С разными типами темперамента 1. Описание типов темперамента

— это индивидуальное свойство человека, которое в наибольшей мере зависит от его врожденных, природных психофизиологических качеств. Темперамент — индивидуальная характеристика человека со стороны особенностей его психической деятельности, таких как интенсивность, скорость, темп психических процессов.

Обычно выделяются три сферы проявления темперамента: уровень обшей активности, особенности двигательной сферы и уровень эмоциональности.

Общая активность определяется степенью интенсивности взаимодействия человека с окружающей средой — природной и социальной. Здесь можно выделить две крайности. Один тип людей отличается своей явно выраженной вялостью, пассивностью, а другой — высокой активностью, быстротой в действиях. Представители других темпераментов располагаются между этими двумя полюсами.

Двигательная или моторная активность выражается в быстроте и резкости движений, в темпе речи, а также во внешней подвижности или, наоборот, медлительности, говорливости или молчаливости.

Эмоциональность - выражается в быстроте смены эмоциональных состояний, восприимчивости к эмоциональным воздействиям, чуткости.

Начиная с античности темперамент всегда связывался с физиологическими особенностями человеческого организма. Гиппократ (V в. до н.э.) описал четыре типа темперамента, определяемые той жидкостью, которая якобы преобладает и организме: сангвинический (от лат.sanguis - кровь), холерический (от греч.chole — желчь), флегматический (от греч.phl egma - слизь) и меланхолический (от греч. melaina chole - черная желчь). Темпераменты Гиппократом понимались в сугубо физиологическом смысле.

В XVIII в. с гиппократовскими типами темперамента были сопоставлены четыре психологических типа, что положило начало психологической линии в изучении темпераментов. Общежитейские представления о темпераментах в настоящее время мало чем отличаются от представлений XVIII в.: холерический темперамент связывается с раздражительностью, сангвинический — с жизнерадостностью, флегматичный — со спокойствием, а меланхолический — с грустью и ранимостью.

В современной психологии темперамент определяют как постоянные и устойчивые природные свойства личности, определяющие динамику психической деятельности независимо от ее содержания.

В качестве свойств темперамента выделяют экстраверсию и инт- роверсию, темп протекания реакций, пластичность и ригидность.

Экстраверсия-интроверсия — характеристики темперамента, введенные К. Юнгом - определяют зависимость реакции и деятельности человека от внешних впечатлений, возникающих в данный момент (экстраверт), или от внутренних психических процессов и состояний человека (интроверт). К экстравертам относят сангвиника и холерика, к интровертам — флегматика и меланхолика.

Темп протекания реакций характеризует скорость протекания психических процессов и реакции (быстрота ума, темп речи, динамика жестов). Темп протекания реакций повышен у холериков, сангвиников и хорошо отдохнувших меланхоликов и понижен у флегматиков и уставших меланхоликов. Люди с быстрым темпом протекания реакций и низкой чуствительностыо (сангвиники и холерики) не замечают. что другие (флегматики и меланхолики) не успевают следить за ходом их мыслей, и на основании этого делают совершенно необоснованные выводы об их умственных способностях, что может нанести прямой урон взаимоотношениям между людьми, в частности деловым отношениям.

Неактивность - степень непроизвольности реакций на внешние и внутренние воздействия и раздражения (критическое замечание, обидное слово, резкий тон. внешнее воздействие). Это автоматизированные реакции защиты и ориентировки. Высокая реактивность у холерика и сангвиника, низкая у флегматика.

Активность — характеризует выраженность энергетического потенциала личности, с которым человек преодолевает препятствия и добивается цели. Активность выражается в настойчивости, целенаправленности, сосредоточении внимания и является основным качеством темперамента, которое способствует достижению цели. Наиболее высока активность у флегматика, хотя в силу низкой реактивности он включается в работу медленнее. Флегматик высокоактивен, ему не грозит переутомление. У холерика высокая активность сочетается с реактивностью. Сангвиники достаточно активны, но если деятельность однообразна, они могут потерять к пей интерес. Меланхолики характеризуются низкой активностью.

Соотношение реактивности и активности определяет, от чего в большей степени зависит деятельность человека: случайных внешних или внутренних обстоятельств — настроение, случайные события, или от целей, намерений, убеждений.

Пластичность и ригидность свидетельствуют, насколько легко и гибко приспосабливается человек к внешним воздействиям (пластичность) или насколько инертно его поведение (ригидность). Наиболее высокая пластичность у сангвиников, ригидность характеризует флегматиков, холериков и меланхоликов.

Эмоциональная возбудимость отражает порог минимального воздействия, необходимого для возникновения эмоциональной реакции и скорости ее развития. Эмоциональная возбудимость повышена у сангвиника, холерика и меланхолика, а у флегматика понижена.

Своеобразное сочетание активности, определяемой интенсивностью и объемом взаимодействия человека с окружающей средой — физической и социальной, и степени выраженности эмоциональных реакций, обусловливают индивидуальные особенности темперамента, т.е. «динамические аспекты» поведения. Исследователи сохраняют уверенность в том, что динамические свойства поведения имеют определенную физиологическую основу, т.е. определяются некими особенностями функционирования физиологических структур, однако каковы эти структуры и особенности в настоящее время неизвестно. Ясно одно, что темперамент, будучи врожденным, является базой большинства свойств личности, втом числе ее характера. Темперамент является чувственной основой характера. Преобразуясь в процессе формирования характера, свойства темперамента переходят в черты характера, содержание которых связано с направленностью психики индивида.

Темпераменты и их характеристика

Флегматик неспешен, невозмутим, имеет устойчивые стремления и настроение, внешне скуп на проявление эмоций и чувств. Он проявляет упорство и настойчивость в работе, оставаясь спокойным и уравновешенным. В работе он производителен, компенсируя свою неспешность прилежанием.

Холерик - быстрый, страстный, порывистый, однако совершенно неуравновешенный, с резко меняющимся настроением с эмоциональными вспышками, быстро истощаемый. У него нет равновесия нервных процессов, это его резко отличает от сангвиника. Холерик, увлекаясь, безалаберно растрачивает свои силы и быстро истощается.

Сангвиник - живой, горячий, подвижный человек, с частой сменой настроения, впечатлений, с быстрой реакцией на все события, происходящие вокруг него, довольно легко примиряющийся со своими неудачами и неприятностями. Обычно сангвиники обладают выразительной мимикой. Он очень продуктивен в работе, когда ему интересно, приходя в сильное возбуждение от этого, если работа не интересна, он относится к ней безразлично, ему становится скучно.

Меланхолик - человек легко ранимый, склонный к постоянному переживанию различных событий, он мало реагирует на внешние факторы. Свои астенические переживания он не может сдерживать усилием воли, он чересчур впечатлителен, легко эмоционально раним.

У каждого темперамента можно найти как положительные, так и отрицательные свойства . Хорошее воспитание, контроль и самоконтроль дает возможность проявиться: меланхолику, как человеку впечатлительному с глубокими переживаниями и эмоциями; флегматику, как выдержанному, без скоропалительных решений человеку: сангвинику, как высоко отзывчивому для любой работы человеку: холерику, как страстному, неистовому и активному в работе человеку.

Отрицательные свойства темперамента могут проявиться так: у меланхолика — замкнутость и застенчивость; у флегматика — безразличие к людям, сухость; у сангвиника — поверхностность, разбросанность. непостоянство; у холерика — поспешность решений.

Как уже отмечалось, различаются четыре основных вида темперамента: сангвинический, холерический, флегматический, меланхолический (рис. 1, табл. 1).

Сангвинический темперамент

И. П. Павлов дает следующую характеристику особенностей сангвинического темперамента: «Сангвиник — горячий, очень продуктивный деятель, но лишь тогда, когда у него есть много интересного дела, т. е. постоянное возбуждение. Когда же такого дела нет, он становится скучливым, вялым».

Сангвиник отличается легкой приспособляемостью к изменяющимся условиям жизни, повышенной контактностью с окружающими людьми, общительностью. Чувства сангвиника легко возникают и быстро сменяются, его стереотипы достаточно подвижны, условные рефлексы быстро закрепляются. В новой обстановке он не чувствует скованности, способен к быстрому переключению внимания и смене видов деятельности, эмоционально устойчив. Людям с сангвиническим темпераментом больше всего подходит деятельность, которая требует быстрых реакций, значительных усилий, распределенности внимания.

Холерический темперамент

«Холерический тип, — отмечает И. П. Павлов, — это явно боевой тип, задорный, легко и скоро раздражающийся». «Увлекшись каким-нибудь делом, чересчур налегает на свои средства и силы и в конце концов рвется, истощается больше, чем следует, он дорабатывается до того, что ему все невмоготу».

Для холерика характерны повышенная эмоциональная реактивность, быстрый темп и резкость в движениях. Повышенная возбудимость холерика при неблагоприятных условиях может стать основой вспыльчивости и даже агрессивности.

