Уваров сс биография. Уваров, граф сергей семенович

Герой этой статьи - Уваров Сергей Семенович. 5 сентября 1786 г. Русский государственный деятель и антиковед. Министр просвещения и тайный советник. Почетный член и наук. Разработал идеологию официальной народности.

Семья

Уваров Сергей Семенович (дата рождения по старому календарю 25 августа 1786 г.) родился в Санкт-Петербурге, в дворянской семье. Все родные по отцовской и материнской линиям являлись придворными. Отец, Семен Федорович, был подполковником конной гвардии. Отважный, жизнерадостный, любил танцы вприсядку и играть на бандуре.

Князь Потемкин сделал его своим адъютантом и женил на завидной невесте - Дарье Головиной. Крестной матерью Сергея Семеновича была сама императрица Екатерина Великая. Когда юному Уварову исполнилось 2 года, он остался без отца. Воспитанием сына занималась мать. Потом тетя - Наталья Ивановна (в замужестве княгиня Куракина).

Образование

Как и все дети из благородных семей, Сергей получил отличное домашнее начальное образование. Занимался в доме князя Куракина. Учитель Сергея - французский аббат Манген. Юный Уваров оказался очень одаренным юношей. И с легкостью осваивал европейскую культуру, иностранные языки, историю античности и т. д.

В результате с детских лет Уваров Сергей Семенович прекрасно знал французский и некоторые другие языки, прекрасно разбирался в словесности. Позднее выучил латинский, английский и древнегреческий. Сочинял стихи на разных языках и талантливо их декламировал. Благодаря восхищению взрослых привык к успеху и в последующие годы стремился сохранить это отношение к себе.

Служба

Службу Сергей начал в 1801 г. в В 1806 г. был отправлен в Вену, в русское посольство. В 1809 г. стал секретарем посольства в Париже. За эти годы у Сергея Семеновича сформировались политические убеждения. Он стал сторонником просвещенного абсолютизма. В 1810 г. ушел с дипломатической службы.

Творчество

В первые годы службы Уваров Сергей Семенович, фото портретов которого есть в данной статье, написал первые эссе. Познакомился со многими государственными деятелями, писателями, учеными. Это не только увеличило его кругозор, такие встречи помогли развить эстетический утонченный вкус, широту интересов.

У Сергея появилось стремление к постоянному самообразованию. Именно в эти годы у него проявился большой интерес к античным древностям, и он занялся их коллекционированием. В 1810 г. была напечатана его 1-я крупная работа - «Проект Азиатской академии». В ней выдвигалась идея формирования российского научного учреждения, которое должно изучать восточные страны.

Сергей Семенович считал, что распространение восточных языков приведет к пониманию отношения Азии к России. Это поприще Уваров называл ключом национальной политики.

Творческая и государственная деятельность

С 1811 по 1822 гг. Уваров Сергей Семенович, деятельностькотороготесно связана с образованием и творчеством, был попечителем Санкт-Петербургского учебного округа. Потом - директором департамента внутренней торговли и мануфактур. В 1824 г. стал тайным советником, а в 1826 г. - сенатором.

Являлся членом и одним из организаторов литературного общества «Арзамас». В нем у него было прозвище «Старушка». Но через пару лет к этому обществу охладел.

В январе 1811 г. Сергей Семенович был избран в почетные члены Императорской Академии наук. В 1818 г. стал ее президентом, коим и оставался до конца своей жизни. В апреле 1828 г. избран в почетные члены Российской Академии, а в 1831 г. стал ее действительным членом. Помимо перечисленных организаций, он участвовал в деятельности:

  • Парижской академии надписей и словесности;
  • Королевского Копенгагенского общества наук;
  • Мадридского Королевского общества;
  • Геттингенского общества наук;
  • Королевского Неапольского общества.

Уваров Сергей Семенович, биография которого связана с творчеством и образованием, входил в круг Алексея Оленина - выдающегося археолога, художника, литератора и директора Публичной библиотеки. У него постоянно собирались мастера разных поколений. Для Уварова общество, которое окружало Оленина, стало своеобразной уникальной школой.

Тем более что сам Алексей Николаевич был одним из основателей русской археологии. Уваров писал про него, что Оленин - любитель древностей и занимался всеми предметами, которые относятся к этому понятию. Его интересы простирались от древних камней до керченских драгоценностей и московских памятников. В 1816 г. получил почетное членство в Институте Франции за франкоязычный труд.

Натура Уварова Сергея Семеновича

Одна дама из высшего света охарактеризовала Уварова как аристократического баловня красавиц и собраний. Это был остроумный, веселый и ловкий человек с присущим ему оттенком самолюбия. Но во многих больших партиях, в которых он состоял, он все равно оставался чужим.

Уваров был очень любопытным и с широкими интересами. Только службой не ограничивался и активно участвовал в общественной жизни Петербурга.

Уваров Сергей Семенович: реформы и развитие образования

В 1826 г. - год празднования юбилея Академии наук Уваров воспользовался случаем построить новые здания и отремонтировать старые. Император с братьями были избраны в почетные академики, что обеспечило уважение к АН дворянства. Уваров провел выборы, в результате которых в членах академии оказались многие русские и заграничные умы.

В апреле 1832 г. получил назначение замминистра просвещения и с 1833 г. по 1849 г. был уже полноправным министром. В 1833 г., когда вступал в эту должность, написал во все учебные округа, что образование должно быть дано в духе соединения православия, народности и самодержавия. Эта триада впоследствии стала воплощением русской доктрины монархов.

Уваров Сергей Семеновичстарался усилитьконтроль правительства над гимназиями и университетами. При нем было положено начало российскому реальному образованию и заграничной практике. Он смог вывести на новый уровень просвещение. На европейский уровень вышли гимназии и университеты. А Московский университет стал одним из ведущих.

В 1934 г. Уваров создал «Журнал народного просвещения», который выходил до 1917 г. Сергей Семенович сам выработал план, составил рубрики, назначил суммы гонораров и пригласил лучших из «пишущей братии». Журнал рассылался не только в России, но и за границу.

В марте 1846 г. Уваров, будучи не только министром просвещения, но и действительным тайным советником, получит титул графа.

Отставка

В 1849 г., во время революции, проводил инспекции публикаций статей по защите университетов. Эта деятельность пришлась не по нутру Николаю I, который написал, что все должны лишь повиноваться, а свои рассуждения не высказывать. После таких слов Сергей Семенович по собственной инициативе ушел в отставку.

