Советы, как их прояснить. Самокритика разрушает самооценку

«Прости, но платье этого цвета тебе категорически не идет». «Разве можно прислушиваться к твоим советам?! Ты всегда говоришь какую-то чепуху!» «И что только он в ней нашел ...» «Работа на троечку» Так уж сложилось, что в нашем обществе привыкли обращать больше внимания на негативные, чем положительные стороны личности - замечать недостатки других гораздо проще, чем приятные качества или счастливые возможности.

Никто не любит критику в свой адрес, как бы деликатно она не звучала. Развитие социальных сетей и явление троллинга лишь усугубили ситуацию - высказать свое «фи» или устроить настоящую травлю в Сети стало гораздо проще.

Сколько бы мы вас не убеждали в обратном, все прекрасно знают, что любые замечания - относительно внешности, работы, поведения и даже кулинарных способностей - отражаются на нашем эмоциональном здоровье и самооценке . Так почему бы не научиться давать вездесущим критикам корректный отпор? Это поможет сохранить уверенность в себе и доказать, что вы не ведитесь на провокацию, в состоянии сделать правильные выводы и можете уверенно двигаться вперед. Никакой обиды, комплексов или разочарований.

Чего делать нельзя, если вас критикуют?

1. Полностью отрицать, избегать или игнорировать замечание другого человека. Другими словами, делать вид будто ничего не произошло или «сменить тему». Замалчивание ситуации, как правило, гарантирует еще больше нерешенных проблем в будущем, риск вернуться к той же «закрытой теме» позднее и накопление негативных эмоций.

2. Самая распространенная реакция на критику - не просто обида, а довольно агрессивная ответная реакция. Что, по объективным причинам, не лучшая тактика.

3. Еще одна форма неприятия критики других людей - отговорки по поводу того, что произошло. Чаще всего, это еще больше раздражает - другой человек решает: вы игнорируете его точку зрения, не придавая ей значение, или намеренно не хотите просить прощения.

Как реагировать на критику?

#1. Самый простой способ выяснить, что имел ввиду суровый или язвительный критик - спросить его об этом. Смело задавайте вопросы! Что именно тебе не нравится? Почему ты думаешь, что мне не стоит это делать? То, что я сказал, тебя обидело? Почему ты так говоришь? Таким образом вы будете иметь лучшее представление о жалобах и причинах недовольства другого. Часто оказывается, что за критикой скрываются сильные переживания и обида, а само замечание - не конечная цель, и в действительно человека беспокоит нечто иное. Например, кого-то может рассердить, не тот факт, что вы пришли на десять минут позже, а переживание, что вы не воспринимаете его всерьез.

#2. Отбросьте все эмоции и подумайте - есть ли хоть какая-то доля правды в критике в ваш адрес? Может это вполне конструктивные замечания? Трудно согласиться с тем, что ты делаешь что-то неправильно или твой образ жизни - не самый подходящий... Но это важный шаг для преодоления ситуации. Почувствуйте разницу: слова были сказаны только для того, чтобы вас ранить? Или из них можно извлечь какую-то пользу? Возможно, вы действительно одеты или ведете себя неподобающе ситуации или статусу, и своим замечанием другой человек сделал большое одолжение, и вы получили возможность стать лучше.

#3. Учитесь принимать мнение другого человека , даже если не разделяете его. Пусть вы и не измените ваше поведение, потому что не согласны с критикой, но по крайней мере признайте, что существует иное, допустимое мнение, и избегайте нападок.

#4. Если вы понимаете, что в замечаниях есть доля истины, и критика заслушивает внимание - работайте над собой . Например: «Ты права, я регулярно сильно опаздываю, похоже, что пора завести два будильника, чтобы не проспать».

#5. Не бойтесь говорит правду и устанавливать границы . Смело расскажите о своих чувствах - вам неприятно слышать комментарии в свой адрес, поясните, что именно задело вас за живое и расстроило. Таким образом вы обезопасите себя от колкостей в будущем и обозначите, какое общение считаете неприемлемым.

#6. Критика как источник информации о человеке . Или нет худа без добра. Напомните себе простую истину - замечания в адрес других чаще говорят больше о самом комментаторе нежели о человеке, подвергшемуся критике. Используйте отзыв как источник информации о том, кто его дал. Сохраняйте спокойствие и вы узнаете о человеке много нового. Заметим, что тот, кто привык расстраивать других, а не приободрять или поддерживать, сам по себе несчастливый человек. Не стоит воспринимать его слова близко к сердцу.

