4 язык и речь виды речевой деятельности. Язык и речь
Конспект составила Анастасия Ооржак
Язык - это система условных символов, с помощью которых передаются сочетания звуков, имеющие для людей определенные значения и смысл.
Языки бывают
— естественные;
— искусственные – разработанные людьми для решения определенных задач. Они правильные и систематичные, их легко изучать. Примеры: язык глухонемых, язык дорожных знаков, азбука морзе, языки программирования (машинные языки), эсперанто.
Языки также можно разделить по форме обозначающих знаков на:
— звуковые;
— изобразительные – в них для замещения объектов и качеств используются символы.
При этом существует еще 2 вида письменности:
— побуквенная – каждому звуку или сочетанию звуков приписывается определенный знак, потом можно легко озвучить;
— иероглифическое письмо – слова и предметы заменяются изображениями.
(В психологии считается, что единицей языка является слово.)
Часто говорят о вербальной и невербальной коммуникации.
Вербальная коммуникация связана со словами.
При невербальной коммуникации в качестве обозначающей формы могут выступать действия, мимические паттерны, жесты. Все они обращены к зрению.
Многие спорят, говоря, что невербальная коммуникация языком не является, т.к. происходит непосредственная трансляция эмоционального состояния. Однако, когда актер на сцене изображает, что он рыдает, а на самом деле он спокоен, — здесь можно говорить о языке.
Есть много способов передачи информации без слов – напр., символические языки, или языки символов. В них вещь, которая заменяет другую, – это символ.
В качестве символов могут использоваться цвета. Напр., черный – цвет скорби и траура; желтые цветы – к разлуке. Желтый цвет связан с увяданием, в то время как «золотой» – имеет положительную семантику.
Символизм количества – напр., у нас принято дарить нечетное количество цветов.
Приметы: черный кот – символ неудачи.
Символический язык варьируется от одной культуры к другой. Язык символов и жестов не кодифицированы (нет словарей по ним).
Речь – это процесс коммуникации людей с помощью того или иного языка.
В большинстве случаев имеется в виду именно общение людей. Хотя у животных и в компьютере – тоже что-то подобное. Ко всем ним можно применить более общение понятие – «коммунникация».
Виды речи связаны с формами используемых знаков и с тем, на кого направлена речь.
1. устная / письменная речь
Устная речь всегда предполагает собеседника и развертывается в некотором контексте, воспринимаемом обоими собеседниками. В устной речи жест может заменять собой целое предложение (Напр., на остановке трамвая: «Идет!»). Эмоциональность устной речи значительно выше.
Экспрессивная речь – наиболее эмоциональна (междометия, восклицания, нецензурные слова). Она наименее развернута и сильнее всего связана с контекстом.
2. внешняя / внутренняя речь
(внешняя направлена на других, внутренняя направлена на себя – «я как другой».
Сначала человек учится общаться с другими, а потом уже сам с собой.)
Речь -- исторически сложившаяся форма общения людей посредством языковых конструкций, создаваемых на основе определённых правил.
Процесс речи предполагает, с одной стороны, формирование и формулирование мыслей языковыми (речевыми) средствами, а с другой стороны, восприятие языковых конструкций и их понимание.
Таким образом, речь представляет собой психолингвистический процесс, форму существования человеческого языка.
Развитие, изменение лексического состава языка, его грамматического и звукового (см. также звук речевой, фонема) строя возможно лишь при непрерывном воспроизводстве языковых структур в живой речи. Отсутствие речевой коммуникации приводит к гибели языка или, при наличии достаточного количества письменных документов, к его консервации на определённом уровне развития, как в случае с латинским и древнегреческим языками. При этом грамматический строй языка остаётся неизменным, лексика не отражает изменений, происходящих в окружающем мире и человеческой деятельности, а фонетический строй может быть лишь теоретически реконструирован на базе языков-«потомков».
Речь -- существенный элемент человеческой деятельности, позволяющий человеку познавать окружающий мир, передавать свои знания и опыт другим людям, аккумулировать их для передачи последующим поколениям.
Речевая деятельность - основной вид человеческого общения - сочетает в себе два фактора, в которых отражены социальное и индивидуальное начала каждого конкретного акта коммуникации.
