Что означает брать ответственность на себя. Кто ищет, тот найдёт

1.Предмет и обьект изучения глубиной психологии .

Глубинная психология (нем. Tiefenpsychologie) - общее название для ряда направлений в психологии, ориентированных преимущественно на изучение бессознательных психических процессов. В качестве синонима понятия «глубинная психология» часто используется понятие «динамическая психология», хотя термин «динамический» обозначает лишь частный случай глубинного подхода (наряду с экономическим и топографическим), описывающего психические феномены не в статическом, а в динамическом аспекте - как результат столкновения и сложения бессознательных влечений.

ГЛУБИННАЯ ПСИХОЛОГИЯ - обозначение ряда направлений совр. зарубежной психологии, сделавших предметом своего исследования т. н. глубинные силы личности, её влечения и тенденции, которые противопоставляются процессам, происходящим на «поверхности» сознания. Границы Г. н. не поддаются чёткому определению; она охватывает разнообразные течения и школы (учения Фрейда, Юнга, Адлера, эгопсихология, неофрейдизм и т.

2.Основные направления глубиной психологии.

К глубинной психологии относятся: Психоанализ (З. Фрейд),Аналитическая психология (К. Г. Юнг)

Индивидуальная психология (А. Адлер),Неофрейдизм (К. Хорни, Э. Фромм, Г. Салливан и другие).

Внутри современного психоанализа, в свою очередь, выделяют следующие основные глубинные теории:

Психология влечений,Теория Мелани Кляйн,Эго-психология (А. Фрейд, М. Малер, Э. Эриксон и другие),

Психоаналитическая теория развития,Теория объектных отношений,Селф-психология.

3.Психоанализ з.Фрейда как центральное направление глубинной психологии: предпосылки, становление

Предпосылки формирования психоанализа 3. Фрейда.

Научные источники психоанализа. На развитие психоаналитического движения существенное влияние оказали два основных источника: а) философские концепции бессознательных психических феноменов; б) работы в сфере психопатологии и психотерапии.

В самом начале XVIII в. немецкий философ и математик Готфрид Вильгельм Лейбниц разработал концепцию, названную им монадологией. Монады, согласно Лейбницу, представляют собой единичные элементы реальности, отличные от физических атомов. Каждая монада представляет собой непротяженную психическую сущность. С точки зрения Лейбница, активность монад, протекающая в сфере идеальных психических актов, имеет различную степень сознательности: от почти полностью бессознательной до ясного и четкого сознания. Низшие уровни психической активности монады были названы малыми перцепциями, их сознательная реализация получила название апперцепции.

Надо упомянуть сильное влияние, которое испытал Фрейд со стороны работ Ч. Дарвина. Именно Дарвин высказал несколько идей, легших впоследствии в основу психоанализа. Это, прежде всего, представления о бессознательных психических процессах и конфликтах, о роли сновидения и скрытом символизме некоторых поведенческих симптомов, а также о значении сексуальности в человеческой жизни. Дарвин сосредотачивал свое внимание на нерациональных аспектах поведения и психики. Он написал статью о психическом развитии ребенка (эмоциональное и сексуальное развитие с младенчества до взрослого возраста) которая была внимательно прочитана Фрейдом. Дарвин настаивал на том, что человеческие существа подвержены воздействию биологических сил, в особенности инстинкта продолжения рода и инстинкта поиска пищи, которые, по его мнению, создают основу для любого поведения. Менее чем через десять лет немецкий психиатр Ричард фон Краффт-Эббинг озвучил сходные идеи: единственными инстинктами в человеческой психике являются сексуальный инстинкт и стремление к самосохранению.

4.Гипноз, катарсический метод и психоанализ

Катартический метод - Психотерапевтический метод, при котором искомое лечебное воздействие - это "очищение" (катарсис), адекватная разрядка патогенных аффектов. Лечение позволяет субъекту вспомнить и даже вновь пережить события, послужившие источником травмы, и отреагировать на них.

Исторически "катартический метод" был связан с тем периодом (1880-1895), когда психоаналитическая психотерапия постепенно освобождалась от использования гипноза.

Катарсис (греч.) - очищение, освобождение. Аристотель называл катарсисом воздействие трагедии на зрителя: "Трагедия есть подражание действию важному и законченному..., совершающее посредством сострадания и страха очищение подобных страстей".

Брейер и затем Фрейд называли катартическим методом ожидаемый результат адекватного отреагирования на травму. Согласно теории, разработанной в "Исследованиях истерии", "зажатые" аффекты, не нашедшие пути к разрядке, оказываеют патогенное воздействие. Подытоживая впоследствии теорию катарсиса, Фрейд писал: "Согласно этой гипотезе, истерический симптом возникает в ситуациях, когда психическая энергия, недоступная осознанной переработке, порождает телесную иннервацию (конверсия). Излечение тогда будет достигнуто высвобождением отклонившегося от своего пути аффекта и его разрядкой, осуществленной обычным путем, или, иначе, отреагированием."