Деконструктивная критика

Стоит признать, очень часто критика звучит некорректно, а рассерженный «обвинитель» прибегает к унижениям, оскорблениям и использует слова, которые преувеличивают и искажают реальность. В этих случаях можно признать долю истины, но не согласиться с раздутыми фактами. Например: «Ты забыла забрать пакет. Ты всегда все портишь!» «Это правда, что я его забыла, но есть множество вещей, которые я делаю прекрасно!» Таким образом, вы признаетесь в проступке, но и не занижаете самооценку.

Если вы хотите добиться в жизни чего-то действительно стоящего, вам придется научиться справляться с критикой и неприятием окружающих. Эти вещи могут попросту украсть у вас мечту. Чтобы этого не произошло, вам нужно развить в себе способность побеждать неприятие, восстанавливаться после неудач и оставаться верным своей мечте вопреки всему.

Чужая критика больно ранит. Можно ли реагировать на нападение без обороны и агрессии? Читайте об этом в отрывке из книги "Несмотря ни на что" Марка Макгиннесса.

Итак, вы тяжело работали, не спали ночами, создали свое лучшее произведение и показываете его кому-то для вас значимому: клиенту, начальнику, учителю. Вы гордитесь своей работой, и вам не терпится узнать его мнение. Вы затаили , но в ответ слышите что-то вроде:

"Господи!"

"Не мог сделать получше?"

"Совершенно бесполезно".

"Это провал".

"Не могу поверить, что на эту ерунду ушло столько времени".

"Вы хоть читали задание?"

"Полная чушь!"

"С какой стати я буду за это платить?"

"Ужасно не нравится".

И все это от человека, чье мнение важно. Его нельзя проигнорировать : от вас ожидают ответа. Что делать?

Во-первых, осознайте: перед вами некомпетентный критик. Неважно, насколько плоха или неуместна ваша работа: всегда есть способ критиковать ее конструктивно и уважительно, а в этом случае нет ни того, ни другого. Критика некачественная, и неважно, чем это вызвано, — невежеством, бестактностью или злыми намерениями.

Во-вторых, не начинайте защищаться. Я знаю, что это легче сказать, чем сделать, когда вас кто-то атакует, но защита неизбежно приведет к спору. И кто бы в нем ни победил, вы проиграете: если победят они, вам придется согласиться с некомпетентной критикой. Если вы — вам наверняка не победы, сделав все возможное, чтобы осложнить вам жизнь.

В-третьих, не будьте агрессивны. Опять легче сказать, чем сделать. Но и агрессия, скорее всего, породит спор, который вам не поможет.

Так как же реагировать на нападение без обороны и агрессии?

Когда речь идет об агрессивном отзыве, я советую применить "словесное айкидо".

1.Прояснить критику.

2.Спрашивать о решении проблемы.

Хотя инстинкт будет подсказывать вам начать оправдываться (защита) или спорить (агрессия), не поддавайтесь . Вместо этого задавайте вопросы, чтобы точно выяснить, что имел в виду критик, и внимательно выслушайте ответ.

Например: "Конечно, это важно. Но я должен точно понять, что вас беспокоит. Вы имеете в виду…?" Говоря слово "важно", вы показываете, что обратили внимание на точку зрения критика и принимаете ее к сведению — без согласия или несогласия. А говоря, что хотите его понять, и подытоживая его слова, вы проявляете желание слушать. Если у вас получится, вы выбьете почву из-под ног критика — в конце концов, сложно сопротивляться кому-то, кто изо всех сил старается вас понять. Помните: прояснение критики не означает согласия с ней. Все, что вы делаете, — это стремитесь убедиться, что точно понимаете, что именно не понравилось оппоненту.

Помните черты деструктивной критики

Необъективность.

Не относится к делу.

Огульность.

Неуважение.

Необъективность: Критик говорит как истина в последней инстанции и не отдает себе отчет, что он всего лишь человек и его кругозор ограничен. Что с этим делать: Напомните критику, что его точка зрения правомерна, но она ограниченна: "Я понимаю, как это выглядит с вашей точки зрения, но хотел бы прояснить…"

Другой вариант — перефразировать его выступление так, чтобы стало понятно: критик говорит с определенной точки зрения: "Значит, вы утверждаете, что с точки зрения маркетинга…?" Обратите внимание, что это одновременно и придает силу позиции говорящего, и мягко подчеркивает, что слова критика — личная, и поэтому ограниченная точка зрения.

