Развитие слоговой структуры слова для воспитателей. «Использование дидактических игр в работе воспитателя для улучшения слоговой структуры слова дошкольников»

Ольга Акчурина

«Коррекция слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста с использованием дидактических игр»

«. Связная речь как бы вбирает

в себя все достижения ребенка

в овладении родным языком,

в освоении его звуковой стороны,

словарного запаса

и грамматического строя»

Ф. А. Сохин

Одной из значимых задач в работе по обучению в ДОУ и семье является развитие связной речи детей дошкольного возраста : формирование грамматической и фонетико- фонематической компетенции, обогащение и систематизация лексикона. Ребенок с хорошо развитой речью может легко вступить в общение не только со сверстниками, но и с взрослыми, четко выразить свои мысли, задать вопросы. Наоборот же, у ребенка с речевыми нарушениями в возрасте 5-7 лет , когда он уже адекватно оценивает свои возможности, могут появляться комплексы, связанные с его речевыми дефектами.

В рамках реализации годового плана мной был проведен мастер-класс для воспитателей . Целью этого мастер -класса было познакомить педагогический коллектив с системой приёмов и методов коррекции нарушений слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста . Тему я предложила им озвучить самостоятельно после того, как произнесла слова так , как их говорят дети. Некоторые слова вызвали затруднения в их «отгадывании» .

В практической части мастер -класс было выделено два этапа : подготовительный и коррекционный . Были проведены игры с педагогами и на развитие ритмической структуры слова , и на развитие фонематического слуха. Затем были проведены игры, упражнения направленные непосредственно на коррекцию нарушения слоговой структуры слова . Все задания, игры, упражнения выполнялись педагогами с позитивным настроем и искоркой смеха!

Спасибо за внимание!

учитель – логопед

МКДОУ «Детский сад «Колокольчик»

Акчурина Ольга Александровна

Публикации по теме:

Формирование слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста с использованием дидактических игр В методическом пособии изложена система специальных дидактических игр, направленных на преодоление нарушений слоговой структуры слова у.

Формирование слоговой структуры слова у дошкольников ТИПЫ НАРУШЕНИЙ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВА. - Усечение слогового контура слова за счет выпадения целого или нескольких слогов, или слогообразующей.

Индивидуальный план самообразования на 2010–2016 годы «Преодоление нарушений слоговой структуры слов у детей с ОНР» Индивидуальный план самообразования на 2010 - 2016 года Ф. И. О. Курбатова Нина Михайловна Образование: высшее, Московский государственный.

Мастер-класс для воспитателей по проведению игр, направленных на развитие речи детей дошкольного возраста. Мастер – класс для воспитателей по проведению игр, направленных на развитие речи детей дошкольного возраста. Прекрасна речь, когда она,.

Методика формирования звуко-слоговой структуры слова у дошкольников со стертой формой дизартрии Ведущие учёные (Р. Е. Левина, Н. А. Никашина, Г. А. Каше, Л. Ф. Спирова, Г. Е. Чиркина, И. К. Колпоковская, А. В. Ястебова и др.) доказали, что существует.

Методики обследования слоговой структуры слова 1. Методика обследования слоговой структуры слов, предложенная Агранович З. Е. Методика обследования детей 3 лет. Детям предлагается воспроизвести.

Особенности формирования слоговой структуры слова у старших дошкольников с ОНР III уровня Особенности формирования слоговой структуры слова у старших дошкольников с ОНР III уровня. Актуальность нашего исследования обусловлена.

марина лунева
Консультация для воспитателей «Формирование слоговой структуры слова у детей с ОНР»

Работа с невербальным материалом

1. «Узнай музыкальный инструмент » .

Цель : Развитие слухового гнозиса.

Материал : предметные картинки с изображением музыкальных инструментов ; музыкальные инструменты .

Ход : Сначала логопед называет инструменты - дети показывают картинку, затем логопед за ширмой играет на музыкальном инструменте , потом спрашивает, какой инструмент они услышали .

2. «Короткий и длинный звук» .

Цель : Дифференциация длительности звучания неречевых звуков.

Материал : музыкальные инструменты : барабан, дудка, бубен, губная гармошка.

Ход : Логопед говорит, что все инструменты звучат по-разному , предлагает послушать и сравнить : игра на барабане - короткий звук, на дудке - длинный и т. д.

3. «Сколько раз ударили в барабан» .

Цель : Развитие слухового внимания и памяти.

Материал : барабан.

Ход : Логопед бьет в барабан, сколько раз он ударит, столько раз дети хлопают в ладоши.

4. «Воспроизведение ритма » .

Цель : Развитие чувства ритма.

Ход : Логопед предлагает ребенку хлопнуть столько раз, сколько точек на карточке.

Работа на вербальном материале.

1. «Репка» .

Цель : Формирование пространственно - временных представлений. Материал : картонажный настольный театр по сказке «Репка» .

Ход : Предложить ребенку поиграть в сказку и выяснить, кто тянул репку первым? Кто стоял между дедкой и внучкой? Кто стоял за бабкой? и т. д.

2. «Паровоз» .

Цель : Формирование интонационной выразительности речи.

Ход : Дети встают друг за другом, образуя вагоны паровоза.

Логопед : По железной по дороге

Едет - едет паровоз.

Едет - едет паровоз –

Деток далеко повез,

паровоз кричит :

Дети : Ду - ду!

Я иду - иду - иду!

Логопед. А вагоны стучат, а вагоны говорят :

Дети : Так - так -так! Так - так - так!

Логопед : Где первый вагон? (ребенок, который идет впереди произносит : «Ду - ду» , и так поочередно.)

Затем задание усложняется : логопед произносит порядковый номер, а дети должны, услышав свой номер, произнести «Ду - ду» .

Работа над гласными.

1. «Окошко, трубочка» .

Цель

Ручная поза звука Ручная поза звука

[а] «Окошко» . [у]«Трубочка» .

2. «Хоботок, заборчик» .

Цель : развитие органов артикуляции.

Ручная поза звука [о] Ручная поза звука [и]

«Хоботок» «Заборчик»

4. «Произнеси звуки» .

Цель : формирование и закрепление понятия «гласный звук» . Материал : карточки с точками.

Ход : Детям предлагается произнести звук [а] столько раз, сколько точек на карточке.

5. «Хлопни» .

Цель : Развитие концентрации слухового внимания, слухового гнозиса и речеслуховой памяти.

Ход : Произнесите звук А (О, И,У) столько раз, сколько я хлопну в ладоши.

Работа над слогами .

1. «Часики» .

Вариант 1. Рот приоткрыт, губы растянуты в улыбку, кончик языка попеременно касается уголков рта. Указательные пальцы выполняют синхронные движения «влево-вправо» , направление движений пальцев совпадает с движениями языка.