Поначалу катартический метод был тесно связан с гипнозом. Но вскоре Фрейд отказался от гипноза как приема, предназначенного подавлять симптом прямым внушением того, что он не существует; гипноз стал лишь средством воспоминания, которое вводит в поле сознания забытый, "вытесненный" субъектом опыт, лежащий в основе симптомов. Эти вызванные вновь воспоминания переживаются субъектом как настоящая драма и дают ему возможность выражения разрядки аффектов, изначально связанных с травмирующим опытом и сразу же подавленных.

Вскоре Фрейд полностью отказался от гипноза в собственном смысле слова, заменив его простым внушением (при помощи особого приема - надавливания рукой на лоб пациента); целью внушения было убедить больного в том, что он сможет вспомнить патогенное событие. В конечном счете, Фрейд отказался и от внушения и стал использовать только свободные ассоциации больного. Внешне цель лечения - освобождение больного от симптомов, обеспечение нормальной разрядки аффектов - оставалась неизменной в процессе всех этих изменений техники.

Катарсис остался одним из измерений любой психоаналитической терапии.

Психических процессов. В качестве синонима понятия «глубинная психология» часто используется понятие «динамическая психология », хотя термин «динамический» обозначает лишь частный случай глубинного подхода (наряду с экономическим и топографическим), описывающего психические феномены не в статическом, а в динамическом аспекте - как результат столкновения и сложения бессознательных влечений.

Из истории

Заслуга введения понятия признается за швейцарским психиатром Э. Блейлером , тесно сотрудничавшим с З. Фрейдом . Совместными исследованиями авторы заложили фундамент для изучения психических феноменов через призму бессознательного . Психоанализ стал ведущим направлением глубинной психологии, из которого позже откололись многочисленные направления и течения.

Теории и направления

К глубинной психологии относятся:

  • Неофрейдизм (К. Хорни , Э. Фромм , Г. Салливан и другие)

«Глубинная психология» является понятием, возникшим в современной медицинской психологии (Э. Блейлер), и обозначает ту психологическую науку, которая занимается феноменами бессознательного.

Это интересно

Основа термина Tiefenpsychologie («тифопсихология») заимствована к.м.н. Ю. Р. Вагиным для обозначения собственного подхода, названного им «тифоанализ» («глубинный анализ»). Тифоанализ является монистической психологической концепцией, предметом изучения которой является область метапсихологии классического психоанализа .

См. также

Источники

  • Фрейд З. Психология бессознательного. Перевод с нем. А. М. Боковикова. - М., 2006
  • Лапланш Ж., Понталис Ж.-Б. Словарь по психоанализу. М., 1996
  • Райкрофт Ч. Критический словарь по психоанализу. - СПб., 1995
  • Психоаналитические термины и понятия: Словарь/Под ред. Борнесса Э. Мура и Бернарда Д. Фаина/Перевод с англ. А. М. Боковикова, И. Б. Гриншпуна, А. Фильца. - М., 2000

Ссылки

  • Психоанализ (глубинная психология)//М. Г. Ярошевский История психологии
  • Глубинная психология - словарь психоаналитических терминов сайта Психоанализ на Руси

Примечания


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Глубинная психология" в других словарях:

    - (нем. Tiefenpsychologie), обозначение ряда направлений совр. зарубежной психологии, сделавших предметом своего исследования т. н. глубинные силы личности, её влечения и тенденции, которые противопоставляются процессам, происходящим на… … Философская энциклопедия

    глубинная психология - ряд направлений западной психологии, придающих решающее значение в организации человеческого поведения иррациональным побуждениям, тенденциям, установкам, скрытым за «поверхностью» сознания, в «глубинах» индивида. Наиболее известные направления Г … Большая психологическая энциклопедия

    См. ПСИХОЛОГИЯ ГЛУБИННАЯ. Antinazi. Энциклопедия социологии, 2009 … Энциклопедия социологии

    - (нем. Tiefenpsychologie) совокупное обозначение направлений психологии 20 в., сделавших предметом исследования т. н. глубинные силы личности, ее влечения и тенденции, которые противопоставляются процессам на поверхности сознания (психоанализ З.… … Большой Энциклопедический словарь

    Ряд направлений в психологии и психиатрии, в которых постулируется ведущая роль бессознательных (иррациональных, аффективно эмоциональных, инстинктивных и интуитивных процессов) в деятельности индивида, в формировании его личности. Включает:… … Психологический словарь