Наследие

В собственном имении, находившемся под Москвой, Уваров Сергей Семенович создал ботанический сад. Впоследствии он стал народным достоянием. А. Бунге назвал в честь Сергея Семеновича одно растение из семейства Вербеновых уваровией. Так же назван и один из минералов. В 1857 г. сыном Сергея Семеновича была учреждена Уваровская премия.

Село Поречье

В имении графа, которое находилось в селе Поречье, в те времена постоянно проводились литературные вечера. Это селение расположено в 20 километрах от пос. Уваровка и в 40 км от г. Можайска.

Сейчас главная достопримечательность здесь - дворец графа. Это здание имеет два корпуса. Крыша сделана из стекла. Сейчас под ним находятся растения, которые выращивал граф в своем зимнем саду. Лес возле дворца графа также имеет огромную ценность. Во время своих путешествий Сергей Семенович всегда привозил редкие растения или диковинки. И высаживал их в прилегающей к дворцу лесопарковой зоне.

С тех пор там так и остался расти каштан, которому уже исполнилось 300 лет. Есть ель - "трезубец Зевса" и т. д. Зимний сад расположен рядом с центральным зданием, а павильон его сделан из металла и стекла. При жизни графа он отапливался при помощи котельной. Оттуда шла горячая вода в трубы, прикрепленные к стенам.

Личная жизнь

Уваров Сергей Семенович женился в 1811 г. на графине Разумовской. Она была дочерью графа. В их браке родилось четверо детей - сын и три дочери. Елизавета умерла, так и не выйдя замуж. Александра сочеталась браком с Урусовым Павлом Александровичем. Наталья вышла замуж за Балабина Ивана Петровича. А сын Алексей стал известным русским археологом и ученым, любителем старины. Женился на Щербатовой П. С.

Все Петербургское высшее общество обсуждало гомосексуальные пристрастия Уварова. В одном из произведений Пушкина он был высмеян в связи с назначением своего возлюбленного Дондукова-Корсакова на должность вице-президента Академии.

ЛЕКЦИЯ XVIII

(начало)

Система народного просвещения при Николае I. – Взгляды императора Николая. – Министерство Уварова. – Его принципы. – Уставы 28 декабря 1828 г. – Университетский устав 1835 г. – Московский университет при Строганове

Министерство Уварова

Сергей Семенович Уваров. Портрет работы В. Голике, 1833

Теперь нам приходится остановиться на ходе просвещения в России и на развитии умственного и политического движения среди интеллигенции в 30-х и 40-х годах.

Адмирал Шишков, унаследованный императором Николаем от предыдущей эпохи, оставался во главе Министерства народного просвещения, как я уже говорил, до 1828 г.; затем с 1828 по 1833 г. министерством управлял пиетист Ливен. С 1833 г. министром сделался один из наиболее знаменитых министров народного просвещения – С. С. Уваров, который управлял этим ведомством до начала третьего периода царствования Николая – до 1849 г. Уваров главным образом и наложил свою печать на деятельность Министерства народного просвещения в Николаевскую эпоху, хотя в сущности он являлся главным образом лишь талантливым исполнителем велений самого Николая. Роль Уварова в деле народного просвещения по значительности проведенных при нем преобразований почти столь же важна, как роль Канкрина в истории русских финансов и роль Киселева в истории крестьянского законодательства. Мы видели, что Николай Павлович обратил внимание на вопросы народного просвещения сразу же по вступлении на престол; он связывал вопрос о направлении народного образования или, вернее, воспитания с направлением политической мысли и задавался целью так поставить систему народного воспитания, чтобы она являлась системой, предотвращающей возможность развития всяких революционных стремлений. Ввиду этого император Николай с самого начала царствования принял ряд своеобразных мер в сфере народного образования, о которых я упоминал уже в одной из предыдущих лекций. Охранительное направление, принятое с самого же начала царствования в деле народного просвещения, получает особенную выдержанность и силу после 1831 г. Верным и решительным исполнителем этого курса и является сменивший в 1833 г. более слабого кн. Ливена рекомендованный Карамзиным Сергей Семенович Уваров. О том, каков был Уваров до 20-х годов, о его довольно смелой оппозиции реакционным стремлениям министерства Голицына в самом начале его деятельности, я уже говорил в свое время, но надо сказать, что Уваров той эпохи и Уваров николаевских времен – это как бы две различные личности. От Уварова прежнего времени к 30-м годам осталась только его солидная научная образованность, а его политические взгляды изменились коренным образом, по-видимому, в соответствии с теми карьерными стремлениями, которые в это время в нем возобладали. Вы помните, что в 1818 г. он в своей речи на акте в главном педагогическом институте говорил, что свобода есть лучший дар Бога и что ради нее не следует опасаться замешательств, сопряженных иногда с конституционным устройством. В письме к Штейну он подшучивал над людьми, которые желают просвещения и в то же время боятся его результатов; он говорил, что они как бы желают огня, который не жег бы. Теперь он свои прежние идеи оставил в стороне и явился главным образом исполнителем тех взглядов, которыми руководился сам император Николай. Прежде всего Уваров усвоил себе ту идею, что вооружать нацию необходимыми знаниями надо лишь в той мере, в какой это необходимо для технических нужд государства, притом строго охраняя публику от проникновения в умы зловредных политических идей.

Еще в Комитете 1826 г. с этой именно точки зрения были пересмотрены уставы средних и низших училищ, причем соответственно взглядам императора Николая на задачи народного просвещения была разорвана сеть учебных заведений, построенная когда-то по плану Янковича де-Мириево, и введены новые уставы и новые программы гимназий и уездных училищ, утвержденные 28 декабря 1828 г. Эта реакционная мера прошла еще в тот период царствования Николая; который я характеризовал как период, вообще непротивный прогрессу.

Православие, самодержавие, народность

Уваров, еще в бытность товарищем министра при Ливене, получил в 1832 г. командировку, целью которой было обозрение Московского университета и других провинциальных учебных заведений, постановки в них преподавания и выяснение того, как приводится в исполнение устав 1828 г., а также, наконец, какие преобразования требуются в организации университетов. Возвратившись из этой поездки, Уваров представил характерный письменный отчет, который был составлен с таким тонким пониманием взглядов императора Николая, что непременно должен был провести автора его на министерский пост. В отчете Уваров так излагал свои впечатления от ревизии Московского университета:

«Утверждая, что в общем смысле дух и расположение умов молодых людей ожидают только обдуманного направления, дабы образовать в большем числе оных полезных и усердных орудий правительства, что сей дух готов принять впечатление верноподданнической любви к существующему порядку, я не хочу безусловно утверждать, чтобы легко было удержать их в сём желаемом равновесии между понятиями, заманчивыми для умов недозрелых и, к несчастью Европы, овладевшими ею, и теми твердыми началами, на коих основано не только настоящее, но и будущее благосостояние отечества; я не думаю даже, чтобы правительство имело полное право судить слишком строго о сделанных, может быть, ошибках со стороны тех, коим было некогда вверено наблюдение за сим заведением; но твердо уповаю, что нам остаются средства сих ошибок не повторять и постепенно, завладевши умами юношества, привести оное почти нечувствительно к той точке, где слияться должны, к разрешению одной из труднейших задач времени, – образование правильное, основательное, необходимое в нашем веке, с глубоким убеждением и теплой верою в истинно русские охранительные начала православия, самодержавия и народности, составляющие последний якорь нашего спасения и вернейший залог силы и величия нашего отечества» .

