Многообразие социальных интересов. Сми и решение социальных проблем общества

Социальная структура представляет собой систему взаимосвязанных компонентов, которые образовывают внутреннее строение общества. В узком смысле под социальной структурой подразумевают, единство социальных полей и социальных позиций.

Понятие социальной структуры

Основными элементами социальной структуры выступают индивиды, которые занимают определенные общественные статусы, а также выполняют четко определенные общественные роли.

Благодаря наличию социально структуры можно судить об обществе в целом, а также о его делении на группы, классы и общности.

Многообразие социальных групп

Социальные группы представляют собой объединения членов общества на основе совместной деятельности, общих интересов или места, занимаемого ими в обществе.

Отношения в социальных группах регулируются неформальными и формальными социальными институтами. Количество социальных групп очень большое: существуют малые социальные группы (семья, круг друзей), средние социальные группы (профессиональные коллективы). Большие социальные группы (народы, этносы, пенсионеры, молодежь).

Неравенство и социальная стратификация

Члены определенных групп могут занимать разное положение в обществе. Такая дифференциация влечет за собой определенные права и привилегии, которые выражаются в объемах собственности и доходов, в уровне ответственности и обязанностей, в отношении к власти и во влиянии.

Социальное неравенство является неравномерным распределением между членами общества таких общественных ресурсов как власть, деньги, образование и престиж. Социальное неравенство – важная и неотъемлемая часть любой большой социальной группы, в случае отсутствия социального неравенства общественные отношения не могли бы осуществляться и развиваться.

Результатом социального неравенства является социальная стратификация, разделение больших групп на страты, в основе которых лежат уровень престижа и дохода.

Большие социальные группы делятся на три основные страты: верхние, средние и нижние слои общества. К сожалению, во многих государствах существует также четвертый слой – люди, которые находятся за границей бедности.

Социальные интересы и социальная мобильность

Социальная мобильность- это смена представителями общества своих общественных ролей, а также страт, к которым они принадлежат. В обществознании различают горизонтальную и социальную мобильность.

Горизонтальная мобильность – это перемещение человека из одной группы в другую, занимающую такие же позиции в обществе (например, переход из православия в католицизм).

Вертикальная мобильность – это переход в человека в высшую группу (например, подъемом по карьерной лестнице).

Социальный интерес является побудительной внутренней причиной человека или социальной группы удовлетворить свои потребности духовного или материального характера.

Социальный интерес направляет и определяет деятельность субъектов общественных отношений. Социальный интерес зачастую выступает как первостепенная причина возрастания уровня социальной мобильности.

Социальная действительность (или социальная реальность) – существующие в действительности социальные явления и процессы. В настоящее время термин "социальная реальность" употребляют в двух смыслах: онтологическом, отражающем все объективно существующие социальные процессы и явления, и эпистемологическом, являющемся предметом конкретных социально-гуманитарных наук и теорий .

Средства массовой информации считаются ценнейшим источником социальной информации, на основе которой осуществляется исследование разнообразных феноменов социальной действительности. С одной стороны, происходит научное познание социума (в рамках социально-гуманитарных исследований), с другой стороны, на основе анализа представленного в СМИ спектра коллективных мнений принимаются конкретные практико-управленческие решения, регулирующие деятельность широкого круга социальных (политических, экономических и прочих) субъектов.

Научное познание социальной действительности через изучение репрезентируемых СМИ сведений мы обозначим как теоретико-аналитический подход. В рамках данного подхода осуществляется специализированная деятельность по производству гуманитарного научного знания. Исследование актуального медийного дискурса как один из наиболее значимых аспектов комплексной работы по определению эффективности коммуникативной деятельности социальных субъектов условно назовем прагматическим подходом к исследованию социальной реальности. Здесь главная цель уже не научное описание изучаемой реальности, а выработка на основе полученных оперативных данных конкретных управленческих решений, краткосрочное и долгосрочное (стратегическое) планирование коммуникационных процессов.

Рассмотрим подробнее обозначенные выше подходы.

Теоретико-аналитический подход

Историко-филологическая традиция изучения социальной реальности по материалам СМИ

Социальная действительность находится в центре исследовательского внимания большого количества социально-гуманитарных наук. Анализом разных аспектов функционирования общества и выявлением закономерностей его развития, изучением человека как субъекта социальной жизнедеятельности, включенного в систему общественных отношений, занимаются философия и психология, политология, культурология и т.д. Важным источником информации для этих дисциплин становятся тексты массовой коммуникации. Как справедливо заметил выдающийся русский философ и исследователь М. М. Бахтин, "в сфере гуманитарного познания интеллектуальные операции с чужим описанием того или иного фрагмента социальной жизни являются основным источником для формирования своих собственных суждений о том, что не дано исследователю как фрагмент его непосредственного опыта" . С помощью собственных научных процедур социальные и гуманитарные дисциплины производят конструирование специфического для конкретной научной отрасли предмета исследования, т.е. на основе социальной информации, почерпнутой из СМИ, продуцируют значимое для данной дисциплины научное знание.

С точки зрения разработанности методологии анализа, стандартов и норм научной деятельности и принципов интерпретации полученных результатов наиболее полно проблема исследования материалов СМИ представлена в источниковедении.

Источниковедение – это учение об источнике, область социально-гуманитарного знания, посвященная исследованию всей совокупности созданных человеком источников, специфический метод познания социальной реальности. Источниковедение как особая дисциплина сложилось в рамках методологии исторического исследования, так как именно историческая наука систематически использует для целей познания документы (в данном случае – исторические источники). Однако в настоящее время проблемы, которые специально разрабатывает историческое источниковедение, становятся сферой междисциплинарного научного интереса, что позволяет говорить об источниковедении как об особом способе социально-гуманитарного научного познания, выходящего за рамки исторической науки.

Гуманитарное познание имеет целью приращение и систематизацию знаний о человеке (во всей полноте и целостности этого феномена) и обществе (феномене человечества в его временном и пространственном единстве), и источниковедение обогащает данную отрасль своими специфическими познавательными средствами. Так, базовое источниковедческое понятие источник (в узком смысле "исторический источник") как целостная совокупность произведений, созданных в процессе целенаправленной человеческой деятельности, как вещественный носитель ретроспективной информации, сегодня становится универсальной междисциплинарной категорией. В социологии, психологии, этнографии, этнологии, культурологии, лингвистике в понятие "источник" включаются материальные объекты, несущие информацию не только ретроспективного, но и оперативного и перспективного характера. Метод познания окружающего мира через фиксированные источники информации, отражающие взаимодействие человека с природой, обществом, государством и с другим человеком, становится общенаучным.

