Советские бронепоезда. Бронепоезда и бронедрезины

Бронепоезд не имел площадки ПВО. ТТХ бронепоезда: бронепаравоз ВС-60, который не имел вооружения (количество осей – 4; масса – 126 т; бронирование – 8-16 мм, команда – 10 человек); артиллерийские площадки – две ВС-60 (количество осей — 4; масса – 67 т; бронирование – 8 — 16 мм; вооружение – две 76,2-мм пушки образца 1902 г, два пулемета «Максим» в башнях и четыре по бортам, боезапас орудий – 540 выстрелов, боезапас пулеметов — 10 тыс. патронов; команда – 30 человек).

Бронепоезд БП-35 разработан военным складом № 60 (позднее бронерембаза НКО № 6) в г. Брянске. Серийный выпуск начался в том же году на брянском машиностроительном заводе «Красный Профинтерн». К началу Великой Отечественной войны Красная Армия получила 47 таких бронепоездов. ТТХ бронепоезда: длина состава – 58 м; бронепаравоз ПР-35; артиллерийские площадки – 2 ПЛ-35 (по два 76-мм орудия обр. 1902/30 г.) или 2 ПТ-35 (с одним 107-мм орудием обр. 1910/30 г); зенитные площадки – СПУ-БП.

В августе-сентябре 1941 г. по чертежам, разработанным на Полтавском паровозоремонтном заводе, было построено 20 бронепоездов по типу близких к БП-35. Они были проще в изготовлении и имели более надежную броневую защиту. ТТХ бронепоезда: бронепаравоз – НКПС-42; артиллерийские площадки – 2 НКПС-42; зенитное вооружение – строенные ПВ-1.

Бронепоезда типа ОБ-3: «Полководец Суворов» №707

Бронепоезд ОБ-3 состоял из четырех двухосных бронеплощадок и бронепаровоза, который располагался по середине состава. Для внешней связи устанавливалась радиостанция – 71-ТК-1, 71-ТК-З или английская №-9. Для связи между вагонами и паровозом весь состав оборудовался телефоном и переговорными трубами корабельного типа. Электроэнергия для освещения вырабатывалась турбогенератором, установленным на паровозе, а для отопления состава в холодное время имелась система труб с подачей пара от котла. Всего было построено 63 бронепоезда, в т.ч. 10 в 1941 г. («Ковровский большевик», «Челябинский железнодорожник», «Южно-уральский железнодорожник» и др.), в январе 1942 г. – 12 («Василий Чапаев», «Кзыл Татарстан», «Вперед, на запад!» и др.), в феврале 17 («Сталинский Урал», «Свердловский железнодорожник», «Советская Сибирь», «Железнодорожник Кузбасса», «Победа», «За Родину!», «Сибиряк-Барабинец» и др.) и в марте 26 («Лунинец», «Комсомол Чувашии», «Сибиряк», «Металлург Кузбасса», «Североказахстанец», «Сталинец», «Москвич» и др.). ТТХ бронепоезда: бронепаровоз – НКПС-42; артиллерийские площадки – 4 ОБ-3; зенитные площадки – 2 ПВО-4.

В конце 1941- начале 1942 г. в Крыму в железнодорожных мастерских и на судостроительных заводах из запасов корабельной брони и морского вооружения было построено 7 бронепоездов. Два их них, «Войковец» №1 и «Керченский рабочий» №74 («Смерть немецким захватчикам») родились в Керчи на металлургическом заводе им. Войкова, три – построены на Севастопольском морском заводе им. Орджоникидзе — «Железняков» №5, «Орджоникидзевец» и «Севастополец» №3. Силами рабочих Кумыш-Бурунского железнорудного комбината был построен башенный бронепоезд «Горняк». Железнодорожниками станции Сараголь и предприятиями г. Феодосии был построен бронепоезд «Смерть фашизму!» №2. «Войковец» состоял из забронированного паровоз «Ов-4209» и двух бронеплатформ, на которых пушки (четыре 76-мм) устанавливались на тумбах, за броневыми щитами. Бронепоезд имел десять пулеметов. «Керченский рабочий» состоял из паровоза серии «Од» (бронированного щитами толщиной 15 — 20 мм), двух четырехосных платформ с амбразурами в боковых стенах (бронированных двойными металлическими листами толщиной 8 — 12 мм, в промежуток между которыми заливался бетоном толщиной 100 мм), одной двухосной платформы ПВО.

На бронеплатформах было установлено по два 75-мм орудия с вращающимися на 360° башнями. На платформе ПВО — два полуавтоматических зенитных орудия и два крупнокалиберных пулемета. «Горняк» имел четыре 76-мм орудия 8-К, расположенных в граненых башнях на крышах броневагонов. Кроме орудий бронепоезд имел 6 пулеметов. «Смерть фашизму» состоял из бронепаровоза «Од-1694», двух четырехосных бронированных полувагонов, и контрольной платформы. Бронирование производилось двойными листами котельного железа с заливкой промежутков 100-мм бетоном. Вооружение: 2 орудия, 2 миномета, 9 пулеметов. «Железняков» — состоял из паровоза серии «Ов» и четырех четырехосных бронеплощадок, созданных из бронированных сваренных листов и армированных бетонной заливкой. Вооружение – три корабельные башенные установки 34-К с орудиями калибром 76,2-мм, два зенитных орудия 76-мм обр. 1902/1930, 8 минометов, 15 пулеметов. «Орджоникидзевец» состоял из забронированного паровоза «Ов-4209», четырех бронеплощадок на четырехосных платформах. Вооружение – корабельные башенные установки 34-К с 76,2-мм орудиями, 76-мм орудия 8-К, минометы, зенитные пулеметы 12,7-мм ДШК, пулеметы «Максим». «Севастополец» имел две бронеплощадки, вооруженные 76-мм орудиями 8К.

Бронепоезд образца 1941 г. был построен в количестве 5 единиц. ТТХ бронепоезда: бронепаровоз – ПР-43; артиллерийские площадки – две ПЛ-42; зенитные площадки – две ПВО-4.

Бронепоезд был разработан в 1942 г. Всего было построено 27 бронепоездов. Бронепаровоз размещался в середине поезда, по две бронеплощадки по обеим сторонам бронепаровоза, по одной зенитной площадке по концам поезда, две-четыре контрольные платформы в начале и конце поезда. В состав бронепоезда входили 1-2 бронеавтомобиля БА-20 или БА-64, приспособленных для движения по железной дороге. К бронепоездам этой серии в частности относятся: «Москва», «Московский метрополитен», «Салават Юлаев», «Уфа» ТТХ бронепоезда: бронепаровоз – ПР-43; артиллерийские площадки – 4 ПЛ-43; зенитные площадки – 2 ПВО-4.

Зенитные бронепоезда в своем составе не имели артиллерийских площадок. Они включали в себя: огневые взводы среднего калибра — три 76,2-мм зенитных орудия с приборами управления зенитным огнем ПУАЗО-3 и дальномером; огневые взводы малого калибpa — две 37-мм автоматические зенитные пушки; пулеметный взвод — три крупнокалиберных пулемета ДШК. Все вооружение размещалось на бронеплощадках ПВО. При сопровождении эшелонов огневые средства бронепоезда рассредоточивались по всему грузовому составу - бронеплощадки с зенитной артиллерией обычно располагались в голове и хвосте, с пулеметами - в середине состава. Управление огнем осуществлял командир с командного пункта. В годы войны в Советском Союзе было построено свыше 100 зенитных бронепоездов, которые представляли собой самостоятельные формирования войск противовоздушной обороны, находясь в подчинении командиров дивизий и корпусов ПВО, и действовали в основном самостоятельно.

