3 понятие самоактуализации в психологии. Потребности самоактуализации

Понятие «самоактуализация» принадлежит гуманистическому направлению в психологической науке. Гуманистическая психология исходит из положения о том, что стремление к постижению подлинных ценностей и исходя из них осуществление практической деятельности является необходимым фактором полноценного развития человека. При этом, главное направление преобразования общества и его социальных институтов должно быть такое, что позволит каждому человеку на протяжении жизни максимально развить свои задатки и реализовать их на благо общества и на пользу себе. В центре ее внимания гуманистического подхода находится проблема воспитания и развития гармоничной и компетентной личности, максимально реализующей свой потенциал в интересах личностного и общественного роста .

Основное средство решения проблемы развития личности гуманистическая психология видит в организации и совершенствовании процесса самоактуализации. Этот процесс предполагает творческое направление в деятельности человека. В то же время, предпосылки к творческой активности человека создаются лишь в процессе успешного решения им адаптационных, ситуационно обусловленных проблем. Человек, способный творчески действовать, развивается на протяжении жизни из человека адаптирующегося.

Самоактуализация и самореализация - это понятия, определяющие процессы движения человека к новому в мире действительности. Тенденция к самоактуализации, по К. Роджерсу, есть проявление глубинной тенденции к актуализации. Ученый считает, что самоактуализация свойственна всем процессам и явлениям .

Содержание понятия «самоактуализация» раскрывается в рамках двух направлений гуманистической психологии. Первое, «клиническое», представлено во взглядах американского психолога К. Роджерса и ориентировано на поиск методов и подходов терапевтическому решению проблемы саомактуализации. Второе направление, «мотивационное», разработанное американским исследователем А. Маслоу, предполагает детерминацию процесса самоактуализации потребностно-мотивационной сферой человека.

Главным источником развития личности представители гуманистической психологии считают врожденные тенденции к самоактуализации. Развитие личности есть развертывание этих врожденных тенденций. По мнению К. Роджерса, в психике человека существуют две врожденные тенденции. Первая, названная им «самоактуализирующей тенденцией», содержит изначально в свернутом виде будущие свойства человека. Вторая - «организмический отслеживающий процесс» - представляет собой механизм контроля за развитием личности. На основе этих тенденций у человека в процессе развития возникает особая личностная структура «Я», которая включает «идеальное Я» и «реальное Я». Эти подструктуры структуры «Я» находятся в сложных отношениях - от полной гармонии (конгруэнтности) до полной дисгармонии .

В контексте теории К. Роджерса, тенденция самоактуализации - это процесс реализации человеком на протяжении всей жизни своего потенциала с целью стать полноценно функционирующей личностью. Пытаясь достичь этого, человек проживает жизнь, наполненную смыслом, поисками и волнениями. Самоактуализирующийся человек живет экзистенциально, непринужденно наслаждаясь каждым моментом жизни и полностью участвуя в ней. По Роджерсу, нет необходимости какой-либо особой мотивации, чтобы человек был активен. Каждый человек исходно мотивирован просто тем, что живет. Мотивы и влечения не объясняют целенаправленной деятельности организма. Человечество в своей основе является активным и самоактуализирующимся в силу своей собственной природы. Самоактуализация как таковая не является конечным состоянием совершенства. К. Роджерс полагал, что ни один человек не становится самоактуализированным настолько, чтобы отбросить все мотивы. У него всегда остаются таланты для развития, навыки для совершенствования, более действенные и приятные способы для удовлетворения биологических потребностей. Однако можно говорить о людях, которые достигли большей самоактуализации, чем другие; они дальше других продвинулись к такому функционированию, которое можно назвать более полноценным, творческим и автономным .

А. Маслоу акцентировал роль потребностей в самоактуализации человека и выделил два типа потребностей, лежащих в основе развития личности:

  • · «дефицитарные», которые прекращаются после их удовлетворения:
  • · «ростовые», которые, напротив, только усиливаются после их реализации.

Всего, по А. Маслоу, существует пять уровней мотивации:

  • 1. Физиологический (потребности в еде, сне);
  • 2. Потребности в безопасности (потребность в жилище, защите);
  • 3. Потребности в принадлежности и любви (отражают потребности одного человека в другом человеке, например в создании семьи);
  • 4. Потребность в признании (положительная оценка окружающие, статус);
  • 5. Потребность в самоактуализации (самовоплощение, стремление к идентичности) .

Наиболее важным для человека является потребности пятого уровня, но они выступают на передний план тогда, когда вышеупомянутые потребности в достаточной мере удовлетворены.

А. Маслоу охарактеризовал самоактуализацию, как желание человека стать тем, кем он может стать. Человек, достигший этого высшего уровня, добивается полного использования своих талантов, способностей и потенциала личности. Самоактуализироваться - значит достичь вершины нашего потенциала, следовать своей природе, реализуя себя в тех видах деятельности, которые позволяют максимально развить свои способности. А. Маслоу сделал предположение, что большинство людей, если не все, нуждаются во внутреннем совершенствовании и ищут его, побуждение к реализации наших потенциалов естественно и необходимо. И все же только некоторые - как правило, одаренные - люди достигают ее. Самая большая проблема заключается в том, что многие люди просто не видят своего потенциала; они и не знают о его существовании и не понимают пользы самосовершенствования. Это явление А. Маслоу называл «комплексом Ионы». Он характеризуется страхом успеха, который мешает человеку стремиться к величию и самосовершенствованию .

В то же время, социальное и культурное окружение человека часто подавляет тенденцию к актуализации. Примером таких блокаторов может являться культурные стереотипы, общественное мнение, социальные установки, предубеждения. Поэтому актуализация высших потенциалов в большинстве случаев возможна только при благоприятных условиях. Необходимо создание атмосферы безопасности, принятия и стимулирования к самореализации и развитию. С этой точки зрения, ни одно общество в человеческой истории не предоставляло оптимальной возможности для самоактуализации всех его членов, хотя, некоторые все же намного лучше других в смысле обеспечения условий для самосовершенствования индивида .

Последнее препятствие для самоактуализации, упоминаемое А. Маслоу, - сильное негативное влияние, оказываемое потребностями безопасности. Процесс роста требует постоянной готовности рисковать, ошибаться, отказываться от старых привычек. Это требует мужества. Следовательно, все, что увеличивает страх и тревогу человека, увеличивает также и тенденцию возврата к поиску безопасности и защиты. Большинство людей имеют сильную тенденцию формировать паттерны поведения и их придерживаться длительное время. Ведь нет ничего надежнее старых испытанных способов взаимодействия с миром. Реализация же нашей потребности в самоактуализации требует открытости новым идеям и опыту. А. Маслоу утверждал, что дети, воспитанные в безопасности, дружеской, заботливой атмосфере, более склонны к приобретению здорового представления о процессе роста. В условиях когда удовлетворению основных потребностей человека ничто не угрожает рост приносит удовольствие, и человек стремится стать настолько хорошим, насколько позволяют его способности. И напротив, люди, которым не удалось развить свой истинный потенциал - стать тем, чем они могли бы стать - испытывают депривацию своих основных потребностей.

Таким образом, неустойчивое положение, тревога, блокировка потребностей человека влечет за собой нарушение, а иногда делает невозможным процесс самоактуализации. Если он все же удается, то самоактуализирующаяся личность, по мнению А.Маслоу, приобретает следующие характеристики:

  • 1. Более эффективное восприятие реальности. Самоактуализирующиеся люди способны воспринимать мир вокруг себя, включая других людей, правильно и беспристрастно. Они видят действительность такой, какая она есть, а не такой, как им хотелось бы ее видеть. Они менее эмоциональны и более объективны в своем восприятии и не позволяют надеждам и страхам повлиять на свою оценку.
  • 2. Принятие себя, других и природы. Самоактуализирующиеся люди могут принять себя такими, какие они есть. Они не сверхкритичны к своим недостаткам и слабостям. Они не отягощены чрезмерным чувством вины, стыда и тревоги. Самоприятие также четко выражено на физиологическом уровне. Самоактуализирующиеся люди принимают свою физиологическую природу с удовольствием, ощущая радость жизни. У них хороший аппетит, сон, они наслаждаются своей сексуальной жизнью без ненужных запретов. Основные биологические процессы считаются частью человеческой природы и благосклонно принимаются. Подобным образом они принимают других людей и человечество в целом. У них нет непреодолимой потребности поучать, информировать или контролировать. Они могут переносить слабости других и не боятся их силы.
  • 3. Непосредственность, простота и естественность. Поведение самоактуализирующихся людей отмечено непосредственностью и простотой, отсутствием искусственности или желания произвести эффект. Их внутренняя жизнь (мысли и эмоции) чужда условности, естественна и непосредственна. Они умеют приспосабливаться так, чтобы оградить себя и других людей от боли или несправедливости. В то же время, они не колеблясь отклоняют социальные нормы, когда считают, что это необходимо.
  • 4. Центрированность на проблеме. Все самоактуализирующиеся личности привержены какой-то задаче, долгу, призванию или любимой работе, которую они считают важной. Они не эго-центрированы, а скорее ориентированы на проблемы, стоящие выше их непосредственных потребностей. В этом смысле они скорее живут, чтобы работать, а не работают, чтобы жить; работа субъективно переживается ими как их определяющая характеристика.
  • 5. Независимость, потребность в уединении. Самоактуализирующиеся люди очень нуждаются в неприкосновенности внутренней жизни и одиночестве. Так как не стремятся устанавливать с другими отношения зависимости, то могут наслаждаться богатством и полнотой дружбы. Самоактуализирующиеся люди могут находиться в одиночестве без того, чтобы ощущать себя одинокими.
  • 6. Автономия: независимость от культуры и окружения. Самоактуализирующиеся люди свободны в своих действиях, независимо от физического и социального окружения. Эта автономия позволяет им полагаться на свой собственный потенциал и внутренние источники роста и развития. Они считают себя самоопределяющими, активными, ответственными и самодисциплированными хозяевами своей судьбы. Они достаточно сильны, чтобы не обращать внимание на мнения и влияния других, поэтому они не стремятся к почестям, высокому статусу, престижу и популярности. Они считают такое внешнее удовлетворение менее значительным, чем саморазвитие и внутренний рост.
  • 7. Свежесть восприятия. Самоактуализирующиеся люди обладают способностью оценивать по достоинству даже самые обычные события в жизни, при этом ощущая новизну, благоговение, удовольствие. В отличие от тех, кто принимает счастье как должное, самоактуализирующиеся люди ценят благосклонную судьбу, здоровье, друзей и политическую свободу. Они редко жалуются на скучную, неинтересную жизнь.
  • 8. Вершинные, или мистические переживания. В процессе самоактуализации у многих людей возникают вершинные переживания. Это моменты сильного волнения или высокого напряжения, а также моменты расслабления, умиротворения, блаженства и спокойствия. Они представляют собой экстатические состояния, какие переживаются в кульминационные моменты любви и интимности, в порывах творчества, озарения, открытости и слияния с природой.
  • 9. Общественный интерес. Даже когда самоактуализирующиеся люди обеспокоены, опечалены, а то и разгневаны недостатками рода человеческого, их, тем не менее, роднит с ним глубокое чувство близости. Следовательно, у них есть искреннее желание помочь своим «смертным» собратьям улучшить себя. Это стремление выражается чувством сострадания, симпатии и любви ко всему человечеству. Часто это особый вид братской любви, подобной отношению старшего брата или сестры к младшим братьям и сестрам.
  • 10. Глубокие межличностные отношения. Самоактуализирующиеся люди стремятся к более глубоким и тесным личным взаимоотношениям, чем «обычные» люди. Самоактуализирующиеся люди склонны устанавливать близкие отношения с теми, кто обладает сходным характером, талантом и способностями. Обычно круг их близких друзей невелик, т.к. дружеские отношения в стиле самоактуализации требует большого количества времени и усилий.
  • 11. Демократический характер. Самоактуализирующиеся личности свободны от предубеждений, и поэтому они уважают других людей, независимо от того, к какому классу, расе, религии, полу те принадлежат, каков их возраст, профессия и прочие показатели статуса. Более того, они с готовностью учатся у других, не проявляя стремления к превосходству или авторитарных склонностей.
  • 12. Разграничение средств и целей. В повседневной жизни самоактуализирующиеся личности более определены, последовательны и тверды, чем обычные люди, в отношении того, что правильно и что ошибочно, хорошо или плохо. Они придерживаются определенных нравственных и этических норм. Им больше нравилось делать что-то ради самого процесса, а не потому, что это средство для достижения какой-то цели.
  • 13. Философское чувство юмора. Другой примечательной характеристикой самоактуализирующихся людей является их явное предпочтение философского, доброжелательного юмора. Если обычный человек может получать удовольствие от шуток, высмеивающих чью-то неполноценность, унижающих кого-то или непристойных, то здорового человека больше привлекает юмор, высмеивающий глупость человечества в целом.
  • 14. Креативность. Самоактуализирующиеся люди обладают способностью к творчеству. Однако творческий потенциал его испытуемых проявлял себя не так, как у выдающихся талантов в поэзии, искусстве, музыке или науке. Это креативность, которая присутствует в повседневной жизни как естественный способ выражения наблюдательной, воспринимающей новое и живительно простой способ личности.
  • 15. Сопротивление окультуриванию. Самоактуализирующиеся люди находятся в гармонии со своей культурой, сохраняя в то же время определенную внутреннюю независимость от нее. Они обладают автономностью и уверенностью в себе, и поэтому их мышление и поведение не поддается социальному и культурному влиянию .

Таким образом, процесс самоактуализации является, с одной стороны, результатом гармонии человека с миром. Иными словами, это процесс развития личности, у которой содержание «Я-концепции» адекватно окружающему миру и отражает гармонию с самим собой как в когнитивном, так оценочном и поведенческом компонентах. С другой стороны, рассогласованность с внешним миром «Я-концепции», и, как следствие. наличие тревоги, неадекватной завышенной или заниженной самооценки, размытости установок и убеждений, влечет за собой блокировку процесса самореализации, раскрытия человеком своего потенциала, лишает его возможности самоактуализироваться. Процесс самоактуализации и содержание «Я-концепции» зависит от условий, складывающихся в определенный период жизни человека. Если данный процесс от рождения до начала молодости сопутствует и взаимообусловлен с процессом психического становления и развития человека, то в период среднего возраста во многом определяется средовыми факторами, социальным окружением. Поэтому следует рассмотреть особенности формирования «Я-концепции» и самоактуализации в данный возрастной период.

Самоактуализация

(от лат. actualis - действительный, настоящий) - стремление человека к возможно более полному выявлению и развитию своих личностных возможностей. В нек-рых направлениях современной западной психологии С. выдвигается (в противовес бихевиоризму и фрейдизму , считающим, что поведением личности движут биологические силы, а его заключается в разрядке создаваемого ими напряжения и приспособлении к среде) на роль главного мотивационного фактора (см. ). Подлинная С. предполагает наличие благоприятных социально-исторических условий.


Краткий психологический словарь. - Ростов-на-Дону: «ФЕНИКС» . Л.А.Карпенко, А.В.Петровский, М. Г. Ярошевский . 1998 .

Самоактуализация

Стремление человека к возможно более полному выявлению и развитию своих личностных возможностей.

Согласно А. Маслоу, самоактуализация - желание стать всем, чем возможно; потребность в самосовершенствовании, в реализации своего потенциала. Ее путь труден и связан с переживанием страха неизвестности и ответственности, но он - путь к полноценной, внутренне богатой жизни (см. ).

Согласно К. Роджерсу, она - обозначение той силы, что заставляет человека развиваться на самых различных уровнях - от овладения моторными навыками до высших творческих взлетов. Самоактуализующийся человек - «полностью функционирующая личность»; его свойства во многом напоминают свойства ребенка, что естественно: ведь человек как бы возвращается к самостоятельной оценке мира, характерной для ребенка до его реориентации на условия получения одобрения (см. ).


Словарь практического психолога. - М.: АСТ, Харвест . С. Ю. Головин . 1998 .

САМОАКТУАЛИЗАЦИЯ

см. Маслоу А . Х .


Большой психологический словарь. - М.: Прайм-ЕВРОЗНАК . Под ред. Б.Г. Мещерякова, акад. В.П. Зинченко . 2003 .

Самоактуализация

   САМОАКТУАЛИЗАЦИЯ (с. 518)

В наши дни психологическая терминология широко внедрилась в повседневную лексику. Даже не очень эрудированный обыватель вместо беспокойства говорит о стрессе, плохое настроение именует депрессией, а крайнюю степень обескураженности спешит выразить клинической формулой: «Я в шоке!» При этом он даже не отдает себе отчета, насколько неадекватно использует специальные термины.

Увы, нечто подобное можно с сожалением наблюдать даже в среде профессионалов. Отчасти виной тому многозначность некоторых психологических понятий, отсутствие четких дефиниций и трактовок. Нередко разные специалисты не могут прийти к взаимопониманию, поскольку в одни и те же слова вкладывают разный смысл.