Рис. 1. Реакции людей с различными темпераментами в одинаковой ситуации (рисунок X. Бидструпа)

Таблица 1. Виды темперамента и соответствующие им психические свойства человека

Психические свойства

Вилы темперамента и соответствующие им свойства высшей нервной деятельности

сангвинический

холерический

флегматический

меланхолический

Скорость

Очень высокая

Медленная

Очень большая

Экстраверсия/ интроверсия

Экстраверт

Экстраверт

Интроверт

Интроверт

Пластичность/ригидность

Пластичный

Пластичный

Ригидный

Ригидный

Возбудимость

Умеренная

Экспрессия

Умеренная

Повышенная

Пониженная

Повышенная

Устойчивость

Устойчив

Неустойчив

Очень устойчив

Очень неустойчив

При соответствующей мотивации холерик способен преодолевать значительные трудности, отдаваясь делу с большой страстью. Для него характерна резкая смена настроений. Наибольшей результативности человек с холерическим темпераментом достигает в деятельности, требующей повышенной реактивности и значительного единовременного напряжения сил.

Флегматический темперамент

«Флегматик — спокойный, всегда ровный, настойчивый и упорный труженик жизни».

Реакции флегматика несколько замедленны, настроение устойчиво. Эмоциональная сфера внешне мало выражена. В сложных жизненных ситуациях флегматик остается достаточно спокойным и выдержанным, он не допускает импульсивных, порывистых движений, так как процессы торможения у него всегда уравновешивают процессы возбуждения. Правильно рассчитывая свои силы, флегматик проявляет большую настойчивость в доведении дела до конца. Переключение внимания и деятельности у него несколько замедленно. Его стереотипы малоподвижны, и поведение в ряде случаев недостаточно гибко. Флегматик достигает наибольших успехов в тех видах деятельности, которые требуют равномерного напряжения сил, усидчивости, устойчивости внимания и большого терпения.

Меланхолический темперамент

«Меланхолический темперамент есть явно тормозной тип нервной системы. Для меланхолика, очевидно, каждое явление жизни становится тормозящим его агентом, раз он ни во что не верит, ни на что не надеется, во всем видит и ожидает только плохое, опасное».

Меланхолик отличается повышенной ранимостью, склонностью к глубоким переживаниям (иногда даже по незначительным поводам). Его чувства легко возникают, плохо сдерживаются, внешне отчетливо выражены. Сильные внешние воздействия затрудняют его деятельность. Он интровертирован — занят своими переживаниями, замкнут, воздерживается от контактов с незнакомыми людьми, избегает новой обстановки. При определенных условиях жизни у него легко формируется застенчивость, робость, нерешительность и даже трусость. В благоприятной стабильной обстановке меланхолик может достичь значительных успехов в таких видах деятельности, которые требуют повышенной чувствительности, реактивности, быстрой обучаемости, наблюдательности.

Темперамент – это индивидуальные особенности личности каждого человека. От него зависит поведение каждого из нас с самого рождения и отношение к окружающему миру. Чтобы обеспечить себе успех в любой деятельности и уменьшить вероятность возникновения конфликтных ситуаций, необходимо учитывать особенности темпераментов людей вокруг и своего собственного.

Что такое темперамент?

Каждому человеку присущи индивидуальные психофизиологические свойства. Они есть с рождения и очень устойчивы. Совокупность этих свойств называют темпераментом, и именно от них зависят динамические особенности психических процессов и состояний человека.

Особенности темперамента никак не сказываются на познавательных способностях человека или его моральных качествах. Но их надо учитывать при выборе деятельности – например, людям с замедленными реакциями будет непросто управлять механизмами на высокой скорости, зато они идеально справятся с работой, требующей концентрации и усидчивости.

Стоит ещё раз отметить, что это свойства именно психофизические. Это часть физиологии человека. От темперамента зависит не только поведение человека и его характер, но и его энергичность, работоспособность, темп и скорость выполнения задач, лёгкость смены форм деятельности и общий эмоциональный фон. Эти отличия можно заметить даже у новорождённых: одни дети более активны, чаще кричат, меньше спят, другие же даже в периоды бодрствования могут спокойно лежать, рассматривая игрушки.

Отличия темперамента от характера

Темперамент Характер
Генетически первичен Прижизненное образование
Проявляется во всех сферах жизни Связан с определёнными ситуациями
Проявляется рано Формируется позже под воздействием воспитания
Связан с особенностями нервной системы Связан с социальными ситуациями
Амотивен (не определяет отношение к миру) Выражает отношение к миру
Влияет на формирование характера, так как черты характера возникают тогда, когда темперамент достаточно развит Влияет на темперамент
Ярче проявляется в трудных ситуациях Проявляется в типичных ситуациях

Какие бывают типы?

Учёные выделяют четыре основных типа темперамента. При их определении учитывают динамические характеристики психической деятельности: например, её темп и ритм, резкость, интенсивность и амплитуду. Не менее важны и показатели эмоциональности человека – впечатлительность или чуткость к разного рода воздействиям, скорость, с которой эмоции вызывают поступки и заканчиваются, темпы их изменения, силу и глубину. Это позволяет всех людей разделить на четыре группы по типу темперамента:

  • сангвиники,
  • флегматики,
  • холерики,
  • меланхолики.

Обычно для установления типа темперамента проводят специальные тесты. Но иногда, хорошо зная человека, это можно определить «на глазок», беря в расчёт только главные характеристики разных типов.

Сангвиник

У обладателей этого типа темперамента сильная и динамичная, при этом очень уравновешенная нервная система, характеризующаяся высокой степенью экстраверсии. Большинство сангвиников – энергичные, подвижные и общительные люди . Они быстро реагируют на внешние раздражители, но при этом их переживания не очень глубоки. Они легко справляются с потерями и неудачами, просто не зацикливаясь на них.

Больше всего сангвиники боятся сойти с ума и потерять своё нормальное, размеренное и стабильное душевное бытиё.

Такие люди любят новые впечатления, иногда даже на грани разумного. Они очень устойчивы к эмоции страха, но при этом нередко страдают от банальных фобий – например, акрофобии или клаустрофобии. Обладатели данного типа темперамента очень любят бывать среди людей. Их угнетает одиночество, зато в компании они часто шутят и смеются, бывают в центре внимания. Они – отличные организаторы и руководители, но иногда бывают поверхностными.

Флегматик

Флегматический темперамент характеризуется уравновешенностью всех нервных процессов и интроверсией. Его обладатели обычно обладают сильной нервной системой, отличаются хладнокровием и некоторой инертностью. Такие люди могут быть медлительными, но при этом они обстоятельны и невозмутимы. Флегматики не склонны к бурным реакциям и сильным эмоциональным переживаниям. Они редко чего-то боятся, но при этом с трудом адаптируются к новой обстановке, поэтому могут ощущать тревогу и подавленность.

Флегматический темперамент часто делает своего обладателя подчинённым. Такие люди не любят конфликтов, им проще согласиться с собеседником, поэтому они легко поддаются на уговоры, чаще становятся ведомыми, нежели ведущими. Обычно флегматики бывают чуткими и хорошо понимают окружающих, поэтому аккуратно относятся к их чувствам. Они нерешительные, при этом милые и обаятельные. При правильной и чёткой постановке задания они могут стать идеальными исполнителями, но не лидерами. При отсутствии стимула флегматики могут быть пассивными, скучными, ленивыми и безвольными.

Холерик

Обладатели данного типа темперамента отличаются остабильной нервной системой. У них процессы возбуждения сильно преобладают над торможением, поэтому движения их бывают резкими и порывистыми, все их мысли протекают быстро, а чувства захватывают полностью. Холерики – экстраверты, очень общительные, открытые эмоциям, но при этом настроение может меняться слишком быстро. Обычно переживания их не бывают слишком глубокими, поэтому с трудностями обладатели этого темперамента справляются легко. Главная же их проблема – неумение сдерживать себя.

Холерики – прирожденные лидеры. Они легко увлекают за собой людей и получают удовольствие от этого. Они обожают спорить, но не для поиска истины, а просто чтобы доказать свою правоту и опять оказаться выше всех. Люди с таким темпераментом вспыльчивы и нередко страдают от приступов ярости, но при этом быстро отходят и забывают обиды. Ради того, чтобы сохранить своё лицо, они способны обвинить другого в своих ошибках.

При правильной мотивации холерик бывает очень инициативным, изобретательным, энергичным и принципиальным. Отсутствие воспитания и положительных целей в жизни делает его раздражительным, склонным к аффекту и потере самоконтроля.

Меланхолик

Люди с меланхолическим темпераментом имеют слабую нервную систему. Большинство их них – эмоционально неустойчивые интроверты. Нередко это сопровождается вегетативными расстройствами и паническими атаками. Процессы торможения у них превалируют над возбуждением.

Меланхолики обычно выглядят спокойными и внешне вяло реагируют на раздражители, но при этом очень остро реагируют на любые оттенки чувств. Эмоциональные переживания такого человека всегда очень глубоки и обличаются большой длительностью. Обладатели данного типа темперамента нередко страдают от депрессий и сами придумывают себе пугающие ситуации, что приводит к подавленности и хандре.