1. «Гармошка» .

Рот широко открыт, язык присасывается к нёбу, нижняя челюсть оттягивается вниз, затем рот закрывается. Руки имитируют игру на гармошке.

2. «Лошадка» .

Рот широко открыт, язык медленно щелкает. Руки синхронно с щелчками выполняют хлопки (удары по коленям) .

Примечание. Упражнение можно усложнить, предложив выполнить : а) заданное количество движений, б) движения в заданном ритме.

3. «Барабан» .

Рот широко открыт, кончик языка «стучит» в альвеолы (д-д-д-д) .

Одновременно выполняются постукивания кулачками рук (сначала правый о левый, затем наоборот) .

4. «Гудит самолет» .

«ы» .

Руки выполняют вращательные движения.

6. «Гудит пароход» .

Губы растянуты, кончик языка зажат между зубами, длительно произносится звук «ы» .

Кисти рук сложены «лодочкой» , большие пальцы подняты вверх, руки выполняют колебательные движения влево и вправо.

8. «На грядке» .

Цель : Развитие слоговых представлений .

Материал : предметные картинки с изображением овощей.

Ход : Что растет на грядке? огу. (рцы, капу. (ста, реди. (ска, ре. (дька, морко. (вка) . Как можно назвать это, одним словом ?

9. «Пальчики здороваются» .

Цель : Развитие мелких движений пальцев рук.

Ход : на каждое соприкосновение пальцев руки с большим пальцем этой же руки произносится слог .

10. «Игра с мячом» .

Цель : Развитие слогового синтеза .

Ход : Логопед бросает мяч и называет звук, а дети возвращают мяч и называют слог с этим звуком (о - сто, у - сту и т. д.)

11. «Сосчитай» .

Ход : Сосчитай, сколько слогов я произнесу (слоги прямые , обратные, со стечением согласных) .

12. «Наращивание слогов » .

Ход : Скажи на один слог больше чем я (са - со.) .

1. «Чистим зубы» .

Вариант 1. Рот широко открыт, зубы обнажены, язык выполняет движения из стороны в сторону, имитирующие чистку зубов (верхних, затем нижних) .

Указательный палец движется синхронно с языком в тех же направлениях.

Вариант 2. Органы артикуляции находятся в том же положении и выполняют те же движения.

Указательный палец движется в направлениях, противоположных движениям языка.

2. «Вкусное варенье» .

Вариант 1. Рот открыт, широкий язык облизывает верхнюю, затем нижнюю губы, двигаясь по кругу.

Указательные пальцы выполняют вращательные движения в тех же направлениях.

Вариант 2. Органы артикуляции находятся в том же положении и выполняют те же движения.

Указательные пальцы движутся в направлениях, противоположных движениям языка.

3. «Бочка» .

Вариант 1. Рот закрыт, напряженный язык упирается то в левую, то в правую щеку.

Кисть левой руки выпрямлена (положение «ребро» , кисть правой руки сжата в кулак и упирается в левую руку (затем наоборот) .

Вариант 2. Органы артикуляции находятся в том же положении и выполняют те же движения.

4. «Качели» .

Цель : развитие органов артикуляции и координации движений рук.

Ход : Вариант 1. Рот широко открыт, язык поднимается вверх, затем опускается вниз.

Выпрямленные руки движутся одновременно с языком в тех же направлениях.

Вариант 2. Язык производит те же движения.

Выпрямленные руки движутся в направлениях, противоположных движениям языка.

5. «Горячий чай» .

Вариант 1. Рот открыт, широкий язык в форме «чашечки» поднят вверх и движется вперед-назад («остужаем горячий чай» ).

Кисти рук соединены в форме «чашечки» , руки движутся синхронно с языком.

Вариант 2. Органы артикуляции находятся в тех же положениях и выполняют те же движения.

Руки движутся в направлениях, противоположных движениям языка.

7. «Телеграф» .

Цель : Развитие слухопроизносительного ритма.

Ход : Дети должны передать слово , отстучав его ритмическую структуру слова : фонтан, паутина, магнитофон. Отстукивают сначала с проговариванием вслух данных слов , затем беззвучно.

8. «Работа» .

Подметает дворник двор,

Убирает дворник сор (наклоны вперед с одновременными рывками рук, имитируя подметание) .

Наш охранник на посту

Смело смотрит в темноту (повороты вправо и влево, приставляя ладонь к глазам) .

А сапожник сапоги

Для любой сошьет ноги («Распашонка» - присесть, встать, выставляя поочередно ногу на пятку).

9. «Разрезные картинки» .

Ход : Разрезать картинки на столько равных частей, сколько слогов в

слове .

10. «Рассели животных по домам» .

Материал : предметные картинки с изображением животных.

Ход : Рассели животных по домам (четырехэтажный - обезьянка, медвежата, черепаха) .

11. «Лишнее слово » .

Материал : Предметные картинки.

Ход : Назови лишнее слово по количеству слогов : мартышка, бегемот, жираф, крокодил.

12. «Длинные и короткие слова » .

Материал : предметные картинки.

Ход : Ребенку предлагается ряд картинок, из них надо выбрать самое длинное слово - название изображенного предмета, самое короткое.

Работа над фразой,

1. «Фишки» .

Материал : фишки, длинные и короткие полоски бумаги.

Ход : У ребенка фишки, перед ним на столе длинная и короткая полоски бумаги. Логопед предлагает послушать слово и определить , длинное оно (звучит долго) или короткое (звучит недолго) . Услышав слово , ребенок кладет фишку соответственно под длинную или короткую полоску. Слова : сук, милиционер, велосипедист, лак, пирамида, щит, учительница, балерина, суп, жук, библиотека, мухоморы, шар.

2. «Птицы» .

Цель : Развитие навыка воспроизводить слоговую структуру слова .

Материал : предметные картинки с изображением птиц.

Ход : Ва - ва - ва - сидит на дереве. (сова) .

Долбит он в лесу сук,

Раздается : тук, тук, тук (дятел) .

С золотистым гребешком

Гордо ходит он кругом (петух) .

На даче в лесу жили разные птицы :

Сороки, стрижи, воробьи и. (синицы) .

Немного я его боюсь

Эта птица - важный. (гусь) .

3. «Строим скворечник» .

Ход : Как называются птицы, которые живут с человеком? (домашние) Назовите этих птиц (гусь, петух, курица) . О домашних птицах заботится человек, а кто заботится о диких птицах? Давайте для них построим скворечник.

Мы строители (прижать руки к груди, затем вытянуть их вперед)

Тук - тук молотком, (ударять кулачками друг об друга, постепенно поднимая руки вверх)

Строим, строим новый дом.