Под видом исторического источника, как правило, понимается исторически сложившаяся совокупность источников, характеризующаяся сходством внутренней формы (структуры), вытекающей из единства источника при его создании. Видовая общность источников, основанная на повторяемости свойств источников, позволяет выработать общие методы их исследования.

Видовое деление применимо далеко не к каждому типу источников. С середины XIX в. наиболее значимыми для исторической науки становятся письменные источники, именно поэтому базовой становится классификация видов письменных источников. К последним принято относить следующие:

  • – летописи,
  • – законодательные акты,
  • – делопроизводственную документацию,
  • – частные акты,
  • – статические источники,
  • – периодическую печать,
  • – документы личного происхождения (мемуары, переписку и т.д.),
  • – литературные памятники,
  • – публицистику,
  • – политические сочинения,
  • – научные труды.

В разные исторические эпохи превалировали разные виды источников. Так, по мере развития общества исчезают старые виды источников (летописи), формируются новые (статистические материалы, периодическая печать, фото- и кинодокументы). С течением времени носителем практически всех видов письменных источников становится пресса, а развитие в дальнейшем системы средств массовой информации способствует увеличению удельного веса источников, изначально предназначенных для публикации в той или иной форме.

Социальная действительность как исторический опыт и общественная практика отражена в материалах СМИ во всем многообразии аспектов, поэтому к источниковедческому анализу прессы обращаются не только историки, но и социологи, антропологи, этнологи, психологи, политологи, искусствоведы, исследователи языка и литературных текстов. Цель любого социально-гуманитарного исследования – не только извлечь из прессы всю полезную для конкретного исследования социальную информацию, но и критически оценить, правильно интерпретировать ее.

В практическом плане сказанное выше предполагает дифференцированный подход к разработке методологии анализа разных видов письменных (и в широком смысле медийных) источников информации, аккумулированных в СМИ.

Относительно проста в плане сбора и обработки информация хроникального характера. С давних пор хроникой называли литературный жанр – произведения, содержащие последовательное изложение общественных или семейных событий. К началу XX в. термин приобрел новый и наиболее значимый для нас смысл: хроникой стали называть особый отдел газет и журналов. В первой четверти XX в. словари уже фиксируют жанрово-тематические особенности материалов, публикуемых в отделе хроники: "Хроника (как особый отдел газет и журналов. – З. X.) затрагивает область художественного слова не более, чем всякое иное словесное произведение: предметом описания в журнальной и газетной хронике бывают события сегодняшнего дня, как в области социально-политической, так и в других: в литературной, музыкальной, театральной, научной... Существует хроника мод, хроника спорта, хроника шахматной игры. В английских и французских журналах распространена хроника великосветской жизни. Главная цель подобной хроники – осведомление читателя. Творческое начало проявляется здесь в весьма малой степени, темы и материал лишь выбираются составителем, но поставляются они реальной действительностью. Язык и стиль хроники весьма, по большей части, трафаретны" . В современных словарях понятие получает обобщающий характер: хроника в периодической печати, радио, кино и т.д. – это сообщения информационного характера о текущих событиях.

Таким образом, хроника как важная часть содержательного наполнения СМИ является богатым источником фактов, необходимых в процессе познания разных срезов социальной действительности. И главным методом, с помощью которого социальногуманитарные дисциплины вычленяют из массива публикаций необходимые знания, является фактологический анализ.

Наряду с материалами, публикуемыми в разделе "Хроника", функцию репрезентации фактологической информации выполняют опубликованные в СМИ официальные сведения : законодательные акты, статистические данные и т.д. То, что в российской прессе традиционно представлен большой объем официальной информации, вполне объяснимо. Российские газеты возникли не только позже европейских, но и, в отличие от них, не в общественной, а в государственной сфере. Зарождение и формирование российской печати происходило в условиях коренного преобразования всего государственного обустройства. Реформы Петра Великого породили новую форму взаимоотношений между личностью и государством и полностью изменили характер законотворчества. Постепенно закон превращается в единственный источник права. Растет убежденность в том, что законы могут переустроить жизнь государства и повлиять на формирование личности. Помимо этого, расхождение обычая и закона заставляет государство особо заботиться о публикации законодательных актов. С начала XVIII в. публикация текстов законов становится обязательной. Также начинают систематически издаваться сводные статистические данные.

Постепенно законы и статистика становятся важными компонентами периодических изданий. Формальное закрепление за газетами функции тиражирования юридической (и отчасти статистической) информации происходит в первой половине XIX в. Так, с 1838 г. по Высочайшему повелению царя-реформатора Александра II в крупных губернских городах начинают издаваться "Губернские ведомости" – официальные периодические издания, призванные знакомить широкие слои населения с государственными законами, распоряжениями и приказами местных властей. Официальный раздел дополнялся неофициальным, в котором публиковались материалы по местной истории, географии, этнографии и статистике (рис. 3.1).

Рис. 3.1. "Пензенские губернские ведомости", 1855 г.

Позже система губернских газет была дополнена новым изданием, с течением времени ставшим основным элементом в системе распространения информации государственного характера. Указом того же Александра II от 27 октября 1869 г. при главном управлении но делам печати была учреждена ежедневная официальная газета "Правительственный вестник" . Наряду с распоряжениями и сообщениями правительства, отчетами о заседаниях Совета министров и Государственного совета, в газете были представлены материалы неофициального характера: внутренние и зарубежные известия, статьи и рецензии на книги, биржевой указатель, метеосводки и др.

Вполне очевидно, что в данном случае Россия переняла передовой опыт европейских стран. К началу XIX в. в некоторых из них уже успешно функционировал особый тип периодических изданий, в которых фиксировалась повседневная деятельность государственных (как правило, законодательных) органов власти и публиковались важные итоги этой деятельности. Такие издания назывались официальными вестниками (официальными бюллетенями, официальными газетами, или дневниками) . Официальные вестники не всегда были рассчитаны на широкую аудиторию. Чаще всего они издавались в интересах конкретных государственных органов или ведомств.

Наиболее известным европейским изданием данного типа считается бюллетень парламента Великобритании, который с 1803 г. стал регулярно издаваться под названием "Парламентские дебаты. Официальный отчет" (рис. 3.2).

