Шуточные диктанты на уроках русского языка.

Данная книга представляет собой сборник весёлых стихотворных текстов и авторских рифмовок к основным правилам русского языка, которые изучаются в начальной школе. Тексты распределены по орфографическим и грамматическим темам. Орфограммы выделены.
Пособие будет полезно для учителей начальной школы, так как поможет им подобрать занимательный материал для работы на уроке. Сборник может быть полезен и родителям для практического повторения с детьми основных правил по русскому языку.

Примеры.
НОВОСЕЛЬЕ
Новый жилец въезжает в подъезд.
Срочно собрался бабушек съезд.
Они объявляют каждому встречному,
что интересного ими замечено.
Подъём невозможен на нужный этаж:
вещами объёмными лифт занят наш.
А новый сосед разъясненья даёт,
что выгружать из машины вперёд.
Лишь к ночи покончили с этим занятием
съёмкой на память и даже объятием.

В ПОГОНЕ ЗА СЛАВОЙ
Чтобы заработать славу,
прыгал я через канаву.
Заработал я, смотри,
гипса килограмма три.
А мой друг Богданов Слава
обошёл кругом канаву.
Он за славою не гнался
и целёхоньким остался!

Содержание
От автора
Жи-ши, ча-ща, чу-щу
Состав слова
Проверяемые безударные гласные в корнях слов
Парные звонкие и глухие согласные
Непроизносимые согласные в корнях слов
Двойные согласные
Приставки и предлоги
Мягкий знак для обозначения на письме мягкости согласных
Слова с сочетаниями чк, чн, нч
Разделительный мягкий знак
Разделительный твердый знак
Большая буква в именах, отчествах, фамилиях людей, кличках животных, названиях
Имя существительное
Имя прилагательное
Местоимение
Глагол
Не с глаголами
Предлоги
Словарные слова
Тексты, позволяющие повторить несколько разных правил.

Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Веселые диктанты, Стихотворные примеры и рифмовки к основным правилам, 1-5 класс, Агеева И.Д., 2002 - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

  • Веселые диктанты, Стихотворные примеры и рифмовки к основным правилам, 1-5 классы, Агеева И.Д., 2002
  • Правила и упражнения по русскому языку, 1-5 класс, Алмазова О.В., Сосунова Е.А., 1997
  • Памятки, 1-5 классы, Справочные таблицы и алгоритмы действий, Шклярова Т.В.
  • Большой сборник диктантов по русскому языку, С правилами и объяснениями всех тем курса начальной школы, 1-4 классы, Узорова О.В., Нефедова Е.А., 2009

Следующие учебники и книги:

  • Демонстрационный вариант контрольных измерительных материалов для проведения в 2015 году ОГЭ по Русскому языку
  • ОГЭ(ГИА-9) 2015, русский язык, 9 класс, основной государственный экзамен, сборник экзаменационных тестов, Егораева Г.Т.

“Проверочная работа! Опять! Вот уж тоска смертная!” – вздыхает ученик, когда учитель собирается проверить “усвояемость” материала. Но что делать! Ведь проверить, как ученики усвоили ту или иную тему, надо. И без уроков повторения и закрепления не обойтись. И без проверочной работы – тоже…

Ах, как скучно! Лаг-лож, гар-гор, бер-бир… Записывать слова, выписывать слова… Вставлять орфограммы, обозначать орфограммы… Тот, кто давно все усвоил, скучает; тот, кто никак усвоить не может, тоскует (или сачкует). А спасительного, так оживляющего урок текста, наполненного нужной орфограммой, нет.

Устав от однообразия уроков повторения и закрепления, решила я однажды такой текст сочинить.

Чередование гласных в корне (6 класс).

Загорелые ребятишки рассыпались по берегу озера, которое блестело под лучами палящего солнца. Мальчики собирали ветки и разжигали костер, девочки стелили на траве скатерть. А Витька расположился на горячем песке, чтобы еще позагорать.

“Вить, не сгори на солнце!” – предупредил Серёжа. Витька только фыркнул в ответ.

Вечером все собрались у костра. До самой зари ребята пели, смеялись, рассказывали смешные истории. Только несчастный Витька не участвовал в общем веселье. Он весь обгорел, и любое прикосновение причиняло ему боль. Чёрный и злой, сидел он в палатке и ненавидел весь мир.

