Учиться в бразилии. Дошкольное воспитание в бразилии и сеть общественных не государственных яслей и детских садов

Система образования Бразилии включает в себя несколько традиционных ступеней: дошкольное образование, начальную (I уровень) и среднюю (II уровень) школы, университетское образование и послеуниверситетскую подготовку.
Начальное образование находится в ведении муниципалитетов, среднее - штатов, бесплатное высшее - государства. Но есть в Бразилии и довольно много частных учебных заведений.
Образование обязательно для граждан от 7 до 14 лет.

В Бразилии ведется постоянный контроль за качеством обучения на всех уровнях системы образования.

Контролирующие органы:
- Координационная система по совершенствованию кадров высшего образования (CAPES)
- Федеральный совет по образованию, задачей которого является "авторизация и официальное признание" частных вузов.
- Оценка учебных программ последипломного уровня раз в два года проводится специальными комиссиями
- Национальный совет научно-технического развития.

В настоящее время система высшего образования Бразилии включает 973 учебных заведений, включая 93 университета.

Автономия университетов по законодательству страны гарантируется, но ограничивается она теми денежными ресурсами, которые им выделяет государство. По данным организации сотрудничества и экономического развития в 1995 году правительство направило на нужды образования 5% государственных расходов - наивысший показатель среди латиноамериканских стран, принимавших участие в исследовании (Аргентина, Чили, Уругвай, Парагвай и Мексика). Данный уровень сопоставим с объемом средств, выделяемым на образование в США, Швейцарии, Франции, Германии, Канаде и Австралии.

Первый этап высшего образования - graduacao . Мы можем назвать это «первым высшим образованием». Второй этап высшего образования - pos-graduacao , ведущий к «продвинутой» научной квалификации (mestrado и doutorado).
Есть особая ступень образования - высшие краткосрочные курсы . Их в Бразилии организуют с целью демократизировать доступ к высшему образованию, придав ему более массовый характер. В первую очередь, они адресованы именно выпускникам средних школ для быстрой профессиональной подготовки к различным видам деятельности, связанным с производством и сферой услуг. Такие курсы не обладают правом выдачи дипломов своим выпускникам, но выдаются сертификаты.

В настоящее время частные вузы составляют 78,5% от всего числа вузов и в них сейчас обучается 62,2% студентов Бразилии. Из-за большого спроса на высшее образование и нехватки свободных мест на факультетах и в университетах Бразилии (как в государственных, так и частных), для поступления требуется сдать вступительный экзамен. По окончании обучения студенты могут получить диплом бакалавра или лиценциата, если они пройдут годичный курс по подготовке преподавателей.

В число крупнейших вузов Бразилии можно включить университет в Сан-Паулу, основанный в 1934 году, где молодые люди получают юридическое, медицинское, философское, литературное, фармацевтическое, зоотехническое, экономическое, архитектурное и педагогическое образование.
Наиболее престижным и старейшим вузом страны считается университет в Рио-де-Жанейро, основанный в 1920 году. В университете имеется более широкий выбор специальностей, чем в других учебных заведениях.

Еще один из крупнейших университетов Бразилии - Федеральный университет Минас-Жерайс в Белу-Оризонти, основанный в 1927 году. Там студенты проходят обучение на факультете экономических наук, юридическом, философском, изобразительных искусств, музыкальном, литературном. Университет объединяет ряд учебных и научно-исследовательских институтов. Католический университет в Кампинасе основан в 1941 году. Он имеет 16 факультетов и институтов.

Которую 14 лет назад основал Рикардо Семлер. Он решил создать школу с нуля. Вообще с нуля. Не обсуждать, как сделать лучше учителей, какие ввести новые предметы и что лучше делать, а чего не делать директору. А задавал себе вопрос: а нужен ли вообще учитель и зачем, а предметы? Может, ну их?

Для тех, кто работает в школе и очень любит свою профессию

Он хотел сделать учебное заведение, в котором главным будет интерес учеников. Сначала появилась маленькая школа на 24 ребёнка. С ними работали интуитивно - играли, поддерживали интерес, включали в совместные игры и события. Потом стали пробовать работать с детьми постарше. Стало получаться, и возник вопрос, как эту интуицию превратить в инструмент. Так стала появляться «Мозаика» - учебная методика школы. Её разрабатывали несколько лет, параллельно пробуя на практике и корректируя.

Сначала на примере своих компаний он показал, что при правильной организации люди, включённые в совместную деятельность, могут прекрасно обходиться без начальников, самоорганизовываться и договариваться друг с другом, усовершенствовать способы работы и получать от этого удовлетворение. Именно этот тезис был доказан 30-летней практикой работы со взрослыми - сотрудниками его компаний. Затем, в 90-х годах, он решил, что пора доказать, что это предположение верно не только по отношению к взрослым, но и по отношению к детям.

Семь лет Рикардо Семлер занимался исследованием различных практик в мире - как работают разные школы, на каких основаниях они строятся, что получается, а что не получается.

В 2007 году Microsoft объявил программу инновационных школы мира «Innovative Schools Program», номинантами которой стали 12 школ из разных стран, а небольшая на тот момент школа Рикардо Семлера стала её победителем.

