Анализ стихотворения А. Блока “В ресторане”

Цели урока:

  • совершенствовать восприимчивость учащихся к поэзии, развивать художественный вкус, учить понимать поэзию;
  • обучать грамотному, правильному анализу лирических произведений.

Оборудование: Портрет А.А. Блока, иллюстрации учащихся к стихотворениям.

Ученик: “Был Пушкин и был Блок…Все остальное – между”, - так сказал Владислав Ходасевич. Так ценили современники Блока. Ценили потому, что он писал о святом: любви. Любви к Родине, матери, женщине.

Ученик: 1905-1910 гг. значили для Блока многое. Они были редкостно продуктивными. Он переживал с большим душевным подъемом революцию 1905 года. Он поддерживал знакомство с самыми видными деятелями культуры, литературы: М. Горьким, Л.Н. Андреевым, В.Ф. Комиссаржевской. И он прощался с Прекрасной Дамой:

Блок входил в “страшный мир” реальной жизни. Ощущение неблагополучия жизни, ее трагических противоречий не оставляет поэта.

Трагедия “страшного мира” многогранна. Но самым страшным явлением в нем было для Блока унижение и поругание любви, обреченность любви. Для Блока сокровенная сфера любви являлась проверкой человека на человечность.

Беседа по стихотворению “Незнакомка” (1906 г.)

  • Каков строй образов? (Два строя образов)
  • Как изображен “страшный мир”?

Мы видим обычный ресторан в дачном уголке Озерки под Петербургом. Все конкретно, реально. Это подтверждает друг Блока Евгений Иванов, бывавший с ним там. Но, с другой стороны, это особое жизненное пространство. В нем все “страшно”: “горячий воздух дик и глух”, всем управляет “тлетворный дух”. Здесь застой, “каждый вечер” одно и то же, бессмысленное повторение бессмысленных действий. Их совершают “испытанные остряки”. Их шутки, жесты, поступки, совершаемые “среди канав”, далеко не свежи, потасканны.

А в небе, ко всему приученный.
Бессмысленно кривится диск.

Это апофеоз пустоты жизни, ее движения по мертвому кругу, где “истина в вине”, где торжествует пошлость. Здесь же и герой. Он присутствует в ресторане в одном ряду с “пьяницами с глазами кроликов”, они “…рядом у соседних столиков”. Но он еще не стал таким же, как они, не поглощен ими, он способен видеть и чувствовать живое, новое, прекрасное, у него есть нравственное зрение, ясное сознание.

  • Каков второй строй образов в стихотворении?

Это Незнакомка и лирический герой. Лирического героя посещает видение Незнакомки, (“Иль это только снится мне?”). Мир ресторана и Незнакомка – это сплошная музыка ассонанса.

  • Каков мир Незнакомки?

У неё, как у Прекрасной Дамы, очи, “синие, бездонные”.

Дыша духами и туманами
Она садится у окна …
... И веют древними поверьями
Ее упругие шелка.

Это мир любви, красоты, неземного очарования. И в этот мир погружается поэт:

Глухие тайны мне поручены,
Мне чье-то сердце вручено, . . .
. . . В моей душе лежит сокровище,
И ключ поручен только мне!

Он опьянен не вином, а близостью этого мира, мечтой о стране любви, возможностью уйти от мерзости. Он заворожен. Перед ним вновь “синий, бездонный” мир Прекрасной Дамы, и ему доступна величайшая тайна любви.

Конец неожиданный. Поэт уступает “страшному миру”, соглашается с завсегдатаями ресторана:

Ты право, пьяное чудовище!
Я знаю: истина в вине.

Но это реалии все-таки земной жизни. Это всего лишь “горькая самоирония”, а в душе читателя остается другая мелодия, другой подтекст. Поэт показал, что истинная красота и любовь неприкосновенны, ничто пошлое из “страшного мира” не может их запятнать, и, являясь в этот мир, они несут в него гармонию, прекрасную музыку, заглушающую все будничное, рычанье “пьяного чудовища”.

Беседа по стихотворению “В ресторане” (1910 г.)