Дом с трубой и красной крышей (поднять правую руку вверх, затем сложить ладони «домиком» ).

Дом большой и видный вышел (поднять прямые руки вверх) .

Дом скворечником зовем

Мы расселим птичек в нем (помахать кистями, имитируя полет птиц) .

4. «Расселим птиц» .

Ход : Нужно расселить птиц по этажам. На первом этаже поселить птиц, в названии которых 1 слог , на втором - 2 слога и т . д. Ворона, гусь, петух, сова, дятел, сорока, синица, курица.

5. Чтение стихотворения с отхлопыванием ритма.

Цель : развитие слухопроизносительного ритма.

Ход : Загудел паровоз!)

И вагончики повез.! !)

Чох - чох - чох, чу - чу - чу!!)

Далеко я укачу!! !)

6. Составление предложений.

Материал : сюжетные картины.

Ход : Что изображено на картине? (паук, паутина, стена) Составьте предложение по картине (На стене висит паутина. Паутину сплел паук.)

7. Игра с мячом.

Цель : развитие слогового анализа .

Ход : Логопед бросает мяч ребенку и называет слово , а дети ловят поочереди, повторяют слово и ударяют об дол мячом столько раз, сколько слогов в названии этого слова .

«Развитие слоговой структуры слова в практике воспитателя»

Учитель-логопед

Куляк Светлана Сергеевна

С каждым годом увеличивается число детей, страдающих тяжёлыми нарушениями речи (ТНР) и системными нарушениями речи (СНР). У большинства из них в той или иной степени присутствует нарушение слоговой структуры слова. Поэтому особую важность приобретает определение правильного соотношения между развитием звукопроизношения и овладением слоговой структурой слова. Коррекция слоговой структуры слова - одна из приоритетных задач в логопедической работе с дошкольниками с тяжёлыми и системными нарушениями речи. Формирование слоговой структуры слова влияет на успешность овладения грамматическим строем речи, усвоения звукового анализа, письма, чтения.

Какие же бывают типы нарушений слоговой структуры слова

1. Нарушение количества слогов:

    Сокращение (пропуск) слога: «моток» - молоток;

    Опускание слогообразующей гласной: «пинино» - пианино;

    Увеличение числа слогов за счет вставки гласных в стечения согласных: «команата» - комната;

2. Нарушение последовательности слогов в слове:

    Перестановка слогов: «деворе» - дерево;

    Перестановка звуков соседних слогов: «гебемот» - бегемот;

3. Искажение структуры отдельного слога:

    Сокращение стечений согласных: «тул» - стул;

    Вставки согласных в слог: «лимонт» - лимон;

4. Уподобление слогов : «кококосы» - абрикосы;

5. Персеверации (циклическое повторение одного слога).

6. Антиципации (замена предшествующих звуков последующими): «нананасы» - ананасы;

7. Контаминации (смешение элементов слов): «кабудка» - конура + будка.

Выделяют следующие типы слоговой структуры слова:

    ива, дети ).

    охота, малина ).

    Односложные ( дом, мак ).

    диван, мебель ).

    банка, ветка ).

    компот, тюльпан ).

    бегемот, телефон )

    комната, ботинки ).

    половник ).

    матрешка ).

    стол ).

    зонт ).

    кнопка ).

    черепаха, пианино ).

Коррекционная работа строится поэтапно и состоит из:

    Подготовительного этапа

    Коррекционного этапа

Рассмотрим более подробно эти этапы.

Подготовительный этап.

I. Формирование пространственных представлений и оптико-пространственной ориентировки

1. Ориентировка в собственном теле

    «Покажи и назови» .

«Покажи части тела, которые будут названы в стихотворении»

Есть на пальцах наших ногти,

На руках - запястья, локти,

Темя, шея, плечи, грудь,

И животик не забудь.

Бедра, пятки, двое стоп,

Голень и голеностоп.

Есть колени и спина,

Но она всего одна.

Есть у нас на голове

Уха два и мочки две.

Брови, скулы и виски,

И глаза, что так близки.

Щёки, нос и две ноздри,

Губы, зубы - посмотри!

Подбородок под губой.

Вот что знаем мы с тобой.

    « Не зевай право-лево называй»

    2. Ориентировка в трехмерном пространстве

    «Кто за кем?» (Игрушки выставляются в колонну и ребёнку задаются вопросы: «Кто впереди? Кто сзади? Кто далеко? Кто близко? Кто между?»)

    «Расставь героев» (Поставь кошку к домику. Поставь Машу между дорогой и забором»).

    «Найди клад» (ориентировка по схемам).

    «Где гудит?» (определение местоположения звука).

    3. Развитие временно-пространственной ориентировки

    «Что сначала, что потом» (вначале попрыгай, потом сядь на корточки, в конце хлопни в ладоши; ребенок выполняет, а затем описывает последовательность своих действий).

    «Расставь по порядку» (части суток, времена года, дни недели, месяцы)

    II. Развитие динамической и темпо-ритмической организации движений

    1.Совершенствование движений моторики: общей, мелкой, артикуляционной

    «Делай как я»

    «Делайте как я», «Продолжайте сами»: 1)Сели - встали, 2) Руки в стороны - на пояс, 3) Нога вперед - назад - в сторону.

    «Умелые ручки»

    1) Кулачки - ладошки, …

    2) Колечки - ушки - рожки, … и т.д.

    Артикуляционные упражнения

    Чередование разных поз органов артикуляционного аппарата: 1) «Лягушка» - «Хоботок» 2) «Лопатка» - «Иголочка».

    2.Развитие чувства темпа

    «Как двигаются животные?»

    «Кулачки - ладошки»

    Дети выполняют движения руками в нужном темпе под стишок:

    Есть у любого два кулачка, стукнул один по другому слегка:
    Стук - стук, стук - стук.
    Ну а ладошки не отстают, следом за ними весело бьют:
    Хлоп
    - хлоп, хлоп - хлоп.
    Кулачки быстрее бьют, до чего стараются:
    Стук
    - стук - стук, стук - стук - стук,
    А ладошки тут как тут, так и рассыпаются:
    Хлоп
    - хлоп - хлоп, хлоп - хлоп - хлоп.

    3.Формирование чувства ритма

    «Гром» (хлопнуть в ладоши громко, либо тихо).

    Графические упражнения на переключение: «Бусы» (например, красный - желтый и т.д.), «Дорожка» (чередование двух-трех геометрических фигур, различных предметов).

    Воспроизведение ритмов с опорой на наглядность, на схемы.

    Воспроизведение заданного ритма на слух: «Постучи на ложках»

    Коррекционный этап.