Очевидцы, которые приходили в школу в гости, отмечают, что главное впечатление - это дети. Живые, подвижные, открытые и весёлые

Они не привыкли ходить гуськом и слушаться старших. Они привыкли участвовать в происходящем на равных, прилагать усилия для удовлетворения своих интересов, привыкли пробовать, ошибаться, анализировать ошибки и снова пробовать. Они привыкли испытывать и познавать мир.

Главные принципы школы Lumiar

Школа должна быть организована так, чтобы её центром был интерес. Готовность к взрослой жизни определяется не оценкой в аттестате и количеством зазубренных правил, а способностью интересоваться разными сферами, пробовать себя в них, обустраивать свой интерес знаниями, навыками и встречами с теми людьми, которые в этой сфере что-то сделали.

Главное в школе - это сам школьник. Именно он решает, что ему учить и как

Взрослые могут помогать и советовать (а некоторые - и вдохновлять), но решать, чему учиться, а чему нет - неотъемлемое право ученика.

Осмысленное познание мира происходит через попытки что-то сделать, попробовать себя в чём-то. Поставить проблему, попробовать решить её, ошибиться, проанализировать ошибки и попробовать снова - базовый цикл, в котором происходит реальное познание мира.

Совместная работа проходит в небольших разновозрастных группах школьников, объединённых одним интересом. Центральные понятия школы: компетенция, попытка, проект, проблема, совместная работа, участие. В противовес привычным нам знаниям и предметам.

Почему в школе не нужен учитель

Первое, что была вынуждена сделать команда Рикардо, - переосмыслить роль учителя и его необходимость присутствия в школе. Фактически они отказались от старого представления об учителе («тот, кто знает») и перешли к новой категоризации взрослых, которые задействованы в образовательном процессе.

Тьюторы (Tutors) - «тот, кто заботится о ребёнке». Тьюторы не учат. Принципиально. Рикардо говорит: «Пожалуйста, не надо тех крох знаний, которые вы имеете по сравнению с Google. Оставьте их себе. Не надо учить. Спасибо».

Тьютор - человек, который сопровождает школьников в их школьной жизни. Он же взаимодействует с родителями. Он в курсе, что у ребёнка происходит в семье. Он - участник важных моментов в жизни ребёнка: когда вспыхнул к чему-то интерес, когда возникла проблема и нужна помощь. Тьютор сопровождает учеников, отслеживает их движение (как индивидуально, так и в группах), помогает, когда это нужно и осмысленно. Главное, что делает тьютор для образовательного процесса, - следит за траекторией ученика и выделяет те темы, к которым возник интерес и на которых ученику можно и нужно сконцентрировать своё внимание на определённое время. Тьюторы находятся в школе full time. Что бы ни происходило в стенах школы - там есть тьюторы.

Мастера (Masters) - те, кто создают, ведут и координируют учебные проекты (learning projects), они же отслеживают, как развиваются компетенции и навыки учащихся в ходе этих проектов. Вообще-то, когда Рикардо запускал свою новую школу, в качестве мастеров он пригласил… городских пенсионеров. И сказал им - «учите детей тому, во что верите сами».

Два требования предъявлялось к мастерам: страсть к какому-то занятию (например, страсть к игре на скрипке) и способность передавать свой опыт

Почему пенсионеры? Потому что они обладают жизненной мудростью, социально задвинуты и забыты. Мастера приходят в школу тогда, когда это нужно, они всё время в школе не находятся. Если внимательно посмотреть фотогалерею школы, то видно, что мастера - это самые разные люди. Много молодых. Много мужчин. Есть, например, фото, на котором мастер - молодой мужчина с плечами, забитыми татуировками, в майке и трениках - сидит попой прямо на полу и что-то бурно обсуждает с усевшимися вокруг него детьми. Да-да, и дети попами на полу, всё нормально.

Как устроена учёба

В Lumiar нет изучения предметов. Уроков тоже нет. Есть несколько образовательных форм, между которыми может двигаться ученик: учебные проекты, мастер-классы и другие групповые занятия (workshops), исследования, участие в управлении школой.

Учебный проект - это двухмесячный формат обучения. Под каждый проект набирается небольшая группа школьников разных возрастов. Проект курирует мастер. Он же регулирует сложность знаний, заданий, испытаний в рамках проекта (для шестилетки и 11-летнего ученика она будет отличаться). Школьники участвуют в том, как именно им двигаться в проекте: кто-то может посоветовать посмотреть интересный для проекта фильм, кто-то предложит мастер-класс, кто-то придумает новый поворот в изучаемой теме.

Ученик может заявить индивидуальный проект - такая опция также возможна. В этом случае он совместно с мастером и тьютором прорабатывает программу движения в проекте.

Для того, чтобы спланировать школьную жизнь между разными активностями (учебные проекты, воркшопы, мастер-классы), учитывается несколько моментов. Во-первых, интерес каждого ученика к той или и ной теме и его потребность чему-то научиться. Во-вторых, организация совместного обучения и наличие совместного пространства школы. В-третьих, точка зрения самих школьников: на чем нужно сосредоточить свои усилия, что находится в зоне интереса.