Меланхолики бывают склонны к творческой деятельности и нередко занимаются наукой. Их постоянное желание совершенствования и упорство в достижении целей, спокойный характер и неконфликтность делают их прекрасными сотрудниками. Но только в небольших компаниях, где не надо постоянно быть на виду и общаться с кем-то. Условия, где требуются быстрые решения и активность, у них могут вызвать продолжительные тормозные реакции. Проще говоря, такой человек опустит руки и прекратит любую деятельность.

От чего зависит темперамент

Как мы уже говорили, темперамент является врождённой особенностью человека. Считается, что он обусловлен генетически, но веских доказательств этого на сегодня не существует. Кроме того, подмечено, что некоторые факторы могут на него влиять.

  • Климатические условия . Наверное, все замечали, что южане чаще обладают взрывным холерическим темпераментом, нежели жители северных стран.
  • Образ жизни. Недосыпание и неправильное питание, ночная работа и злоупотребление алкоголем могут вносить заметные коррективы.
  • Возраст. Постепенно у человека меняется гормональный фон. Например, снижение уровня тестостерона, которое происходит с годами, приводит к уменьшению энергичности, агрессивности, ослабеванию лидерских качеств.

Кроме того, существует теория, что темперамент может зависеть от времени года, когда родился человек. Исследователи заметили, что у тех, кто родился летом, чаще встречаются быстрые смены настроения, рождённые весной более позитивны, а «зимние люди» менее раздражительны, но подвержены депрессиям. К сожалению, никакого научного подтверждения данного факта не существует, как и объяснения.

Есть ли зависимость от группы крови?

Идея связать темперамент с группой крови не нова и уже давно не даёт учёным покоя. Существует немало исследований на данную тему. Наиболее популярной является теория, которая базируется на утверждении, что все группы крови имеют разное происхождение и появились на Земле не одновременно. Именно поэтому их обладатели имеют разные темпераменты, должны питаться определёнными продуктами и выбирать соответствующий род деятельности.

  • Наиболее древней, согласно этой теории, является первая группа крови. Она принадлежала древним охотникам, которые постоянно вели борьбу за выживание. По мнению исследователей, эти люди являются прирождёнными лидерами и оптимистами, имеют жёсткую волю и всегда стараются руководить всеми процессами.
  • Вторая группа крови появилась, когда люди объединились в племена и начали заниматься земледелием. На этом этапе связи между людьми стали более тесными, ужесточились нормы поведения. Люди со второй группой унаследовали от своих предков более стабильную нервную систему. Они спокойные, терпеливые и усидчивые. Это экстраверты, которые легко идут на контакт. При этом они могут быть упрямыми и консервативными, иногда плохо переносят стрессы и не умеют раслабляться.
  • Третья группа была сформирована у кочевников. Им было необходимо постоянно приспосабливаться к новым условиям, поэтому потомки этих людей также обладают высокой стрессоустойчивостью и восприимчивостью. Это творческие и изобретательные индивидуалисты, которые за внешним спокойствием часто прячут трепетную душу.
  • Четвёртая группа самая молодая. Она была сформирована в процессе смешения второй и третьей. Её обладатели – добрые и спокойные люди, приятные и общительные. Но при этом они нередко живут сегодняшним днём и не думают о последствиях.
    Как-то соотнести группы крови с конкретными типами темперамента у создателей данной теории не получилось. Доказать её тоже оказалось невозможным, поэтому для научного мира это не более чем интересная сказка.

Можно ли изменить темперамент?

Нередко от людей можно услышать, что им не нравится их темперамент и они хотели бы изменить его к лучшему. Но это врождённое качество, изменить которое не так-то просто. Нужно понимать, что темперамент не может быть хорошим или плохим, любой из них имеет свои сильные и слабые стороны, и их надо выявить и правильно использовать.

Тем, кто хочет изменить темперамент, стоит задуматься, зачем это делать. Например, меланхолик завидует своему директору-холерику и хочет стать таким же успешным и активным. Он может пересилить себя и начать двигаться, разговаривать и действовать более энергично. Возможно, ему даже удастся убедить всех, что он сильный лидер, и стать директором. Но станет ли он от этого счастливее? Вряд ли. От таких нагрузок и постоянного общения сконцентрированный интроверт-меланхолик, который привык во всем добиваться идеального результата, просто эмоционально сгорит.

Нужно понимать, что научиться поступать, как обладатель другого темперамента, можно, но изменить свою суть – нет. Намного правильнее будет изучить свои особенности и сильные стороны и постараться организовать свою жизнь так, чтобы ничего менять не хотелось.

Темперамент – это важная врождённая психофизиологическая особенность человека. Во многом именно от него зависит характер и поведение человека. Изменить его или как-то запрограммировать ещё до рождения невозможно. Но очень важно учитывать темперамент при выборе рода деятельности.

Гиппократ выделял 4 вида темперамента — сангвинический, флегматический, холерический и меланхолический. Однако в чистом виде они встречаются редко, каждый человек лишь тяготеет к какому-то из них. В течение жизни под влиянием социального воздействия, воспитания, образа жизни, здоровья проявления темперамента могут сглаживаться. У детей признаки темперамента более отчетливы, их легко увидеть, если понаблюдать некоторое время за поведением ребенка.

Поговорим подробно о каждом виде темперамента. Расскажем о занятиях, которые являются для детей комфортными с учетом темперамента.

Сангвиник

Правильное воспитание сформирует в ребенке активное отношение к обучению, целеустремленность.

Такому ребенку подойдут подвижные, активные занятия. Можно выбрать спорт, танцы. Занятия могут быть как индивидуальные, так и в группе, в команде. Возможно, в силу своей активности ребенок будет интересоваться многими видами деятельности, он захочет заниматься сразу в нескольких кружках, студиях. Позвольте ему это, разрешите переходить из одной секции в другую. Чем больше умений он освоит, тем больше задатков получат стимулы для развития. Более глубокое погружение в выбранную деятельность может произойти в последующие годы — в подростковом, юношеском возрасте.

Флегматик

Это спокойный и неторопливый малыш. Он основательно продумывает свои действия, проявляет упорство в достижении цели. Ему трудно быстро ориентироваться в ситуации, он не любит перемен, предпочитает стабильность, надолго запоминает усвоенные знания, навыки. Его настроение устойчиво, он редко выходит из себя, с удовольствием общается с окружающими его взрослыми и сверстниками.

Воспитание может сформировать у ребенка-флегматика такие качества как усидчивость, настойчивость. Ему подойдут занятия, требующие кропотливости и терпения. Если у ребенка хороший музыкальный слух, можно предложить ему занятия музыкой. Если он имеет интерес к рисованию, лепке, аппликации — займитесь с ним художественным творчеством.

Такому ребенку может не понравиться деятельность, требующая скорости, мгновенной реакции, быстрой адаптации. Поэтому из всех видов спортивных занятий выбирайте спокойные. Это плавание, бальные и спортивные танцы. Там навык формируется путем многократного повторения и индивидуальной работы с тренером.

Командные игры — футбол, гандбол, баскетбол, контактные виды спорта — бокс, фехтование не принесут флегматику удовлетворения, поскольку они требуют быстроты реакции, умения понимать партнера и соперника и мгновенно принимать решение.

Холерик

Ребенок-холерик отличается неуравновешенностью, возбудимостью, быстротой действий, движений. Он быстро загорается и также быстро остывает. Особенно дискомфортной для него будет деятельность кропотливая, однообразная, длительная по времени. В общении со сверстниками стремится быть лидером, часто является источником конфликтов.

При верном воспитании у ребенка-холерика формируются очень важные качества: активность, инициативность, увлеченность, организаторские и коммуникативные способности.

Для ребенка с холерическим темпераментом подойдут интенсивные, но не очень продолжительные занятия, где есть возможность общения со сверстниками или конкуренция с соперником. Страстная, склонная к риску натура будет чувствовать себя в своей тарелке на футбольном поле, волейбольной или баскетбольной площадке, на велосипедной дорожке. Ребенок-холерик будет «зажигать» и на танцполе, в музыкальном коллективе — там, где требуется мощный и кратковременный выброс энергии.

Занятия, требующие кропотливости, тщательности, например рисование, лепка, вышивание, бисероплетение, могут быстро надоесть такому ребенку. Тяжелым испытанием для ребенка-холерика будет одиночество, отсутствие общения со сверстниками.

Меланхолик

У детей с меланхолическим типом темперамента деятельность протекает замедленно, при этом они быстро утомляются. Если ребенка подгонять, действия еще больше замедляются. Медленно, но надолго ребенок погружается в то или иное эмоциональное переживание. Плохое настроение не будет мимолетным, возникшая печаль удивляет взрослых своей глубиной, силой, длительностью. Ребенок тревожится в незнакомой обстановке, стесняется незнакомых людей, избегает многочисленных контактов со сверстниками.

В процессе воспитания у детей-меланхоликов формируются мягкость, отзывчивость, душевность.

Для такого ребенка подойдут спокойные виды деятельности в комфортных условиях. Дети-меланхолики с удовольствием читают книги, смотрят познавательные передачи, фильмы, любят наблюдать окружающую их природу, исследовать ее.

Их глубокие чувства и переживания могут раскрыться в художественном, литературном творчестве.