Крытые артиллерийские бронеплощадки

Бронепоезд, построенный в феврале 1942 года в вагонном депо города Горького, имел наиболее удачную конструкцию. В боевую часть этого бронепоезда входили бронепаровоз, две крытые бронеплощадки, две открытые артиллерийские бронеплощадки и четыре двухосных контрольные платформы. Для борьбы с авиацией противника на контрольные платформы дополнительно устанавливались 12,7-мм пулеметы ДШК и строенные зенитные пулеметы ПВ-1. В открытых площадках, разделенных по длине на три отсека. устанавливались зенитные пушки и реактивные пусковые установки. На тендере бронепаровоза была оборудована командирская рубка, соединенная с будкой машиниста бронированной дверью. Камуфляж бронепоезда в летний период — темно- и светло-зеленые с желтизной пятна, зимой — белый.

По той же технической документации в 1942 г. был построен и бронепоезд «Илья Муромец» в г. Муроме на заводе им. Ф. Э. Дзержинского. Оба бронепоезда входили в 31-й отдельный особый Горьковский дивизион бронепоездов. ТТХ бронепоезда: бронирование – 20 — 45 мм; вооружение – четыре 76,2-мм пушки Ф-32 с башнями от танка Т-34, установленные на крытых бронеплощадках, четыре пулемета ДТ, спаренные с пушками, восемь бортовых 7,62-мм пулеметов «Максим», четыре 37-мм зенитные пушки, две установки реактивных снарядов М-8; средства связи – радиостанция РСМ.

Этот бронепоезд был построен железнодорожниками Ленинград-Варшавского узла в 1941 г. Вооружение бронепоезда составляли две зенитные 76-мм пушки, два танковых 76-мм орудия, 12 пулеметов «Максим».

ТТХ бронепаравоза: количество осей – 4+4; масса – 129,5 т; бронирование – 8-15 мм; вооружение — спаренный пулемет «Максим» или 12,7-мм ДШК; команда – 17 человек.

На паровозе находилась рубка командира бронепоезда, оборудованная для наблюдения за полем боя большой стереотрубой «БСТ» или танковой панорамой «ПТК» и смотровыми отверстиями. На тендере располагалась башня ПВО. Всего построено около 20 бронепаравозов. ТТХ бронепаравоза: количество осей – 4+4; бронирование – 30-50 мм; вооружение — спаренный пулемет «Максим» или строенный пулемет ПР-1 или 12,7-мм ДШК.

ТТХ бронепаровоза: количество осей – 4+4; бронирование – 30-50 мм; вооружение – 12,7-мм пулемет ДШК.

ТТХ бронеплощадки: количество осей — 4; масса – 69 т; бронирование – 10-15 мм; вооружение – два 76,2-мм орудия обр.1902 г., два пулемета «Максим» в башнях, четыре пулемета «Максим» с бортов; дальность стрельбы орудий – 12 км; боезапас орудий – 560 выстрелов; боезапас пулеметов – 27 тысяч патронов; команда – 30 человек.

ТТХ бронеплощадки: количество осей — 4; масса – 70 т; бронирование – 15-20 мм; вооружение — два 76,2-мм орудия обр.1902/30 г., два пулемета «Максим» в башнях, четыре пулемета «Максим» с бортов; дальность стрельбы орудий – 14 км; боезапас орудий – 560 выстрелов; боезапас пулеметов – 30 тысяч патронов; команда – 30 человек.

Всего было построено 27 бронеплощадок. ТТХ бронеплощадки: масса – 69 т; количество осей – 4; бронирование – 16-23 мм; вооружение – 107-мм орудие обр. 1910 г, пулемет «Максим» в башне, четыре пулемета «Максим» по бортам; боезапас орудия – 168 выстрелов; боезапас пулеметов – 25 тысяч патронов.

ОБ-3 (облегченная, вариант 3) была предназначена для замены тяжелых четырехосных площадок ПЛ-35 и НКПС-42. Она была двухосной. Лишь четыре бронепоезда («Лунинец», «Омский железнодорожник», «Енисей», «Красноярец») имели закаленную броню. На остальных, в силу отсутствия возможности провести термообработку брони, она была не закаленной. В ряде случаев, бронеплощадки вообще изготовили из обычной стали: ее листы толщиной 15-мм устанавливались в два слоя с зазором, в который заливался цементный раствор. Борта бронеплощадок устанавливались под наклоном до 30°. Наблюдение осуществлялось через смотровые щели. ТТХ бронеплощадки: количество осей – 2; масса – 20 т; бронирование – 12 — 80 мм; вооружение – 76,2-мм орудие обр.1902/30 во вращающейся башне шестигранной формы, пулемет ДТ в башне, четыре пулемета «Максим» по бортам; боезапас орудия – 180 выстрелов; боезапас пулеметов – 6,3 тысячи патронов; команда – 12 человек.

ТТХ бронеплощадки: количество осей – 4; бронирование — броня обычная сталь 20 + 20 мм с 12-мм воздушной прослойкой; вооружение – две 76.2 мм пушки Ф-34; два пулемета ДТ в башнях, четыре пулемета «Браунинг» по бортах.

Всего было выпущено 10 бронеплощадок. ТТХ бронеплощадки: количество осей – 4; бронирование – 20-52 мм; вооружение – две 76,2-мм пушки Ф-34; два пулемета ДТ (в башнях Т-34), четыре пулемета «Максим» по бортам; боезапас орудия – 168 выстрелов; боезапас пулеметов – 4536 патронов.

Артиллерийская бронеплощадка бронепоезда «Уфа»

ТТХ бронеплощадки: количество осей – 2; масса – 67 т; бронирование – 20-52 мм; вооружение – 76,2-мм пушка Ф-34; пулемет ДТ (в башне Т-34), два пулемета ДТ по бортам; боезапас орудия – 168 выстрелов; боезапас пулеметов – 4536 патронов.

ТТХ бронеплощадки: количество осей — 2; масса – 12 т; бронирование – до 20 мм; вооружение – счетверенный пулемет «Максим», смонтированный в специальной башне; боезапас – 10 тысяч патронов.

Всего было выпущено около 120 бронеплощадок. ТТХ бронеплощадки: количество осей – 2; бронирование – 30 мм; вооружение — две 37-мм пушки 61-К (боезапас – 1200 выстрелов) или 25-мм пушки или 20-мм пушки «ШВАК» либо «Эрликон» или 12,7-мм пулеметами ДШК.

Мотоброневагон (МБВ) был сконструирован на СКБ-2 Кировского завода в Ленинграде в 1936 г. и выпущен в 1937 г. двух экземплярах — МБВ №01 и МБВ №02. Броневагон имел два поста управления – спереди и сзади. Внутри корпус делился на семь отделений — первой и второй башен, зенитной пулеметной установки, командира и радиста, прожекторное, третьей башни и моторно-трансмиссионное. Для посадки экипажа имелось три двери — две в бортах посередине и одна в правой задней части.

Для обеспечения дополнительного зенитного прикрытия к МБВ часто цеплялась зенитная платформа. Кроме того, броневагон возил за собой еще две платформы с рельсами и шпалами для ремонта пути. А в целом, он мог буксировать состав массой 120 т. МБВ №02, в отличие от предшественника, имел конические башни с 76,2-мм орудиями ПС-3, позже Ф-34, возможность перехода на Западно-Европейскую колею, герметизированный корпус, новую телефонную связь, приборы дымопуска и наблюдения.

ТТХ мотоброневагона: длина — 19,2 м; ширина – 3 м; высота – 4,4 м; масса – 80 т; бронирование – 10-20 мм; экранирование – 15-25 мм; число осей — 5; тип двигателя – М-17Т; мощность – 500 л.с; трансмиссия – реверсная коробка передач; максимальная скорость передвижения – 120 км/ч; запас хода – 500 км; вооружение – три башни танка Т-28 с пушками КТ-28; четыре бортовых пулемета «Максим» (по два с каждого борта); четыре пулемета ДТ (в башнях и на корме), счетверенная зенитная пулеметная установка; боезапас орудий – 365 выстрелов; боезапас пулеметов – 31 тысяча патронов; средства связи – радиостанция 71-ТК-2, внутренняя телефонная связь СПУ-7р на 10 абонентов; команда – 34 человека.