В планировании школьных мероприятий и событий школьники принимают активное участие. Например, они могут придумать специальное мероприятие и устроить его не только для своей проектной группы, но и для других школьников, которым это покажется интересным. Они же имеют право голоса в регулировании школьных мероприятий. Проектные группы школьников собираются вместе с мастером один раз в неделю и планируют свой график.

Примеры учебных проектов

  • «Построй себе велосипед» - в течение 45 дней ученики в группах проектируют и строят для себя велосипеды, параллельно изучая не только физические законы, но и осваивая математические формулы, инструментарий конструирования и моделирования и получают опыт работы с различными материалами.
  • «Свет и тени» - исследование природных явлений (день-ночь, рано-поздно, свет-тьма), исследование того, как ведёт себя свет и тьма, как можно управлять тенями и светом.
  • «Построение модели Южной Америки» - экспериментирование в моделировании пространства. Ученики не только получают разнообразные географические знания, но и учатся применять методологию пространственного проектирования.
  • «Toddler Meeting» - городской художественный проект для малышей и их семей. Организаторы проекта сделали большую открытую для горожан мастерскую, в которой дети вместе с друзьями и родителями могут экспериментировать с цветами и текстурами, параллельно получая опыт использования натуральных красок, изготовленных из органических продуктов без пестицидов.
  • «Дзен Кухня» - этот проект появился, поскольку одна из проектных групп начала проявлять интерес не только к кулинарии, но и к обучению методам «контроля над разумом». Тогда родился совместный проект - как сделать кулинарию практикой работы с настоящим. Школьники совместно с мастерами стали испытывать различные практики на кухне, параллельно изучая разнообразные особенности используемых ингредиентов и их влияния на разум и тело человека.
  • «Наш маленький завод» - в этом проекте школьники исследуют весь процесс производства шоколада и ферментации какао-бобов, получают и используют на практике знания о производстве, агрономии, химических процессах.
  • «Moleculove» - идея этого проекта в том, чтобы понять взаимосвязь между поведением человека, когда он проходит через разные стадии любви и страсти, и химическими веществами, которые продуцирует его тело. Мастера заметили, что химия вообще даётся школьникам (а это дети до 15 лет) довольно трудно, и решили соединить волнительную тему с химией. В качестве результата проекта группа создала художественную инсталляцию для научной ярмарки в виде целой комнаты, в которой соединялась наука с искусством. Адреналин там читал рэп, вазопрессин - хайкай, серотонин был рассказчиком, допамин приглашал поиграть в интерактивную игру, а периодическая таблица была сделана в виде анимированного видео.

Mosaic Curriculum - основа для организации образовательного процесса

Основа, которая обеспечивает организацию учебного процесса и ориентацию в нём, называется Mosaic Curriculum. Эту Мозаику тьюторы и мастера школы начали разрабатывать, когда она только открылась, а теперь совместно с Microsoft они хотят её полностью оцифровать и сделать доступной для других школ.

Мозаика - самый загадочный и интригующий пункт в организации школы Семлера. Очень хочется посмотреть, как она устроена. Но информации по ней крайне мало, возможно, Lumiar ждет, когда Microsoft полностью оцифрует её, и тогда уже будет публиковать. Расскажу, что удалось найти.

Мозаика решает, как соединить три главных для школы вещи:

  • обучение, построенное на компетентностном, а не на предметном подходе;
  • обучение, построенное на активных формах участия, проектах и решении проблем;
  • постоянный мониторинг реального прогресса каждого ученика и исследование его потенциала.

В основе Мозаики - специально сконструированная матрица компетенций (matrix of competence) и матрица содержания (matrix of content) - матрица тех знаний и информации, которые нужны школьникам. Вот тут-то математика, география, химия и всё остальное.

В основе первой матрицы лежат две категории компетенций:

  1. «Четыре столпа образования» ЮНЕСКО: научиться познавать, научиться делать и действовать, научиться жить и научиться жить вместе.
  2. «Множественные интеллектуальные способности» Гарднера: вербальные, логические, численные, пространственные, музыкальные, художественные, спортивные (кинестетические), межличностные, моральные и духовные компетенции.

Компетенции делятся на базовые и специализированные. Базовые компетенции - те, что требуются для жизни в целом в тот или иной исторический период. И специализированные компетенции - те, что требуются для конкретных жизненных проектов.

Формулировка «жизненный проект» (life project) - тактично и незаметно заменила весь блок, связанный с ответом на вопрос, к чему должно готовить образование. Не к профессии, специальности, труду и обороне - вовсе нет. Образование должно готовить людей к жизни - к тому, чтобы совместно вырабатывать решения проблем, осваивать новые области, ориентироваться в происходящем в мире, быть способным принимать решения и брать на себя ответственность за них. Звучит здраво, не правда ли?

Но вернемся к Мозаике. На основании матрицы компетенций и матрицы содержания формируется (и постоянно обновляется) банк проектов - набор учебных проектов, в которых могут принимать участие школьники. В каждом из проектов прописано, на развитие каких компетенций он направлен и какой набор содержательного контента он может в себя включать. Вся эта информация сейчас оцифровывается, чтобы мастерам было легко и удобно конструировать проекты. Раньше мастера и тьюторы делали это вручную, исписывая матрицами тонны ватманов.

