Директор русской школы в швеции о шведской модели образования. Школьное образование – год за годом

Дошкольное и школьное образование в Швеции – эта тема продолжит наш цикл статей об образовательных системах разных стран Европы и мира.

В Швеции любой ребенок по достижению 6-ти летнего возраста имеет доступ к образованию. Система школьного образования в Швеции регулируется Законом об Образовании и предполагает 9 лет обязательного обучения в школе.

Дошкольное образование в Швеции

Дошкольное образование начинается с одного года и длится до достижения ребенком пятилетнего возраста. Дошкольное образование в Швеции предоставляется и обеспечивается местными властями. На размер муниципальной субсидии влияют следующие факторы: возраст ребенка, работают родители или учатся, являются безработными или находятся в декретном отпуске. Последнее подразумевает, что у родителей есть еще один ребенок меньше одного года. Дошкольное образование совмещает в себе присмотр за детьми, их подготовку к школе (шведский язык - чтение и письмо), а также творческое и индивидуальное развитие. Дошкольное образование в Швеции действует круглый год. График работы зависит от графика учебы или работы родителей, а также принимает во внимание потребности ребенка.

Муниципальные власти имеют право взимать разумную плату за место в дошкольном или детском саду семейного типа. Плата за посещение дошкольного учреждения может варьироваться от 1 % до 3,2 % от совокупного дохода семьи для первого, второго и третьего ребенка, соответственно. Ежемесячная плата не должна, однако, превышать 1260 шведских крон для первого ребенка, 840 шведских крон для второго и 420 шведских крон для третьего ребенка.

Когда ребенку исполняется 5 лет, он переходит на подготовительный год дошкольного образования – это год до начала обязательного среднего образования. На этом этапе детей готовят к предстоящему обязательному среднему образованию. Этот год не является обязательным, но почти все дети его проходят.

Школьное образование в Швеции

Современная система школьного образования в Швеции состоит из следующих этапов:

1. С 7 до 16 лет дети посещают обязательную школу в Швеции

Наряду с муниципальными школами, в Швеции существуют также и частные школы. Родители могут выбирать, в какую школу отдавать своего ребенка. Иногда программа в частных школах Швеции может отличаться и иметь более специализированный уклон, но в большинстве случаев учебные программы совпадают.

Школьный год обычно начинается в конце августа и длится до начала/середины июня следующего года. Школьный год состоит в среднем из 40 недель. Учебная неделя – из пяти дней. Зимние каникулы длятся с 20 декабря до начала января. По достижению 16 летнего возраста и окончания обязательной школы ученик может дальше не посещать школу. В рамках обязательного школьного образования в Швеции каждого школьника учат пользоваться современными технологиями для поиска необходимой информации, помощи в процессе обучения, а также для общения.

2. С 16 до 19 лет ученики посещают высшую среднюю школу.

После окончания обязательной школы ученики переходят в высшую среднюю школу. Обучение на этом уровне не является обязательным и предоставляется бесплатно. Обучение на этом этапе длится три года. Ученики могут выбирать любую из 17-ти программ, которые дают более обширное общее образование. По окончанию высшей средней школы ученики могут поступать в университет. Следует заметить, что Upper Secondary School (10 -12 год) является опционным.

Процесс перехода и зачисления из одного уровня школы на другой могут отличаться в разных школах. Несмотря на это, от всех учеников требуют наличие проходного бала по шведскому языку , английскому языку и математике.

В системе школьного образования Швеции также существует категория школ, которые называют Charter Schools. Они были введены в 1992 году. Спонсируются такие учреждения за счет общественных средств. Программа обучения в таких школах должна быть одобрена специальными инспекторами и следовать той же программе, что и общеобразовательная школа. Данный вид школ может принадлежать как коммерческим, так и некоммерческим организациям. В Charter Schools запрещено взимать плату за обучение. Зачисление в эту школу проходит без экзаменов.

Система оценивания в школах Швеции

Раньше ученики в школах Швеции не получали оценок до 6 класса. После 6 класса оценки классифицировали следующим образом: сдал (godkänd - G), сдал с отличием (Val godkänd - VG), и выше, чем с отличием (Mycket Val godkänd - MVG). Следует заметить, что в системе оценивания Швеции не существует оценки «не сдал/провалил». Вместо этого делают примечание ***, в котором указывают, что ученику не хватило базы, чтобы сдать предмет или объясняют другую причину. Иногда для этого используют следующее обозначение: Icke godkänd (IG). На него ссылаются, когда делают примечание ***. Все зависит от предпочтений учителя и не играет большой роли.

