.

Пушкин «Дубровский», глава 13 – краткое содержание

Поместье Троекурова вскоре посещает вернувшийся из-за границы сосед, князь Верейский. Знатностью и богатством он не уступает самому Кириле Петровичу. Князю около пятидесяти лет. В чужих краях он испил и пену, и осадок всяческих удовольствий и потому кажется старше своих лет. Однако Верейскому нельзя отказать в уме и изящном светском обхождении.

Красота Маши производит на этого старого волокиту сильнейшее впечатление. Князь приглашает Троекурова нанести ответный визит в его имение Арбатово. Приём в Арбатове превосходит роскошью все ожидания. Князь старается удивить Марию Кирилловну своей галереей картин и тонким художественным вкусом. Он устраивает для неё с отцом завтрак в беседке на берегу широкого озера и блестящую лодочную прогулку по островам.

Троекуров приходит в восторг от гостеприимства и богатства князя.

Пушкин «Дубровский», глава 14 – краткое содержание

Спустя некоторое время отец объявляет Маше, что князь Верейский предлагает ей руку и сердце. Маша не хочет выходить за развратного старика, однако отец и не интересуется её согласием.

В тот же день Маше кто-то бросает в окно записку от Дубровского. Тот приглашает её на вечернее свидание к беседке.

Пушкин «Дубровский», глава 15 – краткое содержание

Дубровский уже осведомлен о сватовстве князя. Он предлагает избавить Машу от ненавистного ей человека. Маша отказывается, ещё надеясь уговорить отца, но просит, чтобы Дубровский пришёл на помощь, если её насильно повезут под венец. Пусть Владимир тогда спасёт её, и она станет его женой.

Перед расставанием Дубровский надевает Маше кольцо на палец, говоря, что если ей понадобится помощь, она должна положить это кольцо в дупло стоящего у беседки дуба.

Пушкин «Дубровский», глава 16 – краткое содержание

Маша пишет князю Верейскому письмо, прося, чтобы он взял назад своё сватовство. Но князь не думает отступаться. Машино письмо он показывает Троекурову. Кирила Петрович считает теперь, что свадьбу нужно играть как можно скорее. Он назначает её на послезавтра. В отчаянии Маша грозит прибегнуть к помощи Дубровского. Услышав эти слова, отец приказывает запереть её в одной из комнат и не выпускать оттуда.

Пушкин «Дубровский», глава 17 – краткое содержание

Под окно к узнице-Маше приходит младший брат Саша. Маша бросает ему кольцо Дубровского и просит отнёсти его в дупло дуба у беседки. Саша так и делает. Но когда он хочет идти назад, невесть откуда взявшийся рыжий мальчишка подбегает к дуплу и берёт кольцо. Саша не знает, что это – посыльный Дубровского. Он заводит с рыжим мальчиком драку за кольцо. На помощь Саше прибегает садовник Степан. Схватив рыжего, он ведёт его на барский двор.

Стоящий там Троекуров расспрашивает о том, что случилось, и узнаёт историю про кольцо. Он догадывается: Маша давала им условный знак Дубровскому. Рыжего мальчика отпускают, но из-за задержки на барском дворе он приходит к Дубровскому слишком поздно.

Пушкин «Дубровский», глава 18 – краткое содержание

Машу обряжают в фату и везут в церковь венчаться с князем. Священник совершает над ними обряд, и свадебная процессия направляется к поместью Верейского.

По дороге на неё нападает Дубровский со своими людьми. Князь пытается отбиваться, но разбойники отнимают у него оружие. Дубровский говорит Маше, что она свободна, однако девушка отвечает, что теперь уже поздно: она не может пренебречь уже совершённым церковным обрядом. Разбойники отпускают карету и уезжают в лес.

Пушкин «Дубровский», глава 19 – краткое содержание

Дубровский и его люди в своём укреплённом лесном логове узнают о приближении высланных на их поимку войск. Появляются солдаты, бросаясь на штурм укрепления. Происходит настоящий бой. Благодаря храбрости Дубровского, разбойники принуждают солдат к отступлению.

Через несколько дней после сражения Дубровский собирает своих людей и предлагает им разойтись по разным губерниям. На награбленные ранее деньги все они смогут дожить век безбедно. Кончив речь, Дубровский уезжает с одним из сообщников в неизвестном направлении. Его примеру следует и большинство остальных.

Проголодавшегося медведя запрут, бывало, в пустой комнате, привязав его веревкою за кольцо, ввинченное в стену. Веревка была длиною почти во всю комнату, так что один только противуположный угол мог быть безопасным от нападения страшного зверя. Приводили обыкновенно новичка к дверям этой комнаты, нечаянно вталкивали его к медведю, двери запирались, и несчастную жертву оставляли наедине с косматым пустынником. Бедный гость, с оборванной полою и до крови оцарапанный, скоро отыскивал безопасный угол, но принужден был иногда целых три часа стоять прижавшись к стене и видеть, как разъяренный зверь в двух шагах от него ревел, прыгал, становился на дыбы, рвался и силился до него дотянуться. Таковы были благородные увеселения русского барина! Несколько дней спустя после приезда учителя, Троекуров вспомнил о нем и вознамерился угостить его в медвежьей комнате: для сего, призвав его однажды утром, повел он его с собою темными коридорами; вдруг боковая дверь отворилась, двое слуг вталкивают в нее француза и запирают ее на ключ. Опомнившись, учитель увидел привязанного медведя, зверь начал фыркать, издали обнюхивая своего гостя, и вдруг, поднявшись на задние лапы, пошел на него... Француз не смутился, не побежал и ждал нападения. Медведь приближился, Дефорж вынул из кармана маленький пистолет, вложил его в ухо голодному зверю и выстрелил. Медведь повалился. Все сбежалось, двери отворились, Кирила Петрович вошел, изумленный развязкою своей шутки. Кирила Петрович хотел непременно объяснения всему делу: кто предварил Дефоржа о шутке, для него предуготовленной, или зачем у него в кармане был заряженный пистолет. Он послал за Машей, Маша прибежала и перевела французу вопросы отца.