Туманность. Критик отвергает работу общими словами, не проясняя критерии оценки. Типичные формулировки — "плохо", "ужасно", "никуда не годится", "не подходит". И, конечно, классика: "Я это понял, как только увидел".

Что с этим делать: Попросите критика озвучить его критерии. "На каких критериях основано ваше мнение?". "Когда вы говорите, что это выглядит не так, вы имеете в виду структуру и план или цвета и шрифты?" "Что конкретно вам не нравится?"

Голословность. Критик не подкрепляет свое суждение доказательствами — конкретными примерами. Что с этим делать. Попросите привести конкретные примеры и доказательства. "Не могли бы вы привести конкретный пример, чтобы я понял, что вы имеете в виду?" "Когда вы говорите, что выступление недостаточно хорошо, на каких примерах вы основываетесь?"

Не относится к делу: Критик вводит неуместные критерии или сосредоточен на незначимых аспектах вашей работы. Например, клиент испытывает неприязнь и отвращение к работе из-за собственного вкуса и не учитывает, что вкус покупателей может отличаться. Или начальник критикует цветовую схему проекта сайта, забывая, что должен оценивать компоновку. Или маркетолог одержим созданием мощного веб-трафика, забывая, что фирме надо привлечь лишь небольшое число ценных клиентов.

Что с этим делать: Выделить скрытое в словах критика предположение и объяснить, почему оно неуместно. Это поможет, если у вас есть твердые доказательства, например надежные данные. "Я понимаю, что реклама действует вам на нервы, но у нас много доказательств, что ваши клиенты ее полюбят". "Вы, скорее всего, правы насчет цветов, но на этой стадии нас интересует только макет. Что вы о нем думаете?" "Насколько я понял, вы полагаете, что для успеха нам надо обеспечить большой трафик на этом сайте. Но в данном случае это необязательно. Вместо того чтобы привлекать толпы людей, нам надо только обратить на себя внимание нескольких нужных посетителей".

Огульность: Суждения широкими мазками, черно-белые, не признающие градации качества и альтернативных точек зрения. Типичные слова в этом случае — "ужасно", "кошмарно", "бесполезно", "отстой", "совершенно", "полностью" и "катастрофа". Что с этим делать. Как и в случае туманной критики, попросите уточнить: "Не могли бы вы быть конкретнее?" "Вы говорите, что это ужасно. Но ужасно бывает по разным причинам. Что именно вы имеете в виду?" Другой подход — использовать контраст, чтобы показать абсурдность позиции критика: "Вы говорите, что не представляете, как можно в два счета списать 100 000 долларов бюджетных денег. Но никто и не просит вас это делать. Мы обсуждаем пилотный проект стоимостью 10 000 долларов. Все, чего я прошу, — это разрешения продолжить".

"Вы говорите, что это полный провал. Лично для меня полный провал наступил бы, когда никто не стал бы это покупать. Сейчас мы видим средние продажи; это не идеально, но и не катастрофа".

"Вы говорите, что это бесполезно. На самом деле эксплуатационные испытания говорят, что в трех из пяти ключевых областей результаты выше среднего. Нам нужно найти способ исправить две оставшиеся".

Будьте осторожны: при таком подходе ваши слова не должны звучать слишком конфронтационно!

Важнейшее значение имеет тон, необходимо придерживаться конкретных фактов.

Неуважение: Критик груб, агрессивен или по-другому равнодушен к вашим чувствам. Что с этим делать: Это один из случаев, когда я рекомендую с самого начала стоять на своем и дать понять, что комментарии критика неприемлемы. Примите вызов и четко заявите, что не потерпите грубости и личных оскорблений. "Мы говорим о работе, поэтому попрошу не делать личных замечаний". "Если вам не нравится мое произведение — это одно. Но я не обязан выслушивать оскорбления".

Попробуйте все эти предложения переварить и при необходимости — применить.

Начать, пожалуй, нужно с того, кто вас критикует, а потом уже – за что. Запомните, как аксиому, – счастливый человек не критикует. Если вы заметили за кем-то из знакомых склонность к негативной оценке окружающих, пожалейте человека. Что делать дальше, рассказываю.

