Что обозначает гл. Синтаксическая роль в предложении

Глагол — едва ли не самая употребляемая единица нашего родного языка. Он встречается в текстах, написанных в художественном, научном, публицистическом стиле, в разговорном и литературном жанрах.

В этой статье вы найдете ответы на вопросы: «Как характеризуется глагол?», «Что обозначает?»

Глагол

Это самостоятельный представитель нашего прекрасного языка. Он выполняет две основные задачи:

  1. Говорит о действии, совершаемом предметом, человеком, явлением. Например: бежал, прыгал, всматривается, стоит, находится, кушает.
  2. Характеризует состояние, свойство, признак, отношение предмета. Рассмотрим пример: болею, краснею, завидовать.

Узнать глагол в предложении можно, задав к нему вопрос «что делать?» или одну из его форм ("что делаю?", "что делал?" и т. д.).

Формы глагола

Все глаголы условно делятся на четыре категории:

  1. Начальная, она же инфинитив. Образуется от основы слова путем суффиксации с «ть», «ти», «чь». Эта форма не изменяется по лицам, родам и числам. Дает знать, какое действие совершается. Способна выступать в предложении в любой роли. Имеет черты переходности и возвратности. Может характеризоваться как глагол совершенного или несовершенного вида. Примеры: унывать, грустить, копаться, выучить, просмотреть, любить.
  2. Спрягаемые формы. К этой группе можно отнести любую изменяемую имеющую постоянные и непостоянные признаки.
  3. Причастие — в современной русской грамматике это особая форма глагола. Задача этой части речи — характеризовать признак предмета по действию.
  4. Деепричастие — по одной из версий, неизменяемая глагольная форма. Некоторые лингвисты выделяют его как отдельную В предложении обозначает дополнительное, уточняющее действие.

Вид глагола

Рассмотрим первый постоянный признак, характеризующий глагол. Что обозначает слово «вид» в отношении этой части речи?

Все глаголы можно разделить на две большие группы: совершенного вида (СВ) и несовершенного (НСВ).

Узнать, к какому типу относится слово, можно, задав к его инфинитиву вопрос. Если глагол отвечает на вопрос «что сделать?» — это совершенный вид. Если на вопрос «что делать?» — несовершенный.

Глаголы, относящиеся к совершенному виду, характеризуют действие, дошедшее до своего логического завершения. Слова из группы несовершенного вида обозначают процесс, который все еще продолжается.

Совершенный вид глагола в большинстве случаев достигается при помощи префиксального способа.

Время глаголов

В нашем родном языке выделяют глаголы прошедшего времени, будущего и настоящего. Любой из них легко распознается в контексте при знании теоретического материала.

Глаголы прошедшего времени описывают действие, завершившееся к началу говорения. Надо учитывать, что время, в котором происходит повествование, не всегда выражено настоящим. Вы можете столкнуться с вариантом, где встретится будущее или прошедшее время. Например: «Я сказала маме, что ходила в кино» - или: «Он будет говорить, что успешно справился с заданием».

Слова, принадлежащие прошедшему времени, изменяются по родам, числам. Создают их присоединяя «л» к основе начальной формы.

Настоящее время глагола встречается только у слов, относящихся к несовершенному виду. Выражается оно при помощи личного окончания. Характеризует действие, происходящее в момент говорения. Также оно способно выполнять следующие роли:

  1. Характеризует действие, которое повторяется постоянно. Например: «Устье реки впадает в море».
  2. Рассказывает о действии, которое происходит регулярно. К примеру: «Каждую пятницу в шесть часов она ходит на танцы».
  3. Повествует о событии, которое потенциально может произойти: «Некоторые парни грубят».

Будущая форма глагола рассказывает о событии, которое свершится только после того, как к концу подойдет момент речи. Может быть представлена глаголами и совершенного, и несовершенного вида.

Существует две формы будущего времени: простая и составная. Первая образуется при помощи глагола. Вторая — путем прибавления к основному слову форм лексемы «быть» (буду, будешь, будет и т. д.).