Один раз в два месяца школьник выбирает себе проект. Тьюторы в этом процессе выступают для него советниками, основной подход здесь такой: школьнику предстоит выбрать, на чём именно он сконцентрирует свои усилия в течение следующих двух месяцев. Под каждый проект собирается небольшая группа школьников (они могут быть совершенно разных возрастов).

Важно отметить, что мастер (он же эксперт по проекту) - это не педагог. Мастер - это человек, который работает в своей сфере (предприниматель, инженер, архитектор и так далее) и чего-то интересного в ней добился. Или обладает нестандартным взглядом, подходом. Он приглашается в школу для сопровождения проекта на два месяца, мастера могут сменять друг друга, поэтому в школу постоянно идёт приток «новой крови» - абсолютно разные люди из разных сфер взаимодействуют с детьми, вместе делая нечто.

Три вида оценок

В Lumiar разработана своя система комплексного оценивания школьников (intergrated assessment), которая радикально отличается от привычной оценки на экзаменах. Школа публичная, поэтому от необходимости сдавать общие для всех экзамены и тесты ученики не освобождены, просто это не является главным событием школьной жизни.

В школе есть традиционная оценка уровня знаний, она общая для всех. Есть оценка способности применять знания на практике. Кроме этого, ученики активно участвуют в оценивании самих себя - так они анализируют свою работу в проектах.

Комплексное оценивание проходит один раз в два месяца, результаты обрабатываются и включаются в личное учебное портфолио каждого ученика.

Портфолио содержит:

  • первоначальную базовую оценку компетенций, которую получил ученик, когда поступал в школу;
  • индикаторы, отражающие интересы ученика, его особые таланты, а также и слабости. Этот пункт очень важен при выборе тех тем и сфер, на которых ученику предстоит сконцентрировать свои усилия, или наоборот - тех, что лучше избежать;
  • набор компетенций, которые удалось развить в каждом из учебных проектов, в которых участвовал ученик;
  • набор компетенций, которые удалось развить в мероприятиях, проходящих вне учебных проектов.

Ученик и его родители имеют постоянный доступ к портфолио и могут отслеживать прогресс и использовать текущие данные портфолио для планирования следующего шага в своей образовательной траектории. В Бразилии основное школьное образование заканчивается, когда детям исполняется 14-15 лет. Затем они могут или готовиться к поступлению в университет, или пойти в профильную школу (например, в инженерную). Портфолио здесь служит хорошим подспорьем, поскольку если ученик вместе с родителями (или сам) решил, куда он пойдет после окончания школы, то он может подкорректировать свою траекторию, чтобы она отвечала его следующей цели.

Домашние задания

В Lumiar нет домашних заданий - регулярных и обязательных. Школьник, увлечённый проектом, может, например, провести нужное ему исследование вне школы, чтобы углубить своё понимание, школьники могут делать какие-то вещи по проекту вместе, но уже не в школе. Как правило, этот процесс регулируется самими школьниками и связан с их интересом и продвижением в проектах, поэтому школьники не испытывают страха невыполненного задания, а получают удовольствие от процесса познания.

Read the World

Read the World - ещё один формат школьных активностей. В школе принято следить за событиями, происходящими в мире (заодно учиться ориентироваться в прессе). Мировые новости становятся предметом обсуждения и организации школьных дискуссий. В процессе дискуссий школьники учатся формулировать свои мысли, отстаивать свою точку зрения, слышать и понимать другого.

Сircle, или участие в управлении школой

Еженедельно в школе случаются общие собрания под названием Circle. В собрании могут принимать участие все: тьюторы, мастера, администрация и другой персонал школы, все школьники в возрасте от четырёх лет, родители школьников. И каждый имеет свой голос.

На собрании могут выноситься любые вопросы о жизни школы: проблемы, недовольства, успехи, предложения. Кроме того, на собраниях обсуждаются и вырабатываются правила, по которым будут жить все участники процесса следующую неделю. Это не игра в правила - всё по-настоящему. Если вдруг оказывается, что школьники приняли какое-нибудь дурацкое правило (например, что-нибудь типа «можно бить друг друга по голове»), - им придётся пожить неделю с этим правилом и ощутить на себе все его последствия. А через неделю - осмыслить, обсудить и выработать новое. Ещё на собраниях обсуждаются и вырабатываются (если нужно) общие принципы жизни в школе.

Таким образом воплощается в жизнь идея «управления с участием» (participative management), которую Рикардо Семлер начал реализовывать в своей компании Semco много лет назад и благодаря которой прославился, описав эти идеи в книге «Маверик». Управление с участием - это принцип организации совместной жизни людей, в котором наложен запрет на следование извне привнесённым правилам. Правила и принципы вырабатываются постоянно, и делается это самими участниками процесса, а не начальниками сверху. Правила вырабатывает тот, кто будет непосредственно испытывать на себе последствия его принятия.

Участие в Circle для школьников - ещё один элемент образовательного процесса, напрямую связанный с базовой компетенцией «научиться жить вместе»

При необходимости могут создаваться школьные комитеты (временные!) - из любого состава участников (тьюторы и мастера, школьники, родители). Например, когда нужно провести какое-то большое или сложное мероприятие - создается инициативный комитет, который берёт на себя ответственность за его организацию.