В 2011 году была введена новая система оценивания: A, B, C, D, E – сдал и F – не сдал. Если ученик получает F по определенному предмету – преподаватель готовит отчет для родителей, указывая на то, что нужно сделать, чтобы повысить успеваемость.

В Швеции также существуют международные школы, которые, в первую очередь, предназначены для студентов, временно проживающих в Швеции, или тех, кто переехал в страну по тем или иным обстоятельствам. Для обучения в международной школе требуется ежегодный взнос.

Попасть в международную школу не так просто. Если родители хотят, чтобы их ребенка зачислили в одну из таких школ, им следует заранее об этом позаботиться, так как существует список очередности заявок. Стоимость обучения в международной школе может достигать свыше 100000 шведских крон в год.

В Швеции существуют как государственные, так и частные международные школы. Система обучения в частных школах более гибкая, чем в государственной школьной системе. В таких школах программа рассчитана на специфику обучения студентов из других стран. В таких школах шведские дети учатся вместе с учениками из самых различных стран.

Список требований для зачисления в частные школы в Швеции:

Подтверждение оплаты

Оценки с предыдущей школы

Копия паспорта студента, удостоверение родителей

Медицинская карточка

Список сделанных прививок

Дополнительная плата может взиматься, если дети не зарегистрированы в органах местного самоуправления или когда им не был присвоен шведский идентификационный номер.

Если родители приехали из другой страны и не хотят отправлять своих детей в международную школу – они могут выбрать the Norr Stockholm School или the International English School. Это независимые школы, которые следуют общепринятой программе, но обучение в которых частично проходит на английском языке.

На этом завершаем знакомство с дошкольным и школьным образованием в Швеции, и уже в следующей статье узнаем, каким требованиям должен соответствовать студент, чтобы получить

В этой статье пойдет речь о шведской системе образования. Эта система неоднократно перестраивалась за последние полвека и продолжает изменяться, так как среди политиков всегда найдется кто-то, кто недоволен существующей системой и хочет ее улучшить.

Здесь я расскажу о том, как выглядит шведская система образования сегодня и каковы основные отличия между шведской средней школой, гимназией и высшей школой.

Поскольку в Швеции принят демократический строй управления, то и своих граждан здесь обучают и воспитывают в демократическом духе.

Принцип демократии

проявляется, например, в том, что у учеников есть возможность оказывать влияние на процесс обучения - в школе, гимназии или высшей школе. Недовольные ученики класса могут высказать недовольство своим учителем, а также свои требования о его замене.

Если это было большинство класса, то учителя заменят. Кроме того, в шведских учебных заведениях создаются так называемые Советы Учеников, которые влияют на процесс обучения.

Представители Совета Учеников могут также присутствовать и задавать свои вопросы на собеседованиях при приеме на работу ректоров или учителей.

Кроме того, шведским учителям законодательно запрещено давить на учеников своим авторитетным мнением. Задача учителя - дать знания, вызвать обмен мнениями учеников, помочь сформулировать собственный взгляд, ведь только так можно воспитать в человеке способность независимого мышления.

Поскольку система образования начинается с дошкольного образования, то начну с детских садов.

Шведы отдают своих детей в детсад с возраста примерно одного года или полутора. В отпуске по уходу за детьми обычно сидят обя родителя, сначала мать, потом отец, на обоих дается полтора года отпуска, в течении которого государство оплачивает молодым родителям 80% от получаемой до этого зарплаты.

Шведское государство поощряет рождение детей тем, что выплачивает ежемесячное пособие в размере 1000 крон (или 100 евро) до дех пор, пока ребенку не исполнится 18 лет. Этой суммы обычно хватает на ежемесячную оплату детсада. Поскольку услуги нянь или гувернанток стоят очень дорого в Швеции, то редкие семьи могут позволить себе их услуги, поэтому и отдают детей в садик.

Детские сады в Швеции есть государственные и частные. Оплата в тех и других одинаковая. Но если садик государственный, то родители, которые не работают, а, например, находятся в декретном отпуске с другим ребенком или же являются безработными, имеют право на размещение ребенка в детсаду не на полный рабочий день, а лишь 15 часов в неделю.