Император Николай увидел в авторе этого отчета надежную опору для проведения в умы молодого поколения тех идей, которые сам он признавал спасительными и необходимыми. Уже ставши министром, Уваров определенно говорил, что он главной задачей своего управления Министерством народного просвещения ставит: сдерживать наплыв новых идей в Россию, хочет продлить ее юность, и что если ему удастся задержать ее развитие лет на 50, то он умрет спокойно .

«В нынешнем положении вещей и умов нельзя, – писал он в только что цитированном отчете своем, – не умножать, где только можно, число «умственных плотин». «Не все оныя, может быть, окажутся равно твердыми, равно способными к борьбе с разрушительными понятиями; но каждая из них может иметь свое относительное достоинство, свой непосредственный успех» .

Этот отчет и лег в основание всей последующей политики Министерства народного просвещения. Таким образом, во главе министерства был поставлен один из образованнейших русских людей того времени, каким был, несомненно, Уваров; и человек этот ставил себе трудную задачу укреплять и вводить в умы молодого поколения «истинное просвещение» и в то же время охранять их от заноса революционных идей и настроений. Можно подумать, что он сам теперь уверовал в существование такого огня, который не жег бы! В этом направлении велась и средняя школа, но нельзя не сказать, что чем дальше, тем больше освобождалась ее программа от излишних наук и познаний.

Русские учебные заведения при Николае I

Еще в комитете Шишкова шли большие споры о том, как построить преподавание в гимназиях, и было постановлено, что наиболее желательная программа – классическая. При этом возникли разногласия по вопросу о том, вводить ли один латинский язык или и греческий. Многие члены комитета стояли за введение наряду с латинским и греческого языка и придавали этому введению обоих языков важное значение. Но император Николай признал, что греческий язык лишний, что он будет только обременять учащихся. В соответствии с этим греческий язык был устранен из обыкновенных гимназий, так как признавали необходимым или ввести греческий язык в полном объеме, или совсем его не вводить. Его решили ввести лишь в немногих столичных гимназиях.

При этом, несмотря на то что была принята классическая система, ни естествознание, ни логика, ни даже ознакомление с современным положением страны, которое должно было даваться статистикой, вначале не были исключены из курса гимназий. Но чем дольше испытывалась эта система, чем дольше Уваров оставался министром, тем больше убеждались в бесполезности столь широкой программы, и первоначально включенные в нее предметы мало-помалу один за другим из нее выкидывались; так, в 1844 г. была устранена статистика, в 1847 г. – логика, а перед тем, в 1846 г., был сокращен курс математики, так что в конце концов программа обучения в средней школе к концу 40-х годов и к концу управления Уварова все более и более понижалась.

В это время дворянство стало охотнее отдавать своих детей в гимназии. Это обусловливалось, с одной стороны, необходимостью иметь диплом для службы, а с другой стороны – тем, что к этому времени иссяк в значительной мере тот контингент вольных учителей, который был ранее к услугам помещиков в виде различных иностранных эмигрантов. Таким образом, виды правительства осуществлялись и потребность в гимназиях в дворянских кругах все увеличивалась. Соответственно шел и рост числа гимназий: в 1826 г. их было 48, а в 30-х годах – 64; число учащихся было в начале царствования 7 тыс., а к концу – 18 тыс. человек. Увеличилось и число уездных училищ, но качество преподавания и там понижалось, а не развивалось. Этому содействовала и перестройка самого управления учебным ведомством. По прежнему уставу 1804 г., который ознаменовал собою самый блестящий период в истории русского просвещения, во главе управления в провинции стояли университеты. Теперь, во-первых, организация самих университетов по уставу 1835 г. была изменена, а затем они были совершенно устранены от заведования учебными делами в средних и низших училищах, которое всецело сосредоточилось теперь в руках попечителей учебных округов, причем такими попечителями во многих местах сделаны были местные генерал-губернаторы, а в Сибири – губернаторы, Большая часть этих попечителей при Николае назначалась из военных генералов, которые, по мере того как настроение правительства становилось консервативнее, выбирались все чаше из таких лиц, которые способны были главным образом обуздывать и подтягивать.

Университеты также были перестроены заново по уставу 1835 г. Этот устав совершенно изменил положение университетов, значительно ограничив их автономию. Правда, наружно некоторые следы ее остались: оставлено было право выбора ректора, предоставлено было самим профессорам замещать свободные кафедры; но одновременно с этим было предоставлено и министру народного просвещения право не утверждать избранников совета и назначать своих кандидатов, а так как министр народного просвещения широко пользовался своим правом, то право выбора постепенно на деле сошло на нет.

Следует, однако же, отметить, что в университетах сохранилась еще забота о возможно лучшей подготовке профессоров, так что в 30-х годах широко практиковались даже командировки молодых кандидатов за границу. Эти командировки дали в 40-е годы блестящие результаты. Благодаря им явилась целая плеяда молодых русских ученых, которая дала очень много для следующего поколения русской интеллигенции: достаточно вспомнить имена Грановского, Редкина, Крюкова, Буслаева (в Москве), Меера (в Казани), Неволина, Куторги (в Петербурге). В Московском университете этому в особенности способствовал попечитель граф С. Г. Строганов, который, сам будучи очень образованным человеком, деятельно заботился об улучшении профессорского состава, что не помешало ему в то же время вмешиваться в систему преподавания и даже в программы отдельных профессоров, подсказывать им желательное направление и вообще распоряжаться в университете, как заправскому хозяину. Таким образом, и тут комбинировалось желание, с одной стороны, улучшить систему преподавания, а с другой – определить тон и направление его. Во всяком случае, университет потерял свое независимое автономное устройство, которым он пользовался по уставу 1804г. до реакционного министерства кн. Голицына, при котором университетская автономия нарушена была во многих местах фактически.

Что касается числа университетов, то в этот период был открыт (в 1834 г.) Киевский университет Св. Владимира, но это не был вполне новый университет, так как он заменил собою Виленский, который был закрыт вскоре после восстания 1831 г.