Броневагон выпускался в 1932-1934 гг. и использовался войсками НКВД по охране железнодорожных сооружений. Всего было выпущено 30 броневагонов. ТТХ мотоброневагона: бронирование – 10 — 16 мм; Тип двигателя – «Геркулес»; мощность двигателя – 93 л.с; максимальная скорость – 70 км/ч; вооружение – две 76,2-мм орудия обр.1902 г, установленные в башнях, два пулемета ДТ (в башнях), четыре бортовых пулемета «Максим», сдвоенный пулемет «Максим»; боезапас орудий – 500 выстрелов, боезапас для пулеметов – 32 тысячи патронов; средства связи – радиостанция 5-АК; команда – 16 человек.

Мотоброневагон (бронемоторисса) изготовлен на Коломенском машиностроительном заводе в 1942 г. Он оснащался двумя двигателями – для переднего и заднего хода раздельно, а также штатной башней и коробкой передач от танка КВ-1. Корпус клепаный, привод к колесам — цепи Галля. В боевых действиях участия не принимал, так как не прошел испытания. ТТХ броневагона: количество осей – 4; бронирование – 45 мм; тип двигателя – два дизельных В-2К; мощность – 2х600 л.с.; вооружение – пушка Ф-32, два пулемета ДТ в башне, два пулемета ДТ по бортам, выдвижная зенитная установка (возможно 3-х пулеметов ПВ-1 или 4-х пулеметов «Максим» или 2-х пулеметов ДС-39).

Бронедрезина была разработана в 1934 г. Она изготовлена на шасси мотовоза М-3/2 Калужского машиностроительного завода и была оснащена башней танка Т-26. Всего Подольским машиностроительным заводом было изготовлено 5 бронедрезин. Корпус, сваренный из броневых листов, был съемным и крепился к раме на болтах. Зенитная установка выдвигалась и могла вести огонь через специальный люк в крыше. Для посадки экипажа служили две двери в бортах корпуса, для наблюдения за железнодорожным полотном в правом борту корпуса имелся откидывающийся вверх люк, а при движении под огнем перед водителем устанавливался перископ типа «Разведчик». ТТХ бронедрезины: количество осей – 2; бронирование – 8 — 16 мм; вооружение — 45-мм пушка 20-К, пулемет ДТ (в башне), пулемет ДТ в корме, три пулемета «Максим» по бортам, зенитная спарка пулемета «Максим»; боезапас орудия — 154 выстрела, боезапас пулеметов – 1 536 патронов для ДТ и 21 тысяча патронов для «Максима»; средства связи — радиостанция 71-ТК-1 с поручневой антенной; команда – 9 человек.

Бронедрезина была разработана в 1934 г. на базе шасси моторной дрезины Калужского машиностроительного завода. Корпус и башня сварные. Для посадки команды имелось четыре двери – по две с каждой стороны. Всего Подольским машиностроительным заводом было изготовлено 6 бронедрезин. ТТХ бронедрезины: количество осей – 2; бронирование – 4-8 мм; вооружение – пулемет «Максим» в башне, шесть пулеметов ДТ по бортам, спереди и на корме; боезапас – 4 тысячи патронов для «Максима», 3 тысячи – для ДТ; средства связи – радиостанция 71-ТК-1. с поручневой антеной.

Бронедрезина БД-41

БД-41 — импровизированная легкая бронедрезина, которая изготавливалась из подручных средств в 1941-1942 гг. Она монтировалась на базе автобронедрезины Калужского завода. Основу броневого корпуса составлял корпус танка Т-40, башня — от Т-26 или БТ-2. Всего было построено около 20 бронедрезин. ТТХ дрезины: клиренс – 150 мм; бронирование – 6-10 мм; вооружение – 12,7-мм пулеметы ДШК или 37-мм пушка, пулемет ДТ в башне; команда – 4 человека.

21 февраля 1942 года в Горьком был сформирован 31-й отдельный особый Горьковский дивизион бронепоездов. Это был первый в мире дивизион броневых поездов, который вскоре после сформирования, получил на вооружение реактивную артиллерию в виде пусковых установок для реактивных снарядов М-13. Именно из-за этого дивизион получил в своё наименование прилагательное «особый».


В состав дивизиона входили горьковский и муромский бронепоезда: «Козьма Минин» и «Илья Муромец», черный паровоз С-179, бронедрезина БД-39, а также специальные вагоны: штабной, медпункт, мастерская, кухня-баня и жилые. Особенностью бронепоездов дивизиона являлось использование реактивной артиллерии и орудий, размещенных в танковых башнях. В действующей армии дивизион находился с 1 мая 1942 года по 9 мая 1945 года, пройдя путь от Волги до Берлина. На его счету уничтоженный немецкий бронепоезд «Адольф Гитлер», 42 артиллерийско-минометные батареи, 24 отдельных орудия, 14 дзотов, 94 пулеметные точки, 15 немецких самолетов. Дивизион был награжден орденом Александра Невского, получив наименование 31-й отдельный особый Горьковско-Варшавский ордена Александра Невского дивизион бронепоездов.

ИЛЬЯ МУРОМЕЦ


Бронепоезд «Илья Муромец» был построен в 1942 году в Муроме как подарок фронту железнодорожников Муромского узла. Все основные платформы под орудия и вагоны были сделаны рабочими в свободное время. Бронепоезд был защищен броней толщиной 45 мм и за всю войну не получил ни одной пробоины. Впервые в истории бронепоездов «Илью Муромца» вооружили реактивными минометами «Катюша». За 60 секунд бронепоезд поражал площадь 400 на 400 метров в радиусе полутора километров. За бесшумный ход, высокую скорость и колоссальную огневую мощь немцы прозвали бронепоезд «русским призраком». За время войны он уничтожил 7 самолетов, 14 орудий и минометных батарей, 36 огневых точек противника, 875 солдат и офицеров. Свой первый бой бронепоезд «Илья Муромец» принял в апреле 1942 года у станции Выползово. А чуть позже участвовал в налете на захваченный фашистами Мценск с приказом парализовать работу станции, где в этот момент шла интенсивная разгрузка эшелонов. В июне 1944 года поблизости от Ковеля — крупного узлового центра Волынской области УССР — произошло единственное лобовое сражение бронепоездов 2-й мировой войны между муромским бронепоездом «Илья Муромец» и немецкой бронемашиной «Адольф Гитлер». Муромские артиллеристы оказались точнее, и «Адольф Гитлер» был уничтожен. Пройдя путь почти в 2,5 тыс. км, от Оки до Одера, бронепоезд «Илья Муромец» лишь 50 км не дошел до Берлина, так как мост через Одер был разрушен. В 1971 году, в честь 26-й годовщины Победы над Фашистской Германией в Муроме установили памятник «Илье Муромцу» в виде макета паровоза в натуральную величину.



Фото: Soniaromanoff/WIkimedia Commons

КОЗЬМА МИНИН

Бронепоезд «Козьма Минин» был построен в феврале 1942 года в вагонном депо города Горький рабочими паровозных и вагонных депо Горький-Пассажирский на собственные средства в свободное от работы время. Боевая часть бронепоезда состояла из бронепаровоза, двух крытых бронеплощадок, двух открытых артиллерийских бронеплощадок и четырех двухосных контрольных платформ. Защищенный броней толщиной 30-45 мм «Козьма Минин» был оснащен зенитными пушками, которые позволяли вести прицельную стрельбу на дальность до 12 километров, и пусковыми установками М-8, обеспечивающими точное поражение живой и технической силы противника. Кроме того, бронепоезд мог возить с собой обширный боезапас, а в боевых условиях использоваться также в качестве тягача. Для борьбы с авиацией противника на контрольные платформы дополнительно устанавливались крупнокалиберные пулеметы системы ДШК и трехспаренные зенитные пулеметы ПВ-1. Для защиты от осколков бомб и снарядов вдоль бортов из рельсов и шпал укладывались штабеля. Летом бронепоезд красили в темно- и светло-зеленые с желтизной пятна, зимой - в белый цвет.
За три года бронепоезд преодолел более 2.5 тысяч километров, поразив 15 немецких самолетов и 2 огневые точки. В дни Курской битвы экипажи «Козьмы Минина» обеспечивали огневую поддержку наступающим войскам 61-й армии. После войны был найден на Урале, отреставрирован и установлен на постаменте в Нижнем Новгороде.