Я не слыхивал о медведе, - отвечал Дефорж, - но я всегда ношу при себе пистолеты, потому что не намерен терпеть обиду, за которую, по моему званью, не могу требовать удовлетворения.

Маша смотрела на него с изумлением и перевела слова его Кирилу Петровичу. Кирила Петрович ничего не отвечал, велел вытащить медведя и снять с него шкуру; потом, обратясь к своим людям, сказал: "Каков молодец! не струсил, ей-богу, не струсил". С той минуты он Дефоржа полюбил и не думал уже его пробовать.

Но случай сей произвел еще большее впечатление на Марью Кириловну. Воображение ее было поражено: она видела мертвого медведя и Дефоржа, спокойно стоящего над ним и спокойно с нею разговаривающего. Она увидела, что храбрость и гордое самолюбие не исключительно принадлежат одному сословию, и с тех пор стала оказывать молодому учителю уважение, которое час от часу становилось внимательнее. Между ими основались некоторые сношения. Маша имела прекрасный голос и большие музыкальные способности, Дефорж вызвался давать ей уроки. После того читателю уже не трудно догадаться, что Маша в него влюбилась, сама еще в том себе не признаваясь.

Глава I

Несколько лет тому назад в одном из своих поместий жил старинный русский барин, Кирила Петрович Троекуров. Его богатство, знатный род и связи давали ему большой вес в губерниях, где находилось его имение. Соседи рады были угождать малейшим его прихотям; губернские чиновники трепетали при его имени; Кирила Петрович принимал знаки подобострастия как надлежащую дань; дом его всегда был полон гостями, готовыми тешить его барскую праздность, разделяя шумные, а иногда и буйные его увеселения. Никто не дерзал отказываться от его приглашения или в известные дни не являться с должным почтением в село Покровское. В домашнем быту Кирила Петрович выказывал все пороки человека необразованного. Избалованный всем, что только окружало его, он привык давать полную волю всем порывам пылкого своего нрава и всем затеям довольно ограниченного ума. Несмотря на необыкновенную силу физических способностей, он раза два в неделю страдал от обжорства и каждый вечер бывал навеселе. В одном из флигелей его дома жили шестнадцать горничных, занимаясь рукоделиями, свойственными их полу. Окны во флигеле были загорожены деревянною решеткою; двери запирались замками, от коих ключи хранились у Кирила Петровича. Молодые затворницы в положенные часы сходили в сад и прогуливались под надзором двух старух. От времени до времени Кирила Петрович выдавал некоторых из них замуж, и новые поступали на их место. С крестьянами и дворовыми обходился он строго и своенравно; несмотря на то, они были ему преданы: они тщеславились богатством и славою своего господина и в свою очередь позволяли себе многое в отношении к их соседям, надеясь на его сильное покровительство. Всегдашние занятия Троекурова состояли в разъездах около пространных его владений, в продолжительных пирах и в проказах, ежедневно притом изобретаемых и жертвою коих бывал обыкновенно какой-нибудь новый знакомец; хотя и старинные приятели не всегда их избегали за исключением одного Андрея Гавриловича Дубровского. Сей Дубровский, отставной поручик гвардии, был ему ближайшим соседом и владел семидесятью душами. Троекуров, надменный в сношениях с людьми самого высшего звания, уважал Дубровского несмотря на его смиренное состояние. Некогда были они товарищами по службе, и Троекуров знал по опыту нетерпеливость и решительность его характера. Обстоятельства разлучили их надолго. Дубровский с расстроенным состоянием принужден был выйти в отставку и поселиться в остальной своей деревне. Кирила Петрович, узнав о том, предлагал ему свое покровительство, но Дубровский благодарил его и остался беден и независим. Спустя несколько лет Троекуров, отставной генерал-аншеф, приехал в свое поместие, они свиделись и обрадовались друг другу. С тех пор они каждый день бывали вместе, и Кирила Петрович, отроду не удостоивавший никого своим посещением, заезжал запросто в домишко своего старого товарища. Будучи ровесниками, рожденные в одном сословии, воспитанные одинаково, они сходствовали отчасти и в характерах и в наклонностях. В некоторых отношениях и судьба их была одинакова: оба женились по любви, оба скоро овдовели, у обоих оставалось по ребенку. Сын Дубровского воспитывался в Петербурге, дочь Кирила Петровича росла в глазах родителя, и Троекуров часто говаривал Дубровскому: «Слушай, брат, Андрей Гаврилович: коли в твоем Володьке будет путь, так отдам за него Машу; даром что он гол как сокол». Андрей Гаврилович качал головой и отвечал обыкновенно: «Нет, Кирила Петрович: мой Володька не жених Марии Кириловне. Бедному дворянину, каков он, лучше жениться на бедной дворяночке, да быть главою в доме, чем сделаться приказчиком избалованной бабенки». Все завидовали согласию, царствующему между надменным Троекуровым и бедным его соседом, и удивлялись смелости сего последнего, когда он за столом у Кирила Петровича прямо высказывал свое мнение, не заботясь о том, противуречило ли оно мнениям хозяина. Некоторые пытались было ему подражать и выйти из пределов должного повиновения, но Кирила Петрович так их пугнул, что навсегда отбил у них охоту к таковым покушениям, и Дубровский один остался вне общего закона. Нечаянный случай все расстроил и переменил. Раз в начале осени Кирила Петрович собирался в отъезжее поле. Накануне был отдан приказ псарям и стремянным быть готовыми к пяти часам утра. Палатка и кухня отправлены были вперед на место, где Кирила Петрович должен был обедать. Хозяин и гости пошли на псарный двор, где более пятисот гончих и борзых жили в довольстве и тепле, прославляя щедрость Кирила Петровича на своем собачьем языке. Тут же находился и лазарет для больных собак, под присмотром штаб-лекаря Тимошки, и отделение, где благородные суки ощенялись и кормили своих щенят. Кирила Петрович гордился сим прекрасным заведением и никогда не упускал случая похвастаться оным перед своими гостями, из коих каждый осмотривал его по крайней мере уже в двадцатый раз. Он расхаживал по псарне, окруженный своими гостями и сопровождаемый Тимошкой и главными псарями; останавливался пред некоторыми конурами, то расспрашивая о здоровии больных, то делая замечания более или менее строгие и справедливые, то подзывая к себе знакомых собак и ласково с ними разговаривая. Гости почитали обязанностию восхищаться псарнею Кирила Петровича. Один Дубровский молчал и хмурился. Он был горячий охотник. Его состояние позволяло ему держать только двух гончих и одну свору борзых; он не мог удержаться от некоторой зависти при виде сего великолепного заведения. «Что же ты хмуришься, брат, — спросил его Кирила Петрович, — или псарня моя тебе не нравится?» — «Нет, — отвечал он сурово, — псарня чудная, вряд людям вашим житье такое ж, как вашим собакам». Один из псарей обиделся. «Мы на свое житье, — сказал он, — благодаря бога и барина не жалуемся, а что правда, то правда, иному и дворянину не худо бы променять усадьбу на любую здешнюю конурку. Ему было б и сытнее и теплее». Кирила Петрович громко засмеялся при дерзком замечании своего холопа, а гости вослед за ним захохотали, хотя и чувствовали, что шутка псаря могла отнестися и к ним. Дубровский побледнел и не сказал ни слова. В сие время поднесли в лукошке Кирилу Петровичу новорожденных щенят; он занялся ими, выбрал себе двух, прочих велел утопить. Между тем Андрей Гаврилович скрылся, и никто того не заметил. Возвратясь с гостями со псарного двора, Кирила Петрович сел ужинать и тогда только, не видя Дубровского, хватился о нем. Люди отвечали, что Андрей Гаврилович уехал домой. Троекуров велел тотчас его догнать и воротить непременно. Отроду не выезжал он на охоту без Дубровского, опытного и тонкого ценителя псовых достоинств и безошибочного решителя всевозможных охотничьих споров. Слуга, поскакавший за ним, воротился, как еще сидели за столом, и доложил своему господину, что, дескать, Андрей Гаврилович не послушался и не хотел воротиться. Кирила Петрович, по обыкновению своему разгоряченный наливками, осердился и вторично послал того же слугу сказать Андрею Гавриловичу, что если он тотчас же не приедет ночевать в Покровское, то он, Троекуров, с ним навеки рассорится. Слуга снова поскакал, Кирила Петрович встал из-за стола, отпустил гостей и отправился спать. На другой день первый вопрос его был: здесь ли Андрей Гаврилович? Вместо ответа ему подали письмо, сложенное треугольником; Кирила Петрович приказал своему писарю читать его вслух и услышал следующее:

«Государь мой премилостивый, Я до тех пор не намерен ехать в Покровское, пока не вышлете Вы мне псаря Парамошку с повинною; а будет моя воля наказать его или помиловать, а я терпеть шутки от Ваших холопьев не намерен, да и от Вас их не стерплю, потому что я не шут, а старинный дворянин. За сим остаюсь покорным ко услугам

Андрей Дубровский».

По нынешним понятиям об этикете письмо сие было бы весьма неприличным, но оно рассердило Кирила Петровича не странным слогом и расположением, но только своею сущностью: «Как, — загремел Троекуров, вскочив с постели босой, — высылать к ему моих людей с повинной, он волен их миловать, наказывать! да что он в самом деле задумал; да знает ли он, с кем связывается? Вот я ж его... Наплачется он у меня, узнает, каково идти на Троекурова!» Кирила Петрович оделся и выехал на охоту с обыкновенной своею пышностию, но охота не удалась. Во весь день видели одного только зайца и того протравили. Обед в поле под палаткою также не удался, или по крайней мере был не по вкусу Кирила Петровича, который прибил повара, разбранил гостей и на возвратном пути со всею своей охотою нарочно поехал полями Дубровского. Прошло несколько дней, и вражда между двумя соседами не унималась. Андрей Гаврилович не возвращался в Покровское — Кирила Петрович без него скучал, и досада его громко изливалась в самых оскорбительных выражениях, которые, благодаря усердию тамошних дворян, доходили до Дубровского исправленные и дополненные. Новое обстоятельство уничтожило и последнюю надежду на примирение. Дубровский объезжал однажды малое свое владение; приближаясь к березовой роще, услышал он удары топора и через минуту треск повалившегося дерева. Он поспешил в рощу и наехал на покровских мужиков, спокойно ворующих у него лес. Увидя его, они бросились было бежать. Дубровский со своим кучером поймал из них двоих и привел их связанных к себе на двор. Три неприятельские лошади достались тут же в добычу победителю. Дубровский был отменно сердит, прежде сего никогда люди Троекурова, известные разбойники, не осмеливались шалить в пределах его владений, зная приятельскую связь его с их господином. Дубровский видел, что теперь пользовались они происшедшим разрывом, — и решился, вопреки всем понятиям о праве войны, проучить своих пленников прутьями, коими запаслись они в его же роще, а лошадей отдать в работу, приписав к барскому скоту. Слух о сем происшествии в тот же день дошел до Кирила Петровича. Он вышел из себя и в первую минуту гнева хотел было со всеми своими дворовыми учинить нападение на Кистеневку (так называлась деревня его соседа), разорить ее дотла и осадить самого помещика в его усадьбе. Таковые подвиги были ему не в диковину. Но мысли его вскоре приняли другое направление. Расхаживая тяжелыми шагами взад и вперед по зале, он взглянул нечаянно в окно и увидел у ворот остановившуюся тройку; маленький человек в кожаном картузе и фризовой шинели вышел из телеги и пошел во флигель к приказчику; Троекуров узнал заседателя Шабашкина и велел его позвать. Через минуту Шабашкин уже стоял перед Кирилом Петровичем, отвешивая поклон за поклоном и с благоговением ожидая его приказаний. — Здорово, как, бишь, тебя зовут, — сказал ему Троекуров, — зачем пожаловал? — Я ехал в город, ваше превосходительство, — отвечал Шабашкин, — и зашел к Ивану Демьянову узнать, не будет ли какого приказания от вашего превосходительства. — Очень кстати заехал, как, бишь, тебя зовут; мне до тебя нужда. Выпей водки да выслушай. Таковой ласковый прием приятно изумил заседателя. Он отказался от водки и стал слушать Кирила Петровича со всевозможным вниманием. — У меня сосед есть, — сказал Троекуров, — мелкопоместный грубиян; я хочу взять у него имение, — как ты про то думаешь? — Ваше превосходительство, коли есть какие-нибудь документы или... — Врешь, братец, какие тебе документы. На то указы. В том-то и сила, чтобы безо всякого права отнять имение. Постой однако ж. Это имение принадлежало некогда нам, было куплено у какого-то Спицына и продано потом отцу Дубровского. Нельзя ли к этому придраться? — Мудрено, ваше высокопревосходительство; вероятно, сия продажа совершена законным порядком. — Подумай, братец, поищи хорошенько. — Если бы, например, ваше превосходительство могли каким ни есть образом достать от вашего соседа запись или купчую, в силу которой владеет он своим имением, то конечно... — Понимаю, да вот беда — у него все бумаги сгорели во время пожара. — Как, ваше превосходительство, бумаги его сгорели! чего ж вам лучше? — в таком случае извольте действовать по законам, и без всякого сомнения получите ваше совершенное удовольствие. — Ты думаешь? Ну, смотри же. Я полагаюсь на твое усердие, а в благодарности моей можешь быть уверен. Шабашкин поклонился почти до земли, вышел вон, с того же дни стал хлопотать по замышленному делу, и, благодаря его проворству, ровно через две недели Дубровский получил из города приглашение доставить немедленно надлежащие объяснения насчет его владения сельцом Кистеневкою. Андрей Гаврилович, изумленный неожиданным запросом, в тот же день написал в ответ довольно грубое отношение, в коем объявлял он, что сельцо Кистеневка досталось ему по смерти покойного его родителя, что он владеет им по праву наследства, что Троекурову до него дела никакого нет и что всякое постороннее притязание на сию его собственность есть ябеда и мошенничество. Письмо сие произвело весьма приятное впечатление в душе заседателя Шабашкина. Он увидел, во-первых, что Дубровский мало знает толку в делах, во-вторых, что человека столь горячего и неосмотрительного нетрудно будет поставить в самое невыгодное положение. Андрей Гаврилович, рассмотрев хладнокровно запросы заседателя, увидел необходимость отвечать обстоятельнее. Он написал довольно дельную бумагу, но впоследствии времени оказавшуюся недостаточной. Дело стало тянуться. Уверенный в своей правоте Андрей Гаврилович мало о нем беспокоился, не имел ни охоты, ни возможности сыпать около себя деньги, и хоть он, бывало, всегда первый трунил над продажной совестью чернильного племени, но мысль соделаться жертвой ябеды не приходила ему в голову. С своей стороны, Троекуров столь же мало заботился о выигрыше им затеянного дела, — Шабашкин за него хлопотал, действуя от его имени, стращая и подкупая судей и толкуя вкривь и впрямь всевозможные указы. Как бы то ни было, 18... года, февраля 9 дня, Дубровский получил через городовую полицию приглашение явиться к ** земскому судье для выслушания решения оного по делу спорного имения между им, поручиком Дубровским, и генерал-аншефом Троекуровым, и для подписки своего удовольствия или неудовольствия. В тот же день Дубровский отправился в город; на дороге обогнал его Троекуров. Они гордо взглянули друг на друга, и Дубровский заметил злобную улыбку на лице своего противника.

Об Антоне Пафнутьиче Спицыне мы узнаем ближе к середине повести. Он приезжает на храмовый праздник к Троекурову и производит, надо сказать, не самое благоприятное впечатление. Перед нами «толстый мужчина лет пятидесяти», имеющий круглое и рябое лицо с тройным подбородком. Подобострастно, с подхалимской улыбочкой «ввалился в столовую», извиняясь и кланяясь.

Здесь же за столом мы узнаем, что храбростью он не отличается. Спицын боится разбойников, которые уже сожгли его амбар и подбираются к усадьбе. Страшиться ему есть чего. Ведь это он, Антон Пафнутьич, подло дал на суде лживые показания относительно того, что «Дубровские владеют Кистеневкой безо всякого на то права».

Итак, перед нами трусливый человек, подхалим, лицемер, который, к тому же, из-за непомерной жадности обдирает своих мужиков для личного обогащения. Даже Троекуров говорит, что дома Спицын живет «свинья свиньей».
Из разговора Антона Пафнутьича и Кирилы Петрович мы узнаем, что в свое время Спицын стал жертвой жестоких забав Троекурова. Напомним, что последний был большой любитель «воспитывать» медвежат, стравливая их сначала со щенками и кошками, затем доводя зверей до бешенства с помощью бочки, утыканной гвоздями. Пару медведей могли впрячь в телегу с гостями и пустить «на волю божию».