Прочитала детям – заулыбались, оживились. Подобрали вместе заголовок. И написали диктант. Признаюсь: ошибок было не меньше, чем обычно. Но работали мои дети с удовольствием, а это многого стоит.

Воодушевленная, я решила не останавливаться на достигнутом. Так появилась серия диктантов про Витьку для 5 – 6-го классов. Ребята их полюбили и теперь, когда я объявляю, что мы будем писать диктант, с надеждой спрашивают: “Про Витьку?”

Личные местоимения (повторение в начале года)5 класс.

Вчера у нас была контрольная работа. Мы записывали текст и подчеркивали местоимения с предлогом. Со мной посадили отличницу Лёлю, и я решил все списать у нее.

Витька сидел передо мной с все время оглядывался. Так мы и работали втроем: я списывал у Лёли, Витька – у меня.

Лёлька получила пятерку, я тройку, а Витька два! “Это все из-за тебя! – накинулся на меня Витька на перемене. – Не мог списать у отличницы! А я за вас расхлебывай!”

Члены предложения. Способы выражения подлежащего.

Витька с Тёмой отправились на войну. За спиной у них висели тугие луки. Деревянное ружье они тоже захватили. За ручьем на братьев напали три индейца из соседней деревни. Разгорелся страшный бой!

Бросайте оружие и сдавайтесь!

Это мама позвала бледнолицых домой.

Грамматическая основа предложения.

Витька – ученик пятого класса. Сегодня они с Лёлей дежурят. Лёля – отличница. Она старательная и аккуратная. Она быстро подмела пол, вымыла доску и полила цветы. Все! Класс чист!

А что делал Витька? Витька тоже старался! Он опрокинул ведро с водой, натоптал на полу, уронил цветок, сделал Лёле пять замечаний и гордо пошел домой. До чего он устал!

Сложное предложение.

Сегодня Витя дома один, потому что мама с папой ушли в театр. Он обещал, что выучит уроки, вовремя поужинает и вымоет посуду.

Просидел Витька три часа перед телевизором и почувствовал, что проголодался. Он сбегал на кухню, включил газ под кашей и снова вернулся к экрану. Показывали потрясающий фильм!

Когда родители возвратились, Витька спал в кресле, а телевизор тускло мигал экраном. В квартире стоял запах сгоревшей каши, и легкий дымок тянулся из кухни.

Когда Витька жил в деревне, он нашел где-то котенка и притащил домой. Глазки зеленые, шерстка рыжеватая. Мы котенку обрадовались и поселили его на кухне.

Прошёл месяц, и котёнок стал большим рыжим котом. Дома он ничего не ел, и мы решили, что он ловит мышей. “Мой Рыжик – настоящий охотник!” – гордо объявил Витька.

Однажды зашла к нам соседка и рассказала, что кто-то у нее цыплят таскает. Мы переглянулись. Рыжик сидел у печки, урчал и смотрел на Витьку хитрыми глазами.

Однокоренные слова и формы слова.

Все лето шли грибные дожди, но грибов в лесу почти не было. Вот и сегодня ребята долго бродили по лесу, но только Витька набрал полную корзину.

“Кто нашел хоть один белый?” – спросила бабушка у грибников, когда они вернулись. Витя подошел к столу и высыпал все из корзинки: “У меня одни белые!”

Беленькие грибочки с тоненькими ножками рассыпались по столу. Ребята засмеялись, а бабушка, сдержав улыбку, сказала: “Из поганок, дружок, грибной суп не варят!”

Приставки на -з, -с.

Витька обожает опасности! Если препятствий нет, он сам их создает. Недавно он вздумал отправиться ночью в бесстрашный поход к дальнему болоту. Сбор был объявлен в полночь.

Мы бесшумно сбежали из дома и вошли в лес. Через час мы поняли, что сбились с пути. Бессмысленно бродили мы по сонному лесу, и встревоженные птицы пугали нас чуть не до смерти.

На рассвете мы вышли к безвестной деревушке. Ею оказалось… наше родное село.

Корни с чередованием.

За лето Витька вырос на целый сантиметр, но в футбольную команду его все равно не брали. “Подрасти ещё!” – смеялись ребята. И Витька рос…

Перед соревнованиями разболелся вратарь, и ребята расстроились. Тогда Витька предложил свою кандидатуру: “Располагайте мной, ребята!”