Стихотворение “В ресторане” написано 4 года спустя. Блок шел по пути все большего обнажения противоречий “страшного мира”, все мучительнее становилось для него осознание унижения любви в нем.

  • Остался ли в стихотворении “В ресторане” тот же фон, на котором происходит встреча поэта и прекрасной женщины?

Да, мир тот же. Зал “переполнен”, “грянули струны”, “исступленно запели смычки” в нем, “…цыганка плясала и визжала заре о любви”. Новая незнакомка живет на земле, она совсем не похожа на видение.

  • Остались ли прежними Он и Она?

Нет. Они переключаются из мира ресторана в мир любви.

Я послал тебе чайную розу в бокале
Золотого, как небо, аи.

Но они земные. Противоречия земного мира уже прошли через их души. Он встречает “…дерзко //Взор надменный”. Она “намеренно резко” говорит кавалеру: “И этот влюблен”. Они пытаются вернуться в мир любви, они близки друг другу тем, что одиноки в “страшном мире”, чувствуют желание найти в нем “берег очарованный и очарованную даль” Они стремятся сломать отчуждение, враждебность, надменность, высокомерие.

Но была ты со мной всем презрением юным,
Чуть заметным дрожаньем руки. . .
. . . Ты рванулась движеньем испуганной птицы,
Ты прошла, словно сон мой легка.

Но уже через мгновение все разрушено. Героям очень трудно. Им приходится преодолевать не только внешние препятствия, но и собственную раздвоенность, внутренние противоречия между желанием любви и принадлежностью к миру пошлости. Сосуществуют, а не сменяют друг друга дерзость и смущение, надменность, презрение и дрожание руки в одном человеческом существе.

А для Блока эта противоречивость сознания служит мерилом катастрофичности бытия, предвестием гибели этого мира.

Однако Блок оптимистичен. В стихотворении прослеживается двойственность; в нем видна как невозможность, так и непобедимость любви, ее неодолимая способность преодолеть одиночество и отчужденность, навязанные “страшным миром”. Героиня уходит, крича: “Лови!..”, “Лови” и не забывай взгляд любви.

Для Блока любовь – святое и нетленное, то, чем жива жизнь, и это отражено в обоих стихотворениях.

Подведем итог урока. Рассмотрите ваши иллюстрации. Кто, на ваш взгляд, более полно отразил в своем рисунке глубокий смысл стихотворений А.А. Блока.

Список использованной литературы.

  1. Пути анализа литературного произведения. Пособие для учителя. Под редакцией Б.Ф. Егорова, М.,”Просвещение”. ,81г.
  2. Работа над стихом в школе. Л.В. Тодоров “Просвещение”, М., 1996 г.
  3. Ю.А. Озеров. Раздумья перед сочинением.Высшая школа., 1990г., М.
  4. Медведев В.И. Изучение лирики в школе., 1985.
  5. Трихизько В.А. Постижение лирики, М, 1988.
  6. Б.С. Локшина. Поэзия А. Блока и С.Есенина в школьном изучении Ленинград. “Просвещение”, 1978.
  7. B.C. Баевский. История русской поэзии, М.,1996.
  8. И.А. Фогельсон, Литература учит. М., “Просвещение”, 1990.
  9. И.Е. Каплан. Анализ произведений русской классики. Школьный курс. М., 87
Творчество великих поэтов – это всегда интересно. Особый интерес вызывают стихотворения, наполненные вдохновенными цитатами, интересными сюжетами и сокровенными историями о жизни людей в другие времена. Возможно, у читателей есть и другие причины, по которым они обращают пристальное внимание на некоторые стихи. В любом случае пройти мимо многих произведений просто невозможно.

Конечно, школьная программа литературы включает в себя массу необходимых произведений, однако, к сожалению, некоторые стихотворения остаются в стороне. Например, вспоминая о творчестве Александра Блока, мы представляем знаменитые произведения «Ночь, улица, фонарь» и «Россия». Печально, что многие шедевры авторов остаются незамеченными, и сейчас, благодаря всеобщему доступу в интернет, это проблему можно исправить.