Фактор социальный, обществом созданный и обусловленный, независимый от чьей-либо индивидуальной воли - это язык.
Как это уже было показано, язык - это лексическое множество в совокупности с более или менее интуитивно постигаемой грамматической системой, хранящиеся в той или иной их части в сознании/подсознании каждого носителя языка, а в полной мере - в коллективе (социуме), говорящем на данном языке.
В научно осознанной форме язык представлен содержанием словарей и грамматических штудий.
Всякая же актуализация языка в виде любого устного/письменного текста (дискурса) - это речевой акт, то есть речь.
Речь - такой фактор словесной коммуникации, в котором в наибольшей степени сказывается индивидуальное начало, личность говорящего, его воля как участника акта коммуникации.
Значительная роль индивидуального начала оказалась известным препятствием на пути к исследованию специфических речевых норм, чем и объясняется меньшая разработанность лингвистики речи, сравнительно с лингвистикой языка. По отношению к определенным видам речевых актов результаты их научного осмысления зафиксированы в трудах по риторике, поэтике, а в последнее время - в теории речевых жанров и лингвистике текста.
Осознание речи и языка как двух различных, не совпадающих друг с другом факторов речевой деятельности открывает возможность исследования их взаимоотношений и поиска на этом пути разрешения возникших парадоксов и ответов на поставленные ранее вопросы.
В результате совместной общественной деятельности людей, как утверждает С.Л. Рубинштейн, сформировалась одна из первичных, наиболее основных функций речи - коммуникативная функция речи. Она представлена как средствами выражения, так и средствами воздействия одного индивида на другого.
Генетически к первичным функциям речи принадлежит эмоциональная функция, так как при расстройствах речи сохраняются именно эмоциональные компоненты речи.
Сам С.Л. Рубинштейн видит речь, наряду с жестом и мимикой, в совокупности выразительных средств, поэтому важна ее выразительная (экспрессивная) функция. Он утверждает, что сама по себе эта функция не определяет речь, но у человека самые выразительные моменты переходят в семантику, которая свойственна речи. В устной речи эмоционально-выразительные моменты проступают в ритме, в модуляциях голоса, в экспрессии речи. На письме это проявляется в расстановке слов.
Конечно, функции речи не являются "внешними друг к другу аспектами", они собраны в единстве, и тем самым "определяют и опосредуют" друг друга.
Таким образом, под речью С.Л. Рубинштейном понимается "средство сознательного воздействия и сообщения, осуществляемых на основе семантического содержания речи". В этом и заключается ее специфика.
В соответствии с целями речевой деятельности выделяются ведущие виды речи: внешняя речь и внутренняя, устная и письменная, монологическая и диалогическая.
Внутренняя речь отличается от внешней и своим внешним признаком, и своей функцией. Так, С.Л. Рубинштейн говорил о том, что "внутренняя речь допускает "короткие замыкания"; она часто эллиптична, в ней пропускается то, что для пользующегося ею представляет само собой разумеющимся. Иногда она предикативна: намечает, что утверждается, при этом опускается как известное то, о чем идет речь".
Устная речь и письменная очень тесно связаны между собой: буквы, знаки письменной речи, обозначают звуки, знаки устной речи. Различны эти два вида тем, что выполняют разные функции. В силу того, что письменная речь не предназначена для "непосредственно присутствующего собеседника", она является наиболее произвольным видом речи.
Речь является исторически сложившейся формой коммуникации людей посредством языка. При этом речь и язык представляют собой диалектическое единство, сложившееся в результате длительного исторического развития. Однако на вопрос о сущности связи между языком и речью в науке нет единого ответа. Некоторые ученые не делают различия между речью и языком, используют эти слова как синонимы: язык - это и есть речь. Другие противопоставляют эти понятия, утверждая, что в паре "речь - язык" к компетенции психологии относится только речь как феномен индивидуальной природы, язык же - явление не психологическое, асоциальное, и потому изучается лингвистикой.