Особенно в этом отношении «везет» популярным терминам, вошедшим в моду вместе с соответствующими теориями. Так, по мнению многих, эдиповым комплексом можно «страдать», забывание объясняется преимущественно вытеснением, да и вообще под психоанализом понимается едва ли не всякий анализ поведения, чужого и собственного (в результате «психоаналитиков» за несколько лет стало больше, чем сантехников).

В последние годы одним из таких модных (как в профессиональном сообществе, так и за его пределами) словечек стало одно из центральных понятий гуманистической психологии - самоактуализация. Психологические словари трактуют этот термин весьма расплывчато (что, впрочем, вообще характерно для терминов гуманистической психологии). И индивидуальные трактовки, даже среди профессионалов, возникают неоднозначные. Одна из них, весьма популярная, подразумевает, что самоактуализироваться означает просто-напросто стать самим собой. Для этого, разумеется, необходимо понять, кто же ты есть на самом деле, освободиться от предрассудков, иллюзий и комплексов. Потом остается только сказать: «Вот таков я! Принимайте меня таким, каков я есть. Кому не нравится, я не виноват». В итоге самоактуализирующейся личностью начинает считать себя любой безответственный Нарцисс с дурными манерами, который не только не стремится преодолеть свои очевидные недостатки, но и начинает гордиться ими, так как якобы получил этому научное обоснование. Автор сборника психотерапевтических анекдотов иронизирует по этому поводу: «На ближайшей сессии начните почесываться, рыгать и сплевывать на пол. Настоящий психолог-гуманист воспримет эти спонтанные проявления как явные свидетельства вашего личностного роста».

Разумеется, настоящий психолог гуманистической ориентации воспримет нарисованную картину как пародию, в которой гиперболизация одних аспектов и недооценка других привели к грубому искажению самой идеи самоактуализации. Поэтому, дабы не впадать в такой карикатурный дилетантизм, необходимо разобраться, в чем же состоит суть этой идеи.

Д.А.Леонтьев, которого по праву можно отнести к представителям гуманистического направления отечественной психологии, так определяет это понятие: «Самоактуализация - процесс развертывания и созревания изначально заложенных в организме и личности задатков, потенций, возможностей». И далее он цитирует А.Маслоу, которому принадлежит наиболее подробная и популярная теория самоактуализации: «Разные авторы называют ее по-разному: самоактуализация, самореализация, продуктивность, - но все они согласны в том, что все это синонимы реализации потенций индивида, становление человека в полном смысле этого слова, становление тем, чем он может стать».

Но тут возникает серьезный вопрос: если в некоем конкретном человеке заложены низменные влечения, порочные и даже преступные наклонности, то во что же, не приведи Господь, вышьется его самоактуализация?! Здесь мы сталкиваемся с принципиальным моментом гуманистической теории, согласно которой ничто порочное и низменное в человеке изначально не заложено, а потому естественным образом развернуто быть не может. Наоборот, природа человека изначально позитивна (в некоторых трактовках - по крайней мере нейтральна), и любые деструктивные тенденции возникают вследствие деформаций естественного развития. Ответственность за такие деформации несет общество, которое искусственными условностями и ограничениями, а то и прямыми репрессиями подавляет и искажает подлинные проявления человеческого естества... В этом принципиальное отличие гуманистической теории от психоанализа. По Фрейду, если дать людям полную волю, они примутся насиловать друг друга, и только социальные ограничения сдерживают деструктивную человеческую природу.

Проблема состоит в том, что ни одна из противоположных точек зрения не может быть обоснована научными методами. Неудивительно, что и упреки в адрес диаметрально разнящихся подходов во многом схожи: и фрейдистская, и гуманистическая доктрины многими исследователями объявляются ненаучными. Поскольку их постулаты невозможно исследовать и доказать, они могут выступать лишь предметом веры, а это уже иная духовная сфера, отнюдь не наука. Тут невольно вспоминается упрек, высказанный однажды в адрес теории Леопольда Сонди: «Это не наука, это идеология». На что ученый возразил: «Горе науке, которая не стремится стать идеологией!» Не вдаваясь в бесперспективную дискуссию по данному вопросу, хочется лишь добавить: горе идеологии, которая выдает себя за науку.

Существует, правда, еще бихевиористский подход, вовсе отрицающий врожденные задатки: все личностные образования расцениваются как привнесенные извне. Соответственно воспитание сводится к поощрению позитивных реакций и подавлению негативных. И еще ни в какую доктрину не оформился родственный подход, который признавал бы наличие в человеке разнонаправленных тенденций: человек по природе своей не ангел и не животное, он изначально несет в себе и то и другое, и в зависимости от того, что будет подавляться, а что - поощряться, и возобладает соответствующая тенденция. Может быть, в оформлении такого подхода и сострит будущее психологической мысли? Время покажет. Ясно лишь, что, если такой подход возобладает, само понятие самоактуализации выйдет из моды. Но до этого пока далеко. Хотя гуманистическая психология в качестве «третьей силы» в мировой психологической науке реально сошла на нет, ее идеологический пафос продолжает окрашивать идеи многих современных психологов, а плодов ее практического применения (в частности, свободного воспитания, политкорректности и т.п.) еще недостаточно, чтобы ее окончательно дискредитировать.

Сама по себе идея самоактуализации высказывалась задолго до оформления гуманистической психологии в реальную «третью силу». Ее истоки можно найти в работах Адлера, Юнга, Хорни и даже Маркса. Идея реализации заложенного в человеке потенциала звучит и у С.Л. Рубинштейна. Впервые идея самоактуализации получила концептуальное оформление в работах Курта Гольдштейна (его имя у нас малоизвестно, хоть он и считается идейным предтечей сразу нескольких научных школ, в частности гештальтпсихологии). Гольдштейн выступал, с одной стороны, против господствовавшего в современной ему биологии и психологии принципа гомеостаза, редукции напряжения как основной движущей силы поведения, а с другой стороны, против элемента ристского подхода к целостному живому организму (этот принцип целостности и подхватили гештальтисты). Организмом, согласно Гольдштейну, движет тенденция максимально полно актуализировать заложенные в нем возможности, способности, свою «природу». Гольдштейн противопоставлял идею самоактуализации как единственной потребности живого организма постулированию многих частных «так называемых потребностей». Он связывал осуществление заложенной в индивиде тенденции к актуализации с неизбежным конфликтом с силами внешнего окружения. Нормальный и здоровый организм, актуализируясь, преодолевает препятствия, порождаемые столкновением с миром. Позднее Гольдштейн переместил акценты с биологической актуализации на сущностную реализацию человека. Невозможность самореализации предстает одновременно как причина и как главное следствие душевных недугов.

Много общего с идеями Гольдштейна содержится в концепции «стремления к актуализации» Карла Роджерса. Под стремлением к актуализации Роджерс понимает свойственную всем живым организмам направленность - «стремление к росту, развитию, созреванию, тенденцию проявлять и активизировать все способности организма в той мере, в какой эта активизация способствует развитию организма или личности (self)».

Для Абрахама Маслоу идея самоактуализации выступила краеугольным камнем не только теории личности, но и целой философско-мировоззренческой системы. Теория Маслоу началась с эмпирического обобщения и выделения особого типа людей - самоактуализирующихся личностей, которые, по его оценке, составляют всего около 1 % населения и представляют собой образец психологически здоровых и максимально выражающих человеческую сущность людей. (Правда, поставив перед собой задачу привести конкретные примеры, Маслоу не смог насчитать свыше четырех дюжин персон, более или менее отвечающих его критериям.) Маслоу, однако, признавал наличие стремления к самоактуализации у большинства (а возможно, и у всех) людей, более того - наличие у большинства людей способности самоактуализироваться, хотя бы в принципе. Неутешительная реальность объясняется отчасти тем, что многие люди не осознают своего потенциала и не понимают пользы самоусовершенствования. К тому же социальное и культурное окружение часто подавляет тенденцию к актуализации определенными нормами по отношению к какой-то части населения (примером могут служить культурные, а по сути своей искусственные стереотипы мужественности и женственности). Исходя из этого, актуализация высших потенциалов в общей массе возможна только при «хороших условиях». Или, более того, людям нужно «способствующее» общество, в котором можно раскрыть свой человеческий потенциал наиболее полно. По мнению Маслоу, ни одно общество в истории человечества не предоставляло максимальной возможности для самоактуализации всех его членов. Соответственно, необходимы глобальные культурные и политические трансформации, а это, честно говоря, уже сильно напоминает очередную социальную утопию.