    Собирательное понятие, посредством которого обозначают ряд различных направлений, течений, школ и концепций психологии, придающих особое значение деятельности и исследованию разнообразных бессознательных компонентов, механизмов и процессов,… … Новейший философский словарь

    ГЛУБИННАЯ ПСИХОЛОГИЯ - (от нем. tifenpsy chologie букв, глубинная психология) ряд направлений современной, в первую очередь зарубежной психологии, основной предмет исследования которых бессознательное как главный фактор организаций человеческого поведения (фрейдизм,… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

    - (нем. Tiefenpsychologie), совокупное обозначение направлений психологии XX в., сделавших предметом исследования так называемые глубинные силы личности, её влечения и тенденции, которые противопоставляются процессам на «поверхности» сознания… … Энциклопедический словарь

    ГЛУБИННАЯ ПСИХОЛОГИЯ - (Depth psychology; Tiefenpsychologie) общее название психологических течений, выдвигающих идею о независимости психики от сознания и стремящихся обосновать и исследовать это независимое психическое как таковое, в его динамическом… … Словарь по аналитической психологии

    глубинная психология - (от нем. tifenpsychologie букв, глубинная психология) ряд направлений современной, в первую очередь зарубежной психологии, основной предмет исследования которых бессознательное как главный фактор организаций человеческого поведения (фрейдизм,… … Этнопсихологический словарь

Книги

  • Мудрость психики: Глубинная психология в век нейронаук , Парис Жинетт. В этой книге Жинетт Парис открывает новый жанр психологического письма, которое соединяет интимные данные личной биографии, человечески трогательные истории пациентов и радикальные,…

Глубинная психология стала третьей психологической школой, возникшей в результате "открытого кризиса", и ее идеи получили широкий резонанс в общественных и научных кругах.

Идеи глубинной психологии как самостоятельного направления:

Независимость психики от сознания, четкое разделение этих феноменов человеческой природы;

2. Понимание психики человека противоположно традиционной эмпирической психологии сознания: в психике, кроме сознания, существуют глубинные, неосознаваемые слои - бессознательное, и именно оно является основой всей психической жизни, управляет человеческой психикой и поведением и является главным предметом изучения глубинной психологии;

3. Основная задача глубинной психологии как научной школы - доказать существование феномена бессознательного в человеческой психике через практическое изучение его специфики и механизмов действия на психику человека;

4. Сознание рассматривается как психический феномен, свойственный каждому человеку, но не являющийся центральным и руководящим в психической жизни индивида, и, как вся психика, подчинен бессознательному;

5. Формирование и развитие личности зависит от бессознательного как ведущего в человеческой психике.

Глубинная психология как научное направление, возникшее в результате -открытого кризиса», дала миру наибольшее количество различных теоретических ответвлений и концепций, созданных на базе теории бессознательного, и каждое из них обогатило психологическую науку мощным набором понятий, опытов, исследований, идей и методологических аппаратов. К школам глубинной психологии относятся: психоанализ 3. Фрейда, который во многом обусловил дальнейшее развитие глубинной психологии и рождение новых теоретических концепций; аналитическая психология К. Г. Юнга; индивидуальная психология А. Адлера; теории неофрейдизма - течение, в которое входили концепции, созданные учениками Фрейда К. Хорни, Э. Фроммом, Г. Салливаном; социогизированный психоанализ В. Райха, соединившего психику и тело, эгопсихо-погия Анны Фрейд и Э. Эриксона.

Зигмунд Фрейд. Психоанализ – это и теория, и терапевтический метод, основанный на ней. Когда Фрейд впервые представил результаты своего психоаналитического метода лечения беседой, в ходе которого пациентам, лежащим на знаменитой кушетке, предлагалось излагать свои свободные ассоциации аналитику, его встретили насмешками, скептицизмом и враждебностью. Представление о детской сексуальности, о том, что сексуальные влечения являются важной побудительной силой человеческого поведения, Эдипов комплекс и тот факт, что людьми управляет не разум, а бессознательные влечения, – все это оскорбляло европейский викторианский «дух времени». Эту обиду Фрейд интерпретировал как сопротивление мучительной истинности этих идей. Фрейд объявил, что он открыл эти истины при помощи своего психоаналитического метода, опирающегося на принципы свободных ассоциаций и анализ сновидений. Все это составило фундамент его теории.

Фрейдовская система весьма существенно отличалась от традиционной экспериментальной психологии как по содержанию, так и по применяемым методикам. Фрейд не пользовался традиционными экспериментальными методами исследования. Он не занимался сбором данных в ходе контролируемого эксперимента и не использовал статистических методов анализа результатов. При создании теории он больше всего полагался на собственное критическое чутье. В большей степени его интересовали те сюжеты, которые прежде оставались, как правило, без внимания: бессознательная мотивация поведения, конфликты между силами бессознательного и их последствия для психики человека.

