Заимствованные неологизмы примеры. Словарь неологизмов

В мае 2014 года в соответствии с поручением Президента РФ разработана и утверждена «Комплексная программа повышения профессионального уровня педагогических работников общеобразовательных организаций». Комплексная программа объединяет основные цели, задачи и мероприятия в области повышения профессионального уровня педагогических работников общеобразовательных организаций, направленные на апробацию и внедрение профессионального стандарта педагога, модернизацию педагогического образования, переход на эффективный контракт и повышение престижа профессии педагога, закрепленные в принятых федеральных программно-целевых документах - государственной программе Российской Федерации "Развитие образования" на 2013 - 2020 годы, государственной программе Российской Федерации "Экономическое развитие и инновационная экономика", Федеральной целевой программе развития образования на 2011 - 2015 годы, концепции федеральной целевой программы развития образования на 2016 – 2020 годы.

Основная цель подпрограммы модернизации педагогического образования заключается в обеспечении подготовки педагогических кадров в соответствии с профессиональным стандартом педагога и федеральными государственными образовательными стандартами общего образования.

Проект «Экспертно-аналитическое сопровождение реализации проектов по развитию программ педагогической магистратуры, педагогического бакалавриата, проектов вариативности получения педагогического образования» реализуется в рамках ФЦП РО в 2014-2015 гг.

Паспорт проекта

Цель проекта

Модернизация подготовки педагогических кадров в соответствии с профессиональным стандартом педагога и федеральными государственными образовательными стандартами общего образования.

Описание проекта

Задачи , реализованные в 2014-2015 гг.:

  • создание условий для деятельностного профессионально-ориентированного подхода в подготовке педагогических кадров;
  • переход на модульный принцип обучения в вузе, в рамках которого модуль выступает в качестве основной образовательной единицы, объединяющей теорию, практику и научно-исследовательскую работу студента по овладению определенным набором трудовых действий в соответствии с профессиональным стандартом педагога и направленных в последующем на реализацию профессиональной трудовой функции в реальной профессиональной деятельности;
  • привлечение школ в качестве равноправных партнеров университетов в подготовке педагогов по формированию профессиональных компетенций студентов;
  • обеспечение различных траекторий подготовки и входа в профессию.

Работа ведется по четырем направлениям (23 проекта):

  • Академический бакалавриат (восемь проектов),
  • Прикладной бакалавриат (семь проектов),
  • Профессиональная (педагогическая) магистратура (шесть проектов),
  • Исследовательская магистратура (два проекта).

Проекты реализуются на следующих направлениях подготовки

Названия строк

Количество проектов

Академический бакалавриат

Гуманитарные науки, история

Гуманитарные науки, филология

Педагогическое образование

Физико-математические науки, математика

Физико-математические науки, физика

Экономика

Исследовательская магистратура

Педагогическое образование

Психолого-педагогическое образование

Прикладной бакалавриат

Педагогическое образование

Психолого-педагогическое образование

Специальное (дефектологическое) образование

Профессиональная (педагогическая) магистратура

Педагогическое образование

Психолого-педагогическое образование

Специальное (дефектологическое) образование

Общий итог

Охват проекта: 7 Федеральных округов, 35 субъектов Российской Федерации.

Вузы-участники проекта модернизации педагогического образования (12 вузов):

1) Московский городской психолого-педагогический университет

2) Московский городской педагогический университет

3) Московский педагогический государственный университет

4) Национальный исследовательский технологический университет «МИСиС»

5) Российский государственный педагогический университет имени А. И. Герцена

6) Северный (Арктический) федеральный университет имени М. В. Ломоносова

7) Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина

8) Казанский (Приволжский) федеральный университет

9) Ульяновский государственный педагогический университет имени И. Н. Ульянова

10) Сибирский федеральный университет

11) Новосибирский государственный педагогический университет

12) Южный федеральный университет

Вузы-соисполнители проекта модернизации педагогического образования в 2014-2015 годах (32 вуза):

1) Балтийский федеральный университет имени Иммануила Канта

2) Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы

3) Бурятский государственный университет

4) Волгоградский государственный социально-педагогический университет

5) Вятский государственный гуманитарный университет

6) Глазовский государственный педагогический институт имени В. Г. Короленко

7) Елецкий государственный университет им.И.А.Бунина

8) Забайкальский государственный университет

9) Калужский государственный университет им. К.Э. Циолковского

10) Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева

11) Мордовский государственный педагогический институт имени М. Е. Евсевьева

12) Набережночелнинский институт социально-педагогических технологий и ресурсов

13) НИУ-ВШЭ

14) Омский государственный педагогический университет

15) Орловский государственный университет

16) Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет

17) Поволжская государственная социально-гуманитарная академия

18) Северо-Кавказский федеральный университет

19) Ставропольский государственный педагогический институт

20) Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого

21) Уральский государственный педагогический университет

22) Челябинский государственный педагогический университет

23) Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского

24) Алтайская государственная академия образования имени В.М. Шукшина

25) Рязанский государственный университет имени С.А. Есенина

26) Сыктывкарский государственный университет

27) Томский государственный педагогический университет

28) Тюменский государственный университет

29) Удмуртский государственный университет

30) Чеченский государственный педагогический институт

31) Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева

32) Чувашский государственный университет им. И.Н. Ульянова

Текущие результаты проекта

Создан Ресурсный центр для оказания экспертно-аналитического сопровождения реализации проектов модернизации педагогического образования на межрегиональном уровне на базе Оператора проекта – МГППУ и соисполнителя НИУ ВШЭ, и портал сопровождения проектов педагогическоеобразование.рф .