В конце XIX в. швейцарский лингвист Ф. де Соссюр (1857- 1913) провел четкую границу между языком и речью. Язык - это надындивидуальное, общее явление, социальное по своей природе. Речь состоит в использовании языка, она текуча, неустойчива, переменчива. До Соссюра лингвисты изучали в основном вопросы происхождения и изменения языков, он впервые обратил внимание на то, что каждый язык имеет свою внутреннюю организацию - структуру, образованную отношениями входящих в нее элементов. Элементами языковой структуры являются знаки. Язык как система знаков служит средством осуществления человеческого общения и мышления. В то же время эта система независима от индивида, человек рождается в определенной языковой среде, а освоение родного языка ведет к развитию речи и формированию мышления.
Раздел современной науки, изучающий природу и функционирование языка и речи, называется психолингвистикой. Для более глубокого понимания сущности этих явлений она использует данные и подходы двух наук - психологии и лингвистики.
Говоря о роли речи в общественной и социально-психологической жизни человека, принято выделять две ее главные функции, тесно связанные между собой: коммуникативную и интеллектуальную.
В своей коммуникативной функции речь выступает как средство общения между людьми, выступая как сообщение и побуждение к действию. При сообщении субъект может указывать на какой-либо предмет или явление - в этом случае мы говорим об указательной, или индикативной, функции речи - либо высказывать свое суждение по какому-то вопросу - предикативная функция. Помимо сообщения о каких-либо событиях речь может быть направлена на то, чтобы повлиять на собеседника: побудить его к какому-то действию, поступку, вызвать у него какие-либо чувства, мысли, переживания, желания.
Кроме содержания, передаваемого посредством словесных значений, в речи выражается эмоциональное отношение к тому, о чем говорят. Через интонацию и тон, сопровождающие речь выразительные движения (поза, мимика, жесты), живость и образность выражений, структуру построения предложения и отбор слов выражаются настроение и чувства, происходит эмоциональный обмен между людьми, осуществляется эмоционально-выразительная функция речи.
Интеллектуальная функция заключается в том, что речь выступает как средство выражения мыслей, их образования и развития. Речь как носитель системы значений различного типа определяет способ формирования, формулирования и понимания мыслей. Основной единицей как речи, так и мышления является слово, за каждым из которых закрепляется определенное значение. Значение слова - это всегда обобщение. Общение между людьми возможно, когда все субъекты коммуникации пользуются одними и теми же словесными знаками с одними и теми же значениями. Общественная одинаковость знаков делает возможным адекватное общение и понимание друг друга. Обозначение имени явлений, предметов, действий, введение его в иерархическую систему, в которую организованы все значения, - этот процесс определяется как сигнификативная функция речи.
Принято выделение следующих видов речи: письменная и устная. Устная речь - это речь внешняя, произносимая и воспринимаемая на слух, она, в свою очередь, разделяется на диалогическую и монологическую. Диалогическая речь разговорная, неполностью развернутая, ситуативная, многое в ней не высказывается благодаря контексту, понятному участникам разговора. В диалогической речи большое значение имеет интонация, эмоциональный фон высказывания, мимика и пантомимика говорящих, т.е. невербальные средства общения (подробнее см. 8.3). Развернутость, полнота и расчлененность диалогической речи могут быть различными. Если собеседники понимают друг друга буквально "с полуслова", их высказывания могут быть максимально сокращены. Это определяется тем, насколько четко они представляют то, о чем говорят, насколько им это ясно из того, что было сказано раньше, что происходит сейчас; а также тем, много ли общего между собеседниками, велико ли их стремление понять друг друга. Напротив, отсутствие внутреннего контакта между собеседниками, различие в отношении к предмету речи может создавать трудности в понимании истинного смысла речи и требует более полного и развернутого ее построения.
Монологическая речь - это речь одного человека, она более развернута и грамматически оформлена по сравнению с диалогической, логически связана и систематична.
Письменная речь реализуется в формах, доступных зрительному восприятию, закреплена в виде письменного текста, что дает большую свободу в обращении с нею. При формулировании высказываний в письменной речи происходит поиск наилучшего способа оформления сообщения, возможен перебор различных вариантов, можно проверить и перепроверить построение предложения в целях более точного выражения смысла. Существующий в письменной речи разрыв во времени и пространстве между ее порождением и восприятием делает ее более безличной, лишенной общего ситуативного контекста между автором и адресатом. В этом заключается основное ее отличие от устной речи. В устной, разговорной речи наличие общей ситуации, объединяющей собеседников, использование выразительных средств, интенсивный непосредственный эмоциональный обмен обеспечивает возможность взаимопонимания без тщательной проработки предметно-смыслового содержания. В случае письменной речи требуется более систематическое и логически связанное изложение.