Была у Троекурова и специальная медвежья комната, куда к проголодавшемуся зверю запускали ничего не ведавшего новичка. Мы знаем, что в свое время эта участь постигла и Антона Пафнутьича Спицына. Страх сковал сердце, когда его неожиданно втолкнули в комнату с разъяренным голодным медведем. Потом Спицын начал метаться по комнате, отыскивая безопасный угол. Медведь, привязанный длинной веревкой, успел ободрать одежду «героя» и поцарапать его до крови. А потом три часа Антон Пафнутьич стоял, прижавшись к стене, замирая от страха, и смотрел на разъяренного зверя, который становился перед ним на дыбы, прыгал, громко ревел. Автор не описывает в повести поведение Спицына в медвежьей комнате, но исходя из известных черт его характера и подлых поступков, мы можем догадаться, как он там себя вел.

Тем не менее, позже, спрашивая Троекурова о медведе, он называет его забавником и умницей, выражает сожаление по поводу его гибели, желая угодить Кириле Петровичу. Хотя мы прекрасно знаем, что об инциденте с медведем Спицын не может вспоминать без содрогания.

Антон Пафнутьич лишился своих денег, которые возил с собой в кожаной суме. Ко всем своим отрицательным чертам он оказался еще и глуп и не обладал умением разбираться в людях. Из всех присутствующих для совместной ночевки он выбрал француза Дефоржа, оказавшегося никем иным, как разбойником Дубровским, который и отобрал у него без лишнего шума все деньги.

