§41. Города Эллады подчиняются Македонии

Методическая разработка урока истории

«Города Эллады подчиняются Македонии»

5класс

Гончаров Андрей Михайлович,

учитель истории

муниципального бюджетного

общеобразовательного учреждения

«Троицкая средняя

общеобразовательная школа»

Губкинского района

Белгородской области

Цели урока:

Образовательные : сформировать у учащихся представление о предпосылках и этапах создания Македонской державы, охарактеризовать политику Филиппа II , выяснить причины упадки греческих полисов, подвести учащихся к пониманию причин подчинения городов Эллады Македонии.

Развивающие: Продолжить формирование умений работать с исторической картой, используя дополнительные источники, давать характеристику и оценку исторических деятелей и событий, готовить сообщения, выступать перед аудиторией, делать выводы.

Воспитательные: Оценить деятельность Демосфена, воспитать чувство уважения к великому афинскому оратору, на примере объединения усилий греческих городов, продолжить воспитание патриотизма, уважения к истории и традициям народа, историю, которого изучаем, сделать выводы о необходимости защищать свою Родину.

Основные понятия: патриотизм, филиппики.

Выдающиеся личности: Филипп II , Александр Македонский, Демосфен.

Оборудование урока: Мультимедийный проектор, компьютер, экран, презентация Microsoft Office PowerPoint «Города Эллады подчиняются Македонии».

Тип урока:

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Ход урока:

I . Организационный момент.

(Приветствие учащихся, концентрация их внимания, создание благоприятной обстановки на уроке).

Учитель: Добрый день! Рад вас видеть здоровыми, бодрыми, с хорошим настроением и готовыми к большой работе. Надеюсь, она будет интересной и увлекательной, ведь история - наука любознательных.

II . Переход к изучению новой темы.

V в. до н.э. – время возвышение Афин.

Как вы понимаете эти слова?

Предполагаемый ответ: Афины были самым могущественным государством Эллады, ее культурным центром.

Учитель: Однако уже в IV в. до н.э. ситуация меняется: Афины и другие греческие полисы утратили свою силу. Почему же это произошло и к чему привело?

Тема сегодняшнего урока: «Города Эллады подчиняются Македонии». (Запись в тетрадь). (Презентация, приложение №1, слайд 1 .)

Предположите, исходя из названия темы урока, каково будет его содержание?

Предполагаемый ответ: Из названия темы урока следует, что Греция подчинилась Македонии - пока неизвестному нам государству.

Учитель: Как вы считаете, могли ли греческие полисы подчиниться Македонии добровольно?

Предполагаемый ответ: Представить добровольное подчинение свободолюбивых эллинов невозможно, вероятно они мужественно сражались с Македонией, но потерпели поражение в войне с ней.

Учитель: Вспомните, в сражениях с каким врагом особенно проявилось мужество и свободолюбие греков?

Предполагаемый ответ: Мужество и свободолюбие греков особенно проявилось в ходе войн с Персидской державой, в начале V в. до н. э., тогда в тяжелой и длительной борьбе им удалось отстоять свою независимость.

Учитель: Итак, в начале V в. до н. э. эллинов не смогло покорить «Царство стран» - мощнейшая Персидская Держава, а спустя 150 лет , в IV в. до н.э. это удалось сделать Македонии. Перед нами стоит задача: выяснить, почему г орода Эллады смогли противостоять могущественной Персидской державе, но вынуждены были подчиниться маленькой Македонии? ( формулировка проблемного вопроса, слайд 2 ).

III . Изучение новой темы.

План.

1. Македонский царь Филипп стремится покорить соседей.

2. Потеря Грецией независимости.

3.Приход к власти Александра. ( слайд 3 ).

1.Македонский царь Филипп стремится покорить соседей. Попробуем высказать гипотезы (т.е. предположения): почему македонянам удалось то, что не смогли сделать персы. Начну я. Я предполагаю, что Македония – еще более огромное и могущественное государство, чем Персидская держава, перед которой Греция устоять не смогла. Проверим эту гипотезу. Обратимся к карте. ( слайд 4 .) Определите местоположение Македонии.

Предполагаемый ответ: Македония - сосед Греции, располагалась на Балканском полуострове к северу от Греции.

Учитель: К середине IV в. до н. э. она занимала территорию, обозначенную темно- коричневым цветом. Оцените размеры Македонского царства и сделайте вывод: является ли оно огромным, могущественным государством?

Предполагаемый ответ: Нет, Македония небольшая страна.

Учитель: Итак, первое предположение оказалось неверным. Теперь выскажите предположение вы, попробуйте определить, в чем сила Македонии?

Предполагаемый ответ : Македония обладает сильным, хорошо вооруженным и обученным войском. (Если затрудняются, задать вопрос: Что необходимо иметь в первую очередь, чтобы вести большую завоевательную войну?)

Учитель : Проверим вторую гипотезу. Маленькую горную страну Македонию еще в конце VI в. до н.э. населяли разрозненные племена, но уже в начале V в. до н.э. они объединились под властью одного царя. Македоняне возвели укрепления, защищавшие их от нападения диких племен с севера, построили хорошие дороги, основали на приморской равнине г. Пеллу (слайд 5) , который стал их столицей.
Македоняне говорили на языке, похожем на греческий и считались дальними родичами эллинов. В 359 г. до н. э. македонским царем становится Филипп
II (слайд 6). Посмотрим на портреты Филиппа II на монетах того времени.
Он был прекрасным организатором, решительным и энергичным, талантливым полководцем, хитрым и осторожным дипломатом. Филипп
II в детстве воспитывался в греческом городе Фивы (слайд 6),
был большим поклонником греческой культуры, в Македонии, как и в Греции, строились театры, македонский царь стремился приблизить к себе известных греческих художников, архитекторов, ученых. Знаменитейший греческий ученый Аристотель (слайд 7), был учителем его сына Александра .
А самое большое внимание царь Македонии уделял своему войску. Создавая македонское войско, Филипп
II учитывал достоинства и недостатки войска греческого.

Сравним греческое и македонское войско и сделаем вывод, какое из них было сильнее. В ходе нашей работы заполним таблицу. (Работа в тетрадях).

Греческое войско

Македонское войско

Вспомним, как называлось и как выглядело боевое построение греческого войска?

Предполагаемый ответ : фаланга - боевое построение воинов тесными, сомкнутыми рядами.

Учитель : Сколько рядов было в греческой фаланге?

Предполагаемый ответ: 6-9 рядов.)

Учитель : Главной силой македонского войска тоже была фаланга. Филипп II создал фалангу, состоящую из 16-ти рядов. ( слайд 8).
Сделайте вывод, какая фаланга имела преимущество в бою?

Предполагаемый ответ: Удар македонской фаланги сильнее.

Заполняем таблицу и ставим « +» македонскому войску.

Греческое войско

Македонское войско

Фаланга 6-9 рядов

Фаланга 16 рядов

В Греции фаланга собиралась лишь на время войны, македонская фаланга существовала постоянно, все время упражняясь в искусстве ведения боя, тренируя силу и выносливость. Македоняне маршировали по нескольку десятков километров каждый день, в полном вооружении, неся с собой воду и продовольствие. Филипп II требовал железной дисциплины и беспрекословному подчинению от своих воинов . Подумайте, какое преимущество перед греческой имела постоянно тренирующаяся македонская фаланга?

Предполагаемый ответ: выучка македонян лучше, т.к. они постоянно тренируются.

Учитель

Греческое войско

Македонское войско

-

Фаланга тренируется постоянно
+

Учитель : Обратим внимание на вооружение македонских воинов .( слайд 9 ).
Пеший воин (пехотинец) имел щит, шлем, панцирь, круглый щит, короткий меч и длинное копье. Скажите, каково главное оружие воина, сражающегося в фаланге?

Предполагаемый ответ: Главное оружие воина, сражающегося в фаланге - копье.