    I. Работа над гласными

    Произнесение ряда из двух, трех и более звуков:

    в сопровождении символов (А, У, О, И, Ы),

    без зрительной опоры.

    Произнесение ряда гласных с выделением одного из них ударением.

    Узнавание и произнесение ряда гласных по беззвучной артикуляции взрослого.

    Произнесение ряда гласных, изменяя громкость, темп, «настроение» (грустно, радостно, злобно, ласково) голоса.

    Произнести столько гласных, сколько на поляне бабочек.

    Встать, когда прозвучит ряд из двух (1-ого, 3-х) звуков.

    II. Работа с разными типами слогов:

    с общим согласным (например, произносить: та – то – ту – ты );

    с общим гласным ( ка-та-ма-ва);

    обратные слоги (Скажи «ав – ав» столько, сколько точек видишь);

    закрытые слоги, их ряды и пары (различные звукоподражания);

    прямые и обратные слоги с оппозиционными звуками: по твердости - мягкости, звонкости - глухости (та – да, ко – го);

    слоги со стечением ста-сты-сту

    III. Работа над словом последовательно проходим следующие типы слоговой структуры слова:

    Двухсложные из открытых слогов (ива, дети ).

    «Покажи и назови чьи?» Мои коты. Мои маки. Мои киты. и т.д.

    Трехсложные из открытых слогов (охота, малина ).

    «Скажи, что делали дети?» Гуляли, катали, пилили, бегали и т.д.

    Односложные ( дом, мак ).

    «Сколько у тебя?» У меня пять мух. У меня пять лип. и т.д.

    Двухсложные с закрытым слогом (диван, мебель ).

    «Назови что делают?» Ведут, едут, мылят, лепят и т.д.

    Двухсложные со стечением согласных в середине слова (банка, ветка ).

    «Ветка чего?» Ветка ели. Ветка липы. Ветка сосны. и т.д.

    Двухсложные слова из закрытых слогов (компот, тюльпан ).

    «Чего нет?» Нет дубков. Нет комков. Нет бинтов. и т.д.

    Трехсложные слова с закрытым слогом (бегемот, телефон )

    «Сколько у тебя?» У меня пять диванов. У меня пять батонов и т.д.

    Трехсложные со стечением согласных (комната, ботинки ).

    «Повтори и подели слово» Лед-ни-ки, бо-тин-ки, ин-дю-ки и т.д.

    Трехсложные со стечением согласных и закрытым слогом (половник ).

    «Какой?» Ягодный, вафельный, кофейный, танковый и т.д.

    Трехсложные слова с двумя стечениями согласных (матрешка ).

    «Две» У меня две матрёшки, два индейки, две наклейки и т.д.

    Односложные со стечением согласных в начале слова (стол ).

    «Много чего?» Много блюд, много книг, много яхт и т.д.

    Односложные со стечением в конце слова (зонт ).

    «Нет чего?» Нет клинка, нет плитки, нет флейты и т.д.

    Двухсложные с двумя стечениями согласных (кнопка ).

    «Что делаешь?» Я нахожу кнопку. Я покупаю продукт. и т.д.

    Четырехсложные слова из открытых слогов (черепаха, пианино ).

    «Кого (что?) видишь?» Я вижу черепаху. Я вижу пианино. и т.д.

    Игры и упражнения, используемые в процессе отработки слов с различными типами слоговой структуры

    Слоговые дорожки (ребенок говорит слово, наступая на каждый слог на следующий след дорожки).

    Слоговые домики (Количество слогов соответствует количеству этажей в доме - ребенок произносит слово, считает слоги и ставит картинку в нужный дом или нужный этаж).

    «Дом - замок - избушка» (распределение слов в зависимости от количества слогов в данных постройках).

    «Доскажи слово» (подобрать слово к схеме – с опорой на картинки и без них, например, ША _ ; ША _ _)

    «Паровоз» (паровоз состоит из нескольких вагонов, вагоны различаются количеством окон, в зависимости от этого распределяются).

    «Телевизор» (На экране появляются гласные буквы. Ребенку предлагаются картинки. Нужно выбрать картинку, соответствующую схеме на экране. Например, на экране буквы О А. И картинки на выбор: дом, груша, роза).

  • IV . Работа над словосочетаниями, предложениями, текстами

    «Подбери предмет и повтори» (Взрослый начинает, ребенок заканчивает, а затем повторяет словосочетание.

    Например, горячий … (чай), круглый … (мяч), трусливый … (заяц) и т.д.

    «Снежный ком» (ребёнок рисует круги по количеству слов в предложении. Например: Самолёт. Летит самолёт. Летит быстрый самолёт. Летит быстрый, белый самолёт. ).

    Работа над чистоговорками, потешками, прибаутками, стихами.

  • Помните, вся работа над слоговой структурой слова осуществляется последовательно - переход к более сложной слоговой структуре осуществляется по мере усвоения слов предыдущего типа.

    Используйте в своей практике предложенные методы и приёмы развития слоговой структуры слова, ведь именно вы вносите ощутимый вклад в развитие личности своего ребёнка.


Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Теремок» п. Березовый Солнечного муниципального района Хабаровского края

