Выполнение требований к составлен поурочное планирование. Как составить план урока: пошаговая инструкция

Дидактический материал (упражнения) к учебнику "Русский язык для 4 класса" Р.Н. Бунеева. - Комиссарова Л.Ю.

3-е изд., испр. - М.: 2012 - 96 с.

Пособие представляет собой сборник упражнений к учебнику "Русский язык" для 4-го класса (1-4) серии "Свободный ум". Последовательность разделов и система упражнений внутри каждого раздела соответствуют содержанию учебника "Русский язык". Для фронтальной, групповой и индивидуальной работы с детьми в классе, а также для занятий родителей с детьми.

Формат: pdf

Размер: 25 Мб

Смотреть, скачать: drive.google

СОДЕРЖАНИЕ
Предисловие 3
1. Повторение 4
ПРЕДЛОЖЕНИЕ. ТЕКСТ
2. Простое предложение. Предложения с однородными членами 15
3. Сложные предложения с союзами и, а, но 21
4. Предложения с прямой речью 26
СЛОВО.
Части речи и члены предложения. Имя существительное
5. Что мы уже знаем об имени существительном 29
6. Изменение имён существительных по падежам 32
7. Три склонения имён существительных 38
8. Правописание мягкого знака после букв шипящих в конце имён существительных 43
9. Правописание безударных падежных окончаний имён существительных 46
Имя прилагательное
10. Что мы уже знаем об имени прилагательном 49
11. Словоизменение имён прилагательных 52
12. Правописание безударных падежных окончаний имён прилагательных 56
Глагол
13. Что мы уже знаем о глаголе 62
14. Словоизменение глаголов 68
15. Правописание безударных личных окончаний глаголов 71
16. Разбор глагола по составу 83
17. Повторение 85
Итоговый тест 91
Подсказки к упражнениям 94

Положение о поурочном планировании

по предмету

1.Общие положения

1.1.Поурочный план - документ, регламентирующий деятельность на уроке:

Учителя - по организации учебно-воспитательного процесса;

Учащихся - по овладению знаниями, умениями, навыками по предмету в
соответствии с учебной программой;

1. 2..Наличие поурочного плана на каждом уроке обязательно.

1. 3. Поурочный план составляется учителем в соответствии с учебной
программой и календарно- тематическим планированием по предмету.

1.4. Основные задачи поурочного плана:

Определение места урока в изучаемой теме;

Определение триединой цели урока;

Группировка отобранного учебного материала и определение последовательности его изучения;

Отбор методов обучения и форм организации познавательной деятельности учащихся, направленных на создание условий для усвоения ими учебного материала.

2.Разработка поурочного плана

2.1.Основными компонентами поурочного плана являются:

Целевой: постановка целей учения перед учащимися, как на весь урок, так и
на отдельные его этапы;

Коммуникативный: определение уровня общения учителя с классом;

Технологический: выбор форм, методов и приемов обучения;

Контрольно-оценочный: использование оценки деятельности ученика на
уроке для стимулирования его активности и развития познавательного
интереса;

2.2. Определение триединой цели на каждый урок обязательно.

2.3. ТЦУ включает следующие аспекты:

Образовательный: вооружение учащихся системой знаний, умений и навыков;

Воспитательный:формирование у учащихся научного мировоззрения, положительного отношения к общечеловеческим ценностям, нравственных качеств личности;

Развивающий аспект: развитие у учащихся познавательного интереса,
творческих способностей, речи, памяти, внимания, воображения.

2.4.Этапы планирования урока:

Определение типа урока, разработка его структуры;

Отбор оптимального содержания учебного материала урока, разделение его
на ряд опорных знаний;

Выделение главного материала, который ученик должен понять и запомнить
на уроке;

Подбор методов технологий, средств, приемов обучения в соответствии с
типом урока и каждым отдельным его этапом;

Выбор форм организации деятельности учащихся на уроке, форм
организации и оптимального объема их самостоятельной работы;

Определение списка учеников, ЗУН которых будут проверяться;

Определение форм и объема домашнего задания;

Продумывание форм подведения итогов урока, рефлексии;

Оформление поурочного плана;

2.5.Соблюдение правил, обеспечивающих успешное проведение
планируемого урока:

Учет индивидуальных возрастных и психологических особенностей
учащихся класса, уровня их знаний, а также особенностей всего
классного коллектива в целом;

Подборка разнообразных учебных заданий, целью которых является: узнавание нового материала, воспроизведение, применение знаний в знакомой ситуации, применение знаний в незнакомой ситуации, творческий подход к знаниям;

Дифференциация учебных заданий в соответствии с принципом «от простого к сложному»

Определение способов развития познавательного интереса учащихся- «изюминки» урока (интересный факт, эффектный опыт и т.п.)