В ходе реализации проекта разработаны и апробированы четыре модели подготовки педагогических кадров в проектах прикладного бакалавриата и профессиональной (педагогической) магистратуры, академического бакалавриата и исследовательской магистратуры.

За два года разработано более 110 новых модулей основных профессиональных образовательных программ. Новые модули прошли апробацию в 12 вузах-участниках проектов и в 32 вузах-соисполнителях проектов.

В апробации новых модулей приняло участие более 6000 студентов .

Проведено повышение квалификации более 5000 участников и исполнителей проектов по разработке новых модулей основных профессиональных образовательных программ бакалавриата и магистратуры в соответствии с уточненными требованиями к условиям их реализации.

В июне 2015 года 38 вузов-исполнителей и вузов-соисполнителей проектов и 3603 студента приняли участие в апробации независимой оценки сформированности профессиональных компетенций студентов (выпускников), обучающихся по модернизированным основным профессиональным образовательным программам бакалавриата и магистратуры по профилям подготовки:

  • Воспитатель,
  • Учитель начальных классов,
  • Учитель-дефектолог,
  • Учитель основного общего образования,
  • Учитель среднего общего образования,
  • Педагог-психолог.

Инструментарий независимой оценки был разработан в соответствии со спецификой трудовых действий, отраженных в стандартах профессиональной деятельности педагога (педагога-психолога), совместно с вузами-участниками проекта и их сетевыми партнерами (образовательными организациями – практическими базами) и включал тест профессиональных компетенций и сборник кейсов. Проведенный анализ позволил построить индивидуальные профили сформированности профессиональных компетенций студентов проекта по проверяемым трудовым действиям.

Результаты и эффекты проекта

Разработаны и апробированы образовательные модули программ подготовки педагогических кадров по двум уровням образования и основным направлениям образовательной области «Образование и педагогические науки» для всех категорий педагогических работников (педагогов дошкольного, начального общего, основного и среднего общего образования, педагогов-психологов, педагогов-дефектологов), соответствующие требованиям профессиональных стандартов и ФГОС общего образования и позволяющие решить основные проблемы педагогического образования за счет использования нового подхода к проектированию образовательных программ и модулей от результата, деятельностного характера используемых образовательных технологий, многоканальной системы подготовки педагогических кадров, предполагающей возможность переходов для студентов между педагогическими и непедагогическими направлениями подготовки,

Подготовлены предложения к актуализации (разработке) ФГОС следующего поколения (новые требования к образовательным результатам, структуре программ, условиям их реализации).

Создана аннотированная библиотека модулей ОПОП на портале педагогическоеобразование.рф.

Апробированы:

  • независимая оценка сформированности профессиональных компетенций выпускников программ подготовки педагогических кадров в соответствии
  • с требованиями профессионального стандарта педагога,
  • новые технологии подготовки педагогов, реализующие принципы деятельностного подхода и углубленной практической подготовки,
  • новые модели совместной разработки примерных основных профессиональных образовательных программ, алгоритмы действий авторских коллективов, запускающих в своих вузах новые программы подготовки учителей с использованием ресурсов, созданных в ходе реализации проекта.

Разработаны и апробированы различные варианты широкого сетевого взаимодействия и кооперации вузов между собой (созданы тематические кластеры по подготовке определенных категорий педагогических кадров).

Подготовлены рабочие группы разработчиков образовательных программ из числа профессорско-преподавательский состава и специалистов учебно-методических служб вузов-участников проекта, прошедших повышение квалификации, обеспечивающее переход на новые принципы проектирования программ.

Задачи дальнейшего развития

  • Расширение списка участников проекта.
  • Проектирование сетевых образовательных программ во всех Федеральных округах Российской Федерации, включающих деятельностное повышение квалификации и участие общеобразовательных организаций в сетевом взаимодействии.
  • Развитие независимой оценки качества подготовки будущих педагогов.
  • Разработка онлайн-курсов, в том числе массовых открытых онлайн-курсов (МООС), основных профессиональных образовательных программ по области образования.

Итоговые результаты реализации проекта

18-20 ноября на Всероссийской конференции по обсуждению результатов проектов модернизации педагогического образования были подведены итоги I этапа проекта модернизации педагогического образования с участием А.А. Климова, заместителя Министра образования и науки Российской Федерации, и проведена общественно-профессиональная экспертиза предложений по разработке требований к новым программам бакалавриата и педагогической магистратуры, включая требования к структуре, содержанию и результатам освоения программ, а также требования к условиям их реализации.