    • Неоднозначная и даже несколько скандальная повесть "Дубровский" была написана А. С. Пушкиным в 1833 году. К тому времени автор уже успел повзрослеть, пожить в светском обществе, разочароваться им и существующими государственными порядками. Многие его произведения, к тому времени относящиеся, находились под цензурным запретом. И вот Пушкин пишет о некоем "Дубровском", молодом, но уже бывалом, разочарованном, но не сломленном житейскими "бурями", человеке 23-х лет. Пересказывать сюжет нет смыла - его читал и […]
    • Троекуров Дубровский Качество персонажей Отрицательный герой Главный положительный герой Характер Избалованный, эгоистичный, распущенный. Благородный, великодушный, решительный. Имеет горячий характер. Человек, который умеет любить не за деньги, а за красоту души. Род занятий Богатый дворянин, проводит свое время в обжорстве, пьянстве, ведет распутную жизнь. Унижение слабых приносит ему большое удовольствие. Имеет хорошее образование, служил корнетом в гвардии. После того как […]
    • А.С. Пушкин - величайший, гениальный русский поэт и драматург. Во многих его произведениях прослеживается проблема существования крепостного права. Вопрос взаимоотношений помещиков и крестьян всегда был противоречив и вызывал множество споров в произведениях многих авторов, в том числе и Пушкина. Так, в романе «Дубровский» представители русского барства описываются Пушкиным ярко и чётко. Особенно выделяющимся примером является Троекуров Кирила Петрович. Кирилу Петровича Троекурова можно смело относить к образу […]
    • Романтический «благородный» разбойник – образ, который хорошо известен в мировой литературной практике. Как правило, ими становились отверженные представители дворянского сословия, вероломно обманутые друзьями либо оскорбленные продажным законом. Пушкинский герой Владимир Дубровский – один из таких «благородных» рыцарей ночи. Но разбойником он стал не сразу. Читателю известно, что этот молодой человек получил воспитание в Кадетском корпусе, затем проходил службу в гвардейском полку города на Неве. Как типичный […]
    • В основе романа "Дубровский" Пушкиным был положен случай, очень характерный для взаимоотношений между помещиками, существовавшими в то время. Чем влиятельнее был помещик, тем сильнее он способен был притеснить более слабого, бедного своего соседа, не говоря уже и о том, чтобы отнять у него имение. Александр Сергеевич очень заботился о правдоподобности своего романа. Все действующие лица романа "Дубровский" поделены словно на социальные классы, каждый со своими признаками. К примеру, помещик Троекуров вначале […]
    • Духовная красота, чувственность, естественность, простота, умение сочувствовать и любить – этими качествами А.С. Пушкин наделил героиню своего романа «Евгений Онегин», Татьяну Ларину. Простая, внешне ничем не примечательная девушка, но с богатым внутренним миром, выросшая в глухой деревушке, зачитывающаяся любовными романами, любит страшные истории няни и верит преданиям. Ее красота внутри, она глубока и ярка. Внешность героини сравнивается с красотой ее сестры, Ольги, но последняя, хоть и красива снаружи, не […]
    • На уроке литературы мы изучали поэму Александра Сергеевича Пушкина «Руслан и Людмила». Это интересное произведение о смелом витязе Руслане и его любимой Людмиле. В начале произведения злой колдун Черномор похитил прямо со свадьбы Людмилу. Отец Людмилы Князь Владимир приказал всем желающим найти дочь и пообещал спасителю полцарства. И только Руслан поехал искать свою невесту потому что очень ее любил. В поэме много сказочных героев: Черномор, колдунья Наина, волшебник Финн, говорящая голова. И начинается поэма […]
    • Маша Миронова - дочь коменданта Белогорской крепости. Это обыкновенная русская девушка, "круглолицая, румяная, с светло-русыми волосами". По своей натуре она была трусливой: боялась даже ружейного выстрела. Жила Маша довольно замкнуто, одиноко; женихов в их деревне не было. Мать её, Василиса Егоровна, говорила о ней: "Маша, девка на выданье, а какое у ней приданое? - частый гребень, да веник, да алтын денег, с чем в баню сходить. Хорошо, коли найдётся добрый человек, а то сиди себе в девках вековечной […]
    • Первоначальным намерением Пушкина в отношении романа «Евгений Онегин» было создание комедии, похожей на «Горе от ума» Грибоедова. В письмах поэта можно найти наброски к комедии, в которой главный герой изображался как сатирический персонаж. В ходе работы над романом, которая продолжалась более семи лет, замыслы автора существенно изменились, как изменилось и его мировоззрение в целом. По жанровой природе роман очень сложен и оригинален. Это «роман в стихах». Произведения такого жанра встречаются и у других […]
    • Евгений Онегин Владимир Ленский Возраст героя Более зрелый, в начале романа в стихах и во время знакомства и дуэли с Ленским ему 26 лет. Ленский юн, ему нет ещё и 18 лет. Воспитание и образование Получил домашнее образование, являвшееся типичным для большинства дворян в России.Воспитатели «не докучали моралью строгой», «слегка за шалости бранили», а проще сказать баловали барчонка. Учился в Геттингенском университете в Германии, родине романтизма. В его интеллектуальном багаже […]