Фото: Smolov.ilya/Wikimedia Commons

БРОНЕПОЕЗД № 1 «ЗА СТАЛИНА»

Бронепоезд «За Сталина!» был построен на Коломенском заводе имени Куйбышева 10 сентября 1941 года. Он состоял из двадцати вагонов, четыре из которых предназначались для личного состава: вагон-мастерская, вагон-кухня, командно-санитарный и вагон-баня, пар для которой брали из паровоза. Поезд состоял из двух частей — боевой и ремонтной, или базовой. Боевая часть состояла из четырех платформ, в том числе двух зенитных, паровоза серии 9П, подвергнутого очень сильной модернизации и снабженного тендером, и контрольных площадок с запасом путевого материала и инструментов. Бронепоезд был оснащен четырьмя 76-миллиметровыми танковыми орудиями, восемью пулеметами «Максим» и двумя спаренными пулеметами «ДТ», которые могли вести круговой обстрел, а также зенитными установками. Толщина брони поезда достигала 45 мм.
Бронепоезд не успели зарегистрировать как боевую единицу и приписать к какой-либо из частей действующей армии: в первом же бою 10 октября 1941 года на 174-м км Западной железной дороги между станциями Колесники и Гжатск бронепоезд №1 был обстрелян. Паровоз получил повреждения, бронепоезд остановился и был выбит из строя. Немцы захватили и расстреляли оставшуюся часть команды, в живых осталось только семь человек. Позже немцы восстановили паровоз и одну бронеплощадку и использовали их в составе своих бронепоездов.


Фото:mechcorps. ru

ЖЕЛЕЗНЯКОВ

Бронепоезд «Железняков», прозванный немцами «Зеленым призраком», был построен на Севастопольском морском заводе 4 ноября 1941 года. Рабочие завода вместе с моряками из экипажей разбитых бронепоездов нарастили на обычные платформы под 60-тонные вагоны стальные листы, сшив их электросваркой и укрепив армированной бетонной заливкой. На бронеплощадках были установлены пять 100-миллиметровых орудий и 15 пулеметов. Бронепоезд имел специальную площадку с 8 минометами. Для повышения скорости помимо бронированного паровоза в состав входил также дополнительный мощный локомотив.
7 ноября 1941 года «Железняков» вышел на первое боевое задание: обстрелял немецкую пехоту у деревни Дуванкой (Верхнесадовое) и подавил батарею на противоположном склоне Бельбекской долины. С 7 января до 1 марта 1942 года «Железняков», уничтожил девять дзотов, тринадцать пулеметных гнезд, шесть блиндажей, одну тяжелую батарею, три самолета, три автомашины, десять повозок с грузом, около полутора тысяч солдат и офицеров противника. 5 июня 1942 года «Железняков» в бою с колонной немецких танков подбил не менее 3 бронированных машин. За первый год войны бронепоезд произвел более 140 боевых выходов. Во время второго штурма Севастополя «Железняков» поддерживал морских пехотинцев 8-й бригады и части 95-й стрелковой дивизии. Бронепоезд выходил навстречу наступающим немецким частям, ведя огонь не только минометами, но и всеми пулеметами. По приказу командира на переоборудованных контрольных площадках перед бронепоездом разместили бойцов с личным стрелковым оружием и гранатами.
26 июня 1942 года 50 немецких бомбардировщиков нанесли удар по Троицкому тоннелю, где базировался «Зеленый призрак». Обломками завалило 2-ю бронеплатформу. Второй выход из тоннеля еще сутки оставался свободным, паровоз вывел уцелевшую бронеплощадку, которая вновь открыла огонь по противнику. На следующий день немецкая авиация обрушила последний выход из тоннеля. «Железняковцы» держались в тоннеле до 3 июля. Только немногие уцелевшие попали в плен. Оккупировавшим Севастополь немцам в августе 1942 года удалось расчистить Троицкий тоннель для движения своих поездов. Используя восстановленные бронеплощадки «Железнякова», немцы создали из них бронесостав «Ойген», вооружив его 105-миллиметровыми гаубицами. В мае 1944 года бронесостав был взорван немцами при отступлении.

БАЛТИЕЦ

3 июля 1941 года рабочие Лениград-Балтийского электродепо приняли решение построить своими силами бронепоезд, использовав для этого паровоз Оп-7599 и 2 четырехосные платформы грузоподъемностью 60 тонн. Стальной прокат для обшивки паровоза предоставил Ижорский завод. Рабочие назвали бронепоезд «Балтийцем», и с июля 1941 года он действовал на Ленинградском фронте. Бронепоезд был вооружен шестью 76-мм орудиями, двумя 120-мм минометами и 16 пулеметами, в том числе 4 крупнокалиберными. В команду бронепоезда вошли добровольцы-железнодорожники электродепо и кадровые артиллеристы. Широко развитая железнодорожная сеть Ленинградского узла позволяла бронепоезду успешно маневрировать и наносить внезапные удары по врагу, оставаясь для него недосягаемым. Он мог вести огонь с пятнадцати огневых позиций в различных секторах фронта: с позиции Мяглово-Горы — по Мге; из Угольной гавани — по Сосновой Поляне и Стрельне; из Предпортовой - по Урицку, Красному Селу, Вороньей Горе; с позиций Левашово, Белоостров, Осельки, Васкелово - в район за Лемболово - Орехово. Во время прорыва блокады Ленинграда 18 января 1943 года «Балтиец» находился на станции Петрокрепость. С закрытых позиций, а также прямой наводкой артиллерийским огнем он поддерживал пехоту, атакующую вражеские укрепления на левом берегу Невы. В дни решающих сражений за полное освобождение Ленинграда бронепоезд поддерживал наступление советских войск в районе станции Лигово и города Урицка, продвигаясь вперед вместе с наступающей армией.


Фото:mechcorps. ru

Жизнь отечественных бронепоездов началась в царской России и закончилась в СССР. Она была короткой, но весьма насыщенной. Бронепоезда сумели поучаствовать в Первой мировой войне, затем активно использовались воющими сторонами в ходе гражданской. Но все же наиболее массово бронепоезда применялись в период Второй мировой.

Бронепаровозы

На одной заправке топливом и водой бронепоезд мог преодолеть до 120 км с максимальной скоростью 45 км/ч. В качестве топлива использовались уголь или мазут. При этом каждый бронепоезд имел два паровоза. Обычный паровоз использовался при длительных переездах, а бронированный — во время военных действий.

Боевые поезда появились ненамного позже самих железных дорог и поездов на паровой тяге. Уже в ходе гражданской войны в США (1861−65 гг) орудия устанавливались на железнодорожные платформы. Это позволяло северянам стремительно по меркам того времени доставлять пушки прямо к позициям противника, ну никак не ожидавшего подобного сюрприза от рельсовой колеи.

Настоящие бронепоезда появились к началу XX в. и активно использовались в англо-бурской войне, ставшей, как известно, технологической репетицией грядущих мировых войн. Уже тогда этот новый вид боевой техники продемонстрировал свою уязвимость. В 1899 г. бронепоезд, на котором, в частности, ехал молодой военный корреспондент Уинстон Черчилль, попал в бурскую засаду и был захвачен.

Бронепоезда участвовали практически во всех крупнейших конфликтах первой половины XX в., но наиболее востребованными они оказались в ходе Гражданской войны в России (1918−1922 г). В этом конфликте, где решающее преимущество зачастую давал скоростной маневр, со всех сторон применялось около двух сотен бронепоездов.

Постепенно утратив свое значение в качестве средства борьбы с врагом, вооруженным тяжелой техникой, бронепоезда все еще сохраняли свою эффективность в операциях против легковооруженных боевиков. В этом качестве они дожили до наших дней, и в модернизированном варианте принимали участие в обеих чеченских войнах в качестве средства патрулирования железных дорог.