Школьное пространство

Лично в Lumiar я, к моему величайшему сожалению, не была, поэтому в этом пункте буду ориентироваться на фотогалерею школы. Ну и того немногого, что есть на сайте, в описаниях и интервью.

Первое, что видно практически сразу, - дети являются полноправными участниками обустройства школьного пространства. Если мы посмотрим на типичное школьное здание в России, то сразу увидим, что дети вообще никак в нём не проявлены. Им некуда деться в школе, все места строго зонированы и ограждены. Здесь же видна совершенно другая картина.

Дети пользуются пространством школы так, как им нужно. Они же его обустраивают: украшают, передвигают, расширяют, засаживают зеленью

Внутреннее пространство здания спроектировано по принципу многофункциональности - чтобы каждый уголок давал максимальное количество возможностей для организации учебного процесса. Перегородки в здании подвижны - пространство можно расширять или сокращать в зависимости от типа запланированных мероприятий и школьных событий. Есть интерактивная исследовательская комната (interactive research room) - в ней каждый учащийся имеет доступ к книгам, интернету, учебным материалам.

Открытая территория школы активно используется в разных циклах обучения - множество занятий проходит на улице - на игровых площадках или прямо на газоне. Есть полузакрытые помещения, в которых, например, дети занимаются творчеством - на специально спроектированных столах или партах для разного рода художеств. На территории школы есть озеро, и каждый день школьники вместе с тьюторами ходят к нему кормить рыбок.

Вообще, если внимательно смотреть фотогалерею жизни Lumiar, в ней всё просто устроено. Никаких супердизайнерских вещей или запредельной архитектуры. Тут простые светлые помещения, обыкновенная мебель, во дворе - просто газон или просто качели.

Привыкший к советской школе глаз ищет на фото классы - и не находит. Да, есть комнаты, иногда в них дети сидят за столами (то кругом, то вразнобой, то каждый за своим столиком), иногда занимаются прямо на полу, иногда на мягких мешках-пуфах.

Мастер может сесть прямо на стол, просто потому, что сегодня он будет петь детям песни под гитару, а на столе это делать удобнее

Стены - неотъемлемая часть образовательного пространства. Где-то нарисованы карты, где-то - вся стена увешана стикерами с записочками, где-то - просто изрисованная детьми. Пустых стен почти нет. Доски - простые меловые доски - на всю стену и все исписаны. Сверху и по бокам - рейтинги, списки, планы, анонсы, в центре на уровне роста ребёнка - освобождено место для постоянных записей. Судя по затёртости досок, ими постоянно пользуются. Не в режиме «выйди к доске и отвечай» - а просто как одним из нужных инструментальных элементов общего процесса. Вдоль некоторых стен мебель - вся она на уровне детского роста. Простые полочки, шкафчики, стеллажи - везде что-то лежит: какие-то детские вещи или материалы для занятий. На одной из стен - вертикальный сад, сделанный самими детьми. Много книжек, тетрадок, рабочих материалов. У школьников - небольшие лэптопы, они пользуются ими не на строго отведённых для этого уроках, а просто как одним из инструментов в обучении.

Питание

Питание - отдельная и важная тема. В школе есть несколько специалистов, которые профессионально занимаются вопросами правильного питания (как для учащихся, так и для школьного персонала), помогают школьной кухне в составлении меню и вообще делают тему питания одним из образовательных элементов.

Основной уклон - в пользу естественной еды, минимально прошедшей промышленную обработку. Для детей постоянно устраиваются мастер-классы по приготовлению еды, а в сельских школах кое-что и выращивают. Кроме этого, с помощью еды изучают, например, тему дробления чисел (отмерить две трети стакана муки), массы и весов, ну и так далее.

За темпами экономического развития Бразилия уверенно лидирует в Южной Америке. Колоссальные природные ресурсы, отсутствие на территории континента военных конфликтов и постоянное повышение интереса инвесторов к Бразилии означает только одно – в ближайшей перспективе эта страна станет в один ряд с высокоразвитыми государствами мира. Поэтому, обучение в Бразилии может стать той инвестицией, которая через несколько лет даст значительные дивиденды в виде успешной работы и проживания в процветающей стране.

Несмотря на то, что еще до середины 20-го века в Бразилии был большой процент малограмотного населения, ситуация в корне начала меняться ближе к 2000-м годам. На сегодняшний день государство выделяет на образование населения около 5% от ВВП, что практически отвечает аналогичным издержкам в США и странах Европы.

Система образования в Бразилии построена по типичной схеме:

  1. Дошкольное образование;
  2. Среднее образование, включающее:
    • Начальные школы, которые финансируются и управляются муниципалитетами;
    • Средние школы финансируются и управляются властями штата;
  3. Высшее образование – частные и государственные университеты;
  4. Последипломная переподготовка при университетах.

Дошкольное образование

В 20-м столетии в системе дошкольного образования в Бразилии было несколько существенных трансформаций. Вопросами яслей и детских садов занимались в разные годы Министерство здравоохранения, органы охраны труда, а потом – социального обеспечения. При этом, дошкольное образование находилось в довольно плачевном состоянии.