Такова общая картина народного образования во втором периоде царствования Николая.

Годы жизни: 1786-1855

Из биографии

  • Уваров Семён Семёнович министр народного просвещения России в период с 1833-1849 .
  • Его деятельность происходила в период правления Николая I.
  • Являлся автором идеи официальной народности.
  • Взгляды Уварова С.С. были близки к славянофилам

Основные направления деятельности Уварова С.С. и их результаты

Одним из направлений деятельности была государственная служба.

Уваров С.С. занимал высокие посты в государстве: был действительным тайным советником, 16 лет возглавлял министерство просвещения Российской империи, с 1818-1855 г. был президентом Императорской Академии наук.

В 1833 году, будучи министром народного просвещения , Уваров разослал попечителям учебных округов циркуляр, в котором были следующие слова: «Общая наша обязанность состоит в том, чтобы народное образование, согласно с Высочайшим намерением Августейшего Монарха, совершалось в соединённом духе Православия, Самодержавия и народности ».

Триада из этого циркуляра - «Православие, Самодержавие и народность» стала сутью официальной идеологии государства.

Основные направления развития народного образования при Уварове С.С.:

  • Проведение реформы народного просвещения на русских национальных началах. Вводя в образование дух «Православия, Самодержавия и Народности», необходимо воспитывать уважение к отечественной истории, языку, учреждениям. Из образования необходимо убрать частных преподавателей и иноземных воспитателей. Оно должно носить общественный характер.
  • Уваров С.С. был уверен в том, что прогрессивное развитие общества во многом зависти от уровня образования в нём. Одна из задач просвещения — укрепление чувства национальной гордости у русских людей.
  • Усиление правительственного контроля за деятельностью университетов и гимназий
  • Положено начало реальному образованию в России
  • Восстановление практики командирования учёных за границу с целью изучения и обобщения опыта
  • Уровень образования в гимназиях и университетах вышел на европейский уровень, а МГУ стал одним из ведущих вузов Европы.
  • Сохранение православия «

Суть официальной идеологии: «Православие, самодержавие и народность»

  • Сохранение православия - наиважнейшая задача России, так как оно составляет основу культуры и жизни народа. Русский человек не мыслит своей жизни без православия, оно охватывает всю деятельность и быт. Православие было той силой, которая помогла России « устоять средь бурь и явлений». «Без любви к вере предков народ, как и частный человек, должны погибнуть; ослабить в них веру - то же самое, что лишить их крови и вырвать сердце.»
  • Самодержавие — это основа государственности. Оно “представляет главное условие политического существования России”. Любое, даже незначительное его ограничение неминуемо приведёт к ослаблению страны, снижению её могущества, нарушению внутреннего мира и спокойствия. «Русский колосс упирается на самодержавии, как на краеугольном камне; рука, прикоснувшаяся к подножию, потрясает весь состав Государственный». Именно эта мысль должна, по мнению Уварова С.С., лежать в основе воспитания.Он большое внимание уделял преподаванию истории, считая, что именно она воспитывает гражданственность и патриотизм.
  • Народность . Суть понятия народности, по мнению Уварова С.С, сводится к двум составляющим: русской нации и русскому государству как единому организму. Единство народа и государства достигается путём совместного развития. «Дух русский, здравый, высокий в простоте своей, смирённый в доблести, непоколебимый в покорности закону, обожатель царей, готовый всё положить за любезное Отечество, искони возвышал нравственные силы его».

Результатом данной деятельности стало оформление официальной идеологии в стране, дальнейшее развитие просвещения.

Другим направлением была литературно-просветительская.

Уваров входил в известное русское литературное общество «Арзамас»., которое сам же и основал в 1815 году. Общество объединяло более 20 известных писателей, поэтов (Жуковский В.И., Батюшков К.Б., Вяземский П.Я, Пушкин А.С.и др.). Большое внимание уделялось сохранению и развитию русского языка. Уваров С.С.считал, что развитие национальной культуры во многом зависит от совершенства языка.

Уваров С.С.увлекался ботаникой. В своём имении он создал удивительный по количеству видов растений ботанический сад. Учёный Александр Бунге в честь Уварова назвал одно из растений семейства Вербеновых – уваровию . И даже один из минералов тоже носит название в его честь – уваровит.

Сын Уварова — Алексей Сергеевич, в 18657 году учредил в честь отца Уваровские премии при Академии наук.

Результат данной деятельности – дальнейшее развитие культуры, приобщение её к лучшим мировым образцам.

Таким образом , Уваров С.С.- один из известных и образованных людей своего времени, человек разносторонних знаний. Занимая влиятельные посты, и прежде всего пост министра народного просвещения, он внёс значительный вклад в развитие образования в стране, в формирование официальной идеологии. А его занятия литературой, археологией и ботаникой тоже не остались без внимания, были известны не только в России, но и в Европе.

Примечание.

Данный материал можно использовать при написании исторического сочинения (задание № 25) по эпохе Николая I .

Примерные тезисы (материал к ним — в историческом портрете).

Эпоха правления Николая I

(1825-1855)

События, явления. Личности, принимавшие участие в данном событии, явлении, процессе.
Укрепление самодержавия, власти императора. Николай I, придя к власти после подавления восстания декабристов, одной из главных задач считал укрепление самодержавия, установление жёсткой дисциплины в стране.Официальная идеология «Православие, самодержавие, народность», разработанная министром просвещения Уваровым С.С ., сыграла в этом значительную роль. (Далее необходимо описать суть теории).
Дальнейшее развитие культуры. Развитие культуры, прежде всего образования, просвещения, при Николае I получило своё дальнейшее развитие. В основе его лежали принципы официальной идеологии. Воспитание патриотизма, гражданственности, любви к национальной культуре, языку — все эти мысли лежали в трудах Уварова С.С , который и на государственной службе, и в литературно — просветительской деятельности отстаивал необходимость развития культуры на национальных основах, учитывая своеобразие национальной истории и культуры.

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна

Родился в дворянской семье. Получил прекрасное домашнее образование, став знатоком древних и новых языков, европейской культуры; обладал литературным талантом.

В 1801 поступил на службу в Министерство иностранных дел.

В 1806 стал дипломатом при Венском дворе, затем секретарем рус. посольства в Париже. Дружил с Гете, Гумбольдтом и др. известными писателями и учеными. Сам писал ученые труды по филологии и античности на французском и немецком языках. Разорение семьи Уварова сделало невозможным продолжение успешно начатой карьеры. В 1810 браком по расчету с дочерью министра просвещения А.К. Разумовского Уваров не только поправил свои финансовые дела, но и получил пост попечителя Петербургского учебного округа, чин действительного статского советника.