Определенные глаголы одного времени могут употребляться в значении другого. Например, может иметь в контексте значение настоящего: «Вот вечно она так: ничего не видела, ничего не слышала».

Время относят к числу непостоянных признаков.

Наклонение глагола

Наклонение — еще одна непостоянная особенность глагола. Оно выражает отношение данной части речи к реальности. Делится на три типа: изъявительное, сослагательное, повелительное. Каждое из них имеет ряд характерных особенностей.

Глаголы, относящиеся к изъявительному наклонению, представляют реальное действие, происходящее в прошлом, настоящем или будущем времени. Это и является отличительной чертой. Слова, принадлежащие к другим наклонениям, не могут быть выражены любым временем.

Повелительные глаголы способны передать просьбу, приказ, пожелание, совет. Образуются они двумя путями: при помощи суффикса «и» или посредством нулевой суффиксации. Во множественном числе появляется окончание «те». Слова не изменяются по временам.

Сослагательные глаголы описывают действие, которое могло бы воплотиться в жизнь при определенном стечении обстоятельств. Это наклонение образуется путем прибавления к слову, стоящему в прошедшем времени, частицы «бы».

Глагол: что обозначает слово «спряжение» в его отношении?

Спряжение — постоянный признак. Его суть заключается в изменении глагола по лицам и числам. Существует всего две разновидности спряжения, которые принято обозначать римскими цифрами I и II.

Выяснить, к какому спряжению можно отнести слово, достаточно просто, если запомнить простые факты:

  1. Если окончание глагола стоит под ударением, то спряжение слова определяется по данной форме. Если оно стоит в безударной позиции — по инфинитиву.
  2. Глаголы, которые можно определить в группу первого спряжения, характеризуются окончаниями «ешь», «ете», «ет», «ем», «ут», «ют». Относящиеся ко второму спряжению — «ишь», «ит», «им», «ите», «ат» или «ят».
  3. Существует группа формы которых при изменении имеют часть окончаний одной группы, часть — другой. Это глаголы «хотеть» и «бежать».

В этой статье мы рассмотрели глагол (что обозначает эта часть речи). Познакомились с некоторыми ее постоянными и непостоянными признаками, привели примеры. В будущем для вас не составит труда выявить глагол в тексте и дать ему краткую характеристику при необходимости.

Если Вас спросят: «Какие наиболее важные части речи в русском языке?», в Вашем ответе обязательно будет фигурировать глагол.

Русский глагол – одна из самых важных, но, при этом, и одна из самых сложных частей речи. Вспомните все деепричастия, причастия, отглагольные прилагательные, виды, наклонения, спряжения глагола, наконец. Несмотря на это, обойтись без глаголов – ни в языке, ни в жизни – мы не можем.

Глаголы обозначают действие или состояние – в этом нет секрета. Человек запрограммирован природой на это самое действие – оттого так много глаголов вокруг нас: вспомните, сколько действий Вы упомянули только утром!

Ни для кого не тайна, что, несмотря на богатейший словарь, в русском языке не все предметы действительности имеют свои названия, отметим, что среди глаголов такое явление довольно редко – хотя действия, да и слова, их обозначающие, иногда бывают по меньшей мере странные!

Отметим, что глаголы русского языка являются одной из наиболее древних категорий языка: история русского глагола длится уже несколько веков.

Глагол в русском языке выполняет не только свои прямые функции – также он, по выражению Ю. Бондарева, обозначает «действенность характера», т.е. делает любое действие эмоционально окрашенным. Может быть, именно поэтому русская проза считается самой выразительной прозой в мире. А. Югов же считал глагол «самой огнепышущей, самой живой частью речи», в которой «струится самая алая, самая свежая, артериальная кровь языка». И ведь не зря А. Пушкин призывал «жечь сердца людей» именно «глаголом», хотя слово и употреблено в несколько ином значении.