Учитель : Сравним греческие и македонские копья. Греческие - одинаковой длины, около 2-х метров. В бою участвует только 1-ый ряд фаланги. Если убивают воина первого ряда, то его место занимает воин, идущий за его спиной. Македонские копья - разной длины- у воинов 6-ого ряда- 6-ти метровой длины. Первый ряд держал копья перед собой, а воины пяти следующих рядов клали копья на плечи впереди идущих воинов фаланги . (слайд 10.)
Как вы думаете, какое преимущество давали македонской фаланге копья разной длины?

Предполагаемый ответ: В бой вступали воины сразу 6-ти рядов.

Учитель : Заполним таблицу. Ставим «+» македонянам.

Греческое войско

Македонское войско

-

+

Остальные ряды фаланги держали копья вверх. Если враг заходил в тыл, обходя фалангу сзади, воины последних рядов поворачивались к противнику лицом, фаланга становилась неприступной со всех сторон. Ее сравнивали с железным зверем, к которому невозможно приблизиться. лайд 11 ).
Посмотрим на (слайд 12.) , кого, кроме пеших воинов мы видим в македонском войске?

Предполагаемый ответ: кроме пеших воинов мы видим в македонском войске конницу.

Учитель: Греческая конница была легковооружена и не играла серьезного значения в сражении. Филипп II создал тяжеловооруженную конницу, (слайд 13) ,
одетую в плотные доспехи и стал гораздо чаще и решительнее использовать конницу в бою. Какое преимущество давало македонянам широкое применение конницы? Предполагаемый ответ: Широкое применение конницы придавало македонскому войску быстроту, возможность наносить неожиданные удары Учитель: Заполним таблицу. Ставим «+» македонянам.

Греческое войско

Македонское войско

-

+

Какую же тактику применяли в бою македоняне? ( слайд 14. )
1. Выбегают легковооруженные воины, метают дротики, стреляют из лука, отходят.

2.Наступает фаланга - «ощетинившийся копьями зверь».

3.Конница быстрым маневром нападает на врагов с флангов, обращает их бегство, преследует их.

Как правило, такая тактика приносила успех. Были и слабые стороны фаланги . Предположите, какие? (Если затрудняются, задать вопрос: На любой ли местности фаланга могла проявить свои качества?)

Предполагаемый ответ: На холмистой местности фаланге трудно было сражаться успешно.

Учитель: А теперь вспомним «Илиаду». Кто ее автор, о чем повествуется в этой поэме?

Предполагаемый ответ: Гомер, повествуется о последнем, десятом годе осады греками Трои.

Учитель : Повествование о Троянской войне воспринималось эллинами как история, а не как миф. Вспомните события Троянской войны и сделайте вывод, каким образом греки предпочитали брать крепости?

Предполагаемый ответ : Греки предпочитали брать крепости противников в результате долгой осады.(10 лет осаждали Трою).

Учитель: Македоняне же имели осадные башни .( слайд 15 ).
Это деревянная конструкция на колесах, в нижней ее части мог быть таран, проламывающий отверстие в стене, вверху располагались лучники, обстреливающие защитников крепости и перекидной мостик, по которому из башни можно было пробраться на стену. Таким образом, македоняне имели преимущество перед греками при штурме укреплений. Заполним таблицу. Ставим «+» македонянам.

Применяет осадные башни +

Не всегда возможно было подтащить осадные башни к крепостным стенам города, но и в этом случае Филипп II находил выход. Он говорил «Осел, нагруженный золотом возьмет любую крепость». Как вы понимаете эти слова?

Предполагаемый ответ: Использовал подкуп.

Учитель : Любой прием, который привел бы его к победе, не был постыден в глазах македонского царя. Сравните силу греческой и македонской армий. (Беседа, в ходе которой учащиеся делают вывод : «Македонское войско сильнее. Запись вывода под таблицей). Это совсем не означает, что греческое войско было слабым, нет, ни афиняне, ни тем более спартанцы не разучились держать в руках оружие, эллины оставались превосходными воинами, и все же: Филипп II создал хорошо обученное, боеспособное, дисциплинированное войско, применявшее передовую тактику и которое было сильнее греческого.

Таблица приобретает следующий вид:

Греческое войско

Македонское войско

Фаланга 6-9 рядов

Фаланга 16 рядов

Фаланга собирается лишь на время войны -

Фаланга тренируется постоянно
+

В бою участвует один ряд фаланги

-

В бою одновременно участвуют 6 рядов

+

Легковооруженная конница, не играет важной роли

-

Тяжеловооруженная конница, широко применяется в бою

+

-

Применяет осадные башни +

Вывод: Македонское войско сильнее!

Физкультминутка. Представьте, что вы - македонское войско Филиппа II . Впереди бегут лучники, они натягивают свои луки, стреляют во врага. Легковооруженные пехотинцы метко метают дротики. Грозно надвигается фаланга, воины держат в руках страшные копья. С флангов обходит врага быстрая конница. Нет в мире войска сильнее македонского 2. Потеря Грецией независимости С таким войском Филипп II мог осуществить свою большую мечту - захватить богатства персидских царей. Но начал он с соседних стран. Сначала он захватил часть Фракии, богатую золотом .( слайд 16 ).

Как сообщает греческий историк Плутарх, за обучение сына Филиппу пришлось расплатился с Аристотелем, который был родом из фракийского города Стагиры таким способом: «Филипп восстановил им же самим разрушенный фракийский город Стагиру, и возвратил туда находившихся в рабстве граждан» . Затем македонский царь решил подчинить Грецию. Теперь, после захвата Фракии, он мог свободно подкупать греческих политиков, надеясь не только силой своего оружия подчинить себе Грецию. Скоро вся Северная Греция подчинилась Филиппу II .Конечно, македонское войско сильнее греческого. Но были и другие причины, внутри самой Греции, которые делали Элладу легкой добычей. После моего рассказа ответите на вопрос: Из - за каких внутренних причин Греция стала легкой добычей для Македонии? Между давними соперниками - Афинами и Спартой из-за того, кому главенствовать во всей Греции вспыхнула война, продолжавшаяся 30 лет. В этой войне участвовали почти все полисы – одни на стороне Спарты, другие - на стороне Афин. Война была жестокой. Погибло множество воинов и мирных жителей. Земледельцы и ремесленники разорялись - вытаптывались поля, гибли виноградники и оливковые сады, разрушались мастерские. Афины проиграли в этой войне. Спартанцы - хорошие воины, но плохие хозяева. Они не смогли восстановить разрушенное за годы войны. Эллада ослабла. Города продолжали враждовать друг с другом. Македонский царь имел великолепное войско, превосходившее войско Афин, Фив, или Спарты, но гораздо меньше, чем объединенное, общегреческое войско. Поэтому он ссорил греческие города, подкупал одних, другим клялся в дружбе, третьим угрожал, не давая им объединиться. Филипп II сумел расположить к себе часть эллинов - кого дарами, кого - лестью. Подкупленные греки убеждали своих сограждан признать власть Македонии. Некоторые эллины считали, что лучше находиться под властью Македонии, что Филипп II наведет в Греции порядок, восстановит мир, прекратив разрушительные войны между городами .

Из - за каких внутренних причин Греция ослабла и стала легкой добычей для македонян?

Предполагаемый ответ: Греция ослаблена войнами между полисами.

Учитель : И все же, большинство греков понимало, что Филипп II хочет поработить их стра ну. Самым главным врагом македонского царя стал афинский оратор Демосфен, ( слайд 17. ) известный всей Греции своим

Красноречием

.
Послушаем сообщение о Демосфене и ответим на вопрос: Какие качества личности позволили Демосфену стать выдающимся оратором?

Сообщение ученика « Демосфен». (Приложение №2).

Предполагаемый ответ: Стать выдающимся оратором Демосфену помогли упорство, целеустремленность.

Учитель : Когда в 352 г. до н.э. Филипп II попытался вторгнуться в Среднюю Грецию, Демосфен выступил в Народном Собрании с разоблачением завоевательных планов Филиппа. Он очень любил свою страну, он не хотел, чтобы Греция потеряла независимость, он мечтал о сильной и свободной Родине. Демосфен предупреждал граждан об опасности потерять свободу, призывал греческие города объединиться, чтобы дать отпор Филиппу II . Грозные речи Демосфена против Филиппа II получили название филиппики.(Запись в тетради). (слайд 18.)