Уже начиная с детских садов отношение к детям уважительное, с личностно-ориентированным подходом к каждой маленькой индивидуальности.

Ребенка не заставляют делать то, что он не хочет сам или еще не понимает, как это делать вследствие возраста, к примеру, приучение к горшку идет в возрасте 2-3 лет и после того, как ребенок сам проявил интерес и захотел перестать носить подгузники.

Шведские образовательные учреждения преуспели в воспитывании в детях чувства ответственности за свои поступки, умения отвечать за них и делать выводы. Детей с детства приучают к самостоятельности, умению выбирать и принимать решения.

Так, детсадовская группа трехлеток спокойно стоит в очереди к завтраку и аккуратно набирает в свои тарелки предложенную еду из разных блюд шведского стола. При этом они не толкаются, не бросают друг в друга морковкой и не запихивают за шиворот лапшу. Кроме того, с раннего возраста в детях воспитывают любовь к природе и естественным наукам.

Так, в детсаду дети выращивают и кормят червячков, поливают в лесу головастиков и садят зеленые насаждения на участке, например, морковку или землянику. При этом детям позволяется валяться в мокром песке, ходить по лужам и гулять даже тогда, когда идет дождь. Прогулки на свежем воздухе не отменяются только потому, что идет дождь, так как есть простое решение - непромокаемая прорезиненная одежда и обувь для таких прогулок.

В школу дети идут с шести лет, точнее сначала в подготовительную к первому классу группу. Начальная средняя школа в Швеции - это 1-3 классы, средняя ступень - это 4-6 классы, высшая ступень средней школы - это 7-9 классы. Шведская средняя школа бесплатная и обязательная для посещения. Если ученик отлынивает от школы, то за ним приедет полиция и отвезет его в школу. Видимо, шведской полиции больше нечем заняться.

Часто в шведской школе не задают домашних заданий. Детей не оставляют "на второй год". Если ученик не был аттестован по какому-то предмету, то он продолжает учиться в следующем классе, несмотря на пробелы в знаниях.

Часто одним из предметов начальной школы является экскурсия в лес, физическая подготовка тоже один из важных предметов, так как здоровый образ жизни - норма шведского общества. Примерно с 11-13 лет детям преподается предмет о сексуальной жизни, где детям рассказывают в том числе о средствах контрацепции.

Если после 9 класса средней школы у ученика в аттестате большинство оценок положительные, то есть он аттестован по большинству предметов, то он может поступить в гимназию и обучаться там три года.

Прием в гимназию осуществляется на основании школьного аттестата и количества желающих учиться в конкретной гимназии. Чем выше конкурс на место, тем лучше должны быть оценки в аттестате.

Гимназии могут быть техническими, где преподаются естественнонаучные и технические дисциплины, или гуманитарные, где преподаются иностранные языки, обществознание и т.п.

Таким образом, ученикам, выбравшим техническую гимназию, не нужно изучать гуманитарные науки, и наоборот, гуманитариям не нужно изучать естественные науки.

После окончания гимназии есть два пути - работать по приобретенной специальности (парикмахер, пекарь, бухгалтер и т.д.) или продолжать обучение в высшей школе или университете.

Еще лет пятнадцать назад высшее образование получали примерно 30% закончивших гимназии, а в последнее время эта цифра увеличилась до 50%, из них большинство девушки.

Каждый шведский студент знает минимум два иностранных языка. Учить по четыре-шесть языков в гуманитарной гимназии - нормальное явление.

Многие гимназисты устают от учебы и после окончания гимназии предпочитают год-другой отдохнуть от учебы и поработать. Есть даже такое понятие "уставший от школы".

В гимназиях дается большое количество письменных заданий, сочинений, где надо сравнивать, сопоставлять, делать выводы, развивать дискуссии на представленную тему.

По отношению к учебе шведских учеников и гимназистов можно разделить на две группы - заинтересованные и незаинтересованные.

К заинтересованным относятся те, кто стремится к получению новых знаний и им это зачем-то нужно - интересен предмет или они стремятся построить карьеру в будущем.

Ко второй группе относятся те, которым не интересно учиться, но получить аттестат все-таки нужно и они прогуливают занятия, игнорируют задания учителя, есть и такие, кто весь урок пялится в свой мобильник, жует жвачку, закинув ноги на стул или вставив в уши наушники.

И учителя здесь бессильны, лишь недавно у учителей появилось право отбирать у учеников мобильники, если они мешают учебному процессу.