Инстинкты – это движущие, мотивационные силы личности, биологические факторы, высвобождающие запасы психической энергии. Для Фрейда инстинкты – это не врожденные рефлексы, а скорее та часть стимуляции, которая исходит от тела. Целью инстинктов является устранение или ослабление стимуляции при помощи определенных типов поведения, таких как еда, питье или сексуальная активность. Он говорил о двух больших группах инстинктов, связанных с жизнью и смертью. Инстинкты жизни включают в себя голод, жажду, секс и направлены на самосохранение особи и выживание вида. Та форма психической энергии, в которой они себя проявляют, получила название «либидо». Инстинкты смерти – это разрушительные силы, которые могут быть направлены как вовнутрь (мазохизм или самоубийство), так и вовне (ненависть и агрессия).

Его теория личности охватывает такие стороны личности, как ее (1) структуру, (2) динамику, (3) развитие, а также (4) типологию. Личность структурно состоит из трех основных систем, или инстанций: ид (Оно), эго («Я») и суперэго («Сверх-Я»). Каждая из этих систем характеризуется определенными свойствами, обладает соответственными функциями, принципами действия и динамикой. Они взаимодействуют столь тесно, что трудно определить их относительный вклад в поведение: чрезвычайно редко одна из них действует без двух других. Ид (Оно) – одна из трех инстанций, выделяемых Фрейдом в его теории личности. Это примитивный, животный, инстинктивный элемент, вместилище бушующей либидозной энергии; все генетически предопределенное, то, что предшествует «Я» на пути развития психики. Эго («Я») – это совокупность познавательных процессов, которые соотносятся с реальностью, а также защитных механизмов.Суперэго («Сверх-Я») – третья инстанция личности, которая образуется в результате усвоения родительских требований и запретов. «Сверх-Я» ответственно за нравственное сознание, самонаблюдение и формирование идеалов.

Фрейд хорошо известен своими идеями о детской сексуальности, проходящей через оральную, анальную и фаллическую стадии до наступления после латентного периода, зрелой формы генитальной сексуальности. Эти идеи являются частью его теории развития, кульминационной точкой которой (в этом Фрейд видел свое основное открытие) является Эдипов комплекс, рассматриваемый им как универсальный. Мальчик желает убить своего отца и спать со своей матерью. Эти чувства подавляются страхом перед возможной местью со стороны отца, возникает так называемый кастрационный комплекс. Страх кастрации приводит мальчика к идентификации с его отцом, так формируется «сверх-Я», ребенок усваивает ценности и мораль родителей. Для девочек развитие происходит похожим образом.

Анна Фрейд сделала значительный вклад в психоанализ. Во-первых, она систематизировала и уточнила теорию функционирования Эго, особенно его защитных механизмов, а также инстинктивных побуждений, значительно прояснив роль агрессии. Во-вторых, она нашла способы психоаналитического лечения детей, раскрывающие их внутреннюю эмоциональную и интеллектуальную жизнь. В-третьих, ею были разработаны методы применения психоаналитической теории для помощи детям и родителям. В 1947 г. Анна Фрейд основала в Лондоне Хэмпстедскую клинику – крупнейший в мире детский психоаналитический лечебный и учебный центр.

Карл Густав Юнг – создатель аналитической психологии, которая пыталась отойти от линии познания человека, созданной Фрейдом. Главные отличия аналитической психологии Юнга от фрейдовского психоанализа касаются вопроса о природе либидо. По Юнгу, базовая жизненная энергия либидо проявляется в росте и размножении, а также в других видах деятельности в зависимости от того, что в данный момент времени является наиболее важным для конкретного человека. Юнг отвергал фрейдовское понятие Эдипова комплекса. Он объяснял привязанность ребенка к матери чисто житейскими потребностями ребенка и способностью матери их удовлетворять. Для Юнга, в отличие от Фрейда, человек определяется не только прошлым, но в равной мере и своими целями, ожиданиями и надеждами на будущее. Человек может меняться на протяжении всей жизни. Юнг попытался проникнуть в область бессознательного глубже Фрейда, добавив еще одно измерение бессознательного: врожденный опыт человечества как вида, унаследованный им от своих животных предков (коллективное бессознательное).