Продумывание приемов педагогической техники;

3. Оформление поурочного плана

3.1. Поурочный план оформляется в виде конспекта.

3.2.Конспект поурочного плана содержит две основные части: формальную
и содержательную.

3.3.Формальная часть конспекта включает:

Номер урока в изучаемой теме;

Тема урока;

Тип урока (вводный урок, урок изучения нового материала, урок формирования умений и навыков, урок закрепления и развития ЗУН, урок контроля и коррекции ЗУН, проверочный урок, урок проверки знаний, урок обобщения и систематизации знаний, комбинированный урок, урок самостоятельной работы, урок практической работы).

Триединая цель урока;

Цель урока - планируемый результат достижения цели:

К окончанию урока ученики:

    Будут знать:

    Будут уметь:

    Приобретут навык:

    Смогут поразмышлять:

    Смогут продемонстрировать (проявить):

- Формы организации познавательной деятельности: групповая, индивидуальная, фронтальная, коллективная, парная, индивидуально-групповая и т.д.

- Методы обучения:

- организации учебно-познавательной деятельности : словесные, практические, наглядные, аналитические, дедуктивные (от общего к частному), индуктивные (от частного к общему), синтетический, аналитико-синтетический

- по уровню познавательной активности : проблемный, частично-поисковый, исследовательский, репродуктивный, объяснительно-иллюстративный

- Методы управления управления учением : организация учебной работы учителем,

самостоятельная работа учащихся, лабораторная работа, практическая работа

- методы стимулирования и мотивации к учению : метод познавательных игр, метод учебных дискуссий, метод создания ситуаций эмоционально-нравственных переживаний, ситуаций занимательности, ситуаций познавательной новизны, метод опоры на жизненный опыт

-методы контроля : устный, письменный, тестирование, лабораторно-практический контроль, программированный контроль, самоконтроль, взаимоконтроль

Оборудование: техническое оснащение урока, раздаточный дидактический материал, компьютер, ТСО, таблицы, карты.

названия, последовательность и содержание которых зависит от конкретного предмета.

3.5. Примерый перечень этапов уроков различных типов:

Урок изучения нового материала:

    Первичное введение материала

    мотивация запоминания и актуализация техники запоминания (работа с опорными материалами, составление схем, таблиц и т.д.)

    Первичное закрепление материала под руководством учителя путем повторного повторения, частичных выводов

    Контроль результатов первичного запоминания

    Повторение и применение полученных знаний

    Оценка результатов запоминания и применения

Урок формирования умений и навыков

    Постановка цели урока

    Повторение сформированных умений и навыков, являющихся опорой

    Проведение тренировочных упражнений

    Ознакомление с новыми умениями, показ образца формирования

    упражнения на их освоение

    Упражнения на их закрепление

    Тренировочные упражнения по их образцу, алгоритму

    Упражнения на перенос в сходную сиуацию

    Упражнения творческого характера

    Итог урока, рефлексия

    Задание на дом

Урок закрепления и развития ЗУН

    Постановка цели урока

    Актуализация знаний

    Выполнение учащимися различных заданий, задач и упражнений

    Проверка выполненных работ

    Обсуждение ошибок и их коррекция

    Задание на дом

    Итог урока, рефлексия

Урок контроля и коррекции ЗУН

    Постановка цели урока

    Показ использования приобретенных ЗУН в жизненных ситуациях

    Проверка знаний фактического материала (в устной форме)

    Проверка знаний основных понятий, законов и умений объяснить их сущность

    Проверка глубины осмысления знаний и степени их обобщения, самостоятельное сопоставление обобщенных таблиц, письменный опрос

    Применение учащимися знаний, практические задания

    Выполнение комплексных творческих работ

    Итоги работы, рефлексия

    Задания на дом

Урок проверки знаний

    Организация начала урока. Создание деловой, спокойной и доброжелательной обстановки.

    Постановка задач урока. Сообщение учителя о материале, который будет проверяться.

    Изложение контрольной или проверочной работы (задания должны соответствовать программе и быть посильными для каждого ученика)

    Подведение итогов работы.