В гимназиях практикуется выбор предметов по желанию.

Выбор предмета можно сделать как в начале учебного года, так и в середине. Детей с детства приучают, что нужно искать то занятие, которое тебе нравится. Если ты, к примеру, выбрал учиться рисовать, или играть на музыкальном инструменте, то только потому, что тебе это интересно.

Ну а если в какой-то момент это перестает быть интересным, то можно поменять предмет и дальше продолжать искать себя.

Детям внушается также то, что ты все можешь, нужно лишь захотеть. Но часто дети хотят быть звездами сцены или спорта, или выбирают какую-нибудь очень интересную им профессию, но на которую нет спроса на рынке труда, как, например, уход за лошадьми или работа флориста.

Часто бывшие гимназисты остаются без работы много лет, а затем идут переучиваться на другую профессию.

Те гимназисты, которые планируют поступление в высшую школу или университет после окончания гимназии, стремятся к тому, чтобы получить как можно лучшие оценки в своем гимназическом дипломе. Почему это важно? Потому, что при поступлении в высшую школу или университет нет вступительных экзаменов, набор студентов делается на основании дипломов об окончании гимназии.

И если конкуренция большая на место, то шансы поступить снижаются, если оценки в дипломе хуже, чем у других. К примеру, для поступления на обучение профессии врача требуется, чтобы все оценки в дипломе были высшими, иначе шансы пройти по конкурсу невелики.

Если какой-либо гимназист считает, что его оценки были незаслуженно занижены учителем, или он сам поздно спохватился и не придавал значения своим оценкам, то у такого ученика есть шанс написать тест, организуемый высшей школой один раз в год примерно в феврале-марте, который пишется единовременно всеми желающими по всей стране, и после успешного написания которого у бывших гимназистов есть шанс изменить свои оценки в дипломе.

Обучение в университетах может начаться как осенью (в августе-сентябре), так и весной (с конца января). Если выбранная программа обучения начинается в августе-сентябре, то заявление на поступление во все университеты Швеции подаются по интернету до 15 апреля текущего года.

Затем до конца июня нужно выслать все необходимые дипломы и прочие документы, необходимые для зачисления, а в середине июля приходит решение университета на е-мэйл о том, зачислен ли ты или нет.

Если же программа обучения начинается в январе, то заявление на поступление нужно подать по интернету до 15 ноября, затем выслать все документы до конца ноября и ждать решения университета до конца декабря.

Если будущий студент выбрал обучение в университете другого города, то нужно быть готовым к переезду и тому, что в Швеции сложно снять жилье, особенно в крупных городах. Для того, чтобы снять жилье, нужно встать в очередь, тоже по интернету и набирать по одному баллу за каждый день стояния в этой электронной очереди.

При наличии нескольких желающих на одну и ту же квартиру, предпочтение отдается тому, кто дольше простоял в очереди. Поэтому большинство молодых людей встают в очередь сразу же по исполнении им 18 лет. Обычно после года стояния в очереди уже можно снять маленькую студенческую квартиру, даже в Стокгольме, где вопрос съема жилья стоит очень остро.

Обучение в шведском университете или высшей школе отличается от российского прежде всего тем, что в Швеции делается упор на самостоятельное изучение и работу студентов в группах, то есть задания часто даются не индивидуально, а на группу, состоящую из двух и более студентов, тем самым студенты учатся находить общий язык и сотрудничать друг с другом.

Что касается самостоятельного изучения предмета, то количество лекций и часов общения с преподавателем гораздо меньше, чем в российском вузе, а студентам выдается список литературы, который они должны освоить по прохождении курса. Каждый курс рассчитан обычно на месяц.

После окончания курса пишется письменный экзамен, устных экзаменов здесь нет. Если курс обширный, то часто к письменному экзамену добавляется еще и другая форма оценки студентов, например, лабораторная работа, кейс или что-то еще. Курсы изучаются один за другим так, что после окончания одного курса начинается изучение другого.

Иностранные граждане также могут обучаться в университетах или высших школах Швеции. Для этого существует два пути - по обмену между университетами разных стран и тогда обучение бесплатное и ведется на английском языке, или поступая самостоятельно с последующей оплатой обучения.

для сайта фонда "Русский мир", которое я предлагаю вашему вниманию.

Почему русские дети чувствуют себя неуютно в шведских школах и как меняется шведская модель образования?