Критика в адрес понятия и теории самоактуализации, прежде всего в ее наиболее развитой форме - в теории Маслоу, была постоянной и обильной. Основные критические замечания сводятся к следующим: 1) исследование самоактуализирующихся личностей, выполненное Маслоу, не отвечает критериям научной достоверности; 2) критерии выбора этих людей субъективны и связаны с системой ценностей самого автора; 3) самоактуализация в понимании Маслоу является не единственным механизмом развития и самоосуществления личности, что обнаруживается, в частности, в сравнительно-культурных исследованиях; 4) концепция самоактуализации в соответствии с выделенными Маслоу критериями рисует образ эгоцентричной личности, не учитывая моменты социальных взаимодействий; 5) самоактуализация не может выступать как конечная цель развития, она достигается как побочный продукт сознательной ориентации на что-то иное; 6) не все потенции, заложенные в человеке от рождения, могут и должны быть реализованы, развитие предполагает выбор, какие потенции реализовывать, а какие нет; 7) концепция самоактуализации не позволяет объяснить конфликты и кризисы в индивидуальном развитии... Впрочем, этот длинный список можно продолжать еще долго. Давайте просто отдавать себе отчет, что, воспевая самоактуализацию, мы солидаризируемся с отнюдь не однозначной и не бесспорной концепцией - не столько психологической, сколько мировоззренческой. Хотя о том, что позитивное мировоззрение лучше негативного, спору нет.


Популярная психологическая энциклопедия. - М.: Эксмо . С.С. Степанов . 2005 .

Самоактуализация

Термин имеет два главных значеншя. Вопервых, сго можно использовать в контексте мотиваиии, т. е. как мотив для наиболее полного осуществления личностных возможностей. Во вторых, это завершающая стадия развития соигласно теории личности Абрахама Маслоу. Когда человек удовлетворяет все основные потребности (физиологические, потребшость в безопасности и т. д.), он может подняться на более высокий уровень осознания. На этом уровне он стоит над проблемами окруужающего мира, а не борется с ними. Люди, достигшие самоактуалшзации, принимают себя вместе со своими недостатками и ограншчениями и испытывают потребность к творчеству во всех аспектгах своей жизни.


Психология. А-Я. Словарь-справочник / Пер. с англ. К. С. Ткаченко. - М.: ФАИР-ПРЕСС . Майк Кордуэлл . 2000 .

Синонимы :

Смотреть что такое "самоактуализация" в других словарях:

    самоактуализация - самоактуализация … Орфографический словарь-справочник

    Самоактуализация - (от лат. actualis действительный, настоящий) стремление человека к возможно более полному выявлению и развитию своих личностных возможностей. В некоторых направлениях современной западной психологии самоактуализация выдвигается… … Википедия

    самоактуализация - сущ., кол во синонимов: 2 актуализация (2) переадаптация (1) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

    Самоактуализация - процесс развития человеком своих потенциальных способностей. * * * (self actualization) – 1. термин, первоначально введённый автором организменной теории К. Гольдштейном для обозначения ведущего для человека мотива осознавать и реализовать все… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

    Самоактуализация - процесс реализации человеком своих потенциальных возможностей в различных формах деятельности и поведения. Он включает в себя и стремление личности к самосовершенствованию, и развитие способностей и задатков, и процесс использования уже… … Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

Самоактуализация – это абсолютное раскрытие индивидом личностного потенциала, склонностей и задатков. Она выражается в личностном стремлении к наиболее полному выявлению персональных возможностей и их дальнейшему образованию. Истинная самоактуализация зависит от наличия благоприятных социальных и исторических условий, однако она не может задаваться социумом или культурой извне.

Самоактуализация не содержит в себе внешней цели. Она идет изнутри индивида, выражая его позитивную природу. Самоактуализация считается ключевым понятием в гуманистической концепции в психологии. Ее основными ценностями являются: личностная свобода, устремленность на развитие, реализацию потенциала и желаний субъекта.

Самоактуализация личности

Проблема самоактуализации личности была наиболее ярко представлена двумя ведущими психологами, основоположниками гуманистического подхода к психологической науке – К. Роджерсом и А. Маслоу. Поэтому теория самоактуализации уходит корнями в гуманистическое направление психологии. Она впервые была выведена в середине 20 столетия в США и стала стержневым компонентом гуманистической психологии, огласившей себя третьим ростком психологии наряду с бихевиоризмом и психоанализом. Гуманистическая психология получила свое название вследствие признания доминирующим аспектом личность в качестве единой уникальной системы, представляющей собой не что-то заблаговременно предоставленное, а открытую возможность для самоактуализации. Она базируется на вере в вероятность расцветания каждого в случае предоставления ему возможности самостоятельно выбирать собственную судьбу и придавать ей нужное направление.

Возникновение концепции самоактуализации личности и выделение ее основных позиций связывают с именем А. Маслоу. Ключевым моментом ее является понятие становления личности, учение о необходимости предельной творческой самореализации, которая ведет к истинному психическому здоровью.

Согласно проведенному А. Маслоу исследованию самоактуализации дают разное определение, но все ученые сходятся в главном:

– в необходимости примирения индивида с внутренним «Я» в качестве «сердцевины» личности и его выражения, другими словами «идеального функционирования», развитии субъектом всех персональных и видовых характеристик;

– в минимизации болезней, неврозов, которые снижают фундаментальные персональные и общевидовые склонности индивида.

Некоторые исследователи полагают, что именно самоактуализация и субъекта является наиболее сильными из потребностей индивида, которые могут затмить даже потребность в пище или сне.

В соответствии с концепцией К. Роджерса можно выделить два направления в психике индивида, предоставленные от рождения. Первое – самоактуализирующее направление, к которому относят задатки, будущие качества личности. А второе направление – это механизм контроля над формированием личности или организмический отслеживающий процесс. Именно на этих двух тенденциях базируется формирование уникальной личности, включающей «я» реальное и идеальное, между которыми может наблюдаться совершенно разное отношение – от дисгармонии до максимальной гармонии.

В этой концепции самоактуализация и самореализация субъекта имеют тесную связь. Самоактуализация человека представляется в качестве процесса открытия индивидуального потенциала, позволяющего стать личностью, которая использует абсолютно все возможности. В ходе реализации целей индивид проживает фантастически насыщенную, увлекательную жизнь, наполненную работой над собой и поразительными результатами. Такая личность живет, наслаждаясь каждым мгновением существования «здесь и сейчас».

Можно выделить типичные черты самоактуализации личности. Индивида, занимающегося самоактуализацией и достигшего в ней больших успехов, можно охарактеризовать следующим образом:

  • занимается любимым делом;
  • не подчиняется чужому влиянию;
  • стремится к развитию;
  • любит читать;
  • его можно назвать творческой личностью;
  • уверен в себе;
  • открыт в эмоциональном плане;
  • прощает себя за периодическую несдержанность, раздражительность, присущую всем.

Такие индивиды находятся в полном ладу с собой, вследствие чего можно с убежденностью сказать, что личностный рост способствует более счастливой жизни.

К сожалению сегодня, проблема самоактуализации считается одним из наиболее неразработанных аспектов в психологии.

Самоактуализация Маслоу

Маслоу считают основателем гуманистического подхода к психологии. Американский психолог, в отличие от товарищей по научной деятельности, изучал душевно здоровых индивидов, творческих развитых индивидов, другими словами таких субъектов, которые достигли самоактуализации. А непосредственно под термином самоактуализация он подразумевал полноценное использование индивидами способностей, потенциала, задатков.

Теория самоактуализации Маслоу представляет собой переживание совершенное, беззаветное, живое, с полным сосредоточением, поглощением и погруженностью, другими словами переживание без застенчивости, свойственной подростковому возрасту. Он также разработал характерные черты самоактуализирующихся личностей:

– более результативное восприятие действительности и более благоприятные с ней отношения;

– принятие себя, окружающих, природы;

– спонтанность, бесхитростность, непосредственность;

– центрированность на цели;

– невраждебное чувство юмора;

– потребность в изолированности и уединенности;

– независимость от культурной и окружающей среды, автономность;

– постоянная новизна оценки;

– опыт высших состояний;

– более глубокие и совершенные межличностные отношения;

– отделение средств и задач, понятия добра от зла;

– чувство сопричастности, союза с остальными;

– самоактуализирущееся творчество.