Как и любой другой творческий человек, Александр Блок искал вдохновение во всем, что его окружало, но чаще находил его в любви – именно она двигала поэтом, заставляла подбирать самые красивые рифмы и продумывать сюжет, и именно она не позволяла творцу опускать руки даже в самые тяжелые времена. И именно любовь воспевает Блок в своем стихотворении «В ресторане».

Стихотворение «В ресторане». Александр Блок.

Никогда не забуду (он был, или не был,
Этот вечер): пожаром зари
Сожжено и раздвинуто бледное небо,
И на жёлтой заре - фонари.

Я сидел у окна в переполненном зале.
Где-то пели смычки о любви.
Я послал тебе чёрную розу в бокале
Золотого, как нёбо, аи.

Ты взглянула. Я встретил смущённо и дерзко
Взор надменный и отдал поклон.
Обратясь к кавалеру, намеренно резко
Ты сказала: «И этот влюблён».

И сейчас же в ответ что-то грянули струны,
Исступлённо запели смычки…
Но была ты со мной всем презрением юным,
Чуть заметным дрожаньем руки…

Ты рванулась движеньем испуганной птицы,
Ты прошла, словно сон мой легка…
И вздохнули духи, задремали ресницы,
Зашептались тревожно шелка.

Но из глуби зеркал ты мне взоры бросала
И, бросая, кричала: «Лови!..»
А монисто бренчало, цыганка плясала
И визжала заре о любви.

Анализ стихотворения

Большинство компетентных специалистов в области литературы в один голос твердят, что у Александра Блока на протяжении всей его нелегкой жизни была одна-единственная муза – его неподражаемая и горячо любимая супруга. Но, как известно знатокам биографии поэта, уже в 1907 году в семье произошел разлад. Пара, которая, на первый взгляд, ранее казалась самой счастливой, практически не проживала вместе. Да, были некоторые дни в месяце, когда Александр и его жена проводили вместе, однако, это уже было почти невозможно назвать парой и полноценной семьей. Все их отношения рушились на глазах у знакомых и окружающих их людей.

Конечно, для Александра Блока, как для поэта, как до безумия тонко чувствующего человека, подобный разрыв был настоящим противостоянием судьбы – это сильно ударило и по нему самому, и по манере его творчества. Поэт стал писать совершенно иначе, ведь теперь свои стихи он не посвящал той самой, горячо любимой. Да, он любил ее и никогда не прекращал любить женщину, с которой его свела сама судьба, однако, это совершенно не мешало ему проводить время в свое удовольствие. А какое удовольствие может быть без ресторанов и женщин? Мимолетные романы с красавицами стали частью новой жизни поэта, и это он старался воспеть в своих стихотворениях, как бы компенсируя тяжелый разрыв с избранницей.

Новая муза

Женщины, которые появлялись в жизни Блока после любимой жены, не вызывали у него таких ярких чувств. Но он продолжал творить и презентовать свои творения новым избранницам. Возможно, это был хитрый ход продуманного и уже опытного в отношениях мужчины, возможно, женщины и правда вдохновляли великого человека на создание настоящих шедевров, в любом случае – свое стихотворение «В ресторане» Блок посвятил своей новой избраннице – Ольге Судейкиной. На тот момент, в 1910 году, между молодыми не было никаких романтических отношений. Да, они были знакомы с глубокого детства, часто пересекались на творческих вечерах и вращались в общих кругах среди хороших друзей и знакомых, однако, ни о каких чувствах или отношениях речи не шло – их общение полностью отражено в стихотворении, и из него видно, что Ольга была особой популярной, вызывала восхищенные взгляды и не удивлялась тому, что в нее влюблялся очередной мужчина, пусть и давно ей знакомый.

Здесь Блок в очередной раз показал себя, как человека непросто тонко чувствующего, но способного к настоящим предсказаниям своей и чужой судьбы. Ранее он написал пророческую «Россию», и, видимо, подобное видение будущего стало для него привычкой.

