Значит ссузы. Особенности средних учебных заведений

Что такое ссуз? Средне–специальные учебные заведения. Обычно профессиональное обучение желают получить выпускники 9-х классов. Причины разные: не интересно учиться в школе, учеба дается с большим трудом, не собираются поступать в вузы, не имеют возможности продолжать обучение в школе, исторически не складываются отношения с одноклассниками и учителями…

В техникумах и колледжах готовят квалифицированных специалистов среднего звена с хорошей практической подготовкой для здравоохранения, промышленности, транспорта, связи, строительства, сельского хозяйства, работников в сфере культуры. В техникумах получают знания базового уровня, а в колледжах – базового и повышенного. Как выбрать учебное заведение, где ребенок успешно продолжит свое обучение и освоит профессию?

Сначала нужно определиться, чем нравится заниматься ребенку. Исходя из его интересов, способностей выбрать круг специальностей.

Далее внимательно изучите спрос на рынке труда: в каких специалистах особо нуждается экономика. Проанализируйте прогнозы, какие специальности будут наиболее востребованы. Востребованность – очень значимый фактор выбора. Ведь получение популярной в данный момент, престижной профессии не всегда обеспечивает нахождение работы с достойной заработной платой после окончания ссуза, хотя бы из-за переполненности рынка труда такими специалистами. Нужно выбрать специальность, которая позволит ребенку и реализовать себя, и иметь достойную работу и зарплату. К сожалению, приходится считаться с реалиями жизни. Если устроиться по интересующей профессии в будущем маловероятно, да и зарплата невелика, то стоит поискать вместе с ребенком какие-то приемлемые близкие специальности, но более успешные, жизнеспособные.

Затем выяснить, в каких ссузах готовят таких специалистов. Например, посмотреть печатные справочники, покопаться в интернете, расспросить знакомых, родителей одноклассников ребенка, у которых дети тоже уходят из школы после 9-го класса.

Собрать более подробную информацию об отобранных техникумах, колледжах. Самое первое и важное, что необходимо выяснить о каждом из них, – имеется ли государственная аккредитация и государственная лицензия. Иначе в один прекрасный момент ребенок может прийти к закрытой двери любимого учебного учреждения.

В техникумах и колледжах, как и в вузах, имеются дни открытых дверей. Непременно посетите их вместе с сыном или дочерью. Вас подробно познакомят с уставом учебного учреждения, образовательными программами, правилами приема в текущем году, количеством бюджетных и платных мест по каждому направлению, проходными баллами. Вы сможете убедиться в наличии у учебного учреждения гос. аккредитации и лицензии. Увидите аудитории и помещения для практических занятий, ознакомитесь со столовой, физкультурным залом. Вам будут представлены и преподаватели. Возможно, вас заинтересует наличие общежития и свободных мест в нем, правила предоставления его, включая оплату. Оцените, удобно ли добираться, дорого ли стоит проезд. Личное знакомство поможет сделать окончательный выбор.

Уточните, есть ли возможность поступить в вуз после данного ссуза и какие льготы имеет при этом выпускник. Сейчас при многих университетах имеются колледжи, студенты которых ориентированы на продолжение образования в вузе. Можно ориентироваться на поступление именно в такое учебное учреждение. Как аппетит приходит во время еды, так и желание совершенствоваться в любимой профессии может охватить вашего ребенка во время непосредственного теоретического и практического знакомства с ней. Поэтому вариант продолжения обучения нужно обязательно рассмотреть еще до поступления в ссуз.

Важно выяснить, какие имеются формы получения образования: очная, очно-заочная, заочная.

Обратите внимание на сроки обучения. Обычно 2-4 года.

Некоторые ссузы имеют контакты с работодателями и трудоустраивают своих выпускников. Проясните этот вопрос.

Узнайте, есть ли платное отделение в выбранном учебном заведении. Если ребенок не пройдет на бюджетное место, то будет возможность учиться хотя бы платно. Также уточните стоимость обучения, каков порядок оплаты, с какой периодичностью (раз в семестр, квартал, месяц) нужно вносить деньги. Заранее рассчитайте свои финансовые возможности – доступно ли оно?