Игра началась. Волнение на поле возрастало. Раскрасневшийся Витька бестолково метался в воротах и пропускал один мяч за другим.

Род несклоняемых имен существительных(6 класс ).

Витька совсем обессилел. “Вкусное какао, черный кофе, пестрый какаду…” – в отчаянии повторял он, пытаясь запомнить род несклоняемых существительных..

Когда в голове все окончательно перепуталось, он пошел спать.

А ночью ему приснился страшный-престрашный сон. Он плывет на старом каноэ по широкой Миссисипи, а его преследует громадный какаду и разъяренно кричит: “Где здесь живет большой серый кенгуру?!”

Бедняга в ужасе проснулся.

(Не забудем, конечно, уточнить “географию”!)

НЕ с существительным.

Витька – вьюн и непоседа!
Весь урок толкал соседа.
– Не мешай! – сказал Серега.
Витька фыркнул: – Недотрога!

Блеснула молния, загремел гром, и неожиданно разразилась небывалая гроза. На землю обрушился не просто дождь, а ураган.

Ребята сбежались в небольшую беседку. Все приуныли из-за непогоды, и Витька решил приободрить друзей. “Это вовсе не страшный ураган! Вот в тропиках – это да!” – заявил он. И начал врать про тропические ливни. И как врать!

Скоро ребята забыли про ненавистный дождь. Они уже не различали, где правда, а где неправда. Витькины выдумки были неправдоподобны, но захватывающе интересны.

Никто и не заметил, как дождь прекратился, а из-за туч выглянуло вымытое солнце.

Суффиксы имен существительных.

Витька – отличный помощник! Он всегда поможет учителю назначить дежурных, расставит их по местам, выберет ответственных.

– Что же ты сам не дежуришь? – спросили ребята у Витьки.

– Мне некогда! Я руководчик, а не дежурщик! – ответил Витька.

Имя числительное.

Витька схватил на неделе несколько троек по русскому языку и решил их исправить. Он раскрыл учебник.

Сначала он выучил девяносто новых слов и в два счета сделал пять упражнений. Затем он в двух словах пересказал предлинный текст. Словом, он потрудился за двоих!

Но на уроке выяснилось, что из девяноста слов он восемьдесят забыл, а еще десяток вылетел у него из головы. Текст он в двух словах пересказал, но в обоих словах допустил ошибки… В дневнике появилась еще одна двойка.

Вечером Витька решил, что пора исправить оценку по географии. Он раскрыл учебник…

Неопределенные местоимения.

Чьи-то голоса раздаются за окном, мешают сосредоточиться. Витька уже несколько раз повторил про себя местоимения, которые кем-то названы неопределенными: некто, кое-кто, кое в чем… Он задумывается. Мечты у него тоже какие-то неопределенные, неясные. “Хоть бы кто-нибудь с кем-либо зашел кое за кем”, - вертится у него в голове.

Но никто за ним не заходит, и Витька зубрит дальше.

Н и НН в суффиксах прилагательных.

Бутерброд упал на новую льняную скатерть, и на ней появилось небольшое масляное пятнышко. Витька попытался оттереть его, но только перепачкал все грязными руками. А мама так любит эту необыкновенную скатерть с длинной бахромой!

Витька прикрыл пятно глиняной вазочкой с клюквенным вареньем. “А ничего получилось!” – подумал он и потянулся за вареньем…

Повторение темы “Имя прилагательное”.

В стенной газете появилась резкая статья о недобросовестных дежурных.

– Обвинения несправедливы! – заявил Витька.

– На воре и шапка горит! – засмеялась Лёля.

Весь день Витька был мрачен и неприветлив. А после французского он уверенно вошел в пустой класс. В руках он нес неполное ведро воды и деревянную щетку.

Через три часа пол блестел от луж. Тут Витька вспомнил, что не полил цветы. Он сдвинул тяжелые столы, зачерпнул в стеклянную банку мутно-черной воды из ведра и стал взбираться наверх. Вода расплескалась, но незадачливый уборщик этого не заметил.

На следующий день в газете появилась длинная заметка, которая называлась “Юные неумейки”.

Повторение темы “Глагол”.

Витька обучал собаку собачьей премудрости. Он положил перед ней кусочек сахара и скомандовал: “Не трогай, Волчок!” Волчок беспокойно тявкнул. “Не бери, а то попадет!” – снова пригрозил дрессировщик.