Ключевые события и реализуемые мероприятия

28 мая в Ярославле прошло заседание межведомственной рабочей группы Совета при Президенте Российской Федерации по науке и образованию, посвященное перспективам развития педагогического образования. В заседании приняли участие заместитель министра образования и науки Российской Федерации Александр Климов, депутат Государственной Думы Николай Булаев, председатель координационного совета в области образования «Образование и педагогические науки» Виктор Болотов, руководители органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере управления образованием, а также руководители образовательных организаций высшего образования, реализующих образовательные программы педагогической направленности.

В июне 2015 года 38 вузов-исполнителей и вузов-соисполнителей проектов и 3603 студента приняли участие в апробации независимой оценки сформированности профессиональных компетенций студентов (выпускников), обучающихся по модернизированным основным профессиональным образовательным программам бакалавриата и магистратуры.

18-20 ноября состоялась Всероссийская конференция по обсуждению результатов проектов модернизации педагогического образования.

Реализация проекта

Новости

К новому учебному году будет разработана образовательная программа с профилем, обеспечивающим подготовку кадров в сфере социальной реабилитации и ресоциализации лиц, потребляющих наркотики

Мир быстро меняется, а вместе с ним меняется и наша речь. Многие слова забываются и становятся архаизмами , а мы, в погоне за современностью, используем иностранные слова - сначала из-за технического языка, а потом и в быту. В этом нет ничего плохого, если это в меру. Но не стоит забывать что не только жизнь создаёт язык, но и он формирует нашу жизнь.

Напомнить об этой мере я сейчас и постараюсь приведя перевод слов часто слышащихся в разных сферах политики, экономики и быту. Заимствованных слов множество было в прошлом, в том числе и с латыни, французского и английского. С начала девяностых стало особенно модно использовать броские иностранные словечки для придания большей значимости там где этого больше всего хочется - в бизнесе.

Бытовые

Активный (active) - деятельный, живой
Ланч (англ. lunch) - обед
Супермаркет (англ. market) - рынок. Отсюда маркетинг - торговля
Баррель (нефти) - бочка
Рубрика (лат. rubrica - заглавие закона) - раздел, заголовок
Фазенда (от пор. fazer - делать, производить) - загородный дом
Адмирал (араб. amir al) - предводитель
Паркинг (parking) - стоянка автомобилей
Кондиция (condition) - состояние, степень готовности
Перманентный (permanent) - постоянный
Штудировать (нем studieren) - учиться, изучать
Оказия (лат. occasio) - благоприятный или удобный случай
Богема (от фр. boheme ) - социальная классовая прослойка между интеллигенцией и другими классами
Бакалея (тур. бак-ал ) - лавка по продаже долго не портящимися продуктам

Бизнес и Политика

Ритэйлер (англ. retail) - компания розничной торговли
Адвертайзинг - реклама
Биллбоард - рекламная площадка
Консалтинг (англ. consulting) - совещание, обсуждение
Митинг (meeting) - встреча, собрание
VIP (very important person) - особый гость
Истэблишмент (establishment) - влиятельные/правящие круги, власть, штат, организация
Интенсифицировать (intensify) - усиливать, укреплять
Коньюктура (лат. conjungere) - совокупность условий, создавшееся положение
Презентация (presentation) - доклад, показ
Интродукция (intro) - введение
Менеджмент (англ. management) - управление (ресурсами)
Рисепшн, рецептная, рецепция (англ. receipt) - приёмная
Пропаганда (лат) - распространять, проповедовать
Дедлайн (англ. deadline) - время сдачи (проекта)
Бэкграунд (англ. background) - биография, история событий


Инфотехнологии

Тэг (англ. tag) - метка, ключевое слово
Девайс (англ. device) - устройство (с микроэлектроникой)
Интерактив (interaction) - взаимодействие
Проприетарный (proprietary) - частный, собственнический, патентованный
Дигитальная (digital) - цифровая (камера)
Опция (option) - выбор, дополнительная функция
Сигнатура (signature) - подпись, отпечаток
Паттерн (pattern) - стиль поведения, модель, узор
Разшаренные (shared) - выделенные, доступные (между пользователями файлы)
Фидбэк (feedback) - обратная связь (читателей, электрической цепи)

Фразеологизмы

Неологизмы это конечно не только заимствованные слова, но и "отечественные" словоформы, появившиеся как из сокращений, так и из сочинения новых (в основном поэтами и писателями) по звучанию или смысловому сходству. Фразеологизмы это языковые конструкции более высокого уровня (поэтому фраза ) - они так же непонятны по смыслу как и неологизмы , но звучат вполне естественно, и для их понимания надо знать как они образовались.

Трын-трава - трава подзаборная, т.е. никому не нужный, всем безразличный сорняк

Всыпать по первое число - В старой школе учеников пороли каждую неделю, независимо от того, кто прав, кто виноват. И если «наставник» переусердствует, то такой порки хватало надолго, вплоть до первого числа следующего месяца.

Гол как сокол - Страшно бедный, нищий. Птица тут не причём, на самом деле «сокол» - старинное военное стенобитное орудие. Это была совершенно гладкая («голая») чугунная болванка, закрепленная на цепях. Ничего лишнего!

Сирота казанская - Прикидывающийся несчастным, обиженным, беспомощным чтобы кого-нибудь разжалобить. После завоевания Казани Иваном Грозным, мирзы (татарские князья) оказались подданными русского царя и старались выпросить у него всяческие поблажки, жалуясь на свое сиротство и горькую участь.