К сожалению, часто бывает, что даже самые близкие люди могут систематически подвергать ваши поступки анализу. Оценивать их со своей точки зрения. «не так одет», «не то сказал», «не туда пошел». На таких клише растет не первое поколение детей, чьи родители тотально контролируют каждый шаг. Но самое страшное – это когда вы сами критикуете себя ловко и профессионально, как заклятый враг.

Самокритика разрушает самооценку

Если ваше хобби – выискивать собственные недостатки, поздравляю! Вы пошли по скользкой дорожке. Сравниваете себя с другими людьми в их пользу. Недооцениваете хорошие качества и утрируете плохие. Остро реагируете на мнение извне. Если узнали себя, вы – подходящий герой на роль жертвы критиканов. Неуверенный человек будет воспринимать всерьёз всё плохое, сказанное в свой адрес. Даже, если это необоснованно.

Почему люди критикуют

Три кита, на которых строятся наши поступки: еда, секс и доминирование. Если человек постоянно критикует, значит, у него не хватает для счастья еды, секса и чувства собственной значимости. Обратите внимание, с каким остервенением вас критикуют мужчины, которым вы отказали.

Как правило, люди, которые дают непрошеную оценку вашим качествам или действиям, аргументируют это добрыми побуждениями. «Хочу тебе добра, глупая». Не хочет. Критика таких людей ничего хорошего не принесет. Они делают это не для того, чтобы вам помочь, а чтобы закрыть свои потребности.

Смысл любой коммуникации в реакции, которую она вызывает. Например, вы общаетесь с мужчиной, потому что хотите построить с ним отношения. Или рассказываете другу анекдот, чтобы рассмешить.

Люди перестанут вас критиковать, когда вы перестанете реагировать. Есть отличный прием, который поможет вам контролировать свои эмоции во время «милой» беседы с критиканом. Как только кто-то вас критикует, представьте, что слова этого человека – темное облако. Оно проплывает мимо, не касаясь вас. Иногда «погода» вокруг становится очень «облачной». Просто будьте безразличны к критике других людей.

Но, есть одно «но»...

Важно понимать, почему критика нас цепляет. Ответ на этот вопрос дал один из основателей фильма «Секрет» на тренинге в США. Он подошел к девушке в зрительном зале и сказал: «У меня никогда не было такого глупого зрителя». На что девушка вскочила с места и начала возмущаться. Психолог извинился и продолжил тренинг. Спустя время, он вернулся со словами: «У меня никогда не было зрителя с синими волосами». Девушка улыбнулась и заметила, что у неё не синие волосы.

Мораль. Мы обижаемся только на ту критику, которую внутренне сами себе приписываем. Глубоко в душе девушка считает себя глупой. Это и вызвало бурную реакцию. Иначе, она бы не придала значения словам незнакомого человека. Если критика вас цепляет, поработайте над внутренними проблемами. Как только вы полюбите себя безусловно, чужое мнение перестанет вас задевать.

От критики до оскорбления – один шаг

Слова, на которые не стоит обижаться: «В прошлом месяце ты работал эффективнее». Как правило, их говорит начальник, который ценит ваш труд.

Отношения подчиненного и начальника часто строятся так, что один постоянно переживает из-за недовольства второго. Как пережить предвзятое отношение начальника, не уволиться и сохранить нервы?

Довольно часто мы сами понимаем, что заслужили нареканий, ведь довольно часто на человеческий фактор влияет на физическое здоровье, эмоциональное состояние или на отсутствие времени. В результате вам приходится идти на ковер, где все зависит от вашего поведения.

Игнорирование

Вы можете стоять и делать вид, что вас не касается все происходящее, отключившись от реальности.

В результате ваши нервы останутся в порядке, но это никак не повлияет на ситуацию. Начальника вас отчитывает и надеется, что вы осознаете свою вину и исправите все недочеты. Он может подумать, что вы его не уважаете, так как равнодушно относитесь к разговору, который готовился заранее.

Вам надо внимательно смотреть на своего начальника и следить за движением его губ. Вы можете думать о чем-то своем, но выражение лица при этом должно быть не отсутствующим. Иногда кивайте головой и вставляйте фразы «все исправлю», «я согласен с Вами». Тогда босс поймет, что вы хотите работать и скорее исправлять свои ошибки, что вы уважаете его мнение.