    Анализ работы над ошибками, организация коррекционной работы

    Определение типичных ошибок и пробелов в знаниях и умениях, путей их устранения

Урок обобщения и систематизации знаний

    Постановка цели урока

2. Повторение

3 Повторение и обобщение понятий и усвоение соответствующей системы знаний

4. Повторение и систематизация основных теоретических положений и ведущих идей науки

    Итог урока, рефлексия

Комбинированный урок, имеющий, как правило, не менее двух дидактических целей

1. Организация начала урока

2. Постановка цели урока

3. Проверка домашнего задания

4. Подготовка учащихся к восприятию нового учебного материала

5. Изучение нового материала

6. Закрепление изученного материала на данном уроке и повторение ранее изученного, связанного с новым материалом

7. Обобщение и систематизация знаний и умений, связь их с новыми, ранее полученными и сформированными

8. Подведение итогов урока, рефлексия

9. Задание на дом

1.Повторение опорных знаний (определение понятий, законов, которые необходимо активизировать в сознании учащихся, чтобы подготовить их к восприятию нового материала; самостоятельная работа учащихся, ее объем, формы; способы развития интереса учащихся к предмету, к теме; формы контроля за работой класса, отдельных учащихся).

2. Усвоение новых знаний (новые понятия, законы и способы их усвоения; определение познавательных учебных задач урока, т.е. что должны узнать и освоить ученики; самостоятельная работа и ее содержание; проблемные и информационные вопросы; варианты решения проблемы; варианты закрепления изученного материала.)

3. Формирование умений и навыков (конкретные умения и навыки для отработки; виды устных и письменных самостоятельных работ и упражнений; способы «обратной» связи с учащимися; фамилии учащихся, которые будут опрошены)

4. Домашнее задание (что повторить и приготовить к уроку; творческая самостоятельная работа; объем и сроки выполнения домашнего задания)

3.7.Учитель самостоятельно определяет объем содержательной части конспекта поурочного плана и форму его оформления.

Продуктивность урока будет определяться качеством подготовки учителя к занятию. Преподаватель должен ясно представлять себе, какие цели преследует урок, чему необходимо научить, какие знания, умения и навыки получат учащиеся в результате данного урока.

Поурочное планирование осуществляется на основе календарно-тематического плана.

Поурочное планирование может быть представлено в разных видах и формах.

ВИДЫ ПОУРОЧНОГО ПЛАНА:

    Свернутый план-конспект.

    Подробный (развернутый) план-конспект.

Вид планов-конспектов жестко не регламентирован, но вне зависимости от его оформления он должен содержать следующие составляющие:

    номер урока по календарно-тематическому плану;

    класс;

    дата проведения;

    тема урока;

    цели урока :

Цель может состоять из более мелких задач.

Примеры формулировки образовательных задач:

    Дать начальное (или первичное) представление о …;

    Формировать умения, навыки … (или способствовать формированию, или продолжить формирование …);

    Закрепить понятия (знания)…;

    Обобщить (систематизировать) знания …;

    Углубить следующие представления …;

    Расширить знания…;

    Обеспечить усвоение…;

Примеры формулировки воспитательных задач:

    Способствовать формированию и развитию (или продолжить формирование) нравственных, трудовых, личностных качеств (например, таких как ответственность, трудолюбие …);

    Способствовать воспитанию технологической культуры, аккуратности, бережного отношения к оборудованию, экономного расходования материалов;

    Совершенствовать эстетическое, экологическое воспитание;

    Воспитывать инициативу и самостоятельность в трудовой деятельности;

    Воспитывать критическое отношение к существующим технологиям, желание рационализировать технологический процесс.

Примеры формулировки развивающих задач:

    Развивать умение (анализировать, делать выводы, принимать самостоятельные решения, применять имеющиеся знания на практике …);

    Развивать у учащихся профессиональные интересы;

    Содействовать развитию специальных способностей;

    Развивать личностные качества (волю, целеустремленность, аккуратность, ответственность, самоконтроль и т.д.).

    материально-техническое оснащение урока:

    оборудование (указывается: название, класс, подкласс или вид, а также количество);

    инструменты и приспособления;

    материалы;

    учебно-методическое оснащение урока:

    наглядные пособия и раздаточный материал (перечисляется: название плакатов чертежей, учебников, образцов, письменных инструкций и др. пособий обязательно с указанием их количества);

    конспекты;

    ТСО (телевизор, кодоскоп, компьютер и др.)

    оформление классной доски;

    тип урока;

    структура урока с указанием логической последовательности ее этапов и примерного распределения времени на эти этапы;

    ход урока с изложением содержания каждого этапа и методическими рекомендациями.