В 1811 Уваров стал почетным членом Петербургской академии наук.

Уваров был инициатором создания литературного общества "Арзамас" (1815 год), в которое входили В.А. Жуковский, Н.М. Карамзин, А.С. Пушкин, А.И. Тургенев и др. Он держался в ту пору либеральных воззрений и в кругу "Арзамаса" был своим человеком. Высоко ценивший Уварова М. М. Сперанский называл его "первым русским образованным человеком".В 1816 году Уваров был назначен попечителем Санкт-Петербургского учебного округа, а через два года - президентом Академии наук; его ученые сочинения, писанные по-французски ("Об Элевзинских мистериях", "Император Александр и Бонапарт"), сочинения по античной культуре, снискали ему почетную известность.

Назначенный в 1818 году президентом Академии наук, Уваров выступил с либеральной речью, за которую, по ядовитому замечанию литератора Н.И. Греча, впоследствии он "сам себя посадил бы в крепость". На этом посту Уваров содействовал успешной деятельности академии.

В 1821, когда Александр I в своей политике стал опираться на А.А. Аракчеева, Уваров был уволен c поста попечителя столичного учебного округа. Мечтавший о продолжении карьеры, Уваров принял назначение директором департамента мануфактур и внутренней торговли, а также заемного и коммерческого банков, т.е. согласился заняться деятельностью, в которой ничего не понимал и поэтому готов был выполнять любые услуги, лишь бы вышестоящие оценили его преданность. Осторожный либерал в прошлом, Уваров превратился в охранителя существующего порядка. В 1826 был назначен сенатором и членом Государственного совета. В 1820-е годы Уваров занимал пост директора Департамента мануфактур и торговли.

В 1827 году, когда Пушкин вернулся в Петербург, Увароввозобновил знакомство с поэтом. Он выказывал Александру Сергеевичу расположение: поддержал перед Бенкендорфом проект издания газеты "Дневник" (лето 1831), в лестных выражениях представил Пушкина студентам Московского университета (сентябрь 1832), подал свой голос за избрание его в члены Российской академии (декабрь 1832).В 1831 подал Николаю I записку, в которой высказал близкую имп. мысль, обосновывавшую необходимость просвещения крепостных крестьян до их освобождения. "Восхищенный, прекрасными, истинно народными стихами" оды "Клеветникам России", Уваров перевел ее на французский язык. Пушкин благодарил его письмом от 21 октября 1831 года: "Стихи мои послужили Вам простою темою для развития гениальной фантазии. Мне остается от сердца Вас благодарить за внимание, мне оказанное, и за силу и полноту мыслей, великодушно мне присвоенных Вами".В 1832 был назначен товарищем министра просвещения; выступая против любого проявления свободомыслия, подал Николаю I записку с обоснованием образования юношества "с теплою верою в истинно русские хранительные начала Православия, Самодержавия и Народности, составляющие последний якорь нашего спасения".В 1833 был назначен министром народного просвещения, председателем Главного управления цензуры. Отстаивал принцип сословности образования, ужесточил цензуру. Был одним из гонителей А.С. Пушкина, выступая с нападками на поэта.

В 1846 удостоен графского титула. Занятая Уваровым во второй половине жизни позиция исключительного патриотизма и служения Отечеству дала повод для злословий разного рода деятелям либеральных воззрений, как современникам, так проявившим себя после смерти Уварова. Например, историк С.М. Соловьев давал Уварову исключительно критические оценки:"В этом человеке способности сердечные нисколько не соответствовали умственным... При разговоре с этим человеком, разговоре очень часто блестяще-умном, поражали, однако, крайнее самолюбие и тщеславие". Или еще хлеще: "Люди порядочные, к нему близкие, одолженные им и любившие его, с горем признавались, что не было никакой низости, которой он не был в состоянии сделать, что он кругом замаран нечистыми поступками". Очевидно, что личные качества Уварова описаны в столь резких тонах из-за его общественной позиции.

Основатель теории "официальной народности" был уверен, что "пора отказаться от попыток сделать Россию английскою, Россию французскою, Россию немецкую. Пора понять, что с того момента, когда Россия перестанет быть русской, она перестанет существовать"

5 сентября \25 августа исполняется 220 лет со дня рождения русского политического деятеля патриотического направления, министра просвещения, социального мыслителя, президента Императорской Академии наук (1818-1855), члена ряда иностранных обществ С.С. Уварова (1786 – 1855). Но известен он был прежде всего как один из создателей в 30-х годах (вместе с С.П. Шевырёвым и М.П. Погодиным) теории, так называемой «официальной народности», представляющий для сегодняшнего патриотического читателя несомненный и важный интерес. В нынешней ситуации отсутствия всяческих позитивных государственных и государственнических идей, вынуждает нас обраться к наследию прошлого и в частности к такой замечательной фигуре нашей истории, ныне, к сожалению забытому деятелю, каким, безусловно был граф Сергей Семёнович Уваров.

С.С. Уваров родился 5 сентября \25 августа 1786 года в Москве. Он был потомком старинного русского дворянского рода, известного в России с XV века. Его отец был адъютантом Г.А. Потёмкина. Императрица Екатерина II восприняла его от купели и стала крёстной матерью младенца, наречённого Сергием в память величайшего русского подвижника Сергия Радонежского. Отец умер, когда мальчику исполнилось 2 года. Мать не сумела сохранить небольшое наследство и, не имея средств, отдала на воспитание обоих сыновей своей сестре, бывшей замужем за кн. Куракиным. Положение «нахлебника» болезненно отразилось на характере Уварова.

Он рано понял, что успеха на жизненном поприще может достичь только собственными усилиями, осознанно стремился к образованию. Страсть к наукам сохранил до конца своей жизни. Получил домашнее образование, слушал лекции (не более года в 1801-03 гг.) в Гёттингенском университете в Германии. Благодаря настойчивому самообразованию, обладал глубокими познаниями (особенно в греческой истории), знал 7 языков (новые и древние, греческий изучал 15 лет), на 4-х языках писал и публиковал.

Опубликовал свыше 20 сочинений по истории, литературе, филологии и изящным искусствам Древней Греции, Рима и Востока (преимущественно на французском языке). После выхода в отставку в 1853 году публично защитил магистерскую диссертацию в Дертпском университете о происхождении болгар. До последних дней своей жизни трудился над докторской диссертацией.

Был дружен с Н.М. Карамзиным, В.А. Жуковским, К.Н. Батюшковым, состоял в переписке с европейскими знаменитостями (И. Гёте, Г. Штейном, К. Поццо ди Борго, А. Гумбольдтом и его братом, Ж. Сталь).