Правильный выбор учебного учреждения – это гарантия успешного начала самостоятельной жизни вашего ребенка и его карьеры.v

Средние Специальные Учебные Заведения в Энциклопедическом словаре:
Средние Специальные Учебные Заведения - в Российской Федерации - готовятспециалистов средней квалификации для работ в отраслях экономики,здравоохранения, культуры: техникумы (промышленные, горные, строительные,сельскохозяйственные и т. п.), училища (педагогические, медицинские,музыкальные, художественные, различные профессиональные колледжи и др.).Срок обучения на дневных отделениях для выпускников неполной средней школы3-4 года (профессиональная подготовка сочетается с получением полногосреднего образования), для окончивших среднюю школу - 1 1/2 - 3 года; навечерних и заочных отделениях - на 1 год В нач. 90-х гг.насчитывалось ок. 2,6 тыс. средних специальных учебных заведений с 2,27млн. учащихся.

Определение «Средние Специальные Учебные Заведения» по БСЭ:
Средние специальные учебные заведения - СССР, готовят кадры со средним специальным образованием для промышленности, строительства, транспорта и связи, сельского хозяйства, различных отраслей культуры, здравоохранения - организаторов труда низовых рабочих звеньев на производстве, помощников специалистов высшей квалификации, непосредственных исполнителей квалифицированной работы, требующей не только профессиональных умений и навыков, но и соответствующих теоретических знаний; осуществляют повышение квалификации этих кадров.
Первые средние специальные (технические, медицинские, с.-х., педагогической и др.) училища и школы военные и гражданские появились в Европе в 18 в., и России - Горнозаводские школы на Урале, артиллерийская школа (основана в 1712), военная фельдшерская школа (1754), театральное училище (1783), учительская семинария (1786), акушерская школа (1797) - в Петербурге; военная фельдшерская школа (1764), коммерческое училище (1773), акушерская школа (1797) - в Москве и др. С развитием промышленности, экономики и культуры в 19 в. стали создаваться промышленные, технические, с.-х. и др. училища и школы: Московская земледельческая школа (1822), Красноуфимское (1875), Московское (1883), Иркутское (1889) промышленные технические училища, Комиссаровское (1886, в Москве), Брянское (1890) технические училища, Харьковское с.-х. училище (1855).
Выпускники получали звание техника (по механическим, строительным, химическим, горнозаводским и др. специальностям), младшего агронома, помощника агронома и др. Специалистов для торгового флота готовили мореходные и судостроительные училища, в том числе Архангельское дальнего плавания (1841), Ростовское мореходное (1876), Одесское торгового мореплавания (1898); служащих банков, торговых фирм и коммерсантов для ведения самостоятельных торговых операций - коммерческие училища; учителей начальник школ - учительские семинарии; фельдшеров - гражданские фельдшерские школы. К концу 19 в. было 143 С. с. у. з., в том числе 14 средних технических училищ, 12 с.-х., 11 мореходных, судостроительных и училищ судовых механиков, 64 учительские семинарии, 34 фельдшерские школы и др. В начале 20 в. царское правительство вынуждено было расширить сеть С. с. у. з. В 1914/15 действовало 450 С. с. у. з. (54 тыс. учащихся), в том числе 50 промышленных, строительных и транспортных, свыше 20 с.-х. и землемерных, 65 фельдшерских и акушерских. В Киргизии, Таджикистане и Туркмении не было ни одного С. с. у. з., в Узбекистане и Армении - по одному.
В первые годы Советской власти было организовано около 450 новых С. с. у. з. (получивших наименование Техникумов). В 1921/22 работало 936 техникумов (123,3 тыс. учащихся), которые готовили кадры по отраслевым группам специальностей - горные, металлургические, механические, электромеханические, химические, строительные, текстильные, пищевые, индустриально-земледельческие, фотокинотехнические, транспортные, с.-х., медицинские, педагогические и др. В 30-е гг. номенклатура специальностей значительно расширилась, были созданы вечерние и заочные отделения в техникумах (в 1930 - при 584 техникумах). Организованы новые техникумы на Урале, Дальнем Востоке, в Сибири, Казахстане, республиках Средней Азии - преимущественно вблизи крупных промышленных строек. В 1940 было 3773 С. с. у. з. (974,8 тыс. учащихся, в т. ч. 787,3 тыс. на дневных отделениях). В годы Великой Отечественной войны 1941-45 свыше 600 С. с. у. з. было разрушено; в 1945-46 действовало 3169 техникумов и училищ (1007,7 тыс. учащихся). В 50-е гг. для подготовки специалистов без отрыва от работы на производстве были открыты специализированные вечерние и заочные техникумы, расширена сеть вечерних и заочных отделений при дневных учебных заведениях.
В 1975 работало около 4300 С. с. у. з., в том числе 41 заочное и 223 вечерних (4,5 млн. учащихся, из них 2,8 млн. в системе дневного обучения, 53% учащихся составляли женщины). С. с. у. з. созданы во всех союзных республиках (см. табл.).





