Самоунижение

Вы должны уметь отвечать за свои поступки, ведь вы уже взрослый человек, поэтому избегайте фраз «простите меня, я так больше не буду». Начальнику не понравится такой ответ, который прозвучит как оправдание ничегонеделанию. Должного эффекта не принесут и отговорки, что вы не так поняли ситуацию.

В результате шеф только станет раздраженным из-за ваших невнятных фраз и оправданий, потому что вы унижаете себя такими словами.

Главное в такой ситуации не нести чепуху, а внятно и четко объяснить свою позицию, если считаете его претензии безосновательными. Если от вас требуют ответа, то надо его дать, а если же вас пригласили просто на профилактическую беседу, то можете отмолчаться.

Отрицание

Если начальник постоянно обвиняет вас во всех рабочих косяках, то не стоит обещать, что эта ситуация не повториться больше никогда. Вы объясняете свою неудачу чужими проблемами, поэтому и применяете оборонительную позицию.

В итоге вы демонстрируете больное самолюбие, когда отрицаете сам факт вины. В глазах босса вы будете выглядеть неуправляемым сотрудником. Кроме того, начальник имеет полное право критиковать своих подчиненных, если у него такую возможность отобрать, то он будет чувствовать себя некомфортно. В результате он от вас поспешит избавиться.

Вам надо научиться выслушивать критику, из нее тоже можно извлечь много интересного. Вы наладите контакт с начальником, сохраните свое рабочее место, если научитесь воспринимать все не так болезненно.

«Посмотри на себя»

Начальник пристально наблюдает за вами и замечает все: вы не закрываете двери, кладете не так документы, на столе постоянно бардак. Тогда вы просто не выдерживаете и высказываете ему все, что о нем думаете.

Ваша безрассудность и смелость может только удивить, ведь начальник вряд ли забудет это быстро. Скорее, ситуации повернется в другую сторону: он еще серьезнее станет относиться ко всем вашим промахам. В результате кому-то из вас придется покинуть организацию, и вы должны объективно понимать, что это будете вы, а не шеф. Держите себя в руках, тем более, что у него тоже есть свое начальство, которое его критикует. Лучше всего просто молчать, ведь вряд ли срывы начальника происходят безо всяких причин.

1. Какой смысл снова это переделывать?

2. Уговорили, скоро переделаю.

3. Ну сколько уже можно?

4. Если вам что-то не нравится, то делайте сами.

5. Ну если вы этого хотите…

6. Я все сделаю, но за последствия отвечать не буду.

Вместо этого делаем по-другому.

1. Не бойтесь конструктивной критики, а лучше извлеките из нее урок.

2. Не стоит соглашаться с критикой, которая построена на оскорблении. Переход на личности недопустим.

3. Если вы не виноваты в ситуации, то докажите это, при этом не сваливая вину на коллег.

4. Если вы не понимаете смысла претензии, то уточните ее во избежание новых проблем.

Нелепая критика начальника меня просто бесит! – в сердцах жалуется подруга. – Делаю работу "от и до", все в срок, а в ответ – сплошные упреки. Лучше бы зарплату вовремя платили!

Конечно, все люди разные и на критику реагирую тоже по-разному. Но, справедливости ради стоит сказать, что тех, кто относится к критике спокойно и, тем более, извлекает из нее хоть какие-то уроки, до обидного мало. Для большинства критика является большой проблемой, вызывающей самые негативные реакции – от злости и гнева до падения самооценки.

Психологи и коучи уверяют: есть множество способов, позволяющих научиться держать себя в руках и правильно реагировать на критику. "КП" в Украине" собрала всевозможные советы и систематизировала их в 7 основных правил.

Правило 1: успокойтесь!

Конечно, критика неприятна. Она означает, что работа не получила адекватную оценку, а компетентность ставится под сомнение. Огромная разница между собственными ожиданиями и мнением другого человека приводит к неприятному диссонансу. В результате обида и раздражение тут же выливаются на критикующего. Скажете, что так происходит только с недостаточно воспитанными людьми? А вот и нет! Психологи уверяют: так нас вынуждают действовать защитные психологические механизмы.

Проще говоря, мы резко реагируем на критику "автоматом". А там, где есть автоматизм, не остается места для здравого смысла. Человек если и думает, то только о том, как бы защититься от критики и найти в ней слабые стороны, а не о том, как она может ему помочь.