Судьба этого издания очень любопытна. К концу XVIII в. – века европейского Просвещения – в Великобритании существенно более разнообразными стали интересы читателей, британские газеты того периода начали публиковать неофициальные отчеты о парламентских слушаниях. Не имея разрешения на обнародование официальных парламентских отчетов и стенограмм (долгое время в военных целях информация о деятельности парламента была засекречена), журналисты размещали материалы от имени фиктивных политических клубов. Первые послабления в соблюдении принципа секретности при освещении деятельности парламента Великобритании были отмечены в период наполеоновских войн. Тогда журналист Уильям Коббет (William Cobbett) опубликовал материалы по истории британского парламента и получил право на обнародование собственных записей о ходе парламентских слушаний.

Тексты парламентских дебатов Коббет публикует в качестве приложения к своему еженедельнику "Политический регистр", который выходит огромным по тем временам тиражом в б тысяч экземпляров, продается всего за один шиллинг и считается популярным и влиятельным изданием. В 1809 г. Коббет заключает контракт на публикацию своих отчетов о заседаниях палат парламента Великобритании с известным издателем Томасом Курсоном Ханзардом (Thomas Curson Hansard) и затем продает ему право на их дальнейшую публикацию. В 1829 г. Ханзард принимает решение поставить свое имя на титульном листе издания "Парламентские дебаты. Официальный отчет". С этого времени "Ханзард" (Hansard) становится признанным названием публич

Рис . 3.2. "Парламентские дебаты. Официальный отчет", 1832 г.

ных парламентских отчетов в странах с британской парламентской моделью – Австралии, Новой Зеландии, Канаде.

Если на первых порах "Ханзард" просто перепечатывал из ежедневных газет неофициальные записи речей парламентариев в ходе дебатов, то впоследствии – специально готовился уже силами парламентских журналистов. По сей день "Ханзард" является официальным изданием Парламента Великобритании: опубликованные в нем материалы слушаний Палаты лордов имеют статус юридических документов (рис. 3.3).

В Россию традиция публичного освещения деятельности законодательной власти по объективным причинам пришла лишь спустя сто лет. В начале XX в. формируется практика публичного освещения деятельности Государственной думы. Во время работы Думы велась подробнейшая запись выступлений парламентариев и хода каждого заседания. Впоследствии стенограммы расшифровывались и распечатывались. Машинописный текст и базовая рукопись просматривались депутатами, которые могли вносить свои замечания. Затем окончательный вариант одобрялся председателем Думы и публиковался под грифом "Печатано по распоряжению Председателя Государственной думы". Вышедшие под таким грифом отчеты рассылались в государственные ведомства, научные учреждения, библиотеки и т.п. После этого стенограммы попадали на страницы газет.

Доступность отчетов о думских заседаниях поддерживала свободу слова и печати в царской России. Однако из-за права депутатов исправлять тексты своих выступлений расшифровки стенограмм, напечатанные в газетах, иногда отличались от подлинников и могли не передавать истинного смысла их речей .

В советское время роль официального государственного органа выполняла газета "Известия", первый номер которой вышел 28 февраля (13 марта) 1917 г. в Петрограде. Именно в "Известиях Петроградского совета рабочих депутатов" как официальном печатном органе Петроградского совета рабочих депутатов на первой полосе первого номера было напечатано обра

Рис. 3.3. Современный британский "Ханзард"

Рис. 3.4.

Puc. 3.5.

щение "К населению Петрограда и России", которое заканчивалось известным призывом: "Все вместе, общими силами будем бороться за полное устранение старого правительства и созыв учредительного собрания, избранного на основе всеобщего равного, прямого и тайного избирательного права".

После Октябрьской революции, с 27 октября (9 ноября) 1917 г. "Известия" стали органом ЦИК и Петроградского совета рабочих и солдатских депутатов. Газета приобрела статус одного из официальных печатных органов новой власти – наряду с "Газетой Временного рабочего и крестьянского правительства", которая была официальным органом Совета Народных Комиссаров . Именно в "Известиях" были опубликованы основополагающие документы большевистского правительства: "Декрет о мире" (рис. 3.4) и "Декрет о земле" (рис. 3.5).

С 10 марта 1918 г., когда был прекращен выпуск "Газеты Временного рабочего и крестьянского правительства", за "Известиями" закрепляется статус единственного официального правительственного издания, однако фактически эту функцию стал выполнять печатный орган ЦК РСДРП (б) – газета "Правда".

В настоящее время официальная информация по-прежнему остается весомым компонентом содержания СМИ. Так же, как и 170 лет назад, российские законы, правительственные постановления, инструкции и статистические данные в обязательном порядке публикуются в официальном издании – "Российской газете". Свои официальные издания-публикаторы есть и региональных властей. И, несмотря на то, что сведения официального характера публиковались и продолжают публиковаться в сокращенном, адаптированном под интересы массового читателя варианте, они являются безусловными и вполне операциональными с точки зрения формирования "повседневного знания", предшествующего любому теоретическому исследованию.

Стоит, однако, оговориться: историко-филологическая традиция исследования прессы как неотъемлемая часть процесса познания социальной действительности предполагает обращение не только и не столько к простым по форме и методике анализа материалам, о которых говорилось выше, но и к самым сложным по жанру и содержанию текстам, созданным именно с расчетом на публикацию в СМИ. Как отмечают исследователи, "благодаря усилиям научно-исторической школы и метода, не имеющего себе равного ни на одном из этапов интеллектуальной истории, прошлое оказалось для современного человека “воссозданным настоящим” с удивительным многообразием форм мышления" . Процедура верификации данных, содержащихся в аналитических и художественно-публицистических материалах СМИ, сложна. В отличие от хроники, статистики и официальной документации в собственно журналистских публикациях весьма высока вероятность искажения фактов. Серьезной проблемой становится выявление скрытых, имплицитно присутствующих в журналистских текстах целей, мотивов, побуждений, установок. А некоторые жанры, как, например, публицистические, в каждом конкретном случае требуют индивидуального исследовательского подхода.

Несмотря на отсутствие единой методологии исследования публицистики в прессе, отечественным источниковедением накоплен большой опыт анализа данного вида письменных источников. Так, подробно изучена публицистика эпохи Екатерины II, периода, когда публицистическая мысль прочно входит в содержание прессы. Журналы "Трутень" (1769–1770) и "Живописец" (1772–1773) II. И. Новикова или "Почта духов" (1789) и "Зритель" (1798) И. А. Крылова тщательно рассматривались исследователями как примеры яркой авторской публицистики. Не меньшего внимания удостоилась публицистика XIX в., которая представлена, например, полемикой западников и славянофилов, революционных демократов и либералов, выступлениями идеологов народнического движения и т.д.