В 1996 году был принят прогрессивный закон, определяющий основы всей системы образования в стране, начиная с яслей. По закону ясли и детские сады были отнесены к управлению Министерства образования. На выполнение нового законодательства был образован Национальный фонд, занимающийся вопросами финансирования дошкольного и среднего образования. Около четверти всех налогов муниципалитетов уходит на систему образования, в т. ч. на зарплаты учителям. Однако, такая система имеет существенный недостаток – муниципальные ясли и детские сады в штатах с разным экономическим развитием финансируются тоже по разному.

До принятия закона от 1996 года воспитателями в яслях и детских садах могли быть люди без специального образования. Нередко у воспитателей могло быть лишь начальное образование. Естественно, что о качественной дошкольной подготовке детей такими воспитателями не могло быть и речи. Теперь же воспитателями могут быть только люди со специальным образованием.

Параллельно в стране еще функционируют дошкольные заведения, которыми и дальше занимаются органы социального развития. Большой процент детей до 3-х лет воспитываются в негосударственных яслях, которые имеют название «креше».

Среднее образование

Среднее образование представлено двумя ступенями: начальная школа с 8-летней программой (является обязательной) и средняя школа, в которой нужно учиться еще 3 года. Среднее образование в стране бесплатное и финансируется из казны муниципалитетов и штатов. В бедных штатах средние школы финансируются очень плохо, поэтому учащиеся в них дети имеют большие проблемы с дальнейшим поступление в вузы.

Поскольку в Бразилии большая часть населения является довольно бедной, то нередки случаи, когда подростки вынуждены работать, а не учиться, несмотря на запрет использования детского труда (до исполнения 16-ти лет).

Чтобы стимулировать посещение детьми начальной школы государство приняло несколько программ, предусматривающих финансовую поддержку бедным семьям:

  • Bolsa Escola – программа, по которой государство платит небольшую денежную помощь родителям, следящим за успеваемостью в школе, а также за состоянием здоровья детей;
  • FUNGEF – программа, согласно которой муниципалитет получает от государства деньги на образование детей из неблагополучных семей.

Частные школы в Бразилии считаются более перспективными, однако, стоимость учебы в них отсеивает многих желающих. В маленьких городках стоимость обучения в частной школе начинается с суммы в 50 долларов США в месяц, а например, в Сан-Пауло или Рио-де-Жанейро такая частная школа обойдется уже в 500 долларов США.

Технические школы (аналог ПТУ или лицея) параллельно с общими знаниями дают и профессиональное образование. Многие технические школы работают по программам SESI и SENAI, которые предусматривают шефство определенных отраслей экономики над школой. Взамен финансирования, техническая школа подготавливает будущих специалистов по соответствующим профессиям.

Выпускники технических школ чаще всего стремятся получить и высшее образование, поскольку без такого образования они имеют плохие перспективы в поиске хорошо оплачиваемой работы.

Высшее образование

Подготовка к поступлению в университет или другое заведение высшего образования обычно начинается с curinhos – так в Бразилии называются частные уроки для абитуриентов. Подготовительные курсы, как правило, предоставляются частными учреждениями и никаких гарантий поступления в вуз не дают. Однако популярность таких заведений среди будущих студентов очень высока. В больших городах абитуриенты нередко платят по несколько тысяч бразильских реалов в месяц (например, на конец марта 2015 года стоимость одного реала составляла около 18 российских рублей) за частные подготовительные уроки.

Высшее образование в Бразилии можно получить в вузах с государственной или частной формой собственности. Кстати, последних в стране намного больше – почти 80%, а количество обучающихся в них студентов превышает 60% от их общего числа.

Частные вузы более специализируются на гуманитарных специальностях, а инженерное, медицинское и разные технические специальности – приоритет государственных образовательных учреждений.

Самыми крупными и популярными являются следующие университеты:

  • университет в Рио-де-Жанейро, начавший работу в 1920 году и предоставляющий наибольший выбор специальностей;
  • университет Сан-Паулу;
  • католический университет в Кампинасе, предлагающий для студентов огромный выбор специальностей на 16-ти факультетах;
  • федеральный университет Мату-Гросу и пр.


В пятерку самых популярных входят факультеты, предоставляющие возможность получить юридическое, медицинское, инженерное, компьютерное и журналистское образование.

В зависимости от выбранного факультета срок обучения может составить от 4-х до 6-ти лет.

Все государственные университеты обучают бесплатно. Магистратура и докторантура при общественных университетах, как правило, платные. Кроме того, талантливые студенты могут претендовать на получение стипендий или грандов. За проживание в общежитии и за учебный материал студенты платят из собственного кармана.

Все вузы самостоятельно выбирают систему поступления студентов. Некоторые берут во внимание оценки в средней школе или проводят письменные тесты. Однако, большая часть университетов предпочитает проводить устное собеседование. Считается, что благодаря вербальному общению можно за несколько минут определить интеллектуальный уровень абитуриента.

Иностранным абитуриентам для поступления необходимо владеть португальским языком (официальный в Бразилии), иметь медицинскую страховку и деньги на банковском счету, необходимые для проживания в период учебы.