Мастер – класс для педагогов

Организовала и провела
Учитель-логопед Докукина Е.В.
2015г.
Мастер – класс для педагогов
Игровые приемы в работе над слоговой структурой слова.
Цель мастер – класса: повысить профессиональное мастерство педагогов – участников мастер – класса в процессе активного педагогического общения по проблеме устранения нарушения слоговой структуры слов путём теоретических аспектов и игровой практикой.
Задачи:
1.Использовать в работе воспитателя по коррекции нарушений слоговой структуры слова новые современные ИКТ.
2.Соблюдать принципы коррекционной работы, направленные на преодоление нарушений слоговой структуры слова, для достижения наиболее эффективных результатов.
3.Вовлечь педагогов в совместную игровую деятельность, вызывая интерес к данной проблеме.
4.Побуждать педагогов использовать в своей работе новые формы и методы работы, воспитывать положительный эмоциональный настрой и интерес ребенка к занятию.
Оборудование: картинки с предметами, игровые пособия, проектор, интерактивная доска, ноутбук, интерактивные игры.
Раздаточный материал: листы бумаги, на которых написано слово – «Информация», мяч, барабан, бубен, металлофон, палочки; фишки, длинные и короткие полоски бумаги; игры: «Путешествие на воздушном шаре», «Собери бусы», «Магазин», «Поезд», «Собери пирамидку».
Ход мастер – класса.
1. Организационный момент.
Послушайте стихотворение.
Гастроном
Если взять большое слово,
Вынуть буквы, раз и два,
А потом собрать их снова,
Выйдут новые слова.
Поиграйте раньше с нами,
А потом садитесь сами.
Вот из слова ГАСТРОНОМ
Вышел важный АСТРОНОМ.
Вышел МАГ и вышел ГНОМ.
А за ними АГРОНОМ.
Мост построен на реке,
ГРОМ грохочет вдалеке,
С нижней палубы МАТРОС
От причала тянет ТРОС…
Сверху летчику виднаВся родная СТОРОНА.
А теперь попробуйте составить из слова ИНФОРМАЦИЯ как можно больше слов (у каждого участника карточка со словом).
2. Объявление темы мастер-класса.
Я должна вам сообщить тему нашего мастер - класса, но хочу, чтобы мы с вами вместе сформулировали её. Сейчас я вам покажу картинки и произнесу слова так, как называли дети эти слова:
АВТОБУС - «татобу»
ПОМИДОР - «мидор»
КАСТРЮЛЯ - «кастуля»
ОБЕЗЬЯНА - «бизяна»
КЛУБНИКА - «лубика»
ТАРЕЛКА - «талерка»
Может быть, вы догадались, что случилось со словами? (Нарушался контур слова, были переставлены звуки, слоги, выпущены слоги из слова.) Да, нарушалась в целом слоговая структура слова.
3.Теоретическая часть.
Одним из основных показателей готовности ребенка к успешному обучению в школе является правильная, хорошо развитая речь. Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Поэтому так важно заботиться о своевременном формировании речи детей, о ее чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения, которыми считаются любые отклонения от общепринятых норм данного языка.
В норме, дети уже в 3 года обнаруживают способность воспроизводить структуру слова по законам благозвучия, а языковая «чувствительность» к благозвучным канонам заложена в ребенке изначально, с рождения. В 1,5-2 года ребенок с еще несформировавшимся звукопроизношением может сказать «малялеть» - самолет.
В возрасте 4-5 лет указанные явления являются сигналом стойкого нарушения слоговой структуры слова, и в таком случае ребенку требуется помощь специалиста-логопеда.
При нарушении слоговой структуры у детей отмечаются типичные нарушения:
элизии (сокращения, пропуск слогов) («апельсин – писин, телевизор – тизий, капуста – пута»);
итерации (увеличение числа слогов за счет добавления слогообразуемой гласной) («чемодан – чиманадан, трава - тарава»);
антиципации (уподобление одного слога другому) («автомат – татамат), отдельные перестановки слогов и звуков («малоток – маталок, тамалок»);
сокращение стечений согласных звуков («шкаф – каф, бант – бат»);
искажения многосложного слогового состава незнакомого слова («магнитофон - мигифон», папоротник - папиик)
Маленькие дети могут переставлять, пропускать слоги в сложных по своей структуре словах. Если это нарушение проявляется каждый раз в одном и том же слове, необходимо на этом акцентировать внимание малыша, дать ему правильный образец, т.е. в медленном темпе произнесите слово сами, а потом вместе с ребенком до тех пор, пока он не сможет сказать его самостоятельно. Если ребенок переставляет слоги во многих словах, даже простых, (например, произносит «онга» вместо нога, «писось» вместо пылесос) необходимо заниматься с ребенком по преодолению этого нарушения. Искажение слоговой структуры слова у дошкольника старше 4-х лет свидетельствует о нарушении фонематического слуха и нарушении ритмической стороны речи.
4.Практическая часть.
- Все мы любим, играть в различные игры, а дети особенно. Сегодня я бы хотела вам показать, как можно играя, учить, корректировать и овладевать слоговой структурой слова.
Предлагаю вашему вниманию Игровые приемы, предназначенные для коррекции нарушения слоговой структуры слова.
Упражнение «Повтори так же»
Цель: учить воспроизводить заданный ритм.Материалы: мяч, барабан, бубен, металлофон, палочки.Ход упражнения: Логопед задаёт ритм с одним из предметов, ребёнок должен повторить так же.
Упражнение «Длинное – короткое»
Цель: учить различать длинные и короткие по звучанию слова.Материал: фишки, длинные и короткие полоски бумаги, картинки.Ход упражнения:Вариант 1. Логопед произносит слова, ребёнок кладёт фишку на длинную или короткую полоску.Вариант 2. Ребёнок называет слова на картинках и раскладывает их на две группы: к длинной полоске и к короткой.
Упражнение «Сосчитай, не ошибись»
Цель: закреплять умение детей делить слова на слоги.Материал: картинки, карточки с цифрами. Ход упражнения: Логопед показывает картинки, дети показывают цифру, соответствующую количеству слогов в слове (вариант усложнения – цифру ударного слога).
Игра «Конец слова за тобой»
Цель: учить синтезировать слова из слогов.Материал: мяч.Ход игры: логопед начинает слово и бросает мяч ребёнку, он добавляет одинаковый слог ША: ка…, ва…, Да…, Ма…, Ми…
Игра «Путешествие на воздушном шаре»
Цель: закреплять умение делить слова на слоги, закреплять правильное произношение звуков в словах с разной слоговой структурой, упражнять в соотношении количества слогов в слове с цифрой.
Ход игры: детям предлагается определить количество слогов в слове (картинка) и вставить картинку в корзину воздушного шара так, чтобы количество слогов в слове соотносилось с той цифрой, которая указана на корзине воздушного шара, четко произнося слово по слогам.
Игра «Собери бусы»
Цель: учить подбирать слова (бусины) согласно слоговой схеме, формировать навык слогового анализа слов.
Ход игры: детям предлагается собрать бусы, согласно схеме

Игра «Словесная дорога».
На столе выложена дорожка из предметных картинок. По заданию логопеда (воспитателя) дети поочередно продвигают игрушечную машину до загаданного им слова.

Логопед (воспитатель) может просто отхлопать количество слогов, а ребенок прокатить машину до того слова, которое соответствует заданному количеству слогов (3 хлопка--- нужно доехать и остановиться на 3-хсложном слове). На смену одному ребенку приходит другой и т. д.
Задание можно изменить. Логопед (воспитатель) называет первый слог, а остальные отхлопывает. Ребенок должен догадаться, какое слово загадал педагог и «доехать» до соответствующей картинки (ИЗ –ХЛОП-ХЛОП --- ИЗБУШКА)
Усложняем задачу. Теперь нужно отгадать слово по второму слогу, остальные слоги отхлопываются (ХЛОП-РЁШ-ХЛОП--- МАТРЁШКА). А теперь предложим детям распознать слово по хлопкам и последнему слогу (ХЛОП-ХЛОП- ГАЙ--- ПОПУГАЙ)
3. Карточки- проверялочки.
Детям раздаются карточки с изображением 4-х слов. Одно слово по количеству слогов отличается от остальных (например, среди двусложных слов одно трехсложное). Детям следует зачеркнуть фломастером одно «лишнее» словечко. (Карточки находятся в полиэтиленовых пакетах-файлах, поэтому фломастер впоследствии легко стереть).

