Татиан ассириец жизнь и труды. Речь против эллинов. Милт и ад

Татиан или Тациан - христианский писатель-апологет II века, соединивший все четыре евангелия в единое повествование, или Диатессарон, которое оставалось в ходу в сирийской церкви на протяжении нескольких столетий и повлияло на становление канонического текста Нового завета. Он был причастен к основанию аскетической секты энкратитов, которая находилась под сильным влиянием философии стоиков.

Это было мое первое намерение сделать этого автора простым приложением к его хозяину, Джастину Мученику; ибо он стоит в двусмысленном положении, как половина отца и половина еретика. Его добро, по-видимому, в значительной степени объясняется учениями и влиянием Джастина. Можно верить, что его отпадение в упадке жизни объясняется немощью разума и тела, а его суровый аскетизм обожает эту благотворительную мысль. человеческая хрупкость, которую опыт веков учил христианам рассматривать состраданием, а не порицанием, несомненно, приписывается психическим аберрациям и распадам.

Младший современник и ученик Иустина, родом из Ассирии. Греко-римская поэзия, мифология, история, философия и ораторское искусство были ему хорошо известны. Он сам про себя говорил, что «весьма славился в языческой мудрости». Предпринимая путешествия в разные страны, он собрал много данных о быте, нравах и религиозных воззрениях многих народов Азии и Европы. Но и такой богатый запас разнородных сведений не удовлетворил Татиана, как не отвечающий на запросы ума и сердца, желающего постигнуть истину. Он посвятился в какие-то греческие мистерии - вероятно, елевзинские, - но и в них не нашёл искомого. Прибытие в Рим ещё более усилило убеждение Татиана, что язычество не обладает истиной. Это заставило его «углубиться в себя и исследовать, каким образом найти истину». Ему попали в руки книги Священного Писания, которые произвели на него глубокое впечатление «по простой их речи, безыскусственности писателей, удобопонятности объяснения всего творения, предвидения будущего, превосходству правил и, наконец, по учению о едином Властителе над всем».
К этим книгам расположило его и то, что они гораздо древнее всех памятников эллинской образованности. Затем Татиан увидел высоконравственную жизнь христиан и особенно был поражен готовностью их бестрепетно умирать за свои верования. Он обратился в христианство, стал учеником св. Иустина и вместе с ним терпел преследования от философа Кресцента. По примеру своего учителя он стал проповедником и защитником христианства. Есть основание думать, что он был преемником Иустина в должности учителя в основанной последним в Риме богословской школе. После мученической смерти Иустина Татиан удалился в Сирию и здесь увлёкся гностицизмом. О дальнейшей его судьбе нет никаких известий. Время его смерти предположительно относится к 175 г.

Ранним христианам еще не преподавали этот урок, поскольку, в общем, ни иудаизм, ни язычество не были полностью отдал свои нелюбящие влияния на их умы. Более того, их высокая оценка дисциплины, как важного условия самосохранения среди огней окружающего презрения и ненависти, приводила их к практике, возможно, слишком строго, к правонарушителям, к тем, что они часто героически выполняли на себе, - ампутация скандальной руки или выщипывание из сглаза.

В Татиане другой ассирийский человек следует за звездой Вифлеема, от Евфрата и Тигра. Небольшие факты его личной истории достаточно подробно описаны переводчиком в его вступительной записке. Мы обязаны себе приятной историей его обращения из язычества.

Взгляды
В апологии христианства, написанной Татианом в православный период его жизни, апологет доказывает превосходство христианства перед язычеством по веро- и нравоучению и по степени древности происхождения. О христианстве он говорит кратко, о ненормальностях язычества трактует очень подробно, так что полемический элемент значительно преобладает над апологетическим. Особенности этого труда Татиана - несистематичность изложения и слишком беспощадная критика языческой философии, к которой его предшественник и учитель относился с большим уважением, находя в ней проблески Божественной истины. Апология Татиана пользовалась великим уважением в древние времена христианства; из неё приводили отрывки в своих сочинениях Афинагор, Климент Александрийский, Тертуллиан, Евсевий и др.
Главнейшие заблуждения Татиана, по показаниям Иринея, Ипполита, Климента Александрийского и других церковных писателей, состояли в том, что он допускал невидимые эоны, подобно Валентину, объяснял слова в книге Бытия «да будет свет» как просьбу демиурга к высшему Богу, отрицал возможность спасения Адама, как главы непослушания, отвергал брак, почитая его блудодеянием, осуждал употребление мяса и вина и был если не основателем, то одним из значительных представителей секты энкратитов («воздержников»), называвшихся также гидропарастатами, акварианами вследствие употребления ими одной воды при совершении евхаристии. Иероним приписывает Татиану докетический образ мыслей о плоти Христа.