    • В основе повести Пушкина "Пиковая дама" лежит реальный случай, который произошел с князем Голицыным. Он проигрался в карты и пришел просить денег у бабушки Натальи Петровны Голицыной. Денег она не дала, но сообщила магический секрет, который помог Голицыну отыграться. Из этой хвастливой истории, рассказанной приятелем, Пушкин создал повесть, содержащую глубокий этический смысл. Главное лицо повести - Германн. В повести он сопоставлен со всем обществом. Он расчетлив, честолюбив и азартен. Это, безусловно, […]
    • Эта традиционная тема волновала таких поэтов, как Гораций, Байрон, Жуковский, Державин и другие. Лучшие достижения мировой и русской литературы использовал в своей поэзии А. С. Пушкин. Наиболее ярко это проявилось в теме предназначения поэта и поэзии. Этот вопрос затрагивается в первом опубликованном стихотворении «К другу стихотворцу» (1814). Поэт говорит о горестях, выпадающих на долю поэтов, которых...хвалят все, питают - лишь журналы; Катится мимо их Фортуны колесо... Их жизнь - ряд […]
    • Темы и проблемы (Моцарт и Сальери). "Маленькие трагедии" - цикл пьес П-на, включающий четыре трагедии: "Скупой рыцарь", "Моцарт и Сальери", "Каменный гость", "Пир во время чумы". Все эти произведения были написаны в период Болдинской осени (1830 Данный текст предназначен только для частного использования - 2005 год). "Маленькие трагедии" - не пушкин-ское название, оно возникло при публикации и основывалось на фразе П-на, где словосочетание "маленькие трагедии" употреблялось в буквальном смысле. Авторские названия […]
    • Введение Любовная лирика занимает одно из главных мест в творчестве поэтов, но степень ее изученности невелика. Монографических трудов по этой теме нет, частично она раскрывается в работах В. Сахарова, Ю.Н. Тынянова, Д.Е. Максимова, говорят о ней как о необходимом составляющем творчества. Некоторые авторы (Д.Д. Благой и другие) сопоставляют любовную тему в творчестве сразу нескольких поэтов, охарактеризовывая некоторые общие черты. А.Лукьянов рассматривает любовную тему в лирике А.С. Пушкина через призму […]
    • Для Пушкина чувство дружбы - это огромная ценность, которой равновелики лишь любовь, творчество и внутренняя свобода. Тема дружбы проходит через все творчество поэта, от лицейского периода и до конца жизни. Будучи лицеистом, Пушкин пишет о дружбе в свете "легкой поэзии" французского поэта Парни. Дружеская лицейская лирика поэта во многом подражательна и противопоставлена классицизму. В стихотворении "К студентам" поэтизируется веселая пирушка, воспевается вино и радость дружеского беззаботного […]
    • Тема поэта и поэзии волнует всех стихотворцев, так как человеку необходимо понять, кто он, какое место в обществе занимает, каково его назначение. Поэтому в творчестве А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова данная тема является одной из ведущих. Для того чтобы рассмотреть образы поэта у двух великих русских классиков, нужно сначала узнать, как они определяют цель своего творчества. Пушкин пишет в своем стихотворении «Песнь о вещем Олеге»: Волхвы не боятся могучих владык, А княжеский дар им не нужен; Правдив и […]
    • А.С. Пушкин и М.Ю. Лермонтов выдающиеся поэты первой половины 19 века. Основным видом творчества у обоих поэтов является лирика. В своих стихах каждый из них описывал много тем, например, тема свободолюбия, тема Родины, природы, любви и дружбы, поэта и поэзии. Все стихи Пушкина наполнены оптимизмом, верой в существование прекрасного на земле, яркими красками в изображении природы, а у Михаила Юрьевича везде прослеживается тема одиночества. Лермонтовский герой одинок, он пытается что-то найти в чужом краю. Что […]
    • Писать о Пушкине – увлекательное занятие. Это имя в русской словесности обросло множеством культурологических наслоений (взять хотя бы литературные анекдоты Даниила Хармса или фильм режиссёра-мультипликатора Андрея Юрьевича Хржановского «Трилогия» по рисункам Пушкина, или оперу «Пиковая дама» Петра Ильича Чайковского). Однако наша задача скромнее, но не менее интересная: охарактеризовать тему поэта и поэзии в его творчестве. Место поэта в современной жизни куда менее значительно, чем в ХIХ веке. Поэзия – это […]
    • Пейзажная лирика Пушкина богата и разнообразна. Она занимает важное место в творчестве поэта. Пушкин видел природу душой, наслаждался ее вечной красотой и мудростью, черпал в ней вдохновение и силы. Он был одним из первых русских поэтов, кто открыл читателям красоту природы и научил ею любоваться. В слиянии с природной мудростью Пушкин видел гармонию мира. Не случайно пейзажная лирика поэта проникнута философскими настроениями и размышлениями, можно проследить ее эволюцию на протяжении творческой деятельности […]
    • Перебрав множество произведений А.С. Пушкина, я случайно наткнулась на стихотворение "Не дай мне бог сойти с ума…", и меня сразу привлекло яркое и эмоциональное начало, обращающее на себя внимание читателя. В этом стихотворении, кажущемся простым и понятным и понятным, как и многие другие творения великого классика, легко можно увидеть переживания творца, истинного, свободного разумом поэта – переживания и мечты о свободе. А во времена написания этого стихотворения свобода мысли и слова строжайше наказывалась […]
  • Пушкин А.С. повесть «Дубровский»: Краткое содержание.