Несмотря на простоту обозначаемого, глагол таит в себе много подводных камней; и очень важно уметь обходить их, ведь, как правило, незнание мелочи в глаголе может привести к серьезным ошибкам.

В первую очередь это касается спряжения глагола. Спряжений у русского глагола всего 2, но, бывает, сложно определить, к какому спряжению относится наш глагол. Нельзя забывать и о малочисленных разноспрягаемых глаголах русского языка. Тем не менее, заполнить содержание спряжений можно – при помощи стихотворения (я приведу наиболее популярные из них):

Ко второму же спряженью
Отнесем мы без сомненья
Все глаголы, что на "-ить",
Исключая "брить", "стелить".
А еще: "смотреть", "обидеть",
"слышать", "видеть", "ненавидеть",
"гнать", "дышать", "держать", "терпеть",
И "зависеть", и "вертеть"!

***
Гнать, дышать, держать, зависеть,
Видеть, слышать и обидеть,
А еще смотреть, вертеть,
Ненавидеть и терпеть.

***
Смотреть, терпеть, обидеть,
Зависеть, ненавидеть,
Видеть, слышать, гнать,
Вертеть, дышать, держать.

Почему же так важно знать спряжение русского глагола? Именно спряжением определяется написание окончаний глаголов в настоящем и будущем времени. Да, нет сомнения, что слова типа читаЮт не вызвают у нас сомнения. А как же быть со словами ла…т , бор…тся, колыш…ся и брызж…т, где написание не столь очевидно?

Здесь и приходит к нам на помощь спряжение: мы помним, что в единственном числе мы пишем -е- (I спр.) и -и- (II спр.), а во множественном -ут / -ют (I спр.) и -ат / -ят (II спр.). Думаю, теперь у нас не будет проблем со «сложными» словами, правда?

Итак, глагол в русском языке – важная и нужная часть речи, которая выполняет несколько функций в языке. И главное – нельзя игнорировать правила, относящиеся к глаголу, т.к. от них многое зависит.

Желаем успехов Вам в изучении глагола!

сайт, при полном или частичном копировании материала ссылка на первоисточник обязательна.

Начальная форма

Начальной формой глагола в русском языке является инфинитив (неопределенная форма), обозначающий действие безотносительно к субъекту и, следовательно, не имеющий изменяемых категорий лица, рода и числа.

Вид

В русском языке глаголы относятся к совершенному или несовершенному виду. Глаголы совершенного вида имеют дополнительные значения, связанные с ограничением действия: завершенность, результат (завернуть, выучить ), начало (заиграть, полететь, уснуть ), однократность (плеснуть, крикнуть ). Глаголы несовершенного вида не имеют дополнительных значений предела действия и указывают на длительное или регулярно повторяющееся действие (плавать, расти, улыбаться ).

Залог

В современной грамматике русского языка вопрос о категории залога является спорным: в настоящий момент существует две теории залога - двузалоговая (страдательный и действительный залоги) и трехзалоговая (страдательный, действительный и возвратный залоги). Все исследователи согласны с тем, что категория залога в русском языке связана с семантикой глагола и с его синтаксической функцией в предложении. Залог глагола выражает отношения действия к его субъекту и объекту. В школьной программе рассматривается возвратный залог , форма которого выражает совпадение субъекта и объекта действия, то есть направленность действия на своего производителя: умываться, одеваться .

Переходность

Категория переходности (непереходности) выражает синтаксические свойства глагола: наличие или отсутствие прямого дополнения. Переходный глагол имеет значение действия, прямо направленного на объект, который, в таком случае, является прямым дополнением:

Девочка читает книгу .

Непереходный глагол может иметь при себе только косвенное дополнение, поскольку обозначает действие, не переходящее прямо на объект:

На улице идет снег .