Волчок отошел в сторону и сделал вид, что его это все не касается. Он стал почесываться, зевать, скрести за ухом. Довольный Витька отвернулся, и тут “ученик” схватил сахар и громко зачавкал под обеденным столом.

Витька хотел вытащить его за хвост, но Волчок зарычал. “Не трогай, Витька, а то укушу!” – слышалось в этом рычании.

Хороша дрессировка!

Блог Хелси и Смарт / Школа и школьники

прижи мается спиной.

Только спит он очень мало,

непоседою прослыл.

Мама спраши вать устала:

«Пыжи к, пыжи к, где ты был?»

(30 слов)

(М. Пляцковский)

ЧЬИ ШИ ШКИ ЛУЧШЕ?

У Саши ши шки сосновые,

у Серёжи ши шки еловые,

у Алёши - больши е кедровые,

а у Миши на лбу - бедовые.

(24 слова)

МОДНЫЙ ПОРТНОЙ

Сши л жи лет жи рафу ёжи к

из ши карной рыжей кожи .

Ши мпанзе - из джи нсы клёши

и из замши плащ хороши й.

(20 слов)

ЦВЕТОЧНЫЙ У ЖИ Н

Вот шмель пуши стый, жи рный

в ши повнике жужжи т.

Поужи нать души стым

нектаром он спеши т.

(14 слов)

ЧЬИ ШИ ШКИ ЛУЧШЕ?

У Саши ши шки сосновые,

у Серёжи ши шки еловые,

у Алёши - больши е кедровые,

а у Миши на лбу - бедовые.

(24 слова)

МОДНЫЙ ПОРТНОЙ

Сши л жи лет жи рафу ёжи к

из ши карной рыжей кожи .

Ши мпанзе - из джи нсы клёши

и из замши плащ хороши й.

(20 слов)

ЦВЕТОЧНЫЙ УЖИ Н

Вот шмель пуши стый, жи рный

в ши повнике жужжи т.

Поужи нать души стым

нектаром он спеши т.

(14 слов)

СОСТАВ СЛОВА

СЛОВО В СЛОВАХ

Жило-было слово ход ,

в слове выход , в слове вход .

В слове ход ики стучало,

а в поход е вдаль шагало.

(22 слова)

(В. Измайлов)

ВСЮДУ СНЕГ

Двор весь заснеж енный ярко блестит,

снеж ная крепость в нём смехом звенит.

Лепит снеж ки детвора день-деньской.

Хвалятся крыши каймой снег овой.

С новой метёлкой стоит снег овик.

Снег а излишки увёз грузовик.

К ёлке готовим снеж инки, фигурки,

ставим спектакль мы весёлый Снег урке.

Мы не скучаем пока по весне,

но вот подснеж ники видим во сне.

(52 слова)

ЧИСТЫЕ ВОД Ы

Чистая в речке Симке вод а.

Тихая завод ь рыбы полна.

Царство подвод ное мирно живёт.

Там вод яной рыбкам песни поёт.

Жалко мне с чистой вод ичкой прощаться,

к вод опроводу домой возвращаться.

(30 слов)

СТАЛ ЧИСТ ЮЛЕЙ

Что случилось вдруг со мной?

Подружился с чист отой.

Руки чист о мыть не лень,

зубы чищ у каждый день.

Начищ аю всем ботинки,

вычищ аю все соринки.

Брюки вычист ил вчера

и расчист ил снег с утра.

А сестрёнка моя Юля

дразнит уж меня: “Чист юля!”

Почему ж таким я стал?

Про микробы прочитал!

(49 слов)

ПРОВЕРЯЕМЫЕ БЕЗУДАРНЫЕ ГЛАСНЫЕ В КОРНЯХ СЛОВ

ЛЮБИТЕЛИ СМЕТАНЫ

По ступенькам в погребок

мы с бра тишкою сл е зали .

Как ко ты, мы сливки все

с моло ка вдвоём сл и зали .

(19 слов)

ОХОТНИЧИЙ ИНСТИНКТ
Дере венский ст а рожил

сад колхозный ст о рожил .

А кругом луга, ле са.

Видит дед: бе жит ли са.

Он ружьё наизготовку

и убить решил плутовку.

(22 слова)

После завтрака, обеда

нужно жвачку пож е вать,

будем жить да пож и вать .

(17 слов)

ВКУСНЫЙ БУКЕТ

Васильков букет огромный

я Бурёнке под а ю .