Непутевый человек - В старину на Руси «путем» называли не только дорогу, но еще и разные должности при дворе князя. Путь сокольничий - ведающий княжеской охотой, путь ловчий - псовой охотой, путь конюший - экипажами и лошадьми. Бояре всеми правдами и неправдами старались заполучить у князя путь - должность. А кому это не удавалось, о тех с пренебрежением отзывались: непутевый человек.

Шиворот-навыворот - Во времена Ивана Грозного провинившегося боярина сажали задом наперед на лошадь в вывернутой наизнанку одежде и в таком виде, опозоренного, возили по городу под свист и насмешки уличной толпы.

Водить за нос - Обманывать, обещая и не выполняя обещанного. Цыгане водили медведей на ярмарках за продетое в нос кольцо и заставляли их, бедолаг, делать разные фокусы, обманывая обещанием подачки.

Козел отпущения - Человек, на которого свалили чужую вину. У древних евреев существовал обряд отпущения грехов. Священник возлагал обе руки на голову живого козла, тем - самым как бы перекладывая на него грехи всего народа. После этого козла изгоняли в пустыню. Прошло много-много лет, и обряда уже не существует, а выражение все живет.

Точить лясы - Лясы (балясы) это точеные фигурные столбики перил у крылечка. Изготовить такую красоту мог только настоящий мастер. Наверное, сначала «точить балясы» означало вести изящную, причудливую, витиеватую (как балясы) беседу. Но умельцев вести такую беседу к нашему времени становилось меньше и меньше. Вот и стало это выражение обозначать пустую болтовню.

Зарубить на носу - «Носом» называлась памятная дощечка, или бирка для записей. В далеком прошлом неграмотные люди всегда носили с собой такие дощечки и палочки, с помощью которых и делались всевозможные заметки или зарубки на память.

Ни пуха, ни пера - Возникло это выражение в среде охотников и было основано на суеверном представлении о том, что при прямом пожелании (и пуха, и пера) результаты охоты можно сглазить. Перо в языке охотников означает птица, пух - звери.

Бить баклуши - С давних пор кустари делали ложки, чашки и другую посуду из дерева. Чтобы вырезать ложку, надо было отколоть от бревна чурку - баклушу. Заготовлять баклуши поручалось подмастерьям: это было легкое, пустячное дело, не требующее особого умения. Готовить такие чурки и называлось «баклуши бить». Отсюда, из насмешки мастеров над подсобными рабочими - «баклушечниками», и пошла наша поговорка.

После дождичка в четверг - Языческому богу грома и молний русичей, Перуну был посвящен один из дней недели - четверг, которому возносили моления о дожде в засуху. Мольбы часто оставались тщетными, и поговорка стала применяться ко всему, что неизвестно когда исполнится.

Распространено ошибочное мнение, что неологизмы - это все новые слова. Однако новыми мы называем слова, которые впервые слышим; в числе их могут быть и заимствования, и придуманные кем-то словечки, и даже просто иностранные, неизвестные нам... А неологизм - это термин, он сужает и конкретизирует понятие «новое слово». К неологизмам относятся лишь те слова, которые сохраняют оттенок свежести, необычности.

У новых слов, которые быстро завоевывают признание и закрепляются в языке, появляется одно любопытное свойство: они очень быстро «взрослеют» и выходят из состава неологизмов. Чтобы слово сознавалось как неологизм, оно должно стилистически выделяться, обращать на себя внимание, а к некоторым новым словам мы так быстро привыкаем, что забываем об их особой судьбе. Поэтому в языке можно наблюдать странные явления; синонимы, в разное время пришедшие в язык, ведут себя по-разному: один «не стареет», а другой быстро «повзрослел». Сравним слова телевидение и дальновидение. Какое из них вы отнесете к неологизмам? Несомненно, второе, потому что оно кажется необычным, как будто бы его нарочно кто-то придумал. Однако оно появилось еще в 30-е годы XX в. в речи специалистов, которые работали в этой области. Но потребности в его частом употребление тогда не было, и это слово знали лишь немногие. Когда же телевизоры прочно вошли в нашу жизнь, в языке закрепилось новое наименование передачи изображения на расстояние - телевидение. Оно вызвало к жизни и множество других (телевизионный, телеателье, телепередача , телезритель и др.) и так быстро было освоено, что никто теперь уже не станет относить его к неологизмам, а его синоним дальновидение и до сих пор остается неологизмом.

Неологизмы бывают разные. Выделим в их составе семантические, которые как лексемы были известны в языке давно, но вдруг стали употребляться в совершенно новом значении. Так, если спросить у любого русского человека, что означает слово «боевик», он, не задумываясь, скажет, что так называют участников бандформирований, которые никак не хотят сложить оружие. Однако в «Словаре русского языка» С. И. Ожегова находим иное толкование: «Боевик - кинофильм, пользующийся больших успехом». Как видим, новое значение этого слова настолько отличается от того, которое дано в словаре, что можно с уверенностью сказать: это совершенно разные слова. Новое, «военное» слово вошло в русский язык сравнительно недавно как неологизм, но уже, к сожалению, стало привычным... В результате переосмысления известных ранее слов в русском языке появилось немало семантических неологизмов. Когда-то новые значения были присвоены таким словам, как кулак (сравните: кисть руки со сжатыми пальцами и богатый крестянин-соб- ственник), спутник (попутчик и небесное тело, обращающееся вокруг планеты). Правда, эти новообразования давно уже утратили статус неологизмов. Из более свежих примеров можно взять слово челнок, получившее теперь новое значение: мелкий торговец импортными товарами, привозящий их из-за рубежа; пирамида (финансовая) и т.д.