Теория самоактуализации Маслоу заключается в том, что ради достижения цели уклонения от разочарований в природе человека, индивиды должны вначале отказаться от иллюзий в отношении ее. Маслоу предложил восемь принципов самоактуализации.
Принцип первый основан на полном самоотверженном живом переживании с абсолютным сосредоточением и впитыванием. Часто индивиды не осознают, что творится в них самих и вокруг.

Второй принцип лежит в выборе решения в сторону роста в любой ситуации. Выбирать рост это означает открытие себя новому непредвидимому опыту, при котором существует риск остаться в неизвестном.

Принцип третий учит индивидов фактически существовать, а не потенциально. Данный принцип означает, что нужно определиться с вещами, которые доставляют удовольствие, а которые нет, вне зависимости от мнений и позиций других.

Принцип четвертый охватывает принятие на себя ответственности и честность, которые являются моментами самоактуализации.

Пятый принцип представляет собой доверие собственным инстинктам, взглядам и следование им, а не доверять тому, что в социуме принято. Только в таком случае индивид сможет сделать верный выбор профессии, режима питания, спутника жизни, творчества и др.

Принцип шестой выступает за регулярное развитие своих задатков, талантов, склонностей, их использование для того чтобы делать отлично то, что они хотят делать.

Принцип седьмой охватывает переходный этап в самоактуализации, который Маслоу именовал, как «пик переживания». В моменты «пиков» люди размышляют, действуют и чувствуют максимально четко и ясно. Они больше любят и принимают остальных, более свободны от личностного конфликта и волнений, более конструктивно могут применять свою энергию.

Принцип восемь символизирует следующий шаг самоактуализации, направленный на обнаружение «защиты» и разрушение ее. Понятие «защита» у Маслоу подразумевает проекцию, рационализацию, вытеснение, идентификацию и т.д., иными словами все то, что используется и в психоаналитических практиках.

Маслоу выделил несколько уровней фундаментальных потребностей, представленных ниже. На самом низшем уровне он разместил физиологические потребности, например, потребность в пище или интимных отношениях. За ними следует потребность в безопасности. Именно с целью удовлетворения данной потребности субъект будет приобретать квартиру, одежду, соблюдать определенный режим и др. На третьем уровне живет потребность в принадлежности и любви, т.е. индивид обзаводится семьей, друзьями. Следующий уровень охватывает потребность в уважении, т.е. субъект движется вверх по карьерной лестнице, занимается политикой и т.д. Пятый уровень содержит в себе потребность в самоактуализации. Он является наивысшим уровнем в представленной модели иерархии потребностей.

Маслоу выделил общие признаки для высших потребностей. Он утверждал, что высшие потребности позднее проявляются. Специфика высших потребностей заключается в их бесполезности для выживания, т.е. чем на более высоком уровне иерархии будет находиться потребность, тем менее она будет необходима для выживания, тем на более длительный срок будет отодвинуто ее удовлетворение.

Более высокая биологическая эффективность зависит от уровня удовлетворяемых потребностей, т.е. чем будут выше уровень, тем больше будет эффективность, продолжительность жизни, меньше болезней и др. Все высшие потребности индивидами воспринимаются в качестве менее актуальных. Ведь человеку не до чтения книг, когда есть нечего или жить негде. Удовлетворение высших потребностей часто ведет к личностному развитию, более счастливой жизни и обогащению внутреннего мира.

Только после удовлетворения потребности в самоактуализации субъект становится фактически полноценным.

Потребность в самоактуализации

Одним из внутренних проявлений стремления личностного развития является потребность в самоактуализации.

Согласно концепции К. Роджерса в природе человека заложено качество или явление, которое побуждает его двигаться в направлении прогресса, к зрелости, т.е. к большей адекватности собственной самости, потенциалу и задаткам, к цельности личности. Роджерс был убежден, что личностный рост свойственен каждому индивиду. Он утверждал, что даже если стремление к самоактуализации будет наглухо заперто под слоями заржавелых психологических защит, спрятано за мудреными аспектами, отвергающими сам факт его реальности, то все равно оно существует в каждом индивиде и только ждет момента возникновения благоприятных условий, чтобы проявить себя. Теория самоактуализации Роджерса основана на его убеждении в заложенности от рождения стремления становиться целостной личностью, способной и компетентной настолько, насколько позволяет потенциал.

По Маслоу потребность в самоактуализации представляет нужду в саморазвитии, потребность в самовыражении, необходимость самоосуществления, стремление к идентичности. Он был убежден, что процесс самоактуализации является полноценным развитием личности, которое отвечает биологической предопределенности индивида.

К. Гольдштейн утверждал, что именно способности индивида обусловливают его потребности. Разрабатывая учение о самоактуализации, Маслоу утверждал, что способности личности упорно требуют их использования и прекращают выдвигать свои требования только при условии, что их полноценно применяют.

В соответствии с теорией Маслоу, основной мотивирующей силой, предопределяющей поведение индивида, является сила прочувствованного личностью в ее персональном опыте переживания. Процесс самоактуализации также отражается и в гедонизме – наслаждении высшими благами, присущем природе человека. Он воплощается в чувстве глубокой удовлетворённостью жизнью, выражающейся в ощущении цельности и просветлённости. Маслоу называл такие ощущения пиковыми переживаниями.

Ценностная значимость и интенсивность переживаний, которые связаны с ублажением низших потребностей, например, в еде или сне, имеет предрасположенность к понижению с каждым последующим действием по удовлетворению этой потребности. Наряду с этим пиковые переживания, испытываемые личностью в ходе самоактуализации, являются наиболее интенсивными по силе, устойчивыми и обладают большей ценностью для субъекта, в сравнении с переживаниями, возникающими от ублажения низших потребностей. На этом строится вся концепция Маслоу об иерархичности потребностей. Главным постулатом его концепции можно считать утверждение, что стремление к самоактуализации всегда будет преобладать в ранжировании мотивов.

Гольдштейн также утверждал, что здоровый субъект может временно отложить удовлетворение таких потребностей, как еда, интим, ради удовлетворения любопытства или других мотивов.

Маслоу полагал, что для удовлетворения высших потребностей субъект может терпеть лишения, невзгоды, будет идти на жертвы. Нередко ради взглядов и принципов индивид согласен вести аскетический образ жизни. При этом Маслоу делал акцент на фундаментальное отличие между дефицитарной и бытийной мотивацией. Субъект, не удовлетворивший свои основные потребности, ощущающий дефицит, например, в безопасности или еде, будет воспринимать мир в качестве враждебной действительности, которая требует от него мобилизации всех усилий для выживания. В таком мире он привыкает быть побеждённым вследствие чего вся его нравственно-ценностная система подчинена только низшим потребностям. Одновременно с этим самоактуализирующегося индивида уже больше не заботят проблемы выживания, он устремлен к развитию и управляется внутренними потенциями, которые были изначально заложены в нем природой и требуют своей реализации и развития.

По мнению Маслоу самоактуализация человека означает уход по направлению вверх от нужды в ликвидации дефицита. Он подчеркивал, что самоактуализацию человека нельзя рассматривать в качестве состояния нирваны, при котором отсутствуют вообще проблемы. Наоборот, в процессе самоактуализации личность сталкивается с реальными проблемами бытия, которые могут нести разочарование и боль. Выходя за границы собственных возможностей в процессе творческого бытия, самоактуализирующимуся индивиду приходится вступать в борьбу с собой для того чтобы вынудить себя приложить усилия ради очередного шага в собственном бытие.

Наряду с этим Маслоу был убежден в том, что самоактуализация не может являться конечной самоцелью. Он говорил, что процесс самоактуализации – это напряженный и кропотливый труд, ведущий к постепенному росту достижений. Также Маслоу указывал на возможность «псевдо-развития» вследствие увиливания от неудовлетворенной потребности. Это происходит тогда, когда личность убеждает себя, что неудовлетворенная высшая потребность в самоактуализации в действительности удовлетворена или ее совсем не существует. Однако эта потребность обязательно присутствует в качестве бессознательной силы, призывающей индивида развивать собственный потенциал, выполнять жизненное предначертание, становясь самим собой.

Самоактуализация в качестве цели личности, одновременно будет являться промежуточной и конечной целью. Маслоу был уверен в том, что самоактуализация не представляет собой именно конечное состояние, она является непосредственно самим процессом воплощения свойственного индивиду потенциала в действительность.