Съест когда букет Бурёнка,

я Бурёнку под о ю .

(15 слов)

БЫЧОК

Травку есть устал бычок,

и прилёг он на б о чок .

Нам мычит: «Б а чок во дицы

прине сите мне напиться!»

(17 слов)

У ВСЕХ СВОЙ НАРЯД

(ДИКТАНТ С ПОДСКАЗКАМИ)

Кот пя тнистый в пя тнах весь,

кошка по ло сатая - в по ло ску.

По ло сы её попробуй счесть!

Шкурка вся похожа на матроску.

У ли сички рыжий весь наряд,

ли сий хвост костюм весь укра шает,

ведь себя укра сить каждый рад,

а ли си ца просто обожает.

Побе лел к зи ме за йчишка наш.

За йчик бе лый зи му очень любит.

Серый фрак закинул он в шалаш:

серый цвет зи мой его погубит.

(66 слов)

ДВОЙНЫЕ СОГЛАСНЫЕ

ПОПРОБУЙ ДОГОНИ!

По ускоренн ой программ е

обучается наш класс .

Как экспресс , мы мчимся, мама, -

не догнать тебе уж нас.

(18 слов)

НА ПРИРОДУ

Пасс ажиры на перр оне

ожидают свой экспресс .

В долгожданн ую субб оту

все спешат умчаться в лес.

(16 слов)

ВАЛЬС ОТЛИЧНИКА

Я контрольную писал,

получил высокий ба лл .

побегу сейчас на бал .

Буду в вальсе я кружиться

и «пятёркою» хвалиться!

(23 слова)

ПРЯЧУСЬ ОТ СТЫДА

Я сегодня всем наврал -

от стыда алею .

Вот пойду и спрячусь я

в тёмную а лл ею .

(18 слов)

ВОЗДУШНАЯ ПРИНЦЕ СС А

Нахожусь всегда в полёте

в белоснежном самолёте.

Пасс ажирам помогаю,

пресс у, кофе предлагаю.

Я воздушная принцесс а

и зовусь я... стюардесс а.

(21 слово)

РАЗНЫЕ ВКУСЫ

Очень любят папы, мамы,

чтоб играли дети гамм ы.

Пожалей нас, наша мама,

мы не любим их ни грамм а.

(20 слов)

ИНТЕРЕСНЫЙ ДЕНЬ

шёл дождь неугомонный,

свернул автобус за угол

и покатил по Б ронной.

(29 слов)

(по О. Дризу)

СОБАКА С НАС БЕРЕТ ПРИМЕР

Ленива сытая хозяйка,

и такса К нопочка - лентяйка!

Бесстрашен пограничник-воин,

и пёс Р услан его достоин!

Хозяин пса - кулак и скряга,

под стать ему Р епей - дворняга.

(30 слов)

(по С. Михалкову)

ЭВКАЛИПТ

В нем почти сто метров роста -

на него залезть не просто.

Из А встралии был он

к нам в К олхиду завезён.

У него одна работа -

осушение болота.

(27 слов)

(Загадка)

КТО ТАКОЙ?

Он и весел, и незлобен,

этот милый чудачок.

С ним хозяин - мальчик Р оббин,

и приятель - П ятачок.

Для него прогулка - праздник,

и на мёд - особый нюх.

Это плюшевый проказник

медвежонок... В инни-П ух.

(34 слова)

(Загадка)

КРОТ - СТРОИТЕЛЬ

Поработал славно крот -

сделал он подземный ход.

Из В оронежа в К алугу

проложил дорогу к другу.

(17 слов)

(А. Масленникова)

ВНУК

Вот вырос внучек наш - орёл !

Учиться в лётчики пошёл.

гостить в О рёл к нам прилетает.

(22 слова)

ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ

Нынче К оля П ирожков

пригласил к себе дружков

в свой десятый день рожденья

пирожков поесть с вареньем.

(18 слов)

ЛЮБИМАЯ СЕСТРЕНКА

В самых первых числах мая

родилась сестрёнка М айя,

М айка - лучший мой дружочек,

вышью майку ей в цветочек.

(19 слов)

ВСЮДУ УСПЕВАЕТ

Вездесущий наш К ружков

ходит сразу в пять кружков :

бега, бокса, рисования,

бальных танцев и вязания.