1914/15
(в современных границах)
1974/75
число учебных
заведений
количество
учащихся, тыс.
число учебных
заведений
количество
учащихся, тыс.
Всего в СССР 450 54,3 4286 1477
В том числе:
РСФСР 297 35,4 2477 2673
Украинская ССР 88 12,5 731 779
Белорусская ССР 15 1,4 131 152
Узбекская ССР 1 0,1 183 176
Казахская ССР 7 0,3 207 226
Грузинская ССР 5 0,5 95 50
Азербайджанская ССР 3 0,5 77 71
Литовская ССР 13 1,5 78 67
Молдавская ССР 5 0,5 47 53
Латвийская ССР 11 1,3 54 40
Киргизская ССР 1 0,1 37 42
Таджикская ССР 4 0,2 38 38
Армянская ССР 64 51
Туркменская ССР 30 28
Эстонская ССР 37 24

Различают две основные группы С. с. у. з.: техникумы (промышленные, строительные, транспорта и связи, с.-х., экономические, кооперативные и др.) и училища (педагогические, медицинские, музыкальные, художественные, театральные и др.). Некоторые по традиции называются школами (культпросвет-школы, школы милиции); некоторые (морские и речные, технические) сохраняют традиционные название училищ. Особая группа - средние Военно-учебные заведения. В 60-е гг. сформировался новый тип С. с. у. з. - совхоз-техникум, где учебный процесс органически сочетается с производством с.-х. продукции. В 1975 было свыше 200 совхозов-техникумов.
С. с. у. з., как правило, осуществляют подготовку специалистов по нескольким близким по профилю специальностям, в отдельных случаях создаются политехнические учебные заведения.
Структура и содержание работы С. с. у. з. определены «Положением о средних специальных учебных заведениях СССР», утвержденным постановлением Совета Министров СССР от 22 января 1969. С. с. у. з. обычно находятся в ведении отраслевых министерств, для которых они готовят специалистов, некоторые - министерств высшего и среднего специального образования или министерств просвещения (народного образования) союзных республик. Общее руководство осуществляет министерство высшего и среднего специального образования СССР.
В состав С. с. у. з. входят отделения, которые создаются как по формам обучения (дневные, вечерние, заочные), так и по группам однородных специальностей (технологические, электротехнические, механические и др.). Многие техникумы и училища имеют свои филиалы, учебно-консультационные пункты на предприятиях, стройках, в организациях и учреждениях и т.д.
Учебный процесс организуется по учебным планам и программам, утвержденным министерством высшего и среднего специального образования СССР. Программы некоторых специальных предметов разрабатываются и утверждаются по поручению министерства высшего и среднего специального образования СССР отраслевыми министерствами или ведомствами.
Существуют единые правила приёма в С. с. у. з. Право поступления гарантировано всем гражданам независимо от пола, расы, национальности, вероисповедания, социального происхождения и имущественного положения. На дневные отделения принимаются лица до 30 лет (на вечерние и заочные - без ограничения возраста), окончившие не

После окончания школы, а скорее всего за несколько лет до ее окончания, перед учеником и его родителями встает вопрос о том, куда пойти учиться дальше. И прежде чем выбирать непосредственную специальность, родители и их дети принимают такое важное решение, как, что выбрать, высшее учебное заведение или средне-специальное учебное заведениев Калуге и области . Естественно, что поступить в вузы Калуги и Калужской области намного сложнее чем в суз, и учиться там будет сложнее, этого факта никто не отрицает. Но зато в колледже или техникуме учиться меньше, а это значит, что, если вам нужно как можно быстрее устроиться на работу, то лучше поступать в техникум или в колледж. Однако, при этом не стоит забывать о том, что если вы просматриваете Вузы Обнинска, и решаете что вы, или ваше чадо, будете учиться там, то, скорее всего, на последних курсах вы также при желании сможете устроиться на работу.