В самом стихотворении идет описание обычного вечера в приличном обществе, во время которого уже разочарованный в жизни поэт увидел прекрасную женщину в объятиях очередного кавалера. Поэт не мог оставить даму без внимания и послал ей великолепную черную розу, но реакция дамы превзошла все ожидания. Ольга Судейкина уже давно была утомлена мужским вниманием и не принимала всерьез подобных ухаживаний, однако, Александр Блок увидел непросто красивую картинку, а самую настоящую близкую по духу женщину. Виной тому стали похожие судьбы главных героев – и сам поэт, и его новая избранница были глубоко разочарованы неудачами в семейной жизни, оба расстались со своими любимыми, и уже свободная Ольга с трудом отбивалась от кавалеров, а еще свободный Блок постоянно искал новый источник для вдохновения.

Ольга не обратила серьезного внимания на такие знаки от поэта – в ее жизни таких поступков было достаточно. Но, как позже писал сам Блок, именно в этот вечер между ними зародилась самая неподдельная искренность и близость, не имеющая ничего общего с любовными чувствами, но объединяющая двух людей в одно целое. Ольга не заинтересовалась поэтом, по крайней мере, постаралась показать это в максимально суровой форме, однако, на протяжении всего вечера в том самом ресторане тайком бросала заинтересованные взгляды в его сторону, пытаясь понять, почему же ее так притягивает этот мужчина.

Финал


Конечно, между поэтом и его новой музой просто не могло родиться никаких серьезных отношений – Александр всем сердцем любил свою жену, а Ольгу вполне устраивал ее образ жизни – у нее была и успешная карьера, и просто восхищающее количество ухажеров вокруг. Однако, эти двое и дальше пересекались на различных вечерах – Ольга ходила на поэтические выступления, Александр был поклонником разных видов творчества – казалось, сама судьба объединяет этих людей, однако, между ними установилась совсем иная, возможно, даже более высокая форма отношений.

Постепенно Ольга и Александр стали самыми близкими друзьями – ей он мог доверить абсолютно все. Она ему рассказывала о своих жизненных ситуациях, они проводили вместе очень много времени. Стихотворение «В ресторане» стало своеобразным пророчеством, в котором Блок описал, что романтические чувства между двумя людьми уже не появятся, ведь искра должна пробежать в первые секунды, но та химия, которая произошла в тот вечер, стала стартом для появления настоящей, искренней дружбы.

Заключение

Александр Блок прожил довольно непростую жизнь. Всего за сорок лет он успел буквально перевернуть литературный мир – его произведения были широко востребованы еще при жизни поэта, а после его смерти расходились невероятными тиражами. Блока до сих пор знают наизусть. Его стихотворения близки каждому. Их вспомнит как ученик младших классов, так и пенсионер в возрасте.

Александр писал обо всем, что его окружало и волновало – здесь и тема родины, любимой страны, которую, к своему величайшему сожалению, поэт надолго покидал, и тема настоящей любви, и глубокая философская лирика.

Далеко не каждый поэт может похвастаться тем, что практически каждое его стихотворение сбывалось – наверное, именно в этом и заключается то волшебство литературы, что гениальный человек не только умеет складывать слова в рифмы, создавать яркие образы, но и чувствует, как будут развиваться события в будущем. Откройте любое стихотворение Блока – вы найдете там актуальные для себя строки, описание именно вашей, современной жизни – как это возможно, если с момента смерти поэта прошло почти сто лет?


Поэт искренне и горячо любил – в его жизни присутствовала та единственная женщина, с которой он был готов встретить свою старость. Никто не может утверждать, по каким именно причинам распался этот союз, но, к великому сожалению самого поэта, жизнь с супругой у него не заладилась – каждый пошел своей дорогой, но даже после расставания бывшие влюбленные не смогли уйти друг от друга далеко и периодически встречались и даже жили вместе. Большинство стихотворений Блока посвящены именно его жене – она долгие годы являлась той самой вдохновительницей, которая в любые времена заставляла творить.

Блок, безусловно, был сильной личностью, и эту силу он оставил в своих произведениях.

Любое событие Блок встречал с настоящим достоинством. Он принял и Революцию, и даже добровольно согласился работать на нее – настолько искренне он относился к тому, что делал, что у него не было сомнений в правильности действий. К сожалению, после Революции жить поэту стало трудней – он почти не писал стихов. Александр был вынужден работать на советских предприятиях, занимаясь суровым физическим трудом, на фоне чего у него появились проблемы с сердцем, затем астма, психическое расстройство, и в конце концов, цинга. Финансы не позволяли поэту прекратить работу, и вскоре его сердце не выдержало – он умер в Петрограде, так и не успев сказать миру все, что хотел.