Юнг выделил два уровня бессознательного – индивидуальный и коллективный. Индивидуальное бессознательное – сфера личности, состоящая из переживаний, которые оказались вытесненными из сознания, были подавлены, забыты и проигнорированы, а также слишком слабые переживания, не достигшие уровня сознания. Коллективное бессознательное – хранилище скрытых воспоминаний, унаследованных от предков. Это наследуемое прошлое включает историю людей как особого биологического вида и опыт животных предков. В коллективном бессознательном содержится все духовное наследие человеческой эволюции, возродившееся в структуре мозга каждого индивидуума. Оно почти полностью отделено от личного в жизни индивида и, по-видимому, универсально. Юнг высказал гипотезу о том, что коллективное бессознательное состоит из мощных первичных психических образов – архетипов. Архетипы – врожденные идеи или воспоминания, которые предрасполагают людей воспринимать, переживать и реагировать на определенные события определенным образом. Врожденной здесь является именно тенденция реагировать эмоционально, когнитивно и поведенчески на конкретные ситуации.

Количество архетипов в коллективном бессознательном может быть неограниченным, однако особое внимание Юнгом уделяется персоне, аниме и анимусу, тени и самости.

Наибольшим вкладом Юнга в психологию личности является его концепция психологических типов. Для построения своей типологии он постулировал ориентации личности (экстраверсию и интроверсию) и четыре фундаментальные психические функции (мышление, чувство, ощущение и интуицию). Хотя человек располагает всеми четырьмя функциями, обычно одна из них доминирует над тремя остальными. Она называется высшей функцией. Одна из трех остальных по отношению к высшей обычно выступает как дополнительная. Если что-то мешает действию высшей функции, ее место автоматически занимает дополнительная.

Наименее дифференцированная из четырех функций называется. Она вытеснена и бессознательна. Низшая функция также имеет ассоциированную с ней дополнительную. На основании этих сочетаний Юнг выделил восемь психологических типов.

Альфред Адлер возвращал людям чувство собственного достоинства, разрушенное психоанализом.

Основными психологическими категориями, которые Адлер использовал в своей теории личности, явились социальный интерес, целенаправленность, стремление к совершенству, чувство неполноценности, компенсация, стиль жизни и тип личности. Социальный интерес представляет собой чувство эмпатии ко всем людям; проявляется он в сотрудничестве с другими, скорее, ради общего успеха, чем для личных выгод. Это чувство является естественным и свойственно всем людям. Оно представляет собой врожденное стремление вступать в отношения сотрудничества для достижения общих целей. Социальный интерес конкретизируется в целях человека. Конечной целью человека, обеспечивающей меру постоянства и целостности жизни, является «стремление к совершенству». Стремление к совершенству – это фундаментальный закон человеческой жизни, главный мотив активности, ядро личности. Стремление к совершенству производно от чувства неполноценности, которое является результатом переживания собственной недостаточности на протяжении длительного периода беспомощности в раннем детстве.

Чувство неполноценности действует по принципу компенсации. Компенсация– это замещение нарушенной функции усилением или изменением другой функции; стремление к освобождению от чувства неполноценности, вызванного реальными или воображаемыми недостатками путем их преодоления. Стремление к совершенству реализуется в стиле жизни. Стиль жизни – это уникальное соединение черт, способов поведения и привычек, совокупность которых определяет неповторимую картину существования индивидуума. Стиль объясняет постоянство личности на протяжении жизни. Стиль жизни закрепляется в возрасте 4 или 5 лет и впоследствии почти не поддается изменениям, становясь стержнем поведения. Стиль жизни тесно связан с тем, как решаются три глобальные проблемы, которые стоят перед каждым человеком: дружбы, работы и любви.

Карен Хорни сформировала социокультурный взгляд на личность: она опровергла высказывания Фрейда относительно женщин и особенно его утверждения о том, что их биологическая природа предопределяет зависть к пенису. Хорни считала, что социокультурные условия оказывают глубокое влияние на развитие и функционирование индивидуума. В основе нарушений функционирования личности лежат уникальные стили межличностных отношений.

Согласно ее убеждениям, решающим фактором в развитии личности являются социальные отношения между ребенком и родителями.

Хорни считает, что для детства характерны две потребности: потребность в удовлетворении и потребность в безопасности. Удовлетворение охватывает все биологические основные нужды. Главной в развитии ребенка является потребность в безопасности. В данном случае основополагающий мотив – быть любимым, желанным и защищенным от опасности или враждебного мира.

В удовлетворении этой потребности безопасности ребенок полностью зависит от своих родителей.