Демосфен объехал всю Грецию, и ему удалось почти невозможное убедить большинство враждующих полисов объединиться. Так велика была сила его красноречия.

Почему Филипп II считал Демосфена своим злейшим и опаснейшим врагом?

Предполагаемый ответ: Владея красноречием Демосфен убедил греческие полисы объединиться для борьбы с Филиппом II ).

Учитель : Против македонского войска выступили объединенные греческие силы во главе с Афинами и Фивами. В августе 338 г. до н.э. около городка Херонея состоялась решающая битва, решившая судьбу Греции . ( слайд 19).

Послушаем сообщение об этой битве и ответим на вопросы: Какой прием позволил македонянам добиться успеха в сражении, какова роль в этой победе сына Филиппа Александра?

Сообщение ученика «Битва при Херонее». (Приложение №3, слайд 20 ).
После сообщения вопрос повторяется.

Учитель: Что позволило македонянам одержать победу над греками в битве при Херонее, какова роль в этой победе Александра? (слайд 20). Предполагаемый ответ : Греки стояли насмерть, но Филипп II притворным отступлением перехитрил их, а в решающий момент Александр во главе конницы нанес сокрушительный удар .

Учитель: Известие о поражении вызвало у афинян настоящий шок Оратор Ликург, сказал, что с телами павших при Херонее была погребена и свобода эллинов. День этой битвы стал концом греческой свободы.(запись в тетрадь: 338 г. до н.э.- битва при Херонее, потеря Грецией независимости ) (слайд 21).

3.Приход к власти Александра

После завоевания Греции Филипп II решил, что настала пора осуществить свою мечту- завоевать персов, в этом походе должны были участвовать и греки. Но македонский царь не дожил до начала этого похода: он был убит кинжалом в спину, возможно, убийца был подкуплен персами. Македонским царем стал 20-ти летний Александр, затмивший своими деяниями отца, Александр, с именем которого связывают новую эпоху в истории всего древнего мира. ( слайд 22.)

Александр сразу дал понять всем, кто он такой. Греки обрадовались убийству Филиппа, стали собирать силы, чтобы выступить против Македонии, надеясь на юность нового царя, но Александр решительно направил войска в восставший греческий город Фивы и заставил греков признать свою власть. ( слайд 23.)

Мы пока что мало знаем об Александре. Нам известно лишь то, что: 1) Его решительный натиск в битве при Херонее решил исход битвы в пользу македонян. 2) Он решительно подавил восстание греков.

Вопрос: Какими качествами личности обладал Александр ?

Предполагаемый ответ: Решительность, смелость, умение быстро принять решение) – качества, необходимые полководцу.)

Учитель: Запомним это, а на следующем уроке охарактеризуем качества личности Александра более подробно. Пока скажу только, что он осуществил мечту отца завоевать Персию и вошел в историю под именем Александра Македонского, как самый великий завоеватель и самый талантливый полководец, недаром, уже наши современники изваяли его скульптуру (слайд 24.) с богиней Никой в руке.
Про Александра говорили, что он смог приручить богиню победы, навсегда оставив ее у себя, чего не удалось сделать грекам, хотя они и изобразили ее бескрылой, чтобы она их никогда не покинула. Подведем итог урока: Почему Македонии далось покорить Грецию?

IV . Закрепление.

1.В чем сила македонской армии?

2.Кому они принадлежали слова «Осел, нагруженный золотом, возьмет любую крепость? Как вы их понимаете?

3.Что сделал Демосфен для защиты своей Родины? Можно ли его назвать героем, а его деяния подвигом?

4.Назовите дату битвы при Херонее, к каковы ее итоги и последствия для Греции?

5.Почему Македония смогла подчинить Грецию?

V .Домашнее задание: ( слайд 27.) параграф № 41, вопросы с.190, Сообщение: «Александр Македонский».

VI . Подведение итогов урока.

Библиографический список

1.Арасланова О. В., Соловьев К. А. Поурочные разработки по Истории Древнего Мира. М. « ВАКО».2009

2.Вигасин А. А., Годер Г. И, Свенцицкая И. С. История Древнего Мира. М. 2009.

3.Лисовый И.А., Ревяко К. А. Античный мир в терминах, именах и названиях. Минск. « Беларусь».1997.

4.Трухина Н. Н. История Древней Греции. Эксперементальный учебник. М. 1993.

5.Учебное электронное издание История Древнего Мира. « Кордис & Медиа». 2004.

6. sbiblio.com/biblio/archive/kvint_ist/09.aspx.

7.ru.wikipedia.org›wiki/ Филипп _II_ Македонский .

8.https://ru.wikipedia.org›… Александр _ Македонский .

9. gerodot.ru›viewtopic.php?f=1&t=14182.

10. bibliotekar.ru›rim/1-8.htm.

11. the300spartans.ru›zavoevanie…makedonskogo/.

12. gumilevica.kulichki.net›HEU/heu1207b.htm.

Приложения .

Приложение №1.

Презентация Micro Office Power Point. «Города Эллады подчиняются Македонии».

Приложение №2.

Сообщение ученика «Демосфен».

Насколько македонский царь Филипп был величав, силен и удачлив, настолько Демосфен был невзрачен и слаб. Но зато он обладал бесценным даром- сильной волей. Демосфен происходил из скромной семьи владельца оружейной мастерской. От рождения он был некрасивым и хилым, характер имел угрюмый, произношение шепелявое, ударения слов делал ошибочные, в разговоре подергивал одним плечом. В Спарте у него не было бы шансов выжить. Однажды, будучи юношей, Демосфен услышал речь знаменитого оратора, и так был потрясен красотой и убедительностью его речи, что загорелся мечтой овладеть искусством слова. Оборудовав для занятий погреб, он стал удаляться туда на целые недели, упражняясь в красноречии. Чтобы придать своему языку подвижность и быстроту, он набивал рот мелкими камешками и пытался говорить громко и ясно с ними во рту. Чтобы усилить голос и дыхание, он быстро взбирался на холм, громко декламируя стихи. От подергивания плечом он избавился, подвешивая над ним острый меч. Один актер, восхищенный его усердием, научил Демосфена выразительным движениям и правильной интонации. Так Демосфен превратился в знаменитого оратора.

Приложение №3.

Сообщение ученика «Битва при Херонее».

Филипп доверил 18-летнему Александру командовать конницей на левом крыле, сам же руководил фалангой. Зная пылкость афинян в бою, Филипп решил сначала измотать их. Изначальная позиция греков была выгодной, речка прикрывала их фланг с одной стороны, холм прикрывал с другой. По приказу Филиппа фаланга сомкнула ряды и, прикрываясь щитами, стала медленно отступать. Прием этот был отработан еще в боях с фракийцами. Афиняне с криками «Погоним их до сердца Македонии» бросились вперед. Когда атакующее войско расстроило ряды и вышло на равнину, Филипп бросил фалангу в наступление. К этому моменту и конница Александра ворвалась в образовавшиеся бреши между отрядами греков, а у Филиппа появилась возможность окружить противника. Вскоре все греческое войско обратилось в беспорядочное бегство; из афинян было убито более 1 тысячи, не менее 2 тысяч попало в плен; фиванцы также потеряли много пленными и убитыми. Филипп достиг своей цели. После победы вне себя от радости Филипп устроил пиршество прямо на поле боя среди неубранных тел.

Пелопоннесская война между Афинами и Спартой (431-404 гг. до н.э.) закончилась поражением Афин. Эллада оказалась под властью Спарты. Недовольные политикой Спарты полисы свергли власть Спарты. Между полисами начались междоусобные войны, которые ослабили Грецию. Этим воспользовался македонский царь Филипп II.

События

IV в. до н.э. - македонский царь Филипп II сумел объединить всю страну под своей властью. Создает постоянную армию.