Анализ стихотворения А.Блока "В ресторане"

Сюжет вечен и прост: любимая женщина уходит, герой делает усилие удержать её, но всё тщетно. Несмотря на кажущуюся простоту, “В ресторане” - одно из сложнейших произведений Блока.

Все символисты считали своими литературными прародителями поэтов - романтиков, но символист Блок был романтиком по сути своей. Он тонко ощущал двоемирие, видел грань между земным и вечным, и, хотя “вечное” порой казалось ему призрачным, ирреальным, оно всегда жило в душе поэта и его лирического героя.

Никогда не забуду (он был или не был этот вечер)…

Всё стихотворение построено на антитезе: пошлый земной мир противопоставляется вечному, идеальному.

Я сидел у окна в переполненной зале,

Где-то пели смычки о любви.

Переполнен ресторанный зал, но герой не слышит его шума, он слышит чудесную музыку. “Где-то пели” - это где? Не из другого ли мира эти звуки? Интересно и то, где находится герой. Он не первый, кто в произведениях Блока занимает место у окна. Вспомним:

И медленно пройдя меж пьяными,

Всегда без спутников, одна,

Дыша духами и туманами,

Она садится у окна.

Почему же у окна? Может, именно окно символизирует выход в мир любви и гармонии, а герои ищут этот выход? И находят. И вот герой стихотворения совершает скандальный, с точки зрения обывательского этикета, поступок: посылает даме, пришедшей с кавалером, цветок:

Я послал тебе чёрную розу в бокале

Золотого, как небо, аи.

Чёрная роза в бокале золотого вина - символ, поступок героя - вызов. Чёрный цвет - цвет скорби, страдания, но роза от этого не становится менее прекрасной, так же как и Прекрасная Дама, мировая душа оказавшаяся на земле и превратившаяся в страдающую красоту. И героиня стихотворения носит эту красоту в себе, даже не подозревая об этом. Герой помещает розу в золотое вино, не случайно странное на первый взляд сравнение “золотое, как небо”. Небо символизирует вечность, гармонию, и герой хочет спасти Прекрасную Даму от пошлости и беспросветности. Понимает ли этот порыв героиня? Безусловно, понимает, хотя изо всех сил старается скрыть это. Почему? Быть может потому, что не верит в свое спасение? Но намеренная резкость, презрение, несоотносимое с волнением, не мешают ей слышать ту же музыку вечного мира, которую слышит герой.

И сейчас же в ответ что-то

грянули струны,

Исступлённо запели смычки…

Но была ты со мной всем презрением юным,

Чуть заметным дрожаньем руки.

И героиня, чувствуя близость к герою, уходит.

Ты рванулась движеньем испуганной птицы,

Ты прошла, словно сон мой, легка…

Сон поэты-романтики воспринимали как выход в мир идеальный; сон отражает наше подсознательное, не контролируемое разумом, позволяет заглянуть в тайники души. Блоковский лирический герой часто видит во сне красоту. Вспомним, как появляется Незнакомка

И каждый вечер в час назначенный

(Иль это только снится мне)

Девичий стан, шелками схваченный,

В туманном движется окне.

В душе героя живёт красота, поэтому он может увидеть её везде, даже в переполненном зале ресторана. Да, героиня уходит. Но уходит она не от героя, она уходит из ресторанного зала, из мира пошлости и суеты. Она уходит в зазеркалье, в идеальный мир и зовёт за собой героя:

Но из глуби зала ты мне взоры бросала

И, бросая, кричала: “Лови!”

Герой сделал то, что должен был сделать. Своим поступком он спас Красоту, он вернул Прекрасную Даму в мир вечности, и уже неважно, существует ли этот мир объективно или этот мир - душа героя. И земной мир с визжанием вместо пения кажется таким же жалким и неестественным, как и фонари “на жёлтой заре”.