Если данная потребность не находит своего удовлетворения, то у ребенка появляется базальная тревога, представляющая собой всеобъемлющее, глубокое чувство одиночества и беспомощности, лежащее в основе неврозов. Чтобы справиться с чувствами недостаточной безопасности, беспомощности и враждебности, присущими базальной тревоге, ребенок часто должен прибегать к различным защитным стратегиям. Хорни описала десять таких стратегий, получивших название невротических потребностей: в любви и одобрении, в руководящем партнере, в четких ограничениях, во власти, в эксплуатировании других, в общественном признании, в восхищении собой, в честолюбии, в самодостаточности и независимости, в безупречности и неопровержимости. Хорни утверждала, что эти потребности присутствуют у всех людей. Однако невротик принудительно полагается лишь на одну из всех возможных потребностей. Здоровый человек, напротив, легко заменяет одну другой, если этого требуют меняющиеся обстоятельства.

В более поздних работах она объединяет невротические потребности в три большие группы, соотнося с определенным типом личности: Услужливая личность – тот, кто испытывает потребность быть рядом с другими людьми, тянется к людям, в ком сильна потребность в одобрении и любви со стороны доминантного партнера. Отрешенная личность – тот, кто испытывает потребность в одиночестве, бежит от людей, в ком сильна потребность к независимости и совершенству, кто ведет замкнутый образ жизни. Агрессивная личность – тот, кто нуждается в противодействии людей, кто тянется к власти, престижу, кто нуждается в восхищении, успехе и подчинении других людей.

Генри Александерер Мюррей считал, что эго выполняет активную роль и определяет собой поведение человека. Задача эго состоит в том, чтобы подавлять одни, нежелательные импульсы, и способствовать выражению других, желательных импульсов в составе ид. Супер-эго формируется не только под влиянием одного из родителей, но также и под влиянием сверстников, литературы и мифологии. Супер-эго не заканчивает свое развитие к пятилетнему возрасту и продолжает меняться на протяжении всей жизни человека. Проблема мотивации занимает центральное место в теории личности Мюррея. Появление потребностей ведет к химическим изменениям в мозге, под воздействием которых и протекает деятельность мышления и чувств. Любая потребность вызывает в теле человека определенное напряжение, снять которое можно, лишь удовлетворив потребность. В результате потребности запускают соответствующие типы поведения, которые и должны принести искомое удовлетворение. Как и Фрейд, Мюррей считал, что личность проходит в своем развитии ряд ступеней. На каждой стадии ведущим является определенный способ достижения удовлетворения.

Теоретические формулировки Эрика Эриксона касаются исключительно развития эго. Он решительно отошел от классического психоанализа по четырем важным пунктам. Во-первых, в его работе отчетливо виден решительный сдвиг акцента от ид к эго. Он рассматривал эго как автономную структуру личности, основным направлением развития которой является социальная адаптация. Уделяя особое внимание адаптивным функциям эго, Эриксон считал, что человек, взаимодействуя с окружением в процессе своего развития, становится все более и более компетентным. Во-вторых, Эриксон развивает новый взгляд относительно индивидуального взаимоотношения с родителями и культурным контекстом, в котором существует семья. В-третьих, теория развития эго охватывает все жизненное пространство индивидуума. Наконец, в-четвертых, у Фрейда и Эриксона не совпадают взгляды на природу и разрешение психосексуальных конфликтов. Эриксон видел свою задачу в том, чтобы привлечь внимание к способности человека преодолевать жизненные трудности психосоциального характера. Его теория ставит во главу угла качества эго, то есть его достоинства, раскрывающиеся в различные периоды развития.

Центральным для созданной Эриксоном теории является положение о том, что человек в течение жизни проходит несколько универсальных для всего человечества стадий. Процесс развертывания этих стадий регулируется в соответствии с эпигенетическим принципом созревания. Эриксон разделил жизнь человека на восемь отдельных стадий психосоциального развития эго. Согласно его утверждению, они являются результатом эпигенетически развивающегося «плана личности», который наследуется генетически. Эпигенетическая концепция развития базируется на представлении о том, что каждая стадия жизненного цикла наступает в определенное для нее время («критический период»), что полноценно функционирующая личность формируется, только проходя в своем развитии последовательно все стадии. Кроме того, согласно Эриксону, каждая психосоциальная стадия сопровождается кризисом, который содержит и позитивный, и негативный компоненты. Задача состоит в том, чтобы человек адекватно разрешал каждый кризис, и тогда у него будет возможность подойти к следующей стадии развития более адаптивной и зрелой личностью.

Эрих Фромм стремился расширить горизонты психологической теории, подчеркивая роль социальных, политических, экономических, религиозных и антропологических факторов в формировании личности. Его интерпретация личности начинается с анализа условий существования человека и их изменений с позднего средневековья (конец XV в.) по наше время. По завершении своего исторического анализа Фромм сделал вывод о том, что неотъемлемой чертой человеческого существования в наше время является одиночество, изоляция и отчужденность. В своей теории личности Фром исходил из ряда постулатов. Он считал, что всем людям присуща общая и единая человеческая природа. Важные особенности личности вытекают из так называемого «базового противоречия», которое заключается в двойственности человека: как существа животного и человеческого. Общество начиная с периода разделения труда во все большей степени способствует отчуждению человека в такой степени, что формирует отчужденную и в конечном счете, больную личность.