Развитие самоактуализации

Сегодня, в эпоху быстрых социальных трансформаций, вынуждающих личность неизменно трансформировать собственные сложившиеся и устоявшиеся жизненные отношения, перестраивать себя, проблема применения и развития личностного потенциала встает более остро и качественно новым образом. Поэтому особой актуальности приобретает вопрос важности сотворения условий для личностной самоактуализации, необходимости стимулов к личностному росту и развития творческого потенциала тех индивидов, в область профессиональной и трудовой деятельности которых входит обучение, воспитание и оказание помощи.

Для индивидов, профессия которых тесно связана с коммуникативным взаимодействием с людьми, высокая степень личностной зрелости, душевное здоровье и степень самоактуализации представляют собой не только профессионально значимые характеристики, но и ключевые факторы, определяющие эффективность работы.

Самоактуализация представляет собой психическое новообразование, несущее непосредственную связь с формированием максимально высоких способностей, потребностью достигать успешности, преодолевать преграды и устремляться к непознанным вершинам роста, как личностного, так и в профессиональной сфере.

Развитие самоактуализации являет собой вечную ценность для любого современного субъекта. Способствуя процессу освоения внешних элементов позитивного отношения к реализации деятельности, вследствие чего формируется позитивное отношение к собственной личности, восприятие себя в качестве субъекта такой деятельности, самоактуализация играет роль движущего фактора развития личности. Она содействует максимальному проявлению личностного потенциала, раскрытию самых потаенных возможностей индивида, и ведет к самоорганизации и личностному . Также самоактуализация выступает ключевым фактором в становлении внутренней целостности, нераздельности всех сторон личности. Так, например, самоактуализация обуславливает целеустремленный характер деятельности субъекта, дает посылы к дальнейшему профессиональному и личностному росту, содействует интерактивным процессам личностного формирования при этом, являясь таким организующим личность моментом, который ведет к природному состоянию самоорганизации.

Необходимым условием и фундаментом для развития самоактуализации будет являться гармония психологической организации личности. Гармония психологической организации личностной самоактуализации определяется сформированностью сфер жизнедеятельности личности (поведенческой, интеллектуальной и эмоциональности), сбалансированностью развития этих сфер и их интегрированностью.

В разговоре о развитии личности нельзя отставить в стороне так называемую самоактуализацию , поэтому сегодня у нас и пойдет речь о самоактуализации личности . В двух словах, самоактуализация — это полнота раскрытия и воплощения в жизнь человеком своей личностной уникальности, реализация того, что в него, как в человека, заложено. Но это только в двух словах.

Часто под развитием личности понимается просто развитие каких-то навыков и умений, приобретение знаний, достижение каких-то целей… Но ведь при всем этом можно ничем не отличаться от дрессированной обезьянки, которую тоже можно «развить» до известной степени, но Личностью с большой буквы или человеком она все равно не станет — и потому развитием личности это назвать сложно. Так вот, самоактуализация — это другое:)

Личность с большой буквы — это зрелая, развитая, реализованная, самоактуализирующаяся личность . Что же такое это загадочная самоактуализация и как стать самоактуализирующейся личностью? Что нужно делать, какие навыки / черты / качества развивать? Не будем изобретать велосипед. Самоактуализация — понятие гуманистической психологии, обычно связывается с именем Абрахама Маслоу. Вот к нему и обратимся, тем более, что я упоминала о нем . Этот ученый — психолог взял на себя труд исследовать, что отличает здоровых, реализовавшихся людей от всех остальных — в разной степени больных и не достигших в своем развитии раскрытия потенциала, заложенного в каждом человеке.

По мнению Маслоу, самоактуализирующихся людей всего 0,5-1 % от общей массы. Почему так мало? Может, это просто какие-то особенные люди, их путь подходит не каждому, и уж тем более это не то, к чему всем надо стремиться, как, например, не всем дано быть музыкантами? Выбор, конечно, за каждым, но психолог убедительно доказывает, что человек, отказавшийся от реализации своего реального человеческого потенциала, это не здоровый и не полноценный человек. В отличии от способностей к музыке, способность и потребность в самоактуализации есть у каждого, и она требует своего удовлетворения. Но почему она тогда так редко реализуется?

Потребности и самоактуализация личности

Да, ключевое словопотребность . В терминах потребностей мы мыслить уже привыкли, про пирамиду потребностей Маслоу тоже все слышали, а отличие самоактуализации от всей остальной деятельности лежит как раз в плоскости потребностей. Вся наша деятельность обусловлена потребностями, думаю, с этим никто спорить не будет. Потребности заявляют о себе в желаниях (вспоминаем список ) и мы начинаем шевелиться для их удовлетворения.

Но потребности бывают разные. Понятно, что их у нас — вагон и маленькая тележка: и покушать надо, и крышу над головой иметь, и социально реализоваться, и … Но здесь речь о другом — о том, что потребность в самоактуализации не просто находится на вершине пирамиды, но принципиально отличается от всех остальных потребностей.

Абрахам Маслоу доказал, что потребность в самоактуализации, или в росте и развитии, такая же врожденная, как и все остальные, но, как и все высшие вещи, она «интеллигентнее», чем низшие — то есть заявляет о себе менее нагло. Эта потребность хорошо видна у маленьких детей, которые стремятся именно к развитию. Но у взрослого человека потребность в развитии выражена обычно очень слабо — ее заслоняют совсем другие, низшие потребности, голос которых звучит громче.

Одни из из этих низших потребностей вполне законны — это базовые потребности : в пище, безопасности, любви, принадлежности, уважении. Все это нам в жизни необходимо, и как раз удовлетворением этих потребностей мы обычно и заняты. Но, признавая безусловную необходимость их удовлетворения, Маслоу проводит четкую грань между базовыми потребностями и потребности в самоактуализации или развитии.

Кроме естественных базовых у нас могут быть и противоестественные, «больные» потребности. Например, различные зависимости или так называемые «страсти»: зависимость от алкоголя или компьютера, страсть к коллекционированию сексуальных партнеров или к манипулированию окружающими… Если человек посчитает реализацию этих наклонностей самореализацией, то он не просто не будет развиваться, а встанет на путь деградации. По отношению же к самоактуализации личности больные потребности не многим отличаются от базовых.

Что же их объединяет? А объединяют их эгоистически — потребительские мотивы . Желания, продиктованные эгоистическими мотивами способствуют не самоактуализации, а развитию эгоцентризма. Именно в мотивах и заключается разница между потребностью в самоактуализации и всеми прочими. В первом случае, стремясь удовлетворить базовые или больные потребности, мы стремимся избавиться от дискомфорта, который нам причиняет их неудовлетворенность — это мотив недостатка , а во втором — мы исходим из себя, от избытка . За потребностью в самоактуализации не стоит никакой жажды, дефицита, необходимости — даже «потребностью» ее называть не очень верно. Стремление к росту и развитию самоценно и ничем не обусловлено.

Чтобы провести границу, можно сказать, то все, за чем стоит страх и корысть, иными словами, потребности, продиктованные безопасностью или потреблением, не относится к самоактуализации . К сожалению, именно этим мы обычно и живем — наши желания обусловлены страхом и корыстью. Соответственно, их реализация не имеет ничего общего с самоактуализацией. Такие потребности или желания можно отнести к разряду «иметь». То же, что касается самоактуализации или развития личности, относится к разряду «быть».

Еще одно отличие самоактуализации от остальных потребностей состоит в том, что мотивы самоактуализации уникальны, индивидуальны, а остальные потребности — общевидовые, одинаковые у многих.

Что значит «быть»? Признаки самоактуализации

  • Быть — это познавать что-то, потому что интересно — из здорового стремлению к познанию, а не потому что полезно или нужно . Например, когда заходит речь о книгах, то некоторые говорят, что им интересно читать только то, что им приносит пользу, помогая решать свои проблемы. Ничего, кроме своих проблем, их не интересует, к сожалению…
  • Быть — это творить потому что хочется, а не ради денег или повышения чувства собственной значимости, и даже не ради личностного роста. Процесс творчества сам по себе прекрасен и удивителен!
  • Быть — это реализовывать свои таланты и способности и получать от этого удовольствие. Да-да, самореализация — это вообще-то развитие и реализация талантов и способностей, а совсем не исполнение желаний. Мы же часто о своих талантах даже не знаем — не до них нам как-то… Хотя самого по себе развития способностей, как это делают с бедными детьми, отправляя их в 5 секций одновременно, не достаточно — в этом еще смысл должен быть для самого человека.
  • Конечно, быть нереально без , причем смысл непременно должен выходить за рамки личных интересов. Для этого придется решать метафизические вопросы, но иначе никак — бессмысленное бытие невозможно…
  • Быть — это любить безусловно и свободно, а не удовлетворять свою потребность в любви. радуется, что есть на свете любимый человек, любит его ради него самого, созерцает и бережет другого. В противоположность этому потребность в любви беспокоится о взаимности, упивается своими ощущениями по поводу любимого человека, заботится о хороших с ним отношениях — ради себя, своего комфорта, и зачастую сам-то любимый ей не интересен.
  • Быть — это радоваться жизни, а не «тянуть лямку» будней или бесконечно добиваться чего-то. Это .
  • Быть — это воспринимать и принимать мир таким, какой он есть, а не по отношению к себе, через себя, для себя…

Вы уже поняли, что способность быть и является признаком самоактуализации личности. Последний пункт является ключевым и требует пояснений. Обычный человек видит и оценивает все случающееся исключительно через призму своего «я»: «что мне это даст или чем грозит». Самоактуализирующийся же человек, будучи свободен от диктата этой призмы, способен видеть реальность более адекватно.