Каждый человек живет в мире тех надежд, иллюзий, представлений, которые он сам для себя продуцирует. Особенно поэт, особенно такой, как Александр Блок. Миры разных людей могут пересекаться, но могут и совершенно не коррелировать. Одиночество, которое испытывает Блок в ресторане, анализ покажет, как совершенно особое, свойственное только его герою мироощущение, который хочет жить как все, но не может.

Воспоминания

Было или не было это сожженное и раздвинутое небо, которое пожар зари сделал бледным и на котором выделяются фонари?

Глаголы стихотворения использованы только в прошедшем времени. Все воспоминания его лирического героя похожи на иллюзии, мягкость и нежность которых в большой степени создана аллитерациями повторяющихся «Л», «Н». Но начало состоит из ассонансов «ни», «не», звучащее в произношении как «ни», «не». Все это сразу создает тончайшую пронзительную напевность, сплетенную с ностальгией.

Где острее чувствуется одиночество?

Героя поместил Блок в ресторане. Анализ показывает и присутствие его в зале, переполненном людьми, и некую отчужденность - он у окна, а значит, одновременно и вне помещения.

Он за столиком явно один и, окидывая взглядом зал, встречает неземное виденье. Читатель это понимает сразу - иной девушке он бы не приказал передать в высоком бокале, наполненным золотистым шампанским, черную розу как символ печали и любви. О ней же поют скрипки. Девушка юна, изысканна и возвышенна. Она героем возвышена сразу и безоговорочно. Полный зал сразу становится пуст. Так его вырисовывает Блок. В ресторане (анализ это подчеркнет) остаются только двое.

Вместе и отдельно

Она надменно взглянула на пославшего знак внимания. Лирический герой смутился, но дерзко выдержал ее взгляд. И даже в ответ слегка поклонился. Наличие согласных в глаголах «взглянула и встретил», стоящих рядом, немного затормаживает происходящее, лишает его моментальности. А дальше рокочущие «Р» подчеркнут намеренную, продуманную резкость девушки при обращении ее к своему сопровождающему. И тем не менее у нее чуть дрогнули руки, под исступленными звуками музыки.

Она не осталась равнодушна к безмолвному посланию и поклонению ее красоте. Вопреки её юному презрению (прекрасная метафора) девушку влечет к незнакомцу. Чтобы пресечь свои неконтролируемые чувства, она быстро покидает ресторан, как испуганная птица. Легкая, как сон, она проходит мимо столика, обдавая запахом духов, колебля стоячий ресторанный воздух, движением шелков, которые тревожно шепчутся. Шипящие «Ж» и «Ш» передают шелест шелка. Мягкие «Л» подчеркивают изящество движений героини. Так продолжает Блок в ресторане (анализ об этом говорит) показывать страх девушки перед вдруг возникшим чувством и бегство от него. Просто она никогда не испытывала ничего подобного и рванулась прочь, как птица из клетки.

Провожая взглядом

Лирический герой остается снова один. Возвышенная связь прервалась, и нет надежды на её возобновление. Об этом повествует анализ стихотворения Блока «В ресторане». Хотя он и видит в зеркалах ее зовущие взгляды - пойди за мной, останови, удержи, не бросай меня с наскучившим кавалером. Но герой остается недвижим - у него тоже есть гордость сверх меры, которая не позволяет ему сдвинуться с места, побежать, догнать, упрашивать, потеряв при этом свое лицо. И пусть дальше гремят монистами пляшущие цыганки и визгливыми голосами поют о любви, опошляя её.

Так завершается анализ стихотворения Блока «В ресторане».

Поэтическими тропами

Передача тайн звукозаписи Блока - это неблагодарное и очень сложное занятие. В тексте статьи была небольшая попытка отразить отдельные особенности стиха поэта. Но оно просто переполнено ярким музыкальным богатством, когда идет перекличка звуков, благодаря которым стихи экспрессивны и выразительны. Проведем более простой анализ стиха «В ресторане». Блок использует эпитеты (у зари пожар), простые сравнения (небо бледное, заря желтая). Все второе четверостишие - изумительнейший по красоте оксюморон. Анапест, которым написано стихотворение, образуя ритм и звучание, заставляет следить за действиями лирического героя и сопереживать ему.