Э. Фромм выводит теорию личности из понятия природы человека. Он различает животную и человеческую природу. Животная природа – это биохимические и физиологические основы и механизмы, служащие целям физического выживания. Человеческая природа – это качества и действия человека, которые являются продуктом исторической эволюции человека. Согласно Фромму, организмы, у которых преобладает животная природа, составляют единое целое с миром природы. У них нет четкого отделения самих себя от других организмов и окружающей среды, то есть нет опыта раздельности. Возможно базовым свойством человеческой природы является ее способность познавать саму себя и объекты, отличные от нее. Если организм наделен подобным знанием, он неизбежно отделяется от природы и других организмов. Положительной стороной такого отделения является свобода, а отрицательной – отчуждение.

Двойственность природы человека проявляется в наличии у него потребностей двух родов. Как животное, человек обладает биологическими потребностями, а из условий его существования вырастают «человеческие» потребности:в связи с другими, в преодолении, в укоренености, в идентичности, в системе ориентации.

Главная цель психологии состоит, по Фромму, не в изучении внешнего поведения, а в познании структуры характера, то есть личности. Фромм не относился строго к терминологии и не различал понятия «характера» и «личности». Он выделил пять социальных типов характера, превалирующих в современных обществах. Социальный характер – это ядро структуры характера, свойственное большинству представителей данной культуры, в противовес индивидуальному характеру, который отличает их друг от друга, т.е. это типичный для общества характер. Несмотря на разнообразие индивидуальных характеров людей, можно выделить некоторые типы, репрезентативные для различных групп. Такими типами ориентации характеров являются воспринимающий, эксплуатирующий, накопительский, рыночный и продуктивный. Характер формирует общество.

Вильгельм Райх первым «синтезировал» психоанализ и марксизм – и тем самым фактически основал «левый» фрейдизм, став провозвестником сексуальной революции, разработал телесно ориентированный психоанализ и ввел в научный обиход понятие «оргон» (жизненная энергия). В работе «Психология масс и фашизм», впервые изданной в 1933 г., он, за десять лет до Фромма и за двадцать до Адорно доказал неслучайность возникновения фашизма как исторического явления и отказался от теории «великого человека» (подразумевающей, что вождь-харизматик гипнотизирует массы). Райх указывал на глубокую укорененность фашизма в психологической структуре современного капиталистического общества, основанного на авторитарном подавлении сексуальности и свободы творчества на всех уровнях – от семейного до общеполитического. Именно жесткое сексуальное подавление подростков порождает авторитарную фиксацию. Социальной опорой фашизма Райх называл средний класс, мелкую буржуазию с ее консервативными принципами и патриархальными традициями. Фашизм – не результат политического заговора, а социальный итог многолетнего сексуального подавления, политическая разрядка жизненной энергии, сочетание «мятежных эмоций и консервативной идеологии».

Гарри Стэк Салливен произвел социологическую модификацию классического психоанализа, выдвинув «межличностную теорию психотерапии», согласно которой главной детерминантой психического развития выступают межличностные отношения (и реальные, и воображаемые), в которых личность формируется и проявляется. Отвергая фрейдовское представление о либидо как доминирующем энергетическом источнике поведения человека, Салливен рассматривал в качестве первого и важнейшего компонента личности систему динамизмов – особых «образцов энергии», проявляющихся в межличностных отношениях и обеспечивающих удовлетворение потребностей. Несоответствия потребностей способам их удовлетворения, а также «беспокойство» личности по поводу своей безопасности, передающееся ребенку от матери и развивающееся в неблагоприятных межличностных ситуациях, вызывают, по мнению Салливена, многочисленные личностные «напряжения», конфликты. Основным механизмом защиты от них выступает «система самости» – особая инстанция личности, предписывающая и запрещающая определенные образцы поведения в зависимости от конкретных межличностных ситуаций. Второй компонент личности составляет система персонификаций – образов себя и окружающих, которые, раз возникнув, продолжают стереотипно определять отношение к себе и другим. Третий компонент личности – когнитивные процессы: прототаксис – бессвязноє течение идей, свойственное ребенку; паратаксис – фиксация причинных связей лишь между связанными во времени событиями; синтаксис – оперирование символами, значение которых разделяется определенной социальной группой. На этой основе Салливен выделил ряд стадий онтогенетического развития личности, связанных с изменением сложившихся межличностных отношений. Основная цель психотерапии Салливена – выработка защитных механизмов личности, обеспечивающих ее адекватное приспособление к окружающим, – достигалось посредством выдвинутого им метода «психиатрического интервью», предполагающего активное воздействие психиатра на межличностную ситуацию, возникающую при контакте с пациентом.