Между тем интерес массового читателя к бронепоездам довольно высок. Около выставленных на почетную стоянку бронепаровозов и бронеплощадок бронепоездов всегда толпится много людей, которых интересуют одни и те же вопросы. Что представляло собой общее устройство бронепоезда периода Великой Отечественной войны? Какие подвиги совершили экипажи бронепоездов? Сколько бронепоездов было потеряно в боях и по каким причинам? Краткие ответы на эти вопросы содержатся в данной статье.

Как устроен бронепоезд

Материальная часть отечественных бронепоездов обычно состояла из бронированного паровоза, двух-четырех бронеплощадок, площадок противовоздушной обороны и четырех (реже двух) контрольных платформ.

Советская бронедрезина Д-2. Использовалась как автономно, так и в составе бронепоездов.

Обычно бронепоезда водили паровозы серии О различных модификаций. Они были основными грузовыми паровозами 1920-х и могли вести состав массой до 700 т — вполне достаточно для бронепоезда. Бронирование паровоза составляло на разных бронепоездах от 10 до 20 мм. Бронепаровоз обычно располагался посередине бронепоезда за бронеплощадкой.

Бронеплощадка представляла собой усиленную четырехосную или двухосную железнодорожную платформу. Платформа имела стальной корпус и располагала одной или двумя артиллерийскими башнями. Артиллерийское вооружение этих башен было весьма различным. Бронепоезда вооружались 76-мм орудиями образца 1902 г., 76-мм орудиями образца 1926/27 гг., 107-мм орудиями и др.

Бронеплощадки в зависимости от калибра установленных на них орудий делились на легкие и тяжелые.

К началу Великой Отечественной войны Красная армия располагала несколькими типами легких бронеплощадок. Самыми новыми на момент начала войны считались бронеплощадки образца ПЛ-37 с толщиной брони 20 мм и артиллерийским вооружением из двух 76-мм пушек образца 1902/30г. и пулеметов. Боекомплект данной бронеплощадки составлял 560 снарядов и 28500 патронов к пулеметам. ПЛ-37 была усовершенствована по сравнению с ПЛ-35 и бронеплощадками более ранних годов постройки. Бронеплощадки ПЛ-37 были также более удобными для экипажа бронепоезда. Они располагали паровым отоплением, внутренним освещением и связью, имели под полом укладки для различного имущества.

«Илья Муромец» и «Козьма Минин» полностью оправдали возлагавшиеся на них надежды. В ходе войны данными ими были подавлены 42 артиллерийские и минометные батареи, сбито 14 самолетов, уничтожено 14 дотов, 94 пулеметные точки, эшелон и склад с боеприпасами, а также один вражеский бронепоезд. География участия этих бронепоездов в боях включала в себя не только территорию Советского Союза, но и Западной Европы.

В случае необходимости все бронеплощадки ПЛ-37 могли быть переведены на железные дороги с шириной колеи 1435 мм, то есть готовы к действиям в Западной Европе.

Тяжелые бронеплощадки имели на вооружении 107-мм орудия и пять пулеметов «Максим», а также достаточно мощное по сравнению с легкими бронеплощадками бронирование. Но к началу Великой Отечественной войны эти бронеплощадки считались уже устаревшими.

Следует отметить, что помимо непосредственно бронеплощадок и бронепаровоза бронепоезда имели в своем распоряжении так называемую базу. «База» служила для хозяйственных и служебных целей и состояла из 6−20 товарных и классных вагонов. В пути «база» крепилась к боевой части бронепоезда, а во время ведения боевых действий располагалась в тылу, на ближайшем железнодорожном перегоне. Обычно «база» имела вагон-штаб, вагон для боеприпасов, вагон для хранения запасов материально-технических средств, вагон-мастерскую, вагон-кухню, вагон-клуб и т. д.

Помимо бронепаровоза бронепоезд включал в себя бронеплощадки и вагоны «базы».

Огонь танковых башен

К 22 июня 1941 года среди бронепоездов РККА самым массовым считался тип БП-35. Однако он имел ряд недостатков, одним из которых была небольшая толщина брони. С учетом опыта боев первых месяцев войны был разработан новый тип бронепоезда- ОБ-3, на вооружении которого были четыре артиллерийские площадки и площадка ПВО. Наиболее же распространенным и совершенным типом бронепоездов во второй половине Великой Отечественной стал разработанный в 1942 году бронепоезд образца 1943 года — БП-43.

Как правило, БП-43 состоял из бронепаровоза ПР-43, размещенного в середине состава, четырех артиллерийских бронеплощадок ПЛ-43 с башнями от танков Т-34 (по две бронеплощадки по обеим сторонам бронепаровоза), двух бронеплощадок с зенитным вооружением ПВО-4, которые располагались по обоим концам бронепоезда, а также контрольных платформ.

Бронепоезда типа БП-43 обладали по сравнению со своими предшественниками рядом преимуществ, главным из которых было более мощное вооружение. Орудия в башнях от танков Т-34 имели высокую начальную скорость снаряда и в 1941—1942 годах могли уверенно бороться с любыми типами немецких танков, в том числе на дальних дистанциях боя. К тому же они имели круговой сектор обстрела, что резко повышало их боевые возможности, и располагали более совершенными прицелами, чем другие орудия, устанавливаемые на бронепоездах. Зенитное вооружение также было более мощным. Бронеплощадки ПВО-4 обычно имели на вооружении две 37-мм автоматические пушки и бронирование ходовой части, что выгодно отличало их от площадок ПВО бронепоездов более раннего выпуска.

Следует отметить, что в действительности бронепоезда даже одной типовой серии существенно отличались друг от друга по внешнему виду и бронированию.


Боевые задачи бропоездов

К началу Великой Отечественной войны на вооружении Советского Союза имелось 78 бронепоездов, 53 из которых состояли на вооружении частей Красной армии, а 23 входили в состав войск НКВД. Бронепоезда использовались советскими войсками на протяжении всей Великой Отечественной войны, но наиболее интенсивно они применялись в период 1941—1943 годов. Основной их задачей была огневая поддержка стрелковых частей, действовавших в полосе железной дороги. Кроме того, бронепоезда применялись для поражения войск противника в районе важных железнодорожных станций и ведения контрбатарейной борьбы.

Иногда в качестве усиления и закрепления достигнутого успеха некоторым бронепоездам придавались специальные десантные отряды и десантные роты. Организационно они закреплялись за бронепоездом и подчинялись командиру бронепоезда.

Большой вклад в защиту железнодорожных станций от ударов авиации противника внесли зенитные бронепоезда, вооруженные бронеплощадками с 25-мм и 37-мм скорострельными зенитными пушками и 12,7-мм зенитными пулеметами ДШК. Организационно они входили в состав войск ПВО.

Руководство СССР позитивно оценило деятельность и роль бронепоездов в первые месяцы Великой Отечественной войны, особенно когда потери в танках и артиллерии Красной армии были велики. Например, об этом свидетельствует выпущенная 29 октября 1941 года под грифом «совершенно секретно» директива Наркомата обороны СССР № 022сс. В ней предписывалось создать 32 дивизиона бронепоездов, каждый из которых, в свою очередь, имел в своем составе по два бронепоезда. Исполняя данную директиву, советские труженики тыла построили к концу 1942 года не 65, а 85 бронепоездов!

Бронепоезда не обманули возложенные на них надежды. Согласно опубликованным данным, в период Великой Отечественной войны бронепоездами было уничтожено и подбито 370 танков, 344 орудия и миномета, 840 пулеметов, 712 автомобилей, 160 мотоциклов и два вражеских бронепоезда! Кроме того, на боевом счету бронепоездов также числится 115 сбитых самолетов противника.

За участие в боевых действиях в Великой Отечественной войне два бронепоезда Красной армии и три бронепоезда войск НКВД были награждены Орденом Красного Знамени, десять отдельных дивизионов бронепоездов получили почетные наименования.