Его работы, которые были очень многочисленны, погибли, вследствие его отказа от ортодоксии. Отдайте ему должное за своего Диатессарона, из которого само имя является ценным свидетельством четырех Евангелий, признанных примитивными церквями. Он потерян, с «бесконечным числом» других книг, которые связывают всю честь этому раннему гармонисту за такую ​​работу; и верим, с Миллом и другими учеными властями, что, если Евсевий видел работу, которую он осуждает, он мог бы проявить себя более любезно в отношении этого.

Потерянные произведения Татиана

Мы уже знаем что-то о Татиане от печальных страниц Иринея. Феодорет не находит никакой другой вины в его Диатессароне, чем его отсутствие генеалогии, которую он, вероятно, не мог бы согласовать ни по какой-либо своей теории. Ошибки, в которые он упал в старости, были настолько абсурдны и противоречили доктрине и дисциплине Церкви, что его нельзя было терпеть как одного из верующих, не давая языческим новым основаниям для злостных клеветок с которые они когда-либо навязывали христианам. В то же время давайте подумаем, что его падение объясняется экстравагантными представлениями об этой инкрети, которая является предписанием Евангелия, и что чистое отвращение языческих мерзостей привело многих из ортодоксально практиковать с чрезвычайной жесткостью.

Диатессарон
Евсевий приписывает Татиану «Книгу вопросов» и свод четырёх Евангелий под названием «δια τεσσαρών», в котором, по свидетельству Феодорита, Татиан опустил родословия Христа и другие места, показывающие, что Христос по плоти происходил от семени Давидова. Этим евангелием пользовались не только последователи Татиана, но и православные христиане, как книгой весьма удобной. Феодорит нашёл более 200 экземпляров его в церквах своего округа (Кира), отобрал их и заменил каноническими Евангелиями четырёх евангелистов.
По свидетельству Евсевия и Иеронима, Татиан написал очень много книг, но из них дошла до нас только его апология христианства, а прочие известны только по заглавиям или очень небольшим отрывкам. Татиан сам упоминает о своих книгах: «О животных» и «Против тех, которые рассуждали о божественных делах»; Климент Александрийский делает небольшую выдержку из его книги «О совершенстве по учению Спасителя».

И это место, чтобы раз и навсегда сказать, что фигуры Илии на горе Кармель и Иоанна Крестителя в пустыне, одобренные учениями нашего Господа, но умеренные, как урок другим, своим собственным священным, но менее строгим примером, оправдать раннюю Церковь в создании места для двух классов христиан, которые всегда должны быть найдены в серьезной религии и которые, похоже, имеют свой ордер в фундаментальной конституции человеческой природы. Павел, живущий в мире, хотя и не от него; и должны быть такие люди, как баптист, о которых скажет мир: «У него дьявол».

Цитаты на различные темы.
1) Вочеловечивание и две природы Христа

21. Мы не безумствуем, эллины, и не вздор говорим, когда проповедуем, что Бог родился в образе человека.

2) Троичность вне термина Троицы. Сын Божий, в отношении ко Христу – Бог Слово.
Татиан Ассириец. Речь против эллинов.
7. Небесное Слово, Дух, получивший бытие от Отца и Слово родившееся от разумного могущества, по примеру Отца родившего Его, сотворило человека - во образ бессмертия, дабы как Бог бессмертен, так и человек, получивший причастие божества, имел также и бессмертие. Впрочем Слово, прежде сотворения человеков, создало ангелов. Тот и другой вид творения создан свободным и не по естеству добрым, ибо это принадлежит одному Богу

Чудесно ранние католики были пилотированы между скалами и водоворотами, в узком дрейфе Евангелия; и всегда Святой Дух совета и могущества был их опекуном, среди их страшных испытаний и искушений. Это должно означать, что для каждого отравляющего ума благодарность является самой глубокой. Чтобы сохранить евангельскую энкратию и сдержать фанатичный аскетизм, был дух раннего христианства, как это видно в этике Гермы. Но ужасная малярия Монтанизма уже поднималась, как туман болот, и ей суждено было оставить неизгладимое впечатление на западное христианство; «запрещать вступать в брак и командовать воздерживаться от мяса».