Особое внимание исследователи долгое время уделяли зародившейся в начале XX в. публицистике партийных лидеров. В партийной печати происходило максимальное соединение публицистики с периодикой. В советское время публицистическая деятельность В. И. Ленина и его соратников стала одной из наиболее активно разрабатываемых тем в исследованиях прессы (рис. 3.6).

Рис. 3.6.

Методология источниковедческого исследования публицистических произведений предполагает точное определение их видовой принадлежности (авторские, публицистика массовых народных движений, проекты государственных преобразований и конституций), максимально полное выявление намерений автора, определение цели создания произведения и предполагаемого круга его читателей. Как видим, предложенная методология опирается на заданный алгоритм действий, но не содержит указаний на четкие критерии анализа.

Более операциональна в этом плане методология лингвистического анализа. Язык и стилистические особенности средств массовой информации постоянно являются объектом исследований, материалы СМИ активно используются учеными (лингвистами, этнологами и культурологами) в процессе воссоздания языковой картины мира тех или иных общностей. Традиционный филологический аспект исследования языка СМИ дополняется целым рядом научных проблем философского, культурологического, политологического, психолингвистического характера.

  • Социология: энциклопедия / сост. Л. Л. Грицанов [и др.]. Минск, 2003. URL: mirslovarei.eom/content_soc/SOCIALNAJA-REALNOST-10732.html.
  • Бахтин М. М. Проблема текста в лингвистике, филологии и других гуманитарных науках // Эстетика словесного творчества. М., 1979. С. 281.
  • "Газета Временного рабочего и крестьянского правительства" стала издаваться на базе газеты "Вестник Временного правительства" с 28 октября (10 ноября) 1917 г. Издание полностью сохранило формат и художественный стиль своего предшественника – "Правительственного вестника".
  • Бергман П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. М., 1995. С. 16.

Формирование структуры системы ж-ки осуществлялось разными путями. Исторически сначала возникли отдельные, широко ориентированные издания, а за тем в процессе развития СМИ стали появляться нов газеты, журналы, программы радио и телев-я разных тематических, программных, аудиторных ориентаций. Если СМИ –это система, то мы в ней выделяем компоненты: материально-техническая база СМИ . На сегодняшний день состояние полиграфии, телерадиокоммуникации не полностью устраивает в инф-ой сфере. Об этом говорнят цифры: 40% мощности крупных типографий и 70% местных полиграф-х типографий это устарешая высокая печать. Оборудование изношено 80% - не высокое качество полиграфических работ. По этой причине многие редакции газ и ж-лов обращ-ся к заруб-ым полиграфистсам. По данным 1997 г. 56% ж-лов печатались зарубежом. Серьёзные трудности испытывает система доставки и знание потребителя. Эк-ка СМИ : самые серьёзные перемены произошли в 90-ые годы (перестройки). Наряду с гос-ми и общ-ми организациями СМИ сегодня владеют частные лица, ЗАО, ОАО, ООО, совместные предприятия. Заметно уменьшилась доля гос-го финансирования. На лицо конкуренция, рынок СМИ. Заметна коммерциализация. Сейчас СМИ существует как ср-во извлечения прибыли и как ср-во для защиты и реализации коммерческих стр-р. Аудитория - влияние аудиторного фактора на СМИ очень заметна. Увеличилось кол-во общероссийских передач ТВ, радио; кол-во общероссийских газет тоже возросло. Активно развивается местная пресса, тематика тоже расширилась, растёт число изданий и передач, адресованных различным группам населения.

Разнообразные в типологическом отношении СМИ в совокупности образуют систему ж-ки. Все они взаимодействуют между собой. В системе ж-ки выделяют несколько групп: 1-ое-пресса (газеты и журналы) 2-ое аудиовизуальные СМИ (ТВ эфирное, кабельное, радио, документальное и видео вещание) 3-е информационные службы(телеграфные агентства, рекламные бюро, пресс-службы, агентства ПР, професс-ые ж-ие клубы и т. д.) . если посмотреть историю СМИ, 1-ой появилась периодика, радио и ТВ. В наст вр очень быстро развиваются информац-ые службы. Они обычно располагают обширные сети корреспондентов по всей стране и за рубежом, поддерживают связь с органами власьти, банками и фирмами и т. д. В зависимости от разнообразия издания и программы можно выделить несколько слоёв: 1-в зависимости от тематики выделяют универсальные программы и издания, где затрагиваются все сферы жизни общества(Хыпар, сов Чувашия, МК в Чебоксарах; передачи-Чуваш Ен, Вести) 2-ое многопрофильные, кот-ые охватывают ряд проблемно– тематических линий и связанных между собой в объединённом направлении и характером информации. (МК в Чебоксарах, Моя Семья) 3-е специализированные, кот-ые обращаются к тематической линии (Медицинский вестник-газ, Здоровье –передача). Аудитории приходиться выбирать из всей совокупности СМИ некоторые в соответствии с запросами и интересами.



Для того чтобы печать, радио, ТВ могли нормально функционировать иметься обширная инфроструктура(подструктура). По другому эта система жизнеобеспечения деятельности ж – ки. Эта система выполняет 2 функции: обеспечивает газеты, журналы, радио, ТВ информацией, технологией, системой связи и т. д. ; обеспечивает доставку инф-ии потребителям.

Важнейшие части инфроструктуры:

Информ-ая часть (инф-ые агентства и службы – телеграфные агентства, агентства печати, радио, ТВ, пресс-центры, пресс-бюро и т. д.)

Техническая часть (предприятия полиграфии, технические центры ТВ и радио, предприятия связи, почта, организации занимающиеся книготорговлей, газетами и журналами)

Система работы с кадрами (факультеты и отделения журнал-ки в университетах, творческие союзы ж-ов, писателей и т. д.)

Организационно-управленческая. (Министерство печати масс-ой инф-ии, объединения по защите интеллектуальной собственности, всевозможные ассоциации).

Типология СМИ

Типология это классификация предметов или явления по общности каких-либо признаков. Каждый ж-ст должен уметь грамотно давать типологическое описание каждого конкретного издания или программу вещания. Надо заметить, что: 1) типологические признаки носят неформальный (нечастный) характер, т. е. изменение одного признака влечёт за собой преобразование и др-х признаков, 2)типология прессы нах-ся в зависимости от внутренних (ж-стских) и внешних (Социальных) причин и фактов, 3) движение в типологии прессы происходит непрерывно.