Помните сказку про дурака, который все время был бит, потому что на похоронах кричал «носить не переносить», а на свадьбе плакал? Причина его неадекватности была в том, что он был неспособен подумать о других, о ситуации — если бы он это сделал, то он бы легко понял, как стоит себя вести. А его глупость заключалась в том, что он, пытаясь избежать побоев, хотел выучить «как надо», вместо того, чтобы отрешиться от себя и вникнуть ситуацию.

Обычный человек часто отличается от этого дурака только тем, что за многие годы хорошо выучил, где как «надо» и научился избегать «побоев», а в незнакомой ситуации он теряется или поступает неадекватно. Самоактуализирующийся же человек не нуждается в «как надо». Он ведет себя спонтанно — исходя из своей реальной реакции на ситуацию, которую он воспринимает непосредственно. Вот такой парадокс — с одной стороны, он исходит из себя , а с другой — воспринимает мир, как таковой, не будучи на себе зацикленным. А обычный человек исходит из своих страхов и корысти, а не из себя, и воспринимает мир только по отношению к себе (точнее, к своим страхам и корысти). Как обычно, без диалектики никуда:)

Как стать самоактуализирующейся личностью?

Как же достичь самоактуализации личности? Научить этому нельзя, потому что искусство быть каждый открывает в себе сам. Не зря один из корней слова самоактуализация , как и слова самореализация само . Можно научить обезьянку рисовать солнышко, но нельзя научить творить. Можно дать схему по удовлетворению базовых потребностей, но в самоактуализации нет схем — потому что личность уникальна. Можно заставить или обязать человека что-то делать, но только он сам может принять свободное решение и взять за него ответственность.

Ответственность, безусловно, необходимое условие самоактуализации. от просто индивида отличает как раз самобытность и самостоятельность, наличие , действия, обусловленные своими соображениями и т. п. В общем, для этого необходимо научиться самому «ножками ходить» — чему никто не может научить. Да и примеров тут быть не может — чтобы иметь свое мнение, как кто-то, придется его выработать самостоятельно , а не повторять за этим кем-то.

Единственное, что тут можно посоветовать — это хотя бы обратить свой поиск в эту сторону, а не тешить себя иллюзией, что исполнение желаний — это самореализация, а достижение целей — личностный рост, потому что и наши желания, и цели, как правило, обусловлены дефицитарными потребностями (от слова «дефицит» — недостаток). Но в каждом из нас есть зародыши и даже росточки искусства быть . Когда мы были детьми, мы все это умели, пока родители не начали нас развивать, как они считали нужным, и не объяснили нам «как надо», купировав наши непосредственные реакции.

Самоактуализация — процесс динамический, это не состояние, которого нужно достичь, и потом в нем пребывать, а скорее направление движения, приоритеты, которые структурируют жизнь. Остальные потребности никуда не денутся — их тоже нужно удовлетворять, но у самоактуализирующейся личности они перестают быть основным содержанием жизни, отходя на второй план, развитие для нее важнее.

Если же человек игнорирует свою потребность в развитии, она будет отравлять его жизнь, потому что, хоть голос ее и тих, она у него есть и дает о себе знать в ощущении пустоты, сна наяву, депрессиях, неудовлетворенности жизнью и мучительном поиске чего-то.., даже физические болезни могут возникнуть на этой почве. Но эти пугалки, конечно, не основание для самоактуализации:) Единственное основание — наше желание реализовать себя в жизни, как Человека, в полную меру своего потенциала.

Вот такой я нашла ответ на вопрос о том, куда развивать личность ?. В дополнение к сказанному, на днях я опубликую признаки самоактуализирующейся личности по А. Маслоу с пояснениями. На мой взгляд, под развитием личности можно понимать только путь самоактуализации . Все остальное — дрессировка обезьянки, не более. А вы как думаете? Жду ваших вопросов и дополнений по поводу самоактуализации личности, и до новых встреч !

© Надежда Дьяченко

Потребности самоактуализации

Наконец, высший уровень в пирамиде – потребности самоактуализации – Маслоу определил как стремление человека стать тем, кем он может стать: «Музыканты должны играть музыку, художники должны рисовать, поэты должны сочинять стихи, если они, в конце концов, хотят быть в мире с самими собой. Люди должны быть тем, кем они могут стать. Они должны быть верны своей природе» (цит. по: Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности: основные положения, исследования и применение. СПб., 1997).

Не следует думать, что самоактуализация возможна только для художественно одаренных людей – художников, музыкантов и т. п. Свой творческий и личностный потенциал есть у каждого. Каждый человек имеет свое призвание, и потребность в самоактуализации означает желание найти в себе это призвание и добиться возможности заниматься именно этим, любимым делом. Пути и формы самоактуализации очень разнообразны, и именно на этом, высшем уровне потребностей, мотивация и поведение людей наиболее индивидуальны и уникальны.

Маслоу утверждал, что стремление максимально реализовать свои возможности в принципе присуще всем людям. Тем не менее людей, руководимых именно этими потребностями, то есть тех, кого ученый называл самоактуализирующимися, очень и очень немного (согласно оценке Маслоу, проводившего специальное исследование, таковых не более 1% от всего населения). Почему же потребности, заложенные в психику каждого человека, становятся побудительными стимулами столь редко?

Маслоу указывал на три причины такого неблагоприятного положения:

– Незнание о своих возможностях и непонимание пользы самосовершенствования (сомнения в собственных способностях, страх успеха).

– Давление социальных и культурных стереотипов (потенциал человека может идти вразрез с тем, чего требует от него общество в целом или ближайшее окружение: например, стереотипы «мужественности» и «женственности» могут помешать юноше стать талантливым танцором или визажистом, а девушке – достичь успехов в какой-нибудь «неженской» профессии).

– Противодействие потребностей безопасности (процессы самоактуализации требуют порой совершения рискованных поступков, действия без гарантии успеха, готовности приобретать новый опыт).

Каковы же люди, руководствующиеся в жизни потребностями этого уровня? Для подробного знакомства с темой мы рекомендуем познакомиться с работами самого А. Маслоу, собравшего множество «портретов» самоактуализирующихся людей и весьма ярко описавшего их. Мы же ограничимся кратким перечислением тех качеств, которые свойственны этим «лучшим представителям» человеческого общества.

1. Более эффективное восприятие реальности – умение видеть действительность такой, какова она есть, а не такой, какой хотелось бы ее видеть.

2. Принятие себя, других людей и природы – свобода от чрезмерного давления стыда, тревоги, чувства вины, гармония не только со своей душой, но и со своим телом; способность с пониманием относиться к слабостям других людей, без желания исправлять и переделывать их; восхищение природой и понимание того факта, что в ней действуют неподвластные человеку законы.

3. Непосредственность, простота и естественность – отсутствие стремления произвести эффект, представить себя кем-то иным и в то же время готовность вести себя в соответствии с требованиями ситуации, если это необходимо.

4. Центрированность на проблеме – приверженность какому-то делу, призванию, долгу; дело воспринимается выше непосредственных личных потребностей.

5. Независимость и потребность в уединении – потребность в общении с собой, способность к творческому, конструктивному одиночеству.

6. Самостоятельность – независимость от культуры и окружения, опора на внутренние источники силы и развития, способность к самоконтролю и отсутствие подверженности влиянию внешних условий.

7. Свежесть восприятия – умение замечать и ценить даже самые обычные явления, наслаждение тем, что дается природой, судьбой, другими людьми.

8. Вершинные переживания – кульминационные моменты «озарения», чувство абсолютной гармонии с миром и природой, выход за пределы своего «Я».