В 1803 году пожалован был в камер-юнкеры. Начал службу в 15 лет юнкером в коллегии иностранных дел (1801), затем назначен к посольству в Вене (1806), секретарём посольства в Париже (1809), попечителем Петербургского учебного округа и членом Главного правления училищ (1810-21), президентом Императорской АН (1818-55), директором депортамента мануфактур и внутренней торговли Министерства финансов и члена Совета министров финансов (1822-24), сенатором (в 1826 году участвовал в разработке Цензурного устава 1828 года), товарищем министра народного просвещения (1833), утверждён министром народного просвещения (1834 – 49).

Воспитанный аббатом-французом Мангеном на европейской (преимущественно французской) культуре, 20-летним юношей оказавшись в Западной Европе на дипломатической службе (фактически также как и Ф.И. Тютчев), прожив за границей несколько лет, достаточно глубоко познав западный мир, он возвращается в Россию страстным патриотом своего Отечества. Критически восприняв западно-европейскую цивилизацию, он считал, что в странах Западной Европы «порядок вещей искоренил мало-помалу почти в каждом государстве народный дух», и следствием этого явились революционные потрясения. В итоге, он пришёл к убеждению, что Россия под руководством монарха может развиваться без революций, сохраняя свои национальные и духовные традиции.

Сергей Семёнович был предан интересам России, достойно трудился для её блага. Дважды добровольно уходил в отставку (в 1821 и 1849 гг.) в знак протеста против политики, направленной на ослабление России. Сочетание глубоких познаний с системностью мышления и обострённым чувством современности позволили выработать ему оригинальное мировоззрение и провести фундаментальные преобразования, особенно в народном просвещении.

Основу мировоззрения Уварова составляли 2 очень важных принципа. Первый заключался в том, что Россия не должна повторять западный путь развития, основанный на революционных потрясениях и деспотических режимах, что необходимо искать свой путь, исходя из собственного исторического прошлого и особенностей современного состояния России. Руководствуясь этим принципом, в государственной преобразовательной деятельности Уваров выступал как убеждённый сторонник самобытного эволюционного пути России в общем русле мировой цивилизации. В одном месте он отмечает следующее: «Пора отказаться от попыток сделать Россию английскою, Россию французскою, Россию немецкую (добавим от себя – американскую – Прим. С.Л .). Пора понять, что с того момента, когда Россия перестанет быть русской, она перестанет существовать».

Второй принцип заключался в том, что основа продвижения вперёд в сильнейшей степени зависит от образованности общества. Уваров принадлежал к числу первых не только российских, но даже и европейских государственных деятелей, осознавших, что прогресс страны, её благосостояние зависят от уровня образования. Поэтому Уваров именно просвещение сделал ядром выработанной им широкомасштабной общенациональной стратегии. Одна из главнейших задач просвещения состояла в укреплении чувства национальной гордости у русских людей.

Кроме этого, Уваров основал знаменитое литературное общество «Арзамас» (1815-18), которое объединяло в основном столичных литераторов (около 20 человек, наиболее активными членами общества были К.Н. Батюшков, Д.Н. Блудов, П.А. Вяземский, Д.В. Дашков, В.А. Жуковский, В.Л. Пушкин), последователей и защитников литературно-эстетических взглядов Н.М. Карамзина, ставивших целью слить воедино русские традиции с западными нововведениями, особенно в языке, т.к., по мнению лидера общества Уварова, национальная культура зависит от совершенства языка.

По его же инициативе на русский язык размером подлинника были переведены выдающиеся древнегреческие поэмы Гомера «Иллиада» (Н.И. Гнедич) и «Одиссея» (В.А. Жуковский).

Выдвинувшись на дипломатическом поприще, Уваров последовательно занимал важные государственные должности: являлся попечителем Санкт-Петербургского учебного округа, директором департамента мануфактуры и внутренней торговли, товарищем министра народного просвещения, министром народного просвещения (1833-1849). В истории русской философской и политической мысли характеризуется как «просвещённый консерватор в начале карьеры и реакционер (создатель теории официальной народности) в конце жизни».

Однако, в историографии существовали и другие оценки Уварова. Так, Ж. де Местр считал, что Уваров, по сути дела, является первым оригинальным русским философом, осмелившимся подвергнуть определённой ревизии наследие просветительской философии XVIII века.

Основными философскими работами Уварова являются «Проект Азиатской академии» (1810), «Опыт об Элевсинских мистериях» (1812) (обе на французском языке). Он испытал сильное влияние немецких романтиков, Ф. Шлегеля, а также И.В. Гёте и И.Г. Гердера. Сергей Семёнович придерживался пессимистического взгляда на судьбы человечества, его концепция диаметрально противоположна теории прогресса, выдвинутой Кондорсэ. Он считал, что человеческий род постепенно деградирует, удаляясь от источников всеобъемлющего знания, которые существовали на Востоке.

Вместе с тем, Уваров считал, что с развитием просвещения (понимаемого им как распространение наук и смягчения нравов) противоречия западноевропейской цивилизации могут быть сглажены. России, разумеется, при этом, отводилась роль как посреднице между Востоком и Западом. Идеи Уварова в русском обществе распространения не получили.

Уваров стал главным разработчиком идеи официальной народности эпохи Николая I. Впервые данная концепция была подана императору в марте 1832 года с изложением основных принципов, которые должны были лечь в основу будущей государственной идеологии. Ранее считалось, что впервые Уваров сформулировал её в отчёте о ревизии Московского университета, представленном Николаю I 4 декабря 1832 года. Хотя, некоторый «зародыш» теории появился и раньше, поскольку ещё в 1818 году Уваров в речи, произнесённой на торжественном заседании собрания Главного педагогического института, говорил о любви к отечеству, вере и государю, которую необходимо воспламенять в молодом поколении. На изменение его прежних взглядов повлияли сочинения французской консервативной мысли (Ф. Шатобриан, Ж. де Местр) и общение с русскими консерваторами, в частности с Н.М. Карамзиным, М.Л. Магницким, идейное влияние которых на самого Уварова было неоспоримо.

Окончательно Уваров перешёл с позиций умеренного либерализма к классическому консерватизму уже в 20-30-х годах XIX века из–за революционных событий как на Западе (революции 30-х годов во Франции), так и в России (восстание декабристов). Уже в конце 20-х годов он бесповоротно переходит в стан консерваторов и традиционалистов, что подтверждает и меморандум 1832 года.