В Швеции учебный год начинается в августе. В 2014 году вместе с другими шведскими школами в четвёртый раз открылась и общеобразовательная начальная Русская школа Гётеборга. Почему в шведских школах русскоязычных детей сейчас очень часто травят их одноклассники? Каковы слабые места шведской системы школьного образования? Почему в шведские школы возвращаются оценочная система и оценки за поведение? На эти и другие вопросы отвечает создатель и директор школы, наша соотечественница Екатерина Тихонова-Сернемар.

— Екатерина, мы с Вами общаемся в кулуарах VII Всешведской конференции российских соотечественников, посвящённой консолидации в новых геополитических условиях. Вы в своём докладе затронули очень важную тему травли в шведских школах русскоязычных детей их одноклассниками. Как это проявляется?

— В школе русскоязычной девочке, например, могут сказать: а ты, как Анна Каренина, бросься под поезд. В Швеции это называют моббингом, по-русски это травля. Ещё пример: русская девочка одна убирается в классе, а всем остальным шведским детям это противно. И они говорят: ты — русская, ты привыкла убирать за другими.

Моббинг в шведской школе. Кадр из документального фильма шведского телевидения SVT. Фото: vimedbarn

В чём причина? Причина в украинских событиях. Бытовое восприятие ситуации в Швеции такое: Россия воюет с Украиной. Но простите, Россия ведь не вводила войска. О чём вообще разговор?


При этом не стоит говорить о дискриминации русских шведами. Есть дискриминация по отношению к иностранцам в целом. Как русских вас не будут дискриминировать так, как, допустим, сомалийцев. Если вы нормальный человек, говорите хорошо по-шведски, у вас хорошая специальность — я думаю, вы не будете ощущать какого-то давления. Но при этом разговоры вокруг вас всё равно будут постоянно касаться России. Будут говорить о том, что Россия — агрессор, и так далее.

Когда вы читаете эти строки, шведские военные уже пятый день ищут в Стокгольмском архипелаге "российскую подлодку". Фотография радара на борту одного из военных кораблей, прямо сейчас ведущего поиск в Ингарофьорде. Фото: Dagens Nyheter

Для того чтобы этого не было, соотечественникам нужно вести на бытовом уровне определённую разъяснительную работу: разговаривать со своими шведскими коллегами, друзьями, объяснять им ситуацию и задавать им такие вопросы, на которые у них не будет ответов. В Швеции все прекрасно понимают, что настоящий агрессор — это США, которые в последние годы воевали в Сирии, Ливии, Ираке, Иране. И скажите мне, где воевала Россия в последние десять лет? Об этом и надо говорить.

— Получается, что шведские дети лишь повторяют то, что слышат дома от родителей?

— Конечно, дома их настраивают против России. Ведь что такое русофобия в шведской школе? Приведу такой пример: ребёнок живёт в Швеции с русскими мамой и папой. Родители когда-то приехали в Швецию, не важно, по какой причине. Мальчику, скажем, восемь лет. Придя в шведскую школу, он стесняется того, что его зовут, скажем, Стёпа. Он всем говорит, что его зовут Фредрик. То, что он меняет своё имя, — это уже ненормально. Ребёнок теряет свою идентичность, но не приобретает новую. Ведь смысл интеграции заключается в том, чтобы ребёнок приобрёл шведскую культуру, но при этом не потерял русскую. За счёт двух культур он будет духовно богаче, но не наоборот. А если ребёнок знает, что, придя в школу и сказав, что он Стёпа и он русский, он может подвергнуться обструкции, это совсем не нормально.

Шведские школьники. Фото: Sveriges Hembyrgdsförbund

Вот вам конкретный пример: когда я работала в разных шведских школах, подменяя учителей, я встречала таких русских мальчиков, которые и говорили: меня зовут не Стёпа, а Фредрик. Шведские дети там же прибегали ко мне и говорили: а мой дедушка из России, а мой прадедушка или прабабушка из России, и им было интересно услышать про войну, про историю страны. А наш мальчик боялся подойти и поговорить со мной по-русски. Вот поэтому я и открыла русскую школу. Я открыла её, чтобы люди не стыдились своего происхождения. Получая культуру двух стран — России и Швеции, нужно этим гордиться, а не стесняться.