Критерии типологизации: 1) регион распространения (федеральное, национальное, региональное, местное) здесь за основу берётся не место издания, а обслуживаемая аудитория. Региональными м. быть областные издания (Западная Сибирь), местная пресса это городские и районные издания. 2) учредитель, 3) аудитория, 4) издательские хар-ки.

Типолгию рассм-ют в ж-ке как научный метод. Основой типологии явл-ся расчленение систем на отдельные части и наоборот группировки с помощью обобщённой моделью или типа. В печати эта еденица явл-ся периодическое издание, на ТВ это канал, программа, на радио – радиопрограмма. Тип ж-ки исп-ся в науке для изучения существ-ых признаков СМИ: 1) это хар-р аудитории, его предметно-тематическая направленность (хар-р инф-ции), целевое назначение, время выхода,периодичность.

По хар-ру аудитории выделяют типы: международные, общероссийские, межрегиональные, этнические, территориальных общностей, для профессиональных производственных групп, для соц-ых групп, для возрастных грцпп, для женщин и мужчин, для родителей, для малых групп, для различных групп верующих.

По хар-ру инф-ции: универсальные (Крестьянка, Работница), специализированные (по тематике: эк-ие, экол-ие, по пром-ти, по трансп-ту, по вопросам спорта, лит-ры, медицины, политики и т.д.). Целевое назначение изд-я программ дифференцирует СМИ в соответствии с их хар-ром осуществляемых функций. В зависимости от этого формир-ся такие телерадиопрограммы: публицистические, литер-ые, худож-но-публиц-ие, культурно-просветительские, учебные, методические и т.д..

5.9Периодическая печать в системе СМИ. Его функции. Осн- виды. Газеты, еженедельники, ж-лы как основные виды изданий

Газета – периодическое текстовое издание, содержащее оперативную инф-ю, статьи на актуальные, общественно-политические, научные, производственные и др. темы, а также лит-ые произведения, фото, рекламы. Еженедельник – периодическое изд-е, выходящее раз в неделю. Журнал – периодическое изд-е, содержащее текстовые и иллюстрационные материалы, посвящённые общесвенно-полит-ие, соц0но-эк-им, научным, производственным, культурно-эстетическим и др. воросам. Состоит из сброшюрованных печатных листов и обложки, имеет постоянные названия, профиль, периодичность (от 2 номеров в год до 1 номера в неделю), объём (в физ-их, условных печатных и учётно-издательских листах), определённую тематическую направленность, соответствующее художественно-графическое направление. Периодическая печать – это вид печатного ж-стского изд-я – газ, ж-л, еженедельник, бюллетень новостей и др..

Печать (газеты, журналы, еженедельники, альманахи, книги) Здесь информация фиксируется на бумажном листе с помощью типографской техники. Инфр-ия храниться в виде рисунков, таблиц и т. д. Особенности: 1- текст воспринимается без помощи доп средств; 2-ое возможность быстрого обзорного ознакомления с материалами и выбора из них интересующее; 3-е возможность вернуться к прочитанному в удобное для читателя время; 4-ое возможность выбора оптимального темпа, порядка ознакомления с материалами; 5-ое недостаточно оперативно в связи с технологией и доставкой, 6-ое доступно только грамотному. 7- ое возможность иметь при себе в любое время.

4) культурно-образовательная;

5.10.ТВ в системе СМИ. Его функции. Осн виды. Тенденции развития. Дело радио – информировать, дело ТВ – демонстрировать, дело газет и печати – анализировать и объяснять.

ТВ-ие- это (с т. з. технической реализации) способ передачи на расстоянии оптических изображений при помощи спец средств приёма, преобразования передачи, запоминания (записи) и воспроизведения объекта наблюдения. Функции ТВ ж-ки: 1) коммуникативная ф-я (общения), налаживания связи, контакта, общения.

2) непосредственно-организаторская;

3) идеологическая;(чтобы постоянно способствовать росту и развитию сознательности масс путём всесторонней ориентации в действительности при акцентированном внимании на развитие общ-ого мнения)

4) культурно-образовательная;

6) утилитарная (помощь аудитории на бытовом уровне: вязание, вышивание, полезные советы);

7) рекреативная.(развлечения, снятие напряжения, получение удовольствия).

Используя свои возможности представления зрителям визуальной инф-ии, ТВ быстро перехватило у прессы ряд её важнейших фун-ий. Новейшие технические сред-ва позволяют ТВ расширять регионы своего воздействия и увеличивать свою аудиторию.

Особенности ТВ: 1- возможность организации оперативных передач. 2- создание большого «эффекта присутствия». 3- возможность обращаться к ТВ только в свободное время. Невозможность для зрителя изменить время просмотра передач. 4- лёгкость восприятия инф-ии. 5- возможность совмещения с др. занятиями.

Основные виды: по способу трансляции а) эфирное(все вещательные организации, использующие традиционный способ распространения телесигнала от телевышки до телесистемы потребителя), б) спутниковое (напр. «Космос ТВ» совместное российско-американское предприятие, В России в 1996г. «НТВ плюс») в) кабельное (Комнания «КТВ-1»,кабельные сети в городах России)

ПО типу деятельности: вещательные, програмопроизводящие, дистрибьюторы.

Попринципу образования: из старых структур(ВИД, АТВ и т. д.), новообразованные (ТВ-6 Москва),

По охвату аудитории: общероссийская (РТР), межгосударственные (с натяжкой м. отнести ОРТ), региональные и местные.

По способу распространения: общенац-ые (ОРТ,РТР), сетевые, местные.

По специализации программ: общие (ВИД и т. д.), специализированные.

По форме собственности: гос-ые, негос-ые(частные-РЕН-ТВ, ЗАО, ОАО)

5.11.Радиовещаниев системе СМИ. Его функции. Осн виды. Тенденции развития. Дело радио – информировать, дело ТВ – демонстрировать, дело газет и печати – анализировать и объяснять.

Особенности: носителем инф-ии явл-ся звук. 1- высокая оперативность инф-ии. 2- возможность более полного и глубокого восприятия чистого звука. 3- невозможность прослушивания в удобное время, в желаемом порядке, темпе и возвращение к инф-ии при необходимости 4- возможность слушанья в один момент одной только передачи. 5- возм-сть совмещения слушания с др видами деят-ти. 6- возможность иметь при себе в любое время.