Сражение с десантом

Бронепоезда не только участвовали в огневой поддержке частей Красной армии, но и выполняли перевозку ценных грузов. Иногда они входе выполнения боевой задачи совмещали и то и другое. Например, в августе 1941 года немецкому десанту на Украине удалось захватить станцию Жуляны. Пользуясь внезапностью, немецкие десантники не только заняли здание станции, но и овладели несколькими вагонами, в которых находилось снаряжение для нужд авиации РККА. Чтобы обезопасить себя, немцы при въезде на станцию разобрали рельсы и взорвали небольшой мост. Однако это не остановило экипаж бронепоезда «Литер А». Этот бронепоезд состоял из бронепаровоза (типовой бронированный паровоз серии Ов) и трех бронеплощадок, на вооружении которых имелось 4 орудия и 24 пулемета. Командир бронепоезда А.С. Тихоход ночью послал команду ремонтников и группу бойцов для восстановления железнодорожного пути. После того как железная дорога и мост были восстановлены, бронепоезд на полном ходу в 4 часа утра ворвался на станцию и открыл ураганный огонь по ошеломленному противнику. В результате действий бронепоезда станция была освобождена от немецкого десанта. Воспользовавшись этим, экипаж бронепоезда прицепил вагоны с ценным грузом и вывез их в Киев в расположение частей Красной армии.

Бронепоезд НКВД вступает в бой

Кроме бронепоездов Красной армии в годы Великой Отечественной войны сражались с врагом также бронепоезда, находившиеся в распоряжении внутренних войск НКВД. Эти бронепоезда обычно воевали не в составе дивизионов, а самостоятельно. В качестве примера можно привести действия бронепоезда внутренних войск НКВД №46 на Закавказском фронте.

Только с 30 августа по 6 сентября 1942 года этот бронепоезд произвел девять огневых налетов и выпустил 337 снарядов. В результате огня бронепоезда немцы понесли существенный урон. Были подбиты танк, бронемашина, уничтожен станковый пулемет, три наблюдательных пункта. С помощью огня бронепоезда советские войска смогли занять разъезд «Тепловодный», заставив немцев отступить. За этот период бронепоезд шесть раз подвергался минометному и артиллерийскому обстрелу, однако добиться прямых попаданий немцы так и не смогли.

Германский вермахт также использовал бронепоезда на Восточном фронте. Иногда они вступали в дуэли с совтскими бронепоездами. На фото — советские солдаты осматривают поверженный гитлеровский бронпоезд в освобожденном Гомеле (ноябрь 1943 года).

10 сентября бронепоезд № 46 поддерживал своим огнем наступление 10-го гвардейского стрелкового корпуса на хутор Первомайский. В течение дня бронепоезд произвел пять огневых налетов, в ходе которых были уничтожены бронемашина, три минометные батареи и штаб противника. Кроме того, огнем бронепоезда было также подбито шесть танков и две бронемашины. Благодаря поддержке бронепоезда советским пехотинцам удалось к концу дня занять хутор Первомайский и станцию Терек.

Всего же в период с 24 августа по 29 ноября 1942 года бронепоезд №46 на Закавказском фронте произвел 47 огневых налетов. В результате его действий были уничтожены 17 танков, 26 автомобилей, шесть бронемашин, четыре минометные и две артиллерийские батареи, одно орудие, шесть мотоциклов и большое количество пехоты противника. Кроме того, огнем бронепоезда был подавлен огонь шести минометных и двух артиллерийских батарей, а также двух отдельных орудий и 18 пулеметов. За боевые действия на Северном Кавказе бронепоезд был награжден орденом Красного Знамени.

Охота за «зеленым призраком»

Восемь месяцев в составе Севастопольского оборонительного района действовал бронепоезд «Железняков», причем он выходил на задания в условиях полного превосходства немецкой авиации в воздухе и наличия мощной артиллерийской группировки противника, методически разрушавшей железнодорожные пути. Несмотря на эти обстоятельства, бронепоезд регулярно совершал стремительные вылазки, в ходе которых в течение нескольких минут вел обстрел противника, а затем неожиданно исчезал в туннелях Севастополя.

«Илья Муромец» и «Козьма Минин» изготовлены в Горьком в феврале 1942 года. В конструкции были учтен опыт боев бронепоездов в 1941 году. Каждый бронепоезд состоял из защищенного 20−45-мм броней бронепаровоза Ов, двух артиллерийских бро неплощалок и двух бронеплощадок ПВО, а также «базы».

Всего «Желязнякову» удалось совершить 140 боевых выездов. Своим неожиданным появлением на поле боя он доставлял много неприятностей немецким войскам, постоянно держа их в напряжении. За «Железняковым» немцы установили настоящую охоту: регулярно посылали авиацию, специально выделяли для его уничтожения артиллерийские части, но более полугода бронепоезду удавалось обманывать противника. Немцы окрестили его «зеленым призраком». К сожалению, 26 июня 1942 года легендарный бронепоезд все же был уничтожен: под ударами авиации он оказался погребенным в туннеле, своды которого не выдержали очередного мощного авианалета.

Героический дивизион

В ходе Великой Отечественной войны бронепоезда обычно действовали в составе дивизионов (ОДБП). Дивизион организационно включал в себя два бронепоезда и вагоны-мастерские. Кроме того, для ведения разведки в составе дивизионов бронепоездов числились бронедрезины и бронемашины (обычно БА-20).

В боях Великой Отечественной войны яркий след оставил 31-й отдельный особый Горьковский дивизион бронепоездов, в который входили два мощных однотипных бронепоезда «Илья Муромец» и «Козьма Минин». Об этих бронепоездах следует сказать подробнее, потому что и они сами, и их действия на полях сражений, и их награды действительно были особенными. Без преувеличения это были одни из самых совершенных и мощных бронепоездов в мире!


Вечная память

На любой войне не бывает без потерь. Несли потери в том числе и бронепоезда. Долгое время эта тема оставалась закрытой. Согласно архивным сведениям, опубликованным М.В. Коломийцем, в период с июня 1941 по май 1945 года потери Красной армии составили 65 бронепоездов. В эти официальные данные не включены потери бронепоездов войск НКВД.

Самым печальным стал 1942 год: в этот период было потеряно 42 бронепоезда, ровно в два раза больше, чем в 1941-м (!). Нередко бронепоезда погибали, одновременно отражая удары противника с неба и земли.

Большие потери бронепоездов в 1941—1942 годах можно объяснить рядом причин. Во‑первых, бронепоезда активно действовали в этот наиболее тяжелый для Красной армии период в условиях превосходства противника в воздухе и в танках. Во‑вторых, часто бронепоездам отводилась роль своеобразного «смертника»: они оставались в одиночку прикрывать отход советских частей с целью задержать противника на несколько часов.

С увеличением количества бронетехники в частях Красной армии участие бронепоездов в боевых действиях стало снижаться, что положительно сказалось на статистике потерь. В 1943 году было потеряно всего два бронепоезда, а в 1944—1945 годах бронепоезда не имели потерь.

Анализ боевых действий свидетельствует о том, что основными причинами уязвимости бронепоездов были привязанность к железной дороге, трудности маскировки во время ведения боевых действий, а также слабость зенитного вооружения на большинстве бронепоездов.

Тенденция увеличения калибра и мощности орудий в период 1941—1945 годов сделала броню бронепоездов недостаточной для надежной защиты механизмов и экипажа от вражеского артиллерийского огня. Возрастание роли авиации в боевых действиях против наземных сил противника, улучшение качества авиационных прицелов и мощности авиационного вооружения делали бронепоезда очень уязвимыми от атак с воздуха.

Опыт Великой Отечественной войны показал, что, несмотря на достигнутые успехи и массовость применения в 1941—1945 годах, время бронепоездов уже подходило к концу. Что, разумеется, никак не умаляет значения подвигов, совершенных железнодорожниками ради победы над врагом.