Игра «Магазин».
Детям раздаются карточки, имитирующие денежные купюры, со слоговыми схемами на них. В качестве товаров используются предметные картинки, муляжи или реальные предметы. Логопед (воспитатель) играет роль продавца. Дети (покупатели) встают в очередь и выбирают товар соответственно слоговой схеме на своей купюре.

Игра «Поезд»
Цель: учить подбирать слова с заданной слоговой схемой.Материал: поезд с вагончиками, набор предметных картинок, схемы слоговой структуры слов.Ход игры: детям предлагается помочь «рассадить пассажиров» в вагоны в соответствии с количеством слогов.
Игра «Пирамида»

Цель: закреплять умение анализировать слоговой состав слова.Материал: набор предметных картинок, графическая модель пирамидыХод игры: ребёнок должен расположить картинки в заданной последовательности: одно вверху – с односложным словом, два в середине – с двухсложными словами, три внизу – с трёхсложными словами.
Упражнение «Подбери слово»

Цель: закреплять умение анализировать слоговую структуру слов.Материал: предметные картинки, карточки со схемами слоговой структуры. Карточки со словами (для читающих детей).Ход упражнения: Вариант 1. Ребёнок подбирает схемы к картинкам.Вариант 2. Ребёнок подбирает картинки к схемам.
5.Рефлексия.
Воспитатели делятся своими впечатлениями мастер – класса (вопросы записаны на бумажных облаках).
1. Что я сегодня узнала нового?
2. Что для меня было интересно?
3. Я приобрела…
4. Я поняла, что…
5. Теперь я могу…
6. Что меня удивило?
7. Что я возьму для своей работы?
Литература:
Агранович З.Е. Логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов у детей. СПб: Детство-Пресс, 2000.
Большакова С.Е. Преодоление нарушений слоговой структуры слова у детей. Москва: Сфера, 2007.
Волина В.В. Учимся играя. Екатеринбург: Арго,1996.
Козырева Л.М. Мы читаем по слогам. Комплекс игр и упражнений для детей 5 – 7 лет. Москва: Гном и Д, 2006.
Курдвановская Н.В., Ванюкова Л.С. Формирование слоговой структуры слова. Москва: Сфера, 2007.
Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников. СПб: Союз,1999.
Лопухина И.С. Логопедия. Москва: Аквариум, 1996.
Ткаченко Т.А. Коррекция нарушений слоговой структуры слова. Москва: Гном и Д, 2001.
Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада. Москва: 1991.
Четверушкина Н.С. Слоговая структура слова. Москва: Гном и Д, 2001.


Приложенные файлы

Дмитриева Светлана Александровна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №23 "Брусничка"
Населённый пункт: г.Ханты-Мансийск
Наименование материала: статья
Тема: "Система коррекционной работы по преодолению нарушений слоговой структуры слов у детей"
Дата публикации: 09.02.2017
Раздел: дошкольное образование

Система коррекционной работы по преодолению нарушений

слоговой структуры слов у детей


Дмитриева Светлана Александровна
Должность:
учитель-логопед
Учебное заведение:
МБДОУ № 23 «Брусничка» (дополнительный корпус)
Населенный пункт:
Ханты-Мансийск
Наименование материала:
Статья
Тема:
Система коррекционной работы по преодолению нарушений слоговой структуры слов у детей
Дата публикации:
09.02.2017
Раздел:
Дошкольное образование Среди разнообразных нарушений речи в дошкольном возрасте наибольшую сложность для коррекционной работы представляет такое особое проявление речевой патологии, как нарушение слоговой структуры слов. Этот дефект речевого развития проявляется в трудностях произношения слов сложного слогового состава (нарушение порядка слогов в слове, пропуски, добавления слогов и звуков). Нарушение слоговой структуры слов выявляется при логопедическом обследовании у детей с общим недоразвитием речи, оно также может быть и у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием. Диапазон нарушений достаточно широк: от незначительных трудностей произношения слов в условиях спонтанной речи до грубого нарушения повторения ребенком 2-3 слов без стечения согласных даже с опорой на наглядность. При анализе анамнестических данных детей, страдающих нарушением слоговой структуры слов, отмечается задержка развития речи в раннем возрасте. Первые слова аномальной детской речи можно классифицировать следующим образом: 1. Правильно произносимые слова: мама, дай. 2. Слова-фрагменты: моко (молоко). 3. Слова-звукоподражания, обозначающие предмет, ситуацию, действие: би-би. 4. Абрисы слов: па-па-та (лопата). 5. Слова, которые совсем не напоминают слова родного языка. Нарушение слоговой структуры слова наблюдается у детей с патологией речевого развития в течение многих лет. По мере развития речи оно может постепенно изживаться, но всегда обнаруживает себя, как только ребенок сталкивается с новой звуко-слоговой и морфологической структурой слова. Недостаточная степень коррекции нарушений слоговой структуры слова в дошкольном возрасте может привести к возникновению дислексии и дисграфии в школьный период, а также вызывает появление так называемых вторичных психических наслоений, связанных с их более или менее болезненным переживанием. Коррекционная работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов складывается из развития рече-слухового восприятия и речедвигательных навыков. В коррекционной работе можно выделить два этапа:
подготовительный
(работа проводится на невербальном материале; цель – подготовить ребенка к усвоению ритмической структуры слов родного языка) и
коррекционный
(работа ведется на вербальном материале; цель – непосредственная работа по коррекции дефектов слоговой структуры у конкретного ребенка).

Подготовительный этап.
На этом этапе ребенку предлагается выполнить ряд заданий:  Игры и упражнения на развитие концентрации слухового внимания, слухового гнозиса и слуховой памяти на материале неречевых звуков («Где позвонили?», «Узнай музыкальный инструмент по звуку», «Сколько раз ударили в барабан?»).  Работа над ритмом (сначала над простым, затем, над сложным). Детям предлагаются различные способы воспроизведения ритма: отхлопывание в ладоши, отстукивание ладонью по столу, оттопывание ногой, отстукивание мячом об пол с использованием музыкальных инструментов: барабана, бубна, металлофона. Виды работ: 1) Сравнение ритмов: / //, // // / /; 2) Узнавание ритмов и соотнесение их с определенным ритмическим рисунком; 3) Воспроизведение определенного ритма по образцу логопеда, по заданному ритмическому рисунку; 4) Задания с использованием ударения для выделения части ритмического рисунка: / //, ////; 5) Произвольное воспроизведение ритма ребенком с последующей записью ритмического рисунка символами; 6) Воспроизведение долгих звуков (дудка, губная гармошка – символ -) и коротких (барабан, бубен – символ +). Ритмический рисунок может быть следующим: -+, ++- и т.д.  Формирование общей координации движений под ритмичную музыку: маршировка, ходьба, легкий бег (эти виды работ можно проводить и на музыкальных занятиях, и на логоритмике, если коррекция осуществляется в условиях логопедического дошкольного образовательного учреждения).  Упражнения на развитие динамического праксиса рук: выполнение движений (левой, правой рукой, двумя руками) по образцу, по словесной инструкции, под счет: кулак – ребро, ребро-ладонь-кулак.  Упражнения на развитие координации рук: выполнение одновременных движений: кулак (левая рука) – ребро – (правая рука) и т.п.  Упражнения на переключения (графические): .+.+, о-о- (виды работ, способы предъявления заданий выбираются с учетом возраста, интеллектуального и речевого развития ребенка.
2.