3) Понятия добра и зла, суда, ада, рая.
Татиан Ассириец. Речь против эллинов.
13. Душа сама по себе не бессмертна, эллины, но смертна. Впрочем она может и не умирать. Душа, не знающая истины умирает и разрушается вместе с телом, и получает смерть через нескончаемые наказания. Но если она просвещена познанием Бога, то не умирает, хотя и разрушается на время. Сама по себе она есть ни что иное, как тьма, и нет в ней ничего светлого. К этому относятся слова: "тьма не объяла света". Ибо не душа сохранила дух, но сама им сохранена, и свет объял тьму. Слово есть Божественный свет, а тьма душа чуждая ведения. Посему если она живет одна, то уклоняется к веществу и умирает вместе с плотию; а когда она соединена с божественным духом, то не лишена помощи, но восходит туда, куда возводит ее дух. Ибо жилище духа на небе, а душа имеет земное происхождение. В начале дух обитал вместе с душою, но потом оставил ее, потому что она не захотела следовать ему.

Наш автор, увы, положил яйцо, вылученное Тертуллианом, и придумал термины, которые великий автор поднял до своей высшей власти; потому что он был скорее учеником татиана, чем фригийцев, хотя они зажигали его странный огонь. После Тертуллиана весь предмет брака стал запутанным софитами, которые с тех пор были привязаны к латинским церквям и ввели самые коррозионные результаты в жизненно важные для людей и наций. Но, с другой стороны, давайте подумаем, что, хотя Риму не место для Виклифа и Гуса, или Джерома в Праге, она использовала и прославляла и канонизировала многих фанатиков, чьи ошибки были гораздо более постыдными, чем у Татьяны и Тертуллиана.

Серия сообщений "

«Речь против эллинов» Татиана Ассирийца - по форме апология, по сути – целостная мировоззренческая система. Написана горячим эмоциональным языком, упругими и энергичным стилем. Не смотря, на некоторую эклектичность, иногда на некорректность тона и многие еретические элементы (гностицизм) в «Речи против эллинов» Татиана Ассирийца встречаются много интересных и глубоких мыслей (например, т. н. «воинствующее антиэллинство» Татиана есть ничто иное как одна из первых попыток выстроить генеалогию культуры). Интересно, что Татина Ассириец, будучи учеником св. Иустина Философа, защитника античной философии, активно привлекавшим её в работу христиаснкой мысли, был ярым противном "эллинских мудровствований", никто из дренехристиаснких писателей не отвергал античную культуру с таким радикализмом как он. Но в собственно богословии Татиан Ассириец следует за Иустином: прежде всего в учении о принципиальной непостижимости Бога и, одновременно, Его постижимости через Его Присутствие, Его дела в творении (антиномия постижимости-непостижимости Божьей, то, что концептуализировал Григорий Палама в своём богословии). Более оригинальны, но и намного более туманны и уже с явной примесью гностических идей пневматология и антропология Татиана Ассирийца. Человек, по Татиану, - микрокосм и повторяет три уровня творения - дух, душу и тело. При чтении "Речи против эллинов" создается впечатление, что Дух Божий в некотром смысле одно с космическим и человеческим. Грехопадение разорвало душу и дух, что и есть суть человеческой греховности. Тело же понимается Татианом Ассирийцем (и здесь явное влияние гностицизма) как нечто злое. Несмотря на то, что в этой части своего учения Татиан Ассириец явно перешел границу между ересью и православием, всё таки её можно считать интересным и не лишенным верных интуиций прочтением мыслей ап. Павла о "духовном человеке", о том преображении человеа, что совершается во Христе. Добавим, что Неретина С. С. в книге "Верующий разум" очень высоко оценивает Татиана, и именно как христиаснкого мыслителя. Согласно её интерпритации Татиан решал вопрос о связи Божественного и тварного и в результате приходит к превращению идеи категориального разума в идею разума причащающего, к жертвенной философии; Татиан в первые узнаёт античное мышление как мифологическое, противопоставив ему христиаснкое; наконец, по Неретиной Татиан ликвидирует разрыв между логикой и этикой (единство слова и дела), на основе христианской веры в восстонавление общения с Логосом, Который единственно даёт истинную жизнь. Д. Афиногенов. Татиан и его «Слово к эллинам» в историческом контексте