Образование в Бразилии оправданно в случае, если есть желание в дальнейшем жить и работать в этой стране или соседних государствах. Хорошим стимулом для абитуриентов является тот факт, что специалистов с высшим образованием в Бразилии до сих пор катастрофически не хватает, а потому спрос на них большой, соответственно и заработная плата у хороших и востребованных специалистов вполне приличная.

Официальный образовательный цикл в Бразилии:

  • - восемь лет основного (начального) образования;
  • - три года среднего образования;
  • - четыре-шесть лет высшего образования;
  • -дополнительное образование.

В законодательстве Бразилии теме образования посвящена частьКонституции Бразилии (статьи 205 - 214).

Дошкольное образование (детский сад и пр.) в Бразилии не обязательно. Термин «детское воспитание» включает, начиная с яслей, все типы дошкольных учреждений. Ранее «детское воспитание» в Бразилии относилось к различным ведомствам: органам здравоохранения, когда это считалось делом защиты здоровья детей от высокой детской смертности; органам охраны труда, когда считалось делом охраны женской рабочей силы; органам социального обеспечения, когда это стало делом социальным. До сих пор существуют детские учреждения, которые находятся в ведомстве органов социального развития. Большое число детей до трех лет воспитываются именно в негосударственных яслях, которые называются как во Франции, «креше». Последние два десятилетия XX в. стали

знаменательными для детского воспитания в Бразилии. В 1996 г. был принят Закон направлений и основ образования, в котором ясли и детские сады стали называться учреждениями детского воспитания, и перешли в ведомство органов образования. К тому же высшее образование стало обязательным для всех, кто работает в дошкольных учреждениях. Установили срок до 2007 г., к которому все, кто работает с детьми в яслях и детских садах, должны получить специальное образование. К сожалению, законы не исполняются, как хотелось бы. Так органы образования, не считая воспитание маленьких приоритетным делом, не хотят ими заниматься.

В течение трех лет в Бразилии получают начальное образование. Этот уровень образования в Бразилии является бесплатным, а также обязательным для всех граждан страны. Эта норма записана в конституции и за ее исполнением следит государственный аппарат на всех его уровнях.

В Бразилии среднее образование (ensino medio) не является обязательным. Но согласно второго пункта 208 статьи Конституции, правительство должно находить пути для расширения бесплатного среднего образования. В Конституции не указывается, когда этот путь обобщения среднего образования будет осуществлен. Муниципалитеты и штаты осуществляют финансирование многих средних школ. От инвестиционных вложений властей зависит качество образования в средних школах. Большая часть средних школ не может дать профессиональное среднее образование. Кроме того, в Бразилии есть и технические школы (escolas tecnicas), в которых можно получить наряду с системным образованием,

профессиональные навыки. Развитие таких школ поддерживает федеральное правительство, и они в стране являются лучшими. Такие организации, как SESI и SENAI, также финансируют технические школы. Эти организации финансируются различными отраслями промышленности, и поэтому обучение в школах происходит в соответствии с программами этих отраслей. Однако в Бразилии у большинства дипломированных специалистов нет технической специальности. Многие бразильцы для получения диплома пытаются поступить в различные университеты. Вступительные экзамены в университеты, в основном, проходят как собеседование (vestibular). Большинство бразильцев после окончания среднего образования пользуются услугами репетиторов, для того, чтобы поступить в университет. После прохождения полного курса таких частных уроков не выдается официальный диплом об их окончании. Но, тем не менее, они представляют важное звено в полной цепи образования в Бразилии. Бразильские семьи, которые относятся

Вас всегда привлекала неизведанность и необычность Бразилии? И Вам недостаточно тура, чтобы познакомится с ней, и узнать гораздо больше? Почему бы не получить образование в Бразилии? У Вас появится возможность прожить несколько лет в прекрасной стране, познакомится и подружиться с хорошими людьми, а в будущем получить гражданство и остаться работать и жить здесь.

Образование в Бразилии для иностранцев

Безусловно, высшие учебные заведения в Бразилии нельзя сравнивать с Оксфордом или Кембриджем, однако эта сфера активно развивается, благодаря поддержке правительства, которое заинтересовано в высококвалифицированных кадрах. Если Вы боитесь ехать надолго в незнакомую страну и уже получаете образование на родине, для Вас существуют различные программы по обмену, и Вы можете приехать в Бразилию на стажировку на полгода или на год.

Но если Вы твердо уверены поступать в бразильский ВУЗ с первого курса, Вы должны понимать, что диплом может не котироваться в других государствах.

Тем не менее, образование в Бразилии доступно для иностранцев, при этом никаких льгот при поступлении нет. А это значит, что у Вас такие же права и обязательства как у других. Если Вы успешно пройдете собеседование и сдадите тесты ENEM, то Вас обязательно зачислят в университет. Кстати, в государственных высших учебных заведениях обучение бесплатное. Далее, Вам останется оформить учебную визу и грызть гранит науки.

Чем отличается образование в Бразилии от европейского?