Екатерина Тихонова-Сернемар и учителя русской школы в Гётеборге Карин Эйебринк (Karin Öjebrink), Кристина Арелид (Christina Arelid) и Оса Карлссон (Åsa Karlsson). Фото: Foto Roger Blomqvist / Sveriges Radio

— Традиционный «страх перед русскими» как-то влияет на восприятие России шведами?

— Пропаганда страха России в Швеции ведётся уже в течение трёхсот лет. Страх перед русскими заложен у шведов на генетическом уровне. Кроме того, бюджет шведской оборонной промышленности и Министерства обороны зависти от того, насколько активно русофобия (боязнь России-агрессора) будет внедряться в общество. Поэтому Россия была и остаётся для Швеции стратегическим врагом. От этого никуда не деться, мы не можем это взять и изменить. Но надо над этим работать. Надо разъяснять своим знакомым шведам, что это не так.

Мы не можем повлиять на мнение уходящего министра иностранных дел Швеции Карла Бильдта . Он построил всю свою карьеру на русофобии, естественно, с этого конька он уже не слезет. Но есть масса других шведских политиков, которые гораздо более спокойно воспринимают Россию и русских. Поэтому я призываю соотечественников в Швеции улучшать образ русских своими делами.

Молодой Карл Бильдт в комиссии по поиску иностранных подводных лодок в водах Швеции. 80-е гг. Фото: oikonomia.info

— Екатерина, насколько мне известно, шведская система школьного образования сейчас находится в состоянии кризиса. Стоит ли России пытаться слепо копировать шведские образовательные эксперименты?

— Только что в Швеции прошли выборы в риксдаг (шведский парламент. — Прим. ред.). Одной из главных тем избирательной кампании стала реформа школы. Почему? Потому что, к сожалению, в восьмидесятые годы шведы своими руками разрушили систему школьного образования. И я сожалею, что Россия в девяностые годы взяла шведский опыт на вооружение. В Швеции эту разрушенную систему стали потихонечку восстанавливать, ну а Россия, переняв опыт не оправдавшей себя системы, разрушила блестящее советское школьное образование. Очень жаль, потому что мы были сильны образованием. Страна богата образованными людьми, но не серой необразованной массой.

Но самое главное не это. Со следующего года в шведских школах вводят оценку за поведение. Это безумно интересно, потому что у шведского учителя нет никакого инструмента для того, чтобы призвать детей к порядку. Образ учителя уже давно, как говорится, находится ниже плинтуса. Сейчас спорят о том, что надо сделать, чтобы поднять статус учителя. Думают поднять зарплату, усложнить поступление на педагогические специальности.

Шведский учитель со своими учениками. Фото: Willy Alm / Kristianstadbladet

Я могу вам сказать, что все родители, которые приходят в школу, хотят, чтобы на уроках была дисциплина, чтобы детям задавали домашнее задание, чтобы дети делали уроки, и таких родителей, которые хотят, чтобы детей ничему не научили, просто не осталось. И это уже хорошо. Когда четыре года назад я написала, что мы будем делать домашнее задание с детьми, каждый день им задавать уроки, — это для Швеции было что-то новое, и я должна отдать дань Министерству образования Швеции, которое всё это перенимает. С этого года обязательно в каждой шведской школе учителя обязаны помогать детям делать домашнее задание, если у них возникают какие-то вопросы. И я страшно рада, что Швеция у нас это перенимает.

— Правда ли, что в частных и государственных школах Швеции царит разный подход к дисциплине?

— Правда. В английской школе, например, очень жёсткая дисциплина. Там детей не порют, этого делать в Швеции нельзя, но дисциплина там жёсткая. Про муниципальные школы, о которых вы спрашиваете, я скажу так: в них всё зависит от директора и педагогов. Я была в двух школах на расстоянии одного километра друг от друга. В одной школе все учатся, все заняты делом, в другой школе все стоят на голове. Всё зависит от того, кто руководит этой школой, какие требования предъявляются к ученикам. В одной школе я застала смену директоров: один директор уходил, и порядка там не было. После каникул пришёл другой директор, и через месяц я увидела совсем другую школу. Появилась другая дисциплина, к ученикам предъявлялись другие требования. И потом не надо забывать: чем более высокие требования мы предъявляем к ученикам, тем более высокий результат мы получаем. Когда они знают, что мы ждём от них чего-то большего, мы получаем хороший результат. А если мы не будем ставить никаких требований, так мы ничего и не получим. Вы вспомните самих себя в детстве. Что было интереснее, когда вы учились, например, в институте — библиотека или дискотека? Конечно, выберешь дискотеку. Ребёнок в семь лет не может выбрать сам. Его надо направлять. И Швеция уже к этому пришла.