Также следует учитывать тот факт, что работодатели в настоящее время, при приеме на работу, довольно часто предпочитают людей с высшим образованием, нежели тех, кто окончил колледж или техникум. На самом деле поступить в средне-специальное учебное заведение в Калуге и области может практически каждый, конкурс в подобные места небольшой, программа нормальная, то есть вполне доступна для изучения обычным человеком, но получить высшее учебное заведение все же намного престижнее, чем окончить суз . Так было всегда. Сейчас, когда перед учащимися открыты все вузы Калуги и Калужской области, может стоит задуматься о том, чтобы все же поступить в вуз. Ведь за эти пять или шесть лет человек не только приобретает знания, которые потом будут использованы им в работе, нет, за это время он приобретает друзей, которые зачастую остаются друзьями на всю жизнь.

Конечно, ситуации бывают разными, и некоторые просто не имеют возможности поступить в вуз, но все же, если перед вами просто стоит выбор какое образование получать, средне-специальное или высшее, выбирайте высшее. Да, конечно, поступить в университет куда сложнее, чем в колледж, и учиться там будет непросто, но зато когда вы выйдете из учебного заведения, держа в руках заветный диплом, вы поймете, что потраченные усилия стоили того. Ведь вузы Обнинска предлагают такое обучение, которое действительно пригодится в жизни. А то, что при обучении в университете вам будет сложно, так этого никто и не собирается скрывать, но трудности после его окончания быстро забудутся, а останутся только бесценные знания, которые вложили в вас преподаватели.

Любой ссуз (расшифровка - среднее специальное учебное заведение) реализует программы СПО - среднего профессионального образования, а также программы НПО - начальной подготовки квалифицированных специалистов.

Ссузы - объемный сегмент образовательной системы РФ: согласно статистическим данным, приблизительно четвертая часть населения современной России обладает НПО или СПО.

История

Средние специальные учебные заведения на территории России начали формироваться с середины 19-го века. В 1853 году министерством финансов Российской империи, которому были подведомственны добывающие, перерабатывающие и производственные предприятия, было основано Уральское горное училище, подготовка специалистов в котором длилась четыре года. От других учебных заведений этого направления училище отличалось высоким уровнем не только практической, но и теоретической подготовки студентов. До 1917 УГУ выпустило около восьмисот квалифицированных специалистов, успешно применявших свои знания и навыки в промышленности на приисках, заводах и рудниках.

До революции в Российской империи открылось еще 5 ссузов, обучение в которых проходило на бесплатной основе:

  • Художественно-промышленная школа для подготовки рисовальщиков, ювелиров, художников и гранильщиков (1902 г.);
  • Екатеринославский учительский институт, где готовили педагогов для начальных училищ (1912 г.);
  • Екатеринбургская духовная семинария (1912-1917 гг.);
  • Музыкальное училище (1916 г.);
  • Частная фельдшерская школа 1-го разряда Р. Н. Кленовой (1910 г.).

С 1920 года все средние специальные учебные заведения назывались техникумами. С началом в 1923 году реализации образовательной реформы наркома Луначарского техникумы окончательно укрепились в советской системе образования в качестве промежуточного звена между средними школами и вузами. Как пример образцового ссуза на базе Томского практического политехнического техникума был создан ПСПТ им. товарища Тимирязева, по модели которого реорганизовывались остальные учебные заведения среднего уровня. Массовый характер основание ссузов приобрело с 1930-го года. Параллельно обновлялась и расширялась система заводских и фабричных училищ. «Бум техникумов» продолжался вплоть до 1941 года.