9. Общественный интерес – чувство глубокой близости, сопричастности человеческому роду, сострадание и любовь ко всему человечеству в целом.

10. Глубокие межличностные отношения – круг общения невелик, но отношения с каждым из близких людей очень тесны, глубоки и серьезны.

11. Демократичный характер – свобода от классовых, расовых, гендерных, возрастных и прочих предубеждений, готовность учиться у других.

12. Разграничение средств и целей – цель никогда не оправдывает средства; приверженность нравственным и этическим нормам (хотя совсем не обязательно религиозность); способность наслаждаться различными занятиями ради самого удовольствия от деятельности (наслаждение средствами), а не ради достижения цели (например, удовольствие от физических упражнений как таковое, а не стремление к цели «стать здоровым» и т. п.).

13. Философское чувство юмора – удовольствие от того юмора, который скорее вызывает улыбку, а не смех, не от тех шуток, что высмеивают кого-то конкретного или бьют «ниже пояса», а скорее глупость и нелепости в человеческой жизни в целом (наглядный пример – разница между некоторыми «сиюминутными» шутками М. Задорнова и философским юмором М. Жванецкого).

14. Креативность – спонтанная и естественная способность к творчеству, подобная детской; не обязательно творчество в искусстве, но свежий и свободный от шаблонов, увлеченный подход к любому делу, которым человек занимается.

15. Сопротивление окультуриванию – независимость в сохранении собственных ценностей и идеалов, неподчинение догме.

Даже это краткое описание может способствовать впечатлению, что самоактуализирующиеся люди – это некие «сверх-человеки», одиноко воспарившие над огромной серой массой. Маслоу неоднократно подчеркивал, что это совсем не так. Да, во многих отношениях это люди исключительные и формирующие некий особый слой в человеческом обществе: «Эти индивиды, сами являющиеся элитой, выбирают в друзья также элиту, но это элита характера, способностей и таланта, а не рождения, расы, крови, имени, семьи, возраста, молодости, славы или власти» (цит. по: Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности: основные положения, исследования и применение. СПб., 1997).

И эти люди – отнюдь не ангелы, лишенные всех человеческих недостатков. Они могут быть тяжелы в общении, упрямы, вздорны, тщеславны и вспыльчивы. Многим они могут показаться холодными и равнодушными, и порой действительно ведут себя с «хирургической холодностью», особенно в ситуациях разрешения конфликтов. Как и все другие люди, они страдают от неуверенности и сомнений или же раздражают и обижают окружающих. И тем не менее они служат ярким свидетельством того, что потенциал человеческого роста и развития намного шире, чем тот, каким довольствуется большинство из нас .

Из книги Философские сказки для обдумывающих житье или веселая книга о свободе и нравственности автора Козлов Николай Иванович

Профконсультант – и немного о Самоактуализации Психолог-консультант нанят на работу, чтобы ориентировать подростков и молодежь в правильном выборе своей будущей профессии. Из теоретических трудов гуманистического направления он уже знает, что для человека важнее

Из книги За тенью сознания. автора Колташов Василий Георгиевич

4. Потребности. Человек продукт общества. Он невозможен без других людей, его не может быть без общественных отношений, только в них в процессе труда индивид становится человеком. С самого начала истории люди жили вместе, родовыми, затем соседскими общинами, вмести

Из книги Мотивация и личность автора Маслоу Абрахам Харольд

Подавление самоактуализации как угроза Соглашаясь с Гольдштейном (Goldstein, 1939, 1940), мы можем рассматривать большую часть индивидуальных переживаний, связанных с угрозой, как ситуации, тормозящие или угрожающие подавить развитие личности на пути к самоактуализации. Такой

Из книги Трансперсональный проект: психология, антропология, духовные традиции Том I. Мировой трансперсональный проект автора Козлов Владимир Васильевич

Креативность самоактуализации Как следствие, я счел необходимым разграничить «креативность таланта» и «креативность самоактуализации», причем последняя распространена гораздо более широко и имеет более тесную связь с личностью, проявляясь в повседневной жизни не

Из книги Восхождение к индивидуальности автора Орлов Юрий Михайлович

Теория мотивации и самоактуализации и психология женщин Женщина - это поистине вечная загадка. Женщины подобны цветам. Каждый человек представляет для меня загадку, но женщины в большей степени, чем мужчины. (Maslow, цит. по: Hall, 1968, р. 56). Осваивая новые территории, Маслоу,

Из книги 12 христианских верований, которые могут свести с ума автора Таунсенд Джон

16. Исследования А. Маслоу по самоактуализации и творчеству Абрахам Маслоу, несомненно, является одним из самых выдающихся психологов XX века. Заслуга его заключается в том, что он стоит у истоков сразу двух психологических направлений – гуманистического и

Из книги Жизнь без усилий. Краткое руководство для удовлетворенности, внимания и потока. автора Бабаута Лео

Я и мои потребности Мои внешние черты обычно причиняли мне мало беспокойства. Я привык к тому, что быстро устаю, подолгу сплю и не могу, например, развить нужную быстроту во время игры в баскетбол. То, что у меня память была лучше, чем у других, или я быстрее мог

Из книги Стой, кто ведет? [Биология поведения человека и других зверей] автора Жуков. Дмитрий Анатольевич

Удовлетворяя свои потребности, мы получаем возможность удовлетворить потребности других людей Заблуждение, что удовлетворять собственные потребности - признак эгоизма, столь распространено среди христиан именно потому, что всем нам хочется быть любящими и

Из книги Брак и его альтернативы [Позитивная психология семейных отношений] автора Роджерс Карл Р.

Из книги Залог возможности существования автора Покрасс Михаил Львович

Из книги Как сохранить любовь в браке автора Готтман Джон

Тенденция к самоактуализации Существует фундаментальный принцип человеческой природы, который побуждает человека двигаться к большей конгруентности и к более реалистичному поведению. Более того, это стремление свойственно не только людям, это составляющая часть

Из книги НА ПОДСТУПАХ К ПСИХОЛОГИИ БЫТИЯ автора Маслоу Абрахам Харольд

ПОТРЕБНОСТИ В “СИГНАЛАХ УДОВЛЕТВОРЕНИЯ ПОТРЕБНОСТЕЙ” - НОВЫЕ ЛИ ЭТО ПОТРЕБНОСТИ? Первое направление, в котором осуществляется выработка человеком приобретаемых при жизни потребностей есть ни что иное, как выявление им в процессе практического взаимодействия со

Из книги автора

ПОТРЕБНОСТИ В СПОСОБАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (В НАВЫКАХ), ПОТРЕБНОСТИ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ДЕЯТЕЛЬНОМ СОСТОЯНИИ (В НАПРЯЖЕННОСТИ) Второе направление, в котором осуществляется формирование приобретенных потребностей, представляет собой становление потребностей в навыках

Из книги автора

РЕЗЮМЕ. ПОТРЕБНОСТИ В СИГНАЛАХ ВОЗМОЖНОСТИ УДОВЛЕТВОРЕНИЯ - ДЕЙСТВИТЕЛЬНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ Подведу итог.Потребности в способах (навыках) деятельности, в деятельности и в деятельном состоянии, в эмоциональном тонусе, приобретаемые или развивающиеся при жизни, являются

Из книги автора

Шаг 2: Мои потребности Вот несколько типичных потребностей, о которых люди говорят на втором этапе. Осознайте все потребности, которые вы испытывали в то время. Выслушайте с сочувствием описание потребностей своего партнера.1. Чтобы меня выслушали.2. Чтобы меня

Из книги автора

14. ПСИХОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ И САМОАКТУАЛИЗАЦИИ: ОСНОВНЫЕ ДОПУЩЕНИЯ Когда меняется философия человека (его природы, его целей, его возможностей, его самоосуществления), тогда меняется все, а не только философия политики, экономики, этики и аксиологии, философия межличностных

Последние материалы раздела:

Вузы курска Курские высшие учебные заведения государственные
Вузы курска Курские высшие учебные заведения государственные

Какую профессию можно получить, поступив в высшие учебные заведения нашего города. На этой неделе во всех школах региона прозвенит последний...

Слои атмосферы по порядку от поверхности земли
Слои атмосферы по порядку от поверхности земли

Космос наполнен энергией. Энергия наполняет пространство неравномерно. Есть места её концентрации и разряжения. Так можно оценить плотность....

Берестяная трубочка — Михаил Пришвин
Берестяная трубочка — Михаил Пришвин

Жанр: рассказГлавные герои: рассказчик - авторЛюди все меньше времени и внимания уделяют природе, а краткое содержание рассказа «Берестяная...