От семантических неологизмов отличаются лексические, которые создаются по продуктивным моделям или заимствуются из других языков. К лексическим неологизмам относятся слова, образованные с помощью суффиксов (лунит, земляне, подписант ), приставок (прозападный ., антивандалъный ), суффиксально-префиксальные новообразования (расстыковка, прилунение ); наименования, созданные путем словосложения (марсоход, взяткоемкость, раскрестьянивание ), сокращенные слова (евро, федерал, нал), сложносокращенные (деморос ), аббревиатуры (ФБР, ГКЧП). Причем стремительное пополнение лексики в связи с социальными преобразованиями в России способствует быстрому закреплению в языке таких неологизмов, и они переходят в состав активного словаря. А некоторые уже успели даже архаизо- ваться (вспомним гекачепистов, ваучеризацию, МММ, «Ронику» и др.).

Для молодых людей названия некоторых финансовых пирамид неизвестны, они стали историзмами.

В зависимости от того, входят ли неологизмы в язык или являются лишь факторами речи, создаются «на случай», различают неологизмы языковые (общенародные) и окказиональные (от лат. occasionalis - случайный) . Языковые неологизмы становятся со временем достоянием межстилевой или специальной лексики, фиксируются словарями. Как и обычные слова, языковые неологизмы стилистически нейтральны и не вызывают интерес у литературного редактора, если употребляются в соответствии с присущим им значением. Окказиональные слова всегда удивляют, потому что они мелькнули впервые в речи и ни в одном словаре их не найти.

В письменной речи окказионализмы могут цитироваться при передаче чьих-либо разговоров, выступлений, шуток. Так, в газете рассказывается о фестивале «Золотой Остап», посвященном юмористам. В связи с этим публикуется «Тронная речь Президента Российской Академии Юмора» Александра I (Ширвиндта): «ЗОЛОТОЙ ОСТАП» - это замечательная бессмыслица в ряду общей бессмыслицы, которая существует в стране. (Бессмысленные аплодисменты.) Самая веселая бессмыслица. (Веселые хлопки.) Остап и сегодня, как ни странно, актуален по всем параметрам. (Возгласы: «Верно говорит!») Как бы его ни отфестива- ливали, всегда получается современно («АиФ»).

Окказиональное словечко можно услышать по телевизору; например, ведущий программы «Утро» обещает появляться на экране ежебуд- нично. В книжном литературном языке окказионализмы могут употребляться, если в тексте воспроизводится диалог. Например, в интервью с бывшим пресс-секретарем президента, журналистом Сергеем Медведевым:

  • - Можете вспомнить какой-нибудь смешной случай из вашей телевизионной практики?
  • - Самое страшное в прямом эфире - это когда нападает хохотунчик и ужасно трудно удержаться от смеха... («Известия»).

Окказионализмы, употребленные однажды на газетной полосе, не отличаются особой художественностью, но в контексте они оказываются на месте, а иногда авторы придают им яркую сатирическую окраску.

Современные публицисты любят политические шутки. Так, в период избирательной кампании президента Ельцина в газете была опубликована статья под заголовком: «Елъцинарии всех стран, объединяйтесь!» (о конференции сторонников Б. Н. Ельцина. «МК». 1996. 3 марта). Еще один заголовок с сатирической окраской неологизма: «Натоизация и суверенизация» («Известия»), Во время путча 1991 г. в одной из газет помещались сатирические четверостишия в рубрике «Злободневки», представлявшей собой стилистический неологизм:

Нам порядок обеспечен,

Комитет нам друг и брат!

Он немного пиночетен И слегка хусейноват.

(Владимир Орлов. «ЛГ»)

Не менее острыми были частушки, которые публиковали газеты после путча:

Эх, бубенчики да колокольчики,

Звонче нету вас, демтрезвончики!

Возможности экспрессивного использования индивидуальностилистических неологизмов неисчерпаемы, однако выразительная сила этих речевых средств зависит от мастерства их создателей.

Обращение к окказионализмам не исключено и в текстах, далеких от веселой тематики. Например, известный публицист Леонид Радзи- ховский, анализируя ленинскую национальную политику, вводит стилистический неологизм Союзгулаг, несущий в себе резко отрицательную экспрессию:...В ряду всех больших и малых обманов в фундамент страны был заложен и этот. И все было нормально, пока голое насилие держало липовые республики в общем Союзгулаге. Ослабло насилие - ложь обнажилась («ЛГ». 1991. 12 июня).