Образовательные программы в ссузах

Программы СПО обеспечивают средний уровень профессиональной подготовки. По таким учебным планам готовятся специалисты-практики дефицитных профессий, крайне необходимых для обеспечения полноценного функционирования экономики. В рамках программ СПО учащиеся овладевают профессиями сферы сельского хозяйства, здравоохранения, промышленности, транспорта, строительства, культуры, связи.

СПО получают:

  • в колледжах;
  • техникумах;
  • некоторых училищах.

В колледжах реализуется СПО повышенного уровня, в техникумах - базового с длительностью обучения от 2-х до 3-х лет. Программы углубленной подготовки для колледжей, как правило, рассчитаны на 4 года. Иногда по программам среднего профессионального образования учатся на специальных факультетах вузов.

Образование, которое можно получить в ссузе, открывает перед выпускниками хорошие карьерные перспективы. Студенты этих учебных заведений осваивают прикладные навыки: более 50% аудиторных часов отведено практическим занятиям. Таким образом, выпускники ссузов - это специалисты, полностью готовые к работе на предприятиях.

Начальное профессиональное образование дает выпускникам ссузов стартовый уровень знаний и умений. По сравнению со специалистом с СПО, профессионал с НПО готов к деятельности менее широкого спектра. Например, если выпускник с СПО приобретает компетенции техника-механика, то обладатель НПО по тому же направлению - только автомеханика.

В советский период по программам НПО обучались в профтехучилищах. Сегодня большая часть училищ переименована в ПТЛ (технические лицеи). Программы НПО могут реализовываться и на базе вузов, в случае если учреждение высшего профессионального образования имеет соответствующую лицензию.

Учреждения со статусом ссузов

  1. Техникумы и училища. Они подразделяются:
  • на образовательные автономные госучреждения;
  • просто образовательные госучреждения СПО;
  • образовательные учреждения СПО негосударственной формы организации;
  • некоммерческие автономные организации СПО.

В техникумы можно поступать после 11 или 9 классов. На смену вступительным экзаменам пришли ЕГЭ и ГИА, на основании результатов которых происходит зачисление абитуриентов. Выпускники 11-х классов не могут рассчитывать на отсрочку службы в армии, а студенты, поступившие после 9-ти классов, имеют такое право на период до конца обучения, но не позднее дня исполнения 20 лет.

  1. Колледжи. Их название происходит от латинского collegium, что в переводе означает «классический». В таких ссузах учатся по программам СПО базового и повышенного уровня подготовки. Поступление возможно после 9-го или 11-го класса школы. Образовательные программы в колледжах сконцентрированы на обучении студентов навыкам и знаниям преимущественно практического характера. Колледжи бывают:
  • медицинские;
  • музыкальные и театральные;
  • гуманитарные;
  • финансовые и экономические;
  • педагогические;
  • морские и авиационные;
  • технологические и политехнические
  • юридические;
  • строительные;
  • аграрные.

Обучение в ссузах этого формата построено по типу вузовского. Студентам выдаются зачетные книжки и студенческие билеты.

Начиная с 1 сентября текущего года, такого понятия, как начальное профессиональное образование (НПО), в России больше существовать не будет. Норма нового закона "Об образовании", которая уничтожает НПО как отдельный уровень образования, на протяжении всего времени разработки и обсуждения закона не один раз вызывала жаркие споры, как среди простых россиян, так и в профессиональном сообществе.

Начиная с 1 сентября текущего года, такого понятия, как начальное профессиональное образование (НПО), в России больше существовать не будет. Норма нового закона "Об образовании", которая уничтожает НПО как отдельный уровень образования, на протяжении всего времени разработки и обсуждения закона не один раз вызывала жаркие споры, как среди простых россиян, так и в профессиональном сообществе. Критики опасаются, что эта норма полностью уничтожит систему подготовки рабочих кадров. А авторы закона уверены, что ничто не помешает реализовывать программы подготовки рабочих кадров на базе техникумов, предприятий и даже общеобразовательных школ.

Кто из них прав, и как повлияет на ССУЗы России новый закон "Об образовании"? Именно в данном вопросе мы и постараемся разобраться в рамках этой статьи. Но для начала давайте определимся, что же скрывается за понятием начальное профессиональное образование.