338 г. до н.э. - битва близ города Херонея. Решающее сражение, которое греки проиграли. В результате греческие полисы оказались в подчинении у Македонского царства.

Участники

Филипп II - царь Македонии (359-336 гг. до н.э.), отец Александра Македонского.

Афинский оратор, призывал к борьбе с Македонией.

Заключение

Подчинив себе Элладу, Филипп не стал провозглашать себя царем Греции. Он создал союз греческих городов и стал его военным предводителем. После смерти Филиппа II царем Македонии становится его сын Александр, который продолжил завоевательную политику отца и возглавил поход в Азию (см. урок ).

В IV в. до н. э. Греция подчинилась Македонии. Почему же Греция, отстоявшая свою независимость в борьбе с персами, спустя 150 лет оказалась под властью Македо-нии? О причинах возвышения Македонии и печальной судьбе Греции вы узнаете на нашем сегодняшнем занятии.

Македония (рис. 1) меньше Греции. Во времена Перикла эта горная страна делилась на несколько самостоятельных областей и в делах Греции не играла никакой роли.

Рис. 1. Македония ()

В IV в. до н. э. умный и энергичный царь Филипп II объединил страну под своей властью. Филипп создал практически непобедимую армию, основой которой была тяжеловооруженная пехота. Воины выстраивались фалангой в 16 рядов (рис. 2). В бою первые шесть рядов держали двумя руками длинные копья. Фаланга напоминала ощетинившегося ежа. Фаланга была практически неуязвима в бою на равнине. Армия Филиппа имела метательные орудия, осадные башни-тараны. Это способствовало завоеванию Греции.

Рис. 2. Македонская фаланга ()

Но были еще внутренние причины, делавшие греческие города легкой добычей македонян. В каждом греческом городе были сторонники македонского царя. Они надеялись, что Филипп со своим войском сумеет защитить их от черни, которая в результате разорения от междоусобных войн поднялась на борьбу с богачами. Во многих областях Греции оливковые сады и виноградники были вырублены.

Туго приходилось и небогатым ремесленникам. Спокойно жить и работать они могли только в том случае, если на их изделия находились покупатели. Однако обнищавшие крестьяне все реже появлялись на рынках городов: им нечего было продавать и не на что было покупать. Купцы реже стали ездить в колонии и перестали закупать расписные сосуды и ткани, браслеты и серьги. Подобно крестьянам, тысячи ремесленников разорялись, продавали свои мастерские и вели полуголодное существование.

В греческих городах появились, с одной стороны, люди, нажившие богатство на торговле хлебом и оружием, на скупке и перепродаже земли, с другой - множество бедняков. Разорение одних греков и обогащение других привело к вражде между ними. Богачи открыто заявляли: «Поскорее бы явился Филипп II со своим войском, он сумеет защитить нас от бедняков». Другие, боясь демоса, не произносили вслух излишних речей, но также втайне надеялись на это.

Величайшим и сильнейшим противником Филиппа II был оратор Демосфен (рис. 3). Он родился в 384 г. до н. э. в семье зажиточного владельца оружейного завода. В 7 лет он остался без отца сиротой. Опекуны разорили имение Демосфена. Рос он слабым и болезненным. Оставшись без помощи, Демосфен полагался на себя. Чтобы спасти свое имущество от окончательного разорения, он должен был научиться искусно говорить и знать закон. Демосфен стал учиться у известнейших ораторов. Много трудностей ему пришлось преодолеть. «Он имел слабый голос и короткое дыхание, был косноязычен. Ударение слов у него было ошибочно, положение тела неловко; он подергивал одним плечом. Демосфен приложил немалое старание, чтобы превозмочь обидевшую его природу. Чтобы придать своему языку подвижность и быстроту, он брал в рот черепки и с ними пробовал говорить ясно и громко; чтобы усилить голос и дыхание, он скорыми шагами входил на крутизну, громко произнося места из поэтов... В своем доме он устроил подземную комнату, в которой никто не мешал его упражнениям. Чтобы ничто не соблазняло его оставить свое уединение, выбрил себе половину головы. Также он устроил себе зеркало в человеческий рост и перед ним делал свои упражнения; с потолка этой комнаты свисал острый меч, которым он должен был поранить себя, если бы начал дергать плечом». В первые годы своей общественной деятельности (в 30 лет) он указал на опаснейшего врага для свободы Греции, царя варваров, на которого афиняне не обращали внимания. Но когда Филипп в 352 г. до н. э. попытался вторгнуться через Фермопилы в Среднюю Грецию, Демосфен выступил перед народом с «филиппикой» - т. е. грозной речью, предупреждая о грозящей опасности. Оратору удалось убедить принять решительные меры, но к делу приступили вяло и непродуманно.

Рис. 3. Демосфен ()

Филипп занимал греческие города один за другим. Несколько полисов заключили союз с Афинами и выступили против Филиппа II. В 338 г до н. э. в битве при Херонее македонская армия разбила объединенное греческое войско. Греческие города поклялись в верности македонскому царю и признали его своим военным предводителем.

После завоевания Греции Филипп задумал завоевать богатства персидских царей, но в празднестве по случаю свадьбы царской дочери был убит кинжалом в спину одним из приближенных. Царем Македонии провозгласили Александра. Греки обрадовались этому известию, надеясь выступить против македонян и обрести независимость. Но Александр направил в восставшие Фивы войска, и греки признали власть Александра.

Список литературы

  1. А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая. История Древнего мира. 5 класс. - М.: Просвещение, 2006.
  2. Немировский А.И. Книга для чтения по истории древнего мира. - М.: Просвещение, 1991.
  1. Shpargalka.kz ().
  2. Wholehistory.ru ().
  3. Petersons.ru ().

Домашнее задание

  1. Назовите основные причины возвышения Македонии.
  2. Почему Греция подчинилась македонскому владычеству?
  3. В чем состоит историческое значение битвы при Херонее?

Технологическая карта урока истории в 5 классе

Тема

Цели

Объяснение причин упадка Греции и подчинение её Македонии. Сформировать представления об образовании Македонского царства и начале завоеваний Филиппа.

Формирование восприятия и осознания темы урока, мотивации к учебно-познавательной деятельности.

Формировать эмоционально-ценностное отношение к прошлому, активную гражданскую позицию (на примере греков - патриотов).

Развивать умение работать с картой, с историческими источниками, документами, работать с текстом, выделять главное и проводить сравнительный анализ.

Задачи

Образовательные: Познакомить учащихся с возвышением Македонии. Подвести учащихся к пониманию причин упадка Греции и подчинению её Македонскому царству.

Развивающие: способствовать развитию навыков работы с текстом учебника, картами, иллюстрациями, умений сравнивать, анализировать, аргументированно доказывать свою точку зрения, развивать аналитическое и критическое мышление учащихся.

Воспитательные: воспитывать чувство ответственности, воспитание гражданских качеств, умения различать добро и зло, стремление совершать хорошие поступки, воспитать чувство уважения, сострадания.

УУД

    Личностные УУД: понимание жизненной необходимости научиться критически относиться ко всем событиям, историческим и государственным деятелям, их оценкам и информации, поступающей из различных источников, сверять её с практикой.

    Регулятивные УУД: уметь организовывать своё рабочее место; определять цель выполнения заданий на уроке, определять план выполнения заданий на уроках; использовать в своей деятельности учебник, иллюстрации, карту, дополнительные источники уметь различать способ и результат действия.

    Коммуникативные УУД: умения и навыка работать в группе (паре), общаться, слушать друг друга, высказываться

    Познавательные УУД: способствовать развитию интереса к истории, к политике прошлого и современности.

Планируемые результаты

(предметные)

    углубление знаний учащихся по истории Древней Греции;

    Знание причин возвышения Македонии;

    Знание причин упадка Греции и подчинение её Македонии

Основные понятия

Патриотизм, междоусобные войны, Македония, фаланга, монархия, царь Филипп, Демосфен, Исократ, Аристотель, Александр, Филиппики. Пелопоннеская война - серия войн за господство в Греции между Афинами и Спартой в 431-404гг. до н.э. И 338Г до н.э. - битва при Херонее.