Функции ж-ки: 1) коммуникативная ф-я (общения), налаживания связи, контакта, общения.

2) непосредственно-организаторская;

3) идеологическая;(чтобы постоянно способствовать росту и развитию сознательности масс путём всесторонней ориентации в действительности при акцентированном внимании на развитие общ-ого мнения)

4) культурно-образовательная;

6) утилитарная (помощь аудитории на бытовом уровне: вязание, вышивание, полезные советы);

7) рекреативная.(развлечения, снятие напряжения, получение удовольствия).

Функция радиовещ-я – слово функция в словаре трактуют как обяз-ти, деят-ти, роль, круг деят-ти. Опираясь на это определение мы … на разнообразное ф. радио-ия. . на первом плане функции: инф-ое, просветительское, развлекательное. Все они связаны с предоставлением аудитории максимальных сведений о жизни и деят-ти общ-ва: 1) инф-ые, 2) ф. выражения и формирования общ-го мнения (по радио сказали), ф. общения (телеф-ые звонки, СМС), агитационная ф., просветительская ф., организаторская ф..

Виды: франчайзинговые – коммерческие сетевые ФМ-станции, местные коммерческие ФМ-станции, имеются в крупных городах, медиа-холдинги, общенациональные или центр-ые радиостанции, к ним отн-ся гос-ые «Радио России», комменрческие

«Русское Радио», региональные радиостанции, локальные местные радиостанции (охватывают ограниченную аудиторию небольших городов, посёлков, населённых пунктов, сельских районов и т. п.).

1920 г. первая радиостанция в Чебоксарах, 12 окт. 1924 г. ежедневная радиопередача моск-ой радиостанции им. А.С.Попова, 23 ноября открыласт регулярная радиопрограммы станции или Коминтерна.

А.В. Кузнецов

Саратовский государственный университет, кафедра политических наук

За прошедшие пятьдесят лет темпы мирового развития ускорились в десятки раз, что в свою очередь наложило отпечаток на все сферы общественной жизни. Государство, гражданское общество, бизнес и СМИ стоят перед лицом или уже находятся в состоянии перемен. Причина такого положения дел заключается в том, что процесс изменений проходит с неодинаковой скоростью в разных регионах мира. Это позволяет утверждать, что информационное общество в полной мере проявило себя там, где индустриальное развитие достигло наивысших показателей. К таким государствам-лидерам следует отнести США, ряд стран Европейского союза, Японию, а также государства, демонстрирующие высокие темпы экономического роста. В указанных государствах, помимо перемен в секторе производства–потребления, стали актуализироваться тенденции, которые не имели места ранее, а именно плюрализация общественных структур, высокий уровень общественных потребностей и ожиданий, большой масштаб неопределённости и риска, информатизация общества, падение доверия населения к органам управления. Перечисленные тенденции можно объединить под одним общим знаменателем, таким как рост многообразия общества, а именно многообразия его интересов и потребностей. Исчерпывающую характеристику этому явлению можно будет дать только в будущем, но некоторые выводы можно сделать уже сегодня.

В конце прошлого столетия мир вошёл в эпоху административных реформ. Это было связано с кризисными симптомами в системе государственного управления, что выражалось в чрезмерном разрастании управленческого аппарата, в увеличении издержек на его содержание и низком качестве предоставляемых государством услуг. Всё перечисленное выражалось в росте недоверия к государственному сектору и его представителям.

Явление многообразия общества можно рассматривать по-разному, рост многообразия общественных интересов является одним из современных трендов развития общественной системы. Анализ социальных процессов даёт основание выделить ряд явлений, влияющих на усложнение общественной структуры в направлении роста плюрализации общественных установок и мнений.

Современные технологии, а именно средства коммуникации на их основе, стали ускорителем изменений. Возможность быстрого получения и обмена информацией влияет на сознание социума и каждой отдельной личности и способствует формированию множества мнений и взглядов. Объём информации даёт право выбора точки зрения или заставляет мыслить индивида самостоятельно, делать выводы и создавать свой образ реальности, ведь окружающий мир есть отражение нашего сознания. Для анализа влияния средств коммуникации на рост многообразия общественных интересов сосредоточим внимание на СМИ и Интернете.

СМИ – важный элемент социальной системы.

Это не просто посредник между событием и аудиторией, средство массовой коммуникации. Это фабрика по производству образов и точек зрения. Общество осознанно или неосознанно принимает их.

В рамках индустриального экономического уклада посредством СМИ государство конструировало унифицированное общество, поскольку масс-медиа были мощным рычагом воздействия на массовое сознание. Унифицированное общество легко управляемо, контролируемо, массовость удобна для представительной системы демократии. Уже в 1960‑х гг. в США и Западной Европе СМИ стали терять монополию на формирование общественного мнения. Вернее, она сохранилась, но утратила свой массовый характер. Об этом писал американский социолог Э. Тоффлер, который охарактеризовал данное явление как «демассификацию масс-медиа»1. Она выражалась в том, что традиционные СМИ постепенно теряли аудиторию, чей интерес смещался в сторону телевидения и радио. Впоследствии в дома пришло кабельное телевидение и стало стремительно захватывать интерес аудитории.

Господство таких американских медиамагнатов, как NBC, было подорвано. Демассификация СМИ стала результатом демассификации общества, а, возможно, и наоборот, это подобно дилемме о курице и яйце.

Явления, изученные Э. Тоффлером ещё в 1980 г., имеют место быть и сегодня. Необходимо отметить, что наблюдается продолжение отмеченного выше процесса. Это выражается не только в «демассификации», но и в демократизации масс-медиа. Огромную роль здесь сыграл Интернет. Дейл Пескин и Эндрю Начисон – руководители Медиа-центра Американского института прессы в Рестоне (штат Вирджиния), ввели новое понятие: «мы-СМИ»2. Оно используется для описания зарождающегося феномена глобального доступа к содержанию информации из бесконечного множества источников (мобильный телефон, ПК), содержанию, которое предполагает участие граждан в создании новостей и информации, оказывающих влияние на общество.

Прямое доказательство нового явления – поисковая система Google. Главная её задача состоит в том, как организовать мировую информацию, то есть дать возможность людям упорядочить мир, в котором они живут. Люди получают возможность искать, находить информацию, которая отражает их личные предпочтения, и действовать соответствующим образом.