(17 слов)

"НЕ" С ГЛАГОЛАМИ

РЫБА

Плаваю под мостиком

и виляю хвостиком.

По земле не хожу.

Рот есть, да не говорю,

глаза есть - не мигаю,

крылья есть - не летаю.

(24 слова)

(Загадка)

КУВШИНКИ

Кувшинчики и блюдца

не тонут и не бьются.

(9 слов)

(Загадка)

ТЕНЬ

Не взять меня и не поднять,

не распилить пилой,

не вырубить и не прогнать,

не вымести метлой.

Но только мне придёт пора -

сама уйду я со двора.

(28 слов)

(Загадка)

ЧТО ЭТО ТАКОЕ?

Не кусается, не лает,

посторонних не пускает.

Чтоб чужой зайти не мог,

люди вешают... замок.

(18 слов)

(Загадка)

КАК ПАПА ЖИЛ В ДЕТСТВЕ

всё до капельки съедал,

не ронял, представьте, чашек,

никогда не рвал рубашек,

и не бегал босиком,

и не щёлкал языком,

и с дворняжкой не дружил -

очень скучно папа жил!

(38 слов)

(О. Бундур)

КАК ЖАЛКО!

Не достаёт до полки Света,

а там всегда лежат конфеты.

Не достаёт страничек в книжке -

давал я зря её братишке.

(21 слово)

ДРУЖЕСКИЙ СОВЕТ

На крапиву не садись!

Если сядешь - не сердись!

(10 слов)

(С. Маршак)
Материал из книги «Весёлые диктанты».

Издатель : М.: ТЦ СФЕРА

Объем : 160 с.

“Проверочная работа! Опять! Вот уж тоска смертная!” – вздыхает ученик, когда учитель собирается проверить “усвояемость” материала. Но что делать! Ведь проверить, как ученики усвоили ту или иную тему, надо. И без уроков повторения и закрепления не обойтись. И без проверочной работы – тоже…

Ах, как скучно! Лаг-лож, гар-гор, бер-бир… Записывать слова, выписывать слова… Вставлять орфограммы, обозначать орфограммы… Тот, кто давно все усвоил, скучает; тот, кто никак усвоить не может, тоскует (или сачкует). А спасительного, так оживляющего урок текста, наполненного нужной орфограммой, нет.

Устав от однообразия уроков повторения и закрепления, решила я однажды такой текст сочинить.

Чередование гласных в корне (6 класс).

Загорелые ребятишки рассыпались по берегу озера, которое блестело под лучами палящего солнца. Мальчики собирали ветки и разжигали костер, девочки стелили на траве скатерть. А Витька расположился на горячем песке, чтобы еще позагорать.

“Вить, не сгори на солнце!” – предупредил Серёжа. Витька только фыркнул в ответ.

Вечером все собрались у костра. До самой зари ребята пели, смеялись, рассказывали смешные истории. Только несчастный Витька не участвовал в общем веселье. Он весь обгорел, и любое прикосновение причиняло ему боль. Чёрный и злой, сидел он в палатке и ненавидел весь мир.

Прочитала детям – заулыбались, оживились. Подобрали вместе заголовок. И написали диктант. Признаюсь: ошибок было не меньше, чем обычно. Но работали мои дети с удовольствием, а это многого стоит.

Воодушевленная, я решила не останавливаться на достигнутом. Так появилась серия диктантов про Витьку для 5 – 6-го классов. Ребята их полюбили и теперь, когда я объявляю, что мы будем писать диктант, с надеждой спрашивают: “Про Витьку?”

Личные местоимения (повторение в начале года)5 класс.

Вчера у нас была контрольная работа. Мы записывали текст и подчеркивали местоимения с предлогом. Со мной посадили отличницу Лёлю, и я решил все списать у нее.

Витька сидел передо мной с все время оглядывался. Так мы и работали втроем: я списывал у Лёли, Витька – у меня.

Лёлька получила пятерку, я тройку, а Витька два! “Это все из-за тебя! – накинулся на меня Витька на перемене. – Не мог списать у отличницы! А я за вас расхлебывай!”

Члены предложения. Способы выражения подлежащего.

Витька с Тёмой отправились на войну. За спиной у них висели тугие луки. Деревянное ружье они тоже захватили. За ручьем на братьев напали три индейца из соседней деревни. Разгорелся страшный бой!

Бросайте оружие и сдавайтесь!