Отсюда главное правило – немедленно успокоиться. Способы известны всем, но мы их напомним еще раз:

  • сделать несколько глубоких медленных вдохов и выдохов,
  • медленно сосчитать в уме до десяти,
  • если критика прозвучала в письменном виде и есть время, можно выплеснуть свои мысли, чувства и эмоции на бумагу, а не на человека.

Постепенно вы научитесь не поддаваться эмоциям мгновенно, а это очень полезное качество!

Правило 2: оцените конструктивность

Спросите себя: кто вас критикует? Возможно, этот человек вас недолюбливает и всегда настроен против вас? Или, возможно, он относится к тем, кто чувствует собственную значимость только когда критикует других? Что движет человеком – зависть, злость, плохое настроение или искреннее желание вам помочь?

Словом, определитесь, от кого исходит критика и насколько она конструктивна.

Правило 3: поблагодарите

Прежде чем бросаться в яростный спор, мысленно поблагодарите своего оппонента. Ведь, во-первых, человек нашел время и проявил к вам и вашей работе интерес. Во-вторых, практически любая критика – мягкая и агрессивная, объективная и субъективная, правдивая и неадекватная – содержит крупицы истины и помогает вам избежать некоторых ошибок в дальнейшем.

Так что сделайте небольшую паузу и проанализируйте замечания, высказанные в ваш адрес.

Правило 4: попросите уточнить

Успокоившись и поблагодарив человека за внимание и критический комментарий, убедитесь, что вы его правильно поняли. А для этого уточните некоторые аспекты его замечания. Это поможет не только выиграть время, но и изменить вашу реакцию на критику.

Дело в том, что, скорее всего, до уточнения вам казалось, что сомнению подвергается качество вашей работы в целом. Однако на деле вполне может оказаться, что речь шла только об одном отдельном аспекте. А это уже, как говорят в Одессе, две большие разницы.

Правило 5: слушайте

Научитесь слушать. Не стоит с первого замечания "ставить блокировку" и только и думать о том, что сказать в свою защиту. Во-первых, так вы можете упустить суть критики. Во-вторых, ответить вы всегда успеете, а перебивать все же невежливо. В-третьих, если перед тем, как выпалить свой ответ, вы спокойно подумаете, то конфликт постепенно сойдет на нет. Ведь если вы отнеслись к критике уважительно, то и собеседник сбавит обороты.

Кроме того, помните, что впечатление не может быть ошибочным. И если на кого-то ваша работа произвела негативное впечатление, то так оно и есть. И глупо убеждать человека в том, что "впечатление хорошее, вы просто его не так почувствовали".

Правило 6: избавьтесь от уверенности, что вы должны быть идеальным

Учитесь спокойно относиться к своим промахам, оставьте себе право на ошибку. Тем более, что психологи уверяют: чем больше человек думает о том, что он идеален, тем дальше он отодвигается от совершенства. А то, чего человек боится, рано или поздно становится его реальностью.

Правило 7: используйте чужое мнение для расширения границ

Разные люди видят ситуацию по-разному. Именно поэтому командная работа дает хорошие результаты: разные точки зрения дополняют друг друга.

Помните, что благожелательное сотрудничество и готовность принять чужую точку зрения придают объем и глубину рассматриваемой проблеме, вне зависимости от того, чего она касается: отношений, работы или вас самих.

Психологи уверяют: критика, указывающая на ваши слабые стороны, вовсе не является поводом для расстройства. И приводят пример: вы ведь, вероятнее всего, поблагодарите человека, который вовремя сообщит вам, что у вашего авто неисправны тормоза? Так же и с критикой: принимайте ее с благодарностью и используйте для собственного блага, чтобы стать еще лучше.

Последние материалы раздела:

Вузы курска Курские высшие учебные заведения государственные
Вузы курска Курские высшие учебные заведения государственные

Какую профессию можно получить, поступив в высшие учебные заведения нашего города. На этой неделе во всех школах региона прозвенит последний...

Слои атмосферы по порядку от поверхности земли
Слои атмосферы по порядку от поверхности земли

Космос наполнен энергией. Энергия наполняет пространство неравномерно. Есть места её концентрации и разряжения. Так можно оценить плотность....

Берестяная трубочка — Михаил Пришвин
Берестяная трубочка — Михаил Пришвин

Жанр: рассказГлавные герои: рассказчик - авторЛюди все меньше времени и внимания уделяют природе, а краткое содержание рассказа «Берестяная...