Коррекционная работа на вербальном материале.
Работа проводится на разных уровнях. 
Уровень гласных звуков.
Виды работ: 1) Пропевание серий звуков с четкой артикуляцией, повторение звуков, чтение букв: А, У, И, О; АУ, ИА; АУИ, ИУА; АИУА, ИУАО; АИА, ИАИ; 2) Те же задания с выделением ударного звука:
А
УА, А
У
А, АУ
А
; 3) Узнавание серии звуков по беззвучной артикуляции и произнесение их голосом; 4) Логопед отстукивает ритм: ребенок должен в соответствии с ритмом произнести гласный звук следующим образом: ааа, ааа, ааа. 
Уровень слогов.

Данные виды работ целесообразно проводить на этапе автоматизации и дифференциации отрабатываемых логопедом звуков: 1) Сосчитать, сколько слогов логопед произнес (слоги прямые, обратные, со стечением согласных); 2) Назвать ударный слог в цепочке услышанных слогов; 3) Наращивание слогов: «скажи на один слог больше, чем я» (са-со…); 4) Уменьщение слогов: «скажи на один слог меньше, чем я» (са-со-су…); 5) Чтение цепочек слогов: са-со-су-сы, са-са-со, са-ас-са; 6) Чтение и повторение серии слогов: а-са, а-со, а-со, а-сы; и-сы, и-со, и-су, и-сы… 7) Запомнить и повторить: са-со-со, со-са-са, со-са-со, са-со-са (аналогично – с ударением на каком-то слоге); 8) Повторение, чтение слогов со стечением согласных: ста, сто, сту, сты; аст, ост, уст, ист; а-ста, и-сто, и-сту, и-сты; са-ста, со-сто, су-сту, сы-сты… 9) «придумай цепочку из стольких слогов, сколько точек выпадет на кубике, запиши их»; 10) Придумать слог к схеме: СГ, ГС, СГС, ССГ, ГСС; 11) «скажи наоборот» (игра с мячом): са – «ас», тса – «аст»; 12) Беглое чтение слоговых таблиц с прямыми, обратными слогами, со стечением согласных. 
Уровень слова.
При обработке слов различной слоговой структуры надо учитывать следующее: 1) Структура слова расширяется за счет конструкций, уже имеющихся в речи ребенка; 2) Формирование слоговой структуры слов ведется на основе определенных схем слов, которые закрепляются как изолированно, так и в составе фразы; 3) В наиболее тяжелых случаях следует начинать с вызывания или закрепления имеющихся слов-звукоподражаний. Особое внимание следует уделять повторению звукоподражаний, что создает определенные возможности для усвоения слогового ряда (например, ав-ав-ав); 4) Переход к двусложным словам осуществляется с помощью уже усвоенных простых слоговых конструкций. Детям предлагаются двусложные слова типа: СГ+СГ с одинаковыми повторяющимися слогами (мама, баба). Порядок отработки слов с различными типами слоговой структуры, цель которой в уточнении контура слова, предложен Е.С. Большаковой. Используя пособие Е.С. Большаковой, в процессе отработки слов с различными типами слоговой структуры можно проводить следующие виды работ. Фонематический и слоговой анализ слов:  Игра «Телеграф»: «передать слово, отстучав его ритмическую структуру (количество слогов);  Игры на деление слов на слоги: ударить мячом об пол столько раз, сколько слогов в слове, удары сопровождаются четким произнесением слогов;  Деление слов на слоги, произнесение слогов с одновременным выполнением действия (нанизывание колец на стержни), сравнить слова: где колец больше, то слово длиннее;  Ребенок записывает цифру, обозначающую количество слогов в слове (слова диктует логопед);
 Разбор слова с количественным и качественным анализом его звукослогового состава;  Разбор слова по схеме: сколько слогов, какой первый, последний, какой слог стоит перед слогом, после слога, между слогами;  «разрезные картинки»: разрезать картинки на столько равных частей, сколько слогов в слове, подписать, назвать каждый слог;  «рассели животных по домам»: одноэтажный дом – кот, двухэтажный – лиса Каждый слог записать на отдельный этаж дома);  Игра с мячом: дети передают друг другу мяч и одновременно называют слог какого-то слова;  Объяснить значение слова пароход: из каких двух слов оно образовано;  Исправить ошибку в словах: мотолок, моколо (слова произносятся логопедом неправильно; слова написаны неправильно. Если трудно, то в помощь дается предметная картинка);  Назвать лишнее слово: мартышка, бегемот, жираф, крокодил;  Что изменилось в слове: лис-лиса-лисица;  Ребенку предлагается ряд картинок (слов), из них выбрать самое длинное слово, самое короткое, назвать одинаковые по количеству слогов слова;  Логопед показывает картинки, а дети должны показать цифру, обозначающую ударный слог в словах;  Анализ слов: изменилось ли количество слогов в слове с появлением новой буквы (звука): низ – вниз, шил – сшил;  Чтение слов, лишенных смысла, отхлопывание ритмической структуры слова (например, аоракадаора);  Какие слова рифмуются, а какие – нет? Анализ количества слогов в них (рак – бак, зайка – зазнайка);  Найти слово, которое по слоговой структуре не похоже на все остальные: рак-бак- так-банан);  Найти одинаковые 3 буквы в словах: парик, пар, парикмахер, парикмахерская, пароход. Объединить слова в 2 группы по смыслу. Найти самое длинное слово, самое короткое. Объяснить значение слов. Фонематический и слоговой анализ слов:  Дополнить данный слог одинаковым слогом ША: ма…, ка… .  Ребусы: коф-, лас-, кос-.  Из кубиков «построить» слово, соединив их стрелками: мо→ло→ко  Из двух слов собрать одно: лед, колоть (ледокол);  Логопед произносит слово медленно по слогам: со…ба…ка, а ребенок угадывает все слово;  «разрезные картинки»: ребенку дается задание сложить картинку, которая разрезана на столько частей, сколько слогов в слове. Ребенку объясняется, что если сложить картинку неправильно, то слоги поменяются местами и слово потеряет смысл;  Образовать слово по аналогии (упражнение на словообразование): дом – домик, кот-… (какой слог появляется во всех словах?);  Дополни слово подходящим слогом: земляни…, смороди…;  Дописывание названий к картинкам: маши…, куби…;  Выбрать слоги из таблицы и составить слова: Маша, лапа, ура, уши, рама, наши ма ра на ша у ла ши па
 Из карточек, на которых написаны слоги, составить слова, лишенные смысла, прочитать их. Смешанные упражнения на анализ и синтез слов.  Поменять слоги местами, составить слово: рады- дыра, сосна-насос;  Образовать новое слово из первых слогов двух слов: чайник + чайка; малина + машина: мама;  Один ребенок произносит по слогам медленно, а другой называет это слово целиком: пу…го…ви…ца – пуговица. Фонематические представления.  Разложить картинки под схемы: ___, ___ ___, __ __ __.  Построить дома, поселить туда любые слова (на каждый «этаж» вписывается один слог) Во Зи ро Рак ма та  Придумать родственные слова к слову снег (снежок, снежинка, снеговик и т.д.);  Назвать любое слово, придумать слово на 1 слог длиннее (короче); аналогичное задание с картинками (выбор картинок);  Придумать слова, состоящие из 1, 2, 3, 4 слогов;  Цепочка слов (дети придумывают следующее слово): тиг
ры