В Бразилии нет такой градации как бакалавр или магистр. Вначале необходимо пройти первый этап обучения, который называется «graduacao», далее второй этап – «pos- graduacao». И только после того как Вы успешно закончите этот этап, сможете получить научную квалификацию – «mestrado», а затем и «doutorado». Если Вы планируете заниматься преподавательской деятельностью, то придется дополнительно обучаться в течение года, и тогда Вы получите диплом лиценциата. Таким образом, срок обучения может составлять от четырех до шести лет.

Также, вместо высшего образования, можно окончить кратковременные курсы, которые направлены на быструю подготовку специалистов. Принцип обучения похож на наши колледжи или училища. Только преподаватели на таких курсах те же, что и в университете, а вместо диплома выдается сертификат. И самое главное, задача подобного обучения – повышение образованности населения.

Какие знания необходимы в первую очередь, чтобы претендовать на образование в Бразилии?

В первую очередь, безусловно, это отличное знание португальского языка , если Вы стремитесь поступить на бюджет. Кроме этого, от Вас потребуют доказать, что Вы ориентируетесь в школьной бразильской программе. Вы уверены, что знаете историю Бразилии, литературу, а также философские направления?

Какой университет лучше выбрать?

Самое качественное образование предоставляют государственные вузы, в том числе и с федеральным финансированием. Из-за того, что эти учебные заведения самые престижные и образование бесплатное, конкурс очень большой. На одно место претендуют сразу более пятидесяти человек, а на некоторых факультетах более ста пятидесяти абитуриентов. Так же, чаще всего студентами этих ВУЗов становятся зажиточные люди, которые получили хорошее школьное образование. Но это не значит, что Вам не стоит попытать счастья. Главное упорство и трудолюбие. Обратите внимание на лучшие университеты Бразилии, и сделайте свой выбор:

1. Государственный университет Сан-Паулу. Это одно из самых крупных учебных заведений страны. Был создан 80 лет назад. Неудивительно, но чтобы стать студентом этого университета, необходим самый высокий бал (98,78%)

2. Проходной бал немного ниже в федеральном университете Минас-Жерайс. Абитуриенту необходимо набрать 91,76%.

3. Если Вам важно иметь право выбора среди большого количества специальностей, то Вам открыта дорога в самый старейший ВУЗ Бразилии – в Рио-де-Жанейро. Ему скоро исполнится 95 лет. Ваш общий бал для поступления – 91%.

4. И больше шансов поступить в университеты Рио-Гранде-ду-Сул (88,73%), и в Кампинасский университет (86, 28%).

Одно из самых уникальных и нетронутых мест на нашей планете, подробнее: .

Также за качеством обучения пристально следят контролирующие органы. Это и специальные комиссии, которые раз в несколько лет осуществляют оценку учебных программ, и национальный совет, который занимается вопросами научно-технического развития, и федеральный совет по образованию. Кроме того, существует координационная система, которая занимается отбором кадров в преподавательский состав. Не зря государство выделяет крупные суммы на подготовку специалистов, сначала оно инвестирует, а затем получает с лихвой.

Стоит ли обучатся на языковых курсах в Бразилии?

Если Вы еще не готовы поступать в ВУЗ, так как не знаете язык, но в Бразилию все равно хотите приехать, у Вас есть шанс окончить языковые курсы при университете, например, на базе Федерального учебного заведения в Рио-де-Жанейро. Обучение длится примерно в течение года. Вы можете записаться на курсы при наличии любой визы, кроме туристической. Однако места достаются не всем желающим, Вам нужно аргументировать свой посыл, и не просто написать, я хочу, так как секретарь, который производит отбор, не обратит внимания на заявление или посчитает, что таких причин для приема на курсы уже достаточно. Будьте оригинальными. Также важно, эти курсы не бесплатные. Каждый модуль стоит около 500 реалов, а всего 4 модуля. И если Вы успешно окончите курсы, то тогда пробуйте поступать в университет.

Главное, стучитесь в двери и Вам обязательно откроют. Образование в Бразилии получить реально.

Водопад Игуасу отдых в Бразилии, видео:

Польский хлопок имеет целый ряд преимуществ перед российским. Он намного мягче и приятнее на ощупь, в тоже время имеет большую плотность на квадратный метр. В нашем интернет-магазине вы можете приобрести ткани для пэчворка недорого с доставкой по Москве и московской области, а также почтой России по всей стране. Широкий выбор тканей, расцветок и постоянные скидки до 20% не оставят Вас равнодушными.

Последние материалы раздела:

Последнее восстание интеллектуалов Франция 1968 год волнения студентов
Последнее восстание интеллектуалов Франция 1968 год волнения студентов

Любой революции предшествует идеологическая аргументация и подготовка. «Майская революция» 1968 года, бесспорно, не является исключением. Почему к...

Другое название индейцев сиу сканворд
Другое название индейцев сиу сканворд

Равнинные сиу являлись самой западной частью племен группы сиу и, соответственно, принадлежали к сиуязычной семье. Их ранняя история ничем не...

кроновер фракталы и хаос в динамических системах
кроновер фракталы и хаос в динамических системах

1.1. Что такое фракталы и хаос? Когда-то большинству людей казалось, что геометрия в природе ограничивается такими простыми фигурами, как линия,...