Это мама позвала бледнолицых домой.

Грамматическая основа предложения.

Витька – ученик пятого класса. Сегодня они с Лёлей дежурят. Лёля – отличница. Она старательная и аккуратная. Она быстро подмела пол, вымыла доску и полила цветы. Все! Класс чист!

А что делал Витька? Витька тоже старался! Он опрокинул ведро с водой, натоптал на полу, уронил цветок, сделал Лёле пять замечаний и гордо пошел домой. До чего он устал!

Сложное предложение.

Сегодня Витя дома один, потому что мама с папой ушли в театр. Он обещал, что выучит уроки, вовремя поужинает и вымоет посуду.

Просидел Витька три часа перед телевизором и почувствовал, что проголодался. Он сбегал на кухню, включил газ под кашей и снова вернулся к экрану. Показывали потрясающий фильм!

Когда родители возвратились, Витька спал в кресле, а телевизор тускло мигал экраном. В квартире стоял запах сгоревшей каши, и легкий дымок тянулся из кухни.

Когда Витька жил в деревне, он нашел где-то котенка и притащил домой. Глазки зеленые, шерстка рыжеватая. Мы котенку обрадовались и поселили его на кухне.

Прошёл месяц, и котёнок стал большим рыжим котом. Дома он ничего не ел, и мы решили, что он ловит мышей. “Мой Рыжик – настоящий охотник!” – гордо объявил Витька.

Однажды зашла к нам соседка и рассказала, что кто-то у нее цыплят таскает. Мы переглянулись. Рыжик сидел у печки, урчал и смотрел на Витьку хитрыми глазами.

Однокоренные слова и формы слова.

Все лето шли грибные дожди, но грибов в лесу почти не было. Вот и сегодня ребята долго бродили по лесу, но только Витька набрал полную корзину.

“Кто нашел хоть один белый?” – спросила бабушка у грибников, когда они вернулись. Витя подошел к столу и высыпал все из корзинки: “У меня одни белые!”

Беленькие грибочки с тоненькими ножками рассыпались по столу. Ребята засмеялись, а бабушка, сдержав улыбку, сказала: “Из поганок, дружок, грибной суп не варят!”

Приставки на -з, -с.

Витька обожает опасности! Если препятствий нет, он сам их создает. Недавно он вздумал отправиться ночью в бесстрашный поход к дальнему болоту. Сбор был объявлен в полночь.

Мы бесшумно сбежали из дома и вошли в лес. Через час мы поняли, что сбились с пути. Бессмысленно бродили мы по сонному лесу, и встревоженные птицы пугали нас чуть не до смерти.

На рассвете мы вышли к безвестной деревушке. Ею оказалось… наше родное село.

Корни с чередованием.

За лето Витька вырос на целый сантиметр, но в футбольную команду его все равно не брали. “Подрасти ещё!” – смеялись ребята. И Витька рос…

Перед соревнованиями разболелся вратарь, и ребята расстроились. Тогда Витька предложил свою кандидатуру: “Располагайте мной, ребята!”

Игра началась. Волнение на поле возрастало. Раскрасневшийся Витька бестолково метался в воротах и пропускал один мяч за другим.

Род несклоняемых имен существительных(6 класс ).

Витька совсем обессилел. “Вкусное какао, черный кофе, пестрый какаду…” – в отчаянии повторял он, пытаясь запомнить род несклоняемых существительных..

Когда в голове все окончательно перепуталось, он пошел спать.

А ночью ему приснился страшный-престрашный сон. Он плывет на старом каноэ по широкой Миссисипи, а его преследует громадный какаду и разъяренно кричит: “Где здесь живет большой серый кенгуру?!”

Бедняга в ужасе проснулся.

(Не забудем, конечно, уточнить “географию”!)

НЕ с существительным.

Витька – вьюн и непоседа!
Весь урок толкал соседа.
– Не мешай! – сказал Серега.
Витька фыркнул: – Недотрога!

Блеснула молния, загремел гром, и неожиданно разразилась небывалая гроза. На землю обрушился не просто дождь, а ураган.

Ребята сбежались в небольшую беседку. Все приуныли из-за непогоды, и Витька решил приободрить друзей. “Это вовсе не страшный ураган! Вот в тропиках – это да!” – заявил он. И начал врать про тропические ливни. И как врать!