Чтобы определить темперамент ребенка, воспользуйтесь вопросами, которые представлены в разделе «Диагностика способностей и интересов». Они помогут увидеть в поведении ребенка признаки типа темперамента.

Подведем итоги

  • Темперамент — это врожденное качество, не пытайтесь с ним бороться. Попытайтесь понять его и учесть при выборе занятий для ребенка.
  • Не бывает «плохих» темпераментов. Грубость, агрессивность, эгоизм, низкий уровень культуры — это результат плохого воспитания.
  • Выбирайте занятия согласно склонностям ребенка, его поведению. Учитывайте силу и скорость реакций ребенка, устойчивость и смену эмоций, активность и утомляемость, потребность в общении.
  • Родители должны не только расширять кругозор малыша, но и развивать его способности, расширяя представления о различных видах деятельности. Важно предложить ребенку те занятия, которые подходят ему по темпераменту, по возможностям. Такие занятия сформируют у него интересы, склонности, помогут преодолеть неуверенность и страх.

Основа темперамента

Каждый человек уникален, отличается способами выражения эмоций, чувств и по-разному реагирует на происходящее в окружающей действительности. Если один индивид сохраняет в любой ситуации спокойствие, то другого даже малейшие неприятности могут привести в отчаяние. Данные особенности человеческого поведения во многом зависят от различий в деятельности нервной системы.

Темперамент, как психобиологическая основа личности

Психическая деятельность человека, которая характеризуется при помощи ее динамических особенностей (темпа, быстроты и интенсивности), является темпераментом. Он характеризует не убеждения личности, взгляды или интересы, а ее динамичность, поэтому не является показателем ценности.

Можно выделить следующие компоненты, определяющие основу темперамента:

  • Общая активность психической деятельности человека, которая выражается в степени стремления действовать, проявлять себя в различных занятиях, преобразовывать окружающую реальность. Существуют две крайности общей активности: с одной стороны, пассивность, инертность, вялость, а с другой - стремительность. Между этими двумя крайностями располагаются представители различных темпераментов;
  • Двигательная или моторная активность выражается в быстроте, интенсивности, резкости, силе мышечных движений и речи индивида, его подвижности, говорливости;
  • Эмоциональная активность выражает чувствительную основу темперамента, то есть восприимчивость и чуткость личности к эмоциональным воздействиям, ее импульсивность.

Также темперамент человека имеет внешнее выражение и проявляется в деятельности, поведении и поступках. По этим признакам можно судить о некоторых его свойствах. Когда говорят о темпераменте, то в основном имеют в виду психические различия у людей, связанные с интенсивностью, глубиной и устойчивостью эмоций, впечатлительности, энергичности действий.

Существует несколько теорий, определяющих основы темперамента. Но при всем многообразии подходов к этому вопросу большинство ученых признают, что это своего рода биологический фундамент, на котором личность формируется как социальное существо.

Физиологические основы темперамента

Первым данный термин ввел древнегреческий врач Гиппократ, который положил начало гуморальной теории. Он объяснял особенности темпераментов людей различными соотношениями жидких веществ в организме: крови, желчи и лимфы. Если преобладает желтая желчь - это делает человека горячим, импульсивным или холериком. У подвижных, веселых людей (сангвиников) преобладает кровь, а у спокойных и медлительных (флегматиков) - лимфа. Меланхолики отличаются грустным и боязливым характером, и как утверждал Гиппократ, у них преобладает черная желчь.

Согласно конституционной теории, которую вывели Кречмер и Зиго, природную основу темперамента определяют особенности общего строения организма человека, а также его отдельных органов. В свою очередь, телосложение индивида зависит от протекания эндокринных процессов в его организме.

Но наиболее обоснованной была признана неврологическая теория, которую предложил Иван Петрович Павлов. По его мнению, физиологической основой темперамента является набор приобретенных особенностей и врожденных свойств нервной системы.

Индивидуальные различия нервной деятельности при этом проявляются соотношением двух главных процессов - возбуждения и торможения, которые обладают тремя важными свойствами:

  • Сила процессов, которая выражается в способности нервных клеток выдерживать продолжительное или концентрированное воздействие раздражителей. Это определяет выносливость клетки. О слабости нервных процессов свидетельствует высокая чувствительность или переход клеток в состояние торможения вместо возбуждения, при воздействии на них сильных раздражителей. Эта особенность нередко ложится в основу темперамента;
  • Уравновешенность нервных процессов характеризуется равным соотношением возбуждения и торможения. У некоторых людей эти два процесса проявляются в равной степени, у других преобладает один из них;
  • Подвижность нервных процессов представляет собой быструю или медленную смену возбуждения на торможение и обратно, когда это требуют условия жизни. Таким образом, при неожиданных и резких изменениях подвижность обеспечивает приспособление индивида к новой обстановке.

Комбинации указанных свойств, по утверждению Павлова, определяют тип нервной системы и являются природной основой темперамента:

  • Слабый тип, при котором человек не способен выдерживать сильное, длительное и концентрированное возбуждение и торможение. В слабой нервной системе клетки обладают низкой работоспособностью. Хотя, при воздействии сильных раздражителей отмечается высокая чувствительность;
  • Сильный уравновешенный тип характеризуется неуравновешенностью основных нервных процессов, отличается преобладание возбуждения над торможением;
  • Сильный уравновешенный подвижный тип - нервные процессы сильны и уравновешены, однако, их быстрота и подвижность нередко приводят к неустойчивости связей;
  • Сильный уравновешенный инертный тип, при котором процессы возбуждения и торможения сильны и уравновешены, но отличаются малой подвижностью. Представители данного типа всегда спокойны, их трудно вывести из себя.

Таким образом, основу темперамента составляют индивидуальные свойства психики, которые отражают динамику психической деятельности человека. Они проявляются независимо от его целей, мотивов, желания и остаются практически неизменными в течение всей его жизни.

Учение о темпераменте

Говоря о темпераменте, обычно имеют в виду динамическую сторону личности, выражающуюся в импульсивности и темпах психической деятельности. Именно в этом смысле мы обычно говорим, что у такого-то человека большой или небольшой темперамент, учитывая его импульсивность, стремительность, с которой проявляются у него влечения, и т. д. Темперамент — это динамическая характеристика психической деятельности индивида.

Для темперамента показательна, во-первых, сила психических процессов. При этом существенна не только абсолютная сила их в тот или иной момент, но и то, насколько она остается постоянной, т. е. степень динамической устойчивости. При значительной устойчивости сила реакций в каждом отдельном случае зависит от изменяющихся условий, в которых оказывается человек, и адекватна им: более сильное внешнее раздражение вызывает более сильную реакцию, более слабое раздражение — более слабую реакцию. У индивидов с большей не-устойчивостью, наоборот, сильное раздражение может — в зависимости от очень изменчивого состояния личности — вызвать то очень сильную, то очень слабую реакцию; точно так же и самое слабое раздражение может иногда вызвать и очень сильную реакцию; весьма значительное событие, чреватое самыми серьезными последствиями, может оставить человека безразличным, а в другом случае ничтожный повод даст бурную вспышку: «реакция» в этом смысле совсем не адекватна «раздражителю».

Психическая деятельность одной и той же силы может отличаться различной степенью напряженности, в зависимости от соотношения между силой данного процесса и динамическими возможностями данной личности. Психические процессы определенной интенсивности могут совершаться легко, без всякого напряжения у одного человека в один момент и с большим напряжением у другого человека или у того же человека в другой момент. Эти различия в напряжении скажутся в характере то ровного и плавного, то толчкообразного протекания деятельности.

Существенным выражением темперамента является, далее, скорость протекания психических процессов. От скорости или быстроты протекания психических процессов нужно еще отличать их темп (количество актов за определенный промежуток времени, зависящее не только от скорости протекания каждого акта, но и от величины интервалов между ними) и ритм (который может быть не только временным, но и силовым). Характеризуя темперамент, надо опять-таки иметь в виду не только среднюю скорость протекания психических процессов. Для темперамента показательна и свойственная данной личности амплитуда колебаний от наиболее замедленных к наиболее ускоренным темпам. Наряду с этим существенное значение имеет и то, как совершается переход от более медленных к более быстрым темпам и наоборот — от более быстрых к более медленным: у одних он совершается, более или менее ровно и плавно нарастая или спадая, у других — как бы рывками, неравномерно и толчкообразно. Эти различия могут перекрещиваться: значительные переходы в скорости могут совер-шаться путем плавного и равномерного нарастания, а с другой стороны, относительно менее значительные изменения в абсолютной скорости могут совершаться порывистыми толчками. Эти особенности темперамента сказываются во всей деятельности личности, в протекании всех психических процессов.

Основное проявление темперамента очень часто ищут в динамических особенностях «реакций» человека — в том, с какой силой и быстротой он действенно реагирует на раздражения. Действительно, центральными звеньями в многообразных проявлениях темперамента являются те, которые выражают динамические особенности не отдельно взятых психических процессов, а конкретной деятельности в многообразных взаимосвязях различных сторон ее психического содержания. Однако сенсомоторная реакция никак не может служить ни исчерпывающим, ни адекватным выражением темперамента человека. Для темперамента особенно существенны впечатлительность человека и его импульсивность.