    Жил был в своем имении богатый помещик Кирила Петрович Троекуров. Он был довольно богат. Перед ним заискивают и всячески ему угождают. Поскольку Кирила Петрович был самодуром, то его многие боялись. По соседству с Троекуровым жил барин Андрей Гаврилович Дубровский. Когда-то они вместе служили. Два барина меж собою были друзьями, и богатый Троекуров более всего любил и уважал именно Дубровского. После смерти жен у каждого остались дети. У Троекурова дочь Маша, а у Дубровского сын Владимир. Однажды Кирила Петрович собрал гостей. Дубровский тоже был приглашен. После сытного обеда Троекуров решает показать всем свою псарню. Во время осмотра Андрей Гаврилович произносит вслух замечание относительно того, что собакам Троекурова живется лучше, чем слугам. Один из псарей на это обижается и позволяет себе высказывание: «иному барину неплохо было бы променять усадьбу на собачью конуру у Троекурова» . Дубровского, разумеется, подобные слова оскорбляют и он уезжает. Приехав домой, он пишет возмущенное письмо Троекурову с требованиями наказания невежливого слуги и принесением извинений в свой адрес. Однако Троекуров нашел тон полученного письма излишне дерзким. В этот момент Дубровский узнает о том, что троекуровские мужики воруют лес, что растет на территории поместья Дубровских. И без того раздраженный, Андрей Гаврилович приказывает высечь воров, а лошадь отнять. Когда Троекуров узнает об этом, то приходит в ярость. Все его мысли сосредоточены на мести. Он решается отобрать имение Дубровских под названием Кистеневка. Для этого он входит в сговор с заседателем Шабашкиным и заявляет о якобы своих правах на земли Кистеневки.

    Начинается судебное разбирательство, на котором Дубровский не смог отстоять свои права, т.к. документы о праве собственности на Кистеневку у него сгорели. Некий господин Антон Пафнутьевич Спицын под присягой показал, что Дубровские незаконно владеют якобы своим имением. По решению суда Троекуров подписывает документ, подтверждающий его право на имение Дубровского. Этот же документ предлагают подписать Андрею Гавриловичу. Но тот впадает в сумасшествие и его отвозят домой.

    Поскольку после всего случившегося Андрей Гаврилович стал совсем плох, то нянька Егоровна отправляет письмо сыну Владимиру, корнету и бывшему выпускнику Кадетского корпуса. Владимир тут же выезжает к отцу. Встречать молодого барина отправился кучер Антон. Он убедил Владимира, что мужики желают верно служить Дубровским, а не новому хозяину Троекурову. Войдя в комнату отца, Владимр видит насколько тяжело болен Андрей Гаврилович.

    Болезнь старого барина не позволила ему рассказать связно обстоятельства дела. Поэтому срок подачи аппелляции истекает и Кистеневка окончательно переходит в руки Троекурова. Но Кирила Петрович уже не рад произошедшему. Его мучает совесть. Он понимает, что поступил с другом несправедливо. Самолюбие самодура удовлетворено, но и близкий друг потерян. Мучаясь такими мыслями, Троекуров решается на примирение. Желая все исправить и вернуть Дубровскому его имение, он отправляется в Кистеневку. Увидев подъезжающего Троекурова в окно, Андрей Гаврилович, не зная об истинных намерениях Троекурова, испытывает сильное потрясение и его парализует. Владимир выгоняет Троекурова вон. Врач, за которым тут же было послано, ничем не смог помочь и старый барин умирает.

    Сразу же после похорон старого Дубровского в имение Кистеневка направляются чиновники во главе заседателя Шабашкина. Им необходимо подготовить все для передачи дома и земель Троекурову. Однако крестьяне стали чинить активные препятствия и категорически отказывались подчиняться новому хозяину. Тогда Владимир Дубровский находит слова для бунтующих и позволяет чиновникам остаться в доме на ночь.

    Ночью, по распоряжению Владимира Дубровского, кузнец Архип поджигает дом. Владимир не хотел чтобы дом, с которым так много связано его детских воспоминаний, достался убийце отца. Но Владимир полагал, что двери и окна дома Архип оставит открытыми во избежании смертей. Однако Архип сознательно закрыл все наглухо и умолчал об этом. Поэтому чиновники сгорели. Пушкин акцентировал внимание на том, что тот же кузнец Архип спас из огня кошку.

    Начинается расследование случившегося пожара, в котором Троекуров принимает личное и активное участие. Удается выяснить, что именно кузнец Архип поджег бывший дом Дубровских. Мало того, на Владимира Дубровского тоже пало подозрение. Однако прямых улик не нашлось. В это же время в окрестностях появляется шайка разбойников, грабящая и поджигающая имения помещиков. Все дружно решают, что бандитами являются крестьяне Дубровских под предводительством Владимира. Однако имение Троекурова шайка разбойников обходит стороной.

    В этой главе Пушкин рассказывает про Машеньку Троекурову. О ее детстве среди одиночества и романов. Маша росла и воспитывалась в доме отца с братом Сашей. Он был сыном Кирилы Петровича и гувернантки. Чтобы Саше дать образование, Троекуров нанимает учителя Дефоржа, который покоряет сердце Маши. Он преподает Маше музыку. Сам же Троекуров вполне доволен учителем и уважает его за смелость духа. Пушкин описывает такой момент: Кирила Петрович решил посмеяться и придумал как напугать француза Дефоржа. С этой целью он заталкивает, ничего не подозревающего француза, в комнату с медведем. Однако француз оказался не из робкого десятка и, достав пистолет, убивает животное.