Таким же негативнооценочным является и стилистический неологизм в заголовке статьи «Очередь за льготой, или Очередная совглу- пость» («ЛГ»). Однако и в трудные времена изобретаются веселые, добрые новые словечки-шутки, которые должны вызвать у читателя улыбку, например: «Путешествие из Москвы в Конфетенбург» (заголовок статьи о названиях московских улиц - Медовый переулок, Кисельный и пр.); Барду нужно высказаться, выговориться, выпетъся!

Окказиональные словечки постоянно встречаются в разговорной речи, выполняя чисто практическую функцию: не зная названия того или иного предмета, мы на ходу придумываем для него свое слово. Особенно забавно это делают малыши (Смотри, как налужил дождь! Я уже памакаронился).

Созидательные силы языка неисчерпаемы. Нет такого предмета, явления, понятия, которое мы не могли бы назвать словом. И чтобы понять эту могучую неиссякаемую энергию языка, рассмотрим еще один тип новых слов, которые постоянно появляются в нашей речи. Однако это не совсем обычные слова... Некоторые лингвисты не хотят даже считать их словами, потому что их еще нет в языке: ни в одном словаре вы их не найдете... И в то же время они присутствуют в нашем сознании, но как бы дремлют, ожидая, когда в них появится потребность. Как вы назовете, например, маму маленького паучка? - Пау- чиха. А его самого? - Паучонок. Нетрудно назвать и мам других малышей - муравъиха, китиха, кашалотиха и др. Это потенциальные слова, то есть слова, которых еще нет, но они могут появиться, как только в них возникнет необходимость.

В зависимости от условий создания неологизмы делятся на две группы: общеязыковые и авторские. Возникновение первых не связывается с именем их создателя, другие же вводятся в употребление известными писателями, общественными деятелями, учеными. Большинство новых слов относится к этой группе. И хотя у каждого вновь созданного слова есть творец, обычно он остается неизвестным. Никто не может сказать, например, кем придуманы слова боевик, челнок, рыночник, земляне. Такие неологизмы называют анонимными. Иногда новое слово создается по такой продуктивной модели, что его начинают употреблять одновременно многие.

Ко второй группе неологизмов относятся авторские, например созданное В. В. Маяковским слово прозаседавшиеся и подобные. Перешагнув границы индивидуально-авторского употребления, став достоянием языка, такие новые слова присоединяются иногда к активной лексике. Так, давно освоены языком впервые употребленные М. В. Ломоносовым термины созвездие, полнолуние, притяжение’, введенные Н. М. Карамзиным слова общественность, общедоступный, человечный и др. А. Д. Кантемир, известный русский сатирик, подарил нам слово понятие, Ф. М. Достоевский - стушеваться, М. Е. Салтыков-Щедрин - головотяп, А. Н. Радищев впервые употребил слово гражданин в новом значении - «человек, подчиняющий личные интересы общественным, интересам Родины».

Новые слова, которые создаются писателями, журналистами для достижения образности речи, называются индивидуальностилистическими. Они в сравнении с обычными словами более емкие по смыслу. Так, в выражении В. В. Маяковского «город прижаблен» заключено значение «город распластан, как жаба». Или определение декабрый у того же поэта (Вот и вечер в ночную жуть ушел от окон хмурый, декабрый ). Ведь это не то же самое, что прилагательное декабрьский. Декабрый - это поэтическое определение настроения лирического героя, не случайно в связи с этими строчками мы вспоминаем поговорку смотрит декабрем. Такие неологизмы долго не теряют своей свежести, в чем убеждают нас многочисленные примеры образных, то романтически приподнятых, то иронически сниженных, но всегда забавных и остроумных новообразований. Практически у каждого писателя можно найти интересные слова, использованные впервые: сочножелтые (плоды), огнезвездный (океан) (Г. Р. Державин), широкошумные (дубравы), тяжелозвонкое (скаканье) (А. С. Пушкин), омедведила (тебя захолустная жизнь), небокоптитель (Н. В. Гоголь), романомания (В. Г. Белинский), нечего тут подробничать, некогда опомниться за невременъем (Ф. М. Достоевский), брю- хопоклонники, пенкосниматели, борзописцы (М. Е. Салтыков-Щедрин). Особенно ценит индивидуальностилистические неологизмы поэты. Приведем примеры современных авторов: роботизация, геологиня, чарлъ- стонит (палуба) (Е. А. Евтушенко); послегрозовые (сады), переплеск (крыльев), колоколили (звезды) (А. А. Вознесенский); кинжалозубные, молоткорукие (роботы) (С. Кирсанов).

Однако не все индивидуально-стилистические неологизмы удачны. В истории русской литературы, особенно поэзии начала XX в., было немало примеров неудачного словотворчества: неологизмы нередко становились непреодолимым препятствием к пониманию текста. В увлечении писателей неологизмами кроется опасность пустой игры словами.

Создано: 06.04.2016 01:51

Обновлено: 27.04.2016 01:48

Обновлено: 27.04.2016 01:48


Было ли так, что вы чувствовали себя неловко, когда слышали в...

Было ли так, что вы чувствовали себя неловко, когда слышали в речи человека непонятные вам слова? А их сейчас становится все больше...

Наша страна развивается быстрыми темпами, и многие тенденции западного мира и даже стран ближнего зарубежья находят отражение не только в деловых и научных, но и в бытовых аспектах нашей жизни.