Ресурсы

карта «Древняя Греция», учебник «История Древнего мира» для 5 класса А.А. Вигасина, Г.И. Годера, И.С.Свенцицкой. - М.Просвещение, 2015; п резентация; проектор; задания, иллюстративный материал.

Тип урока.

Формы урока / методы

Тип урока: комбинированный.

Формы: фронтальная, индивидуальная.

Методы: словесный, наглядный, практический

Технология / приёмы

Технология развития критического мышления через чтение и письмо. Работа с исторической картой.

Приёмы: «Мозговой штурм», решение кроссворда.

Ход урока

Этап
урока

Методический приём

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Текущий контроль

Орг. Момент

Психологическая настроенность.

Приветствует учащихся, проверяет готовность класса и оборудования; эмоционально настраивает на урок

Приветствуют учителя. Организуют рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе

Наблюдение учителя

Актуали-зация знаний.

Мотивация к деятельности.

Кроссворд

« Мозговой штурм ».

Проблемный вопрос

    Решение кроссворда.

    Вопросы учителя:

Вспомним изученный материал.

- Что изучали на прошлом уроке?

Работа с понятиями предыдущего урока: демократия, гражданин, народное собрание, стратег, тайное голосование, оратор.

-Кто такой Перикл и чем он прославился?

Тема урока: Города Эллады подчиняются Македонии

Вопросы:

    Предположите, исходя из названия темы урока, каково будет содержание урока?

    Как вы считаете, могли ли греческие полисы подчиниться Македонии добровольно?

    Вспомните, в сражениях с каким врагом особенно проявилось мужество и свободолюбие греков?

Почему в V в. до н.э. Греция сумела отстоять свою победу с Персидской державой, а в IV в. до н.э. была захвачена небольшой Македонией?

Афинская демократия при Перикле. Власть народа. Свободный афинянин у кого мать и отец были гражданами. Орган управления. и т.д.

Стратег. Руководил войском и флотом, ведал отношениями с другими государствами. Провёл реформы и др.

Вывод: демократия при Перикле в Афинах достигла своего расцвета .

Предполагаемые ответы учащихся:

1.Греция подчинилась Македонии.

2.Вероятно они мужественно сражались с Македонией, но потерпели поражение.

3.Мужество греков проявилось в ходе войн с Персидской державой, в V в. до н. э.

Подводит к проверке ранее изученных понятий.

Наблюдение учителя

Работа в тетради.

Запись темы и плана урока.

Работа над новым материалом

Приём «Мозговой штурм»

Аргументирует цели и задачи урока, определяет объем изучаемого материала.

Мы с вами на прошлых уроках говорили о том, что Греция достигла своего расцвета. Город Афины привлекал многих людей, которые не только здесь жили, но и приезжали по делам. Но этот расцвет был недолгим. Ещё при жизни Перикла начались междоусобные войны. Главным соперником Афин была Спарта.

- К каким последствиям приводит война?

Учитель продолжает свой рассказ.

А в это время на севере Греции происходит возвышение государства Македония. Она превратилась в сильное государство, и подчинило себе все города Греции.

Вопрос:

- Ребята, что бы вы хотели узнать на нашем уроке

Осознают поставленную задачу.

Готовы к активному усвоению знаний.

Словарная работа в тетради.

Пелопоннеская война - серия войн за господство в Греции между Афинами и Спартой в 431-404гг. до н.э.

Предполагаемые ответы учащихся:

1.Упадок хозяйства

2.Разорение крестьян и ремесленников

3.Обострение борьбы внутри гражданского общества

Предполагаемые ответы учащихся:

Кто управлял Македонией в это время? Почему она превратилась в сильное государство? Почему греки подчинились этому государству

Наблюдение учителя

Запись в тетради последствий Пелопоннес-кой войны.

1.Причины возвышения Македонии.

2. Причины подчинения Греции Македонии.

Учебно-познавательная деятельность

Метод «Гипотезы»

Активизация познавательной деятельности.

В чем заключалась сила Македонии?

Гипотеза:

Македония – еще более огромное и могущественное государство, чем Персидская держава, перед которой Греция устоять не смогла .

Проверим эту гипотезу. Определите местоположение Македонии.

Македония располагалась на севере Балканского полуострова, на границе с Грецией. К середине IV в. до н. э. Македония - небольшая страна. Это предположение оказалось неверным

Что необходимо иметь в первую очередь, чтобы вести большую завоевательную войну?

Маленькую горную страну Македонию еще в конце VI в. до н.э. населяли разрозненные племена, но уже в начале V в. до н.э. они объединились .

В 359 г. до н. э. македонским царем становится Филипп II.

Он был прекрасным организатором, решительным и энергичным, талантливым полководцем, хитрым и осторожным дипломатом.

Филипп II в детстве воспитывался в греческом городе Фивы и был большим поклонником греческой культуры, в Македонии, как и в Греции, строились театры, македонский царь стремился приблизить к себе известных греческих художников, архитекторов, ученых.

Подумайте, как эти обстоятельства могло помочь Македонии победить Грецию?

А самое большое внимание царь Македонии уделял своему войску.

Создавая македонское войско, Филипп II учитывал достоинства и недостатки войска греческого.

Сравним греческое и македонское войско и сделаем вывод, какое из них было сильнее.

Главной силой македонского войска, как и греческого, была фаланга.

Вспомните, из скольких рядов воинов состояла греческая фаланга? Как мог усовершенствовать фалангу Филипп II?

Фаланга - боевое построение воинов тесными, сомкнутыми рядами, в греческой фаланге было 6-9 рядов.

Филипп II создал фалангу, состоящую из 16-ти рядов .

В Греции фаланга собиралась лишь на время войны, македонская фаланга существовала постоянно, все время упражняясь в искусстве ведения боя, тренируя силу и выносливость.

Македонские копья - разной длины- у воинов 6-ого ряда- 6-ти метровой длины. Первый ряд держал копья перед собой, а воины пяти следующих рядов клали копья на плечи впереди идущих воинов фаланги - бою участвовали воины сразу 6-ти рядов , в отличие от греческой фаланги– копья греков были одинаковой длины и в бою участвовала только первый ряд воинов.

Кого, кроме пеших воинов мы видим в македонском войске?

Греческая конница была легко вооружена и не играла серьезного значения в сражении.

Филипп II создал тяжеловооруженную конницу, одетую в плотные доспехи и стал гораздо чаще и решительнее использовать конницу в бою.

Какое преимущество давало македонянам широкое применение конницы?

Подумайте, были ли слабости у македонской фаланги?

А теперь вспомним «Илиаду». Кто ее автор, о чем повествуется в этой поэме? Каким образом греки брали крепости? Греки брали крепости противников в результате долгой осады (10 лет осаждали Трою).

Македоняне же имели осадные башни . Это деревянная конструкция на колесах, в нижней ее части мог быть таран , проламывающий отверстие в стене, вверху располагались лучники , обстреливающие защитников крепости и перекидной мостик , по которому из башни можно было пробраться на стену

Сделайте вывод: греческое или македонское войско сильнее?

Помимо военной мощи, македонскому царю помогала еще и хитрость. Филипп говорил: «Осел, нагруженный золотом, возьмет любую крепость». Что он имел ввиду?

Работа по карте. Найти Македонию.

Предполагаемые ответы учащихся:

Македония обладает сильным, хорошо вооруженным и обученным войском

Предполагаемые ответы учащихся:

Филипп II хорошо разбирался в военном искусстве греков и их политике.

Эти свои знания он позже и применил

Работа в тетради. Работа с таблицей.

Отличия македонского войска от греческого.

Предполагаемые ответы:

1.Греческая фаланга меньше, чем македонская.

2.Копья греков имели длину 2 метра, а у македонцев они были разной длины.

3. Греческая конница была легче и незначительней, чем конница македонцев.