При всех различиях письменной и устной речи нельзя их противопоставлять, тем более что ни та, ни другая не представляет собой однородного целого. Существуют различные виды устной и письменной речи. Устная речь может быть разговорной речью, беседой, а может - публичным выступлением, лекцией, докладом. Письменная речь также весьма разнообразна: это и научные трактаты, монографии, статьи, и произведения эпистолярного жанра. В последнее время в связи с развитием технического прогресса и совершенствованием средств связи появляется новый вид речи - письменный по форме, но близкий к устной речи по смыслу и характеристикам. Это тот тип речевых высказываний, который используют в сообщениях, чатах, системах быстрого обмена сообщениями: предложения и слова подвергаются сокращениям, для передачи содержания и эмоционального контекста активно используются символы и анимация, сленг и аббревиатуры; игнорируются правила орфографии и пунктуации.
Существенна дифференциация речи на внешнюю, произносимую вслух, и внутреннюю. Последняя отличается от первой не только тем, что осуществляется беззвучно, - она выполняет другую функцию и имеет иное строение. Внешняя речь связана с процессом коммуникации, обмена информацией, внутренняя речь не является средством общения, основная ее функция - обеспечение процесса мышления и регуляции деятельности. Проявления внутренней речи наиболее явны при решении задач, мысленном планировании, чтении текстов про себя. В плане внутренней речи происходит упорядочивание воспринимаемой информации, проводится самоинструктирование, осуществляется анализ собственных действий и переживаний. По своей структуре внутренняя речь представляет собой обобщенные семантические комплексы, состоящие из фрагментов слов и фраз, с которыми группируются наглядные образы и условные знаки. Не предназначенная для чего-либо другого, она строится как конспект или оглавление, в ней намечается тематика мысли и опускается то, что должно быть сказано. При столкновении человека с затруднениями или противоречиями его внутренняя речь приобретает более развернутый характер и может переходить во внутренний монолог, в шепотную или громкую речь.
100 р бонус за первый заказ
Выберите тип работы Дипломная работа Курсовая работа Реферат Магистерская диссертация Отчёт по практике Статья Доклад Рецензия Контрольная работа Монография Решение задач Бизнес-план Ответы на вопросы Творческая работа Эссе Чертёж Сочинения Перевод Презентации Набор текста Другое Повышение уникальности текста Кандидатская диссертация Лабораторная работа Помощь on-line
Узнать цену
В психологической науке речь понимается как система используемых человеком звуковых сигналов, письменных знаков и символов для передачи информации; процесс материализации мысли.
Важно отличать речь от языка. Их основное различие заключается в следующем.
Язык - это система условных символов , с помощью которых передаются сочетания звуков, имеющие для людей определенные значения и смысл.
Если язык - объективная, исторически сложившаяся система кодов, предмет специальной науки - языкознания (лингвистики), то речь является психологическим процессом формирования и передачи мысли средствами языка .
Как психологический процесс речь является предметом раздела психологии, называемым "психолингвистикой ".
Речь без усвоения языка невозможна , в то время как язык может существовать и развиваться относительно независимо от человека, по законам, не связанным ни с его психологией, ни с его поведением.
Выделяются следующие признаки языка :
Исторически сложившееся средство общения;
Развивается относительно независимо от человека, по законам, не связанным ни с его психологией, ни с его поведением;
Отражает психологию народа;
Система условных знаков, с помощью которой передаются сочетания звуков, имеющие для людей определенные значение и смысл.
Выделяются следующие признаки речи :
Выражает психологические особенности отдельно взятого человека;
Наиболее совершенная, присущая человеку деятельность, передающая мысли и чувства.
Речь также понимается как совокупность произносимых или воспринимаемых звуков, имеющих тот же смысл и то же звучание, что и соответствующая им система письменных знаков. Знак - символ или объект, служащий заменителем другого объекта.