Темперамент человека проявляется прежде всего в его впечатлительности, характеризующейся силой и устойчивостью того воздействия, которое впечатление оказывает на человека. В зависимости от особенностей темперамента впечатлительность у одних людей бывает более, у других менее значительной; у одних будто кто-то, по словам А. М. Горького, «всю кожу с сердца содрал», до того они чувствительны к каждому впечатлению; другие — «бесчувственные», «толстокожие» — очень слабо реагируют на окружающее. У одних воздействие — сильное или слабое, — которое оказывает на них впечатление, распространяется с большой, у других с очень малой скоростью в более глубокие слои психики. Наконец, у различных людей в зависимости от особенностей их темперамента бывает различна и устойчивость впечатления: у одних впечатление — даже сильное — оказывается очень нестойким, другие длительно не могут от него освободиться. Впечатлительность — это всегда индивидуально различная у людей разного темперамента аффективная чувствительность. Она существенно связана с эмоциональной сферой и выражается в силе, быстроте и устойчивости эмоциональной реакции на впечатления.

Темперамент сказывается в эмоциональной возбудимости — в силе эмоционального возбуждения, быстроте, с которой оно охватывает личность, — и устойчивости, с которой оно сохраняется. От темперамента человека зависит, как быстро и сильно он загорается и с какой быстротой затем он угасает. Эмоциональная возбудимость проявляется, в частности, в настроении, повышенном вплоть до экзальтации или пониженном вплоть до депрессии, и особенно в более или менее быстрой смене настроений, непосредственно связанной с впечатлительностью.

Другим центральным выражением темперамента является импульсивность, которая характеризуется силой побуждений, скоростью, с которой они овладевают моторной сферой и переходят в действие, устойчивостью, с которой они сохраняют свою действенную силу. Импульсивность включает обусловливающую ее впечатлительность и эмоциональную возбудимость в соотношении с динамической характеристикой тех интеллектуальных процессов, которые их опосредуют и контролируют. Импульсивность — та сторона темперамента, которой он связан со стремлением, с истоками воли, с динамической силой потребностей как побуждений к деятельности, с быстротой перехода побуждений в действие.

Темперамент проявляется особенно наглядно в силе, а также скорости, ритме и темпе психомоторики человека — в его практических действиях, речи, выразительных движениях. Походка человека, его мимика и пантомимика, его движения, быстрые или медленные, плавные или порывистые, иногда неожиданный поворот или движение головы, манера вскинуть взгляд или потупить взор, тягучая вялость или медлительная плавность, нервная торопливость или мощная стремительность речи открывают нам какой-то аспект личности, тот динамический ее аспект, который составляет ее темперамент. При первой же встрече, при кратковременном, иногда даже мимолетном соприкосновении с человеком мы часто сразу по этим внешним проявлениям получаем более или менее яркое впечатление о его темпераменте.

С древности принято различать четыре основных типа темпераментов: холерический, сангвинический, меланхолический и флегматический. Каждый из этих темпераментов может быть определен соотношением впечатлительности и импульсивности как основных психологических свойств темперамента. Холерический темперамент характеризуется сильной впечатлительностью и большой импульсивностью; сангвинический — слабой впечатлительностью и большой импульсивностью; меланхолический — сильной впечатлительностью и малой импульсивностью; флегматический — слабой впечатлительностью и малой импульсивностью. Таким образом, эта классическая традиционная схема естественно вытекает из соотношения основных признаков, которыми мы наделяем темперамент, приобретая при этом соответствующее психологическое содержание. Дифференциация как впечатлительности, так и импульсивности по силе, скорости и устойчивости, выше нами намеченная, открывает возможности для дальнейшей дифференциации темпераментов.

Физиологическую основу темперамента составляет нейродинамика мозга, т. е. нейродинамическое соотношение коры и подкорки. Нейродинамика мозга находится во внутреннем взаимодействии с системой гуморальных, эндокринных факторов. Ряд исследователей (Пенде, Белов, отчасти Э. Кречмер и др.) склонны были поставить и темперамент, и даже характер в зависимость прежде всего от этих последних. Не подлежит сомнению, что система желез внутренней секреции включается в число условий, влияющих на темперамент.

Было бы неправильно, однако, изолировать эндокринную систему от нервной и превращать ее в самостоятельную основу темперамента, поскольку самая гуморальная деятельность желез внутренней секреции подчиняется центральной иннервации. Между эндокринной системой и нервной существует внутреннее взаимодействие, в котором ведущая роль принадлежит нервной системе.

Для темперамента существенное значение при этом, несомненно, имеет возбудимость подкорковых центров, с которыми связаны особенности моторики, статики и вегетатики. Тонус подкорковых центров, их динамика оказывают влияние и на тонус коры, и ее готовность к действию. В силу той роли, которую они играют в нейродинамике мозга, подкорковые центры, несомненно, влияют на темперамент. Но опять-таки совершенно неправильно было бы, эмансипируя подкорку от коры, превратить первую в самодовлеющий фактор, в решающую основу темперамента, как это стремятся сделать в современной зарубежной неврологии течения, которые признают решающее значение для темперамента серого вещества желудочка и локализуют «ядро» личности в подкорке, в стволовом аппарате, в субкортикальных ганглиях. Подкорка и кора неразрывно связаны друг с другом. Нельзя поэтому отрывать первую от второй. Решающее значение имеет в конечном счете не динамика подкорки сама по себе, а динамическое соотношение подкорки и коры, как это подчеркивает И. П. Павлов в своем учении о типах нервной системы.

В основу своей классификации типов нервной системы И. П. Павлов положил три основных критерия, а именно силу, уравновешенность и лабильность коры.

Исходя из этих основных признаков, он в результате своих исследований методом условных рефлексов пришел к определению четырех основных типов нервной системы:

  1. Сильный, уравновешенный и подвижный — живой тип.
  2. Сильный, уравновешенный и инертный — спокойный, медлительный тип.
  3. Сильный, неуравновешенный с преобладанием возбуждения над торможением — возбудимый, безудержный тип.
  4. Слабый тип.

Деление типов нервной системы на сильный и слабый не ведет к дальнейшему симметричному подразделению слабого типа, так же как и сильного, по остальным двум признакам уравновешенности и подвижности (лабильности), потому что эти различия, дающие существенную дифференциацию в случае сильного типа, при слабом оказываются практически несущественными и не дают реально значимой дифференциации.

Намеченные им типы нервных систем И. П. Павлов связывает с темпераментами, сопоставляя четыре группы нервных систем, к которым он пришел лабораторным путем, с древней, от Гиппократа идущей классификацией темпераментов. Он склонен отожествить свой возбудимый тип с холерическим, меланхолический с тормозным, две формы центрального типа — спокойную и оживленную — с флег-матическим и сангвиническим.

Основным доказательством в пользу той дифференциации типов нервной системы, которые он устанавливает, Павлов считает различные реакции при сильных противодействиях раздражительного и тормозного процессов.

Учение Павлова о типах нервной деятельности имеет существенное значение для понимания физиологической основы темперамента. Правильное его использование предполагает учет того, что тип нервной системы является строго физиологическим понятием, а темперамент — это понятие психофизиологическое и выражается он не только в моторике, в характере реакций, их силе, скорости и т. д., но также и в впечатлительности, в эмоциональной возбудимости и т. п.

Психические свойства темперамента, несомненно, теснейшим образом связаны с телесными свойствами организма — как врожденными особенностями строения нервной системы (нейроконституции), так и функциональными особенностями (мышечного, сосудистого) тонуса органической жизнедеятельности. Однако динамические свойства деятельности человека несводимы к динамическим особенностям органической жизнедеятельности; при всем значении врожденных осо-бенностей организма, в частности его нервной системы, для темперамента они лишь исходный момент его развития, не отрывного от развития личности в целом.

Темперамент не свойство нервной системы или нейроконституции как таковой; он динамический аспект личности, характеризующий динамику ее психической деятельности. Эта динамическая сторона темперамента взаимосвязана с остальными сторонами жизни личности и опосредована конкретным содержанием ее жизни и деятельности; поэтому динамика деятельности человека и несводима к динамическим особенностям его жизнедеятельности, поскольку та сама обусловлена взаимоотношениями личности с окружающим. Это с очевидностью обнаруживается при анализе любой стороны, любого проявления темперамента.

Так, сколь значительную роль ни играют в впечатлительности человека органические основы чувствительности, свойства периферического рецепторного и центрального аппарата, все же впечатлительность к ним несводима. Впечатления, которые воспринимаются человеком, вызываются обычно не изолированно действующими чувственными раздражителями, а явлениями, предметами, лицами, которые имеют определенное объективное значение и вызывают со стороны человека то или иное к себе отношение, обусловленное его вкусами, привязанностями, убеждениями, характером, мировоззрением. В силу этого сама чувствительность или впечатлительность оказывается опосредованной и избирательной.