В Швеции существует обязанность посещения школы. Эта обязанность касается посещения неполной средней школы (девятилетки) и подразумевает, что ты имеешь право на получение неполного среднего образования. Будучи несопровождаемым ребенком, ты имеешь право на получение образования, независимо от того, останешься ли ты в Швеции или вернешься на родину. Являясь соискателем убежища, ты имеешь совершенно такое же право на получение образования, как и другие дети в Швеции, при этом обязанность посещения школы на тебя не распространяется.

В обязательной девятилетней школе учеба обычно начинается с определения в подготовительный класс, занятия в котором проходят отдельно от занятий в обычном классе. Ты считаешься новоприбывшим учеником в течение двух лет с момента получения своего постоянного вида не жительство (PUT). В школе-гимназии учеба начитается обычно с вводного курса для новоприбывших, сокращенно называющегося IVIK.

Ответственность школы

Школа несет ответственность за то, чтобы тебе как новоприбывшему ученику были созданы наилучшие условия для интеграции и построения своего будущего в Швеции. Школа обязана предложить образование, которое подойдет тебе с точки зрения твоих потребностей и предпосылок.

В школе-гимназии тебе также обязаны предоставить учителя, который будет помогать тебе с учебой, давая разъяснения на твоем родном языке.

Если ты не доволен/не довольна организацией работы в школе

Если что-либо в школе покажется тебе проблематичным, сначала поговори с директором. Твое доверенное лицо или особый законный представитель должны помогать и поддерживать тебя. Они могут присутствовать на твоих встречах с сотрудниками школы. Также ты можешь обратиться в структуру, курирующую деятельность школы. Такой структурой обычно является муниципалитет или правление школы, если речь идет о негосударственных школах. Если ты не будешь удовлетворен(а) полученным ответом и тем, как отнеслись к твоему делу, можешь обратиться в Школьную инспекцию. Школьная инспекция – орган власти, осуществляющий надзор над деятельностью школьных и дошкольных учреждений.

Обязательная девятилетняя школа

Неполное среднее образование рассчитано на девять лет, причем посещение школы обязательное. Чаще всего, дети начинают ходить в обязательную школу с осени того года, в котором им исполняется семь лет. Ты вправе доучиться в девятилетке до самого конца, даже если формальная обязанность посещения школы на определенный момент истекла.

Экзаменация

Ученики, желающие получить оценки в рамках обязательной девятилетней школы, имеют право пройти экзаменацию с целью выставления оценок. Можно пройти экзаменацию по всем предметам обязательной девятилетней школы или только по отдельным предметам.

Школа-гимназия

Вся молодежь в Швеции, окончившая обязательную девятилетнюю школу, имеет право на получение полного среднего образования в школе-гимназии. Учеба в школе-гимназии длится три года. Это добровольная форма обучения.

Существует три типа учебных программ.

  • Общегосударственные программы , к которым относятся программы, готовящие к поступлению в вузы, или программы, дающие определенную профессиональную подготовку.
  • Подготовительные программы , ориентированные на учеников, не соответствующих требованиям, которые предъявляются к поступлению на ту или иную общегосударственную программу.
  • Прочие образовательные программы , которые не относятся ни к общегосударственным, ни к подготовительным программам. Например, одобренные государством спортивные учебные программы.

Учебу в школе-гимназии необходимо начать до исполнения 20 лет. Это правило касается и тебя, имеющего/имеющей постоянный вид на жительство (PUT). Будучи соискателем убежища, ты обязан(а) начать учебу в школе-гимназии до исполнения тебе 18 лет.

Каковы требования для подачи заявления на поступление на ту или иную общегосударственную программу в школе-гимназии?

  1. Чтобы подать заявление на поступление на ту или иную общегосударственную программу, ты обязан(а) иметь положительные отметки по шведскому языку или шведскому языку как иностранному, английскому и математике.
  2. Кроме того, у тебя должны быть положительные отметки еще по пяти другим предметам для подачи заявления на программу профессиональной подготовки.
  3. Для того чтобы подать заявление на программу, готовящую к поступлению в вузы, у тебя должны быть положительные отметки по еще девяти предметам, помимо базовых. На разных предвузовских программах перечень требуемых сданных предметов отличается. Так, для возможности подачи заявления на естественнонаучную программу необходимо иметь оценки по биологии, химии и физике.