Функции речи
Речь выполняет определенные функции: воздействия; сообщения; выражения; обозначения.
Функция воздействия заключается в способности человека посредством речи побуждать людей к определенным действиям или отказ от них.
Функция сообщения состоит в обмене информацией (мыслями) между людьми посредством слов, фраз.
Функция выражения заключается в том, что, с одной стороны, благодаря речи человек может полнее передавать свои чувства, переживания, отношения, и, с другой стороны, выразительность речи, ее эмоциональность значительно расширяют возможности общения.
Функция обозначения состоит в способности человека посредством речи давать предметам и явлениям окружающей действительности присущие только им названия. (См. дополнительный иллюстративный материал.)
Формы и виды речи
Соответственно множеству своих функций речь является полиморфной деятельностью, т.е. в своих различных функциональных назначениях представлена в разных формах и видах.
В психологии в основном различают две формы речи :
Внешнюю;
Внутреннюю.
1. Внешняя речь - система используемых человеком звуковых сигналов, письменных знаков и символов для передачи информации, процесс материализации мысли.
Жаргон - стилистические особенности (лексические, фразеологические) языка узкой социальной или профессиональной группы людей. Интонация - совокупность элементов речи (мелодика, ритм, темп, интенсивность, акцентный строй, тембр и др.), фонетически организующих речь и являющихся средством выражения различных значений, их эмоциональной окраски. (См. дополнительный иллюстративный материал.)
Внешняя речь включает следующие виды :
Устную: диалогическую и монологическую;
Письменную.
Устная речь - это общение между людьми посредством произнесения слов вслух, с одной стороны, и восприятия их людьми на слух - с другой.
Диалог (от греч. dialogos - разговор, беседа) - вид речи, заключающийся в попеременном обмене знаковой информацией (в том числе и паузами, молчанием, жестами) двух и более субъектов. Диалогическая речь - это разговор, в котором участвуют не менее двух собеседников. Диалогическая речь, психологически наиболее простая и естественная форма речи, возникает при непосредственном общении двух или нескольких собеседников и состоит в основном в обмене репликами. Реплика - ответ, возражение, замечание на слова собеседника - отличается краткостью, наличием вопросительных и побудительных предложений, синтаксически не развернутых конструкций. Отличительной чертой диалога является эмоциональный контакт говорящих, их воздействие друг на друга мимикой, жестами, интонацией и тембром голоса.
Монолог - вид речи, имеющий одного субъекта и представляющий собой сложное синтаксическое целое, в структурном отношении совсем не связанный с речью собеседника. Монологическая речь - это речь одного человека, в течение относительно длительного времени излагающего свои мысли или последовательное связное изложение одним лицом системы знаний.
Для монологической речи характерны :
Последовательность и доказательность, которые обеспечивают связность мысли;
Грамматически правильное оформление;
Монологическая речь сложнее диалога по содержанию и языковому оформлению и всегда предполагает достаточно высокий уровень речевого развития говорящего. Выделяются три основных вида монологической речи: повествование (рассказ, сообщение), описание и рассуждение, которые, в свою очередь, подразделяются на подвиды, имеющие свои языковые, композиционные и интонационно-выразительные особенности. При дефектах речи монологическая речь нарушается в большей степени, чем диалогическая.
Письменная речь - это графически оформленная речь, организованная на основе буквенных изображений. Она обращена к широкому кругу читателей, лишена ситуативности и предполагает углубленные навыки звукобуквенного анализа, умение логически и грамматически правильно передавать свои мысли, анализировать написанное и совершенствовать форму выражения.
2. Внутренняя речь (речь "про себя") - это речь, лишенная звукового оформления и протекающая с использованием языковых значений, но вне коммуникативной функции; внутреннее проговаривание. Внутренняя речь - это речь, не выполняющая функции общения, а лишь обслуживающая процесс мышления конкретного человека. Она отличается по своей структуре свернутостью, отсутствием второстепенных членов предложения.
Внутренняя речь может характеризоваться предикативностью .
Предикативность - характеристика внутренней речи, выражающаяся в отсутствии в ней слов, представляющих субъект (подлежащее), и присутствии только слов, относящихся к предикату (сказуемому).