Предполагаемые ответы:

Широкое применение конницы придавало македонскому войску быстроту, возможность наносить неожиданные удары

Слабые стороны :

    Малая мобильность

    В горах и в лесах наступление затруднено

    Движение только вперед

    Только шагом, бегом- разваливается строй.

Вывод: Македонское войско сильнее!

Работа учащихся с учебником. Ответы учащихся.

Помогать делать выводы, сравнивать.

Интеллектуально-преобразовательная деятельность.

Домашнее задание

Контроль и оценка результатов деятельности.

Прием «Фишбоун»

Умение обобщать и делать выводы.

Учитель подводит итог по высказываниям учеников.

Вопросы:

- Вспомним, о чём вы хотели узнать на уроке?

- Главные вопросы, на которые мы должны были ответить?

Учитель подводит итог урока.

Почему после поражения греков при г. Херонеи Филипп не стал отбирать имущество богатых граждан?

Мы познакомились сегодня только с причинами возвышения Македонии и упадка Греции

Предлагает дома самостоятельно прочитать о том, как Македония завоёвывала Грецию. О противниках Македонии (Демосфене) и её сторонниках (Исократ).

Параграф 41, ответить на вопросы, заполнить схему.

Задание ученику сделать сообщение об Александре Македонском.

Выставляются оценки обучающимся за проделанную работу на уроке.

Ученики заполняют схему

В голове: Причины возвышения Македонии?

Скелет:

верхняя линия ( причины возвышения Македонии ) - Филипп II , объединённая страна, реформы, сильная армия и флот

нижняя линия ( причины упадка Греции ) – пелопонесские войны, упадок хозяйства, разорение крестьян и ремесленников , слабые государства

В хвосте делают вывод :

Покорение Греции, потеря ею независимости.

Самоценка, оценка присутствующих.

Ответы учащихся

В тетради записать даты битвы при г. Херонеи.

Запись домашнего задания

п.42 пересказ и приход к власти Александра.


Список использованной литературы и источников.

    Алексашкина Л.Н. Деятельностный подход в изучении истории в школе, журнал «Преподавание истории и обществознания в школе», М., Школьная Пресса, № 9, 2012г

    Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Методические рекомендации учителю истории: Основы профессионального мастерства: практическое пособие. – М.: Гуманитарный изд. Центр ВЛАДОС, 2014.

    Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя /под ред. А. Г. Асмолова. - М. : Просвещение, 2012.

    Сергеев И.С. Как реализовать компетентностный подход в обучении, журнал «Преподавание истории и обществознания в школе». М., Школьная Пресса, №3, 2012 г.

    Степанищев А.Т. Методический справочник учителя истории. - М.: Гуманитарный изд. Центр ВЛАДОС, 2013

Тема: Города Эллады подчиняются Македонии.

Эпиграф урока:

Когда мы едины, мы непобедимы.

Цели:

Объяснить причины упадка Греции, которые в свою очередь стали причиной подчинения её Македонией; сформировать представления об образовании Македонского царства и начале завоеваний Филиппа;

Формировать эмоционально-ценностное отношение к прошлому, формировать активную гражданскую позицию (на примере греков – патриотов);

Продолжать развивать: 1) умение работать с картой; 2) умение работать с таблицей, выделять главное; 3) проводить сравнительный анализ.

Тип урока: комбинированный.

Инструментарий:

  1. Карта «Поход Александра Македонского на Восток».
  2. Презентация.
  3. Раздаточный материал: таблица, «исторические пазлы»

Литература:

  1. Годер, Г.И. Рабочая тетрадь по истории Древнего мира. 5 класс. Выпуск 2. - М., 2007.
  2. Вигасин, А.А., Годер, Г.И., Свенцицкая, И.С. История Древнего мира: учебник для 5 кл. – М., 2007

Ход урока:

  1. Орг. момент.
  2. Опрос по теме: «Афинская демократия при Перикле».
  1. Фронтально, устно, решение кроссворда (см. презентацию).
  2. Проверка выполнения одного из заданий в тетради с печатной основой.

Задание № 41. Что вы знаете о Народном собрании в Древних Афинах? Один учащийся читает, остальные - проверяют, исправляют.

Почему период правления Перикла считают расцветом Афинской демократии? (перечисляют факты).

  1. Подготовка к изучению нового материала.

Время пребывания Перикла в должности главного стратега, историки считают золотым веком Афинской демократии, но уже при его жизни в Греции начали происходить события, которые привели к потере Грецией независимости. Об этом мы и поговорим сегодня на уроке.

Тема нашего урока: Города Эллады подчиняются Македонии.

Цель: выяснить причины поражения Греции в борьбе с Македонией за свою независимость.

План изучения нового материала:

1. Упадок Греции.

2. Усиление Македонии при царе Филиппе II.

Задание на урок:

Докажите, что Македония к н. IV века была более сильным государством, чем Греция.

  1. Упадок Греции в IV веке до н. э.

Учитель: Уже при жизни Перикла в Греции начались междоусобные войны . И Афины, и Спарта стремились к господству над Грецией. Серия войн за господство в Греции между Афинами и Спартой получили название - пелопонесские войны (431-404). Эти войны закончились поражением Афин. Самостоятельная учебная деятельность

Давайте выясним последствия этих войн для всей Греции: Прочитайте учебник на с. 186 и выделите последствия междоусобных войн. Сравниваем с эталоном ответа в презентации:

1) упадок хозяйства (гибель оливковых рощ и виноградников); 2) разорение крестьян и ремесленников; 3) обострение борьбы между богатым и бедными. Вывод: Греция была истощена междоусобными войнами.

2. Усиление Македонии при царе Филиппе. Вместе с тем, в это же время усиливается северный её сосед – Македония.

Работа с картой, контурной картой. Найдите Македонию на карте (у доски один из учащихся), отметьте в своих контурных картах с. 36. Опишите словами – где находится Македония (на севере Балканского полуострова).

В середине 4 века до н. э. царь Филипп сумел объединить под своей властью все македонские земли. Македонские цари находились под влиянием

греческой культуры. Они строили театры, приглашали эллинских поэтов и художников. По просьбе царя Филиппа учителем его юного сына Александра стал крупнейший ученый Греции Аристотель. Знатные македоняне свободно говорили и писали по-гречески.

Работа со схемой. Расскажите о нововведениях Филиппа по схеме (см. презентацию).

Филипп создал большую и боеспособную армию. Об этом нам сейчас подробно расскажет (опережающее задание, сообщение) Троян Сергей. Македонская конница состояла из знати, а пехота набиралась из пастухов и земледельцев. Каждый пехотинец получал шлем, кожаный панцирь, круглый щит, короткий меч и длинное копье. Фаланга строилась в 16 рядов. В бою первые шесть рядов держали двумя руками копья, направляя их в сторону врага: первый ряд - перед собой, а воины остальных рядов клали свои копья на плечи впереди стоящих. Если же часть вражеского войска заходила фаланге в тыл, то воины последних рядов поворачивались к противнику лицом. Тогда фаланга становилась неприступной со всех сторон. Недаром говорили, что она похожа на ощетинившегося железом зверя, к которому опасно приближаться.

Армия Филиппа имела метательные орудия, с помощью которых в противника бросали камни, бревна и большие стрелы. Такие орудия устанавливались также в огромных многоэтажных башнях на колесах. Сотни воинов толкали башни - они шумели и грохотали, приближаясь к осажденному городу и наводя ужас на его защитников.

Царь с издевкой говорил, что в самой неприступной крепости найдется калитка, через которую проникнет осел, груженный золотом (Как вы понимаете эти слова?). Стремясь покорить соседние страны, Филипп рассчитывал не только на военную силу. Он умело ссорил между собой своих противников, нередко добивался успеха подкупом.

Причина поражения греков и их подчинение Филиппу кроется только в силе и многочисленности его войска?

3. Потеря Грецией независимости.

Внутренние греческие противоречия и раздоры были выгодны…? для Филиппа, он решил захватить Грецию и начал подчинять один город за другим. Среди греков было много сторонников и противников Филиппа.