Впечатлительность опосредуется и преобразуется потребностями, интересами, вкусами, склонностями и т. д. — всем отношением человека к окружающему и зависит от жизненного пути личности.

Точно так же смена эмоций и настроений, состояний эмоционального подъема или упадка у человека зависит не только от тонуса жизнедеятельности организма. Изменения в тонусе, несомненно, тоже влияют на эмоциональное состояние, но тонус жизнедеятельности опосредован и обусловлен взаимоотношениями личности с окружающим и, значит, всем содержанием ее сознательной жизни. Все сказанное об опосредованности впечатлительности и эмоциональности сознательной жизнью личности еще в большей мере относится к импульсивности, поскольку импульсивность включает и впечатлительность, и эмоциональную возбудимость и определяется их соотношением с мощью и сложностью интеллектуальных процессов, их опосредующих и контролирующих.

Несводимы к органической жизнедеятельности и действия человека, поскольку они представляют собой не просто моторные реакции организма, а акты, которые направлены на определенные предметы и преследуют те или иные цели. Они поэтому опосредованы и обусловлены во всех своих психических свойствах, в том числе и динамических, характеризующих темперамент, отношением человека к окружающему, целями, которые он себе ставит, потребностями, вкусами, склонностями, убеждениями, которые обусловливают эти цели. Поэтому никак нельзя свести динамические особенности действий человека к динамическим особенностям органической его жизнедеятельности, взятой в себе самой; сам тонус его органической жизнедеятельности может быть обусловлен ходом его деятельности и оборотом, который она для него получает. Динамические особенности деятельности неизбежно зависят от конкретных взаимоотношений индивида с его окружением; они будут одними в адекватных для него условиях и другими в неадекватных. Поэтому принципиально неправомерны попытки дать учение о темпераментах, исходя лишь из физиологического анализа нервных механизмов вне соотношения у животных с биологическими условиями их существования, у человека — с исторически развивающимися условиями его общественного бытия и практической деятельности.

Динамическая характеристика психической деятельности не имеет самодовлеющего, формального характера; она зависит от содержания и конкретных условий деятельности, от отношения индивида к тому, что он делает, и к тем условиям, в которых он находится. Темпы моей деятельности будут, очевидно, различными в том случае, когда направление ее вынужденно идет вразрез с моими склонностями, интересами, умениями и способностями, с особенностями моего характера, когда я чувствую себя в чуждом мне окружении, и в том случае, когда я захвачен и увлечен содержанием моей работы и нахожусь в созвучной мне среде.

Живость, переходящая в игривую резвость или развязность, и размеренность, даже медлительность движений, принимающая характер степенности или величавости в мимике, в пантомимике, в осанке, походке, повадке человека, обусловлены многообразнейшими причинами, вплоть до нравов той общественной среды, в которой живет человек, и общественного положения, которое он занимает. Стиль эпохи, образ жизни определенных общественных слоев обусловливает в известной мере и темпы, вообще динамические особенности поведения представителей этой эпохи и соответствующих общественных слоев.

Идущие от эпохи, от общественных условий динамические особенности поведения не снимают, конечно, индивидуальных различий в темпераменте различных людей и не упраздняют значения их органических особенностей. Но, отражаясь в психике, в сознании людей, общественные моменты сами включаются во внутренние индивидуальные их особенности и вступают во внутреннюю взаимосвязь со всеми прочими их индивидуальными особенностями, в том числе орга-ническими и функциональными. В реальном образе жизни конкретного человека, в динамических особенностях его индивидуального поведения тонус его жизнедеятельности и регуляция указанных особенностей, которая исходит из общественных условий (темпов общественно-производственной жизни, нравов, быта, приличий и т. п.), образуют неразложимое единство иногда противоположных, но всегда взаимосвязанных моментов. Регуляция динамики поведения, исходящая из общественных условий жизни и деятельности человека, может, конечно, иногда затронуть лишь внешнее поведение, не затрагивая еще саму личность, ее темперамент; при этом внутренние особенности темперамента человека могут находиться и в противоречии с динамическими особенностями поведения, которого он внешне придерживается. Но, в конечном счете, особенности поведения, которого длительно придерживается человек, не могут не наложить раньше или позже своего отпечатка — хотя и не механического, не зеркального, а иногда даже компенсаторно-антагонистического — на внутренний строй личности, на ее темперамент.

Таким образом, во всех своих проявлениях темперамент опосредован и обусловлен реальными условиями и конкретным содержанием жизни человека. Говоря о том, при каких условиях темперамент в игре актера может быть убедительным, Е. Б. Вахтангов писал: «Для этого актеру на репетициях нужно главным образом работать над тем, чтобы все, что его окружает в пьесе, стало его атмосферой, чтобы задачи роли стали его задачами — тогда темперамент заговорит "от сущности". Этот темперамент от сущности — самый ценный, потому что он единственно убедительный и безобманный». Темперамент «от сущности» единственно убедителен на сцене потому, что таков темперамент в действительности: динамика психических процессов не является чем-то самодовлеющим; она зависит от конкретного содержания личности, от задач, которые человек себе ставит, от его потребностей, интересов, склонностей, характера, от его «сущности», которая раскрывается в многообразии наиболее важных для него взаимоотношений с окружающим. Темперамент — пустая абстракция вне личности, которая формируется, совершая свой жизненный путь.

Будучи динамической характеристикой всех проявлений личности, темперамент в своих качественных свойствах впечатлительности, эмоциональной возбудимости и импульсивности является вместе с тем чувственной основой характера.

Образуя основу свойств характера, свойства темперамента, однако, не предопределяют их. Включаясь в развитие характера, свойства темперамента претерпевают изменения, в силу которых одни и те же исходные свойства могут привести к различным свойствам характера в зависимости от того, чему они субординируются, — от поведения, убеждений, волевых и интеллектуальных качеств человека. Так, на основе импульсивности как свойства темперамента в зависимости от условий воспитания и всего жизненного пути могут выработаться различные волевые качества у человека, который не приучился контро-лировать свои поступки размышлением над их последствиями, могут легко развиться необдуманность, безудержность, привычка рубить с плеча, действовать под влиянием аффекта; в других случаях на основе той же импульсивности разовьется решительность, способность без лишних промедлений и колебаний идти к поставленной цели. В зависимости от жизненного пути человека, от всего хода его общественно-морального, интеллектуального и эстетического развития впечатлительность как свойство темперамента может в одном случае привести к значительной уязвимости, болезненной ранимости, отсюда к робости и застенчивости; в другом — на основе той же впечатлительности может развиться большая душевная чуткость, отзывчивость и эстетическая восприимчивость; в третьем — чувствительность в смысле сентиментальности. Формирование характера на базе свойств темперамента существенно связано с направленностью личности.

Итак, темперамент — динамическая характеристика личности во всех ее действенных проявлениях и чувственная основа характера. Преобразуясь в процессе формирования характера, свойства темперамента переходят в черты характера, содержание которого неразрывно связано с направленностью личности.

Влияние темперамента

От темперамента зависят динамические особенности характера человека — стиль его поведения. Темперамент — «природная почва», на которой происходит процесс формирования отдельных свойств характера, развитие отдельных способностей человека.

Люди достигают одинаковых успехов разными способами, замещая свои «слабые» стороны системой психических компенсаций.

Под влиянием жизненных условий у холерика может сформироваться инертность, медлительность, безынициативность, а у меланхолика — энергичность и решительность. Жизненный опыт и воспитание человека маскируют проявления его темперамента. Но при необычных сверхсильных воздействиях, в опасных ситуациях ранее сформированные тормозные реакции могут растормозиться. Холерики и меланхолики более расположены к нервно-психическому срыву. Наряду с этим научный подход к пониманию поведения личности несовместим с жестким привязыванием поступков людей к их природным особенностям.

В зависимости от условий жизни и деятельности человека отдельные свойства его темперамента могут усиливаться или ослабляться. Темперамент, несмотря на его природную обусловленность, можно отнести к свойствам личности, так как в нем объединяются природные и социально приобретенные качества человека.

Зарубежные психологи делят темпераментные особенности преимущественно на две группы — экстраверсию и интроверсию. Эти понятия, введенные швейцарским психологом К. Г. Юнгом, означают преимущественную направленность индивидов на внешний (экстраверт) или внутренний (интроверт) мир. Экстраверты отличаются преимущественной обращенностью к внешнему миру, повышенной социальной адаптированностью, они более конформны и суггестивны (подвержены внушению). Интроверты же наибольшее значение придают явлениям внутреннего мира, они малообщительны, склонны к повышенному самоанализу, испытывают затруднения при вхождении в новую социальную среду, нонконформны и асуггестивны.

Среди качеств темперамента особо выделяются также ригидность и пластичность. Ригидность — инертность, консервативность, трудность переключаемости психической деятельности. Существуют несколько видов ригидности: сенсорная - пролонгирование ощущения после прекращения действия стимула; моторная - трудность перестройки привычных движений; эмоциональная - продолжение эмоционального состояния после прекращения эмоционального воздействия; памяти - пересерверация, навязчивость образов памяти; мышления - инерция суждений, установок, способов решения задач. Качество, противоположное ригидности, — пластичность, гибкость, подвижность, адекватность.