Наклонение

Глаголы в изъявительном наклонении обозначают действия, которые происходили, происходят или будут происходить реально:

Итак, все мои блестящие надежды рушились ! (А. С. Пушкин)

Летят по весне журавли. Мы плуги налаживаем . (М. М. Пришвин)

За мной, мой читатель, и только за мной, и я покажу тебе такую любовь! (М. А. Булгаков)

С изъявительным наклонением связана изменяемая категория времени глагола.

Глаголы в повелительном наклонении обозначают побуждение к действию (приказ, просьбу и т. п.). Обычно глаголы в повелительном наклонении употребляются в форме второго лица, передавая обращение к собеседникам:

Она не погибнет - знайте !
Она не погибнет, Россия.
Они всколосятся, - верьте !
Поля ее золотые.

(З. Н. Гиппиус)

Менее употребительны формы первого и третьего лица. Формы первого лица обозначают призыв к действию лиц, включая говорящего, а третьего - лиц, не участвующих в беседе:

- Идём ! - крикнул Данко и бросился вперёд на своё место, высоко держа горящее сердце и освещая им путь людям. (М. Горький)

Пусть всегда будет солнце,
Пусть всегда будет небо,
Пусть всегда будет мама,
Пусть всегда буду я.

(Л. И. Ошанин)

Глаголы в условном наклонении обозначают действия не происходящие в реальности, а желаемые или возможные при определенных условиях:

Я б навеки забыл кабаки
И стихи бы писать забросил .
Только б тонко касаться руки
И волос твоих цветом в осень.

(С. А. Есенин)

В некоторых источниках условное наклонение называют сослагательным.

Время

Категория времени выражает отношение действия к моменту речи. В русском языке для глаголов в изъявительном наклонении выделяют три времени: прошедшее , настоящее и будущее . Глаголы совершенного вида имеют формы прошедшего и будущего времен, а глаголы несовершенного вида - формы прошедшего, настоящего и будущего времен: сделал - сделаю, делал - делаю - буду делать .

Число

Категория числа глагола выражает соотнесенность действия с одним или несколькими лицами. В русском языке глагол может стоять в форме единственного или множественного числа в любом наклонении и в любом времени. По числам не изменяется только инфинитив.

Лицо

Глаголы в первом лице относятся к говорящему (или группе лиц, от имени которых произносится высказывание), глаголы во втором лице относятся к собеседнику (или собеседникам), в третьем лице - к лицам или предметам, не участвующим в речи: думаю (думаем), думаешь (думаете), думает (думают) .

По лицам могут изменяться глаголы в изъявительном наклонении в настоящем и будущем времени, а также глаголы в повелительном наклонении. Написание безударных личных окончаний глаголов связано с системой спряжения глаголов и может вызывать трудности.

Спряжение

Спряжение - это изменение глагола по лицам и числам. В русском языке существует два типа спряжения глаголов. Глаголы первого спряжения имеют в третьем лице множественного числа окончание -УТ, -ЮТ, глаголы второго спряжения - -АТ, -ЯТ. Если личное окончание является безударным, спряжение глагола определяется по суффиксу перед инфинитивом. Ко второму спряжению относятся глаголы с суффиксом И (оканчивающиеся на -ИТЬ): жари ть, лепи ть и глаголы-исключения ГНАТЬ, ДЕРЖАТЬ, ДЫШАТЬ, СЛЫШАТЬ, ВИДЕТЬ, ВЕРТЕТЬ, ЗАВИСЕТЬ, НЕНАВИДЕТЬ, ОБИДЕТЬ, СМОТРЕТЬ, ТЕРПЕТЬ. К первому спряжению относятся глаголы с остальными гласными в суффиксах - А, Я, Е, У, О (оканчивающиеся на -АТЬ, -ЯТЬ, -ЕТЬ, -УТЬ, -ОТЬ): пах а ть, се я ть, красн е ть, пахн у ть, мол о ть и глаголы-исключения БРИТЬ, СТЛАТЬ, СТЕЛИТЬ, ЗИЖДИТЬСЯ.

ГЛАГОЛ – часть речи, к которой относятся слова, обозначающие действие или состояние предмета или живого существа: идти , спать , находиться .