ры
ба-…;  Закончи слово: ла….., ла….., ла….. .  Придумать слова, заканчивающиеся на
чок
(каблучок, сверчок);  Придумать имена куклам, состоящие из 2 и 3 слогов. «Подари им вещи, состоящие из 2 и 3 слогов» (используются картинки). «Почему никому не подарили плащ и босоножки?»;  Придумать слова, соответствующие ритмическому рисунку: /; //; ///; ////;  Придумать конец слова: ма…, ку…;  Придумать чистоговорку: шо-шо-шо – хорошо, ши-ши-ши -…(по аналогии);  Подобрать рифму к словам: мак – гамак, зайка - …;  Разложить картинки на две кучки: кто это? Что это? Объяснить значение слов: строитель, строительство; парик, парикмахерская, парикмахер; водопровод, водопроводчик; часы, часовщик; милиция, милиционер. Отметим, что в ходе отработки слов различной слоговой структуры следует обязательно обращать внимание на смыслообразующую роль фонем и семантику слов. Слоговая структура слов на материале чистоговорок, предложений, стихов, текстов. В пособии Е.С. Большаковой представлен речевой материал (чистоговорки, предложения), состоящий из слов различной слоговой структуры. Детям можно предложить следующие задания в зависимости от этапа коррекционной работы: 1. Заучивание чистоговорок (с различными типами слогов в словах): Ша (3 раза) – наша Маша хороша; Аш (3 раза) – дайте карандаш; Ошка (3 раза) – на окошке кошка. Детям предлагается хлопать в ладоши на каждый слог или определенный звук (в зависимости от задачи); 2. Придумать чистоговорку самому: са-са-са - …; 3. Заучивание речевок, выполнение движений в процессе речи;
4. Чтение простых стихов, чистоговорок, предложений, текстов сопряженно со взрослым; 5. «Телеграф»: передать другому телеграмму: «Я иду домой»: / // // (отстучать ритмическую структуру слов в предложении); 6. Чтение стихов, рассказов с отстукиванием ритма: - Гуси, гуси! - Га-га-га! - Есть хотите? - Да-да-да! 7. Пропевание распевок с четкой ритмической структурой под музыкальное сопровождение: ко-ко-ко (2 раза) – не ходите далеко; 8. Договорить предложение: на солнышке греется котё…, на него смотрит ще…; у мышки детеныш – мышо…, у лисы – лисё… . Какой одинаковый слог прибавляется? 9. Составление предложений со словами сложной слоговой структуры по предметным и сюжетным картинкам; 10. Упражнение на управление словами сложной слоговой структуры: Это кто? – Это регулировщик. Нет кого? – нет регулировщика. Помоги кому? – регулировщику. Вижу кого? – вижу регулировщика. Говорю с кем? – говорю с регулировщиком. Говорю о ком? – говорю о регулировщике. 11. Выбрать из 3 слов то, которое подходит по рифме: Шепчет ночью мне не ушко сказки разные… (перина, подушка, рубашка); 12. Придумать рифму к рифмованным строкам самостоятельно: где весною было пусто, летом выросла… (капуста); собираем мы в лукошко очень крупную… (картошку); 13. Чтение предложений по слогам (на слоги предложения разбиваются логопедом); 14. Чтение текстов по слогам; 15. Чтение предложений и текстов по слогам с самостоятельным делением слов на слоги. Приведенные выше слогоритмические упражнения направлены на коррекцию слоговой структуры слов. Конкретные виды работ логопед будет выбирать самостоятельно в зависимости от уровня речевого и интеллектуального развития ребенка, его возраста и вида речевой патологии. Кроме того, параллельно с работой над слоговой структурой слов ведется работа и над звуконаполняемостью слов, коррекцией звукопроизношения, так как решающим фактором в правильном формировании слова с точки зрения его произношения являются слоговая структура и звуковой состав. Как показали исследования Г.М. Ляминой относительно речи в норме, со стороны взрослого требуется от 70 до 90 повторений нового слова, чтобы это привело к употреблению слова самим ребенком. Естественно предположить, что ребенок с недоразвитием речи на 1-ом этапе обучения нуждается в большем числе повторений. Поэтому работа по коррекции слоговой структуры слов должна вестись длительно с учетом принципа от простого к сложному, системности в подаче материала, ведущей деятельности ребенка (занятий в игровой форме) и принципа наглядности.

Последние материалы раздела:

Ол взмш при мгу: отделение математики Заочные математические школы для школьников
Ол взмш при мгу: отделение математики Заочные математические школы для школьников

Для учащихся 6-х классов: · математика, русский язык (курс из 2-х предметов) - охватывает материал 5-6 классов. Для учащихся 7–11 классов...

Интересные факты о физике
Интересные факты о физике

Какая наука богата на интересные факты? Физика! 7 класс - это время, когда школьники начинают изучать её. Чтобы серьезный предмет не казался таким...

Дмитрий конюхов путешественник биография
Дмитрий конюхов путешественник биография

Личное дело Федор Филиппович Конюхов (64 года) родился на берегу Азовского моря в селе Чкалово Запорожской области Украины. Его родители были...