Сегодня много говорят о том, что для достижения успеха надо , но не все понимают, что это такое и как же ее научиться принимать на себя. Вот о том, что это такое и как брать на себя ответственность, поговорим в этом материале дальше.

Термин известен во многих языках уже давно. Он предполагает умение реагировать на какие-то внешние факторы и предполагает какие-то последствия. Сегодня способность брать ответственность на себя кроет в себе менее жесткий смысл и предполагает способность человека держать слово, самостоятельно принимать решения с учетом интересов других.

Чтобы научиться брать на себя ответственность , надо быть социальной личностью, так как это умение формируется только во время взаимодействия с другими людьми. Надо уметь быть самокритичным, чтобы развить в себе умение брать на себя ответственность. Именно эти качества присущи лидеру. Лидер – это не человек, бегущий впереди паровоза. Тек, кто так думает и действует в соответствии с этими установками, рано или поздно заканчивают неврозом или инфарктом. Любая ответственность – это социальный феномен, подкрепленный конкретными действиями, степень которого подбирается строго под конкретного человека им самостоятельно.

Как научиться брать на себя ответственность?

Прежде всего, надо понять, что научиться брать на себя ответственность может каждый, кто приложит к этому должные усилия. Стать ответственным непросто, но можно. Постарайтесь оценить себя по приведенным ниже уровням ответственности и сделать соответствующие выводы.

Уровни ответственности

Уровень 0. На нем находятся иждивенцы, которые переложили заботу о себе на плечи других.
Уровень 1. Такие люди ленивы и делают что-то только тогда, когда жизнь заставляет что-то предпринять. Если его не подталкивать, он ничего делать не будет.
Уровень 2. На этом уровне находятся специалисты, которые умеют качественно делать свою работу, но делают ее механически, без малейшей искры. Это безинициативные люди, которые не будут брать на себя ответственность, потому что им не платят за лишние телодвижения.
Уровень 3. Этот сотрудник уже берет на себя ответственность за выполненную им работу. Если она получается недостаточно качественной, работает над собой для повышения этого качества. Со временем перерастает в профессионалы, потому что ему важны результаты работы, а не только их материальное вознаграждение со стороны начальства.
Уровень 4. На нем обычно находится мелкий руководитель. Ему так или иначе приходится брать на себя ответственность и за себя, и за других. Умеет пренаправлять выполнение задач на вверенном уму участке работы.
Уровень 5. Это руководитель предприятия, в подчинении которого находятся локальные руководители. Он уже несет ответственность за все предприятие. Но она ограничивается вверенным ему фронтом работ, престижностью должности и зарплатой.
Уровень 6. Полная ответственность владельца бизнеса. Он сам организовывал и ставил на ноги этот бизнес, а потому несет ответственность за действия каждого. При этом он мало мелькает на людях.

Обращаем внимание, эти уровни – именно уровни, а не должности. Они отражают личносно-психологическое состояние человека.

Воспитание личной ответственности

Начинается оно с того, чтобы самому научиться определять свои обязательства и выполнять их, быть готовым понести все возможные последствия. Чтобы научиться этому, можно выполнять такие шаги:

1. Перевести ответственность в разряд собственной ценности, которая улучшит вашу жизнь и которую надо постоянно повышать.
2. Задавайте себе правильные вопросы. Не спрашивайте, что вы хотите, спрашивайте себя, что вы можете сделать для того, чтобы достичь желаемого.
3. Постоянно контролируйте, что вы еще можете сделать, чтобы иметь полную ответственность за то, что делаете?
4. Найдите себе напарника, а лучше наставника, который смоет вас контролировать, поощрять или штрафовать.

Попробуйте выполнять указанные выше советы, и вы в скором времени вы сможете научиться и овладеть даром брать на себя ответственность .

Последние материалы раздела:

Интересные факты о физике
Интересные факты о физике

Какая наука богата на интересные факты? Физика! 7 класс - это время, когда школьники начинают изучать её. Чтобы серьезный предмет не казался таким...

Дмитрий конюхов путешественник биография
Дмитрий конюхов путешественник биография

Личное дело Федор Филиппович Конюхов (64 года) родился на берегу Азовского моря в селе Чкалово Запорожской области Украины. Его родители были...

Ход войны Русско японская 1904 1905 карта военных действий
Ход войны Русско японская 1904 1905 карта военных действий

Одним из крупнейших военных конфликтов начала XX века является русско-японская война 1904-1905 гг. Ее результатом была первая, в новейшей истории,...