В русском языке, как и во многих других, различаются глаголы переходные и непереходные. Переходные глаголы управляют прямым дополнением в винительном падеже без предлога: читать книгу , резать хлеб . Винительный падеж может замещаться родительным

а) если действие направлено не на весь предмет, а на его часть: отрезал хлеба ;

б) при отрицании: не читал этой книги . Непереходные глаголы не могут иметь при себе прямого дополнения.

Русскому глаголу присущи грамматические категории вида, времени, ; глаголы изменяются по лицам и числам (а в прошедшем времени – по числам и родам) и относятся к тому или иному типу спряжения.

Глаголы различаются по виду – совершенному и несовершенному.

Совершенный вид показывает, что действие доведено до предела, не может быть продолжено: сделать , отметить , прочитать , вылить , собрать . Форма совершенного вида означает, что действие длится или многократно повторяется: делать , отмечать , читать , выливать , собирать .

Глагольные формы, которые различаются только значением вида, образуют видовую пару: делать – сделать , отмечать – отметить . Некоторые глаголы не имеют видовых пар: они употребляются либо только в совершенном виде: кануть , очнуться , ринуться и т.п. , либо только в несовершенном: пребывать , находиться , иметься , зависеть , ожидать и т.п.

По форме глаголы совершенного и несовершенного вида отличаются друг от друга наличием/отсутствием суффиксов и префиксов: одеть – оде -ва -ть , разглядеть – разгляд -ыва -ть , прыг -ну -ть – прыг -а -ть , с -делать – делать , на -писать – писать . Мена суффикса может сопровождаться чередованием корневого гласного с другим гласным или с нулем: запе реть – запи рать , собрать – соби рать . Некоторые глаголы имеют разнокоренные (супплетивные) видовые пары: брать – взять , говорить – сказать , ловить – поймать .

У некоторых глаголов формы совершенного и несовершенного вида совпадают. Такие глаголы называются двувидовыми. Например: жениться , казнить , использовать , мобилизовать , электрифицировать и подобные. Ср. : Штангист уже использовал две попытки (совершенный вид). – Я использовал этот прибор в течение двух лет (несовершенный вид).

Весьма своеобразна и сложна лексическая и грамматическая сочетаемость глагольных форм совершенного и несовершенного вида с другими словами в предложении. Так, при употреблении форм глагольного вида в пределах одного высказывания нельзя сочетать противоречащие друг другу значения – например, значение начала или продолжения действия со значением завершенности или однократности. Поэтому такие глаголы, как начать , продолжать , быть (в будущем времени), стать и подобные не могут сочетаться с глагольными формами сов. вида: нельзя сказать *начал рассказать , *продолжайте написать , *буду сделать , *не стану отказаться .

В сочетаниях глаголов с обстоятельствами, имеющими значение повторяемости или длительности действия, глагол, как правило, должен иметь форму несов. вида: долго собирался , гуляли вечерами , обычно встаю в семь , постоянно жалуется (нельзя сказать: *долго собрался , *погуляли вечерами , *обычно встал в семь , *постоянно пожаловался ). Однако такие , как постепенно , медленно , характеризующие растянутость действия во времени, сочетаются с формами как несов. , так и сов. вида: постепенно привыкал – постепенно привык , медленно встает (подходит , читает )– медленно встал (подошел , прочитал ).

От глагольных форм страдательного залога следует отличать глаголы, содержащие формант -ся , которые обозначают действие, направленное на субъект этого действия: мыться , купаться , кататься , причесываться и под. Это – возвратные глаголы. Они обладают самостоятельным лексическим значением по сравнению с соответствующими глаголами без -ся и не противопоставлены этим глаголам по залоговым значениям действительности – страдательности. Глаголы типа мыться , кататься , купаться – однозалоговые, они всегда выражают значение действительного залога: действие совершается субъектом, который выражен существительным (или местоимением) в именительном падеже: Мальчик катается на коньках ; Мы купались в пруду .