Фактически, она использовала бы и избивала бы этих самых энтузиастов, если бы они восходили в средние века, чтобы объединить свои безумие с равной экстравагантностью в преследовании альбигойцев, одновременно возвышаясь по папскому господству. Мне нравится его кусающая сатира язычества, его презрение Полины к любой философии, кроме Евангелия, его трогательная ссылка на его собственный опыт и его блестящее разграничение христианской невинности и его собственной эмансипации от соблазнов обманчивого и преходящего мира.

Ниже приведено оригинальное вступительное уведомление. Из нескольких источников мы узнаем, что Татиан был ассирийцем, но ничего не знает точно, что касается времени или места его рождения. Епифаний заявляет, что он уроженец Месопотамии; и мы выводим из других констатированных фактов о нем, что он процветал около середины второго века. Сначала он был нетерпеливым учеником языческой литературы и, по-видимому, был особенно посвящен исследованиям в философии. Но он не нашел удовлетворения в изумительных лабиринтах греческих спекуляций, в то время как он совершенно отвратился от того, что язычество представило ему под именем религии.

Книга «Татиан. Речь против эллинов» автора Тациан Ассириец оценена посетителями КнигоГид, и её читательский рейтинг составил 2.00 из 5.
Для бесплатного просмотра предоставляются: аннотация, публикация, отзывы, а также файлы на скачивания.
В нашей онлайн библиотеке произведение Татиан. Речь против эллинов можно скачать в форматах epub, fb2, pdf, txt, html или читать онлайн.

В этих обстоятельствах он с радостью встретился со священными книгами христиан и был сильно привлечен чистотой нравственности, которую они прививали, и посредством избавления от рабства греха, которое они раскрыли. Он, кажется, принял христианство в Риме, где познакомился с Джастином Мучеником и наслаждался инструкциями этого именитого учителя Евангелия. После смерти Джастина Татян, к сожалению, попал под влияние гностической ереси и основал аскетическую секту, которая, исходя из жестких принципов, которые она исповедовала, называлась «Энкратиты», то есть «Самоконтролируемая» или, «Мастера сами».

Онлайн библиотека КнигоГид непременно порадует читателей текстами иностранных и российских писателей, а также гигантским выбором классических и современных произведений. Все, что Вам необходимо - это найти по аннотации, названию или автору отвечающую Вашим предпочтениям книгу и загрузить ее в удобном формате или прочитать онлайн.

Позднее Татиан утвердился в Антиохии и приобрел значительное число учеников, которые продолжали после своей смерти отличаться практикой тех аскез, которые он предписал. Единственная сохранившаяся работа Татиана - его «Обращение к грекам». Это самое бесперспективное и прямое воздействие на страдания язычества. Несколько других произведений, как говорят, составлено Татьяной; и о них, о диатессароне или о гармонии четырех Евангелий, особо упоминается. Его гностические взгляды заставили его исключить из непрерывного повествования о жизни нашего Господа, данной в этой работе, во всех тех отрывках, которые имеют отношение к воплощению и истинному человечеству Христа.

Последние материалы раздела:

Ол взмш при мгу: отделение математики Заочные математические школы для школьников
Ол взмш при мгу: отделение математики Заочные математические школы для школьников

Для учащихся 6-х классов: · математика, русский язык (курс из 2-х предметов) - охватывает материал 5-6 классов. Для учащихся 7–11 классов...

Интересные факты о физике
Интересные факты о физике

Какая наука богата на интересные факты? Физика! 7 класс - это время, когда школьники начинают изучать её. Чтобы серьезный предмет не казался таким...

Дмитрий конюхов путешественник биография
Дмитрий конюхов путешественник биография

Личное дело Федор Филиппович Конюхов (64 года) родился на берегу Азовского моря в селе Чкалово Запорожской области Украины. Его родители были...