Образы женщин в лирике Блока

За лицами, скрытыми темными вуалями или масками, за шелками, обвивающими стан, за узкими руками, вырисовываются в тумане или в дымке женщины, которые своим появлением, взглядом, жестом сводят с ума. Они встречаются и на улицах, но чаще среди ресторанных столиков или на сцене.

Это отчасти анализ стихотворения Блока «В ресторане». Кратко можно спросить: «Кто вдохновлял поэта к созданию неземных образов»? Их, этих женщин, было немного. Как сказал поэт перед смертью - у меня было две женщины: «Люба (его жена) и все остальные». Но ко всем, а более всего на него повлияли четыре женщины, было трепетное отношение, преклонение и страсть. Кто же они были? Ксения Садовская, когда он впервые пылко влюбился в 16 лет, Любовь Менделеева, его жена, его прекрасная дама, Наталья Волохова, драматическая актриса и Любовь Андреева-Дельмас, оперная певица. Он метался между женщинами, пока не вернулся к жене, которой был уже верен до самой смерти в 1921 году.

Сюжет вечен и прост: любимая женщина уходит, герой делает усилие удержать ее, но все тщетно. Несмотря на кажущуюся простоту, “В ресторане” – одно из сложнейших произведений Блока.
Все символисты считали своими литературными прародителями поэтов – романтиков, но символист Блок был романтиком по сути своей. Он тонко ощущал двоемирие, видел грань между земным и вечным, и, хотя “вечное” порой казалось ему призрачным, ирреальным, оно всегда жило в душе поэта и его лирического героя.
Никогда не забуду (он был или не был этот вечер)…
Все стихотворение построено на антитезе: пошлый земной мир противопоставляется вечному, идеальному.
Я сидел у окна в переполненной зале,
Где-то пели смычки о любви.
Переполнен ресторанный зал, но герой не слышит его шума, он слышит чудесную музыку. “Где-то пели” – это где? Не из другого ли мира эти звуки? Интересно и то, где находится герой. Он не первый, кто в произведениях Блока занимает место у окна. Вспомним:
И медленно пройдя меж пьяными,
Всегда без спутников, одна,
Дыша духами и туманами,
Она садится у окна.
Почему же у окна? Может, именно окно символизирует выход в мир любви и гармонии, а герои ищут этот выход? И находят. И вот герой стихотворения совершает скандальный, с точки зрения обывательского этикета, поступок: посылает даме, пришедшей с кавалером, цветок:
Я послал тебе черную розу в бокале
Золотого, как небо, аи.
Черная роза в бокале золотого вина – символ, поступок героя – вызов. Черный цвет – цвет скорби, страдания, но роза от этого не становится менее прекрасной, так же как и Прекрасная Дама, мировая душа оказавшаяся на земле и превратившаяся в страдающую красоту. И героиня стихотворения носит эту красоту в себе, даже не подозревая об этом. Герой помещает розу в золотое вино, не случайно странное на первый взляд сравнение “золотое, как небо”. Небо символизирует вечность, гармонию, и герой хочет спасти Прекрасную Даму от пошлости и беспросветности. Понимает ли этот порыв героиня? Безусловно, понимает, хотя изо всех сил старается скрыть это. Почему? Быть может потому, что не верит в свое спасение? Но намеренная резкость, презрение, несоотносимое с волнением, не мешают ей слышать ту же музыку вечного мира, которую слышит герой.
И сейчас же в ответ что-то
грянули струны,
Исступленно запели смычки…
Но была ты со мной всем презрением юным,
Чуть заметным дрожаньем руки.
И героиня, чувствуя близость к герою, уходит.
Ты рванулась движеньем испуганной птицы,
Ты прошла, словно сон мой, легка…
Сон поэты-романтики воспринимали как выход в мир идеальный; сон отражает наше подсознательное, не контролируемое разумом, позволяет заглянуть в тайники души. Блоковский лирический герой часто видит во сне красоту. Вспомним, как появляется Незнакомка
И каждый вечер в час назначенный
(Иль это только снится мне)
Девичий стан, шелками схваченный,
В туманном движется окне.
В душе героя живет красота, поэтому он может увидеть ее везде, даже в переполненном зале ресторана. Да, героиня уходит. Но уходит она не от героя, она уходит из ресторанного зала, из мира пошлости и суеты. Она уходит в зазеркалье, в идеальный мир и зовет за собой героя:
Но из глуби зала ты мне взоры бросала
И, бросая, кричала: “Лови!”
Герой сделал то, что должен был сделать. Своим поступком он спас Красоту, он вернул Прекрасную Даму в мир вечности, и уже неважно, существует ли этот мир объективно или этот мир – душа героя. И земной мир с визжанием вместо пения кажется таким же жалким и неестественным, как и фонари “на желтой заре”.