Подготовительная программа

Задача подготовительных программ – позволить ученикам, не получивших необходимые отметки, поступить на одну из общегосударственных программ или создать предпосылки к получению работы.

Применительно к новоприбывшей молодежи речь обычно идет о вводном курсе шведского языка, ориентированном на учеников, недавно приехавших в Швецию. Учеба сфокусирована на изучении шведского языка, чтобы ты далее быстро мог(ла) перейти на другую программу в школе-гимназии. В рамках вводного курса тебе также могут даваться другие предметы из программы девятилетки и гимназии, которые потребуются тебе для получения дальнейшего образования.

Необходимые результаты – для разных годов учебы и школьных предметов

В школе существуют определенные требования к результатам. Существуют общие требования к результатам учебы в обязательной девятилетней школе, а также специальные критерии по отдельным предметам для определения того, получит ученик зачет или нет. Есть описания целей обучения по разным предметам, а также требований к объему знаний по окончанию школы.

Требования к объему знаний для достижения уровня, необходимого для продолжения учебы, изложены в так называемых учебных планах для обязательной девятилетней школы и школы-гимназии.

Собеседование об успехах ученика

Не менее одного раза в полугодие должно проводиться собеседование об успехах ученика, на котором встречаются учитель, ученик (ты) и твой законный представитель (твое доверенное лицо). На этом собеседовании обсуждается, каким образом можно максимально стимулировать твое развитие. Разговор ведется как о ходе освоения знаний, так и о социальном развитии.

Учитель напишет индивидуальный план развития, в котором даст оценку твоему уровню знаний относительно требований, предъявляемых к знаниям по изучаемым тобой предметам. Также учитель коротко сформулирует, что необходимо для того, чтобы ты смог(ла) соответствовать предъявляемым требованиям и развиваться, как можно лучше, следуя учебным планам.

Преподавание родного языка

Ученикам, у законных представителей которых родной язык не шведский, предоставляется возможность изучения интересующего языка в рамках предмета «Родной язык». Такая возможность предоставляется, если на этом языке общаются у тебя дома и если у тебя есть базовые знания по этому языку.

Если в распоряжении нет учителя родного языка или на занятия по родному языку записалось менее пяти учеников, обязанность предоставить преподавание родного языка с муниципалитета снимается.

Помощь с учебой и выбором профессии

Ты имеешь право на предоставление помощи по учебе на твоем родном языке.

В школе-гимназии ученики, нуждающиеся в предоставлении помощи по учебе на своем родном языке, имеют право на предоставление такой формы поддержки. Под этим подразумевается разъяснения и помощь на языке, на котором ты говоришь.лнительное образование

Твоя ответственность

В Швеции существует обязанность посещения школы, что означает, что ты обязан(а) участвовать в учебном процессе и организуемых школой мероприятиях. Обязанность посещения школы действует в обязательной девятилетней школе и также подразумевает твое право на получение неполного среднего образования. Обязанность посещения школы не распространяется на детей, являющихся соискателями убежища.

Обычно обязанность посещения школы действует начиная с осеннего полугодия того года, в котором тебе исполняется шесть лет, и заканчивая окончанием весеннего семестра на девятом году обучения с момента начала учебы, когда тебе будет около шестнадцати лет. Если твои знания не соответствуют предъявляемым требованиям, а обязанность посещения школы формально уже не действует, ты, все равно, имеешь право закончить обучение. Такая возможность сохраняется до исполнения тебе 18 лет.​​

Последние материалы раздела:

Николай Некрасов — Дедушка: Стих
Николай Некрасов — Дедушка: Стих

Николай Алексеевич НекрасовГод написания: 1870Жанр произведения: поэмаГлавные герои: мальчик Саша и его дед-декабрист Очень коротко основную...

Практические и графические работы по черчению б) Простые разрезы
Практические и графические работы по черчению б) Простые разрезы

Рис. 99. Задания к графической работе № 4 3) Есть ли отверстия в детали? Если есть, какую геометрическую форму отверстие имеет? 4) Найдите на...

Третичное образование Третичное образование
Третичное образование Третичное образование

Чешская система образования развивалась на протяжении длительного периода. Обязательное образование было введено с 1774 года. На сегодняшний день в...