Еще одним проявлением многообразия являются блоги. Эти виртуальные дневники позволяют формулировать идеи и соединять людей по всему миру. Такие сайты, как Global Voices http://www. globalvoicesonline.org, собирают истории и мнения рядовых граждан, которые рассказывают от первого лица об уникальных ситуациях, сохраняя самобытность своей культуры. Их сила столь убедительна, что в Интернете созданы такие сайты, как http://www.technorati.com, для отслеживания более 25 миллионов блогов, которые составляют только около четверти электронных журналов в «блогосфере». Глобальные сети позволяют людям размещать новости, мысли, идеи и изображения где угодно и когда угодно.

В новой цепочке передачи информации роль редактора выполняет Интернет посредством «блогосферы». В этом смысле цифровые СМИ, по своей сути, подрывают интересы любого института, основанного на власти и контроле. На смену традиционным СМИ в качестве главных хранителей информации приходят такие компании, как Google, MSN и Yahoo.

Другой процесс, который также может быть аргументом в защиту тезиса о росте многообразия общественных интересов, это стремительное развитие гражданского общества во всём цивилизованном мире. Наиболее активно этот процесс идёт в странах, выбравших демократический путь развития, а также в странах, причисленных к числу недемократических.

Необходимо при этом обратить особое внимание, что после Второй мировой войны усиливается движение к демократии. По мнению американского политолога С. Хантингтона, человеческая цивилизация стала свидетельницей трёх волн демократизации и двух периодов «отката» от демократии3. Хронологические рамки начала второй волны примерно соответствуют окончанию Второй мировой войны, если быть точными, то это период с 1943 по 1962 г. Далее следует этап свёртывания демократии. С 1975 г. начинается новая третья «волна демократизации», которая продолжается до сих пор.

По данным ежедневной газеты научных кругов США «The Christian Science Monitor», в последние 25 лет распространение демократии являлось одной из определяющих геополитических тенденций. В 1975 г. руководство избиралось населением в 30 государствах мира. К 2005 г. число таких государств резко возросло – до 1194. Несмотря на успех, западный истеблишмент обеспокоен тем, что указанный процесс приостановился и наблюдается довольно долгосрочный процесс стагнации.

Тенденции развития и укрепления институтов гражданского общества сигнализируют обратное: движение в сторону расширения демократии и открытого диалога всех сторон политического процесса.

Бывший генеральный секретарь ООН Кофи Аннан в докладе «Мы, народы: роль Организации Объединенных Наций в XXI веке», прозвучавшем на заседании Генеральной Ассамблеи ООН 27 марта 2000 г., особо отметил, что «сфера международных публичных отношений, включая ООН, должна быть еще шире открыта для участия многих субъектов, вклад которых имеет существенно важное значение для управления процессом глобализации. В зависимости от рассматриваемых вопросов они могут быть организациями гражданского общества, частного сектора, парламентариев, местных органов власти, научных объединений, учебных заведений и многих других видов организаций. Сегодня глобальные вопросы уже не являются исключительной прерогативой министерств иностранных дел, а государства перестали быть единственным инициатором решений для многочисленных проблем нашей небольшой планеты. Вместе с национальными механизмами принятия решений в творческой разработке новых форм глобального управления принимают участие многочисленные, разнообразные и все более влиятельные негосударственные субъекты. Чем сложнее проблема – будь то переговоры о введении запрета на наземные мины, введение ограничений на выбросы, которые способствуют глобальному потеплению, или учреждение Международного уголовного суда, – тем чаще мы видим, что в поиске консенсусных решений, вместе с государствами участвуют неправительственные организации, учреждения частного сектора и многосторонние агентства»5.

Действительно, с каждым годом все более определенно обозначает себя тенденция роста числа международных неправительственных организаций (НПО), выражающих интересы гражданского общества. По мнению руководителя Росзарубежцентра Э.В. Митрофановой, число НПО в мире увеличилось в 40 раз за последнее десятилетие6. Это новая реальность, которую нельзя игнорировать, поскольку она представляет собой возможность принимать решения и решать проблемы по-новому, то есть сообща. Это касается не только международной практики, но и внутригосударственной, так как в новых условиях государство не способно обеспечить качественное и справедливое управление, не прибегая к помощи общественных структур.

Характеризуя особенности государственного управления на современном этапе развития, эксперты отмечают стремление добиться учета социальных аспектов в экономической политике и структурной перестройке. Это реакция на тенденцию к экономической либерализации, которой характеризовались 80-е и 90-е гг. прошлого столетия. Такая реакция в значительной степени является следствием обращений гражданского общества (ГО) и неправительственных организаций, количество и влияние которых, как уже отмечалось выше, за последнее десятилетие значительно возросло.

Многообразие НПО является следствием многообразия общественных интересов. В новых условиях у государства возникает радикальная потребность в дополнительных каналах получения информации от общества.

Правительства США, Европейского союза, России и всего цивилизованного мира уже столкнулись с проблемой качества управления. Возникла несовместимая с эффективностью диспропорция между архаичным государственным управлением и возросшей степенью многообразия сферы его ответственности. Возможны только два мыслимых пути решения проблемы соотношения многообразий7:

1) усложнение (повышение степени многообразия) субъекта управления (органов государственной власти);

2) упрощение (снижение степени многообразия) управляемого объекта (общественных структур).

Реализация второго варианта в современных условиях более чем утопична. Возможно лишь организационное упрощение общества путём сокращения числа партий, экономических и политических единиц. Но это не окажет ожидаемого эффекта, поскольку не затронет эволюционных процессов внутри общества. По-прежнему будет идти рост политического давления на властные структуры в обход традиционных систем политического представительства. Развитие НПО – внешнее выражение обозначенной тенденции. Усложнение субъекта управления представляется, на наш взгляд, наиболее верным решением и требует детального рассмотрения.

Можно выделить три основных пути приведения системы органов государственного управления к необходимому уровню сложности.

1. Экстенсивный путь: расширение структуры органов государственного управления и увеличение числа чиновников.

2. Интенсивный путь: содержательное усложнение чиновников, то есть развитие человеческого капитала. Усложнение процесса рекрутирования бюрократии, ведомственные программы обучения и переподготовки кадров.

3. Сетевой подход: необходимо ввести понятие «менеджмент знания»8 (knowledge management), которое играет ключевую роль в раскрытии смысла данного подхода. Социальные сети предполагают перестройку системы вертикального администрирования, основанного на иерархиях, в систему горизонтального управления, предполагающего участие ГО при разработке политических решений, обмен знаниями и сотрудничество на основе диалога.