Артиллерийская бронеплощадка бронепоездов типа «Козьма Минин» и «Илья Муромец» имела на вооружении две пушки Ф-34 в башнях от танка Т-34 и шесть пулеметов ДТ. По сравнению с другими бронепоездами бронеплощадки бронепоездов типа «Козьма Минин» и «Илья Муромец» обладали также более мощным бронированием — 45 мм по бортам. Примечательно, что броня располагалась под наклоном, что резко повышало ее сопротивляемость.

Слово «особый» в своем названии 31-й ОДБП получил за то, что впервые среди всех советских бронепоездов «Козьма Минин» и «Илья Муромец» получили на вооружение бронеплощадки с новейшим и секретным на тот момент оружием — реактивными установками М-8−24, более известными как «Катюши».

География участия в боях 31-го дивизиона включала в себя не только территорию Советского Союза, но и Западную Европу. Например, в боях за освобождение пригорода Варшавы — Праги — дивизион совершил 73 артиллерийско-минометных налета. В результате огня бронепоездов было подавлено и уничтожено 12 артиллерийских и минометных батарей, шесть отдельных орудий и 12 пулеметов, не считая большого количества пехоты противника. Дивизион закончил Великую Отечественную войну во Франкфурте-на-Одере.

«Илья Муромец» против «Адольфа Гитлера»

Следует отметить, что бронепоездами располагала не только Красная армия, но и вермахт. Поэтому бронепоездам воющих сторон хоть и редко, но все же приходилось встречаться друг с другом на поле боя. В результате происходили дуэли бронепоездов. Весной 1944 года Красная армия с упорными боями освобождала территорию Волынской области Украины. Тяжелые бои разгорелись за город Ковель, которым овладеть сходу советские войска не смогли. В помощь наступающим советским пехотинцам был направлен 31-й отдельный особый Горьковский дивизион бронепоездов под командованием майора В.М. Морозова.

Однажды утром разведчики засекли немецкую артиллерийскую батарею. В течение трех минут она вела огонь, а затем прекратила стрельбу. Узнать ее точное месторасположение мешала местность и кроны высоких деревьев. Пехотинцы связались с воздушной разведкой, но получили ответ, что никакой батареи не обнаружено. На следующее утро в 9 часов неизвестная батарея вновь открыла трехминутный огонь. И снова засечь ее советским бойцам не удалось. Так продолжалось в течение нескольких дней, пока немцев не подвела присущая им педантичность. Сидевшие на заранее подготовленном наблюдательном пункте в кроне дерева разведчики ровно в 9 часов заметили клубы дыма. Их осенило — это действовал вражеский бронепоезд. Штабом 31-го дивизиона был разработан план по уничтожению вражеского бронепоезда. Основную задачу должен был выполнить бронепоезд «Илья Муромец»: найти подходящее место для засады, артиллерийским огнем своих пушек разрушить железнодорожное полотно и тем самым отрезать пути отхода для противника, а затем уничтожить немецкий бронепоезд.

4 июня 1944 года ровно в 9 часов утра состоялась дуэль бронепоездов. Бой был скоротечен. Выстрелы с обеих сторон раздались почти одновременно. Артиллеристы «Ильи Муромца» проявили высокое мастерство. Немецкий бронепоезд был накрыт первыми же выстрелами. Однако он успел повернуть дула орудий в сторону «Ильи Муромца» и произвести ответный залп. Но снаряды легли мимо советского бронепоезда. Залп «Катюши» с бронеплощадок «Ильи Муромца» завершил разгром вражеского бронепоезда. Вскоре для него все было кончено. Символично, что уничтоженный немецкий бронепоезд носил имя «Адольф Гитлер».

Бронепоезда стали ответом Российской Империи на развитие танкостроения в период ПМВ, впрочем Строили их не только в РИ. А положила начало Бронепонездостроению конечно-же США, времен гражданской войны. В СССР бронепоезда стояли на вооружении до середины 70-х годов, и вновь возродились в Чеченскую кампанию.

Артиллерийская блиндированная платформа 1880..

Броневагон для Южной Африки 1919 год.

Впервые пушки были поставлены на железнодорожные платформы во время Гражданской в США (1861−1865), в 1861 году в армии Северных штатов командиром 19-го Иллинойсского волонтёрского полка, полковником И. В. Турчаниновым (Джон Бэзил Турчин).

Артиллерия была быстро доставлена к расположившимся лагерем у линии железной дороги войскам Южных штатов и произвела внезапное опустошение в их стане. Этот удачный опыт потом неоднократно использовался.

В 1864 году на платформы были установлены уже 13-дюймовые мортиры, стрелявшие при осаде Питтсбурга снарядами массой примерно 100 кг с дальностью стрельбы до 4,5 км.

В Европе подобное использование железнодорожных платформ имело место в 1871 году при осаде Парижа прусской армией во время франко-прусской войны 1870−1871 гг.: удалось обстреливать укрепления города с разных сторон.

Британские войска в Египте 1880-е

1899. Южная африка.

К началу Первой Мировой войны несколько бронепоездов простейшей конструкции имелось на вооружении армий большинства европейских государств. После начала Первой мировой войны, создание новых бронепоездов было начато в Германии, Австро-Венгрии, России, Франции, Италии. На фронтах применяли и отдельные подвижные единицы — броневые дрезины.

Бронепоезд "Хунхуз". 1915 г.

На фото внизу — типовой бронепоезд Кавказской Армии, 1915 год. Согласно проекта состоял из двух бронеплощадок и полу-бронированного паровоза. Вооружение — две горных пушки 76,2 мм образца 1904 года и 8 пулеметов, команда — 4 офицера и 70 стрелков, толщина брони 12−16 мм. Всего было построено четыре поезда этого типа.

В России «бум бронепоездов» пришёлся на Гражданскую войну. Это было вызвано её спецификой, такой, как фактическое отсутствие чётких линий фронтов, большое количество иррегулярных войск и острая борьба за железные дороги как основное средство для быстрой переброски войск, боеприпасов, хлеба.

Бронепоездные части находились в составе практически всех воюющих сторон. Помимо Красной Армии, были они и в составе белогвардейской Добровольческой Армии (позднее в Вооружённых силах Юга России (ВСЮР)) генерала Деникина, чехословацкого корпуса (б/п «Orlik»), армии УНР (б/п «Слава Украины», «Сечевик») и др.

Широкое боевое применение бронепоездов во время Гражданской войны наглядно показало их главную слабость. Бронепоезд являлся большой, громоздкой мишенью, уязвимой для артиллерийского (а позднее — и воздушного) удара. Кроме того, он опасно зависел от железнодорожной линии. Для его обездвижения было достаточно разрушить полотно спереди и сзади.

Поэтому для восстановления разрушенных путей бронепоезда имели в своём составе платформы с путевыми материалами: рельсами, шпалами, креплениями. Темп восстановления пути солдатами бронепоездов был довольно высок: в среднем 40 м/ч пути и примерно 1 м/ч моста на небольших реках. Поэтому разрушение путей лишь на небольшое время задерживало движение бронепоездов.

Часть бронепоездов достались РККА от Русской Императорской армии, при этом было развёрнуто и серийное производство новых. Кроме того, вплоть до 1919 года сохранялось массовое изготовление «суррогатных» бронепоездов, собираемых из подручных материалов из обычных пассажирских вагонов в отсутствие всяких чертежей; такой «бронепоезд» мог быть собран буквально за сутки.

К концу Гражданской войны в ведении Центрального совета броневых частей (Центробронь) РККА находилось 122 полноценных бронепоезда.
К 1928 году количество бронепоездов было сокращено до 34.

Тем не менее, РККА в межвоенный период не отказалась от планов по дальнейшему техническому развитию бронепоездов. Во время Великой Отечественной войны бронепоезда и железнодорожная артиллерия (к бронепоездам не относилась) оставалась на вооружении. Был построен ряд новых бронепоездов, развёрнуты железнодорожные батареи ПВО.