Когда дело касается бизнеса и образования, мы часто ориентируемся на ведущих специалистов Европы и США. Мы постепенно перенимаем их технологии и некоторые элементы культуры.

Одним из результатов такого “обмена опытом” стали - слова, появившиеся в русском языке сравнительно недавно. Из словаря: неологи́зм (др.-греч. νέος - новый, λόγος - речь, слово) - слово, значение слова или словосочетание, недавно появившееся в языке (новообразованное, отсутствовавшее ранее).

Такие слова не всем понятны, и обычно являются элементами специальной лексики, присущей какому-то определенному предмету или сфере деятельности. Однако существуют очень популярные неологизмы, которые мы слышим в деловом общении, в новостях, встречаем в тематических статьях, литературе и видео. Некоторые “новомодные” слова мы и сами употребляем в своей речи почти каждый день, и даже не задумываемся о том, что они являются неологизмами.

Существуют неологизмы, которые были образованы с развитием самого русского языка, но подавляющее большинство неологизмов пришло к нам из иностранных языков. Они, по своей сути, являются иностранными словами, переделанными на русский лад. Сегодня мы рассмотрим некоторые примеры неологизмов: как бытовых, так и тех, что встречаются в бизнесе, Интернете и т.д.

Неологизмы в быту

Существует множество простых и очень популярных новых слов.

Например, деньги , которыми мы расплачиваемся каждый день в автобусе и магазине, произошли от татарского слова “танька ”, что означает серебряная монета, а уксус , который множество поваров и домохозяек добавляет в свои кулинарные шедевры, происходит от греческого “ξύδι”, что и означает “уксус”.

К числу прочих любопытных бытовых неологизмов относятся такие слова, как:

  • карандаш (от турецк. “karataş” - “черный сланец”);
  • люстра (от лат. “lustrare” - “освещать”);
  • торт (от лат. “tortus” - “крученый”);
  • ранец (от нем. “ranzen” - “сумка”);
  • вокзал (от англ. “Vauxhall” - название парка в Лондоне)
  • спорт (от англ. “sport” - “развлечение”)

Так что каждый из нас в той или иной степени использует неологизмы в своей речи ежедневно.

Неологизмы в бизнесе

После развала СССР в экономическом развитии его стран-участниц случился новый виток. И хотя западная культура начала проникать сквозь “железный занавес” уже в 1980х годах, когда в Москве начали открываться первые рестораны всемирно известной сети быстрого питания McDonalds и продаваться первые бутылки с Пепси-Колой, по-настоящему свободной наша экономика и предпринимательский сектор стали только после падения Союза. Иностранный капитал, а вместе с ним и иностранные специалисты хлынули завоевывать новые рынки, и принесли с собой множество новых технологий, форм построения бизнеса, ну и, конечно, неологизмы:)

Сегодня многие из этих слов уже не кажутся нам чем-то необычным, однако до сих пор есть люди, которые, услышав достаточно распространенное, хоть и иностранное, слово, не сразу понимают, о чем идет речь. Вот некоторые популярные и не очень деловые неологизмы:


Неологизмы в Интернете

Интернет - отдельная тема в области неологизмов. С появлением бесчисленного количества форумов, социальных сетей и прочих средств общения между людьми родилось и используется просто невероятное множество новых слов. Многие из них носят слишком специфический характер и в целом непопулярны, но мы здесь рассмотрим лишь те неологизмы, которые знакомы многим:

  • Троллить. Уверены, вы встречали это слово ОГРОМНОЕ количество раз в Интернете. Дать этому неологизму какое-то четкое определение сложно. Самые распространенные значениями слова “троллить” - это “с помощью саркастических, ироничных или язвительных замечаний выводить человека из себя в Интернете” и “публиковать на сайтах или в социальных сетях заведомо провокационные сообщения с целью вызвать взрыв негативных эмоций у читателей”. Произошло от английского сленгового слова “trolling”, имеющего идентичное значение.
  • Спам. Это слово вы каждый день видите в своих почтовых ящиках на Мэйлру и прочих сервисах. Пришло оно к нам, опять же, из английского языка, где слово “spam” означает “ненужные электронные письма, отсылаемые в больших количествах”. А вы давно вычищали спам из своего почтового ящика? Если нет, советуем сделать это прямо сейчас.
  • Сисадмин. Когда у вас ломается или зависает компьютер - на помощь приходит сисадмин. Этот неологизм является сокращенной формой английского словосочетания “system administrator”, что переводится как “системный администратор.” В общем, это специалист по железкам (компьютерам) и компьютерным сетям.
  • Вебмастер. Этот неологизм является калькой (дословным копированием) английского слова “webmaster”, означающего “человек, который отвечает за отладку и работу сайта в Интернете”. Если вы видите рабочий сайт в Интернете - знайте, за каждым таким сайтом (в том числе и за нашим) пристально следит вебмастер:)
  • Мем . Каждый день в лентах ваших социальных сетей вы видите огромное количество этих самых мемов. Этот неологизм, опять же, является калькой английского сленгового слова “meme”, которое означает “картинка, фраза или видео, которые распространяются среди людей и всегда используются ими в определенных ситуациях”.