Первый путь наименее эффективный, поскольку ведёт к созданию громоздкой неповоротливой машины, требующей огромных финансовых затрат на поддержание жизнедеятельности и качественное выполнение функций. Современная практика показывает, что административные реформы отвергают экстенсивный путь, поскольку направлены на оптимизацию управленческих функций и сокращение финансовых издержек. Попытка создания грамотного и ответственного чиновника заслуживает большего доверия, чем практика увеличения их численного количества. Но такой подход также не удовлетворителен, поскольку качественное улучшение содержания отнюдь не отменяет недостатков формы. Система разработки решений остаётся мало отзывчивой к сигналам из внешней среды. Вывод очевиден: проблему соотношения многообразий можно решить лишь одним путём, а именно путём преобразования как формы, так и содержания органов государственного управления.

По нашему мнению, первые два пути по созданию эффективной системы государственного управления необходимо рассматривать как меры, реализуемые в рамках одного общего подхода, который можно охарактеризовать как реформирование традиционной иерархической системы управления. При таком подходе стоит задача сохранения устоявшихся практик и имеющейся структуры государственного управления, основанной на принципах единоначалия, чёткой регламентации действий, оценке эффективности по объёму освоенных ресурсов. Инновации, внедряемые в старую структуру, не имеют перед собой цель её радикально трансформировать, а лишь модернизировать отдельные блоки системы, в том числе и за счёт реализуемых программ информатизации государственного сектора. Необходимо отметить особую роль сетевой модели управления, реализация которой способна обеспечить создание новой системы органов государственного управления, а также дать дополнительные возможности для расширения демократической практики.

Многообразие, являясь следствием возросшего количества информации, само производит информацию, а именно многообразие общественных интересов и установок. Принятие политических решений предполагает накопление информации, её структурирование и анализ, что в итоге приводит к получению знания и применению его для упорядочивания общественной жизни. Полученное знание оформляется в чёткие нормы или распоряжения, власть которых распространяется на всю территорию государства.

В упрощённом виде показан процесс принятия политических решений, который является фундаментальным в любой политической системе мира. Активные административные реформы двух последних десятилетий являются доказательством того, что в механизме разработки и принятия политических решений накопился огромный массив ошибок, и он требует капитального ремонта. Возросший объём информации, производимой обществом, нередко ведёт к неосведомлённости властных структур при принятии решений, что отражается на качестве публичной политики. Ответ общества: недоверие, непонимание, социальная напряжённость. Итог плохого управления: нестабильность системы. Последствия могут быть непредсказуемыми для политической элиты. Она заинтересована в стабилизации ситуации на долгосрочный период. Соответственно в условиях многообразия общества политическая система должна быть способна, по нашему мнению, решать две основные задачи управления:

1) получение необходимого объёма информации об обществе, 2) качественная обработка информации и получение знания.

Ускорение времени – одна из особенностей информационного общества, где инновации как в экономике, так и в общественном секторе становятся решающим фактором в борьбе за конкурентоспособность.

Главную силу приобретает знание, производящее инновации. Приходит понимание того, что инвестирование в образование, то есть в способности индивида – движущая сила развития. Несомненно, такой подход актуален и в сфере государственного управления. Менеджмент знания становится необходимым условием для успешного хода административных реформ, целью которых является приведение системы органов государственного управления к необходимому уровню сложности. Разработка и принятие политических решений уже немыслимы без учёта культурного, экономического и политического многообразия общества. Единственный способ достижения «хорошего управления» (good governance) – расширение демократической практики. Такую возможность даёт внедрение института электронного правительства (electronic government), которое может сыграть роль катализатора перемен в секторе государственного управления9.

Формирование электронных технологий осуществления правительственной деятельности может по-разному влиять на характер управления: от усиления устоявшихся управленческих практик до трансформации структуры управления в русле усиления горизонтальных транзакций. В условиях усложнения общественной структуры возникают предпосылки для качественно нового характера взаимодействия государственного сектора и внешней среды. Ключевое значение в процессе сотрудничества приобретают согласие и договор, которые позволяют вырабатывать решения по общим актуальным вопросам.

Многообразие общественных интересов вызывает к жизни именно сетевые типы организации и взаимодействия. Сетевая модель расширяет права «меньшинства» на участие в политике, что труднодостижимо при иерархических структурах.

Список литературы

1 См.: Тоффлер Э. Третья волна. М., 2004. С. 266.

2 Начисон Э., Пескин Д. Новейшие СМИ меняют глобальное общество // http://usinfo.state.gov/journals/itgic/0306/ ijgr/peskin.htm.

3 См.: Хантингтон С. Третья волна: Демократизация в конце ХХ века. М., 2003. 367 с.

4 The Christian Science Monitor. Global spread of democracy stalled // http://www.csmonitor.com/2007/1121/p01s02-usgn.html

5 Мы, народы: роль Организации Объединенных Наций в XXI веке // http://www.un.org/russian/conferen/ millennium/2000–6.htm

6 Роль структур гражданского общества в диалоге Россия – ЕС // http://www.rusintercenter.ru/?lang=ru&text=16

7 Шабров О.Ф. Разнообразие как фактор эффективности государственного управления // http://shabrov.info/Statji/ raznoobr2.htm

8 Сморгунов Л.В. Электронное правительство, менеджмент знания и административные реформы // http:// politex.info/content/view/59/40/

9 См.: Сморгунов Л.В. Способности государства и критика концепции электронного правительства // Интернет и современное общество: Тр. X Всерос. объединённой конф. СПб., 2007. С. 38.

Последние материалы раздела:

Чудеса Космоса: интересные факты о планетах Солнечной системы
Чудеса Космоса: интересные факты о планетах Солнечной системы

ПЛАНЕТЫ В древние времена люди знали только пять планет: Меркурий, Венера, Марс, Юпитер и Сатурн, только их можно увидеть невооруженным глазом....

Реферат: Школьный тур олимпиады по литературе Задания
Реферат: Школьный тур олимпиады по литературе Задания

Посвящается Я. П. Полонскому У широкой степной дороги, называемой большим шляхом, ночевала отара овец. Стерегли ее два пастуха. Один, старик лет...

Самые длинные романы в истории литературы Самое длинное литературное произведение в мире
Самые длинные романы в истории литературы Самое длинное литературное произведение в мире

Книга длинной в 1856 метровЗадаваясь вопросом, какая книга самая длинная, мы подразумеваем в первую очередь длину слова, а не физическую длину....