Некоторые возвратные глаголы не имеют соответствий без форманта -ся : бояться , надеяться , смеяться и т.п. (форм типа *боять , *надеять , *смеять не существует). В тех случаях, когда возвратный глагол соотносителен с глаголом без -ся (мыться – мыть ), может возникать омонимия формы страдательного залога, образованной от переходного глагола, и возвратного глагола; ср. : Мальчик моется в ванне – возвратный глагол (действие направлено на субъект этого действия). – Пол моется один раз в неделю – форма страдательного залога глагола мыть (подлежащее – объект, на который направлено действие, выражаемое глаголом мыть ).

Глагольные формы, противопоставленные друг другу по залогу, формируют соотносительные по смыслу активные и пассивныеконструкции. Ср. : Комиссия рассматривает жалобы трудящихся . – Жалобы трудящихся рассмат­риваются комиссией ; Машинист остановил поезд . – Поезд был остановлен машинистом ; Все любили ее . – Она была любима всеми . Подобные пары предложений описывают одну и ту же внеязыковую ситуацию. Однако каждое из предложений имеет свой собственный логический акцент, и поэтому они не вполне равнозначны. Ср. : Рабочие строят дом (сообщается, что объект строительства – дом, а не что-либо иное). – Дом строится рабочими (а не кем-то другим); Почтальон доставил свежие газеты и журналы (обращается внимание на то, что именно доставил почтальон). – Свежие газеты и журналы доставлены почтальоном (подчеркнуто, кто именно доставил почту).

Настоящее время обозначает действие, совпадающее с моментом речи: иду , читаю ; прошедшее – действие, которое совершалось до момента речи: шёл , читал ; будущее – действие, которое будет происходить после момента речи: пойду , буду читать .

В прошедшем времени глаголы изменяются по родам и числам: мальчик шел – девочка шла – стадо шло – дети шли .

Настоящее время может обозначать действие как постоянное свойство предмета (При нагревании тела расширяются , а при охлаждении сжимаются )– или же характеризовать возможности либо способности живого существа (Он пробегает стометровку за одиннадцать секунд – т. е. ‘может пробежать’; За сутки слон съедает около ста килограммов пищи – т. е. ‘может съесть, обычно съедает’); такое употребление формы настоящего времени называется настоящим потенциальным.

В настоящем и будущем времени глаголы имеют формы лица, которые показывают, кем производится действие: говорящим(и) – этому соответствуют формы 1-го лица ед. и множ. числа (читаю , читаем , прочитаю , прочитаем ), собеседником (или собеседниками) – этому соответствуют формы 2-го лица ед. и множ. числа (читаешь , читаете , прочитаешь , прочитаете ) или третьими лицами – этому соответствуют формы 3-го лица ед. и множ. числа (читает , читают , прочитает , прочитают ). Совокупность всех личных форм глагола называется его спряжением.

Формы наклонения показывают, как говорящий представляет себе действие или состояние, обозначаемые глаголом, по отношению к действительности.

Если он считает это действие фактом (по отношению к настоящему, прошлому или будущему), то он использует форму изъявительного наклонения: Он посылает (послал , пошлет ) письмо бабушке .

Если говорящий оценивает действие как предположительное или желательное, он использует форму сослагательного наклонения: Послал бы ты письмо бабушке .

Если же говорящий побуждает другое лицо к какому-либо действию или просит его о чем-либо, он использует форму повелительного наклонения: Пошли письмо бабушке !

Сослагательное наклонение образуется прибавлением частицы бы к форме прошедшего времени: взял – взял бы , читал – читал бы .