Типы речи
Речь человека может быть как с понятийной, так и с лингвистической точек зрения двух типов:
Развернутой;
Сокращенной.
В развернутом типе речи говорящий использует все возможности символического выражения смыслов, значений и их оттенков, предоставленные языком. Этот тип речи характеризуется большим словарным запасом и богатством грамматических форм, частым употреблением предлогов для выражения логических, временных и пространственных отношений, использованием безличных и неопределенно-личных местоимений, употреблением подходящих понятий, уточняющих прилагательных и наречий для обозначения того или иного специфического положения дел, более выраженным синтаксическим и грамматическим структурированием высказываний, многочисленной подчинительной связью компонентов предложения, свидетельствующей о предвосхищающем планировании речи.
Сокращенное речевое высказывание достаточно для понимания среди хорошо знакомых людей и в знакомой обстановке. Однако оно затрудняет выражение и восприятие более сложных, абстрактных мыслей, связанных с тонкими различениями и дифференциальным анализом скрытых взаимосвязей. В случае теоретического мышления человек чаще пользуется развернутой речью.
Свойства речи
Язык – это социально предназначенная система знаков, естественно возникшая в человеческом обществе, которая служит важнейшим средством коммуникации.
Знаковая система языка состоит в установлении соответствия между множеством звучаний (планом выражения) и совокупностью значений (планом содержания).
Язык существует в двух формах: звуковой и письменной. Звуковая форма является первичной по отношению к письменной.
Речь – это конкретное говорение, происходящее в устной или письменной форме, реализация которого осуществляется за счет использования средств языка.
Понятие «речь» шире понятия «речевая деятельность» в том смысле, что под первым принято понимать как сам процесс говорения (речевую деятельность), так и его результат (речевые произведения).
РЕЧЬ | ЯЗЫК |
процесс общения | средство общения |
ситуативно и контекстно обусловлена (т.е. мотивирована) | независим от ситуации, обстановки коммуникации (т.е. немотивирован) |
преднамеренна и устремлена к определенной цели | нецеленаправлен |
материальна, конкретна | идеален, абстрактен |
развертывается во времени и реализуется в пространстве | отвлечен от этих параметров действительности |
может быть соотнесена с явлениями действительности и оценена с точки зрения истинности или ложности | истинностная оценка неприменима |
допускает элементы случайного и неупорядоченного | регулярен |
Вариативна | относительно инвариантен (в отдельно взятый период существования) |
Линейна | имеет уровневую организацию |
Бесконечна | конечен |
Актуальна | потенциален |
Активна | пассивен |
динамична, подвижна | статичен, стабилен |
Субъективна | объективен |
Индивидуальна | социален |
отражает опыт индивидуума | фиксирует опыт коллектива |
Произвольна | обязателен (императивен) |
ФУНКЦИИ ЯЗЫКА :
1. Средство общения (в зависимости от адресата общения выделяются разновидности этой функции: коммуникативная (средство общения с людьми) и магическая (средство общения с богом или силами природы)).
2. Средство создания словесных художественных образов.
3. Средство выражения эмоций, внутренних состояний человека и воли.
4. Средство познания.
5. Средство порождения новых единиц языковых подсистем.
6. Средство накопления и хранения общественного опыта и знаний.
ФУНКЦИИ РЕЧИ :
1. Осуществление процесса общения (разновидности функции: коммуникативная (осуществление процесса общения с людьми) и магическая (осуществление процесса общения с богом или силами природы)).
2. Осуществление процесса создания художественных образов, произведений (эстетическая функция).
3. Осуществление процесса выражения эмоций, внутренних состояний человека и воли.
4. Осуществление процессов познания.
5. Осуществление процессов порождения новых единиц языковых подсистем.
6. Осуществление процесса накопления и хранения общественного опыта и знаний.
Типы знаков, особенности языкового знака. Язык как система, отношения между ее элементами.
Итак свойства лингвистического знака :
1. материальность (потому что любой знак может иметь звуковую форму, т.е. как этот знак выражен; может иметь графическую форму)
2. единство плана выражения и плана содержания (ПВ и ПС). Эти термины дал датс. Лингвист Л. Ельмслев, у С. это означаемые и означающие. Единство ПВ и ПС указывают на теорию билатеральности, т.е. то, что знак имеет 2 стороны. Но помимо этой теории существует теория монотеральности (знак – односторонен), тогда знаком является только ПВ, который в этой теории называется экспонентом или телом знака или собственно знаком. Знак отсылает к содержанию, который находится в сознании у человека. В этой теории соотношение экспонента и самого человека называется знаковым комплексом.