Заключение

Языки - это невероятно интересный предмет изучения. Владение языком позволяет вам лучше передавать свои идеи, делиться с другими своими знаниями, получать ценные сведения из литературы, написанной на другом языке, расширять свой кругозор, возможности и качество жизни вообще.

Приглашаем вас погрузиться в увлекательный и познавательный мир иностранных языков вместе с KGB Language Services ! На базе нашего бюро переводов мы проводим языковые курсы в Алматы для тех, кто решил изучить английский, казахский или китайский языки.

Какими бы ни были ваши цели, какой бы из этих языков вы ни выбрали, мы гарантируем вам устойчивые результаты в кратчайшие сроки!

Звоните нам по контактным телефонам или оставьте заявку на консультацию через форму на сайте справа от статьи, и наш менеджер обязательно свяжется с вами и поможет начать захватывающее путешествие в царство иностранных языков!

Развитие общества, технический прогресс, предметы и процессы в быту – все это находит свое отражение в языке, а конкретно – в появлении новых слов и словосочетаний. Именно они и будут называться неологизмами – что в переводе с древнегреческого означает не что иное как «новое слово» («неос» - новый, «логос» - слово).

Неологизм – это слово или словосочетание, которое сравнительно недавно появилось в языке. Чаще всего это заимствованные слова из других языков. Со временем слова теряют статус неологизма.

Специфичность неологизмов заключается в том, что на фоне общеупотребительных слов они могут быть не всем понятны, относятся к категории пассивной лексики, при этом могут выглядеть несколько колоритно и оригинально. У мертвых языков таких новых слов нет, а вот развитые языки пополняются ими даже не ежегодно, а ежемесячно и ежедневно. Связано это с очень быстрым развитием прогресса, информационных технологий, сферой взаимоотношений, благодаря которым в обиходе людей и появляются эти слова.

Говоря о том, что такое неологизм , необходимо отметить, что в этом статусе слово будет находиться только определенный промежуток времени. Утратив свое новаторство и непонятность, став для большинства людей привычным словом, неологизм переходит в категорию общеупотребительных понятий. А на смену приходят новые слова, и именно так идет обновление языка.

Примеры неологизмов.

Приведём в пример несколько слов-неологизмов с их значением:

Флорист – специалист ботаники, изучающий растения (флору). Часто применяют к продавцам в цветочных магазинах. В большинстве случаев подразумевается человек, разбирающийся в цветах и работающий в сфере продажи цветов и иных растений.

Менеджер – сотрудник компании, занимающийся управлением чем-либо. В настоящее время используется слишком широко, чтобы дать точное определение. Изначально менеджер – управляющий (от англ. «manage» - управлять, руководить, распоряжаться).

Секьюрити – охрана. Слово, заимствованное из английского языка – security, переводится, как охрана. Заимствовано, как мода на «гламурные» названия должностей. Это просто охранник, а не секьюрити или менеджер по безопасности.

– обувь от Кристиана Лабутена.

Виды неологизмов.

Специалисты подразделяют неологизмы на несколько групп, выделяя:

  • общеязыковые;
  • авторские (слова созданы авторами художественных произведений).

Также выделяют собственно лексические неологизмы, и семантические – старые слова, но с новым смыслом (меню, зебра).

Авторские неологизмы отличаются необычностью, при этом важно, что они обычно привязаны к определенному художественному произведению и в другом контексте могут быть не поняты. Среди самых известных авторов, сочинявших новые слова и словосочетания такие корифеи как В. Маяковский, В. Хлебников, И Северянин, М Салтыков-Щедрин.

Особенности появления неологизмов

Неологизмы в русском языке , как и в любом другом, появляются постоянно, но особенно большой приток их наблюдается в особые периоды:

  • изменение типа общества, форм правления, социальной структуры (революции, войны, перевороты);
  • модернизация и технический прогресс.

Кардинальные перемены в обществе влекут за собой различные изменения во всех сферах, и язык не будет исключением. После Октября 1917, появилось огромное количество неологизмов: комсомол, рабфак, ударники, колхозы и прочие.

Бурное развитие технологий в конце XX-началеXXI веков, различных политических и экономических процессов также явилось причиной появления в языке новых слов: оффшор, лайхфак, коуч, селфи, роуминг, секьюрити, спрэд, рейтинг, кейтеринг и многие другие.

Последние материалы раздела:

Кто такой Клод Шеннон и чем он знаменит?
Кто такой Клод Шеннон и чем он знаменит?

Клод Элвуд Шеннон – ведущий американский учёный в сфере математики, инженерии, криптоаналитики. Он приобрёл мировую известность, благодаря своим...

Английский с носителем языка по skype Занятия английским по скайпу с носителем
Английский с носителем языка по skype Занятия английским по скайпу с носителем

Вы могли слышать о таком замечательном сайте для языкового обмена, как SharedTalk. К сожалению, он закрылся, но его создатель возродил проект в...

Исследовательская работа
Исследовательская работа " Кристаллы" Что называется кристаллом

КРИСТАЛЛЫ И КРИСТАЛЛОГРАФИЯ Кристаллом (от греч. krystallos - "прозрачный лед") вначале называли прозрачный кварц (горный хрусталь),...