НПО - со школьной скамьи в ряды рабочих

Согласно закону России "Об образовании" от 1992 года под начальным профессиональным образованием подразумевается процесс подготовки квалифицированных рабочих как , так и после окончания средней школы. Образовательные программы НПО обеспечивают приобретение учащимися определенной профессии соответствующего уровня без получения или с получением полного среднего образования. Получить начальный уровень профобразования можно в ПТУ (на сегодняшний день многие российские ПТУ переименованы в колледжи и профессионально-технические лицеи).

Другими словами, ПТУ специализируется на подготовке квалифицированных рабочих, при этом рабочему совсем не обязательно изучать общеобразовательную программу (то есть, получать полное среднее образование), и, как следствие, иметь возможность в ближайшем будущем продолжить свое образование в техникуме или ВУЗе. Необходимо отметить, что начальное профобразование в России характеризуется очень низкой привлекательностью среди выпускников школ (каждого из нас, наверное, учителя в школе "пугали" ПТУ). Специалисты связывают этот факт не столько с устаревшим содержимым образовательных программ, сколько с низким качеством обучения. Одновременно с этим российский бизнес на данный момент испытывает острый дефицит в квалифицированных рабочих, что заставляет правительство страны активно работать над повышением популярности рабочих специальностей среди молодежи.

Закон "Об образовании" - попытка восстановить систему подготовки рабочего класса

Казалось бы, 10 статья закона "Об образовании", из которой становится ясно, что начального профобразования как такового в России больше не будет, "добила" и без того слабую систему подготовки рабочих. Однако так может показаться только неискушенному обывателю и только на первый взгляд, поскольку если внимательно прочитать этот закон становится ясно, что этой нормой дан старт построению новой, более качественной системы.

Ведь отказ от НПО совсем не означает, что негде будет получить профессию рабочего. Исчезнет только ПТУ как самостоятельная форма образовательного учреждения. Функции ПТУ на себя возьмут , которые теперь смогут предоставлять студентам более широкие возможности: в них можно будет не только получить рабочую профессию, но и стать специалистом среднего звена. Причем, как и прежде, поступить в техникум можно будет и после 9 класса и одновременно с изучением предметов из программы средней школы не только освоить навыки заранее выбранной профессии, но и в более короткие сроки получить среднее профобразование по сокращенной образовательной программе.

Кроме того, на смену ПТУ придут многопрофильные учебные центры, на базе которых можно будет получить профессиональную квалификацию высокого уровня или освоить еще одну специальность. Благодаря тому, что специализированные учебные центры будут оснащены самым современным производственным оборудованием, они смогут осуществлять подготовку специалистов в соответствии с самыми современными технологиями производства и требованиями рынка труда.

Вместо заключения

Как можно понять из всего вышеизложенного, для граждан России новый закон "Об образовании" не несет никаких принципиально важных изменений, кроме одного - поступить в ССУЗ теперь намного легче.

Основная цель отказа от НПО - это повышение качества подготовки квалифицированных рабочих. А вот выбирать уровень подготовки, как и раньше, будут сами учащиеся. Если после техникума учащийся посчитает, что ему достаточно иметь на руках документ о получении профессии начального уровня, то он может отказаться от дальнейшего обучения. Однако если он захочет получить более высокий уровень подготовки, то он сможет это сделать намного качественнее и быстрее, чем раньше.

Последние материалы раздела:

Вузы курска Курские высшие учебные заведения государственные
Вузы курска Курские высшие учебные заведения государственные

Какую профессию можно получить, поступив в высшие учебные заведения нашего города. На этой неделе во всех школах региона прозвенит последний...

Слои атмосферы по порядку от поверхности земли
Слои атмосферы по порядку от поверхности земли

Космос наполнен энергией. Энергия наполняет пространство неравномерно. Есть места её концентрации и разряжения. Так можно оценить плотность....

Берестяная трубочка — Михаил Пришвин
Берестяная трубочка — Михаил Пришвин

Жанр: рассказГлавные герои: рассказчик - авторЛюди все меньше времени и внимания уделяют природе, а краткое содержание рассказа «Берестяная...