3. знак действует только в своей системе (семиотической системе). Например: русский алфавит а-б-в… и противопоставление англ. a-b-c…
4. знак противопоставлен другим знакам в рамках данной системы
5. связь между знаком и предметом, который он обозначает, носит условный характер. Связь устанавливается на прямую для звукоподражания слов («Ку-ку» - связь с объектом – кукушкой) - таких слов в языке мало.
6. Знаки взаимно переводимы. Напр. Высшее учебное заведение – мы говорим ВУЗ, Автомобильное училище – автомобилка)
7. знак обладает не только значением, но и ценностью (значимостью) (ввел Ф. де С.) Соотношение знака с другими знаками данной системы, показывающее какое место занимает этот знак в системе (напр. В рус.я. – где? куда?, в англ.я. – where-- значит такова значимость слова). «Нужно изучать не только значение знаков, но и отношения между ними» писал Ф.де С.
8. линейность знака. Любые знаки образуют линейную последовательность
9. валентность знака. (комбинаторика данного знака с другими знаками - tolistento ,tosufferfrom )
Кроме того, Ф.де С. описал 3 типа знаков :
1. Иконический (знак представляет собой сходство или подобие между знаком и его объектом)
2. Индексальные (index– лат.«доносчик». Это знак, который относится к обозначаемому объекту благодаря тому, что объект реально воздействует на него. Такой знак построен на ассоциации по смежности (пуля – окно – трещина)
3. Символьные или условные знаки, по мнению Ч.пирса, это единственный подлинный знак, т.к. он не зависит от сходства или связи. Его связь с объектом условна, т.к. существует через знаковый комплекс и существует благодаря соглашению. Большинство слов являются символами.
Система языка́ - множество элементов языка, связанных друг с другом теми или иными отношениями, образующее определенное единство и целостность. Каждый компонент языковой системы существует в противопоставлении другим элементам, что наделяет его значимостью. Представление о системе языка включает в себя понятия уровней языка,единиц языка, парадигматики и синтагматики, языкового знака, синхронии и диахронии.
Система – совокупность единиц языка, связанных между собой устойчивыми отношениями и отличающиеся взаимосвязанностью и взаимообусловленностью. Системы отдельных ярусов языковой структуры, взаимодействуя между собой, образуют общую систему данного языка.
Языковые отношения - это те взаимосвязи, которые обнаруживаются между ярусами и категориями, единицами и их частями. Основными типами отношений являются парадигматические и синтагматические, ассоциативные и гипонимические (иерархические).
Парадигматические отношения - это те отношения, которые объединяют единицы языка в группы, разряды, категории. На парадигматические отношения опираются, например, система согласных, система склонения, синонимический ряд.
Синтагматические отношения объединяют единицы языка в их одновременной последовательности. На синтагматических отношениях строятся слова как совокупность морфем и слогов, словосочетания и аналитические наименования, предложения (как совокупности членов предложения) и сложные предложения.
Ассоциативные отношения возникают на основе совпадения во времени представлений, т.е. образов явлений действительности. Различают три вида ассоциаций: по смежности, по сходству и по контрасту. Эти виды ассоциаций играют большую роль при употреблении эпитетов и метафор, при образовании переносных значений слов.
Иерархические отношения - это отношения между неоднородными элементами, их подчинение друг другу как общего и частного, родового и видового, высшего и низшего. Иерархические отношения наблюдаются между единицами разных ярусов языка, между словами и формами при их объединении в части речи, между синтаксическими единицами при объединении их в синтаксические типы. Ассоциативные, иерархические и парадигматические отношения противостоят синтагматическим тем, что последние является линейными.
Различают также звуковые единицы(фонемы), которым присущи функции восприятия и различения. Благодаря первой мы можем воспринимать речь; благодаря второй различаются между собой языковые единицы более сложного характера: дом-том, там-так.