Скоро ребята забыли про ненавистный дождь. Они уже не различали, где правда, а где неправда. Витькины выдумки были неправдоподобны, но захватывающе интересны.

Никто и не заметил, как дождь прекратился, а из-за туч выглянуло вымытое солнце.

Суффиксы имен существительных.

Витька – отличный помощник! Он всегда поможет учителю назначить дежурных, расставит их по местам, выберет ответственных.

– Что же ты сам не дежуришь? – спросили ребята у Витьки.

– Мне некогда! Я руководчик, а не дежурщик! – ответил Витька.

Имя числительное.

Витька схватил на неделе несколько троек по русскому языку и решил их исправить. Он раскрыл учебник.

Сначала он выучил девяносто новых слов и в два счета сделал пять упражнений. Затем он в двух словах пересказал предлинный текст. Словом, он потрудился за двоих!

Но на уроке выяснилось, что из девяноста слов он восемьдесят забыл, а еще десяток вылетел у него из головы. Текст он в двух словах пересказал, но в обоих словах допустил ошибки… В дневнике появилась еще одна двойка.

Вечером Витька решил, что пора исправить оценку по географии. Он раскрыл учебник…

Неопределенные местоимения.

Чьи-то голоса раздаются за окном, мешают сосредоточиться. Витька уже несколько раз повторил про себя местоимения, которые кем-то названы неопределенными: некто, кое-кто, кое в чем… Он задумывается. Мечты у него тоже какие-то неопределенные, неясные. “Хоть бы кто-нибудь с кем-либо зашел кое за кем”, - вертится у него в голове.

Но никто за ним не заходит, и Витька зубрит дальше.

Н и НН в суффиксах прилагательных.

Бутерброд упал на новую льняную скатерть, и на ней появилось небольшое масляное пятнышко. Витька попытался оттереть его, но только перепачкал все грязными руками. А мама так любит эту необыкновенную скатерть с длинной бахромой!

Витька прикрыл пятно глиняной вазочкой с клюквенным вареньем. “А ничего получилось!” – подумал он и потянулся за вареньем…

Повторение темы “Имя прилагательное”.

В стенной газете появилась резкая статья о недобросовестных дежурных.

– Обвинения несправедливы! – заявил Витька.

– На воре и шапка горит! – засмеялась Лёля.

Весь день Витька был мрачен и неприветлив. А после французского он уверенно вошел в пустой класс. В руках он нес неполное ведро воды и деревянную щетку.

Через три часа пол блестел от луж. Тут Витька вспомнил, что не полил цветы. Он сдвинул тяжелые столы, зачерпнул в стеклянную банку мутно-черной воды из ведра и стал взбираться наверх. Вода расплескалась, но незадачливый уборщик этого не заметил.

На следующий день в газете появилась длинная заметка, которая называлась “Юные неумейки”.

Повторение темы “Глагол”.

Витька обучал собаку собачьей премудрости. Он положил перед ней кусочек сахара и скомандовал: “Не трогай, Волчок!” Волчок беспокойно тявкнул. “Не бери, а то попадет!” – снова пригрозил дрессировщик.

Волчок отошел в сторону и сделал вид, что его это все не касается. Он стал почесываться, зевать, скрести за ухом. Довольный Витька отвернулся, и тут “ученик” схватил сахар и громко зачавкал под обеденным столом.

Витька хотел вытащить его за хвост, но Волчок зарычал. “Не трогай, Витька, а то укушу!” – слышалось в этом рычании.

Хороша дрессировка!

Последние материалы раздела:

Чудеса Космоса: интересные факты о планетах Солнечной системы
Чудеса Космоса: интересные факты о планетах Солнечной системы

ПЛАНЕТЫ В древние времена люди знали только пять планет: Меркурий, Венера, Марс, Юпитер и Сатурн, только их можно увидеть невооруженным глазом....

Реферат: Школьный тур олимпиады по литературе Задания
Реферат: Школьный тур олимпиады по литературе Задания

Посвящается Я. П. Полонскому У широкой степной дороги, называемой большим шляхом, ночевала отара овец. Стерегли ее два пастуха. Один, старик лет...

Самые длинные романы в истории литературы Самое длинное литературное произведение в мире
Самые длинные романы в истории литературы Самое длинное литературное произведение в мире

Книга длинной в 1856 метровЗадаваясь вопросом, какая книга самая длинная, мы подразумеваем в первую очередь длину слова, а не физическую длину....