К особенностям темперамента относится и такое психическое явление, как тревожность — напряженность, повышенная эмоциональная возбудимость в ситуациях, интерпретируемых индивидом в качестве угрожающих. Личности с повышенным уровнем тревожности склонны к поведению, неадекватному степени угрозы. Повышенный уровень тревожности вызывает стремление уйти от восприятия угрожающих событий, непроизвольно сужая поле восприятия в стрессогенной ситуации.

Итак, темперамент человека обусловливает динамику его поведения, своеобразие протекания его психических процессов. Темперамент определяет способ видения, переживания человеком событий и их речевой ретрансляции. Анализируя поведение человека, нельзя не считаться с «биологическим фоном» человеческого поведения, воздействующим на степень интенсивности отдельных свойств личности.

Темпераментные особенности человека выступают как психофизиологические возможности его поведения. Например, подвижность нервных процессов обусловливает динамические качества интеллекта, гибкость ассоциативных процессов; возбудимость — легкость возникновения и интенсивность ощущений, устойчивость внимания, силу запечатления образов памяти.

Однако темперамент не является ценностным критерием личности, он не определяет потребностей, интересов, взглядов личности. В одном и том же виде деятельности люди с различными темпераментами могут достичь выдающихся успехов за счет своих компенсаторных возможностей.

Не темперамент, а направленность личности, преобладание у нее высших мотивов над низшими, самоконтроль и самообладание, подавление побуждений низшего уровня для достижения социально значимых целей определяют качество человеческого поведения.

Структура темперамента

Темперамент - термин, образованный от латинского temperamentum (надлежащее соотношение черт) и tempero (смешиваю в надлежащем соотношении). К настоящему времени проблема темперамента достаточно подробно изучена, и потому в науке существует большое разнообразие определений данного свойства личности.

Б.М. Теплов дал следующее определение: «Темпераментом называется характерная для данного человека совокупность психических особенностей, связанных с эмоциональной возбудимостью, то есть быстротой возникновения чувств, с одной стороны, и силой их - другой».

Таким образом, можно утверждать, что темперамент - это совокупность психодинамических свойств нервной системы, биологический фундамент, на котором формируется личность.

Так как психика — свойство нервной системы, то и индивидуальные свойства психики, в том числе и свойства темперамента, обусловлены индивидуальными свойствами нервной системы. Поэтому первый основной признак свойств темперамента - это их обусловленность свойствами нервной системы, которые составляют физиологическую основу темперамента. При этом от каждого типа нервной системы (с его специфическими свойствами) зависит только один тип темперамента.

Одни и те же динамические особенности психической деятельности зависят от соотношения эмоциональных и волевых особенностей. Это соотношение и есть тот характерный признак, который со времен Гиппократа лежит в основе понятия темперамента. Следовательно, есть объективные основания полагать, что индивидуальные особенности эмоционально-волевой сферы являются свойствами темперамента. Это, однако, не значит, что с темпераментом связаны все индивидуальные особенности эмоционально-волевой сферы, и только они.

В результате попыток такого анализа было выделено три главных, ведущих, компонента темперамента, относящихся к сферам общей активности индивида, его моторики и его эмоциональности. Каждый из этих компонентов, в свою очередь, обладает весьма сложным многомерным строением и разными формами психологических проявлений.

Наибольшее значение в структуре темперамента имеет общая психическая активность индивида. Сущность этого компонента заключается в тенденции личности к самовыражению, эффективному освоению и преобразованию внешней действительности.

По содержанию с первым компонентом темперамента особенно тесно связан второй компонент - двигательный, или моторный, ведущую роль в котором играют качества, связанные с функцией двигательного (и специально — речедвигательного) аппарата. Среди динамических качеств двигательного компонента следует выделить такие, как быстрота, сила, резкость, ритм, амплитуда и ряд других признаков мышечного движения (часть из них характеризует и речевую моторику).

Третьим основным компонентом темперамента является эмоциональность, представляющая собой обширный комплекс свойств, характеризующих особенности возникновения, протекания и прекращения разнообразных чувств, аффектов и настроений. По сравнению с другими составными частями темперамента этот компонент наиболее сложен и обладает разветвленной собственной структурой. Основными характеристиками эмоциональности считают впечатлительность, импульсивность и эмоциональную стабильность.

Впечатлительность выражает чуткость субъекта к эмоционально значимым воздействиям.

Импульсивность означает скорость, с которой эмоция побуждает к действиям без их предварительного обдумывания и сознательного планирования. Под эмоциональной лабильностью обычно понимается скорость смены одного переживания другим.

Основные компоненты темперамента образуют в поведении человека единую структуру, что дает возможность ограничить темперамент от других психических образований личности — ее направленности, характера, способностей и др.

Проявление темперамента

Различие людей по темпераменту проявляется в их деятельности. Для достижения успехов в ней важно, чтобы человек владел своим темпераментом, умел приспособить его к условиям и требованиям деятельности, опираясь на его сильные свойства и компенсируя слабые. Такое приспособление выражается в индивидуальном стиле деятельности.

Индивидуальный стиль деятельности — это целесообразная, соответствующая особенностям темперамента система способов и приемов выполнения деятельности, обеспечивающая наилучшие ее результаты.

Формирование индивидуального стиля деятельности осуществляется в процессе обучения и воспитания. При этом необходима собственная заинтересованность субъекта.

Условия формирования индивидуального стиля деятельности:

  1. определение темперамента с оценкой выраженности его психологических свойств;
  2. нахождение совокупности сильных и слабых сторон;
  3. создание положительного отношения к овладению своим темпераментом;
  4. упражнение в совершенствовании сильных свойств и возможной компенсации слабых.

Темперамент имеет значение и для выбора вида деятельности. Холерики предпочитают эмоциональные ее виды (спортивные игры, дискуссии, публичные выступления) и неохотно занимаются однообразной работой. Меланхолики охотно занимаются индивидуальными видами деятельности.

Известно, что в процессе учебных занятий сангвиники при изучении нового материала быстро схватывают основу, выполняют новые действия, хотя с ошибками, не любят длительной и тщательной работы при освоении и совершенствовании навыков. Флегматики не станут выполнять новые действия, упражнения, если что-то неясно в содержании или технике, они склонны к кропотливой, длительной работе при овладении ею.

Например, для спортсменов существуют различия, зависящие от темперамента, в предстартовых состояниях. Сангвиники и флегматики перед стартом находятся преимущественно в состоянии боевой готовности, холерики — в состоянии стартовой лихорадки, а меланхолики — в состоянии стартовой апатии. На соревнованиях сангвиники и флегматики показывают стабильные результаты и даже более высокие, чем на тренировках, у холериков и меланхоликов они недостаточно стабильны.

Столь же дифференцированно, в частности с учетом силы и уравновешенности нервной системы учащихся, нужно подходить и к применению различных форм педагогических воздействий — похвалы, порицания. Похвала оказывает положительное влияние на процесс формирования навыка у всех учащихся, но наибольшее — у «слабых» и «неуравновешенных». Порицание наиболее эффективно действует на «сильных» и «уравновешенных», наименее — на «слабых» и «неуравновешенных». Ожидание оценки за выполнение заданий оказывает положительное влияние на «слабых» и «уравновешенных», но менее существенно для «сильных» и «неуравновешенных».

Таким образом, темперамент, будучи зависимым от врожденных свойств нервной системы, проявляется в индивидуальном стиле деятельности человека, поэтому важно учитывать его особенности при обучении и воспитании.

Учет особенностей темперамента необходим при решении в основном двух важных педагогических задач: при выборе методической тактики обучения и стиля общения с учащимися. В первом случае нужно помочь сангвинику увидеть в монотонной работе источники разнообразия и творческие элементы, холерику — привить навыки особого тщательного самоконтроля, флегматику — целенаправленно развить навыки быстрого переключения внимания, меланхолику — преодолеть страх и неуверенность в себе. Учет темперамента необходим при выборе стиля общения с учащимися. Так, с холериками и меланхоликами предпочтительны такие методы воздействия как индивидуальная беседа и косвенные виды требования (совет, намек и т. д.). Порицание на виду у класса вызовет у холерика конфликтный взрыв, у меланхолика — реакцию обиды, подавленности, неуверенности в себе. Имея дело с флегматиком нецелесообразно настаивать на немедленном выполнении требования, необходимо дать время созреть собственному решению ученика. Сангвиник легко и с удовольствием примет замечание в форме шутки.

Темперамент — природная основа проявления психологических качеств личности. Однако при любом темпераменте можно сформировать у человека качества, не свойственные данному темпераменту. Особое значение здесь имеет самовоспитание. В письме О. Л. Книппер-Чеховой А. П. Чехов писал: «Ты... завидуешь моему характеру. Должен сказать, что от природы характер у меня резкий, я вспыльчив и проч., проч., но привык держать себя, ибо распускать себя порядочному человеку не подобает».

Содержание:

Что такое темперамент?