    Описывается храмовый праздник, который проводит Троекуров в своей усадьбе. Приезжает много гостей. Среди них опоздавший, тот самый лжесвидетель на суде Антон Пафнутьевич Спицын. Он вовсеуслышанье заявил, что боялся разбойников Дубровского, так как у него с собой припрятана большая сумма денег. Начинается обсуждение темы про шайку Владимира Дубровского. Помещица Анна Савишна утверждает, что Дубровский справедлив и грабит не всех. Например, у нее он не стал отбирать деньги, когда узнал, что она отправляет их своему сыну в гвардию. Исправник заметил, что он обязательно поймает разбойников и у него имеются сведения о приметах главаря Владимира Дубровского. На что Троекуров заметил, что под этими приметами можно распознавать любого. Далее Троекуров самоуверенно заявил, что он не боится разбойников. Если на него будет нападение, то он сможет справиться с шайкой самостоятельно. И тут же рассказывает историю про медведя и о смелости Дефоржа.

    Уверенность Троекурова в безопасности не успокаивает Спицына. Все еще беспокоясь за свои деньги, он просит смелого француза Дефоржа ночевать у него в комнате. Учитель соглашается. Однако ночью выясняется, что француз Дефорж и предводитель шайки разбойников Владимир Дубровский это одно лицо. Дубровский отнимает деньги Спицына и угрожает ему на тот случай, если Спицын решит его выдать Троекурову.

    В этой главе Пушкин рассказывает о знакомстве Дубровского с настоящим французом-учителем для Саши. Это случилось на станции. Дубровский предложил французу 10 тысяч за его рекомендательное письмо и документы. Дефорж с удовольствием согласился. Тогда Дубровский отправился в усадьбу Троекурова в качестве учителя под именем Дефорж. Его сразу полюбили все домашние. Троекуров за храбрость, Маша за внимание, Саша за снисходительность и понимание, остальные за доброту и приветливость.

    Дубровский передает Маше записку с просьбой о свидании в беседке. Маша приходит. Владимир сообщает девушке, что он полюбил ее, открывает свое настоящее имя и уверяет в том, что отныне ее отец ему не враг. Тут же Владимир сообщает, что ему необходимо скрыться. Но она всегда в его сердце и может рассчитывать на его помощь. Вечером того же дня к Троекурову пожаловал исправник с требованием выдать ему учителя-француза. Он так же поведал, что Спицын утверждает что Дефорж и Владимир Дубровский одно лицо. Троекуров тут же дает согласие на арест учителя. Но учителя найти нигде не удается.

    Рядом с имением Троекурова располагалось имение пятидесятилетнего князя Верейского. Последний приезжает в деревню в начале лета и сходится с Троекуровым. Тут же он замечает Машеньку Троекурову и находит ее весьма очаровательной. Он начинает ухаживать за девушкой.

    Через определенное время князь Верейский делает Маше предложение. Троекуров принимает это предложение и приказывает несчастной дочери готовиться к свадьбе со стариком. В это же время Маша получает письмо от Дубровского, в котором он просит девушку о свидании.

    Маша соглашается прийти на свидание и рассказывает любимому о своем горе. Дубровский и без того знавший о случившемся, тут же предлагает ей помощь. Но Маша просит его подождать, надеясь, что сможет переубедить своего отца. Владимир надевает Маше на палец кольцо и просит ее положить это кольцо в дупло дуба в случае опасности. Именно через это дупло они вели переписку друг с другом.

    Маша решается написать письмо Верейскому с просьбой отказаться от нее. Однако князь показывает это письмо Троекурову. Тогда принимается решение ускорить свадьбу, а Машу запереть.

    В полном отчаянии Маша просит Сашу положить кольцо в дупло дуба. Саша соглашается, но отходя от дуба, замечает рыжего мальчишку. Решив, что тот желает украсть кольцо сестры, поднимает шум. Переписка влюбленных обнаруживается. Поскольку мальчик в ее причастности не сознался, то его просто отпускают.

    Машу облачают в свадебный наряд и привозят в церковь. Там ее уже ждет Верейский. Их венчают. По возращении из церкви карету с молодоженами останавливают разбойники. Верейский стреляет и ранит Владимира Дубровского. И тем не менее он предлагает Маше ее освобождение. Но она отказывается от помощи, т.к. ее уже успели обвенчать.

    Пушкин описывает обиталище разбойников. На них объявлена облава и к ним направлены войска. Начинается сражение. Но Дубровский понимает, что разбойники обречены. Поэтому он распускает свою шайку и сам уходит в лес. Больше никто и никогда его не видел.

    На этом повесть А.С.Пушкина «Дубровский » заканчивается. Соответственно и краткое содержание по главам закончено.

    Следует заметить, что по объему это произведение относится к повести. Но по содержанию многие относят его к роману.

    Последние материалы раздела:

    Чудеса Космоса: интересные факты о планетах Солнечной системы
    Чудеса Космоса: интересные факты о планетах Солнечной системы

    ПЛАНЕТЫ В древние времена люди знали только пять планет: Меркурий, Венера, Марс, Юпитер и Сатурн, только их можно увидеть невооруженным глазом....

    Реферат: Школьный тур олимпиады по литературе Задания
    Реферат: Школьный тур олимпиады по литературе Задания

    Посвящается Я. П. Полонскому У широкой степной дороги, называемой большим шляхом, ночевала отара овец. Стерегли ее два пастуха. Один, старик лет...

    Самые длинные романы в истории литературы Самое длинное литературное произведение в мире
    Самые длинные романы в истории литературы Самое длинное литературное произведение в мире

    Книга длинной в 1856 метровЗадаваясь вопросом, какая книга самая длинная, мы подразумеваем в первую очередь длину слова, а не физическую длину....