Повелительное наклонение образуется от основы настоящего времени глагола прибавлением суффикса -и : возьм -у – возьм -и или же без такого прибавления – в этом случае на конце формы повелительного наклонения пишется -й : чита -ю – чита -й или мягкий знак: вын -у – вынь , реж -у режь ). Некоторые глаголы, имеющие в 1-м лице ед. числа так называемое вставное -л (составить – состав -л -ю , готовить – готов -л -ю ), в форме повелительного наклонения оканчиваются на мягкий согласный корня (на письме после согласного ставится мягкий знак): ставь , готовь . Множественное число повелительного наклонения образуется прибавлением форманта -те к форме ед. числа: возьми -те , читай -те , вынь -те , режь -те , составь -те , готовь -те .

Основная роль глагола в предложении – быть сказуемым; в сказуемом воплощаются и основные грамматические категории глагола – наклонение, время, лицо. Инфинитив глагола может употребляться также в функции подлежащего (Курить – здоровью вредить ) и в функции дополнения (Им приказали наступать ).

Глагольные категории залога, вида, времени, наклонения, лица имеют определенные смысловые и стилистические особенности в их речевом выражении. Укажем наиболее характерные из них. Так, формы страдательного залога чаще используются в официально-деловой и научной речи: Право на труд охраняется законом ; Эти явления рассматриваются автором в третьей главе . Для других стилей речи и в особенности для устно-разговорной ее разновидности формы страдательного залога не характерны.

Формы вида – совершенного и несовершенного – употребляются во всех разновидностях речи, но некоторые стили отличаются преимущественным использованием форм какого-либо одного вида. Так, в научном стиле употребительнее несовершенный вид, так как с помощью форм этого вида можно описывать различные свойства и закономерности: горит , расширяются , плавится и т. п. С другой стороны, глаголы совершенного вида, обозначающие однократность или мгновенность действия и содержащие в своей структуре суффиксы -ну , -ану , характерны для разговорной речи и просторечия: двинуть , толкануть и т.п.

Глаголы движения с префиксом при - в несовершенном виде не могут употребляться в форме настоящего времени, обозначающей действие, которое совпадает с моментом речи, – такие формы имеют значение повторяющегося, регулярного действия: Поезд приходит в восемь часов ; По утрам к моему окну прилетают голуби (нельзя сказать: *Смотри , вот приходит поезд ; *Видишь , прилетают голуби ). Другие глаголы не имеют такого ограничения в употреблении; ср. : Смотри , прорубь прямо на глазах замерзает ; Вратарь разбегается и выбивает мяч в поле .

Формы времени наиболее разнообразно представлены в разговорной и в художественной речи. Здесь употребительны собственно настоящее, совпадающее с моментом речи, настоящее историческое (Вчера выхожу , смотрю – Иванов идет . Говорю ему… ), настоящее в значении будущего (Значит , завтра я еду ), будущее в значении настоящего (То как зверь она завоет , То заплачет , как дитя ), будущее, обозначающее события в прошлом (Ни лес не зашумит , ни рыба не плеснет ) – такое будущее, кроме того, в разговорной речи используется для обозначения внезапности действия: Как вскрикнет она , как побежит! Форма будущего времени в значении настоящего употребляется в некоторых жанрах научного стиля речи (в лекциях, учебниках), в публицистике; ср. : Умножим обе части уравнения на два ; Представим себе результат этой политической акции . Однако в целом для этих стилей характерно использование временных глагольных форм (преимущественно настоящего времени) в их собственных значениях.

Последние материалы раздела:

Практические и графические работы по черчению б) Простые разрезы
Практические и графические работы по черчению б) Простые разрезы

Рис. 99. Задания к графической работе № 4 3) Есть ли отверстия в детали? Если есть, какую геометрическую форму отверстие имеет? 4) Найдите на...

Третичное образование Третичное образование
Третичное образование Третичное образование

Чешская система образования развивалась на протяжении длительного периода. Обязательное образование было введено с 1774 года. На сегодняшний день в...

Презентация земля, ее развитие как планеты Презентация на тему возникновения земли
Презентация земля, ее развитие как планеты Презентация на тему возникновения земли

Слайд 2 В одной галактике насчитывается около 100 миллиардов звезд, а всего в нашей Вселенной, предполагают учёные, существует 100 млрд...