Под темпераментом понимают такие человеческие особенности, которые определяют динамику протекания нервных процессов в его психике и, соответственно, его поведение. Эта самая динамика, в свою очередь, также может быть разложена на составляющие: это интенсивность, ритм, темп и продолжительность психических процессов. Кроме того, под динамикой понимают особенности поведения человека — быстроту или замедленность его реакций, активность, подвижность.

Темперамент имеет выражение в поступках, речи и поведении человека. И конечно, в его почерке.

Знаете, кто первым указал на физиологическую основу темперамента? Академик Павлов? Нет, были провидцы и до него. Все четыре темперамента (сангвиник, холерик, флегматик и меланхолик) были описаны еще Гиппократом в V веке до и. э. Но подлинно научную основу для теории темперамента дал уже Павлов. Именно он объяснил, что в основе темперамента лежат сочетания основных свойств нервных процессов, протекающих у человека.

Конечно, нервная система у всех разная. Один реагирует на стресс истерикой и руганью, а другой — тихо сам с собой ведет беседу, доводя себя до полного истощения. Радость мы тоже воспринимаем по-разному. И все же можно сказать, что различия наших нервных проявлений обусловлены всего двумя основными процессами — возбуждения и торможения. В этом смысле важными являются три свойства этих процессов: сила, уравновешенность и подвижность.

Эти особенности и позволяют разделить людей в зависимости от типа темперамента на сангвиников, холериков, флегматиков и меланхоликов. Рассмотрим эту классификацию темпераментов и попытаемся понять, как они отражаются в почерке.

Флегматик по своему темпераменту совсем не похож на сангвиника. И все же у них есть общее: как и сангвиник, флегматик способен впасть в тот же ступор в работе. Но дело здесь не в интересе — флегматика вполне удовлетворяет спокойная и размеренная деятельность. Просто вследствие того, что у него недостает общей подвижности и бодрости, флегматик вполне может «застопориться». Его необходимо пинать, тормошить, иногда даже раздражать. Без этих внешних стимулов флегматик делается инертным и совершенно не сдвигаемым с мертвой точки. Понятно, что и его почерк по скорости будет медленным, а по стилю — уравновешенным и стабильным.

Все эти его качества — спокойствие, умеренность, неторопливость — являются проявлениями флегматического темперамента. Многим людям их не хватает, и мы с завистью смотрим на добродушного флегматика. Настроение у него не скачет, как белка по весне. Он уравновешен и основателен. Все это следствия его замедленных психических процессов. Сколько бы вы ни старались, вам не удастся вывести флегматика из себя: он будет «упорствовать» в своем благодушии.

Флегматика вообще отличает упорство. Если он начал делать какое-то дело, то будьте уверены — он его закончит. Однако нередко такие люди раздражают нас именно своей основательностью и спокойствием. Ждешь — ждешь от них ответной реакции — а той все нет. флегматик проявляет слабо: такова уж природа его темперамента. Поэтому ждать от него ярких проявлений чувств не стоит. Наверное, лучше проникнуться его достоинствами и лояльнее посмотреть на недостатки. Либо постоянно его тормошить, не давая «застопориться».

Холерический темперамент — характеристика.

Конечно, растормошить флегматика вполне может холерик — уж у него-то дурной энергии хоть отбавляй. Впрочем, почему дурной? Что плохого в том, что человек постоянно быстр, активен и не может усидеть на месте? Без таких ведь скучно. С одними сангвиниками и флегматиками мир бы стал понятным и односложным. А вот с холериками — совсем другое дело. Порой про них ничего не понять: что это они забегали, засуетились? Какова причина их беспокойства? Что заставляет их яростно жестикулировать, отстаивая, казалось бы, не особо актуальный вопрос?

Делать все это заставляет их, конечно, неуемный темперамент. Процессы возбуждения в их нервной системе преобладают над процессами торможения — таково главное свойство их нервной деятельности. Поэтому холерику трудно усидеть на месте. Он порывист, несдержан и быстр (и мы видим эти качества и в его нервном, угловатом, быстром почерке).

Разумеется, такой человек редко достигает золотой середины: он либо радостно возбужден (делом, встречей или событием), либо, наоборот, вспыльчив и раздражителен. Все это понятно: сначала холерик вкладывает всего себя в какое-то предприятие, а потому вдруг… силы его истощаются. Он сам не замечает, как это произошло. Знал бы — подстраховался бы. Но холерик совершенно об этом не задумывается. Он работает на износ.

Конечно, результаты его порой впечатляющи: то, что флегматик делал бы неделю, холерик успевает провернуть за два часа. Если дело его увлекает (а это лучший для него вариант), он трудится с подъемом, преодолевая любые трудности, — ему все по плечу. К тому же холерик умеет убеждать — его речь зажигательна, а жесты и движения выразительны и красноречивы. Такой убеждает уже одной силой своей личности.

Иногда чувства его захлестывают. В своем порыве он не может остановиться и взять паузу. Он несется на всех парах и поэтому нередко неверно оценивает ситуацию или людей. Эти ошибки бумерангом возвращаются к нему. И ведь именно в такой момент, когда холерик уже совершенно истощен и не способен сопротивляться. Тогда он делается раздражительным, злым и резким. Его настроение и так на нуле, а тут еще вы со своими проблемами! И не важно, что в этих проблемах виноват он сам: отвечать за них он не будет (кстати, почерк его при этом сделается трудночитаемым — ведь ему наплевать, что вы о нем думаете!).

Если вы хотите добиться от холерика результата, постарайтесь понять сущность этой противоречивой натуры. Если вы видите, что он уже выбился из сил, отойдите в сторонку и дайте ему прийти в себя. А иначе вы просто нарветесь на грубость. Тем более что холерики обычно бывают правдорубами и просто обожают говорить человеку в лицо все, что о нем думают (даже если позже они об этом пожалеют).

Характеристика меланхолического темперамента.

Нередко восторженной публикой холериков оказываются меланхолики. Правда, холерики не всегда об этом догадываются. Ведь меланхолики умеют прекрасно скрывать свои чувства. Они вообще не любят выставлять себя напоказ — в любом качестве, даже как публику.

Дело в том, что меланхоликам свойственно глубоко переживать происходящее. Вы можете об этом и не подозревать: внешне меланхолик обычно спокоен и незаметен. Когда внутри у него пробуждены глубокие и сложные чувства, он будет долго жить ими. Причем чувства эти обладают не только большой длительностью, но и особой силой. Именно поэтому меланхолики так ранимы и хрупки психологически. Они боятся заявить о своих чувствах, потому что в ответ могут получить совсем не ту реакцию, которую ожидают. И меланхолики знают об этом. Они обидчивы и плохо забывают свои обиды и огорчения (а внешне, заметьте, это может совсем никак не проявляться). Психологические травмы делают их еще более закрытыми и нелюбимыми.

Меланхолики плохо сходятся с людьми и тяжело привыкают к новым ситуациям. С годами это дается им легче, но в молодости они выглядят застенчивыми и неловкими. Их смущение обычно хорошо заметно. Но это всего лишь свойство их темперамента — у них просто медленно протекают психические процессы и реакция на раздражения тоже замедленна. Почерк у таких людей замедленный и аккуратный. Для него характерно также полное отсутствие украшательств — ведь меланхолики очень скромны и не будут привлекать к себе внимание с помощью затейливых финтифлюшек.

Меланхолики подчас щадят свои чувства и стараются поменьше увлекаться: они знают, как им будет трудно, если чувства нахлынут на них волной. Поэтому нередко они выбирают для себя спокойную и однообразную работу, которая не преподнесет им сюрпризов и не спровоцирует у них негативную реакцию. Внешне такие люди выглядят скучными, но если познакомиться с ними ближе, вы обнаружите за их невзрачной внешностью огромный и яркий внутренний мир.

Вы прочитали это описание и, наверное, соотнесли себя с каким-то типом.

Получилось? Вы сангвиник или холерик? Не то и не другое, но все, вместе взятое? И правильно — ведь чистые типажи в жизни практически не встречаются.Вы, разумеется, можете определить, какой тип темперамента у вас преобладает, а затем уловить оттенки других темпераментов. И конечно, не надо думать, что один темперамент может быть лучше другого (даже если вам импонирует только определенный набор качеств). Все это — игра природы. И поэтому бороться с ней бессмысленно. Не лучше ли взять то лучшее, что она вам подарила, и постараться развить то, чего вам недостает?

Последние материалы раздела:

Роль Троцкого в Октябрьской революции и становлении советской власти
Роль Троцкого в Октябрьской революции и становлении советской власти

«Лента.ру»: Когда началась Февральская революция, Троцкий находился в США. Чем он там занимался и на какие деньги жил?Гусев: К началу Первой...

Ол взмш при мгу: отделение математики Заочные математические школы для школьников
Ол взмш при мгу: отделение математики Заочные математические школы для школьников

Для учащихся 6-х классов: · математика, русский язык (курс из 2-х предметов) - охватывает материал 5-6 классов. Для учащихся 7–11 классов...

Интересные факты о физике
Интересные факты о физике

Какая наука богата на интересные факты? Физика! 7 класс - это время, когда школьники начинают изучать её. Чтобы серьезный предмет не казался таким...