(Пока оценок нет)


Другие сочинения:

  1. Среди других поэтов серебряного века Блок выделяется значительностью Свершившейся в его лирике эволюции любовной тематики. От возвышенной мечты о Возлюбленной, которая казалась мистической и недостижимой, он приходит к Восприятию образа реальной женщины. Если раньше она была Прекрасной Дамой, то Теперь Read More ......
  2. Стихотворение “В ресторане” написано поэтом почти ровно на 4 года позже “Незнакомки”. Эти два произведения Блока интересно рассмотреть в сравнительном анализе, потому как очевидна эволюция женского образа. При этом обстановка, которая описывается и в которой происходит действие, в том и Read More ......
  3. В ресторане В переполненном зале ресторана у окна сидит Он. Играет музыка, небо бледное и лишь фонари горят на заре. Он посылает ей черную розу в бокале золотого вина, и Она ответила на этот жест пристальным взглядом. Герой дерзко взглянул Read More ......
  4. Первую свою книгу поэт создал под сильным влиянием философских идей Владимира Соловьева. В этом учении поэта привлекают представления об идеале, о стремлении к нему как воплощению Вечной Женственности – красоты и гармонии. Своему идеальному образу Блок дает имя – Прекрасная Read More ......
  5. Александр Блок вошел в историю литературы как выдающийся поэт-лирик. Начав свой поэтический путь книгой мистических стихов о прекрасной Даме, Блок завершил свое двадцатилетнее творчество в русской литературе проклятием старому миру в поэме “Двенадцать”. Блок прошел сложный творческий путь от поэта-символиста, Read More ......
  6. Стихотворение А. А. Блока “Осенняя воля” навеяно лермонтовским произведением “Выхожу один я на дорогу…”. Образ пути, дороги нужно понимать здесь в широком фило­софском аспекте. Лирический герой предстает здесь в образе странника, бредущего по дорогам родной земли. Как и у М. Read More ......
  7. Тема родины относится к числу вечных в поэзии. К ней обращались художники слова во все времена. Но в творчестве А. Блока эта тема обретает особое звучание. Ведь поэт жил на рубеже веков, о себе и своих современниках он сказал: “Мы Read More ......
  8. Это стихотворение Александра Блока принадлежит к периоду написания “Страшного мира”, когда главными в восприятии поэтом мира были ощущения тоски, отчаяния и неверия. Мрачные мотивы многих стихотворений данного периода выражали протест Блока против жестокости страшного мира, превращающего все самое высокое и Read More ......
Анализ стихотворения А. Блока “В ресторане”

Последние материалы раздела:

Чудеса Космоса: интересные факты о планетах Солнечной системы
Чудеса Космоса: интересные факты о планетах Солнечной системы

ПЛАНЕТЫ В древние времена люди знали только пять планет: Меркурий, Венера, Марс, Юпитер и Сатурн, только их можно увидеть невооруженным глазом....

Реферат: Школьный тур олимпиады по литературе Задания
Реферат: Школьный тур олимпиады по литературе Задания

Посвящается Я. П. Полонскому У широкой степной дороги, называемой большим шляхом, ночевала отара овец. Стерегли ее два пастуха. Один, старик лет...

Самые длинные романы в истории литературы Самое длинное литературное произведение в мире
Самые длинные романы в истории литературы Самое длинное литературное произведение в мире

Книга длинной в 1856 метровЗадаваясь вопросом, какая книга самая длинная, мы подразумеваем в первую очередь длину слова, а не физическую длину....