Работа по группам. Задание: заполните недостающие колонки в таблице «Отношение греческого общества к угрозе македонского завоевания».

Сообщение о Демосфене (резервное задание). Какие поучительные выводы можно сделать из жизни Демосфена? (Нужно стремиться к своей цели…). Речи Демосфена называли филиппиками – осуждение, обвинение. Демосфену удалось сплотить часть городов-государств для борьбы с Филиппом. В 338 г. при г. Херонея произошла решающая битва с войском Филиппа.

Отметьте на контурной карте год и место сражения. Дидактическая игра «Собери пазлы».

Умный Филипп не объявил себя царём (почему?), он добился, что побеждённые греки поклялись ему в верности, признали его своим военным предводителем. Немедленно началась подготовка похода на персов.

4. Гибель Филиппа. Приход к власти Александра. Филиппу не удалось осуществить свои замыслы, он погиб, а его сын, Александр был провозглашён новым царём.

Фрагмент фильма «Александр».

Выскажите свои первые впечатления о личности Александра. Готов ли он был продолжить дело своего отца?

Александр Македонский решил продолжить дело своего отца и возглавить поход в Азию.

Вернёмся к заданию урока…

Закрепление: тестовые задания в презентации.

Д/з:

1)П. 41;

2) выяснить смысл выражений: «Гордиев узел», «слава Герострата».

3) подготовить сообщение об Александре Македонском.

Рефлексия.

МЕЖДОУСОБНЫЕ ВОЙНЫ

ФАЛАНГА

МОНАРХИЯ

РЕСПУБЛИКА

ПАТРИОТИЗМ

ФИЛИППИКИ

3. Народ в Греции. 4. Главная площадь Афин.

4. Главная площадь Афин. 5. Постройка для декораций в греческом театре.

5. Постройка для декораций в греческом театре. 6. Человек, умеющий убеждать.

6. Человек, умеющий убеждать. 7. Греки называют свою страну...

9. Богиня войны в Греции. 10. Имя жены Перикла.

9. Богиня войны в Греции. 10. Жена Перикла.

Тема урока: Города Эллады подчиняются Македонии.

Цель урока: Выяснить причины поражения Греции в борьбе с Македонией за свою независимость

План урока: 1. Упадок Греции в IV веке до н. э. 2. Усиление Македонии при царе Филиппе II. 3. Потеря Грецией независимости. 4. Приход к власти Александра.

Задание на урок: Докажите, что Македония к началу IV века была более сильным государством, чем Греция

1. Упадок Греции в IV веке до н.э. Междоусобные войны.

Последствия междоусобных войн в Греции: 1) упадок хозяйства (гибель оливковых рощ и виноградников); 2) разорение крестьян и ремесленников; 3) обострение борьбы между богатыми и бедными. Вывод: Греция была истощена междоусобными войнами.

Где находилось Македонское царство? Как называлась его столица?

2. Усиление Македонии при царе Филиппе. Создал золотой запас страны Расширил торговлю с другими государствами Создал мощную армию Приказал построить большие военные корабли

Македонская фаланга и конница

3. Потеря Грецией независимости. Отношение греческого общества к угрозе македонского завоевания. Линии сравнения Промакедонская позиция Анти македон ская позиция Оратор Исократ Демосфен Отношение к Филипу и угрозе потерять независимость «Врага боятся меньше, чем собственных сограждан». Видел спасение родины в добровольном подчинении Филиппу, объединении греков и македонцев против персов. «Если даже все эллины согласятся быть рабами, мы должны бороться за свободу». Отстаивал независимость и свободу Греции, сплотил ряд греческих городов для борьбы с Филиппом.

Битва при Херонее Отметьте на контурной карте год и место сражения. 338 г. Херонея

3. Подчинение греческих полисов Филиппу II. Дата Место сраже ния Участники Результат Последст - вия 338 г. до н. э. Близ г. Херонея Македония Греция Поражение греков Потеря Грецией независи - мости.

4. Гибель Филиппа. Приход к власти Александра. Умный Филипп не объявил себя царём, он добился, что побеждённые греки поклялись ему в верности, признали его своим военным предводителем. Немедленно началась подготовка похода на персов. После загадочной гибели Филиппа новым царём был провозглашён Александр. Александр Македонский решил продолжить дело своего отца и возглавить поход в Азию.

Македония расположена: н а о. Крит на севере Балканского полуострова н а севере полуострова Малая Азия Исократ Аристотель Демосфен Спасение Эллады в добровольном подчинении Филиппу видел:

Битва при Херонее п роизошла в: 443 г. до н. э. 338 г. до н. э. 480 г. до н. э. колесницах п рименении оружия из железа п остроении войск фалангой В 4 в. сила македонской армии заключалась в:

Каковы последствия битвы при Херонее? п отеря Грецией независимости распад Македонского царства в сё осталось без изменений Молодцы, спасибо за урок!

Афинский оратор Демосфен.


Технологическая карта урока

Тема: Города Эллады подчиняются Македонии

Эпиграф урока: Когда мы едины, мы непобедимы.

Цели урока

Способствовать ознакомлению с особенностями соц.-эконом. и политического устройства Македонии; содействовать развитию умения определять причины ослабления греческих полисов в V - IV в. до н.э.; создать условия для формирования представлений о противоборстве Греции и Македонии, деятельности Демосфена по сплочению греческих полисов, определения последствий греческого войска в битве при Херонее

Тип и вид урока

Изучение и первичное закрепление новых знаний/урок-исследование

Планируемые результаты (предметные)

Расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории человечества в целом

Личностные результаты

Применение правил делового сотрудничества; проявление понимания и уважения к ценностям культур других народов

Метапредметные результаты

Умение определять цели своей деятельности, ставить и формулировать для себя новые задачи; готовность к сотрудничеству с соучениками, к коллективной работе.

Основное содержание темы, понятия и термины

Местоположение Македонии, характеристика ее социально-экономического и политического устройства. Пелопонесская война. Упадок греческих полисов. Возвышение Македонии при правлении Филиппа II , реформа армии. Наступление Македонии на север Греции. Деятельность Демосфена, объединение крупнейших полисов против македонской угрозы. Битва при Херонее (338 г. до н.э.) Смерть Филиппа II , переход власти к Александру Македонскому. Македоняне, македонская фаланга, филиппика

Образовательные ресурсы

Учебник. Карта «Древняя Греция». Рабочая тетрадь №2. Учебная картина «Македонское войско»

Организационная структура урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формируемые УУД

1.Орг.момент

Приветствует обучающихся. Проверяет готовность к уроку

Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место

Быстрое включение в деловой ритм

2.Повторение изученного материала

Организует работу с вопросами

1.Как по- другому называли Древнюю Грецию?

2.Назовите знаменитого древнегреческого поэта и его произведения.

3.Как назывались древнегреческие военные корабли?

4.Назовите известных древнегреческих богов и героев мифов.

5. Какая форма правления получила свое начало в Греции?

6. Как назывались древнегреческие города- государства?

7. Что проводили греки каждые четыре года в честь своих богов?

8. Что означает фразеологизм «Говорить лаконично»?

9. Как называли людей в Древней Греции, умеющих красиво говорить?

10. Кто мог участвовать в работе Народного собрания при Перикле?

11. Как часто собиралось Народное собрание?

12. Какие вопросы решало Народное собрание?

13. Что свидетельствует о развитии демократии в нашем государстве сегодня?

14. А кто сегодня в нашем государстве может участвовать в выборах?

15. Могут ли женщины участвовать в выборах?

16. Могут ли они быть избраны в органы государственной власти?

Перечислить главные заслуги Перикла?