В отчёте, подводя итоги своей инспекционной поездки в Москву, Уваров убеждал императора в том, что России необходимо «образование правильное, основательное, необходимое в нашем веке с глубоким убеждением тёплою верою в исконно русские начала православия, самодержавия и народности».

В предложении управляющего министерством народного просвещения от 21 марта 1833 года Сергей Семёнович снова выдвигает в качестве основной задачи воспитание молодого поколения в духе охранительной идеологии.

Наиболее развёрнуто и чётко Уваров изложил свои идеи в четырёх документах: в письме-меморандуме императору, датированном мартом 1832 года, в докладе «О некоторых общих началах, могущих служить руководством при управлении министерством народного просвещения», представленной царю 19 ноября 1833 года, и двух юбилейных отчётах о деятельности министерства народного просвещения в течении 5-10 лет («Обозрение действий правительства за истекшее пятилетие» и «Десятилетие министерства народного просвещения»).

Вполне актуальными и своевременными звучат следующие слова Уварова обращённое к царю, оценивая молодое поколение: «Положение учреждений, состояние умов и в особенности поколение, которое выходит сегодня из наших дурных школ и в нравственной запущенности которого мы, может быть надо признаться, должны упрекнуть себя, поколение потерянное, если не враждебное, поколение низких верований, лишённое просвещения, состарившиеся прежде, чем оно вступило в жизнь, искушённое невежеством и модными софизмами, будущее которого не принесёт блага Отечеству». Такие слова не могли не произвести ошеломляющего впечатления от государя, которое усиливалось предложением Уварова императору: «взять на себя роль поводыря и указывать путь».

Убеждая императора в своей правоте, Уваров привлекает в свои союзники знаменитого французского историка и государственного деятеля Ф. Гизо. «У общества, - цитирует Уваров французского учёного, - нет более политических, нравственных и религиозных убеждений» – и тот вопль отчаяния, - добавляет он уже от себя, - непроизвольно вырывающийся у всех благонамеренных людей Европы, каких бы взглядов они не придерживались, служит единственным символом веры, который ещё объединяет их в нынешних условиях».

Эти слова, как и обращение к высказываниям Гизо, в высшей степени не случайно. Здесь возникает вполне резонный вопрос: чем же руководствовался Уваров, используя вольный перевод изречения Гизо в своём меморандуме? Ответ оказывается довольно простым. Характеризуя положение Европы, и шире Запада, Уваров заявляет, что «после 1830 года нет мыслящего человека, который хотя бы однажды не спрашивал себя с удивлением, что же такое эта цивилизация». Поэтому, отвечая на поставленный вопрос, он приходит к выводу, что цивилизация вместо того, чтобы воспрепятствовать развитию революционных процессов, стало «пособницей ходу событий», «превратилась в призрак» и «каждый из нас и как частное лицо и как член общества уже в глубине души сверг её с трона». В таких условиях звучит скрытая установка на неприемлемость принципов национально-государственного устройства европейских держав для России. Между тем саму порочность такого положения осознают и сами европейцы. Тут –то Уваров и вставил цитату из выступления одного из видных политических деятелей Франции, стремясь убедить в своей правоте Николая I.

Естественно, что слова Гизо, «одного из творцов Июльской революции, человека, наделённого совестию и талантом, выразителя мнения всех благонамеренных людей Европы независимо от их идейных воззрений», пришлась в данной ситуации как нельзя кстати. Высказыванием Гизо Уваров подчёркивал не только разрушительность европейских либеральных и радикальных идей, не только признание этого факта самими европейцами, но и более выгодное положение России, которая «пока избегла подобного унижения».

Уваров вполне обоснованно считал, что средством спасения для России могут стать её национально-государственные особенности, поскольку она «невзирая на повсеместное распространение разрушительных начал, сохраняла тёплую веру к некоторым религиозным, моральным и политическим понятиям, ей исключительно принадлежащим». Опираясь в своей деятельности на эти понятия, возрождая их значение, можно избегнуть «всеобщего разрушения» и спасти общество от социального и духовного кризиса (социальные проблемы вышли из духовных). Эти понятия, по мысли Уварова, должны быть положены в основу будущей государственной идеологии, сформулировать которую должно министерство народного просвещения.

Сергей Семёнович предложил императору план создания идеологии, состоящей из трёх этапов. На первом этапе нужно «найти начала, составляющие отличительный характер России и ей исключительно принадлежащие», затем собрать эти начала в единое целое и «на них укрепить якорь нашего спасения» и, наконец, используя эти принципы, укрепить Отечество на твёрдых основаниях, «на коих зиждется благоденствие, сила и жизнь народная».

Эти частные цели в своей совокупности представляют общегосударственную задачу, от решения которой зависит судьба России. И первый шаг на пути претворения поставленной задачи в жизнь – разработка государственной доктрины, основанной на исконных национальных особенностях, отличающих Россию от других стран. Таких особенностей, таких начал, без коих Россия, по мысли Уварова, «не может усиливаться, благоденствовать, жить», всего три: «православие, самодержавие, народность».

Православие, считал Уваров, составляет основу жизни народа. Русский человек не мыслит своей жизни без православной веры, которая охватывает все стороны его деятельности и быта. С давних пор он привык видеть в ней «залог счастия общественного и семейственного». Уваров отмечал, что вера обеспечивает кровную связь между поколениями, преемственность традиций, поскольку «без любви к Вере предков народ как частный человек должен погибнуть». Подчёркивая искренность и глубину религиозных чувств русских людей, Уваров предупреждал императора об опасности ослабления народной веры: «ослабить в них Веру то же самое, что лишить их крови и вырвать сердце. …. Это была бы измена в пространном смысле».

Уваров высоко оценивал историческую роль православия в судьбе России. Православная вера выступает у него той силой, которая помогла России «устоять среди бурь и явлений». В прошлом сама вера русского народа «сохранила бытие России при напоре и полудиких орд языческого Востока, и полупросвещённых полчищ мятежного Запада». Способствуя отражению военной агрессии, сохранению русской государственности и самобытного характера Руси, она помогала выстоять русским людям в тяжелейшие годы испытаний и смут. Православная вера выступает у Уварова в роли спасителя русского просвещения.

Таким образом, православная вера – основа народного монархизма и патриотизма, считал Уваров. Он оказывает значительное влияние на другие структурные элементы доктрины. Ослабление (которое происходит с нами, начиная с ХХ века), а тем более утрата веры в народе нанесёт удар и по самодержавию, и по народности, так как приведёт русский народ к падению «на низшую ступень в моральном и политическом предназначении».