Бронепоездные части сыграли определённую роль в Великой Отечественной войне, в первую очередь, в охране железнодорожных коммуникаций оперативного тыла

Кроме Красной Армии бронепоездами располагали и оперативные войска НКВД. Они имели 25 бронепаровозов, 32 артиллерийские бронеплощадки, 36 моторных броневых вагонов и 7 бронеавтомобилей.

Советский БЕПО №695 типа БП-35 (ПР-35 + 2 x ПЛ-37) всместе с БА-20жд и БА-10жд

На начало Великой Отечественной самым массовым отечественным бронепоездом был БП-35. Он имел в своем составе две артиллерийские площадки ПЛ-37 (незадолго до этого на них заменили устаревшие ПЛ-35) и одну зенитную СПУ-БП со счетверенными «Максимами». В целом, это был неплохой бронепоезд. Однако опыт реальной войны вскоре показал все его достоинства и недостатки. Пушки и пулеметы были вполне неплохой ударной силой, а вот ПВО и бронирование оказались недостаточными.

Катастрофическое начало войны, огромные потери в боевой технике и вооружении, невозможность их быстрого пополнения из-за эвакуации предприятий заставили командование армии и руководство промышленности искать выход из столь легкой ситуации.

Разбитый Бронепоезд "За Родину"

Уже в июне-июле 1941 года на просторах Советского Союза, на паровозостроительных и ремонтных заводах, мастерских, закипает работа по строительству импровизированных бронепоездов. В ход идет все, что попадается под руку: любые железные листы, вагоны, паровозы, оружие чуть ли не из музеев. Чем ближе противник, тем выше темпы строительства.

Только за вторую половину 41-го года было создано сразу четыре (!) новых типа бронепоездов, артиллерийских и зенитных. Все они выпускались в различном количестве, а «рекордсменом» в этом плане стал зенитный бронепоезд образца 41-го - их было сделано более сотни.

Блиндированный поезд:

Трофейный советский броневагон на службе вермахта.

Бронепоезд "Железняков"

Изготовление "Бронепоезда":

Каждый бронепоезд состоял из боевой части и базы. Боевая часть предназначалась для ведения непосредственных боевых действий и включала в себя бронепаровоз, две бронеплощадки и 2-4 контрольные платформы, которые присоединялись к бронепоезду спереди и сзади, служили для перевозки материалов для ремонта железнодорожного полотна (рельсы, шпалы и т.д.) и для защиты от минно-взрывных заграждений.

База бронепоезда обеспечивала ему достаточно высокую автономность действий и состояла из вагона для начальствующего состава, вагона-канцелярии, вагона-клуба, вагона-кухни и нескольких вагонов для размещения личного состава бронепоезда.

Успешное использование бронепоездов в первые месяцы войны способствовало развертыванию их строительства в вагонных депо ряда городов.

При этом конструкция и вооружение бронепоездов в значительной степени представляли собой импровизацию и зависели от наличия броневой стали, вооружения и технологических возможностей депо.

Начиная с конца 41 года начался серийный выпуск типового бронепоезда:

ОБ-3 Выпускали во время войны по упрощенной схеме Типа ВР-35, Однако бронирование было улучшено.Сделано их было около сотни,Свою роль в ВМВ они сыграли и к концу 1946 года были разобраны

А настоящий венец отечественного строительства бронепоездов пошел в войска только в 1943 году, когда возможности промышленности уже позволяли сделать упор на более перспективную технику, такую как танки. Бронепоезд БП-43 стали в некоторой мере «гибридом» классического бронепоезда и танка.

Бронепоезд "Салават Юлаев" типа БП-43

Начиная с 1943 года производство Мотобронеплатформ поставили на поток:

Самый везучий Бронепоезд:

Бронепоезд был построен в 1942 году в Муроме. Он был защищен броней толщиной 45 миллиметров и за всю войну не получил ни одной пробоины. Бронепоезд прошел путь от Мурома до Франкфурта-на-Одере. За время войны он уничтожил 7 самолетов, 14 орудий и минометных батарей, 36 огневых точек противника, 875 солдат и офицеров. За боевые заслуги 31-ый отдельный особый Горьковский дивизион бронепоездов, в который входили бронепоезда "Илья Муромец" и "Козьма Минин", был награжден орденом Александра Невского. В 1971 году в Муроме был поставлен на вечную стоянку бронепаровоз "Илья Муромца".

Польские бронепоезда:

И бронедрезины:

Немецкие:

В 30-х годах германское военное командование считало приоритетным разработку авиации и танков, а проектирование новых бронепоездов оказалось ненужным. Лишь накануне начала Второй мировой войны в июле-августе 1939 года произошёл сдвиг, и было принято решение о создании семи новых бронепоездов. Однако, времени на создание настоящих бронепоездов не хватило. Тогда был найден компромисс: использовать «поезда защиты линий» и чехословацкие трофейные бронепоезда.

Однако, эффективность этих бронепоездов была весьма невысокой - неудачное расположение 75-мм орудий (которые были установлены не в башнях, а в казематах) существенно ограничивало их сектора обстрела. Но, несмотря на недостатки, эти бронепоезда эксплуатировали вплоть до 1944 года, кроме разобранного в 1940 году бронепоезда № 5 (который неоднократно модернизировался и ремонтировался).

С 1943 по 1944 год в распоряжении вермахта имелось около 70 бронепоездов разнообразной комплектации, основная часть находилась на восточном фронте (около 30 тяжёлых и 10 разведывательных бронепоездов), оставшиеся несли боевое дежурство на территории Балкан, Франции, Италии и Норвегии. С последующим отступлением германской армии с территории СССР бронепоезда стали активно использоваться в качестве средств мобильной обороны.

Зачастую несколько бронепоездов держали отдельные участки фронта, притом в самый критический момент.

Неоднократно им успешно удавалось удерживать оборону, противостоя не только пехотным, но и танковым частям (февраль 1943 года, оборона линии Дебальцево — Штеровка).

На севере против войск СССР действовали тяжёлые бронепоезда, а на юге против партизан действовали разведывательные и дрезинные составы. Но дальнейшее удержание фронта путём использования бронепоездов как «пожарных команд» не представлялось более возможным.

Так же, как и Вермахт, вышеупомянутый департамент не мог более возмещать потери и осуществлять ремонт.
В начале февраля 1945 года из оставшихся действующих тяжёлых бронепоездов была сформирована последняя оперативная группа (под командованием полковника фон Тюркхейма), основной задачей которой было удержание Берлинского направления.

В состав группы вошли 4 бронепоезда и последний новый образец, модернизированный состав «Берлин», который был вооружён башнями от танков «Пантера».

После ВМВ:

До 1953 года бронепоезда несли службу на Западной Украине по патрулированию железнодорожных магистралей в связи с частым нападением отрядов УПА на объекты железных дорог. Постановлением Совета Министров СССР от 4 февраля 1958 года дальнейшая разработка железнодорожных артиллерийских систем была прекращена. К концу пятидесятых годов на вооружении СССР не осталось ни одного бронепоезда.
В конце 1970-х годов в связи с напряженными отношениями СССР и КНР на Харьковском заводе тяжёлого машиностроения были созданы 4 (по другим сведениям, 5) бронепоезда БП-1, после улучшения советско-китайских отношений эти бронепоезда были переведены в резерв. Там они находились до начала 1990 года.

Бронепоезда в Чечне:

Последние материалы раздела:

Ол взмш при мгу: отделение математики Заочные математические школы для школьников
Ол взмш при мгу: отделение математики Заочные математические школы для школьников

Для учащихся 6-х классов: · математика, русский язык (курс из 2-х предметов) - охватывает материал 5-6 классов. Для учащихся 7–11 классов...

Интересные факты о физике
Интересные факты о физике

Какая наука богата на интересные факты? Физика! 7 класс - это время, когда школьники начинают изучать её. Чтобы серьезный предмет не казался таким...

Дмитрий конюхов путешественник биография
Дмитрий конюхов путешественник биография

Личное дело Федор Филиппович Конюхов (64 года) родился на берегу Азовского моря в селе Чкалово Запорожской области Украины. Его родители были...