Учитель подводит учащихся к выводу предыдущего урока

Отвечают на поставленные вопросы

1)Эллада

2)Гомер, «Илиада» и «Одиссея»

3)триеры

4)Посейдон, Зевс, Афина, Гефест, Деметра, Ахиллес, Геракл…

5) демократия

6) полисы

7) олимпийские игры

8) коротко и ясно

9) ораторы

10) граждане, мужчины с 20 лет

11) 3-4 раза в месяц

12) выбирало первого стратега, принимало законы, ведало казной, объявляло войну, заключало мир

13)участие народа в выборах, органах управления, свобода слова

14)все граждане с 18 лет

15) да

16) да

Вывод: демократия при Перикле в Афинах достигла своего расцвета.

Коммуникативные : строят понятные для соучеников высказывания, слушают и понимаю речь других

3.Постановка учебной задачи

Мы с вами на прошлых уроках говорили о том, что Греция достигла своего расцвета. Город Афины привлекал многих людей, которые не только здесь жили, но и приезжали по делам. Но этот расцвет был недолгим. Ещё при жизни Перикла начались междоусобные войны. Главным соперником Афин была Спарта.

Задание: Прочитайте вступление к §41 на стр. 196 учебника.

    О какой войне идет речь?

    Сколько она длилась?

    К каким последствиям привела?

А в это время на севере Греции происходит возвышение государства Македония. Она превратилась в сильное государство, и подчинило себе все города Греции.

Мы пока ничего не знаем о Македонии, но можно предположить, что:

либо это могущественное и огромное государство;

либо обладает передовой боеспособной армией.

Вопрос: Ребята, что бы вы хотели узнать на нашем уроке?

Формулирует проблему: Почему греки, разгромившие в V в до н.э. мощное персидское войско, не смогли противостоять македонскому царю?

З/Т Пелопоннеская война - серия войн за господство в Греции между Афинами и Спартой в 431-404 гг. до н.э.

Предполагаемые ответы учащихся:

1.Упадок хозяйства

2.Разорение крестьян и ремесленников

3.Обострение борьбы между богатыми и бедными.

Регулятивные : Принимают учебную задачу, сформулированную вместе с учителем, планируют учебные действия

Коммуникативные: владеют монологической и диалогической формами речи

4.Усвоение новых знаний и способов действий

План

1.Македонский царь Филипп стремится покорить соседей.

2.Потеря Грецией независимости.

3.Приход к власти А. Македонского.

Организует работу с картой.

Какие крупные города-государства были в Греции? Где они находились?

- В какой части Балканского полуострова находится Македо­ния? Как называется столица?

1 . Рассказ учителя.

З/Т Реформы Филиппа II (359- 336 г. до н.э. )

1)создал большую, боеспособную армию

2) укрепил царскую власть

3) чеканка золотой монеты

4)расширил торговлю с другими странами

Учитель предлагает познакомиться с п. 1 параграфа 41 и ответить на вопрос:

- Чем македонская армия отличалась от греческой?

- Сделайте вывод о македонском войске.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

2. Внутренние греческие противоречия и раздоры были выгодны…? (для Филиппа), он решил захватить Грецию и начал подчинять один город за другим. Среди греков было много сторонников и противников Филиппа.

Задание: заполните таблицу с.198 «Отношение греческого общества к угрозе македонского завоевания».

Речи Демосфена называли филиппиками – осуждение, обвинение. Демосфену удалось сплотить часть городов-государств для борьбы с Филиппом. В 338 г. при г. Херонея произошла решающая битва с войском Филиппа.

Самостоятельная работа с текстом учебника п.2 параграфа 41 и картой: Задания :

Каковы были последствия битвы при Херонеи

Какую роль в битве при Херонеи сыграл юный сын Филиппа?

Выписать в тетрадь причины покорения Греции Ма­кедонией.

3 . Подчинив Грецию, Филипп не остановился на этом, он решил подготовить поход в Азию. Но осуществить ему самому этот за­мысел было не суждено.

Почему Филипп не смог реализовать свои планы?

Кто продолжил дело Филиппа?

Находят на карте и показывают Афины и Спарту. Составляют тезисный план ответа. Представляют результат своей работы.

- На севере Балканского полуострова; Пелла

1. З/Т Реформы Филиппа II

Изучают текст и выполняют задания: составляют схему. заполняют таблицу, делают вывод.

Сравнительная таблица

Греческое войско

Македонское войско

Фаланга 6-9 рядов -

Фаланга 16 рядов +

Фаланга собирается лишь на время войны -

Фаланга тренируется постоянно +

В бою участвует один ряд фаланги -

В бою одновременно участвуют 6 рядов +

Легковооруженная конница, не играет важной роли -

Тяжеловооруженная конница, широко применяется в бою +

-

Применяет осадные башни +

Вывод: Македонское войско сильнее, боеспособнее!

2. Работа с текстом и заполнение таблицы с.198:

Линии сравнения

Промакедонская позиция

Антимакедонская позиция

Оратор

Исократ

Демосфен

Отношение к Филиппу и угрозе потерять независимость.

Видел спасение родины в добровольном подчинении Филиппу, объединении греков и македонцев против персов.

Отстаивал независимость и свободу Греции, сплотил ряд греческих городов для борьбы с Филиппом.

З/Т 338 г. до н.э. – битва при Херонеи, потеря Грецией независимости

Самостоятельная работа с текстом

З/Т Последствия битвы при Херонеи:

1)афинской демократии пришел конец;

2)имущество у богатых граждан не отбиралось;

3)союз о «вечном мире и союзе» между греческими государствами и Македонией;

4)македонский царь провозглашен верховным главнокомандующим объединенными военными силами.

5)Греция потеряла надолго свою независимость

З/Т Причины покорения Греции Ма­кедонией.

а)Греки воевали между собой, это ослабило страну.

б)Филипп создал сильную, мощную армию.

в)Умение Филиппа поссорить противников.

3 .Знакомятся с обстоятельствами, при которых Александр стал царем.

Познавательные: используют знаково-символические средства; устанавливают причинно-следственные связи, строят логическую цепь рассуждений

Коммуникативные: формулируют собственное мнение и позицию, строят понятные для партнера высказывания, слушают и понимают речь других

Регулятивные : в сотрудничестве с учителем, классом находят решение учебной задачи;

5. Закрепление знаний и способов действий

Предлагает выполнить тестовые задания

Выполняют задание. Участвуют в обсуждении

Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи, строят логическую цепь рассуждений

Коммуникативные: формулируют собственное мнение, слушают и понимают речь других

6.Информация о домашнем задании

Параграф 41 о/в. Подготовить сообщение о личности Александра Македонского

Воспринимают задание, уточняют

Регулятивные: принимают учебную задачу

7. Подведение итогов урока. Рефлексия

Организует проверку понимания поставленного в начале урока проблемного вопроса

Почему греки, разгромившие в 5 в до н.э. мощное персидское войско, не смогли противостоять македонскому царю?

Ученики заполняют схему

В голове: Причины возвышения Македонии?

Скелет: верхняя линия (причины возвышения Македонии) - Филипп II, объединённая страна, реформы, сильная армия и флот

нижняя линия (причины упадка Греции) – пелопонесская война, упадок хозяйства, разорение крестьян и ремесленников, слабые государства

В хвосте делают вывод:

Покорение Греции, потеря ею независимости.

Коммуникативные : участвуют в обсуждении; строят понятные для партнера высказывания, слушают и понимают речь других

Регулятивные :

в сотрудничестве с учителем, классом находят решение учебной задачи;

Последние материалы раздела:

«Морские» идиомы на английском языке
«Морские» идиомы на английском языке

“Попридержи коней!” – редкий случай, когда английская идиома переводится на русский слово в слово. Английские идиомы – это интересная,...

Генрих Мореплаватель: биография и интересные факты
Генрих Мореплаватель: биография и интересные факты

Португальский принц Энрике Мореплаватель совершил множество географических открытий, хотя сам выходил в море всего три раза. Он положил начало...

Последнее восстание интеллектуалов Франция 1968 год волнения студентов
Последнее восстание интеллектуалов Франция 1968 год волнения студентов

Любой революции предшествует идеологическая аргументация и подготовка. «Майская революция» 1968 года, бесспорно, не является исключением. Почему к...