ФОРМЫ ПОУРОЧНОГО ПЛАНА:

    ТЕКСТОВАЯ

    ТАБЛИЧНАЯ

    ГРАФИЧЕСКАЯ

    КОМПЛЕКСНАЯ

В большинстве случаев оформление начала у всех форм одинаковое и включает в себя указание перечисленных выше пунктов кроме двух последних. Структура и ход урока оформляются в зависимости от выбранной формы учебного плана:

    для текстовой формы – пишется развернутый план-конспект;

    для табличной формы большая часть составляющих представляется в таблице. Примеры приведены в таблицах 1,2,3.

    для графической формы – вводятся условные обозначения, и создается графическая модель плана. Примеры:

    для комбинированной формы – характерно сочетание предыдущих форм. При этом табличная и графическая формы могут сопровождаться подробным текстовым описанием содержания.


Поурочный план – документ, регламентирующий деятельность на уроке: учителя – по организации учебно-воспитательного процесса; учащихся – по овладению знаниями, умениями, навыками по предмету в соответствии с учебной программой. Составление поурочного планирования регламентируется школьным Положением о поурочном планировании, утверждённым приказом директора школы от 02 апреля 2010 г. 65




Основные задачи поурочного плана: определение места урока в изучаемой теме; определение триединой цели урока; отбор содержания урока в соответствии с целями и задачами урока; группировка отобранного учебного материала и определение последовательности его изучения; отбор методов обучения и форм организации познавательной деятельности учащихся, направленных на создание условий для усвоения ими учебного материала.


Основные компоненты поурочного плана целевой: постановка целей учения перед учащимися, как на весь урок, так и на отдельные его этапы; коммуникативный: определение уровня общения учителя с классом; содержательный: подбор материала для изучения, закрепления, повторения, самостоятельной работы и т. д.; технологический: выбор форм, методов и приемов обучения; контрольно-оценочный: использование оценки деятельности ученика на уроке для стимулирования его активности и развития познавательного интереса.


Этапы планирования урока: определение цели и типа урока, разработка его структуры; отбор оптимального содержания учебного материала; выделение главного материала, который ученик должен понять и запомнить на уроке; подбор методов технологий, средств, приемов обучения в соответствии с целью и типом урока; выбор форм организации деятельности учащихся на уроке, форм организации и оптимального объема их самостоятельной работы; определение списка учеников, ЗУН которых будут проверяться; продумывание форм подведения итогов урока, рефлексии; определение форм и объема домашнего задания; оформление поурочного плана.


Правила, обеспечивающие успешное проведение планируемого урока: Учет индивидуальных возрастных и психологических особенностей учащихся класса, уровня их знаний, а также особенностей всего классного коллектива в целом. Подборка разнообразных учебных заданий. Дифференциация учебных заданий. Определение способов развития познавательного интереса учащихся. Продумывание приемов педагогической техники.


Оформление поурочного плана Формальная часть конспекта: номер урока; дата и тема урока; триединая цель урока; оборудование. Содержательная часть конспекта: описание этапов урока, названия, последовательность и содержание которых зависит от конкретного предмета.


Традиционный перечень этапов урока: Повторение опорных знаний (определение понятий, которые необходимо активизировать в сознании учащихся, чтобы подготовить их к восприятию нового материала; самостоятельная работа учащихся, ее объем, формы; формы контроля за работой класса, отдельных учащихся) Усвоение новых знаний (новые понятия и способы их усвоения; определение познавательных учебных задач урока, т.е. что должны узнать и освоить ученики; самостоятельная работа и ее содержание; проблемные и информационные вопросы; варианты решения проблемы; варианты закрепления изученного материала) Формирование умений и навыков (конкретные умения и навыки для отработки; виды устных и письменных самостоятельных работ и упражнений; способы «обратной» связи с учащимися; фамилии учащихся, которые будут опрошены) Домашнее задание (что повторить и приготовить к уроку; творческая самостоятельная работа; объем и сроки выполнения домашнего задания)

Последние материалы раздела:

Реферат: Школьный тур олимпиады по литературе Задания
Реферат: Школьный тур олимпиады по литературе Задания

Посвящается Я. П. Полонскому У широкой степной дороги, называемой большим шляхом, ночевала отара овец. Стерегли ее два пастуха. Один, старик лет...

Самые длинные романы в истории литературы Самое длинное литературное произведение в мире
Самые длинные романы в истории литературы Самое длинное литературное произведение в мире

Книга длинной в 1856 метровЗадаваясь вопросом, какая книга самая длинная, мы подразумеваем в первую очередь длину слова, а не физическую длину....

Кир II Великий - основатель Персидской империи
Кир II Великий - основатель Персидской империи

Основателем Персидской державы признается Кир II, которого за его деяния называют также Киром Великим. Приход к власти Кир II происходил из...