Самодержавие, по Уварову, представляет собой «главное условие политического существования России», это фундамент, на котором держится всё Российское государство. «Рука, прикоснувшаяся к подножию, потрясает весь состав государственный» – для него это истина, которая не требует доказательств. Большинство русских людей, независимо от сословной принадлежности, образования, занимаемой должности, идейных воззрений, «отношения к правительству», осознают губительность попыток реформировать институт самодержавия, поскольку монархическим сознанием проникнуто мировоззрение всех слоёв и сословий России. А потому как нелепо и смешно выглядят те, кто в конституционном устройстве европейских держав видят свой идеал. Они, пишет Уваров далее, «не знают России, её положения, её нужд, её желаний».

Пристрастием к западническим и европейским формам, с его позиции, мы наносим вред прежде всего самим себе, поскольку забываем об исконных русских национальных особенностях. Поэтому Сергей Семёнович считал одним из главных направлений деятельности правительства всемерную заботу о том, чтобы самодержавие в России было «сильным, человеколюбивым, просвещённым». Только в этом случае самодержавная власть может в достаточной мере выполнять свои функции верховной власти в государстве.

Историческую роль самодержавия Уваров видел в том, что оно «соединило расторженные члены Государства и уврачевало язвы его». Создав сильное единое государство, превратившееся впоследствии в мощную и прекрасную империю, которая раскинулась от Белого, Балтийского, Чёрного и Азовского морей вплоть до Тихого океана, самодержавие обеспечивало на протяжении столетий его целостность и политическую самостоятельность. Уваров утверждал, что только самодержавие способно поддерживать «целость в такой огромной массе, которой не было в Истории мира ничего подобного». Самодержавие же указывало в доктрине министра оказывал непосредственное влияние на остальные основополагающие принципы, в частности, на народность.

Третий принцип уваровской формулы – народность. Этот принцип является наиболее сложным и проблемным принципом. В данном случае несомненно одно – сам Уваров прекрасно понимал всю сложность и многогранность данного понятия. Недаром, характеризуя принцип народности, он писал, что этот вопрос «не имеет того единства, какое представляет вопрос о самодержавии». Сутью понятия народности в работах Сергея Семёновича сводится к двум составляющим: русской нации и русскому государству как единому организму. Единство народа и государства достигается путём совместного многовекового развития. Причём само развитие государства, которое «подобно человеческому телу, переменяет наружный вид по мере возраста», выступает в трудах Уварова как естественный процесс, бороться с которым бессмысленно.

Другая особенность принципа народности заключается в его динамичности. «Народность, - писал министр, - не состоит в том, чтобы идти назад или останавливаться; она не требует неподвижности в идеях». «Народность» такое же древнее понятие, как православие и самодержавие, но, в отличие от последних, она на протяжении столетий претерпевала значительные изменения, сохраняя старые и приобретая новые черты, поэтому «относительно народности всё затруднение заключается в соглашении древних и новых понятий». Россия, как считал Уваров, развивалась и будет развиваться благодаря своей народности, опираясь на православную веру и монархию, без возврата к прошлому, но и без решительного разрушения «существующего порядка вещей». Сергей Семёнович уверен, что между «обветшалыми предрассудками» (идеи XVIII века) и «новейшими предрассудками» (революционные идеи Запада) «находится обширное поле, на котором здание нашего благосостояния укрепиться может». А для того, чтобы построить это здание, нам надо, справедливо считал Уваров, не только сохранить «святилище наших народных понятий» в неприкосновенности, но и положить их в основу всей государственной политики, и в первую очередь политики в области народного просвещения.

При этом надо признать, что во взглядах самого Уварова понятие «народность» не было статичным. С годами оно расширялось, обогащалось новыми гранями. Так, по прошествии пяти лет со дня назначения его на пост министра в юбилейном отчёте императору Сергей Семёнович дал такое определение народности: «Дух русский, здравый, высокий в простоте своей, смирённый в доблести, непоколебимый в покорности закону, обожатель царей, готовый всё положить за любезное Отечество, искони возвышал нравственные силы его».

Под термином «дух русский» Уваров подразумевал национальный дух русского народа, составным элементом которого является национальный характер. Поэтому характеристика этого понятия сводится у Уварова к перечислению черт характера русского народа, таких как законопослушность, монархизм, патриотизм. Об этом пишет и сам министр: «Слово «народность» возбуждало в недображелателях чувство неприязненное за смелое утверждение, что министерство считало Россию возмужалою и достойною идти не позади, а по, крайней мере, рядом с прочими европейскими национальностями».

К сожалению, после отставки Уварова в 1849 году, данная концепция потерпела полное поражение, и страна выбрала другой курс уже после смерти самого императора в 1855 году. После ухода Уварова был выбран ошибочный курс запрещения наук, преподавания философии в университетах, более жёсткой цензуре запретов буквально всего, против чего постоянно возражал сам Уваров. В итоге, после 1855 года страна пошла по либеральному пути, полностью забыв временный и удачный опыт С.С. Уварова. Нам необходимо вспомнить о этом опыте и подумать почему же эта попытка консервировать Россию принадлежала и действовала только благодаря одному человеку.

Сам Уваров имел многочисленные награды за преданную службу Отечеству: ордена св. Владимира, св. Анны, Белого Орла, св. Александра Невского, св. Андрея Первозванного. Умер С.С. Уваров 16 (4) сентября 1855 года в Москве. Погребён в родовой усыпальнице в с. Холм Гжатского уезда Смоленской губернии.

1) Русская философия. Словарь. – М.:1995.

2) Русское мировоззрение. Словарь. – М.:2003.

3) Русская литература. Словарь. – М.:2004.

4) Консерватизм в России и мире: прошлое и настоящее. В.1. – М.:2001.

5) Русский консерватизм XIX столетия. Идеология и практика. – М.:2000.

6) Виттекер Ц.Х. Граф Сергей Семёнович Уваров и его время. – М.:1999.

7) Российские консерваторы. – М.:1997.

8) А.Н. Гулыга. Творцы русской идеи. (Серия ЖЗЛ). – М.:2006.

Последние материалы раздела:

Все, что нужно знать о бактериях
Все, что нужно знать о бактериях

Бактерии представляют собой одноклеточные безъядерные микроорганизмы, относящиеся к классу прокариотов. На сегодняшний день существует более 10...

Кислотные свойства аминокислот
Кислотные свойства аминокислот

Cвойства аминокислот можно разделить на две группы: химические и физические.Химические свойства аминокислотВ зависимости от соединений,...

Экспедиции XVIII века Самые выдающиеся географические открытия 18 19 веков
Экспедиции XVIII века Самые выдающиеся географические открытия 18 19 веков

Географические открытия русских путешественников XVIII-XIX вв. Восемнадцатый век. Российская империя широко и вольно разворачивает плечи и...